Что делают в каждой части храма. Куда ориентированы храмы и почему

«для задней же стороны скинии к западу сделай шесть брусьев» (Книга Исход 26:18-23)

Таким образом вход в Скинию оставался с востока, а Святая Святых - располагалась на западе.
Так же по образу скинии сориентированы были Первый и Второй Храмы.

«Не нарушу завета Моего, и не переменю того, что вышло из уст Моих.» (Псалтирь 88:35)

«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.» (Св. Евангелие от Матфея 5:17)

Первый Храм Гроба Господня, построенный Святой Еленой и освященный в 335, имел странную ориентацию. Алтарь был обращен на запад, но входы были с востока и с юга.

«Когда христиане получили возможность строить церкви, они сперва ставили их по-прежнему - “лицом”, входом на восток. Алтарь, где находится престол для совершения литургии, оказывался при этом на западе. Из 34 церквей, построенных в правление Константина Великого до 420 года, три четверти имели апсиду на западе и только четверть - на востоке»

Климент Александрийский (ок. 150 - ок. 215), говоря о том, что молитва совершается с лицом, обращенным к востоку, навстречу восходящему солнцу, отмечает: «По этой причине древнейшие храмы обращены были входом к западу, чтобы люди, стоя напротив изображений, привыкали обращаться лицом к востоку» («Строматы», кн. VII, гл. 7, § 43). Об обращении к востоку при молитве говорят затем и другие отцы церкви, в частности, Иоанн Дамаскин («Точное изложение православной веры», кн. IV, гл. 12)131. В древнерусских хронографах встречается специальная статья, озаглавленная: «Указ чесо ради покланяемся на восток».

Традиция моления на восток находит отражение в ориентации христианского храма. Как известно, алтарная апсида в христианских церквах, как правило, находится на востоке, и это специально регламентируется в так называемых «Апостольских постановлениях» (кн. II, гл. 57) второй.половины IV в. 133 Отметим, что при этом может сохраняться непосредственная связь с восходом солнца: при закладке храма обычно оказывается актуальной не столько ориентация по странам света, сколько ориентация именно на восход солнца, которое, как известно, по мере удаления от экватора не совпадает с востоком (иначе говоря, ось церкви направлена на ту точку горизонта, где в день закладки был видимый восход солнца). А так как храмы закладывались весной, часта ориентация на северо-восток. Например, Шартрский собор.

Исключение представляют древнейшие западные церкви - главным образом римские и североафриканские, - ориентированные, напротив, на запад (т. е. имеющие апсиду на западе и вход на востоке). Такая ориентация представлена, в частности, в римских базиликах св. Иоанна в Латеране и св. Петра в Ватикане (современный собор св. Петра, строившийся в 1506-1614 гг., сохраняет ориентацию древней базилики св. Петра, созданной при императоре Константине). Такого рода храмы превалируют на Западе до середины V в.

Ориентация Собора Св.Петра прекрасно видна на гуглмапе и подобных.

И, наконец главная цитата по теме (Иоанн Дамаскин. «Точное изложение православной веры»):

О поклонении на восток

Мы поклоняемся на восток не просто и не случайно. Но так как мы сложены как из видимой, так и невидимой, то есть духовной и чувственной природы, то и поклонение Творцу предлагаем двоякое, подобно тому как и поем умом и телесными устами, и крестимся как водою, так и Духом, и двояким образом соединяемся с Господом, имея участие в Таинствах и в благодати Духа.

Итак, потому что Бог есть духовный свет (см. 1 Ин. 1, 5), и Христос в Писаниях назван Солнцем правды (Мал. 4, 2) и Востоком (Зах. 3, 8; Лк. 1, 78), для поклонения Ему должно посвятить восток. Ибо все прекрасное должно быть посвящено Богу, Которым всякое благо думается хорошим. Говорит же и божественный Давид: царства земная пойте Богу, воспойте Господеви, Возшедшему на небо небесе на востоки (Пс. 67, 33-34). А также Писание еще говорит: насади Господь Бог рай во Едеме на востоцех, и введе тамо человека, егоже созда (Быт. 2, 8); его, согрешившего, Он изгнал, и всели прямо рая сладости (Быт. 3, 24), без сомнения, на западе. Итак, мы, отыскивая древнее отечество и пристально смотря по направлению к нему, поклоняемся Богу. А также и скиния Моисеева на востоке имела завесу и очистилище (см. Лев. 16, 14). И колено Иудово, как более уважаемое, располагалось станом с востока (см. Чис. 2, 3). А также и в славном храме Соломоновом врата Господни находились к востоку. Но, конечно, и Господь распинаемый, смотрел на запад, и таким образом мы поклоняемся, пристально смотря на Него. И возносясь, Он поднимался по направлению к востоку, и таким образом Ему поклонились апостолы, и Он такожде приидет, имже образом увидели Его идуща на небо (Деян. 1, 11); подобно тому как Сам Господь сказал: якоже молния исходит от восток и является до запад, тако будет и пришествие Сына Человеческого (Мф. 24, 27). Итак, ожидая Его, поклоняемся на восток. Это же – незаписанное предание апостолов. Ибо они многое передали нам, не изложив письменно.

Алтарь - важнейшее, недоступное мирянам часть храма(рис.3.4). Место священнодействий, важнейшим из которых является Таинство Евхаристии.

Уже в Древней Греции в местах общественных собраний существовало особое возвышение, предназначенное для выступлений ораторов, философов. Называлось оно «би́ма », и означало это слово то же, что и латинское alta ara – возвышенное место, возвышение. Присвоенное важнейшей части храма название показывает, что с самых первых веков христианства алтарь сооружался на возвышенной по отношению к другим частям храма площадке. Поэтому, алтарь, как правило, устраивается на возвышении на одну или несколько ступеней высотой 0,12-0,15 м каждая.

Алтарь в православных храмах по древней традиции устраивается с восточной стороны и представляет собой абсиду, может быть встроен или пристроен к средней части храма. В храмах вместимостью до 300 человек устраивается, как правило, один алтарь. В храмах большей вместимости по заданию на проектирование могут устраиваться в приделах несколько алтарей. Если в храме устраиваются несколько алтарей, каждый из них освящается в память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются придельнымиили приделами. Существуют и двухэтажные храмы, на каждом этаже которых может быть по несколько приделов.

Рисунок 3.4. Схема алтаря

Габариты алтаря и подсобных помещений при нем в зависимости от функционального назначения храма и его вместимости устанавливаются заданием на проектирование. Глубина алтаря в малых, домовых храмах и приделах должна составлять не менее 3,0 м, а в иных храмах не менее 4,0 м. При алтарях храмов вместимостью свыше 300 человек, как правило, устраиваются подсобные помещения (понамарки и ризницы) площадью от 4 до 12 м 2 . В ризнице кроме богослужебных одежд хранятся богослужебные книги, ладан, свечи, вино и просфоры для ближайшей службы и другие предметы, необходимые для богослужений и различных треб. По причине большого разнообразия и различия вещей, хранящихся в ризнице, она редко бывает сосредоточена в одном определенном месте. Священные ризы обычно хранятся в особых шкафах, книги – на полках, другие предметы – в ящиках столов и тумбочек. Входы в них организуются из алтаря; при этом установка дверей не обязательна. В алтаре, как правило, устраиваются оконные проемы, причем центральный, ориентированный на восток, часто заменяется запрестольным образом, имеющим подсветку искусственным источником света. При размещении оконных проемов в верхней части алтарной апсиды центральное окно может располагаться над запрестольным образом. Разное количество окон в алтаре символизирует следующее:

    Три окна (или два раза по три: вверху и внизу) – несозданный Троический свет Божества.

    Три вверху и два внизу – Троический свет и два естества Господа Иисуса Христа.

    Четыре окна – Четвероевангелие.

В центре алтаря должен находиться квадратный престол, на котором совершается Таинство Евхаристии. Престолпредставляет собой деревянный (иногда мраморный или металлический) стол, утвержденный на четырех «столпах» (т. е. ножках, высота которых – 98 сантиметров, а со столешницей – 1 метр) , вокруг которого должен быть оставлен, как правило, круговой обход с расстоянием от престола до запрестольного образа (Горнего места) не менее 0,9 м. Он расположен напротив Царских врат (ворот, расположенных в центре иконостаса) на расстоянии не менее 1,3 м и является самым святым местом храма, местом где Христос действительно особым образом присутствует в Святых Дарах. Вплотную к Престолу, с его восточной (дальней, если смотреть из храма, стороны) обычно помещается семисвечник, представляющий собой разделенный на семь ответвлений светильник, на котором находятся семь лампад, зажигаемых при богослужении. Символизируют эти лампады семь Церквей, которые видел в Откровении Иоанн Богослов, и семь Таинств Православной Церкви.

В северо-восточной части алтаря, слева от Престола (если смотреть из храма), у стены находится жертвенник. По внешнему устройству жертвенник почти во всем подобен Престолу (рис.3.5). В первую очередь это относится к размерам жертвенника , которые бывают или одинаковы с размерами Престола или несколько меньше. Высота жертвенника всегда равна высоте Престола. Название жертвенник это место алтаря получило оттого, что на нем совершается проскомидия, первая часть Божественной литургии, где хлеб в виде просфор и вино особым образом приготавливаются для совершения Таинства Бескровной Жертвы.

Рисунок 3.5. Жертвиник

Го́рнее (слав, возвышенное) место – это место у центральной части восточной стены алтаря, находящееся прямо против Престола, где на некотором возвышении сооружается кресло (трон) для архиерея, символизирующее Небесный Престол , на котором незримо присутствует Господь, а по его сторонам, но ниже устраиваются скамьи или сидения для священников. В древности оно имело название «сопрестолие ». За Горнем местом в алтарях соборов могут устраиваться круговые обходы(рис.3.6).

Входы в алтарь должны быть организованы из средней части храма через двери и Царские врата в иконостасе,причем устройство порогов не допускается. Устройство входа в алтарь непосредственно снаружи в ряде случаев удобно функционально, но нежелательно с точки зрения символики алтаря как образа Рая, куда могут попасть только «верные», стоящие в средней части храма.

Рисунок 3.6. Горнее место

Иконостас – особая перегородка, со стоящими на ней иконами, отделяющая алтарь от средней части храма. Уже в катакомбных храмах Древнего Рима существовали решетки, отделяющие пространство алтаря от средней части храма. Появившийся на их месте в процессе развития православного храмоздательства иконостас является совершенствованием и углублением этой традиции.

1. Местный ряд

2. Праздничный ряд

3. Деисусный ряд

4. Пророческий ряд

5. Праотеческий ряд

6. Навершие (Крест или Голгофа)

7. Икона «Тайная Вечеря»

8. Икона Спасителя

9. Икона Пресвятой Богородицы

10. Местная икона

11. Икона «Спас в Силах» или «Спас на престоле»

12. Царские врата

13. Диаконские (северные) врата

14. Диаконские (южные) врата

Принадлежность нижнего ряда иконостаса – трое врат (или дверей), которые имеют свои названия и функции.

Рисунок 3.5. Схема заполнения пятиярусного иконостаса

Царские врата – двустворчатые, самые большие врата – располагаются в середине иконостаса и называются так, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы , невидимо проходит в Святых Дарах. Через Царские врата никому кроме священнослужителей, и то только в определенные моменты богослужения, проходить не разрешается. За Царскими вратами , внутри алтаря, висит завеса (катапета́сма), которая отдергивается и задергивается в моменты, определенные Уставом и знаменует собой вообще покров тайны, покрывающий святыни Божии. На Царских вратах изображаются иконы Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех Апостолов, которые написали Евангелия: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Над ними помещается образ Тайной Вечери, который указывает также, что за Царскими вратами в алтаре происходит то же самое, что происходило в Сионской горнице. Направо от Царских врат всегда помещается икона Спасителя, а налево от Царских врат – икона Божией Матери.

Диа́конские (боковые) врата расположены:

1. Направо от иконы Спасителя – южная дверь, на которой изображается либо архангел Михаил, либо архидиакон Стефан, либо первосвященник Аарон.

2. Налево от иконы Божией Материсеверная дверь, на которой изображаются либо архангел Гавриил, либо диакон Филипп (архидиакон Лаврентий), либо пророк Моисей.

Боковые двери называются диаконскими, так как через них чаще всего проходят диаконы. Справа от южной двери помещаются иконы особенно чтимых святых. Первой справа от образа Спасителя, между ним и изображением на южной двери всегда должна быть храмовая икона, т. е. иконатого праздника или святого, в честь которого освящен храм.

Вся совокупность икон первого яруса составляет так называемый местный ряд,который называется так, потому что в нем есть местная икона, то есть икона праздника или святого, в честь которого устроен храм.

Рисунок 3.8. Пример классического иконостаса

Иконостасы обычно устраиваются в несколько ярусов, т. е. рядов, каждый из которых формируется из икон определенного содержания:

1. Во втором ярусе помещаются иконы важнейших двунадеся́тых праздников, изображающих те священные события, которые послужили спасению людей (праздничный ряд).

2. Третий (деису́сный) ряд икон имеет своим центром образ Христа Вседержителя, восседающего на троне. По правую руку от Него изображается Пресвятая Дева Мария, молящая Его о прощении человеческих грехов, по левую руку от Спасителя – образ проповедника покаяния Иоанна Предтечи. Эти три иконы носят название деи́сис – моление (разг. деису́с ) С обеих сторон от деисиса иконы апостолов.

3. В центре четвертого (пророческого) ряда иконостаса изображается Матерь Божия с Богомладенцем. По обе стороны от Нее изображены предвозвестившие Ее и рожденного от Нее Искупителя, ветхозаветные пророки(Исайя, Иеремия, Даниил, Давид, Соломон и другие).

4. В центре пятого (праоте́ческого)ряда иконостаса, где этот ряд есть, часто помещается образ Господа Саваофа, Бога Отца, по одну сторону от которого помещаются образы пра́отцев(Авраама, Иакова, Исаака, Ноя), а по другую – святи́телей(т. е. святых, которые в годы своего земного служения имели епископский сан).

5. На самом верхнем ярусе всегда сооружается навершие: либо Голгофа (Крест с Распятием как вершина Божественной любви к падшему миру), либо просто Крест.

Это традиционное устройство иконостаса. Но часто встречаются и другие, где, например, праздничный ряд может быть выше деисиса, или его совсем может не быть.

Кроме иконостаса, иконы размещаются по стенам храма, в больших киотах, т. е. в особых больших рамах, а также располагаются на аналоях, т. е. на особых высоких узких столиках с наклонной поверхностью.

Средняя часть храма , как это явствует из ее названия, находится между алтарем и притвором. Поскольку алтарь ограничен иконостасом не полностью, то некоторая его часть «выносится» за пределы алтарной перегородки. Эта часть представляет собой возвышенную по отношению к уровню остального храма площадку и носит название солея́ (греч. возвышение посреди храма). шириной, как правило, не менее 1,2 м, приподнятая на одну или несколько ступеней по отношению к уровню пола средней части храма. Уровень пола солеи должен совпадать с уровнем пола алтаря. В таком устройстве солеи таится удивительный смысл. Алтарь не оканчивается на самом деле иконостасом, а выходит из-под него к людям: для молящихся, во время богослужения совершается то же, что совершается в алтаре. В храмах, вместимостью более 300 человек солея как правило, имеет декоративное решетчатое ограждение с открывающимися частями напротив дверных проемов иконостаса. Ширина каждой створки должна быть не менее 0,8 м.

Рисунок 3.9. Средняя часть храма, интерьер

Напротив Царских врат солея, как правило, имеет выступ (амвон) многогранной или полукруглой формы с радиусом верхней ступени 0,5 - 1,0 м.С амвона священник произносит самые значительные слова при совершении службы, а также проповеди. Символические значения амвона следующие: гора, с которой проповедовал Христос. По бокам солеи, как правило, устраиваются клиросы для размещения церковных хоров. Их ширина принимается в зависимости от вместимости храма, но должна быть не менее 2,0 м. Клиросы, как правило, отделяются от средней части храма киотами для икон, обращенных в среднюю часть храма. В случае невозможности размещения церковных хоров на солее или на антресоли, для них могут устраиваться огражденные помосты в средней части храма, как правило, при наличии центральных столпов - с их восточной стороны.

Рядом с клиросами ставятся хору́гвииконы, написанные на материи и прикрепленные, подобно запрестольным изображениям Креста и Божией Матери, к длинным древкам. В некоторых храмах есть хо́ры – балкон или лоджия обычно с западной, реже с южной или с северной стороны. В центральной части храма, в верхней точке купола на массивных цепях подвешивается большой светильник со множеством ламп (в виде свечек, либо в др. виде) паникади́ло, или паниканди́ло.Обычно паникадило выполняется в виде одного или нескольких стилизованных колец, может быть богато орнаментовано, украшаться «таблетками» – иконописными изображениями. В куполах боковых приделов подвешиваются подобные же светильники меньших размеров, называемые поликанди́лами. Поликандила имеют от семи (символизируют семь даров Святого Духа) до двенадцати (символизируют 12 апостолов) ламп, паникадила – более двенадцати.

В средней части храма считается обязательным иметь образ Голгофы, представляющей собой большой деревянный Крест с Распятым на нем Спасителем. Обычно он делается в натуральную величину, то есть в рост человека, и восьмиконечным. Нижний конец Креста укрепляется на подставке в виде каменной горки, на которой изображаются череп и кости прародителя Адама. По правую сторону от Распятого ставится образ Богоматери, устремившей Свой взор ко Христу, по левую сторону – образ Иоанна Богослова либо образ Марии Магдалины. Распятие во дни Великого поста выдвигается на середину храма.

За облачальным местом в западной стене храма устраиваются двухстворчатые двери, или красные врата, ведущие из средней части храма в притвор. Они являются главным входом в церковь. Помимо западных, красных врат, храм может иметь еще два входа в северной и южной стенах , но это бывает не всегда.

Притво́р - третья входная часть храма. Притворы могут служить в качестве входного тамбура. В I, II, III климатических районах и IIIг климатическом подрайоне при главном входе следует предусматривать тамбур. При дополнительных входах, служащих в качестве эвакуационных, тамбуры допускается не предусматривать. Ширина тамбуров должна превышать ширину дверного проема не менее чем на 0,15 м с каждой стороны, а глубина тамбуров должна превышать ширину полотна двери не менее чем на 0,2 м.

Устройство порогов высотой более 2 см в дверных проемах притворов не допускается для беспрепятственного входа и выхода, особенно во время Крестного хода.

Ширину проемов для основных входов в храм следует определять в зависимости от его вместимости с тем, чтобы обеспечить беспрепятственный выход людей из храма во время Крестного хода. Ширину дверного проема в свету рекомендуется принимать не менее 1,2 м, ширину свободного прохода внутренних дверей - не менее 1,0 м.

Наружные лестницы должны быть минимальной шириной 2,2 м, а площадки высотой от уровня земли более 0,45 м, находящиеся при входах в храмы, должны иметь ограждения высотой не менее 0,9 м.

Также притвор может быть развит с добавлением трапезной части, обеспечивающей дополнительное размещение прихожан. К трапезной части могут примыкать один или несколько приделов храма. Притворы по ширине обычно уже западной стены храма, нередко встроены в колокольню, если она примыкает к храму вплотную. Иногда ширина притвора одинакова с шириной западной стены.

В притворах должны быть предусмотрены свечные киоски, по возможности изолированные от молитвенных помещений храма (трапезная и собственно храм), места для проведения заказных богослужений (например, молебны, панихиды), а также помещения подсобного назначения: комнаты персонала, помещения уборочного инвентаря, кладовые, гардеробы верхней одежды прихожан и другие в соответствии с заданием на проектирование.

При наличии гардеробной верхней одежды количество крючков определяется заданием на проектирование, но должно быть не менее 10 % числа вместимости храма.

Рисунок 3.10. Планировочная схема приходского храма

1 - паперть с гардеробной; 2 - лестница на колокольню; 3 - помещение сторожа; 4 - техническое помещение; 5 - притвор с «церковным ящиком»; 6 - иконная лавка; 7 - кладовая; 8 - крещальня; 9 - помещение для переодевания; 10 - помещение персонала; 11 - исповедальня (требная); 12 - трапезная часть; 13 - средняя часть храма; 14 - алтарь; 15 - понамарка; 16 - ризница; 17 - солея с амвоном; 18 - клирос; 19 - придел; 20 - алтарь придела; 21 - понамарка с ризницей; 22 - солея с амвоном

Над притворами может быть устроена колокольня или звонница.

Вход в притвор предусматривается с открытой или перекрытой площадки - паперти, возвышающейся над уровнем земли не меньше на 0,45 м.

На паперти должно быть предусмотрено место для крышек гробов и венков.

Многие православные храмы поражают красотой и изяществом убранства, архитектурным великолепием. Но помимо эстетической нагрузки, вся постройка и оформление храма несет символический смысл . Нельзя взять любое здание и организовать в нем церковь. Рассмотрим, по каким принципам организовано устройство и внутреннее убранство православного храма и какой смысл несут элементы оформления.

Архитектурные особенности храмовых построек

Храм - это освященное здание, в котором служатся Божественные службы , а верующие люди имеют возможность принять участие в Таинствах. Традиционно основной вход в храм располагается на западе - там, где заходит солнце, а главная богослужебная часть - алтарь - всегда закладывается на восток, где солнце встает.

Князе-Владимирский храм в Иркутске

Отличить христианскую церковь от любых других зданий можно по характерному куполу (главе) с крестом . Это символ крестной смерти Спасителя , Который добровольно взошел на Крест ради нашего искупления. Не случайно и количество голов на каждой церкви, а именно:

  • один купол знаменует Заповедь о единстве Бога (Я есть Господь Бог твой, и не будут у тебя другие боги, кроме Меня);
  • три купола возводят в честь Святой Троицы;
  • пять куполов символизирует Иисуса Христа и Его четырех евангелистов;
  • семь глав напоминают верующим о семи главных Таинствах святой Церкви, а также о семи вселенских соборах;
  • иногда встречаются постройки с тринадцатью главами, которые символизируют Господа и 12 апостолов .
Важно! Любой храм посвящен, прежде всего, Господу нашему Иисусу Христу, но при этом может быть освящен в честь какого-либо святого или праздника (например, Рождественский храм, Свято-Николаевский, Покровский и т.д.).

О православных храмах:

При закладке постройки храма, в основание может быть заложена одна из таких фигур:

  • крест (знаменует орудие смерти Господа и символ нашего спасения);
  • прямоугольник (ассоциируется с Ноевым ковчегом, как кораблем спасения);
  • круг (означает отсутствие начала и конца Церкви, которая вечна);
  • звезда с 8-ю концами (в воспоминание о вифлеемской звезде, которая указала на рождение Христа).

Вид сверху на церковь Ильи Пророка в Ярославле

Символически само здание соотносится с ковчегом спасения всего человечества. И как Ной много веков назад на своем ковчеге спас свою семью и все живое во время Великого Потопа, так и сегодня люди идут в церкви для спасения своей души.

Главная богослужебная часть церкви, где находится алтарь, смотрит на восток, поскольку цель жизни человека идти от тьмы к свету, а значит, с запада на восток. Кроме того, в Библии мы видим тексты, в которых сам Христос именуется Востоком и Светом Правды, идущим с Востока. Поэтому и служить Литургию в алтаре принято в сторону восходящего солнца.

Внутреннее устройство храма

Зайдя в любую церковь, в ней можно увидеть разделение на три основных зоны:

  1. притвор;
  2. основная или средняя часть;
  3. алтарь.

Притвор - это самая первая часть здания за входными дверями. В древности было принято, что именно в притворе стояли и молились грешники перед покаянием и оглашенные - люди, которые только готовились принять Крещение и стать полноценными членами Церкви. В современных церквах таких правил нет, и в притворах чаще всего располагают свечные киоски, где можно купить свечи, церковную литературу и подать записочки на поминовение.

Притвор — небольшое пространство между дверью и храмом

В средней части находятся все молящиеся во время службы. Эта часть церкви еще иногда называется нефом (кораблем), что снова отсылает нас к образу Ноева ковчега спасения. Основные элементы средней части - это солея, амвон, иконостас и клиросы. Рассмотрим детальнее, что это такое.

Солея

Это небольшая ступенька, расположенная перед самым иконостасом. Ее предназначение - возвысить священника и всех участников богослужения, чтобы их было лучше видно и слышно. В древности, когда храмы были маленькие и темные, да еще и битком набивались людьми, разглядеть и услышать священника за толпой было практически невозможно. Поэтому и придумали такое возвышение.

Амвон

В современных храмах это часть солеи, чаще всего овальной формы, которая находится посередине иконостаса прямо перед Царскими вратами. На этом овальном выступе священником произносятся проповеди, оглашаются прошения дьяконом, читается Евангелие. Посередине и сбоку амвона есть ступени для восхождения к иконостасу.

С амвона читается Евангелие и произносятся проповеди

Клирос

Место, где располагается хор и чтецы. В больших церквах чаще всего есть несколько клиросов - верхний и нижний. Нижние клиросы находятся, как правило, в конце солеи. На большие праздники в одном храме может петь сразу несколько хоров, которые находятся на разных клиросах. В обычные богослужения один хор поет с одного клироса.

Иконостас

Самая заметная часть внутреннего убранства храма. Это своеобразная стена с иконами, которая отделяет алтарь от основной части. Изначально иконостасы были низкими, или их функцию выполняли занавеси или небольшие решетки. Со временем на них стали вешать иконы, а высота заграждений росла. В современных церквах иконостасы могут доходить до потолка, а иконы на нем располагаются в специальном порядке.

Главные и самые большие ворота, ведущие в алтарь, называются Царскими вратами. На них изображают Благовещенье Пресвятой Богородицы и иконы всех четырех евангелистов. С правой стороны от Царских врат вешают икону Христа , а за ней образ главного праздника, в честь которого освящен храм или данный предел. С левой стороны - икону Богородицы и одного из особо почитаемый святых.На дополнительных дверях в алтарь принято изображать Архангелов.

Над Царскими вратами изображают Тайную Вечерю , вровень с ней иконы больших двунадесятых праздников. В зависимости от высоты иконостаса, могут быть еще ряды икон, на которых изображается Богородица, святые, места из Евангелия.. Именно они предстояли на Голгофе во время крестной казни Господа. Такое же расположение можно увидеть и на большом распятии, которое находится сбоку от иконостаса.

Основная идея оформления иконостаса - представить Церковь во всей ее полноте, с Господом во главе, со святыми и Небесными силами . Человек, который молится у иконостаса, как бы предстоит перед всем, что составляет суть христианства со времен земной жизни Господа и до сего дня.

О молитве в храме:

Алтарь

Наконец, святая святых любой церкви, без которого невозможно служение Литургии. Церковь может быть освящена даже в простом здании без куполов, но невозможно представить ни одну церковь без алтаря.Входить в алтарь кто угодно не может, это разрешено только священнослужителям, дьяконам, пономарям и отдельным лицам мужского пола по благословению настоятеля храма. Женщинам входить в алтарь строго запрещено полностью.

Главная часть алтаря - святой Престол, который символизирует Престол самого Господа Бога. В физическом смысле это большой тяжелый стол, может быть из дерева или камня. Квадратная форма говорит о том, что пища с этого стола (а именно слово Божие) подается людям по всей Земле, на все четыре стороны света.Для освящения храма обязательной является закладка святых мощей под Престол.

Важно! Как в христианстве нет ничего случайного и неважного, так и убранство дома Божия имеет глубокий символичный смысл в каждой детали.

Новоначальным христианам может показаться излишней такая попечительность о деталях, однако, если глубже вникнуть в суть богослужения, то станет ясно - каждой вещи в храме есть применение. Такой порядок подает пример и каждому человеку: мы должны жить так, чтобы и внешнее, и внутреннее устроение вело нас к Богу.

Видео о внутреннем устройстве храма

Внутренняя структура храма

Храмы традиционно строятся по принципу базилики (древний тип сооружений прямоугольной формы). Базилика представляет собой прямоугольник из 3 или 5 нефов, коридоров разделенных колоннами. Центральный неф всегда заканчивается абсидой, обращенной на Восток. Внутреннее помещение базилики представляет собой как бы прямоугольник в прямоугольнике, что символизирует самоограничение, ведущее к духовному совершенствованию.
Детали и элементы архитектурных сооружений

АЛТАРЬ (лат. «высокий жертвенник») - восточная, главная часть храма, в которой находится престол. Изначально алтарем назывался собственно престол, впоследствии. когда восточная часть храма стала обособляться и отделяться иконостасом, название алтарь распространилось на всю отделенную иконостасом часть храма. В алтаре находятся престол, жертвенник, епископская или священническая кафедра. Пространство за престолом называется горним местом. В алтаре обычно находится ризница. По древней традиции в алтаре разрешается присутствовать только мужчинам.

АПСИДА (Абсида) - полукруглый, граненый или иной сложной формы пониженный выступ, примыкающий к основному объему храма. Как правило, в нем располагается алтарная часть храма.

БАРАБАН - цилиндрическое или граненое завершение объема храма, поддерживающее главу.

БАРАБАН СВЕТОВОЙ - барабан, грани или цилиндрическая поверхность которого прорезана оконными проемами

ВРАТА ЦАРСКИЕ - главные врата иконостаса - двухстворчатые двери напротив престола. Предназначены исключительно для входа священнослужителей во время богослужения. Обычно на царских вратах помещаются иконы Благовещения и четырех евангелистов.

ГУЛЬБИЩЕ - открытый или крытый обход, окружающий здание храма.

ЗАКОМАРА - полукруглое или килевидное завершение прясел храма

ЗВОННИЦА - отдельно стоящее, пристроенное к храму или надстроенное над храмом или его западной частью открытое сооружение или стенка с проемами, предназначенными для подвешивания колоколов.

ИЗРАЗЕЦ - керамический элемент декора или облицовки стен или печей. На тыльной стороне имеет выступ - румпу - для сцепления с кладкой. Бывает полихромным и простым (майолика и терракота).

ИКОНОСТАС - перегородка, разделяющая алтарь и среднюю часть храма. Состоит из икон, расположенных ярусами. Число ярусов бывает от трех до пяти. В середине нижнего яруса находятся врата царские, справа от врат расположены икона Иисуса Христа и икона святого или праздника, которым посвящен храм; слева от врат расположены икона Богородицы и любая другая. За иконами нижнего ряда с обеих сторон (в небольших храмах и приделах только с одной) расположены двери дьяконские. Над царскими вратами помещается икона Тайной Вечери. Второй ярус снизу содержит иконы двунадесятых праздников. Третий ярус содержит иконы деисусного чина. Четвертый - икону Богородицы с Младенцем Христом и иконы предстоящих пророков. Верхний, пятый ярус - икону Троицы и иконы предстоящих ветхозаветных праведников и праотцев (Авраама, Исаака, Иакова и др.). Завершается иконостас распятием.

КАПИТЕЛЬ - завершение колонны или пилястры, как правило, с более сложным рисунком и формой. Капители бывают коринфского, дорического, ионического, тосканского, композитного ордера и различаются формой - более или менее пышной и сложной.

КЛИРОС - место в храме, предназначенное для хора. Клиросы располагаются на обоих концах солеи.

КРЕЩАЛЬНЯ - здание или помещение, оборудованное купелью, предназначенное для совершения в нем Таинства Крещения.

КРИПТА - погребальная камера под храмом или над которой возводится мемориальная часовня.

КОКОШНИКИ - декоративные ложные закомары полукруглой или килевидной формы с богатой профилировкой или профилированные арки с заполненным полем, иногда с заостренным верхом, служащие декоративным завершением стен, сводов, оконных проемов, обрамлением оснований барабанов, шатров, куполов, наружным оформлением сводов в виде горки кокошников.


КОЛОННА
- архитектурный элемент, служащий опорным столбом или декоративный, цилиндрической или граненой формы

ЛЮКАРНА - световой проем в крыше, имеющий вертикальную лицевую плоскость. В храмовой архитектуре чаще всего встречается в шатровых колокольнях и служит для улучшения акустики.

ПАПЕРТЬ - внешняя часть притвора - крыльцо храма.

ПИЛЯСТРА - плоский вертикальный выступ на стене, имеющий базу и капитель.

ПЛИНФА - тонкий плоский кирпич, применявшийся в древнерусском зодчестве домонгольского периода.

ПОДКЛЕТ - нижний этаж здания в русской архитектуре, незначительно поднимающийся над землей.

ПОЗАКОМАРНОЕ ПОКРЫТИЕ - кровля, уложенная непосредственно по сводам («камарам»).

ПОНАМАРКА - подсобное помещение при алтаре.

ПОЛУКОЛОННА - колонна, наполовину выступающая из вертикальной поверхности стены.

ПОРТАЛ - декоративное оформление входа. Бывает килевидным или полукруглым, а также перспективным, т.е., с рядом уходящих вглубь уступов одинакового очертания.

ПРИДЕЛ - Дополнительный алтарь с престолом. Приделы устраиваются для того, чтобы в один день (например, в крупные праздники или в воскресения) в одном храме можно было совершать несколько литургий (по количеству приделов), т.к. в православной церкви принято совершать не более одной литургии в один день на одном престоле (так же как и священник не может совершать более одной литургии в день).

ПРИТВОР - западная часть храма. С одной стороны притвора располагается паперть, с другой проход в среднюю часть храма. В притворе по уставу совершаются некоторые богослужения - обручения, лития, чин оглашения и др.

ПРЯСЛО - Часть стены, ограниченная по вертикали пилонами или лопатками. Характерно для древнерусской архитектуры.

РИЗНИЦА - отдельное помещение в храме или место в алтаре (обычно справа от горнего места), где хранятся облачения и священные сосуды.

ТРАПЕЗНАЯ (греч. «стол, еда») - здание в монастыре, в которое монашествующие собираются для принятия пищи, т.е. на трапезу. Трапезная обычно расположена в специальном храме.

СЛУХИ - открытые проемы в шатровом покрытии колоколен, обрамленные наподобие оконных проемов наличниками.

СТОЛП - массивная опора, прямоугольная, круглая или крестообразная в плане, поддерживающая своды.

ФРЕСКА - настенная роспись в храме, наносимая на влажную штукатурку.

ФРИЗ - украшенная горизонтальная полоса на стене, элемент декора

ФРОНТОН - завершение карниза или наличника, имеющее треугольную, полукруглую, лучковую или сложную форму.

ШАТЕР - высокое четырех-, шести- или восьмигранное пирамидальное покрытие башни, храма либо колокольни, широко распространенное в храмовой архитектуре Руси до XVII века.

ЯРУС - убывающее по высоте горизонтальное членение объема здания.

ЯБЛОКО - основание для Креста, который устанавливается на главе храма.

Алтарная часть храма. Фото: www.nesterov-cerkov.ru

Алтарь. Третья, восточная часть церкви называется алтарь. Эта часть храма символизирует рай, духовное небо и символизирует место, где находится Господь. Это главная часть в церкви и место, куда могут входить все священнослужители и иподиаконы и чтецы. А еще в алтарь могут входить мужчины получившие благословение настоятеля храма или архиерея.

Алтарь. Фото: www.hram-feodosy.kiev.ua

Женщинам строго запрещается входить в алтарь. В древности сюда могло входить женщины-диаконисы. Это женщины, которые занимались подготовкой женщин оглашенных. В алтаре священнослужители совершают богослужения и требы. Православный храм покрыт церковными фресками, изображающие сцены из жизни Иисуса Христа, Девы Марии и святых. Кроме того, фрески могут изображать образы Бога Отца, Сына Божия, Пресвятой Троицы, Божией Матери, святых и т. д.

Св. Престол. Фото: www.hram-feodosy.kiev.ua

Св. Престол. В центре алтаря находится Св. Престол. Это главная святыня каждой церкви, это особенное место, мето пребывания Бога. Св. Престол – это стол, покрытый красивой парчовой тканью. Под каждым церковного престола находится частица мощей святого. Положение частицы мощей святого происходит со времен, когда в первые три века христиане были гонимы, они совершали богослужение в катакомбах на гробах умерших братьев по вере. Положение частицы мощей святого в престол является обязательной, и без нее не можется совершиться ни одно богослужение в храме.

Св. Престол. Фото: www.azbyka.ru

Есть и передвижные Св. Престолы, так называемые походные престолы. Они используются, например, там, где не возможно построить храм, в миссионерской деятельности, когда еще церковь не построена, а необходимо совершать Св. Таинстава, во время военных действий, длительных экспедиций...

На Св. Престоле обычно священники совершают Литургию. На престоле приготовляется Св. Причастие.

Богослужебные предметы находящиеся на Св. Престоле. Фото: www.hram-feodosy.kiev.ua

На Св. Престоле находятся следующие богослужебные предметы: крест , с которым священник благословляет верующих, Св. Евангелие , антиминс – освещенная ткань с изображением погребения Иисуса Христа. Внутри антиминса находится еще одна ткань, которая называется илитон . Кроме илитона есть и антимисная губка . С ней собираются случайно упавшие частицы причастного хлеба на илитон после приготовления Св. Даров. В илитоне находится частица от мощей святого, святого-мученика.

Дарохранительница. Фото: www.yapokrov.ru

Дарохранительница. Здесь, также, находится лампада, два подсвечника по одной свечой, которые находятся на правой и левой стороне на престоле и дарохранильница. Дарохранительница имеет форму маленькой церкви или гробницы.

Алавастр или мирница. В алавастре хранится Св. Миро и находится возле дарохранительницы.

Мирница. Фото: www.yapokrov.ru

Дароносица. Дарохранительница предназначена для сохранения Св. Даров для больных православных христиан и дароносица. С ней иерей приносит на дом и причащает тяжело больных, трудно передвигающихся и неподвижных прихожан, которые физически не могут сами прийти в храм и приять Св. Дары.

Дароносица. Фото: www.yapokrov.ru

Семисвечник. За престолом находится семисвечник – подсвечник на высокой подставкой с семью свечами. В древней Православной Церкви не было семисвечника в церковном алтаре. В древности на престоле зажигались только две свечи. Они символизируют две природы Сына Божия – божественную и человеческую. Он позже появился в православных молитвенных домах. Сегодня он является обязательным богослужебным предметом в алтаре в церкви. Корни семисвечника в православном храме уходят к Ветхозаветному иудейскому храму.

Семисвечник. Фото: www.yapokrov.ru

Семисвечник имеет более чем один символ. О его символах мы узнаем из последней книги Нового Завета - Откровение, написанная Св. Иоанном Богословов. Из этой священной книги мы узнаем, что симисвечник символизируют семь духов Божиих, семь православных церковных таинств, семь церквей, семь чаш гнева Божиего, семь громов, семь печатей таинственной книги, семь ангельских труб.

Запрестольный крест и запрестольный выностной крест. Фото: www.yapokrov.ru

Запрестольный крест. Возле семисвечника находится и запрестольный крест с Распятием Иисуса Христа. Это большой деревянный крест с изображением распятого на кресте Спасителя.

Жертвенник. Кроме престола в святой святых в православном молитвенном доме находится жертвенник. Он расположен в левой, северной стороне престола. Жертвенник еще называется предложением или протисисотом. По своим размерам, он почти тождественный с престолом и имеет ту же высоту что и престол. В первые века строительства православных храмов жертвенник не находился в алтаре. Он позже был перенесен в алтарь.

Жертвенник. Фото: www.azbyka.ru

На жертвеннике находятся следующие священные предметы: Св. Чаша или Св. Потир . Это Священная Чаша, в которую наливают воду и вино. Св. Потир является символом Крови Иисуса Христа. Дискос – это плоский круглый металлический сосуд в форме диска. На него ставится хлеб для Св. Причастия. Причастный хлеб символизирует Тело Сына Божьего. Копие – это металлическая палочка, похожая на маленький нож, с помощью который вынимаются частицы из причастного хлеба, во время Проскомидии. Символ копия является копье, с которым был пронизан распятый Спаситель. Звездица – это две дуги, сверху соединенные крестом. Он служит для того, когда дискос с вытащенными частицами причастного хлеба покрывается покровцами. Поэтому, между дискосом и покровцами ставится здездица, чтобы частицы не касались покровцов. Металлическая чашка для теплой воды, которая называется теплота . Лжица для причастия . Эта ложечка используется для мирян в храме. Воздух – это четырехугольная ткань размером семьдесят по семьдесят сантиметров, покровцы – ткани, имеющие крестообразную форму, губка и так далее. На жертвеннике совершается проскомидия - первая часть Литургии.

В алтаре находятся другие богослужебные предметы, как кадило или кадильница , дикирий , трикирий и две рипиды .

Дикирий – это подсвечник с двумя свечами, которые символизируют две природы Нашего Господа Иисуса Христа – человеческую и божественную. Соответственно, трикирий – это подсвечник с тремя свечами, символизирующий три Лица Святой Троицы. Они используются митрополитами и патриархом, когда служат в храме с местным священником и благословляют ими прихожан.


Дикирий, трикий и рипида. Фото: www.azbyka.ru

Рипида – металлический круг на длинном шесте. В ранние века христианства они были сделаны из перьев павлина и служили для того чтобы отгонять насекомых от Св. Причастие. В настоящее время они имеют духовную символику. Они символизируют присутствие ангельских сил над Телом и Кровью Христовых.

Кадильница. Фото Илья Свинковский , www.foma.rukadilo.html

Ризница. А еще в алтаре есть ризница. Она расположена в правой стороне от престола. Это место, где одеваются священнослужители и сохраняются богослужебные одежды священников, диаконов и иподиаконов. Также, здесь сохранятся церковная утварь и богослужебные книги. В болгарских храмах, особенно в старинных церквях ризницей чаще всего является обыкновенный гардероб. В небольших и сельских Божьих домах в Болгарии ризницей „служит” стол, на котором лежат богослужебные облачения.

Горнее место с архиерейским троном. Фото: www.simvol-veri.ru

Горнее место. Место между престолом и восточной стеной алтаря называется Горнее место. Оно „вошло” в алтарь с древних времен. Это возвышенное место за престолом, где в древности находилось кресло архиепископа – архиерейский трон. Сегодня этот трон в болгарских православных храмах находится в наосе.

Использаванны материалы

3.„Устройство православного храма”. - http://berezniki.cerkov.ru/ustrojstvo-pravoslavnogo-xrama/

4. Макариополски епископ д-р Николай и ар химандрит д-р Серафим, „Храм” - http://www.pravmladeji.org/node/36

5. "Алтарь и церковная утварь” , Храм Пресвятой Богорицы в г. Балканабату (Туркменистан) - http://www.balkanabat.prihod.ru/

6. Из книги „Храм. Обряды. Богослужения” , сайт Святотроицкой Православной школы - http://www.holytrinitymission.org/index.php

магистр богословия

Фоторепортаж

Публикации по теме