Крещенские купания: Для чего люди окунаются в прорубь, и почему она называется «иордань. Особенности и правила купания в проруби на крещение

В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас.
В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освященной Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем.

Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Троицы Живоначальной в Хохлах, духовник Свято-Владимирской православной гимназии:
А причем здесь Крещение?
Я как-то особо не озадачиваюсь вопросом ночных крещенских ныряний. Хочет человек, пусть ныряет, не хочет – пусть не ныряет. Только какое отношение ныряние в проруби имеет к празднику Богоявление Господне?

Для меня эти окунания – просто развлечение, экстрим. Наши люди же любят что-нибудь такое необыкновенное. Последнее время стало модным, популярным нырнуть на Крещение в прорубь, затем выпить водки, а потом всем рассказывать о своем таком русском благочестии.

Такая русская традиция, вроде кулачных боев на Масленицу. К празднованию Крещения имеет ровно такое же отношение, как и кулачные бои к празднованию Прощенного воскресения.

Протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма мученицы Татианы при МГУ:

Не купанием проверяется вера

Купание на Крещение - традиция сравнительно новая. Ни в исторической литературе о Древней Руси, ни в воспоминаниях о дореволюционной России я не читал, чтобы где-то на Крещение прорубали лед и купались.

Освящение воды - напоминание, что Господь везде и всюду, освящает все естество земли, а земля создана для человека, для жизни. Без понимания, что Бог с нами везде, без духовного осмысления праздника Богоявления крещенское купание превращается в спорт, любовь к экстриму. Важно почувствовать присутствие Троицы, которое пронизывает все природное естество, и приобщиться именно к этому присутствию. А остальное, включая купание в освященном источнике - лишь сравнительно новая традиция.

Протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма в Красногорске, благочинный церквей Красногорского округа:


Духовный смысл - в освящении воды, а не в купании
- Сегодня Церковь не запрещает купание в водоемах, а до революции относилась к нему отрицательно. Отец Сергий Булгаков в «Настольной книге священнослужителя» пишет следующее:

«…В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас.

В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освящённой Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем».

Крещение – один из главных праздников Православной Церкви. По традиции в ночь с 18 на 19 января православные ныряют в ледяную прорубь..

Алексей Уминский, протоиерей, настоятель храма Святой Троицы в Хохлах:

"Купание на Крещение – народная традиция, она не имеет отношения к Евангелию или богослужебным, церковным традициям. Никакой необходимости или обязанности у православных людей погружаться в зимнюю прорубь на Крещение нет. Это некое личное ухарство (поступок, который совершает человек, который идет на осознанный риск в борьбе с суровой природой – прим. сайт ).

Традиция купания на Крещение существует не только в России. Например, в теплых странах, таких как Греция, принято освящать Средиземное море в эти дни. Когда епископ освящает море, он бросает крест далеко в море с молитвой, а ныряльщики из числа благочестивых христиан прыгают в воду для того, чтобы достать крест. Эта традиция в Греции тоже носит народный характер.

В России принято вырубать Иордань – прорубь в виде креста, а затем освящать воду в ней. Веками церковь освящала воду только в источниках. Затем люди брали эту воду из купели, а некоторым хотелось еще в ней и окунуться, чтобы засвидетельствовать силу своей веры. Таким образом, наверное, и сложился этот обычай – купаться на Крещение.

Сейчас эта традиция стала массовой. Некоторые люди думают, что если они искупаются на Крещении, то они смоют с себя все грехи. Но важно понимать, что ничего подобного не произойдет.

На Крещение православным лучше прийти в храм, вспомнить, что они христиане, что мы сами какое-то время назад были крещены в купели, и это стало для нас открытой дверью в церковь.

Если человек за свою жизнь ни разу не открыл и не прочитал Евангелие, то он, наверное, не может считать себя православным христианином, даже если он крещен. Если человек никогда в жизни не исповедовался и не причащался, он тоже не может считать себя членом православной церкви. Лучше осмыслить эти вещи, чем нырять в прорубь в день Крещения.

Владимир Вигилянский. Фото: ТАСС/Валерий Шарифулин

Владимир Вигилянский, протоиерей, настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ:

В древней церкви купание на Крещение не устраивали. Массовое явление она приобрела в России только в последние десятилетия.

Сегодня купание на Крещение становится чуть ли не целью праздника. Из этой традиции сейчас делают излишний культ, который для многих людей еще и очень вредный. Распространяются слухи, что никогда в жизни ни с кем не случалось ничего плохого, если он окунался на Крещение в ледяную воду. Это, конечно, мифы.

В этот день вполне достаточно выпить крещенской воды или окропить себя несколькими каплями. Это замещает любое купание.

Ярослав Шипов, писатель и священник храмов Патриаршего подворья в Зарядье:

Купаться в проруби на Крещение – традиция не церковная, а народная. Традиция возникла там, где было принято гадать на Святки, рядиться в странные одежды, мазать себе физиономии, пугать других людей… Потом, как говорят историки, те, кто были самыми главными заводилами на Святках, чтобы смыть с себя вину, принародно ныряли в прорубь. Так они хотели показать, что смыли с себя все грехи.

Церковь относится к традиции купания спокойно. Но важно помнить, что купаться на Крещение православному человеку не обязательно, нигде в церковных книгах такой рекомендации нет.

Ф. И. Буслаев в своей известной в дореволюционной России речи «О народной
поэзии в древнерусской литературе», произнесенной в 1858 году,
подчеркивал, что «ясное и полное уразумение основных начал нашей
народности есть едва ли не самый существенный вопрос и науки и русской
жизни» (1). Пытаясь сегодня решить хотя бы малую часть этой задачи, мы
обязаны обратиться к еще живой народной традиции и попробовать рассмотреть
ее сквозь призму многотысячелетнего прошлого, в котором скрываются
«основные начала нашей народности». Отметим при этом, что в
восточнославянской народной традиции вообще, а в северно — русской в
особенности, сохранились такие элементы культуры, которые архаичнее не
только древнегреческих, но даже и тех, что зафиксированы в текстах
древнейших памятников индоевропейской мифологии — Ригведы, Махабхараты и
Авесты.

В связи с тем, что именно в ведических текстах сохранились в большом
количестве описания и объяснения архаичных индоевропейских календарных
обрядов, именно эти тексты представляется необходимым использовать как
дешифрующие при анализе восточнославянской и, в частности, северно —
русской календарной обрядности. Возможность обращения к ведическим текстам
при рассмотрении русского материала обусловлена «как большей степенью
соответствия между ведическим и русским в силу лучшей сохранности в нём
(русском языке — С. Ж.) архаизмов, чем в западных языках, так и большей
близостью русской (славянской) мифо — поэтической традиции к индоиранской»
(2).

В сохранившихся до рубежа XIX — ХХ вв. верованиях северно — русских, особенно в устойчивых календарно — обрядовых циклах, четко прослеживаются реликты архаического индоевропейского календаря, уходящего корнями в глубины тысячелетий. Так восточнославянская дохристианская
картина мира четко дифференцирует два временных цикла года: период от
зимнего солнцестояния (22 декабря) до летнего солнцестояния (22 июня) и
период от летнего солнцестояния до зимнего. Начало каждого из этих циклов
было четко обозначено календарными обрядовыми действиями: зимними Святками
и Купалой. Судя по некоторым реликтам обрядов, а также по скандинавским
материалам, в глубокой древности зимние Святки длились полный лунный месяц
или 28 дней. Так у шведов святки «были известны под именем Иольского или
Юльского праздника (iuul, ioel), как важнейшего и продолжительнейшего из
всех. Этот праздник отправлялся в честь ТОРА В НОРВЕГИИ ЗИМОЙ, А В ДАНИИ В
ЧЕСТЬ ОДИНА для благословенной жатвы и скорого возврата солнца. Начало
праздника обыкновенно наступало в полночь 4 января и продолжался целых три
недели», — писал М. Забылин в 1880 г. (3).

скандинавские святки, длящиеся три недели, были посвящены
божествам, связанным с миром мертвых (предков), «тем светом» и мировым
древом.

Но восточнославянские Святки тоже связаны с культом мертвых, с миром
ушедших на «тот свет». Именно в эти дни в мир живых возвращалось «Святье»
- умершие, души которых на время Святок вселялись в тела их потомков —
ряженых. Судя по севернорусскому материалу, рядились (во всяком случае в
древности) самые родовитые и знатные, те, чьи роды были самыми старыми в
данной общине, деревне, селе. Об этом свидетельствует одно из вологодских
диалектных названий ряженых — «кулеса». Но в тех же диалектах «кулыня»,
«кулина» — знатная, богатая, родовитая. Стоит отметить, что санскритское
kula — семья, род, знатная семья, kula — ja — принадлежащий к знатному
роду, kulina — родовитый, знатный (5).

ОБЩЕИЗВЕСТНО, ЧТО В НАРОДНОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ У МЕРТВЫХ НЕТ ОБЫЧНОГО ЗЕМНОГО ТЕЛА («У НАВЕЙ НЕТ ОБЛИКА»), ПОЭТОМУ ОНИ МОГУТ ПРИЙТИ В ЭТОТ МИР ТОЛЬКО ПОЗАИМСТВОВАВ У КОГО — ТО ИЗ ЖИВЫХ ЕГО ПЛОТЬ. Л. Н. Виноградова

подчеркивает, что ряженые и нищие являются теми ритуально значимыми
людьми, при посредничестве которых можно связаться с миром умерших. Здесь
стоит отметить, что русское слово нищий соотносится с древнеиндийским
nistyas, что значит «чужой», «нездешний», и в целом аналогично понятию
«ряженый». Л. Н. Виноградова считает, что: «По — видимому, можно разделить
мнение ряда специалистов о том, что есть основания (в том числе и языковые
свидетельства) предполагать, что нищие (и ряженые — С. Ж.) воспринимались
как заместители умерших, а щедрое их одаривание — как отголосок
поминальных жертвоприношений» (6).

Такое восприятие ряженых дошло практически до наших дней. Согласно данным,
полученным фольклорно — этнографическими экспедициями под руководством А.
М. Мехнецова в 80 — е — 90 — е годы XX века, информаторы помнят о таких
обязательных персонажах святочного ряженья, как «предки» (старцы,
покойник), «нелюди», «чужаки» (нищие, побирушки), «высокие старухи». Для
того, чтобы душа живого человека, отдавшего на время святок свое тело
«предку», не осталась навсегда на «том свете», ряженые категорически
запрещали называть себя по имени, узнавать себя. За нарушение этого
запрета провинившегося «били смертным боем», так как считалось, что душа
поименованного может не вернуться в его тело, занятое на время святок кем
- то из его предков. Такое положение могло принести общине неисчислимые
бедствия, так как в дни Святок все жили по законам «перевернутого мира» —
мира предков. Именно об этом свидетельствуют воспоминания стариков и
старух из разных районов Псковской области (80 — е — 90 — е годы XX века),
отмечавших, что ряженых называли «дедами», что они ходили молча или «выли
по собачьи», кланялись до земли, что их лица были вымазаны сажей, что они
были не смешны, а вызывали уважение и страх, что их ждали в каждом доме и
готовились к этой встрече. В русской народной традиции РЯЖЕНЫЕ В КРЕЩЕНЬЕ
(КОГДА, КАК ПРАВИЛО, ТРЕЩАЛИ САМЫЕ ЛЮТЫЕ МОРОЗЫ), ПОСЛЕ ОСВЯЩЕНИЯ ВОДЫ,
ОБЯЗАТЕЛЬНО КУПАЛИСЬ В ПРОРУБИ, ВОЗВРАЩАЯ «ТОМУ СВЕТУ» ДУШУ ПРЕДКА,
КОТОРОМУ «ОДАЛЖИВАЛИ» НА ВРЕМЯ СВЯТОК СВОЕ ТЕЛО (7). СДЕЛАТЬ ЭТО БЫЛО
НЕОБХОДИМО, ТАК КАК С ДРЕВНЕЙШИХ ВЕДИЧЕСКИХ ВРЕМЕН СЧИТАЛОСЬ, ЧТО
КРАТЧАЙШИЙ ПУТЬ ДУШИ НА НЕБО, В ОБИТЕЛЬ БОГОВ И ПРЕДКОВ, ЭТО ПОГРУЖЕНИЕ В
РЕЧНЫЕ ИЛИ МОРСКИЕ ВОДЫ, ВПАДАЮЩИЕ В КОНЕЧНОМ ИТОГЕ В РЕКУ ВЕЧНОСТИ —
МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ. М. Забылин отмечал, что в Тихвине, например, на святки
«снаряжалась большая лодка, которая ставилась на несколько саней и
возилась несколькими лошадьми по городу». Верхом на лошадях, везущих
лодку, и в самой лодке сидели ряженые (8). Даже в 1996 году в деревне
Журавлев Конец Гдовского района Псковской области фольклористам сообщили,
что те, кто рядился на Святки, в Рождество обязательно должны были
обливаться тремя ведрами колодезной воды (9), то есть воды, рождающейся и
протекающей под землей.

Жители «того света», проведав своих потомков и наградив или наказав их,
обязательно возвращались в свой мир. А живые делали все для того, чтобы ни
в коем случае ни одна мертвая душа не оставалась в нашем мире.

Вероятно, объяснение всему этому комплексу верований и соответствующих им
обрядовых действий надо искать где — то в глубинах тысячелетий, когда они
только зарождались. И в таком поиске невозможно обойти вниманием самые
архаичные индоевропейские мифо — поэтические тексты, сосредоточенные в
Ригведе, Махабхарате и Авесте. Так, в 304 главе «Мокша — дхармы» (одной из
книг Махабхараты) царь Юдхиштхира спрашивает своего наставника Бхишму:

«Что называется непреходящим, откуда нет возврата,
И что называется преходящим, откуда возвращаются снова?»
Он же говорит смертельно раненному Бхишме:
«Тебе осталось жить немного дней, пока направляется к югу, творец света.
А когда к северу повернет владыка, ты пойдешь путем высочайшим,
И когда ты пойдешь навстречу блаженству, от кого нам принять поученье?»
(10)

19 января христиане всего мира празднуют великий праздник – Крещение Господне. У католиков тоже есть это торжество, только оно приурочено к другим дням. До принятия реформы (Второго Ватиканского собора) Крещение праздновалось 13 января, после нее - в первое же воскресенье после таинства Богоявления.

Во всех этих традициях праздник Крещения Господня связан с Новым Заветом, а именно с моментом, в котором описывается обряд крещения Иисуса Христа. Это произошло по достижении Иисусом уже взрослого возраста. Обряд происходил на священной реке Иордан, где крестились в то время все христиане. Крестил сына Господа верный христианин и известный креститель Иоанн.

Уникальность этого таинства выражается в сопутствующих ему особых явлениях. Во время крещения Иисуса с неба на него опустилась белоснежная голубка. В таком образе предстал перед людьми дух Божий, одновременно освидетельствовав, что Иисус является Его Сыном.

Обязательно ли погружаться в прорубь на Крещение

Святые отцы церкви единодушны в этом вопросе: на Крещение не нужно, то есть не обязательно погружаться в воду. Каждый христианин в детском или уже взрослом возрасте принимает таинство крещения, окунаясь в церковную купель. Одного-единственного погружения вполне достаточно, чтобы освидетельствовать свою принадлежность к Господу.

Если человек окунается в прорубь на Крещение Господне, он никоим образом не смывает с себя грехи и, конечно же, не крестится вновь. Раньше на Руси так вообще не делали, да и церковь этого не требует. Гораздо важнее то, что во время этого праздника освящается вся вода, в том числе и в реках. Этот глубоко символический жест напоминает людям о великой сущности Бога: Господь находится везде, в небесной выси и в глубинах морей, заполняя собой всю Вселенную.

Для каждого человека индивидуально в этот день гораздо важнее пойти на службу в церковь, а главное, задуматься о значении великого праздника для всех христиан и себя лично. Как и всякий христианский праздник, Крещение больше взывает к духу, чем к телу, поэтому само купание в ледяной воде не имеет никакого значения для духовного очищения.

С другой стороны, православная церковь не имеет ничего против этой сравнительно молодой традиции. Она закаляет, укрепляет иммунные силы организма, а значит, идет на пользу, а не во вред. Но не стоит жертвовать своим здоровьем, желая «достичь духовного очищения» путем купания в проруби. Если человек болен, у него температура или какое-нибудь другое не вполне здоровое состояние, окунаться в ледяную воду вообще не стоит. Это только принесет новый недуг, но никак не поспособствует внутреннему очищению.

Вред от крещенского купания

Несмотря на в общем лояльное отношение церкви к этому новомодному веянию, традиция окунаться в прорубь на Крещение имеет и отрицательные стороны. Многие люди сначала активно участвуют во всевозможных языческих игрищах (гадают в Сочельник или рядятся в зверей и ходят по домам с песнями и плясками), а после этого одним купанием в проруби хотят не только снять с себя все грехи, но и получить какое-то особое благословение. Это большое заблуждение и грех с точки зрения Православия.

Протоиерей Константин Островский (Красногорск) осуждает это модное поветрие. Он объясняет, что вся освященная на Крещение вода приносит благодать. Ее можно и каплю испить, чтобы приобщиться ко всему празднующему христианскому миру. Глубоко наивен тот, кто думает, что окунувшись в ледяную речную воду, получает большее благословение. Этим он даже в какой-то мере впадает в грех гордыни.

Более того, само сведение глубинного значения Крещения Господня к одному только окунанию в прорубленное во льду отверстие является чем-то языческим. Особенно это пагубно, если человек после купания идет домой, садится за праздничный стол и пьет водку. Это самое настоящее язычество, сведение высокого значение праздника только к узко внешней атрибутике. На Крещение полагается открывать свою душу Господу и преисполняться благоговением перед Его величием, а не демонстрировать собственное благочестие окружающим.

В православных странах, например, России, Украине, Беларуси, Греции принято купаться на Крещение. Как правильно погружаться в прорубь, как освящается вода?

Купель на Крещение: правила по окунанию в прорубь

В каждой православной стране церковные праздники отражают традиции, национальный менталитет и исторически сложившуюся культуру. В православных странах, например, России, Украине, Беларуси, Греции принято купаться на Крещение. Благодаря терпимости и любви Православной Церкви множество древних добрых традиций дошло до наших дней.



Обычаи и богослужения на Крещение

19 января Церковь празднует великий двунадесятый праздник - Богоявление, или Крещение Господне. Этот день отличается рядом традиций и известным всем освящением воды. Однако Крещенское купание - не просто оздоровительная процедура.


В годовом церковном круге есть двенадцать праздников, называемых «двунадесятыми» (по-церковнославянски двенадцатеричными). Это дни, посвященные важнейшим событиям земной жизни Христа и Пресвятой Богородицы, а также важнейшим историческим событиям Церкви.


Традиции их празднования складывались веками, и сегодня они празднуются во всем мире, причем, благодаря своей распространенности, охватывают даже жизнь не религиозных людей. Это церковная проповедь, слава имени Христа, которая идет и за церковной оградой.


Исторически на берегу реки Иордан накануне одного из иудейских праздников, во время которого совершались обрядовые омовения, Иоанн Предтеча начал свое пророческое служение словами о том, что перед омовением водой нужно омыться от грехов. Сам Иоанн Креститель крестил людей символически - ведь Господь Иисус еще не взошел на Крест и не основал Церковь - но призывал в таком крещении очиститься от грехов благодатью Божией. После Крещения Господа Иисуса Христа в Иордане начался земной путь проповеди Христа.


В праздник Крещения освящается Великим чином святая вода, молятся Господу об очищении и освящении жилищ и сердец.



Молебен на Крещение

Водосвятие в храмах обычно проводят после утреннего богослужения - Божественной литургии 19 января, однако в больших храмах может производиться и накануне, 18 января.


Великое освящение воды совершается раз в год, в великий праздник - Крещения Господня. В это время духовенство храмов, расположенных возле рек и водоемов, выходит большим крестным ходом к проруби и освящает воду в ней. Отдельно освящается и питьевая вода.


Малое освящение воды может совершаться даже ежедневно, поэтому в храме всегда есть святая вода в свободном доступе. Кроме того, вы можете заказать водосвятный молебен в храме или у себя дома, чтобы помолиться о своем благополучии, помощи своей семье. По окончанию молебна наберите святой воды с собой в пустую чистую бутылку (но не из-под алкоголя).


Во время водосвятного молебна священник от имени всей полноты Церкви будет просит о благополучной жизни, о здоровье молящихся за богослужением, об освящении всего мира Духом Святым. После освящения воды священник кропит святой водой окружающих и жилище или церковь - так зримо приходит к нам благодать Божия.


Молебен совершается следующим образом:


    На середину храма выносят стол с чистой скатертью, на который ставят металлическую чашу с водой, рядом кладут выносной Крест и Святое Евангелие. На столе ставят подсвечник, на котором возникают восковые свечи.


    После начала богослужения с возгласом священника читается псалом 142.


    После Псалтири поется повторяющееся песнопение «Бог Господь» с тропарями. Пока поют молитву, священник совершает каждение чаши с водой крестообразно.


    Затем читается псалом 50-й, тропари и ектения - перечисление кратких прошений о спасении, здравии и благополучии. В это время священник кадит по периметру храм или дом, где совершается богослужение.


    По завершении каждения читается прокимен и слова Апостольского послания (Евр. 2, 14-18), а затем - Евангелие от Иоанна (5 глава, 2-4 стих).


    После чтения Евангелия совершается последование ектении, во время которой читаются прошения об освящении воды, которая кадится священником крестообразно. Затем читается особая молитва, призывающая благодать Святого Духа на воду.


    После чтения молитвы священнослужитель берет Крест (изображением Христа к себе), проводя им над водой крестообразно. Затем весь крест погружается в воду под троекратное пение тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя» и иных.


    Вынув из воды Крест, священник целует его (по-церковнославянски - прикладывается к нему), кропит всех присутствующих и церковь или дом по периметру.


    Все молящиеся по очереди прикладываются к Святому Кресту, иерей в это время окропляет каждого святой водой (именно поэтому женщинам не рекомендуется активно краситься перед походом в церковь: косметика потечет; кроме того - чтобы не привлекать к себе лишнее внимание молящихся и не отвлекаться на впечатления, а сосредоточиться на молитве).


    Теперь молившиеся за молебном набирают воду из чаши. Конечно, воду могут набрать и люди, не заказавшие молебен или случайно зашедшие в храм. Однако это уже не совсем правильно: получается, такие люди приобретут святыню нечестным путем (ведь набрать воды могут только заказавшие молебен и молившиеся за ним).



Как делают прорубь, иордань на Крещение

Во многих храмах у водоемов освящают и воду в водоеме (реке, море, озере). В холод, если на воде лежит лед, вырезают крестообразную прорубь, которую еще называют «иордань» (от названия реки Иордан, то есть люди как бы погружаются в маленький Иордан) с лесенкой. У проруби обычно находится два теплых шатра, палатки (для женщин и мужчин), к проруби проложены сходни-мостки и лестница.


Конечно, если вам повезет, на вашем приходе могут натопить баню и из нее будет вход к проруби. Тогда вы совместите приятное с полезным.
Или рискните, затопите баню в Крещенскую ночь на берегу.



Что взять с собой на Крещение, на купание в проруби

Стоит взять с собой большое полотенце, если вы хотите окунуться и, конечно, прийти ко времени начала богослужения: иначе это будет лишь «оздоровительное» мероприятие, а не духовный подвиг.


    Во время освящения воды священник погрузит в воду крест. По окончании молебна зайдите в шатер, наденьте купальник (лучше соблюдать приличия, на купальник также можно надеть длинную рубаху для купания, которая продается в церкви). Входя в воду, держитесь за перила. Если есть силы - креститесь, говоря: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа,» и затем погружайтесь с головой. Повторите трижды и вылезайте.


    Если сил нет, перекреститесь, на берегу скажите про себя: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа,» - окунитесь один раз (можно даже не погружаться с головой) и вылезайте.


Известно, что по благочестивому преданию в Крещенскую ночь небо открывается и в течение 18-19 января вода освящается во всех водоемах. Поэтому если вы хотите окунуться дома, осените себя перед окунанием крестом и произнесите названную нами молитву «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». При этом лучше быть одетым в плавки или купальник, иначе получится странный обряд, молиться голышом неприлично (вы все же предстоите перед Богом).


Еще лучше посетить храм, помолиться за богослужением, подготовиться и причаститься, а затем набрать святой воды.



Противопоказания к купанию в проруби

Помните, что лучше беречь свое здоровье, «береженого Бог бережет». Конечно, окунуться в прорубь - подвиг во имя Господа, и его духовное значение трудно преувеличить. Но есть болезни, патологии, которые являются противопоказанием к окунанию:


  • Гипертония, стенокардия – из-за резкого сужения сосудов при перепаде температур вы можете получить инфаркт или инсульт;

  • Гипотония (постоянно низкое давление) – опять же сосуды реагируют так, что человек может упасть в обморок;

  • Воспалительные заболевания дыхательных путей, ОРВИ - вы можете получить серьезные осложнения;

  • Сердечно-сосудистые заболевания;

  • Эпилепсия и черепно-мозговые травмы, а также атеросклероз;

  • Патологии нервной системы;

  • Патологии эндокринной системы - диабет, тиреотоксикоз;

  • Глазные заболевания - опять сужение сосудов может привести к ухудшению зрения и пр.;

  • Заболевания дыхания, включая туберкулез и астму;

  • Любые воспалительные процессы в организме - в мочеполовой, пищеварительной, половой системе;

  • Узнайте, нет ли у вас аллергической реакции на холод.

Учтите, что на приходах, при церквях проруби курируют администрацией населенного пункта, здесь всегда дежурят спасатели и медики, вот в «самодеятельной» проруби купаться может быть действительно опасно. И уж во всяком случае не купайтесь в одиночестве! Мало ли как реагирует ваш организм, даже если до того вы практиковали купание в проруби.
По сути, это мало того, что опасно - не полезно духовно, если вы при этом не помолились не причащались.



Купание семьей на Крещение

Женское здоровье особенно хрупко, но многие женщины смело решаются искупаться на Крещение, чтобы совершить подвиг ради Бога, прося Его об особой милости.


Особенно рекомендуют купаться на Крещение при бесплодии. Увы, многие семьи сегодня бесплодны. Женщины годами стараются забеременеть, лечатся оба супруга. Со временем из-за разочарования могут разрушаться отношения, появляется обида на жизнь и на Бога - Творца и Вседержителя. Это совершенно неверное направление мировоззрения. Господь - наша надежда. Он творит чудеса. Не оставляя медицинского лечения, нужно обязательно прибегать и к Небесному Врачу.


Засвидетельствовано множество случаев исцеления от бесплодия и обретения радости материнства отчаявшимися женщинами после молитвы перед иконой «Помощница в родах». Церковь благословляет укреплять свою веру и поддерживать медикаментозное лечение в случае бесплодия регулярными молитвами. Никогда не стоит отчаиваться: помните о воле Божией и о судьбе родителей Самой Богородицы, которые только в преклонном возрасте смогли обрести долгожданную Дочь, ставшую Царицей Небесной.


Ни в коем случае не следуйте никаким ритуалам и не обращайтесь к экстрасенсам. Одна из благочестивых православных традиций - молебен о даровании детей и о благополучном разрешении от бремени (легких родах). Его можно заказать в любом храме. Есть ряд святых, которые имеют особую благодать в помощи беременным и желающим рождения ребенка, а на Крещение, да и в любой день вы можете заказать молебен ко Господу Иисусу Христу или Богородице. Господь - главный Помощник и Покровитель каждому, а Божия Матерь - Заступница пред Богом рода человеческого. Можно заказать молебен о даровании детей перед любой иконой Богородицы, особо молятся об этом перед иконой Богородицы «Неувядаемый Цвет», «Помощница в родах».


Если вы хотите искупать ребенка, отцу стоит держать его на руках, окунуть один раз и сразу закутать в полотенце.



Обычаи на Крещение

Правильными традициями можно назвать следующие:


    Пост перед праздником. В Крещенский Сочельник по Уставу Церкви нельзя есть до первой звезды (если нет сил - поешьте), а потом кушали кутью, как и на Рождество - это сладкая каша с медом и сухофруктами.


    Накануне праздника, 18 января, также шли на Всенощное бдение. Сегодня в некоторых храмах оно совершается ночью, вместе с Литургией - опять же, как на Рождество Христово. В большинстве храмов вечером, накануне Крещения, вода освящается в храмах и водоемах. Иногда, чтобы не подвергаться опасности на ночном водоеме, его освящают только 19 января.


    Стоит посетить храм и 19 января утром - прийти на Литургию, подготовившись к Исповеди и Причастию.


    После Литургии, если будет совершаться освящен водоема и он находится недалеко, к нему торжественно идут крестным ходом священники и прихожане. Обряд освящения воды, которая будет называться Великой Агиасмой (великой святыней), совершает только священник. Они трижды опустит в прорубь крест, а затем благословит им народ.


    Освящают, но не столь торжественно, воду и в храме. В этот день и часто в течение трех дней или недели в храмах устанавливают большие баки, к ним выстраиваются целые очереди людей. Не берите большой объем воды - ее всегда можно добавить в обычную воду с благоговением. Положите пожертвование за святую воду: это купленная храмом питьевая вода, ведь, хоть Господь и благословляет воду, а нужно остеречься: ни в каком храме не берут воду на Крещение просто из грязных водоемов. Ее приобретают на средства благотворителей.


Важное крещенское чудо в том, что, по свидетельствам многих людей, святая вода не портится в течение целого года: ученые даже нашли, что святая вода имеет измененный молекулярный состав. Это чудо Божие, а не действие серебра, из которого делают храмовые кресты (ведь часто погружают в воду и деревянные кресты).


Да хранит вас Господь и просвещает!


Публикации по теме