Как улыбался Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям). Кого Пророк Мухаммад (ﷺ) назвал самым скупым из скупых? Шейхи, устазы и другие уважаемые люди

Ничто не могло противостоять распространению Ислама. Хотя были и 13 мучительных лет в Мекке, и жестокость неверующих. Коран имел исключительное влияние на людей: даже самые ярые враги истинной религии признавали, что смысл Книги Аллаха глубок и даёт отдохновение сердцу.

В ту пору жил известный среди арабов поэт Туфайль. В страхе перед «губительным» воздействием Корана он ходил, заткнув уши ватой. Однажды стихотворец встретился с Пророком (салляллаху алейхи ва саллям) и подумал про себя: «Если я умный человек,

то, наверное, смогу сам отличить правду ото лжи». Он приблизился к Расулюллаху (салляллаху алейхи ва саллям) и стал его слушать. Коран настолько поразил Туфайля, что он ушёл от Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) мусульманином.

Мушрик Валид бин Мугира поражался необыкновенному языку и красноречию Корана: «Видит Аллах, то, что я слышал недавно от Мухаммада, - это не слова человека или джина. Эти речи изумительны и сладостны.

Смысл их, словно обильные плоды зелёной долины, где текут реки… Без сомнения, Мухаммад победит, никто не сможет достичь его уровня». В другой раз, слыша чтение Корана, он так комментировал свои впечатления: «Я знаю все виды и жанры стихосложения, но это не рифмы, эти строки выше стихов. Такую смысловую и звуковую гармонию мне ещё не доводилось слушать». И тут же, оправдываясь перед соплеменниками, бин Мугира заявлял: «Однако он вносит смуту в родственные отношения…» Так мирские интересы мешали многобожникам принять постулаты Небесной Книги, ибо тогда им пришлось бы отказаться от многого привычного в жизненном укладе.

Мекка была в то время центром бурной торговли, а мушрики - успешными купцами. Если бы они признали Единственного Аллаха, то им пришлось бы прекратить продавать идолов. В Коране шла речь о равенстве людей перед Всевышним, и хозяев, и рабов, поэтому следует забыть о высоком социальном статусе. Но более всего пугал мушриков призыв к ответственности. В Коране говорилось о Судном Дне, когда человек будет спрошен обо всём, что делал на земле. Мекканцы же подозревали, что многие их деяния были греховными: они относились к рабам хуже, чем к животным, женщины не имели прав и считались чьей-либо собственностью. Ислам призывал держать под контролем свои страсти и привносить в жизнь дисциплину, что также было не по вкусу многобожникам. Поэтому они всячески изощрялись в попытках заглушить голос Корана. Сначала мушрики избивали и казнили тех, кто знал Коран, шумели во время его чтения, распускали слухи о колдовстве, запугивая приходящих в Мекку караванщиков. Затем, они посылали известных ораторов на площадь, где мусульмане читали Коран, чтобы отвлечь внимание толпы. Но ничто не могло остановить растущего интереса к Исламу.

Курайшиты поняли, что не могут справиться с Мухаммадом (салляллаху алейхи ва саллям) собственными силами, и отправились за советом к иудеям Медины. Тем было известно о рождении Расулюллаха (салляллаху алейхи ва саллям). Они сказали: «Задайте ему три вопроса. Если он сможет ответить на них, то он действительно Пророк, если нет, то самозванец. Спросите его о юношах, которые спали в пещере и проснулись живыми через столетия, спросите о человеке, который прошёл все земли от запада до востока, спросите также о том, что есть душа». Посланник Всевышнего (саллялаху алейхи ва саллям) после того как услышал эти вопросы, сказал: «Приходите завтра, я дам вам ответ» . Но откровения от Аллаха не было ровно 15 дней. Курайшиты уже праздновали победу. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) был огорчён. Но вскоре к нему явился ангел Джабраиль (алейхиссалям) вестью от Всевышнего. Создатель предупреждал Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): «И ни о чём никогда не говори: «Я непременно сделаю это завтра», - не добавив слов «Ин ша Аллах» («если пожелает Аллах»)». Всевышний в ниспосланных аятах дал ответы на вопросы иудеев о юношах-обитателях пещеры, о пророке Зулькарнайне и о душе. После этого многобожники не смогли больше возражать.

Анализируя причины ниспослания пророков на протяжении всей мировой истории, можно вывести главную проблему: отход от веры и падение нравов. Посланники Всевышнего были призваны восстановить мировой порядок и напомнить людям о нравственном начале. Эту же миссию выполнял и Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям).

Основатель мусульманского государства

Он основал мусульманское государство, но не для того, чтобы править в нём. Этого требовало исполнение божественного долга. Так Пророк Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) выполнил свою высокую обязанность и объединил мусульманскую умму.

Скромность - качество верующего

«Никто не сможет отстраниться от мирской жизни, не будучи скромным», - говорил Пророк (салляллаху алейхи ва саллям). Он отмечал без гордыни: «Я не считаю себя выше вас. Ведь Аллах не любит высокомерных» .

Благочестивые Айша и Умму Саляма (радыяллаху анхума) вспоминали, что их супруг больше всего любил дела, которые совершаются постоянно.

Всё с правой стороны

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) всегда использовал правую руку или правую ногу, выполняя омовение, расчёсывая волосы и бороду или надевая обувь. Он начинал делать все дела с правой стороны, и даже кольцо носил на мизинце правой руки.

При этом Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) призывал: «О, уверовавшие! Ешьте, пейте, одевайтесь и тратьте имущество ради А лла х а. Но не прибегайте к расточительству и гордыне» .

Мытьё рук

Известно, что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) мыл руки до и после еды. Согласно Исламу, мытьё рук перед едой подобно омовению перед совершением намаза, ведь пища - это дар Аллаха . Помыв руки перед едой, даже если они не казались грязными, мы выражаем благодарность Аллаху за оказанную милость и дарованное пропитание. Выражение почтения еде увеличивает баракат. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) первым ввёл в обиход мытьё рук. В те времена это действие не было принято в культуре других народов.

Мытьё рук после еды - также знак вежливости и средство очищения. Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) постоянно находился в состоянии ритуальной чистоты.

Культура еды

Нет никаких подтверждений тому, что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) принимал пищу три раза в день, как это было принято до Ислама. Известно, что он питался максимум дважды в день и обязательно ел лёгкую пищу (например, финики). Он советовал не пренебрегать вечерней трапезой: «Ужинайте, пусть даже горстью фиников. Ведь отсутствие ужина старит человека и ослабляет его» .

Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) начинал еду с «бисмиллях » и заканчивал молитвой. Самым коротким дуа было выражение «альхамдулиллях».

Отношение к жёнам

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) обращался с супругами в высшей степени ласково и советовал поступать также самое своей умме: «О, уверовавшие! Обращайтесь с жёнами ласково, ведь они подобны ребру» . При этом он подчёркивал, что женщины не созданы из ребра.

Молитва

Домочадцы рассказывали, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) не готовился ко сну перед последним намазом и не бодрствовал после него. Он ложился спать поздно, только если проводились свадьбы, приходили гости или возникало желание совершить намаз тахаджуд. говорил «Мои глаза спят, но не сердце» .

Он читал дуа до отхода ко сну и при пробуждении, и не было такого времени, когда бы он этого не сделал. Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) молился , столкнувшись с тем, что его удивляло или озадачивало. Но не желал, чтобы его умма проводила жизнь исключительно в поклонении, ибо ни в чём не любил излишества. Он говорил: «Право на вас есть и у вашего тела, и у супруг, и у гостей. Поэтому вы должны дать каждому то, на что он имеет право» .

После Хаджа

По окончании Хаджа Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) не задерживался в Мекке, а возвращался в Медину. Там он навещал могилы воинов, падших в битве при Ухуде, совершал джаназа-намаз и молился за них.

На похоронах

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) не плакал, когда умирали его друзья, но садился позади могилы и печально гладил свою бороду. Те, кто его видел, понимали, что он очень расстроен.

Последние слова

По многим источникам, Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) заболел 19 числа месяца Сафар. В полночь за день до болезни он пошёл на кладбище Джаннат’уль-Баки, попрощался с умершими сахабами, как с живыми, и помолился за них. Последними словами его были: «Аллах, прости мои грехи, не лишай меня Своей милости и отведи меня к Рафик-и Аля - к праведникам».

Анас бин Малик (радыяллаху анху) рассказывал: «Когда Пророк вошёл в Медину, всё озарилось его светом. Когда он умер, город окутала тьма. Да так, что в наших сердцах восцарилось беспокойство ещё до того, как мы закончили погребение».

Абдуллах бин Умар (радыяллаху анху) вспоминал: «Когда Пророк был жив, мы не поднимали руку на женщин и не ссорились с ними, боясь, что об этом будет ниспослан аят. Но когда Пророк умер, начались ссоры».

По словам Абу Дарда, Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) завещал верующим: «По пятницам читайте мне , ибо в этот день спускаются ангелы. И нет того человека, чей бы салават не был бы сразу доставлен ко мне. Читайте салават даже после моей смерти, ведь Господь запретил земле поглощать тела пророков. Посланник Аллаха вечно жив».

Салава́т (араб. – благословение; множественное число от арабского слова «салят» - молитва) – 1) дуа восхваления и возвеличивания любимого и почитаемого Пророка Мухаммада, мир ему и благословение; обращение к Господу со словами благодарности за ниспосланную милость и благословениями для Пророка Мухаммада, мир ему и благословение; 2) молитва, произносимая во время намаза после чтения Ат-Тахията в последнем ракаате.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, прожил самую совершенную человеческую жизнь. Его поступки, действия, слова - образец для всех людей. Всевышний Аллах сказал: «В Посланнике Аллаха - образцовый пример для тех, кто надеется на Милость Аллаха и на блага Последнего Дня и поминает Аллаха часто: и в опасности, и в мольбе, и в трудностях, и в благополучии» (Священный Коран, 33:21).

Салават - выражение любви, уважения и благодарности Пророку, мир ему и благословение, надежда на его заступничество в Судный День.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение, говорил: «В Судный День самыми близкими ко мне будут люди, которые часто читали салават» (Тирмизи). Он также отмечал: «Самый скупой среди вас тот, кто при упоминании моего имени не произнёс салават» (Тирмизи).

После ниспослания аята суры «аль-Ахзаб» чтение салавата стало для мусульман фардом.

«Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром»

Священный Коран. Сура 33 «Аль-Ахзаб» / «Союзники», аят 56

Читать салават - значит совершить одобряемое и вознаграждаемое Всевышним деяние. Посланник Аллаха, мир ему и благословение, говорил: «Тот, кто прочитает один салават, удостоится десятикратной Милости Аллаха» (Муслим).

Дуа, начатое и завершенное салаватом, будет принято. Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Если кто-то из вас читает молитву, пусть сначала произнесет слова восхваления (прославления) Всевышнего, прочитает салават и затем просит у Аллаха всё, что пожелает» (Абу Давуд).

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, завещал мусульманам: «Читайте для меня салават, и, где бы вы ни были, до меня дойдут ваши приветствия и молитвы» (Абу Давуд).

Салават Пророку Мухаммаду ﷺ

اللّهُـمَّ صَلِّ عَلـى مُحمَّـد، وَعَلـى آلِ مُحمَّد، كَمـا صَلَّيـتَ عَلـىإبْراهـيمَ وَعَلـى آلِ إبْراهـيم، إِنَّكَ حَمـيدٌ مَجـيد ، اللّهُـمَّ بارِكْ عَلـى مُحمَّـد، وَعَلـى آلِ مُحمَّـد، كَمـا بارِكْتَ عَلـىإبْراهـيمَ وَعَلـى آلِ إبْراهيم، إِنَّكَ حَمـيدٌ مَجـيد

Перевод смысла: О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, поистине, Ты – Достойный похвалы. Славный! О Аллах, пошли благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада, как послал Ты их Ибрахиму и семейству Ибрахима, поистине. Ты – Достойный похвалы, Славный!

Транслит: Аллахумма салли "аля Мухаммадин ва "аля али Мухаммадин, кя-ма салляйта "аля Ибрахима ва "аля али Ибрахима, инна-кя Хамидун, Маджидун. Ал-лахумма, барик "аля Мухаммадин ва "аля али Мухаммадин кя-ма баракта "аля Ибрахима ва "аля али Ибрахима, инна-кя Хамидун, Маджидун!

Салават Пророку Мухаммаду ﷺ

اللّهُـمَّ صَلِّ عَلـى مُحمَّـدٍ وَعَلـىأَزْواجِـهِ وَذُرِّيَّـتِه، كَمـا صَلَّيْـتَ عَلـى آلِ إبْراهـيم . وَبارِكْ عَلـى مُحمَّـدٍ وَعَلـىأَزْواجِـهِ وَذُرِّيَّـتِه، كَمـا بارِكْتَ عَلـى آلِ إبْراهـيم . إِنَّكَ حَمـيدٌ مَجـيد

Перевод смысла: О Аллах, благослови Мухаммада, его жён и его потомство, как благословил Ты семейство Ибрахима, и пошли благословения Мухаммаду, его жёнам и его потомству, как послал Ты их семейству Ибрахима, поистине. Ты – Достойный похвалы, Славный!

Транслит: Аллахумма, салли "аля Мухаммадин ва "аля азваджи-хи ва зурриййати-хи кя-ма салляйта "аля али Ибрахима ва барик "аля Мухаммадин ва "аля азваджи-хи ва зурриййати-хи кя-ма баракта аля али Ибрахима, инна-кя Хамидун, Маджидун!

После упоминания имени Пророка Мухаммада следует всегда произносить салават: «Аллахумма салли ‘аля Мухаммад», или «Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммад» или «Салляллаху алейхи ва саллям (Мир ему и благословение)».

Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Самый благословенный из дней - пятница. Читайте салаваты, и ваши приветствия будут мне переданы» (Абу Давуд). Сахабы поинтересовались, как Пророк, мир ему и благословение, сможет принимать салаваты после ухода в мир иной. Он ответил: «Аллах Тааля запретил земле разрушать тела пророков». Также он сказал: «Если кто-то посылает салават, то ангелы передают его мне» (Абу Давуд).

Как правильно читать Ат-Тахият и Салават

Для просмотра этого видео, пожалуйста, включите JavaScript, и удостоверьтесь, что ваш браузер поддерживает HTML5 video

Описание Пророка Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) в Священном Коране и Сунне

Его описание в Священном Коране:

Вот некоторые из аятов Священного Корана, указывающие на высокие качества и черты, характеризующие нашего Пророка Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи ва саллям), Посланника милости Всевышнего Создателя к мирам:

1. «Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам!» (Анбия 21/107)

Всевышний Аллах украсил Своего Пророка (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) великолепием милосердия. Его сущность является милостью для всех творений. Милостью для верующих, потому что счастья в этом мире и в мире ином достигнут те, кто уверовал в него и следовал его пути. Милостью для неверующих (кяфиров), потому что с его приходом неверующие были ограждены от божественной кары, которая постигала в этом мире те грешные народы, которые жили до них; их наказание было отсрочено до Судного Дня.

2. «О, Пророк, воистину, Мы послали свидетелем, благовестником и предостерегающим увещевателем. И призывающим к Аллаху с Его дозволения, освещающим светочем» (аль-Ахзаб 33, 45/46).

3. «Несомненно, к вам явился Посланник из вашей среды; тяжко для него то, что вы страдаете. Он заботится о вас, сострадателен и милосерден он к верующим» (ат-Тауба 9, 128).

В этих аятах Всевышний Аллах проявил благосклонность к нашему Пророку (саллаллаху ‘алейхи ва саллям), наделив его свойственными только Ему эпитетами «Сострадательный» (Ар-Рауф) и «Милосердный» (Ар-Рахим).

Сострадательность и забота Пророка (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) — это страдания и тяготы, которые он переносил, наставляя людей на истинный путь, дабы были они счастливы в этом мире и в мире ином.

4. «Он – Тот, Кто отправил к неграмотным людям Посланника из их среды. Он читает им Его аяты, очищает их и обучает их Книге и мудрости, хотя прежде они пребывали в явном заблуждении» (аль-Джума, 62/2).

Согласно этому аяту миссия нашего Пророка представлена четырьмя основными обязанностями:

б) Привести людей к благу через духовное очищение.

в) Учить Божественной Книге.

г) Показывать Божественную Мудрость.

5. «Йа-Син. Клянусь мудрым Кораном! Воистину, ты – один из посланников. На прямом пути» (Йа-Син.36/1-4).

6. «Воистину, Аллах оказал милость верующим, когда отправил к ним Посланника из них самих…» (Али-Имран.3/164)

Всевышний Аллах, зная, что рабы Его не смогут подобающим образом следовать Его повелениям, направил к ним посланником своего любимца, которого одарил состраданием и милосердием, повиновение и подчинение которому посчитал равноценным повиновению и подчинению Себе и повелел:

7. «Кто повинуется Посланнику, тот повинуется Аллаху…»(ан-Ниса,4/80)

Всевышний Аллах условием любви к Себе определил послушание и следование Пророку (саллаллаху ‘алейхи ва саллям):

8. «Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи. Аллах- Прощающий, Милосердный» (Али Имран 3/31)

Несомненно, быть послушным ему значит заслужить любовь Аллаха, потому что Аллах одарил его высочайшей нравственностью,

9. «И воистину, твой нрав превосходен» (аль-Калам, 68/4)

поскольку Всевышний Аллах расширил его сердце Иманом и Исламом, раскрыл его светом послания, наполнил его знанием и мудростью:

10. «Разве Мы не раскрыли для тебя грудь твою? И не сняли с тебя ношу твою, которая отягощала спину твою? И не возвысили для тебя славу твою?» (аль-Инширах, 94/1-4)

Слово «ноша» в этом аяте ученые комментируют как тяготы времен джахилии или как ношу пророческой миссии до возвещения Корана.

А аят «И не возвысили для тебя славу твою?» подразумевает возвышение его имени с приданием ему пророческой миссии и упоминанием его имени вместе с именем Аллаха в слове шахады (свидетельство веры).

Всевышний Аллах украсил его самыми прекрасными чертами и достоинствами, сделал его образцом подражания для остальных людей:

11. «Несомненно, в Посланнике Аллаха есть прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний День и часто поминает Аллаха» (аль-Ахзаб, 33/21)

12. «Не равняйте обращение к Посланнику среди вас с тем, как вы обращаетесь друг к другу» (Т.е. не говорите «о Мухаммад!», говорите «О, Посланник Аллаха!» «О, Пророк Аллаха») (ан-Нур, 24/63)

Всевышний Аллах, обращаясь ко всем пророкам, называл их по именам, но к Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) обращался: «О Посланник!», «О Пророк!», что свидетельствует об особых божественных почестях к нему.

Одной из особых почестей Пророка (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) являются два божественных обещания, касающиеся его уммы:

13. «Аллах не станет подвергать их наказанию, пока ты находишься среди них, и Аллах не станет подвергать их наказанию, пока они молят о прощении» (аль-Анфаль, 8/33)

По этому поводу Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) сказал следующее:

«Всевышний Аллах дал мне два заверения, касающиеся моей уммы. Первое — кара Всевышнего Аллаха не коснется моей уммы, пока я нахожусь среди них, и второе – кара Всевышнего Аллаха не коснется их, пока они просят о прощении. После моего ухода и до Судного Дня я оставляю вам истигфар» (мольбу к Аллаху о прощении) (Тирмизи, Тафсируль-Коран, 3082).

В этом же и смысл аята: «Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам».

Наш Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) сказал:

«Я являюсь причиной безопасности и источником надежды для моих сподвижников. После моего ухода мои сподвижники столкнутся с опасностями, которые были им обещаны». (Муслим, Фадаилус-Сахаба, 207)

Пророк наш является для своих сподвижников источником надежды и безопасности, ведь он защищал их от смут, раздоров, разногласий и заблуждений. А его Сунна будет продолжать служить его умме, обеспечивая ей безопасность и питая надеждой.

14. «По милости Аллаха ты был мягок к ним. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно рассеялись бы из окружения твоего» (Али Имран, 3/159)

Ежегодно в месяц Рамадан все мусульмане обязаны соблюдать пост. Это поклонение стало фардом — обязательной практикой мусульман — ещё во втором году (по Хиджре). Вместе с Пророком (салляллаху алейхи ва саллям) в этот месяц на протяжении девяти лет постились Асхаб аль-Кирам — его благочестивые сподвижники. Ту эпоху принято называть «саадат аль-аср» — время наилучшей самоотверженности и высокого духовного подъёма. В наследие от первых Рамаданов нам осталось множество полезных наставлений Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям). Приведём некоторые из них.

ПОДГОТОВКА К РАМАДАНУ

На протяжении двух предшествующих благословенных месяцев Раджаба и Шабана до наступления Рамадана Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) проводил специальные беседы и наставления по подготовке к посту. Так, Ибни Хаббан и Сальман Фариси (радыяллаху анхума) передают, что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) в последний день Ша"бана, читая назидательную хутбу — проповедь, сказал: «Люди! Вас защитит великий и благословенный месяц — месяц, в котором есть ночь "Аяйлят-уль-Кадр", лучшая из тысячи месяцев; месяц, в котором в светлое время суток Аллах велел поститься, объявив это фардом (обязательным для исполнения), а ночью велел совершать нафиля (советуемые дополнительные молитвы) и таравих (специальную молитву в Рамадан). Кто в этом месяце приблизится к Аллаху, совершая благие дела — это будет подобно исполненному фарду в другой из месяцев, кто же в этом месяце исполнит фард — это будет подобно 20 исполненным фардам в другой из месяцев. Это месяц терпения. Награда же за терпение - Рай»
(Имам Мунзири, ат-Таргиб, 2/94).
Убада бин Самит (радыяллаху анху), также передаёт, что, когда наступил Рамадан, в один из дней Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Вот пришёл благодатный месяц Рамадан, который принёс вам милость Аллаха. В этот месяц нисходит на землю множество милостей, прощаются грехи, принимаются ду"а. Если Аллах увидит ваше рвение в поклонении — будет прославлять вас среди своих ангелов. Это такое поклонение, в котором вы полюбите Аллаха. Если же кого-то ожидает беда, то, по милости Аллаха, вы её избежите»
(Имам Мунзири, ат-Таргиб, 2/96).
От Абу Хурайры (радыяллаху анху) до нас дошло следующее придание, услышанное им от Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям): «К вам пришел благословенный месяц — месяц Рамадан. В этот месяц Великий Аллах сделал пост обязательным для вас. В этот месяц открываются небесные врата (чтобы возвысить поклонения) и закрываются врата Ада. Не допускается к действию любое зло, с силой разрываются цепи шайтанов. В этот месяц, принадлежащий Аллаху, есть такая ночь, которая лучше тысячи других ночей. Кто в эту ночь преуспеет в хороших делах, поистине, (в большом благе) преуспел»
(Насаи, Саум, 2079; Бухари, Саум,1765-176б; Муслим, Саум,: 1793).

БЛАГО СУХУРА

Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям), настоятельно советовал своей умме просыпаться на сухур — ко времени приёма пищи незадолго до наступления рассвета. На эту тему существует множество хадисов, в частности, следующий: «В пище сухура скрыта благодать. Выполнит сухур тот из вас, кто выпьет хотя бы один глоток воды. Аллах смилостивится над проснувшимся и принимающим пищу и питьё сухура, а ангелы будут просить за него прощения» (Ахмад бин Ханбаль, Муснад, 3/44).

ПОКЛОНЕНИЕ В РАМАДАН

Рамадан — это ярмарка Ахирата — приближающегося мира вечности, на которой все торги происходят сообразно будущим меркам. Это месяц особого поклонения. С приходом Рамадана Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) пребывал в состоянии глубокой молитвы, увеличивал количество намазов, совершал более длительные зикры — поминания Аллаха — с помощью коранических формул и много читал Коран. В последние десять дней Священного Месяца он углублялся в различные виды поклонения.
По свидетельствам сподвижников Пророка, Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) в каждый Рамадан в определённую ночь встречался с Джабраилем (алейхисаллям) — и в это время, таким образом, они по очереди читали Коран.

ОСОБАЯ ЩЕДРОСТЬ И БЛАГОДУШИЕ

Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) асхабы знали как аджвадан-нас ва ахсанан-нас — самого щедрого и лучшего из людей. И, следуя его примеру, в месяц Поста каждый мусульманин должен стараться проявлять как можно больше благодушия и щедрости. Племянник Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) — Ибни Аббас — передаёт: «Посланник Аллаха в своих качествах был самым щедрым и благодушным из людей. Наиболее сильно он проявлял их в месяц Поста. В каждый Рамадан Джабраиль (алейхисаллям) встречался с Пророком и был рядом с ним на протяжении всего месяца. Во время таких встреч Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) был благодушнее дуновения лёгкого ветерка» (Муслим, Фадаиль, 50).

ПРАВИЛА ИФТАРА

Ифтары — разговения Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) не совсем были похожи на наши — не были полны различными явствами. Кроме того, на протяжении всей своей жизни он никогда не наедался досыта. По этому поводу супруга Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) Айша (радыяллаху анха) говорит следующее: «После смерти Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), первая беда, которая постигнет умму — это чревоугодие».
Относительно ифтара Анас (радыяллаху анху) рассказал, что «Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) до совершения магриб (вечернией молитвы) начинал разговение несколькими свежими финиками, когда же не находил свежих — разговлялся сухими, когда же и сухие не находил — выпивал несколько глотков воды» (Абу Дауд, Саум 22,2556; Тирмизи, Саум, 10).
Муаз ибн Зухра дополняет: «Придя ко мне, Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) начинал ифтар с такого ду"а (просьбы к Аллаху): «Аллахумма ляка сумту ва аля ризкыкя афтарту» (О, Аллах, ради Тебя пощусь и данным Тобой мне пропитанием раговляюсь)»
(Абу Дауд, Саум 22).
По свидетельству Маруана бин Салима и ибн Умара (радыяллаху анхума), «Посланник Аллаха, начиная свой пост, говорил: "По воле Аллаха утихнет жажда, наполнятся вены, живительной влагой и назначен будет саваб"» (Абу Дауд, Саум 22).

МОЛИТВА «ТАРАВИХ»

Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) считал намаз таравих наилучшим подарком, удачей для мусульман и всегда советовал его совершать. На эту тему существует такой хадис: «Тому, кто будет совершать намаз таравих с надеждой на награду Аллаха, простятся прошлыепрегрешения» (Рияд-ус-Салихин, 2/463).
Во времена Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) намаз таравих не совершался в мечетях. Лишь несколько раз он провёл эту молитву вместе со своими сподвижниками. И только спустя некоторое время, во времена правления Умара (радыяллаху анху), исходя из Сунны Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) мусульмане пришли к иджтихаду — единому решению: проводить коллективные намазы таравих в мечети.

ИТИКЯФ

Итикяф — это пребывание на территории мечети с соблюдением определенных условий, что является сунной Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), которую следует совершать в месяц Рамадан. О том, как это делал Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям), подробно рассказывает Айша (радыяллаху анха): «При наступлении последних десяти дней Рамадана, Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) проводил ночи в поклонении, также будил для этого людей и всю свою семью, и по сравнению с другими временами, придавал поклонению больше значения, проявляя большое в этом усердие» (Муслим, Иикяф, 7).
И ещё дополняет: «До самой своей кончины Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) в последние десять дней Рамадана входил в состояние итикяф, говоря: "Ищите в последние десять дней Рамадана ночь "Аяйлят-уль-Кадр". После Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) и его супруги входили в состояние итикяф»
(Бухари, Фадлю Ляйлят-уль-Кадр, 3, Итикяф, 1,14; Муслим, Итикяф, 5, 1172; Муватта, Итикяф, 7, 1, 316; Тирмизи, Саум, 71, 790; Насаи, Масаджид, 18, 2, 44; Абу Дауд, Сиям, 77, 2462,2464; ибн Маджа, Сиям, 59,: 1771).
Относительно игтикяфа Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) Абу Хурайра (радыяллаху анху) сообщает: «Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) каждый Рамадан, в последние его десять дней, входил в итикяф. В год же своей кончины он пребывал в итикяфе двадцать дней» (Бухари, Итикяф, 17; Абу Дауд, Саум, 78,: 2466; ибн Маджа, Сиям, 58, 1769).
Что касается достоинств итикяфа, ибн Аббас (радыяллаху анху) передаёт слова Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям): «Его (совершающего итикяф) грехи скроются, и он приобретёт благодать, равную только совершаемому добру» (Кутуб-ус-Ситта мухтасари, 6512).

Азиз Ускюдарлы

Публикации по теме