Великая Среда: предательство Иуды. Иуда против Иисуса? Биография Иуды Искариота

Иуда Искариот – один из самых узнаваемых религиозных антигероев. Предатель польстился на 30 сребреников, однако быстро раскаялся. Имя персонажа стало нарицательным для обозначения предательства, а сумма полученных денег превратилась в символ вознаграждения тех, кто предает друзей и близких.

История жизни

В официальных источниках жизнь Иуды лишена детальных подробностей. В Библии это один из 12 апостолов Иисуса, к тому же на него возложена миссия казначея маленькой общины. Ответственная должность досталась герою за бережливость, умение отказываться от бесполезных и необоснованных трат денег. В канонических документах описан момент, когда Иуда упрекает Марию из Вифании за то, что та умастила ноги Иисуса миром стоимостью в 300 динариев. Деньги-то серьезные, вполне хватило бы накормить множество нищих.

В следующий раз персонаж появляется во время Тайной вечери: Иуда и другие ученики Иисуса ужинают за общим столом, и учитель пророчит предательство со стороны одного из присутствующих.

Неканонические источники более щедры на подробности биографии предателя. Иуда родился 1 апреля (с тех пор день считается самым несчастливым в году). Ребенку не повезло с самого начала: перед рождением мать увидела ужасный сон, который предупреждал, что новорожденный сын погубит семью.


Поэтому родители решили сбросить младенца в ковчеге в реку. Но Иуда остался жив и невредим, попал на остров Кариоф, а когда вырос и возмужал, вернулся в родные пенаты. Страшное пророчество исполнил – убил отца и вступил в кровосмесительную связь с матерью.

Затем Иуда прозрел и раскаялся. Чтобы замолить грехи, он 33 года ежедневно, набрав в рот воды, поднимался на гору и поливал высохшую палку. Чудо свершилось – мертвое растение выпустило новые листочки, а Иуда подался в ученики Иисуса.

В других апокрифах утверждается, что герой с детства жил по соседству с Иисусом. Болезненный мальчик попал на лечение к малолетнему целителю, но во время процедуры в него вселился демон, поэтому Иуда укусил Иисуса за бок. В оставшийся шрам позже попало копье римского легионера. Часть легенд и вовсе говорит о родстве Иуды и Иисуса – персонажей даже называют братьями.


По поводу значения прозвища «Искариот» нет единого мнения. Сын Симона иш Кариофа Иуда (хотя имя отца прямо не называется) получил второе имя для отличия от своего тезки, еще одного ученика Иисуса. Искариот появилось как переиначенное название родины – герой единственный из всех апостолов родился в городе Кариот (или Кариоф), остальные были уроженцами Галилеи.

Некоторые исследователи предполагают, что слово «кериййот» означает просто «пригород», деревня близ Иерусалима. Другие углядывают аналогию с греческими и арамейскими словами, что переводятся как «лживый», «убийца», «вооруженный кинжалом».


Образ Иуды сложился из описаний древних апокрифов. Персонаж представлен как невысокий и смуглый мужчина с темными волосами, крайне суетливый, любящий серебро (казначей нередко крал из денежного ящика).

В Евангелии цвет волос не указывается, этой особенностью внешности героя наделили литераторы. А позднее укоренилось мнение, что Иуда был рыжим. Например, и в своих произведениях использовали выражение «рыжий как Иуда». Апостол носил одежды из белой ткани, которые обязательно украшал кожаный передник с карманами. В исламе Иуда выглядит, как Иисус, – Аллах сделал так, чтобы его распяли вместо Мессии.


Смерть Иуды точно описана в Библии, правда, в двух вариантах. Предав своего учителя, казначей пошел и повесился. Легенда гласит, что для этих целей мужчина выбрал осину. Именно с тех пор листья деревьев стали дрожать на ветру, а само растение обрело удивительные свойства. Из древесины осины выходит отличное оружие против нечисти (вампиров), из нее нельзя возводить жилье, исключительно надворные постройки.

Вторая каноническая версия утверждает:

«…и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его».

Священники не видят здесь противоречия, считая, что веревка, на которой повесился Иуда, оборвалась, и он «низринулся». По некоторым источникам, предатель Иисуса умер в глубокой старости от непонятной неизлечимой болезни.

Предательство Иуды

Задумав предательство, Иуда отправился к первосвященникам и спросил, какую цену получит за свой поступок. Апостолу обещали за «работу» 30 сребреников. По каноническому представлению – сумма приличная: за такую стоимость продавали участки земли в городе. Удобный случай сдать Христа представился в ту же ночь. Мужчина привел в Гефсиманский сад воинов, где на учителя указал поцелуем, прежде пояснив:

«Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его».

По утверждению архиепископа Феофилакта Болгарского, Иуда поцеловал Иисуса, чтобы воины не перепутали его с апостолами, ведь на дворе стояла темная ночь.


Почему был выбран именно такой способ указания на Мессию, исследователи Нового Завета тоже объясняют – это традиционный знак приветствия, пожелание мира и добра у евреев. Со временем словосочетание «поцелуй Иуды» превратилось в идиому, которая обозначает высшую степень коварства. Как только Христа приговорили к распятию, Иуда осознает, что он сделал, и раскаивается. Возвращает тридцать сребреников со словами

«Согрешил я, предав кровь невинную»,

а в ответ слышит:

«Что нам до того? Смотри сам».

Рассуждать на тему, зачем Иуда предал Христа, брались десятки умов. Одно из самых очевидных объяснений – корыстолюбие. Евангелисты также указывают на участие Сатаны: якобы он вселился в казначея и управлял действиями.


Некоторые представители церкви утверждают неотвратимость божьего промысла, мол, события были задуманы свыше, и Иисус знал об этом. Мало того, просил апостола выдать его, а поскольку ученик не в силах ослушаться учителя, пришлось повиноваться. Таким образом, Иуда превращается в жертву, и вместо ада герой будет в раю.

Некоторые пытаются оправдать поступок тем, что Иуда устал ждать, когда Иисус, наконец, обнародует свою славу и миссию, при этом все же надеялся на чудесное спасение учителя. Другие пошли дальше, обвиняя Иуду в том, что тот разочаровался в Иисусе, приняв его за лже-Мессию, и действовал во имя торжества правды.

В культуре

Десятки писателей пытались на свой лад интерпретировать образ библейского Иуды. Итальянский журналист Фердинандо Гаттина в середине 19 века выпустил книгу «Мемуары Иуды», которая возмутила религиозное сообщество, – предатель выставлен борцом за свободу еврейского народа.


Переосмысливали жизнь героя Алексей Ремизов, Роман Редлих. Интересным взглядом на деяния Иуды Искариота поделился в одноименной книге. Представитель Серебряного века показал предателя, который в душе бесконечно любил Христа. Российским читателям персонаж также знаком по книге «Мастер и Маргарита», где Иуда идет на отвратительный поступок ради возлюбленной.

Живопись неизменно связывает Иуду с «темными» силами. На картинах, фресках и гравюрах мужчина то сидит на коленях у Сатаны, то изображен с черным нимбом над головой или же в профиль – так рисовали бесов. Самые знаменитые творения изобразительного искусства принадлежат перу художников Джотто ди Бондоне, Фра Беато Анджелико, ювелира Жана Дюве.

Персонаж стал героем музыкальных произведений. В нашумевшей рок-опере и Тима Райса «Иисус Христос – суперзвезда» нашлось место арии Иуды.

Поговаривают даже, что этому предателю, как первому революционеру, в конце лета 1918 года устанавливал памятник в центре города Свияжск. Впрочем, эта история так и осталась мифом.

Экранизации

На заре кинематографа первым примерил образ Иуды американец Фрэнк Гейлор в фильме «Игра страсти Обераммергау». Затем последовала череда экранизаций на тему жизни Христа, в которой ярким пятном стала картина «Царь Царей» (1961) режиссера Николаса Рэя. Роль апостола под номером 12 досталась Рипу Торну.


Критики по достоинству оценили киноинтерпретацию мюзикла «Иисус Христос - суперзвезда». Канадец Норман Джуисон снял одноименный фильм в форме спектакля, где предателя сыграл Карл Андерсон.

В Иуду Искариота перевоплощались актеры Ежи Зельник, Иэн Макшейн, Харви Кейтель, . Поразительной картиной признан фильм «Страсти Христовы» (2004) в авторстве , где Иуду блестяще изобразил Лука Лионелло. Последним на экран в облике Христова предателя вышел Джо Редден – в 2014 году в прокат поступила лента «Сын Божий».


В России под гримом Иуды скрывались два актера, и оба – в постановках романа «Мастер и Маргарита». В 1994 году Юрий Кара снял фильм по мотивам произведения Михаила Булгакова, однако он дошел до зрителя только в 2011 году. На роль Иуды режиссер пригласил .


В 2005 году на телевидении состоялась премьера «Мастера и Маргариты» от . В этой ленте зрители наслаждались игрой , который убедительно изобразил евангелистского предателя.

Цитаты

«Христос – один на все эпохи. Иуд же в каждой – сотни».
«Было бы хорошо для всего мира, особенно для детей Божьих, чтобы Иуда оставался одиноким в своем преступлении, чтобы не было больше предателей, кроме него».

Януш Рось, польский сатирик:

«Всего лишь один Иуда на двенадцать апостолов? Трудно поверить!»

Василий Ключевский, историк:

«Христы редко являются, как кометы, но Иуды не переводятся, как комары».

Поль Валери, французский поэт:

«Никогда не судите о человеке по его друзьям. У Иуды они были безупречны».

Веслав Брудзиньский, польский сатирик:

«Начинающий Иуда вкладывает в свой поцелуй много искреннего чувства».

Оскар Уайльд, английский писатель:

«Сегодня у каждого великого человека есть ученики, а его биографию обычно пишет Иуда».

Имя Иуда для всякого современного человека является нарицательным — так звали новозаветного предателя, благодаря которому родоначальник христианства оказался схваченным римлянами и впоследствии казненным.

И на протяжение всей истории христианства Иуду клеймили как христоубийцу. Хотя на самом деле об Иуде нам известно очень и очень мало…

Иуда в Евангелиях носит добавочное имя Искариот. В русском языке это однозначно переводится как Иуда из Кариота, следовательно, Кариот — это такое место или такой город. Но никакого Кариота, как говорят историки, тогда не существовало. Единственный городок подходит хотя бы по созвучию — Крайот в Иудее, но является ли он родиной Иуды — вопрос открытый. Кроме места рождения, еврейское «иш-керийот» может также переводиться как «муж из пригорода», потому что «керийот» — это пригород. Так что наш Иуда мог быть родом не из неизвестного Кариота, а просто из села рядом с Иерусалимом.

Официальная история

В том же Новом Завете, кроме Иуды Искариота, есть еще Иуда Симонов. И некоторые ученые считают, что наш Иуда Искариот — это и есть Иуда Симонов. Правда, кто такой этот Симон, столь же темно — то ли отец, то ли старший брат.

Одно об Иуде известно точно: он -один из двенадцати учеников Иисуса и по совместительству казначей этой маленькой общины. Вот тут-то и становится понятным употребление к Иуде уважительного «муж»: казначей — должность ответственная и так просто на нее не назначали. Также известно, что Иуда был бережлив и плохо отзывался о бесполезных или необоснованных тратах, он знал цену деньгам.

Ученикам Иисуса вряд ли это нравилось, они его упрекали в скупости, а потом родилась легенда и о том, что Иуда крадет из общей казны. Скорее всего, это неправда: вор не удержался бы на должности казначея при живом Иисусе. А то, что он не любил расточительность, вполне понятно: ученики были людьми небогатыми, они на благотворительные сборы кормились.

Официальная история Иуды очень короткая. Неизвестно, как и откуда он пришел в ученики Иисуса, мы сразу видим его казначеем и даже становимся свидетелями его упреков Марии из Вифании в расточительстве, когда она умастила ноги Иисуса миром за 300 динариев, на которые можно накормить нищих.

В другой раз нам предъявляют Иуду во время Тайной вечери, когда они едят за общим столом и обмакивают хлеб в общее блюдо, а Иисус произносит свою сакраментальную фразу о том, что один из учеников, сидящих за этим столом, его предаст, и он тот, кто вместе с Иисусом обмакивал хлеб в это блюдо. Поскольку обмакивали все, то воцарилась общая растерянность.


Дальнейшая судьба Иуды неоднозначна: по одной версии, он получил деньги за предательство и вернул их, раскаявшись в содеянном, а потом повесился, подругой — он получил деньги, купил себе на них поле, которое называется полем горшечника, потому что им прежде владел горшечник, и то ли умер от несчастного случая, то ли повесился.

Поскольку первая версия не была связана с покупкой поля, то евангельские тексты это быстро исправили: поле на возвращенные деньги купили члены синедриона и стали использовать как кладбище для странников. А смерть Иуды обставили красиво: он сунул голову в петлю, веревка его веса не выдержала (очевидно, действительно, «муж» и человек был крепкий), он свалился и внутренности у него выпали.
Но все в истории с Иудой крайне запутано.

Невнятные подробности

Во-первых, непонятна сама сумма в 30 сребреников, как непонятно даже, что это были за деньги. Если в виду имелась обычная мелкая серебряная монета, которой рассчитывались во времена Иисуса, то на 30 таких монет купить даже такое убогое поле было нельзя. Если это так называемые тирские тикли, то — увы! -тоже нельзя. Так что и поле странное, и стоимость его тоже.

Во-вторых, Иуда повесился на дереве (это считалось у евреев позорной смертью). Но на каком? Новый Завет в русском переводе дает однозначно осину. И даже указывает, что после этого у осины появилась особенность дрожать от пережитого страха. Но где в Иудее растут осины? Нигде. Поэтому на роль дерева для Иуды (а в тексте оно там не осина, а иудино дерево) христиане подбирали разные деревья, исходя из отечественного ландшафта — березу, бузину, рябину и т.п.


В-третьих, то ли он расшибся и «живот раскрылся, а сам он распух», то ли покончил с собой. Но если он умер от болезни, то себя не убивал. Если покончил с собой — отчего выпали внутренности? Вот эта смерть с выпавшими внутренностями наводит на одно странное обстоятельство дела: это при каких повреждениях могут выпасть внутренности? Да только в одном случае: если тело было вспорото от паха до горла, то есть если Иуда был убит кинжалом и повешен, а потом веревка не выдержала!

Но повесился ли Иуда? Или был повешен? Или ни то, ни другое?

Неканоническая биография

Согласно неканонической версии, Иуда родился в самый несчастливый день в году — 1 апреля, и перед его рождением мать видела страшный сон, что этот ребенок принесет гибель ее семье, поэтому, недолго думая, положила новорожденного в ковчежец и бросила в ближайшую реку. Иуда не погиб и точно исполнил предсказание: он вырос на острове Кариофе (вот вам и Кариоф!), вернулся домой и, как герой греческой трагедии Эдип, убил своего отца и вступил в кровосмесительную связь со своей мамой. Когда несчастный узнал,что за грехи он совершил (не будучи в этом виновным), то на протяжении тридцати трех лет каждый день ходил на гору с водой во рту и поливал там сухую палку, пока та не покрылась листвой. После этого он стал учеником Иисуса.


По другой легенде, Иуда и Иисус в детстве были соседями, и, поскольку мальчик был болезненный, мать привела его к маленькому Иисусу, о котором уже пошла слава как о целителе. Иисус начал лечить Иуду, на что последний разозлился и так куснул своего спасителя за бок, что у того навсегда остался шрам, а место, в которое его укусил Иуда, стало местом, куда римский легионер вогнал свое копье. Зато Иуда исцелился и стал учеником Иисуса, когда вырос. По этой версии, Иуда и вовсе был братом Иисуса, и очень завидовал ему. По другой версии — завидовал Иуде Иисус, а Иуда так любил брата, что сам делал все чудеса, а приобретенную за это славу отдавал Иисусу.

А по версии новообретенного Евангелия от Иуды, где о его жизни до встречи с Иисусом ничего не говорится, Иуда после смерти Иисуса с собой не покончил и от болезни не умер.

Скрытое Евангелие


В этом Евангелии Иуда предстоит совершенно не тем предателем и негодяем, каковым был для христиан все две тысячи лет. Иуда — вполне вменяемый человек и достойный ученик своего учителя. И то, что выглядит как предательство, таковым не является. Именно ему Иисус открывает самые тайные знания о мироздании и судьбе человечества. Именно он для Иисуса — самый преданный и верный ученик, и на него возложена страшная миссия предать своего учителя, чтобы свершилось его предназначение, и принести его человеческую сущность в жертву Отцу Небесному, и Иуда эту миссию исполняет, понимая, что останется для последователей новой веры презренным предателем, потому что ни этого приказа Иисуса, ни сути жертвы потомки не поймут.

Иисус дал Иуде войти в облако славы небесной, увидеть свою звезду и исполнить свое предназначение. И когда Иуда вошел в облако славы и увидел свою звезду, он все понял и пошел к первосвященникам, предал Иисуса и взял деньги.

Недаром после публичного ознакомления с этим апокрифом несколько крупных чиновников из Ватикана поставили вопрос о пересмотре отношения к Иуде. Правда, кроме восстановления справедливости по отношению к оклеветанному Иуде, они ставят и другую, более мирскую задачу — оправдав Иуду, покончить с антисемитизмом. Ведь одна из причин антисемитизма — обвинение христианами евреев именно в том, что они стали христопродавцами.

Ученые смогли доказать подлинность «Евангелия от Иуды»

Результатом новых исследований манускрипта «Евангелия от Иуды» с описанием ранее неизвестной версии библейских событий стало подтверждение подлинности древнего текста.

Евангелие от Иуды было обнаружено учеными в 2006 году. В манускрипте, написанном на древнеегипетском языке, говорится о том, что Иуда Искариот вовсе не был предателем Христа, а наоборот - его верным союзником в подготовке к воскрешению Спасителя. Согласно этому тексту, обратиться к властям Иуду попросил сам Иисус, надеясь на помощь, которая ему будет оказана при вознесении на небеса. В этой версии ни о предательстве, ни о 30 сребрениках не упоминается.

С целью определить подлинность текста группа американских ученых во главе с Джозефом Бараби из Иллинойса провели анализ чернил, которыми написано Евангелие, сравнив их с чернилами на египетских свидетельствах о браке, а также документах на недвижимость, датируемых тем же периодом.

В те времена египтяне использовали чернила, которые предварительно подвергались особой обработке, что, собственно и позволило экспертам доказать - Евангелие не поздняя подделка. И даже несмотря на то, что документ фрагментирован, подлинность его уже не вызывает никаких сомнений.

Бараби специализируется на проверке подлинности древних документов, а также различных предметов искусства. Они нередко помогают ФБР выявлять фальшивую живопись.

Как гласит Евангельская история, после предательства Христа, Иуда раскаялся: вернул злосчастные 30 серебряников и даже лишил себя жизни, не в силах переносить тяжесть своего греха. Таким образом, возникает вопрос: если раскаяние Иуды было настолько сильным, простил ли его Господь? Поступок Иуды определил ход и течение истории христианской религии: распятие, воскресение. Был ли его поступок предопределен Богом, мог ли Иуда его не совершать? Если этого предательства не случилось бы, значит ли это, что не было бы религии Христианства в таком виде, в каком мы имеем ее на данный момент? Сюжет "Моления о чаше" подтверждает мысль о предопределенности этого поступка. Какова же роль Иуды? Он исполнитель воли Божьей?

Отвечает игумен Феодор Прокопов, настоятель Прихода храма Спаса Нерукотворного с. Каргасок, благочинный Северного Округа: Спасибо за глубокий и важный вопрос. Однако, в этом вопросе содержится два отдельных и достаточно серьезных вопроса. Поэтому и разбирать их будем раздельно.

1. "Если раскаяние Иуды было настолько сильным, простил ли его Господь?"

Все дело в том, что, по мысли всех святых толкователей Священного Писания, раскаяние Иуды не было соединено с надеждой на милосердие Божие. Такое раскаяние есть не что иное, как страшное угрызение совести, начало того адского мучения, о котором нас предупреждает Слово Божие. Сопоставим два евангельских рассказа - рассказ об Иуде и об отречении Петра. Оба эти события имеют нечто общее: и предательство и отречение - грехи, в общем-то, одного порядка. Оба персонажа раскаялись. Но огромная разница в том, что Петр поверил в возможность своего прощения, а Иуда - нет. Каждому и было дано "по его вере". Существует такой апокриф, что будто бы при Своем сошествии во ад, Христос, выводя из ада раскаявшихся грешников, протянул руку и Иуде. Но Иуда отверг и эту возможность. Хотя апокрифические повествования Церковь не рассматривает, как заслуживающие доверия, но в этом апокрифе заложена некая важная идея. Представим ситуацию, что человек смертельно оскорбил своего величайшего благодетеля. Легко ли такому человеку оказаться рядом с тем, кого он обидел. Возможно, в таком совместном пребывании заключается даже еще большее мучение, чем угрызение совести вдали от оскорбленного лица. Если человек не смог открыть своего сердца для прощения, для него не будет просто существовать возможности блаженства, то есть спасения. Без сомнения, Господь простил бы Иуду, если бы тот сам не отверг этого прощения. Отсюда делается очень важный для нас вывод: мало одного только покаяния, требуется покаяние, растворенное верой и надеждой на милосердие Божие. Именно таких грешников пришел спасти Христос.

Альбрехт Дюрер. Предательство Иуды. Гравюра

2. "Поступок Иуды определил ход и течение истории христианской религии:распятие, воскресение. Был ли его поступок предопределен Богом, мог ли Иуда его не совершать? Если этого предательства не случилось бы, значит ли это, что не было бы христианства в таком виде, в каком мы имеем ее на данный момент? Сюжет "Моления о чаше" подтверждает мысль о предопределенности этого поступка. Какова же роль Иуды? Он исполнитель воли Божьей?"

Нет, поступок Иуды не был предопределен. Иначе, Иуда не мог бы нести за него никакой нравственной ответственности. Очень важно понять значение двух терминов: предопределение и предведение. Пример: Я вижу, что человек с закрытыми глазами бежит по направлению к яме. Когда я говорю, что он в эту яму упадет, я этим не предопределяю его падение, но я его предвижу, исходя из тех данных, которые я вижу. Примерно так следует рассуждать и о Божием предведении. Господь, по Своему всезнанию, видит бесконечно больше нас, поэтому Он и может сказать через пророков, что совершится то-то и то-то. Но Он этим не предопределяет, а только предсказывает. В этом смысле поступок Иуды был предсказан пророками. "Сын человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается" (Мф. 26:24). Именно поэтому же большинство пророчеств носят условный характер: если услышите и сделаете то-то и то-то, то будет так-то и так-то; а если нет, то так-то и так-то... Сказать, что было бы, если бы Иуда не совершил своего предательства, невозможно. История не знает сослагательного наклонения. Случилось то, что случилось.

***

Примечание МС. Что было бы, если бы Иуда не предал Христа? Все тоже самое, только предал бы его другой человек. Увы, тогда в очередь предать и убить Господа "выстроились" десятки, если не сотни людей. Не предал бы Иуда, предал бы кто иной, а если этот второй передумал или не смог – сделал бы третий и т.д.

***

В Православии есть понятие Промысла Божьего. Промыслом Божиим называется такое действие Бога в мире, которое проявляется в сохранении тварей, в содействии или попущении тварям и в управлении миром и тварями. Но Промысл Божий не ограничивает Богодарованную свободу человека, хотя и направляет к добру злые и греховные деяния людей. Пример из Слова Божия: история патриарха Иосифа. Он был продан братьями по злобе и зависти - разумеется, дело безусловно греховное и бесчестное. Но впоследствии, когда Иосиф прошел множество испытаний: рабством, темницей и пр., он был вознесен Промыслом Божиим до того, что стал начальствовать над всей землей Египетской и смог спасти все свое семейство от голода. Таким образом, само по себе деяние нравственно чрезвычайно низкое, благодаря Промыслу Божиему, имело важнейшие последствия для истории домостроительства нашего спасения. Так же нужно рассуждать и о предательстве Иуды. Это, безусловно, тягчайший грех, обусловленный свободным выбором Иуды, но Промысл Божий использовал это черное дело для самых важных событий в истории мира и человечества.

I. ОПИСАНИЕ ПРЕДАТЕЛЬСТВА ИУДЫ В НОВОМ ЗАВЕТЕ:


Евангелие от Матфея 26:14-25 "Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать серебренников; и с того времени он искал удобного случая предать Его. В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими. Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху. Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться . При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? [Иисус] говорит ему: ты сказал ".


Евангелие от Иоанна 13:21-30 "Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это? Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана . Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее . Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему. А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим. Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь ".


Евангелие от Матфея 26:45-50 "Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников; встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня. И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его. Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его ".


II. ПРОРОЧЕСТВО ОБ ИУДЕ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ:


Иоанн 13:18 "Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою " (Псалтирь 40:10). Выражение "поднять пяту" аналогично русскому выражению "замахнуться" или "поднять на кого-то руку".


Псалтирь 40:10 "Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту ".


Псалтирь 108:6-20 "Поставь над ним нечестивого, и дьявол да станет одесную его. Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех; да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой; дети его да будут сиротами, и жена его - вдовою; да скитаются дети его и нищенствуют, и просят хлеба из развалин своих; да захватит заимодавец все, что есть у него, и чужие да расхитят труд его; да не будет сострадающего ему, да не будет милующего сирот его; да будет потомство его на погибель, и да изгладится имя их в следующем роде; да будет воспомянуто пред Господом беззаконие отцов его, и грех матери его да не изгладится; да будут они всегда в очах Господа, и да истребит Он память их на земле, за то, что он не думал оказывать милость, но преследовал человека бедного и нищего и сокрушенного сердцем, чтобы умертвить его; возлюбил проклятие, - оно и придет на него; не восхотел благословения, - оно и удалится от него; да облечется проклятием, как ризою, и да войдет оно, как вода, во внутренность его и, как елей, в кости его; да будет оно ему, как одежда, в которую он одевается, и как пояс, которым всегда опоясывается. Таково воздаяние от Господа врагам моим и говорящим злое на душу мою! "

III. МОТИВ ПРЕДАТЕЛЬСТВА ИУДЫ


Евреи ждали Мессию. Они думали, что Мессия - будет земным царём, который, придя, "восстановит царство Израилю" - освободит Израиль от господства Римской империи.

Ученики Иисуса не были исключением. Сколько раз они спорили о том, кто из них главнее (Марк 9:33-34 , Лука 9:46 "Пришла же им мысль: кто бы из них был больше? ", Лука 22:24 ), и кто из них имеет право сидеть по левую и правую руки Иисуса в Его царстве: Марк 10:36-37 "Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей ".

Иуда не был исключением. Он тоже верил в такого "земного" Мессию. К тому же Иуда знал, что народ готов был поставить Иисуса на престол и провозгласить Царём Израиля. И народ уже пытался это сделать: Иоанна 6:14-15 "Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир. Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять его и сделать царем, опять удалился на гору один ". Более того, как мы читаем в Евангелии от Матфея: Матф.16:21 "С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть ". Это был не тот Мессия, которого они ждали…

IV. ЛИЧНОСТЬ ИУДЫ ИСКАРИОТА.

Евангелие от Иоанна 12:1-6 "За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор . Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали ".

Лукавая сущность Иуды, вероятнее всего, потихоньку сформировалась к тому моменту, когда Сатана вошёл в него (Иоанн 13:27 ) и использовал для предательства нашего Господа Иисуса (Иоанн 18:3 ). После всего случившегося он "возрыдал с горечью", выбросил 30 серебряников, полученных за своё предательство, потом "пошёл и удавился" (Матфея 27:5 ).


V. СМЕРТЬ ИУДЫ:

Евангелие от Матфея 27:1-10 "Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю. Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись , возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился. Первосвященники, взяв сребренники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови. Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников; посему и называется земля та "землею крови" до сего дня. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребренников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь! ".

На первый взгляд, нам кажется, что Иуда раскаялся в содеянном. Действительно, в Библии написано, что он "возрыдал с горечью". Однако это не было покаяние. Настоящее покаяние в Слове Божьем названо "печаль ради Бога" и заключается в том, что, во-первых , человек осознаёт свою вину, а во-вторых , человек отворачивается от своего греха и поворачивается к Богу. Глядя на Иуду Искариота и его покаяние, мы можем точно сказать, что у него было мирское покаяние - "мирская печаль", потому что он не обратился к Богу, но решил распорядиться своей жизнью сам, взяв на себя роль Бога. О мирском и настоящем покаянии подробно написано во 2-м Послании Коринфянам 7:8-10 "Посему, если я опечалил вас посланием, не жалею, хотя и пожалел было; ибо вижу, что послание то опечалило вас, впрочем на время. Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога , так что нисколько не понесли от нас вреда. Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению , а печаль мирская производит смерть ".

Пётр тоже предал Иисуса: он трижды от Него отрёкся. Однако позже он искренне раскаялся. У него было истинное покаяние. А у Иуды Искариота было мирское покаяние, которое, как мы только что прочитали, "производит смерть".

Деяния 1:15-20 "И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал (было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса; он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего; но приобрел землю неправедною мздою, и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его ; и это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама, то есть земля крови. В книге же Псалмов написано (Псалтирь 108:6-20 ): да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем; и: достоинство его да приимет другой ".

Он погиб со своей виной и пошёл "в своё место" (Деяния 1:25 ) Выражение в Деяниях 1:18 "и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его" ни в коем случае не противоречит сказанному в Матфея 27:5 ("пошёл и удавился"). Скорее всего всё произошло таким образом: Иуда повесился над долиной Хинном (на обрыве), но верёвка или ветка под тяжестью веса его тела обломилась. Он упал и разбился о камни внизу.

Почему же такой человек, как Иуда Искариот, был избран Иисусом, чтобы быть одним из Его 12 апостолов, мы не знаем. Нам лишь известно, что Иисусу было точно известно, кем он будет предан (Иоанн 6:64 "…Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его ").

Публикации по теме