Конспект урока по физике: «Давление. Тема урока: Давление. Единицы давления

Как приятна зимняя прогулка на лыжах! Однако стоит выйти в снег без них, как ноги будут глубоко проваливаться при каждом шаге, идти будет трудно, и удовольствие будет испорчено.

Учитель. По рыхлому снегу человек идет с большим трудом, глубоко проваливаясь при каждом шаге. Но, надев лыжи, он может идти, почти не проваливаясь в него..

Вопрос: почему? Слайд № 10

Пчелка предлагает убедиться в этом на опыте.

видеодемонстрация

С какими величинами связано давление.

Слайд №11

Учитель: В рассмотренных примерах силы действовали перпендикулярно поверхности. Вес человека был перпендикулярен поверхности снега; сила действовавшая на песок, также перпендикулярна поверхности.

Вывод: Результат действия силы зависит от:

1 – значения силы;

2 – площади поверхности, перпендикулярно которой действует сила.

Учитель: величина, которая показывает, какая сила действует на каждую единицу площади поверхности, называется давлением.

Какая зависимость между давлением и силой? Прямо пропорциональная р – F (на доске)

Какая зависимость между давлением и площадью поверхности? Обратно пропорциональная. р – 1/S(на доске)

Слайд №12

Чтобы определить давление, надо силу, действующую перпендикулярно поверхности, разделить на площадь поверхности:

P – давление

S – площадь опоры

проанализируем данную формулу с математической точки зрения.

Слайд №13

Вопрос 1. Сила давления не изменяется, а площадь опоры увеличивается. Как изменится давление? Почему? (Давление уменьшится, т. к. давление обратно пропорционально площади).

Слайд №14

Вопрос 2. Площадь опоры не меняется, а сила давления увеличивается. Как изменится давление? Почему? (Давление увеличится, т.к. давление прямо пропорционально силе давления).

Слайд №15

Вопрос 1. Как можно найти силу, зная давление и площадь поверхности, к которой приложена сила? (F=p*S)

Слайд №16

Вопрос 2. Как найти площадь поверхности, к которой приложена сила, зная силу давления? (S=F/p)

Слайд №17 Пчела на слайде перелетает на второй лепесток по щелчку мыши

Учитель. Как любая физическая величина давление измеряется в определенных единицах. Выведем единицу измерения давления.

Слайд №18

Из формулы видим, что давление равно отношению перпендикулярно действующей силы к площади поверхности.

(щелчок) За единицу давления в СИ принят Паскаль (Па).

Слайд №19

Исторический материал.

Блез Паскаль. (возврат)

Если на поверхность площадью 1 м 2 перпендикулярно действует равномерно распределенная сила в 1 Н, то давление в этом случае 1 Па

Числовое значение давления показывает силу, приходящуюся на единицу площади ее приложения. Например, при давлении 5 паскалей на площадь 1 м 2 будет действовать сила 5 Ньютонов.

Слайд №20

Используются также другие единицы давления.

гекто Паскаль (гПа), кило Паскаль (кПа)

1 кПа = 1000 Па 1 Па = 0,001 кПа

1 гПа = 100 Па 1 Па = 0,01 гПа

Запишите в тетради.

слайд №21

Учитель. Итак продолжим урок

Моря и пустыни, Земля и Луна
Свет Солнца и снега лавины…
Природа сложна, но Природа одна.
Законы природы – едины!

слайд №22

(пчела на слайде перелетает на третий лепесток по щелчку мыши).

Итак пчелка предлагает совершит путешествие в биологию

слайд №23

В Амазонке есть пиранья –
С виду рыбка так себе.
Если сунешь палец в воду,
Перекусит вмиг его.

Вопрос: почему пиранья может перекусить палец человека?

слайд №24

Ёж сердитый, серый ёж,
Ты куда, скажи, идёшь?
Ты колючий весь такой, что не взять тебя рукой!
Почему же ёж колючий?

(Площадь поверхности иголок мала, а давление велико.)

слайд №25

Вот верблюд, а на верблюде
Возят кладь и ездят люди.
Он живет среди пустынь,
Ест невкусные кусты,
Он в работе круглый год…
Почему же на верблюде возят кладь и ездят люди?

(Площадь поверхности конечностей верблюда велика, а давление, оказываемое на песок, невелико, поэтому верблюд не проваливается в песок.)

слайд №26

Пчелка – труженик известный,
Дарит людям мёд и воск,
А врагам покажет жало,
Будут помнить целый год!

Почему жало пчелы оказывает на кожу человека очень большое давление? (Жало пчелы имеет малую площадь поверхности, а давление, оказываемое на кожу человека, велико.)

слайд №27

Как-то раз спросили розу:
Отчего, чаруя око,
Ты колючими шипами
Нас царапаешь жестоко?

(Площадь поверхности шипов розы мала, а давление велико.)

Слайд №28

Вернемся к героям “Серой Шейки”. Почему лиса осторожно ползла по льду?

(Лиса выбрала такой способ передвижения, чтобы увеличить площадь поверхности, а давление, производимое на лед, уменьшить.)

Учитель: Мы убедились в справедливости этой формулы в природе – иглы, клювы, когти, зубы, клыки, жала. Но. “Душа науки – это практическое применение её открытий” (У.Томсон).

Слайд №29

Спасение утопающего.

слайд №30 Пчела перелетает на четвертый лепесток по щелчку мыши.

Совершим экскурсию в мир техники.

слайд №31

Тяжелые машины, такие как трактор, танк или болотоход, могут проезжать по болотистой местности, по которой не всегда пройдет человек. Почему?

(Тяжелые машины, имея большую опорную площадь, оказывают небольшое давление.)

слайд №32

Итак мы находимся с вами на выставке режущих и колющих предметов.

Вопрос. Ответы учащихся.

Вот поэтому необходимо соблюдать технику безопасности на уроках технологии.

Решается задача из учебника. Упр12 стр80

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ

Урок 31

Тема урока: . Давление. Единицы давления.

Тип урока: урок изучения нового материала с первичным закреплением

Формы работы учащихся : индивидуальная, фронтальная, групповая

Методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проблемного изложения, частично-поисковый; эксперимент, работа с учебником, использование ИКТ, наблюдение, решение задач.

Цель урока: Сформировать основное понятие темы - давление твердого тела, умение рассчитывать давление аналитически и практически. Применение полученных знаний при решении задач и в жизни.

Задачи:

- образовательные (формирование познавательных УУД ) :

сформировать основное понятие темы - давление твердого тела

определить его зависимость от других физических величин,

ввести единицу измерения,

вывести формулу для нахождения давления твердого тела,

сформировать умение рассчитывать давление, одного тела на другое.
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД ) :
способствовать привитию культуры умственного труда, создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу, воспитание толерантности.

- развивающие (формирование регулятивных УУД ) :
создать условия для развития творческих и исследовательских навыков.

Добиваться правильного произношения, написания, толкования новых физических терминов.

Развивать умения и навыки решения физических задач, применения полученных теоретических знаний на практике, в конкретной ситуации.

Необходимое техническое оборудование; учебник, тетрадь, компьютер, мультимедийный проектор и экран, лабораторное оборудование на каждый стол: стальной, алюминиевый цилиндр, поддон с песком
Структура урока :


  1. Организационный момент (2 мин)

  2. Мотивация (8мин)

  3. Целеполагание (5 мин)

  4. Изучение нового материала (10 мин)

  5. Закрепление изученного материала (10мин)

  6. Рефлексия (3мин)

  7. Домашнее задание (2 мин)



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Вре

Познавательные УУД

Коммуникативные

Регулятивные

1

Организационный момент

Проверяет готовность учащихся к уроку. Настраивает учащихся на урок

Психологически настраиваются на урок

2

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

самоконтроль

2

Мотивация

Сейчас любимое вами время года зима. Вы любите гулять по лесу зимой. Посмотрите на картинку(слайд 2) и ответе на вопрос как легче идти по снегу и почему?Верно! А сейчас проделайте небольшую практическую работу.(работа в парах) На каждой парте стоит ящик с песком, стальной и алюминиевый цилиндр. Возьмите стальной и алюминиевый цилиндры и поставьте их основаниями на песок. Опишите результаты их погружения. Теперь положите эти цилиндры на бок. Сравните результаты опытов. Сделайте вывод.

Высказывают свои предположения Приходят к единому мнению и делают вывод. Проделывают практическую работу. Отвечают на вопросы. Делают и озвучивают выводы.

8

Умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать.

Умение выражать мысли, волевая саморегуляция. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.



Умение прислушиваться к мнению одноклассников

3

Целеполагание

Итак, мы с вами выяснили, что результат действия силы определяется не только силой и ее модулем, но и площадью поверхности, перпендикулярно которой действует эта сила.

Т.е, чтобы охарактеризовать результат действия силы, нам необходима другая физическая величина, которая учитывает оба фактора. Разгадаем кроссворд. И тема сегодняшнего урока (слайд 3)«Давление. Единицы давления».


Учащиеся сами на основе проделанной практической работы и разгаданного кроссворда формулируют тему урока и записывают в тетрадь.

5

Строить логические рассуждения и делать выводы.

Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Продолжить работу по развитию «зоркости»мышления.

4.

Изучение нового материала

Цель нашего урока?

Что означает слово «Давление».Очень часто когда вы идете по деревянному полу или по тонкому льду мы слышим скрип и лед и пол прогибаются. Что происходит? Объясните почему. Ответ верен. Что нужно сделать, чтобы тонкий лед не прогибался и не скрипел? Молодцы, верно. Давайте сделаем вывод в какой пропорциональной зависимости находится давление от силы и площади. Кто попробует ответить на вопрос: Что такое давление. Значит давление тем больше, чем больше модуль силы, оно прямо пропорционально силе. И давление меньше, если площадь поверхности, перпендикулярно которой действует сила, больше и оно обратно пропорционально площади. А теперь откройте учебник и найдите определение давления и запишите в тетрадь Давление равно отношению силы к площади поверхности. Давление – это физическая величина, равная отношению модуля силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности. Запишите определение. (слайд 6)

Сила давления - любая сила, действующая на тело перпендикулярно поверхности. P = F/S/ (слайд 7)Теперь подставьте в формулу единицы измерения физических величин. Эта единица называется Паскалем(слайд 8) Блез Паска́ль (1623-1662)- французский математик, физик, литератор и философ. Можно ли изменить давление? Привести примеры.


Ученики формулируют свою цель: 1. Определение давления. 2.Буквенное обозначение.3.От чего и как зависит давление. 4. Формула.5.Единицы измерения.6.Давление в жизни. Учащиеся объясняют значение слова.

Отвечают на вопросы, делают выводы. Формулируют определение и записывают его в тетрадь.

Записывают формулу для расчета давления.

p = F/S


10

Структурирование знаний.

Сформировать понятие давление, определить способ его нахождения, ввести единицу измерения давления


Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

5

Закрепление материала

Устная беседа. Решим задачу вместе с классом. Какое давление оказывает ученик 7 класса на горизонтальную поверхность пола, если его масса равна 45 кг, площадь подошвы одной ступни 38см 2 . Далее решим несколько задач. Для этого класс разделим на 3 группы(по рядам) Каждой группе дается задание, которое необходимо выполнить в течение 5 минут. Пользуясь формулой для определения давления твердого тела, решить две задачи:1 группа Определить давление оказываемое учебником «Физика 7», лежащая на столе

2 группа. Определить давление оказываемое учебником «Физика 7», если он лежит на длинной и узкой грани.

3 группа . Определить давление оказываемое учебником «Физика 7», если он лежит на короткой и узкой грани. Сравнить результаты и сделать вывод.


Устная работа в форме диалога.

Решают задачу. Один ученик у доски.

Решают задачи, общаясь в парах.Затем один представитель от каждой группы у доски показывают результаты труда. Делают выводы.


10

Умение применять на практике, в том числе, при решении задач полученный материал.

Продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, с членами группы при взаимообучении.

составление плана и последовательности действий. Самостоятельное создание способов решения

6

Рефлексия

Беседа по вопросам:

Что нового Вы узнали на уроке?

Интересно вам было на уроке?

Какая цель стояла перед нами на этом уроке?

Достигнута ли наша цель?

Зачем нам нужны знания о давлении?

Какие профессии применяют знания о давлении?


Анализируют свою деятельность на уроке, оценивают степень освоения материала. Делают вывод.
Отвечают на вопросы.

3

степень правдивости при рефлексии

оценка

7

Домашнее задание

Прочитать параграфы §§ 33-34

Выполнить письменно в тетради упражнения:


Записывают домашнее задание в дневники.

2

Самостоятельный выбор и осмысление учащимися характера и содержания домашней работы

Литература:


    1. Перышкин А.В. Физика: 7 класс. Учебник для общеобразовательных заведений. М:-Дрофа, 2015г. ФГОС

    2. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В. Перышкина "Физика 7кл", Е.М.Гутник и др. М.–Дрофа 2014г.

    3. Лукашик В.И. Сборник задач по физике 7-9кл. М. Просвещение.2009г.

    4. Рабочая тетрадь по физике. К учебнику А. В. Перышкина «Физика 7 класс» ФГОС Р. Д. Минькова, В.В. Иванова. – 10-е изд – М. :Издательство «Экзамен» 2015Г

    5. ЦОР « 1С: Образование 4.Школа. Цифровые образовательные ресурсы. Физика и астрономия 7 класс под редакцией Пинского А. А.; Издательство «Дрофа»

    6. А.И. Сёмке. Физика. Занимательные материалы к урокам. 7 класс, - М.: НЦ ЭНАС, 2001 г.

Конспект урока по физике Шендер Валентина Николаевна Тема урока: Давление. Единицы давления Класс: 7 класс Место в теме: 1 урок. Цель: ввести понятие о давлении и его единицах, показать учащимся значение, которое имеет давление одного тела на другое в природе, быту, технике. Задачи: 1. Обучающие:  Создать условия для осознания и осмысления разницы между понятиями сила и давление.  В результате эксперимента формировать практические умения и освоение и понимание сущности метода естественно научного познания. 2. Развивающие:  Развивать способность использовать знания и умения в новой, незнакомой ситуации.  Добиваться правильного произношения и написания, толкования и использования физических терминов, систематического пополнения их запаса. 3. Воспитательные:  Эстетическое воспитание наглядно – демонстрационными средствами, эпиграфом, пословицей, загадкой.  Нравственное воспитание воли и волевых черт характера (вера в свои силы, дисциплинированность). Техническое оснащение урока: компьютер, мультимедийный проектор Программное обеспечение: Microsoft PowerPoint План урока I. II. Оргмомент (2 минуты) Изучение нового материала. (Презентация)(25 минут) III. Закрепление материала (10 минут). IV. Домашнее задание (5 минут) V. Подведение итогов урока (3 минуты) Ход урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД Организационный момент -Здравствуйте. Садитесь. Проверьте, все ли у вас Проверяют свою готовность к уроку. готово к уроку? Итак, начнем сегодняшний урок. Регулятивные (самоконтроль) Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстн.) Постановка темы и цели урока Ребята мы начинаем изучение нового раздела Учащиеся записывают тему и знакомятся с целью урока. Коммуникативные физики «Давление твердых тел, жидкостей и газов». (умение выражать мысли) Этот большой раздел вы будете изучать на Регулятивные протяжении нескольких уроков. (планирование, А сегодня цель нашего первого урока узнать, что целеполагание) такое давление, определить способ нахождения давления. Знания о давлении нужны людям многих профессий, поэтому они вам пригодятся в жизни. Запишите тему урока себе в тетрадь: «Давление. Единицы давления». Освоение нового материала Представьте, что вы отправились на лыжную Коммуникативные прогулку. Лыжи скользят по снегу, оставляя совсем (умение выражать мысли) неглубокий след. Что произойдёт, если снять лыжи? Конечно, вы сразу провалитесь в снег. -Ноги у человека будут проваливаться в снег Логические УУД(обобщение) Давайте разберёмся, почему это происходит. Вес, т.е сила, с которой человек давит на снег, осталась такой же. А что изменилось? - Ноги у человека по площади меньше чем лыжи. Верно. Изменилась только площадь опоры (сравните подошвы ботинок и лыжи). Значит, можно предположить, что результат действия силы зависит не только от самой силы - точки приложения, направления, модуля - но и от площади соприкосновения. Следовательно, нужна физическая величина, учитывающая оба фактора. Эта величина называется давлением. Отношение силы F к площади поверхности S при Формулируют определение и записывают его в тетрадь. Логические УУД условии, что сила действует перпендикулярно Записывают формулу для расчета давления. Логические УУД поверхности, называется давлением. (самостоятельное p = F/S создание способов решения) (анализ) Давление - величина скалярная, у давления нет Коммуникативные направления.. (умение выражать мысли) Сила давления - любая сила, действующая на тело Регулятивные перпендикулярно поверхности, чаще всего это вес (планирование, тела. целеполагание) Единицы измерения давления вычисляем по Записывают в тетрадь единицу давления, ее Познавательные формуле: 1 Н/кв.м = 1 Па (паскаль). За единицу определение, а также кратные и дольные единицы (структурирование давления принимают такое давление, которое производит сила в 1 Н, действующая на поверхность площадью 1 м ², перпендикулярно этой поверхности. Единица давления – ньютон на квадратный метр (1 Н/ м ²). Кроме основных единиц, используют также и приставки: знаний) Кратные и дольные единицы: 1 кПа= 1000 Па 1 МПа= 1000000 Па 1 гПа = 100 Па 1Па = 0,001 кПа 1 Па = 0,000001 МПа 1 Па= 0,01 гПа Подумайте, используют ли приставки "милли", - Наверное, потому, что не используется "микро"? Почему? Единицу давления Паскаль назвали в честь Блеза Устная работа в форме диалога. Познавательные Паскаля (структурирование Блез Паска́ль (1623-1662)- французский математик, знаний) физик, литератор и философ. Классик французской Коммуникативные литературы, один из основателей математического (умение вести диалог со анализа, теории вероятностей и проективной сверстниками и учителем) геометрии, создатель первых образцов счётной техники, автор основного закона гидростатики. Блез Паскаль сконструировал (1641, по другим сведениям - 1642) суммирующую машину. Один из основоположников гидростатики, установил ее основной закон. На законе Паскаля основано действие гидравлических прессов и других гидростатических машин. Давайте рассмотрим некоторые значения давлений в Познавательные (поиск и природе и быту. выделение необходимой информации, структурирование знаний) . А теперь давайте попробуем выяснить как можно Познавательные (поиск и изменить давление. Сначала ответим на вопрос: а выделение необходимой для чего это нужно? Вы видели, какие следы информации) оставляют тяжёлые машины, трактора на земле? Регулятивные Такие глубокие колеи возникают как раз из- за Предлагают свои варианты ответов (целеполагание, высокого давления. Значит, в таких случаях его планирование) нужно снижать. Так как давление зависит от силы и Коммуникативные площади, изменять его можно, меняя эти величины. (принципиальное Зачем увеличивать давление? Попробуйте тупым сотрудничество в поиске и ножом порезать хлеб. Чем тупой нож отличается от сборе информации, острого? Конечно, площадью лезвия и создаваемым умение выражать свои давлением. Поэтому все режущие и колющие мысли) инструменты должны быть очень острыми. Наверное, трудно сразу сказать, какими способами этого можно достичь. Давайте немного отвлечемся от физики и вспомним математику. Скажите, какими способами можно Вспоминают из математики как изменить дробь Познавательные (моделирование) увеличить и уменьшить дробь. Чтобы увеличить Регулятивные дробь, нужно увеличить числитель или уменьшить (целеполагание) знаменатель. Чтобы уменьшить дробь, нужно Коммуникативные уменьшить числитель или увеличить знаменатель. (умение с достаточной Формула для вычисления давления тоже полнотой и точностью представляет собой дробь. Поэтому, чтобы выражать свои мысли) увеличить давление, нужно увеличить силу давления или уменьшить площадь ее приложения. А чтобы уменьшить давление, нужно уменьшить силу давления или увеличить площадь ее приложения. Интересные факты. Слушают рассказ учителя Познавательные Можно ли стоять на лампочках? Коммуникативные Если взять 4 маленьких стеклянных банки из-под (умение вести диалог, майонеза, поставить их на пол, в каждую банку постановка вопросов) вставить обычную электрическую лампу накаливания цоколем вниз, сверху положить фанерку в виде квадрата так, чтобы банки располагались в углах фанерки / как ножки у стола / и осторожно встать на середину фанерки, то лампочки не лопнут! Такая конструкция выдерживает даже взрослого человека. Аналогичный опыт можно провести и с одной лампочкой, поставленной посредине! Прочна ли яичная скорлупа? Если вылить содержимое яйца, а для опыта оставить скорлупу, то можно попробовать проткнуть ее иголкой изнутри и снаружи. Изнутри - легче, снаружи - тяжелее. Результат при одинаковых усилиях будет зависеть от формы скорлупы: выпуклая или вогнутая. Поэтому маленький цыпленок легко разбивает скорлупу изнутри, а снаружи он защищен более надежно. Свойство выпуклых форм лучше выдерживать нагрузку позволяет архитекторам проектировать куполообразные крыши, мосты, потолки, т.к. они прочнее плоских! Коллективное обсуждение услышанного Закрепление материала Упражнения Пример решения задачи на расчет давления Записывают в тетрадях пример решения задачи Познавательные (постановка и решение Гусеничный трактор ДТ-75М массой 6610 кг имеет проблемы). опорную площадь обеих гусениц 1,4 м2. Какое Общеучебные (действие давление оказывает трактор на почву? со знаково - Дано: символическими m= 6610 кг средствами) S= 1,4 м2 Личностные (применение р=? нового материала при Решение: решении бытовых задач) р = F/S F=mg Коммуникативные p=mg/S p=(6610 кг∙9,8 Н/кг)/(1,4 м^2) = 46270 Па (планирование учебного Ответ: 46270 Па сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли) 2. На деревянную стенку надавили с силой в 200 Н Пытаются решить задачу. Предлагают ответы. сначала ладонью, потом с такой же силой шилом. Силы равны по величине, почему же результат различный? 3. Ответьте на вопросы: 1. Что произойдет, если шарики в шариковых ручках будут делать меньшего размера? Почему? Отвечают на вопросы устно 2. Может ли быть человеку на каменном ложе так же комфортно, как и на пуховой перине? 3. Вспомни " Принцессу на горошине", почему она испытывала неудобство, лежа на перине, под которой были положены горошины? 4. Почему буря, которая летом валит живые деревья, часто не может свалить стоящее рядом сухое дерево без листьев, если оно не подгнило? 4. На рисунке изображен след космонавта на Решают задачу. один ученик решает на доске, а поверхности Луны. Средняя масса космонавта в остальные самостоятельно в тетрадях скафандре 100 кг. Если считать площадь поверхности подошв 0,07 м2, давление на лунную поверхность составит??? На Луне ускорение g= 1,7 м/с2. Рефлексия - Оцените нашу сегодняшнюю работу на уроке. - Какую цель мы ставили в начале урока? - Достигли мы этой цели? Анализирую свою деятельность, оценивают степень Общеучебные освоения материала. Определяют свой рейтинг в общей Регулятивные (оценка) массе класса. Внутренне ставят себе отметку. Личностные (степень - Изучить давление, единицы давления, способы правдивости при нахождения давления рефлексии) - Да Домашнее задание - А теперь достаньте свои дневники и запишите домашнее задание. Записывают домашнее задание в дневники Познавательные (постановка и решение  Прочитать параграфы §§ 33-34 проблемы).  Выполнить письменно в тетради упражнения: Общеучебные 12 № 3,4 Литература: Перышкин А.В. Физика: 7 класс. Учебник для общеобразовательных заведений. М:-Дрофа, 2010г. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В. Перышкина "Физика 7кл", Е.М.Гутник и др. М.–Дрофа 2009г. 3. Лукашик В.И. Сборник задач по физике 7-9кл. М. Просвещение.2009г. 4. Перельман Я.И. Занимательная физика. Наука,1986г. 1. 2.

Конспект урока по физике в 7 классе

по теме «Атмосферное давление. Вес воздуха»

Цель урока: сформировать понятие атмосферного давления, раскрыть его природу, ознакомить школьников с явлениями, вызванными действием атмосферы.

Задачи:

образовательные: из курса географии вспомнить общие понятия атмосферы и атмосферного давления; рассмотреть причины, создающие атмосферное давление, экспериментально доказать его наличие; обосновать существование веса воздуха.

развивающие: развивать умение выделять главное, аргументировать свой ответ, приводить примеры, формулировать выводы, анализировать и систематизировать предлагаемую информацию, давать полный развёрнутый ответ; способствовать овладению методами научного исследования (проводить самостоятельно эксперимент и делать выводы на основе анализа общих и отличительных черт объектов); формировать умения работать с образовательными ресурсами в Интернете.

воспитательные: создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения; показать взаимосвязь атмосферного давления со здоровьем и жизнедеятельностью человека; формировать умение работать в парах, включаться в диалог друг с другом.

Приборы и материалы: компьютер, проектор, экран; приборы для демонстрации опытов, доказывающих существование атмосферного давления: линейка, газета, стакан с водой, лист бумаги, два одинаковых воздушных шара (надутый и сдутый), весы с разновесами; оборудование для фронтального эксперимента: пипетки, медицинские шприцы, стеклянные трубочки (ливер), стаканы с водой; плакаты «Магдебургские полушария», «Изменения атмосферного давления с высотой».

Структура урока:

Организационная часть.

Целеполагание и мотивация.

Изучение нового материала.

Первичное закрепление новых знаний.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание.

Рефлексия

ХОД УРОКА

I . Организационная часть.

Приветствие, проверка готовности к уроку, эмоционального настроя.

Прозвенел звонок весёлый. Все готовы? Всё готово? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжки и тетрадка? (Садитесь). Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Все ль готовы слушать? Начинаем наш урок.

В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела. Так скорей, друзья, за дело!

II . Целеполагание и мотивация.

Ребята, вытяните руки вперед ладонями вверх. Что вы чувствуете? Вам тяжело? Нет, странно, а ведь на ваши ладони давит воздух, причем масса этого воздуха равна массе КАМАЗа, груженого кирпичом. То есть около 10 тонн! А кто-нибудь может ответить, почему мы не ощущаем этого веса?

Объясняя этот явление, мы приоткрываем тайну удивительного и важного физического явления, которое является темой нашего урока.

Тема урока: Атмосферное давление. Вес воздуха.

Цель урока: из курса географии вспомнить строение атмосферы Земли, убедиться в существовании атмосферного давления и научиться использовать полученные знания для решения физических задач.

Ребята, если вы поработаете на уроке плодотворно, то сможете ответить на вопросы: Почему нас воздух не может раздавить своим весом? Почему люди не чувствуют давление атмосферы, но при этом его резкие изменения неблагоприятно сказываются на их самочувствии и здоровье?

III . Повторение изученного материала.

Прежде, чем приступить к новой теме вспомним термины, которые изучили на прошлых уроках? Для этого Вам необходимо вспомнить термины по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов», которые пригодятся нам сегодня на уроке.

Предложенные слова: давление, единица измерения давления, способы уменьшения давления, способы увеличения давления, вес, единица измерения веса, закон Паскаля, свойства газов, давление газа, гидростатическое давление.

А теперь из курса географии давайте вспомним:

1. Что такое атмосфера, каково её строение? (воздушная оболочка Земли).

2. Назовите слои атмосферы (ионосфера, термосфера, стратосфера, тропосфера).

3. Какие физические характерис­тики атмосферы вам известны из курса географии? (влажность, температура, плотность, давление).

4. Какие из этих величин изменяются с высотой? (температура, плотность, давление).

5. Где находится основная масса воздуха? (в нижнем слое).

6. В каком слое воздух наибо­лее сжатый и плотный? Почему? (в тропосфере, количество мо­лекул в этом слое больше, а чем выше слой, тем воздух более разреженный).

7. Как вы думаете, что произошло бы с атмо­сферой Земли, если бы не было силы земного притя­жения? (она бы улетела).

IV . Изучение нового материала.

Давайте попробуем дать определение атмосферному давлению (ученики высказывают свои мнения).

Итак, атмосферное давление – это давление, оказываемое атмосферой Земли на земную поверхность и на все тела, находящиеся на ней.

Но мы на себе давление воздуха не ощущаем. Так существует ли оно? Докажем существование атмосферы и атмосферного давления на опытах, а в этом помогут нам сами учащиеся.

Опыт 1. Положите обычную деревянную линейку на стол так, чтобы ее, примерно, четверть свешивалась наружу. Если по этому концу линейки стукнуть палкой, то линейка, конечно, упадет. А теперь накройте линейку на столе аккуратно расправленной газетой и снова резко, очень резко ударьте по ее кончику: линейка остается на месте, а палка отскакивает и может даже сломаться. Почему?

Ответ: Опыт этот наглядно показывает существование атмосферного давления. Ведь действительно, на каждый квадратный сантиметр атмосфера давит с силой в 1 кГ-сила (9,8 Ньютон). Ваш удар был очень коротким, воздух под газету не успевал пройти и поэтому не мог уравновесить это давление снизу, следовательно, газета, поднимаясь, должна была бы приподнять столько килограмм, сколько в ней квадратных сантиметров! Вот и подумайте, могла ли палка быстро поднять такой груз.

Опыт 2. Наполним обыкновенный стакан до краёв водой. Накроем его листком бумаги так, как это показано на рисунке. Плотно прикрыв его рукой, перевернём бумагой вниз. Осторожно уберём руку, держа стакан за дно. Вода не выливается. Почему это происходит?

Ответ: Воду удерживает давление воздуха. Давление воздуха распространяется во все стороны одинаково (по закону Паскаля), значит, и вверх тоже. Бумага служит только для того, чтобы поверхность воды оставалась совершенно ровной.

Опыт 3. В 1654 году магдебургский бургомистр и физик Отто фон Герике показал на рейхстаге в Регенсбурге один опыт, который теперь во всём мире называют опытом с магдебургскими полушариями.Когда полушария сложили вместе, между ними поместили кожаное кольцо, не оставившее между полушариями даже малейшей щели. Затем с помощью насоса откачали воздух из пространства между полушариями. Какая же сила сжимала полушария, противодействуя силе шестнадцати коней?

Ответ: Этой силой было действие атмосферного воздуха. Чем больше воздуха выкачивали из полости между полушариями, тем сильнее они сжимались снаружи атмосферным давлением. Оно, оставаясь постоянным, тем больше превышало давление внутри шара, чем меньше там оставалось воздуха.

Выводы: учащиеся наблюдают за учителем, предлагают свои версии, приходят к выводу, что атмосферное давление на самом деле существует.

А сейчас выясним, имеет ли воз­дух массу?

Опыт 4. Возьмём два резиновых шарика. Один надутый, другой нет. Что в надутом шарике? Положим на весы оба шарика. На одну чашу надутый шарик, на другую сдутый. Что мы видим?

Выводы: надутый шарик тяжелее, значит, воздух имеет массу.

Опыт 5. Можно ли измерить массу воздуха в шаре? Как это сделать? Проведем виртуальный опыт со стеклянным шаром.

Известно, что воздух объемом 1 м 3 имеет массу 1.3 кг. Из опыта следует, что воздух должен давить на Землю и на все тела, находящиеся на ней.

Вес 1 м 3 воздуха:

P = 9/8 Н/кг * 1.3 кг = 13 Н

Вывод: Если воздух имеет вес, то он давит на все, что находится на земле.

Учитель приводит примеры различных масс воздуха.

Задача. Определить, какой вес имеет воздух, находящийся в кабинете физике, если длина комнаты – 8м, ширина – 6м, высота – 4м.

Решая задачу, учащиеся приходят к ответу: объем (V) комнаты – 192 м 3 , значит, в классе 192 м 3 воздуха. Он весит почти 14 тонны.

Оказывается, на 1 кв. см земной поверхности воздух давит с силой в 1 кг. Площадь (S) нашей тетради 300 см 2 . Значит, на нее давит 300 кг воздуха. Если в среднем поверхность человеческого тела составляет около 1,5 м 2 , то оказывается, что на каждого из нас воздух давит с силой около 15 т.

Как вы думаете почему мы не чувствуем этот вес? Действительно, мы не смогли бы выдерживать такую тяжесть, если бы ей не противостояло такое же давление внутри нашего тела. Следующий опыт поможет нам понять это.

Опыт 6 . Если растянуть двумя руками бумажный лист, и кто-то с одной стороны надавит на него пальцем, то результат будет один - дырка в бумаге. Но если надавить двумя указательными пальцами на одно и то же место, но с разных сторон, ничего не случится. Давление с обеих сторон будет одинаковым. То же самое происходит и с давлением воздушного столба и встречным давлением внутри нашего тела: они уравновешивают друг друга.

VI . Первичное закрепление новых знаний.

Великий Аристотель говорил – сначала собирать факты, и только после этого связывать их мыслью. Давайте прислушаемся к его совету. На столах у вас есть стаканы с водой, пипетка, шприц, стеклянная трубка. Подумайте и проделайте возможные эксперименты с этими предметами.


То, что вы наблюдаете – заполните в следующую таблицу:

VII . Подведение итогов урока.

Итак, в начале урока мы сказали, что на наши вытянутые ладоши давит воздух с силой, равной весу груженого КАМАЗа. Почему мы выдерживаем такое давление?

Подведем итоги урока. Для этого восстановите предложения, заполнив пустографки.

1. Вокруг Земли существует ______, которая удерживается благодаря ______ .

2. Воздух имеет ___ и давит на земную поверхность и на все находящиеся на ней тела.

3. С увеличением высоты плотность атмосферы ___________ и давление _________.

На следующих уроках мы продолжим тему атмосферного давления, мы узнаем, кто и каким способом измерил атмосферное давление, какими приборами можно измерить атмосферное давление, как определить высоту по значениям атмосферного давления.

VIII . Домашнее задание.

IX . Рефлексия

Мы с вами прошли трудный путь от предположения о существовании атмосферного давления к доказательствам. Цели нашего исследования достигнуты. В ходе нашего исследования вы показали себя хорошими наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя все новое и интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование.

Наш урок подошёл к концу. Давайте ответим на вопрос: «Что тебе понравилось на уроке?».Предлагаются варианты ответов:

    Сегодня я узнал…

    Было интересно…

    Было трудно…

    Я понял, что…

    Я научился…

    Меня удивило…

    Мне захотелось…

Вот и кончился урок. Снова прозвенел звонок, Отдыхать мы можем смело, А потом опять за дело.

Большое спасибо, ребята, за совместную работу.

Список использованных источников

    А.В. Перышкин. Физика. 7 класс: Учебник для общеобразовательных заведений. – М.: «Дрофа», 2010.

    Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. Начальный курс географии.6 класс. – М.: Дрофа, 2007.

    А.И. Сёмке. Физика. Занимательные материалы к урокам. 7 класс, – М.: НЦ ЭНАС, 2001 г.

Урок из раздела “Давление твердых тел, жидкостей и газов”. Эта тема в разделе первая в разделе и является наиболее интересной для учащихся, т.к. прослеживается тесная связь изучаемого материала с жизнью и техникой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок №31

Тема: Давление. Единицы давления

Цель: ввести новую физическую величину «давление», определить способ его нахождения

Задачи:

Образовательные: овладение знаниями по теме, понимание зависимости давления от площади поверхности и силы давления, применение полученных знаний в нестандатных ситуациях.

Развивающие: развитие способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения полученных данных; развитие логического мышления и умения делать выводы.

Воспитательные: развитие культуры общения и культуры ответа на вопросы; повышение познавательной активности учащихся; формирование добросовестного отношения к учебному труду, положительной мотивации к учению.

Формируемые умения: работать с приборами, наблюдать, анализировать и сравнивать результаты опытов, делать выводы.

Предполагаемый результат: учащиеся должны знать способы изменения давления и уметь приводить примеры увеличения и уменьшения давления в технике и природе.

Место урока в учебном плане. Тема рассматривается в разделе “Давление твердых тел, жидкостей и газов”. Эта тема в разделе первая в разделе и является наиболее интересной для учащихся, т.к. прослеживается тесная связь изучаемого материала с жизнью и техникой. Основное содержание изучаемого материала задают учебная программа и обязательный минимум содержания образования по физике.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, приборы, необходимые для демонстрации зависимости давления твердых тел от площади.

Тип урока: урок новых знаний

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Изучение нового материала
  3. Закрепление
  4. Домашнее задание
  5. Итоги урока
  1. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку (тетрадь, ручка, дневник, учебник).

2.Изучение нового материала

Сегодня мы с вами проведем необычный урок. Цель нашего первого урока узнать, что такое давление, определить способ нахождения давления. Знания о давлении нужны людям многих профессий, поэтому они вам пригодятся в жизни.

Объясните следующие вопросы:

  • Почему кулаком нельзя разбить толстую доску, а ребром ладони – можно?
  • Как легче идти по рыхлому снегу: на лыжах или без них?

Каждый из вас выдвинул свои гипотезы.

Чтобы научно ответить на эти вопросы нам необходимо рассмотреть новое понятие «давление».

Демонстрация: «Зависимость давления от площади опоры» (дощечка с гвоздями)

а) Если дощечка с гвоздями погружается в песок шляпками совсем немного, то с гирей, массой 1кг, погружение заметно больше. Т.е. глубина погружения зависит от величины действующей силы - чем больше сила, тем погружение больше.

б) Второй опыт показывает, что глубина погружения зависит не только от силы, но и от площади опоры. Дощечка с гвоздями, которые направлены острием, погружается в песок значительно больше, чем в первом опыте.

Результат действия тела на опору, таким образом, зависит и от площади опоры и от действующей силы. Все это учитывает физическая величина, которая называет давлением .

Под давлением понимают физическую величину равную отношению перпендикулярно действующей силы к площади поверхности:

p- давление

F- сила

S- площадь

Паскаль – единица измерения давления, названная в честь французского ученого Блеза Паскаля.

Существуют другие единицы измерения давления: килопаскали, гектопаскали

В живой природе мы встречаемся с примерами уменьшения и увеличения давления.

Свои колючки ёж использует не только для защиты. Очень любопытное зрелище представляет собой ёжик, несущий на колючках яблоки. Наблюдения показывают, что для этого он катается по куче яблок, пока не наколет хотя бы несколько.

По такому же принципу устроены острые зубы и клыки хищников, клювы и лапы птиц. Эти приспособления не только врага устрашат, но и пищу добывать помогают. Моржи, например, своими огромными бивнями раскапывают на морском дне моллюсков. Львица острыми клыками способна мгновенно умертвить свою жертву, а остальные зубы выполняют роль острых ножниц, отрезающих куски мяса.

Острые копыта лося глубоко рассечены и могут расходиться в стороны. Кожистая перепонка между пальцами не дает ногам проваливаться в топях. Этому же способствуют и боковые копытца. Лоси могут пробираться даже через зыбкую поверхность лесных болот: они вытягивают передние ноги горизонтально вперед, а брюхом прикасаются к земле. Отталкиваясь задними ногами, лось скользит в таком положении по болоту, пока не выберется на более устойчивый грунт.

Но еще более своеобразным приспособлением обладает перепончатопалый геккон из песчаной пустыни Намиб в Южной Африке. У него есть перепонки между пальцами ног, однако не для плавания, а для хождения по песку. Любое существо, обитающее на бархане или в нем, должно решать немало сложных задач. Удерживаться на очень горячей сыпучей поверхности, не проваливаясь, достаточно трудно. И у ряда животных на лапах и ногах появились специальные приспособления. У одного намибского геккона есть перепонки между пальцами, как у лягушки. У другого лапы окружает длинная тонкая бахрома, которая точно так же распределяет вес животного на большей площади, и оно бегает по поверхности песков, почти ее не проламывая и потому не скользя.

Лианам, лопухам, череде колючки нужны для того, чтобы цепляться. Прицепившись к чему-либо, они переносятся на дальние территории, где и распространяются.
Укол шипами весьма болезнен. Поэтому при работе с колючими растениями в саду следует относиться к ним осторожно и не забывать про перчатки.

А вот примеры уменьшения и увеличения давления в технике.

Основным свойством танка является его способность двигаться по местности. Это достигается гусеничным ходом и определяет тактические свойства танка в отличие от свойств бронированного автомобиля, который может двигаться лишь по дорогам. Способность двигаться по местности определяют термином вездеходность и под ней подразумевают следующие четыре свойства:

1) возможность двигаться по мягкому грунту, несмотря на большой вес;

2) брать значительные подъемы;

3) переходить через рвы и воронки;

4) взбираться накаменные вертикальные стенки.

1) способность двигаться по мягкому грунту объясняется тем, что при гусеничном ходе вес танка распределяется на большую площадь и относительное давление на грунт можно сделать очень малым, а именно - менее 0, 5 кг/см 2 ; можно довести его до 0, 35 кг/см 2 , что близко в даже меньше давления ноги человека. Поэтому танк, несмотря на свой большой вес, может двигаться всюду, где может пройти человек. В настоящее время уже имеются гусеничные повозки, в которых относительное давление еще более снижено, и они могут двигаться по снегу и болотистой местности (не топкой), где человек без вспомогательных средств идти не может.

Строителям также нужно учитывать давление.

Если вылить содержимое яйца, а для опыта оставить скорлупу, то можно попробовать проткнуть ее иголкой изнутри и снаружи. Изнутри - легче, снаружи - тяжелее. Результат при одинаковых усилиях будет зависеть от формы скорлупы: выпуклая или вогнутая.

Поэтому маленький цыпленок легко разбивает скорлупу изнутри, а снаружи он защищен более надежно. Свойство выпуклых форм лучше выдерживать нагрузку позволяет архитекторам проектировать куполообразные крыши, мосты, потолки, т.к. они прочнее плоских!

Строительство высотных зданий предполагает, что грунт выдерживает давление, которое здание оказывает на него своим весом. Так, при возве-дении Останкинской телебашни в Москве высота которой 533 м, а масса 51 400 т, строительство через год после начала было остановлено из-за опасений, что грунт не выдержит нагрузку. После почти двухлетних расчетов и изучения грунта фундамент под башню пришлось увеличить в размерах. Теперь площадь фундамента башни составляет 1 940 м 2 , а его масса - 40 % от массы всего сооружения.

А вспомните исторический факт, когда учет давления помог великому русскому полководцу выиграть сражение.

  • Физкультминутка!

Пожалуйста, все встаньте. Определите, какое давление вы оказываете на пол? Что для этого вам нужно знать? (Массу своего тела и площадь своей обуви – она у всех разная). А можно ли увеличить это давление, не производя расчёты?

Встать на одну ногу, уменьшив тем самым площадь, затем на носочек. Съесть побольше пирожных, взять в руки портфель, тем самым, увеличив модуль силы.

А как уменьшить давление?

Сесть на пол, лечь на пол, т.е. увеличить площадь. Срочно похудеть, уменьшив модуль силы.

3.Закрепление

А вот посмотрите, как народ приметил законы природы и отразил их в пословицах:

Пословица: иголка маленькая, да больно колет.

А как объяснить с научной точки зрения, почему иголка больно колет?

(Площадь поверхности иглы очень мала, и даже при небольшом усилии она оказывает большое давление).

Загадка:

Деревянные кони по снегу скачут,

А в снег не проваливаются.

(Лыжи).

Почему лыжи не проваливаются в снег?

(Площадь поверхности лыж в несколько раз больше площади подошв человека, поэтому, стоя на лыжах, человек оказывает давление на снег в несколько раз меньшее).

Решение задач:

1. Определите давление танка массой 60 т на землю, если площадь гусеницы равна 1,5 см 2 .

2. Почему охотничьи лыжи делают более широкими, чем спортивные?

3. На горизонтальном полу лежит плита из бетона h = 25 см. Определимте давление, производимое плитой.

4. Какое давление на пол оказывает ковер весом 200 Н и площадью 4 м 2 ?

4. Домашнее задание.

§ 33, 34, упражнение 12 (2,3)

5.Итоги урока

Спасибо за урок, сегодня все работали достаточно хорошо. Отметки, комментарии ответов

  1. Резерв урока: Экспериментальное задание

“Определение давления твёрдых тел”.

Цель: усвоение способа практического расчета давления твёрдых тел.

Форма работы: индивидуальная, работа в парах.

Метод по характеру познавательной деятельности: исследовательский.

Определите давление учебника на стол.

  1. Определите площадь опоры учебника, измерив длину и ширину учебника при помощи линейки.
  2. Определите вес учебника при помощи динамометра.
  3. Рассчитайте давление.

Определение давления бруска на стол (сначала широкой части, затем узкой).

Сделайте вывод.

Отчего зависит давление?

Литература.

1.Перышкин А.В. Учебник физики. 7 кл.

2.А.Л. Камин. Физика. Развивающее обучение. Книга для учителей? 7 класс.

3.В.А.Волков. Универсальные поурочные разработки по физике, 7 класс.

Интернет-ресурсы.


Публикации по теме