Упражнения для старшеклассников с заболеваниями нервной системы. Лфк-гимнастика при заболеваниях нервной системы. Травмы и заболевания спинного мозга
Функциональные заболевания нервной системы, или неврозы, представляют собой различного рода расстройства нервной деятельности, при которых отсутствуют видимые органические изменения в нервной системе или внутренних органах.
И. П. Павлов характеризовал неврозы следующим образом: «Под неврозами мы понимаем хронические (продолжающиеся неделю, месяцы и даже годы) отклонения высшей нервной деятельности от нормы».
Для того чтобы яснее себе представить механизм лечебного действия физических упражнений при неврозах, коротко ознакомимся со строением и деятельностью нервной системы человека. Нервная система осуществляет ведущую роль в регуляции деятельности внутренних органов и обеспечивает человеку неразрывную связь с внешней средой.
Нервную систему разделяют на центральную и периферическую.
Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга, а периферическая - из многочисленных нервов, отходящих от спинного и головного мозга, и целого ряда скоплений нервных клеток, находящихся в различных органах и тканях вне центральной нервной системы.
Периферические нервы делятся на центростремительные и центробежные. Центростремительные нервы передают возбуждение от различных частей тела в центральную нервную систему, а центробежные - от центральной нервной системы к мышцам, железам и другим внутреним органам, вызывая и регулируя их деятельность.
Различного рода воздействия, оказываемые на организм внешней и внутренней средой, воспринимаются органами - анализаторами. Анализаторы воспринимают действия различных раздражителей из внешней среды - световых, звуковых, механических, температурных, химических и других.
Есть анализаторы, воспринимающие изменения при сокращении или расслаблении мышц, при химическом составе крови, давлении в сосудах.
Возбуждение от анализатора проходит в центральную нервную систему по нервным клеткам и их отросткам. Конечным звеном анализатора являются нервные клетки больших полушарий головного мозга.
Раздражения, действующие на анализаторы, вызывают различные реакции организма. Ответные реакции называются рефлексами.
Все рефлексы делятся на безусловные и условные.
Безусловными называются рефлексы врожденные, унаследованные от родителей и выработанные в течение длительного эволюционного развития человека.
Примерами безусловных рефлексов могут служить выделение слюны при введении в рот пищи, отдергивание руки при уколе, настораживание при необычном звуке и т. д. Хотя безусловные рефлексы имеют большое значение в жизни человека, однако их все же недостаточно для приспособления организма к постоянно изменяющимся условиям внешней среды. И вот эту важнейшую функцию (приспособления) выполняют условные рефлексы.
Условными называются рефлексы, приобретаемые человеком или животным в течение всей его жизни в процессе накопления индивидуального опыта. Например, в ответ на красный сигнал светофора, являющегося условным раздражителем, шофер выполняет серию движений, приводящих к остановке машины. В зависимости от определенных условий, при обязательном участии коры больших полушарий, рефлексы возникают, совершенствуются, сохраняются или угасают.
Важнейшей особенностью формирования условных рефлексов у человека является то, что они могут быть образованы при подкреплении словесными раздражителями (словесные инструкции, команды и т. д.).
Изучая закономерности возникновения, протекания и угасания условно-рефлекторных реакций, И. П. Павлов и его ученики детально исследовали процессы возбуждения и торможения, развивающиеся в коре больших полушарий, являющиеся основными в деятельности центральной нервной системы.
Возбуждение соответствует деятельному состоянию, торможение - относительному покою.
Необходимо также остановиться еще на одной особенности высшей нервной деятельности. В большинстве случаев в известные периоды времени жизнь людей укладывается в определенные рамки, протекает стандартно, стереотипно, например, в школе, в вузе, в учреждении, на заводе, в доме отдыха, в санатории и т. п. И весь этот привычный уклад, однообразно повторяющийся внешний распорядок, внешняя система действий, приемов и поступков отражается и формируется в коре больших полушарий, как определенная, слаженная внутренняя система нервных процессов. Это есть так называемый динамический стереотип, то есть система закрепленных, взаимосвязанных и последовательно действующих условных рефлексов.
Процесс образования или выработки динамического стереотипа представляет собой работу нервной системы, напряженность которой зависит от сложности стереотипа и от индивидуальных особенностей организма.
Советские физиологи доказали, что нервной системе, даже в трудных обстоятельствах, легче повторить одно и то же, чем изменить привычный стереотип, приспособиться к новым раздражителям, хотя бы и слабым.
Важное значение для сохранения активной функции центральной нервной системы имеют процессы переключения. Суть их заключается в том, что при изменении формы, характера и интенсивности деятельности перестраиваются нервные процессы, что обеспечивает отдых утомленных предшествующей работой нервных центров.
В зависимости от силы, уравновешенности и подвижности основных нервных процессов возбуждения и торможения выделены четыре типа нервной системы.
Первый - сильный, неуравновешенный, или «безудержный», тип (холерик). (Классификация древнегреческого врача Гиппократа.)
Второй - сильный, уравновешенный, живой (сангвиник).
Третий - сильный, уравновешенный, медлительный (флегматик).
Четвертый - слабый (меланхолик).
Наиболее часто страдают неврозами холерики и меланхолики.
Тип нервной системы не есть нечто застывшее и раз навсегда установленное. Под влиянием воспитания и тренировки можно добиться усиления возбудительного или тормозного процессов и лучшего их уравновешивания. Известно немало случаев, когда люди вспыльчивые и люди вялые, нерешительные развивают в себе не достающие им качества.
Каков же механизм возникновения функционального заболевания нервной системы - невроза?
Неврозы могут возникать под влиянием чрезвычайно острых нервных переживаний, ведущих к так называемому срыву высшей нервной деятельности, то есть к такому перенапряжению нервных процессов, когда ситуация кажется или действительно является безвыходной и поиски выхода могут привести к совершенно неоправданным поступкам и действиям. Такой срыв может привести к длительному функциональному заболеванию нервной системы - неврозу. Всякого рода хронические инфекции (туберкулез, малярия) и отравления (алкоголь, никотин, свинец), истощающие организм, способствуют образованию невроза.
Между прочим, существующее у многих людей мнение, что неврозами болеют только работники умственного труда,- совершенно необоснованно, так как срывы в высшей нервной деятельности могут наступить у любого человека, независимо от его профессии, в результате каких-либо травмирующих факторов (нарушение режима, конфликты, чрезмерное напряжение и пр.).
Лечить неврозы можно лекарственными средствами и упорядочением режима труда и быта (в том числе отдыхом, тренировкой и закаливанием). Надо признать действенными оба метода в их сочетании, но совершенно неправильно, когда больной уповает на какое-то магическое действие только «хороших» лекарств, принимаемых внутрь, или на физиотерапевтические процедуры, совершенно упуская отличающиеся простотой и доступностью физические упражнения, естественные факторы природы, рациональный режим, способствующие восстановлению нормальной работоспособности за счет повышения тренированности всего организма, и в частности его нервной системы.
Физическая культура нормализует деятельность внутренних органов, отвлекает больного от мыслей о болезнях и вовлекает его в активное и сознательное участие в борьбе со своим недугом.
Огромная масса сигналов, поступающих в кору головного мозга во время занятий гимнастикой, играми, плаванием, греблей, лыжами и т. д., повышает тонус центральной нервной системы и содействует ликвидации невроза. При всех основных видах неврозов - неврастении, истерии и психастении - наши рекомендации сохраняют свою силу, а индивидуализация их возможна после консультации у врача.
Больные, страдающие неврозами, объясняют быструю утомляемость при занятиях физической культурой, «слабостью» сердца и неоправданно прекращают занятия.
Но и физическая культура и естественные факторы природы проявляют свое целебное действие в полной мере лишь тогда, когда сочетаются с соблюдением режима.
Правильно организованный режим не только укрепляет организм, предохраняя его от заболеваний (особенно нервных), но воспитывает волю и повышает работоспособность.
Элементы режима следующие:
1. Правильное сочетание умственной и физической работы.
2. Нормальный сон в гигиенических условиях.
3. Утренняя гимнастика.
4. Утренние водные процедуры.
5. Регулярный прием пищи.
6. Прогулки (ежедневные).
7. Активный отдых в рабочий день (физкультпауза), в выходной и во время отпуска.
8. Систематические занятия спортом.
При постоянном выполнении режима развивается определенная последовательность в ходе нервных процессов (динамический стереотип), приводящая к более экономному расходованию нервной и физической энергии.
При лечении неврозов применяются следующие формы лечебной физической культуры:
1. Гимнастика.
2. Подвижные и спортивные игры (волейбол, теннис и др.).
3. Прогулки.
4. Туризм.
5. Элементы легкой атлетики.
6. Лыжи и коньки.
7. Плавание,
8. Гребля.
Разумеется, что при тренировке следует соблюдать строгую постепенность и занятия физическими упражнениями (любой формы) надо заканчивать с чувством бодрости, с ощущением желания продолжать тренировку.
Особую ценность представляют формы физических упражнений, выполняемые на лоне природы в смысле их положительного влияния на нервно-психическую сферу.
1-й КОМПЛЕКС ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ (с меньшей нагрузкой)
1. ИП - ноги врозь, руки внизу, пальцы переплетены. Поднять руки вверх, потянуться - вдох. 4-6 раз. ТМ.
2. ИП - ноги врозь. Наклон вперед, коснуться пальцами пола - выдох. 4-б раз. ТМ.
3. ИП - основная стойка. Наклон туловища влево (и вправо), не задерживаясь в исходном положении, руки скользят вдоль туловища. Дыхание произвольное. 3-4 раза в каждую сторону. ТМ.
4. ИП - руки на пояс. Приседание, руки вперед - выдох. 6-8 раз. ТМ.
5. ИП - ноги врозь, правая рука вперед, левая согнута, кисти в кулак. Смена положения рук («бокс»). 10- 15-20 раз. ТБ. Дыхание произвольное.
6. ИП - ноги врозь, руки на пояс. Локти вперед. 3-4 раза. ТМ
7. ИП -ноги врозь, руки на пояс. Поворот туловища налево, руки в стороны. 4-5 раз в каждую сторону. ТМ
8. ИП - сидя на стуле, ноги врозь и согнуты в коленях, руки на пояс. Подтянуть руками к груди согнутую левую (правую) ногу. 4-6 раз каждой ногой. ТМ.
9. ИП - руки на пояс. Поскоки - ноги врозь, руки в стороны. 10-30 раз. Дыхание произвольное.
10. Ходьба 1-1,5 мин.
11. ИП - ноги врозь, правая рука на груди, левая на жицоте. Выпячивая грудь и живот-вдох. 3-4 раза. ТМ
2-й КОМПЛЕКС ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ (большей трудности)
1. ИП - основная стойка - руки вверх, правую (левую) ногу назад на носок. 6-8 раз. ТС
2. ИП - ноги врозь, руки в стороны. Наклон вперед влево, коснуться правой кистью левого носка. 3-4 раза в каждую сторону. ТС.
3. ИП -ноги врозь, руки вверх, пальцы переплетены. Наклоны туловища вправо и влево, не задерживаясь в исходном положении. Дыхание произвольное. 3-4 раза в каждую сторону. ТС
4. ИП А -упор лежа. Б. Согнуть руки в локтях - выдох ИП - вдох. В-вариант исполнения. Одновременно со сгибанием рук отвести ногу назад. 6-8-10 раз. ТС.
5. ИП - лежа на спине, левая ладонь на груди, правая на живота Полное (диафрагмально-грудное) дыхание. 3-4 раза. ТМ.
6. ИП - лежа на спине, руки вдоль тела. Сесть, наклониться вперед и коснуться ки стями носков - 5 раз. ТМ
7. ИП - ноги врозь, руки в стороны - вверх. Дугами вперед руки назад, глубокое приседание на полной ступне, 6- 10 раз. ТС.
8. ИП - ноги врозь, руки вверх, пальцы переплетены. Вращение туловища по 3-4 раза в каждую сторону. Дыхание произвольное. ТМ
9. ИП - ноги врозь. Подняться на носки и подтянуть кисти к подмышечным впадинам. 4-5 раз. ТМ.
Выше мы приводим примерные комплексы гимнастических упражнений, которые можно выполнять во время утренней гимнастики или в течение дня.
Приведенные комплексы гимнастических упражнений, естественно, не исчерпывают всего многообразия гимнастики. Мы постараемся на отдельных примерах показать, как можно усложнять выполнение некоторых упражнений, повышая тем самым физическую нагрузку.
Наклоны туловища в сторону становятся более трудными при перемещении рук вверх (руки на пояс, руки за голову, руки вверх). Нагрузку можно повысить также за счет увеличения количества повторений упражнений и ускорения темпа их выполнения.
Если страдающий неврозом имеет еще какие-либо сопутствующие заболевания, рекомендуем обратиться к соответствующим главам данной книги для того, чтобы выбрать упражнения для индивидуальных занятий. Гимнастические упражнения зачастую способствуют исчезновению головной боли у больного неврастенией.
При лечении головных болей движением следует избегать изменения положения головы, толчковых движений (поскоки, удары руками и т. п.) и упражнений, связанных с большим натуживанием.
Лучшим исходным положением является горизонтальное- лежа на спине с несколько приподнятым изголовьем. Рекомендуем движения в голеностопных, лучезапястных, коленных, локтевых, тазобедренных и плечевых суставах, например:
1. Вращение стопами и кистями.
2. Сгибание ноги в коленном и тазобедренном суставах.
3. Сгибание рук в локтевых суставах.
4. Отведение прямых рук в стороны и т. п.
Глава 15 лфк при заболеваниях и повреждениях периферической нервной системы
Неврит – это заболевание периферических нервов, которое возникает в результате травматического повреждения, инфекционных, воспалительных заболеваний (дифтерия, грипп и др.), авитаминоза (недостаток витаминов группы В), интоксикации (алкогольная, свинцовая) и нарушений обмена веществ (диабет).
Чаще всего встречаются неврит лицевого нерва, невриты лучевого, срединного, локтевого, седалищного, бедренного и большеберцового нервов.
Характер функциональных расстройств при травмах периферических нервов верхних и нижних конечностей определяется их локализацией и степенью повреждения. Клиническая картина при невритах проявляется нарушениями чувствительности (болевой, температурой, тактильной), двигательными и вегетотрофическими расстройствами.
Двигательные расстройства при невритах проявляются в развитии пареза или паралича.
Периферические (вялые) параличи сопровождаются мышечной атрофией, снижением или исчезновением сухожильных рефлексов, тонуса мышц, трофическими изменениями, расстройствами кожной чувствительности, болями при растягивании мышц.
В комплексном восстановительном лечении важное место занимают ЛФК, массаж и физиотерапия.
Задачи комплексного восстановительного лечения при периферических параличах:
Стимуляция процессов регенерации и растормаживания участков нерва, находящихся в состоянии угнетения;
Улучшение кровоснабжения и трофических процессов в очаге поражения с целью профилактики образования сращений и рубцовых изменений;
Укрепление паретичных мышц и связочного аппарата;
Профилактика контрактур и тугоподвижности в суставе;
Восстановление трудоспособности путем нормализации двигательных функций и развития компенсаторных приспособлений.
ЛФК противопоказана при сильных болях и тяжелом общем состоянии больного. Методика и характер реабилитационных мероприятий определяются характером двигательных расстройств, их локализацией и стадией заболевания.
Выделяют следующие периоды: ранний восстановительный (2-20-й день), поздний восстановительный, или основной (20-60-й день), и резидуальный (более 2 месяцев).
При оперативных вмешательствах на нервах временное границы всех периодов нечеткие: так, ранний восстановительный период может длиться до 30-40 дней, поздний – 3-4 месяца, а резидуальный – 2-3 года.
Ранний восстановительный период. При развитии паралича создаются оптимальные условия для восстановления поврежденной конечности – применяются лечение положением, массаж и физиотерапевтические процедуры.
Лечение положением назначается с целью предупреждения перерастяжения ослабленных мышц; для этого используются шины, поддерживающие конечность, специальные «укладки», корригирующие положения. Лечение положением осуществляется на протяжении всего периода – за исключением занятий лечебной гимнастикой.
Особенностью массажа при периферических параличах является дифференцированность его воздействий на мышцы, строгая дозировка интенсивности, сегментарно-рефлекторный характер воздействия (массаж воротниковой, пояснично-крестцовой областей). Благоприятное влияние оказывают аппаратный массаж (вибрационный), осуществляемый в «двигательных точках» и по ходу паретичных мышц; вихревой и струевой подводный массаж, сочетающий положительное температурное влияние теплой воды и механическое воздействие ее на ткани.
При отсутствии двигательных функций для улучшения проводимости по нервам применяют физиотерапию (электрофорез с ионами кальция).
После физиотерапевтических процедур проводятся занятия лечебной гимнастикой; при полном параличе они в основном состоят из пассивных и идеомоторных упражнений. Целесообразно сочетать пассивные упражнения с активными движениями в тех рже суставах симметричной конечности.
Во время занятий особенно надо следить за появлением произвольных движений, подбирая оптимальные исходные положения, и стремиться поддерживать развитие активных движений.
В позднем восстановительном периоде также используются лечение положением, массаж, лечебная гимнастика и физиотерапия.
Лечение положением имеет дозированный характер и определяется глубиной пареза: чем глубже поражение, тем больше продолжительность лечения положением (от 2-3 мин до 1,5 ч).
Массаж проводят дифференцированно, в соответствии с локализацией поражения мышц. Более интенсивно массируют ослабленные мышцы; применяя приемы поглаживания и поверхностного растирания, расслабляют их антагонисты.
Физиотерапевтическое лечение дополняется электростимуляцией мышц.
Положительный эффект дает следующая методика лечебной гимнастики: активные движения в симметричных суставах здоровой конечности, пассивные движения в суставах пораженной конечности, содружественные активные, облегченные упражнения с участием ослабленных мышц. Облегчение функциональной нагрузки достигается подбором соответствующих исходных положений для выполнения упражнений, снижающих тормозящее влияние веса сегмента конечности. Для уменьшения трения используется поддержка сегмента конечности мягкой лямкой (на весу). Облегчают работу паретичных мышц и упражнения в теплой воде. В резидуальном периоде продолжают занятия лечебной гимнастикой; значительно увеличивается количество прикладных упражнений для тренировки бытовых и профессиональных навыков; вводятся игровые и спортивно-прикладные элементы; формируются оптимальные компенсаторные приспособления.
Больному назначают массаж (15-20 процедур). Курс массажа повторяют через 2-3 месяца.
Лечение положением определяется ортопедическими задачами (отвисание стопы или кисти) и осуществляется с помощью ортопедических и протезных изделий (аппаратов, туторов, специальной обуви).
В этом периоде особую трудность лечения представляют контрактуры и тугоподвижность в суставах. Чередование пассивных движений с активными упражнениями различного характера и массажем непораженных отделов, тепловые процедуры позволяют восстановить необходимую амплитуду движений.
При стойкости вторичных изменений в тканях применяют механотерапию , которая эффективно используется в воде.
Неврит лицевого нерва
Наиболее частыми причинами развития поражений лицевого нерва являются инфекция, переохлаждение, травма, воспалительные заболевания уха.
Клиническая картина . В основном характеризуется острым развитием паралича или пареза мимической мускулатуры. Пораженная сторона становится дряблой, вялой; нарушается мигание век, не полностью закрывается глаз; носогубная складка сглажена; лицо асимметрично, перетянуто в здоровую сторону; речь невнятная; больной не может наморщить лоб, насупить брови; отмечаются потеря вкуса, слезотечение.
Реабилитационные мероприятия включают лечение положением, массаж, лечебную гимнастику и физиотерапию.
Задачи реабилитации:
Улучшение кровообращения в области лица (особенно на стороне поражения), шеи и всей воротниковой зоны;
Восстановление функции мимических мышц, нарушенной речи;
Предупреждение развития контрактур и содружественных движений.
В раннем периоде (1-10-й день болезни) используют лечение положением, массаж и лечебную гимнастику. Лечение положением включает следующие рекомендации:
Спать на боку (на стороне поражения);
В течение 10-15 мин (3-4 раза в день) сидеть, склонив голову в сторону поражения, поддерживая ее тыльной стороной кисти (с опорой на локоть); подтягивать мышцы со здоровой стороны в сторону поражения (снизу вверх) с помощью платка, стремясь при этом восстановить симметрию лица.
Для устранения асимметрии применяется лейкопластырное натяжение со здоровой стороны на больную, направленное против тяги мышц здоровой стороны. Оно осуществляется прочной фиксацией свободного конца пластыря к специальному шлему-маске, изготовляемому индивидуально для каждого больного (рис. 36).
Лечение положением осуществляется в дневное время. В первые сутки – по 30-60 мин (2-3 раза в день), преимущественно во время активных мимических действий (еда, беседа). Затем его продолжительность увеличивают до 2-3 ч в день.
Массаж начинают с воротниковой области и шеи. После этого проводится массаж лица. Больной садится с зеркалом в руках, а массажист располагается напротив больного, чтобы обязательно видеть все его лицо. Больной выполняет рекомендуемые во время процедуры упражнения, наблюдая за точностью их исполнения с Помощью зеркала. Приемы массажа – поглаживание, растирание, легкое разминание, вибрация – проводят по щадящей методике. В первые дни массаж длится 5-7 мин; затем его продолжительность увеличивается до 15-17 мин.
Массаж мышц лица носит преимущественно точечный характер, чтобы смещения кожи были незначительными и не растягивали кожу пораженной половины лица. Основной массаж проводится изнутри рта, причем все массажные движения сочетаются с лечебными упражнениями.
Лечебная гимнастика в основном адресована мышцам здоровой стороны – это изолированное напряжение мимических мышц и мышц, окружающих ротовую щель. Продолжительность занятия – 10-12 мин (2 раза в день).
В основном периоде (с 10-12-го дня от начала заболевания до 2-3 месяцев) наряду с применением массажа и лечения положением выполняются специальные физические упражнения.
Лечение положением . Его продолжительность увеличивается до 4-6 ч в день; оно чередуется с занятиями ЛГ и массажем. Увеличивается также степень натяжения лейкопластыря, достигая гиперкоррекции, со значительным смещением в больную сторону, чтобы добиться растяжения и вследствие этого ослабления силы мышц на здоровой стороне лица.
В отдельных случаях лейкопластырное натяжение проводится в течение 8-10 ч.
Примерные специальные упражнения для тренировки мимических мышц
1. Поднять брови вверх.
2. Наморщить брови (нахмуриться).
3. Посмотреть вниз; затем закрыть глаза, придерживая пальцами веко на стороне поражения, и держать их закрытыми в течение 1 мин; открыть и закрыть глаза 3 раза подряд.
4. Улыбаться с закрытым ртом.
5. Щуриться.
6. Опустить голову вниз, сделать вдох и в момент выдоха «фыркать» (вибрировать губами).
7. Свистеть.
8. Раздувать ноздри.
9. Приподнять верхнюю губу, обнажив верхние зубы.
10. Опустить нижнюю губу, обнажив нижние зубы.
11. Улыбаться с открытым ртом.
12. Дунуть на зажженную спичку.
13. Набрать в рот воды, закрыть рот и полоскать, стараясь не выливать воду.
14. Надуть щеки.
15. Перемещать воздух с одной половины рта на другую попеременно.
16. Опустить уголки рта вниз (при закрытом рте).
17. Высунуть язык и сделать его узким.
18. Открыв рот, двигать языком вперед-назад.
19. Открыв рот, двигать языком вправо-влево.
20. Вытягивать губы «трубочкой».
21. Следить глазами за двигающимся по кругу пальцем.
22. Втягивать щеки (при закрытом рте).
23. Опустить верхнюю губу на нижнюю.
24. Кончиком языка водить по деснам попеременно вправо и влево (при закрытом рте), прижимая к ним язык с различным усилием.
Упражнения для улучшения артикуляции
1. Произносить звуки «о», «и», «у».
2. Произносить звуки «п», «ф», «в», подводя нижнюю губу под верхние зубы.
3. Произносить звукосочетания: «ой», «фу», «фи» и т.д.
4. Произносить слова, содержащие эти звукосочетания, по слогам (о-кош-ко, Фек-ла, и-зюм, пу-фик, Вар-фо-ло-мей, и-вол-га и т.д.).
Перечисленные упражнения выполняются перед зеркалом, с участием инструктора ЛФК, и обязательно повторяются больным самостоятельно 2-3 раза в день.
В резидуалъном периоде (после 3 месяцев) используют массаж, лечение положением и лечебную гимнастику, применяемые в основном периоде. Значительно увеличивается удельный вес лечебной гимнастики, задачей которой является максимально возможное восстановление симметрии лица. В этом периоде увеличивается тренировка мимических мышц. Упражнения для мимической мускулатуры следует чередовать с общеукрепляющими и дыхательными.
Неврит плечевого сплетения
Наиболее частыми причинами неврита плечевого сплетения (плексита) являются: травма при вывихе плечевой кости; ранение; высоко наложенный жгут на длительный срок. При поражении всего плечевого сплетения возникает периферический паралич или парез и резкое снижение чувствительности на руке.
Развиваются паралич и атрофия следующих мышц: дельтовидной, двуглавой, внутренней плечевой, сгибателей кисти и пальцев (рука висит как плеть). В комплексном лечении ведущим методом является лечение положением : кисти придают полусогнутое положение и укладывают на лонгету с валиком, подложенным в область пястно-фалангового сочленения.
Предплечье и кисть (в лонгете) подвешивают на косынке. Рекомендуются специальные упражнения для надплечья, мышц плеча, предплечья и кисти, а также общеразвивающие и дыхательные упражнения.
Комплекс специальных упражнений при плексите (по А. Н. Транквиллитати, 1992)
1. И. п. – сидя или стоя, руки на поясе. Поднять плечи вверх – опустить. Повторить 8-10 раз.
2. И. п. – то же. Свести лопатки, затем вернуться в исходное положение. Повторить 8-10 раз.
3. И.п. – то же, руки опущены. Поднять руки вверх (кисти к плечам), развести локти в стороны, затем снова прижать к туловищу. Круговые движения согнутой в локте рукой (движения в плечевом суставе) по часовой стрелке и против нее. Повторить 6-8 раз. Движения пораженной рукой выполняются с помощью методиста ЛФК.
4. И.п. – то же. Согнуть поврежденную руку, затем выпрямить; отвести ее в сторону (прямую или согнутую в локте), затем вернуться в и.п. Повторить 6-8 раз. Упражнение выполняется с помощью методиста или здоровой руки.
5. И.п. – стоя, наклонившись в сторону поврежденной руки (другая рука на поясе). Круговые движения прямой рукой по часовой стрелке и против нее. Повторить 6-8 раз.
6. И.п. – то же. Маховые движения обеими руками вперед-назад и скрестно перед собой. Повторить 6-8 раз.
7. И.п. – стоя или сидя. Наклонившись вперед, сгибать больную руку в локте и выпрямлять при помощи здоровой руки. Повторить 5-6 раз.
8. И.п. – то же. Поворачивать предплечье и кисть ладонью к себе и от себя. Повторить 6-8 раз.
При необходимости выполняются также движения в лучезапястном суставе и суставах пальцев.
Постепенно, когда поврежденная рука уже может удерживать предметы, в комплекс ЛГ включают упражнения с палкой и мячом.
Параллельно с лечебной гимнастикой назначают гидрокинезотерапию, массаж и физиотерапию.
Неврит локтевого нерва
Чаще всего неврит локтевого нерва развивается вследствие компрессии нерва в области локтевого сустава, возникающей у людей, работа которых связана с опорой локтями (о станок, стол, верстак), или при длительном сидении, положив руки на подлокотники кресла.
Клиническая картина . Кисть свисает; отсутствует супинация предплечья; нарушается функция межкостных мышц кисти, в связи с чем пальцы когтеобразно согнуты («когтистая кисть»); больной не может брать и удерживать предметы. Наступает быстрая атрофия межкостных мышц пальцев и мышц ладони со стороны мизинца; отмечается переразгибание основных фаланг пальцев, сгибание средних и ногтевых фаланг; невозможны разведение и приведение пальцев. В таком положении происходит растяжение мышц, разгибающих предплечье, и возникает контрактура мышц, сгибающих кисть. Поэтому с первых часов поражения локтевого нерва на кисть и предплечье накладывается специальная лонгета. Кисти придается положение возможного разгибания в лучезапястном суставе, а пальцам – полусогнутое положение; предплечье и кисть подвешиваются на косынке в положении сгибания в локтевом суставе (под углом 80°), т.е. в среднефизиологическом положении.
ЛФК назначается на 2-й день после наложения фиксирующей повязки. С первых дней (в связи с отсутствием активных движений) начинают занятия пассивной гимнастикой, гимнастикой в воде; делают массаж. По мере появления активных движений начинают занятия активной гимнастикой.
А.Н. Транквиллитати предлагает включать в комплекс лечебной гимнастики следующие упражнения.
1. И.п. – сидя у стола; рука, согнутая в локте, опирается на него, предплечье перпендикулярно столу. Опуская большой палец вниз, поднять вверх указательный, затем наоборот. Повторить 8-10 раз.
2. И.п. – то же. Здоровой рукой захватить основные фаланги 2-5 пальцев поврежденной руки так, чтобы большой палец здоровой руки располагался на стороне ладони, а другие – с тыльной стороны кисти. Сгибать и разгибать основные фаланги пальцев. Затем, передвинув здоровую руку, также сгибать и разгибать средние фаланги.
Наряду с ЛГ проводится электростимуляция мышц, иннервируемых локтевым нервом. При появлении активных движений в занятия включаются элементы трудотерапии (лепка из пластилина, глины), а также обучение захватыванию мелких предметов спичек, гвоздей, горошин и др.).
Неврит бедренного нерва
При неврите бедренного нерва парализуются четырехглавая и Портняжная мышцы. Движения больного при данном заболевании резко ограничены: нельзя разогнуть согнутую в колене ногу; (невозможны бег и прыжки; затруднены стояние и подъем по лестнице, переход из положения лежа в положение сидя. При неврите бедренного нерва возможны потеря чувствительности и острые боли.
При возникновении паралича мышц используют пассивные движения, массаж. По мере восстановления применяют активные движения: разгибание голени, приведение бедра к тазу, переход из положения лежа в положение сидя, упражнения с преодолением сопротивления (с блоками, пружинами, на тренажерах).
Наряду с лечебной гимнастикой применяют массаж, электростимуляцию паретичных мышц и др.
Контрольные вопросы и задания
1. Какие симптомы характерны для клинической картины неврита?
2. Задачи комплексного восстановительного лечения периферических параличей и характеристика его периодов.
3. Клиническая картина неврита лицевого нерва и методика реабилитации в различные периоды.
4. Клиническая картина неврита плечевого сплетения (плексита). Специальные упражнения при этом заболевании.
5. Клиническая картина неврита локтевого нерва. Методика ЛФК при этом заболевании.
МАССАЖ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ И ТРАВМАХ ЦНС
1.Двигательные нарушения: а) гиперкинез – чрезмерный объем движений (непроизвольное движение);
б) синкинезия – содружественные движения (всевозможные тики, хорея)
с одной стороны – полное или частичное отсутствие движений
с другой стороны – различные непроизвольные движения.
в) Атаксия – нарушение согласованности движений (пациент раскачивается)
г) дрожательный – паркинсонизм – тремор, типичные позы, поза кричащего).
2. Чувствительные нарушения: а) тактильная чувствительность – за счет прикосновения б) болевая чувствительность – за счет болевых рецепторов
в) температурная чувствительность – пациент не различает чувствительность, температуру. 3. Трофические нарушения – пролежни, т.к. нарушается трофическая иннервация, трофика тканей, проводя массаж - оказываем воздействие на трофику, питание тканей. Наиболее часто встречающиеся нарушения при заболеваниях и травмах ЦНС – это параличи и парезы. Причины параличей – травмы головного мозга, травмы периферической нервной системы, сосудистые поражения ЦНС (инсульты, ОНМК, ИБС), опухоли, гематомы, различные воспалительные инфекции (клещевой энцефалит, менингит и т.д.)
Параличи (плегия) – полное отсутствие движения.
Парез – частичные нарушения двигательной функции.
В реабилитации в восстановительном лечении важное значение имеет
ЛФК и массаж.
Параличи центральные и периферические.
Если идет поражение на уровне головного мозга – центральный (спастический);
Если поражается периферия – вялый паралич (периферический);
Различают монопарез (моноплегия) – наблюдается при поражении нервного сплетения спинного мозга;
Парапарез – наблюдается при поражении спинного мозга или двух сплетений симметрично.
Гемипарез – (гемиплегия) – поражение с одной стороны, наблюдается при поражении головного мозга, при этом поражается противоположная сторона головного мозга.
Параплегия – зависит от того, на каком уровне поражается спинной мозг (если поражается поясничный отдел – вялый, если поражается шейный отдел – спастический)
Тетрапарез – поражаются все четыре конечности при поражении спинного мозга и головного мозга.
Спастический паралич (центральный) – наблюдается при поражении коры головного мозга. При этом тонус мышц повышается, выпадает контролирующая функция двигательного анализатора, развивается гипертонус мышц, особенно сгибателей, мышцы плотные на ощупь, положительный симптом «Складного ножа», при этом разогнуть руку ощущается сопротивление мышц, которое мгновенно исчезает, если усилить действие.
У больного поза «Вернике Манна» - Укорочение верхней конечности, приведение к туловищу, сгибание в лучезапястном суставе, удлинение нижней конечности, нога отодвинута в сторону, носок вытянут. Постепенно у больного формируется сгибательная контрактура.
Вялые параличи – наблюдается пониженный тонус мышц, нарушается функция периферического анализатора (при поражении спинного мозга) – мышцы вялые, дряблые, конечность уменьшается в объеме и удлиняется, развивается гипермобильность суставов, переразгибание и пересгибание мышц, мышцы в состоянии атонии, атрофии.
С течением времени развивается сгибательная контрактура вялого характера.
Лечение – с первого дня заболевания назначается лечение положением. При спастическом параличе пальцы разогнуты, вдоль туловища, можно лежа на боку. Верхняя конечность фиксируется при помощи валиков и мешочков с песком, время – от нескольких минут до одного часа, можно до ощущения дискомфорта. Для ноги небольшой валик под колени, стопа под углом 90 градусов (прямо).
Цель укладки: препятствовать появлению мышечногогипертонуса. Проводится укладка несколько раз в день после массажа и ЛФК.
После стихания острых процессов – сразу начинается ЛФК и массаж. ЛФК начинается с пассивных упражнений. Движение начинают с проксимальных отделов – плечо, предплечье, кисть и пальцы.
При спастических – движения круговые, амплитуда максимальная, в полном объеме. При появлении движений проводятся активные и пассивные упражнения.
При вялых – движения не в полном объеме, т.к. можно допустить перерастяжение мышц. После пассивных упражнений – проводится укладка.
Массаж – при спастических – проводится парафиновые тепловые процедуры до массажа. В первые дни массаж щадящий, нежные растирания, разминания – приемы длинные, медленные, однообразные. Массаж плавно, без рывков, вибрация не применяется. Массаж чередуется с пассивной гимнастикой.
При вялом параличе – повысить тонус мышц, массаж проводится тонизирующий, темп средний, приемы прерывистые, частая смена приемов, массаж глубокий. Приемы – поглаживания прерывистые, прерывистое разминание, вибрация, приемы чередовать. Завершить активными и пассивными движениями. Затем лечение положением. Разминания – не должны быть утомляющими для коротких мышц, не глубокие для повышения тонуса мышц.
При вялых параличах хороший результат – аппаратная электростимуляция. При параличах нужно стимулировать активные движения (затем с сопротивлением, с отягощением). Массаж и ЛГ – ежедневно, можно 2-3 раза в день. Курс до 30 сеансов. 1-1,5 месяцев перерыв, ЛГ – без перерывов.
ДЦП Причины : асфиксия в родах, инфекция, родовая травма, опухоли, кровоизлияния.
Клиника: двигательные нарушения, нарушения речи, зрения, нарушения психического развития. Двигательные нарушения – в виде параличей и парезов. Чаще всего спастические, могут быть гиперкинезы – непроизвольные движения.
Гиперкинезы:
1.Нарушения равновесия (атаксия) – ходит, широко раздвинув ноги.
2. Синкинезия – непроизвольные содружественные движения, ребенок протягивает руку, открывает рот, отсутствуют изолированные движения.
3. Атетоидные – медленные червеобразные движения. Могут быть тетрапарезы или парапарезы.
Лечение – 4 периода:
1. Период острых явлений – медикаментозное лечение основного заболевания, длится до 14 дней.
2. Период ранний восстановительный – 14 дней -2 месяца. Медикаментозное + ЛФК и массаж, психотерапия, лечение положением.
3. Поздний восстановительный – 2 месяца – 2 года. Медикаментозное + ЛФК и массаж, психотерапия + трудотерапия, физиотерапия.
4. Резидуальный период – период остаточных явлений – от 2 лет до…
ЛГ и массаж:
Задача: формирование основных двигательных симптомов, стимуляция психоэмоционального характера.
ЛГ и массаж начинается с двух недельного возраста, комплексы соответственно возрасту, т.е. в зависимости от имеющих рефлексов, рефлекторный – с 2 месяцев.
С 2-6 месяцев – пассивные движения.
С 7-8 месяцев – активно – пассивные движения.
1. Сегментарный – вдоль позвоночника. При повышенной чувствительности анестезин 10,0; ланолин, вазелин по 45,0.
Основной прием легкое растирание.
2. Затем классический – массаж нижней конечности – передняя наружная поверхность. Область суставов и внутренняя поверхность не массируются. Основные приемы – поглаживание, растирание и легкое разминание.
3. После -ног- грудная клетка – спереди и верхняя конечность на наружной поверхности.
4. Легкое поглаживание живота по часовой стрелке.
Массаж ежедневно, курс 2-5-30 процедур, 1 месяц – перерыв и повторный курс.
Проявление массажа при неврозах.
При неврозах – наблюдается нарушение соотношений между возбуждением и торможением.
Виды неврозов:
1. Неврастения.
2. Психастения.
3. Невроз навязчивых состояний.
5. Писчий спазм – тремор рук (у писателей, ювелиров, стоматологов)
6. Логоневроз – заикание.
Клиника: по гиперстенической форме – возбуждение;
по гипостенической – торможение, вялость, апатия; нарушение адаптации во внешней среде; нарушение трудоспособности.
Лечение комплексное. Устранение первопричины, психотерапия, ЛФК, массаж.
Задача: адаптация к этой ситуации + медикаментозное лечение, смена обстановки, нормализация сна.
Массаж проводится в той или иной области, для подавления очага возбуждения, гармонизируем процессы возбуждения и торможения. Вначале седативный – оказываем тормозное воздействие, затем «будим пациента» - тонизирующее воздействие.
Техника массажа:
1. Массаж воротниковой зоны;
2. Волосистой части лица;
3. Массаж лица.
4.Общий массаж.
Оказываем сенсорное воздействие, приемы медленные, однообразные, длительные. Оказываем широкое воздействие на кору головного мозга.
нервной системы:
1. Ходьба по кругу поочередно в одну и другую сторону, затем ходьба с ускорением. Выполнять 1-2 минуты.
2. Ходьба по кругу на носках, на пятках поочередно в одну и другую сторону, затем - с ускорением. Выполнять 1-2 минуты.
3. И. П. - стоя, руки вдоль туловища. Расслабить все мышцы.
4. И. П - то же самое. Попеременно поднимать руки вверх (сначала правую руку, затем - левую), движения постепенно ускорять. Выполнить от 60 до 120 раз в 1 минуту.
5. И. П. - ноги на ширине плеч, руки сцеплены в замок. Поднять руки над головой - вдох, затем руки опустить через стороны вниз - выдох. Повторить 3-4 раза.
6. И. П. - ноги на ширине плеч, руки вытянуты перед грудью. Сжимать и разжимать пальцы с ускорением - от 60 до 120 раз в 1 минуту. Выполнять 20-30 секунд.
7. И. П. - ноги на ширине плеч, руки сцеплены в замок. Поднять руки над головой - вдох, затем руки резко опустить вниз между ногами - выдох. Повторить 3-4 раза.
8. И. П. - ноги вместе, руки на поясе. Сделать приседание - выдох, вернуться в исходное положение - вдох. Повторить 4-5 раз.
9. И. П. - стоя на носках. Опуститься на пятки - выдох, вернуться в исходное положение - вдох. Повторить 5-6 раз.
10. Данное упражнение выполняется в парах - на преодоление сопротивления:
а) И. П. - стоя лицом друг к другу взявшись за руки, которые согнуты в локтях. Поочередно каждый из пары оказывает сопротивление одной рукой, а другую руку при этом выпрямляет. Повторить 3-4 раза.
б) И. П. - стоя лицом друг к другу взявшись за руки. Упираясь друг в друга коленями, сделать приседание (руки выпрямить), затем вернуться в исходное положение. Повторить 3-4 раза.
в) И. П. - то же самое. Поднять руки вверх - сделать вдох, опустить - выдох. Повторить 3-4 раза.
г) И. П. - то же самое. Поставить правую ногу на пятку, затем на носок и сделать три притопа ногами (в танцевальном темпе), затем руки разъединить и хлопнуть в ладони 3 раза. Повторить то же самое левой ногой. Сделать 3-4 раза каждой ногой.
11. И. П. - стоя лицом к стене в 3 м от нее, в руках мяч. Бросить мяч обеими руками в стенку и поймать его. Повторить 5-6 раз.
12. И. П. - стоя перед мячом. Перепрыгнуть через мяч, повернуться кругом. Повторить по 3 раза в каждую сторону.
13. Упражнения, выполняемые на снарядах:
а) пройти по гимнастической скамейке (бревну, доске), сохраняя равновесие. Повторить 2-3 раза.
б) выполнять прыжки с гимнастической скамейки. Сделать 3-4 раза.
в) И. П. - стоя у гимнастической стенки, вытянутыми руками держаться за концы рейки на уровне плеч. Руки согнуть в локтях, прижаться грудью к гимнастической стенке, затем вернуться в исходное положение. Повторить 3-4 раза.
14. И. П. - стоя, руки вдоль туловища. Подняться на носки - сделать вдох, вернуться в исходное положение - выдох. Повторить 3-4 раза.
15. И. П. - то же самое. По очереди расслабить мышцы рук, туловища, ног.
После выполнения всех упражнений вновь подсчитать пульс.
ЛФК при неврозах. Комплекс физических упражнений при неврозах №1:
1. И. П. - стоя, ноги врозь. Закрыть глаза, руки поднять до уровня плеч, затем соединить выпрямленные указательные пальцы перед грудью, при этом открыв глаза. Поднимая руки, сделать вдох, опуская - выдох. Повторить 4-6 раз.
2. И. П. - ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Делать руками движения, имитирующие лазание по канату. Дыхание равномерное. Сделать 2-4 раза.
3. И. П. - ноги врозь, руки на пояс. По очереди отводить ноги в стороны до отказа. Дыхание равномерное. Выполнить 2-6 раз.
4. И. П. - ноги вместе, руки вдоль туловища. Руки поднять вверх и одновременно поднять и согнуть в колене левую ногу. При поднимании рук сделать вдох, при опускании - выдох. Затем то же самое повторить с другой ногой. Выполнить каждой ногой по 2-4 раза.
5. И. П. - то же самое. На счет "раз" - сделать прыжок на месте, ноги врозь. Сделать хлопок руками вверху над головой. На счет "два" - возвращаемся прыжком в исходное положение. Выполнить 2-6 раз.
6. И. П. - то же самое. Выполнять прыжки на носках, при этом туловище вперед не наклонять, руки внизу. Сделать 5-10 раз.
7. И. П. - ноги врозь, руки внизу. Выполнять руками движения, имитирующие движения пловца. Дыхание равномерное. Выполнить 5-10 раз.
8. И. П. - ноги вместе, руки вдоль туловища. Поднимать по очереди левую и правую ногу вперед, при этом делать хлопки руками под поднятой ногой и за спиной. Дыхание равномерное. Сделать 3-6 раз.
9. И. П. - ноги врозь, руки вдоль туловища. Подбросить маленький мячик вверх перед собой, сделать хлопок руками за спиной и поймать мяч. Дыхание равномерное. Сделать 5-10 раз.
10. И. П. - то же самое. Руки поднять, согнуть в локтях и привести к плечам. Поднимая руки, сделать вдох, опуская - выдох. Сделать 4-6 раз.
При заболеваниях и травмах периферических нервов могут появиться следующие нарушения: а) понижение непроизвольного иннервационного напряжения (тонуса) мышц, б) нарушение двигательной функции (паралич, парез), в) расстройство чувствительности в зоне поражения, г) нарушение нервной трофики - атрофия мышц, д) снижение или исчезновение рефлексов и е) боли.
Такие признаки свойственны вялому параличу, выраженность которого зависит от локализации, распространенности и тяжести поражения. Например, при поражении всего плечевого сплетения развивается картина вялого атрофического паралича и анестезия верхней конечности с утратой всех рефлексов на этой руке, при поражении локтевого нерва наблюдаются ослабление ладонного сгибания кисти, исчезновение сгибания 4-5 и отчасти 3-го пальцев, невозможность сведения и разведения пальцев, приведения большого пальца. Кроме того, при поражении локтевого нерва в коже 5-го и локтевой поверхности 4-го пальца и соответствующей им локтевой части кисти нарушена поверхностная чувствительность, а в мизинце расстроено суставно-мышечное чувство (проприоцептивная чувствительность). Могут также появиться синюшность, нарушение потоотделения и понижение температуры кожи в зоне расстройства чувствительности. Очень выражена атрофия мышц - западение межкостных промежутков и уплощение ладонного возвышения у 5-го пальца.
Не всегда картина поражения свидетельствует о полном перерыве нерва, иногда это является следствием частичного повреждения с явлениями угнетения, торможения в нервных стволах с последующим восстановлением проводимости. Однако и это требует длительного лечения.
Лечебное действие физических упражнений при заболеваниях и травмах периферической нервной системы проявляется прежде всего в общетонизирующем влиянии, что имеет важнейшее значение, так как длительность болезни и недостаточная двигательная активность резко снижают общий тонус больных.
Физические упражнения оказывают трофическое действие, способствуя восстановлению иннервационных механизмов и предупреждая образование вторичных контрактур и деформаций при длительном отсутствии движений. При необходимости (в случае безуспешного лечения) физические упражнения способствуют формированию компенсаций.
Общетонизирующее действие обеспечивается выполнением общеукрепляющих упражнений в широком объеме для всех мышечных групп, не вовлеченных в болезненный процесс. Например, при поражении правого малоберцового нерва становятся невозможными разгибание и поворот правой стопы кнаружи, а также разгибание пальцев. Значит, все движения в остальных суставах можно использовать как общеукрепляющие. Объем и интенсивность нагрузки (их индивидуализация) будут зависеть от состояния других органов, возраста и физической подготовленности больного.
На фоне общетонизирующего действия следует добиваться восстановления иннервации путем активной волевой тренировки, а в тех случаях, когда активных движений нет, - путем посылки импульсов к движению, мысленного выполнения движения одновременно со здоровой конечностью, а также с помощью пассивных движений, сочетания посылки импульсов с пассивными движениями. В дальнейшем при появлении признаков активных движений их следует выполнять в облегчающих исходных положениях. По мере выздоровления- в обычных исходных положениях, затем усложненных- с отягощением и сопротивлением.
Активные упражнения даются дробными дозами по нескольку раз в день. Одномоментная длительная работа может вызвать состояние запредельного торможения поврежденного участка нервно-мышечного аппарата в связи с его быстрой истощаемостью. Необходимым условием выполнения активных движений должна быть определенная целевая установка (застегивание пуговиц, лепка из пластилина и т. п.).
Противодействие образованию контрактур и деформаций осуществляется пассивными движениями и фиксацией конечности в правильном положении в свободное от занятий время. Предварительно необходимо выяснить, какие движения отсутствуют и в каком положении находится конечность. Например, при поражении лучевого нерва на предплечье разгибание кисти и пальцев невозможно и возникает свисающая кисть. Пассивные движения будут направлены на разгибание кисти (вместе с импульсами к разгибанию), а фиксация будет заключаться в укладке предплечья на шину или лонгету таким образом, чтобы кисть была разогнута, пальцы полусогнуты, большой палец находился в положении отведения. Увлекаться пассивными движениями не следует, так как существует опасность перерастяжения пораженных, ослабленных мышц.
Если комплексное консервативное лечение не помогает, то прибегают к оперативному вмешательству, например освобождению нерва из рубца. Если же обнаружен полный разрыв нерва, то его сшивают и конечность фиксируют в положении, способствующем сближению сшитых концов. В первом случае упражнения пораженной конечностью начинают через 2-3 дня после операции, во втором - через 3 недели (после снятия фиксирующей повязки).
Формирование компенсаций утраченных функций достигается двумя путями: тренировкой синергистов (если они имеются) и (или) реконструктивными операциями и применением ортопедических аппаратов. Например, при поражении мышечно-кожного нерва перестает функционировать двуглавая мышца плеча и сгибание в локтевом суставе можно выполнять за счет плечелучевой мышцы (из положения неполной пронации), иннервируемой лучевым нервом; если безвозвратно утеряна функция разгибания в лучезапястном суставе (а у разгибателей синергистов нет), то можно подшить к сухожилиям разгибателей соответственно локтевой и лучевой сгибатели кисти (операция по И. И. Джанелидзе).
Учитывая необычайную пластичность нервной системы, можно путем специальной тренировки (до и после операции) достичь функциональной перестройки в нервных центрах, и тогда разгибание в лучезапястном суставе будет происходить за счет пересаженных сгибателей. При невозможности выполнить эту операцию создают хирургическим путем неподвижность в суставе в положении разгибания и прибегают к ношению ортопедического аппарата, фиксирующего кисть в этом же положении.
Все изложенные выше принципы методики занятий лечебной физической культурой распространяются и на частные методики - при заболеваниях и повреждениях различной локализации. При поражениях отдельных нервов - невритах и невралгиях (ведущий симптом - боль) - в основной части занятия физические упражнения будут выполняться пораженными мышцами. Например, при неврите или травме лучевого нерва следует упражнять разгибатели кисти и супинаторы уже известными средствами (посылка импульсов, пассивные движения, сочетание того и другого, активные движения) в исходном положении с опорой предплечья и кисти; при поражении срединного нерва - сгибатели кисти, 1-2-го пальцев и противопоставляющие мышцы; при повреждении малоберцового нерва - разгибатели стопы; при плечевом плексите (поражение плечевого сплетения) - все мышцы плеча и плечевого пояса. При плекситах и полиневритах распространенность поражения большая и, естественно, работать над нормализацией функций требуется дольше и кропотливее, так как уменьшается количество мышечных групп, не вовлеченных в болезненный процесс.
Лечение и реабилитация больных с различными заболеваниями и травмами центральной и периферической нервной системы являются одной из актуальных проблем современной медицины, требующей комплексного подхода с использованием широкого круга лечебных средств, в том числе и лечебной физической культуры. Заболевания и повреждения нервной системы проявляются в виде двигательных, чувствительных, координационных расстройств и нарушений трофики. При заболеваниях нервной системы могут наблюдаться следующие расстройства движений: параличи, парезы, и гиперкинезы. Паралич, или плегия,- полное выпадение мышечного сокращения, парез - частичное выпадение двигательной функции. Паралич или парез одной конечности называют соответственно моноплегией или монопарезом, двух конечностей одной стороны тела - гемиплегией или гемипарезом, трех конечностей - триплегией или трипарезом, четырех конечностей - тетраплегией или тетрапарезом.
Параличи и парезы бывают двух видов: спастические и вялые. Спастический паралич характеризуется отсутствием только произвольных движений, повышением мышечного тонуса и всех сухожильных рефлексов. Он бывает при поражении коры передней центральной извилины или пирамидного пути. Вялый паралич проявляется отсутствием и произвольных, и непроизвольных движений, сухожильных рефлексов, низким тонусом и атрофией мышц. Вялый паралич наблюдается при поражении периферических нервов, корешков спинного мозга или серого вещества спинного мозга (передних рогов).
Гиперкинезами называют измененные движения, лишенные физиологического значения, возникающие непроизвольно. К ним относят судороги, атетоз, дрожание.
Судороги могут быть двух видов: клонические, которые представляют собой быстро чередующиеся сокращения и расслабления мышц, и тонические - длительные сокращения мышц. Судороги возникают как результат раздражения коры или ствола головного мозга.
Атетоз - медленные червеобразные движения пальцев, кисти, туловища, в результате чего оно закручивается при ходьбе штопорообразно. Атетоз наблюдается при поражении подкорковых узлов.
Дрожание - непроизвольные ритмические колебания конечностей или головы. Оно наблюдается при поражении мозжечка и подкорковых образований.
Нарушение координации называют атаксией. Различают статическую атаксию - нарушение равновесия при стоянии и динамическую атаксию, проявляющуюся в нарушении координации движений, несоразмерности двигательных актов. Атаксия чаще всего возникает при поражении мозжечка и вестибулярного аппарата.
При заболевании нервной системы нередко возникают расстройства чувствительности. Различают полное выпадение чувствительности - анастезию, понижение чувствительности - гипостезию и повышение чувствительности - гиперстезию. при нарушениях поверхностной чувствительности больной не различает тепло и холод, не чувствует уколов; при расстройстве глубокой чувствительности теряет представление о положении конечностей в пространстве, в результате чего его движения становятся неуправляемыми. Нарушения чувствительности возникают при повреждении периферических нервов, корешков, проводящих путей и спинного мозга, проводящих путей и теменной доли коры больших полушарий головного мозга.
При многих заболеваниях нервной системы возникают трофические нарушения: кожа делается сухой, на ней легко появляются трещины, образуются пролежни, захватывающие и подлежащие ткани; кости делаются ломкими. Особенно тяжелые пролежни бывают при повреждении спинного мозга.
Механизмы лечебного действия физических упражнений
Механизмы лечебного действия физических упражнений при травматических повреждениях и заболеваниях периферических нервов разнообразны. Применение разных форм лечебной физической культуры: утренней гигиенической гимнастики, лечебной гимнастики, гимнастики в воде, прогулок, некоторых спортивных упражнений и спортивных игр - способствует восстановлению проводимости нерва, утраченных движений и выработке компенсаторных двигательных навыков, стимулирует процессы регенерации, улучшает трофику, предупреждает осложнения (контрактуры и деформации), улучшает психическое состояние больного, оказывает общеоздоровительное и общеукрепляющее воздействие на организм.
Общие основы методики лечебной физической культуры
Лечебная физическая культура при поражениях периферических нервов проводится по трем установленным периодам.
I период - период острого и подострого состояния - продолжается 30-45 дней с момента травмы. Задачи лечебной физической культуры в этом периоде: 1) выведение больного из тяжелого состояния, повышение психического тонуса, общеукрепляющее воздействие на организм; 2) улучшение лимфо- и кровообращения, обмена веществ и трофики в зоне поражения, рассасывание воспалительного процесса, профилактика образования спаек, формирование мягкого, эластичного рубца (при травме нерва); 3) укрепление периферических мышц, связочного аппарата, борьба с мышечной атрофией, предупреждение контрактур, порочных положений и деформаций; 4) посылка импульсов на восстановление утраченных движений; 5) улучшение работы органов дыхания, кровообращения, выделения и обмена веществ в организме.
Занятия лечебной физической культурой в I периоде проводятся 1-2 раза в день с инструктором и 6-8 раз в день самостоятельно (комплекс упражнений подбирается индивидуально). Продолжительность занятий с инструктором - 20-30 мин, самостоятельных занятий - 10-20 мин.
II период начинается с 30-45-го дня и продолжается б- 8 месяцев с момента травмы или поражения периферического нерва. Задачами лечебной физической культуры в этом периоде являются: 1) укрепление паретичных мышц и связочного аппарата, борьба с атрофией и дряблостью мышц пораженной области, а также тренировка мышц всей конечности; 2) восстановление полного объема, координации, ловкости, быстроты выполнения активных движений в пораженной области, а при невозможности- максимальное развитие компенсаторных двигательных навыков; 3) предупреждение развития порочного положения пораженной области и связанных с ним сопутствующих нарушений в организме (нарушения осанки, походки, кривошеи и т. д.).
Занятия лечебной физической культурой во II периоде проводятся 1-2 раза в день с инструктором и 4-6 раз самостоятельно (индивидуальный комплекс). Продолжительность занятий с инструктором 40-60 мин, самостоятельных занятий - 25-30 мин.
III период - тренировочный - период окончательного восстановления всех функций пораженной области и организма в целом. Он длится до 12-15 месяцев с момента травмы. Задачами лечебной физической культуры этого периода являются: 1) окончательное восстановление всех двигательных функций пораженной области и организма в целом; 2) тренировка высокодифференцированных движений в сложной координации, быстроты, силы, ловкости, выносливости; 3) восстановление сложных трудовых процессов и общей трудоспособности.
Занятия лечебной физической культурой проводятся в III периоде один раз с инструктором и 4-5 раз самостоятельно (выполняется комплекс упражнений, назначенных врачом или инструктором лечебной физической культуры). Продолжительность занятий с инструктором 60-90 мин, самостоятельных занятий - 50-60 мин.
Лечебная гимнастика в воде проводится во всех периодах лечения. Температура воды 36-37°. При повреждении периферических нервов верхней конечности продолжительность занятия в
I периоде -8-10 мин, во II-15 мин, в III -20 мин. Для выработки импульсов на активные движения в паретичной мускулатуре содружественно двумя руками выполняются всевозможные движения пальцев (разведение, сгибание, сопоставление всех пальцев с первым пальцем, «когти», щелчки и др.), захватывание пальцами крупных резиновых и пластмассовых предметов: мяча, губки, и др.; всевозможные упражнения для лучезапястного сустава, включая пронацию и супинацию. К концу I периода и во II периоде активные упражнения паретичной рукой дополняются, направляются здоровой рукой больного. В III периоде в воде выполняются упражнения на развитие хвата (например, паретичной рукой зажать и стараться удержать полотенце, а здоровой-вырвать его и др.), на захват мелких предметов и удержание их, т. е. на преодоление сопротивления. При поражении периферических нервов нижней конечности продолжительность занятия в I периоде 10 мин, во II-15 мин, в III -25 мин. По возможности физические упражнения желательно выполнять в бассейне. В I периоде уделяется большое внимание посылке импульсов на выработку активных движений в паретичной мускулатуре в сочетании с содружественными движениями здоровой ногой, а также с помощью рук больного. Упражнения выполняются в ванне или в бассейне в исходном положении сидя, стоя и в ходьбе. Упражнения для пальцев и голеностопного сустава проводятся на весу, в опоре на пятку и на всю стопу. Много времени отводится движениям в голеностопном суставе во всех направлениях. Во II и III периодах эти движения дополняются упражнениями с предметами, на мяче (прокатывание мяча, круговые движения), на гимнастической палке, в ластах, в разных вариантах ходьбы (на всей стопе, на носках, на пятках, на наружном и внутреннем краях стопы), с резиновым бинтом (его удерживает сам больной или методист), плаванием с участием ног. При оперативных вмешательствах лечебная физическая культура в воде назначается после снятия швов.
При любом поражении периферических нервов активные движения (особенно при первых их проявлениях) выполняются в минимальной дозировке: 1-2 раза в I периоде, 2-4 раза во II и 4-6 раз в III. Если мышца будет перенапрягаться, она утратит способность активно сокращаться на несколько дней, и восстановление активных движений будет протекать замедленно. Поэтому активные движения выполняются в такой дозировке, но повторяются несколько раз в течение занятия.
При любом поражении периферических нервов для предупреждения контрактур, порочных положений и деформаций обязательно накладывают фиксирующую повязку, которую снимают на время занятий. Инструктор лечебной физической культуры на каждом занятии пассивно прорабатывает все суставы паретичной конечности во всех возможных направлениях.
Если при поражении периферических нервов нижней конечности отмечается свисание стопы, большое внимание обращают на обучение больного правильной опоре на ногу и ходьбе. Свисающую стопу обязательно фиксируют эластической тягой к обычной обуви или специальным ортопедическим ботинком (рис. 46). Прежде чем обучать больного ходить, надо научить его правильно стоять, опираясь на больную ногу, используя дополнительную точку опоры: спинку стула, костыли, палку; затем обучить ходьбе на месте, ходьбе с двумя костылями или палками, с одной палкой и только потом без опоры.
Лечение поражений периферических нервов проводится в стационаре, амбулаторно, в санаториях, на курортах и носит комплексный характер. На всех этапах в комплекс лечебных процедур входят лечебная физическая культура, массаж, электростимуляция паретичных мышц, лечебная гимнастика в воде, физиотерапия и медикаментозная терапия.