Анализ стихотворения Н. А. Заболоцкого “Не позволяй душе лениться”. Анализ стихотворения Заболоцкого «Не позволяй душе лениться Вид рифмовки не позволяй душе лениться

Помогите пожалуйста ответить на вопрос по литературе: В чем заключается труд души? НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ Не позволяй душе

лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому

Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

1958 Николай Заболоцкий. Меркнут знаки Зодиака. Москва: Эксмо-Пресс, 1998.

понимаю, что задание творческое, но люди,помогите пожалуйста...сама бы написала, да времени нет, а сроки поджимают...мне ещё 3 сочинения писать.ааааа..

Заране благодарна! сочинение на тему: анализ стихотворения Заболоцкого - "Не позволяй душе лениться..." План сочинения: 1) Тема(о чём?); 2) Идейный замысел (как?); 3) Образы и символы; 4) Образ лирического героя (состояние); 5) Выразительные средства: 6) Моё восприятие стихотворения; Вот стихотворение: Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! Гони ее от дома к дому, Тащи с этапа на этап, По пустырю, по бурелому Через сугроб, через ухаб! Не разрешай ей спать в постели При свете утренней звезды, Держи лентяйку в черном теле И не снимай с нее узды! Коль дать ей вздумаешь поблажку, Освобождая от работ, Она последнюю рубашку С тебя без жалости сорвет. А ты хватай ее за плечи, Учи и мучай дотемна, Чтоб жить с тобой по-человечьи Училась заново она. Она рабыня и царица, Она работница и дочь, Она обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь!

1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку

Психологический настрой к уроку
II.Предкоммуникативная фаза

1) Скороговорка

2) Работа со словом

В чем же заключается этот смысл для Заболоцкого? (В неустанном труде души).

Как вы понимаете выражение “труд души”? (Воспитание в себе неравнодушия к страданию ближних, не примиряться с подлостью, несправедливостью, нечестностью).

Запись в тетрадь: “Не позволяй душе лениться”.
А) проблема жизненной цели

Главное – каждому необходимо постоянно работать над собой, каждый должен самосовершенствоваться, не останавливаться на достигнутом, нельзя расслабляться, нельзя поддаваться лени. Поддавшись один раз лени, ты становишься её заложником («она последнюю рубашку…»)

Б)проблема освоения новых жизненных рубежей : только в труде ты растешь, развиваешься, ты постоянно что-то узнаешь новое, осваиваешь. Нельзя проводить время в бездействии. Человек достигнет цели в труде, когда сам будет трудиться не покладая рук. Жизнь – это вечное движение вперед. Если ты остановишься на достигнутом и смиришься с тем, что у тебя есть – ты окажешься в двух шагах от деградации.

4)Исследовательская работа в группах

А теперь приступим к работе в группах. У каждой группы есть задание , выполнять их вы будете вместе, обсуждая между собой. Каждая группа должна будет представить свой вариант ответа. Отвечать может один человек или несколько, все зависит от того, как вы решите представить ваш ответ. Итак, пусть ваша душа потрудится.

Задания для групп:

Группа № 1) Мастера художественного слова

Задание :

Подготовьте выразительное чтение стихотворения, пользуясь памяткой..

Группа №2) Мастера слова

Задание:

1) Объясните лексическое значение непонятных слов (должны были подготовиться дома)

Бурелом – поваленный бурею лес.

Ухаб – выбоина, яма на дороге.

Коль – если.

Узда – то, что является сдерживающей, обуздывающей силой против чего-нибудь.

Поблажка – нестрогое, излишне снисходительное отношение к кому-чему-нибудь.ъ

2) Объясните значение фразеологизмов.

«чтоб в ступе воду не толочь», «тащи с этапа на этап», « пустырь», «держи лентяйку в черном теле», «дать поблажку», сорвать «последнюю рубашку», «хватать за плечи», «жить по-человечьи».

Толочь воду в ступе – заниматься бесцельным, бесполезным занятием. (Комментарий учителя: душа человека должна постоянно обогащаться новыми впечатлениями, новыми мыслями).

Держать в чёрном теле – плохо обращаться с кем-нибудь, притеснять кого-либо. (Комментарий учителя: человек по натуре ленив. Лень свою нужно держать в чёрном теле).

Не снимать узды – держать в повиновении. (Комментарий учителя: лень, эгоизм, равнодушие, чёрствость – всё это нужно держать в повиновении).

Сорвать последнюю рубашку – разорить, довести до нищенского состояния. (Комментарий учителя: эгоизм, злоба, зависть, равнодушие уничтожают, разоряют духовный мир человека).
3)Выпишите глаголы, определите, в какой форме они употреблены и почему. Почему такое обилие глаголов?

4) Найдите в стихотворении художественно-изобразительные средства. (фразеологизмы, восклицательные предложения, повторы, олицетворение, анафора, антитеза). Какова их роль в тексте?

5) Размер стиха. Вид рифмы.

1 /2 1 /2 1 /2 1 /2 1

О|на| ра|бы|ня| и| ца|ри|ца, а

Она работница и дочь, б

Она обязана трудиться а

И день и ночь! б

Размер – ямб. Расположение рифм – перекрёстное.


5)Выступления групп
6)Коллективный анализ текста, осмысление его. Работа над проблемой урока

А)Работа с таблицей. Деление на микротемы

- Попробуем разделить стихотворение на микротемы.


п\п

Текст

Микротемы

1

Не позволяй Душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!


Лирический герой заявляет о том, что «душа обязана трудиться»

2

Гони её от дома к дому,

По пустырю, по бурелому

Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в чёрном теле

И не снимай с неё узды !


Что же для этого необходимо? Как заставить ее это делать?

3

Коль дать ей вздумаешь поблажку ,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвёт .


Что произойдет, если она обленится?

4

А ты хватай её за плечи,

Учи и мучай дотемна ,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.


Что делать, если она испытала на себе прелести лени?

5

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь !


Образы, в которые душа перевоплощается. И вновь лирический герой заявляет о том, что «душа обязана трудиться»

-Какова основная мысль стихотворного текста? «душа обязана трудиться»

-Зачем она должна трудиться?

«Чтоб воду в ступе не толочь»- бесполезное дело, оно безрезультатно, бесцельно, это значит, зря тратить время.

(«Гони», «тащи» - значит, надо заставлять себя преодолевать трудности, препятствия; «не разрешай спать», «держи в черном теле», «не снимай узды» - значит, надо держать себя в строгости, не разрешать себе расслабляться.)

- Что произойдет, если душе «дать поблажку»?

Если позволить расслабиться, оказать снисхождение, она «последнюю рубашку с тебя безжалостно сорвет», и человек потеряет себя, свою индивидуальность.)

- Может ли человек исправить это положение? Найдите ответ на этот вопрос в тексте.

-Чем интересны образы, в которые перевоплощается душа, будучи трудолюбивой или ленивой?

- Просто ли следовать этим советам? Всегда ли человек может заставить свою душу трудиться? Подумайте, как это применительно к вам .
-
Какие слова в стихотворении повторяются? (кольцевое обрамление). В чем ее функция? (подчеркнуть идею стихотворения

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь.
6)Формулирование проблемы урока

-Какова идея стихотворения? (человеческая душа должна работать, трудиться) В каких строчках она заключается?( Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь)

-Помните, перед знакомством со стихотворением Заболоцкого я задала вам вопрос: почему «нельзя позволять душе лениться»? Как бы вы сейчас ответили на него?( Душа – это целый мир. Но этот мир нужно постоянно обогащать. А для этого душа должна трудиться. Именно труд души позволяет стать тем, кем хочешь. Такими людьми держится жизнь.
-Над какой темой мы сегодня с вами трудились? Как бы вы ее сформулировали?

(Воспитание души, труд души)

Выражением жизненной установки и поэтическим завещание поэта звучат его строки. Это и наказ нам, и совет, и завет…
Свободный микрофон. Выводы

Мы начинаем убеждаться в справедливости наставлений поэта и лирического героя. Мы понимаем, что душа может быть и «рабыней», и «царицей» одновременно, а вот кем она будет - это зависит от каждого человека. Можем ли мы заставить душу трудиться? Конечно, можем. «По пустырю, по бурелому, через сугроб, через ухаб» ее провести или даже протащить, если будет сопротивляться – вот так закалится душа, так мы достигнем жизненной цели.

Н.Заболоцкий в стихотворении сказал нам о том, как важно развиваться духовно, воспитывать свою душу, приучать ее к постоянному труду. Человек с ленивой душой эгоистичен, его интересы ограничены, он слабоволен, не способен добиться успеха в жизни . Поэтому каждому из нас также необходимо свою «лентяйку» «держать в черном теле», чтобы не потерять свое человеческое обличье, чтобы не превратиться в безвольного робота, которым любой и каждый смог бы командовать. У человека только тогда будет свое лицо, когда сам будет к этому стремиться. Человеку много дано от природы, а «кому много дано, с того много и спросится»

О том, какой должна быть душа, мы еще будем с вами рассуждать

Рефлексия

-Чья душа сегодня на уроке потрудилась? А у кого ленилась? Выводы сделайте, пожалуйста, сами, как вы будете воспитывать свою душу.

Домашнее задание :

Задание №1

Написать сочинение- миниатюру на тему « Что делать, если душа сопротивляется?»

Задание №2

Выучить стихотворение наизусть (по выбору). Пользуясь сочинением-миниатюрой, объясните свой выбор.

Помогите пожалуйста ответить на вопрос по литературе: В чем заключается труд души? НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ Не позволяй душе

лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому

Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

1958 Николай Заболоцкий. Меркнут знаки Зодиака. Москва: Эксмо-Пресс, 1998.

понимаю, что задание творческое, но люди,помогите пожалуйста...сама бы написала, да времени нет, а сроки поджимают...мне ещё 3 сочинения писать.ааааа..

Заране благодарна! сочинение на тему: анализ стихотворения Заболоцкого - "Не позволяй душе лениться..." План сочинения: 1) Тема(о чём?); 2) Идейный замысел (как?); 3) Образы и символы; 4) Образ лирического героя (состояние); 5) Выразительные средства: 6) Моё восприятие стихотворения; Вот стихотворение: Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! Гони ее от дома к дому, Тащи с этапа на этап, По пустырю, по бурелому Через сугроб, через ухаб! Не разрешай ей спать в постели При свете утренней звезды, Держи лентяйку в черном теле И не снимай с нее узды! Коль дать ей вздумаешь поблажку, Освобождая от работ, Она последнюю рубашку С тебя без жалости сорвет. А ты хватай ее за плечи, Учи и мучай дотемна, Чтоб жить с тобой по-человечьи Училась заново она. Она рабыня и царица, Она работница и дочь, Она обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь!

«Не позволяй душе лениться…» Николай Заболоцкий

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться

Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.

Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Анализ стихотворения Заболоцкого «Не позволяй душе лениться…»

Произведение появилось в 1958 г., за несколько месяцев до кончины автора. Стихотворный текст, являющийся поэтическим напутствием, отличается взыскательностью позиции лирического субъекта: самовоспитание декларируется как необходимость, непременное условие гармоничного существования.

В идейной системе произведения самостоятельный статус получает олицетворенный образ души. Он наделен конкретными характеристиками: склонная к лени, душа предпочитает безделье честному труду.

Зачин открывается афористичным обращением к адресату. Поэт призывает лирическое «ты» строго и взыскательно относиться к собственной духовной жизни: постоянный труд и самоконтроль - надежный способ обеспечить рост личности.

Во второй строфе получает развитие мотив дороги. Его появление предваряет авторская мысль о непрерывной работе, упорном и энергичном движении вперед. Метафорический путь, ожидающий душу, труден, длителен, полон препятствий. Эти особенности подчеркиваются при помощи комплекса однородных обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.

Под неусыпным контролем, без поблажек и снисхождения - таково правильное отношение к душе, коварной «лентяйке». В четвертом катрене череда наставлений сменяется предостережением: если поддаться минутной слабости и смягчить строгие требования, душа безжалостно воспользуется временной уступкой, обратив ее против человека.

В финальном эпизоде сообщается о разнообразии портретов и ролей, исполняемых душой. Это обстоятельство не снимает жестких обязательств, заявленных в предыдущих строфах.

Стихотворение завершается анафорой. С ее помощью обрамляется композиция, а также подчеркивается мысль о динамике духовного бытия как непременном условии гармонии.

Моделируя картину взаимоотношений человека со своим внутренним миром, поэт широко использует идиомы: в текст включены четыре устойчивых речевых оборота, которые способствуют созданию естественной атмосферы задушевной беседы, окрашивают лирический сюжет в натуральные тона. Эффект дополняют примеры употребления лексем, относящихся к разговорному стилю: наречие «по-человечьи», жаргонное слово «этап».

Философская лирика занимает в творчестве Н. Заболоцкого почетное место. Стихотворение, о котором пойдет речь в статье, изучается в 7 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Не позволяй душе лениться» по плану.

Краткий анализ

История создания – было написано в 1958 г. незадолго до смерти поэта.

Тема стихотворения – «взаимоотношения» человека и его души, совет молодому поколению.

Композиция – Произведение не делится на части, все его строки - продолжение начального тезиса: «Не позволяй душе лениться!» . Формально стихотворение состоит из шести катренов.

Жанр – послание.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры «душа обязана трудиться» , «гони ее от дома к дому» , «она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет», «держи лентяйку в черном теле».

Эпитеты «черное тело», «утренняя заря», «жить… по-человечьи».

История создания

Анализируемое стихотворение относится к позднему периоду творчества Н. Заболоцкого. Поэт написал его в 1958 году, а спустя несколько месяцев покинул этот мир. Кажется, что он предчувствовал свою смерть, поэтому поспешил дать напутствия своим потомкам. Сам автор тоже придерживался своего совета. Он проводил много времени с пером и блокнотом. В литературе Н. Заболоцкий известен не только как поэт, но и как переводчик.

Тема

Центральные темы произведения - «взаимоотношения» человека и души, совет потомкам. Система образов несложная - лирический герой и душа. Лирический герой обращается к читателям, утверждая, что нельзя позволять своей душе лениться. Иначе невозможно развиваться, двигаться вперед. Лирическое «Я» сливается с автором, выражая его мысли.

Постепенно авторское внимание переключается на душу. Ее, по мнению лирического героя, нельзя жалеть, выбирая легкий путь. Нужно гнать, тащить ее по ухабам, через сугробы и буреломы. Человек должен стать властелином своего «внутреннего «Я», чтобы его душа не позволяла себе долго нежиться в постели.

Некоторые напутствия Н. Заболоцкого резковаты: « Держи лентяйку в черном теле и не снимай с нее узды» . Тем не менее, поэт убедительно аргументирует свою позицию. Он считает, что если делать поблажки душе, то она приведет к бедности. Чтобы этого не допустить, неизведанную субстанцию нужно «учить и мучить дотемна» . Очень важно, чтобы она жила «по-человечьи» . Этим наречием, автор видимо умение поступать по совести. Таким образом, в произведении поднимается проблема моральности.

В последних стихах автор подводит черту под сказанным. Он понимает, что душа - противоречивое понятие, ведь является для человека «рабыней и царицей», «работницей и дочерью» одновременно. Однако это не меняет того, что «она обязана трудиться и день и ночь» .

Композиция

Композиция анализируемого стихотворения простая. Оно не делится на части, все его строки - продолжение начального тезиса: «Не позволяй душе лениться!» . Формально стихотворение состоит из шести катренов, каждый из которых продолжает предыдущий. Последнее четверостишье - вывод, который ставит окончательную точку в сказанном. Особенность композиции - повторение четвертой строки первого катрена в последней строфе. Ее можно считать главной мыслью произведения.

Жанр

Средства выразительности

Оригинально раскрыть тему, создать образы и донести до читателя идею Н. Заболоцкому помогают художественные средства. Главную роль играет метафора , так как в центре авторского внимания душа: «душа обязана трудиться» , «гони ее от дома к дому» , «она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет», «держи лентяйку в черном теле и не снимай с нее узды» . Некоторые метафоры наделяют душу человеческими привычками. Вспомогательную роль играют эпитеты : «черное тело», «утренняя заря», «жить… по-человечьи» . Сравнения поэт не использует. В последнем катрене есть антитезы : «она рабыня и царица, она работница и дочь» .

Привлекает внимание и интонация: строки пестреют восклицаниями, наполняющими обращение эмоциями. В некоторых строках автор использовал аллитерацию . Например, резкости придают согласные «с», «ж», «р»: «Она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет» .

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 24.

Публикации по теме