По тексту Эрен­бур­га Когда Лео­нар­до да Винчи сидел над чер­те­жа­ми ле­та­тель­ной ма­ши­ны (ЕГЭ по русскому). Кем был леонардо да винчи, тайны его картин Когда леонардо да винчи сидел над

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


(1)Когда Леонардо да Винчи сидел над чертежами летательной машины, он думал не о фугасных бомбах, а о счастье человечества. (2)Подростком я видел первые петли французского лётчика Пегу. (3)Старшие говорили: «Гордись − человек летает, как птица!» (4)Много лет спустя я увидел «Юнкерсов» над Мадридом, над Парижем, над Москвой…

(5)Машина может быть добром и злом. (6)Гитлер обратил машину в орудие уничтожения. (7)Люди глядели на небо с гордостью. (8)Гитлер решил: они будут глядеть на небо с ужасом. (9)Люди с радостью думали: мы поедем в автомобиле за город. (10)Гитлер решил: услышав звук мотора, люди будут бежать без оглядки.

(11)Но однажды настало время проверки. (12)Вначале немцы торжествовали. (13)Их танки исколесили всю Европу. (14)Гусеницы раздавили Францию и оставили борозды на полях древней Эллады. (15)«Юнкерсы» искалечили, казалось бы, неприступный Лондон. (16)И немцы послали свои машины на Россию − к горам Кавказа, к рекам Сибири. (17)Здесь-то приключилась заминка: машины не сломили воли человека. (18)Есть в войне много горя, много разрушений, война − не дорога прогресса, война − страшное испытание. (19)Но есть в войне и нечто высокое: она даёт людям мудрость. (20)Эта война принесла человечеству великий урок: реванш человека.

(21)Сердце бойца гитлеровцы пытались подменить мотором, солдатскую выдержку − бронёй. (22)Однако Отечественная война доказала торжество человеческого духа.

(23)…Батарея старшего лейтенанта Быкова отбила танковую атаку. (24)Огибая берёзовую рощу, пятьдесят танков надвигались на наши боевые порядки. (25)«Не пропустить!» − была команда Быкова. (26)Уже раненный, этот человек оставался на посту. (27)А после на поле боя чернели остатки двадцати шести немецких танков. (28)По замыслу немцев, эти танки должны были дойти до Индии. (29)Но они погибли. (30)У берёзовой рощи…

(31)Или вот ещё факты. (32)Десять краснофлотцев противотанковыми ружьями уничтожили двадцать три танка. (33)Моряк Тимохин сжёг шесть танков.

(34)А Севастополь? (35)Эпическая оборона этого города была торжеством человеческой отваги, когда небольшой, слабый гарнизон, без аэродромов, почти без танков, двести пятьдесят дней отражал атаки мощных вражеских дивизий и техники.

(36)Да, немецкие танки долго представлялись удавом, перед которым цепенела, дрожала как осиновый лист Европа. (37)Но им преградили путь люди. (38)Конечно, у нас были превосходные противотанковые орудия. (39)Конечно, наши бойцы справедливо зовут бронебойное ружьё Симонова «золотым ружьём». (40)Но как забыть об обычной гранате в руке бесстрашного бойца, которой враг страшился не меньше крупного снаряда? (41)Как забыть о могучем, полном отваги сердце воина?

(По И. Г. Эренбургу*)

Илья Григорьевич Эренбург (1891–1967) – русский прозаик, поэт, переводчик с французского и испанского языков, публицист, фотограф и общественный деятель.

Пояснение.

Основные проблемы:

1. Проблема значимости человеческого духа в войне эпохи технического прогресса. (Что сильнее: боевая машина или воинский дух? Может ли героизм воина, сила человеческого духа оказаться решающим фактором победы?)

2. Проблема роли нашей страны в Великой Отечественной войне. (Какую роль сыграла наша страна во Второй мировой войне?)

3. Проблема негативных последствий технического прогресса. (Может ли технический прогресс привести к негативным последствиям? Всегда ли новые изобретения в области техники приносят человечеству благо?)

4. Проблема осмысления уроков войны. (В чём заключается урок войны?)

1. Внутренняя сила человека, его отвага, стремление защитить свою Родину сильнее любого оружия. Победу нашей страны в Великой Отечественной войне принесли не столько отличное оружие и техника, сколько отвага бойцов.

2. Наша страна смогла остановить врага, перед технической мощью которого цепенела вся Европа. Она доказала торжество человеческого духа, дала великий урок мировой истории.

3. К сожалению, у технического прогресса, целью которого изначально является улучшение жизни людей, есть негативная сторона: изобретения могут быть использованы как средство уничтожения людей.

Охватить масштаб личности Леонардо да Винчи - дело невозможное. Человек, ставший легендой при жизни, остаётся легендой и недостижимым идеалом и в современном мире.

Гений или, как его часто называют, титан Возрождения Леонардо да Винчи личность поистине уникальная. Его жизнь представляет собой удивительный калейдоскоп – во всех сферах, за которые он брался, от живописи до сложных инженерных изобретений он достиг невероятных высот. Между тем о самом Леонардо мы почти ничего не знаем – он был очень скрытным и одиноким человеком, а первая биография была написана спустя 30 лет после его смерти Джорджо Вазари.

Родился Леонардо 15 апреля 1452 года в маленьком городке Винчи на северо-западе Италии. История его семьи хранит несколько загадок, так как неизвестно кем была его мать. Все источники указывают на то, что звали её Катерина, но вот чем она занималась – открытый вопрос. Традиционно считается, что она была простой, юной крестьянкой. Отец Леонардо был нотариус Пьеро да Винчи, которому на тот момент было 25 лет. Отец присутствовал при крещении ребенка и признал его, но по неизвестным причинам первые 4 года жизни Леонардо провел в деревушке Анхиано. В год рождения сына Пьеро женится на Альбиере Амадоре и только спустя 4 года забирает сына к себе. Должность нотариуса в те времена считалась достаточно знатной, поэтому детство и юность Леонардо прошла в благополучии и достатке. Отец был женат 3 раза, имел 12 детей и дожил до 77 лет. Но он, по замечанию Вазари, был обычным человеком, что делает необыкновенность Леонардо еще более интересной. Так или иначе, отец всё же дал хорошее домашнее образование сыну, хотя и бессистемное, о чем потом упоминал в своих записях Леонардо.

Талант юноши проявился уже в раннем возрасте. Интересен эпизод, в котором Пьер да Винчи попросил своего сына раскрасить большой деревянный щит в подарок одному из соседей. Леонардо с радостью и с большой ответственностью подошел к делу, выбрав изображение Медузы Горгоны для рисунка на щите. Рисунок был выполнен настолько реалистично, что отец, увидев его, буквально пошатнулся от ужаса. Конечно, такой шедевр он не мог подарить и оставил себе. Сейчас копия этого щита кисти Караваджо хранится в одном из музеев Франции. Вероятно, именно после этого случая Пьеро решил отдать сына на обучение во Флоренцию, где Леонардо под назиданием известного художника Верроккьо учится живописи. Так начался период в жизни Леонардо да Винчи, получивший название флорентийский.

Флоренция в те времена была одним из главных центров интеллектуальной элиты всей Западной Европы. Леонардо, попав в среду таких известных художников как Боттичелли, Гирландайо, Беллини и многих других, выделяется своей отстраненностью и одиночеством. В его записях хорошо прослеживается, что его одиночество – сознательное. Он считал, что «если ты одинок, то полностью принадлежишь самому себе», и не стремился заводить близких знакомств с кем-либо. Частично поэтому он не входил в кружок интеллектуалов Флорентийского правителя Лоренцо Медичи. Но не только из-за этого он не мог попасть в интеллектуальную среду того времени. Одной из причин было то, о чем досадовал сам Леонардо – это плохое знание латыни, которая вплоть до Новейшего времени считалась главным языком науки. Но другая причина была важней – Леонардо был художником, а во времена Возрождения художники считались скорее ремесленниками или даже профессиональными малярами, выполняющими заказ; отношение к художникам было как к слугам. Не оцененный по достоинству кружком гуманистов-интеллектуалов, талант да Винчи поражал Верроккьо. Работая в мастерской, учитель поручил Леонардо написать ангела на одном из его полотен. Фигура ангела, написанная да Винчи, настолько поразила учителя, что, по словам Вазари, он больше никогда не взял в руки кисть. Ученик превзошел учителя. Вскоре Леонардо открывает собственную мастерскую.

В это время папа Сикст IV пригласил лучших тосканских мастеров для работы в Ватикане. Среди них были Гирландайо, Боттичелли, Перуджино, Филипп Липпи, Синьорелли и многие другие, но не Леонардо. Возможно, что недооцененный гений испытал некоторую досаду от произошедшего и решился на переезд в Милан. К тому же его инженерные и научные наклонности уже все больше овладевали им, а Милан в это время был практически противоположностью изысканной Флоренции – это был промышленный город, где множество мастеров, оружейников и ремесленников установили крепкое производство. Леонардо просит покровительства у местного хозяйственника Лодовико Сфорца, причем позиционирует себя в первую очередь не как художника, а как инженера, рассказывая в письме о собственных инженерных задумках, таких как пушки, закрытые колесницы, катапульты и баллисты, и лишь одной строчкой упоминает о своей художественной деятельности. Сфорца принимает Леонардо ко двору и даёт различные задания как инженерные, так и связанные с искусством. Одним из заданий была постройка памятника основателю династии Сфорца – Франческо Сфорца. Статуя в виде коня с всадником должна была стать символом законности и величественности власти семьи, и Леонардо принялся за работу. В течение 16 лет продолжалась работа над памятником. После нескольких неудачных отливок, глиняная статуя коня была сделана, но из-за вторжения французов в Милан в 1499 году она безвозвратно была утрачена. К счастью сохранились чертежи, по которым можно судить о необыкновенности задумки Леонардо.

Миланский период всё более утверждает инженерный и художественный талант Леонардо да Винчи. Именно тогда появляются его картины «Дама с горностаем», «Мадонна Литта», «Мадонна в гроте», «Тайная вечеря», множество анатомических и простых карандашных рисунков. Одним из знаменитейших рисунков Леонардо да Винчи является Витрувианский человек – фигура мужчины, в двух наложенных друг на друга позициях, вписанных в окружность и квадрат. Рисунок размером 34,3×24,5 см выполнен чернилами и акварелью. Фигура мужчины показывает математические пропорции человеческого тела в соответствии с данными из трактатов римского архитектора Витрувия. Витрувианский человек является своего рода символом природной идеальности человека, его внутренней симметрии и математической пропорциональности. Рисунок, таким образом, представляет собой одновременно и художественное произведение, и научный труд.

Инженерные разработки и идеи да Винчи, дошедшие до нас в его записях, не могут не удивлять. Поразительно, как человек рубежа XV-XVI веков мог насколько опережать время! В чертежах сохранились проекты вращающейся цепи для велосипеда, машины для массового производства, различные летательные аппараты, станки и многое другое. Он разрабатывал проекты благоустройства городов, конструировал шлюзы, плотины, каналы, мельницы, даже высчитывал стоимость этих проектов, но, к сожалению, никто за них не брался. Неуёмная и интенсивная изобретательская и инженерная деятельность да Винчи будто являлась протестом против тех кружков интеллектуалов, куда он не попал. Он доказывал сам себе, что он всё же входит в этот круг, и делает это на голову выше других.

После вторжения французских войск, Леонардо возвращается во Флоренцию. Здесь он получает поручение от Сеньории участвовать в росписи зала Большого совета дворца Сеньории, где уже на тот момент работал Микеланджело. Так два гиганта эпохи стали работать вместе, хотя и без особой расположенности друг к другу. Как отмечает Вазари, время от времени посмотреть на работу мастеров заходил тогда еще юный Рафаэль. Действительно невероятная ситуация! Примерно в это же время Леонардо пишет свой главный шедевр – знаменитую на весь мир «Джоконду» или «Мону Лизу». История этой картины привлекает искусствоведов всех стран, а загадочная госпожа Лиза дель Джокондо не оставляет равнодушными зрителей. Самое известное произведение живописи в мире оказало невероятнейшее влияние на глобальную художественную культуру, а сам Леонардо да Винчи не расстаётся со своим шедевром, даже уехав во Францию. Таких любимых картин у него было три: «Мона Лиза», «Иоанн Креститель» и «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом».

Некоторое время Леонардо вновь проводит в Милане на службе у французского короля Людовика XII, а затем в Риме у папы Льва X. В 1516 году да Винчи был приглашён ко двору новым королём Франции Франциском I. Он получил звание первого королевского художника, инженера и архитектора, но по сути был просто «украшением» двора – королю было престижно иметь у себя «того самого Леонардо», ставшего уже легендой. К сожалению, здоровье художника ухудшалось, правая рука была парализована, ему всё тяжелее было передвигаться без посторонней помощи, поэтому выполнять свои должностные обязанности он мог. Тогда Франциск I приобрёл у Леонардо «Мону Лизу», чем обеспечил ей сохранность в веках.

Незадолго до смерти художник перебрался в маленький городок Амбуаз, на реке Луаре. В возрасте 67-ми лет Леонардо да Винчи уже был прикован к постели. В полном сознании он пишет завещание: все свои рукописи и книги перешли к одному из его учеников Франческо Мельци. 2 мая 1519 года Леонардо да Винчи тихо ушёл из жизни.

Феномен гениального художника, учёного, писателя до сих пор волнует умы исследователей. Личность Леонардо да Винчи не входит ни в один человеческий размер, размах его деятельности огромен, а влияние, оказанное на всю мировую культуру, невероятно удивительно. Леонардо действительно неисчерпаем, современность рассматривает всё новые и новые аспекты его жизни и творчества, стремясь постичь тайны «универсального человека». В честь него назван астероид, многие авторы используют прототип Леонардо да Винчи в своих произведениях, снимаются фильмы и сериалы так или иначе связанные с наследием великого да Винчи, и многое другое. Он стал больше, чем просто исторически значимой фигурой – он стал образом, титаном и недостижимым идеалом.

Личность этого гения будоражит умы человечества вот уже не одно столетие. И сегодня люди продолжают гадать, кем был Леонардо да Винчи. Известный своими живописными работами и новейшими разработками в области инженерии, он опередил время, в котором жил. Более 500 лет прошло с момента смерти великого творца, но его имя всегда вызывает живой интерес и в наши дни. Ученые, изучающие биографию и деятельность изобретателя, заявляют, что охватить масштаб титана эпохи Возрождения невозможно. Став легендой при жизни, да Винчи остается недостижимым идеалом в нашем мире.

Биография гения

Для начала познакомимся с гениальным мастером, оставившим после себя множество загадок. Чтобы понять натуру героя всех времен, познакомимся с она будет описана в данной статье.

Этот уникальный человек родился в 1452 году. До сих пор неизвестно, кем была его мать, а отец, признавший сына, четыре года не забирал его к себе.

У мальчика было хорошее образование, хотя, как упоминал сам Леонардо, бессистемное. Он с детства удивлял всех своим талантом, и известна роспись деревянного щита, на котором подросток изобразил грозную Медузу Горгону, поразившую окружающих своей реалистичностью. Сейчас копия этого произведения, выполненная Караваджо, хранится в музее во Франции. Отец, заметивший прекрасные данные сына, решает, что их необходимо развивать, и отдает ребенка на обучение во Флоренцию своему другу, известному художнику Верроккьо. С этого момента начинается новый этап в жизни Леонардо да Винчи, творчество которого оставило заметный след в искусстве и науке. Надо сказать, что талант юноши был оценен по достоинству, и после того, как учитель увидел изображение ангела, выполненное учеником, он больше не брал в руки кисть.

Новый период в жизни

Правда, не все замечали искусные творения юного мастера, сильно расстроенного из-за того, что его не пригласили работать в Ватикан, как других художников. Так заканчивается флорентийский период и начинается новый.

Испытывающий досаду да Винчи переезжает в Милан - промышленный город, где жили не творческие люди, а ремесленники, крепко стоящие на ногах. Молодой человек находит хозяйственника Л. Сфорца и просит его покровительства, упоминая в первую очередь свои инженерные задумки, а не художественные заслуги. Лодовико не отказывает приятному юноше, работы которого в это время доказывали, что он гениальный конструктор.

В миланский период появляются удивляющие всех новизной проекты летательных аппаратов, станков, шлюзов, каналов, мельниц, правда, за их осуществление никто не брался. И даже просвещенные умы, искренне восхищавшиеся несомненным талантом живописца, не понимали его изобретений, которые выглядели для того времени абсурдными.

Гений, оказавший влияние на культуру

В конце XV века мастер возвращается во Флоренцию, где и появляется одно из самых загадочных произведений, вызывающее споры ученых, - «Джоконда». Главный шедевр, вот уже несколько столетий не оставляющий равнодушным зрителей и искусствоведов, оказал большое влияние на мировую художественную культуру. Сам да Винчи не расставался со своим творением, а сохранностью оного в вечности мы обязаны королю который выкупил картину у стареющего и теряющего здоровье мастера.

В 1519 году сердце гениального итальянца, изобретения которого обогнали свое время, останавливается (случилось это во Франции), а все работы и рукописи переходят к одному из его учеников.

Человек или нет?

Наследие величайшего творца тщательно изучается со всех сторон, а исторически значимая фигура с огромным размахом деятельности еще долго будет считаться недостижимым идеалом.

При жизни одинокого изобретателя ни одна из его задумок не была реализована, а вот если бы, как считают ученые, хоть одна идея гения была воплощена в жизнь, то научно-технический прогресс начался намного раньше. Так кем был Леонардо да Винчи? Имеющего магический дар предвидения титана Ренессанса называли чародеем и не очень любили за его уникальную разносторонность. Загадочный мастер, тративший немало времени на странные изобретения, пугал обывателей, считавших его колдуном, заключившим сделку с самим дьяволом.

Он делал невероятные вещи, за что его подозревали в служении черной магии. Считалось, что обычный человек не может быть настолько одаренным, а Леонардо ломал все привычные стереотипы и к тому же был невероятно силен физически. Не проявляющий внешне никаких эмоций, он вел дневник, где обращался к себе на ты, и тем, кто читает записи, кажется, что в гении жили две личности, одна из которых руководила итальянцем.

Провидец

Тайны Леонардо да Винчи так и остались загадками, ведь никто не знает, как гений смог изобрести газовую смесь, при помощи которой человек мог погрузиться на глубину, ведь для этого ему понадобились бы знания биохимии, а такой науки в те времена не существовало.

Да Винчи предвидел будущее и преуспел в этом. Его «Пророчества», сделанные в конце XV века, повествуют о событиях, которые происходят в наши дни. Именно он рассказал о том, что на землю сбросят оставляющие воронки авиабомбы, люди будут прыгать с парашютом и разговаривать по телефону, а на рисунке, который называется «Конец света», явно прослеживаются очертания атомного гриба.

Сверхъестественные способности

Последователи эзотерических наук считают его посланником Шамбалы, обладающим развитыми оккультными способностями. Флорентинец настолько тщательно контролировал свои чувства, что всегда имел ровное настроение. Его современники неоднократно задавались вопросом о том, кем был Леонардо да Винчи, ведь он не производил впечатления обычного человека. У одинокого гения не было друзей и семьи, а общение с родственниками прекратилось. Нет и никаких свидетельств любовных историй, которые могли пролить свет на характер творца. Для него не существовало такого понятия, как ночь, ведь он спал по 15 минут каждые четыре часа, сокращая до минимума ежедневный сон.

Загадки автопортрета

Леонардо да Винчи (фото его картин это подтверждает) на своих шедеврах оставлял не подпись, а еле видный знак - взмывающую вверх птичку, символизировавшую просвещенное человечество. Даже автопортрет да Винчи вызывает множество споров. Зрители наблюдают пожилого человека, облик которого меняется в зависимости от ракурса, это видно даже на фотографиях, сделанных с разных углов, и видеосъемке в движении. А вот искусствоведы убеждены, что это набросок головы апостола из «Тайной вечери».

Тайны картин Леонардо да Винчи

Мастер изобрел особую технику написания картин, при которой изображенные предметы выглядят не четко, а размыто, без видимых границ. Принцип сфумато (рассеивания) позволяет зрителю пробудить фантазию и заметить, как полотно оживает. Сам мастер окуривал свое помещение дымом и рекомендовал молодым дарованиям именно таким образом упражняться в живописи.

Знаменитая «Мона Лиза», она же «Джоконда», Леонардо да Винчи написана именно в такой технике, и главная особенность картины заключается в живой улыбке женщины, когда многим кажется, что таинственная незнакомка поднимает уголки губ, отчего меняется выражение ее лица.

Ученые, которых интересует этот вопрос, провели компьютерное исследование и выяснили, что улыбка Моны Лизы выражает счастье, чувство отвращения, страх и злость одновременно. Другие исследователи убеждены: отсутствие бровей вызывает такой эффект. Есть еще одна версия, согласно которой улыбка носит ускользающий характер из-за того, что находится в низкочастотном диапазоне света.

Личность изображенной дамы на полотне также волнует умы ученых. Многие не склонны считать, что художнику позировала Франческо Джокондо, жена торговца шелком из Флоренции. Среди оригинальных версий выделяются несколько: согласно одной, да Винчи нарисовал себя в женской одежде, другая гласит, что это портрет пробывшего с мастером 26 лет ученика.

Зашифрованные тайные знаки

Хранящаяся в Милане фреска «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи даже спустя 500 лет вызывает огромный интерес исследователей, старающихся расшифровать тайные знаки гения. На картине, хранящей множество посланий потомкам, прекрасно запечатлен язык жестов, который изучается искусствоведами. Нанесенное на стену монастыря изображение передает тот самый момент, когда Иисус рассказывает о том, что один из сидящих апостолов его предаст.

Удивительно, но для образа Христа и Иуды позировал один и тот же человек, только в разное время своей жизни. Одухотворенный, поющий в хоре юноша так поразил художника, что он сразу понял: воплощение добра найдено. Через несколько лет да Винчи обнаружил в канаве пьяницу, с которого и написан образ Иуды. Как выяснилось позже, это был один и тот же человек, и этот факт доказывает, что добро и зло по жизни идут всегда рядом.

Большой палец правой руки Христа касается скатерти, в то время как другие приподняты - жест сожаления и печали, который стали использовать в своем творчестве остальные художники. Иуда, сжимающий правой рукой кошель, левой опрокидывает солонку - знак беды в христианстве. А привставшего Петра переполняет гнев, и не зря он сжимает в руке нож, которым хочет покарать будущего предателя.

Интересна гипотеза исследователей, рассуждающих на тему, что да Винчи изобразил себя среди апостолов: как кажется многим, им является Фаддей, сидящий спиной к Христу. Учитывая атеистические воззрения художника, эта версия кажется правдоподобной.

Нельзя не упомянуть, что во время Второй мировой войны в здание церкви попал снаряд, который разрушил все, кроме стены с фреской.

«Мадонна» Леонардо да Винчи

Самое трогательное произведение итальянца отражает силу его таланта, и образ одухотворенной женщины и заботливой матери - один из любимых у мастера. Картина, носящая полное название «Мадонна Литта», сейчас находится в Эрмитаже, и любой желающий может насладиться талантом гениального живописца.

Главная особенность произведения, написанного не маслом, а темперой, - яркие насыщенные цвета, вызывающие светлые чувства. А фон, погруженный во мрак, нужен для того, чтобы лик Богоматери явно проступал навстречу зрителю.

Мать, кормящая дитя, воплощает идеал женской красоты, и вечный шедевр трогает нас уже пять столетий, что говорит о невероятном мастерстве автора.

Закрытую композицию размыкает взгляд младенца Христа, и это еще одна зашифрованная символика. Бог, который смотрит на людей, обещает им всегда быть рядом с ними. Известно, что творец часто выкупал на рынке птиц и выпускал их в небо, поэтому не случайно он изобразил ребенка, сжимающего одной рукой щегла. Живописец подтверждал, что это не просто получение материнского молока, а духовное кормление, а душа птицы копирует душу человека.

Рисунок - научный труд

Не менее знаменит рисунок в котором мастер подчеркнул природную идеальность и математическую пропорциональность. Произведение является не просто художественным творением, но и целым научным трудом.

Прибывший из других миров?

Личность неординарного провидца, опередившего время, сегодня так же мистически притягательна, как и несколько веков назад. Однако мы до сих пор не можем сказать, кем был Леонардо да Винчи на самом деле. Изумляющий многогранностью своего дарования, этот итальянец оказал огромное влияние на развитие нашей цивилизации, поэтому вечные споры о том, человек ли он, или прибывший из будущего и поделившийся с нами важными секретами, продолжатся еще не одно столетие.


Может ли технический прогресс привести к негативным последствиям для общества? Именно над этим проблемным вопросом задумывается русский поэт и прозаик И. Г. Эренбург.

Автор пишет о том, что прогресс носит очень противоречивый характер: «Машина может быть добром и злом». Для аргументации своей позиции Эренбург обращается, прежде всего, к историческим фактам и сведениям. Например, он пишет о создании чертежей летательных аппаратов известным изобретателем Леонардо да Винчи, об испытании первых самолетов и их дальнейшем усовершенствовании. Люди всегда мечтали о том, что благодаря причудливым приспособлениям человек будет «летать, как птица» и «глядеть на небо с гордостью». Но к чему это в итоге привело? Изобретения были использованы не в благих целях, а как средство уничтожения людей. При этом Эренбург обращает внимание на то, что техническая оснащенность страны – еще не показатель ее могущества и силы.

Куда более важное значение для любого государства играют не наука и техника, а люди, внутренняя сила которых порой бывает сильнее любого оружия.

Позиция автора состоит в том, что у технического прогресса есть две стороны – позитивная и негативная. С одной стороны, изобретения могут улучшить и упростить жизнь человечества. Но с другой, они могут быть использованы в корыстных целях, например, в войнах и кофликтах между людьми.

Я согласен с писателем в том, что ни в коем случае нельзя абсолютизировать роль науки и техники в жизни общества. Безусловно, они имеют огромное значение для всех нас, но при этом нельзя забывать о влиянии прогресса на природу и человека.

В качестве аргумента приведу пример из произведения М.

А. Булгакова «Роковые яйца». В нем повествуется о зоологе Персикове, который совершает грандиозное открытие в области генетики: организмы, облученные специальным лучом, начинают развиваться гораздо быстрее и достигают более крупных размеров, чем обычные особи. Профессор Рокк узнаёт об эксперименте Персикова и тоже начинает выращивать огромных животных. Организмы оказываются опасными для всего общества: они убивают Маню, жену Рокка, и многих других людей.

Писатель Замятин также поднимал в своих произведениях проблему противоречивости научного прогресса. В своем романе «Мы» он пишет о неком Д-503, который рассказывает нам о своей жизни в «Едином государстве» с тоталитарным режимом. Общество в этой стране построено на математике, науке и техническом прогрессе. Однако автор уверен, что такое устройство жизни негативно влияет на нравственность и чувства людей, ведь они не поддаются анализу.

Таким образом, наука и прогресс должны улучшать жизнь людей, способствовать не разрушению мира, а его развитию и процветанию.

Вариант 2

Во все времена человечество стремилось к развитию своей цивилизации, благодаря чему современное поколение людей живет в информационную эпоху. Её движущей силой является научно-технический прогресс, который порой проявляет свою отрицательную сторону. Именно проблему неоднозначности прогресса поднимает И. Г. Эренбург в своем тексте.

Автор предлагает к анализу пример использования достижений техники в период самой жестокой, масштабной и кровопролитной Второй мировой войны. Созданные в мирных целях машины обратились в "орудие уничтожения". Миллионы людей погибли под бомбардировками, обстрелами, танковыми залпами, но героизм и отвага, честь и доблесть патриотов нашей Родины позволили одержать великую победу. Это и был "реванш человека".

Я солидарна с мнением автора по обсуждаемой проблеме. На сегодняшний день она особо актуальна, так как из-за высоких темпов развития люди порой не успевают задуматься о том, к чему могут привести их действия. Человек стремится к удовлетворению своих потребностей, а прогресс способствует их увеличению. Для обоснования своей позиции приведу следующие аргументы.

Американский писатель-фантаст Айзек Азимов в своей знаменитой антиутопии "Я, робот" показывает возможный сценарий будущего, в котором человечество не может представить свое существование без робототехники. Киборги стали неотъемлемой частью быта людей и помощниками во всех сферах жизни. Постепенно они начали осознавать свое превосходство над людьми и подняли восстание.

Таким же наглядным примером является поступок известного советского академика Сахарова, участвовавшего в создании водородной бомбы. Увидев на испытаниях катастрофические последствия от ее взрыва, ученый выступил против дальнейших разработок водородного и ядерного оружия. На сегодняшний день ряд стран имеет ядерное вооружение. Остается надеяться, что оно не будет использовано по своему прямому назначению.

Подводя итоги, хочется лишь сказать, что нельзя повторять ошибок прошлого. Нужно научиться созидать, а не разрушать.

Вариант 3

Отвага, честь, мужество – без этих нравственных категорий невозможно представить духовную жизнь человека. Однако дать им определение довольно сложно.

И.Г.Эренбург поднимает философскую проблему роли человеческой отваги. Прозаик рассуждает о важности подвигов в военные годы. Публицист пишет о том, что победа над мощными механизированными дивизиями была бы невозможна без «могучего, полного отваги сердце воина». Сильнее любой, даже самой могущественной, военной технике является человеческий дух.

С восторгом и восхищением русский прозаик и поэт пишет о том, как отвага простых солдат разгромила всемогущее механизированное войско Гитлера. У автора вызывают уважение люди, которые смогли доказать превосходство человеческого духа. И.Г.Эренбург подчёркивает, что машинами невозможно сломить воли человека.

Так, в романе Б.Васильева «В списках не значился» поднимается данная проблема. Главный герой Коля Плужников до последнего остаётся воевать в Брестской крепости. Его не останавливает небольшое количество провизии и оружия, он готов до конца воевать против врага. У него есть самое главное, чего нет у его противника, это его могучая и героическая отвага.

Также в повести Б.Васильева «А зори здесь тихие» поднимается проблема роли человеческой отваги. Главный герой старшина Васков и пять молодых девчат – зенитчиц защищают железную дорогу от фашистов. Их не останавливает в разы крупнейшее немецкое войско. Они готовы до последнего защищать свою Родину. Им удаётся не подпустить врага к железной дороге, но это достигается слишком огромной ценой – жизнями всех молодых девчат. Они доказывают, что человеческие отвага и героизм сильнее, чем многочисленное войско со страшным оружием.

Прочитанный текст помог мне утвердиться в мнение о том, что героизму, мужеству, доблести и отваге по силе сломить мощную вражескую технику.

Вариант 4

И.Г. Эренбург - один из замечательных мастеров художественного слова. Его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к войне.

Автор повествует об исколесивших всю Европу немцах и двинувшихся на Россию. Но они не смогли «сломить волю» русского человека. Я полностью разделяю точку зрения автора и считаю, что что наша страна сыграла большую роль в войне, так как она смогла противостоять фашистам и одолеть их. И все должны быть благодарны за эту победу, за этот мир на земле, ведь он не так просто достался нам.

Так, у Шолохова в рассказе «Судьба человека» повествуется о храбром и отважном солдате-Андрее Соколове, который всеми силами защищал Родину. И когда возвратился домой, то узнал, что его дом разрушен, а жена с детьми мертвы. Но он смог найти в себе силы жить дальше, а помог ему в этом усыновленный им мальчик.

Следующим примером является повесть Васильева «А зори здесь тихие», где повествуется о пяти девушках и старшине, которые смогли задержать врага. В живых только остался старшина, который и поведал эту историю.

Итак, я считаю, что нам нужно помнить о войне, о тех тяжелых временах, о погибших людях, ведь это наша история и мы должны гордиться ею.

Вариант 5

Какую роль играет сила воли солдата на поле боя? Можно ли подменить мужественное сердца простого человека мощными оружиями? Илья Григорьевич Эренбург, задумываясь над данными вопросами, поднимает проблему силы духа человека.

Автор раскрывает данный вопрос на примере событий Великой Отечественной войны. Он вспоминает о том, что армия Гитлера, несмотря на наличие мощного оружия и качественных танков, все же проиграла войну, поскольку не учла высокий патриотизм и силу воли обычного солдата. Эренбург приводит в пример подвиг: батареи старшего лейтенанта Быкова, «десяти краснофлотцев», моряка Тимохина.

Я полностью согласна с мнением И.Г. Эренбурга. Ведь действительно, русский солдат настолько силен духовно, что ни один самый сильный танк не способен победить и сломить его. Найдем подтверждение данной мысли в художественной литературе.

В качестве первого аргумента приведу повесть Константина Воробьева «Убиты под Москвой». Автор описывает подвиг Алексея, кремлевского курсанта. Так, герой, не испугавшись, кинул простую бутылку с бензином в вражеский танк и тем самым подбил его. Как и автор текста, Воробьев пишет о силе духа русского солдата, восхищается его смелостью и отвагой.

В качестве второго аргумента приведу повесть Василия Быкова «Журавлиный крик», которая повествует о великом подвиге молодого бойца- Василия Глейчик. Единственный выживший, герой осмелился вступить в борьбу с отрядом немцев. Важно заметить, что враг тщательно готовился к бою, собирал свои мощные танки и оружия. Однако это не сломило силу воли героя, не уничтожило его честь и мужество.

Вариант № 2260722

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответами к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел).


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике. Объём сочинения — не менее 150 слов.


Версия для печати и копирования в MS Word

Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Известно, что картины природы вызывают в человеческой душе глубокий отклик, поэтому пейзаж занимает особое место в живописи.

2) Идеология романтизма - направление в философии и искусстве, которое возникло в конце ХVIII века, потребовала от пейзажной живописи усиления её рационального начала.

3) В конце ХVIII века в философии и искусстве сформировалось особое направление, которое сейчас известно под термином «романтизм».

4) Романтизм, проповедовавший примат чувства над разумом, среди жанров живописи отдавал предпочтение пейзажу, поскольку его влияние на зрителя имеет преимущественно эмоциональный, внерациональный характер.

5) Романтизм, утверждавший превосходство чувственного над рациональным, в области искусства выдвинул на первый план пейзажную живопись как жанр, предполагающий именно эмоциональный отклик зрителя.


Ответ:

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Вопреки этому

Неслучайно

Несмотря на то что


Ответ:

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБЛАСТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОБЛАСТЬ , -и, мн. род. -ей; ж.

1) Часть какой-л. территории (страны, государства, материка и т. п.). Северные о. Европы.

2) В России: крупная административно-территориальная единица. Московская о.

3) Район, пространство, в котором распространено какое-л. явление, которое характеризуется определёнными чертами, особенностями; зона, пояс. О. вечной мерзлоты.

4) Место расположения какого-л. внутреннего органа человека или животного; участок тела человека или животного. Грудная о.

5) Отдельная отрасль знаний, деятельности и т. п.; сфера, круг каких-л. представлений, занятий и т. п. Новая о. знаний.


Ответ:

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

слИвовый

облегчИть

заселенА

Ответ:

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

На конференции обсуждались проблемы становления ЦЕЛОСТНОЙ личности в период взросления и осознания смысла жизни.

По вечерам мы желаем своим родным спокойной ночи, чтобы утром они встали в ДОБРОТНОМ расположении духа и были готовы к работе.

Решение возникающих конфликтов далеко не всегда было ПРОДУКТИВНЫМ.

Михаил повернулся на ОКЛИК и стал вглядываться, пытаясь понять, кто вылезает из машины.

Как известно, при фальстарте бегуны возвращаются на ИСХОДНЫЕ позиции.

Ответ:

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ЕГО перчатки

пять АПЕЛЬСИН

ПОЕЗЖАЙ прямо

новые ПАСПОРТА

ПЯТИСТАМ гостям

Ответ:

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.

А) Провожая взглядом осенний караван журавлей, деду Семёну всегда

становилось грустно.

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) Достоевский не только унаследовал от Гоголя бытописательское начало, но и особое духовно-мистическое «измерение» образа Петербурга. 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Генрих Манн по праву считается одним из величайших прозаиков-реалистов, жившими в двадцатом веке. 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) Пародия принадлежит к типичным для М.Е. Салтыкова-Щедрина приёмам; объектом пародии может стать, например, русская историография, как в сказке «Истории одного города». 4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) По возвращению из Стамбула Николай с особенным вдохновением взялся за работу. 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение построения предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью
А Б В Г Д

Ответ:

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

пар..доксальный

безотл..гательный

усм..рить

неприк..саемый

Ответ:

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..контролировать, р..зослать

пр..обрести, непр..рывный

и..пуг, не..гибаемый

по..скочить, о..гадать

пр..высить, пр..способиться

Ответ:

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

недоум..вать

эмал..вый

рубаш..чный

обустра..вать

Ответ:

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

обнаруж..нный

завис..шь

поссор..вшиеся

раска..вшись

догон..шь

Ответ:

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Группе учёных предстояло отправиться на ещё (НЕ)ИССЛЕДОВАННЫЙ участок острова.

После всего, что Никита услышал в тот вечер, он понял, что его положение отнюдь (НЕ)ВЫГОДНО.

Старый дом, украшенный деревянной резьбой, стоял на (НЕ)ВЫСОКОМ, но почему-то выделявшемся на фоне остальных пригорков холме.

Некоторые фрагменты рукописи до сих пор (НЕ)НАЙДЕНЫ.

(НЕ)РЕШАЯСЬ подойти к отцу, Дениска стоял и переминался с ноги на ногу.

Ответ:

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

В основе символизма – знамение, озарение, (ПО)ЭТОМУ в поэзии символистов преобладает не рациональное, а интуитивное мышление: стихи подобны музыке, их содержание туманно, (ЗА)ТО сама их форма несёт особое «сообщение».

(НЕ)ВЗИРАЯ на то, что сезон грибов закончился, в лесу (ПО)ПРЕЖНЕМУ пахло грибной сыростью.

Имя Фёдора Ушакова – это символ русского умения побеждать (ПО)СУВОРОВСКИ, символ бесстрашия, а ТАК(ЖЕ) разумной дерзости и отваги.

(В)ЗАКЛЮЧЕНИЕ старики попросили, ЧТО(БЫ) Мироныча не трогали.

Я жаждал победы, но игра закончилась (В)НИЧЬЮ, ТАК(ЧТО) на душе у меня было тоскливо.

Ответ:

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Корабли, успевшие заблаговреме(1)о укрыться в гавани, были вытаще(2)ы на берег, но и сюда докатывались рассерже(3)ые волны, и тогда широко раскачивались и плясали стройные, точё(4)ые мачты, а доски скрипели, точно готовые развалиться.

Ответ:

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) А.С. Пушкин прекрасно знал любил и часто обыгрывал в своих произведениях традиции классицизма однако редко им следовал.

2) Идея у Солженицына выражается как посредством художественных образов так и за счёт авторских комментариев.

3) Дорога то проваливалась между горных хребтов то поднималась на округлые холмы и этот извилистый путь казался бесконечным.

4) Митька радовался и смеялся и никто даже не догадывался о его печали.

5) В темноте надо было аккуратно миновать вражеский дозор или чёрный глазок пулемётного гнезда.

Ответ:

Ребята из нашего класса столпились около школьной ограды (1) что-то обсуждая (2) и я (3) заинтересованный (4) подошёл поближе.

Ответ:

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Влад (1) наконец (2) добрался до берега реки, сел на траву и стал смотреть вдаль, пытаясь (3) очевидно (4) что-то разглядеть на противоположном берегу.

Ответ:

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Ответ:

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Сначала я думал (1) что ничего не пойму в учебнике шахматной игры (2) но (3) когда начал читать (4) то увидел (5) что он написан очень просто и понятно.

Ответ:

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Фашистские танки обстреливали Лондон.

2) Бронебойное ружьё Симонова бойцы называли «золотым».

3) Батарея полковника Быкова уничтожила более двадцати танков.

4) Оборона Севастополя длилась больше года.

5) Свои первые яркие впечатления от самолётов рассказчик получил

в подростковом возрасте.


(По И. Г. Эренбургу*)

Ответ:

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложения 13−15 раскрывают содержание предложения 12.

2) Предложения 16–17 содержат описание.

3) В предложениях 18–20 представлено рассуждение.

4) В предложениях 31–33 представлено повествование.

5) Предложения 38 и 39 противопоставлены по содержанию.


(1)Когда Леонардо да Винчи сидел над чертежами летательной машины, он думал не о фугасных бомбах, а о счастье человечества. (2)Подростком я видел первые петли французского лётчика Пегу. (3)Старшие говорили: «Гордись − человек летает, как птица!» (4)Много лет спустя я увидел «Юнкерсов» над Мадридом, над Парижем, над Москвой…

(5)Машина может быть добром и злом. (6)Гитлер обратил машину в орудие уничтожения. (7)Люди глядели на небо с гордостью. (8)Гитлер решил: они будут глядеть на небо с ужасом. (9)Люди с радостью думали: мы поедем в автомобиле за город. (10)Гитлер решил: услышав звук мотора, люди будут бежать без оглядки.

(11)Но однажды настало время проверки. (12)Вначале немцы торжествовали. (13)Их танки исколесили всю Европу. (14)Гусеницы раздавили Францию и оставили борозды на полях древней Эллады. (15)«Юнкерсы» искалечили, казалось бы, неприступный Лондон. (16)И немцы послали свои машины на Россию − к горам Кавказа, к рекам Сибири. (17)Здесь-то приключилась заминка: машины не сломили воли человека. (18)Есть в войне много горя, много разрушений, война − не дорога прогресса, война − страшное испытание. (19)Но есть в войне и нечто высокое: она даёт людям мудрость. (20)Эта война принесла человечеству великий урок: реванш человека.

(21)Сердце бойца гитлеровцы пытались подменить мотором, солдатскую выдержку − бронёй. (22)Однако Отечественная война доказала торжество человеческого духа.

(23)…Батарея старшего лейтенанта Быкова отбила танковую атаку. (24)Огибая берёзовую рощу, пятьдесят танков надвигались на наши боевые порядки. (25)«Не пропустить!» − была команда Быкова. (26)Уже раненный, этот человек оставался на посту. (27)А после на поле боя чернели остатки двадцати шести немецких танков. (28)По замыслу немцев, эти танки должны были дойти до Индии. (29)Но они погибли. (30)У берёзовой рощи…

(31)Или вот ещё факты. (32)Десять краснофлотцев противотанковыми ружьями уничтожили двадцать три танка. (33)Моряк Тимохин сжёг шесть танков.

(34)А Севастополь? (35)Эпическая оборона этого города была торжеством человеческой отваги, когда небольшой, слабый гарнизон, без аэродромов, почти без танков, двести пятьдесят дней отражал атаки мощных вражеских дивизий и техники.

(36)Да, немецкие танки долго представлялись удавом, перед которым цепенела, дрожала как осиновый лист Европа. (37)Но им преградили путь люди. (38)Конечно, у нас были превосходные противотанковые орудия. (39)Конечно, наши бойцы справедливо зовут бронебойное ружьё Симонова «золотым ружьём». (40)Но как забыть об обычной гранате в руке бесстрашного бойца, которой враг страшился не меньше крупного снаряда? (41)Как забыть о могучем, полном отваги сердце воина?

(По И. Г. Эренбургу*)

Илья Григорьевич Эренбург (1891–1967) – русский прозаик, поэт, переводчик с французского и испанского языков, публицист, фотограф и общественный деятель.


Ответ:

В одном из перечисленных ниже предложений употреблены антонимы. Выпишите номер этого предложения.


(1)Когда Леонардо да Винчи сидел над чертежами летательной машины, он думал не о фугасных бомбах, а о счастье человечества. (2)Подростком я видел первые петли французского лётчика Пегу. (3)Старшие говорили: «Гордись − человек летает, как птица!» (4)Много лет спустя я увидел «Юнкерсов» над Мадридом, над Парижем, над Москвой…

(5)Машина может быть добром и злом. (6)Гитлер обратил машину в орудие уничтожения. (7)Люди глядели на небо с гордостью. (8)Гитлер решил: они будут глядеть на небо с ужасом. (9)Люди с радостью думали: мы поедем в автомобиле за город. (10)Гитлер решил: услышав звук мотора, люди будут бежать без оглядки.

(11)Но однажды настало время проверки. (12)Вначале немцы торжествовали. (13)Их танки исколесили всю Европу. (14)Гусеницы раздавили Францию и оставили борозды на полях древней Эллады. (15)«Юнкерсы» искалечили, казалось бы, неприступный Лондон. (16)И немцы послали свои машины на Россию − к горам Кавказа, к рекам Сибири. (17)Здесь-то приключилась заминка: машины не сломили воли человека. (18)Есть в войне много горя, много разрушений, война − не дорога прогресса, война − страшное испытание. (19)Но есть в войне и нечто высокое: она даёт людям мудрость. (20)Эта война принесла человечеству великий урок: реванш человека.

(21)Сердце бойца гитлеровцы пытались подменить мотором, солдатскую выдержку − бронёй. (22)Однако Отечественная война доказала торжество человеческого духа.

(23)…Батарея старшего лейтенанта Быкова отбила танковую атаку. (24)Огибая берёзовую рощу, пятьдесят танков надвигались на наши боевые порядки. (25)«Не пропустить!» − была команда Быкова. (26)Уже раненный, этот человек оставался на посту. (27)А после на поле боя чернели остатки двадцати шести немецких танков. (28)По замыслу немцев, эти танки должны были дойти до Индии. (29)Но они погибли. (30)У берёзовой рощи…

(31)Или вот ещё факты. (32)Десять краснофлотцев противотанковыми ружьями уничтожили двадцать три танка. (33)Моряк Тимохин сжёг шесть танков.

(34)А Севастополь? (35)Эпическая оборона этого города была торжеством человеческой отваги, когда небольшой, слабый гарнизон, без аэродромов, почти без танков, двести пятьдесят дней отражал атаки мощных вражеских дивизий и техники.

(36)Да, немецкие танки долго представлялись удавом, перед которым цепенела, дрожала как осиновый лист Европа. (37)Но им преградили путь люди. (38)Конечно, у нас были превосходные противотанковые орудия. (39)Конечно, наши бойцы справедливо зовут бронебойное ружьё Симонова «золотым ружьём». (40)Но как забыть об обычной гранате в руке бесстрашного бойца, которой враг страшился не меньше крупного снаряда? (41)Как забыть о могучем, полном отваги сердце воина?

(По И. Г. Эренбургу*)

Илья Григорьевич Эренбург (1891–1967) – русский прозаик, поэт, переводчик с французского и испанского языков, публицист, фотограф и общественный деятель.

Ответ:

Среди предложений 23−30 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения и форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).


(1)Когда Леонардо да Винчи сидел над чертежами летательной машины, он думал не о фугасных бомбах, а о счастье человечества. (2)Подростком я видел первые петли французского лётчика Пегу. (3)Старшие говорили: «Гордись − человек летает, как птица!» (4)Много лет спустя я увидел «Юнкерсов» над Мадридом, над Парижем, над Москвой…

(5)Машина может быть добром и злом. (6)Гитлер обратил машину в орудие уничтожения. (7)Люди глядели на небо с гордостью. (8)Гитлер решил: они будут глядеть на небо с ужасом. (9)Люди с радостью думали: мы поедем в автомобиле за город. (10)Гитлер решил: услышав звук мотора, люди будут бежать без оглядки.

(11)Но однажды настало время проверки. (12)Вначале немцы торжествовали. (13)Их танки исколесили всю Европу. (14)Гусеницы раздавили Францию и оставили борозды на полях древней Эллады. (15)«Юнкерсы» искалечили, казалось бы, неприступный Лондон. (16)И немцы послали свои машины на Россию − к горам Кавказа, к рекам Сибири. (17)Здесь-то приключилась заминка: машины не сломили воли человека. (18)Есть в войне много горя, много разрушений, война − не дорога прогресса, война − страшное испытание. (19)Но есть в войне и нечто высокое: она даёт людям мудрость. (20)Эта война принесла человечеству великий урок: реванш человека.

(21)Сердце бойца гитлеровцы пытались подменить мотором, солдатскую выдержку − бронёй. (22)Однако Отечественная война доказала торжество человеческого духа.

(23)…Батарея старшего лейтенанта Быкова отбила танковую атаку. (24)Огибая берёзовую рощу, пятьдесят танков надвигались на наши боевые порядки. (25)«Не пропустить!» − была команда Быкова. (26)Уже раненный, этот человек оставался на посту. (27)А после на поле боя чернели остатки двадцати шести немецких танков. (28)По замыслу немцев, эти танки должны были дойти до Индии. (29)Но они погибли. (30)У берёзовой рощи…

(31)Или вот ещё факты. (32)Десять краснофлотцев противотанковыми ружьями уничтожили двадцать три танка. (33)Моряк Тимохин сжёг шесть танков.

(34)А Севастополь? (35)Эпическая оборона этого города была торжеством человеческой отваги, когда небольшой, слабый гарнизон, без аэродромов, почти без танков, двести пятьдесят дней отражал атаки мощных вражеских дивизий и техники.

(36)Да, немецкие танки долго представлялись удавом, перед которым цепенела, дрожала как осиновый лист Европа. (37)Но им преградили путь люди. (38)Конечно, у нас были превосходные противотанковые орудия. (39)Конечно, наши бойцы справедливо зовут бронебойное ружьё Симонова «золотым ружьём». (40)Но как забыть об обычной гранате в руке бесстрашного бойца, которой враг страшился не меньше крупного снаряда? (41)Как забыть о могучем, полном отваги сердце воина?

(По И. Г. Эренбургу*)

Илья Григорьевич Эренбург (1891–1967) – русский прозаик, поэт, переводчик с французского и испанского языков, публицист, фотограф и общественный деятель.

(2)Подростком я видел первые петли французского лётчика Пегу.


Ответ:

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Основной приём художественной выразительности, который И. Эренбург использует на протяжении всего текста, − это ________(А) (например, предложения 7–8, 9–10). Именно благодаря этому приёму становится очевидна авторская идея. А усилить эффект помогает такое синтаксическое средство выразительности, как ________(Б) (предложения 4, 14,16).

В свою очередь, такие лексические средства, как ________(В) ("торжествовали", "сломили", "отвага") и ________(Г) ("бесстрашный боец", "могучее, полное отваги сердце воина"), насыщают текст умеренным патриотическим пафосом, помогая тем самым выразить чувства автора».

Список терминов:

1) синтаксический параллелизм

2) контекстные синонимы

3) олицетворение

4) книжная лексика

5) эпитеты

6) фразеологизмы

7) ряды однородных членов

8) антитеза

9) гипербола

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г

(1)Когда Леонардо да Винчи сидел над чертежами летательной машины, он думал не о фугасных бомбах, а о счастье человечества. (2)Подростком я видел первые петли французского лётчика Пегу. (3)Старшие говорили: «Гордись − человек летает, как птица!» (4)Много лет спустя я увидел «Юнкерсов» над Мадридом, над Парижем, над Москвой…

(5)Машина может быть добром и злом. (6)Гитлер обратил машину в орудие уничтожения. (7)Люди глядели на небо с гордостью. (8)Гитлер решил: они будут глядеть на небо с ужасом. (9)Люди с радостью думали: мы поедем в автомобиле за город. (10)Гитлер решил: услышав звук мотора, люди будут бежать без оглядки.

(11)Но однажды настало время проверки. (12)Вначале немцы торжествовали. (13)Их танки исколесили всю Европу. (14)Гусеницы раздавили Францию и оставили борозды на полях древней Эллады. (15)«Юнкерсы» искалечили, казалось бы, неприступный Лондон. (16)И немцы послали свои машины на Россию − к горам Кавказа, к рекам Сибири. (17)Здесь-то приключилась заминка: машины не сломили воли человека. (18)Есть в войне много горя, много разрушений, война − не дорога прогресса, война − страшное испытание. (19)Но есть в войне и нечто высокое: она даёт людям мудрость. (20)Эта война принесла человечеству великий урок: реванш человека.

(21)Сердце бойца гитлеровцы пытались подменить мотором, солдатскую выдержку − бронёй. (22)Однако Отечественная война доказала торжество человеческого духа.

(23)…Батарея старшего лейтенанта Быкова отбила танковую атаку. (24)Огибая берёзовую рощу, пятьдесят танков надвигались на наши боевые порядки. (25)«Не пропустить!» − была команда Быкова. (26)Уже раненный, этот человек оставался на посту. (27)А после на поле боя чернели остатки двадцати шести немецких танков. (28)По замыслу немцев, эти танки должны были дойти до Индии. (29)Но они погибли. (30)У берёзовой рощи…

(31)Или вот ещё факты. (32)Десять краснофлотцев противотанковыми ружьями уничтожили двадцать три танка. (33)Моряк Тимохин сжёг шесть танков.

(34)А Севастополь? (35)Эпическая оборона этого города была торжеством человеческой отваги, когда небольшой, слабый гарнизон, без аэродромов, почти без танков, двести пятьдесят дней отражал атаки мощных вражеских дивизий и техники.

(36)Да, немецкие танки долго представлялись удавом, перед которым цепенела, дрожала как осиновый лист Европа. (37)Но им преградили путь люди. (38)Конечно, у нас были превосходные противотанковые орудия. (39)Конечно, наши бойцы справедливо зовут бронебойное ружьё Симонова «золотым ружьём». (40)Но как забыть об обычной гранате в руке бесстрашного бойца, которой враг страшился не меньше крупного снаряда? (41)Как забыть о могучем, полном отваги сердце воина?

(По И. Г. Эренбургу*)

Илья Григорьевич Эренбург (1891–1967) – русский прозаик, поэт, переводчик с французского и испанского языков, публицист, фотограф и общественный деятель.

(7)Люди глядели на небо с гордостью. (8)Гитлер решил: они будут глядеть на небо с ужасом.


Ответ:

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


(1)Когда Леонардо да Винчи сидел над чертежами летательной машины, он думал не о фугасных бомбах, а о счастье человечества. (2)Подростком я видел первые петли французского лётчика Пегу. (3)Старшие говорили: «Гордись − человек летает, как птица!» (4)Много лет спустя я увидел «Юнкерсов» над Мадридом, над Парижем, над Москвой…

(5)Машина может быть добром и злом. (6)Гитлер обратил машину в орудие уничтожения. (7)Люди глядели на небо с гордостью. (8)Гитлер решил: они будут глядеть на небо с ужасом. (9)Люди с радостью думали: мы поедем в автомобиле за город. (10)Гитлер решил: услышав звук мотора, люди будут бежать без оглядки.

(11)Но однажды настало время проверки. (12)Вначале немцы торжествовали. (13)Их танки исколесили всю Европу. (14)Гусеницы раздавили Францию и оставили борозды на полях древней Эллады. (15)«Юнкерсы» искалечили, казалось бы, неприступный Лондон. (16)И немцы послали свои машины на Россию − к горам Кавказа, к рекам Сибири. (17)Здесь-то приключилась заминка: машины не сломили воли человека. (18)Есть в войне много горя, много разрушений, война − не дорога прогресса, война − страшное испытание. (19)Но есть в войне и нечто высокое: она даёт людям мудрость. (20)Эта война принесла человечеству великий урок: реванш человека.

(21)Сердце бойца гитлеровцы пытались подменить мотором, солдатскую выдержку − бронёй. (22)Однако Отечественная война доказала торжество человеческого духа.

(23)…Батарея старшего лейтенанта Быкова отбила танковую атаку. (24)Огибая берёзовую рощу, пятьдесят танков надвигались на наши боевые порядки. (25)«Не пропустить!» − была команда Быкова. (26)Уже раненный, этот человек оставался на посту. (27)А после на поле боя чернели остатки двадцати шести немецких танков. (28)По замыслу немцев, эти танки должны были дойти до Индии. (29)Но они погибли. (30)У берёзовой рощи…

(31)Или вот ещё факты. (32)Десять краснофлотцев противотанковыми ружьями уничтожили двадцать три танка. (33)Моряк Тимохин сжёг шесть танков.

(34)А Севастополь? (35)Эпическая оборона этого города была торжеством человеческой отваги, когда небольшой, слабый гарнизон, без аэродромов, почти без танков, двести пятьдесят дней отражал атаки мощных вражеских дивизий и техники.

(36)Да, немецкие танки долго представлялись удавом, перед которым цепенела, дрожала как осиновый лист Европа. (37)Но им преградили путь люди. (38)Конечно, у нас были превосходные противотанковые орудия. (39)Конечно, наши бойцы справедливо зовут бронебойное ружьё Симонова «золотым ружьём». (40)Но как забыть об обычной гранате в руке бесстрашного бойца, которой враг страшился не меньше крупного снаряда? (41)Как забыть о могучем, полном отваги сердце воина?

(По И. Г. Эренбургу*)

Илья Григорьевич Эренбург (1891–1967) – русский прозаик, поэт, переводчик с французского и испанского языков, публицист, фотограф и общественный деятель.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.



Публикации по теме