Современный дизайн свадебных приглашений - золочение поталью. Золочение Золочение в домашних условиях поталью

В настоящее время химикам и технологам удается найти альтернативный вариант - изобрести материал, по своим характеристикам и внешним данным ничуть не уступающий настоящему золоту, применяемому в декоративно-прикладном творчестве! Знакомьтесь, это - поталь...

Описание

Что такое поталь? Это материал (разновидности будут рассмотрены далее), который успешно используется в декоративном золочении поверхностей - огромных и небольших, гладких и не очень. Она помогает мастеру создать имитацию золотого, серебряного или бронзового покрытия на различных поверхностях.

Также известно, что поталь — такой поистине современный имитатор Она бывает в виде тонких листочков или полосок золотого цвета (как фольга) из сплава меди и цинка, а бывает жидкой.

Как уже отмечалось выше, этот материал бывает не только золотого цвета, но и серебряного, и бронзового.

Поталь служит для творческой отделки поверхностей изделий из дерева, керамики, стекла, картона, кости, чёрных металлов, гипса и других.

Разновидности потали

1. Жидкая поталь - является хромированной краской с металлическим сиянием. Она состоит из лаков, пигментов и растворителей.

Некоторые мастера, возможно, и не причисляют эту разновидность к материалу «поталь», называя ее имитацией потали. Но все же она так же, как и листовая, создает прекрасную гладкую поверхность золотистого (серебряного или

Она обладает резким запахом.

2. Поталь листовая - очень распространенный и более удобный вид материала. И наиболее часто применяемый!

Особенно хороша тогда листовая поталь, когда необходимо покрыть очень большую поверхность.

Как правило, изготавливается и поставляется потребителю в виде так называемых книжек 14х14 или 16х16 сантиметров. В одной книжке порядка 25 листов и каждый из них отделен листочком тонкой пергаментной бумаги.

Бывает также цвета золотого, серебряного, медного.

3. Поталь «крошка» - слегка Удачно применяется при покрытии неидеально гладкой поверхности. Например, это могут быть ободки, линии, при трафаретной технике.

А еще крошка может быть разных оттенков или цветов, что способствует получению интересного декоративного решения в процессе ее применения.

4. Рулонная поталь - изготовлена в рулонах длиной около 50 метров и шириной 1-15 сантиметров. Применяется тогда, когда необходимо покрыть швы и стыки или очень ровную поверхность.

5. Трансферная поталь - очень экономична в своем применении. Каждый листик нанесен на тончайшую бумагу, пленку, кальку. И ее можно применять много раз - до тех пор, пока не будет использован весь материал, находящийся на поверхности этой пленки.

Последовательность применения материала

Технология нанесения потали имеет свои особенности, но в целом, все достаточно просто и понятно.

1. Листовая поталь. Материал хорошо наносить на предварительно обезжиренную, покрытую грунтом поверхность.

Также перед тем, как нанести поталь, необходимо обработать поверхность специальным клеем (на водной или масляной основе) или молочком для золочения. В случае если применен поверхность готова к нанесению на нее уже непосредственно самой потали через 15-20 минут. Если же клей на масляной основе, то ждать придется около 12 часов.

Для того чтобы позолоченная поверхность сохраняла свой блеск и свежесть как можно дольше, на нее необходимо нанести специальный шеллачный лак или любой другой лак, предназначенный защитить поверхность от механического повреждения.

2. Жидкая поталь . Наносится, как правило, на металлическую поверхность, стекло, дерево, пластмассу, гипс, керамику. Материал обладает достаточно равномерной густоватой плотностью, не окисляется, достаточно высокая степень водостойкости.

Поверхность, которую будут окрашивать, в обязательном порядке очищают и обезжиривают.

Емкость с краской перед нанесением необходимо слегка встряхнуть.

Как правило, ложится поталь в несколько слоев. Но важно запомнить, что каждый последующий слой наносится только на хорошо высохший предыдущий! В среднем, поталь сохнет сутки.

Можно применять аэрограф - такой специальный распылитель для жидкой потали. Тогда слой высыхает 1-2 часа. Этот вариант, конечно, более подходит, если работу необходимо выполнить в кратчайшие сроки.

Преимущества материала

Жидкая поталь предназначена для того, чтобы восстановить цвет золотого (серебряного, бронзового) покрытия на предметах. Эта разновидность материала довольно легка в применении и имеет относительно невысокую стоимость по сравнению с листовой или рулонной поталью.

Листовая поталь применяется для дизайна и творчества. Она прекрасно может использоваться как в дизайне интерьеров, так и при обработке посуды, и в других творческо-декоративных работах (например, декупаж).

А еще листовая (зеркальная) поталь - это очень качественный заменитель сусального золота или серебра. Применять ее также легко, как и настоящее В результате получается идеальная зеркальная поверхность.

Работа мастера с применением потали

В этом разделе будет описано поэтапное выполнение конкретной работы с поталью - деревянной вешалки для прихожей. Применяются здесь две техники декоративного творчества одновременно: декупаж и роспись поталью.

Материалы для работы: деревянная заготовка в виде сосновой доски размером 40х25 сантиметров, круглый медальон диаметром 10 сантиметров, крючки для вешалки, поталь «крошка» (цвета золота и серебра), клей для потали на водной основе, салфетка и распечатка для декупажа, клей для этой же техники, грунтовка белого цвета, контур акриловый для стеклянной поверхности.

Творческая работа начинается с того, что шлифовальной бумагой немного затирается поверхность деревянной доски до гладкой. Затем без предварительного грунтования с помощью техники декупаж наклеивается специальная салфетка, точнее - ее фрагмент с понравившимся рисунком. После высыхания снова шлифовальной бумагой поверхность затирается до идеально гладкой.

Круглый медальон грунтуется, затем высушивается и также шлифовальной бумагой затирается. На его поверхность наносится клей для потали, после его высыхания - и сама поталь серебряного цвета. После высыхания поверхность снова полируется.

С помощью трафарета на медальоне изображаются контурные линии птицы и веточки. Потом на них же наносится клей для потали и сам материал - теперь золотого цвета.

По итогу, медальон покрывается несколькими слоями лака.

Тем временем продолжается работа над деревянной основой для вешалки. Зубочисткой (предварительно смоченной клеем для потали) уточняется рисунок птичек, веточек, стеблей и так далее. Все эти мотивы покрываются поталью.

После высыхания вся вешалка покрывается лаком. Закрепляется медальон и прикручиваются крючочки.

Кто бы мог подумать, что такая поталь может сотворить настоящее чудо - так украсить работу!

Стоимость материала

Цена потали жидкой: емкость 50 мл - 450 рублей, 100 мл - 520 рублей.

В рулонах - от 370 рублей до 4500 рублей за рулон - в зависимости от его ширины, длины и производителя.

Есть множество поставщиков этого материала: и в России, и в Германии. На любой вкус.

Выводы

Все-таки преимущества материала очевидны! Благодаря тому, что поталь - такой интересный и недорогой материал, реставраторы имеют замечательную возможность преобразовывать старинные сокровища: иконы, картины, фрески, скульптуры. И таким образом, сохранять оставленное нам наследие от далеких предков. А также поталь мастерам позволяет создавать и новые шедевры!

Материалы и инструменты
. Поталь
. Клей для потали
. Кисть для клея
. Лампемзель (Лапка) - плоская беличья кисть
. Ножницы
. Нож позолотчика
. Подушка позолотчика
. Мягкая хлопковая ткань или ватный тампон
. Лак защитный для потали

Подготовка основания.
Металлические основания необходимо очистить от загрязнения, пыли, жира, ржавчины и загрунтовать специальной грунтовкой по металлу или железным суриком.
Стекло, пластик, хромированный или никелированный металл в большинстве случаев грунтовать не надо, достаточно очистить их от грязи и обезжирить поверхность.
Нанесение фона.
Цвет фона зависит от того, какого эффекта при золочении поталью нужно добиться. Для достижения, например, эффекта трещин, чтобы придать изделию старинный эффект, можно фон сделать чёрным. Поталь очень тонкая и ложится неравномерно, особенно на рельефные места, поэтому будут образовываться трещины. На черном фоне они будут видны отчётливо. Если необходимо добиться равномерной золотой поверхности, то цвет фона следует подбирать под цвет потали.
Для равномерной окраски изделия его желательно покрывать краской как минимум два раза.
Нанесение клея для потали.
После того, как краска высохнет, можно наносить слой клея для потали. На металлические загрунтованные поверхности клей можно наносить следующим образом: сначала нанести кистью клей, подождать 5-10 мин., затем почти сухой кистью (которой наносился клей) пройтись второй раз, чтобы удалить (размазать) подтеки. После этого нужно подождать 10-15 мин. когда клей подсохнет, поверхность изделия станет липкой. Время высыхания каждого клея указано в инструкции к нему.
При золочении поталью главное - нанести равномерное количество клея, не много, но и не мало, поталь может не пристать к тем участкам изделия, которые были плохо промазаны клеем.
Нанесение потали.
Поталь бывает трансферная (каждый лист давлением помещён на кальку или белую шёлковую бумагу) и свободная (переложенная двумя листами бумаги). В первом случае можно отрезать ножницами нужный кусок потали вместе с бумагой и перенести его на изделие. Когда поталь приклеится к изделию, бумагу можно осторожно отделить. Во втором случае из потали вырезают нужную форму на подушке для золочения специальным ножом позолотчика. Затем поталь берётся специальной кистью (лампемзель) и переносится на изделие. Учтите, что поталь очень тонкая и обращаться с ней нужно аккуратно и осторожно. Поталь можно разглаживать колонковой кистью, осторожно постукивать по поверхности или разглаживать. Кусочки потали, которые не приклеились к изделию, нужно собрать; ими можно покрыть неприкрытые места изделия. Когда поталь разглажена равномерно, её можно плотно прижать и разгладить тканью или ватным тампоном. Поталь наносят обязательно внахлёст. ВАЖНО: ватный тампон не должен заходить на проклеенную поверхность, иначе на клеевой поверхности могут остаться кусочки ваты, и их невозможно будет удалить, не нарушив клеевого слоя.
Обработка позолоченной поверхности.
Листы потали пристают не равномерно, и не плотно. Сначала дефекты золочения (пробелы) покрывают остатками потали. Лист после нанесения и полного высыхания (время высыхания зависит от нанесённой основы, как правило, через 2-3 часа, но бывает и 12 часов) полируют. Начинают полировать с угла, проводят по поверхности прямыми штрихами, после каждого прохода поверхность золота становится более глянцевой. Поверхность полируют до полной однородности - стыки листов тщательно разглаживаются, швов не должно быть видно.
Защитный слой.
Поталь может со временем подвергаться окислению и потускнеть. Чтобы этого не случилось, покрытую поверхность можно обработать защитным лаком. Лак наносится кистью. Есть виды лака, предназначенные для защиты от механических повреждений и воздействия чистящих средств. Поталь можно также покрывать специальным битумом для придания эффекта старины.

Всем привет, дорогие читатели блога.

Сегодня я хочу рассказать вам, что такое поталь как работать с ней и какие материалы применяются для золочения.

Вот только вчера завершила работу над очередными часами. Чего только я не использовала для декора! Там и декупаж, и трафарет, и различные цвета красок, ну и завершающим штрихом стало золочение. А точнее имитация неравномерного золочения поталью. Вам тоже нравится эффект позолоты? Тогда вам будет интересно.

Поталь - это очень тонкая золотая фольга для имитации золота. Она дает удивительную возможность украсить интерьер дома позолоченным декором, привнести ему богатства и роскошь. Ведь ее практически не отличить от сусального золота, она прекрасно смотрится как на ровных поверхностях, так и на декоративных элементах сложной формы.

Золочение выполняется на подготовленной поверхности перед наклеиванием картинок.

Плоской кистью нанесите мордан на водной основе без пропусков и подтеков на участки поверхности, где предполагаете делать золочение.

Для неравномерного золочения поталью, как в данном случае, нанесите клей на поверхность при помощи губки тампонирующими движениями.

В течение 15- 20 минут (в зависимости от характера поверхности, толщины слоя и производителя) он приобретет необходимую липкость, и можно приступать к работе.

Как наносить поталь?

Аккуратно приложите на обработанные участки листы потали. Учтите, листы очень тонкие, брать их руками не рекомендуется — они могут порваться или прилипнуть к пальцам.

Лучше воспользоваться пинцетом или надеть матерчатые перчатки. Кусочки листа удобно переносить на декорированную поверхность наэлектризованной плоской кистью. Чтобы наэлектризовать кисть, потрите ее о руку или синтетическую ткань.

Поталь в хлопьях просто насыпьте на клей плотным слоем. Добиться идеального золочения в домашних условиях нелегко, особенно если предмет сложной формы. Специалисты используют в работе специальную широкую кисть с длинным ворсом. — лампензель.

Если вы хотите получить сплошную золоченую поверхность, воспользуйтесь листами потали. Наклеивать их надо слегка внахлест, если лист порвался, прорехи заклейте кусочками. Чтобы получить эффектную мерцающую поверхность, выбирайте поталь в хлопьях. Конечно, и хлопья можно наклеить равномерно, но это хлопотно. Не менее оригинальный эффект получается, если потали положить на чуточку высохший мордан и аккуратно разорвать кончиками пальцев.

Слегка прижмите и разгладьте поталь мягкой кистью, лучше использовать круглую (пони) или толстую косметическую для накладывания румян.

Разглаживать складки не обязательно — они создадут дополнительную фактуру. После полного высыхания клея осторожно снимите излишки потали ватным тампоном или кусочком замши. Не приклеившиеся хлопья смахните обратно в коробочку.

Используя технологию золочения на стенках шкатулки и других подобных предметах, последовательно оклейте поталью каждую поверхность, а не все сразу, иначе вы рискуете не успеть вовремя нанести поталь.

Мордан остается долгое время липким, поэтому можно работать без спешки. Время его высыхания занимает от 2 до 12 часов (в зависимости от состава). Чтобы приглушить блеск позолоты, ее можно патинировать . Возьмите на губку немного жидкого битума и осторожно нанесите на позолоченную поверхность, заполняя все углубления. Излишки битума снимите бумажным полотенцем или тряпочкой, смоченной в масле (льняное) или в воске.

Осталось покрыть позолоченную поверхность защитным лаком: шеллаком или специальным покрывным лаком для потали.

Но на этом можно не останавливаться, а пойти дальше. В декупаже часто применяется техника вживление изображения в поталь, которая дает очень интересное свечение картинке.

Спасибо что заглянули к нам, оставляйте комментарии и подписывайтесь на новости блога. Вдохновения вам в творчестве, друзья! Пока, пока.

Процедура золочение поталью строго регламентирована и включает в себя следующие последовательные этапы:

  1. Обработка поверхности, на которую будет наноситься поталь. Необходимо добиться гладкости поверхности и отсутствия на ней видимых дефектов, ведь лист потали чрезвычайно тонкий, а поэтому на нем будут хорошо просматриваться все изъяны.
  2. Нанесение клеевого раствора. На этом этапе специалист поймет совершаются ли работы качественно. К примеру, если поталь будет наноситься на потолки, то мы будем использовать клей с максимальной адгезией, чтобы позолота со временем не отстала. Ключевой момент — присутствует ли в клеевом растворе вода. Она непременно становится катализатором окислительных процессов, поэтому даже ничтожное содержание воды в клее через 5 или 10 лет станет причиной ускоренного потемнения позолоты. Поэтому мы используем только растворы, не содержащие воду. Например, долговечное золочение дерева поталью предусматривает использование клеевого раствора на основе натуральных смол. После нанесения клея мастер ожидает, чтобы он загустел для наилучшего приставания потали к поверхности.
  3. Приклеивание листа потали и окончательная обработка элемента декора. Здесь важна только аккуратность — тонкий лист нужно приложить к поверхности и тщательно прижать без образования пузырьков и прочих недостатков. Если поталь расположена на потолке, то можно обойтись без нанесения защитного лака, но для позолоченных элементов, расположенных на стене возле дверей, окон или мебели, предпочтительней использовать специальный лак. Он позволит избежать механического разрушения позолоты из-за постоянного соприкосновения с ней других объектов.

Техника покрытия предметов имитацией сусального золота (поталью) на первый взгляд может показаться дорогой и трудоемкой.

Однако в действительности все не так сложно и вполне доступно. Все, что нужно для данного вида творчества - это сама поталь, кисти, лак и специальный клеящий состав.

Выбираем качественный клей для потали на водной или спиртовой основе

Поталь предназначена для декоративного золочения и серебрения различных поверхностей - керамики, дерева, стекла, гипсовой лепнины, металла, картона и пластика.

В зависимости от поставленной задачи в работе могут быть использованы различные марки клея, такие как:

  • Kolner Permacoll Size - специальный клей на акриловой основе для глянцевого золочения. Permacoll обладает длительной адгезией, благодаря чему покрывать обработанную клеем поверхность поталью можно в течение нескольких часов.

Клеящий состав не содержит растворителей и при необходимости может разбавляться водой. Данная марка клея широко применяется при декорировании искусственной и натуральной позолотой икон, при изготовлении поделок, предметов интерьера и т.п.

Клей Permacoll выпускается в двух цветовых вариантах - прозрачный и красного цвета (пигментирован пигментом для контроля нанесения клея). Баночка бесцветного клея объемом 100 мл стоит порядка 700 рублей, красный продается чуть дороже.

  • Клей для трансферной потали Таир - универсальный прозрачный клеящий состав на водной основе. Предназначен для работы не только с трансферной, но и с другими видами потали (свободной листовой и в хлопьях).

Может быть использован для декорирования оснований любых типов: пластмассы, дерева, металла, стекла и др. Достаточно нанести клей тонким слоем и выждать несколько минут, и можно приступать к работе.

Клей Таир долго сохраняет клеящую способность, что делает работу с ним удобной и комфортной. Клей для потали Таир чаще встречается в продаже в тубах объемом 20 мл, стоит порядка 150 рублей. Для больших объемов работ выгоднее покупать клей в баночках 100 мл (стоит около 250 рублей).

  • Мордан «Ferrario» - универсальная клеящая смесь для потали и сусального золота. Состав тонким слоем наносится на декорируемую поверхность и выдерживается в течение 15-30 минут.

После частичного подсыхания мордана можно приступать к работе по золочению. Клей (мордан) для потали после нанесения не теряет своих клеящих свойств в течение двух-трех часов, что позволяет выполнять работу аккуратно и неспешно.

Мордан «Ferrario» выпускается в упаковках объемом 75, 250 и 1000 мл. Стоимость 250-мл баночки - порядка 1200 рублей.

Рецепт - как сделать клей для потали своими руками

Готовые клеящие составы для потали стоят недешево, поэтому при желании можно изготовить аналог магазинного мордана из доступных ингредиентов.

Вот два несложных рецепта:

  • Клей для потали на основе картофельного крахмала и сахара.
  1. Растворяем в 200 мл теплой воды 70 граммов сахара, ставим на плиту, доводим раствор до кипения.
  2. Затем добавляем в состав чайную ложку уксуса, перемешиваем и кипятим еще полминуты.
  3. Снимаем будущий клей с огня и, постоянно размешивая, засыпаем треть стакана картофельного крахмала.
  4. После остывания состав должен напоминать по консистенции сметанообразную массу. По свойствам такой клей близок к ПВА - после высыхания он становится практически прозрачным.
  • Клей для золочения на сливках и коньяке.
  1. Берем 100 граммов жирных сливок и такое же количество коньяка, тщательно перемешиваем - клей готов.
  2. Наносим состав на обрабатываемую поверхность, ждем около 30-60 минут, чтобы клей подсох и приступаем к золочению.

Как клеить - пример работы с трансферной поталью

Способ применения клея Таир при работе с трансферной поталью (фольга на пленке):

  1. Подготовка изделия. Поверхность обезжиривается, сильно впитывающие основания (гипс, дерево и т.п.) предварительно грунтуются клеем.
  2. Нанесение клея. На чистую сухую декорируемую поверхность с помощью кисти тонким слоем наносится клей.
  3. Технологическая пауза. Выдерживается 5-10-минутная пауза (клей за это время подсохнет и станет прозрачным).
  4. Декорирование. Внутренней стороной лист трансферной потали прикладывается к поверхности и аккуратно разглаживается ватным тампоном, излишки клея удаляются. Затем резким движением удаляется пленка.
  5. Покрытие лаком. При желании для закрепления и защиты «позолоты» от окисления можно покрыть поталь специальным лаком (Ferrario, Daily ART и т.п.).
  6. Очистка инструментов. Кисточки по окончании работы следует незамедлительно промыть теплой водой.

ВИДЕО ИНСТРУКЦИЯ

Публикации по теме