Ко Дню Космонавтики "Космическое путешествие". Интегрированное занятия ко дню космонавтики (конспект)

Зал украшен к Дню космонавтики. На занавесках — звезды. На центральной стене — большой портрет Ю.А. Гагарина в ореоле небольших портретов космонавтов. Слева от портрета — рисунок ракеты «Восток», устремленной к звездам, и первого искусственного спутника, летящего по своей орбите вокруг Земли. Справа — вертикальный ряд больших фотографий, на которых изображены герб г. Королёва, памятник С.П. Королёву на проспекте, носящем его имя, международная космическая станция, знак «Наукоград Королёв».

Справа вдоль стены — накрытый голубым полотном ленточный стол, на котором расставлены следующие экспонаты: фрагмент лунной поверхности с астронавтом; макет космической гостиницы, значки по теме «Космос», вымпелы: «50 лет полету Гагарина в космос», «РКК "Энергия"», ракета «Р-7 (легендарная «семерка»), статуэтка человека, держащего в руках планету. У стола стоит макет «Лунохода». На левой стене размещена выставка детских работ на космическую тему.

Первая часть занятия

Под фонограмму песни «Четырнадцать минут до старта» (муз. О. Фельц- мана, сл. В. Войновича) дети входят в зал и рассаживаются перед большим экраном.

Ведущий. Ребята! Мы с вами собрались в нашем зале, который сегодня так необычно и празднично украшен. Знаете ли вы, какой праздник отмечает вся наша страна?

Дети . Сегодня День космонавтики.

Ведущий вовлекает детей в диалог следующими вопросами.

♦ Что такое космонавтика?

♦ Что такое космос?

♦ Кто такие космонавты?

♦ Почему город Королёв называют космической столицей России, столицей пилотируемой космонавтики?

♦ Где изобрели и собрали первую ракету?

♦ Кто первыми отправились в космос?

♦ Как звали первого космонавта Земли?

♦ Назовите имена космонавтов, которых вы знаете?

Ведущий (рассказывает стихотворение)

Мы все знаем, что в нашей Галактике

Звезд, планет и комет — миллион!

Королёв же — оплот космонавтики —

К этим звездам душой устремлен!

На большом экране под музыку Е. Волкова «Звездный город Королёв» демонстрируются старые и новые фотографии, на которых запечатлены эпохальные моменты истории города и всей страны, улицы г. Королёва, местные достопримечательности, горожане и т.п.

О нашей «столице пилотируемой космонавтики» королёвские поэты и композиторы написали множество стихов, песен и даже гимн. Вы его хорошо знаете. Давайте его споем вместе?

Звучит фонограмма гимна. Дошкольники, ведущий и гости праздника поют «Гимн городу Королёву» (сл. И. Яковлевой).

Дошкольники рассказывают про звезды, созвездия, «черные дыры», кометы, метеориты, планеты Солнечной системы, космические корабли, С.П. Королёва, о полетах первых космонавтов: Юрия Гагарина, Алексея Леонова, Валентины Терешковой и о тех, кто покоряет космос сегодня: Олеге Скрипочке и Дмитрии Кондратьеве.

А стихи про космос знаете?

Любите вы детский сад,

Маму, папу, всех ребят?

Звезды, солнце в небе синем,

Нашу родину Россию?

И про космос и про мир,

Про космический эфир...

Все стихи ребята знают,

Их немедля прочитают!

Ребята, я знаю, вам очень понравились работы наших выпускников, выставленные в музее детского сада. А недавно все воспитанники и взрослые побывали на выставке ваших работ, которые вы делали вместе со своими родителями. Эта выставка произвела на всех большое впечатление. Как много новых знаний о космосе вы отразили в своих работах, какими выразительными оказались ваши рисунки! Как умело вы подбираете цвет красок и их оттенки, передаете в рисунке особенности космических кораблей, планет, космонавтов, созвездий.

Сейчас вы пройдете в групповую комнату, где приготовлено все необходимое для ваших новых рисунков, которыми пополнится выставка в нашем музее. На прощанье я вам прочитаю стихотворение «Мечтатель».

Мечтатель

За окошком дождик, нам нельзя гулять.

В круг столы поставили — сели рисовать.

Вот палитра красок, лист альбома чист,

В баночке намокла новенькая кисть...

Вот сижу. Все думаю, что нарисовать?

Может, передумать — книжку полистать?

Рассмотреть картинки звезд на небе синем,

И планеты, что вдали спрятались за ними.

Я листаю, я смотрю — любопытный парень...

Со страницы смотрит сам космонавт Гагарин.

Я горжусь, что он взлетел первым на планете,

Жил в России и взрослел, как другие дети.

И сумел стать космонавтом — летчиком военным.

Взрослым стану — полечу в космос непременно.

Тоже буду прославлять Родину родную —

На других планетах не найти такую.

Буду я в полете звезды изучать,

И научные отчеты ЦУПу посылать...

Я слетаю в космос и вернусь назад,

Будет мной гордиться весь наш детский сад!..

На картинку я смотрю, глаз не отрывая:

На меня глядит с портрета Терешкова Валя...

Называет так ее прадедушка мой, Саша,

Говорит, что «космонавтка» эта — гордость наша!

«Хватит!» — я сказал себе. Рисовать пошел...

Потому что для рисунка тему я нашел!

Я подумал и решил — ни на миг не загрущу —

Я еще один «Восток» на орбиту запущу.

Нарисую Землю, звезды — через них «Восток» летит...

А Вселенная безмолвно тайну вечную хранит...

Вот о родной Галактике Гагарин песню спел,

Он сказал: «Поехали!» — и Землю облетел...

А здесь моя ракета летит к родной планете,

Ее встречают радостно и взрослые и дети...

Мой рисунок так хорош! За себя я рад.

Что ж, пока моя орбита — это детский сад.

Время быстро пролетит: школа, институт...

И в отряд космический с гордостью пойду.

Я в открытый космос выйду через 20 лет,

Детский садик мой любимый, шлю тебе привет —

Помашу рукой в скафандре, и в корабль скорей...

Мой рисунок воспитатель отнесет в музей.

Вторая часть занятия

Цель: учить творчески применять знания и навыки рисования.

Задачи:

— закреплять навыки работы с кистью и гуашью;

— учить планировать свою работу в сотворчестве с другими детьми (учитывая размер предмета, изображаемого на рисунке, его цвет и расположение на бумаге); передавать в рисунке характерные особенности изображаемого предмета или объекта;

— закреплять коммуникативные навыки: договариваться, сообща придумывать идею и композицию рисунка, советоваться друг с другом;

— приучать к аккуратности и неторопливости в работе.

Оборудование : бумага, гуашь, кисти, ножницы и все необходимое для творчества (соответственно требованиям программы), карта звездного неба, магнитная доска с размещенными на ней картинками планет Солнечной системы, Солнца, международной космической станции, взлета ракеты, парада планет.

Перед началом работы создается творческая обстановка: стена слева оформлена фотографиями из музея детского сада, на подоконниках расставлены макеты «Лунохода», ракеты, космической гостиницы. Звучит негромкая музыка, подобранная для усиления детского самовыражения, к примеру, А. Рыбникова: «Свет звезд», «Голубая планета», «Млечный путь», «Тема мечты» из популярных кинофильмов. Воспитатель заранее вместе с детьми для общей работы затонировал лист в темно-синий цвет (космическое пространство).

Ведущий . Дорогие ребята! Мне было очень приятно, что вы продемонстрировали столько знаний о космосе, замечательно спели песню, прочитали стихи. Ваша выставка рисунков и поделок понравилась всем. Сейчас мне бы хотелось, чтобы все эти знания, ваши мысли, мечты и фантазии вы воплотили в своих рисунках, которые дополнят общую тему коллективной работы вместе с другими рисунками детей. Это «Космические просторы», а значит, рисовать можно все что угодно: планеты и ракеты, звезды и кометы с метеоритами, космические станции и спутники.

1 этап . Дети изображают то, что им нравится, что впечатлило их больше всего. Взрослый по необходимости помогает дошкольникам, подсказывает им, как лучше всего воплотить на бумаге задуманное.

2 этап. Пока сохнут работы детей, проводится небольшая физкультминутка.

Ведущий (рассказывает стихотворение)

На огромных скоростях

Вдаль летят ракеты.

Скоро будем мы в гостях

На других планетах.

Приготовиться к старту!

Дети. К старту готовы! (Прикладывают руку к голове.)

Ведущий . Пристегнуть ремни!

Дети. Есть пристегнуть ремни! (Имитируют пристегивание ремней на поясе.)

Ведущий. Включить зажигание!

Дети . Есть включить зажигание! (Имитируют включение тумблера.)

Ведущий . Начинаем обратный отсчет!

Дети. Пять, четыре, три, два, один — пуск! (Большим пальцем имитируют нажатие кнопки вперед. Из положения сидя в прыжке вытягивают руки вверх, изображая нос ракеты.)

Ведущий . Как проходит полет?

Дети. Земля, полет проходит нормально!

Ведущий . Как самочувствие?

Дети. Самочувствие отличное!

Ведущий

Сообщаю вам известие:

Держать вам нужно равновесие.

Ведь в состоянии невесомости

Все дело в этом, а не в скорости...

Дети, хаотично перемещаясь, выполняют различные упражнения, имитируя движения человека в состоянии невесомости.

3 этап. Вырезание. На сдвинутых столах раскладывается большой лист ватмана, заранее затонированный под космическое пространство. Дети рассаживаются на места и приступают к вырезанию своего рисунка. Воспитатель напоминает, что не нужно торопиться, а вырезать аккуратно, оставляя ровные края и не отрезая лишнего от нарисованного предмета. Каждый ребенок может подойти к листу ватмана и приложить свою работу, примерить ее к общему фону.

Взрослый косвенно контролирует процесс творчества и по необходимости направляет деятельность дошкольников наводящими вопросами (к примеру, Солнце находится в центре Солнечной системы или нет, какие вокруг него движутся планеты, какая из них расположена ближе всех к Солнцу, какая соответственно дальше, куда направляется ракета и т.п.).

Когда все рисунки вырезаны и разложены на большом листе ватмана, взрослый предлагает детям приступить к решающему этапу работы.

4 этап. Наклеивание вырезанного предмета. Сначала взрослый приглашает подойти к столу детей, у которых их вырезанные рисунки разложены на правой стороне листа ватмана. Дошкольники подходят к столу, наносят на свои рисунки небольшое количество клея и, слегка прижав (для этого дети используют сухую ветошь), приклеивают их к листу, затонированному под космическое пространство. Аналогичная работа проводится дошкольниками, чьи рисунки находятся на левой стороне ватмана. По ходу работы взрослый напоминает детям об аккуратности в своих действиях.

Пока подсыхает клей, взрослый проводит с дошкольниками небольшую беседу.

Ведущий . Ребята, сейчас вы выполнили очень сложную работу: нарисовали, раскрасили, вырезали и наклеили свою «космическую фантазию». Расскажите дома про ваш сегодняшний день и когда ваши родители придут за вами в детский садик, не забудьте показать им на звездном пространстве ватманского листа свой рисунок.

Рассматривание общей готовой работы: это сравнительный анализ работы товарища и, в первую очередь, самоанализ. Если ребенок не очень доволен результатами своего труда, нужно корректно поддержать его и выразить надежду, что в следующий раз он непременно справится с заданием.

А теперь послушайте несколько стихотворений о космосе. (Читает стихи.)

Планета Земля

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно...

Береги свою планету —

Ведь другой, похожей, нету!

Я. Аким

Хочу на Луну

Если очень постараться,

Если очень захотеть,

Можно на небо подняться

И до Солнца долететь.

И всерьез, не понарошку

Познакомиться с Луной,

Погулять по ней немножко

И вернуться вновь домой.

С. Баруздин

Космический телескоп

Это было бы вовсе не дурно:

Наблюдать за орбитой Сатурна,

Любоваться созвездием Лиры,

Обнаруживать черные дыры

И трактат сочинить непременно:

«Изучайте глубины Вселенной»

Елена Савина
Конспект занятия «День космонавтики в детском саду»

Цели : Познакомить детей с историей возникновения праздника день космонавтики .

Учить детей отвечать на вопросы, используя различные виды простых и сложных предложений, совершенствуя диалогическую речь детей.

Закреплять знания о геометрических фигурах.

Воспитывать уважение к героям космоса , желание быть похожим на них, развивать познавательные интересы у детей.

Оборудование :

Презентация, Рисунки созвездий, Воздушный шар.

Ход занятия:

С самых давних времен люди смотрели на небо и задумывались о том, как бы подняться выше облаков и узнать что же там (слайд 1) . Прошло много лет пока люди научились строить ракеты. И первыми полетели в космос в ракетах не люди , а животные : (слайд 2) . Эти животные белка и стрелка, полетели в космос и вернулись обратно . И только после того, как еще другие собаки успешно слетали в космос , туда отправился первый в мире человек.

Много лет назад именно12 апреля, в этот день космонавт Юрий Алексеевич Гагарин полетел в космос (слайд 3) .

В космической ракете с названием «Восток» Он первым на планете подняться в воздух смог. Юрий Алексеевич Гагарин. Обычный русский парень. Мы гордимся тем, что в космос первым полетел НАШ русский человек. (Показ слайдов) . До зачисления в отряд космонавтов Гагарин служил авиационном полку Северного флота летчиком - истребителем. Как вы думаете, что надо было делать Гагарину, чтобы стать космонавтом ?

Дети : много заниматься спортом.

Воспитатель : Правильно ребята, что бы стать космонавтом , Юрию Гагарину надо было делать зарядку. Но не утреннюю зарядку, как мы делаем в детском саду , он бегал по несколько километров в специальном костюме с тяжестями. По несколько часов плавал в костюме водолаза, вращался в центрифуге. Кто знает, что такое центрифуга и кто её лучше переносит?

Дети : испытательный аппарат для космонавтов , а сможет в ней находиться человек, у которого не кружится голова.

С тех пор мы в этот день 12 апреля каждый год мы отмечаем днем космонавтики , и всех кто помогает им успешно летать в космос .

Полетел Юрий Гагарин на ракете. Я покажу вам на примере шарика, как летит ракета. Воспитатель надувает шарик и зажимает отверстие пальцами. А потом разжимает пальцы, и шарик резко вырвется вверх. Наш Шар летел как ракета - он двигался в перед, пока в нем был воздух. А в ракете не воздух, А топливо.

Ребята, а как называется взлетная площадка, с которой стартуют космические корабли (Космодром ) Воспитатель : Да, это площадка называется космодром , Находится космодром в городе Байконуре (слайд 4)

Воспитатель : А какими качествами должен обладать человек, чтобы его допустили к полетам в космос ? (ответы детей)

Тогда мы с вами сделаем зарядку для космонавтов .

Физ. Минутка :

(воспитатель зачитывает стих, а дети выполняют соответствующие движения)

Начинаем тренировку

Чтобы сильным стать и ловким

Мы отправимся на марс.

Звезды в гости ждите нас!

Три, два, один - летим!

В невесомости плывем

Мы под самым потолком.

К марсу путь был очень длинным.

Стоп, выходим из кабины.

Мы с полета возвратились,

И на землю опустились.

Все справились?

Дети : да, все!

Молодцы, силы вы себе прибавили. Но, ребята, космонавт должен быть не только сильным и здоровым. Чтобы уметь управлять таким большим комическим кораблем космонавт должен быть образованным, умным и сообразительным. Сейчас я проверю, насколько вы сообразительны. Я вам буду загадывать загадки, а вы постараетесь их отгадать.

1 На корабле воздушном,

Космическом послушном .

Мы, обгоняя ветер

Несемся на … .(ракете)

2Самый первый в космосе

Летел с огромной скоростью

Отважный, русский парень

Наш Космонавт… . Гагарин

3Планета голубая

Любимая, родная.

Она твоя, она моя.

И Называется… .(Земля)

Ночью по небу гуляю,

Тускло землю освещаю.

Скучно, скучно мне одной,

А зовут меня …. (луной)

Молодцы ребята! Вы очень сообразительные, и каждый из вас может в будущем стать великим космонавтом .

Воспитатель : как называется специальный зашитый Костюм космонавтов и его головной убор ? Дети : Костюм космонавтов – скафандр , а головной убор- шлем. (слайд 5)

Д/и «Рассади инопланетян по космическим кораблям » .

На далеких планетах есть живые существа. Тех, кто живет на других планетах, мы называем «Инопланетяне» Вот и сейчас инопланетяне нуждаются в нашей помощи : нужно помочь им найти свои космические корабли .

Воспитатель : А кто знает, в чем находится еда космонавтов (слайд 6) .

Д/и «Дай названия созвездиям»

Ребята, астрономы - ученые, которые наблюдают и изучают звезды обнаружили новые созвездия и просят нас помочь придумать им новые названия.

Сложите руки трубочкой друг за другом, как будто смотрите в телескоп, и посмотрите внимательно на это созвездие. КАК МОЖНО НАЗВАТЬ ЕГО?

Домик, Птица, Зонтик, Цветок.

Воспитатель :

Молодцы ребята, все справились с заданием. А возвращается космонавт на планету земля (слайд 7) .

Воспитатель читает стихотворение.

Заключение :

Так какой же праздник вся страна празднует в апреле? А какого числа? А как звали первых животных? А кто мне скажет, как звали этого человека? А какими качествами должен обладать человек- Космонавт .

А что вам понравилось? А что вы запомнили?

День космонавтики в ДОУ. ШКОЛА ЮНЫХ КОСМОНАВТОВ

Дети под марш входят в зал, выстраиваются в две шеренги
Ведущий:
Здравствуйте, ребятишки,
Девчонки и мальчишки!
12 апреля мы отметили один из самых интересных праздников на земле. В далеком 1961 году в космос полетел первый человек. Думаю, что вы знаете этого человека. Назовите его имя, ребята(родители)
Дети : Юрий Гагарин
Ведущий: Правильно! С тех пор каждый год наша страна в этот день отмечает праздник. А как он называется?
Дети : День Космонавтики.
Ведущий : Да, День Космонавтики. И наш спортивный праздник посвящен этому дню. Я думаю, вы все хотите быть такими же сильными и смелыми, как наши космонавты.
И сейчас ребята прочтут нам стихотворения:

Леня: Мы мечтаем о ракетах,
О полетах, о луне.
Лера: Но для этого учиться
Много надо на земле.
Ваня: Школу юных космонавтов
Собираемся открыть.
Лиза: И хотим мы целой группой
В эту школу поступить.
Артем: Если честно, то сначала,
Говоря без лишних слов,
Витя: Одного желанья мало,
Каждый должен быть готов!

Входит марсианин под музыку

Марсианин : Здравствуйте, земляне, я прилетел с планеты Марс!зовут меня, МАРСИК,в свой телескоп я часто наблюдаю за вами. Узнал, что сегодня у вас праздник, на котором вы будете показывать свою ловкость, смелость, выдержку, силу и смекалку. Вот и решил я к вам прилететь, чтоб все увидеть собственными глазами. Я прилетел, чтобы посмотреть, как дети становятся юными космонавтами, ведь это праздник, когда первый человек полетел в космос!
Ведущий: Добро пожаловать!Мы очень рады видеть тебя на нашем празднике.наши ребята готовятся к поступлению в школу юных космонавтов.посмотри, как это происходит.
Стихи детей:
Коля: Я не мастер спорта
И еще не бью рекордов
Андрей: Но зарядкой каждый день,
Заниматься им не лень!
Соня: Если зря не зазнаваться,
Каждый день тренероваться,
Леша: Бегать, прыгать, мяч метать,
Космонавтом можно стать!
Даша: А на празднике должны мы
Свою ловкость показать!
Никита: Быть здоровым, смелым, сильным
И, конечно, не скучать!

Ведущий : В соревнованиях сегодня участвуют две команды: команда «ракета» и команда «спутник»
Ведущий: Ну а перед тем, как начать наши соревнования, нашим будущим космонавтом нужно потренироваться.
Ведущий : На тренировку становись!


Выполняется ритмичная разминка/танец под музыку
Ведущий : Дорогой марсианин, как ты считаешь, дети готовы к поступлению в школу юных космонавтов?
Марсианин: Да, вполне.
Ведущий : У нас впереди много интересных соревнований.
Ведущий : Если готовы, значит можно начинать наши соревнования.команды, на старт!

Первая эстафета «звездочки»
У одной стены лежат два обруча и около команд по одному обручу, в обручах что у стены лежат звезды, которые необходимо по одной на каждого игрока перенести в свой обруч около команды, выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием.

Вторая эстафета «донеси не урони»
Нам понадобится помощь наших мамочек(по 2-3 мамы), каждая мамочка должна посадить в (тазик)-космический корабль своего юного космонавта и довести до орбиты, выигрывает та команда. Которая довезет быстрей,в целости, сохранности своего космонавта.

Третья эстафета «собери ракету»
Нам необходимо построить ракету из положенных палочек у стены, мамочки, подойдите, к своим деткам, нам без вас не справиться!
Выигрывает та команда, которая быстрее составит свою ракету.

А сейчас музыкальная пауза, наши ребята подготовили для вас космические частушки.

Кирилл:
Взглядом ярким согревает
Огненное око,
Это солнышко сияет
Высоко-высоко!

Снежанна:
Верным спутником Земли
Стала жёлтая Луна,
Светит очень, очень ярко
По ночам всегда она.

Аня:
Ночью в небе замерцали
Яркие искринки,
Это звёзды загорелись,
На моей картинке.

Никита:
Покорил герой ракету,
Звёзды покорил,
Это наш Гагарин Юра
Мир весь удивил.

Лиза:
Мы о космосе задорно
Всем частушки спели.
Всем понравилось, от счастья
Чуть не улетели.

Марсианин : Какие у вас ребята талантливые! Впервые встречаю таких умных, быстрых, смелых ребят! Когда я прилечу к себе на марс, обязательно расскажу про вас всем своим друзьям.
Ведущий: А у нас еще остались в запасе космические эстафеты!

Четвертая эстафета «летает- не летает»
На этой эстафете нам не нужно бегать, прыгать, здесь мы будем хлопать, но только нужно быть очень внимательными! Я буду называть вам слова, а вы хлопать, если этот предмет летает! Не попадитесь, я буду хитрить!
Ласточка
Ракета
Снег
Рыба
Стул
Пчела
Космонавт
Дерево
Самолет
Вертолет
Воздушный шар
Автомобиль
Дорога
Ведущий: Молодцы!

Ведущий : Следующая эстафета называется
«обед в невесомости»
Нам нужны будут мамы(2-3) Для этого у нас есть обед космонавтов, ваша задача без рук! Только ртом поймать подвешенное на ниточке яблоко, после того как вы поймаете яблоко, вам необходимо быстро бежать обратно, следующий игрок начинает только после того, как предыдущий принес обед. Выигрывает та команда, которая «поймает» больше всего космического обеда.

Шестая эстафета «попади в цель»
У нас подвешены шарики, вам необходимо при помощи мешочков с песком попасть по цели, играем по очереди, первая двойка, потом следующая пара и т.д., выигрывает та команда, которая собьет больше целей (кидать на одного человека один раз).

Ведущий : Молодцы, ребята. Все справились с такими сложными заданиями, мы выяснили, что вы самые внимательные, самые быстрые, самые ловкие и самые дружные!

Звучит музыка

Марсианин : Прием, прием! Я вас понял! Ребята, беда - беда! мою планету захватили космические пираты, что же делать? что же делать?!
Ведущий: не переживай! Мы тебе сейчас поможем. Мы с ребятами соберем все наше добро и отправим на твой родной марс, и оно победит любое зло!

Все дети садятся в круг по-турецки, кладут свою руку на сердце, закрывают глаза и слушают, как оно бьется…
Ведущий (тихо):
Тихо, тихо мы подышим
Сердце мы свое услышим…
Ведущий: Слышите, ребята, как бьется ваше сердце. Чувствуете, какие теплые стали ваши ладони, а теперь откройте глаза, разверните свои ладони и направьте тепло своих сердец в космос на помощь марсианам которые сейчас в беде.
Звучит музыка…
Марсианин: Прием, Прием! Ребята мне сейчас передали, что все хорошо и жизнь налаживается. Я вас благодарю за помощь, вы действительно достойны все поступить в школу будущих космонавтов- вы смелые, находчивые, и самые добрые на свете. Спасибо ребята за чудесный праздник, я буду вспоминать его всегда, надеюсь и вы, не забудете меня. А сейчас мне пора улетать на свою планету. До свидания друзья! Жду вас в гости!
Ведущий: Вот и подошел к концу наш праздник. Команды справились с трудными заданиями, И могут считать себя поступившими в школу юных космонавтов, и в подтверждение этого, всем вручаются медали!
Звучит музыка, ведущий одевает каждому ребенку медаль на шею.

Образовательные области: «Познание», «Коммуникация»,

«Художественная литература», «Музыка», «Физическая культура»

Предварительная работа: Беседа с детьми по подгруппам и индивидуальная на тему «Космос», рассматривание иллюстраций, игры с детьми в настольно- печатную игру « Звездное небо»,консультации с родителями.

Задачи:

1. Воспитывать у детей интерес к космонавтам; учить восхищаться их героическим трудом, гордиться тем, что первым космонавтом был русский человек. Расширять представление о космических полётах.

2. Закреплять знания детей о том, что мы живём на планете Земля; в космосе есть другие планеты, звёзды, созвездия.

3. Активизировать словарь прилагательными, обозначающими признаки предметов; совершенствовать умение согласовывать существительные с прилагательными.

4. Обогащать музыкальное впечатление детей. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.

5. Продолжать закреплять умение отгадывать кроссворд, разбивать слова на звуки.

6. Совершенствовать навыки счёта в пределах 20, закреплять понимание отношений между числами.

7. Продолжать развивать интерес детей художественной и познавательной литературе. Развивать творческую фантазию.

8. Развивать ловкость и быстроту реакции, координацию движений.

Материалы:

1. Иллюстрации на тему «Космос» (портреты космонавтов, виды ракет, спутников, звёздное небо, схема планет).

2. Запись песен о космонавтах («Я- Земля» В. Мурадели, Е. Долматов.)

3. Бумажные ракеты по количеству детей.

4. Макет с космонавтом и инопланетянами.

Часть 1.

Для положительного настроя детей на тему «Космос» провести игру «Ракеты».

На столе разложены бумажные «ракеты» на одну- две меньше чем детей.

Дети ходят по кругу, на слова «опоздавшим места нет» берут «ракеты».

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам,

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет-

Опоздавшим места нет.

Игру повторить 2-3 раза, каждый раз убирать 1-2 «ракеты». Предложить детям посчитать сколько детей и сколько «ракет», на всех ли хватает «ракет», если нет то насколько меньше их.

Беседа с детьми.

Воспитатель . Ребята, а знаете вы какой скоро будет знаменательный день?

Воспитатель: показывает портрет Ю. А. Гагарина и спрашивает:

Знаете ли вы, кто это? Расскажите, что вы знаете о Ю. А. Гагарине.

Дети : Ю.А.Гагарин был первым человеком, который полетел в космос.

Он поднялся высоко – высоко над землёй на космическом корабле. Людей, которые летают в космос, называют лётчиками – космонавтами.

Воспитатель: Читает рассказ «Первый в космосе» В. Бороздин.

Воспитатель: Быть космонавтом не только почётно, но и очень трудно.

Надо быть смелым, решительным, настойчивым, находчивым и самое главное всесторонне образованным.

Воспитатель показывает на иллюстрацию с ракетой и рассказывает:

« Космический корабль оснащён очень сложной аппаратурой, и её всю космонавт должен отлично знать, чтобы уметь на ней работать, а в случае поломки – срочно починить.

Космонавты летают в космос для проведения научно- исследовательских работ; исследуют климат Земли, другие планеты, изучают, как ведут себя растения в невесомости, и проводят много других полезных исследований.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает иллюстрации.

Вопросы к детям:

1) Назовите первую женщину космонавта (Валентина Терешкова)

2) Кто из космонавтов первым вышел в открытый космос (Алексей Леонов)

3) Помните ли вы какие животные первыми полетели в космос? (собаки: Лайка, а затем Белка и Стрелка)

Воспитатель : О космонавтах сложено много стихов и песен.

Включает запись песни «Я – Земля» муз. В. Мурадели, слова Е. Долматова.

Задает вопросы по тексту песни.

Воспитатель предлагает детям отгадать кроссворд, задаёт загадки.

Ответы на загадки дети должны разобрать на звуки. Кто умеет писать,самостоятельно вписывает ответы в кроссворд.

1.Океан бездонный,

Океан бескрайний,

Безвоздушный, тёмный

И необычайный,

В нём живут Вселенные,

Звёзды и кометы,

Есть и обитаемые,

Может быть планеты. (космос)

2. На корабле воздушном,

Космическом, послушном,

Мы обгоняя ветер

Несёмся на (ракете)

3. Жёлтая тарелка

На небе висит,

Жёлтая тарелка

Всем тепло дарит. (солнце)

4. Ледяной летит объект,

Хвост его полоска света,

А зовут объект – (комета)

5. Освещает ночью путь,

Звёздам не даёт заснуть,

Пусть все спят, ей не до сна,

В небе не заснёт (луна)

Часть 2.

Физкультминутка: « Передай хлопок»

Дети встают в круг. Первый ребёнок делает хлопок перед собой, потом хлопает о ладонь соседа и так по кругу.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает звёздную карту.

Задаёт вопросы.

Найдите созвездие Большой Медведицы. Сколько звёзд в этом созвездии? (семь)

Какая самая яркая звезда в Северном полушарии? (полярная)

Сколько планет в солнечной системе? (семь)

Какие вы знаете? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн,

Уран, Нептун, Плутон.

Воспитатель : А какие есть ещё звёзды и созвездия мы узнаем из стихотворения В П Лепилова «Космическая сказка»?

Читает стихотворение.

Воспитатель : Ребята, давайте с вами поиграем.

Вносит макет с «космонавтом» и «инопланетянами»,

С детьми рассматривают.

Представьте, что вы космонавты. Вы прилетели на незнакомую планету, где вас встретили инопланетяне. Они не знают земного языка и вы должны жестами показать, что вы с планеты Земля, прилетели с миром.

Дети импровизируют.

После игры воспитатель подводит итог, что нового и интересного узнали дети.

Самоанализ проведённого занятия.

1.Задачи и цели данной образовательной деятельности были практически все выполнены.

2. Все заданные образовательные области были реализованы.

3.Удетей был интерес к данной теме, они активно отвечали на вопросы.

4.У детей был эмоциональный –положительный настрой при прослушивании песни и при участии в игре.

1.Стараться вызывать на диалог менее активных детей.

2.Провести индивидуальную работу с детьми, которые не до конца освоили тему занятия.

Конспект НОД в старшей группе «День космонавтики»

Тема: «День Космонавтики»

Цель: формирование представлений о празднике «Дне космонавтики», элементарных представлений о космосе, о первом полете в космос.

Задачи

1. Обобщить и систематизировать знания детей о космических полетах: познакомить с российскими учеными, которые стояли у истоков развития русской космонавтики-К. Э. Циалковским, С. П. Королевым. Закрепить знания детей о том, что первым космонавтом был гражданин России Юрий Алексеевич Гагарин.

2.Развивать память, речь, наблюдательность, логическое мышление, интерес к познанию окружающего мира.

3.Обогатить словарь детей новыми терминами и понятиями: невесомость, притяжение земли, спутник и др.

4. Воспитывать патриотические чувства, гордость за нашу страну, за героев летчиков – космонавтов, покоривших Космос.

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня, ребята наша страна отмечает День Космонавтики.

(12 апреля 1961 года впервые в мире в космос полетел человек. Это был российский космонавт.)

Как его зовут? (Юрий Алексеевич Гагарин)

Воспитатель: С самых древних времен человек мечтал подняться в небо, и он осуществил свою мечту. Так появились воздушные шары, самолёты, вертолёты. Но ещё ваши прапрадедушка не могли себе представить, что можно полететь в космос. А теперь есть люди, которые летают туда на работу.

Как их называют?

Дети: Их называют космонавтами.

А кто такие космонавты? (Ответы детей)

Космонавтами называются летчики, которые управляют космическими кораблями. Космонавтами называют так же членов экипажа, которые проводят исследования на борту космического корабля.

Как вы думаете, почему человек захотел полететь в космос? (Ответы детей)

Что помогает ученым наблюдать за звездным небом? (Ответы детей)

Ученые придумали специальные приборы - телескопы, чтобы наблюдать за звездным небом.

Что они могли увидеть в телескопы? (Ответы детей) показ слайдов, иллюстраций.

Они могли увидеть другие планеты,

Какие планеты вы знаете? (Ответы детей)

Луна, Марс, Венера и другие планеты. Людям очень хотелось узнать, есть ли жизнь на других планетах. А если есть, то кто там живет? Похожи ли эти живые существа на людей? Но чтобы узнать, надо до этих планет долететь. Самолеты для этого не годятся, потому что до планет было очень далеко.

И что придумали ученые? (Ракеты, космические корабли)

Кто же первым в России придумал ракету? (Константин Эдуардович Циалковский) показ портрета.

(Жил в городе Калуге простой учитель Константин Эдуардович Циалковский. Он очень любил наблюдать в телескоп за звездами, изучал их и очень ему хотелось до этих планет долететь. И задумал он сконструировать такой летательный аппарат, который мог бы долететь до какой-нибудь планеты. Он делал чертежи, проводил расчеты и придумал такой летательный аппарат. Но, к сожалению, у него не было возможности такой летательный аппарат сделать.)

Кто же все-таки сделал такой летательный аппарат? (Ответы детей - Сергей Павлович Королев (показ портрета) -ученый-конструктор, который через много-много лет смог сконструировать и изготовить первый космический спутник., Первыми на ракете слетали в космос и обратно две собачки - Белка и Стрелка. Но они не смогли рассказать о своём путешествии, и в космос отправился человек.)

Первый полет в космос совершил наш космонавт - Юрий Алексеевич Гагарин. Обычный русский парень. Мы гордимся тем, что в космос первым полетел НАШ русский человек. (Показ слайдов). До зачисления в отряд космонавтов служил летчиком - истребителем в авиационном полку Северного флота. Как вы думаете, что надо было делать Гагарину, чтобы стать космонавтом?

Дети: много заниматься спортом.

Воспитатель: Правильно ребята, что бы стать космонавтом, Юрию Гагарину надо было делать зарядку. Но не утреннюю зарядку, как мы делаем в детском саду, он плавал, бегал по несколько километров в специальном костюме с тяжестями. По несколько часов плавал в костюме водолаза, вращался в центрифуге. Кто знает, что такое центрифуга и кто её лучше переносит?

Дети: испытательный аппарат для космонавтов, а сможет в ней находиться человек, у которого не кружится голова.

Воспитатель: правильно ребята, это испытательный аппарат. Благодаря этому аппарату врачи определяют, сможет ли космонавт полететь в космос, выдержит ли он нагрузки в невесомости. А находиться в центрифуге могут люди, которые в детстве катались на качелях, и у них не кружилась голова. (Показ центрифуги на слайде). Прежде всего, у космонавтов должно быть крепкое здоровье. Ведь труднее условий работы, чем у космонавтов, нет ни в одной другой профессии. Во время влета и приземления космонавты испытывают сильные перегрузки.

Что такое перегрузки? (Предположение детей)

Перегрузки-это, когда организм сталкивается с такими нагрузками, которые не все могут выдержать. Например, когда ракета взлетает и когда приземляется, то тело того, кто находится в космическом корабле, становится очень тяжелым, а руки и ноги невозможно поднять. Но зато, когда космический корабль оказывается в космосе, тело становится легким, как пух и люди летают по кораблю, как перышки.

Как называется такое состояние в космосе? (Состояние невесомости.)

Физ. минутка:

1. Невесомость на животе - ребята сейчас мы с вами ложимся на стульчики животом и поднимаем ноги и руки. Повторяйте за мной, поднимаем и полетели. Следующее упражнение:

2. Полет в невесомости на спине – ребята ложитесь на спину и поднимаем ноги и руки вверх. Двигаем ими влево, вправо одновременно. Представим ребята, что мы в открытом космосе и совершаем полет. Следующее упражнение:

3. Магнитные ботинки: а теперь ребята встаем со стульчиков и надеваем ботинки космонавтов. Ботинки у космонавтов очень тяжелые, так что не спешите и повторяйте за мной. Поднимаем правую ногу, опускаем. Поднимаем левую ногу, опускаем. А теперь делаем 2 шага вперед, раз, два. Молодцы, а теперь назад 2 шага, раз, два. Какие тяжелые ботинки? Все справились?

Дети: да, все!

Воспитатель: молодцы космонавты подготовились к полету. А вы знаете, на чем летают космонавты?

Дети: на космических ракетах!

Полетел Юрий Гагарин в космос на ракете.

На простом примере можно показать принцип полёта на ракете. Нужно надуть воздушный шарик и зажать отверстие пальцами. А потом разжать пальцы и наш шарик резко вырвется вверх. Это происходит потому, что воздух выходит из шара. А когда воздух закончится, то шарик упадёт. Наш шар летел как ракета – он двигался вперёд, пока в нём был воздух.

Вот примерно по такому принципу и ракета летит в космос. Только вместо воздуха у неё горючее. При горении горючее превращается в газ и вырывается назад пламенем.

Ракету делают из нескольких частей, которые называются ступенями и в каждой ступени есть свой бак с горючим.

В первой ступени закончилось топливо – она отпадает, и тут же включается двигатель второй ступени и несёт ракету ещё быстрее, и ещё выше. Так до космоса добирается только третья ступень – самая маленькая и легкая. Она и выводит на орбиту кабину с космонавтом. После Юрия Гагарина в космос летали сотни космонавтов.

Воспитатель: А кто знает, в чем находится еда космонавтов?

Дети: еда космонавтов находится в тюбиках!

Воспитатель: правильно, еда космонавтов находится в тюбиках, иначе космонавты гонялись бы по всему кораблю то за хлебом, то за соком в состоянии невесомости.

Воспитатель: а кто знает, как называется специальный защитный костюм космонавта и его головной убор?

Дети: костюм называется – скафандр, а головной убор - шлем.

Воспитатель: правильно скафандр и шлем.

А для чего нужны они?

Дети: чтобы выйти в космос.

Воспитатель: правильно для того, что бы безопасно выйти в космос. А шлем для чего нужен в космосе?

Дети: чтобы космонавт мог дышать.

Воспитатель: правильно, чтобы космонавт в открытом космосе мог дышать. И бывают скафандры 2-х видов: в одном космонавт выходит в открытый космос – он белого цвета. А во втором находится в космическом корабле.

Воспитатель: ребята, а вы знаете, как называется окно в ракете?

Дети: окно в ракете называется - иллюминатор!

Воспитатель: Правильно ребята иллюминатор, повторим все вместе – иллюминатор. Если мы с вами посмотрим в иллюминатор, то, что мы можем увидеть?

Дети: планеты, луну, кометы, спутники, солнце.

Воспитатель: Кто скажет, как он называется единственный спутник планеты Земля) .

Дети: спутник нашей планеты Земля называется - Луна!

Воспитатель: правильно – Луна. А на Луне сила притяжения очень слабая. Поэтому мы с вами будем на ней порхать как пушинки. Такая же легкость в полете будет и на Плутоне. А на Юпитере больше всего сила притяжения.

Воспитатель: Когда начались полёты в космос, пришлось подумать и о том, где жить космонавтам, чтобы не тратить слишком много времени на дорогу к месту работы.

Сначала наши учёные построили космическую станцию МИР, а потом её заменили более современной Международной Космической Станцией (МКС). На ней подолгу живут и работают (занимаются исследованием космоса) космонавты из разных стран.

А в 1965 году Алексей Леонов впервые вышел из ракеты в открытый космос. Одетый в скафандр, он несколько минут висел рядом с кораблём в пустом пространстве.

Все знают, кто такой робот. Так вот, в космосе часто работают роботы. Такие роботы помогают людям исследовать планеты. Например, роботы смогли взять с Луны горсть грунта и доставить ее на Землю для исследования.

Роботы-машины побывали на Венере, проникнув через её ядовитые облака, и теперь у учёных есть карты этой планеты.

Вскоре на Луну были запущены роботы-луноходы, которые ездили по поверхности Луны и передавали данные на Землю.

А сейчас вокруг нашей Земли летают сотни роботов-спутников. Они передают на землю информацию о погоде, следят за движением судов в океане.

В нашей солнечной системе девять планет, которые расположены в таком порядке: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Может быть, и кто-то из вас тоже станет космонавтом или конструктором ракеты и изобретет такую ракету, в которой люди не будут испытывать таких перегрузок, которые испытывают сейчас космонавты, и прославит нашу Родину.

Вот и закончилось наше занятие путешествие. Пожелание детям. Чтобы стать космонавтом нужно ежедневно усердно учится и заниматься спортом. В космонавты берут старательных людей, которые не ленятся и много занимаются!

Литература:

Л.Я. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия» Москва, 2010 г.

В.П. Глушко «Космонавтика. Маленькая энциклопедия» 1970 г.

А.П. Романов И.Г. Борисенко «Отсюда дороги к планетам легли» 1984 г.


Публикации по теме