Тактика ненасильственного сопротивления махатмы ганди

Гражданское сопротивление и этика ненасилия

Гражданское сопротивление является одной из форм политического соперничества. Этика ненасилия является совокупностью принципов, которые запрещают применение насилия. Участники некоторых успешных гражданских движений сопротивления, таких, как борьба за независимость Индии и движение за гражданские права в США, проповедовали этику ненасилия. Однако само по себе использование гражданского сопротивления не означает, что от его участников требуется неукоснительно придерживаться ненасильственных действий. На самом деле, вполне вероятно, что для большинства участников гражданского сопротивления на протяжении всей его истории этика ненасилия не была движущим мотивом. Скорее, они выбрали гражданское сопротивление потому, что для них это был единственный и наиболее эффективный способ вести борьбу.

Взгляд на власть: монолит или плюрализм Во многих обществах, превалирующим является представление о власти как о чем-то монолитном (рис. 1), в том смысле, что обычные люди якобы зависит от доброй воли, решений и поддержки правительства и других учреждений. Власть рассматривается как нечто, находящееся в руках тех нескольких человек, которые, находясь на вершине командной пирамиды, располагает наибольшими полномочиями и потенциалом для применения насилия. Монолит власти воспринимается как самовоспроизводящийся, прочный и не поддающийся изменению.

Гражданское сопротивление основано на другой предпосылке, отражающей плюралистической взгляд на власть (рис. 2), который рассматривает правительства и другие властные системы как во многом зависящие от повиновения или сотрудничества людей. С плюралистической точки зрения, власть основывается на ее легализации многими слоями общества и их участии в ней. Она находится в постоянном движении, и ее прочность всегда зависит от пополнения ее истоков, достигаемого сотрудничеством многих учреждений и людей.

Таким образом, движения гражданского сопротивления развивают свои стратегии, исходя из того, что люди, которые организовывают широкую коалицию рядовых граждан с целью воспрепятствовать действиям государства, могут нейтрализовать или обратить его вспять.

Действие и бездействие

Участники гражданского сопротивления использовали сотни различных тактик на протяжении всей его истории. Эти тактические подходы могут быть разделены на две категории. Бездействие - это тактика, при которой люди перестают делать то, что при нормальной ситуации от них ожидается или требуется. Среди примеров такой тактики - рабочие забастовки, отказ платить налоги, потребительские бойкоты. Тактика действия - это когда люди начинают делать то, что они обычно не делают или что делать запрещено. Примерами этой тактики являются протесты, массовые демонстрации, сидячие забастовки, и другие формы гражданского неповиновения. Стратегическое чередование этих двух тактических подходов затрудняет противнику поддержание статус-кво. Это также может вдохновить людей из многих слоев общества к участию в сопротивлении, так как спектр применяемых тактик может включать разнообразные акции: с высоким и низким риском, общественные и частные, совместные или децентрализованные.

Единство, планирование и ненасильственная дисциплина Три ключевых принципа успешного гражданского сопротивления - это единство, планирование и ненасильственная дисциплина. Единство достигается мобилизацией разнообразных слоев общества - которые изначально могут иметь различные жалобы - вокруг ряда достижимых целей. Планирование является стратегическим чередованием кампаний и тактик, основанном на тщательном анализе условий и возможностей для действия.

Оно также включает в себя готовность к возможным неудачам и разработке на этот случай резервных планов. Ненасильственная дисциплина предполагает стратегическую приверженность к использованию исключительно ненасильственной тактики, потому что насилие ограничивает гражданское участие, вредит легитимности движения, уменьшает международную поддержку и снижает шансы на перемену лояльности.

Едва ли. В нынешней геополитической ситуации, казалось бы, трудно спорить с тем, что насильственное восстание — более подходящий способ свергнуть диктатора, чем ненасильственное. Вооружен­ные повстанцы при поддержке НАТО положили конец 40-летнему правлению Муаммара Каддафи в Ливии. В то же самое время на востоке, в Сирии, Башар Ассад безнаказанно уничтожил около 2200 участников по большей части ненасильственного сопротивления многолетнему правлению его семьи. И тем не менее сирийская тактика парадоксальным образом оказывается более успешной, чем ливийская. Как показывает практика, с 1900 по 2006 год ненасильственное сопротивление диктатуре или колониальному режиму (военная оккупация — не в счет) приводило к успеху в два раза чаще, чем насильственное. Достаточно вспомнить совсем недавнее прошлое: еще до «арабской весны» ненасильственные кампании в Сер­бии (2000 год), на Мадагаскаре (2002 год), Украине (2004 год), в Ливане (2005 год) и Непале (2006 год) привели к падению тамошних режимов.

Причина в том, что ненасильственное сопротивление обычно привлекает гораздо более широкую и разнообразную аудиторию. Прежде всего потому, что порог вхождения гораздо ниже: потенциальным участникам нужно преодолеть страх, но не моральные терзания, связанные с насилием. Гражданское сопротивление предлагает целый ряд не очень рискованных тактик — бойкоты, стачки, забастовки (в том числе итальянские, когда работники начинают строго следовать всем служебным инструкциям), массовые миграции (из стратегически важных и обычно густонаселенных районов), которые позволяют людям принимать участие в протестах, не идя на огромные личные жертвы. Мирное восстание в Египте соединило мужчин и женщин, детей и стариков, студентов и рабочих, исламистов и христиан, богатых и бедных — ничего подобного в последние десятилетия страна не знала.

Нима Эль-Сайед, 26 лет; Сама Лофти, 2 года; Яссин Лофти, 6 месяцев. Дети и вдова одного из протестующих, убитого во время волнений в Египте.

Ненасильственное сопротивление и пацифизм — это одно и то же

Вовсе нет. Когда люди слышат слово «ненасильственное», они часто думают о мирном, или пассивном сопротивлении. Некоторым в голову приходят пацифистские группы, вроде бирманских монахов-буддистов, которые предпочитают смерть самообороне. Таким образом, ненасильственное, или гражданское сопротивление связывается с доктриной ненасилия, или пацифизма — философских течений, которые на моральных основаниях отрицают применение силы как таковое. Однако очень немногих участников гражданского протеста той же «арабской весны» можно назвать пацифистами. Скорее это были обычные люди, которые выступали против невыносимых условий жизни, отказываясь подчиняться властям, а такой метод борьбы доступен каждому, и неважно, пацифист ты или нет. Даже икона пацифизма Махатма Ганди был большим стратегом: он признавал, что ненасилие сработает вовсе не потому, что оно высоконравственно, а потому, что массовое неповиновение и отказ от сотрудничества с властями в итоге заставит англичан уйти из Индии. «Мы должны терпеливо переносить насилие, — говорил он. — По самому устройству человеческой природы, если мы не будем обращать внимание на злобу и насилие, человеку, от которого они исходят, быстро надоест, и он прекратит».

Ведущие интернет-активисты Египта, освещавшие протесты на каирской площади Тахрир, которые привели к отставке президента Египта Хосни Мубарака (слева направо): Махнут Салим, 29 лет, более известен как Sandmonkey («песчаная мартышка», уничижительное прозвище выходцев из Северной Африки). Во время волнений был задержан и избит. Мона Сейф, 25 лет, дочь известного адвоката и правозащитника Ахмеда Сейфа. В своем блоге подробно описывала события на Тахрире. Гиги Ибрагим, 24 года, журналист и популярный блогер. Хоссам Эль-Хамалави, 33 года, правозащитник, блогер и журналист.

Ненасильственное сопротивление в одних культурах работает лучше, чем в других

Неправда. Ненасильственные движения появлялись и добивались успеха по всему миру. Ближний Восток, который со стороны часто воспринимается как безнадежный бурлящий котел насилия, может похвастать большими достижениями в этой сфере — причем до всякой «арабской весны». Иранская революция, в ходе которой диктатора шаха Мохаммеда Резу Пехлеви сменил у власти аятолла Рухолла Мусави Хомейни, была по сути своей ненасильственным восстанием более двух миллионов человек. Палестинцы больше всего продвинулись по пути самоопределения и достижения мира с Израилем, когда они практиковали массовое гражданское неповиновение — устраивали демонстрации, забастовки, бойкоты, которые составляли главный смысл первой интифады 1987−1992 годов. Именно тогда Израиль начал переговоры с палестинскими лидерами, были заключены соглашения в Осло, и значительная часть мирового сообщества убедилась в том, что Палестина имеет право на самоуправление. Свои примеры есть и в Западном полушарии: мирные восстания в Венесуэле, Чили, Аргентине и Бразилии свергали военные хунты, приводя им на смену демократически избранных президентов. Спектр азиатских стран тоже очень широк: Индия, Мальдивы, Таиланд, Непал, Пакистан. Нена­сильственное движение против апартеида в ЮАР в корне изменило политический, социальный и экономический ландшафт страны, в то время как все попытки Африканского национального конгресса (старейшая африканская партия ЮАР. — Esquire) устроить насильственную революцию, по большому счету, провалились. Самые знаковые примеры ненасильственного сопротивления принадлежат Европе: бархатные революции в странах соцлагеря, антинацистское движение в Дании во время Второй мировой.

«Мы все Халиды Саиды» Лайда Саид — мать 28-летнего Халида Саида, жестокое убийство которого, совершенное полицейскими 6 июня 2010 года, стало поводом к массовым волнениям и протестам на площади Тахрир. Ваиль Гоним — директор по маркетингу компании Google на Ближнем Востоке — стал первым, кто распространил фотографию погибшего и создал на Фейсбуке мемориальную страницу, названную «Мы все Халиды Саиды».

Ненасильственные движения добива­ются успеха убеждением

Не всегда. Моральное превосходство — необходимое, но не достаточное условие. Чтобы сбросить диктатора, движение должно быть по‑настоящему подрывным, причем стратегически. Ненасильствен­ное сопротивление далеко не всегда достигает своих целей путем переубеждения оппонентов и обращения их в свою веру. Оно добивается успеха, когда основные источники власти — бюрократия, эко­но­мическая элита и, разумеется, силовики — отказываются подчиняться режиму. В этом смысле ненасильственное сопротивление мало чем отличается от войны, главное — найти слабые стороны противника.

Возьмем недавние события в Египте. В первые дни восстания армия и силы безопасности жестко подавляли протесты. Но демонстранты были к этому готовы: активисты, вдохновленные недавними примерами ненасильственных революций, распространяли инструкции, как вести себя во время разгона митингов, и старались ставить в первые ряды женщин, детей и стариков. На улицах появились плакаты, которые призывали солдат примкнуть к протестующим и настоятельно не рекомендовали использование силовых мер. Лидеры восстания также внимательно следили, чтобы любой акт агрессии со стороны властей тщательно фиксировался на видео и становился достоянием общественности.

В конце концов египетская армия отказалась подавлять протесты, и режим Хосни Мубарака лишился своего главного источника власти. И в этом заключается еще одно преимущество мирных протестантов перед маленькими группами вооруженных мятежников: последним гораздо труднее переманить на свою сторону силовиков. Угроза насилия обычно объединяет силы безопасности в стремлении защитить режим и, соответственно, себя (именно поэтому власти Сирии настаивают на том, что противостоят вооруженным группам, а не мирным жителям).

Профсоюзные лидеры Они помогли организовать противостояние армии и полиции (слева направо): Камаль Аббас, 57 лет, глава Центра профсоюзов и трудовой взаимопомощи; Камаль Аби Эйта, 58 лет, глава Профсоюза налоговых служб сектора недвижимости; Халид Али, 40 лет, основатель Центра защиты экономических и социальных прав, известный выигранными делами против правительства Мубарака: занижение МРОТ и нелегальная продажа госсобственности.

Ненасильственное сопротивление работает только против слабых или слабовольных режимов

Неправда. Ненасильственные кампании приводили к падению многих кровавых диктаторов, находившихся на пике своей власти. Собственно, подавляющее большинство самых значимых мирных восстаний XX века были направлены против таких людей, как генерал Мухаммед Зия-уль-Хак — в Паки­стане, Слобо­дан Милошевич — в Сербии, Аугус­то Пиночет — в Чили, Сухарто — в Индо­незии, а также многочисленных колониальных режимов, которые крепко вроде бы держались за свои колонии. Знамени­тая демонстрация на Розенштрассе (27 февраля 1943 года на улицы Берлина вышли этнические немцы, родные и близкие 8000 евреев, которых собирались отправить в концлагеря, в результате 2000 человек были освобождены. — Esquire) показала слабость нацистов перед лицом ненасильственного протеста. Немец­кие женщины, вышедшие против эсэсовцев, одержали маленькую победу над одним из самых кровавых режимов в истории человечества, и эта победа была бы невозможна, если бы они взялись за оружие.

Почти все значимые ненасильственные кампании XX и XXI веков сталкивались с массовым и насильственным подавлением. Например, в Чили при Пиночете оппозиционеров пытали и похищали. В такой ситуации участие в заметных широкомасштабных протестах было весьма рискованным, поэтому с 1983 года противники режима выражали свои чувства довольно незамысловатыми способами: стучали кастрюлями и сковородками, ходили по улицам, напевая песни о скором крушении диктатуры. Диктатора они приводили в такую ярость, что в какой-то момент он даже запретил публичное пение. Но эти отчаянные шаги показывали его слабость, а не силу. В итоге Пиночет сломался и в 1988 году согласился провести референдум о том, нужно ли ему еще восемь лет оставаться президентом. Лидеры оппозиции воспользовались этой возможностью и организовали серию прямых ненасильственных акций, которые были направлены на пропаганду ответа «нет», честный подсчет голосов и ответственность Пиночета за итоги голосования. Когда стало очевидно, что диктатор проиграл, военные приняли сторону чилийского народа, и Пиночет ушел.

Youtube-активист Сарра Абдель Рахман, 23 года, популярный блогер, чей канал sarrahsworld на YouTube стал популярным после серии репортажей о происходящем на площади Тахрир. В настоящее время у канала Сарры, получившего подзаголовок Walla Eih («не какая-нибудь»), более 2500 постоянных подписчиков, а сама Сарра заявляет о том, что мечтает о карьере тележурналиста и продюсера.

Иногда у повстанцев нет иного выбора, кроме как взяться за оружие

Неправда. Сейчас это уже почти позабылось, но гражданская война в Ливии началась с ненасильственных протестов в Бенгази 15 февраля. Демонстрации разгоняли одну за другой, и к 19 февраля оппозиция взялась-таки за оружие, убивая и захватывая сотни наемников и сторонников Муаммара Каддафи. В своей скандальной речи 22 февраля Каддафи заявил, что «мирный протест — это одно, а вооруженное восстание — совсем другое», и обещал пройти «от дома к дому» в поисках «крыс» — мятежников. Мало кто согласился бы участвовать в безоружном сопротивлении после подобных угроз, и то, что началось как мирное движение, неизбежно превратилось в насильственное восстание. В итоге его ждал успех, но какой ценой! Точных данных пока нет, но по крайней мере 13 тысяч человек в ливийской гражданской войне погибли.

Могло ли все сложиться иначе? Задним умом, конечно, все крепки, но если бы ливийские повстанцы действительно могли оглянуться, им стоило бы отметить несколько собственных ошибок. Во‑первых, протестное движение в Ливии поднялось более или менее спонтанно — в отличие от замечательно спланированной и скоординированной египетской кампании. Во‑вторых, ненасильственное движение было зациклено на одной тактике — протестах, а в этом случае оно становится очень предсказуемой и легкой добычей для режима. Успешные движения совмещают митинги и демонстрации с хорошо рассчитанными забастовками, стачками и прочими методами борьбы, которые вынуждают режим распылять силы. Так, во время иранской революции забастовка нефтяников поставила на грань коллапса экономику страны. Шахские силы безопасности в прямом смысле тащили рабочих на буровые, но те просто работали вполсилы, готовясь к следующей стачке. Репрессии такого рода, когда необходимо резко заставить большие массы людей работать, неприемлемы в первую очередь для самого режима, поскольку требуют координации огромного количества ресурсов и усилий.

Борец за права меньшинств Боссам Бахгат, 31 год. Руководитель Египетского общества персональных прав (EIRP), основанного им в 2002 году. Главные цели, которые ставит перед собой эта организация: отстаивание прав заключенных, различных меньшинств — этнических и религиозных (копты и бахаи), сексуальных, — а также попытки противостоять систематическим пыткам, применяемым в судебной системе Египта, и отмена смертной казни.

Опыт показывает, что насильственные меры, которые применял к мирным протестантам Каддафи, в долгосрочной перспективе зачастую оказываются разрушительными для режима. Кроме того, мгновенный переход повстанцев к насильственному сопротивлению, который спровоцировал жесткие ответные действия Каддафи, одновременно сузил протестную аудиторию, исключив из нее людей, которые в принципе были готовы выйти на мирные уличные демонстрации, но не готовы ввязываться в драку. Пока в ливийские дела не вмешалось НАТО, самых больших успехов оппозиция добивалась именно ненасильственным сопротивлением: массовые протесты, дезертирство в высших эшелонах власти, почти бескровный захват Бенгази. Но как только в ответ на репрессии Каддафи повстанцы взялись за оружие, без помощи НАТО они уже обойтись не могли.

Или возьмите Сирию, где решение, использовать силу или нет, кажется не менее тяжелым. В августе, после многих месяцев мирных демонстраций, Башар Ассад начал полномасштабную войсковую операцию и разбомбил Хаму и другие оплоты оппозиции. Казалось бы, время хвататься за автомат, так?

Но даже в таких случаях у ненасильственных движений есть выход. Они могут ответить на насилие режима сменой своей тактики. Собственно, сирийские оппозиционеры вполне успешно этим занимались, организуя флешмобы и ночные протесты, подавить которые относительно трудно. Дневные манифестации теперь планируются более тщательно: различные пути отхода, зеркала, чтобы слепить снайперов. Сирийским активистам пока удается избегать насилия — и это принципиально важное решение, которое не только позволяет им сохранять поддержку широких народных масс, но и вносит некоторую сумятицу в ряды силовых ведомств. Власти страны выгнали из мятежных городов всех журналистов и отключили электричество, но мятежники заряжают свои ноутбуки от автомобильных аккумуляторов и делают фальшивые удостоверения, которые позволяют им ближе подбираться к военным, документировать нарушения прав человека и распространять информацию в интернете.

Ненасильственное сопротивление, по сути, является формой асимметричной войны. Диктаторы, ясное дело, используют в ней свои очевидные преимущества в применении грубой силы. И оппозиции нужно бороться с ними, также используя свои самые сильные стороны — силу народную, непредсказуемость, способность адаптироваться и творчески подходить к ситуации.

Музыкальный активист Рами Эссам, 23 года. Певец, композитор и гитарист, прославившийся как «Певец с Площади». Задержанный и избитый сторонниками Мубарака, вскоре после освобождения Эссам записал альбом, который назвал «Площадь». В сентябре 2011 года журнал Time Out включил его песню «Ирхал» в список самых воодушевляющих протестных песен в истории музыки (первое место заняла песня Fight the Power группы Public Enemy).

Ненасильственные восстания приводят к демократии

Необязательно. Существует традиционная взаимосвязь между ненасильственными восстаниями и последующей демократизацией. И это вполне закономерно: высокий уровень политической вовлеченности и гражданского сознания — факторы, которые делают ненасильственное сопротивление возможным, — приводит к повышению уровня демократизации общества. Но из этого эмпирического правила есть целый ряд важных исключений. Иранская революция — одно из самых масштабных ненасильственных движений в истории человечества — привела к появлению теократического и авторитарного режима. Филиппины прошли через целый ряд мирных восстаний, но продолжают бороться с коррупцией и диктаторскими поползновениями. После «оранжевой революции» на Украине, казалось, началась эпоха политической либерализации, но последующие события свидетельствуют о том, что страна поворачивает вспять.

Впрочем, если бы во всех этих случаях сопротивление было насильственным, вряд ли исход был бы более благоприятным. В большинстве стран, которые пережили кровавые революции, новые режимы были ничуть не менее, а зачастую и более жестокими, чем старые: гражданская война в Афгани­стане, революции в России, Фран­ции и на Кубе свидетельствуют об этом вполне красноречиво. Как сказала Аун Сан Су Чжи, лидер бирманского демократического движения и лауреат Нобелевской премии мира, «тех, кто добился власти, трудно убедить в мудрости мирных перемен».

Подводя итог, можно сказать следующее: ненасильственное сопротивление не гарантирует демократии, но оно по крайней мере гарантирует меньшее из возможных зол. Сама природа борьбы за власть зачастую свидетельствует о том, как страна будет развиваться в дальнейшем. И мало кому захочется жить в государстве, где единственный источник и средство поддержания власти — это сила.

By Erica Сhenoweth. Reproduced with permission from Foreign Policy . 2011 Washingtonpost. Newsweek Interactive LLC. 2011 Platon for Human Rights Watch.

Махатма Ганди (Mohandas Karamchand Gandhi) не нуждается в представлении. Все мы знаем человека, который привел жителей Индии к независимости в 1947 году. На протяжении всей истории люди боролись против своих угнетателей и почти всегда это означало обращение «к топору». Однако в 20 веке Мохандас Карамчанда Ганди предложил другой путь борьбы за свободу и достоинство - ненасильственное сопротивление - Сатьяграха.

Эта стратегия была обоснована не прагматическими соображениями (бесперспективность вооруженного противостояния колониальной армии), а проистекала из религиозно-нравственных убеждений великого индуса. Основная идея - в стремлении воздействовать на благоразумие и советь противника через:
1) отказ от насилия (ахимса);
2) готовность переносить боль и страдания.

В соответствии с теорией Ганди, насилие рано или поздно приводит к увеличению насилия, ненасилие же прерывает спираль зла и делает возможным превратить врага в единомышленника. Ганди рассматривает сатьяграху не как оружие слабых, а напротив, как оружие сильнейших духом.

Сатьягра́ха —в Индии в период английского колониального господства тактика ненасильственной борьбы за независимость в двух формах: не сотрудничества и гражданского неповиновения.

Целью сатьяграхи является превращение соперника в союзника и друга — считается, что обращение к совести эффективнее, чем угрозы и насилие.

Ганди предложил народу Индии принципиально новый путь возрождения страны (не вооружённое восстание и не путь петиций колонизаторам). Ганди предложил «третий путь» — путь Ахимсы, ненасилия. Ахимса означает внутренне решение человека, в основе которого признание высшими ценностями жизнь и любовь к человеку и всему живому. В мире идёт не борьба между хорошими и плохими людьми, а борьба между Жизнью и Смертью, Добром и Злом в душе каждого человека. Каждый способен отказать Злу в своей поддержке, и Зло бессильно против этого решения. Одновременно отказ от участия в делах зла приводит человека на Путь Строительства нового мира — Мира Добра.

Акция началась 1 августа 1920 г. Движение развёртывалось как массовое нарушение запретов властных органов. Английские ткани торжественно сжигались на площадях. Магазины, которые продолжали торговать английскими товарами, пикетировались. Чиновники-индийцы подавали заявления об отставке. Отряды «волонтёров» пытались без применения силы пройти туда, куда их не пускала полиция, избивая и арестовывая. Тюрьмы были переполнены, но движение не прекращалось.

По призыву Махатмы Ганди вся страна переходит на самообеспечение, отказываясь покупать английские товары, в том числе и дорогие ткани. Махатма сам садится за прялку и делает себе одежду и обувь. Индийцы не нарушают законов, они просто не сотрудничают с властью. Они покупают только индийские товары (пусть те хуже по качеству!), сжигают английские ткани, которые когда-то купили.

Для целой нации это стало духовным прорывом, внутренним открытием. Оказывается, их политическая и экономическая зависимость от Англии — результат их сотрудничества с колонизаторами! Сначала англичане осыпают Ганди насмешками, но вскоре начинают испытывать шок — их не замечают, их традиции не почитают, их торговые компании несут колоссальные убытки. Доходит до того, что индийцы не замечают наследного принца Уэльского, который приезжает в Индию. Улицы городов вымирают, когда там показывается высокий гость, воплощение священной королевской власти.

На пике выступления кампанию ненасильственного сопротивления остановил сам Махатма. 4 февраля 1922 г. в деревне Чаури-Чаура участники мирного митинга, проводившегося в рамках кампании не сотрудничества, были обстреляны полицией. Возмущённая толпа заперла полицейских в здании и сожгла их. Погиб 21 полицейский вместе с офицером. Ганди расценил этот инцидент как показатель того, что массы не созрели для ненасильственных действий, и настоял на немедленном прекращении борьбы, вопреки мнению большинства соратников. Несмотря на это, английские власти уже 10 марта арестовали Ганди и осудили его за подстрекательство к антиправительственным действиям на 6 лет тюрьмы.

В итоге Индия добилась независимости всё же мирным путём, но только 25 лет спустя, а самого Ганди убили в 1948-м индуистские экстремисты.

С тех пор идеи Махатмы Ганди обрели миллионы сторонников по всему миру и, как говорится, не только живут, но и побеждают. В статье Википедии Ненасильственное сопротивление утверждается, что с 1966 по 1999 год ненасильственное гражданское сопротивление сыграло решающую роль в 50 из 67 случаях перехода от авторитаризма к демократии.

Опыт ненасильственной борьбы за свободу и права человека внимательно изучается и обобщается, а арсенал средств мирного сопротивления непрерывно расширяется. В частности, книга Джина Шарпа перечисляет 198 методов ненасильственных действий. А ведь она была написана задолго до появления Интернета и соцсетей!

Согласно Ганди, сатьяграха — средство для практического и сознательного нарушения несправедливых законов: «Придерживаться истины, силы истины, силы любви, силы души» и далее: «Триумф истины, победа истины, победа правды силами души и любви».

Сатьяграха - это мирное восстание, непримиримая борьба без злобы и выстрелов, в которой у людей нет иного оружия, кроме собственной жизни, и которую люди ведут потому, что не могут поступить иначе.

Ганди всегда подчёркивал, что ненасилие не имеет ничего общего со слабостью и трусостью: «Человек, который столкнувшись с опасностью, ведёт себя подобно мыши, справедливо именуется трусом. Он лелеет насилие и ненависть в своём сердце, и убил бы врага, если бы не получил вреда при этом. Он чужд ненасилию». Ганди терпимо относился к человеческим слабостям, но трусость отвратительна ему именно как скрытое насилие.

Для Ганди ненасилие - это борьба за Человека! Можно спорить об эффективности Сатьяграхи. Однако Англия (!) добровольно «ушла» из Индии, оставив свои колониальные притязания.

Пассивное сопротивление

Сатьяграха ограничила понятие «пассивное сопротивление», которое Ганди считал оружием слабых. Пассивное сопротивление избегало насилия только из-за недостатка оружия, но в принципе не отказывалось от применения насилия.

Гражданское неповиновение

Гражданское неповиновение подразумевает сознательное нарушение противоречащих морали законов, в особенности отказ платить налоги. Ненасильственным способом вызывается наказание (арест, заключение в тюрьму) за нарушение несправедливого закона и затем терпеливо переносится. При нарушении законов следует проявлять полнейшую вежливость и дружелюбие по отношению к защитникам правопорядка, пытаться ни в коей мере их не провоцировать.

Несотрудничество

Означает отказ от всяких соглашений и контактов с несправедливой правящей системой. Делает ненужным «Гражданское неповиновение» в описанном выше смысле, поэтому является более безопасным способом борьбы для простых людей.

Несотрудничество осуществляется не с самими противниками, а с их недостойными действиями. Сторонники сатьяграхи могут сотрудничать с правительственными чиновниками там, где они видят возможность позитивного развития, так как они не испытывают ненависти к представителям власти. Напротив, они настроены дружелюбно к своим противникам. Через сотрудничество с ними в том, что не является недостойным, сторонники сатьяграхи стремятся убедить противника отказаться от плохих, недостойных поступков. Борец сатьяграхи обладает неограниченной способностью переносить страдания без желания отомстить за них.

Формы несотрудничества, которые Ганди, однако, советовал применять с осторожностью, так как они могли вызвать гнев и репрессии со стороны правительства:

*отказ от титулов, званий и наград, присвоенных правительством;
*выход с государственной службы;
*выход из полиции и армии;
*бойкот судов, школ и административных учреждений с одновременным созданием альтернативных структур для поддержания функционирования общественной жизни;
*отказ от приобретения и использования английских товаров, в первую очередь, текстильной продукции.

В дальнейшем, после осуществления данных условий предполагался переход к отказу от уплаты налогов населением. Последнее по своей сути стоит за рамками движения не сотрудничества. Невозможность осуществления неповиновения налоговому законодательству на ранних стадиях движения Ганди объяснял неготовностью масс. По представлениям Ганди, «настоящий» приверженец сатьяграхи должен быть если не идеальным человеком, то по крайней мере, приближаться к нему.

Обет

Дать обет, согласно Ганди, признак силы, а не слабости. По его определению, обет это: Любой ценой делать то, что должно быть сделано. Говорящий, что он сделал бы что-либо «насколько возможно», показывает тем самым по убеждениям Ганди свою слабость. Делать «насколько возможно» означает поддаться первому искушению. Нельзя придерживаться истины «насколько возможно».

В 1915 году знаменитый индийский писатель Рабиндранат Тагор впервые применил по отношению к Мохандаса Ганди титул «Махатма» — Великая Душа. Однако сам Ганди так и не принял его, считая себя недостойным.

Ганди активно вел борьбу с кастовым неравенством и старался улучшить жизнь «неприкасаемых» настолько, насколько это было возможно.

Несмотря на то, что Ганди занимал довольно высокое положение в обществе, он сам жил очень скромно, носил одеяния монаха и практиковал вегетарианство и фрукторианство.

Этот человек изменил не только себя, но и окружающий его мир, без насилия и жестокости. Мне кажется, нам сейчас очень не помешали бы уроки мудрости от такого человека. И тогда, возможно, сначала изменимся мы, а потом и наше общество. Но начинать надо с себя.

На протяжении всей свой истории люди боролись против своих угнетателей и почти всегда это означало обращение "к топору".
Однако в 20 веке человек по имени Мохандас Карамчанда Ганди предложил другой путь борьбы за свободу и достоинство - ненасильственное сопротивление ("Сатьяграха"). Эта стратегия была обоснована не прагматическими соображениями (бесперспективность вооруженного противостояния колониальной армии), а проистекала из религиозно-нравственных убеждений великого индуса. Основная идея — в стремлении воздействовать на благоразумие и советь противника через: 1) отказ от насилия (ахимса); 2) готовность переносить боль и страдания. В соответствии с теорией Ганди, насилие рано или поздно приводит к увеличению насилия, ненасилие же прерывает спираль зла и делает возможным превратить врага в единомышленника. Ганди рассматривает сатьяграху не как оружие слабых, а напротив, как оружие сильнейших духом.
Махатма Ганди с внучками в 1947 г.:

Тактика ненасильственной борьбы за освобождение Индия от английского колониального господства в двух формах: несотрудничества и гражданского неповиновения.
Акция началась 1 августа 1920 г. Движение развёртывалось как массовое нарушение запретов властных органов. Английские ткани торжественно сжигались на площадях. Магазины, которые продолжали торговать английскими товарами, пикетировались. Чиновники-индийцы подавали заявления об отставке. Отряды «волонтёров» пытались без применения силы пройти туда, куда их не пускала полиция, избивая и арестовывая. Тюрьмы были переполнены, но движение не прекращалось.
На пике выступления кампанию ненасильственного сопротивления остановил сам Махатма. 4 февраля 1922 г. в деревне Чаури-Чаура участники мирного митинга, проводившегося в рамках кампании несотрудничества, были обстреляны полицией. Возмущённая толпа заперла полицейских в здании и сожгла их. Погиб 21 полицейский вместе с офицером. Ганди расценил этот инцидент как показатель того, что массы не созрели для ненасильственных действий, и настоял на немедленном прекращении борьбы, вопреки мнению большинства соратников. Несмотря на это, английские власти уже 10 марта арестовали Ганди и осудили его за подстрекательство к антиправительственным действиям на 6 лет тюрьмы.
В итоге Индия добилась независимости всё же мирным путём, но только 25 лет спустя, а самого Ганди убили в 1948-м индуистские экстремисты.
С тех пор идеи Махатмы Ганди обрели миллионы сторонников по всему миру и, как говорится, не только живут, но и побеждают. В статье Википедии Ненасильственное сопротивление утверждается, что с 1966 по 1999 год ненасильственное гражданское сопротивление сыграло решающую роль в 50 из 67 случаях перехода от авторитаризма к демократии.
Опыт ненасильственной борьбы за свободу и права человека внимательно изучается и обобщается, а арсенал средств мирного сопротивления непрерывно расширяется. В частности, книга Джина Шарпа перечисляет "198 методов ненасильственных действий". А ведь она была написана задолго до появления Интернета и соцсетей!

Публикации по теме