Тропа иакова испания. Что за Путь Сантьяго. Camino Primitivo Изначальный путь

За последние несколько лет набирает популярность Путь святого Иакова — дорога пилигримов, которая ведет в крупнейший центр паломничества Сантьяго-де-Компостела на северо-западе Испании. Но дело тут вовсе не в религии. Основная часть туристов проходит путь с целью проверить себя и преодолеть непростой челлендж. Рассказываем, кем был святой Иаков, откуда взялся этот путь и почему этот маршрут может быть интересным для путешественника.

Кто такой святой Иаков и история Пути

В Новом Завете упоминается несколько святых с таким именем, поэтому следует пояснить, что речь идет об Иакове Заведееве (или Иакове Старшем) — одном из 12 апостолов. После смерти Христа Иаков отправился в Испанию (в то время — одна из провинций Римской империи. — Прим. ред. ) и распространял христианство по всему полуострову. Впоследствии он стал главным покровителем страны. После паломничества по возвращении в Иерусалим в 44 году он был обезглавлен по приказу царя Иудеи Ирода Агриппы I.

По легенде, после смерти останки святого положили в лодку и отправили в Испанию. Как было описано в предании, тело Иакова было захоронено недалеко от города Ириа Флавиа в Галисии, который раньше служил приходом для христиан. Спустя восемь веков, в 820-830 годах, некий монах-отшельник Пелайо, который следовал за путеводной звездой, увидел свет в лесной чаще. Так он случайно обнаружил ковчег с мощами святого Иакова. По указу короля Астурии Альфонсо III в 896-899 годах на месте захоронения святого была построена небольшая церковь, а город получил название Компостела (от латинского Campus Stellae, «Место, обозначенное звездой». — Прим. ред.) . Церковь подвергалась постоянным нападениям со стороны арабского халифата, а в 997 году была полностью разрушена. Собор, который существует по сей день, был построен в 1075-1211 годах при короле Кастилии Альфонсо IV.

В начале XII века папа римский Каликст II дал паломникам право на индульгенцию, после чего Сантьяго-де-Компостела стал третьим центром христианства после Иерусалима и Рима.

В 1160-х был основан военный орден Сантьяго, который сопровождал паломников и охранял их от нападений со стороны мавров (так называли арабов, которые проповедовали ислам на территории Испании). Орден Сантьяго действует по сей день: в 2008 году главным командором ордена стал действующий король Испании Филипп IV, принц Астурийский, вступивший в орден в 1986-м.

Путь святого Иакова

Путь святого Иакова (Camino de Santiago) — это сеть маршрутов, которая ведет паломников в город Сантьяго-де-Компостела. Существует более десятка маршрутов: основная часть находится в Испании, а самым длинным считается французский путь, расстояние которого достигает более 800 километров.

Значительный вклад в дело восстановления паломнического маршрута внес священник Элиас Валинья Сампедро в 1980-х. А в 1993 году Путь святого Иакова вошел в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В настоящее время, чтобы получить сертификат о совершении паломничества, необходимо пройти пешком последние 100 километров на пути к святому городу или проехать на машине, велосипеде или лошади последние 200 километров. Вы также имеете право разбить дорогу на части, но нужно помнить о сроке визы.

Некоторые туристы проходят часть, а затем возвращаются через месяцы или годы, чтобы завершить начатое и дойти до конца. Но чтобы почувствовать дух паломничества и пройти проверку на прочность, лучше попытаться преодолеть весь путь целиком, не разбивая его на части. Обычно в день паломники проходят от 15 до 40 километров. Поэтому особо стойким хватит 20-25 дней, чтобы осилить все 800.

Дорога специально отмечена желтыми стрелками и ракушками (символ паломников Пути святого Иакова), и нужно быть внимательными: все обозначения — на испанском языке. В некоторых случаях можно очутиться на развилке: например, можно увеличить путь на 10-20 км и увидеть маленькие деревушки, а можно выбрать укороченный путь — все на ваше усмотрение. Во всех городах и почти во всех деревнях есть хостелы для паломников. Также многие жители предлагают ночлег и еду путешественникам всего за несколько евро. Много денег тратить не придется.

Существуют также туры по Пути святого Иакова: вам предложат проехать маршрут на автобусе вместе с гидом, а переночевать сможете в больших городах в отелях — все включено. Или вы также можете попробовать сделать это с коучем, который на протяжении всего путешествия будет вас мотивировать идти до конца.

Как выбрать маршрут?

Сначала определите для себя, с какой целью вы хотите пройти Путь святого Иакова. Если ваша цель — проверить себя (или даже похудеть), то попробуйте пройти Путь французских королей (863 км). Начальной точкой является город Сен-Жан-Пье-де-Порт, а вся дорога проходит через пять регионов Испании: Наварра, Ла-Риоха, Кастилья, Леон и Галисия.

Можно также пойти по первоначальному маршруту пилигримов (320 км), который начинается в городе Овьедо и проходит через крупные города Тинео и Луго.

Если вы хотите пройти путь из религиозных соображений и намерены получить сертификат (или даже индульгенцию), то вполне достаточно пройти 100 километров пешком. Начать можно из города Туи. Кстати, это является частью португальской дороги. Но не забудьте получить паспорт паломника (его выдают в начале в приюте для паломников. — Прим. ред.) и проставлять печати в городах и деревнях, через которые проходите. После того как вы дойдете до Сантьяго-де-Компостела, рядом с собором в офисе пилигримов вам вручат именной сертификат. Но чтобы получить отпущение всех грехов, нужно пройти путь в Священный год — когда День святого Иакова (25 июля) выпадает на воскресенье. Ближайшие даты: 2021, 2027.

Что нужно брать с собой

Вот список вещей, которые вам пригодятся: шорты (1-2 пары), длинные брюки (главное, чтобы были удобными), 2 футболки, рубашка с длинными рукавами, нижнее белье, 2 пары носков, удобные кроссовки, босоножки, солнцезащитный крем (маст-хэв), очки, фонарик, шляпа или кепка, легкое полотенце, швейцарский нож, зарядка для телефона и GoPro, средства личной гигиены — только самое необходимое. Если вы хотите уединиться с природой и не планируете оставаться в хостелах, то вам понадобится спальный мешок.

Один из самых известных и популярных паломнических маршрутов Европы, основная часть которого находится в Испании, к могиле апостола Иакова в испанском городе Сантьяго-де-Компостела на севере Испании.

Путь Святого Иакова (Эль Камино де Сантьяго- El Camino de Santiago) – один из самых известных и популярных паломнических маршрутов Европы, основная часть которого находится в Испании, к могиле апостола Иакова в испанском городе Сантьяго-де-Компостела (Santiago de Compostela) на севере Испании. Эта древняя дорога считается исторической достопримечательностью страны и включена в Список мирового природного и культурного наследия ЮНЕСКО.

Появление дороги имеет отношение к старинной истории, связанной с именем святого Апостола Иакова . Согласно легенде, в 813 году один монах-отшельник обнаружил в лодке, загадочным образом причалившей к берегу реки, мощи святого, который проповедовал здесь ранее. В 896-899 гг. король Альфонс III издал указ, чтобы на месте находки была построена небольшая церковь, а место было названо Компостела, «Место, обозначенное звездой».

Известность пути Святого Иакова быстро разлетелась по всему Старому Свету. В эпоху Средневековья маршрут обрел настолько широкую популярность, что вокруг него начали стремительно разрастаться многочисленные монастыри и соборы, которые служили, прежде всего, для того, чтобы помочь паломникам преодолеть длинный и непростой путь.

Долгожданный конец пути – это и есть древний город Сантьяго-де-Компостелле, «христианская Мекка», где и по сей день хранятся мощи Апостола Иакова, небесного покровителя страны. Чтобы путешественники не заблудились и не потерялись по дороге, им помогают специальные символические отметки в форме ракушек (они издревле считались знаками пилигримов) и желтые стрелки.

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Если бы вы спросили средневекового пилигрима из Европы, направляющегося на Святую Землю, куда он держит путь, то он бы непременно вам ответил, что идет в Сантьяго-де-Компостела взять благословение на предстоящее долгое путешествие у апостола Иакова, покровителя всех паломников и странников.

И сегодня в Европе весьма часто можно встретить необычно одетых путников с рюкзаком на спине и посохом в руках, которые ищут дорогу, отмеченную каменной ракушкой.

Сантьяго-де-Компостела – город, расположенный на северо-западе Испании и являющийся столицей автономного сообщества Галисия, – можно найти еще не на всякой карте. Но в этом маленьком по современным меркам городе, где население не превышает и 100 тысяч человек, хранится величайшая христианская святыня – мощи апостола Иакова, старшего брата апостола Иоанна Богослова.

«И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети; и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним» (Мк. 1: 19–20), – так святой апостол и евангелист Марк описывает призвание Христом Иакова и Иоанна, простых рыбаков из Галилеи, названных Господом «сынами громовыми» (см.: Мк. 3: 17) за свой порывистый нрав и горячий темперамент.

Впоследствии именно Иакову, Иоанну и Петру Спаситель неоднократно открывал Свое Божественное достоинство и силу: они присутствовали при воскрешении дочери начальника синагоги Иаира (см.: Мк. 5: 37–43; Лк. 8: 51–56), при исцелении тещи апостола Петра в его доме (см.: Мк. 1: 29–31), при беседе о разрушении храма (см.: Мк. 13: 3), были свидетелями Преображения Христова на горе Фавор (см.: Мк. 9: 2), сопровождали Спасителя в Гефсиманском саду, перед тем как Его схватили стражники, посланные первосвященниками и книжниками.

По Воскресении Господнем и по принятии Святого Духа в Сионской горнице все апостолы по жребию разошлись по разным странам для проповеди Евангелия. Церковное предание гласит, что Иаков Зеведеев отправился свидетельствовать о Христе в далекую Испанию. Основав там христианские общины, святой Иаков вернулся в Иерусалим, где в 44 году (по некоторым данным – между 41 и 44 гг.) первым из апостолов принял мученическую смерть через отсечение головы по приказу царя Агриппы I, внука Ирода Великого (см.: Деян. 12: 1–2).

Дальнейшая история содержится во множестве не вполне согласных друг с другом народных преданий. По самой известной версии, изложенной историком Гонорием Августодунским, два ученика апостола – Афанасий (Атанасио) и Феодор (Теодоро), положив тело учителя в лодку, отправились по морю искать место для его достойного погребения. Через несколько дней никем не управляемое судно чудесным образом прибило к берегам Галисии – самой западной области испанской провинции. Поднявшись вверх по реке Улья до небольшого кельтского города Ирия Флавия (современный Падрон), ученики стали просить знатную женщину по имени Атия (в устном предании – Лупа) дать разрешение похоронить апостола Иакова в этих землях. Желая погубить чужеземцев, та отправила их к местному языческому правителю, который бросил христиан в темницу. Но Ангел Господень вывел их невредимыми из заточения. Пораженные этим чудесным событием, царь и многие его приближенные уверовали во Спасителя и помогли погрести тело апостола Христова в усыпальнице Атии. Позднее там же были похоронены сами Атанасио и Теодоро.

Как свидетельствуют раскопки, обнаружившие достаточно обширное кладбище рядом с апостольской гробницей, некоторое время здесь существовало небольшое монашеское поселение. Но к концу II века гробница постепенно пришла в запустение. Прилежащие территории заросли лесом. И святое место надолго оказалось сокрытым и недоступным для паломников.

Лишь в первой половине IX века некий монах-отшельник по имени Пелайо обнаружил гробницу, увидев в поле странное сияние, которое и привело его к ковчегу с нетленными мощами апостола Иакова. О своей находке он незамедлительно сообщил епископу Ирии – Теодомиру. Уже к 830 году на гробнице апостола и его учеников появилась первая часовня, которую сменили затем два каменных собора. А само место обретения мощей получило название Компостела , что в переводе с латыни означает «Поле звезды». С этого момента к святой гробнице потянулся непрерывный поток паломников со всей Европы.

Святой апостол Иаков в непростой для Испании период, переживавшей арабское завоевание, стал восприниматься и почитаться как небесный покровитель и защитник страны. Таковым его считают испанцы и по сей день, трепетно относясь к хранимой в Сантьяго-де-Компостела святыне.

Средневековые хроники свидетельствуют о многочисленных чудесах и явлениях апостола испанским воинам во время изгнания мусульман с Пиренейского полуострова, вошедшего в историю под названием Реконкиста. Неслучайно девизом рыцарей, сражавшихся против мавров, были слова «Святой Иаков! Испания, к атаке!» («?Santiago y cierra, Espa?a!»), ставшие призывом объединиться против врагов.


В конце X века Сантьяго-де-Компостела был завоеван известным арабским полководцем Аль-Мансуром, повелевшим разорить город, снять колокола с Компостельского собора, перелив их в лампы для мечети в Кордобе, но саму гробницу арабы не тронули.

В конце XI века король Альфонсо VI приказал на месте разрушенного маврами храма построить новый величественный собор из гранита. И 21 апреля 1211 года собор был торжественно освящен епископом Педро Муньисом.

К XII веку постепенно сложились и основные паломнические маршруты в город святого Иакова, которые формировались под влиянием ряда важных факторов: опорными пунктами на пути пилигримов были монастыри, являвшиеся в то время крупными экономическими, политическими и культурными центрами. «Камино де Сантьяго» (так в Испании называют паломничество к могиле святого апостола Иакова) оказал огромное влияние на распространение культурных достижений в Средневековье и в настоящее время включен в число памятников всемирного наследия ЮНЕСКО.

Насчитывается как минимум шесть разновидностей пути: французский (camino franc?s), северный (camino del norte), первоначальный (camino primitivo), английский (camino ingl?s), португальский (camino portugu?s) и Виа-де-ла-Плата (via de la plata). По другим подсчетам таких путей около 15.

Самыми древними путями в город апостола Иакова были первоначальный и северный пути, поскольку к IX веку практически весь Иберийский полуостров был под властью Кордовского халифата и единственными безопасными маршрутами были маршруты, пролегавшие через прибрежные северные территории.

Во время Реконкисты, по мере отвоевания земель у арабов, складываются и другие паломнические пути. Самым известным и наиболее популярным сегодня маршрутом является французский, общая протяженность которого составляет около 800 километров. Его популярность объясняется тем, что, несмотря на свою продолжительность, это наиболее простой по рельефу путь, где к тому же почти не бывает плохой погоды, в отличие от северных маршрутов с их пересеченной местностью и частыми дождями. Кроме того, развитие французского пути было связано с поддержкой, оказываемой ему папой Римским и многими христианскими королями, которые совершали по этой дороге паломничество в Сантьяго-де-Компостела. Маршрут начинается во французских Пиринеях в местечке под названием Сан-Жан-Пье-де-Порт и далее после Ронсевальского ущелья проходит по таким старинным испанским городам, как Памплона, Логроньо, Бургос, Леон, Асторга, Понферрада.

Вы можете пройти весь этот путь пешком, и на это уйдет от двух недель до месяца, а можете проехать его на лошади или на велосипеде. Каждый выбирает для себя маршрут по силам.

На каждом из маршрутов пилигрим найдет хорошо развитую инфраструктуру приютов для странников, или, как их называют в Испании, альб?ргов (albergues) . Ориентирами для путников, следующих в Сантьяго-де-Компостела, служат указатели с изображением ракушки, которая является древним символом, эмблемой апостола Иакова, считающегося покровителем всех паломников.

Сегодня поездка к мощам святого апостола Иакова, или, как его называют в Испании, Сантьяго, является одним из самых популярных паломнических маршрутов во всей Европе. И дело не только в безусловной общехристианской ценности хранимой в Компостельском соборе святыни. Притягательность этого пути состоит еще и в том, что в своем классическом варианте он совершается пешком. Прежде чем прикоснуться к святыне, паломник проходит десятки километров, преодолевает препятствия непогоды и трудности маршрута.

При современных технических средствах и возможностях человек может в считанные часы самолетом или поездом добраться до любого предела земли и своими глазами увидеть то, о чем он раньше читал или слышал, не прилагая при этом больших физических усилий. «Путь святого апостола Иакова», пожалуй, один из немногих маршрутов, который помогает человеку почувствовать себя древним пилигримом, в труде и духовном сосредоточении готовящимся к встрече с великой святыней.

Приведенные выше рассуждения побуждают нас задуматься о такой важной составляющей жизни верующего человека, как совершение паломничества.

Очевидно, что паломничество – общерелигиозная, широко распространенная практика, свидетельствующая о нашем глубинном желании приблизиться к горнему, стать ближе к точкам соприкосновения божественной реальности и дольнего мира.

Вместе с тем оно способно даровать верующему сердцу сопереживание событиям глубокой древности, когда Господь, дивный во святых Своих, действующий Своей благодатной силой, являл чудеса и знамения, определял видимым образом ход истории человечества.

В этом отношении почитание апостолов – самовидцев и служителей Слова – являет замечательный образец проявления христианского благоговения перед Искуплением, совершенным Спасителем, и благовестническим подвигом Его ближайших учеников.

В контексте христианского миропонимания паломничество традиционно рассматривалось не просто как сакральный акт, но как акт богослужебный, литургический. Парадигматичным в этом отношении было поклонение святыням Святой Земли. Как справедливо отмечает один из исследователей, Палестина «мыслилась алтарем единого храма (сотворенного Богом мира), в котором постоянно совершалась литургия от проскомидии до Евхаристии во всей возможной лишь в мистическом пространстве и времени целокупности и единомоментности этого священного действа. Так что не священнодействия литургии постепенно сменялись, следуя своим порядком перед взором неподвижного богомольца (как в храмовой литургии), а, напротив, паломник перемещался от одного топоса к другому, постепенно приближаясь к апофеозу Бескровной Жертвы, переживая не воспоминания об известных событиях, но сами эти события, в буквальном смысле прикасаясь к ним через прикосновение к священным объектам… Поэтому и паломники не путешествовали по Палестине, как современные туристы, а, собравшись буквально со всего света, день и ночь переходили от алтаря к алтарю и соответственно участвовали в этом богослужении – собственно, литургисали. Поэтому хождение, если говорить об идее жанра, – отнюдь не путешествие, ведь невозможно считать путешествием перемещение служителя в алтаре реального храма во время священнодействия».

В соответствии с этим и всякое паломничество своим центром имело совершение Божественной службы у святынь, связанных с личностью, жизненным путем и духовным подвигом угодника Божия.

Прямым следствием этого явилась практика создания храмов или, по крайней мере, часовен, в которые помещались реликвии и где собственно и происходило молитвенное поклонение.

С литургическим почитанием святынь сливалась традиция совершения Евхаристии на честных останках святых. Исторически данное явление оказалось зафиксированным в Православной Церкви в форме антиминсов – особых платов, как правило с изображением положения во гроб Христа Спасителя и содержащих часть мощей. Показательно, что непременным атрибутом антиминса является подпись епископа, его освятившего. Само наличие подписи воспринимается как делегирование архиереем священнику права совершения литургии в определенном храме.

В соответствии со всем вышесказанным необходимо отметить, что православный паломник, решивший предпринять путешествие к мощам святого апостола Иакова, без сомнения, столкнется с одной существенной трудностью на своем пути: фактическим отсутствием литургического содержания паломничества. В результате возникает необходимость вписывания подвига «хождения к святыне» в контекст инославной религиозной традиции. Паломничество проходит по маршрутам, сформировавшимся в эпоху католического средневековья, в соответствии с традициями западного христианства. Для православного же человека это ставит непростую задачу: совершить акт почитания древней христианской святыни, не поколебав свою конфессиональную идентичность, или, проще говоря, не отступив от канонических норм и святоотеческой традиции, не погрешив против вероучения.

Очевидно, что для многих наших соотечественников таковая задача представляется трудной, а зачастую и неразрешимой.

Еще одной из серьезных проблем, стоящих на пути православного паломника к древней святыне, является удаленность места и, как следствие, дороговизна пути. Вся совокупность трат на поездку (оформление визовых документов, оплата билетов на самолет, трансфер по стране, проживание на месте и т.п.) составляет еще одну не менее существенную проблему, которую приходится преодолевать тому, кто решится поклониться мощам «самовидца и служителя Слова».

Тем не менее, невзирая на все трудности и препятствия, сегодня все большее количество наших соотечественников готовы предпринять труд и благоговейно почтить святыню. Многие православные христиане русской духовной традиции, бывая в Испании, ищут возможности прикоснуться к древней реликвии.

Несомненно, развитию православного паломничества способствует появление на Иберийском полуострове церковных общин, как пребывающих в лоне Московского Патриархата, так и иных братских Поместных Церквей.

К счастью, сегодня великая православная святыня – честные мощи апостола Иакова – становятся более доступными для православных христиан из России и иных стран Русского мира. Богу содействующу, процесс этот будет развиваться, свидетельствуя о продолжении миссии ученика Христова – быть ловцом человеков (ср.: Мф. 4: 19), которую он Промыслом Вседержителя осуществляет и поныне.

Путь Святого Иакова (Camino de Santiago) — это сеть паломнических маршрутов по всей Европе, основная часть которых находится в Испании. Существует путь вдоль Атлантического побережья страны, из крупнейших городов Иберийского полуострова, из Португалии, свой путь для англичан, прибывающих морем в Ла-Корунью. Но самым популярным является все-таки Камино Франсез, ведущий по маршруту Ронсеваль — Памплона — Бургос — Леон — Сантьяго. Именно про него идет речь в книге Коэльо «Дневник мага» и в фильме «Путь» Эмилио Эстевеса — основных современных источниках популярности маршрута. Но какой бы путь вы ни выбрали, конечный его пункт — город Сантьяго-де-Компостела, где хранятся мощи апостола Иакова.

Надо сказать, что паломнику вовсе не обязательно проходить весь маршрут (750-800 км), помеченный желтыми стрелками и ракушками, целиком. Чтобы паломничество засчиталось, достаточно преодолеть лишь последние 100 км. Можно даже разбить свой поход на несколько частей, что и делают жители Испании (для них камино чуть ли не обязательное условие для того, чтобы носить гордое «испанец»). Они проходят отрезки пути по выходным и праздникам.

sicheslavets.livejournal.com

В прошлом году мы с друзьями прошли 180 км, но до Сантьяго не дошли. Год спустя мы решили закончить свое паломничество. Однако для начала нужно было решить, в какой именно точке следует вернуться на дорогу. Хотелось хорошенько прогуляться — так, чтобы было время подумать, поговорить, почувствовать дух камино. Мы были готовы к 300-400 км ходьбы.

Памплона, Бургос, Леон и Сантьяго — это четыре крупнейших города на Пути Святого Иакова, делящие маршрут на три крупных отрезка. При этом центральный участок Бургос — Леон не пользуется особой популярностью. Его часто пропускают даже те паломники, кто идет с самого начала из городка Сен-Жан-Пье-де-Пор во Французских Пиренеях. Это пустынное плоскогорье с минимумом достопримечательностей и растительности. Так что примерно каждый двадцатый пилигрим, согласно статистике, стартует из Леона.

Впрочем, позже изучение местности перед началом путешествия показало, что на протяжении 30 км от Леона путь проходит вдоль оживленной трассы по промзоне. Никакой радости в такой прогулке нет, и я предложил товарищам начать из городка Оспиталь-де-Орбиго.

sicheslavets.livejournal.com

Так что утром 4 сентября мы проснулись в гостинице в центре Леона, прогулялись немного по городу, посмотрели на кафедральный собор Леона — одно из самых красивых и больших строений на пути паломников. Затем, сев в автобус, поехали в Оспиталь-де-Орбиго.

sicheslavets.livejournal.com

Городок известен благодаря своему великолепному древнему мосту. Построен он был еще в римские времена, но с тех пор многократно перестраивался. С ним связана легенда про дона Суеро де Киньонеса, который решил совершить подвиг в честь возлюбленной дамы. Он поклялся победить на этом мосту любого рыцаря. Прослышав про это, в городок съехались вояки со всей Европы, и 10 июля 1434 года начался удивительный турнир. В течение одного только месяца дон Суеро де Киньонес сокрушил 68 противников. Всего же за год бравый всадник победил 300 человек. В память о его рекордном свершении в Оспитале-де-Орбиго регулярно проходят рыцарские турниры.

sicheslavets.livejournal.com

На выходе из Оспиталя-де-Орбиго Путь Святого Иакова разделяется на два. Одна дорога до Асторги (ближайший большой город) уходит направо. Она имеет длину 16 км и проходит через пару деревушек. Другая идет прямо. Она на километр короче, но ближайший населенный пункт на ней расположен перед самой Асторгой. Мы, как и все другие пилигримы, выбрали короткий путь.

sicheslavets.livejournal.com

Шлось очень легко, все-таки первый день, первые часы. Мы свежие, сильные, со здоровыми ногами, без водянок и растяжений. Сами не заметили, как дошли до городка Сан-Джусто-де-ла-Вега, купили там по мороженому и продолжили путь в направлении Асторги. Ее скайлайн уже отлично просматривался.

sicheslavets.livejournal.com

В Асторге можно и остановиться. Город этот интересный, полный достопримечательностей. Здесь есть древнеримские стены, четыре большие церкви и здание авторства Гауди. В Асторге мой спутник купил себе креденсиаль (паспорт паломника, без которого ни в приюте не поселят, ни сертификат в конце не выдадут), а я использовал прошлогодний документ. При получении креденсиаля нам выдали карту города и рассказали, что все учреждения и магазины, которые связаны с пилигримами, работают без сиесты.

sicheslavets.livejournal.com

На пути нам встречались деревушки, где можно было переночевать. Одной из них была Санта-Каталина-де-Сомоса. Забавно, но в деревушке с населением 50 человек существует два альберге (приют для паломников) с общим количеством кроватей в те же полста.

sicheslavets.livejournal.com

sicheslavets.livejournal.com

Есть и более заброшенные места. Например, деревня Манхарин. Сейчас здесь живет только один человек, да и тот немец по происхождению. Томас называет себя рыцарем-тамплиером и даже облачается в белый плащ с красным крестом. Пару десятилетий назад он сам проходил Путь Святого Иакова и остановился на ночевку прямо в горах посреди покинутой людьми деревушки. Засыпая, пилигрим оставил включенным свой светильник, а утром обнаружил рядом еще несколько путников, которые пришли ночью на огонек. Дойдя до Сантьяго, немец решил вернуться в эти края и обустроить тут собственный приют для паломников.

sicheslavets.livejournal.com

sicheslavets.livejournal.com

sicheslavets.livejournal.com

Во второй день мы подошли к одному из самых значимых мест на Пути Святого Иакова. Крус-де-Ферро (Cruz de Ferro) — это курган из камней, принесенных пилигримами со всего света. Одна из традиций Camino de Santiago заключается в том, что паломники, собираясь в путь, берут из родного дома булыжник, размер которого символизирует величину их грехов. Они несут на себе эту ношу во имя искупления своих былых прегрешений. А этот холм как раз и является местом, где они от них избавляются. Крус-де-Ферро, кстати, самая высокая точка Пути Святого Иакова. Она расположена на отметке 1505 м над уровнем моря.

sicheslavets.livejournal.com

По пути мы часто встречали средневековые крепости. Вот, к примеру, крепость в Понферраде, заложенная еще кельтами и превращенная в грозную цитадель рыцарями-тамплиерами. Рыцарские ордена вообще в свое время оккупировали Путь Святого Иакова. У многих из них на всем его протяжении были собственные оплоты. Госпитальеры строили больницы для пилигримов, храмовники же занимались охраной паломников и их финансами.

sicheslavets.livejournal.com

sicheslavets.livejournal.com

Начиная от Понферрады (вернее, от деревушек перед нею) Путь Святого Иакова проходит через вереницу населенных пунктов, которые то превращаются в отдельно стоящие вдоль дороги одноэтажные домики, то скучиваются в села и даже городки, очень красивые и необычные.

sicheslavets.livejournal.com

— Добро пожаловать в Галисию! — сказал рыжебородый парень, идущий навстречу. Конечно, это еще не одноименная автономная область, но местные жители уже говорят на галисийском языке. Мы дошли до Вильяфранки.

sicheslavets.livejournal.com

В Вильяфранке мы заприметили альберге с названием Ave Fenix и поспешили занять там места. Но сначала чуть было не сбежали из этого чудесного приюта. Дедушка оспитальеро надолго затянул процесс вселения. Дыша перегаром, он болтал с каждым пилигримом минут по десять, да еще и убегал покурить. Некоторые паломники, не выдержав этого, уходили искать другие альберге. Мы и сами подумывали над этим. Ведь, пройдя 40 км, очень хотелось лечь в кровать и поспать пару часов, а не сидеть в очереди на поселение. К счастью, большинство прибывших не знали испанского, а на других языках дед не говорил. Так что ждать пришлось всего минут сорок, которые мы провели, болтая с подошедшим сразу за нами казахским немцем Эдиком.

Надо сказать, что первые впечатления об этом месте оказались ложными. Конечно, тут мы жили в очень тесной и холодной комнате на 24 кровати. К туалету и душу приходилось идти через улицу. Но зато Ave Fenix оказался самым душевным и атмосферным альберге за весь наш Путь Святого Иакова! Здесь мы познакомились с кучей паломников, с которыми потом встречались всю дорогу и сдружились.

sicheslavets.livejournal.com

На Пути Святого Иакова существует поговорка: «Короткая дорога — неправильная дорога». Ее правдивость мы смогли оценить в четвертый день нашего Camino-2013 — день, когда мы подружились с горами.

При выходе из Вильяфранки Путь Святого Иакова расходится надвое. Короткий маршрут проходит вдоль автострады, проложенной по дну ущелья. А длинный взмывает вверх, к горным вершинам и облакам. Этот вариант тропы называется Camino Duro — Трудный путь.

Зная о грядущем выборе, я несколько недель размышлял, смогу ли одолеть трудности этого перехода. Ведь только в первые полтора километра набор высоты составляет 400 м. Ни с чем подобным мне, городскому мальчику, дотоле сталкиваться не доводилось.

sicheslavets.livejournal.com

sicheslavets.livejournal.com

Окончательное решение я оставил на утро перед выходом из Вильяфранки. И вот тогда я понял, что, если не пойду Трудным путем, то никогда не прощу себе эту слабость. Конечно, взбираться по склону на Camino Duro достаточно сложно! Но основные усилия необходимо приложить только на первых километрах, потом угол подъема не такой крутой. Зато в качестве награждения за свои труды вы получаете самые лучшие виды на всем Пути Святого Иакова!

sicheslavets.livejournal.com

Дальше наш путь идет по Галисии, о чем сообщает каменная стела. Испанией этот район назвать можно только с политической точки зрения. Местные жители говорят на галисийском языке, вручную исправляют испаноязычные указатели на дорогах, а кирпичные дома, свойственные Кастилии и Леону, сменились сооружениями из природного камня.

sicheslavets.livejournal.com

Местные жители, как могут, стараются зарабатывать на потоках пилигримов, идущих через их села. В одном из них даже существует сервис, предлагающий конное путешествие паломников на гору О"Себрейро за €20 с человека. Подъем на эту вершину является одним из самых сложных участков Camino de Santiago. Мы, впрочем, об этом не знали, а потому удивлялись, почему большинство паломников, идущих с нами, шагают без рюкзаков: люди отправили их в финальную точку дневного перехода на такси.

Кстати, читерство, оказывается, весьма распространено на пути. В прошлом году мы видели лишь отдельных пилигримов, отправивших свои рюкзаки на машине в конечный пункт дневного перехода. А в этот раз такое случалось сплошь и рядом.

sicheslavets.livejournal.com

В отличие от Camino Duro, где сложно только первые километры, подъем на О"Себрейро — это 9 км сплошного уклона вверх по каменистым тропам. Без частых привалов не обойтись.

Во время одного из таких привалов, в деревушке Ла-Фаба, мы встретили парня из Чехии, который начал свой Путь Святого Иакова еще в апреле текущего года. Он вышел из Праги, дошел до Сантьяго-де-Компостелы и Края Света на мысе Финистерре, а теперь идет домой. Надеется вернуться до Рождества.

sicheslavets.livejournal.com

Усложняли подъем на О"Себрейро погодные условия. Еще внизу, в лощине, мы смотрели вверх на горы и видели, что они покрыты облаками. И вот в эти облака мы и шли! Жара при подъеме наверх превратилась в лютый холод с ветром.

Отдельную головную боль доставляли другие пилигримы. В какой-то момент, во время привала в деревне Лагуна-де-Кастилья, их собралось под два десятка. Мы посмотрели друг на друга и разом сорвались с места, кинувшись как можно быстрым шагом по направлению к О"Себрейро. Ведь там находится единственный альберге в окрестностях, а кто знает, найдется ли в нем место для всех!

Так что последние несколько километров превратились в гонку, усложненную погодными условиями. Ветер дул, дождь моросил, пилигримы гнали во всю прыть, дорога шла все вверх и вверх, туман не давал рассмотреть природные красоты вокруг.

Впрочем, в альберге поместились все. С людьми, с которыми нас свела судьба в одной комнате в ту ночь, мы потом постоянно пересекались до самого Сантьяго.

Продолжение следует…

От редакции

Мир полон загадок, сюрпризов и совпадений. Я считаю, что, когда для чего-то приходит время, то пропустить это будет сложно, если, конечно, ты открыт миру и пытаешься жить осознанно. Я много путешествовала и ни разу в жизни не слышала про Путь святого Иакова. Это сейчас только ленивый еще не ходил до Камино-де-Сантьяго, а когда собиралась я, информации было крайне мало. Что ж, тем интереснее было жить.

Все случилось неожиданно: в самолете, летящем в , я случайно выбрала канал с фильмом «Путь», потом перечитала книгу Паоло Коэльо «Дневник мага», затем мне стали встречаться люди, которые говорили о Пути. И, наконец, пазл сложился, и я решила, что раз вселенная послала мне все эти намеки, то теперь дело за мной.

Я принялась изучать вопрос и потихоньку погружалась в новое настоящее приключение.

Я прошла 800 километров за 27 дней, и мой Путь получился особенным. Я начала его в одном состоянии, обычном, с желанием осознать свои возможности, отключиться от мира и подумать о жизни, а заканчивала в компании новой зародившейся жизни, которая обнаружила себя неожиданно после встреч с аистами, которых видели моя камера, мои глаза и больше никто. К слову сказать, этой новой жизни недавно исполнилось 2 года.

В Пути мистика подстерегает на каждом шагу и неизвестно, какой сюрприз ждет каждого из вас!
Однако, несмотря на открывшиеся мне в дороге новости, я все-таки прошла свой путь до конца.


Я увидела волшебное кадило в , дошла до края Европы (мыса Финистерры), где, по правилам пилигрима, сожгла свою футболку, а дальше добралась до Мушии - удаленного удивительного места, где путь Иакова заканчивался, но новая жизнь только начиналась.

Итак, Камино де Сантьяго или Путь святого Иакова, дорога к Сантьяго-де-Компостела - что это и как его пройти.

Что это такое

Путь Святого Иакова - это паломнический путь, изначально религиозный. Но сегодня совсем необязательно быть воцерквленным или даже верующим, чтобы отправиться по этому маршруту. Можно быть христианином, католиком, буддистом, кришнаитом, индуистом, атеистом - для Пути нет ограничений, и каждому дается возможность пройти его.

Люди идут, чтобы понять себя, чтобы найти себя, чтобы разрешить то, что не получалось разрешить, чтобы простить, чтобы забыть, чтобы познать. Целей столько же, сколько и паломников.


Путь может начинаться во многих точках, но заканчивается в в испанской Галисии.
Пилигримы, а именно это слово мне ближе всего, проходят свой путь по-разному. Кто-то предпочитает компанию, кто-то хочет быть один. Можно идти по 10 километров в день, можно по 50. Можно идти пешком, можно проехать путь на велосипеде. Маршрутов множество, и каждый может выбрать тот, который ему ближе, удобнее, понятнее. Ниже я расскажу о том, какие Пути бывают, а чтобы было проще сориентироваться, приложу карту маршрутов.

И обязательно выучите фразу Buen Camino («доброго пути») - так принято прощаться с товарищами по Камино.

Когда идти

Так как речь идет о Европе, то лучше всего проходить Камино с весны по осень. Летом может быть жарко в некоторых местах, поэтому предпочтительно отправляться в путь в мае-июне или в августе-сентябре. Это лишь общая рекомендация, все зависит от конкретных возможностей конкретного человека.


И, если есть варианты пройти Камино в октябре или июле или не проходить вообще, то, конечно, лучше выбрать октябрь или июль.

Варианты пути

Как правильно выбрать путь? Ответа на этот вопрос не существует. Помните, что вы можете начать путь в любой точке и в любой точке его закончить.

Вот основные варианты:

  • «Французский путь» / Camino Frances (оранжевый цвет на карте) - Ронсенваль – Сантьяго (739 километров);
  • «Северный путь» / Camino Del Norte или Camino de la Costa (голубой) - Ирун – Сантьяго (830 километров);
  • «Португальский путь» / Camino Portugues (зеленый ) - Туи – Сантьяго (116 километров);
  • «Серебряный путь» / Via de la plata (болотный ) - – Сантьяго (810 километров);
  • «Английский путь» / Camino Ingles (синий ) - Фероль – Сантьяго (112 километров).

Часть путей пересекается или переходит одна в другую. Например, идя по «Северному пути» в какой-то момент становишься перед выбором: продолжать путь по побережью или свернуть на старинную дорогу Camino Primitivo.


Я думаю, не стоит на этом зацикливаться по мере приближения к перекресткам. Путь сам подскажет вам, куда двигаться, и решение будет принято.


Стоит иметь в виду, что расстояния очень условны, так как на протяжении всего маршрута вы тут пройдете по тропинке, тут обойдете препятствие по дороге, тут свернете к какой-нибудь интересной смотровой площадке или пустынному пляжу. Даже в путеводителях на разных языках расстояния расходились. В конце концов, неважно, сколько точно километров вы пройдете, важно, с какими помыслами и с чистым ли сердцем это будет сделано.


Я выбрала «Северный путь» по ряду причин:

  • во-первых, мне было удобно начать из ;
  • во-вторых, мне нравилась идея идти вдоль моря;
  • в-третьих, меня радовало то, что этот путь менее популярен и следовательно более малолюден, чем «Французский».

Тем не менее любой путь хорош, и я за месяц в пути встречала пилигримов, кто ходил и «Португальский Камино», и «Английский», и «Серебряный».

Удобства

Сегодня Камино уже не тот, по которому ходили пилигримы в прошлом веке. Как любой популярный маршрут, он оброс достижениями цивилизации. Например, в затерянных лесах можно встретить объявления на деревьях о доставке багажа. Надо сказать, эта функция удобна, ведь Камино идут и старики, и люди болеющие. Воспользовавшись этой опцией, можно нести на себе минимум вещей, а все необходимое за деньги вам привезет машина прямо в альберге.


К тому же, сегодня Камино - это не 100 % «пешеходинг». В некоторых местах приходится воспользоваться транспортом. В моем случае я прибегала к транспорту дважды:

  • лодка. Часто, чтобы попасть из одного города в другой, надо перебраться через реку или залив. Так как мы еще не научились ходить по воде, приходится пользоваться лодкой. Обычно это 10-20 минут. И Камино допускает это.
  • в одном из городков «Северного пути» надо было принять решение - переехать реку на поезде (3 минуты) или идти в обход (6 часов). Конечно, все склонялись к первому варианту, и это тоже допустимо.

Другими словами, каждый пилигрим - сам творец своего собственного Камино.

Здоровье

В дороге может случиться все, что угодно, поэтому обязательно иметь с собой небольшую аптечку. Аптеки (farmacias), конечно же, есть в крупных городах, но в маленьких поселках, по которым преимущественно и пролегает путь, с этим могут быть проблемы.

Мой совет - оформить страховку путешествующих с покрытием 30 000 или 50 000 EUR. Конечно, мы часто забываем, что смертны, и думаем, что с нами точно ничего не случится, но доступные 20-30 EUR страхового взноса защитят от несчастных случаев. Если в пути получена легкая травма, то проще решить вопрос самому, а если ситуация серьезная, то тогда все плюсы страховки будут вами оценены.


Будем надеяться, что ничего критичного не случится, но предупрежденный защищен.

Частое явление в пути - мозоли. Каждый, наверное, имеет в своем жизненном опыте способ борьбы с этим неуместным в дороге недугом. Мне же встретились французы, которые за вечер вылечили мою мозоль, продев сквозь нее иголкой нитку и оставив нитку в ноге. Я вначале отнеслась к этому скептически, но, когда на следующее утро я была готова скакать как лань, поверила в чудодейственный и, по их словам, старинный способ помощи пешеходам.

Где жить

Паломники живут в альберге - это аналог хостела, где дают приют страннику. Обычно муниципальные альберге стоят от 3 до 6 EUR, а в некоторых есть коробочка, куда опускаешь свое пожертвование. За эти 3-6 EUR вы получаете кровать, горячий душ, чаще всего кухню с посудой, иногда одеяло и начехольник на подушку и хорошую компанию. Комнаты могут быть на 4 человек в новых альберге, а могут быть на 30.


В высокий сезон стоит выходить заранее, чтобы точно быть уверенным в том, что ночлег обеспечен. Бронировать заранее места нельзя, и это понятно. Получает койку тот, кто пришел первым.

В низкий сезон другая проблема - часть альберге может быть еще закрыта. Поэтому, покидая место сегодняшнего привала, я всегда узнавала у работников, как обстоят дела с альберге дальше. Часто они рекомендовали места, которые точно открыты, и это давало надежду.


Если вы пришли в альберге, а мест не оказалось, или вы устали от компании во время сна, можно останавливаться в частных альберге (от 8 EUR) или даже в отелях (от 25 EUR). Я за месяц пути в отеле остановилась дважды, чтобы немного отдохнуть от коллектива.

На некоторых маршрутах ночлег пилигримам предоставляют пожарные станции, в частности, это распространенная практика на «Португальском пути».


И муниципальные альберге, и частные очень чистые и удобные. К тому же хозяева–волонтеры - чаще всего очень приятные люди - помогают советами, угощают печенькой и делятся информацией о том, куда вам идти дальше, где спать и что смотреть. Особенно мне запомнился альберге в стенах древнего монастыря в Собрадо, где, собственно, аисты и возвестили мне благую весть.


Ворота монастыря захлопывались в 19:00, и ты оставался один на один со своими мыслями и древней историей места.


Еще один альберге, который прочно впечатался в мою память, находится в небольшом поселке Гуемес (Guemes). Руководит процессом колоритный отец Эрнесто в пончо - человек широкой души с большим сердцем. Там все сделано с любовью, и путников всегда ждет удобная кровать и вкусный ужин.


А помимо гостеприимства и уюта, здесь есть стиральные и сушильные машины, которые очень кстати на пути.

Что есть

Еда - это важный момент любого путешествия, а особенно длительного пешеходного. Как я уже отметила, в большинстве альберге есть кухня, поэтому тут можно готовить.

У паломников в ходу паста и салаты с рыбой из банок, овощи и фрукты, которые можно купить в магазине.

В супермаркетах есть отличные стенды, где за 1 EUR предлагается большой выбор нарезки, которая в сочетании с недорогим и хрустящим испанским хлебом - полноценная замена обеду. Я привезла с собой пакетики растворимой каши с фруктами и радостно завтракала ими в любом альберге. При желании можно поесть и в ресторанах, но есть несколько моментов:

  1. Комплексный обед обычно стоит 7-10 EUR, что может существенно удорожить путешествие, особенно длительное.
  2. В больших городах с ресторанами проблем нет, а в маленьких поселках чаще всего есть один бар, который открывается вечером, а что такое суп, они не слышали. На моем Пути погода часто была суровой, а супа очень хотелось, но из-за довольно ограниченного ассортимента забегаловок на пути приходилось довольствоваться булками и чаем.
  3. Из приятного - в Испании распространены закуски тапас (tapas). Если ты покупаешь чай, пиво, булку, то чаще всего на стойке будет стоять блюдо с закусками, и можно прихватить кусочек салями или маринованное яйцо на зубочистке.
  4. Будьте бдительны в выходные. Я, единожды обжегшись, до конца пути очень трепетно относилась к этому вопросу. Это в России все работает 24 часа, в Испании в выходной день все закрыто, и в некоторых городках среднего масштаба я не могла найти ни одного работающего супермаркета. Поэтому, чувствуя, что выходные на носу, я покупала больше макарон, фруктов, булок, чтобы знать, что от голода я защищена.

Хорошая новость в том, что Путь и индивидуальный, и коллективный. Вы обязательно с кем-то подружитесь, а делиться едой входит в традиции паломников. Кто-то готовит пасту на всех, кто-то поделится фруктом.


Эти милые мелочи позволяют ощутить сопричастность и почувствовать себя частью одной большой семьи с широкой и щедрой душой.

Как не заблудиться

Путь прошли тысячи пилигримов за последние сотни лет, поэтому заблудиться можно только, если так написано в книге вашей судьбы.

А если серьезно, ракушка - главный символ Пути, показывающий направление. Увы, я поздно узнала, что важна не сама ракушка, а то, в какую сторону смотрят ее лепестки. Иногда, стоя на развилке с нарисованной ракушкой, я не могла сообразить, куда же идти, и почему так бездумно волонтеры отметили дорогу.

Лишь в конце путешествия кто-то открыл мне глаза, рассказав, что именно на развилке надо смотреть, куда расходятся створки, и это и есть ключ к пониманию направления пути. Другими словами, если лепестки расходятся вправо, то идти надо влево.


Один раз я все-таки потерялась: дорога шумела где-то рядом, возвращаться не хотелось, и я решила пройти через лес. Лес был недружественный, мокрый и колючий, его шипы рвали мне кожу, дождевик, отчаяние настигало, я бродила среди этих зарослей, прислушиваясь к шуму трассы, и не понимала, где выход.


Однако за время пути у меня выработались свои ментальные антиловушки , облегчающие состояние в самых сложных ситуациях. Я точно знала, что, что бы ни принес мне сегодняшний день, вечером я буду сидеть в альберге и записывать свои впечатления на бумагу. Эта мысль меня поддерживала, я знала, что может быть трудно, больно, страшно, невыносимо, но все пройдет, и вечером я, поцарапанная и промокшая насквозь, буду в тепле и безопасности. И я нашла дорогу, и собственное пророчество сбылось.


Не бойтесь обращаться к людям. Путь - это приключение. Я не переставала поражаться тому, что в моменты, когда вокруг ни домов, ни людей, ни тем более ракушек, в ситуациях, когда я стою в центре бескрайнего поля и думаю, куда же направить уставшие стопы, на горизонте показывался трактор-мираж, мимо проезжала взявшаяся из ниоткуда лошадь с наездником, и помощь всегда приходила.

Бюджет

Бюджет поездки зависит напрямую от ваших расходов и дней в пути. Затраты на мое почти месячное путешествие составили 500 EUR, но я спала в обычных альберге, покупала продукты в супермаркете и обычно готовила сама. Хотя бывали и исключения!


Как не попробовать знаменитого галисийского осьминога или свежевыловленных моллюсков навахас!


Если вы планируете пить вино и ходить ужинать в ресторацию, то смело плюсуйте еще минимуму 15 EUR в день.

Процесс

Среди пилигримов заведено рано вставать, завтракать и отправляться в путь. Но это индивидуально и зависит от той дистанции, которую вы планируете пройти. Я в первые дни вставала в 6:00 и выходила с рассветом, но очень рано приходила в пункт назначения, а во многих из них было не так много вариантов того, чем заняться. Поэтому, войдя в ритм, я просто оценивала планы на сегодня. Если предстояло пройти много, то выходила рано, если дистанция была небольшой (до 20 километров), то можно было не спешить.


Никто не заставляет все время проводить в духовной работе и грустных размышлениях. В Камино можно делать все, что угодно. Например, в больших городах я посещала музеи и смотрела достопримечательности, если они входили в сферу моих интересов.


Можно любоваться природой, слушать музыку, знакомиться с людьми, дегустировать местную кухню и разбираться в собственной жизни.

Сантьяго-де-Компостела

Финал пути - город Сантьяго-де-Компостела. Когда до него оставалось всего 5 километров, меня посетило двойственное чувство. С одной стороны, я здесь, я смогла, я дошла, а с другой, некая грусть, что все закончилось.


Камино в какой-то момент становится приятной рутиной. Все, что ты должен сделать сегодня, это встать и идти и в итоге дойти до места ночлега. По большому счету, не надо решать ни рабочих вопросов, ни жизненно важных, нет ответственности за других, нет дедлайнов и неотложных дел. Просто иди. И к этому привыкаешь и втягиваешься.


Поэтому я не удивилась, когда встретила людей, которые ходят Камино годами и никак не могут остановиться и вернуться в обычную привычную миллионам жизнь с работой, семьей, ответственностью и иногда преобладанием долга над желаниями.

Тем не менее приход в Сантьяго радостный. Чем ближе к городу, тем больше пилигримов встречается ну пути. Разные Камино сходятся в один, здесь же на площади перед собором отдыхают усталые путники, можно встретить и собак, и ослов, и пеших странников, и велосипедистов.


А для тех, кто не желает прекращать путь, а хочет хоть немного продлить чудное мгновенье, существует финальный отрезок пути из Сантьяго в Финистерру - самую западную точку континентальной Испании.


Для паломников, добравшихся до Сантьяго, служат службу в главном соборе, где кульминацией впечатлений является огромное кадило botafumeiro. Оно используется не всегда, а только по большим праздникам или когда его заказывают группы паломников за плату. Узнать это заранее нельзя.


Раньше ботафумейро выносили по пятницам, теперь в соборе перестали это делать.
Мне очень повезло, в тот день, когда я пришла в Сантьяго, 53-килограммовое кадило длиной полтора метра на высоте 20 метров раскачивалось, достигая скорости почти 70 км/ч.


В Сантьяго стоит заглянуть в офис регистрации паломников по адресу: Rúa das Carretas, 33 , и показать свой креденсиаль. После этого вам выдадут сертификат о прохождении пути.


Если вы продолжаете Камино и отправляетесь в Мушию или Финистерру, то там выдают свои сертификаты.

Кто-то заканчивает путь в Сантьяго, а кто-то, как и я, хочет продолжить путь и идет в Финистерру и в Мушию.

Финал пути

Что ж, эти 3 дополнительных дня дают возможность осмыслить то, что произошло за весь Путь, и вдохнуть еще немного невероятного воздуха Камино, который для каждого свой, но всегда приятный и ободряющий.


Последние три дня - это прогулки по невероятно красивым местам: моря, леса, поля. Чтобы соблюсти ритуалы и традиции, нужно увидеть закат на мысе Финистерра и там же сжечь что-то из одежды, как символ окончания пути.


А еще здорово окунуться в холодные морские воды и смыть с себя все то, что накопилось, чтобы продолжить дальше свой путь вне Камино обновленным.


Безопасность

Камино ежегодно проходят тысячи паломников и, конечно, в целом, это безопасно. Однако 100 % гарантии того, что ничего не случится, дать не может даже Господь Бог, поэтому лучше следовать правилам, о которых мне рассказывали встреченные мне на пути люди:

  1. В альберге всегда носите сумочку с документами и деньгами с собой. Даже если кажется, что все вокруг очень надежные, помните, что люди идут в путь разные и ситуации у всех разные. Поэтому не искушайте судьбу и берите кошелек с собой в туалет.
  2. Не рекомендуется ставить палатку в уединенных местах. Если вы любите кемпинг, то ставьте ее около альберге, и за пару евро получите право пользоваться душем и туалетом.
  3. Самым страшным для меня были собаки с огромными челюстями и звонкими голосами, которые угрожающе выглядывали из своих будок, и на всю пустынную окрестность дьявольским раскатом разносились их злобные голоса. По рассказам паломников с опытом, были все-таки случаи атак и укусов. Но меня Бог миловал. Хотя часто приходилось убеждать себя, что собаки не причинят мне вреда. Это не всегда было просто, особенно когда в нескольких сантиметрах от моих шагающих в медитативном ритме ног вдруг высовывалась злобная огромная челюсть, возвращая меня в мир реальный.
  4. Самая большая опасность духовная - это гордыня. Простые условия ночевки, мокрые ноги, отсутствие необходимой приватности, услышанные истории паломников, которым тяжелее, чем тебе, помогают с этим справиться. В какой-то момент может показаться (и часто кажется), что ты - правильный пилигрим, а остальные проходят Путь не верно. Это заблуждение, которое стоит отслеживать, и к которому просто необходимо отнестись критически, каким бы правдоподобным оно не казалось. Кажется, что люди не так говорят, не так идут, не так срезают путь, не так проводят вечера, не то пьют, не так относятся к Пути, не так духовны, не так мотивированы, не так нацелены на преодоление трудностей. Всё это от лукавого. Камино многогранен и дает возможность каждому пройти его так, как он хочет его пройти. И каждый способ - правильный для конкретного человека. Осуждению, оценке, сравнению здесь не место. В противном случае Камино рискует стать не еще одной монеткой в копилке духовного роста, а наоборот, средством, опускающим пилигрима на пару ступеней вниз.
  5. Руководствуйтесь здравым смыслом и всегда ориентируйтесь по ситуации. Мой путь часто пролегал через пустынные деревни из 3 домов, и однажды я наткнулась на странного товарища, который заманивал меня в ангар нарисованной им же не земле стрелкой, указывающей на его логово. Я вспомнила, что за мной в нескольких сотнях метров идет еще один паломник, поэтому мне было не страшно. Но бдительность терять не следует ни при каких обстоятельствах.

Прелесть и удовольствие от Камино в том, что твой путь уникален. И то, что подошло одному, не подойдет другому.

Все советы и подсказки основаны исключительно на моем опыте и на историях пилигримов, которые они сами мне поведали в Пути:

Я рада, что прошла этот путь и тому, какой он был, рада тем людям, которых встретила и тем местам, которые увидела с высоты своих двоих. Я поняла, на что способна, осознала свои лимиты выносливости и немного лучше узнала себя.

За 27 дней пройдено около 800 километров, множество городов, сел, деревень. Увидено много разного, интересного, яркого и лиричного. Встречены прекраснейшие люди из разных уголков планеты, улучшен испанский и английский языки, икроножные мышцы накачаны. Появился опыт хождения на большие расстояния при любой погоде, любом настроении и любых печалях и неурядицах.


Я знаю, что не паникую, когда теряюсь, могу себя контролировать, могу переносить страдания и находить в них что-то хорошее.
Я ожидала более тяжелого испытания, а вышло всё вполне терпимо.

Многое зависит от настроя и от нас: что именно мы увидим и почерпнем. Станет ли для нас более сильным впечатлением серый день, мокрые носки и таракан в баре или важнее будет случайно услышанная история интересного человека, опыт взаимопомощи и смирения.


Выбирайте свой путь и смело идите вперед. Buen Camino !

Публикации по теме