Орфографическая разминка. Виды орфографических упражнений, способствующие формированию орфографической зоркости. Написание букв Ее

Ска..ки гуляют (по) свету, Бродят (на) зорьке (в)туманах.

ноч.. запр.гая (в) к..рету. Пусть Зло (на) пр..делки х..тро,

ска..ки ж..вут (на) п.лянах, Но все ж побеждает Д..бро!

М. Пляцковский

- Вставьте пропущенные орфограммы, раскройте скобки.

Определите части речи, время глаголов. Определите тип текста, его тему.

Сколько в нем предложений? Какие они по цели высказывания и интонации?

Подберите синонимы к слову бродят.

IV. Чистописание

Ска...ка сказоч..ник сказоч..ный

Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Объясните значение данных строк.

V. Словарный диктант «Сказочные герои»

Запишите слова-отгадки.

С букварем шагает в школу В полотняный балаган.

Деревянный мальчуган. Как зовется эта книжка?

Попадает вместо школы Как зовется сам мальчишка?

(Буратино.)

Он и весел, и не злобен

Этот милый, чудачок.

С ним хозяин, мальчик Робин,

И приятель - Пятачок.

Для него прогулка - праздник,

А на мед особый нюх.

Это плюшевый проказник

Медвежонок... Винни-Пух.

Вот дева юная, в объятиях сна
Лежит она уж сотню лет.

И ждет - а принца нет, и нет и нет.

Скажите мне, друзья, кто ж она? (Спящая Красавица.)

Всех он любит неизменно, 1

Кто б к нему ни приходил.

Догадались? Это Гена, Это Гена... крокодил.

Работать умела красиво и ловко,

В деле любом проявляя сноровку.

Хлеб пекла и скатерти ткала,

Шила рубашки, узор вышивала,

Лебедью белой в танце плыла...

Кто мастерица эта была? (Василиса Прекрасная.)

Многим долго неизвестный, стал он каждому дружком.

Всем по сказке интересной Мальчик-луковка знаком.

Очень просто, хоть и длинно, Он зовется... Чиполлино.

Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей!

И однажды из болота.

Вытащил он бегемота.

Он известен, знаменит.

Это добрый... Айболит.

Он дружок зверям и детям,

Он живое существо,

Но таких на белом свете

Больше нет ни одного.

Потому что он не птица,

Не тигренок, не лисица,

Не котенок, не щенок,

Не волчонок, не сурок.

Но заснята для кино

И известна всем давно

Эта милая мордашка,

Что зовется... Чебурашка.

Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке та девочка спала

И маленькую ласточку от холода спасла. (Дюймовочка.)

Я на балу никогда не бывала,

Чистила, мыла, варила и пряла,

Когда же случилось попасть мне на бал,

То голову принц от любви потерял,

А я башмачок потеряла тогда же!

Кто я такая? Кто тут подскажет? (Золушка.)

Девочка хорошая по лесу идет,

Но не знает девочка, что опасность ждет.

За кустами светится пара злющих глаз,

Кто-то страшный встретится девочке сейчас. (Красная Шапочка.)

VI. Работа с учебником

1. Упр. 18, с. 13. Составление плана текста согласно памятке.

Чтобы составить план текста, нужно:

1)разделить текст на законченные по смыслу части;

2)определить основную мысль каждой части;

3) озаглавить каждую часть текста.

Физкультминутка

Буратино

Буратино потянулся, Ключик, видно, не нашел.

Раз - нагнулся; Чтобы ключик нам достать,

Два - согнулся. Нужно на носочки встать!

Руки в стороны развел, В. Волина

2. Упр. 19, с. 14 (устно).

3.Работа с текстом:

Ну, начнем мы скаску так: Шея -

Жыл да был на светке рак Щыре ненайдешь,

С длинными усищями. Клешни - глянешь,

С чорными глозищями, Кинет в дрож!

Я. Колас

Исправьте ошибки, допущенные Незнайкой.

Обозначьте части речи.

Подчеркните слова, в которых не совпадает количество букв и звуков.

4. Работа с текстом упр.20

5.Упр. 21, с. 15.

6. Упр. 22, с. 16.

VII. Самостоятельная работа

1. Прочитайте текст и его план. Разделите текст на части, чтобы каждая
раскрывала один пункт плана. В начале каждой части поставьте знак Z (красная строка).

Синичка

Стояли трескучие морозы. Каждое утро я выносил птицам свежий корм. Один разу кормушки я увидел синицу Она лежала на снегу. Я принес птичку домой и поместил в клетку. Клетку поставили у печки. Синичка открыла глаза и стала поправлять перья.. Я поставил ей в клетку чашку с коноплей и блюдце с водой. Синичка прожила у нас всю зиму. Весной я ее выпустил.

По Г. Скребицкому

План:

1) Находка у кормушки.

2) Птичка ожила.

Чтоб ошибок избежать,

Зоркость будем развивать.

В игре проверить сможешь сам

Свое внимание к словам.

Кто напомнит, что такое орфограмма? (Написание по правилу)

А если нет правила? (Значит, это словарное слово.)
- Прочитайте записанные слова на доске и определите «опас­ное» место в слове, обозначив его красным кружком.

П авел, ре ка, дача , лисичк а, озе ро, жемчужи на, нож ки, И ль я.

Назовите первые буквы слов. Прочтите их. Вы что-нибудь заметили? Что у нас получилось? (Пр..длож..ни...)

Чего не хватает? Какую букву нужно вставить? (Букву «е».)

III. Чистописание

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я от вас, друзья, не скрою:

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

-

Выделите известные орфограммы в записи даты и слов «Классная работа».

Один ученик комментирует выполнение работы, объясняя встретившиеся орфограммы.

Написание букв Ее

Вспомните, как пишется буква «Е».

Сколько элементов входит в ее состав? (Заглавная буква «Е» состоит из 2-х элементов, а строчная «е» - из одного. Начинать писать «Е» нужно чуть ниже верхней линии строки. Написать маленький полуовал, затем большой полуовал, среднее соедине­ние и начать писать строчную букву: выполнить верхнюю пе­тельку, вести вниз наклонную линию с закруглением вправо.)

Посмотрите внимательно на записанную цепочку и опреде­лите последовательность ее написания.

Ее ЕеЕеЕЕ ЕЕЕЕ еееее

Запишите эту цепочку самостоятельно (можно продолжить на следующей строке, если она не помещается на одной).

Написание какой буквы мы повторяли на минутке чисто­писания?

Еще раз вспомним все, что мы знаем об этой букве. (Глас­ная буква «е» может обозначать один звук [э], когда стоит по­сле согласной буквы, а может обозначать два звука - [и] и [э], когда стоит в начале слова, после гласной буквы, после мягкого и твердого знаков, например: ели, сидели, свиристели, красивые.)

Второй вариант чистописания

- С какой целью мы проводим минутку чистописания?

Выделите известные орфограммы в записи даты и слов «Классная работа». Один ученик комментирует выполнение ра­боты, объясняя встретившиеся орфограммы.

Как вы думаете, какую букву мы будем писать на минутке
чистописания? (Букву «е».)

Определите порядок написания букв в строчке:

еаебевеге

(Строчная буква «е» в начале, а затем строчные буквы в ал­фавитном порядке.)

Продолжите запись, ориентируясь на алфавит.



Расшифруйте головоломку: НИДЛОПРЕЕЖЕ. (Предложение.) Запишите слово, которое у вас получилось.

IV. Сообщение темы и цели урока

Как вы думаете, почему на минутке чистописания мы встретили слово «предложение»? - Определите цели и тему нашего урока. (Ответы.)

Итак, тема нашего урока - «предложение».

А цели? (Дети самостоятельно прогнозируют цели.)

Все, что я вам сообщила, а также вы сообщаете друг другу, - это речь. Вы отвечали на мои вопросы - это тоже речь.

А из чего она состоит? (Из предложений, из слов, из звуков.)

Предложение передает мысль. Она воплощается в слова, так как в мире можно все назвать. Без звуков не было бы ничего: ни пред­ложений, ни слов. Мы произносим звуки, из которых получаем сло­ва, а из слов составляем предложения. Предложение, таким образом, и будет в центре нашего внимания на сегодняшнем уроке.

Второй вариант сообщения темы и цели урока

- Повторите, какое слово у нас получилось, оно под­скажет нам тему урока. (Предложение.)

Как вы думаете, чему мы должны научиться? Что узнать нового?

V. Изучение нового материала

Составление предложений из слов, записанных в чистописа­нии.

Пример: «На ветке ели сидели красивые свиристели».

- Из чего состоит предложение?

Какой знак препинания стоит в конце предложения?

С какой буквы начинается предложение?

Как связаны слова в предложении? (Ответы.)
Прочитайте запись на доске. Где слова, а где предложения?

Почему вы так думаете? Объясните.

1. Я родился и живу в Беларуси!

2. Ядом и...

3. У тебя много друзей?

(Предложение должно выражать законченную мысль. В пред­ложении есть предмет речи и его действие, поэтому 1-я и 3-я стро­ки - это предложения, а 2-я - набор слов.)

Какой вывод можно сделать?

1. Предложение выражает законченную мысль.

2. Состоит из слов.

3. Начинается с прописной буквы.

4. В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знаки (.! ?).



Работа с учебником (упражнение 40, с. 30).

Актуализация знаний учащихся о предложении как еди­нице речи.

Физкультминутка

Нам пора передохнуть,

Потянуться и вздохнуть. Глубокий вдох и выдох.

Покрутили головой -

И усталость вся долой!

Раз, два, три, четыре, пять, Вращение головой в одну и другую

Шею надо разминать! стороны.

Стали ровно, наклонились, Наклоны вперед и назад.

Раз - вперед, а два - назад. Встать на носочки, потянуть

Потянулись, растянулись, ся вверх.

Повторяем все подряд.

А теперь мы приседаем -

Это важно, сами знаем:

Мы колени разминаем.

Наши ноги упражняем. Приседания.

Выполнение грамматического задания (упражнение 41, с 30)

Малахова Олеся Владимировна,

Учитель русского языка и литературы

МКОУ «Школа-интернат № 32»

г. Прокопьевск, Кемеровская область

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ РАЗМИНКИ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Главная цель в работе с учащимися на уроках русского языка - формирование орфографической зоркости, умения обнаруживать и распознавать орфограммы в условиях как зрительного, так и слухового восприятия. Это является залогом грамотного письма. В основе формирования орфографических навыков предполагается система упражнений, направленных на совмещение обучения правописанию и тренировку соответствующих навыков с развитием памяти, внимания, а также интеллектуальным и речевым тренингом. Орфографические разминки рассчитаны на 4-5 минут самостоятельной работы в классе или дома.

В статье представлены образцы орфографических разминок, предназначенных для работы как в начальных классах, так и в классах основного уровня обучения. Сложность заданий может варьироваться индивидуально каждым учителем в зависимости от учебных возможностей обучающихся.

    Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Остались на сн( е )гу заяч( ь )и сл( е )ды – д( а )леко ли зайцу до б(е )ды? Но заяц не б( о )ится. Прил( е) тела сн( е )жинок стая. Закружились белые птицы, заячьи сл(е )ды зам( е )тая. Напрасно с( о )бака старалась распознать сл(е)ды зайца. Выб(и)лась она из сил, приб(е)жала к старому м(е )стечку и думает:

Заяц хитрый здесь был, а куда ушёл, неизвестно! (И. Эринбург)

    Запиши имена существительные во множественном числе, поставьте ударение.

Торт ( тОрты ), огонь ( огнИ ), дятел ( дЯтлы ), герб ( гербЫ ), шарф ( шАрфы ), средство ( срЕдства ), зонт ( зонтЫ ), борода ( бОроды ), директор ( директорА ), орден ( орденА ).

    Запишите слова в две группы: в первую - слова с непроизносимой согласной, во вторую - слова, где нет непроизносимой согласной.

Мес( Т) ность, вкус()ный, гиган(Т) ский, ужас()ный, счас(Т) ливый, интерес()ный, грус(Т) ный, поз( Д) но, чудес()ный, со(Л) нце, сер( Д) це, лес( Т) ница, словес()ный, здра(В)ствуй, свис(Т )нуть.

    Спишите. Подчеркните в словах буквы, написание которых надо запомнить.

Б Е седа, кр О к О дил, м Е дведь, г А зета, г О ризонт, ж Ё лтый, ябл О к О , ш О фёр, к О ридор, ф А милия, к А стрюля, т Е л Е фон, слев А , зеркал О , в О р О бей, А птека, к О мпьютер, к О рзина, ч Е хол, грам О тный, зд О р О вье.

    Запишите глаголы во 2-ом лице единственного числа.

Освещать ( освещаешь ), обидеть ( обидишь ), желать ( желаешь ), поймать ( поймаешь ), смотреть ( смотришь ), искать ( ищешь ), помогать ( помогаешь ), зависеть ( зависишь ), рисовать ( рисуешь ), нагревать ( нагреешь ), писать ( пишешь ), разговаривать (разговариваешь ), брить ( бреешь ), стелить ( стелешь ).

    Спишите, раскрывая скобки.

( Не )знайка, ( не )женка, ( не )знаю, ( не )работал, ( не )жалел, ( не )победил, ( не )рабочий, ( не )понимаю, ( не )понимание, ( не )победимый, ( не )красивый, (не )дотрога, ( не )обыкновенный, ( не )существует, ( не )повредит, ( не )шумный, ( не )известно, ( не )понятный, ( не )понял, ( не )сказать.

    Запишите имена существительные в форме родительного падежа множественного числа.

Грибы ( грибов ), жилье ( жилищ ), березы ( берез ), носки ( носков ), варежки ( варежек ), сантиметры ( сантиметров ), овраги ( оврагов ), помидоры ( помидоров ), кони ( коней ), земли ( земель ), дела ( дел ), яблоки (яблок ), карандаши ( карандашей ), солдаты ( солдат ), пельмени ( пельменей ).

    Подчеркните в словах орфограммы, пользуясь правилом обозначения безударных гласных букв в корне.

Т Я жёлый, ст О ловая, похв А ла, г О стиница, м О рской, пос А дить, гл А за, стр А на, св Е тофор, л И нейка, с Е стрёнка, ч И стота, св И стеть, т Е мнеть, г А лчата, пл О щадка, п А стух, ш А лун, л О шадка, м Я сной, б О льница, п О лянка, тр О пинка.

    Спишите. Вставьте, где необходимо, мягкий знак после шипящих согласных на конце имен существительных.

Плащ(...), молодеж( Ь ), много задач(…), мыш(Ь ), шалаш(…), нож(…), много луж(…), рож(Ь ), овощ(…), вещ( Ь ), много туч(…), тиш(Ь ), марш(…), много рощ(…), брош(Ь ), ноч( Ь ), много галош(…), обруч(…), пляж(…), гуаш(Ь ).

    Спишите, вставляя необходимые парные согласные в корне слов.

(Б, П) ре П ка, голу Б ь, хле Б , кре П кий; (З, С) моро З , ко С ьба, ре З кий, гла З .

(В, Ф) ше Ф , морко В ь, обу В ь, жира Ф ; (Г, К) фла Г , диало Г , пото К , ночле Г .

(Д, Т) пло Т , горо Д , сосе Д ка, дож Д ь; (Ж, Ш) ло Ж ка, игру Ш ка, доро Ж ка, сторо Ж .

    Спишите, раскрывая скобки. Выделите приставки, подчеркните предлоги.

( От )тащил ( от )лужи, ( с )лез ( с )дерева, ( за )шло ( за )тучу, ( по )ехали ( по )дороге, ( до )топали ( до )города, ( под )прыгнул ( под )потолок, ( во )шёл ( во )двор, ( в )полз ( в )щель, ( при )грелся ( при )кухне, ( на )брёл ( на )избушку, ( над )строил ( над )чердаком.

    Запишите глаголы в два столбика: 1 - ТЬСЯ, 2 – ТСЯ.

Учи ТСЯ , боя ТЬСЯ , пригоди ТСЯ , причеса ТЬСЯ , заботи ТСЯ , посмея ТЬСЯ , роди ТСЯ , умы ТЬСЯ , надея ТЬСЯ , слыши ТСЯ , связа ТЬСЯ , стуча ТЬСЯ , крое ТСЯ , верти ТСЯ , созна ТЬСЯ , порти ТСЯ , хоче ТСЯ, крути ТЬСЯ .

    Спиши, вставь окончания прилагательных, укажите их падеж.

В дремуч( ЕМ ) лесу, с чист( ОЮ ) водою, в дальн( ЕМ ) краю, с дальн( ЕГО ) севра, из глубок(ОГО ) моря, по широк( ОМУ ) полю, в соседн( ЮЮ ) деревню, на березов(ОЙ ) ветке, зимн( ИЕ ) каникулы, над высок(ИМИ ) домами, об удивительн(ЫХ ) историях, из свеж(ЕЙ ) капусты, за колюч(ИМ ) кустом.

Материал для орфографических разминок.

1. Орфограмма «Разделительный ь и ъ».

Конъюнктивит у адъютанта

Интервью с субъектом

Пьедестал у павильона

Сверхъестественный медальон

Фельетон о подъезде

Съёжиться из-за вьюги

Съязвить всерьёз

Волчья семья

Предъюбилейная пьеса

Киносъемка в павильоне

Трехэтажный объект

Объятия почтальона (дьявола)

Въедливый адъютант

Объявить о съезде

Несерьезный фельетон

Сагитировать компаньона

Сверхъестественный осьминог

Изъять объявление

Статья о шампиньонах

Инъекция для обезьяны

Изъян в пьедестале

Мышьяк в медальоне

Сэкономишь на лосьоне

Трансъевропейский экспресс

Сыновья дьяка

У серьёзного почтальона во вьюках лежали съестные припасы: съедобные шампиньоны, кубики куриного бульона и оладьи.

Компаньон адъютанта сэкономил на покупке фортепиано и приобрел необычный медальон.

Из-за сверхъестественных неудач субъект съёжился и убежал.

Адъютант чувствует, что лоб его горяч.

Когда заиграл туш, с полки упала черная тушь.

Юный адъютант, читавший фельетон о необычной обезьяне, не заметил начавшуюся за окном вьюгу.

2. Орфограмма «Ы-и после шипящих».

Пуговицы для цыплятницы

Цинга у цыгана

Циркачка с циркулем

Танцы на циновке

Ровесницы и сверстницы

Иллюминация в цирке

Лисицын и волчицын

Милиционер любил выращивать нарциссы, настурции и цикламены.

Циник сидел на циновке и молол цикорий.

Цыганки ели цибулю, чтобы не заболеть цингой.

3. Орфограмма «Чередующиеся гласные в корне слова».

Сжигать шалаш

Прикоснуться к ростку

Запереть на ключ

Полагаешься на Ростислава

Адъютант вырос

Выбираешь для сверстницы

Адъютант удирает

Блестящий пьедестал

Равнина расстилается

Полагаешься на субъекта

Прикоснуться к ровеснице

Интеллигентный Ростислав

Ростки акации

Авианосец «Ростов»

Ростки акации радовали глаз престарелого ростовщика Ростислава.

Ровесники собираются в поход и берут с собой палатки.

Посадочный материал вьющихся растений дал хорошие ростки и быстро разрастался по палисаднику.

4. Орфограмма «О-ё после шипящих».

Пчёлы на шоколаде

С зажженной свечой

Тушёнка и сгущёнка

С плюшевым медвежонком

Без чужого капюшона

Причёска жокея

Дешёвый волчонок

Возмущённый учёный

Ночёвка в чащобе

Шёпот с врачом

Нездоровится из-за тушёнки

Изжога у обжоры

Расческа шотландца

Прыжок в крыжовник

Старичок с деревянной трещоткой шел по тропинке и напевал песенку.

Юная танцовщица пила кофе со сгущенкой, ела крыжовник, а жокей нахваливал пшенку с тушенкой.

Взлохмаченный галчонок в костюме из искусственного шёлка услышал тихий шорох желтого парашюта, упавшего на стриженый газон.



ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ РАЗМИНКИ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Главная цель в работе с учащимися на уроках русского языка - формирование орфографической зоркости, умения обнаруживать и распознавать орфограммы в условиях как зрительного, так и слухового восприятия. Это является залогом грамотного письма. В основе формирования орфографических навыков предполагается система упражнений, направленных на совмещение обучения правописанию и тренировку соответствующих навыков с развитием памяти, внимания, а также интеллектуальным и речевым тренингом. Орфографические разминки рассчитаны на 4-5 минут самостоятельной работы в классе или дома.

Карточка №1

Спишите, объясните написание выделенных букв.

На берегу растёт с о сна,

А рядом с нею сосны.

Горит прекрасная зв е зда,

А рядом с нею звёзды.

Карточка№2

Спишите, подчеркните в словах безударные гласные в корне слов, которые можно проверить.

Зеленеет луг весёлый,

А за лугом дремлют сёла:

Хатки, словно невидимки,

В серебристой тонут дымке,

Тополя на вольной воле

Шумно спорят с ветром в поле.

Облетели листья клёна.

Клён от холода дрожит.

На дорожках у балкона

Золотой ковёр лежит.


Карточка №3

Спишите по образцу, вставьте безударные гласные в корне.


1 вариант:

Лист - л и сты

С(а,о)ды

Кр(о,а)ты

Пл(о,а)ды

Ст(о,а)лы

2 вариант

с е стра - сёстры

в(е,и)сна ___________

з(е,и)ма ___________

в(о,а)лна ___________

с(о,а)сна ___________

Карточка№4

Из данных слов составьте пары, в которых одно слово было бы проверяемым, второе – проверочным. Вставьте пропущенные буквы. Орфограмму подчеркните.

Г…ра, росы, ст…на, травы, р…ка, стены, стр…на, зимы, з…ма, страны, реки, тр…ва, горы, р…са.

Карточка №5

Спишите слова, записывая первым проверочное слово. Подчеркните безударные гласные в корне слова.

Водичка, водяной, вода, водный.

Лесок, лесной, лесник, лесочек, лес.

Бегун, побежать, беговая (дорожка), пробежка.

Лисичка, лиса, лисица, лисья.

Цветы, цветочный, цвет, цветёт.

Карточка№6

Спишите, вставляя безударные гласные в корне слова.

На горке

Обойди хоть все дв..ры – Не зевайте впереди,

Лучше не найти г..ры. Не вставайте на пути!

Осторожно! Берегись! По пр..мой, до поворота,

Д..твора несётся вниз, поз..ди остался кто-то!

Стоя, сидя, на коленках, Нал..тели на сугроб:

На картонках, на фанерках. Кто доехал, на бок – хлоп!

Карточка №7

Спишите имена сказочных героев, вставляя пропущенные буквы.

К..за р..гатая, зайчик - поб..гайчик, л..сичка - с..стричка, бычок - с..ляной б..чок, лягушка - кв..кушка, мышка - н..рушка, петушок – з..лотой гр..бешок, в..лчок - серый б..чок.

Карточка №8

Выпишите в первый столбик слова с безударной гласной Е в корне, во второй столбик – слова с безударной И в корне, в третий – слова с безударной Я в корне, устно подбирая проверочное слово.

П..тно, с..нева, б..ляк, т..жёлый, р..ды, уб..жал, з..мовать, гн..здо, шм..ли, пл..сать, кр..кун, з..лёный, зм..я, кл..новый, в..занка, гр..знуля.

Карточка №9

Исправьте ошибки, спишите.

Весело летом в лису. Мы идём по густой сочной трове. Кругом цвиты. На цвиток села пчила. У трапы кучка рыхлой зимли. Это нара крота.

Травка зилинеет,

Солнышко блистит,

Ласточка с висною

В сени к нам литит.

Карточка №10

Спишите слова с проверяемой безударной гласной в один столбик, с непроверяемой гласной – в другой.

Берёза, стрела, мороз, свеча, помидор, дожди, заяц, пчела, яблоко, солёный, капуста, зерно, собака.

Карточка№11

Сопоставьте слова, подберите проверочные.

Пос..деть от горя – пос..деть на стуле

Сп..ши на урок – сп..ши текст

Д..ю тетрадь – д..ю корову

Прим..рять костюм – прим..рять друзей

Пол..скать бельё – пол..скать ребёнка

Карточка№12

Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Остались на сн(е )гу заяч(ь )и сл(е )ды – д(а )леко ли зайцу до б(е )ды? Но заяц не б(о )ится. Прил(е) тела сн(е )жинок стая. Закружились белые птицы, заячьи сл(е )ды зам(е )тая. Напрасно с(о )бака старалась распознать сл(е)ды зайца. Выб(и)лась она из сил, приб(е)жала к старому м(е )стечку и думает:

Заяц хитрый здесь был, а куда ушёл, неизвестно! (И. Эринбург)

Карточка№13

Запишите слова в две группы: в первую - слова с непроизносимой согласной, во вторую - слова, где нет непроизносимой согласной.

Мес(Т) ность, вкус()ный, гиган(Т) ский, ужас()ный, счас(Т) ливый, интерес()ный, грус(Т) ный, поз(Д) но, чудес()ный, со(Л) нце, сер(Д) це, лес(Т) ница, словес()ный, здра(В)ствуй, свис(Т )нуть.

Публикации по теме