Сравнительная характеристика культов тора и перуна. Мифы о боге торе

Скандинавская мифология — красивый и одновременно жестокий мир. Мир собранный из множества интересных и поучительных мифов. Мир насыщенный приключениями и подвигами, которые заставляют о многом задуматься.

Кратко о скандинавских богах

  1. Главная тройка богов в скандинавской мифологии — Один [Война], Тор [Защита] и Фрейр [Плодородие].
  2. Боги скандинавской мифологии делятся на две семьи:
    1. Асы — семья верховного бога Одина
    2. Ваны — семья морского бога Ньёрда
  3. В мифах и легендах скандинавов встречается множество второстепенных богов, которые играют незначительные роли и почти не участвуют в основных событиях.
  4. Сколько всего богов, сосчитать сложно. Потому что многие из них, в одних источниках относятся к богам, а в других к существам или великанам.
  5. Всего в скандинавской мифологии около 120 персонажей.

Здравствуй, уважаемый читатель. Большое спасибо что уделил время моему дневнику. Меня зовут Гаврилов Кирилл . Я увлекаюсь историей, мифологией и культурой средневековой Скандинавии, а это мой «Северный Дневник» — . В этой записи я познакомлю тебя с богами и богинями скандинавской мифологии.

Скандинавские боги предстают перед нами, не только как мудрые и всесильные вершители человеческих судеб, но и как обычные люди. Часто они совершают вполне человеческие ошибки, прибегают к обману, поступают подло и несправедливо, любят жестокость и смеются над чужими бедами.

В этой записи я бережно составил удобные списки всех богов и богинь с небольшими описаниями, для твоего удобства. О некоторых персонажах у меня есть отдельные записи — нажимай на имя в списке.

Тор сражается с королём великанов Хрунгниром

Главные боги

Асы

Асы — это семья верховного бога Одина и боги, которые изначально приняли его своим владыкой. Они живут в мире под названием Асгард, в котором и находятся их чертоги.

  1. — верховный скандинавский бог, владыка Асгарда и правитель . Бог войны, мудрец, странник, воин и колдун. Основатель скандинавской мифологии. Главные спутники и символы бога Одина:
    1. Восьминогий конь Слейпнир
  2. Фригг — жена Одина, богиня деторождения, хранительница домашнего очага и покровительница людей.
  3. — бог огня, хитрости и коварства. Главный виновник всех событий скандинавской мифологии. Поб­ра­тим Оди­на, сын великана Фар­ба­ути и богини Ла­увейи [Локи не принадлежит к Асам, но живет в Асгарде. Боги разрешили Локи жить вместе с ними за его хитрость].
  4. — сын Одина, бог грома, защитник богов и людей. Рыжебородый силач, носитель волшебного молота Мьёльнира. Гроза великанов и убийца чудовищ. Главные символы Тора:
    1. Молот Мьёльнир
    2. Колесница с двумя козлами
    3. Железные рукавицы
    4. Пояс силы Мегингъерд
  5. Ёрд — мать Тора, богиня земли
  6. Сив — жена тора, златовласая богиня плодородия
  7. Моди — сын Тора, бог воинской ярости
  8. Магни — сын Тора, бог силы и мощи
  9. Улль — пасынок [Приёмный сын] Тора, бог лука и стрел, покровитель лыжников
  10. — сын Одина, страж радужного моста «Биврест», предвидящий будущее. В день, когда наступит Рагнарек [Конец света], протрубит в свой рог Гьяллархорн, созывая богов на последнюю битву. Символы Хеймдалля:
    1. Громкий рог Гьяллархорн
    2. Золотой меч
    3. Конь с золотой гривой
  11. Тюр — сын Одина, однорукий бог храбрости и воинских поединков. Потерял правую руку в пасти волка
  12. Хёд — сын Одина, слепой бог зимы
  13. Хермод — сын Одина, храбрый посланник
  14. Вали — сын Одина, бог мести и растений
  15. Видар — сын Одина, бог мести и безмолвия
  16. Бальдр — сын Одина, самый красивый и хорошо сложенный бог, покровитель весны. Смерть Бальдра будет началом Рагнарёка.
  17. Нанна — жена Бальдра
  18. Форсети — сын Бальдра, бог судов и собраний
  19. Браги — бог красноречия, хранитель волшебного мёда поэзии.
  20. Идунн — жена Браги, богиня молодости, хранительница ларца с золотыми яблоками молодости, которые даруют богам бессмертие

Кроме жён асов, в Асгарде живут еще одиннадцать богинь:

  1. Эйр — покровительница врачевания
  2. Гевьон — покровительница юных дев
  3. Фулла — служанка и спутница Фригг
  4. Гна — посланница Фригг на коне Ховварпнир
  5. Сьеви — покровительница любви между мужчинами и женщинами
  6. Лови — соединяет влюблённых
  7. Вар — покровительница клятв
  8. Вер — богиня ума и любопытства
  9. Сюн — стражница закрытых дверей
  10. Хлин — оберегает людей от опасности
  11. Снотра — богиня сдержанности и мудрости

Ваны

Ваны — семья морского бога Ньёрда, которые изначально не захотели принимать Одина своим владыкой. Они живут в Ванахейме, но после войны богов переселяются в Асгард.

  1. Ньёрд — бог плодородия, владыка морей, отец Фрейра и Фрейи.
  2. Фрейр — бог урожая, плодородия, покровитель лета. Брат близнец Фрейи.
  3. Фрейя — богиня красоты и любви, именно она обучила Асов колдовству. Сестра близнец Фрейра.


Другие боги и младшие божества

  • Валькирии — девы воительницы Одина. Возносят павших воинов в , могут даровать победу или поражение в битве
  • Норны — три богини плетущие нити судьбы для каждого живого существа в девяти мирах. О них я рассказывал в записи о Мировом дереве
  • Андхримнир — главный пищевар в Вальхалле, ежедневно готовит гору мяса для воинов эйнхериев. Каждое утро закалывая гигантского вепря Сехримнира, который жертвует собой, чтобы прокормить войско Одина. А на следующее утро возрождается снова
  • Бури — дедушка Одина, предок всех богов
  • Бор — отец Одина и двух его братьев Вили и Ве
  • Бестла — мать Одина, жена Бора
  • Вили — первый брат Одина, сын Бора и Бестлы
  • Ве — второй брат Одина, сын Бора и Бестлы
  • Эгир — морской великан, покровитель спокойного моря
  • Ран — жена Эгира, покровительница бушующего моря
  • Сигюн — жена Локи, родившая ему сыновей Ва­ли и Нар­ви
  • Ангрбода — жена, Локи породившая волка Фенрира, змея Ёрмунганда и богиню Хель

На этом у меня всё. Если хочешь познакомиться со всеми мифами и легендами скандинавской мифологии, у меня есть для тебя целый сборник —

Один из главных персонажей, которых воспевает скандинавская мифология, — Тор. Могучий рыжеволосый бог, способный побороть любого противника, пользуется любовью и сегодня. Однако образ громовника в фильмах и комиксах все-таки нельзя считать каноническим. На вопрос о том, каким он был по представлениям древних скандинавов, может ответить только мифология. Тор — бог грома и молнии, победитель великанов и покровитель крестьян — сегодня в центре нашего внимания.

Громовник

Согласно текстам Старшей и Младший Эдды, Тор был сыном Одина. В качестве его матери чаще всего называется Ерд, богиня земли, однако в некоторых источниках громовник зовется сыном Фригг. Тор с самого детства отличался огромной силой и неспокойным нравом. Подобно внезапной летней грозе с ураганным ветром и раскатами грома, периодически молодого бога накрывали приступы ярости. Мать, бывшая не в силах обуздать ребенка, отправила его на воспитание приемным родителям. Только достигнув совершеннолетия Тор, уже научившийся самообладанию, смог вернуться в Асгард и занять положенное место в храме суда.

Непобедимый защитник

Как описывает Тор был могучим воином с рыжими волосами и бородой. Он защищал асов от чудовищ и великанов. При этом громовник сам походил на последних. Огромный и тяжелый он никогда не передвигался верхом. Ни один конь не смог бы выдержать бога. До цели Тор добирался пешком либо на колеснице, окованной железом. Сын Одина обладал отменным аппетитом и за один раз мог съесть целого быка. Его колесницу мчали по небу два козла, Тангниостр и Тангриснир (скрежещущий и скрипящий зубами). Если в пути Тор хотел есть, он зажаривал обоих, а затем, благословив кости своим молотом, возвращал их к жизни.

Большую часть времени Тор проводил в борьбе с великанами-етунами. Однако для того чтобы позвать громовника на помощь, богам в Асгарде нужно было только произнести его имя и бог грома сражу же появлялся.

Покровительствовал Тор и людям. Считалось, что он охраняет дома и поля хлебопашцев от великанов и других напастей. Тор благоволил низшим сословиям. В его жилище даже было 40 комнат, где души умерших рабов чувствовали себя не хуже, чем воины в Вальхалле.

Амуниция

Мьелльнир, молот Тора, мифология называет его главным оружием. Он представлял собой олицетворение молнии и потому постоянно был раскаленным. Мьелльнир всегда возвращался к хозяину, напоминая этим свойством бумеранг. Тор применял молот не только с боевыми целями. Волшебное оружие было способно воскрешать животных, с его помощью благословляли браки. Молот влиял и на плодородие. Удержать раскаленное оружие в голых руках непросто — Тор всегда носил железные рукавицы.

Еще одним непременным атрибутом бога грома и молнии был волшебный пояс Мегингъерд, способный увеличивать силу в два раза. Тор, скандинавская мифология неоднократно на это указывает, в таком оснащении становился практически непобедимым. Великаны постоянно пытались отнять у громовника молот или же заманить его к себе безоружным.

Вечный спутник

В путешествиях нередко сына Одина сопровождал Локи. Тор, мифология полна подобных эпизодов, часто побеждал великанов благодаря хитрости Один из примеров этого как раз связан с похищением Мьелльнира великанами. Молот был украден Тримом. Великан согласился вернуть волшебное оружие, если ему отдадут в жены Локи придумал хитрый план, как обвести злодея вокруг пальца. Он уговорил Тора надеть платье Фрейи и отправиться к Триму. Великан не заподозрил подвоха и отдал молот богу грома и молнии, после чего был им повержен.

Семья

Как указывает мифология, Тор имел двух жен. Великанша Ярнсакса родила ему сыновей Магни и Моди (сила и смелость). От богини Сиф Тор имел сына Луриди и дочь Труд. По другим источникам матерью Моди также являлась Сиф. Вместе с братом Магни он должен был пережить Тора и других богов и стать правителем возрожденного поле Рагнарека мира.

С богиней Сиф и детьми громовник жил в покоях Билширнир, которые располагались в Асгарде. Дом Тора состоял из 540 комнат.

Как повествует мифология, Тор погибнет вместе с другими богами в день конца мира. Громовник сразит молотом змея Ермунганда, сына Локи, но и сам погибнет, утонув в яде, излившимся из пасти чудовища.

Персонажи, похожие на скандинавского рыжебородого победителя великанов, есть практически во всех культурах. Это и индийский Индра, и славянский Перун, и греческий Зевс, и римский Юпитер. Объединяет их не только связь с грозой, громом и молнией, но и борьба с силами зла, постоянно стремящимися подчинить себе мир богов и людей. Образ защитника, наделенного могуществом, красотой и умом, привлекателен во все времена. Неудивительно поэтому, что образ Тора активно используется в современной медийной культуре, попутно обрастая новыми характеристиками, которые, по мнению человека нынешнего столетия, прекрасно подходят герою-защитнику.

Тор (мифология)

Этимология

Древнеисландское слово Þorr произошло от прагерманского *thunaraz - «гром». От него же пошли нем. Donner , дат. donder и др.-англ. Þunor , превратившиеся путём эпентезы в англ. thunder . швед. tordön , дат. donder и норв. torden содержат суффикс -dön/-den, означающий «грохот» или «гул». В скандинавских языках так же есть слово dunder , заимствованное из средненижненемецкого .

Римские источники отождествляли Донара с Юпитером, но чаще с Геркулесом (например, Тацит в своей «Германии »).

Характеристика

В скандинавской мифологии бог грома и дождя, бурь и плодородия, второй по значению после Одина. Рыжебородый богатырь обладал могучей силой, которой он любил мериться со всеми, и невероятным аппетитом - за один присест съедал быка. Тор защитник людей (живут в Мидгарде) и богов (живут в Асгарде) от великанов-ётунов и чудовищ.

Семья

От своей хозяйки, великанши Ярнсаксы (др.-сканд. Járnsaxa ) Тор имел сына Магни . От Сиф у него была дочь Труд и сын Моди .

Билширнир

Мифы о Торе

Большинство мифов повествуют о борьбе Тора с великанами-ётунами и его походах в их страну Ётунхейм .

Великан Трим похитил у Тора его молот Мьёльнир , Тор отправился за ним в Ётунхейм в сопровождении Локи. Переодевшись в одежду богини Фрейи, Тор обманывает Трима и убивает его молотом.

В Младшей Эдде рассказывается, как великан Гейррёд потребовал от пойманного им Локи , чтобы тот привёл к нему Тора без молота Мьёлльнира и без пояса силы. Тор перебирается через реку Вимур, ухватившись в последний момент за рябиновый куст. С помощью волшебного посоха он удерживается на чудесной скамье и давит ей дочерей великана. После чего он железными рукавицами ловит брошенный в него раскалённый брусок железа и убивает Гейррёда.

В Старшей Эдде рассказывается, что Тор для пира богов добыл котёл для варки пива у великана Хюмира.

В последний день перед концом мира (Рагнарёк) Тор сражается с мировым змеем Ёрмунгандом , порождением Локи . Громовник снёс уродливую голову чудовища и, отойдя от него всего на девять шагов, утонул в потоке яда, изрыгавшегося из разверстой пасти мёртвой твари. Молот Тора поднял его сын, Магни , который продолжил борьбу за отца.

Тор в науке

  • 90-й элемент таблицы Менделеева, торий , открытый Йёнсом Берцелиусом (1779-1848), получил своё название в честь Тора. Минерал, в котором был обнаружен торий, получил название торит .
  • В честь Тора назван астероид (299) Тора , открытый в 1890 году.

См. также

  • Тысяча лет Хрофта и Гибель богов 2 (произведения Ника Перумова)
  • Тор - персонаж в детской синтез-опере Льва Конова «Асгард»
  • Тор - персонаж аниме Забавы Богов
  • Tomb Raider: Underworld - в игре присутствует ссылка на бога Тора, протагонистка игры ищет его снаряжение

Напишите отзыв о статье "Тор (мифология)"

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедия «Кругосвет ».
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Тор (мифология)

– И! да у вас какое веселье, – смеясь, сказал Ростов.
– А вы что зеваете?
– Хороши! Так и течет с них! Гостиную нашу не замочите.
– Марьи Генриховны платье не запачкать, – отвечали голоса.
Ростов с Ильиным поспешили найти уголок, где бы они, не нарушая скромности Марьи Генриховны, могли бы переменить мокрое платье. Они пошли было за перегородку, чтобы переодеться; но в маленьком чуланчике, наполняя его весь, с одной свечкой на пустом ящике, сидели три офицера, играя в карты, и ни за что не хотели уступить свое место. Марья Генриховна уступила на время свою юбку, чтобы употребить ее вместо занавески, и за этой занавеской Ростов и Ильин с помощью Лаврушки, принесшего вьюки, сняли мокрое и надели сухое платье.
В разломанной печке разложили огонь. Достали доску и, утвердив ее на двух седлах, покрыли попоной, достали самоварчик, погребец и полбутылки рому, и, попросив Марью Генриховну быть хозяйкой, все столпились около нее. Кто предлагал ей чистый носовой платок, чтобы обтирать прелестные ручки, кто под ножки подкладывал ей венгерку, чтобы не было сыро, кто плащом занавешивал окно, чтобы не дуло, кто обмахивал мух с лица ее мужа, чтобы он не проснулся.
– Оставьте его, – говорила Марья Генриховна, робко и счастливо улыбаясь, – он и так спит хорошо после бессонной ночи.
– Нельзя, Марья Генриховна, – отвечал офицер, – надо доктору прислужиться. Все, может быть, и он меня пожалеет, когда ногу или руку резать станет.
Стаканов было только три; вода была такая грязная, что нельзя было решить, когда крепок или некрепок чай, и в самоваре воды было только на шесть стаканов, но тем приятнее было по очереди и старшинству получить свой стакан из пухлых с короткими, не совсем чистыми, ногтями ручек Марьи Генриховны. Все офицеры, казалось, действительно были в этот вечер влюблены в Марью Генриховну. Даже те офицеры, которые играли за перегородкой в карты, скоро бросили игру и перешли к самовару, подчиняясь общему настроению ухаживанья за Марьей Генриховной. Марья Генриховна, видя себя окруженной такой блестящей и учтивой молодежью, сияла счастьем, как ни старалась она скрывать этого и как ни очевидно робела при каждом сонном движении спавшего за ней мужа.
Ложка была только одна, сахару было больше всего, но размешивать его не успевали, и потому было решено, что она будет поочередно мешать сахар каждому. Ростов, получив свой стакан и подлив в него рому, попросил Марью Генриховну размешать.
– Да ведь вы без сахара? – сказала она, все улыбаясь, как будто все, что ни говорила она, и все, что ни говорили другие, было очень смешно и имело еще другое значение.
– Да мне не сахар, мне только, чтоб вы помешали своей ручкой.
Марья Генриховна согласилась и стала искать ложку, которую уже захватил кто то.
– Вы пальчиком, Марья Генриховна, – сказал Ростов, – еще приятнее будет.
– Горячо! – сказала Марья Генриховна, краснея от удовольствия.
Ильин взял ведро с водой и, капнув туда рому, пришел к Марье Генриховне, прося помешать пальчиком.
– Это моя чашка, – говорил он. – Только вложите пальчик, все выпью.
Когда самовар весь выпили, Ростов взял карты и предложил играть в короли с Марьей Генриховной. Кинули жребий, кому составлять партию Марьи Генриховны. Правилами игры, по предложению Ростова, было то, чтобы тот, кто будет королем, имел право поцеловать ручку Марьи Генриховны, а чтобы тот, кто останется прохвостом, шел бы ставить новый самовар для доктора, когда он проснется.
– Ну, а ежели Марья Генриховна будет королем? – спросил Ильин.
– Она и так королева! И приказания ее – закон.
Только что началась игра, как из за Марьи Генриховны вдруг поднялась вспутанная голова доктора. Он давно уже не спал и прислушивался к тому, что говорилось, и, видимо, не находил ничего веселого, смешного или забавного во всем, что говорилось и делалось. Лицо его было грустно и уныло. Он не поздоровался с офицерами, почесался и попросил позволения выйти, так как ему загораживали дорогу. Как только он вышел, все офицеры разразились громким хохотом, а Марья Генриховна до слез покраснела и тем сделалась еще привлекательнее на глаза всех офицеров. Вернувшись со двора, доктор сказал жене (которая перестала уже так счастливо улыбаться и, испуганно ожидая приговора, смотрела на него), что дождь прошел и что надо идти ночевать в кибитку, а то все растащат.
– Да я вестового пошлю… двух! – сказал Ростов. – Полноте, доктор.
– Я сам стану на часы! – сказал Ильин.
– Нет, господа, вы выспались, а я две ночи не спал, – сказал доктор и мрачно сел подле жены, ожидая окончания игры.
Глядя на мрачное лицо доктора, косившегося на свою жену, офицерам стало еще веселей, и многие не могла удерживаться от смеха, которому они поспешно старались приискивать благовидные предлоги. Когда доктор ушел, уведя свою жену, и поместился с нею в кибиточку, офицеры улеглись в корчме, укрывшись мокрыми шинелями; но долго не спали, то переговариваясь, вспоминая испуг доктора и веселье докторши, то выбегая на крыльцо и сообщая о том, что делалось в кибиточке. Несколько раз Ростов, завертываясь с головой, хотел заснуть; но опять чье нибудь замечание развлекало его, опять начинался разговор, и опять раздавался беспричинный, веселый, детский хохот.

В третьем часу еще никто не заснул, как явился вахмистр с приказом выступать к местечку Островне.
Все с тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошел к эскадрону. Уже светало; дождик перестал, тучи расходились. Было сыро и холодно, особенно в непросохшем платье. Выходя из корчмы, Ростов и Ильин оба в сумерках рассвета заглянули в глянцевитую от дождя кожаную докторскую кибиточку, из под фартука которой торчали ноги доктора и в середине которой виднелся на подушке чепчик докторши и слышалось сонное дыхание.
– Право, она очень мила! – сказал Ростов Ильину, выходившему с ним.
– Прелесть какая женщина! – с шестнадцатилетней серьезностью отвечал Ильин.
Через полчаса выстроенный эскадрон стоял на дороге. Послышалась команда: «Садись! – солдаты перекрестились и стали садиться. Ростов, выехав вперед, скомандовал: «Марш! – и, вытянувшись в четыре человека, гусары, звуча шлепаньем копыт по мокрой дороге, бренчаньем сабель и тихим говором, тронулись по большой, обсаженной березами дороге, вслед за шедшей впереди пехотой и батареей.
Разорванные сине лиловые тучи, краснея на восходе, быстро гнались ветром. Становилось все светлее и светлее. Ясно виднелась та курчавая травка, которая заседает всегда по проселочным дорогам, еще мокрая от вчерашнего дождя; висячие ветви берез, тоже мокрые, качались от ветра и роняли вбок от себя светлые капли. Яснее и яснее обозначались лица солдат. Ростов ехал с Ильиным, не отстававшим от него, стороной дороги, между двойным рядом берез.
Ростов в кампании позволял себе вольность ездить не на фронтовой лошади, а на казацкой. И знаток и охотник, он недавно достал себе лихую донскую, крупную и добрую игреневую лошадь, на которой никто не обскакивал его. Ехать на этой лошади было для Ростова наслаждение. Он думал о лошади, об утре, о докторше и ни разу не подумал о предстоящей опасности.
Прежде Ростов, идя в дело, боялся; теперь он не испытывал ни малейшего чувства страха. Не оттого он не боялся, что он привык к огню (к опасности нельзя привыкнуть), но оттого, что он выучился управлять своей душой перед опасностью. Он привык, идя в дело, думать обо всем, исключая того, что, казалось, было бы интереснее всего другого, – о предстоящей опасности. Сколько он ни старался, ни упрекал себя в трусости первое время своей службы, он не мог этого достигнуть; но с годами теперь это сделалось само собою. Он ехал теперь рядом с Ильиным между березами, изредка отрывая листья с веток, которые попадались под руку, иногда дотрогиваясь ногой до паха лошади, иногда отдавая, не поворачиваясь, докуренную трубку ехавшему сзади гусару, с таким спокойным и беззаботным видом, как будто он ехал кататься. Ему жалко было смотреть на взволнованное лицо Ильина, много и беспокойно говорившего; он по опыту знал то мучительное состояние ожидания страха и смерти, в котором находился корнет, и знал, что ничто, кроме времени, не поможет ему.

Согласно мнению некоторых мифологов, Тор, или Донар, сын Ёрд и Одина, однако другие утверждают, что его матерью была Фригг, богиня богинь. Еще ребенком он был знаменит своими огромными размерами и силой и вскоре после рождения удивил собрание богов, играючи перекидывая из стороны в сторону кучу медвежьих шкур. Обычно пребывая в хорошем настроении, Тор впадал иногда в неистовое буйство и бывал в это время очень опасен. Его мать, неспособная справиться с ним, отправила Тора на попечение Вингнира (крылатый) и Хлоры (жара). Эти приемные родители были также олицетворением молнии. Вскоре им удалось обуздать своего подопечного и мудро воспитать его. Сам Тор, осознавая, чем он им обязан, взял себе также имена Вингтор и Хлориди, под которыми был также известен.

Достигнув совершеннолетия, Тор был принят в Асгард, где занял почетное место среди двенадцати богов в огромном зале совета. Во владение он получил Трудвангар (Трудхейм), где построил чертог Бильскирнир (сверкающий, как молния), самый просторный во всем Асгарде. В нем было пятьсот палат и еще сорок палат для проживания рабов, попадавших сюда после смерти. Они всегда были желанны в его доме, здесь их ждал такой же теплый прием, как и их хозяев в Вальхалле, так как Тор был покровителем крестьян и низших сословий.
Горниц пять сотен
И сорок, как помню, -
В обители Бильскирнир есть:
Домом под кровлей,
Знаю, владеет
Чадо мое величайшим.
(Старшая Эдда. Речи Гримнира. Перевод В. Корсуна)

Так как он был богом грома и молнии (громовержцем), Тору не позволялось переезжать чудесный мост Биврёст, чтобы он не поджег его жаром, исходившим от его тела? Чтобы присоединиться к другим богам у источника мудрости Урд в тени священного дерева Иггдрасиля, он должен был идти пешком, переходя вброд реки Кормт и Ормт и два ручья Керлоуг.

В Норвегии Тора считали верховным божеством. Он был вторым в пантеоне богов других стран, его называли "старый Тор" не в силу возраста, а потому, что, по мнению некоторых, он принадлежал к старейшей династии богов. В мифах он описывается как богатырь, находящийся в расцвете сил, высокий и хорошо сложенный, со всклокоченными рыжими волосами и рыжей бородой. Когда он тряс волосами, особенно в моменты гнева, искры слетали с них потоками, вызывая гром и молнию.
Сначала Тор, изогнув бровь,
Шептал что-то в рыжую бороду,
Метая глазами, полными гнева,
молнии в разные стороны.
Его колесница, скрипя колесами,
Посылала раскаты грома,
А земля и небо сотрясались
под ударами его молота.
(Дж. Джонс. Вальхалла)

Народы Северной Европы в дальнейшем украшали его короной, на оконечностях которой была либо сверкающая звезда, либо огонь, так что голова его была окружена ореолом из огня - его собственного символа.

Молот Тора

Тор был также обладателем волшебного молота Мьёлльнира (молнии), который он с сокрушающей силой бросал в своих врагов, инеистых великанов, и который обладал чудесным свойством возвращаться к нему в руки, как бы далеко он ни метнул бы его.
Я - громовержец,
Здесь в моей северной земле
Моя сила и крепость
И вечная власть.
Среди айсбергов
Правлю народами.
Мой молот - Мьёлльнир всемогущий -
Никому не подвластен:
Ни великанам, ни колдунам.

Так как этот огромный молот, символ удара молнии, всегда оставался раскаленно-красным, то для того, чтобы держать его в руках, у бога были железные рукавицы - Ярнгрипер. Он мог метнуть Мьёлльнир на огромное расстояние, а его сила, и без того огромная, удваивалась, если он надевал волшебный пояс Мегингьерд (пояс силы).
Вот мой пояс,
Надену его -
и стану в два раза сильнее.
(Лонгфелло. Сага о короле Олаве)

Древние народы Северной Европы считали молот Тора священным и имели обыкновение носить обереги в виде молоточков Тора, чтобы оградить себя от злых духов и добиться благословения богов. Амулет в форме молоточка надевали на новорожденных младенцев, поливая их головки водой и нарекая при этом именем. Молот забивался в столбы, обозначавшие границы владений, и считалось святотатством вытаскивать его оттуда. Им освящали порог только что построенного дома, он использовался в брачной церемонии, а так же в освящении погребального костра, на котором сжигались тела героев вместе с оружием и конями, а подчас вместе с женами и слугами.

В Швеции полагали, что Тор, как и Один, носил широкополую шляпу, и поэтому грозовые тучи в этой стране называли шляпой Тора. Этим же именем была названа одна из главных горных вершин в Норвегии. Считалось, что раскаты грома - это грохот колес колесницы Тора, так как он единственный среди богов никогда не ездил верхом, а либо ходил пешком, либо ехал на бронзовой колеснице, запряженной двумя козлами: Тангниостром (скрежещущий зубами) и Тангрисниром (скрипящий зубами), от рогов и зубов которых постоянно летели искры.
О, великий Тор,
Взвалив волшебный меч на плечи,
На колеснице где-то рядом едешь,
Священные козлы влекут твою упряжку -
Слушаясь серебряных вожжей.
Мэтью Арнолд. Смерть Бальдра

Когда бог разъезжал на колеснице, его также именовали Эку - Тором, или Тором-Колесничим, а в Южной Германии полагали, что для громовых раскатов недостаточно одной колесницы, потому утверждали, что она нагружена медными чайниками, издававшими шум во время езды, и поэтому фамильярно называли его торговцем чайниками.

Семья Тора

Тор был женат дважды: сначала на великанше Ярнсаксе (железный камень), родившей ему двух сыновей Магнии (сила) и Моди (смелость), которым было суждено пережить отца и гибель богов и править в новом мире, который возродится после катастрофы, как феникс из пепла. Его второй женой была золотоволосая богиня Сив, родившая ему также двух детей: Лоррид и дочь по имени Труд, юную великаншу, славившуюся своими величиной и силой. Известно, что противоположности сходятся, и пример Труд подтверждение этому. К ней сватался карлик Альвис, которому она благоволила. Однажды вечером ее поклонник, который, будучи карликом, не мог переносить дневного света, появился в Асгарде, чтобы попросить ее руки. Совет богов склонялся в его пользу и был уже готов высказать свое одобрение, как вдруг появился отсутствовавший Тор. Бросив презрительный взгляд на крошечного возлюбленного, отец невесты сказал, что тому следует доказать, что его ум может восполнить недостаток роста, только тогда он сможет удостоиться руки невесты.

Чтобы испытать Альвиса, громовник стал задавать ему вопросы, касающиеся мира богов, ванов, эльфов и карликов, спрашивая до тех пор, пока не взошло солнце и первые его лучи не превратили карлика в камень. Этим Тор еще раз продемонстрировал великую силу богов, что должно было явиться предостережением для всех остальных карликов, которые пытаются испытать ее.
Чья еще грудь
вместила бы столько
сведений древних!
Но хитростью мощной
тебя обманул я:
ты в доме застигнут
солнечным светом!
(Старшая Эдда, Речи Альвиса. Перевод В. Тихомирова)

Поклонение Тору

Именем Тора названы места, которые, по преданию, он часто посещал, например основные гавани Фарерских островов, как и фамилии, считающиеся, что происходят от него. Имя Тора присутствует в таких названиях, как Трундерхиль в графстве Суррей, в фамилиях Торберн и Торвальдсен, а также в названии одного из дней недели: дня Тора, или четверга (англ. Thursday). И на всей земле
все еще есть день Тора.
(Лонгфелло. Сага о короле Олаве)

Тор считался одним из главных в пантеоне богов; так как он благоволил людям, ему повсеместно поклонялись. Храмы в его честь воздвигнуты в Мэри, Хладере, Годи, Готланде и Упсале и в других местах. В Юл (основной праздник, посвященный Тору, совпадающий с нынешними Святками) люди просили Тора послать им счастливый год. В этот день по обычаю сжигали большое дубовое бревно (бревно Юла), так как это дерево считалось священным и символизировало летний свет и тепло, прогоняющие темноту и холод зимы.

Невесты надевали красное, так как это любимый цвет Тора, считавшийся символом любви. По этой же причине обручальные кольца в Северной Европе всегда были с красным камнем.

Храмы и идолы Тора, как и Одина, делали из дерева, и большое их количество было разрушено во времена конунга Олава Святого.

Так же как и , Тор — бог грома в . Он считается одним из главнейших богов в скандинавской мифологии. Тор отвечал за погоду, урожай и морские путешествия. Древнескандинавская руна вмещает в себе силу бога Тора. Любопытно, что гром во время шторма не вызывал страха у викингов и считался признаком того, что Тор исполняет свои обязанности - то есть убивает ледяных великанов. Тор был рыжебород, прожорлив и громогласен. Обычно любые проблемы он решал, убивая всякого, кто находился рядом, своим непобедимым молотом . Женой его была прекраснейшая богиня Сив. После жестокой битвы с великаном Хрюнгниром у Тора в голове остался осколок камня, отколовшийся от каменной дубины великана, когда та ударилась о молот. И до самого Тору суждено жить с этим осколком.

Тор — скандинавский бог грома

У скандинавского бога грома Тора была два постоянных спутника — юноша Тьялви и девушка Рёсква, которых бог заполучил довольно низким способом. Вместе с Локи он путешествовал по миру. Однажды оба бога решили где-нибудь заночевать. Они остановились у четы бедных крестьян. Приготовленный ужин никак не мог насытить Тора, отличавшегося огромным аппетитом. И тогда бог убил последних двух козлов этих крестьян, сказав, что, если они положат все кости нетронутыми обратно в шкуры животных, к утру все станет по-прежнему.

Все получилось бы так, если бы Локи не убедил сына крестьян, Тьялви, сломать одну из костей и высосать костный мозг. На следующий день Тор коснулся двух шкур с костями своим молотом, и через мгновение оба козла ожили. Но один из них стал хромать. Тор пришел в такую ярость, что грозился убить всю семью, несмотря на то что люди дали богам приют. Чтобы сохранитьнить свою жизнь, крестьяне решили отдать Тору своего сына - Тьялви, виновника случившегося, и свою дочь Рёскву в вечное рабство. Тор тут же согласился.

Боги Тюр и Тор в поисках кубка Хюмира

Множество раз бог-громовержец попадал в разные переделки с великанами, зачастую вместе с Локи. Чтобы забрать свой меч у Трюм, ему пришлось переодеться богиней Фрейей. Также он убил Гейррода и его дочерей, а до этого-дружелюбного великана Хюмира. Великан Хюмир обладал волшебным кубком, содержимое которого никогда не кончалось. Тор и Тюр решили завладеть им и отправились в замок к Хюмиру, где были приняты весьма дружелюбно и радушно. На другой день, однако, Тор совершил отвратительный поступок. Вместе с Хюмиром отправился на рыбалку, и великан посоветовал Тору найти какую-нибудь наживку. Тогда бог убил самого большого быка Хюмира - Химинбриотера, чтобы насадить его голову на крючок. Затем Тор отвел лодку далеко в море и поймал Мирового Змея - Ёрмунганда. Он уже готов был убить чудовище, но Хюмир, испугавшись, взял и перерезал леску. Тор ударил великана своим молотом и сбросил его за борт. Однако Хюмир доплыл до берега, даже не обидевшись на бога. Вдвоем они позавтракали двумя китами, которых поймал Хюмир. После трапезы великан предложил богу разбить его кубок. Тор пытался разбить кубок обо все предметы, находящиеся поблизости, но безуспешно. Тогда Хюмир предложил Тору и Тюру забрать сосуд. Тюр не смог поднять его, а Тору это удалось лишь с большим трудом. Когда боги уходили, Хюмир позвал своих друзей - инеистых великанов, которые сражались с богами на заре времен, но Тор их всех убил своим молотом. С триумфом боги вернулись во дворец Эгира с волшебным кубком.

Было бы удивительно, если бы хоть один из великанов испытывал к богу что-либо, кроме отвращения, слишком многих истребил Тор. И все же были случаи, когда некоторые из них помогали богу. Так, он лишился бы жизни, если бы не своевременное вмешательство великанши Грид. Она позволила Тору и переночевать, когда они направлялись к замку великана Гейррода. Как только Локи уснул, Грид рассказала пьяному Тору, что Гейррод собирался убить его. А еще сказала, что Тор поступил глупо, отправляясь в путешествие без молота и пояса силы. Она дала ему перчатки, сделанные из железа, которые должны были заменить пояс силы, и непобедимую дубину, чтобы сражаться с Гейрродом.

Просмотры 3 151

Публикации по теме