Пророк мухаммед из мекки в медину. Ночь Хиджры: из Мекки в Медину. Однако предписания Аллаха были иные

20 сентября 622 года произошло переселение (хиджра) Мухаммеда и его приверженцев из Мекки в Медину. Один из величайших праздников ислама — Ночь Хиджры. Это память о переселении пророка Мухаммеда из Мекки в Медину. В эту ночь Мухаммед и Абу Бакр, выйдя из родной пророку Мекки, достигли Медины, где к тому времени сложилась мусульманская община. После этого исламская религия стала известна по всему свету, распространившись во все края земли.

Сегодня мусульмане всего мира вспоминают событие, которое праведный халиф Омар ибн аль-Хаттаб положил в начало исламского летоисчисления. Тем самым было ознаменовано начало эры ислама.

С самого первого дня исламской проповеди Мухаммеда и примкнувших к нему сторонников со злобой преследовали необращенные соплеменники. А уж после того, как курайшиты (правящее племя древней Мекки; из купцов этого племени происходит пророк Мухаммад) узнали, что пророк заключил договор с жителями города Ясриб, и число мусульман среди них выросло, обстановка вокруг Мухаммеда, жившего в ту пору в Мекке, стала и вовсе нетерпима.

Дело в том, что старейшины Ясриба предложили мусульманскому пророку переселиться к ним и возглавить их. В Ясрибе в ту пору жили постоянно враждовавшие друг с другом евреи и арабы, но и те и другие надеялись, что правление Мухаммеда покончит с бесконечными распрями и принесет долгожданный мир. Произошло это на тринадцатый год проповеди пророка.

С тех пор Мухаммеда и единоверцев притесняли в Мекке до такой степени, что запрещали им проповедовать, призывать людей к исламу, открыто молиться возле Каабы. Над мусульманами издевались и унижали их так, что в конце концов сторонники ислама попросили Мухаммеда позволить им покинуть родной город и переселиться в края, где они будут избавлены от гонений, забрасываний камнями, попыток сжить со свету. Пророк Мухаммед согласился с их доводами и указал им на Ясриб — город, который вскоре получил название Мадинат ан-Наби, то есть город Пророка или просто Медина.

Асхабы (сторонники пророка Мухаммеда) начали готовиться к переселению. Опасаясь язычников, переезжать в Медину они были вынуждены тайно. Асхабы покидали родной, но такой неласковый город под покровом ночи и маленькими группами, не заботясь об имуществе. С собой сторонники Мухаммеда брали лишь самое насущное: не за легкой жизнью гнались они, переселяясь в Ясриб, а лишь желая беспрепятственно молиться и проповедовать ислам.

Но не все уходили тихо. Например, ближайший сподвижник Мухаммеда, второй праведный халиф Омар ибн аль-Хаттаб, известный храбростью и силой, в разгар дня, на глазах множества язычников, семь раз обошел Каабу, вознес молитву Единому Богу и обратился к взирающей на него толпе многобожников со следующей речью: "Кто хочет оставить свою мать без сына, кто хочет оставить своего ребенка сиротой, кто хочет сделать свою жену вдовой, пусть попробует воспрепятствовать мне сделать Хиджру" (то есть, "переселение").

Мало-помалу Мекку покинули все мусульмане, кроме самого Мухаммеда, первого халифа и тестя пророка Абу Бакра, на чьей дочери Аише тот был женат, кузена и зятя Мухаммеда Али и немногих мусульман, которые не могли уйти из города из-за плохого здоровья. Сам пророк попросил Абу Бакра остаться с ним, ожидая повеления Аллаха на собственное переселение.

Минуло четыре месяца. Пока пророк с ближайшими соратниками оставался в Мекке, в Медине росла мусульманская община. Создалось братство мухаджиров, как называли переселенцев из Мекки, и ансаров — мусульман Медины.

Но язычникам в окружении пророка Мухаммеда рост и усиление ислама в Медине был что нож острый по сердцу. Понимая, что сердцем исламской проповеди является Мухаммед, онисобрались на совет и вынесли пророку смертный приговор. Задумано было хитро: убить Мухаммеда должен был не один человек, а по одному представителю каждого рода города Мекки. А чтобы род пророка не смог отомстить по закону кровной мести, нанести удар Мухаммеду все убийцы должны были одновременно.

Согласно мусульманскому преданию, Аллах открыл Мухаммеду злодейский умысел язычников, послав к нему ангела Джибриля. Одновременно с этим Всевышний повелел своему пророку в ту же ночь совершить хиджру. Мухаммед и Абу Бакр немедленно покинули родную Мекку. В городе остался только Али, который должен был вернуть доверенное ему на хранение имущество — он-то и встретил убийц, пришедших по душу пророка Мухаммеда.

Но голова Али не была им нужна. Узнав, что Мухаммед вслед за своими единоверцами совершил хиджру, разъяренные язычники бросились в погоню. Мухаммед не успел уйти далеко, и, чтобы спрятаться от преследователей, ему пришлось три дня провести в пещере Савр недалеко от покинутой Мекки. Страшные минуты пережили беглецы, когда убийцы добрались до пещеры и были буквально на пороге… но Всевышний затмил им глаза и разум: ни одному даже в голову не пришло заглянуть внутрь.

Мухаррам знаменует собой начало нового года по мусульманскому летоисчислению. Оно ведётся от даты переселения (по-арабски «хиджра») пророка Мухаммада ﷺ из Мекки в Ясриб, переименованный позже в Медину («город Пророка ﷺ »). Это переселение было совершено в 622 году по григорианскому летоисчислению. Об истории хиджры повествуется в книге «История пророков» досточтимого шейха Саида-афанди аль-Чиркави .

Когда притеснения со стороны неверных стали невыносимыми, сподвижники пожаловались Пророку ﷺ . Пророк ﷺ разрешил им переселиться и сказал, что лучше идти в город Ясриб. Получив разрешение Посланника Аллаха ﷺ , сподвижники группами стали готовиться к переселению. Поскольку Любимец Всевышнего ﷺ указал на Ясриб, все, у кого была возможность, направились туда. Из-за препятствий, чинимых мекканскими неверующими, мусульмане были вынуждены выйти в путь тайно, поздней ночью.

‘Умар ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ же, уходя, открыто объявил: «Вот я ухожу. Кто хочет, чтобы его дети осиротели, жена овдовела, заплакала мать , встаньте на моем пути!». Но найдется ли соперник ‘Умару ибн Хаттабу ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ , исполненному имана, не страшащемуся смерти ?! Чтобы выступить против него и помешать ему, надо было не знать его саблю.

Все мухаджиры (1 ) переселились в Медину , Любимец Аллаха ﷺ же остался среди язычников. До получения разрешения Всевышнего он вместе с Абу Бакром ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ и ‘Али ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ оставался в Мекке .

Ангел Джибриль ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ прибыл к Пророку ﷺ , чтобы сообщить о коварном плане курайшитов, и посоветовал ему ночью уложить в своей постели ‘Али ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ . Он передал ему разрешение Аллаха на переселение (хиджру), велел отправиться к Абу Бакру ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ и готовиться к отъезду этой ночью.

Каждый хотел, чтобы Любимца Господа ﷺ остановился у него. Посланник ﷺ , никого не выделяя, отвечал так, что все остались довольны. «Аллах повелел верблюду, дайте ему идти куда велено», - сказал он. Верблюд с Ахмадом ﷺ на спине пошёл вперед и остановился, опустившись на колени, на месте будущей мечети. Затем верблюд встал с этого места, пошел дальше и остановился также у дома Абу Аюба. После этого он снова встал и вернулся туда, где останавливался раньше, и обосновался там. Он посмотрел по сторонам и начал урчать. Пророк ﷺ сказал, что здесь место его жилища, и спешился. Он выразил желание построить здесь мечеть. Участок предлагали ему даром, но Пророк ﷺ не согласился принять дар. Владельцами этой земли были двое сирот, о которых заботился сын Зарарата. Любимец Всевышнего ﷺ отдал сиротам десять динаров и начал закладку фундамента мечети.

Согласно версии, приведенной в книге «Ис‘афу ррагибин», строительство началось в конце месяца раби аль-авваль, а завершилось на следующий год в месяце сафар. В строительстве принимал участие и сам Пророк ﷺ , он носил камни вместе со сподвижниками. В то время как другие носили по одному кирпичу, Аммар брал всегда по два. Рядом с мечетью построили и две комнаты – для Савды и ‘Айши. До окончания строительства мечети и комнат Ħабîб ﷺ жил в доме Абу Аюба.

hиджра – переселение Пророка Мух аммада, мир Ему, вместе со сподвижниками из Мекки в Медину, ставшее одним из поворотных событий за всю историю Ислама. Всевышний повелел Пророку, мир Ему, совершить переселение в город Яс риб (Медину), где и было основано государство, давшее миру пример праведного правления – по Закону, ниспосланному Творцом.

Переселение произошло спустя 13 лет после получения Пророком, мир Ему, Откровения от Алла hа Всевышнего.

Сказано в Священном К ур`а не (Сура «Ат-Тау ба», Аят 40):

﴿إِلاَّ تَنصُرُوهُ فَقَدْ نَصَرَهُ اللهُ إِذْ أَخْرَجَهُ الَّذِينَ كَفَرُواْ ثَانِيَ اثْنَيْنِ إِذْ هُمَا فِي الْغَارِ إِذْ يَقُولُ لِصَاحِبِهِ لاَ تَحْزَنْ إِنَّ اللهَ مَعَنَا فَأَنزَلَ اللهُ سَكِينَتَهُ عَلَيْهِ وَأَيَّدَهُ بِجُنُودٍ لَّمْ تَرَوْهَا وَجَعَلَ كَلِمَةَ الَّذِينَ كَفَرُواْ السُّفْلَى وَكَلِمَةُ اللهِ هِيَ الْعُلْيَا وَاللهُ عَزِيزٌ حَكِيمٌ﴾

Это означает: «Даже если вы [жители Мекки] не поддержали Пророка Мух аммада, мир Ему, то Алла h даровал Ему поддержку. Пророк Мух аммад по повелению Алла hа покинул Мекку, чтобы не было вреда от неверующих. Когда Он вместе со своим сподвижником Абу Бакром был в пещере, то сказал ему: «Не огорчайся, Алла h с нами», (т.е. Алла h поддерживает нас). Алла h даровал Ему спокойствие и в поддержку послал Ангелов. Алла h даровал преимущество мусульманам, и слово истины было возвышено над словами язычников – словами несправедливости и угнетения. Воистину, Алла h Всемогущий, Справедливый».

Пророк Мух аммад, мир Ему, призывал к справедливости, добру, культуре и нравственности, а также Он запрещал зло, нарушения и угнетение. Выполняя повеление Создателя, Пророк, мир Ему, и его последователи покинули Мекку и переселились в Медину. Еще до Переселения часть жителей Мекки приняли Ислам, из них: Абу Бакр Ас -С ыддык , ‘Умар Аль-Фарук , ‘Ус ман ибн ‘Аффа н, ‘Алий ибн Абу Та либ, Биляль Аль-Х абаший и другие. Но те, кто остались в неверии, стали вредить Пророку, мир Ему, и Его сподвижникам. Притеснения верующих усиливались. Некоторые сподвижники по велению Пророка Мух аммада, мир Ему, переселились в Х абаша (Эфиопию) для распространения Ислама. Их было около восьмидесяти. Среди них были ‘Ус ман ибн ‘Аффан и Джа‘фар ибн Абу Т алиб, да благословит их Алла h.

Пророк Мух аммад, мир Ему, был покорным Алла hу. Несмотря на то, что Посланник терпел много зла от язычников, Он не воевал с ними, так как Его миссией было призывать к Исламу, и Бог не повелел тогда противостоять язычникам силой. Например, когда Пророк, мир Ему, молился возле Ка‘бы, человек по имени ‘Ук ба ибн Абу Му‘ыт бросил на спину Пророка помет верблюдицы. А также язычник Абу Джаhль хотел убить Пророка Мух аммада, мир Ему, но Абу Бакр остановил его и сказал:

"أَتَقْتُلُونَ رَجُلاً يَقُولُ رَبِّيَ اللهُ؟"

Это означает: «Ты что! Хочешь убить человека за то, что он говорит: «Мой Бог – Алла h»?!»

Язычники издевались над Пророком: бросали в Него камни, пытались унизить и даже сломали нашему Пророку зуб. Но Пророк Мух аммад получил явную поддержку и великую помощь от Алла hа. Он не прекращал призыв и поступал только так, как повелел Ему Всемогущий Творец.

Переселение Пророка не было ради отдыха и прекращения призыва к Исламу или бегством от язычников. Он переселился, подчиняясь повелению Алла hа, как Пророк, мир Ему, сказал об этом:

“مَا لي وَلِلدُّنْيَا وَمَا لِلدُّنْيَا وَلي، إِنَّمَا أَنَا كَرَاكِبٍ اسْتَظَلَّ تَحْتَ شَجَرَةٍ ثُمَّ رَاحَ وَتَرَكَهَا”

Это означает: «Мирские блага не интересуют меня, и я не увлечен ими. Воистину, я как путешественник, который остановился отдохнуть под тенью дерева, а затем продолжил свой путь, покинув это место».

Ни один из Пророков не прекращал призывать к Исламу, и даже не ослабевало их старание в этом, несмотря на большие трудности и угнетения. Язычники удивлялись тому, какое великое терпение было у Пророка Мух аммада, мир Ему, и сказали его дяде Абу Т алибу: «О, Абу Та либ! Чего хочет твой племянник? Если он хочет быть самым влиятельным, то мы предоставим ему эту возможность, и ни одно решение не будем принимать без согласования с ним. Если он хочет богатства, то соберем и дадим ему столько, что он будет самым богатым из нас. А если он добивается власти, то выдвинем его нашим главой». На что наш любимый Пророк ответил своему дяде:

"وَاللهِ يَا عَمُّ لَوْ وَضَعُواْ الشَّمْسَ بِيَمِينِي وَالْقَمَرَ بِشِمَالِي مَا تَرَكْتُ هَذَا الأَمْرَ حَتَّى يُظْهِرَهُ اللهُ أَوْ أَهْلَكَ دُونَهُ"

Это означает: «О, дядя! Клянусь Алла hом! Даже если бы мне дали в правую руку солнце, а в левую – луну, с условием, чтобы я прекратил этот призыв, то я не сделал бы этого, пока Аллаh Всевышний не дал бы мне выполнить свою миссию или пока не достигнет меня смерть».

В то время, когда язычники собирались вокруг Ка‘бы Пророк, мир Ему, рассказывал им об Исламе. Однажды туда пришли люди из племен Аль-Ау с и Аль-Хазрадж из местности Яс риб (будущий город Медина). Они отозвались на Его призыв и приняли Ислам. На следующий год их стало еще больше, и когда они покидали Мекку, Пророк отправил с ними Ибн Умм Мактум и Мус ‘аб ибн ‘Умайр, которые стали учить людей Исламу и чтению К ур`ана. Когда увеличилось количество анс ар, то есть поддерживающих Пророка Мух аммада в Яс рибе, Алла h повелел Ему и Его сподвижникам переселиться туда. Это произошло через 13 лет после ниспослания Пророку первого Откровения.

Мусульмане стали покидать Мекку группами. Язычники же, увидев это, испугались и решили убить Пророка Мух аммада, мир Ему. Для этого они выбрали самых сильных мужчин из разных племен, дали каждому в руки меч и приказали поджидать Пророка, мир Ему, у дверей Его дома. Язычники договорились убить Пророка, мир Ему, нанеся удар одновременно. Таким образом они рассчитывали, что родственники Пророка, мир Ему, не смогут отомстить за Него, так как в этом убийстве участвовали все племена.

Но их план не удался. Алла h Всевышний дал знать Пророку, мир Ему, что Его хотят убить. Ангел Джабра`иль сказал Пророку, мир Ему, чтобы Он не ночевал этой ночью в своей постели и сообщил Ему о Повелении Алла hа переселиться в Медину. Пророк Мух аммад, мир Ему, велел ‘Алий ибн Абу Та либу лечь на Его постель вместо Него. А также Он поручил вернуть хозяевам (мекканцам) вещи, оставленные Ему на сохранение.

Когда настала ночь переселения, неверующие поджидали Пророка, мир Ему, у двери Его дома. Посланник Алла hа, мир Ему, выходя из дома, взял горсть земли и, посыпая ею головы язычников, читал первые 9 А ятов Суры «Я си н»:

﴿يَس. وَالْقُرْءَانِ الْحَكِيمِ. إِنَّكَ لَمِنَ الْمُرْسَلِينَ عَلَى صِرَاطٍ مُسْتَقِيمٍ. تَنْزِيلَ الْعَزِيزِ الرَّحِيمِ. لِتُنْذِرَ قَوْمًا مَا أُنْذِرَ ءَابَاؤُهُمْ فَهُمْ غَافِلُونَ. لَقَدْ حَقَّ الْقَوْلُ عَلَى أَكْثَرِهِمْ فَهُمْ لاَ يُؤْمِنُونَ. إِنَّا جَعَلْنَا في أَعْنَاقِهِمْ أَغْلاَلاً فَهِيَ إِلىَ الأَذْقَانِ فَهُمْ مُقْمَحُون. وَجَعَلْنَا مِنْ بَيْنِ أَيْدِيهِمْ سَدًّا وَمِنْ خَلْفِهِمْ سَدًّا فَأَغْشَيْنَاهُمْ فَهُمْ لاَ يُبْصِرُونَ﴾

Это означает: «Я си н. Алла h даровал К ур`а ну особое значение и мудрость. Алла h клянется К ур`аном. Воистину, наш господин Мухаммад, мир Ему, – один из Посланников. И Он следует Истинному Пути и не заблуждается. К ур`ан ниспослан Всемогущим и Милостивым Творцом для верующих, чтобы Пророк Мух аммад, мир Ему, предостерег народ, который не был научен их родителями, из-за чего они оставались беспечными невеждами. Сбылось предупреждение, что большинство из них не уверовали. Воистину, их шеи закованы в железные оковы до самого подбородка, и их головы задраны вверх. Алла h создал преграду перед ними и позади них и сделал так, что они не видят».

Таким образом, язычники не смогли увидеть, как Пророк Мух аммад, мир Ему, вышел из дома и ушел. Не дождавшись Пророка, мир Ему, они вошли в дом и увидели там ‘Алий ибн Абу Та либа. Тогда они пустились вслед за Пророком Мух аммадом, мир Ему, чтобы убить его.

Пророк Мух аммад, мир Ему, выбрал себе в спутники для переселения своего лучшего друга и любимого сподвижника Абу Бакра Ас -С ыддык а, да будет ему милость Аллаhа! Они вместе укрылись от преследователей в пещере Саур. Абу Бакр, видя, что в пещере много дыр и щелей, откуда могли выползти змеи и скорпионы, порвал свою верхнюю одежду на куски и заткнул ими щели и дыры. Но осталась одна дыра, которую ему пришлось закрыть своей ногой. Пророк Мух аммад, мир Ему, лег отдохнуть, а Абу Бакр охранял Пророка и беспокоился за Него, чтобы Ему не было вреда. В это время змея укусила Абу Бакра в ногу, но, несмотря на сильнейшую боль, он не сдвинулся с места и не убрал ее. От сильной боли у него на глазах появились слезы. Одна слеза капнула на Пророка, и Он проснулся. Увидев, что случилось с ногой Его спутника, Он смазал рану своей чистой благословенной слюной, и нога Абу Бакра сразу перестала болеть, и по Воле Алла hа он получил исцеление.

Алла h Всевышний дал поддержку Пророку Мух аммаду, мир Ему, и сохранил Его от коварства язычников. По Воле Алла hа паук сплел паутину на входе в пещеру, а голубь свил гнездо перед самым входом, отложил в него яйца и высиживал их. Поэтому язычники подходя к пещере подумали, что она заброшена и там никого нет. В Священном К ур`ане сказано (Сура «Ат-Тау ба», Аят 32):

﴿يُرِيدُونَ أَن يُطْفِؤُواْ نُورَ اللهِ بِأَفْوَاهِهِمْ وَيَأْبَى اللهُ إِلاَّ أَن يُتِمَّ نُورَهُ وَلَوْ كَرِهَ الْكَافِرُونَ﴾

Это означает, что язычники хотели «потушить» свет Истины – уничтожить призыв к Исламу, убив Пророка. Но Алла h даровал защиту Своему любимому созданию и дал возможность истинной Вере подняться и быстро распространиться по всему миру, несмотря на ухищрения противников и завистников.

После этого Пророк Мух аммад, мир Ему, вместе с Абу Бакром продолжили путь в Медину.

А в это время мусульмане Медины с нетерпением ждали прибытия Пророка Мух аммада, мир Ему. Люди толпами приходили на окраину города, на дорогу к Мекке. Некоторые взбирались на деревья и всматривались вдаль в надежде увидеть Пророка, мир Ему. И так проходили часы и дни, и каждый день, не дождавшись Его, люди опечаленными возвращались домой.

Однажды в полдень, когда усилился зной, и некоторые люди уже стали возвращаться в город, вдруг один человек громко закричал: «Вот идет тот, кого вы так долго ждали, о, жители Медины!». И сразу все вернулись обратно – туда, где встречают и провожают прибывших из Мекки гостей. Встречая любимого Пророка, мир Ему, они повторяли:

"طَلَعَ الْبَدْرُ عَلَيْنَا مِنْ ثَنِيَّاتِ الْوَدَاعِ"

«Взошла для нас полная луна, ясный месяц!

И мы встречаем Его на месте встречи почетных гостей!»

Так произошло переселение нашего Пророка Мух аммада, мир Ему. С того момента мусульмане распространили на весь мир Истину, а также свою высокую культуру, развитую науку, понятия о добре, морали, нравственности, совести, человеческих ценностях и справедливости.

Пусть Алла h дарует нам укрепление Веры, больше религиозных знаний, возможностей для соблюдения Шари‘ата и даст нам знать больше об истории жизни нашего любимого Пророка, мир Ему, чтобы еще лучше следовать Его учению.

В числе важнейших вех в истории ислама - переселение первых мусульман из Мекки в Медину, именуемое хиджрой.

О значимости этого события говорит хотя бы тот факт, что исламское летосчисление ведёт отсчёт именно с той даты, т.е. с 16 июля 622 года по григорианскому летоисчислению (Милади).

Хиджра в Эфиопию

Переселению в Медину предшествовала первая хиджра в истории ислама - в Эфиопию. В самом начале пророческой миссии мусульмане начали претерпевать гонения и издевательства со стороны многобожников. Мекканцы подвергали верующих пыткам, стремясь заставить их отказаться от религии Аллаха и вернутся к джахилии. Посланник Аллаха Мухаммад (с.г.в.), который был главным объектом нападок со стороны язычников, прекрасно видел это. Спустя некоторое время он посоветовал мусульманам в христианскую Эфиопию. Выбор пал на это государство, так как Пророк (с.г.в.) убедился, что им правит справедливый царь, который не занимается притеснениями людей по религиозному признаку.

В 615 году по Милади (спустя 5 лет с начала пророческой миссии) первая группа верующих отправилась в Эфиопию. Сам Пророк (с.г.в.) решил остаться в Мекке, а переселенцев возглавил его сподвижник Усман ибн Аффан (р.а.). Спустя три месяца мусульмане вернулись в Мекку. Однако, оказавшись в родных краях, они осознали, что за прошедшее время отношение многобожников к мусульманам не изменилось. Под гнётом пыток и издевательств верующие принимают решение повторно совершить хиджру в Эфиопию. На этот раз уже мусульман было в несколько раз больше и группу возглавил Джафар ибн Абу Талиб (р.а.).

Предпосылки переселения в Медину

В те годы давление на мусульман со стороны мекканских многобожников лишь возрастало. Язычники опасались распространения влияния ислама, так как это угрожало их интересам. Именно поэтому они всячески давили на верующих, чтобы сбить их с истинного пути и принудить вернуться к поклонению идолам.

Для мусульман этот период был очень тяжёлым, так как им в одиночку приходилось противостоять многобожникам, которые на тот момент были абсолютным большинством. В столь непростой ситуации Посланник Всевышнего (с.г.в.) принимает решение о совершении хиджры, то есть переселении в Йасриб (Медину). Выбор пал на этот город ввиду того, что местные жители пообещали приютить у себя мекканских братьев.

Хиджра

В 622 году начинается переселение первых мусульман из Мекки в Медину. Верующие совершали хиджру тайно и малыми группами с целью обезопасить себя от провокаций со стороны своих недругов. Однако один мусульманин сделал это открыто. Им был один из ближайших сподвижников Пророка (с.г.в.) - (р.а.), ставший впоследствии вторым праведным халифом. Дело в том, что до принятия ислама Умар пользовался большим авторитетом у мекканцев. Он был необычайно силён как физически, так и духовно. После перехода в лоно новой религии многие многобожники возненавидели его, но вступить с ним в схватку никто не осмеливался.

В те сложные времена верующие вынуждены были оставить свои жилища и имущество и отправиться в путь, как им посоветовал Пророк Мухаммад (с.г.в.), который одним из последних покинул Мекку. В пути его сопровождал наиболее близкий друг, сахаб Абу Бакр ас-Сиддык (р.а.), ставший впоследствии его преемником.

После прибытия в Медину мекканские мусульмане (мухаджиры) нашли тёплый приют среди своих единоверцев - ансаров.

Последствия

В результате переселения Пророка (с.г.в.) и его единомышленников в Медину стало возможным создание первого в мире мусульманского государства, в котором сожительствовали в мире и согласии как мусульмане, так и представители других авраамических религий - христиане и иудеи. Йасриб стал отправной точкой создания мусульманской уммы, сфера влияния которой с годами лишь разрасталась и впоследствии привела к созданию могущественной империи - .

Кроме того, в Медине верующие получили возможность свободно и без каких-либо опасений посещать мечети, выполнять намазы, поститься и совершать дуа. Тем самым, после тяжёлых лет угнетения и унижений мусульмане обрели спокойствие и гармонию, начав новую жизнь.

Эти и многие другие факторы оказали влияние на то, что именно это событие было выбрано вторым праведным халифом Умаром ибн Хаттабом (р.а.) как точка отсчёта нового мусульманского лунного календаря, принятого в 15 году хиджры.

Ислам, это одна из мировых религий, которая насчитывает более одного миллиарда последователей по всему миру. В этой статье мы коснемся одного очень важного понятия этого учения, а именно мы попытаемся ответить на вопрос о том, что такое хиджра.

За тем глубоким понятием хиджры, которое мы имеем сегодня, стоит одно важное для процесса развития ислама историческое событие. Речь идет о переселении пророка Мухаммеда в Медину из родной ему Мекки. Это переселение и есть хиджра в собственном смысле слова. Все, что касается прочих ее аспектов, это богословская рефлексия.

История

Выяснив, что такое хиджра, разберем теперь подробнее историю этого события. Для этого перенесемся в самое начало седьмого века нашей эры, в 609 год. Именно тогда со своей проповедью нового откровения единого Бога выступает арабский торговец, уроженец Мекки, по имени Мухаммед. Он провозглашает себя пророком, заключающим ряд таких библейских персонажей, как Авраам, Моисей и Иисус. Амбициозный проповедник утверждает, что пришло время новой религии и нового закона, который Всевышний дает людям через него. К сожалению новоявленного пророка, большинство его соотечественников не прониклись призывами обратиться от отеческих заветов и принять новую весть. Большинство людей просто игнорировало претензии Мухаммеда на богоизбранность, но были и такие, кто оказал ему и его сподвижникам активное сопротивление и даже угрожал расправой. На беду пророка особой неприязнью к нему отличались вожди и предводители общества. Жизнь первой мусульманской общины была достаточно тяжелой и трудной в таких условиях, поэтому некоторые из них переселились в Эфиопию, где их согласился приютить христианский правитель. Это и есть первая хиджра мусульман. Другими словами, что такое хиджра? Это переход, бегство от зла к добру, миру и безопасности.

Но пророк в это время все еще оставался в Мекке и подвергался преследованиям. В то же время в другом городе, который тогда назывался Ясриб, проживали два арабских племени, враждовавших между собой. Они исповедовали традиционное язычество арабов, но рядом с ними в Ясрибе жили представители иудаизма и христианства, поэтому они были наслышаны о вере в единого Бога. Когда до них дошла весть, что в Мекке появился некий пророк этой веры из арабов, они заинтересовались. В ответ Мухаммед послал к ним в город проповедника, который сумел убедить многих людей отречься от отеческого многобожия и принять новую религию — ислам. Их было так много, что они даже решили просить Мухаммеда о том, чтобы он переселился к ним в город и стал во главе правления. Пророк принял это предложение. Переселение его в Ясриб состоялось в 622 году, после чего город стал называться Мединой. Мухаммеда приняли с миром и великим почетом, как верховного правителя и нового лидера жителей. Это событие из жизни пророка и стало хиджрой в собственном смысле слова.

Значение переселения

Но что такое хиджра Мухаммеда для мусульман и почему она имеет такое большое значение для верующих? Дело в том, что переселение в Медину ознаменовало собой новый этап не только в частной жизни пророка, но и в истории становления провозглашенной им религии. Ведь вместе с ним в Ясриб отправилась вся мусульманская община Мекки, которая до этого была слаба и притесняема. Теперь же, после хиджры, последователи ислама стали сильны и многочисленны. Исламское сообщество превратилось из компании единомышленников в общественную формацию и влиятельную социальную общность. Жизнь самой Медины полностью изменилась. Если традиционное языческое население прежде основывалось на родоплеменных отношениях, то отныне их стала связывать общность веры. Внутри ислама люди были уравнены в правах, независимо от национальности, благосостояния, происхождения и положения в обществе. Другими словами, полностью изменился социальный строй города, что в дальнейшем сделало возможным широкую экспансию ислама в мир. Тотальная исламизация многих стран и государств Среднего и Ближнего Востока, Африки, Азии началась именно с хиджры Мухаммеда в Медину. Поэтому это событие стало своеобразной точкой отсчета в истории религии Корана.

Внешняя и внутренняя хиджра

В первое время после переселения в Медину Мухаммеда его примеру должны были следовать все новообращенные мусульмане. Затем, когда Мекка была покорена, это установление было отменено, но с тех пор стала распространяться идея о внутреннем переселении. Что такое хиджра, совершаемая внутри человеческого духа? Это такой образ мысли и жизни, когда человек избегает всего дурного, что в соответствии с нормами ислама считается греховным. Поэтому, каждый раз, когда мусульманин избегает соблазна и от греха переходит к праведному образу жизни, это считается совершением хиджры.

Появление исламского календаря

После смерти пророка, когда мусульманской общиной правил халиф Омар, был поднят вопрос о разработке календаря, адаптированного под нужды религии. В результате на созванном свете было принято решение об утверждении лунного календаря. А точкой отсчета для нового летоисчисления было принято определить переселение Мухаммеда в Медину. С тех пор и до настоящего времени празднуется мусульманский Новый год по хиджре.

Особенности мусульманского календаря

Как и в традиционном календаре, исламский включает в себя двенадцать месяцев, о чем записано даже в Коране. Поскольку эта система основывается на циклах луны, в году, таким образом, бывает 354 или 355 дней, а не 365, как в солнечном календаре. То есть месяцы по хиджре могут начинаться в разное время, не имея привязки ко времени года. Важно отметить, что четыре из двенадцати месяцев называются запретными и имеют особенное значение для жизни верующих. В заключение стоит сказать, что лунная хиджра, то есть Новый год по мусульманскому летоисчислению не является праздником в европейском понимании этого слова. Последователи ислама не отмечают начало нового цикла. Для них это событие, однако, служит поводом заняться самоанализом и хорошим временем, чтобы подвести итоги и построить планы на будущее.

Публикации по теме