Системный анализ. Свойства системы Системный анализ и его содержание

Существуют различные точки зрения на содержание понятия «системный анализ» и область его применения. Изучение различных определений системного анализа позволяет выделить четыре его трактовки.

Первая трактовка рассматривает системный анализ как один из конкретных методов выбора лучшего решения возникшей проблемы, отождествляя его, например, с анализом по критерию стоимость - эффективность.

Такая трактовка системного анализа характеризует попытки обобщить наиболее разумные приемы любого анализа (например, военного или экономического), определить общие закономерности его проведения.

В первой трактовке системный анализ - это, скорее, «анализ систем», так как акцент делается на объекте изучения (системе), а не на системности рассмотрения (учете всех важнейших факторов и взаимосвязей, влияющих на решение проблемы, использование определенной логики поиска лучшего решения и т.д.)

В ряде работ, освещающих те или иные проблемы системного анализа, слово «анализ» употребляется с такими прилагательными, как количественный, экономический, ресурсный, а термин «системный анализ» применяется значительно реже.

Согласно второй трактовке системный анализ - это конкретный метод познания (противоположность синтезу).

Третья трактовка рассматривает системный анализ как любой анализ любых систем (иногда добавляется, что анализ на основе системной методологии) без каких-либо дополнительных ограничений на область его применения и используемые методы.

Согласно четвертой трактовке системный анализ - это вполне конкретное теоретико-прикладное направление исследований, основанное на системной методологии и характеризующееся определенными принципами, методами и областью применения. Он включает в свой состав как методы анализа, так и методы синтеза, кратко охарактеризованные нами ранее.

Итак, системный анализ - это совокупность определенных научных методов и практических приемов решения разнообразных проблем, возникающих во всех сферах целенаправленной деятельности общества, на основе системного подхода и представления объекта исследования в виде системы. Характерным для системного анализа является то, что поиск лучшего решения проблемы начинается с определения и упорядочения целей деятельности системы, при функционировании которой возникла данная проблема. При этом устанавливается соответствие между этими целями, возможными путями решения возникшей проблемы и потребными для этого ресурсами.

Целью системного анализа является полная и всесторонняя проверка различных вариантов действий с точки зрения количественного и качественного сопоставления затраченных ресурсов с получаемым эффектом.

Системный анализ предназначен для решения в первую очередь слабоструктуризованных проблем, т.е. проблем, состав элементов и взаимосвязей которых установлен только частично, задач, возникающих, как правило, в ситуациях, характеризуемых наличием фактора неопределенности и содержащих неформализуемые элементы, непереводимые на язык математики.

Системный анализ помогает ответственному за принятие решения лицу более строго подойти к оценке возможных вариантов действий и выбрать наилучший из них с учетом дополнительных, неформализуемых факторов и моментов, которые могут быть неизвестны специалистам, готовящим решение.

2. Причины возникновения СА. Особенности совершенного СА

Системный анализ возник в США и прежде всего в недрах ВПК. Кроме того, в США системный анализ изучался во многих государственных организациях. Он считался наиболее ценным побочным достижением в области обороны и изучения космического пространства. В обеих палатах конгресса США в 60-е гг. прошлого века были внесены законопроекты «о мобилизации и использовании научно-технических сил страны для применения системного анализа и системотехники в целях наиболее полного использования людских ресурсов для решения национальных проблем».

Системный анализа использовался также руководителями и инженерами в крупных предприятиях промышленности. Цель применения методов системного анализа в промышленности и в коммерческой области - изыскание путей получения высокой прибыли.

Примером использования методов системного анализа в США может служить система программного планирования, известная под названием «планирование - программирование - разработка бюджета» (ППБ), или сокращенно «программное финансирование».

Помимо применения системы ППБ в США используется целый ряд систем прогнозирования и планирования, в основе которых лежат методы системного анализа. В частности, для прогнозирования и планирования НИОКР применялась информационная система «ПАТТЕРН», для руководства космическим проектом «Аполлон» на всех этапах его разработки использовалась автоматизированная информационная система «ФЕЙМ», с помощью системы «КВЕСТ» достигалась количественная взаимосвязь между военными задачами и целями и научно-техническими средствами, необходимыми для их реализации, для тех же целей в промышленности служила система «СКОР».

Главной методической особенностью этих систем являлся принцип последовательного расчленения каждой проблемы на несколько задач более низкого уровня с целью построения «дерева целей».

Рассматриваемые системы позволяли определить сроки решения научных и технических проблем и взаимную полезность работ, способствовали повышению качества принимаемых решений за счет преодоления узковедомственного подхода к их принятию, отказа от интуитивных и волевых решений а также от работ, которые не могут быть выполнены в установленные сроки.

Вместе с тем практика управления в США последних десятилетий показывает, что термин «системный анализ» не так часто применяется, как это имело место ранее. Многие подходы к обоснованию сложных решений, которые с ним связывались, продолжали использоваться и развиваться достаточно интенсивно уже под новыми названиями - «программный анализ», «анализ политики», «анализ последствий» и т.д. В то же время «новизна» названных видов анализа заключается скорее в их названиях. Методологической и методической их основой продолжает оставаться системный анализ, идеология системного подхода.

Системный анализ - это научный, всесторонний подход к принятию решений. Вся проблема изучается в целом, определяются цели развития объекта управления и различные пути их реализации в свете возможных последствий. При этом возникает необходимость согласования работы различных частей объекта управления, отдельных исполнителей, с тем чтобы направить их на достижение общей цели.

Никакая наука не рождается в один день, а появляется в результате совпадения всевозрастающего интереса к определенному классу задач и уровня развития научных принципов, методов и средств, с помощью которых оказывается возможным решать эти задачи. Системный анализ не является исключением. Его исторические корни так же глубоки, как и корни цивилизации. Еще первобытный человек, выбирая себе место для постройки жилища, подсознательно мыслил системно. Но как научная дисциплина системный анализ оформился во время Второй мировой войны, вначале применительно к военным задачам, а уже после войны - к задачам различных сфер гражданской деятельности, где он стал эффективным средством решения широкого круга практических задач.

Именно в это время общие основы системного анализа созрели настолько, что их стали оформлять в виде самостоятельной отрасли знаний. Можно с полным основанием сказать, что разработка методов системного анализа в значительной степени способствовала тому, что управление во всех сферах человеческой деятельности поднялось от стадии ремесла или чистого искусства, которое в преобладающей степени зависело от способности отдельных людей и накопленного ими опыта, до стадии науки.

3. Возникновение и развитие системных представлений. Признаки системности

В наше время происходит невиданный прогресс знания, который, с одной стороны, привел к открытию и накоплению множества новых фактов, сведений из различных областей жизни, и тем самым поставил человечество перед необходимостью их систематизации, отыскания общего в частном, постоянного в изменяющемся. С другой стороны, рост знания порождает трудности его освоения, обнаруживает неэффективность ряда методов используемых в науке и практике. Кроме того, проникновение в глубины Вселенной и субатомный мир, качественно отличный от мира соизмеримого с уже устоявшимися понятиями и представлениями, вызвало в сознании отдельных ученых сомнение во всеобщей фундаментальности законов существования и развития материи. Наконец, сам процесс познания, все более приобретающий форму преобразующей деятельности, обостряет вопрос о роли человека как субъекта в развитии природы, о сущности взаимодействия человека и природы, и в связи с этим, о выработке нового понимания законов развития природы и их действия. Дело в том, что преобразующая деятельность человека изменяет условия развития естественных систем, и тем самым способствует возникновению новых законов, тенденций движения. В ряду исследований в области методологии особое место занимает системный подход и в целом “системное движение”. Само системное движение дифференцировалось, разделялось на различные направления: общая теория систем, системный подход, системный анализ, философское осмысление системности мира. Существует ряд аспектов внутри методологии системного исследования: онтологический (системен ли в своей сущности мир, в котором мы живем?); онтологически-гносеологический (системно ли наше знание и адекватна ли его системность системности мира?); гносеологический (системен ли процесс познания и есть ли пределы системному познанию мира?); практический (системна ли преобразующая деятельность человека?)

«Содержание и технология системного анализа» →

Глава 11, Основы системного анализа

11.1. Основные разновидности системного анализа

Виды системного анализа

Системный анализ представляет собой важный объект методологических исследований и одно из наиболее бурно развивающихся научных направлений. Ему посвящено множество монографий и статей. Наиболее известные его исследовател: В. Г. Афанасьев, Л. Бер-таланфи, И. В. Блауберг, А. А. Богданов, В. М. Глушков, Т. Гоббс, О. Конт, В. А. Карташов, С. А. Кузьмин, Ю. Г. Марков, Р. Мертон, М. Месарович, Т. Парсонс, Л. А. Петрушенко, В. Н. Садовский, М. И. Сетров, Г. Спенсер, В. Н. Спицнадель, Я. Такахара, В. С. Тюх-тин, А. И. Уемов, У. Черчмен, Э. Г., Юдин и др.

Популярность системного анализа ныне столь велика, что можно перефразировать известный афоризм выдающихся физиков Уильяма Томсона и Эрнеста Резерфорда относительно науки, которую можно разделить на физику и собирание марок. Действительно, среди всех методов анализа системный - настоящий король, а все другие методы можно с уверенностью отнести к его невыразительной прислуге.

Вместе с тем всякий раз, когда ставится вопрос о технологиях системного анализа, сразу же возникают непреодолимые трудности, связанные с тем, что устоявшихся интеллектуальных технологий системного анализа в практике нет. Имеется только некоторый опыт применения системного подхода в различных странах. Таким образом, налицо проблемная ситуация, характеризующаяся постоянно нарастающей потребностью технологического освоения системного анализа, которое разработано весьма недостаточно.

Ситуация усугубляется не только тем, что не разработаны интеллектуальные технологии системного анализа, но и тем, что нет однозначности в понимании самого системного анализа. Это несмотря на то что уже 90 лет прошло со времени выхода в свет основополагающего труда в области теории систем - «Тектологии» А. А. Богданова, и почти полстолетия насчитывает история развития системных идей.

Достаточно рельефно выделяются несколько вариантов понимания сущности системного анализа:

  • Отождествление технологии системного анализа с технологией научного исследования. При этом для самого системного анализа в этой технологии практически не находится места.
  • Сведение системного анализа к системному конструированию. По сути системно-аналитическая деятельность отождествляется с системотехнической деятельностью.
  • Очень узкое понимание системного анализа, сведение его к одной из его составляющих, например к структурно-функциональному анализу.
  • Отождествление системного анализа системным подходом в аналитической деятельности.
  • Понимание системного анализа как исследования системных закономерностей.
  • В узком смысле под системным анализом довольно часто понимают совокупность математических методов исследования систем.
  • Сведение системного анализа к совокупности методологических средств, которые используются для подготовки, обоснования и осуществления решений по сложным проблемам.

В этом случае то, что называют системным анализом, представляет собой недостаточно интегрированный массив методов и приемов системной деятельности. В табл. 31 дана характеристика основных видов системной деятельности, среди которых фактически теряется системный анализ.

Виды деятельности Цель деятельности Средства деятельности Содержание деятельности
Системное познание Получение знания Знания, методы познания Изучение объекта и его предмета
Системный анализ Понимание проблемы Информация, методы ее анализа Рассмотрение проблемы посредством методов анализа
Системное моделирование Создание модели системы Методы моделирования Построение формальной или натурной модели системы
Системное конструирование Создание системы Методы конструирования Проектирование и опредмечивание системы
Системная диагностика Диагноз системы Методы диагностики Выяснение отклонений от нормы в структуре и функциях системы
Системная оценка Оценка системы Теория и методы оценки Получение оценки системы, ее значимости

Таблица 31 — Виды системной деятельности и их характеристика

Следует подчеркнуть, что ныне практически не встречаются научные и педагогические разработки в различных областях управления, в которых не уделялось бы внимание системному анализу. При этом его вполне справедливо рассматривают как эффективный метод изучения объектов и процессов управления. Однако практически отсутствует анализ «точек» приложения системной аналитики к решению конкретных управленческих задач и ощущается дефицит технологических схем такого анализа. Системный анализ в управлении представляет ныне не развитую практику, а нарастающие ментальные декларации, не имеющие какого-либо серьезного технологического обеспечения.

Методология системного анализа

Методология системного анализа представляет собой довольно сложную и пеструю совокупность принципов, подходов, концепций и конкретных методов. Рассмотрим ее основные составляющие.

Под принципами понимаются основные, исходные положения, некоторые общие правила познавательной деятельности, которые указывают направление научного познания, но не дают указания на конкретную истину.Это выработанные и исторически обобщенные требования к познавательному процессу, выполняющие важнейшие регулятивные роли в познании . Обоснование принципов - первоначальный этап построения методологической концепции.

К важнейшим принципам системного анализа следует отнести принципы элементаризма, всеобщей связи, развития, целостности, системности, оптимальности, иерархии, формализации, нормативности и целеполагания. Системный анализ представляется интегралом данных принципов. В табл. 32 представлена их характеристика в аспекте системного анализа.

Принципы системного анализа Характеристика
Элементаризма Система представляет собой совокупность взаимосвязных элементарных составляющих
Всеобщей связи Система выступает как проявление универсального взаимодействия предметов и явлений
Развития Системы находятся в развитии, проходят этапы возникновения, становления, зрелости и нисходящего развития
Целостности Рассмотрение любого объекта, системы с точки зрения внутреннего единства, отделенности от окружающей среды
Системности Рассмотрение объектов как системы, т.е. как целостности, которая не сводится к совокупности элементов и связей
Оптимальности Любая система может быть приведена в состояние наилучшего ее функционирования с точки зрения некоторого критерия
Иерархии Система представляет собой соподчиненное образование
Формализации Любая система с большей или меньшей корректностью может быть представлена формальными моделями, в том числе формально-логическими, математическими, кибернетическими и др.
Нормативности Любая система может быть понята только в том случае, если она будет сравниваться с некоторой нормативной системой
Целеполагания Любая система стремится к определенному предпочтительному для него состоянию, выступающему в качестве цели системы

Таблица 32 — Принципы системного анализа и их характеристика

Методологические подходы в системном анализе объединяют совокупность сложившихся в практике аналитической деятельности приемов и способов реализации системной деятельности. Наиболее важными среди них выступают системный, структурно-функциональный, конструктивный, комплексный, ситуационный, инновационный, целевой, деятельностный, морфологический и программно-целевой подходы. Их характеристика представлена в табл. 33.

Подходы в системном анализе Характеристика подходов в системном анализе
Системный
  • Несводимость свойств целого к сумме свойств элементов
  • Поведение системы определяется как особенностями отдельных элементов, так и особенностями ее структуры
  • Существует зависимость между внутренними и внешними функциями системы
  • Система находится во взаимодействии с внешней средой, обладает соответствующей ей внутренней средой
  • Система представляет собой развивающуюся целостность
Структурно-функциональный
  • Выявление структуры (или функций) системы
  • Установление зависимости между структурой и функциями системы
  • Построение соответственно функций (или структуры) системы
Конструктивный
  • Реалистический анализ проблемы
  • Анализ всех возможных вариантов разрешения проблемы
  • Конструирование системы, действие по разрешению проблемы
Комплексный
  • Рассмотрение всех сторон, свойств, многообразия структур, функций системы, ее связей со средой
  • Рассмотрение их в единстве
  • Выяснение степени значимости взятых в единстве характеристик системы в ее сущности
Проблемный
  • Выделение проблемы как противоречия между какими-либо сторонами объекта, определяющими его развитие
  • Определение типа проблемы, ее оценка
  • Выработка способов разрешения проблемы
Ситуационный
  • Выделение проблемного комплекса, лежащего в основе ситуации
  • Выделение основных характеристик ситуации
  • Установление причин возникновения ситуация и следствий их развертывания
  • Оценка ситуации, её прогнозирование
  • Разработка программы деятельности в данной ситуации
Инновационный
  • Констатация проблемы обновления
  • Формирование модели нововведения, обеспечивающего разрешение проблемы
  • Внедрение нововведения
  • Управление нововведением, его освоение и реализация
Нормативный
  • Констатация проблемы системы
  • Установление рациональных норм системы
  • Преобразование системы в соответствии с нормами
Целевой
  • Определение цели системы
  • Декомпозиция цели на простые составляющие
  • Обоснование целей
  • Построение «дерева целей»
  • Оценка экспертами всех «ветвей» «дерева целей» относительно времени и ресурсов достижения
Деятельностный
  • Определение проблемы
  • Определение объекта деятельности Формулировка целей и задач деятельности
  • Определение субъекта деятельности Формирование модели деятельности
  • Осуществление деятельности
Морфологический
  • Максимально точное определение проблемы
  • Нахождение наибольшего числа в пределах всех возможных вариантов разрешения проблемы
  • Реализация системы путем комбинирования основных структурных элементов или признаков
  • Применение методов морфологического моделирования: систематического покрытия поля; отрицания и конструирования; морфологического ящика; сопоставления совершенного с дефектным, обобщения и др.
Программно-целевой
  • Определение проблемы
  • Формулирование целей
  • Построение программы достижения целей

Таблица 33 — Характеристика основных подходов в системном анализе

Важнейшей, если не главной составной частью методологии системного анализа выступают методы. Их арсенал довольно велик. Разнообразны и подходы авторов при их выделении. Ю. И. Черняк методы системного исследования делит на четыре группы: неформальные, графические, количественные и моделирование . А. В. Игнатьева и М. М. Максимцов дают классификацию методов исследования систем управления, разделяя их на три основные группы: 1) методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов; 2) методы формализованного представления систем и 3) комплексированные методы.

По нашему мнению, методы системного анализа еще не получили достаточно убедительной классификации в науке. Поэтому прав В. Н. Спицнадель, который отмечает, что, к сожалению, в литературе отсутствует классификация этих методов, которая была бы принята единогласно всеми специалистами . Приведенная табл. 34 представляет разработанный автором возможный вариант такой классификации. В качестве оснований классификации предлагается использовать тип знания, обрабатываемый методом; способ реализации, в качестве которого могут выступать либо интуиция, либо знание; выполняемые функции, сводящиеся к получению, представлению и обработке информации; уровень знания - теоретический либо эмпирический; форма представления знания, которая может быть качественной либо количественной.

Основание классификации Методы системного анализа
Тип знания
  • Философские методы (диалектический, метафизический и т.п.)
  • Общенаучные методы (системный, структурно-функциональный, моделирование, формализация и т. п.)
  • Частнонаучные методы (свойственны для конкретной науки: методы моделирования социальных, биологических систем и т. п.)
  • Дисциплинарные методы (применяются в той или иной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки, семиотические, лингвистические и т. п.)
Способ реализации
  • Интуитивные методы («мозговая атака», «сценарии», экспертные методы и т. п.)
  • Научные методы (анализ, классификация, системного моделирования, методы логики и теории множеств и т. п.)
Выполняемые функции
  • Методы получения информации (системное наблюдение, описание, экспертные методы, игровые методы и т. п.)
  • Методы представления информации (группировка, классификация и т. п.)
  • Методы анализа информации (классификация, обобщение, методы анализа информационных систем и т. п.)
Уровень знания
  • Теоретические методы (анализ, синтез, теоретизация и т. п.)
  • Эмпирические методы (игровые методы, морфологические методы, экспертные оценки и т. п.)
Форма представления знания
  • Качественные методы, опирающиеся на качественный подход к объекту (метод «сценариев», морфологические методы)
  • Количественные методы, использующие аппарат математики (метод « Дельфи», статистические методы, методы теории графов, комбинаторики, кибернетики, логики, теории множеств, лингвистики, исследования операций, семиотики, топологии и т. п.)

Таблица 34 — Методы системного анализа

Методологический комплекс системного анализа был бы неполным, если в нем не выделить его теоретический ансамбль. Теория является не только отражением действительности, но и методом ее отражения, т.е. она выполняет методологическую функцию. На этом основании системные теории включаются в системный методологический комплекс. Наиболее важные системные теории, которые воздействуют на анализ, представлены в табл. 35.

Название Авторы Характеристика
Общая теория систем (несколько вариантов) А. А. Богданов, Л. Берталанфи, М. Месарович, У. Росс Эшби, A. И. Уемов, B. С. Тюхтин, Ю. А. Урманцев и др.
  • Формирование понятийного аппарата систем
  • Попытка создания строгой теории
  • Выявление общих закономерностей функционирования и развития систем любой природы
Структурализм (несколько вариантов) К. Леви-Стросс, М. П. Фуко, Ж. Лакан, Р. Барт, Л. Гольдман, А. Р. Радклифф-Браун и др.
  • Выявление структур, имеющихся в культуре
  • Применение структурных методов в изучении различных продуктов человеческой деятельности в целях выявления логики порождения, строения и функционирования объектов духовной культуры.
  • Выделение и анализ эпистем - способов фиксации связей между словами и вещами
Функционализм (несколько вариантов) Г. Спенсер, Т. Парсонс, Б. Малиновский, Р. Мертон, Н. Луман, К. Гемпель, Ч. Миллс и др.
  • Выявление функций как наблюдаемых следствий, которое служит саморегуляции и адаптации системы
  • Исследование функциональных потребностей и их обеспечения структурами
  • Выделение явных и латентных функций, функций и дисфункций
  • Исследование проблем адаптации и саморегуляции систем
Структурный функционализм (несколько вариантов) Р. Бейлз, Р. Мак-Айвера, Р. Мертон, Т. Парсонс, Н. Смелсер, Э. Шилз и др.
  • Равновесие и спонтанная регуляция систем
  • Наличие в обществе инструментальной и функциональной рациональности
  • Общество как система имеет технико-экономическую, профессиональную и стратификационную структуры
Системно-кибернетические теории Н. Винер, У. Росс Эшби, Р. Акофф, Ст. Бир, В. М. Глушков и др.
  • Выделение общих законов управления
  • Гомеостатический, целевой, управленческий характер систем
  • Наличие прямой и обратной отрицательной и положительной обратной связей
  • Процессы управления рассматриваются как процессы переработки информации
  • Теория автоматического регулирования
  • Теория информации
  • Теория оптимального управления
  • Теория алгоритмов
  • Становление химической, технической, экономической и т.п. кибернетики
Математические теории систем (несколько вариантов) М. Месарович, Л. В. Кантарович, В. С. Немчинов и др.
  • Математические определения систем, основанные на теории множеств, логике, математическом программировании, теории вероятностей и статистике
  • Математические описания структуры, функций и состояний систем
Синергетика И. И. Пригожин, Г. Хаген
  • Исследование процессов самоорганизации в системах любой природы
  • Объяснение поведения сложных нелинейных систем, находящихся в неравновесных состояниях спонтанным образованием структур
  • Роль динамического хаоса и флуктуаций в развитии системы
  • Наличие многообразия путей развития систем в условиях хаоса

Из табл. 35 следует, что системная теория развивается по нескольким направлениям. Практически исчерпывает себя такое направление, как общая теория систем, сформировался структурализм, функционализм и структурный функционализм в обществознании, биологии, получили развитие системно-кибернетические и математические теории. Наиболее перспективным направлением ныне является синергетика, которая дает объяснение нестационарным системам, с которыми человек сталкивается все чаще в условиях перехода к постиндустриальной динамике жизни.

Виды системного анализа

Многообразие методологии системного анализа выступает питательной почвой для развития разновидностей системного анализа, под которыми понимаются некоторые сложившиеся методологические комплексы. Заметим, что вопрос о классификации разновидностей системного анализа еще не разработан в науке. Имеются отдельные подходы к этой проблеме, которые встречаются в некоторых работах . Довольно часто виды системного анализа сводят к методам системного анализа или к специфике системного подхода в системах различной природы. На самом деле бурное развитие системного анализа приводит к дифференциации его разновидностей по многим основаниям, в качестве которых выступают: назначение системного анализа; направленность вектора анализа; способ его осуществления; время и аспект системы; отрасль знания и характер отражения жизни системы. Классификация по этим основаниям приведена в табл. 36.

Основание классификации Виды системного анализа Характеристика
Назначение системного анализа Исследовательский системный Аналитическая деятельность строится как исследовательская деятельность, результаты используются в науке
Прикладной системный Аналитическая деятельность представляет собой специфическую разновидность практической деятельности, результаты используются в практике
Направленность вектора анализа Дескриптивный или описательный Анализ системы начинается со структуры и идет к функциям и цели
Конструктивный Анализ системы начинается с ее цели и идет через функции к структуре
Способ осуществления анализа Качественный Анализ системы с точки зрения качественных свойств, характеристик
Количественный Анализ системы с точки зрения формального подхода, количественного представления характеристик
Время системы Ретроспективный Анализ систем прошлого и их влияния на прошлое и историю
Актуальный (ситуационный) Анализ систем в ситуациях настоящего и проблем их стабилизации
Прогностический Анализ систем будущего и путей их достижения
Аспекты системы Структурный Анализ структуры
Функциональный Анализ функций системы, эффективности ее функционирования
Структурно-функциональный Анализ структуры и функций, а также их взаимозависимости
Масштаб системы Макросистемный Анализ места и роли системы в более крупных системах, которые ее включают
Микросистемный Анализ систем, которые включают в себя данную и воздействуют на свойства данной системы
Отрасль знания Общий системный Опирается на общую теорию систем, осуществляется с общих системных позиций
Специальный системный Опирается на специальные теории систем, учитывает специфику природы систем
Отражение жизни системы Витальный Предполагает анализ жизни системы, основных этапов ее жизненного пути
Генетический Анализ генетики системы, механизмов наследования

Таблица 36 — Характеристика разновидностей системного анализа

Данная классификация позволяет диагностировать каждую конкретную разновидность системного анализа. Для этого надо «пройти» по всем основаниям классификации, выбирая ту разновидность анализа, которая наилучшим образом отражает свойства применяемой разновидности анализа.

Введение ………………………………………………………………………………………... 3

1.1. Основные понятия теории систем и системного анализа ………………………………. 4

Раздел 2. Классификация систем в системном анализе

2.1. Классификация систем …………………………………………………………………… 9

Заключение …………………………………………………………………………………… 24

Список литературы …………………………………………………………………………... 25

Введение

метод познания, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между переменными или элементами исследуемой системы. Опирается на комплекс общенаучных, экспериментальных, естественнонаучных, статистических, математических методов. Системный анализ возник в эпоху разработки компьютерной техники. Успех его применения при решении сложных задач во многом определяется современными возможностями информационных технологий. Таким образом, системный анализ - это совокупность методов, основанных на использовании ЭВМ и ориентированных на исследование сложных систем - технических, экономических, экологических и т.д.

Целью системного анализа является полная и всесторонняя проверка различных вариантов действий с точки зрения количественного и качественного сопоставления затраченных ресурсов с получаемым эффектом.

Системный анализ предназначен для решения в первую очередь слабоструктуризованных проблем, т.е. проблем, состав элементов и взаимосвязей которых установлен только частично, задач, возникающих, как правило, в ситуациях, характеризуемых наличием фактора неопределенности и содержащих неформализуемые элементы, непереводимые на язык математики.

Системный анализ помогает ответственному за принятие решения лицу более строго подойти к оценке возможных вариантов действий и выбрать наилучший из них с учетом дополнительных, неформализуемых факторов и моментов, которые могут быть неизвестны специалистам, готовящим решение.

Актуальность темы состоит в том, что рассмотрение категорий системного анализа создает основу для логического и последовательного подхода к проблеме принятия решений. Эффективность решения проблем с помощью системного анализа определяется структурой решаемых проблем.

Цель курсовой работы – изучить теоретические основы системного анализа, характеристики важнейших системообразующих показателей, рассмотреть классификацию систем, что позволит более удобно использовать ее как подходы на начальном этапе моделирования любой задачи, т.к. определив класс системы для реального объекта, можно достаточно уверенно дать рекомендации по выбору метода, который позволит более адекватно ее отобразить.

Раздел 1. Теоретические основы системного анализа

1.1. Основные понятия теории систем и системного анализа

Определение понятия «система». В настоящее время нет един­ства в определении понятия «система». В первых определениях в той или иной форме говорилось о том, что система - это элементы и связи (отношения) между ними. Например, основопо­ложник теории систем Людвиг фон Берталанфи определял систему как комплекс взаимодействующих элементов или как совокупность элементов, находящихся в определенных отноше­ниях друг с другом и со средой. А. Холл определяет систему как «множество предметов вместе со связями между предметами и между их признаками». Ведутся и в настоящее время дискуссии, какой термин - «от­ношение» или «связь» - лучше употреблять.

Позднее в определениях системы появляется понятие цели. Так, в «Философском словаре» система определяется как «сово­купность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой определенным образом и образующих некоторое целост­ное единство».

В последнее время в определение понятия системы наряду с элементами, связями и их свойствами и целями начинают включать наблюдателя, хотя впервые на необходимость учета взаимодействия между исследователем и изучаемой системой указал один из основоположников кибернетики У. Р. Эшби .

М. Месарович и Я. Такахара в книге «Общая теория систем» считают, что система - «формальная взаимосвязь между на­блюдаемыми признаками и свойствами», система - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целост­ность, единство.

В соответствии с задачами системного исследования можно выделить два типа определения системы – дескриптивное и конструктивное.

Дескриптивное (описательное) - определение системы через ее свойства, через внешние проявления. Например, ключ – это предмет, легко открывающий замок.

Конструктивное определение – описание через элементы системы, связанные с основным системообразующим фактором – с функцией. В конструктивном плане система рассматривается как единство входа, выхода и процессора (преобразователя), предназначенных для реализации определенной функции.

Элемент. Под элементом принято понимать простейшую не­делимую часть системы. Ответ на вопрос, что является такой частью, может быть неоднозначным и зависит от цели рассмотрения объекта как системы, от точки зрения на него или от ас­пекта его изучения. Таким образом, элемент - это предел члене­ния системы с точек зрения решения конкретной задачи и постав­ленной цели. Систему можно расчленить на элементы различ­ными способами в зависимости от формулировки цели и ее уточнения в процессе исследования.

Подсистема. Система может быть разделена на элементы не сразу, а последовательным расчленением на подсистемы, кото­рые представляют собой компоненты более крупные, чем элемен­ты, и в то же время более детальные, чем система в целом. Возможность деления системы на подсистемы связана с вычлене­нием совокупностей взаимосвязанных элементов, способных вы­полнять относительно независимые функции, подцели, направленные на достижение общей цели системы. Названием «подси­стема» подчеркивается, что такая часть должна обладать свойст­вами системы (в частности, свойством целостности). Этим под­система отличается от простой группы элементов, для которой не сформулирована подцель и не выполняются свойства целост­ности (для такой группы используется название «компоненты»). Например, подсистемы АСУ, подсистемы пассажирского транс­порта крупного города.

Структура. Это понятие происходит от латинского слова structure, означающего строение, расположение, порядок. Структу­ра отражает наиболее существенные взаимоотношения между элементами и их группами (компонентами, подсистемами), кото­рые мало меняются при изменениях в системе и обеспечивают существование системы и се основных свойств. Структура - это совокупность элементов и связей между ними. Структура может быть представлена графически, в виде теоретико-множественных описаний, матриц, графов и других языков моделирования струк­тур.

Структуру часто представляют в виде иерархии. Иерархия - это упорядоченность компонентов по степени важности (много­ступенчатость, служебная лестница). Между уровнями иерархи­ческой структуры могут существовать взаимоотношения строго­го подчинения компонентов (узлов) нижележащего уровня одно­му из компонентов вышележащего уровня, т. е. отношения так называемого древовидного порядка. Такие иерархии называют сильными или иерархиями типа « дерева». Они имеют ряд особен­ностей, делающих их удобным средством представления систем управления. Однако могут быть связи и в пределах одного уров­ня иерархии. Один и тот же узел нижележащего уровня может быть одновременно подчинен нескольким узлам вышележащего уровня. Такие структуры называют иерархическими структурами со слабыми связями. Между уровнями иерархической структуры могут существовать и более сложные взаимоотношения, напри­мер, типа «страт», «слоев», «эшелонов», которые детально рас­смотрены в разделе “модели иерархических систем управления”. Примеры иерархических структур: энергетические системы, АСУ, государственный аппарат.

Связь. Понятие «связь» входит в любое определение системы наряду с понятием «элемент» и обеспечивает возникновение и со­хранение структуры и целостных свойств системы. Это понятие характеризует одновременно и строение (статику), и функциони­рование (динамику) системы.

Состояние. Понятием «состояние» обычно характеризуют мгно­венную фотографию, «срез» системы, остановку в ее развитии. Его определяют либо через входные воздействия и выходные сигналы (результаты), либо через макропараметры, макросвойст­ва системы (например, давление, скорость, ускорение - для фи­зических систем; производительность, себестоимость продукции, прибыль - для экономических систем).

Таким образом, состояние - это множество существенных свойств, которыми система обладает в данный момент времени.

Поведение. Если система способна переходить из одного со­стояния в другое (например, то говорят, что она обладает поведением. Этим понятием пользуются, когда неиз­вестны закономерности переходов из одного состояния в другое. Тогда говорят, что система обладает каким-то поведением и вы­ясняют его закономерности.

Внешняя среда . Под внешней средой понимается множество элементов, которые не входят в систему, но изменение их состо­яния вызывает изменение поведения системы.

Модель. Под моделью системы понимается описание систе­мы, отображающее определенную группу ее свойств. Углубление описания - детализация модели. Создание модели системы по­зволяет предсказывать ее поведение в определенном диапазоне условий.

Модель функционирования (поведения) системы - это мо­дель, предсказывающая изменение состояния системы во времени, например: натурные (аналоговые), электрические, машинные на ЭВМ и др.

Системный анализ. В настоящее время системный анализ яв­ляется наиболее конструктивным направлением. Этот термин применяется неоднозначно. В одних источниках он определяется как «приложение системных концепций к функциям управления, связанным с планированием» . В других - как синоним тер­мина «анализ систем» (Э. Квейд) или термина «системные ис­следования» (С. Янг). Однако независимо от того, применяется он только к определению структуры целей системы, к планирова­нию или к исследованию системы в целом, включая и функци­ональную и обеспечивающую части, работы по системному ана­лизу существенно отличаются от рассмотренных выше тем, что в них всегда предлагается методология проведения исследований, делается попытка выделить этапы исследования и предложить методику выполнения этих этапов в конкретных условиях. В этих работах всегда уделяется особое внимание определению целей системы, вопросам формализации представления целей. Некоторые авторы даже подчеркивают это в определении: системный анализ - это методология исследования целенаправленных си­стем (Д. Киланд, В. Кинг).

Термин «системный анализ» впервые появился в связи с зада­чами военного управления в исследованиях RAND Corporation (1948 г.), а в отечественной литературе получил широкое распрост­ранение после выхода в 1969 г. книги С. Оптнера «Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем».

В начале работы по системному анализу в большинстве случа­ев базировались на идеях теории оптимизации и исследования операций. При этом особое внимание уделялось стремлению в той или иной форме получить выражение, связывающее цель со средствами, аналогичное критерию функционирования или пока­зателю эффективности, т, е. отобразить объект в виде хорошо организованной системы.

Так, например, в ранних руководящих материалах по раз­работке автоматизированных систем управления (АСУ) рекомен­довалось цели представлять в виде набора задач и составлять матрицы, связывающие задачи с методами и средствами до­стижения. Правда, при практическом применении этого подхода довольно быстро выяснялась его недостаточность, и исследова­тели стали прежде всего обращать внимание на необходимость построения моделей, не просто фиксирующих цели, компоненты и связи между ними, а позволяющие накапливать информацию, вводить новые компоненты, выявлять новые связи и т. д„ т. е. отображать объект в виде развивающейся системы, не всегда предлагая, как это делать.

Позднее системный анализ некоторые исследователи начинают определять как «процесс последовательного разбиения изучаемого процесса на подпроцессы» (С. Янг) и основное внимание уделяют поиску приемов, позволяющих организовать решение сложной проблемы путем расчленения ее на подпроблемы и этапы, для которых становится возможным подобрать методы исследования и исполнителей. В большинстве работ стремились представить многоступенчатое расчленение в виде иерархических структур типа «дерева», но в ряде случаев разрабатывались методики получения вариантов структур, определяемых временными последовательностями функций.

В настоящее время системный анализ развивается примени­тельно к проблемам планирования и управления, и в связи с уси­лением внимания к программно-целевым принципам в планиро­вании этот термин стал практически неотделим от терминов «целеобразование» и «программно-целевое планирование и упра­вление». В работах этого периода системы анализируются как целое, рассматривается роль процессов целеобразования в раз­витии целого, роль человека. При этом оказалось, что в систем­ном анализе не хватает средств: развиты в основном средства расчленения на части, но почти нет рекомендаций, как при рас­членении не утратить целое. Поэтому наблюдается усиление внимания к роли неформализованных методов при проведении системного анализа. Вопросы сочетания и взаимодействия фор­мальных и неформальных методов при проведении системного анализа не решены. Но развитие этого научного направления идет по путиих решения. анализ Контрольная работа >> Менеджмент

РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Общая теория систем и системный анализ» Проверил, к.т.н., доцент Тарасов Ю.Н. ______________________2010г. Автор... , кардинальные изменения в организационной структуре и т.д. Преимущества классификации целей по их направленности состоят...

  • Системный анализ в исследованиях систем управления

    Реферат >> Менеджмент

    ... системного анализа Основание классификации Виды системного анализа Характеристика Назначение системного анализа Исследовательский системный ... основы системного анализа . - М.: Майор, 2006. – С. 46 2 Сурмин, Ю. П. Теория систем и системный анализ : Учеб...

  • Системный анализ деятельности риэлтерской фирмы

    Реферат >> Менеджмент

    РАБОТА по дисциплине «Теория систем и системный анализ» на тему: Системный анализ деятельности риэлтерской фирмы. Выполнил... , поставленных перед системой. Рассмотрим различные классификации систем : Различают физические и абстрактные системы. Физические...

  • Система как объект системного анализа

    Курсовая работа >> Государство и право

    Глава 1. Системный анализ в исследовании систем Анализ подходов к исследованию систем ………………………………5 Системный анализ как основное направление... системы. Анализ классификаций систем . Объектом курсовой работы выступает системный анализ как основное...

  • Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    šКузбасский государственный технический университетŸ

    ОСНОВЫ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА

    Текст лекций

    Кемерово 2008

    УДК 517 ББК 22.161

    Р е ц е н з е н т ы:

    Доктор технических наук, профессор В. Я. Карташов (Кемеровский государственный университет)

    Кузбасское региональное отделение Российской академии естествознания

    Основы системного анализа: текст лекций / сост. Ю. Е. Воронов; Кузбас. гос. техн. ун-т. – Кемерово, 2008. – 107 с.

    ISBN 978-5-89070-604-1

    Рассмотрены основные понятия прикладного системного анализа, а также основные методы, используемые в системном анализе: моделирование, строгие математические методы, алгоритмизация, слабоформализуемые и в принципе неформализуемые процедуры.

    Владение основными понятиями, методами и процедурами системного анализа позволит студентам успешно осваивать учебный материал и решать возникающие проблемы.

    Предназначено для студентов специальности 190701 – “Организация перевозок и управление на транспорте” и может быть использовано студентами других специальностей, а также аспирантами, научными работниками и преподавателями.

    Печатается по решению редакционно-издательского совета Кузбасского государственного технического университета.

    ПРЕДИСЛОВИЕ

    В настоящее время для большинства мыслящих людей совершенно ясно, что не существует отдельных, абсолютно обособленных, наук – физики, химии, биологии, математики и т.д. Все они тесно связаны друг с другом, постоянно контактируют, переходят друг в друга, образуя вместе некую единую систему знаний. Для обобщения всех этих знаний в некое неразделенное знание нужна наука, изучающая общие для всех конкретных наук закономерности. Такой типично меж- и наддисциплинарной наукой и стал системный анализ .

    С другой стороны, системный анализ является прикладной дисциплиной, призванной вырабатывать практические рекомендации для решения возникающих проблем. К числу используемых для этого методов относятся и строгоформализованные (оптимизация, принятие решений), и лишь направленные на формализацию (моделирование, экспериментальные исследования), и слабоформализованные (экспертные оценки, коллективный выбор), и в принципе неформализуемые процедуры (формулирование проблем, выявление целей, формирование критериев, генерирование альтернатив).

    Курс системного анализа направлен на преодоление недостатков узкой специализации дисциплин, изучаемых в вузе, усиление междисциплинарных связей, развитие у будущих специалистов системного мышления, приобретение навыков системного решения проблем. Это является одним из важнейших направлений перестройки высшего образования.

    1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

    Системные представления на современном этапе достигли уже такого уровня, что в полезности системного подхода к решению возникающих в практике проблем сейчас никого не надо убеждать. Не только ученые, но и инженеры, педагоги, менеджеры, деятели культуры и др. осознали, что успехи и неудачи в их деятельности во многом зависят от того, насколько системной была эта деятельность. Если в процессе деятельности появилась проблема, то это является сигналом недостаточной системности действий; разрешение же возникшей проблемы свидетельствует о возросшем уровне системности.

    Это вовсе не значит, что мышление стало системным только сейчас. Оно было таким всегда и другим быть не может. Разные уровни может иметь лишь осознание системности. Мало того, оказалось, что в природе вообще нет ничего несистемного. И хотя осознание всеобщей системности мира пришло не сразу, и приходило с трудом, не прийти оно не могло, т.к. системные представления возникли по объективным причинам и развиваются под воздействием объективных факторов.

    1.1. Системные представления в практической деятельности

    Первой объективной причиной возникновения и фактором развития системных представлений является природная системность человеческой практики. Практическую деятельность человека можно определить как активное воздействие на окружающую среду для достижения определенной цели. Всякое действие представляет собой совокупность взаимосвязанных более мелких действий, причем все эти действия должны выполняться не произвольно, а в определенной последовательности.

    Последовательность построения деятельности по-другому называется алгоритмом . Если раньше понятие алгоритма применялось только в математике и означало точно определенную последовательность операций над числами и другими математическими объектами, то сейчас говорят уже об алгоритмичности любой деятельности. При этом речь идет не только об алгоритмах действий, явно алгоритмичных (обучение, принятие управленческих решений), но даже об алгоритмах творчества (изобретательство, сочинение музыки и т.п.).

    Оказывается, что:

    − все действия подчиняются определенному алгоритму, хотя этот алгоритм в реальных условиях не всегда и осознается (например, композитор сочиняет музыку, шофер автоматически реагирует на изменение дорожной обстановки, вратарь šне думаяŸ ловит в броске мяч и т.п.);

    − если результаты каких-то действий оказываются неудовлетворительными, то причину этого следует искать, прежде всего, в несовершенстве алгоритма.

    Таким образом, в практической деятельности налицо основные признаки системности, а именно: подчиненность этой деятельности

    определенной цели, структурированность, взаимосвязанность составляющих ее частей, алгоритмичность.

    Из того, что говорилось, может сложиться впечатление, что человек лишь пассивно наблюдает за окружающим миром и постепенно осознает для себя объективную системность своей деятельности в этом мире. Однако это не так. Понимая полезность системного подхода, человек эту системность сознательно повышает.

    Это можно продемонстрировать на примере одной из глобальных проблем человечества – проблемы повышения производительности труда. Никому не надо доказывать, что производительность труда необходимо повышать. Вопрос только в том, как это сделать. При всей сложности такого вопроса достигается это в основном за счёт совершенствования средств труда и улучшения его организации.

    Простейшим способом повышения эффективности труда является механизация . Действительно, человечество на протяжении своего существования постоянно вооружается различными механизмами – начиная от простейших ручных орудий и приспособлений и кончая сложнейшими современными машинами. С помощью механизмов и машин один человек может выполнить такую работу, которую без них могло бы выполнить лишь большое количество людей.

    Пример . Подсчитано, что если бы уровень механизации строительных работ сейчас оставался на этапе строительства ДнепроГЭСа, то для сооружения нынешних одних только гидроэлектростанций понадобилось бы всё трудоспособное население страны.

    Механизация позволяет решить очень много проблем, её возможности и сейчас ещё далеко не исчерпаны. Тем не менее, механизация имеет свой естественный предел. Работой механизмов управляет человек, а его возможности ограничены. Ограничена скорость реакции человека, поэтому нет смысла механизировать очень быстрые процессы. Машина не должна иметь слишком много приборов и рычагов управления – у человека только два глаза и две руки. Короче говоря, ¡узким местом¢ механизации является сам человек .

    А раз так, то для дальнейшего повышения производительности труда человека из производственного процесса надо исключить, т.е. возложить на машины не только функцию выполнения самой работы, но и функции управления. Технические устройства, которые позволяют это сделать, называются автоматами , а этот уровень решения

    проблемы повышения производительности труда, а значит, и системности общественного производства, получил название, соответственно, автоматизации . По сравнению с системой под названием šмашинаŸ в систему под названием šавтоматŸ дополнительно включена подсистема управления.

    Автоматы полностью освобождают человека от выполнения работы. Они могут иметь самые различные назначение и сложность (например: игровые автоматы, автоматическая телефонная связь, автоматические линии, цеха и заводы, промышленные роботы). Со временем автоматизации поддаются все более сложные процессы, в том числе и такие, которые раньше выполнялись только с использованием мыслительной деятельности. Особое место среди таких автоматов занимают компьютеры.

    Подсчитано, например , что если бы сейчас плановые, экономические и финансовые органы обрабатывали информацию на счётах и арифмометрах, то всё трудоспособное население страны должно было бы работать в бухгалтериях. И если этого нет, то только благодаря компьютеризации.

    Однако автоматизировать можно только те работы, для которых точно известно – что, как и в каком порядке нужно делать в каждом конкретном случае. Автоматы работают по определённому алгоритму, и если этот алгоритм хотя бы в одной какой-то своей части неправилен или неточен, или если при работе встречается операция, не предусмотренная алгоритмом, автомат будет либо делать не то, для чего он предназначен, либо не будет работать вообще.

    Отсюда следует, что и у автоматизации есть свой естественный предел , и обусловлен он тем, что в реальной жизни весьма часто встречаются непредвиденные ситуации, и, кроме того, многие практические действия невозможно алгоритмизировать. Особенно часто такие проблемы возникают при управлении человеческими коллективами, крупными производственными комплексами, при вмешательстве в жизнедеятельность человеческого организма, при воздействии человека на природу, т.е. при управлении сложными системами .

    Основная идея разрешения таких проблем состоит в том, чтобы использовать ту человеческую способность, которая называется интеллектом , который как раз и характеризуется способностью ориентироваться в незнакомых условиях и решать не описываемые математически задачи. На этом принципе строятся, например, автоматизи-

    рованные системы управления, в которых формализованные операции выполняют автоматы и ЭВМ, а неформализованные – человек.

    На этом уровне повышения производительности труда и системности общественного производства к системе šавтоматŸ подключена интеллектуальная составляющая, и он получил название кибернетизации . Причем на современном этапе кибернетика не ограничивается использованием только естественного человеческого интеллекта. Уже давно ведутся широкомасштабные работы по созданию т.н. šискусственного интеллектаŸ, на который возлагаются большие надежды.

    1.2. Системность мышления и познания

    Второй объективной причиной возникновения системных наук является системность человеческого мышления, а, следовательно, и познания.

    Как известно, окружающий нас мир бесконечен в своих проявлениях и свойствах. Человек же существует ограниченное время и располагает конечными материальными, энергетическими и информационными ресурсами. И, тем не менее, ему удаётся познавать мир и, как показывает практика, познавать правильно. За счёт чего?

    Дело здесь в особенностях человеческого мышления. Одна из таких особенностей состоит в том, что ему объективно присущи аналитический и синтетический образы мышления. Аналитический способ мышления позволяет человеку познавать мир постепенно, всё более углубляя знания о нём. Это проявляется в существовании различных наук, причем их дифференциация продолжается и сейчас.

    Однако получение этих глубоких, но разрозненных знаний, является лишь промежуточным этапом познания, поскольку конечной целью является познание проблемы в целом. Поэтому эти знания человек должен как-то обобщать. Для этого у человека предусмотрен обратный аналитическому образ мышления – синтетический . Результатом этого является возникновение т.н. šпограничныхŸ наук, таких как, например, биохимия, физическая химия, биотехнология и т.п. Однако šпограничныеŸ науки это лишь одна из форм приобретения синтетических знаний. Другую, более высокую форму дают науки философского направления . К числу таких наук можно отнести собственно философию, изучающую, как известно, всеобщие свойства материи, математику, тоже отражающую некоторые общие отноше-

    ния, а также такие системные науки как кибернетика, теория систем, теория организации и др.

    Таким образом, расчлененность мышления на анализ и синтез, и их взаимосвязанность являются очевидными признаками системности познания.

    Эволюция взглядов на системность мышления . Следует отметить, что в ходе исторического развития взгляды на способы познания мира не были одинаковыми.

    В древних цивилизациях (Египет, Греция, Рим) преобладало нерасчлененное знание. Мир тогдашними учеными изучался как нечто целостное. Недаром именно в то время были заложены основы философии, сформулированы основные всеобщие законы мироздания.

    Однако после того как основные мировые законы были открыты и сформулированы, ученые и мыслители стали осознавать необходимость проникновения вглубь изучаемых явлений. На этом этапе на передний план вышел аналитический способ мышления. Аналитический подход позволил достигнуть на пути глубокого познания природы, можно без преувеличения сказать, гигантских успехов. Однако одновременно с этим появилась привычка рассматривать вещи и процессы природы обособленно, была утрачена способность понимать их во взаимосвязи.

    По мере всё более глубокого проникновения в суть изучаемых различными науками явлений снова стало появляться понимание незавершенности аналитического знания, необходимости синтеза накопленных знаний в некоторое целое, неразделённое знание. Это происходит, естественно, уже на более высоком, нежели в древнем мире, уровне. Этот этап мы переживаем в настоящее время.

    1.3. Системность как всеобщее свойство материи

    Итак, мы убедились в том, что важнейшими причинами возникновения и факторами развития системных представлений являются природная системность практической деятельности человека и внутренняя системность человеческого мышления.

    Поскольку и в первом, и во втором случае речь идет о человеке, закономерно возникает вопрос: а может быть системность является свойством самого человека? Может быть, он просто выработал её для удобства изучения мира и облегчения своей деятельности в нём, а сам

    мир не только безразличен к тому, кто и как его познает, и познает ли вообще, но может и не иметь ничего общего с нашими представлениями о нём? На этот извечный вопрос о познаваемости мира философы, причем независимо от взглядов, давали три различных ответа.

    Одни (Ф. Бэкон) говорили, что умственные построения совершенно произвольны и в природе ничему не соответствуют (соответствия между субъективным мышлением и объективным миром нет вообще).

    Другие (Б. Спиноза, И. Кант, Е. Дюринг), наоборот, считали, что и субъективное мышление, и объективный мир подчинены одним и тем же законам, а значит, системность является свойством природы и все умственные построения не могут быть ничем иным, как отражением природных явлений (соответствие между субъективным мышлением и объективным миром однозначное).

    Третьи (Ф. Энгельс) отмечают, что мышление обладает все-таки некоторой свободой и любой мысленной конструкции не обязательно соответствует какая-то реальная система (соответствие неоднозначное). А то, насколько наши представления о мире соответствуют реальности, может быть проверено практикой.

    Эта последняя концепция представляется на сегодняшний день наиболее правильной, и ее придерживается современная наука.

    Отсюда следует, что системность – это не свойство человеческой практики или мышления, а свойство самой материи. При этом системность настолько присуща материи, что специалисты-системщики называют её даже единственной формой существования материи. При этом известные формы существования материи – пространство, время, движение – представляют собой, по их мнению, лишь частные проявления всеобщей системности мира. Современные научные данные и системные представления позволяют говорить о мире как о бесконечной иерархической системе систем, находящихся в постоянном развитии.

    1.4. Системность как объект исследования

    Как уже говорилось, осознание системности мира не было пассивным. Человек сознательно повышал, а значит, и изучал системные отношения. История развития системных представлений шла по двум направлениям. С противоположных исходных позиций приближались

    к современному пониманию системности философия и конкретные науки . Философия, как известно, изучает всеобщие свойства мироздания и проявление этих свойств в конкретных науках. Применение категорий философии к изучению конкретных систем означает выявление в общих закономерностях их функционирования особенностей этих систем. Такой метод движения от общего к частному в науке получил название ¡дедуктивного¢ . Конкретные науки в своем движении от частного к общему используют противоположный, ¡индуктивный¢ метод – от исследования реальных систем к установлению общих закономерностей и собственно системным закономерностям.

    Надо отметить, что системность всегда, осознанно или неосознанно, была методом любой науки. Любой учёный прошлого, даже не помышлявший о системах, именно с ними и имел дело. Быстрее всего системность была осознана в сфере человеческого познания. Философия, логика, математика – это области познания, в которых споры по системным проблемам уходят, что называется šв глубь вековŸ. Однако для нас особый интерес представляет системность как объект исследования в области естественных и технических наук.

    Первым в явной форме вопрос о научном подходе к управлению сложными системами поставил в 30-40-е годы ХIХ века известный французский физик Ж.-М. Ампер . При создании классификации всевозможных, в том числе и не существовавших тогда, наук он выделил специальную науку об управлении государством и назвал ее кибернетикой (от греческого слова šискусство управления кораблёмŸ). Под искусством управления он понимал общие правила поведения, которыми должно руководствоваться правительство, чтобы обеспечить бесконфликтное развитие общества.

    Эти положения существенно развил польский философ Б. Трентовский . В своей книге šОтношение философии к кибернетике как искусству управления народомŸ (1848 г.) он изложил разработанные им научные основы практической деятельности руководителя (кибернета). Главная сложность в управлении народом, говорил Трентовский, заключается в нестандартности поведения людей. Как общественные группы, так и отдельные личности имеют разные, зачастую не совпадающие, а иногда и прямо противоположные интересы, в результате чего в обществе постоянно существуют противоречия. Так вот, кибернет должен уметь, исходя из общего блага, одни противо-

  • 54.1 Умножение чисел со старших разрядов в прямом коде
  • Умножение с младших разрядов в дополнительном коде
  • Умножение со старших разрядов в дополнительном коде
  • 55.1 Методы выполнения операции деления.
  • 2 Деление двоичных чисел с фиксированной запятой
  • 2.8. Деление двоичных чисел с плавающей запятой
  • 55.2 Язык программирования php. Синтаксис. Основные операторы.
  • 56.1 Основные положения и законы алгебры логики
  • 56.2 Dhtml. JavaScript. Возможности и области применения
  • 2. Моделированиеэкспоненциальнойслучайнойвеличины
  • 1. Алгоритм реализации датчика дискретной с.В.
  • 2. Пуассоновская с.В
  • 58.1.Минимизация логической функции.
  • 59.1 Синтез комбинационных логических схем в различных базисах.
  • 59.2 Интерфейс программного обмена данными. Структура системной шины.
  • 59.3. Реляционная алгебра. Sql
  • 60.1.Основные характеристики и параметры интегральных логических элементов. Виды интегральных схем по функциональному назначению.
  • Итнернет технологии
  • 2.1 Как работают механизмы поиска
  • 60.3 Проектирование реляционной бд, функциональные зависимости, декомпозиция отношений, нормальные формы.
  • 62.1 Законы Кирхгофа и преобразование электрических цепей на их основе.
  • Габариты трансформатора
  • Достоинства трансформаторных бп
  • Недостатки трансформаторных бп
  • Достоинства импульсных бп
  • Недостатки импульсных бп
  • 68.3 Понятие и принципы построения математической модели, параметры и ограничения. Задачи математического программирования, классификация.
  • 69.1Аналого-цифровые преобразователи.
  • 70.1Цифро-аналоговые преобразователи.
  • 70.2 Логические единицы работы многозадачных операционных систем и их использование
  • Ион на полевых транзисторах
  • 72.3 Общие положения стандарта шифрования данных гост 28147-89 и режим простой замены в стандарте шифрования данных гост 28147-89.
  • 73.1 Принципы конвейерной обработки информации в эвм.
  • 73.2. Способы адресации и их использование в ассемблерных программах.
  • 2. Непосредственная адресация
  • 73.3 Понятие политики безопасности: общие положения, аксиомы защищённых систем, понятия доступа и монитора безопасности.
  • 1 Человек-пользователь воспринимает объекты и получает информацию о состоянии ас через те субъекты, которыми он управляет и которые отображают информацию.
  • 2 Угрозы компонентам ас исходят от субъекта, как активного компонента, изменяющего состояние объектов в ас.
  • 3 Субъекты могут влиять друг на друга через изменяемые ими объекты, связанные с другими субъектами, порождая субъекты, представляющие угрозу для безопасности информации или работоспособности системы.
  • 74.1Организация памяти эвм. Горизонтальное и вертикальное разбиение. Расслоение обращений. Организация памяти эвм. Горизонтальное и вертикальное разбиение памяти. Расслоение обращений.
  • 74.2 Сравнение программных возможностей современных операционных систем (Windows, Unix).
  • По удобству использования и наличию особых режимов
  • Вопрос 1
  • Вопрос 2
  • Понятие энтропии Энтропия как мера неопределенности
  • Свойства энтропии
  • 75.1 Подходы к организации эвм. Эвм, управляемые данными. Эвм, управляемые запросами.
  • Методика построения помехоустойчивых кодов. Информационный предел избыточности
  • 1.1. Принципы помехоустойчивого кодирования
  • 761 Организация ввода-вывода информации в эвм. Программный обмен, обмен через прерывания, режим прямого доступа к памяти.
  • Организация ввода/вывода информации в эвм. Программный обмен, обмен через прерывания, режим прямого доступа к памяти.
  • Глава II
  • 11.1. Проблемы организации систем ввода-вывода
  • 11.2. Прямой доступ к памяти
  • 9.16. Принципы организации системы прерывания программ.
  • 76.2 Динамические структуры данных. Основные виды, способы построения.
  • 76.3 Системный анализ, определение и этапы. Сущность системного подхода и его применение при проектировании асоиу.
  • 2 Системный анализ. Определение и этапы.
  • 77.1 История развития и современное состояние в области микропроцессорных систем.
  • 77.2 Стандартные и структурированные типы данных.
  • 77.3 Математическое описание объектов управления. Цель и задача управления. Принцип отрицательной обратной связи.
  • 2.1. Математические методы построения оптимальных и адаптивных систем управления
  • 2.1.1. Математическое описание объектов управления
  • 2.1.2. Цель и задача управления
  • 2.1.3. Задача оптимального управления и критерии качества
  • 78.1 (Он же 80.1) Организация микроЭвм на базе микропрограммируемого микропроцессорного комплекта, типовые циклы функционирования.
  • 78.2 Жизненный цикл программных средств. Этапы разработки программного обеспечения.
  • Программное обеспечение
  • Прог. Комплекс Документы
  • 78. 3 Критерий качества. Методы решения задач оптимального управления
  • 79.2 Нисходящее проектирование алгоритмов на примере моделирования арифметических операций сложения, вычитания, с плавающей запятой.
  • 79.3 Понятия управляемости, достижимости и наблюдаемости динамических систем.
  • 80.1 Организация микроЭвм на базе микропрограммируемого микропроцессорного комплекта, типовые циклы функционирования.
  • 80.2 Восходящий метод проектирования алгоритмов и программ. Спроектировать схему универсального алгоритма перевода чисел из любой системы счисления в любую другую.
  • 80.3 Методология структурного проектирования sadt.
  • 76.3 Системный анализ, определение и этапы. Сущность системного подхода и его применение при проектировании асоиу.

    2 Системный анализ. Определение и этапы.

    Под системным анализом понимают всестороннее, систематизированное, то есть построенное на основе определенного набора правил, изучение сложного объекта в целом, вместе со всей совокупностью его сложных внешних и внутренних связей, проводимое для выяснения возможностей улучшения функционирования этого объекта.

    Системный анализ включает в себя 4 этапа:

    Первый этап: Постановка задачи.

    Следует выяснить само назначение проводимого исследования. Важно определить, что послужило причиной, вызвавшей решение о начале данного исследования: недовольство, неудовлетворенность существующей системой и т.д.

    Второй этап: Структуризация системы.

    Надо локализовать границы системы и определить ее внешнюю среду. Структуризация самой системы заключается в разбиении ее на подсистемы. Завершается этап структуризации определением всех существующих связей между нею и системами, выделенными во внешней среде. Тем самым для каждой из выделенных в процессе структуризации систем определяют ее входы и выходы.

    Третий этап: Построение модели.

    Модель - это приближенное, упрощенное представление процесса или объекта. Модели значительно облегчают понимание системы, позволяют проводить исследования в абстрактном плане, прогнозировать поведение системы в интересующих нас условиях, упрощать задачи, анализировать и синтезировать совершенно различные системы одними методами.

    Важные факторы должны быть отражены в модели с наибольшей полнотой и детализацией, их характеристики в модели должны совпадать с реальными с точностью, определяемой требованиями данного исследования, остальные, не существенные факторы могут быть либо отражены с меньшей точностью, либо вовсе отсутствовать.

    Существуют различные классификации видов моделей:

      статические;

      динамические;

      описательные (неформализованные);

      графические;

      масштабные;

      аналоговые;

      математические.

    Четвертый этап: Исследование модели.

    Основным назначением этого этапа является выяснение поведения моделируемого объекта или процесса в различных условиях, при различных состояниях внешней среды и самого объекта. Для этого варьируют параметры модели, характеризующие состояние объекта. Полученные результаты позволяют прогнозировать поведение исследуемого объекта в соответствующих условиях.

    Понятие и суть системного анализа

    Системный анализ – это методология решения крупных проблем с помощью теории систем.

    Системный анализ отличается от других методов следующим:

      ненаблюдаемостью объекта управления;

      постановка проблемы осуществляется в процессе решения задачи;

      выполняется количественный анализ альтернатив;

      проводится конструирование системы, решающей проблему.

    В системном анализе различают две системы

    • систему, решающую проблему.

    Проблема рассматривается как ситуация различия между необходимым желаемым и существую­щим выходами объекта.

    Задачи системного анализа –структуризовать систему и привести ее решение к методу математического моделирования.

    Система, решающая проблему, представляет единство трёх понятий:

    • наблюдатель;

      объект (это система–1).

    Под системным анализом будем понимать реализацию следующих этапов исследования сложной системы:

      Построение общих принципов поведения сложной системы;

      Формирование совокупности методов анализа;

      Решение проблемы сложности и неопределённости;

      Определение предельных характеристик системы;

      Автоматизация исследований.

    Алгоритм системного анализа включает в себя 3 макроэлемента:

      Постановка проблемы :

        Постановка задачи;

        Определение объекта исследования;

        Формирование целей;

        Задание критериев и ограничений;

      Разделение системы и внешней среды :

    2.1. Определение границ исследования системы;

        Первичная структуризация системы;

        Подразделение общей системы на систему и внешнюю среду;

        Выделение составных частей среды;

        Декомпозиция внешних воздействий на элементарные воздействия;

      Разработка математической модели :

      1. Формальное описание

        Параметризация модели

        Установление зависимости между параметрами

        Декомпозиция модели на составные части

        Уточнение первичной структуры

        Исследование модели

    СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

    http://ru.wikipedia.org/wiki/Системный_подход

    Системный подход - направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы.

    Говоря о системном подходе, можно говорить о некотором способе организации наших действий, таком, который охватывает любой род деятельности, выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования. При этом системный подход является не столько методом решения задач, сколько методом постановки задач. Как говорится, «Правильно заданный вопрос - половина ответа». Это качественно более высокий, нежели просто предметный, способ познания.

    Основные принципы системного подхода (системного анализа):

    Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.

    Иерархичность строения, т.е. наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня - элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.

    Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.

    Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.

    Основные определения системного подхода

    Система- совокупность элементов и связей между ними. Структура - устойчивая картина взаимоотношений между элементами (картина связей и их стабильностей). Процесс - динамическое изменение системы во времени. Функция - процесс, происходящий внутри системы и имеющий определённый результат. Состояние - положение системы относительно других её положений.

    Основные допущения системного подхода

      В мире существуют системы

      Системное описание истинно

      Системы взаимодействуют друг с другом, а, следовательно, всё в этом мире взаимосвязано

    Аспекты системного подхода

    Системный подход - это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Это наиболее сложный подход. Системный подход представляет собой форму приложения теории познания и диалектики к исследованию процессов, происходящих в природе, обществе, мышлении. Его сущность состоит в реализации требований общей теории систем, согласно которой каждый объект в процессе его исследования должен рассматриваться как большая и сложная система и, одновременно, как элемент более общей системы.

    Развернутое определение системного подхода включает также обязательность изучения и практического использования следующих восьми его аспектов:

      системно-элементного или системно-комплексного, состоящего в выявлении элементов, составляющих данную систему. Во всех социальных системах можно обнаружить вещные компоненты (средства производства и предметы потребления), процессы (экономические, социальные, политические, духовные и т.д.) и идеи, научно-осознанные интересы людей и их общностей;

      системно-структурного, заключающегося в выяснении внутренних связей и зависимостей между элементами данной системы и позволяющего получить представление о внутренней организации (строении) исследуемого объекта;

      системно-функционального, предполагающего выявление функций, для выполнения которых созданы и существуют соответствующие объекты;

      системно-целевого, означающего необходимость научного определения целей исследования, их взаимной увязки между собой;

      системно-ресурсного, заключающегося в тщательном выявлении ресурсов, требующихся для решения той или иной проблемы;

      системно-интеграционного, состоящего в определении совокупности качественных свойств системы, обеспечивающих ее целостность и особенность;

      системно-коммуникационного, означающего необходимость выявления внешних связей данного объекта с другими, то есть, его связей с окружающей средой;

      системно-исторического, позволяющего выяснить условия во времени возникновения исследуемого объекта, пройденные им этапы, современное состояние, а также возможные перспективы развития.

    Практически все современные науки построены по системному принципу.

    http://filosof.historic.ru/enc/item/f00/s10/a001030.shtml

    Системный подход - методологическое направление в науке, осн. задача к-рого состоит в разработке методов исследования и конструирования сложноорганизованных объектов - систем разных типов и классов. С. п. представляет собой спредер ленный этап в развитии методов познания, методов исследовательской и конструкторской деятельности, способов описания и объяснения природы анализируемых или искусственно создаваемых объектов. Исторически С. п. приходит на смену широко распространенным в 17-19 вв. кок* цепциям механицизма и по своим задачам противостоит этим концепциям. Наиболее широкое применение методы С. п. находят при исследовании сложных развивающихся объектов - мшмгоуровневых, иерархических, как правило, самоорганизующихся биологических, психологических, социалыных и т. д. систем, больших техничегских систем, систем «человек-машина» и т. д. Теоретической базой для разработки таких методов является диалектико-материалистический принцип системности. Маркс и Ленин дали глубокий анализ сложнейшего развив Бающегося объекта - системы экономических отношений капиталистиче-; ского об-ва - и изложили ряд принципов методологии системного исследования. К числу важнейших задач С. п. относятся: 1) разработка средств представления исследуемых и конструируемых объектов как систем; 2) построение обобщенных моделей систеэ мы, моделей разных классов и специфических свойств систем; 3) исследование структуры теорий систем и различных системных концепций и разработок. В системном исследова-. нии анализируемый объект рассматривается как определенное множество элементов, взаимосвязь к-рых обусловливает целостные свойства этого множества. Осн. акцент делается на выявлении многообразия связей и отношений, имеющих место как внутри исследуемого объекта, так и в его взаимоотношениях о внешним окружением, средой. Свойства объекта как целостной системы определяются не только и не столько суммированием свойств его отдельных элементов, сколько свойствами его структуры, особыми системообразующими, инте-; гративными связями рассматриваемого объекта. Для понимания поведения систем, прежде всего целенаправленного, необходимо выявить реализуемые данной системой процессы управления - формы передачи информации от одних подсистем к др. и способы воздействия одних частей системы на др., координацию низших уровней системы со стороны элементов ее высшего уровня, управления, влияние на последние всех остальных подсистем. Существенное значение в С. п. придается выявлению вероятностного характера поведения исследуемых объектов. Важной особенностью С. п. является то, что не только объект, но и сам процесс исследования выступает как сложная система, задача к-рой, в частности, состоит в соединении в единое целое различных моделей объекта. Системные объекты, наконец, как правило, не безразличны к процессу их исследования и во мн. случаях могут оказывать существенное воздействие на него. В условиях развертывания научно-технической революции происходит дальнейшее уточнение содержания С. п. - детальное раскрытие его философских оснований, разработка логических и методе^ логических принципов, дальнейший прогресс в построении общей теории систем. С. п. является теоретической и методологической основой системного анализа.

    Публикации по теме