Как запомнить иностранные слова и непременно дожить до ситуации, когда они пригодятся? Как легко и эффективно запоминать иностранные слова

При изучении иностранного языка практически у каждого человека возникает вопрос о том, как запоминать иностранные слова быстро. В настоящее время существует множество методик и приемов, которые помогут расширить иностранный словарный запас легко и быстро, не прибегая к нудной зубрежке, часто не приносящей пользы.

Метод взаимодействия ощущений

Данный метод действует наиболее эффективно при использовании его в дуэте с другими способами и методиками запоминания слов.

Метод взаимодействия ощущений показывает, как лучше запоминать иностранные слова через чувственное восприятие. В его основе лежит не простое механическое заучивание слова или фразы, а их представление и сопоставление с какими-либо ощущениями. Такой подход помогает увереннее пользоваться изученными словами в разговорной речи и не затрачивать лишнее время на то, чтобы просто их вспомнить. При одном лишь упоминании лица, предмета, действия или явления использованные ранее чувственные ассоциации автоматически напомнят мозгу необходимое слово.

В качестве примера можно привести английское слово cup, переводящееся на русский язык как "чашка". При использовании метода взаимодействия ощущений следует не просто заучивать пару "слово - перевод", но и представлять саму чашку, манипуляции, которые с ней можно совершать, а также ощущения, которые могут быть с ней связаны.

Метод взаимодействия ощущений можно совместить с мнемотехникой, основанной на поиске созвучий в родном языке и включении звуковых ассоциаций и перевода в общую, легко запоминаемую фразу. Английское слово cup очень напоминает русское "кап". На основании созвучной ассоциации и перевода легко составить фразу типа: "Из крана в кружку капает вода: кап-кап-кап". Такое совмещение методик отлично показывает, как запоминать иностранные слова быстро и эффективно. Мнемотехника помогает перевести слово в долгосрочную память, а метод взаимодействия ощущений - закрепить его в памяти и напомнить о нем мозгу при необходимости использования.

Метод карточек и стикеров

Основывается на повторении 10-20 слов в течение дня. Нарезаются небольшие прямоугольники из плотной бумаги или картона. На одной стороне записываются слова на иностранном языке, на другой - русский перевод. Слова просматриваются в любую свободную минутку: за завтраком, обедом или ужином, в транспорте, на работе и т.д. Просматривать можно как иностранные слова, так и их перевод на русском. Главное - при просмотре пытаться вспомнить перевод слова или его оригинальное звучание и написание на иностранном языке.

Занятия с карточками можно сделать более эффективными, если проводить его в несколько этапов:

  1. Ознакомление с новыми словами. Проговаривание, поиск ассоциаций, первоначальное запоминание.
  2. Запоминание новых иностранных слов. Восстановление в памяти перевода на русский язык, постоянная перетасовка карточек до тех пор, пока все слова не будут выучены.
  3. Этап, аналогичный предыдущему, но в обратном порядке - работа со словами на русском языке.
  4. Закрепление изученных слов. Максимально быстрое повторение слов с использованием секундомера. Цель данного этапа - узнавание слов без перевода.

Оригинальным вариантом карточного метода является использование стикеров. С их помощью можно изучать названия окружающих предметов и действия, которые можно с ними совершить. Например, на дверь можно наклеить английское "door", а на ее ручку - "push" с той стороны, с которой дверь необходимо толкать, и "pull" со стороны, в которую дверь тянут.

Еще один вариант работы со стикерами - их наклеивание в тех местах, в которых изучающий чаще всего может их видеть. Это может быть место у компьютера (включая экран), зеркало в ванной, кухонные полки и т.д. На стикерах могут быть написаны любые иностранные слова. Главным условием является то, что стикеры должны часто попадаться на глаза.

Использование стикеров наглядно показывает, как запоминать слова иностранного языка с использованием зрительной информации.

Ассоциации

Это очень интересный и простой способ обучения, который подходит даже малышам. Методы лексических или фонетических ассоциаций рассказывают о том, как запоминать иностранные слова, используя созвучные им русские. При этом иностранное и созвучное с ним русское слово должны быть связаны по смыслу. Если такая смысловая связь не прослеживается четко, ее следует придумать самостоятельно.

Например, английское слово palm в переводе на русский язык означает "ладонь" и созвучно с русским "пальма". Для запоминания значения слова palm с помощью ассоциации следует думать о том, что листья пальмы похожи на человеческие ладони с растопыренными пальцами.

Не стоит думать, что для методов ассоциаций существуют исключения. К одному иностранному слову достаточно легко подобрать похожие по звучанию слова на русском языке, другое совершенно ни с чем не созвучно. Однако к любому иностранному слову можно подобрать либо созвучный вариант, либо разделить его на составные части и подыскивать похожее словосочетание в русском языке.

Или же разделить одно составное слово на два, простых уже известных изучающему язык, и с помощью соединения их переводов составить единую ассоциацию. Например, английское слово butterfly (бабочка) легко разделяется на butter (масло) и fly (муха, летать). Таким образом, butterfly легко запоминается с помощью таких ассоциаций, как "муха на масле" или "масло летает".

Методы ассоциаций описаны во многих трудах профессиональных лингвистов и широко применяются в практике языковых школ. Одни из наиболее интересных трудов и эффективных методов были предложены Игорем Юрьевичем Матюгиным - разработчиком специальной методики, развивающей внимание и память. Чтобы легче понять, как запоминать иностранные слова, И.Ю. Матюгин представил миру книгу, в которой собраны 2500 английских слов с яркими и интересными ассоциациями.

Метод Ярцева

Он лучше всего подойдет тем, кто легче воспринимает информаци визуально. Этот метод не расскажет, как запоминать иностранные слова сотнями в день, но точно поможет значительно расширить словарный запас, закрепив его в долгосрочной памяти.

Суть метода Ярцева заключается в определенном записывании слов. Обычный тетрадный лист разделяется на 3 столбика. В первом пишется слово, во втором - его перевод. Третий столбик предназначен для синонимов и антонимов, а также примеров словосочетаний и фраз, в которых будет присутствовать изучаемое слово.

Приятным моментом использования данной методики является отсутствие зубрежки. Выписанные слова следует время от времени перечитывать, таким образом постепенно закрепляя их в памяти. Но одного чтения будет недостаточно. Слова, помимо списков, должны также встречаться в статьях, фильмах и т.д. Таким образом их необходимо активизировать в памяти.

Методы группировки

Такая методика помогает разобраться, как быстро запоминать иностранные слова. Объединение их в группы может происходить:

  • По смыслу.
  • По грамматическим признакам.

В случае с группировкой по смыслу вместе собираются слова, являющиеся синонимами или антонимами. Целью такой группировки служит максимальное обогащение словарного запаса. Примером может служить такая группа слов, переведенная на любой иностранный язык:

хорошо, прекрасно, замечательно, великолепно, плохо, неважно и т.д.

Вариантов группировки слов по грамматическим признакам может быть очень много. При составлении групп можно опираться на однокоренные слова, на существительные одного рода, на глаголы с определенным окончанием и т.д. Такая группировка помогает не только пополнить словарный запас, но и улучшить понимание основ грамматики языка.

Мнемонические ассоциации

Мнемотехника творчески подходит к вопросу о том, как запоминать иностранные слова и заносить их в долгосрочную память. Согласно данному методу, к каждому иностранному слову необходимо придумать созвучное русское, которое будет ассоциироваться с зарубежным оригиналом. Затем звуковая ассоциация и перевод совмещаются в какой-либо фразе или истории, которые необходимо запомнить. Алгоритм повторения выглядит следующим образом:

  • Иностранное слово.
  • Созвучная ассоциация на русском языке.
  • Фраза или история.
  • Перевод.

В рамках методики алгоритм для каждого слова проговаривается 4 раза в сутки в течение двух дней. Результатом становится исключение из алгоритма стадий "ассоциация" и "история, фраза" и перемещение пары "иностранное слово - перевод" в участок мозга, отвечающий за долгосрочную память.

Первоначально в нее попадает история, перевод же задерживается в быстрой памяти всего на 30 минут. В дальнейшем при одном взгляде на слово в памяти всплывет звуковая ассоциация, с ней вспомнится фраза, а затем из фразы извлекается перевод. Алгоритм будет работать и в обратном направлении: перевод помогает мозгу вспомнить фразу, а из нее или истории извлекается звуковая аналогия, которая напоминает об исходном иностранном слове. Таким образом, методика мнемонических ассоциаций показывает, как эффективно запоминать иностранные слова, оставляя их в памяти на длительный срок.

В качестве примера можно привести английское слово puddle, в переводе на русский язык означающее "лужа". Звуковой ассоциацией для него будет русское "падал", а в качестве фразы подойдет: "Никита много раз падал в лужу". Алгоритм повторения слова будет выглядеть следующим образом:

  • Puddle (исходное иностранное слово).
  • Падал (звуковая ассоциация).
  • Никита много раз падал в лужу (фраза или история, содержащая созвучную ассоциацию и перевод).
  • Лужа (перевод).

Используя метод мнемонических ассоциаций, чтобы легко запомнить иностранные слова, не обязательно придумывать созвучия и примеры фраз самостоятельно. В настоящее время существует большое число информационных ресурсов, предлагающих уже готовые алгоритмы для запоминания иностранных слов и словосочетаний.

Интервальные повторения

Метод интервальных повторений также предлагает изучать иностранные слова с помощью карточек. Главное его отличие от карточного метода состоит в предложении того, как запоминать иностранные слова. Метод интервальных повторений предполагает, что слова на карточках будут просматриваться и проговариваться через определенные промежутки времени. Благодаря такому алгоритму повторений изучаемые иностранные слова будут закрепляться в отделе долгосрочной памяти мозга. Но без отсутствия повторения мозг "удалит" лишнюю (по его мнению) информацию.

Метод интервальных повторений не всегда бывает полезным и уместным. Например, при изучении часто употребляемых слов (дни недели, частые действия и т.д.), которые постоянно на слуху и регулярно употребляются в речи, повторение слов станет естественным процессом - они будут часто встречаться в разговорах, при чтении и просмотре видео.

Прослушивание

Данный метод станет идеальным вариантом для любителей прослушивать музыку или любую информацию. В его основе - прослушивание иностранных слов, обязательно произносимых правильно, а также их повторение. В качестве материалов могут служить как специальные учебные аудиозаписи, так и разнообразные видео с детальным разбором слов, фраз и предложений.

Чтение

При решении вопроса о том, как запоминать иностранные слова, книги, статьи и другие печатные материалы на изучаемом языке могут оказать значительную помощь. Изучение слов во время чтения текстов на иностранном языке уместно в том случае, когда человек, изучающий язык, знает уже около 2-3 тысяч слов. Именно с наличием такого словарного запаса приходит понимание несложных текстов.

Оптимальным вариантом запоминания благодаря чтению будет выписывание неизвестных слов из текстов. При этом не нужно выписывать подряд все непонятные фразы. Внимание следует уделить лишь тем, без которых невозможно понять общий смысл предложений. Наверняка они пригодятся при дальнейшем использовании иностранного языка. Такое запоминание будет проходить намного эффективнее, так как новая информация "добывается" из контекста, образуя в памяти более яркие и выраженные ассоциации.

Количество выписываемых слов также должно быть ограниченным. Для пополнения словарного запаса без отрыва от чтения достаточно выписывать их всего несколько штук с одной прочитанной страницы.

При желании можно обойтись и без выписывания, так как словарный запас пополняется даже в процессе непрерывного чтения. Но заучивание слов и закрепление их в долгосрочной памяти в таком случае происходит намного медленнее.

Просмотр видео

Заучивание новых слов по видео также требует от изучающего определенных знаний языка. В противном случае будет достаточно сложно понять, какое иностранное слово, еще неизвестное изучающему, было произнесено. Просмотр видео на иностранном языке позволяет достигнуть сразу двух результатов: расширить словарный запас и улучшить навык понимания устной речи на слух.

Самый простой подход в данной методике - просмотр видео без отвлечения на выписывание неизвестных слов. Но максимально положительный результат будет достигнут только в том случае, если во время просмотра останавливать фильм, делать заметки и разбирать новые для изучающего язык слова и фразы.

Многие, кто начинает изучать язык, с самого начала задаются вопросом, как запоминать иностранные слова легко, быстро и с удовольствием, чтобы сразу же говорить на иностранном языке.

Технология запоминания иностранных слов

Прежде всего, одно самое важное замечание – данная технология запоминания иностранных слов настроена таким образом, что быстро учить слова нужно в направлении «иностранный – русский», то есть смотрим на иноземное слово и запоминаем его значение на русском, но только не наоборот!

Как только вы решили быстро заговорить на иностранном языке возникает вопрос как запоминать иностранные слова сотнями в день? Это не всегда удается, потому что слова сами по себе в голову запрыгнуть не могут. Всегда нужно, чтобы кто-то их туда положил или ввёл в память как в компьютере.

Этап 1 Работа с иностранными словами

На этапе работы с иностранными словами мы выбираем, делим и запоминаем иностранные слова.

1)Выбираем порцию слов для запоминания количеством сто штук!

Сразу хочу отметить, что 100 – это уж самый максимальный максимум, по крайней мере, для меня. Может быть, если эта методика у вас начнет работать, вы сможете сразу же быстро учить слова и одолеете и 200, и 300, но для начала больше 50-60 лучше не брать. Ограничьте вашу скорость!

2)Делим порцию на пять частей

Это сродни раздельному питанию, чтобы не всё и сразу, а весь день, но понемногу. Обратите внимание – части должны быть равными! Поэтому, чтобы быстро учить слова, изначально берите такое количество, которое делится на 5 без остатка!

3) Запоминаем слова

Конечно, запоминать нужно максимально, ведь искусство быстро учить слова требует большой точности! Итого, запоминание слов из первой части займет у вас не более 30 секунд!

Механизм кратковременной памяти

Как на 1 этапе работает механизм кратковременной памяти? 30 секунд - очень знаковая цифра! Она напрямую связана с нашей кратковременной памятью, которая и позволяет, и не позволяет нам быстро учить слова. Почему? А потому что, кратковременная память – это как оперативка у компа, только у человека она очень быстро перегружается.

Ну посудите сами, как тут быстро учить слова, если эта память держит в себе информацию всего лишь 30 секунд, а запоминает она на эти полминуты от 2 до 26 единиц информации! Это не сравнится даже с первыми ЭВМ 80-х годов.

Но! Человек – не машина, поэтому его память имеет некоторые другие интересные возможности! Например, ей не важно, какой длины слово вы запоминаете! То есть, если у нас есть семь букв, семь слов и семь фраз, запоминание пройдет одинаково! Более того, преимущество отдается более длинной информации. Так что лучше быстро учить не отдельные слова, а целые выражения!

Ухудшение кратковременной памяти

И еще одно важное обстоятельство – может наступить ухудшение кратковременной памяти, кратковременная память не будет работать, если вы, начав быстро учить слова, станете многократно повторять слово, которое вы только что запомнили! Память просто переполнится и зависнет.

Говоря иначе, если вы будете повторять одно слово более 30 секунд, то оно попросту сотрется из вашей кратковременной памяти и никак уж не перейдет в долговременную! Да и в реальности, даже если и очень быстро учить слова, человек вряд ли способен с такой скоростью повторить одно слово 10-20 раз за полминуты.

Отсюда вывод – сделайте первичный элемент длиннее – быстро учите не само слово, а словосочетание в контексте. Это приятнее для памяти и полезнее для того, чтобы вам скорее научиться говорить на иностранном языке. Количество иностранных слов и выражений, которые вы запоминаете в «один присест» должно быть ограниченным.

Если будете увеличивать его даже на чуть-чуть, сразу же начнете забывать всё.

Как происходит процесс запоминания в мозге

Как же происходит процесс запоминания в мозге и что может его улучшить или, наоборот, повредить. Мы не повторяем, а запоминаем! Причем, смотрите – запоминаем от 2 до 26 единиц в «один присест»! Поэтому не перегружайтесь изначально - ведь дополнительных блоков оперативной памяти у вас нет. Делайте паузы! Запомнили слова из одной части – не ломитесь на следующую!

Притормозите и переключитесь на какой-нибудь нейтральный процесс, не связанный с желанием быстро учить слова. Пауза должна быть не менее десяти минут! Нужно «перезарядить» вашу кратковременную память и открыть долгожданную дверь в память долговременную.

За эти десять минут вы неосознанно начинаете быстро учить и повторять слова, которые вы только что запомнили. Медленно «остывающий» мозг дает вам уникальную возможность увеличить время нахождения новых слов в кратковременной памяти до суток – полутора!

Этап второй: ритм, контексты, повторение

На втором этапе нам предстоит научиться работать с ритмом, включать слова в контексты и правильно повторять.

1)Повторяем слова!

Через 10 минут после запоминания первой части слов положите бумажный лист на перевод, пробегитесь глазами по словам и проверьте как вы их запомнили. Не переживайте, если вы чего-то упустили. Нагоните всё в последующих шагах!

2)Стучим ритм!

Берем что-нибудь равномерно и громко тикающее, например, метроном – механический, электрический, компьютерный или типа того. Если такового не имеется, смело вооружаемся карандашом и начинаем стучать ритм размеров 1 удар в секунду. Точно так же выставляем ритм на метрономе 60 ударов в минуту.

И вот, с каждым таким ударом смотрим на слово, которое запомнили и стараемся его узнать. Тук- слово, тук-слово, тук-слово…и пошло-поехало. При этом мысленно считаем, сколько слов уже прошли. Если в эту секунду не можем вспомнить слово, оставляем его и переходим к следующему. Наша задача здесь – выдержать ритм!

Зачем мы вообще это делаем? А затем, чтобы как раз включить внутренние ресурсы мозга и долговременную память, которая активизирует способность быстро учить слова.Мы как бы слегка вводим себя в «языковой транс», так как концентрируемся на ритме, и все наши страхи и внутренняя критика стоят себе, одураченные и не могут в этот момент нам помешать. В то же самое время, включаются механизмы узнавания слова и его более глубокого запоминания.

Все действия, начиная с Шага 4, фиксируем по часам — сколько вам нужно времени, чтобы пройти все эти шаги. В дальнейшем будет возможно быстро учить слова и планировать количество слов для запоминания в общей порции.

3) Работаем со следующими частями слов

Переходим ко второй и последующим частям слов из нашей порции и повторяем первый этап. Помните о 10-минутной паузе после первого запоминания каждой части! И так вот быстро учим слова и изучаем всю порцию!

4)Проверяем всю порцию!

Делаем это очень просто – читаем все слова, которые мы запомнили и повторили. Этот шаг важен тем, что мы подводим своеобразный итог нашего «мозгового штурма» и «подчищаем хвосты», то есть, вспоминаем те слова, которые уже успели забыть.

В результате на то, чтобы быстро учить слова, у вас должно уйти времени не более одного часа. Сколько слов вы успеете запомнить и повторить за это время – зависит от вас, но будьте благоразумны. Количество совсем не означает качество.

Что же вам делать теперь, после того как изучена вся словесная порция? Вы должны запустить процесс загрузки выученного материала в долговременную память. Делается это с помощью интервальных повторений, дабы «протолкнуть» информацию из кратковременной памяти еще глубже.

Как не забывать иностранные слова

Ответом на вопрос как не забывать иностранные слова могут быть интервальные повторения. Интервальные повторения – это повторения выученной порции слов через определенные интервалы времени, после которых эта вкусная порция запоминается всерьез и надолго.

Когда вы начали быстро учить слова, вы уже повторили их один раз – каждую часть через 10 минут после запоминания. Теперь вы повторяете всю порцию по следующей схеме:

Первое повторение – через 24 часа

Второе повторение через 24 часа после первого

Третье повторение – через 24 часа после второго

Четвертое, финальное повторение – через 2-3 месяца после третьего!

Пусть вас не смущает такой большой перерыв в повторениях – в реальности вы сможете вспомнить слова даже через год! Так что не волнуйтесь за вашу память! Главное – обязательно пройти все четыре интервала!

Хорошо, первую порцию вы прошли, а как же быть с остальными? Ведь на другой день вы возьмёте следующую порцию, на третий день – еще одну, а потом – еще и еще! Как не утонуть в этой лавине слов, что вдруг хлынет в ваше сознание и окончательно спутает вам карты?

Все очень просто! Вам будет нужно не только быстро учить сами слова, но и упорядочить процесс изучения иностранных слов и их повторения.
Для этого обозначьте каждую порцию порядковым номером от 1 до бесконечности и проставьте в календаре эти номера, согласно интервалам повторения.

Прямо в окошко даты вписывайте порядковый номер порции и всё! Только не забудьте, под каким номером скрывается какая порция слов Кстати, номер порции можно изначально записать в самом источнике этих слов.

Можно ли выучить иностранный язык самостоятельно?

Узнав о том, как быстро запоминать иностранные слова, сразу возникает вопрос – можно ли выучить иностранный язык самостоятельно? Что могу сказать? Методика работает! Мозг разгоняется, но делает это постепенно, как бы раскручивая обороты, но потом может и не остановиться.

Я быстро учил слова и где-то за одну неделю вышел на уровень 50 слов в час, но дальше уже чувствуется напряг мозга, этакое его «подгорание». Знаете, я читал, что синхронные переводчики в своей работе меняются каждые полчаса, потому что их мозг просто не может выдержать более длительное время из-за постоянного напряжения и концентрации внимания.

Нечто подобное чувствуется и здесь! Сначала вообще все идет довольно сложно и неприятно. Всё внутри отказывается быстро учить слова и жаждет привычной зубрежки слов, которые потом благополучно улетучиваются из памяти.

Однако после нескольких дней подобных ускорений организм привыкает и начинают приходить первые результаты. Еще позже появляется соблазн быстро учить слова и раскачать этот маховик на максимум, но здесь я бы рекомендовал вам не спешить.

Количество слов в порции нужно увеличивать понемногу, да и то в том случае, если вы увидите, что методика у вас «пошла». Каким должно быть это самое количество – решать вам, но думайте сами! Для меня оптимальная порция – это 50-60 слов, ну это как разрешенная скорость в населенных пунктах.

Теперь о том, как часто нужно применять эту методику. Кто хочет быстро учить слова «с ветерком» на 200 в час, оцените свои возможности для начала. После тестового опробования я глубоко убежден, что она не должна быть вашим базовым способом изучения иностранных слов.

Для меня было бы очень дискомфортным, если бы каждый раз во время запоминания и повторения я разгонял все свои нейроны, а потом долго бы их успокаивал. Как-то это чревато, я думаю… Методика однозначно эффективна на базовом этапе набора лексики. Как раз здесь вам нужно быстро учить слова, чтобы побыстрее начать говорить на иностранном языке и научиться восприятию иностранного языка на слух!

Также быстро учить слова и применять методику «двести слов в час» можно и на стадии освоения тематической лексики, то есть по каким-то конкретным темам и направлениям, где слов много и большинство из них – специфические термины.

Одним словом, пользуйтесь этой методикой, чтобы быстро учить слова периодически для поддержания ваших мозговых компьютеров в рабочем и готовом «к бою» состоянии, а также для повышения вашей мотивации к изучению иностранных языков.

И вот насчет мотивации… выбросьте из головы все мысли, что мол, при таком методе вы станете учить и быстро забудете все слова! Не это должно превалировать в сознании! Поставьте себе цель – овладеть навыком быстро учить слова и довести порцию изучаемых слов до….энного количества в день, по вашим возможностям.

Вот и всё! И я более, чем уверен, что умение запоминать иностранные слова легко, быстро и с удовольствием придёт к вам очень скоро и пребудет с вами на всю оставшуюся жизнь!

Учишь-учишь эти слова, а толка никакого! Через пару дней всё забывается.

Используйте научный подход к запоминанию! Представляем вам три научно обоснованных методики, которые позволят быстро и надолго запоминать иностранные слова.

СКОЛЬКО СЛОВ НУЖНО ЗНАТЬ?

Для начала разберемся, сколько слов нужно выучить, чтобы начать понимать большую часть иностранной речи, да и самому высказывать свои мысли. Пятилетний ребенок, проживающий в англоговорящей стране употребляет 4 000 - 5 000 слов, а выпускник университета - около 20 000 слов. Однако человек, изучающий английский язык, как иностранный, владеет словарным запасом в объеме всего 5 000 слов, несмотря на несколько лет обучения.

Но есть и хорошие новости : словарного запаса в 2 000 слов достаточно для того, чтобы понимать 80% иностранной речи. К данному выводу пришли исследователи на основании анализа Брауновского корпуса (Brown Corpus).Лингвистическим корпусом называют совокупность текстов на различные темы.

Интересно, что после того, как вы выучили 2 000 слов, пополнение словарного запаса на каждую последующую 1 000 слов позволяет увеличить объем понимаемого текста всего на 3-4%.


КАК БЫСТРО ЗАПОМНИТЬ СЛОВО?

Первый вопрос, который интересует всех, как быстро запомнить иностранные слова?

Ученые пришли к выводу, что быстрее запоминается информация, которая имеет эмоциональную окраску . Соответственно, хорошей идеей является изучение слов посредством игр, загадок, фильмов. Понравилась песня - не поленитесь посмотреть перевод непонятных слов. Эти слова навсегда будут ассоциироваться с понравившейся песней, а значит, оставят эмоциональный след в памяти.

Отличный прием - мнемоника. Создавайте красочные ассоциации - это позволит запомнить даже труднопроизносимые слова. Пример использования: слово weatherпохоже на русское слово ветер, строим в голове пару ветер-погода, навсегда запоминаем, что weather переводится погода. Существуют специальные справочники, в которых можно найти различные мнемонические приемы для запоминания английских слов. Однако лучше придумывать подобные ассоциации самостоятельно, поскольку наши ассоциации и эмоции строго индивидуальны.

КАК ТАК ЖЕ БЫСТРО НЕ ЗАБЫТЬ СЛОВО?

Итак, вы выучили пару сотен слов, но через неделю в памяти осталось порядка десяти из них. В чем проблема? Это объясняется существованием краткосрочной и долгосрочной памяти. Механизмы краткосрочной памяти позволяют сохранять информацию на 15-30 минут, затем же, заметив, что данная информация не находит применения, мозг избавляется от нее, как от чего-то ненужного. Как же дать понять мозгу, что эти слова нам очень даже нужны? Ответ - многократное повторение. Тут как с собакой Павлова: лампочка загорается - слюна выделяется. Однако выделяется она только после 5-10 раз повторений цепочки еда + свет. Если при зажигании света перестать подавать еду, в мозгу собаки разрушится ассоциация зажигающейся лампочки с едой, и слюна перестанет выделяться.

Так сколько же раз нужно повторить слово, чтобы оно стабильно перешло из кратковременной в долговременную память?

Немецкий психолог Герман Эббингауз разработал Кривую забывания, которая характеризует объемы потерянной информации с течением времени при отсутствии повторения. В течение первых 20 минут после изучения слов мы будем помнить уже 60%, а в течение 1 часа мы потеряем более 50% информации. Затем с течением времени будет стираться все больше информации, и к 3 дню в памяти останется лишь 20% информации. Таким образом, если пропустить хотя бы один день в повторении - забытых слов уже не вернешь.

Вывод очевиден: без повторения никуда . Используйте слова в речи, придумывайте рассказы с использованием новых слов, играйте на своем смартфоне в карточки хотя бы по паре минут в день - все это позволит сохранить изученные слова. Иначе время, затраченное на их первоначальное изучение, просто уйдет впустую.

Предлагаем использовать следующий график повторений:

  • Через 10-15 минут после изучения слов;
  • Через 50-60 минут;
  • На следующий день;
  • Через 1 день;
  • Через 2 дня.

Вот после этого большая часть информации закрепится на всю жизнь.

КАК БЫСТРЕЕ ВЫРАЖАТЬ МЫСЛИ?

Очень хочется, чтобы иностранные слова лились из уст, не требуя чрезмерного напряжения мозга и нескольких минут на формулирование фразы. Существует возможность ускорить формирование иностранной речи - это развитие мышечной памяти. Под мышцами здесь подразумеваются мышцы нашего артикуляционного аппарата. Эти мышцы, как и мышцы ног при катании на велосипеде или мышцы пальцев рук пианиста, обладают памятью, позволяющей совершать автоматизированные движения практически бессознательно.

Для того, чтобы мышечная память сформировалась, важно при изучении слов произносить их вслух, делая движения языком и губами. Также полезно одновременно представлять образ изучаемого предмета. Со временем вы уже не будете задумываться, какое слово произнести - мышцы сделают это автоматически.

Таким образом, правильная организация работы мозга по формированию краткосрочной, долгосрочной и мышечной памяти позволит быстро и надолго пополнить свой словарный запас.

Удачи в обучении!

Учим много-много слов. Начинающие обрабатывают Минилекс Гуннемарка, продолжающие — разнообразные списки неправильных глаголов, специальной лексики и т.п.

Перед нами стоит задача — освоить достаточно большой объем слов за 7 дней, и еще более важная задача — найти самый эффективный способ запоминания слов для каждого из участников.

Шаг 1.

Сначала нужно разобраться с тем, как именно ты лучше всего воспринимаешь информацию. Для этого есть маленький, но очень важный чек-лист. Если ты — аудиал, то метод «читать тетрадку» будет работать для тебя гораздо хуже, чем метод «слушать список слов к тексту». А ты можешь об этом даже не задумываться и долго и упорно, до победного конца и ощущения собственной никчемности, смотреть в эту дурацкую тетрадь и не понимать, почему ничего не запоминается!

А нужно всего-то разобраться, что работает для тебя лично. Чек-лист придет к тебе на почту, если ты отсавишь свой мейл коту (см. кота сбоку:))

Шаг 2. Способы запоминания слов

Традиционные методы

1. Метод Ярцева (визуалы)

На самом деле, конечно же, этот метод появился задолго до Виталия Викторовича, но именно благодаря В.В.Ярцеву он появился у меня в жизни, и это очень крутой метод для ленивых людей типа меня (визуалов), поэтому в этой статье я начинаю с него и называю его так:)

Берем тетрадку. Выписываем в 2 (3) столбика слово — перевод. Даем рядом синонимы \ антонимы \ примеры.

Время от времени читаем списки, просто читаем, ничего не зубрим.

Я не знаю, как это работает, но я не зубрила немецкий у этого преподавателя, а просто временами читала тетрадку. Он не устраивал диктантов, никогда не проверял нас по спискам. И я до сих пор, через много лет, помню кучу слов.

Т.е. получается, что ты не напрягаешься, не пытаешься влить в себя 100 слов за 30 минут, просто планомерно время от времени освежаешь материал. Но следует сразу предупредить, что эти слова должны встречаться в учебниках, статьях, т.е. вы должны, помимо чтения тетрадки, как-то их активизировать.

2. Метод карточек

Второй популярный способ. Берем и нарезаем кучу карточек или покупаем квадратные блоки бумаги для заметок. На одной стороне пишем слово, на другой — перевод. Для продвинутых пользователей указываем примеры. Гоняем карточки по кругу, откладываем те, которые знаем хорошо. Время от времени повторяем пройденное, дабы освежить.

Из минусов — если слов очень много, а времени мало, вы потратите кучу времени на создание самих карточек.

В качестве развлечения можно разложить их по кучкам штук по 10 в разных местах квартиры, время от времени на них натыкаться и повторять.

Аудиалы к этому способу должны обязательно добавить проговаривание вслух.

Карточки отлично заходят у детей, это можно превратить в интересную игру.

3. Метод прописывания

Классика жанра:) Берешь слово и прописываешь его, много-много раз. Отлично работает для китайских иероглифов (про то, как иероглифы учить более эффективно, расскажу чуть ниже). Минус — тоска зеленая. Но способ проверен веками.


4. Метод «Полстранички»

Это один из моих любимых способов. Гнешь лист пополам, с одного края пишешь слово, со обратной стороны — перевод. Можно быстро себя проверить. Для меня как для визуала работает хорошо, т.к. я легко запоминаю, в какой части листа было записано данное слово.

Минус — вы привыкаете к определенному порядку слов. (но отчасти это и плюс:)

5. Метод «Дизайнер интерьеров»

Если вы учите какую-то конкретную лексику, которая вас окружает, можно везде сделать своеобразные «labels» — наклеить стикеры с названиями предметов. Также, можно прилепить на монитор самые противные слова, которые не хотят запоминаться. Плюс этого метода в веселье:) Минус — мозг может начать игнорировать все эти бумажки, и они потом будут долго где-то висеть.

Методы оптимизации

6. Метод группировки по грамматическим признакам

Если у вас есть большой список слов, худшее, что с ним можно сделать, это учить его бессистемно.

Его можно и нужно обработать и сгруппировать.

К примеру, сначала вы выписываете глаголы, причем вы выписываете их не подряд, а группируете по типу окончаний, либо вы выписываете существительные мужского рода, потом женского.

Таким образом, т.к. большая часть слов у нас не относится к исключениям (исключения вы группируете отдельно), вы начинаете видеть логику языка и запоминаете слова в связке с им подобными.

7. Метод группировки по смыслу

Вы выписываете и запоминаете слово и его синоним \ антоним сразу. Это актуально как для начинающих, так и продолжающих.

Вот выучил ты слово «хорошо», выясни сразу, как будет «плохо». А если ты еще запомнишь «отлично, так себе, отвратительно», то ты здорово обогатишь свой словарный запас.

8. Метод изучения однокоренных слов (для фанатов)

Мы берем слова и группируем их вокруг корня. Т.е. условное «дело\сделать\сделанный» и выучиваем сразу несколько однокоренных частей речи.

Обязательно гляньте лекцию Профессора Аргуэльеса на тему word families, он там как раз рассказывает, сколько и чего нужно знать для полного счастья.

9. Этимологический метод: мой любимый (еще один ленивый способ)

Работает для тех, кто выучил несколько языков:)

Когда ты занимаешься несколькими языками внутри одной языковой ветви, ты начинаешь видеть похожие корни. Это на самом деле приходит с опытом, и пропадает необходимость еще раз выучивать огромное количество слов. На определенном этапе ты просто уже знаешь достаточно:) И если я понимаю, что это слово мне ни о чем не говорит категорически, я лезу в этимологический словарь и докапываюсь, откуда оно произошло. Пока я это делаю, я его запоминаю. (Ну и оно запоминается просто от факта того, что оказалось не распознанным и привлекло внимание)

Бонус изучения разных языков в том, что каждый следующий учится быстрее, если, конечно, не брать что-то совсем незнакомое.

10. Цепочки слов

Берешь список слов, которые нужно выучить, и составляешь из них некую историю (пусть даже бредовую).

Т.о. ты учишь не 30 слов, а 5 предложений по 6 слов в каждом. Если подойти к этому делу творчески, можно с пользой и увлекательно провести время:)

Методы для нелюбителей дедовских методов:)

11. Spaced Repetition (интервальные повторения): техника удержания в памяти, заключающаяся в повторении запомненного учебного материала по определённым, постоянно возрастающим интервалам.

Т.е. по факту вы устанавливаете на телефон приложение, и там вам программа автоматически будет показывать слова в заданном порядке и с нужной частотой. Вы можете использовать как готовые списки слов, так и создавать свои.

Плюсы: капитально врезается в память

Минусы: уходит очень много времени. Если вы уже запомнили слово, оно все равно будет время от времени всплывать в некоторых программах.

Мое личное отношение: игралась, но не прониклась. Но штука полезная. Однозначно рекомендую любителям игр в телефоне, так вы хотя бы с пользой будете проводить время:)

Самая популярная программа для этого метода — Anki

Мемрайз лично мне пришелся по душе больше, чем Anki, просто потому, что он веселее, и там есть супер-рейтинг! Вы также можете выбрать уже готовые списки слов либо создавать свои. Если слово категорически не запоминается, можно воспользоваться специальными забавными картинками, которые создают пользователи, используя приемы мнемотехники, либо же загрузить свою.

Обязательно попробуйте обе программы, выберите ту, которая понравится больше, и попробуйте Spaced Repetition. На самом деле, хорошая штука и многим очень помогает.

А здесь вы можете создавать свои списки и генерить разные способы проверки слов (тесты, выбери правильный вариант, напиши по буквам, и т.д и т.п.) Хороший способ проверить себя в игровой форме для любителей разных тестов.

«Волшебные» методы

Волшебными методами очень любят завлекать различные маркетологи и языковые гуру. Обычно суть методов заключается в «секретных техниках спецслужб», которые, ну объективно ж, описаны в куче литературы. А просят за это нездравые суммы денег.

Мнемотехника — один из самых популярных способов.

14. Мнемотехника

Суть способа — в придумывании смешных и абсурдных ассоциаций к слову, которое никак не получается запомнить.

Вы берете слово и придумываете какой-то ассоциативный образ, который должен быть очень ярким. Но в этом образе должен быть «ключ» к запоминаемому слову.

Пример (спертый из интернета:)) « grief » («горе»):
«горе раненому тигру, (гриф -ы) кружатся над ним»

Субъективно: нужно тренироваться и привыкнуть, прежде, чем начнет получаться. Но те, кто им пользуется, достигают больших успехов. Наглядный пример — наша 16летняя Аленка, которая в следующем месяце идет сдавать HSK6 (высший уровень китайского языка). Она его использует. В с ней рассказывается, как она работает над языком, и можно заглянуть в ее записи)

Алена советует к прочтению книгу «Эйнштейн гуляет по луне», Джошуа Фоер.

В приложении Memrise есть возможность создавать свои «Mems» и пользоваться ассоциациями других. Очень рекомендую эту опцию тем, кто не может запоминать трудные слова:)

15 — тактика «ударного слога» (подробнее о ней можно прочитать (англ.яз.), суть способа в том, что вы придумываете ассоциацию именно для ударного слога в слове)

Для аудиалов

Правило №1 для вас — всегда говорите вслух то, что вы учите. Если вы пользуетесь карточками, проговаривайте. Если вы читаете список — читайте его вслух. Слушайте слова, для вас это — самый быстрый способ их запомнить! Естественно, вам придется их прописывать, но дело пойдет быстрее, чем ежели вы бы просто их читали и писали молча.

16. Прослушивание слов

Вы можете ставить аудиозаписи списков слов и повторять вслед за диктором. Обычно в хороших учебниках к уроку дается начитанный список слов. Это ваш инструмент №1.

Также, вы можете слушать качественные подкасты, в которых идет детальный разбор диалогов. Наши рекомендации по подкастам на разных языках вы сможете найти в разделе

Важные хитрости (для всех!)

19. Учите слова в контексте

Не учите список просто так. Вот есть Минилекс, и он начинается со слова «без». Сразу после «без» идет «безопасный», а потом «беспокоиться» и «билет». Если посмотреть список самых частотных слов в китайском, на первом месте вообще будет стоять частица 的, которая является синтаксическим служебным словом и не имеет собственного смысла!

Всегда учите слова в контексте, подбирайте примеры и словосочетания. Работайте со словарем!

20. Заучивайте диалоги наизусть

Заучивание небольших диалогов и текстов с полезной лексикой наизусть — один из вернейших способов того, что вы в нужный момент вспомните и правильно употребите слово в нужном вам контексте.

Да, на это уйдет больше сил и времени, но в долгосрочной перспективе у вас в голове будет набор из готовых структур, которыми вы с удовольствием будете пользоваться.

21. Просите, чтобы вас кто-то проверил

Возьмите мужа\маму\ребенка\друга и попросите их погонять вас по списку. Оценки вам, конечно, ставить не будут, но элемент контроля и дисциплины появится.

22. Учите то, что действительно необходимо.

В одном из моих учебников слово «мотыга» встретилось в лексике раньше, чем появились слова «короткий и длинный». Не учите мотыги и всякую ненужную фигню до того момента, пока вы не выучите действительно актуальную и насущную лексику.

Как определить актуальность? Есть много пособий и списков из серии «1000 самых частотных слов». Сначала учим частотное, потом — мотыги, не раньше. Если вы еще не научились считать и не знаете местоимения, вам еще рано изучать цвета, как бы ни хотелось. Сначала важное, потом — интересное, потом — сложное и зачем-то нужное.

(Будущие переводчики, к вам это не относится, вам нужно всё. Мне вот как-то пригодилось знание термина «выдвижной ящичек стола» на китайском, хотя кто бы мог подумать:) Если ты переводчик, ты должен знать очень много разной лексики.

23. Подходите к процессу творчески!

Если вас все бесит, слова не лезут в голову и хочется побыстрее закрыть эти списки, экспериментируйте. Кому-то помогают рисунки, кто-то ходит по квартире и декламирует вслух, кто-то общается со своим котом. Если вы видите что-то, что вас заинтересовало, не ленитесь лезть в словарь. Интересуйтесь тем, что вам интересно. Не зацикливайтесь на методах, которые не работают. В общем, be as creative as possible!

И все обязательно получится:)

Инструкция

Прежде всего, в изучении иностранных слов важна регулярность. Не пытайтесь враз заучить сотню слов, ведь уже через пару дней вся информация выветрится у вас из памяти. Гораздо лучше действовать медленно, но верно. Определите для себя норму слов, которые вы хотите выучивать за день. К примеру, пусть это будет всего 20 слов. Каждый день вы не только выучиваете новые слова, но и повторяете старые. Таким образом, уже через полгода в вашем словарном запасе будет более 3500 слов!

Каждое новое необходимо фиксировать в тетради или блокноте. Необязательно сопровождать слово или . Если вы позабудете значение или , то сможете обратиться к словарю. Откуда же вы будете брать новые слова? К примеру, читая книгу на иностранном , вы можете выписывать из нее незнакомые слова, но только не все подряд, а те, которые считаете важными и полезными на вашем уровне обучения. К примеру, на начальном этапе вы можете не запоминать такие слова, как «канделябр» или «индульгенция». Зато слова общего лексикона, к примеру «автобус» или «магазин» стоит записать и усвоить.

Для запоминания слов очень помогают карточки. На одной стороне вы пишете слово или выражение на иностранном языке, а на другой -его . Такие карточки можно носить с собой в сумке и практиковаться в общественном транспорте или в обеденный перерыв. Кроме того, постарайтесь как можно больше использовать слова в речи. Если общаться с носителями нет возможности, то вы можете составлять сами с собой, составлять из слов различные предложения.

Сегодня существует огромное количество компьютерных программ, которые помогают в изучении иностранных слов. К примеру, Lingvo Tutor автоматически запускает словарный тест каждый час-два часа (можно настроить любые интервалы). Также подобные языковые программы можно установить на мобильный телефон, чтобы в любом месте и в любое время усваивать новые слова и расширять свой словарный запас.

Видео по теме

Можно в совершенстве знать грамматику изучаемого языка, но без достаточного словарного запаса говорить о знании иностранного языка не приходится. Ведь именно это позволяет сделать речь богатой, разнообразной, а общение свободным. И, конечно, хочется по возможности ускорить процесс освоения иноязычных слов.

Мозг человека устроен таким образом, что ему гораздо легче запомнить что-то знакомое или ассоциирующееся с чем-то уже знакомым. В противном случае любое иностранное слово будет восприниматься как некая «абракадабра», которую, конечно, можно запомнить, но сделать это гораздо сложнее. Чтобы облегчить процесс запоминания иностранных слов, используем некоторые приемы, позволяющие сделать слова иностранного языка более знакомыми и «подружиться» с ними.

Найти сходство

В каждом языке найдется некоторое количество слов, напоминающих слова родного языка. Чем более близкими являются языки, тем процент таких слов, естественно, будет больше, что облегчит усвоение иностранной лексики. Похожие слова можно разделить на несколько групп.

Слова исконного языка. Так, для языков, имеющих в своей основе так называемый индоевропейский праязык (а это и английский, и немецкий, и французский, и другие языки восточной и западной Европы) довольно легко найти слова, схожие по звучанию и имеющие общее или очень близкое значение. Как правило, это название членов семьи (ср. русское «брат» и английское «brother» - слова идентичные по значению; русское «дядя» и английское «daddy» (папа) – слова разные по значению, но обозначающие близких родственников мужского пола). Также к таким словам относятся обозначения природных явлений (русское «снег» - английское «snow»), человеческих действий (русское «бить» - английское «beat»), другие слова, имеющие древние исконные корни.

Слова, заимствованные русским языком. Конечно, в , немецком и французском таких слов встречается больше всего. Но, запоминая эти слова, нужно быть внимательным, т.к. значения русского и иностранного слова могут либо совпадать частично (английское «character» переводится на русский не только как «характер», но и как «персонаж»), либо вообще не совпадать (английское «original» - русское «первоначальный»). Хотя в последнем случае явно прослеживается логика заимствования подобных слов, легко найти ассоциации, позволяющее запомнить правильное значение иностранного термина.

Собственно интернациональные слова. Как правило, это научные термины, а также обозначения приборов, профессий и т.п., которые были заимствованы из или греческого как русским, так, к примеру, и другими европейскими языками. Слова «philosophy», «television» понятны без перевода.

Придумать ассоциации

Если иностранное слово ничем не напоминает русское, память можно «обмануть», чтобы быстрее и лучше усвоить его. Для этого необходимо найти свои, яркие и остроумные ассоциации, которые будут неразрывно связаны для вас с этим словом и помогут быстро восстановить его в памяти при необходимости.

Этим способом, к примеру, активно пользуется А. Драгункин, известный своей методикой быстрого изучения иностранного языка. Так, для запоминания английских «he» (он) и «she» (она), Драгункин использует такую веселую ассоциацию: «Он – ХИлый, а она – ШИкарная».

Просто заучить

И, наконец, никуда не уйти от простого механического заучивания иностранных слов. Чтобы ускорить этот процесс, слова необходимо повторять как можно чаще на этапе их первичного усвоения.

Многим помогает следующий прием: на карточке несколько слов с транскрипцией. Человек носит с собой карточку в течение дня, периодически заглядывая в нее и проговаривая новые для себя слова. Как правило, после 20-30 повторов слова прочно заносятся в пассивный словарный запас. Но, чтобы ввести в активный словарь новые лексические единицы, необходимо использовать их как можно чаще в речи.

Без знания английских слов невозможно знать английский язык. Ведь изучение основано на 3 китах: правила, произношения и словарный запас. Если правила в английском довольно простые, а произношение легко можно привить с помощью транскрипции, то с изучением новых слов возникает настоящая проблема. Но есть способы учить английские слова просто и быстро, а, главное, что в памяти они останутся навсегда.

Как выучить 1000 английских слов за несколько минут


Казалось бы, что это невозможно. Но нет! Самое интересное, что даже учить в этом случае ничего и не придется. Ведь эта , а точнее, намного больше слов уже известны и используются во всем мире. Большинство слов, заканчивающихся на -ция языке будут звучать практически идентично как на русском. Только окончание заменяется на -tion.


Для примера можно взять такие слова как информация, валидация, классификация. На английском языке они будут звучать как information, validation, classification. А теперь можно попробовать представить, сколько таких слов существует. Вот и готова первая часть изученных слов.


Ищем знакомые в жизни


Многие английские слова уже давно врезались в память, но люди даже не осознают, что знают их. Например, известное моющее средство fairy переводится как фея. А слово clean, написанное на многих этикетках, переводится как чистый. И если взять ручку и тетрадь, собраться с мыслями и записать все знакомые слова, то получится довольно внушительный список.


Использование мнемотехники в изучении английских слов


Теперь самый сложный этап - изучение тех слов, которые практически не встречались ранее. Для этого хорошо помогут методы мнемотехники.


Для начала нужно выписать из частотного словаря список часто употребляемых слов.


И вот самый интересный процесс - использования мнемотехники для запоминания английских слов. Для этого надо иметь фантазию и хорошее настроение. Каждому слову из списка нужно придумать какую-то ассоциацию. Можно, конечно, просто переписать из интернета какие-то ассоциации, но лучше придумывать самостоятельно. Тогда уже, несомненно, слово врежется в память.


Например, слово hare или на русском - заяц. Для того чтобы его запомнить, нужно попросту представить зайца с большой харей. Слово харя хоть и звучит жестко, но практически соответствует по звучанию с английским.


А если воображение позволяет, то можно создать даже рифмы. Попробуем создать рифму для слова abuse - оскорблять. Большими буквами будет указано как звучит это слово на английском в русской рифме. ОБУЗой чтобы для друзей не стать, старайся никого не оскорблять.


Если хорошо постараться, то такие рифмы можно придумать практически для каждого слова.

Видео по теме

Публикации по теме