Составить устное рассказ на волге о картине. Подготовка к сочинению по картине И.Е. Репина "Бурлаки на Волге". Предостерегающий характер картины

«Бурлаки на Волге» - одна из самых известных картин великого русского художника Ильи Репина (1844-1930). Картина была создана в период 1870-1873 гг. Искусствоведы определяют жанр данной картины, как натурализм с элементами критического реализма.

Бурла́к — наёмный рабочий в России XVI — начала XX веков, который, идя по берегу (по т. н. бечевнику), тянул при помощи бечевы речное судно против течения. В XVIII—XIX веках основным типом судна, водимым бурлацким трудом, была расшива. Бурлацкий труд являлся сезонным. Лодки тянули по «большой воде»: весной и осенью. Для выполнения заказа бурлаки объединялись в артели. Труд бурлака был крайне тяжёлым и монотонным. Скорость передвижения зависела от силы попутного или встречного ветра. При попутном ветре на судне (расшиве) поднимался парус, который значительно ускорял передвижение. Выдерживать темп движения бурлакам помогали песни. Одной из известных бурлацких песен является «Эх, дубинушка, ухнем», которая обычно пелась для координации сил артели в один из самых тяжёлых моментов: страгивания расшивы с места после подъёма якоря.

Когда Достоевский увидел эту картину Ильи Репина «Бурлаки на Волге», он очень обрадовался, что художник не вложил в нее никакого социального протеста. В «Дневнике писателя» Федор Михайлович заметил: «...бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Ни один из них не кричит с картины зрителю: «Посмотри, как я несчастен и до какой степени ты задолжал народу!»

Первое впечатление от полотна - группа измождённых людей под жарким солнцем тянет баржу, преодолевая силу течения великой русской реки. В ватаге - одиннадцать человек, и каждый из них тянет лямку, врезающуюся в грудь и плечи. По изорванным одеждам становится понятно, что на такую работу человека может толкнуть только крайняя бедность. У некоторых бурлаков рубахи настолько ветхие, что лямка попросту протёрла их насквозь. Однако люди упорно продолжают тащить за канат судно.

Если приглядеться к персонажам по отдельности, то можно увидеть, что характер у каждого свой. Кто-то совсем покорился тяжкой судьбе, кто-то философски спокоен, так как понимает, что кончится сезон, а с ним - и тяжёлая работа. Зато семья после этого уже не будет нуждаться.

Композиция картины выстроена так, словно бурлаки идут навстречу зрителю. Однако тянущие лямку люди друг друга не закрывают, поэтому можно заметить, что один из персонажей закуривает, пока остальные всю нагрузку принимают на себя. Тем не менее, все участники ватаги спокойны, видимо в силу большой усталости. К товарищу они отнесутся с пониманием, что ему сейчас нужно чуть передохнуть.

Центральный персонаж шагает со знанием дела. Это пожилой бурлак, судя по всему - главный в ватаге. Он уже точно знает, как рассчитать силы, поэтому ступает ровно. На нём, не смотря на жару, плотная одежда, так как он знает, что лёгкая рубаха быстро истреплется на такой работе. В его взгляде отразились и усталость, и даже некоторая безысходность, но в то же время - осознание того, что дорогу всё же осилит идущий.

С многочисленной критикой на работу Репина отозвался тогдашний публицист Алексей Суворин. Не смотря на это многие коллеги и люди того времени приняли картину восторженно, например Крамской и Стасов. Тем не менее на всемирной выставке картине была присвоена только бронзовая медаль.Полотно очень понравилось великому князю Владимиру Александровичу, который купил ее за три тысячи рублей.

Основное полотно имеет размеры 131,5 см на 281 см, картина находится в Русском Музее в городе Санкт Петербург, меньшее полотно "Бурлаки,идущие вброд", 1872 размер 62 см на 97 см находится в Третьяковской галерее.

1. Бечевник

Истоптанная прибрежная полоса, по которой ходили бурлаки. Император Павел запретил здесь строить заборы и здания, но этим и ограничился. Ни кусты, ни камни, ни топкие места с пути бурлаков не устраняли, так что написанное Репиным место можно считать идеальным участком дороги.

2. Шишка — бригадир бурлаков

Им становился ловкий, сильный и опытный человек, знавший много песен. В артели, которую запечатлел Репин, шишкой был поп-расстрига Канин (сохранились наброски, где художник указал имена некоторых персонажей). Бригадир чалился, то есть крепил свою лямку, впереди всех и задавал ритм движения. Каждый шаг бурлаки делали синхронно с правой ноги, затем подтягивая левую. От этого вся артель на ходу покачивалась. Если кто-то сбивался с шага, люди сталкивались плечами, и шишка давал команду «сено — солома», возобновляя движение в ногу. Чтобы поддерживать ритм на узких тропинках над обрывами, от бригадира требовалось большое умение.


3.Подшишельные — ближайшие помощники шишки, чалившиеся справа и слева от него. По левую руку от Канина идет Илька-моряк — артельный староста, закупавший провиант и выдававший бурлакам их жалованье. Во времена Репина оно было — 30 копеек в день. Столько, например, стоило пересечь на извозчике всю Москву, проехав со Знаменки в Лефортово(не так уж и мало - всю Москву на извозчике,то есть такси). За спинами подшишельных чалились нуждавшиеся в особом контроле.


4.«Кабальные», как человек с трубкой, еще в начале пути успевали промотать жалованье за весь рейс. Будучи в долгу перед артелью, они работали за харчи и не особо старались.

5.Кашеваром и сокольным старостой (то есть ответственным за чистоту гальюна на корабле) был самый молодой из бурлаков — деревенский парень Ларька.Считая свои обязанности более чем достаточными, Ларька порой скандалил и демонстративно отказывался тянуть лямку.

6.«Халтурщики»

В каждой артели попадались и просто нерадивые.При случае они были не прочь переложить часть ноши на плечи других

.

7. «Надзиратель»

Сзади шли самые добросовестные бурлаки, понукавшие халтурщиков.

8. Косный или косной

Косный или косной — так назывался бурлак, замыкавший движение. Он следил, чтобы бечева не цеплялась за камни и кусты на берегу. Косный обычно глядел под ноги и чалился особняком, чтобы иметь возможность идти в собственном ритме. В косные выбирали опытных, но больных или слабых.


9-10. Расшива и флаг

Вид барки. На таких возили вверх по Волге эльтонскую соль, каспийскую рыбу и тюлений жир, уральское железо и персидские товары (хлопок, шелк, рис, сухофрукты). Артель набиралась по весу груженого судна из расчета примерно 250 пудов на человека. Груз, который тянут вверх по реке 11 бурлаков, весит не менее 40 тонн.К порядку полос на флаге относились не слишком внимательно,и иногда поднимали вверх ногами, как здесь.


11 и 13. Лоцман и водолив

Лоцман — человек на руле, фактически капитан корабля. Он зарабатывает больше всей артели, вместе взятой, дает указания бурлакам и производит маневры как рулем, так и блоками, регулирующими длину бечевы. Сейчас расшива делает поворот, обходя мель.

Водолив — плотник, который конопатит и ремонтирует судно, следит за сохранностью товара, несет за него материальную ответственность при погрузке и разгрузке. По договору он не имеет права покидать расшиву во время рейса и замещает хозяина, руководя от его имени.

12. Бечева — трос, к которому чалятся бурлаки. Пока барку вели вдоль крутояра, то есть у самого берега, бечева была вытравлена метров на 30. Но вот лоцман ослабил ее, расшива отходит от берега. Через минуту бечева натянется как струна и бурлакам придется сначала сдержать инерцию судна, а потом тянуть изо всех сил. В этот момент шишка затянет запевку: «Вот пошли да повели, / Правой-левой заступили. / Ой раз, еще раз, / Еще разик, еще раз...» и т. д., пока артель не войдет в ритм и не двинется вперед.

14. Парус поднимался при попутном ветре, тогда корабль шел гораздо легче и скорее. Сейчас парус убран, а ветер встречный, так что бурлакам тяжелее идти и у них не получается делать широкий шаг.

15. Резьба на расшиве

С XVI века волжские расшивы было принято украшать затейливой резьбой. Считалось, что она помогает кораблю подняться против течения. Лучшие в стране специалисты по топорной работе занимались именно расшивами. Когда в 1870-е годы пароходы вытеснили с реки деревянные барки, мастера разбрелись в поисках заработка, и в деревянном зодчестве Средней России наступила тридцатилетняя эпоха великолепных резных наличников. Позднее резьба, требующая высокой квалификации, уступила место более примитивному выпиливанию по трафарету.

В Западной Европе (например, в Бельгии, Нидерландах и Франции, а также в Италии) передвижение речных судов с помощью живой силы и тягловых животных сохранялось до тридцатых годов XX века. А вот в Германии использование живой силы прекратилось уже во второй половине XIX века. Были и женские артели.

о «Бурлаках на Волге» являет собой настоящий шедевр в русской культуре и живописи. Она сотворена в реалистической манере.

Когда вы смотрите на картину, то начинает казаться, что вы стоите на берегу реки Волги, и бурлаки медленно продвигаются прямо на вас. Баржам и другим судам спускаться по Волге с грузами по течению без особого труда, а вот наверх, против течения реки, их возвращают бурлаки.

Эти люди впрягаются в лямки и тянут канаты, прикрепленные к баржам. Они идут по берегам, а баржа плывет по реке.
На картине изображено, как группа бурлаков находится за работой.

Берег реки Волги, летняя жара, глинистый мокрый песок под ногами бурлаков. Почти всегда основные пространства картин у художника занимают очертания людей.

Вот также и на этой картине — вы почти не видите воду Волги. Линией горизонта делится картина пополам, вверху — голубоватое небо с облачками, внизу же — темный песок и желтая из-за попадания песка вода. На фоне реки хорошо прорисованы очертания фигур людей.

Это бурлаки, которым нужно тянуть судно вверх по речке.

Тянуть им баржу против течения тяжело, каждый из них делает видимое зрителю неимоверное усилие, плечи людей перетянулись широкими ре и прочными лямками – ведь так удобней тащить.

Неудивительно, но люди одетые в рваную одежду, которая под ремнями быстро изнашивается и ветшает, а от бесконечной ходьбы растаптываются лапти. Длинные руки бурлаков обвисли вдоль туловищ — в такой работе рукам не помочь. Главное здесь — переступать ногами и упираться корпусом об ремни.

Этот тяжелейший труд требует определенных навыков. Кроме этого, он потребует, чтобы каждый бурлак в команде работал в полную силу – так как нельзя схитрить и переложить тяжесть на другие плечи.

Эта работа является коллективной, и как только один бурлак приложит меньшие силы к лямкам ремней, то другие прочувствуют увеличение нагрузки и потянут сильнее баржу, что не по-товарищески.

Эта тяжелейшая подневольная работа не сделала бурлаков рабами, несмотря на варварские условия бурлацкого труда. Персонажи полотна стоят мужественно и не выглядят как жалкие и убогие рабы.

Это люди, для которых по силам то, что для других невозможно. Они живут и трудятся в команде, справляясь со стихиями в душе и в природе.

Лица бурлаков выписывались художником с большим трепетом. Персонажи картины — действительно встреченные художником люди, а выражения их лиц он запомнил очень подробно. Вот поэтому на картине они выглядят живо и реалистично.

Репин хорошо понимал бурлацкую долю, несколько раз ездя по Волге, и проводя много времени с артелями бурлаков. Он наблюдал за людьми, узнавал их характеры и делал прорисовки и наброски. Все равно, герои полотна — конкретные люди, представляющие собирательность образа русского народа.

Урок-сочинение по картине И. Репина «Бурлаки на Волге».

Урок комплексного применения знаний навыков и умений.

Цель урока: Знакомство с жизнью и творчеством великого художника И. Репина. Найти общее в творчестве великих поэтов Н. Некрасова и художника И. Репина. Привить любовь и интерес к живописи, к творчеству великих…

Наглядность: портрет И. Репина. Картина-иллюстрация «Бурлаки на Волге»

ХОД УРОКА:

1.Постановка цели урока.

2.Слово учителя: Рассказ о картине И. Репина «Бурлаки на Волге»

3.Работа над сочинением.

РАССКАЗ ОБ ОДНОЙ КАРТИНЕ И. Репин «Бурлаки на Волге»

Эта картина знакома всем. Мы впервые узнаем о ней из школьных учебников, из календарей, на открытках. Конечно , это лишь репродукции: подлинник находится в Санкт–Петербурге, Ленинграде, в Русском музее.

В популярности произведения нередко таится опасность: притупляется живой интерес к нему возникает иллюзия достаточного знакомства, и вся глубина чувств, мыслей, стремлений художника может оказаться как бы ненужной зрителю. Творения же большого мастера выражает не только его духовный мир , но и существенные приметы эпохи . Поэтому-то можно снова и снова возвращаться к известной картине и, постигая ее получать новые знания и впечатления.

«Бурлаки на Волге» - одна из вершин творчества Репина и русского искусства Х I Х-века. Замысел полотна возник в студенческую пору, за два с лишним года до окончания Петербургской Академии художеств. Выросший на Украине, художник никогда не бывал на большой судоходной реке, и впервые увидел бурлаков на Неве, в дачном пригороде столицы.

Двигавшееся вдоль берега «темное , сольное, коричневое какое-то пятно » - так передавал впоследствии Илья Ефимович свои впечатлени - о казалось влизи толпой из-под пряди сбившихся впряденных в лямку людей, вид которых потряс художника .

«О Боже , зачем же они такие грязные, оборванные? ... Вот лохмотья!... Лица угрюмые,иногда только сверкнет тяжелый взгляд из-под пряди сбившихся висячий волос, лица потные блестят, и рубахи насквозь потемнели… Вот контраст с этим чистым ароматным цветником господ!»

С этого дня Репин, по его словам, «не мог отделаться от бурлаков» и бессчетное число раз рисовал по памяти группу фигуры, лица. Талантливый пейзажист Федор Васильев вызвался добыть через покровителей необходимую сумму для поездки на Волгу. Где же, как не на великой русской реке, можно было увидеть и понять настоящих бурлаков, тяжкий труд которых издавна использовался здесь как самый дешевый где зародились и некрасовские строки: «Выдь на Волгу, чей стон раздается…»

Хлопоты Васильева увенчались успехом, в небольшой компании художников

целое лето проработал Репин в местечке Ширяев Буерак, недалеко от Самары.

Широкие просторы реки. Знакомство с бурлаками. Эскизы, этюды, рисунки с натуры, Волга-матушка вознаградила его по-царски, широко и щедро: дав обширный материал для сердца и ума, помогла и в живописных открытиях. «Все мы почувствовали какую-то новизну и в средствах искусства, - вспоминал Илья Ефимович, - и во взгляде на природу; мы постигали и ширь необъятную, и живой колорит вещей»

Вернувшись в августе 1870 года в Петербург, Репин предъявил свои летние работы начальству Академии художеств. Летом 1872 года художник снова на Волге-пишет этюды, делает композицию «Бурлаки, идущие вброд».

Наконец, в начале 1873 года трехметровое полотно завершено и отправлено на выставку. Уже размер его поражал воображение. Никогда еще картина «бытового жанра» не возводилась в ранг эпического произведения, как бы приобретая права «исторической живописи».

...По горячему песку почти прямо на зрителя движутся бурлаки. Разные судьбы и характеры связались общей бечевой. Молодой, не привыкший к лямке Лорька. А рядом -бывалый, еще крепкий старик. В конце упряжки низко склонился человек до предела изнуренный. Впереди - самые выносливые: бывший моряк с недобрым взглядом, потемневший от солнца могучий бурлак –боец, наконец –Канин, любимый персонаж Репина. Это вполне реальный человек, бурлачивший 10 лет, прежде был священником, пел в церковном хоре. Что так круто повернуло его жизнь?...

Там на Волге Канин с его умным, проницательным взглядом, сдержанностью и незлобивостью всецело завладел мыслями живописца.

«Я иду рядом с Каниным, не спуская с него глаз,- описывает волжскую поездку Репин,-я до страсти влюбляюсь во всякую черту его характера и во всякий оттенок его кожи и посконной рубахи!». Художнику кажется, что Канин подобен древнему философу, попавшему в рабство к римлянам. С ним Репин связывает представление о могучей, дремлющей в русском народе силе, которую нельзя подавить…Емкое по содержанию полотно - не просто о тяжести бурлацкого труда, но и судьбе народа, его терпении, о затаенном в нем внутреннем бунтарстве. В народническую эпоху эти фигуры и лица будоражили мысли.

Картину приветствовала передовая часть общества. Картина «Бурлаки на Волге» имело значение для истории русского музея: навсегда оставшись в Петербурге-Петрограде, картина в конце концов оказалась в этом крупнейшем собрании страны.

Живопись русских художников
Картина Ильи Ефимовича Репина «Бурлаки на Волге», холст, масло. С 1870 живописец работал над новым произведением, которое охотно показывал друзьям, но пока не решался представить на академической выставке, считая его незаконченным и периодически внося поправки. Из-за этого художник попросил отсрочить пенсионерскую поездку, несмотря на то что его звал с собой Василий Поленов, который в тот же год окончил Академию художеств с большой золотой медалью и собирался за границу. Идея эта возникла у него еще в стенах Академии художеств. Одаренность Репина, серьезность его отношения к жизни были столь велики, что позволили ученику Академии написать картину, которая не только прославила его, но и стала этапным произведением русской школы живописи. В картине «Бурлаки на Волге» Репин обнаружил свою склонность к большим обобщениям, к постановке глубоких жизненных проблем.

Отправившись вместе с художниками Ф. А. Васильевым и Е. К. Макаровым в поездку по Волге летом 1870 года, Репин окунулся в самую гущу народной жизни. Бурлаки перестали для него быть отвлеченным понятием, а стали живыми, близкими людьми, со своим внутренним миром, своими заботами и чаяниями. Сама жизнь вошла в картину художника, наполнив плотью и кровью ту мысль, которая лежала в основе замысла Репина. До конца дней своих он не мог забыть многих бурлаков, отведя им значительное место на страницах своих воспоминаний в книге «Далекое близкое». И прежде всего попа-расстригу Канина. Это тот самый бурлак, которого Репин поставил во главе бурлацкой ватаги, – человек с просветленным, мудрым и кротким лицом. При виде его Репин вспоминал о греческих философах, которых покупали патриции Рима на рынках рабов для воспитания своих детей. А много лет спустя образ Канина опять всплывает в памяти Репина при взгляде на Толстого, идущего за сохой по пашне. Такие сравнения могут зародиться только в уме истинного демократа.

Полотно «Бурлаки на Волге» было представлено на годичной выставке Академии и сразу получило неоднозначную оценку. В зале возле картины каждый день собиралась толпа людей – ее обсуждали, ругали, ею восторгались. Об этой работе молодого Репина с жаром писали газеты, она очень заинтересовала Федора Достоевского и Василия Перова. Однако профессора Академии художеств приняли ее холодно, а ректор Федор Бруни и вовсе заявил, что «Бурлаки на Волге» – «величайшая профанация искусства». Композиция произведения напоминает сюжет «Тройки» Перова. В ней точно так же изображено движение группы людей из глубины холста на зрителя. Но если работа Перова построена исключительно на чувстве сопереживания невыносимому перенапряжению и безнадежности, которые читаются в образах нищих детей, то у Репина все иначе. По песчаной отмели волжского берега на фоне необозримых голубых просторов реки прямо на зрителя медленно и тяжело движется ватага оборванных и изнуренных людей.

Во главе бурлацкой ватаги шествует Канин – невысокого роста, широкоплечий, коренастый богатырь с тряпицей на голове, которая, пряча волосы, открывает высокий лоб человека-мыслителя, много передумавшего и выстрадавшего на своем веку. На лице и в глазах – выражение простодушия, доброты, печали. По правую руку от Канина, добродушно посмеиваясь и ворчливо подбадривая соседей, с огромной медвежьей силой тянет лямку нижегородский боец, богатырь-коренник; по левую руку – в исступлении наваливается на лямку всей тяжестью своего тела Илька-моряк, ожесточенно и иронически смотрящий исподлобья в упор на зрителя. Следом за ними, меланхолично покуривая трубку и не утруждая себя чрезмерными усилиями, спокойно шагает длинный, как жердь, бурлак в шляпе.

Несколько отступя от него еле бредет истощенный и больной старик, жестом мучительного отчаяния стирающий рукавом пот со лба. В порыве боли, обиды и возмущения на короткий миг распрямляется молоденький паренек Ларька, пытаясь поправить лямку, к которой он никак не может приноровиться. Сзади него опытный спокойный старик-бурлак на ходу, не ослабляя лямки, достает кисет с табаком и деловито набивает им трубку. За стариком как-то егозливо и неуверенно, мелкими шажками идет солдат в сапогах и картузе. А рядом «грек», который гордо и угрюмо выполняет свою работу, устремляя вдаль тоскующий взор. Шествие замыкает понуро и удрученно плетущийся бурлак, с трудом передвигающий непослушные ноги.

В картине нет интонации обличения, но есть некая философская просветленность. Поэтому, видимо, даже аристократическая часть общества восприняла полотно благосклонно. Некоторое время картина украшала бильярдную великого князя Владимира Александровича, а затем её отправили на Всемирную выставку в Вену.

Публикации по теме