Божья матерь троеручица чем молятся. Что означает икона Троеручница: каково ее значение и в чем помогает

Русский народ издревле нашел в своей душе един­ственно верное слово в обращении к Богородице: в обиходе он назвал Ее, и сейчас называет так же, как родную мать, - исполненным нежности и любовнымобращением: «Матушка!» Люди духов­но увидели, что не в каком-то условном аллегори­ческом смысле, а в высшей онтологической дейст­вительности Матерь Божия является Матерью Церкви, кровной - по Крови Христовой - Мате­рью каждого верующего.

Протоиерей Лев Лебедев

События, положившие начало прославлению иконы Божией Матери «Троеручицы», относятся к VIII веку, ко временам иконоборчества. Воины императора-еретика Льва Исавра рыскали по домам православных христиан, отыскивая иконы, отбирали их и жгли, а иконопочитателей предавали мукам и смерти.

Лишь за пределами византийских земель, в мусульман­ском Дамаске, православные не были стеснены в почи­тании икон. Причина была в том, что первым минист­ром у местного халифа был ревностный христианин, богослов и гимнограф Иоанн Дамаскин (память его Цер­ковь отмечает 4 декабря). Своим многочисленным зна­комым в Византии Иоанн переправлял письма, в кото­рых на основании Священного Писания и святоотеческих преданий доказывал правильность иконопочитания. Вдох­новенные письма Иоанна Дамаскина тайно переписыва­лись, передавались из рук в руки, немало способствую уверению в истине православных и обличению ереси иконоборческой.

Дамаск. Современный вид.
Взбешенный император, чтобы лишить Церковь непо­бедимого защитника Православия, решил коварно извес­ти Иоанна Дамаскина. Он приказал искусным писцам тщательно изучить почерк Иоанна и написать как бы его рукою поддельное письмо к императору с предложением измены. В письме сообщалось, что город Дамаск охра­няется сарацинами небрежно и византийское войско мо­жет без труда им овладеть, в чем обещалась и всячес­кая помощь со стороны первого министра.

Такое поддельное письмо император и послал халифу, лицемерно пояснив, что, несмотря на предложения Иоанна, желает мира и дружбы с халифом, а министра-изменника советует казнить.

Халиф впал в ярость и, забыв о многолетней предан­ной службе своего министра, повелел отсечь ему кисть правой руки, которой тот будто бы писал изменнические строки. Отсеченная кисть была повешена у всех на виду на базарной площади.

Иоанн жестоко страдал от боли, еще же сильнее – от незаслуженной обиды. К вечеру он попросил халифа, что­бы тот разрешил ему похоронить отрубленную кисть дес­ницы. Халиф, памятуя прежнее усердие своего министра, ответил согласием.

Затворившись в доме, Иоанн Дамаскин приложил от­сеченную кисть к ране и углубился в молитву. Святой просил Матерь Божию исцелить десницу, писавшую в за­щиту Православия, и дал обет употребить руку эту на создание творений во славу Владычицы.

В этот миг он уснул. В сонном видении предстала ему Богоматерь и сказала: «Ты исцелен, трудись же прилеж­но этой рукой».

Пробудившись, Иоанн Дамаскин излил свою благодар­ность к чудной Исцелительнице в дивном песнопении «О тебе радуется, Обрадованная, всякая тварь...». Весть о чу­де быстро разнеслась по всему городу. Устыженный ха­лиф просил у Иоанна Дамаскина прощения и призывал его вернуться к делам государственного управления, но отныне Иоанн отдавал все свои силы на служение одно­му Богу. Он удалился в обитель во имя святого Саввы Освященного, где принял иноческий постриг. Сюда же преподобный принес икону Божией Матери, ниспослав­шую ему исцеление. В память о чуде он прикрепил к нижней части иконы изображение кисти правой руки, от­литое из серебра.

С тех пор такая десница рисуется на всех списках с чудотворного образа, получившего название «Троеручица».

Образ пребывал в обители во имя святого Саввы до XIII века, когда был поднесен другому святому Савве, архиепископу Сербскому. При нашествии же на Сербию агарян православные, желая сохранить икону, возложили ее на ослика и пустили его без провожатого. С драго­ценной поклажей он сам дошел до Святой Горы Афон и остановился у ворот Хилендарского монастыря. Местные иноки приняли икону как великий дар, а на место ос­тановки ослика стали ежегодно совершать крестный ход.

Однажды в Хилендарском монастыре почил старый игумен. Выборы нового вызывали среди братии распри и разделение. И тогда Матерь Божия, явившись одно­му затворнику, объявила, что отныне Сама будет игу­мений обители. В знак этого дотоле стоявшая в алта­ре монастырского собора «Троеручица» чудесным образом перенеслась по воздуху к середине храма, на игуменское место. С тех пор и по сей день Хилендарем управляет священноинок-наместник, стоящий во время служб у игуменского места, где хранится образ «Троеручица» – Игуменьи сей обители. От Нее принимают иноки благословение, прикладываясь к иконе, как бы от игумена.

Во времена греко-турецких войн Афон оставался вне власти иноверцев: турки признавались, что нередко ви­дели таинственную Жену, охранявшую стены Хилендарской обители и недосягаемую для человеческих рук.

«Троеручица» издавна почиталась и в России, где пре­бывает немало списков с первоявленного образа, также прославившихся чудотворениями. Еще в 1661 году хилендарские иноки прислали один такой список в дар Ново-иерусалимскому монастырю. С него в 1716 году был снят другой список, с тех пор пребывающий в москов­ском храме Успения в Гончарах (Болгарское подворье). С заступничеством этой святыни связывают то, что храм сей никогда, даже во времена наилютейших гонений на веру, не закрывался и сохранил все свои колокола. Ны­не в храме перед этим образом ежепятнично читается акафист. В изразцовом киоте на наружной западной сте­не храма Успения в Гончарах помещен еще один список, и перед ликом Божией Матери «Троеручицы» здесь слы­шатся неустанные моления.

Чудотворные списки с самого первоявленного афонско­го образа либо же с других списков «Троеручицы» на­ходились также в московском храме Покрова в Голиках, в тульской Владимирской на Ржавце церкви, в Белобережской пустыни под Брянском, в воронежском Алексеевском Акатовом монастыре, в Ниловой пустыни на Се­лигере и в иных местах.



25 / 07 / 2005

Празднование иконы Божией Матери «Троеручица» совершается в Православной Церкви два раза в год: 11 и 25 июля по новому стилю.

Предания о происхождении иконы «Троеручица»
Среди многочисленных чудотворных икон Пресвятой Богородицы образ «Троеручицы» занимает особое место по своей нетипичной иконографии. Существуют различные предания, объясняющие происхождение этой иконы, однако наиболее известное сказание связано с именем преподобного Иоанна Дамаскина. Этот прославленный христианский поэт, философ и богослов родился и жил долгое время в Сирии, являясь приближенным ко двору халифа, однако не скрывал своей христианской веры. Правитель Дамаска, ценя своего образованного и мудрого вельможу, не препятствовал ему исповедовать религию, отличную от веры своих подданных. Жития святого повествуют о том, что византийский император-иконоборец Лев Исавр, услышав о пламенном защитнике икон Иоанне Дамаскине, решил погубить его, поскольку труды последнего об иконопочитании находили много сторонников в Византии. Император оклеветал Иоанна перед халифом, составив от его имени подложное письмо, в котором подданный Сирийского владыки предлагал помощь в завоевании Дамаска. Халиф, поверив этому клеветническому посланию, был весьма разгневан на Иоанна Дамаскина и повелел отрубить ему правую руку. Истекая кровью, преподобный стал молиться перед иконой Пресвятой Богородицы, и свершилось чудо: отсеченная рука срослась и была исцелена. Для того, чтобы сохранилась память о чудесном исцелении и помощи Царицы Небесной, Иоанн Дамаскин прикрепил к чудотворному образу отлитое из серебра изображение руки. Такие символы были достаточно распространены в христианских церквях и имели название «вотивных даров», то есть «обетных, жертвенных». Эти небольшие символические предметы изготовлялись из драгоценных металлов и ими украшались иконы святых в знак благодарности и памяти о явленном чуде. Позже на списках с этого богородичного образа стали писать третью руку.

Дальнейшая история образа «Троеручица»
Известно, что преподобный Иоанн Дамаскин принес чудотворный образ в дар обители святого Саввы Освященного, которая располагалась недалеко от Иерусалима, и там икона пребывала до XIII века. После образ Божией Матери «Троеручица» был подарен сербскому архиепископу Савве, но икона пробыла в Сербии не долго: после турецкого завоевания ее вывезли из страны, чтобы предотвратить поругание великой святыни от мусульман. Существует предание, по которому икону положили на осла и тот сам принес ее в Хиландарский афонский монастырь. С тех пор чудотворный образ находится на Афоне, являясь одной из самых известных и почитаемых реликвий Святой горы. Расположенная в Введенском храме обители, икона явила еще одно чудо, показавшее особое покровительство Царицы Небесной монастырю: когда братия собралась для избрания нового игумена, образ чудесным образом переместился из алтаря на игуменское место. С тех пор в Хиландарском монастыре перестали назначать игумена, а иноки принимают благословение на богослужение от иконы «Троеручица».
В середине XVII века список с иконы «Троеручица» был привезен в Россию по просьбе патриарха Никона, желавшего иметь этот образ в основанном им Новоиерусалимском монастыре. Известно, что вначале непривычная и странная икона вызвала смущение у верующих, поэтому к иконе была прикреплена табличка, на которой давалось толкование этой иконографии. Другой список был сделан для супруги царя Алексея Михайловича и привезен в Москву. От списков с иконы Богоматери «Троеручица» совершались многие исцеления, и вскоре эта Богородичная икона стала пользоваться большой любовью и почитанием на русской земле.

Описание и символика иконы Божией Матери «Троеручица»
По своей иконографии образ «Троеручицы» относится к типу «Одигитрия» или «Путеводительница». Особенностью иконы является то, что на этом изображении Божия Матерь двумя руками держит Богомладенца, а третью руку протягивает к молящимся. Глубокая символика этого образа раскрывается в тропаре, посвященном иконе, в котором говориться о том, что Царица Небесная приносит двумя руками Спасителя в мир, а третью руку простирает над верующими и прибегающими к Ней, подавая им защиту и помощь.
Существуют также варианты этого иконописного изображения. В Сербии и Македонии сохранились древние росписи, представляющие собой изводы образа «Троеручица». На них Божия Матерь написана в полный рост, в правой руке Она держит Своего Божественного Сына, а две другие руки молитвенно протягивает к Нему. В болгарском Троянском монастыре сохранился еще один древний образ, на котором находятся три подвеса из серебра, закрывающих руки Богоматери.

В каких случаях молятся перед иконой «Троеручица»
Существует благочестивая традиция молитвенно обращаться к Божией Матери перед Ее иконой «Троеручица» в случае болезней рук, ног, а также других заболеваний. Однако следует помнить, что перед любым образом Богоматери можно просить о помощи и заступничестве. Главное, чтобы молитва совершалась с искренней верой и от чистого сердца. После полученной помощи нужно не забывать благодарить Пресвятую Богородицу, а в том случае, если наше прошение не исполнено, не роптать, а осознавать свою греховность и неразумие: возможно, в данный момент для спасения наших душ большую пользу принесет терпение скорбей и недугов.

Тропарь, глас 4:
Днесь всемирная радость возсия нам велия:/ даровася святей Горе Афонстей/ цельбоносная Твоя, Владычице Богородице, икона,/ со изображением тричисленно и нераздельно пречистых рук Твоих/ в прославление Святыя Троицы,/ созываеши бо верных и молящихся Тебе о сем познати,/ яко двема Сына и Господа держиши,/ третию же яви на прибежище и покров чтущим Тя,/ от всяких напастей и бед избавляти,/ да вси, притекающии к Тебе, верою приемлют неоскудно от всех зол свобождение,/ от врагов защищение,/ сего ради и мы вкупе со Афоном вопием:// радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Кондак, глас 8:
Днесь веселое наста ныне Твое торжество, Богомати Пречистая,/ вси вернии исполнишася радости и веселия,/ яко сподобльшеся изрядно воспети/ предивное явление честнаго образа Твоего/ и рождшагося из Тебе Младенца, истинна же Бога,/ Егоже двема рукама объемлеши,/ и третиею от напастей и бед нас изымаеши// и избавляеши от всех зол и обстояний.

Величание:
Величаем Тя, Пренепорочная Дево, и чтим чудеса образа святаго Твоего, трех пречистых рук Твоих явление в славу Божества, в Троице Бога нашего.

Молитва:
О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, велие чудо святому Иоанну Дамаскину явившая, яко веру истинную - надежду несумненную показавшему! Услыши нас, грешных, пред чудотворною Твоею иконою усердно молящихся и просящих Твоея помощи: не отрини моления сего многих ради прегрешений наших, но, яко Мати милосердия и щедрот, избави нас от болезней, скорбей и печалей, прости содеянныя нами грехи, исполни радости и веселия всех, чтущих святую икону Твою, да радостно воспоем и любовию прославим имя Твое, яко Ты еси от всех родов избранная и благословенная во веки веков. Аминь.

Икона Божьей Матери отличается тем, что на её изображении в низу полотна присутствует третья рука. Её можно считать как отдельный элемент, или как третья рука Богородицы. Это икона тесно связана с судьбой преподобного Иоанна Дамаскина. В те давние времена он жил в столице Сирии Дамаске, был ярым защитником Православия и почитания святых икон.
Император Лев Исаврянин всячески преследовал сторонников святых икон. Иоанн Дамаскин писал своим знакомым письма в Византию, в которых обличал ересь иконоборчества. Император был зол на автора этих писем, но ничего не смог сделать и тогда он прибегнул к обману. В письме к дамасскому халифу, он написал, якобы Иоанн Дамаскин предложил завоевать сирийскую столицу. Правитель разгневался и приказал отрубить министру кисть правой руки и повесить её на городской площади для устрашения.

По просьбе Иоанна, ему вернули кисть, после чего он затворился в келье и всю ночь перед иконой Божьей Матери молился об исцелении. Утром рука оказалась на месте, только рубец остался на месте отсечения. Преподобный удалился в монастырь Саввы Освященного и принял постриг в монахи. А к нижней части иконы в знак благодарности приделал изображение руки из серебра. После этих событий икона начала называться «Троеручница».
В России в 1661 году появилась копия иконы. Она была установлена патриархом Никоном в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре. Перед иконой Богоматери молилось очень много верующих, в том числе и Царская Семья.

Многие молятся перед иконой, прося об исцелении родных и близких. Она защищает дом от врагов, приносит благосостояние и стабильность семьям. Она помогает при заболеваниях рук, ног, глаз, помогает ремесленникам в их труде.

Молитва перед иконой Божьей Матери «Троеручница»

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, велие чудо святому Иоанну Дамаскину явившая, яко веру истинную и надежду несумненную показавшему! Услыши нас, грешных раб Твоих (имена), пред чудотворною Твоею иконою усердно молящихся и просящих Твоея помощи: не отрини моления сего многих ради прегрешений наших, но, яко Мати милосердия и щедрот, избави нас от болезней, скорбей и печалей, прости содеянныя нами грехи, исполни радости и веселия всех чтущих святую икону Твою, да радостно воспоем и любовию прославим имя Твое, яко Ты еси от всех родов избранная, благословенная во веки веков. Аминь.

Святая икона Божией Матери Троеручица обрела всемирную славу благодаря великому светочу веры православной Иоанну Дамаскину. Богоматерь помогает всем христианам, верующим в Ее силу.

Дева Мария изображена с Младенцем на руках, Ее глава немного наклонена к головке Сына. Иисус взирает пред собой, а Его десница сложена для благословения. Внизу образа изображена кисть правой руки, указующая на Мессию. Тем самым Свыше нам дано понять, что через Иисуса и веру в Него мы получим Спасение, конечно же, если сами возжелаем этого.

История святого лика

В 717 году Византией управлял Лев Исаврянин, отличающийся особой жестокостью по отношению к православным христианам. По его указанию было вероломно уничтожено множество икон и реликвий. Проповедников православия зверски мучили и предавали смертным страданиям его воины. В то время в мусульманском граде Дамаске проживал будущий святитель Иоанн Дамаскин. Он работал в должности советника городского правителя и был высоко почитаемым горожанином.

Читайте о других святителях православной церкви:

Икона «Троеручица»

Злые языки устроили заговор против него и обвинили в измене. Он был оклеветан перед халифом, который в качестве наказания приказал отсечь Дамаскину кисть правой руки и повесить ее на всеобщее обозрение на городской площади.

Жест устрашения народа был устроен для того, чтобы каждый знал, что так и будет с тем, кто посмеет предать государство, правителя и свой народ.

Вечером, в день совершения увечья, бывший советник упросил халифа разрешения забрать свою кисть и уединился в келье. Иоанн горячо молился перед Троеручицей. Он умолял Матерь Божию о врачевании руки, приложив ее к суставу и к иконе. В сонном видении ему явилась Сама Дева Мария и известила о совершенном Ею врачевании. Она указала, что «новая» рука будет служить во Славу Божию и славить Имя Христово.

Проснувшись, Дамаскин лицезрел свою руку, которая была целой и невредимой. Преподобный решил увековечить произошедшее с ним чудо и к образу Троеручицы приложил отлитую из серебра десницу. Так и явилась миру икона Богородицы с третьей кистью внизу.

Весть о явленном чуде донеслась до халифа. Поняв, что Иоанн был оклеветан, он предложить снова занять должность главного советника, но святитель отказался. Забрав вещи и икону, он удалился в Иерусалим и принял иноческий постриг.

Во времена нашествия османских войск на Иерусалим, христиане особо опасались за судьбу Святого Лика, дабы он не пострадал во время битв и не был уничтожен.

Его судьбу было решено доверить Самой Царице Небесной . Икону водрузили на осла и отправили его в путь без сопровождающего. Ни кто не знал, каким путем пойдет животное. Но осел неведомой силой был направлен в самое сердце монашества - на Святую гору Афон. Он самостоятельно остановился у врат Хиландарского монастыря, основанного святым Симеоном в XIII веке. Монахи благоговейно приняли Дар и установили его на храмовый алтарь.

Икона Божией Матери «Троеручица»

Однажды в обители отошел ко Господу игумен и пришло время выбирать нового настоятеля. Назрел сильнейший раздор, в котором подвизались иноки разных национальностей и каждый из них хотел, чтобы новоявленный игумен был их нации. Но во время вечернего богослужения братия монастыря услышала величественный глас, исходящий от иконы Богородицы. Матерь Божия указала, что Она Сама будет игуменией обители. Но монахи не придали услышанному значения, а утром, войдя в храмовый зал, они не нашли Лик на привычном месте. Он возглавлял игуменский престол. Убрав икону на прежнее место, на следующий день она вновь оказалась на игуменском престоле. Только тогда иноки поняли, что на то была Святая Воля Царицы Небесной.

И по сегодняшний день Троеручица покоится на игуменском месте в Хиландаре. Настоятель до сих пор здесь не выбирается, назначают лишь про-игумена, который занимается решением хозяйственных вопросов. Иноки каждое утро благословляются у Пречистой на исполнение послушания. А Она, в свою очередь, покровительствует каждому послушнику.

Значение иконы

Сидящий в материнских объятиях Иисус Христос благословляет своей десницей каждого, находящегося пред Ним.

Значение Троеручицы велико - Богородица пытается донести до каждого из нас путь ко Спасению и его великий смысл.

Современная икона «Троеручица»

Рука Иоанна Дамаскина свидетельствует, что под водительством Царицы Небесной и по Ее Велению, каждый, кто отдал свою жизнь на служение Богу, найдет Спасение.

Чудесная помощь и правила моления

Множество чудес по всему миру произошло от чудотворной иконы. Она исцеляет травмы и увечья, врачует глаза, ноги, руки, изгоняет тоску, тревогу, депрессию, защищает от недругов, способствует достижению духовного и материального благополучия.

Главное условие молитвы - искренняя вера, чистое сердце и добрые помыслы.

Совет! После получения просимого нужно помнить о благодарении Богоматери . Если же просимого так и не удалось дождаться, то нужно не роптать, а чистосердечно осознать свою греховность и неразумие.

Моление

В храме после совершения Литургии служатся молебны. Тем самым можно заказать молебен перед иконой Божией Матери Троеручица. На протяжении этого особого богослужения священник и прихожане просят Деву Марию о даровании милости и благодарят за дарованные блага.

Еще о практике церковной жизни:

    1. Необходимо на специальном бланке написать наименование богослужения, а ниже перечислить имена крещеных в православии людей, желающих вознести мольбу к Царице Небесной или обратиться к Ней с благодарением.
    2. Имена должны быть написаны в родительном падеже и отвечать на вопрос «от кого?» - Марии, Екатерины, Анастасии, Димитрия, Сергия, Николая.
    3. В записках не нужно указывать фамилию, отчество, должность. Допускается указать перед именем для болящего человека «бол.», для монашествующего «мон.», для беременной «непр.» (непраздная), для священнослужителей допускается указание сана, для детей до 7 лет «млд.» (младенец), для отроков от 7 до 14 лет «отр».
    4. Все имена должны быть указаны в православном написании: Димитрия, Сергия, Иоанна, Дионисия, Иулиании, Татианы, Аполлинарии, Елисаветы.

    Перед чудодейственным образом верующие возносят прошения Богородице, умоляя о Ее предстательстве. Троеручица - это защитница каждой страждущей души. Она помогает всем, кто верит в святость образа и исходящие от него чудеса.

    Посмотрите видео об иконе Троеручица

ОЧЕНЬ СОВЕТУЮ К ПРОЧТЕНИЮ: ВЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ХОДИТЬ В ХРАМ "Если мы ходим в храм только тогда, когда у нас случается что-то неприятное, то получается, что мы у Бога просим скорбей. Мы словно бы говорим: «Господи, пока не дашь скорбей, я к Тебе не пойду" Знаешь ли ты, дорогой друг, что каждый раз, когда ты в воскресенье, в праздничный день не идешь в церковь, ты принимаешь очень важное, может быть, самое главное в жизни решение? Оно относится не только к твоей сегодняшней жизни, но и к вечной жизни твоей души. А она всем нам предстоит. И может начаться очень скоро - может быть, даже сегодня. Ты - крещеный человек. Слава Богу. Но если человек крещеный, это не значит, что место в раю ему обеспечено. Такой взгляд - не православный, еретический. Ведь важно еще, как человек живет. Почему же ты не ходишь? Какие мысли тебя отводят от храма? А ведь отводят именно мысли. Кажется, что это твои мысли, ведь они в твоей голове. Но это не так. Как узнать, какая мысль от Бога, какая от дьявола? Смотри, к каким действиям эта мысль тебя ведет, куда направляет: к церкви - или от церкви? К молитве, к посту, к покаянию, к исповеди, к причащению, к венчанию (если вы в браке), к терпению, к прощению, к добрым делам - или от всего этого, под любым предлогом. Даже самым благовидным. Смотри, какие чувства, какое состояние души в тебе рождают мысли. Если мир, любовь, смирение, тишину, покой - скорее всего, это мысли от Бога. Если злобу, гордость, страх, уныние, отчаяние - от лукавого. Любые мысли против веры Православной, против Бога, против Церкви Христовой, против молитвы и поста - от дьявола. Существует набор распространенных приемов-мыслей, с помощью которых невидимый враг старается не допустить человека к Богу. «А я хожу в церковь» Так иногда говорят и люди, которые заходят в храм освятить куличи, запастись крещенской водой, постоять на крестинах, проводить покойника. Может быть, иногда поставить свечку, в каких-то особых случаях. И - довольно. Они считают, что в церковь ходят. Но сама Церковь так не считает. Господь дал нам заповедь: Шесть дней работай, делай все дела твои, а день седьмой посвящай Богу (см.: Исх. 20, 8-11). День седьмой - это воскресенье. Воскресение Христово - это основа нашей веры. Только благодаря тому, что Спаситель пострадал за нас на Кресте и воскрес, мы, крещеные люди, имеем надежду на спасение. Знаешь ли ты, что существует правило святых отцов, по которому человек, который три воскресенья подряд не был на богослужении в храме, может быть отлучен от Церкви? Ведь он сам себя от Церкви отлучает. Это понятно. Если у тебя по воскресеньям всегда есть какие-то дела помимо храма, это значит, что главная цель твоей жизни еще не в Церкви, а где-то в миру с его целями и ценностями, чуждыми делу нашего спасения. Все живое растет постепенно и постоянно. И у нас не иногда, а постоянно живет душа. Она нуждается в постоянном питании и очищении. Питается она благодатью Святого Духа, которая нам подается прежде всего в православном храме. Тогда мы живем духовно, растем. На работу мы идем, не задумываясь: идти - не идти? Как рабочий день - так встаем по будильнику, спешим ко времени. Если бы мы заходили туда несколько раз в год, разве могли бы мы сказать, что ходим на работу? И что бы мы заработали? А ведь это все - в основном для тела. Но человек - это прежде всего его душа. Если бы школьники между почти постоянными каникулами иногда заходили в школу, чему бы они научились? Церковь - это и труд, и учение. И, как всякий труд, как всякое учение, здесь нужны и время, и усердие, и упорство. Тогда будет толк. «У меня Бог в душе» ...Невидимый враг - очень хитрый. Он хитрее нас. Он всевает нам эту мысль: «У тебя Бог в душе!» А на самом деле это не Бог вошел в нашу душу, а только мысль про Бога, с которой к нам проник, наоборот, окаянный. Как волк в овечьей шкуре. И льстит нам. На самом деле у нас в душе чего только не бывает: и осуждение, и раздражение, и мысли черные - и это совсем не Бог. Как от всего этого освободиться? Как бороться с вражьими помыслами? Только с Божией помощью. Сам человек со «своими» вроде бы мыслями справиться не может, даже если очень захочет. Это и подтверждает еще раз то, что они на самом деле не наши, а вражьи. Преподобный Амвросий, старец Оптинский, когда к нему приходили бесовские мысли, крестился и говорил: «Не соизволяю». Никакого внимания не нужно уделять им. Не задумываться. Сразу - отбрасывать. Молиться Иисусовой молитвой: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. И они отойдут. Церковь учит нас, что дьявол особенно боится крестного знамения, крещенской воды и Тела и Крови Христовых, которых мы причащаемся в церкви. Во время Божественной литургии в церкви совершается главное ее чудо, непостижимое даже для Ангелов. Сам Господь дал его нам для нашего спасения. Во время общей молитвы священников и прихожан на специально приготовленные в алтаре хлеб и вино сходит Дух Святой, и они становятся истинными Телом и Кровью Христовыми. По виду, по вкусу они остаются хлебом и вином, но на самом деле это Сам Господь. Люди, которые причащаются Святых Христовых Тайн, по своему опыту знают, что они получают великую освящающую силу, исцеляющую и душу, и тело. Для того-то мы прежде всего и ходим в храм, и причащаемся, чтобы в наши уста, в наше тело, а тогда и в душу действительно входил Бог. Господь сказал: Ядый Мою Плоть, и пияй Мою Кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем (Ин. 6, 56). Преподобный Серафим Саровский, духовник Земли Русской, говорил: - Кто причащается, на всяком месте спасен будет. А кто не причащается - не мню. Каждому крещеному человеку необходимо регулярно приступать к Таинствам Исповеди и Причащения. Ведь мы же регулярно моемся - очищаем свое тело. Не менее регулярно нужно нам очищать и свою душу. Церковь так и называется: духовная баня. «Я еще не созрел» «Зрей! - говорит дьявол. - Зрей как можно дольше. Только ничего не делай для того, чтобы созреть». Не читай Евангелие, «Закон Божий», творения святых отцов. Не ходи в храм, не спрашивай ни о чем священников, хотя они поставлены Богом для того, чтобы помогать народу в его духовной жизни. Этим приемом враг особенно любит ставить людям заслон на пути ко крещению и венчанию. «Я еще не пришел к этому». Чтобы прийти, нужно идти. Ну так иди. А куда идти? Конечно, в храм. В жизни идет лютая духовная борьба за каждую душу, за мысли каждого человека. И нужно делать усилие для того, чтобы вырваться из этого плена мыслей на свободу, прийти к Богу. «Нас не воспитывали в вере. Теперь уже поздно менять свое мировоззрение» Нет, не поздно. Менять его все равно придется: когда душа покинет тело и мы увидим совершенно точно, что все, что сказано в Библии, это правда. Что есть иной мир, мир Ангелов и бесов, в котором нам нужно только одно: то, что щедро предлагала нам Святая Церковь все годы нашей здешней жизни. В этой жизни можно еще все изменить и спасти свою душу. В будущей будет только вечное раскаяние. Но тогда уже действительно будет поздно. Первым вошел в рай благоразумный разбойник, который перед самой смертью, страдая на кресте за свои преступления, покаялся, исповедовал Господа - и получил от Него прощение и вечное спасение. Значит, здесь, на этой земле, как бы мы ни жили до этого, никогда не поздно покаяться за всю прошлую жизнь и обратиться к Господу. «Я не знаю, как себя вести в церкви. А вдруг меня плохо встретят?» Ничего страшного, это ненадолго. Потерпи. Улыбнись. Потрудись над собой (вот уже началась польза!). Скажи смиренно: «Простите, я тут еще ничего не знаю. Но я хочу узнать. Подскажите мне, пожалуйста...» Даже самые строгие бабушки от такого смирения, скорее всего, дрогнут, смягчатся - и замучают материнской заботой. Только не спеши во всем доверяться им, хотя это и покажется тебе более легким (легко - не всегда хорошо). По всем духовным вопросам обращайся к православному священнику. И очень скоро главное узнаешь. Набирайся духовного опыта: любимый прием невидимого врага - делать из мухи слона. Тебе кто-то сказал одно какое-то слово (и сам, может, об этом уже пожалел) - а ты уже готов лишить себя постоянного, ничем не заменимого блага, дающего великую радость и пользу в этой жизни и в будущем жизнь вечную. Разве это соизмеримо? «Я не такой уж сильно верующий» Ну, а тогда лучше места, чем церковь, тебе и не найти. Потому что здесь больше всего укрепляется вера. Мы все - в пути. Все мы хотим, чтобы наша вера стала крепче, хотим быть ближе к Богу. Нужно не жизнь подстраивать под свое маловерие, а веру свою укреплять. «С кем поведешься, от того и наберешься», - говорит народ. Поведешься с правдой, с истиной, с красотой, с чистотой - станешь умнее и добрее, станешь чище и счастливее. Молись, проси евангельской молитвой: Верую, Господи, помоги моему неверию (Мк. 9, 24). Господь поможет, Господь даст. А верующему - все возможно. Это тоже евангельская истина. «На Бога надейся, а сам не плошай» Точно так! Сам не плошай, трудись: молись, постись, ходи в церковь, делай ради Христа добрые дела... У христианина, который надеется на Бога, дел - невпроворот. И прежде всего - с самим собой. С греховными мыслями, чувствами, со своими лютыми страстями - болезнями души: гордостью, ленью, маловерием, гневом, сребролюбием, унынием, блудом, чревоугодием... Только поворачивайся! И, конечно, занимайся своими обычными делами - перекрестившись, помолившись. Если Господь благословит твои труды, все будет спориться, все успеешь, и все пойдет на пользу. А без Бога можно весь день прокрутиться на одном месте, вечером оглянуться: куда день ушел? Непонятно. А если год? А если жизнь? Можно экономить минуты, а куда уходят десятилетия - не задумываться. Когда ходишь в церковь, то не теряешь время, а экономишь его. «А что в церкви делать?» У каждого православного в церкви дел очень много. Входя в храм (лучше - до начала службы), перекрестись, поклонись Господу, Матери Божией, всем святым. Поставь свечи: за здравие - перед иконами и за упокой - на канун, перед Крестом Спасителя. Подай записки с именами крещеных православных христиан - о здравии, о упокоении. Выбери место в храме. Постарайся понять, куда и к Кому пришел, Кто тебя слушает, Кто тебя видит, в том числе все твои мысли. С самого начала службы мы слышим призыв: Миром Господу помолимся. То есть, внутренним миром, тишиной души. Постарайся умирить свои мысли и чувства. Ты пришел говорить с Самой Любовью, с Богом. Почивший старец протоиерей Николай Гурьянов, который жил на острове под Псковом, говорил: - Какие вы счастливые, что вы верующие... Ласково разговаривайте с Господом, когда стоите на молитве. Старайся ни с кем не беседовать - вслушиваться, вдумываться в то, что читают и поют. Со словами и песнопениями богослужения соединять свою мольбу, вливая ее в общую просьбу молящихся - от всея души и от всего помышления нашего, как призывает нас Святая Церковь.Можно молиться и своими словами - о самом важном, самом сокровенном. У всех есть такие сердечные просьбы. О чем мы говорим с Богом? Прежде всего, мы Бога благодарим. Вот для чего мы ходим в церковь. Мы постоянно пользуемся Его бесчисленными благами... Если бы не Господь, было бы неизмеримо больше горя. Мир бы захлебнулся в нем. Господь старается обратить всякое зло нам во благо. И мы можем Ему в этом способствовать, если не будем роптать, злиться, искать виноватых, унывать, а будем смиряться, каяться в своих грехах, терпеть, укрепляться в добре и благодарить Бога. Никакое добро не бывает само собой разумеющимся. Это всё - победа над злом в главной битве, которая и есть жизнь. «Слава Богу за всё», - сказал в конце своей жизни, среди скорбей великий вселенский учитель и святитель Иоанн Златоуст. Вторая наша просьба к Богу - о прощении грехов. Все мы грешные, один Господь только без греха. И только Он может нам прощать грехи, очищать наши души. Третья просьба - о помощи Божией. Без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5), - сказал Господь. Все наши вопросы решаются прежде всего в церкви: государственные, семейные, медицинские, педагогические, финансовые, военные. Генералиссимус А.В. Суворов учил своих солдат: «Молись Богу - от Него победа!» У него не было ни одного поражения. Мы ходим в церковь и просим помощи Божией не только для себя. Мы молимся в церкви все вместе о мире всего мира. О Богохранимой стране нашей, о ее властях и воинстве. О своем городе или селе и верою живущих в них. О изобилии плодов земных. О плавающих в море, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных. О всех прежде почивших православных христианах. Записки, которые мы подаем в церкви о здравии и упокоении, читаются в алтаре. На каждой Литургии батюшка вынимает из просфор частички за живых и умерших. В конце Литургии он погружает их во Святую Чашу с Телом и Кровью Христовыми и молится: Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих. И тем, кого помянули, бывает великая польза. Просфоры потом раздаются в храме верующим. Они вкушают их, приносят домой, разрезают и каждый день едят натощак по кусочку, запивая святой водой. И сами освящаются. Сны о умерших Иногда нам снятся люди умершие. Снам вообще верить не положено, разгадывать их - дело опасное. Невидимый враг и здесь может обмануть. Приснился живой человек - просто помолись о его здравии, приснился умерший - помолись за упокой. И будет им польза. Особенно - если их помянуть в церкви. Сами себе почившие уже помочь не могут - только на нас надеются. Поэтому, если к нам придет мысль: «А стоит ли идти в церковь? Что там делать?» - можно будет ей ответить: «Да хоть бы умерших помянуть». Уже одно это - большое дело. Для них это - как хлеб. Люди приносят в церковь продукты (всё, кроме мяса) - милостыню, которая тоже усопшим на пользу. Одна раба Божия недавно принесла к нам в храм и положила перед кануном пакет гречки. Помянуть родителей. Потом смотрит - а пакета нет. Она расстроилась: как же это так, в храме? Ей советуют за свечным ящиком: - А вы подайте заказную записку на Литургию, это будет самый лучший помин. Она так и сделала. Через несколько дней приходит, обращается за ящик: - Я вас пришла благодарить за ваш совет. Вы мне сказали подать записку, помянуть. Я подала. После этого мама покойница приснилась моей сестре. Такая веселая, довольная. Сестра у нее там спрашивает: «Что, мам, ты такая веселая?» А она отвечает: «А мне тут так хорошо. Меня тут хорошо одевают и кормят. Даже дают гречневую кашу». На вопрос о том, насколько важно поминать на Литургии живых и умерших, протоиерей Николай Гурьянов как-то сказал: - Поминайте, поминайте. Сказано: В нюже меру мерите, возмерится вам (Мф. 7, 2). И меня помяните. Иной раз можно услышать: «Оттуда (с того света) никто еще не приходил». Но на самом деле и приходили, и приходят. Протоиерей Сергий Лавров много лет был настоятелем храма Покрова Божией Матери села Игумново под Москвой. Пройдя финскую войну, когда он уходил на фронт в 1941 году, его мать, Елизавета, вдова расстрелянного в 1937 году протоиерея Николая, дала ему кусок хлеба и сказала: - Откуси. Придешь - и доешь. Так она верила в то, что вымолит его. И его укрепила, словно бы дала вкусить этой веры. Он вернулся в 1946 году - и доел. Пятьдесят два года прослужил священником. Когда его хоронили, матушка, Наталья Петровна, рассказывала, что за две недели до смерти он ей сказал: - А ты знаешь, ко мне папа с мамой приходили. - Что, приснились? - спросила она. - Нет, так приходили. Сказали: «Ну, теперь пора к нам». Помнится, когда мы, священники, читали над ним, как полагается, Евангелие, он лежал такой спокойный... Всё сделал: Родину защитил, трех дочерей вырастил, Богу послужил... И был подготовлен родителями к переходу в жизнь вечную. Так заканчивают жизнь праведники. Царствие им Небесное! «Я такой грешный, куда мне еще в церковь?» Представьте себе человека, который скажет: «Я такой грязный, куда мне еще в баню?» А куда же тебе еще? Вот только в церковь вам и надо, драгоценные грешники! Пора именно в церковь. Давно пора! Пора очищаться, омываться, набираться сил для борьбы с грехом

Публикации по теме