Было введено в научный оборот. К познавательной. Работа «Психология толпы» принадлежит

Термин «цивилизация» был введен в научный оборот французскими просветителями для обозначения гражданского общества, в котором царствует свобода, справедливость, правовой строй. Он был введен в обществознание для обозначения некоторой качественной характеристики общества, уровня его развития. Однако у некоторых философов понятие «цивилизация» характеризует не только определенный этап развития общества, но и несет в себе оценочное значение, т. е. указывает на то, какое общество достойно называться «цивилизацией». В обществознании широкое распространение получила трактовка цивилизации как определенного, достаточно высокого уровня духовно-культурных и технологических достижений общества, социального и политического развития и т. д. В соответствии с такой трактовкой понятие цивилизации впервые применяется по отношению к историческому периоду, пришедшему на смену первобытному обществу. Становление цивилизации связано с достаточно высоким уровнем разделения труда, формированием классовой структуры общества, образованием государства и иных политических и правовых институтов власти, развитием письменных форм культуры, системы мер и весов, развитой общей религией и т. д. Примером таких цивилизаций можно назвать цивилизацию Майя, цивилизацию Древней Греции, цивилизацию Древнего Рима.
Цивилизация как целостная система включает в себя различные элементы (религию, экономическую, политическую, социальную организацию, систему образования и воспитания и т. д.), которые согласованы друг с другом и тесно взаимосвязаны. Определенность цивилизации придает духовный фактор - своеобразный склад психической жизни, воплощающий в особенностях культуры: ценностей, норм, обычаев и традиций, культурных образцов и т. д. Взаимодействуя друг с другом, цивилизации не теряют собственной уникальности, возможные заимствования каких-либо элементов из других цивилизаций могут лишь ускорить или замедлить, обогатить или обеднить их.
В культурологии существует довольно сильное течение, противопоставляющее культуру цивилизации. Начало такому противопоставлению положили русские славянофилы, утверждая тезис о духовности культуры и бездуховности цивилизации как чисто западного явления.
В западной культурологии последовательное противопоставление культуры и цивилизации осуществил О. Шпенглер. Шпенглер считал главными чертами цивилизации «острую холодную рассудочность», интеллектуальный голод, практический рационализм, смену душевного бытия умственным, преклонение перед деньгами.

Однако в культурологии имеется и противоположный подход, по сути дела отождествляющий культуру и цивилизацию. Культура составляет стержень цивилизации, С нашей точки зрения, проблема отношения понятий «культуры» и «цивилизации» может найти приемлемое решение, если понимать цивилизацию как некий продукт культуры. Цивилизация предполагает усвоенность образцов поведения, ценностей, норм и т. д., культура же - способ освоения достижений. Различие культуры и цивилизации, приводящее в определенных социальных системах к их противоречию, носит не абсолютный, а относительный характер. История показывает, что гуманистические ценности культуры могут воплотиться в жизнь лишь с помощью развитой цивилизации. В свою очередь, высокая цивилизация может быть построена на основе культурного творчества и вдохновляющих культурных смыслов.

  1. Г. Лебоном
  2. М. Вебером
  3. Э. Дюркгеймом
  4. Г. Тардом

«Аномия» в трактовке Э. Дюркгейма…

  1. Существует постоянно
  2. Возникает в результате государственного переворота
  3. Возникает в результате стихийного бедствия
  4. Возникает в результате социального кризиса

Согласно концепции Э. Дюркгейма, не являются элементом коллективного сознания

  1. коллективные чувства
  2. коллективные инстинкты
  3. коллективные верования
  4. коллективные представления

Функциональность девиантного поведения для общества, согласно концепции Э.Дюркгейма, проявляется в том, что оно...

  1. ведет к совершенствованию социальных норм
  2. ведет к усилению конфликтов в обществе
  3. усиливает социальную дезинтеграцию
  4. затрудняет социализацию личности

Идеалом общественного развития в социологии Э. Дюркгейма является…

1. социальная справедливость

2. социальное равенство

3. развитие личности

4. нарастание солидарности

Согласно концепции Э. Дюркгейма, являются элементом коллективного сознания ….

  1. коллективные представления
  2. коллективные инстинкты
  3. коллективные страхи
  4. коллективные побуждения

Социальная патология с точки зрения Э.Дюркгейма связана с ….

  1. Биологической наследственностью
  2. Нормальными или ненормальными социальными условиями
  3. Личными склонностями
  4. Структурой генома

Г. ТАРД

Характеристикой толпы, согласно концепции Г. Тарда не является ...

  1. рациональность
  2. вера в собственное могущество
  3. безнаказанность
  4. необузданность

Впервые в социологии разработал концепцию массового поведения - ...

  1. Э. Дюркгейм
  2. М. Вебер
  3. Г. Тард
  4. К. Маркс

Г. ЛЕБОН

  1. Общее место и общее любопытство

Согласно Г. Лебону отличительными качествами толпы являются ….

  1. Анонимность, заражение, внушение, имитация
  2. Наличие харизматического лидера
  3. Рассеянность в пространстве
  4. Любопытство, праздность, инфантильность

Работа «Психология толпы» принадлежит - ...

  1. Г. Спенсеру
  2. Г. Лебону
  3. Ф. Теннису
  4. Г. Зиммелю

Изучением поведения массы и толпы занимались …

  1. Т. Парсонс и П. Сорокин
  2. О. Конт и Г. Спенсер
  3. Г. Тард и Г. Лебон
  4. К. Маркс и Ф. Энгельс

На особенности поведения толпы и массы людей первыми обратили внимание

  1. Т. Парсонс и Р. Мертон
  2. О. Конт и Г. Спенсер
  3. Г. Тард и Г. Лебон
  4. Дж. Мид и Дж. Хоманс

М. ВЕБЕР

К идеальным типам социального действия в теории М. Вебера относятся …(2 вар.)

  1. Эмоциональное действие
  2. Целерациональное действие
  3. Логическое действие
  4. Аффективное действие

Характерной чертой теоретической модели бюрократии, согласно концепции М. Вебера, является ….

  1. Морально-психологическое единство
  2. Наличие штатных сотрудников, постоянно весь рабочий день занятых делами организации
  3. Неоплачиваемый труд
  4. автономность

Согласно М. Веберу общности образуются на основе…

  1. общего социокультурного пространства
  2. общих сходств
  3. социации
  4. разделения труда

Какие два признака аффективного социального действия выделяются в соответствии с типологией М. Вебера…

  1. Действия имеют четко осознаваемую цель
  2. Действия обусловлены чувствами
  3. Действия субъективно иррациональны
  4. Действия подтверждают моральные идеалы

Какие два признака ценностнорационального социального действия выделяют в соответствии с типологией М. Вебера...

  1. действие характеризуется тем, что возможность достижения результата не обязательна
  2. действие характеризуется сознательной верой в этическую самоценность определенного поведения
  3. действие субъективно иррационально

Концепции эволюционного, поступательного развития общества придерживался...

  1. А. Тойнби
  2. П. Сорокин
  3. Дж. Вико
  4. М. Вебер

Согласно концепции М.Вебера, фактор социальных изменений, который оказал определяющее влияние на формирование капиталистического общества- это...

  1. Великие географические открытия
  2. политическая раздробленность Германии
  3. ценности и нормы протестантизма
  4. резкий рост народонаселения

Два признака, которые с точки зрения М. Вебера являются основными при формировании в обществе статусных групп – это…

  1. социальный престиж
  2. образ жизни
  3. возраст

Работу «Протестансткая этика и дух капитализма» написал …

  1. Г. Зиммель
  2. М. Вебер
  3. Г. Лукач
  4. Э. Дюркгейм

М. Вебер выделял два типа социальных действий …

  1. внушение
  2. Целерациональные
  3. Ценностно-рациональные
  4. подражание

Два признака ценностнорационального социального действия, которые выделяют в соответствии с типологией М. Вебера….(2вар.)

  1. действие характеризуется сознательной верой в этическую самоценность определенного поведения
  2. действие совершается под влиянием эмоций
  3. действие совершается по привычке
  4. действие характеризуется тем, что возможность достижения результата не обязательна

В соответствии с типологией М. Вебера выделяют два признака аффективного социального действия ….(2 вар.)

  1. действия имеют четко осознаваемую цель
  2. действия субъективно иррациональны
  3. действия содержат рациональные средства
  4. действия обусловлены чувствами

Т. ПАРСОНС

В концепции Т. Парсонса, процесс становления и поддержания социальных взаимодействий и взаимоотношений между акторами, который является одним из функциональных условий существования и равновесия социальной системы, называется…

  1. адаптацией
  2. интеграцией
  3. изоляцией
  4. целедостижением

В концепции Т. Парсонса, процесс сохранения ценностных образцов и регулирования напряжения являющийся одним из функциональных условий существования и равновесия социальной системы, называется ….

  1. Изоляцией
  2. Интеграцией
  3. Адаптацией
  4. Латентностью

Согласно концепции Т. Парсонса, подсистема общества, которая выполняет функцию адаптации к среде, обеспечения материальными благами, - это подсистема. . .

  1. экономическая
  2. политическая
  3. культурная
  4. нормативно-правовая

Согласно концепции Т. Парсонса, подсистема общества, которая выполняет функцию интеграции и пресечения отклонений – это подсистема …..

  1. Нормативно-правовая (СОЦИАЛЬНАЯ)!?
  2. Экономическая
  3. Политическая
  4. Культурная

К социальной системе по Т. Парсонсу относят функцию...

  1. координации
  2. коммуникации
  3. адаптации
  4. самоорганизации

В концепции Т. Парсонса, процесс определения задач, на которые направляется социальная активность являющийся одним из функциональных условий существования и равновесия социальной системы, называется...

  1. интеграцией
  2. адаптацией
  3. изоляцией
  4. целедостижением

Основоположником теории структурно-функционального анализа является ….

  1. Т. Парсонс
  2. Р. Миллс
  3. М. Вебер
  4. Э. Дюркгейм

В концепции Т. Парсонса процесс вещественно-энергетического взаимодействия с внешней средой, который является одним из функциональных условий существования и равновесия социальной системы, называется …….

  1. Адаптацией
  2. Интеграцией
  3. Изоляцией
  4. целедостижением

Р.МЕРТОН

Социальные взаимодействия предопределяют характер социальных действий в теориях двух западных социологов...

  1. Дж. Милля
  2. Р. Мертона
  3. Г. Плеханова
  4. Т. Парсонса
  1. Т. Парсонс
  2. Г. Зиммель
  3. Ф. Теннис
  4. Р. Мертон

Ввел в научный оборот понятие «дисфункция социального института» и обосновал его...

  1. Ф.Теннис
  2. Т. Парсонс
  3. Г. Зиммель
  4. Р.Мертон

В теории девиантности Р. Мертона «ритуализм» - это …

  1. когда человек не согласен ни с целями, ни со средствами достижения
  2. когда человек согласен и с целями и со средствами достижения действия
  3. действия человека, который не согласен с целями общества, но согласен с институциональными средствами достижения целей
  4. когда человек согласен с целями, но не согласен с институциональными средствами их достижения

«Мятеж» как форму девиации рассматривал...

  1. К. Маркс
  2. Р. Мертон
  3. Э. Дюркгейм
  4. Дж. Мид

Две тенденции, которые согласно социологической концепции структурно-функционального анализа преобладают в системе современного западного общества - это...

а) избирательная

б) рассеянная

в) распределенная

г) все ответы неверны

107. Сторонники ____ считают, что все феномены внимания можно объяснить законами структурного восприятия:

а) ассоционизма

б) когнитивной психологии

в) гештальтпсихологии

г) психологии сознания

108. Понятие «доминанта» было введено в научный оборот:

а) У. Найссером

б) В.М. Бехтеревым

в) А.А. Ухтомским

г) П.Я. Гальпериным

109. Во внимании линию натурального и линию культурного развития выделял:

а) Л.С. Выготский

б) С.Я. Рубинштейн

в) Н.Ф. Добрынин

г) П.Я. Гальперин

110. В теории внимания П.Л. Гальперин рассматривает его, как:

а) продукт развития внешней, предметной и развернутой деятельности контроля во внутреннюю, форму

б) психическое явление, не имеющее собственного содержания

в) феноменальное продуктивное проявление работы, ведущего, уровня организации деятельности

г) все ответы верны

111. Основанием классификации внимания на зрительное и слуховое выступает:

а) ведущий анализатор

б) предмет отражения

г) характер связи с практикой

112. Критерием классификации внимания на сенсорно - перцептивное, интеллектуальное, двигательное служит:

а) ведущий анализатор

б) предмет отражения

в) форма существования материи

г) характер связи с практикой

Впервые слово "социология", обозначающее область научного знания, было введено в научный оборот французским мыслителем Огюстом Контом в его работе "Курс позитивной философии" (1842). Рассматривая проблемы общества и социального поведения, он, во-первых, поднял на щит девиз "Порядок и прогресс", где порядок понимался по аналогии с физикой как симметричность и уравновешенность структурных элементов общества (индивидов и групп), а прогресс - как использование знаний об обществе прежде всего для решения конкретных проблем.

Во-вторых, О. Конт считал, что социология должна рассматривать общество как некий обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности для общественного блага. Всю социологию О. Конт разделял на социальную статику и социальную динамику и допускал применение законов механики к изучению общества и его основных элементов.

Кроме того, говоря о получении знаний об обществе и законах его функционирования и развития, О. Конт предполагал прежде всего необходимость изучения отдельных социальных фактов, их сопоставления и проверки, практически полностью отрицая роль общей теории в социологии. Вместо теоретических обобщений эмпирических данных и сведения их в нечто целое французский мыслитель предполагал лишь первичное обобщение и строил картину общества в основном в виде мозаики отдельных взаимосвязанных фактов. Такой подход к получению и использованию научного знания принято квалифицировать как эмпиризм в социологии.

Историческая и научная роль Огюста Конта состоит прежде всего в том, что проблему изучения общества и взаимосвязей внутри него он поставил в рамках отдельной науки, которую назвал социологией. К сожалению, О. Конт не смог определить достаточно четко предмет новой науки и найти научный метод, позволяющий всесторонне изучать закономерности общественного развития. Проведение им полной аналогии социальных явлений с явлениями, наблюдаемыми в физике, химии и медицине, ставилось под сомнение и критиковалось уже при его жизни. Даже первоначальное изучение общества показало, что социальная жизнь в значительной степени отличается от тех закономерностей, с которыми имеют дело естественные науки.

Классический период развития социологии. Настоящее развитие и признание социология получила только тогда, когда были разработаны и сформулированы основные научные концепции и появилась возможность создания теоретических основ изучения социальных явлений. Честь фактического "открытия" социологии принадлежит трем выдающимся мыслителям, жившим и творившим в период с середины XIX и до начала XX в. Это немецкие ученые Карл Маркс и Макс Вебер, а также француз Эмиль Дюркгейм.


Творчество Карла Маркса. Значительный вклад в развитие социологии внес Карл Маркс (1818-1883). Одной из основных его заслуг по праву считается научный анализ современного ему капиталистического общества. В качестве инструмента такого анализа Маркс использовал классовую структуру общества: все индивиды принадлежат к определенным социальным классам, разделение на которые происходит по признаку владения средствами производства и размера вознаграждения, получаемого с этого владения. Разделение на классы основано на неравенстве, а это значит, что один класс (класс собственников средств производства) находится в более выгодном положении, чем остальные, и присваивает себе часть результатов труда другого класса (рабочего класса).

К. Маркс рассматривал структуру общества в динамике, предполагая, что классы - это исторически изменяющиеся компоненты социальной структуры. Качественные изменения крупных составляющих общественной структуры происходят в результате смены общественноэкономических формаций. Все изменения в обществе, разделенном на классы, основаны на законах диалектики, на постоянной борьбе между классами неимущих, угнетенных и угнетателей.

Маркс всесторонне обосновал механизм возникновения и развития социального конфликта, происходящего в результате неравенства, которое постоянно усиливается при доминировании одних классов над другими. Борьба рабочего класса за изменение порядка распределения производимого продукта приводит к достижению неустойчивого равновесия на основе временного соглашения между эксплуататорами и эксплуатируемыми. В дальнейшем противоречия накапливаются, что приводит к новым столкновениям, ведущим к новому соглашению на условиях, отличных от прежних. Вместе с тем происходит количественное накопление недовольства у представителей угнетенных классов и осознание ими несправедливости своего положения, а одновременно и своей силы. Все это в конечном счете вызывает глобальный классовый конфликт и появление новой качественной определенности - бесклассового общества, где производимый продукт распределяется по справедливости и отсутствует какая-либо эксплуатация.

Таким образом, К. Маркс впервые представил общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру. Он обосновал возникновение социального неравенства и проанализировал социальные конфликты как явление, необходимое для общественного развития и прогресса.

Социология Макса Вебера. Для творчества Макса Вебера (18641920), немецкого экономиста, историка и социолога, характерно прежде всего глубокое проникновение в предмет исследования, поиск исходных, базовых элементов, с помощью которых можно было бы прийти к пониманию закономерностей общественного развития. Находясь под влиянием Маркса и Ницше, Вебер тем не менее разработал собственную социологическую теорию, которая и в настоящее время оказывает решающее воздействие на все научные социологические теории и на деятельность социологов во всех странах мира.

Одним из центральных пунктов теории Макса Вебера явилось выделение им элементарной частицы поведения индивида в обществе - социального действия, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми. При этом общество, согласно учению Вебера, представляет собой совокупность действующих индивидов, каждый из которых, действуя, стремится к достижению своих собственных целей. Действия отдельных индивидов кооперируются, на основе этой кооперации образуются ассоциации (группы или общества). Несмотря на свои эгоистичные стремления, люди действуют сообща, так как их поступки осмысленны, рациональны и они понимают, что индивидуальные цели лучше всего достигаются с помощью совместных действии. Это понимание приходит к ним в связи с тем, что в ходе общественной практики всегда отбрасываются ненужные образцы поведения и оставляются только те, которые можно предвидеть, рассчитать и которые приносят пользу с наименьшим риском. Таким образом, осмысленное поведение, в результате которого достигаются индивидуальные цели, приводит к тому, что человек действует как социальное существо, в ассоциациях с другими, достигая таким путем значительного прогресса во взаимодействии с окружающей средой.

Весьма важным аспектом творчества Вебера можно считать изучение им базовых отношений в социальных ассоциациях. Это прежде всего отношения власти. Так как организованное поведение индивидов, создание и функционирование институтов невозможно без эффективного социального контроля и управления, необходимым условием для осуществления подобных действий являются отношения власти, пронизывающие все социальные структуры. Вебер детально анализировал отношения власти, а также природу и структуру организаций, где эти отношения проявляются наиболее ярко. Идеальным механизмом воплощения и поддержания отношений власти в организации он считал бюрократию - искусственно созданный аппарат управления организацией, предельно рациональный, контролирующий и координирующий деятельность всех ее работников.

В теоретических работах Макса Вебера не только достаточно четко был определен предмет социологии как науки, но и заложены основы для ее развития как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Идеи Вебера до сих пор вдохновляют многих социологов на дальнейшие теоретические разработки, он имеет много последователей, а его книги считаются классическими образцами научных изысканий.

Идеи Эмиля Дюркгейма. Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - основатель французской социологической школы. Он стремился прежде всего к автономии социологии, отделению ее предмета от предмета других наук об обществе, а также к объяснению всех феноменов общественной жизни исключительно с социологических позиций.

В отличие от М. Вебера Э. Дюркгейм считал, что общество - это надындивидуальное бытие, существование и закономерности которого не зависят от действий отдельных индивидов. Объединяясь в группы, люди сразу начинают подчиняться правилам и нормам, которые он называл "коллективным сознанием". Каждая социальная единица должна выполнять определенную функцию, необходимую для существования общества как целого. Однако функционирование отдельных частей социального целого может быть нарушено, и тогда эти части явятся искаженной, плохо функционирующей формой социальной организации. Дюркгейм очень много внимания уделял изучению таких форм, а также видов поведения, отклоняющихся от общепринятых правил и норм. Введенный им в научный обиход термин "аномия" служит объяснению причин отклоняющегося поведения, дефектов социальных норм, позволяет подробно классифицировать типы такого поведения.

Учение об обществе Э. Дюркгейма легло в основу многих современных социологических теорий и прежде всего структурно-функционального анализа. Многочисленные последователи создали дюркгеймовскую социологическую школу, и современные социологи справедливо признают Дюркгейма классиком в области социологии.

Подводя итог, можно сказать, что название науки "социология" (буквально - наука об обществе), столь удачно примененное Огюстом Контом, впоследствии было насыщено научным, теоретическим содержанием благодаря трудам К. Маркса, М. Вебера и Э. Дюркгейма. Именно в результате их усилий социология превратилась в науку, имеющую свой предмет, свою теорию и возможности для эмпирических подтверждений различных аспектов этой теории.

- Почему я люблю работать в Гипертексте? - По качану! - нередко отвечал я, чтобы отвязаться ... Это приносило некую разрядку, но и после такой отповеди количество спрашивающих совсем не уменьшалось, а даже наоборот. Пришлось многократно объяснять и объясняться.... Незаметно вызрела идея поведать об этом подробнее... тем более, что я сам не только потребитель текста , но и его поставщик.... Итак... Прежде всего следует отметить, что с тех пор как я выучился читать, я всегда любил текст И всегда серьозно относился тексту - к напечатанным массивам слов и буковок, из которых они состояли... Красота напечатанного текста открывалась мне ещё до того как мне открывался смысл самого текста ... Мне достаточно было одним взглядом окинуть текст , чтобы заметить его огрехи. Я мгновенно находил ошибки... Текст , текстура , текстиль , текстолит... Мой дедушка (здесь обычный болтун включил бы вторую скорость, я же просто поставлю нужную гиперссылку) торговал вразнос текстилем, а потому звался мальчиком... Таскал увесистые узлы по селам и деревням, - кстати, в чём разница между селом и деревней? ... Я в детстве очень любил вышивать и отдавал этому занятию почти весь досуг... Вышивал по канве крестиком и гладью... Вязал крючком, спицами и на пяльцах, но это нравилось меньше...А потом тоже, как мой дедушка, таскал узлы, работая грузчиком бельевого склада гостиницы Днепр ... Недавно мой один знакомый (здесь обычный болтун включил бы вторую скорость, я же просто поставлю нужную гиперссылку), узнав от меня, что я работал в этой гостинице неосторожно проговорился, пошутив: "Зачем было узжать в Америку !? Работал бы в гостинице до сих пор...". Им бы хотелось закрепостить меня вьючным животным навеки ... Мой отчим со товарищи (здесь обычный болтун включил бы вторую скорость, я же просто поставлю нужную гиперссылку), поверив в хрущёвский НЭП , в первую хрущёвскую оттепель из ничего создал текстильный цех, где делали тесьму, басму, бахрому, был участок по выпуску бродери ... А ещё там ткали бесконечные, - потом их разрезали - жакардовые ковры с оленями, медведями и прочей живностью... В другом цеху на тойже территории коператоры делали резиновую обувь. Галоши, боты, сапоги - из сажи и резиновой крошки... Потом мне пришлось подобное примянять на трассах газопроводов , которые в то время покрывались так называемой пековой изоляцией - смесь горячего битума с резиновой крошкой в качестве пластификатора.... Моя жена одно время была лаборантом при этом деле и делала тесты, которые назывались "кольцо и шар"... Но вернёмся к текстам и текстилям.... В этом цеху меня научили и приспособили работать с основой (большущая катушка с нитками) и стреляющим утком.... Наверху ткацкого станка располагались большие картонные перфокарты, - это же надо! - которые хранили тайну узора... Спицы, сквозь которые были продеты нити основы, взаимодействовали с перфокартами. Они то проваливались сквозь отверстия в них, то нет. А уток всякий раз пробегал между нитями.... Так получался нужный рисунок... Мне доверяли следить за станками и исправлять обрывы нити... Отдельно стояло производство трикотажа... а ещё завораживали станки тамбурной вышивки, успевай только подменять основу... В 1966 году меня наконец-то приняли в Киевский госуниверситет (здесь обычный болтун включил бы вторую скорость, я же просто поставлю нужную гиперссылку), на факультет иностранной филологии... И навалились тексты.... Плавт , Гомер , Менандр , Овидий , Софокл , Сафо , Еврипид , Катул , Эсхил , Аристофан , Бокаччио , Данте , Петрарка , Леопарди , Сервантес , Лопе де Вега , Чоусер , Шекспир , Вальтер Скотт , Диккенс , Теккерей , Пьер Ронсар , Тристан и Изольда , Песнь о Роланде , Франсуа Вийон , Рабле , Вольтер , Роберт Бернс , Флобер , Мопассан , Золя , Бальзак , Блейк, Эдгар По , Оскар Уальд , .... четыре семестра грызли латынь ... голова шла кругом... Всю жизнь учусь , а последние 35-40 лет всё больше самостоятельно... Чтение художественно литературы незаметно отодвинулось на второй план. Пришло время текстов технических.... Малообразных и худоэмоциональных, но зато высоко информативных и точных... Управленческий быт принёс тексты написанные в стиле пресловутого канцелярита , своеобразного управленческого сленга , по которому легко распознают своих... Непосвященные насмехались и пролетали... А я успешно решал вопросы на всех ярусах бюрократической системы . Достаточно было составить текст в нужном стиле.... Это работает до сих пор... И, между прочим, даже здесь в Америке (здесь обычный болтун включил бы вторую скорость, я же просто поставлю нужную гиперссылку)... К чтению я всегда относился весьма основательно... В своих книжках я непрерывно и дотошно подчеркивал слова и выражения, казавшиеся мне опорными, т.е. ключевыми для понимания. В книжках чужих этого делать было нельзя. Я вёл конспекты, куда старательно выписывал ключевые мысли... Видимо, если бы у меня было достаточно общения, я этого бы не делал. В основном приходилось работать в уединении, в читальных залах библиотек, так сказать с текстом тет-а-тет... А потому приходилось самому доходить до сути... Ошибки в этом случались всё реже.... Первым бизнесом, который я затеял со своими детьми, стало написание толкового словаря по бизнесу. Нарождающийся рынок подхлёстывал... Я вооружил их десятками разных словарей, и мои дети принялись за составление. Сначала словарную статью писал самый старший. Вернее он её просто передирал с понравившегося ему первоисточника. Потом за дело принимались остальные, а в конце недели подключался я... Правил и критиковал... Интересная оказалась педагогическая затея... Дети сдружились в деле (кооперация!), научились спорить по делу, т.е. доказательно. Они незаметно поднабрались новых знаний. Словарь мы не издали, гонорара не случилось, но никто не роптал... Все оказалась довольны самим процесом творчества... Замечаю, что это не прошло даром, не забылось... Научно-технические тексты, несомненно, имееют свою особенность и специфику. На них лежит печать того своеобразия, которым отличается мышление научное от обыденного. Этому мышлению специально обучают молодых учёных, которые, став кандидатами наук, легко демонстрируют способность к такому мышлению.... Хорошие образцы такого мышления в виде разнообразных текстов отличаются научностью, т.е. системностью, непротиворечивостью, внутренней логикой и лапидарностью, т.е. отсуствием пустозвонства или слов без информации, эдакая сухость в эстетике холодной вечности. Ну, не глупо ли экспрессировать и суетиться у бездушной железки? Ведь такие тексты предназначены в первую очередь для обработки тупой вычислительной техникой. И только-то. А потому отсуствие эмоциональности - признак добротного текста в этой сфере человеческой деятельности... Краткость - сестра таланта! Жизнь-то коротка... "Бесчувственность" таких текстов - ещё и отличный индикатор научного профессионализма... Кто понимает... А учёные ведь тоже люди И они, чтобы это доказать - шутят. Однако их весёлость - лишь демонстрация открытости, т.е. готовности воспринять новое, часто необычное и парадоксальное... Без такой открытости в науке делать нечего. Но в такой манере они свои научные опусы не пишут. Их тексты - неумолимый "накат ", где одно возникает из другого. Да не абы как , а по определённым правилам. Где выявляются все противоречия и даются рецепты их разрешения, но тоже не абы как , а по определённым правилам. Где выявляются совсем неочевидные причинно-следственные связи или устанавливается их отстуствие. Делается это без эмоций, вернее им не позволяют вылиться в текст... Словом, тот ещё стиль! Но именно так, - по правилам - и рождается новое и скучно доказывает право на своё существование. Такова специфика научного быта и элементарной научной грамотности... Для трудящихся с телевизорным образованием пишуться научно-популярные тексты - своеобразный заниматеьный жанр. Но это не для меня. Кто в армии служил, тот в цирк не ходит... Я лучше прочитаю грамотный обзор литературы по интересующей меня теме.... Мемуарная литература - это отдельная песня ... Но и здесь, стоит только проставить гиперссылки, сразу видно всё. Круг общения, понятийный аппарат, личная скромность, совесть , самоценка, оценка других участников событий, сами эти события... и прочая, прочая... Нередко закрадывается мыслишка... Та или иная... Почитайте, может и вас посетит... каких только чудес не бывает на белом свете! С появление персональных компьютеров, сети Интернет пришло время гипертекста .... Философия гипертекста и его основы были уже давно разработаны , но всё это находилось вне внимания публики, т.к. не существовало дружественных средств реализации. Когда они появились гипертекст выскочил как чёрт из табакерки, т.е. казалось ни откуда... Я разу врубился - пора забывать про мои карандашные пометки, раскраску текста Highlight -ерами, конспекты, словари и справочники... И напрочь забыть идею издать свои Записки бывалого в бумажном виде. Мои трёхмерные гипертексты принципиально не годятся для бумаги в её сегодняшнем плоском виде... Настала пора отказаться от часто повторяющихся описаний известного и общеизвестного, всего того, что давно пережевано и прочно вошло в Анналы . Гипертекст отлично свяжет плосский текст со всем необходимым, если автор поставит все нужные гиперссылки... Текст с гиперссылками приобретает своеобразные свойства текста трёхмерного. Плоская картина, где реальный объем можно передавать только условно, отличается от скульптуры , барельефа , горельефа и даже сграффито . При этом сам исходный текст становится бесконечным, и его можно начинать читать с любого места, совсем также, как разглядывать любую архитектуру ... Был бы интерес и желание... Добавлю, что плоская, - 2 D - живопись прекрасно сосуществует с 3 D формами, в том числе и раскрашенными... И каждая имеет свою собственную нишу... Так что места всем хватит... Дополнительно . Автора гипертекста можно будет распознать по его ассоциациям и аллюзиям , ведь его гиперссылки будут весьма индивидуальными, правда, на первых порах пока авторский стиль не устаканиться в результате сублимации эмоций.... И последнее, когда я редактирую чужие произведения, превращая их в гипертекст, наличие гиперссылок свидетельствует не только о том, что я текст этот читал, но и о том, что я над ним размышлял в каждом отдельном случае, когда нужно было поставить гиперссылку. Эдакое медленное кропотливое и въедливое чтение. Это вам не быстрое чтиво в метро... Каждому своё... Внешний вид текста тоже изменился Замыленному глазу, истерично реагирующему на всё новое, кажется диким читать такой текст . Хотя достаточно вспомнить разноцветный поток автомобилей на улицах, чтобы успокоится и начать продираться сквозь заросли словесного мусора. В ъедливо докапываться до идеи, т.е. сути текста , постигая заложенный в нём message ... В литературе художественной таким посланием может стать, и нередко становится, не сам текст как таковой, не повествование, не фабула или там интрига, а энергия передаваемой эмоции... Тайна такого текста заключается в умении автора включать некие ключевые кнопочки в наших головах, возбуждая те или иные переживания... Несмотря на то, что текстовая действительность - виртуальная, а возбуждение вполне реальное. В этом смысле настоящая поэзия - верх текстового искусства... Об этом в дугой раз... Что сразу бросается в глаза с первого взгляда на гипертекст ? Прежде всего видно, что уже известно, а что нет. Известное отличается голубым цветом, который стал уже своеобразным стандартом... В этот цвет окрашиваются слова, на которые заделана гиперссылка. Остальное остаётся чёрным, а потому сразу очевиден так называемы "авторский вклад", т.е. что автор добавил к известному, что нового сказал... К сожалению, в большинство текстов после "проявления", т.е. после проставления гиперссылок, показывает, что авторский вклад представляет из себя нечленораздельное артикулирование типа мычания со всплесками пошлых эмоций... Ведь в сё существенное, - и гиперссылки ясно об этом свидетельствуют - уже было пережито пережёвано высрано выблевано и высказано другими. Часто за много тысяч лет до факта написания данного авторского текста ... Раз нет новизны, чего сотрясать воздух-то!? Но ведь пишут же... Одно спасение - нет обязанности читать.... Гиперссылка делает понимание понятийного аппарата текста более однозначным. " Непонимание - вот тот бульон, в котором разводят микробов национализма, расизма, ненависти: " Гляди, он живет не так, как ты, он ниже тебя и не хочет того признать; он говорит, что он живет лучше тебя, что он выше тебя; если ты его не убьешь, он заставит тебя жить по-своему" , - Илья Эренбург . Миролюбивые и ушлые стремятся быть правильно понятыми, а потому желают однозначности , иногда понимая, что она вряд ли достижима в принципе.... А ещё, гиперссылка существенно уменьшает потребность в кропотливой работе составителей многоязычных словарей.... Чтобы ставить гиперссылки нужно найти надёжный источник базовых знаний Сейчас в этом смыле лучшим является английская версия Википедии - прекрасная идея и её реализация! Получается новое качество - гипертекст с ссылками на Википедию . Обычный текст превращается в уникальный толковый словарь, причём русско-английский. Такой словарь нужен для дальнейших детальных исследований в Интернете. Рассейские же авторы и самые разнообразные редакции обычно не утруждают себя написанием иностранных Имён существителных личных на языке оригинала или там на английском языке. Я подозреваю, что они не ведают, что такое Имя существительное Личное, и не понимают, что иностранное почти никогда не пишеться, как слышится... Собственно, и с русским такая же история... Русская часть Википедии - жалкое подобие основного издания, а потому ей пользоваться следует очень осмотрительно... Нужно отметить, что знания английского языка заметно улучшаются, если перестать пользоваться англо-русским и русско-английским словарями, а перейти на английский толковый словарь, т.е. постигать английский через английский. Около десяти лет я атаковал русские интернет издания предложениями о гипертексте ... Лёд тронулся, гипертекст стал появлятся и здесь.... И как-то вдруг обнаружилось, что редакциям газет и журналам писать-то, собственно говоря, не о чем.... всё давным давно написано и переписано, в том числе и собственными журналистами . Успевай только ставить соответствующие гиперссылки и принимать от писак заявления об уходе. Они теперь почти поголовно ринулись в писатели... Но это ведь другое ремесло .... Да и мысли с идеями не мешало бы сначала заиметь... не говоря уж о совести ... Попутно замечу, что гипертекст делает совершенно ненужным пресловутые именные списки, составление которых может запросто привести к короткому замыканию в мозгах авторов, их помощ ников, а также корректоров и редакторов. Сам текст с гиперссылками (гипертекст) позволяет легко проводить текстуальные исследования. В частности, частотный анализ лексики и авторского лексикона ... Автор, часто не осознавая этого, упоминает, - но с разной частотой - в своих текстах людей, которые ему близки, любимы, симпатичны, ненавистны... в общем те, к которым он неравнодушен. Другие упоминаются лишь вскользь. Как бы ритуально. Нельзя, мол, не упомянуть, а то сочтут невеждой или, - ней дай Бог - некультурным, не городским... При наличии гипертекста , такое нехитрое исследование может стать доступным не только узкому специалисту-лингвисту, но и простым гражданам, дерзнувшим заглянуть в тайны авторского подтекста... Введение в научный оборот Иные учёные - особенно этим отличаются историки , - любят не по делу ввернуть фразочку типа "автор ввёл в научный оборот...". Эти словеса призваны добавить "научнага" весу к опусам претендентов на научные степени и звания. Упомянутая писанина по своей научности ничем не отличается от публикаций исходных материалов - приводится некая фотокопия "историческага" документа с неким, чаще всего ненужным, комментарием-мнением публикатора... Вот и весь пресловутый "научный вклад" соискателя... А ведь документы буде он "введён в научный оборот" правильно, должен говорить сам за себя. И это можно сделать, превратив это документ в гипертекст . Только тогда его будут "видеть" все интернетовские поисковые роботы , сам текст будут проиндексирован , и текст будет легко отыскиваться всеми интересующимися... Это и будет настоящее "введение в научный оборот" Выводы: 1. Гипертекст есть смертельная угроза пустобрехам, просто болтунам и любителям словесной жвачки 2 . Гипертекст нужен в качестве экономичного средства распространения знаний. Гипертекст как бы "закрывает" тему. Статья по теме просто превращается в энциклопедическую 3 . Гипертекст полезен своей лапидарностью (это только цветовое указание) и услужливостью, ведь гиперссылка всегда под рукой 4 . Гипертекст нужно читать въедливо, открывая все гиперссылки. Проверить свои знания всегда полезно, никогда нелишне и никогда не поздно 5 . Гипертекст нужно делать въедливо, проставляя все возможные гиперссылки. Лодари от такой работы бегут, как чёрт от ладана, распространяя

Публикации по теме