Контрольная работа: Основные черты демократических режимов. Демократический режим: понятие и основные черты

Термин «демократия» происходит от греческого demos – «народ» и kratos – «власть», что означает народовластие. Демократия есть власть людей, избранных народом. Она называется представительной, то есть избранные представляют интересы своих избирателей в органах власти.

Демократический режим характеризуется следующими чертами:

1. Источником власти является народ. Он избирает своих представителей, наделяя их правом решать любой вопрос, опираясь на собственное мнение.

2. Народ имеет право влиять на выработку политических решений. Это влияние проявляется в форме поддержки или критики власти в СМИ, в массовых выступлениях или лоббистской деятельности.

3. Политическая власть имеет легитимный характер и осуществляется в соответствии с принятыми законами.

4. Принцип разделения властей действует фактически. Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти реально независимы и уравновешивают друг друга.

5. Политический плюрализм является неотъемлемой чертой данного режима. Он предполагает возможность образования двух- или многопартийной системы, соревновательность политических партий в их влиянии на массы.

6. Высокая степень реализации прав человека выражается в выполнении международных юридических актов, провозглашающих и закрепляющих права граждан.

Основные формы:

1. Прямая (опосредованная) демократия (народ сам участвует в обсуждении и принятии решений, народовластие).

2. Представительная (репрезентативная) демократия. В ней воля народа выражается не прямо, а через институт посредников. Депутаты, политические лидеры, получив "мандат доверия" от народа через процедуру голосования, должны воплотить эту волю в принимаемых законах и решениях.

Правовое государство

Правовое государство - реальное во­площение идей и принципов консти­туционализма. В его основе лежит стремление оградить человека от государственного террора, на­силия над совестью, мелочной опеки со стороны органов власти, гарантировать индивидуальную свободу и основополагающие права личности. Это государство, ограниченное в своих действиях пра­вом, защищающим свободу, безопасность и достоинство личнос­ти и подчиняющим власть воле суверенного народа. Взаимоотно­шения между личностью и властью определяются в нем консти­туцией, утверждающей приоритет прав человека, которые не мо­гут быть нарушены законами государства и его действиями. Для того чтобы народ мог контролировать государство и оно не пре­вратилось в этакого Левиафана, чудовище, господствующее над обществом, существует разделение властей: законодательной, ис­полнительной и судебной. Независимый суд призван защищать примат права, которое обладает всеобщностью, распространяет­ся в равной мере на всех граждан, государственные и обществен­ные институты.

Гражданское общество

Гражданское обществов узком, собственном значении не­разрывно связано с правовым государством, они не существу­ют друг без друга.Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотноше­ний свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Это сфера свобод­ной игры частных интересов и индивидуализма. Гражданское общество - продукт буржуазной эпохи и формируется преиму­щественно снизу, спонтанно, как результат раскрепощения ин­дивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоин­ства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую от­ветственность.

Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этничес­кие, религиозные и правовые отношения, мораль, а также не опосредованные государством политические отношения между индивидами как первичными субъектами власти, партиями, груп­пами интересов и т.д. В гражданском обществе в отличие от госу­дарственных структур преобладают не вертикальные (подчинен­ности), а горизонтальные связи - отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.

48.Духовная жизнь общества: происхождение, сущность и функции морали.

мораль, начиная с греч. античности, понималась, как мера господства над самим собой, показатель того, насколько человек ответственен за себя, за то, что он делает.

мораль предстаёт в 2-х обличиях:

Как характеристика личности, совокупность моральных качеств, добродетелей: правдивость, честность, доброта

Как характеристика отношений между людьми, совокупность моральных норм, т.е. требований, заповедей, норм.

ФУНКЦИИ МОРАЛИ:

-регулятивные (базовые) суть в привидении поведения личности в соответствии с выработанными в обществе моральными нормами, инструментом является общественное мнение, обычаи, авторитет

-воспитательные формируются образцы поведения, мораль формирует нравственные качества

-оценочно-императивные поведение человека определяется системой ценностей

познавательная связана с приобретением знаний (как сделать выбор простых или экстремальных ситуациях)

коммуникативные обеспечение понимание друг друга, обмен ценностями

прогностическая что можно ожидать от общества

культурно-творческая мораль-сторона жизни общества, моральные измерения личности, руководствуется разумом (подчинение страсти разуму)

идеологическая , мировоззренческая моральная оценка

Мораль неразрывно связывают с нравственностью. Если мораль-это определенные принципы, идеи, нормы. кот. направляют, регулируют поведение людей., то нравственность-это та часть жизни, кот. связана с делами, обычаями, нравами, практическим поведением людей.

Говоря о моральном измерении общества большое значение имеет золотое правило нравственности - это фундаментальное правило нравственности, отождествляемое с самой нравственностью, звучащей след. образом: «НЕ ДЕЛАЙ (ЖЕЛАЙ) ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ ТОГО, ЧТО СЕБЕ НЕ ЖЕЛАЕШЬ»

Структура морали

Структура морали складывается из нескольких элементов.
Со времен Аристотеля в качестве таковых выделяют моральное сознание и нравственные поступки . Современная этика добавляет к ним еще и нравственные отношения . Таким образом, в структуру морали входят:

а) моральное сознание – регулятивные идеи, побуждающие к поступкам;

б) нравственная деятельность – поступки, в той степени, в которой они порождены моральными мотивами (структура нравственного поступка – см. следующую лекцию);

в) нравственные отношения – любые отношения, в той степени, в которой они являются реализацией нравственных требований (отношения к семье, к труду, к Родине, к природе; а также отношения между людьми, если в этих отношениях воплотились нравственные нормы).

49.Основные этические категории: добро, зло, долг, справедливость. Классические и современные проблемы этики.

Этика (греч. , от - нрав, обычай, привычка) - это теория морали, наука о морали, в которой исследуются человеческие отн-ия, смысл жизни, понятие счастья, добра и зла, нравственные ценности, причины возникновения морали. Уже древние философы рассматривали этику как практическую философию, пытающаяся дать ответ на вопрос: что должен делать чел в конкретной ситуации. Наука этика рассматривает специфику нравственного сознания, его исторически изменчивые нормы и ценности. В нравственном сознании следует выделить два основных начала: эмоциональное и интеллектуальное. Эмоциональное начало выражено в виде мироощущения и мировосприятия - это моральные чувства, представляющие личное отн-ие к различным сторонам жизни. Интеллектуальное начало представлено в виде миропонимания моральных норм, принципов, идеалов, осознания потребностей, понятий добра, зла, справедливости, совести. Взаимосвязь и соотн-ие этих начал в нравственном сознании может быть различным в разные исторические эпохи и в мировоззрении различных людей. Нравственное сознание отвечает своему реальному времени. В структуре нравственного сознания важное место занимает нравственный идеал. Он является высшим критерием нравственной оценка. Нравственный идеал является абстрактным по форме, т.к. моральные принципы существуют в виде понятий и категорий, являющихся основой для оценочных суждений. Следует отметить, что задачи нравственного воспитания - это формирование единства нравственного сознания и нравственного поведения, формирование нравственных убеждений. Нравственное развитие людей приобретает особенно важное значение в связи с потребностью современного об-ва. Понимание общечеловеческих ценностей возможно лишь при условии нравственной развитости личности, т.е. развитости в социальном плане, когда она поднимается до уровня понимания социальной справедливости. Этот принцип может быть усвоен лич-тью не только благодаря интеллекту, но он должен пройти и через чувство чела. Чувства чела как элемент нравственного сознания тесно связаны с поведением. Они являются основой личного отн-ия чела ко всем социальным явлениям. В нравственном сознании отражаются общественные явления и поступки людей с точки зрения их ценности. Под ценностью понимается нравственное значение личности или коллектива, определенных поступков и ценностные представления (нормы, принципы, понятия добра и зла, справедливости). В оценивающем сознании одни ценности могут исчезать, а другие появиться. То, что было нравственным в прошлом, в современной жизни может оказаться аморальным. В жизни чела бывают такие ситуации, когда нужно сделать моральный выбор, выбор м/у многими ценностями. Речь идет о свободе выбора, при этом свобода понимается в смысле независимости личности от безнравственных желаний, ущемляющих интересы других людей. Нравственные ограничения на свободу являются объективной необход-тью сущ-ия человечества. Категория свободы связана с понятием ответственность и справедливость. Для современного об-ва нет справедливости без свободы, так же, как и нет свободы без справедливости и ответственности, нужна свобода от силы, принуждения и лжи. Наиболее тесно взаимодействуют нравственное сознание и правовое. И право, и мораль регулируют взаимоотн-ия в обществе. Но если правовые принципы закреплены в законах и выступают как принудительная мера государства, то нормы морали опира- ются на общественное мнение, традиции и обычаи. В законе выражена форма правовой организации об-ва, и закон связан с моралью. Но в то же время история знает немало примеров, когда вполне законные поступки и действия имели безнравственный характер, и, наоборот, преступившие закон люди являлись нравственным примером

Добро и зло – наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное.

Со времен древности добро и зло истолковывались как две силы, господствующие над миром, надприродные, безличностные. Ф. Энгельс писал: "Представления о добре и зле так силь но менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому".

Религиозная этика видит добро как выражение разума или воли Бога. В различных учениях добро принято выводить из природы человека, из общественной пользы, из космического закона или мировой идеи и т. д. Само определение добра достаточно сложно. Некоторые ученые отказываются от попытки дать определение добра, указывая, что это верховная, исходная и конечная категория, которая не может быть охвачена какой-либо дефиницией.

Зло – категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения. Это общая абстрактная характеристика отрицательных моральных качеств.

Моральное зло следует отличать от социального зла (противоположности блага). Моральное зло имеет место тогда, когда оно – проявление воли определенного лица, группы лиц, социального слоя. Обычно как моральное зло оценивают отрицательные поступки людей.

Происхождение зла объясняется по-разному. В религиозных учениях зло – фатальная неизбежность человеческого существования. Иммануил Кант считал зло необходимым следствием чувственной природы человека. Французские просветители объясняли зло результатом непонимания человеком своей подлинной природы. Марксисты связывают зло с антогонистическим устройством общества.

Понятия добра и зла, как и другие нравственные категории, всегда занимали умы.

Справедливость в обществе понимается в различных аспектах. Это категория морально-политическая и правовая. В этике справедливость – категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием.

Аристотель впервые разделил справедливость на уравнительную (справедливость равенства) и распределительную (справедливость пропорциональности). Эти аспекты справедливости сохраняют свое значение и в современных условиях.

Несправедливость противоположна справедливости. Она там, где человек принижен, его права и достоинство не обеспечены, между людьми нет равенства, а блага, воздаяние за добро и зло распределяются непропорционально.

Справедливость главенствует в профессиональной деятельности юристов. Само понятие "юстиция" по латыни означает справедливость (justitia). Юрист, таким образом, "представитель справедливости".

Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации.

Долг может быть социальным: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т. п. Долг личный: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ - государственный режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, его права участвовать в управлении делами общества и государства и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод. Д.р . основывается на принципах народовластия, свободы и равенства граждан. В условиях Д.р . народ осуществляет власть как непосредственно, так и через образуемые им органы представительной власти.

Характерные черты демократического режима: 1) Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми. 2)Периодическая выборность основных органов государства. Правительство рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок. 3)Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное. Лишь сочетание правления большинства и защита прав меньшинства составляют один из основных принципов демократического государства.4)Равенство прав граждан на участие в управлении информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.

Признаки демократии:

1. Гарантии основных прав человека каждому индивидууму по отношению к государству и власти, любой социальной группе (в особенности религиозным институтам), и другому индивидууму.2. Разделение властей:

Исполнительная власть

Законодательная власть

Судебная власть

3 . Свобода слова и выражения собственного мнения, свобода собрания, свободная пресса.4 . Свобода вероисповедания.5. Право избирать и быть избранным (один человек, один голос).6. Равенство всех перед законом.

Демократия в России прошла через серию подъёмов и спадов и до сих пор находится в развитии. Первый подъём относится к ранней стадии феодализма, когда во многих городах Новгородской Руси получила распространение прямая демократия, и в них важнейшие решения принимались на вече. В Русском государстве цари часто искали поддержки со стороны различных сословий, для чего существовала боярская дума и созывались земские соборы. Реформы второй половины XIX века и начала XX века способствовали развитию земских, сословных, крестьянских, рабочих и общегосударственных выборных органов. Установившийся после революций и гражданской войны коммунистический режим имел внешние атрибуты народовластия, хотя фактически был авторитарным. В конце 1980-х и начале 1990-х были проведены масштабные демократические реформы. На сегодняшний день большинство в стране относится к демократии позитивно и видит в ней необходимость.

5. Политический режим современной России.

После десятилетия советской истории, господства авторитарного и тоталитарного политического режима, во второй половине 80-х - начале 90-х годов в России начался переход к демократическому политическому режиму.

С формально-правовой точки зрения, согласно Конституции 1993 года, Россия является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, гарантировать которую обязывается государство. Единственным источником власти объявлен народ.

В президентской республике России нет четкого правового закрепления полномочий каждой из ветвей государственной власти, что размывает принцип разделения ветвей в вопросах организации структур и механизмов функционирования государства в целом.

К примеру, законодательная власть Федерального Собрания ограничена, во-первых, правом президента издавать указы, имеющие силу законов, и, во-вторых, практикой издания исполнительной властью многочисленных подзаконных актов. В связи с концентрацией власти в руках исполнительных органов, главы государства и правительства, парламент отходит на задний план.

Отсутствие «среднего класса» ведет к росту авторитарных настроений, конфронтации между различными группами населения и властью, вызывает массовое нарушение элементарных прав и свобод граждан России, их права на жизнь, удовлетворение элементарных прав и потребностей в еде, одежде, жилье.

Становление демократизма в России далеко не всегда идет по восходящей линии и обусловлен многими обстоятельствами:

Во-первых , наша страна не имела серьезных исторических, политических традиций демократизма, конституционализма и парламентаризма, и в то же время обладала достаточно сильными традициями господства авторитарной, тоталитарной власти.

Во-вторых , переход к демократии осуществлялся от тоталитарного режима, десятилетиями господствовавшего в стране, в условиях системного кризиса российского общества и перманентных попыток на протяжении 20 лет его реформировать.

В-третьих, в процессе реформ руководство страны неоднократно нарушало принципы демократического правового, социального государства - расстрел здания парламента 1993 года, война в Чечне 1994-1996 гг., дефолт, невыплаты зарплаты, непопулярные социальные реформы.

Наконец, в менталитете российского народа до сих пор сохраняются утопическое ожидания того, что кто-то извне придет и наведет порядок, изменит жизнь к лучшему.

Обладая признаками демократии, он еще не является демократическим. В политической системе России существуют противоречия между формальными правовыми демократическими основаниями и реальной действительностью .

При всем разнообразии политических проблем, выдвигаемых современной жизнью, общим является демократическое их решения. В демократии определяется тот тип власти и тот механизм ее осуществления, что позволяет каждому человеку наиболее безболезненно достичь цивилизованного, нормальной жизни. Однако в мире в современных условиях нет государств, где бы демократия реализовывалась полностью и могла бы считаться относительно идеальной, образцовой формой государственного строя, механизмом осуществления власти. Из 226 стран мира в 79 странах уже установился демократический политический режим. Основу демократического режима составляет экономически независимая личность, которая обладает свободным выбором сфер деятельности и связывает свое бытие с результатами собственной деятельности. Такая независимость достигается только в условиях социально закрепленного приоритета личности перед обществом и частной собственности перед собственностью государственной. Экономически независимые граждане путем тайных, равных и прямых выборов избираются на определенные сроки представителей в органы местного и государственного управления. Конкуренция между гражданами по проведению представителей в органы власти отражается в соревновании политических партий. Политическая партия, представители которой составляют большинство в избранных органах, становится правящей, получая большинство мест в различных представительных органах и занимая ключевые посты в структурах исполнительной власти. Другие политические партии могут вступать в блок партии, что правит, или создавать политическую оппозицию. Так обеспечивается прочная легитимация (законность) власти, преодолевается политическое отчуждение граждан, что способствует стабильности всей политической системы.

Демократический режим, однако, не сводится к защите прав большинства, а обеспечивает права меньшинства и в избирательной системе, и в представительных органах власти. Общегосударственные решения принимаются не только большинством, но и путем достижения консенсуса с меньшинством и оппозицией. Критика власти и любых ее представителей - атрибут демократического режима. Но консенсус, взаимодействие и согласие, направленные на предотвращение конфликтов, составляют основу выработки мирных форм решения социальных коллизий путем постоянного диалога противоборствующих сторон. Вне рыночной экономикой демократический режим невозможен, поскольку именно рынок определяет заинтересованность граждан в деятельности, свободной от политической власти, и образует различные структуры гражданского общества. Гражданское общество - предпосылка демократической политической системы. В гражданском обществе представлены и конкретные интересы людей, и баланс их реализации. Опираясь на принцип разделения властей и взаимных противовесов законодательной, исполнительной и судебной власти, демократический режим сам является их продуктом, который возводит до ранга нескороминучого задача защита законными средствами интересов лица. В защите интересов лица, как стрижневій основе демократии, фокусируется разнообразие демократических форм, средств человеческой деятельности.

Демократический режим реализуется через две основные формы демократии: представительную и непосредственное. Представительская форма - основная форма осуществления государственной власти в демократическом обществе, когда через конкретных лиц и выборные органы граждане осуществляют свое конституционное право участвовать в политической жизни общества. Система таких органов является народным представительством. Непосредственная форма демократии допускает прямое волеизъявление народа при выработке и принятии государственных решений. Это - разного рода референдумы, опросы, народные собрания, митинги, демонстрации и тому подобное. Граждане демократического государства, непосредственно выражаясь или где-легуючи к власти своих представителей, принимают на себя обязанность уважать и поддерживать ее, подчиняться ее решениям. Власть же ответственна перед народом и подконтрольна ему. Естественно, политический режим существует как система взаимных политических обязанностей" связей власти и народа.

Представительная демократия - "правление народа, избранное народом и для народа". Такой политический режим демократии должен отвечать трем требованиям: честные, соревновательные выборы, регулярно проводятся; правительство формируется в результате выборов;

демократия защищает права личности и меньшинства. Но демократические политические системы делятся на две: президентскую и парламентских ку. Здесь возникает некоторое недопонимание, потому что и президентская модель допускает наличие законодательного органа - парламента, однако в ней исполнительная власть не подчинена непосредственно парламента. Классический пример президентского режима - США. Президент выступает как глава государства и как непосредственный руководитель исполнительных структур. Но президент не становится диктатором, потому что его полномочия строго определены, и не обладает законодательной властью, ограничен в действиях решениями Конгресса. Парламентский вариант демократической политической системы базируется на том, что исполнительная власть в той или иной степени существенно вытекает из парламента. Разные страны реализуют три основных типа парламентского режима правления однопартийного большинства, коалиционное правление и консенсусное правление. Эффективность и гибкость управления, основанного на совмещении идеи самоуправления и политического участия, во многом нейтрализует негативные тенденции отчужденности людей от политического процесса. Основной механизм, с помощью которого достигается представительство интересов различных групп (партийных, корпоративных и этнических), - парламентаризм как система правления, основанная на принципе разделения властей и верховенстве выборных органов. Конечно же, современная парламентская демократия далека от идеального народовластия.

С разнообразными подходами к определению сущности и содержания демократического режима и самой демократии связана и неоднозначность их толкований. Издавна существуют два подхода: нормативный и описательно-эмпирический (опытный). Формирование идеальной модели демократического режима, обоснование его преимуществ по сравнению с другими формами управления обществом и допускает нормативный подход. Исходя из надлежащих требований политического сознания, политической культуры и строится реальная политическая жизнь. Анализ демократии, демократического режима в реалиях жизни, опыта существования и деятельности с помощью описательно-эмпирического подхода позволяет определить их свойства, уточнять, а иногда и просматривать их суть и содержание. Конечно же, демократия - власть народа или "правление народа, избранное народом и для народа" - выступает нормативным идеалом, а не характеристикой реальных демократических государств. Тут-то и заключаются внутренние противоречия. Суть противоречий заключается в том, что власть народа означает самоуправление народа, а отсюда вытекает и отрицание политического господства властных структур, средств и форм принуждения и других атрибутов государства. Конечно же, подлинное народовластие несовместимо с существованием государства. Но в реальной жизни демократия нигде и никогда не существовала без государства. I отмирание государства в современных условиях (как и в ближайшей перспективе) - иллюзия, утопия. Демократия как народовластие выступает ориентиром, целью политического развития общества.

В повседневной жизни, учитывая разнообразие общественных явлений, свободу человека и неизбежное расхождение интересов и устремлений, устремления разных людей, социальных общностей, а также необходимость социальной системы управления, реальная демократия - власть большинства над меньшинством. Проблема соотношения власти большинства и защиты интересов меньшинства - важное условие понимания демократии. Определяя содержание демократии, известный английский философ Карл Поппер, отвергая вопрос о правлении народа, сосредоточивает внимание на проблеме сведения к минимуму вреда, который могут нанести обществу недостойные правители, и какие необходимо создавать политические, социальные институты и механизмы, способные свести к минимуму возможные потери. Исходя из моральных установок, Карл Поппер считает, что вообще никто не может быть сувереном, то есть обладать правом использовать власть по собственному желанию и усмотрению, отвергает концепции демократии, которые определяют особую мудрость или безошибочность "гласа народного". Идеал народовластия предусматривает, что граждане должны иметь возможность влиять на политику тогда, когда того пожелают, бюрократы, а также избранные лица должны считаться слугами народа и вести себя соответственно, что законы и политика правительства должны отражать ценности, желания и приоритеты большинства уважать меньшинство. Демократия - система, в которой правители могут быть заменены мирно, а тирания - система, где смена правителя без кровопролития не обходится. Авторитет власти, государства базируется на принципе обеспечения государством равной защиты прав и свобод всех граждан и на подчинении их законам. И хотя разнообразные современные демократические государства отличаются друг от друга различными чертами, свойствами, особенностями, но всем демократическим государствам присущи общие определяющие черты: во-первых, признание народа источником власти, сувереном государства; во-вторых, равноправие граждан; в-третьих, подчинение меньшинства большинству при принятии решений и их реализации; в-четвертых, избрание основных органов управления государства.

Демократически организованное общество

Черты социальной жизни

Сложность социальной структуры и обусловлена ею разнообразие социальной жизни. Плюрализм социальных организаций и форм ее жизнедеятельности.

Развитие социальной активности масс. Демократизация и организация социальной жизни. Самопроявления интересов социальных общностей. Сознательная, свободная, открытая социальная борьба, результатами которой являются реформы.

Развитие демократических форм жизни социальных сообществ как условие социальной эволюции.

Черты политической жизни

Разнообразие форм политической жизни различных социальных общностей. Плюрализм политических организаций, разнообразие форм их политической деятельности. Развитие политической активности масс. Демократизация и организация политической жизни.

Волеизъявления политических интересов социальных общностей. Открытая политическая борьба, осуществляемая путем демократических реформ. Поиск мирных путей ослабления остроты конфликтов.

Развитие политической демократии как устранение возможности политической революции.

В современных условиях демократизация общества имеет глобальные масштабы и включает в свое содержание не только изменения в политической сфере, но и изменения в обществе, что влечет за собой глубокие сдвиги в структуре власти. Власть же путем различных экономических, политических и культурных преобразований делает социальную эволюцию человечества не только более стабильной, но и более динамичной. Одним из важных условий неотвратимости демократизации выступает заложена в природе человека постоянная тяга к личному, творческого самоутверждения; тяга, что впоследствии делает неизбежным установление такого социального и политического порядка, который считался бы с ней. Человеческая природа не поддается перекуванню и переплавке, это базовое положение уже нельзя игнорировать: политические режимы, пытавшиеся это сделать, позорно сошли с политической арены. Естественно, демократизация - незво-ротный процесс. Неотвратимость вовсе не исключает временных торможений и откат в различных сферах общества, идущего по пути демократизации. Не секрет, что, начиная с конца 80-х годов xx века, в политике происходит крутой поворот направо. Это попытка формирования полномасштабного конкурентоспособного производства на приватновласницькій капиталистической основе, что ведет к значительной неровности за доходами различных социальных слоев. Естественно, это означает глубокие сдвиги в политическом курсе (ориентация общественного развития, его движение рассчитаны на удовлетворение интересов мощных социальных слоев и других общественных групп), то есть происходит капитализация общества и в политическом режиме, организация социальных взаимодействий внутри общества, между ним и государством, и внутри государства. Принципиальное значение имеет принятие оптимального политического курса, потому что политический курс - главная предпосылка максимально демократического режима. Развернутый демократический режим реализуется только при таком политическом курсе, который создает широкий социальный консенсус.

Для политической жизни ХХ века, в отличие от предыдущих веков, характерно то, что в современных условиях стало возможным политически регулировать динамику экологического жизнь, переориентировать направления экологической деятельности, достигать максимума эффективности экономического развития. Почти до середины ХХ века. имущественное положение масс, а, следовательно, и экономическую жизнь играло значительную роль и выступало в основном определением политической деятельности. В современных условиях теряет актуальность вопрос бедности для почти двух третей населения мира. Понимание классового подхода, классового интереса как исходного в оценке политических событий неприемлемо для современных оценок многих проблем, самобытности культур и др. Эти проблемы уходят корнями в не классовых отношений, не существования эксплуатации, капитализма, а природы современной цивилизации, индустриальной и постиндустриальной. Широкого развития в странах Запада и в ряде регионов Востока приобрела демократия. Это способствовало тому, что политические партии, выражающие интересы большинства, получили возможность завоевать власть. Большинство политических партий отходит от своей исходной социальной базы. Общество социально становится многослойным, разнообразным. Численно растут межклассовые, маргинальные группы, возникают группы рабочих-собственников, которые владеют недвижимостью, акциями и др. Широкого развития набирают массовые общественные движения как фактор сближения людей разного социального происхождения, что само по себе тоже в какой-то мере консолидирует деятельность политических партий.

Государственная деятельность как вид политической деятельности становится политическим и правовым инструментом, средством осуществления реформ в интересах большинства общества. Интересы широких масс, - экологические, национальные, групповые, - ощутимо влияют на политику, ее реализацию, утверждение мира на планете. Фактором сближения людей разного социального происхождения выступают и массовые движения, вступают в современных условиях широкого развития сближение различных социальных общностей людей, что также консолидирует деятельность политических партий. Разнообразное и разноцветное политическую жизнь мирового сообщества, которое в современных условиях не сводится к необходимости социальной революции. Новой своеобразной реальностью, условием выживания становится для человечества глобализация политической жизни. Возникают возможности договоренностей, поиска путей мирного решения проблем политических, социальных, экономических, духовных, установление консенсуса взаимодействия. Все это условия существования человечества, движущая сила политического процесса. Политическая жизнь, благодаря росту осведомленности, становится достоянием широких народных масс, которые активно включаются к политике, к общественной жизни. Особенности развития политики и политической жизни способствовали стабилизации общественной жизни, целостности, единства, социальной упорядоченности, плюрализма, своеобразия политического пространства, активности и др. Политическая стабильность общества - такое состояние равновесия политической жизни, для которого характерны в основном постоянство и сохранение функционирования политических институтов, сравнительно стабильный ход политических процессов, отсутствие влияния конфликтных ситуаций на качественные изменения в политической сфере.

Введение

Заключение

Список литературы


Введение

Каждое государство имеет свой политический режим. Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.

Проблема демократии и ее роли в общественно-политической жизни занимает одно из центральных мест в политологии. Понятие “демократии” затрагивали как в Древнем мире, так и в современном обществе. Про нее писали Геродот, Платон, Аристотель, Руссо, дж. Локк, Т. Гоббс, Брайс, Шерер, Гирншоу и другие известные ученые. Эта проблема волнует и сейчас многих ученых, и в дальнейшем она будет занимать одно из главных мест в политологии.

Исходя из этого, основная цель работы изучить основные черты демократических режимов. При этом цель работы раскрывается через решение следующих задач:

Отразить понятие демократии, раскрыть ее сущность, критерии и принципы;

Рассмотреть основные разновидности демократических режимов;

Выявить политические процессы какого типа преобладают в рамках демократических режимов и как они протекают;

Сделать выводы по теме.

При написании работы была использована монографическая, учебная и периодическая литература по теме исследования.


1. Демократия, ее сущность, критерии и принципы

Демократия - (от древнегреческого DEMOS - народ и CRUTOS - власть) - народовластие - это одна из основных форм устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству; идеал общественного устройства: свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность и т.д.; социальное и политическое движение за народовластие . С момента возникновения демократия связана с государством, а значит с принуждением, и в лучшем случае является властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу.

Демократический режим - характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Политическая элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу.

Характерные черты демократического режима:

1) Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми.

2) Периодическая выборность основных органов государства. Правительство рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство.

3) Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное. Лишь сочетание правления большинства и защита прав меньшинства составляют один из основных принципов демократического государства. Если же в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократическим, независимо от частоты и честности выборов и смены законно избранного правительства.

4) Равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.

Демократические государства различны, но все они имеют общие объединяющие черты: народовластие - т.е. признание народа источником власти, сувереном; правительство основано на согласии управляемых; правило большинства; правило меньшинства; гарантии основных прав человека; свободные и честные выборы; равенство перед законом; справедливое судопроизводство; конституционное ограничение правительства; социальный, экономический, идеологический и политический плюрализм; ценности сотрудничества и компромисса.

Современная демократия - это представительство интересов, а не сословий . Все граждане в демократическом государстве, как участники политической жизни равны. Равенство это двоякого рода - равенство перед законами и равенство политических прав. Современное демократическое государство - это государство правовое, в котором на практике осуществлено разделение трех властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан.


2. Основные разновидности демократических режимов

Различают следующие основные разновидности демократических режимов .

Либеральные демократии исходят из приоритета прав личности над правами государства. Поэтому они первостепенное внимание уделяют созданию институциональных, правовых и иных гарантий для индивидуальной свободы, предотвращающих любое подавление личности властью. В этих целях либеральные демократии стремятся создавать механизмы, позволяющие обеспечивать права индивида за счет ограничения власти большинства. Сфера деятельности государства здесь сводиться, главным образом, к охране общественного порядка, обеспечению безопасности и юридической защите прав граждан. Важное значение при такой форме демократии придается разделению властей, совершенствованию механизмов их взаимного сдерживания и уравновешивания с целью предотвращения злоупотреблений властью, создания условий для проявления автономии личности.

Следует отметить, что либеральные демократии в действительности есть весьма редкое явление. К такой форме демократии тяготеют, например, Соединенные Штаты Америки. Однако и здесь попытки ее осуществления в “чистом” виде постоянно наталкиваются на необходимость преодоления противоречий между индивидуальными, групповыми и общими интересами. Современное государство призвано выступать не только гарантом индивидуальных прав и свобод, но и регулировать экономические и социальные процессы с целью гармонизации интересов различных общественных групп.

Плюралистические демократии, которые характерны для большинства западноевропейских стран, исходят из того, что главными субъектами политики являются не индивиды и не народ, а различные группы людей. При этом считается, что только с помощью группы личность получает возможность политического выражения и защиты своих интересов. И именно в группе, а также в процессе межгрупповых отношений формируются интересы и мотивы политической деятельности индивида. Народ же рассматривается как сложное, внутренне противоречивое образование, и он поэтому не может выступать главным субъектом политики. В плюралистических демократиях основное внимание уделяется созданию такого механизма политического взаимодействия, который обеспечивал бы возможность всем гражданам открыто выражать и отстаивать свои интересы. Доминирующая роль в этом механизме отводится независимым группам политического влияния. Здесь действует множество группировок - партий, общественных объединений и движений, - стремящихся участвовать в реализации власти или оказывать влияние на деятельность правящей группы. Важное значение придается также обеспечению баланса интересов различных социальных групп, созданию противовесов узурпации власти наиболее могущественными общественными группами или большинством граждан.

Коллективистские демократии, известны также под названием Народные демократии, напротив, исходят из того, что именно народ как целостность, а не отдельные индивиды или группы людей обладает неделимым и неотчуждаемом правом устанавливать законы и определять деятельность правительства. Коллективистские демократии, так или иначе, признают приоритет народа или отождествляемого с ним крупного социального субъекта в выражении общей воли и осуществлении власти. Такие демократии фактически исходят из однородности народа как социального субъекта, непогрешимости его воли, и поэтому они абсолютизируют принцип подчинения меньшинства большинству, а также отрицают автономию личности. Попытки осуществить коллективистскую демократию в “чистом” виде приводили на деле к правлению от имени “народа” узкой группы лиц, к подавлению политических прав и гражданских свобод, к жестоким репрессиям против иного инакомыслия. Опыт их реализации в ряде стран показывает, что власть народа не может быть реальной без одновременного признания и институционально-правового закрепления личности в качестве важнейшего субъекта политики.

Прямые демократии исходят из того, что сам народ должен принимать важнейшие политические решения, а представительные органы власти следует свести к минимуму и сделать полностью подконтрольными гражданам. При тенденции развития в стране прямой демократии, как это имеет место, например, в Швейцарии, постоянно расширяется круг вопросов, решаемых непосредственно гражданами. Это и принятие важнейших законодательных актов, и выбор политических решений стратегического характера, и принятие решений местного значения. Нетрудно видеть, что плебисцитарная демократия позволяет развивать политическую активность граждан, обеспечивать прочную легитимность власти, осуществлять эффективный контроль за деятельностью институтов государства и должностных лиц.

Представительные демократии напротив, исходят из того, что воля народа может выражаться не только непосредственно им самим во время голосований, но и его представителями в органах власти.

При таком подходе демократия понимается как компетентное и ответственное перед народом представительное управление. Участие граждан в принятии политических решений при этом в целом не отвергается, но оно ограничивается весьма узким кругом вопросов. Отношения между народом и его представителями строятся на основе доверия и контроля в форме периодически проводимых выборов, Конституционного ограничения компетенций органов власти и должностных лиц при их полной независимости в пределах закона.

При оценке в соответствии с ее первым, важнейшим принципом - суверенитетом народа - демократия классифицируется в зависимости от того, как понимается народ и как осуществляется им суверенитет. Такое, казалось бы, очевидное и простое понятие как “народ” трактовалось в истории политической мысли далеко не одинаково. В отличие от современного понимания как всего населения страны, примерно до середины ХIX века демос, народ отождествлялся либо со свободными взрослыми мужчинами, либо с собственниками, обладающими недвижимостью или другими немалыми ценностями, либо лишь с мужчинами.

Ограничение народа определенными классовыми или демографическими рамками дает основание характеризовать государства, подвергающие политической дискриминации определенные группы населения и, не предоставляющие им избирательных прав, как социально ограниченные демократии и отличать их от всеобщей демократии - государств с равными политическими правами для всего взрослого населения.

Вплоть до начала ХХ века ни одна из ранее существовавших демократий не представляла всему взрослому населению страны равных политических прав. Это были преимущественно классовые и патриархальные демократии. В истории политической мысли преобладала трактовка народа как простого люда, неимущих нижних слоев, черни, составляющих большинство населения. Такое понимание демоса встречается еще у Аристотеля, который считал демократию неправильной формой государства, трактовал ее как власть демоса, черни, не способной к управлению, взвешенным, рациональным решениям, учитывающим общее благо. В современной политической теории такой тип правления отражает понятие “охлократия”, что в переводе с греческого означает “власть черни, толпы”.

Итак, в зависимости от понимания состава народа его власть может выступать всеобщей или же социально (классово, этнически, демографически и т. п.) ограниченной демократией, а также охлократией.


3. Политические процессы какого типа преобладают в рамках демократических режимов и как они протекают?

Политический процесс можно определить как упорядоченную последовательность действий и взаимодействий политических субъектов, связанных с реализацией властных интересов и целедостижением и, как правило, создающих и воссоздающих политические институты. Политический процесс представляет собой развертывание политики во времени и в пространстве в виде упорядоченной последовательности действий и взаимодействий.

В западной политологии существует несколько систем типологизации политических процессов. Первая из них создана в рамках сравнительной политологии Л. Паем который, сравнивая политическое развитие западных и незападных стран, связывал их принципиальные различия с культурным «кодом», определяющим практические ориентации населения и его поведение. Эти различия обусловлены цивилизационными особенностями западного и незападного мира. Обобщив эмпирические наблюдения, Л. Пай создал классический идеальный тип, способный выразить своеобразие Запада и уникальность незападных обществ. Противопоставление западного мира незападному, основанное на различии культур, позволяет понять, почему идеи демократии развивались в границах исторического запада и были чужды незападному миру.

Л. Пай разграничил политические процессы западного и незападного типа. В статье «Незападный политический процесс» он формулирует 17 пунктов, по которым различаются политические процессы в западных и незападных обществах : 1. В незападных обществах нет четкой границы между политикой и сферой общественных и личных отношений. 2. Политические партии склонны претендовать на выражение мировоззрения и представительство образа жизни. 3. В политическом процессе преобладают клики. 4. Характер политических ориентации предполагает, что руководству политических группировок принадлежит значительная свобода в определении стратегии и тактики. 5. Оппозиционные партии и стремящиеся к власти элиты часто выступают в качестве революционных движений. 6. Политический процесс характеризуется отсутствием интеграции среди участников, что является следствием отсутствия в. обществе единой коммуникационной системы. 7. Политический процесс отличается значительными масштабами рекрутирования новых элементов для исполнения политических ролей. 8. Для политического процесса типично резкое различие в политических ориентациях поколений. 9. Незападные общества отличаются незначительностью консенсуса в отношении узаконенных целей и средств политического действия. 10. Интенсивность и широта политической дискуссии мало связаны с принятием политических решений. 11. Отличительной чертой политического процесса является высокая степень совмещения и взаимозаменяемости ролей. 12. В политическом процессе слабо влияние организованных групп интересов, играющих функционально специализированные роли. 13. Национальное руководство вынуждено апеллировать к народу как к единому целому, не различая в нем социальные группы. 14. Неконструктивный характер незападного политического процесса вынуждает лидеров придерживаться более определенных взглядов во внешней, а не во внутренней политике. 15. Эмоциональные и символические аспекты политики оттесняют на второй план поиски решений конкретных вопросов и общих проблем. 16. Велика роль харизматических лидеров. 17. Политический процесс обходится в основном без участия «политических брокеров».

В отечественной политической науке в зависимости от социокультурных и социально-экономических характеристик процесса выделяют технократический, идеократический и харизматический политический процесс.

Политический процесс технократического типа генетически свойственен англосаксонским и романо-германским государствам. Он отличается наличием традиций эволюционизма, непрерывного и постепенного адаптирования политических институтов и механизмов к изменяющимся условиям среды, приоритетом технологического (процессуального) подхода при внесении изменений в политическую систему и ролевые функции, исключением из политической практики радикальной ломки политических структур, складывающихся на протяжении веков.

Политический процесс идеократического типа характерен для большинства государств, переживающих начальные стадии модернизации. Он отличается господством одной идеи, в отношении которой имеется общенациональный консенсус. Господствующая идея определяет цели, и направленность политического процесса, тип государственного устройства, принципы и механизмы формирования и обновления правящей элиты, формы и способы участия граждан в политике.

Политический процесс харизматического тина характеризуется всевластием лидера-харизмы, под политические цели которого подстраиваются идеологические доктрины и политические институты. Он во многом сам определяет цели, и направленность политического процесса.

По масштабу пространственно-временных параметров политические процессы можно подразделить на глобальные и локально-региональные. Первые оказывают свое воздействие на общий ход мировой политики. Вторые затрагивают интересы локального сообщества и составляющих его групп. Но, следует учитывать, что нередко результат того или иного локального процесса может иметь воздействие на мировую политику.


Заключение

Демократический государственный режим является наиболее прогрессивной ступенью в развитии государственно-правового режима. Во всех развитых странах мира при различных формах государственного устройства, формы правления сложилась демократия.

Опыт истории учит, что демократия благо лишь тогда, когда она соответствует политической культуре и менталитету народа. Необходимым условием ее социальной эффективности являются наличие в обществе консенсуса по основополагающим вопросам совместного проживания в государстве, признание подавляющим большинством граж-дан «демократических правил игры», преобладание индивидуалистического сознания, исходящего из ценностного приоритета личности по отношению к коллективу, нравственной готовности к компромиссам, самоограничению и самодисциплине, из уважения других людей, закона, мнения большинства.

Демократия неприемлема в экстремальных ситуациях в периоды войн, острых кризисов и т.п. Переход к ней требует постепенности, длительного промежутка времени.

Современный общественно-экономический прогресс во многом стимулирует развитие демократии, питает демократический менталитет и демократические ценностные ориентации граждан, требует социальной эмансипации личности, уважения ее достоинства, фундаментальных прав и свобод, независимости мышления. Он нуждается в свободе информации и плюрализма общественной жизни в целом. И в этом смысле тем народам, которые готовы к индивидуальной свободе и ответственности, демократия действительно создает наилучшие возможности для индивидуального и общественного развития, реализации гуманистических ценностей: свободы, равноправия, справедливости, социального творчества.


Список литературы

1. Гаджиев К.С. Политическая наука: Учебное пособие. - М.: Норма-М, 2005. – 210 с.

2. Мухаев Р.Т. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. – М., 2007.

3. Политология. Курс лекций. / Под ред. М.Н.Марченко. - М., 2002.

4. Салмин А. М. Современная демократия: история, структура, культурные конфликты. - М., 2002.

5. Шутов А.Ю. Типология политических процессов // Вестник Моск. ун-та. Серия 12. Социально-политические исследования. 2004. № 2.


Мухаев Р.Т. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. – М., 2007. –С. 56.

Салмин А. М. Современная демократия: история, структура, культурные конфликты. - М., 2002. – С. 17.

Политология. Курс лекций. / Под ред. М.Н.Марченко. - М., 2002. – С. 64.

Шутов А.Ю. Типология политических процессов // Вестник Моск. ун-та. Серия 12. Социально-политические исследования. 2004. № 2. – С. 34.

Известный ученый С. М. Липсет определяет демократию как государственный строй, обеспечивающий конституционное право смены руководителей, а также как социальный механизм, позволяющий возможно большей части населения влиять на принятие важнейших решений посредством выбора претендентов на политическую власть. Исследователь также уделяет внимание экономической составляющей в демократическом режиме. Так С. М. Липсет считает, что чем богаче государство, тем выше вероятность того, что в нем будет поддерживаться демократия.

Более широкое определение демократии дает американский исследователь Х. Линц . Он отмечает, что это законное право формулировать и отстаивать политические альтернативы, которым сопутствует право на свободу объединений, слова и другие политические права личности. Демократия характеризуется свободными и ненасильственными соревнованиями политических лидеров с периодической оценкой их претензий на управление обществом; включением в политический процесс всех эффективных демократических институтов, а также обеспечением условий политической активности для всех членов политического сообщества независимо от их предпочтений.

На высокой степени ответственности в демократических режимах акцентирует свое внимание другой ученый А. Лейпхарт . Он считает, что демократия может быть определена не только как управление посредством народа, но также как управление в соответствии с народными предпочтениями. Демократические режимы характеризуются не абсолютной, но высокой степенью ответственности: действия правящей элиты находятся в относительно близком соответствии с пожеланиями относительного большинства граждан на протяжении длительного промежутка времени.

Известный американский исследователь А. Пшеворский дает следующее, достаточно узкое определение демократии. Он пишет, что она представляет собой такую организацию политической власти, которая определяет способность различных групп реализовывать их специфические интересы.

Безусловно, список наиболее распространенных определений демократии не ограничивается вышеуказанными вариантами. При всем их разнообразии каждое из определений обращает внимание на наличие законодательно закрепленных возможностей участвовать в управлении обществом для всех социальных групп, независимо от их позиций, состава, социального происхождения. Эта особенность и отражает специфику современных демократических режимов. «В отличие от античной, - отмечает А. П. Цыганков, - современная демократия включает в себя не только выборность правителей, но и гарантии политической оппозиции на участие в управлении обществом или открытую критику правительственного курса. Либерализм современной демократии институциализирован и закреплен законодательно» .

На основе критериев типологизации режимов можно выделить следующие признаки демократического политического режима:

  1. Основной способ достижения высших государственных постов – всенародные выборы.
  2. Поскольку государственные должности приобретаются в конкурентной борьбе, то политические лидеры стремятся, как правило, учитывать интересы различных категорий населения.
  3. Высокая степень открытости политической элиты. В ее круг может войти любой человек, добившийся успеха в какой-либо сфере деятельности.
  4. Рационально-легальный тип легитимности политической элиты.
  5. По сравнению с другими видами политических режимов для демократического характерна средняя степень вовлеченности народа в политическую жизнь.
  6. Регламентация осуществляется на основе правовых норм и договорных отношений.
  7. В обществе преобладают либерально-демократические ценности.

Однако в процессе исторического развития каждый политический режим приобретает такие специфические черты, которые отличают его от других форм правления. Объединяя вышеперечисленные признаки и особенности функционирования демократических режимов можно выделить следующие черты современных демократий:

1.Суверенитет народа. Признание этого принципа означает, что народ является источником власти, именно он выбирает своих представителей власти и периодически их сменяет.

2. Периодическая выборность основных органов власти. Позволяет обеспечить четкий легитимный механизм преемственности власти. Государственная власть выбирается на определенный и ограниченный срок. Выборы предполагают наличие конкуренции различных кандидатов, альтернативность, реализацию принципа: «один гражданин – один голос».

3. Принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную власть) в построении государственного аппарата. Согласно этому принципу политическая власть воспринимается не как единое целое, а как совокупность ветвей различных властных функций, осуществляемых различными властными органами с целью не допустить концентрации власти в одних руках, учесть интересы граждан и государства.

4. Наличие развитой системы представительства , т. е. парламентаризм , представляющий собой систему государственной власти, при которой четко распределены функции законодательных и исполнительных органов при решающей роли парламента.

5. Гарантия основных прав человека . Принято выделять три группы прав: гражданские (равенство всех граждан перед законом, свобода слова, вероисповедания, свобода менять местожительство); политические (право избирать и быть избранным, свобода голосования, право создавать свои организации); социальные (право человека на минимальный стандарт благополучия, право иметь обеспеченные условия жизни и гарантии социальной защиты). Социальные права реализуются государством через социальные программы. Личные и групповые свободы защищены независимой судебной властью.

6. Политический плюрализм , позволяющий легально действовать не только политическим и общественным движениям, поддерживающим политику правительства, но и оппозиционным партиям и организациям. Свобода выражения политических суждений (идеологический плюрализм) и свобода формирования ассоциаций, движений дополняется многообразием различных источников получения информации, независимыми СМИ.

7. Демократическая процедура принятия решений : выборы, референдумы, парламентское голосование и др. Решения принимаются большинством при уважении права меньшинства проявлять несогласие. Меньшинство (оппозиция) имеет право выступать с критикой в адрес правящей власти и выдвигать альтернативные программы.

Анализируя представленные характеристики, можно выделить основные демократические институты, так как они позволяют описать, как именно функционируют демократические режимы. По мнению известного американского исследователя Г. О’ Доннелла , институты представляют собой упорядоченные образцы взаимодействия, которые известны, практикуются и признаются социальными агентами, намеренными продолжать это взаимодействие, подчиняясь при этом определенным правилам и нормам, закрепленным на формальной или неформальной основе.

Назначение демократических институтов состоит в том, чтобы обеспечить стабильность режима. Среди них традиционно принято выделять следующие демократические институты:

  1. Всеобщее, равное и тайное избирательное право.
  2. Конституция, закрепляющая приоритет прав личности над государством и обеспечивающая одобренный гражданами механизм разрешения споров между личностью и государством.
  3. Разделение властей по вертикали (законодательная, исполнительная, судебная ветви власти) и по горизонтали (власть центра и регионов).
  4. Свобода выражения политических суждений и согласующееся с этим наличие разнообразных источников информации.
  5. Свобода артикуляции политических интересов и согласующееся с этим наличие развитой многопартийной системы .

Таковы основные институты демократии. Конституирование и консолидация этих институтов составляет основу перехода к стабильной демократической системе. Среди условий стабильности демократии следует выделить внутренние (экономические и социокультурные факторы, фактор лидерства) и внешние. К внешним условиям демократической стабильности необходимо отнести наличие такого окружения, которое исключало бы или сводило к минимуму возможность вмешательства в целях разрушения существующей политической системы. На экономический фактор стабильности указывал С. Липсет. Он утверждал, что чем богаче государство, тем выше вероятность того, что в нем буде поддерживаться демократия. Однако капиталистическая экономика, как показывают многочисленные исследования, функционирует менее продуктивно, если отсутствует соответствующая для этого социокультурная основа. Данному фактору стабильного существования демократических режимов посвящены работы известных ученых Г. Алмонда и С. Верба . Они исследовали феномен «гражданской культуры» как системы ориентаций и установок массового сознания, укрепляющей демократические институты. Эта система включает в себя два основных компонента – «склонность доверять другим» и «удовлетворенность жизнью», являющиеся предпосылками как объединения граждан в добровольные союзы, так и отсутствия в их сознании установок на кардинальное изменение существующих условий.

Экономические и социокультурные условия, безусловно, важны для стабильного функционирования демократии. Но в то же время нельзя недооценивать фактор лидерства в демократических режимах. Такие исследователи как А. Лейпхарт и А. Пшеворский полагают, что сосредоточенность на социальных условиях может негативно сказаться на разработку правильной стратегии и ее реализацию. Так, некомпетентность политического лидера играет важнейшую роль в дестабилизации даже тех демократических устройств, которые основываются на сравнительно прочном экономическом и социокультурном фундаменте. Таким образом, отсутствие благоприятного внешнего окружения, компетентного лидерства, слабость экономических и социокультурных предпосылок демократии может вносить свой вклад в дестабилизацию ее институционального устройства и возможный переход к авторитарным методам управления.

Однако политический опыт выявляет принципиальные различия в функционировании демократических устройств в зависимости от особенностей исторического и социокультурного развития страны. Поэтому демократические режимы также делятся на подвиды. В основе этого разделения может лежать принцип их социокультурной уникальности, своеобразие исторического наследия. Данное своеобразие накладывает отпечаток на функционирование демократических институтов. Модификация, которой в этой связи подвергаются институты, может быть весьма значительной. Наиболее характерный пример – формы разделения властей, складывающиеся в условиях президентской и парламентской форм правления. Другим примером деления демократических устройств может служить типология А. Лейпхарта. Он выделяет мажоритарную и консенсусную демократию. Мажоритарным будет считаться тот режим, в котором партии сменяют друг друга, а правящая коалиция формируется по принципу большинства. В консенсусной демократии правящая коалиция формируется на основе пропорционального представительства партий.

Таким образом, можно сделать вывод, что демократический режим является, согласно классической классификации, одним из видов политических режимов. Он обладает такими отличительными признаками как суверенитет народа, периодическая выборность основных органов власти, политический плюрализм, гарантия основных прав человека, рационально-легальный тип легитимности и другие. Среди основных институтов, обеспечивающих стабильность режима, принято выделять: всеобщее равное и тайное избирательное право; принцип разделения властей в построении государственного аппарата; либеральная конституция; свобода выражения политических суждений; свобода артикуляции политических интересов. Для обеспечения стабильного функционирования демократических институтов необходимо наличие благоприятствующих демократии экономических и социокультурных условий, компетентного лидера и безопасного для режима внешнего окружения.

Публикации по теме