Как получить компенсацию за проблемы с вылетом. Задержка рейса: что делать

За последние пять лет от задержки рейса или его отмены пострадало более 300 тысяч пассажиров. При этом всего лишь 1 % пострадавших добился компенсации. Дело не в отказе авиакомпании брать на себя ответственность, а в том, что далеко не все пассажиры осведомлены, какими правами они обладают, как получить денежное возмещение, к кому обращаться за помощью.

Немногие пассажиры представляют, как получить компенсацию за задержку рейса самолёта. Из-за своей юридической безграмотности многие граждане теряют не только время и нервные клетки, но и деньги за перелёт.

Кто виноват и ответственен за происшествия подобного рода, а главное, что делать в такой неприятной ситуации, разберём по порядку.

В первую очередь пассажир имеет право узнать, что именно случилось и почему он не может попасть на рейс. Всю информацию о причинах и сроках задержки вылета пассажиры могут узнать на стойке авиакомпании. Также можно обратиться за помощью на официальный сайт перевозчика или позвонить на горячую линию авиакомпании.

Следует помнить, что посадочный талон — это действующий договор между перевозчиком и пассажиром. Именно поэтому посадочный талон необходимо всегда сохранять до места прибытия. При задержке рейса талон следует хранить до выплаты компенсации. Талон и любой другой материал о позднем вылете (например, можно сфотографировать табло с информацией о задержке) станут неопровержимым доказательством в суде.

Важно знать, что все расходы после объявления задержки рейса на 2 часа и более должен взять на себя перевозчик (в пределах разумного и необходимого, иначе можно проиграть судебное дело).

Если произошли проблемы с вылетом, пассажир может рассчитывать на компенсацию в размере 250-600 евро от европейских авиалиний и до 1300 долларов от американских авиакомпаний.

Куда обращаться

Ответственность за перелёт граждан берёт на себя авиакомпания, но только в том случае, если задержка произошла по её вине. Такими случаями могут быть:

  • поломка, неисправность или ремонт самолёта;
  • неготовность экипажа (отсутствие персонала или основной его части);
  • овербукинг — ситуация, когда количество проданных билетов превышает количество посадочных мест на борту (компания обязана выплатить компенсацию и пересадить пассажира на другой рейс);
  • любые «технические» причины, связанные с работой перевозчика;
  • ситуации, в которых авиакомпания не может доказать влияние внешних факторов на выполнение условий договора перевоза своих клиентов.

После получения всей необходимой информации (сроки задержки, причина, возможные варианты решения проблемы) пассажиру необходимо придерживаться выбранной инструкции:

  • выбрать альтернативный перелёт (перевозчик обязан обеспечить посадку пассажира на другой рейс без взимания платы);
  • забронировать рейс заново на удобную дату;
  • получить возмещение стоимости билета (производится по заявлению в течение недели).

Многие пассажиры отмечают, что при овербукинге компенсация выплачивается европейскими компаниями наличными непосредственно на стойке регистрации. Другой вариант решения овербукинга – перенаправление на следующий рейс с возмещением стоимости перелёта.

Однако компенсация не предоставляется по ряду причин, которые не зависят от работы перевозчика. К ним относятся:

  • плохая погода, затрудняющая вылет;
  • военные действия;
  • забастовки на территории аэропорта;
  • ограничение вылетов, независящее от действий авиакомпании.

Несмотря на перечисленные причины отказа в компенсации, могут быть и исключения. Так, в 2016 году французская авиакомпания выплатила компенсацию за забастовку своих сотрудников (по 250-600 евро).

Как видно, перед тем, как добиться компенсации, необходимо выяснить причину задержки. Если причина не зависит от перевозчика, то на компенсацию рассчитывать не приходится.

Что может предложить авиакомпания

Компания, скорее всего, пойдёт навстречу и попытается решить проблему в кратчайшие сроки. Мало кого интересуют судебные иски, жалобы и потеря репутации. Поэтому пассажир, вне зависимости от того, где он «застрял», имеет право требовать разрешения своей ситуации от авиакомпании.

Авиаперевозчик, объявив сроки и причины задержки или отмены вылета, должен предоставить минимум два варианта выхода из сложившейся ситуации:

  • Пересадить пассажира на удобный ближайший рейс. При этом компания может предложить услуги другого перевозчика или построить новый маршрут. Новый рейс может быть с пересадкой или без, но конечный пункт должен остаться прежним.
  • Возврат полной стоимости одного билета. Если был приобретён единый билет с пересадкой, то он оплачивается полностью, а если было приобретено два билета по отдельности, то оплачивается только часть пути (один билет до пункта пересадки). К примеру, путешественник летит рейсом Санкт-Петербург-Белград с пересадкой в Амстердаме. Если изначально покупался билет Санкт-Петербург-Белград, то вернут его полную стоимость. Путешественник, решивший сделать остановку на день в Амстердаме и приобретший по отдельности билеты Санкт-Петербург-Амстердам и Амстердам-Белград, вернёт деньги только за первую часть пути, не вылетев из Санкт-Петербурга. Второй билет сдаётся по общим правилам тарифа. Однако если рейс отменили на втором участке пути (в Амстердаме) и не предоставили альтернативного пути, то перевозчик возмещает всю стоимость поездки и возвращает за свой счёт пассажира в Санкт-Петербург.

Ответственность авиакомпании наступает сразу же после объявления информации по рейсу.

Что обязаны предоставить

Вне зависимости от места нахождения пассажира и причины задержки по правилам международных перевозок авиакомпания обязуется предоставить бесплатно:

  • при ожидании 2-4 часа: напитки и холодные закуски, возможность совершить два звонка и отправить два электронных письма, допуск в комнату матери и ребёнка при путешествии с несовершеннолетними детьми (до 7 лет);
  • при ожидании 4-8 часов: ваучеры или талоны на получение бесплатного горячего обеда в точках общепита аэропорта (при длительных задержках предоставлять питание обязаны каждые 6 часов днём и каждые 8 часов — ночью);
  • при ожидании от 8 и более часов: гостиничный номер и бесплатный трансфер до аэропорта и обратно.

Подробнее с обязательствами компании можно ознакомиться в Федеральных авиационных правилах (пункт 99). Бесплатное обслуживание пассажиров производится даже при неблагоприятных метеорологических условиях, ставших причиной опоздания посадки. Однако возмещения получить не удастся.

Где ночевать

Если пассажир ожидает дневного рейса более 8 часов и ночной посадки более 6 часов, то российский авиаперевозчик отвозит своего клиента в гостиницу. При этом багаж остаётся на сохранении в аэропорту, за это также отвечает перевозчик.

По правилам компания не имеет права селить вместе незнакомых людей, поэтому если пассажир летит один, он может рассчитывать на отдельный номер. Если условия гостиницы и номера не подходят пассажиру, он может отказаться от предоставления такой услуги и снять гостинцу самостоятельно. Номер при таком варианте полностью оплачивается клиентом перевозчика, но при сохранении всех чеков можно добиться через суд хотя бы частичного возмещения трат.

В этом случае необходимо доказать несостоятельность предлагаемых условий. Грубо говоря, следует убедить суд в невозможности проживания в бесплатном номере. Например, в гостинице отсутствовало отопление в зимний период — веская причина искать отель по своему вкусу, а претензии к занавескам не того цвета для судьи не станут убедительными. Следует помнить, что дорогой номер и шикарный обед в гостиничном ресторане даже при наличии чеков и доказательств вынужденного проживания именно в этой гостинице вряд ли возместятся авиакомпанией даже через суд.

Суд полностью удовлетворит издержки равносильные стоимости предложенного авиакомпанией варианта. Разницу в стоимости номеров, скорее всего, пассажиру не вернут или оплатят частично. Стоит помнить, что при проживании в гостинице по своему выбору трансфер не предоставляется.

Европейские перевозчики также обеспечивают питанием и гостиничным номером. Кроме того, при опоздании самолёта более чем на 5 часов авиакомпания обязана возместить траты на билет и вернуть пассажира в точку отправления, если другие альтернативные варианты не устраивают клиента или не могут быть выполнены.

На что можно рассчитывать

Стоит помнить, что размер и условия возмещения зависят от страны-перевозчика. Неважно, кем являются сами пассажиры – жителями России или Европы. Пассажир, оставшийся в аэропорту, для перевозчика не имеет национальности. Главное, выполнить свои обязательства и доставить пассажира по месту назначения или компенсировать его неудавшийся полёт.

Если гражданин летит из России в Европу, то ему следует обратиться к российскому перевозчику. За вылет из Европы будет ответственна европейская сторона авиаперевозчика. Это важный момент, так как каждая страна имеет свои правила о возмещении затрат на несостоявшийся перелёт.

На размер компенсации влияют расстояние перелёта и сроки задержки. Какое возмещение ущерба можно получить в разных частях света?

Европа

Для возврата денежных средств при отмене или опоздании вылета в странах Евросоюза авиалинии пользуются регламентом ЕС 261/2004. По данному документу пострадавший пассажир может получить до 600 евро компенсации. Регламент действует на все внутренние европейские перелёты, включая Исландию, Швейцарию, Норвегию, а также международные рейсы. Европейская компания, занимающаяся перевозками из Соединённых штатов или Азии, также попадает под действие регламента.

Пассажир может получить возмещение ущерба после 3 часов ожидания, при невозможности посадки (например, при овербукинге) или при отмене вылета по техническим причинам, независящим от внешних факторов.

В зависимости от расстояния пассажир, ожидающий свыше 3 часов, может получить компенсацию в размере:

  • 250 евро – не более 1,5 тыс. км;
  • 300 евро – свыше 3,5 тыс. км на перелёты между странами ЕС и не ЕС;
  • 400 евро – 1,5-3,5 тыс. км или свыше 1,5 тыс. км при перелёте внутри Европы;
  • 600 евро – более 3,5 тыс. км на перелёты между странами ЕС и не ЕС при ожидании свыше 4 часов.

Компенсация также выплачивает при заблаговременной отмене вылета. Если рейс отменили не менее чем за 14 дней, то компенсация не полагается. При отмене за 1-13 дней до назначенного рейса возмещается ущерб, связанный с неудобством пассажиров. Оплата производится в зависимости от расстояния и времени ожидания рейса, предложенного в качестве альтернативы.

Размер компенсации с учётом расстояния и ожидания альтернативного вылета (предложение сделано за 7-13 дней) составляет:

  • 125 евро: перелёт — до 1,5 тыс. км, задержка – 2 часа;
  • 250 евро: перелёт — до 1,5 тыс. км, задержка – 2-4 часа;
  • 200 евро: перелёт — 1,5-3,5 тыс. км, задержка – 2-3 часа;
  • 400 евро: перелёт — 1,5-3,5 тыс. км, задержка – 3-4 часа;
  • 300 евро: перелёт — от 3,5 тыс. км, задержка – 2-4 часа;
  • 600 евро: перелёт — от 3,5 тыс. км, задержка – от 4 часов.

Время ожидания сокращается, если альтернативные варианты полёта были предоставлены за 7 и менее дней. В этом случае 125 евро выплатят при задержке от 1 часа, а 400 евро — на 3 и более. Компенсация в 600 евро в любом случае выплачивается за опоздание более чем на 4 часа.

США

Авиалинии Соединённых Штатов возмещают средства только при овербукинге. Другие случаи компенсации не рассматриваются. Компании также обязуются предоставлять пассажирам напитки, питание, связь, номер для отдыха. Однако порядок предоставления услуг у каждого перевозчика свой.

Американские авиалинии могут подобрать другой авиарейс, но разница стоимости билетов оплачивается путешественниками.

Если происходит овербукинг, компания выплачивает двойную стоимость одностороннего билета. Возмещение не превышает 650 долларов, если пассажир приземлился в конечном пункте назначения на 2 часа позже первоначального рейса. При превышении опоздания более чем на 2 часа сумма компенсации может увеличиться до 1300 долларов.

Россия

Российские авиаперевозчики готовы возместить задержку внутренних рейсов или международного перелёта в размере за каждый час:

  • 3 % стоимости билета неустойки (ФЗ «О защите прав потребителей», ст. 28, п. 5);
  • 25 % от минимальной заработной платы (ВК РФ, ст. 120), но не более 50 % стоимости билета.

Первая выплата является собственно компенсацией, вторая выплата расценивается как штраф авиакомпании. При этом с июля 2019 года «Аэрофлот» удвоил компенсацию на питание (с 490 рублей до 1000).

Дополнительные возмещения для российских авиалиний не предусмотрено. Однако пассажир имеет право потребовать возврат денежных средств за билет или пересесть на альтернативный рейс.

Азия

Правила и гарантии авиаперевозчика здесь сильно разнятся в зависимости от страны. Как правило, вернуть деньги предлагают везде. Авиакомпания (например, China Eastern Airlines) предоставит всю полезную информацию, окажет необходимую помощь, обеспечит питанием при условии задержки рейса по вине авиаперевозчика. Если рейс задержали из-за погодных условий, то пассажиры должны обеспечивать себя всем необходимым самостоятельно.

При хорошем раскладе клиенты получат извинения от компании, компенсацию гостиницы и льготы на последующие полёты.

Более подробно об особенностях поведения пассажиров в ситуации задержки или отмены рейсов, выполняемых авиакомпаниями различных стран, можно узнать на портале Скайсканер .

Официальная сторона вопроса

Важно вовремя подать заявление на компенсацию и правильно провести всю процедуру в рамках закона и этики. Получить компенсацию во многих случаях несложно. Главное, пошагово следовать всем рекомендациям и запастись терпением. Весь процесс может растянуться на год.

Как оформлять жалобу

Один из главных вопросов, который беспокоит всех пассажиров, попавших в неприятную ситуацию с авиаперевозками, как именно вернуть деньги. Для начала необходимо подать заявление в офис авиаперевозчика согласно ВК РФ (ст. 124, п. 4) или на официальном сайте (для международных компаний заявление пишется на английском языке). Пример заявления с претензией к российскому перевозчику можно найти на сайте «Роспотребнадзора». Рекомендуется прикрепить талон, чеки и другие материалы, подтверждающие испытанные неудобства.

Что именно нужно приложить к заявлению:

  • билеты с отметками о задержке рейса (вместо билетов можно предъявить соответствующую справку, выданную в аэропорту сотрудником авиакомпании);
  • квитанции, счета, чеки с дополнительными расходами (на проживание, питание);
  • документы, подтверждающие необходимость поездки (медицинские направления или рекомендации врача, приглашения, ваучер об оплате мероприятия или экскурсии, билеты на концерт или фестиваль и т.д.).

Процедуру подачи жалобы на российскую авиакомпанию необходимо провести не позднее 6 месяцев со дня опоздания или отмены вылета. Странам ЕС на это даётся 2 года, а Великобритании – 6 лет, при этом заявка может рассматриваться в течение трёх месяцев и более.

Чтобы заявление не утонуло в недрах компании, надёжнее отослать заявление со всеми необходимыми документами (копиями) заказным письмом на адрес главного офиса перевозчика. Лучше всего сделать заявление в двух экземплярах (один оставить себе, второй отправить), а также сохранить сведения об отправке письма.

Привлечение суда

Согласно п. 1 ст. 128 ВК РФ юрист авиаперевозчика должен рассмотреть заявление с жалобами, принять решение и дать ответ в течение 30 дней со дня получения заявки. При отказе авиакомпании или при отсутствии какого-либо ответа по истечении указанного срока клиент имеет право подать на перевозчика в суд согласно п. 1 ст. 196 ГК РФ. Заявление в судебные органы можно подать на протяжении трёх лет (отчёт идёт от дня задержки вылета).

Если дело доходит до разбирательства в суде, пострадавший пассажир обязан подготовить и предоставить следующий пакет документов:

  • заявление (иск);
  • копия билета или справка с отметкой опоздания вылета;
  • квитанции за проживание в отеле, междугороднюю связь, питание и т.д.;
  • документы, доказывающие финансовый или моральный ущерб, который понёс пассажир при несостоявшемся или отложенном рейсе («сгоревшие» билеты, ваучеры, просроченные приглашения и т.д.);
  • отправленная претензия в письменном виде с подтверждением об отправлении и получении письма;
  • ответ авиакомпании (если был получен).

Всем пассажирам стоит помнить, что суд — это последняя инстанция и обращаться к соответствующим органам стоит при острой несправедливости. Иначе можно проиграть судебное дело, потеряв много времени, сил, средств. Не стоит также торопиться извлечь выгоду из судебного разбирательства. Не исключено, что дело может повернуться против истца. Авиакомпания пойдёт навстречу, если пассажир будет вести себя корректно, не желая получить больше, чем положено правилами самого перевозчика. Только взвесив все «за» и «против» стоит обращаться к судебной системе.

Когда вернут деньги

Период возврата денег чётко не установлен для российских авиалиний. Каждый авиаперевозчик действует согласно своим внутренним правилам и уставам. Обычно средства поступают обратно на счёт пострадавшего пассажира в течение 2-3 месяцев. В крайнем случае, возврат средств может растянуться на полгода.

Европейские авиалинии переводят средства намного быстрее. Согласно регламенту деньги должны быть начислены в течение 7 дней со дня задержки или отмены рейса.

Пассажирам, пострадавшим от неудовлетворительной работы авиаперевозчика, следует добиваться компенсации в рамках, установленными законодательством и внутренними правилами авиакомпании. В большинстве случаев компания-перевозчик удовлетворяет требования своего клиента. Самая крупная компенсация, которая была выплачена российским гражданам европейской авиалинией – 1800 евро на семью из 3 человек, по 600 евро на человека. Главное помнить о том, что все требования должны быть обоснованными и попадать под общий регламент.

Подробнее о правах пассажиров и материальной компенсации — в видео:

С сегодняшнего дня Россия присоединилась к Монреальской конвенции об авиаперевозках.
Чем Монреальская конвенция лучше чем Варшавская, которой до сегодняшнего дня руководствовались российские авиаперевозчики.
На первый взгляд положения Монреальской конвенции об унификации правил международных воздушных перевозок для российских авиапассажиров более сладкие:
— выплата авиакомпанией компенсации пассажиру за задержку рейса возрастает в несколько раз: с 25 руб/час до 344 тыс руб
— ответственность авиакомпании за потерю/порчу багажа пассажира возрастает с 600 руб/кг до 83 тыс рублей:

Как считается компенсация авиапассажиру

Стоит сказать, что сумма компенсации рассчитывается в унифицированных денежных единицах — специальным правам заимствования — привязанным к японской йене, доллару, евро и фунту стерлингов (курс на сегодняшний день — 83 рубля).
Сейчас компенсация российских авиакомпаний пассажиру считается в процентах от МРОТ (минимальной зарплаты в рублях).
Сами понимаете — эти компенсации смешны.

Куда подавать заявление с требованием

Что еще важно: по Монреальской конвенции пассажир может обратиться в суд с требованием компенсации (иском) по месту своего жительства, а не по месту которое удобно авиакомпании, как было до сегодняшнего дня.
Это обстоятельство повысит уровень обращений авиапассажиров в суд так как понятно дело — проживая в городе N сложно обращаться в суд по месту регистрации авиакомпании (как правило Москва).

Компенсации с чартерных шараг

Последний год чартерные шараги совсем зачмырили авиапассажиров.
В СМИ нередки новости из аэропортов в России или курортных зон куда летают эти скотовозки: как правило это фото загорелых/бледных пассажиров с багажными тележками перед надписью на стойке регистрации «рейс задерживается» и гневные комментарии (как правило от матерей семейства).
По Монреальской конвенции чартерные шараги летающие за границу должны будут отвечать так же как нормальные авиакомпании.
То же касается лоукостеров типа Победа.

Все сладко. Не может быть.

Конечно же присоединение РФ к Монреальской конвенции продиктовано прежде всего легализацией грузоперевозок через РФ (Европа — Китай в основном), в меньшей — заботой о пассажирах.
Тем не менее, если в Воздушный кодекс, которым сейчас руководствуются российские авиакомпании, будут внесены изменения по положениям Монреальской конвенции — это будет большим прогрессом по защите прав авиапассажиров:
— авиапассажиру дается 7 дней на подачу иска к авиаперевозчику и этого срока достаточно чтобы оформить претензию и отнести ее в ближайший суд.

Поэтому ждем изменений в Воздушном кодексе РФ касательно международных перевозок, а так же исполнений обещанного в апреле: зам министра транспорта РФ г-на Окулов пообещал расмотреть вопрос переноса действия Монреальской конвенции и на внутренние рейсы по России.

А пока…

Обсуждать эту новость можно на Форуме Винского:
Чуть позже напишу отдельную статью о правах пассажира при задержке рейса по вине авиакомпании: что положено пассажирам с детьми, при задержке на 2 часа, на 6 и 8 часов.
Так же пишу статью о юридическом сервисе, который берет на себя работу с претензией авиапассажира к авиакомпании, за комиссию от полученной пассажиром компенсации:

— тема на Форуме Винского.
В ней люди пишут о своём опыте самостоятельного получения компенсаций с авиакомпаний. Там же можно задать свой вопрос:

Положительный опыт самостоятельного получения компенсации от несогласных люфтов:

летели из Штутгарта в Бостон, с пересадкой во Франкфурте. Из Штутгарта во Франкфурт самолет опоздал, как сказал пилот — из-за того, что гроза задержала вылет самолета в Штутгарт. Дали билеты на следующий рейс через 5 часов. На регистрации, на стойке, в офисе ЛХ причины задержки подтвердить отказались. Не ваше, мол дело.

Позже потребовал компенсации почтой. В письме так же просил уточнить причину опоздания. Реакции не было. Попутно написывал им в фб, но там помочь не могли или не хотели. Ответ пришел через 3 недели с забавной формулировкой, что самолету помешали «непредвиденные» обстоятельства, выплата компенсации по которым не предусмотрена. На отписку ответил по электронной почте с цитатами из ЕС-овского распоряжения, где под «непредвиденными обстоятельствами» подразумеваются забастовки, погодные условия во время рейса, на который купил билет (в моем случае этого точно не было) и прочие военные перевороты. Еще указано, что в случае подобных обстоятельств перевозчик должен принять всевозможные меры по предотвращению. Снова попросил указать причину опоздания и рассказать о предпринятых мерах. Ответ пришел дней 12 (указывал 2 недели в качестве крайнего срока до обращения в суд). В ответе Люфтганза сожалела о причиненных неудобствах и снова ссылалась на мистические «непредвиденные» обстоятельствах, из-за которых наш случай не попадает под 261/2004. Но, по доброте душевной, решила все же выплатить по 600 евро компенсации за каждый билет по указанному счету.

В итоге сложилось впечатление, что если бы не грамотно составленное юридическим немецким языком второе письмо — пришлось бы обращаться в суд или к посредникам. ЛХ явно не склонна отвечать на требования компенсации чем-либо кроме отписок.

5 /5 (8 )

Компенсация за задержку рейса

Если рейс задержан, Вы должны знать следующие свои основные права и действия:

1. Пассажиры чартерных и регулярных рейсов имеют одинаковые права. Перевозчик в одинаковой степени несет перед пассажиром ответственность за задержку как чартерного, так и регулярного рейса.

2. Вы имеете право на достоверную и точную информацию. Обращайтесь к представителю авиакомпании, выполняющей рейс (у большинства перевозчиков представительства или именные стойки есть почти во всех крупных российских аэропортах) или, если вы летите из маленького аэропорта, где официального представительства авиакомпании нет, к служащей у стойки информации аэропорта. В любом случае Вам должны объяснить, почему и насколько задерживается вылет рейса.

Если ответственные лица авиаперевозчика или аэропорта отказываются Вас понимать, то можете им напомнить, что согласно требованиям пункта 72 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Министерства Транспорта России от 28 июня 2007 г. № 82 (далее – ФАП), регулярные рейсы выполняются в соответствии с расписанием движения воздушных судов, сформированным перевозчиком и опубликованным в компьютерном банке данных расписания движения воздушных судов, а чартерные рейсы - в соответствии с планом (графиком) чартерных перевозок.

При этом пунктом 73 ФАП определены требования к информации по каждому регулярному рейсу, которым должно отвечать опубликованное расписание движения воздушных судов. В случае изменения расписания движения воздушных судов перевозчик должен принять возможные меры по информированию пассажиров, с которыми заключен договор воздушной перевозки, об изменении расписания движения воздушных судов любым доступным способом (пункт 74 ФАП).

Информация о задержке или отмене рейса, а также о причинах задержки или отмены рейса доводится до пассажиров перевозчиком или организацией, осуществляющей аэропортовую деятельность (обслуживающей организацией), непосредственно в аэропорту в визуальной и/или акустической форме (пункт 92 ФАП).

3. У представителя авиакомпании или сотрудников аэропорта вылета/назначения Вы имеет право требовать поставить отметку в билете о задержке рейса. Она необходима, если потом будете писать претензию перевозчику или подавать на него в суд. Точное время реального вылета попросите вписать от руки представителя авиакомпании/аэропорта и заверить штампом (сделать это можно при посадке или повторной регистрации - ее проводят в тех случаях, когда туристов на время задержки рейса размещали в гостинице).

4. При любой задержке вылета рейса авиационный перевозчик согласно требованиям пункта 99. ФАП обязан бесплатно организовать для пассажиров следующие услуги:

1) предоставить комнату матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до 7 лет;

2) организовать хранение багажа.

4.1. Если задержка рейса более двух часов:

1) 2 телефонных звонка или 2 сообщения по электронной почте;

2) прохладительные напитки.

4.2. Если задержка рейса более четырех часов:

1) горячее питание; при этом кормить горячим должны каждые 6 часов днем и каждые 8 часов - в ночное время.

4.3. Если задержка рейса более шести часов:

1) разместить в гостинице (при ожидании вылета более 6 часов ночью и более 8 часов днем);

2) организовать доставку транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы.

Размещать пассажиров принято в ближайших к аэропорту гостиницах. Вас не имеют права поселить в двухместный номер с посторонними людьми. Если условия совсем не устраивают, Вы вправе самостоятельно выбрать гостиницу и ожидать вылета там, предварительно договорившись с представителями аэропорта, что Вас предупредят о времени вылета. В этом случае платите за номер сами. А уже после возвращения домой (или прибытия на курорт) нужно будет написать официальный запрос в главный офис авиакомпании с требованием возврата части потраченной суммы.

5. Если авиакомпания, чтобы свести время опоздания к минимуму, а вероятные претензии к нулю, отправляет Вас другим маршрутом или рейсом другой компании, то это должно осуществляться исключительно за счет средств авиакомпании или аэропорта, ни о каких доплатах речи в таком случае быть не может.

6. Если из-за задержки авиарейса Ваше путешествие стало короче, Вы вправе потребовать от туроператора возврата денег за все оплаченные, но неиспользованные услуги: за ночь в отеле, пропущенную экскурсию и т.д. Как правило, претензии предъявляются уже после возвращения из отпуска. В тоже время надо иметь в виду, что туроператоры охотно предлагают компенсацию прямо на месте: дополнительную экскурсию, полный пансион вместо завтрака и т.п.

7. В соответствии с нормами статьи 120 Воздушного кодекса РФ за просрочку доставки пассажира в пункт назначения перевозчик должен выплатить штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы.

Туристам следует учитывать, что штраф нельзя взыскать в том случае, если изменение времени вылета рейса произошло вследствие действия непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

Согласно положениям пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса к обстоятельствам непреодолимой силы не относится нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств (например – на оплату топлива), а перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, только если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией.

Для получения компенсации нужно подать авиакомпании претензию, приложив к ней копии документов, подтверждающих Ваше право на компенсацию. Согласно нормам ст.126 Воздушного кодекса, пассажир вправе предъявить претензии к перевозчику (заявление можно подать лично или отправить заказным письмом) в течение 6 месяцев с момента прилета – в представительстве авиакомпании в аэропорту назначения или отправления. Компания-перевозчик обязана рассмотреть Вашу претензию в течение 30 дней.

Если же обращение было проигнорировано или виновники отказались компенсировать Ваши расходы, Вы имеете право подать на них в суд. Иски к перевозчику согласно соответствующему правилу об исключительной подсудности, содержащемуся в части 3 статьи 30 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия.

К исковому заявлению в суд нужно будет приложить копии авиабилета с отметкой о задержке рейса (его отмене), счетов по понесенным Вами расходам (например, за гостиницу, питание, телефонные переговоры), а также Вашу письменную претензию в адрес перевозчика и ответ его представителей.

8. Факт отмены или задержки рейса по вине перевозчика, а также неисполнение им возложенных на него согласно пункта 99. ФАП обязанностей по соответствующему обслуживанию пассажиров могут в случае виновного перерыва в перевозке являться основаниями для предъявления пассажирами перевозчику требования о компенсации морального вреда ввиду причинения им соответствующих физических и нравственных страданий (основание – статья 15 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»). Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.


Задержка рейса или отмена вылета – довольно часто случающиеся неприятности, которые способны привести в замешательство даже опытного путешественника, особенно если путешествие включает в себя пересадки и стыковки. В случае, если рейс задерживают, пассажир может воспользоваться своими правами, а их у него немало. Причем абсолютно не имеет значения, какая авиакомпания задерживает вылет: лоукостер или национальный авиаперевозчик, а рейс – регулярный или чартер. Права пассажира в этих случаях регулируются Федеральными Авиационными Правилами (ФАП) и Воздушным Кодексом России, в которых четко прописаны все возможные ситуации и способы их разрешения.

Пассажир имеет право знать

Согласно положениям ФАП, представители авиаперевозчика, осуществляющего полет, должны проинформировать клиентов о причинах и продолжительности отсрочки взлета даже, если произошла задержка вылета чартерного рейса. Информация должна быть объявлена диспетчером по громкой связи и обозначена соответствующим текстом на табло в здании аэропорта (п. 92 ФАП).

Также на регистрационной стойке авиакомпании ее представитель должен давать исчерпывающие сведения обо всех обстоятельствах и причинах изменения времени вылета. Если в данном аэропорту нет представительства компании-авиаперевозчика, осуществляющей перелет, на все вопросы пассажиров обязаны ответить представители аэропорта на информационной стойке. Пассажир вправе потребовать от представителя воздушной гавани предоставление полных данных по рейсу.

Важно! Приобретая авиабилет на самолет, клиент заключает с перевозчиком договор на предоставление транспортных услуг, письменным доказательством этого факта становится бланк авиабилета.

Важно! Клиент вправе требовать соблюдения своих прав на информацию (п. 74 ФАП).

Если рейс отложен

Что делать пассажиру при задержке рейса, можно узнать из положений действующего законодательства и ФАП. Клиенты авиаперевозчиков должны требовать их соблюдения. В случае отсрочки вылета авиакомпания обязана:

  • Пассажирам, путешествующим с детьми, не достигшими 7 лет, дать доступ в комнату матери и ребенка;
  • Обеспечить бесплатное хранение багажа.

Когда вылет задерживается дольше двух часов, пассажирам должны обеспечить:

В случае, если отлет задерживается дольше четырех часов, авиаперевозчик должен организовать горячую еду пассажирам с интервалом 8 часов днем и 6 – ночью. Обычно выдаются талоны в определенные рестораны в аэропорту.

Если задержка вылета самолета дольше, чем 6 часов ночью и 8 днем, компания-авиаперевозчик должна бесплатно:

  • разместить своих пассажиров в ближайших отелях;
  • обеспечить транспорт из аэропорта в отель и обратно.

Важно! Пассажиров не имеют право селить в номерах вместе с незнакомыми людьми, распределять по разным номерам членов семьи без их согласия и т.д.

Дополнительная информация. Если пассажира не устраивает гостиничный номер, предоставляемый авиакомпанией, он может поселиться за свой счет и впоследствии предъявить платежные документы для возмещения в головной офис авиаперевозчика.

Что делать при задержке вылета

Бывает так, что пассажир следует по сложному маршруту, включающему в себя один и более стыковочных рейсов. В такой ситуации опоздание на стыковочный рейс из-за задержки предыдущего по вине авиаперевозчика рушит все путешествие.

Есть несколько нюансов, которые надо знать пассажиру:

  1. Если все рейсы совершает одна компания, и оформлен один билет. В таком варианте пассажир не должен ни о чем беспокоиться – авиакомпания обязана за свой счет отправить своего клиента в пункт назначения другими своими рейсами и чем быстрее, тем лучше, потому что промедление увеличивает расходы авиаперевозчика (питание, проживание пассажира и т.д.);
  • Если оформлен один авиабилет, а рейсы выполняют две компании. Здесь тоже нет повода волноваться. Так как такие стыковочные рейсы осуществляют компании-партнеры, то компания-виновник опоздания пассажира на стыковочный рейс обязана уладить все проблемы со своим партнером за свой счет и отправить пассажира следующим же рейсом в аэропорт назначения;
  • Стыковочные рейсы оформлены разными билетами, выполняются одной или разными авиакомпаниями. Пассажир должен знать, что приобретая разные билеты и самостоятельно выбирая стыковки, он сильно рискует, т.к. в этом случае он не является транзитным пассажиром. Если первый рейс задерживается, то билет на стыковочный попросту пропадает.

Важно! Если пропадает билет на стыковочный рейс, купленный туда и обратно, то аннулируется и обратный авиабилет, как в случае если бы пассажир не явился на рейс.

Сразу же после объявления о задержке вылета нужно ставить на авиабилете штамп – соответствующую отметку у представителя авиакомпании. Далее надо связаться с другой авиакомпанией, на чей рейс пассажир опаздывает, и попросить оформить бронирование на следующий рейс и при этом не аннулировать обратный билет. Чаще всего авиакомпании идут навстречу своим клиентам.

Если не получилось избежать неприятных последствий, и обратный билет аннулирован, то придется покупать другие авиабилеты за свой счет, при этом сохраняя все чеки и квитанции, а также билет с отметкой о задержке рейса.

Впоследствии можно будет направить в офис авиакомпании-виновника опоздания письменную претензию с требованием возместить возникшие расходы, приложив к ней все финансовые документы и билеты. Но по правилам в этом случае компания не обязана компенсировать пассажиру денежные потери, и он может рассчитывать только на возмещение ущерба за задержку рейса виновной компании.

Важно! Претензия в письменном виде должна быть подана авиаперевозчику в течение 6 месяцев после инцидента, не позднее.

Рассмотрим, в каких случаях авиаперевозчик не несет ответственность за задержку рейса. Существует ряд объективных причин, снимающих с авиакомпании вину за откладывание вылета, вне зависимости от того, чартерные рейсы или регулярные. К ним относятся следующие:

  • ухудшение метеоусловий;
  • авиалайнер технически неисправен;
  • загруженность аэропорта;
  • иные форс-мажорные обстоятельства (стихийные бедствия, ограничения на выполнение полетов и т.д.).

Во всех других случаях компании-авиаперевозчики ответственны за своевременную доставку своих клиентов в пункт назначения, в частности:

  • ошибочно составленное расписание полетов;
  • авиалайнер либо экипаж самолета не готов к полету;
  • ситуация, именуемая овербукинг: когда авиабилетов продают больше количества посадочных мест в авиалайнере данного рейса (часто авиакомпании продают билетов больше, т.к., согласно статистическим данным, несколько пассажиров всегда отменяют свои поездки в последний момент);
  • продано мало билетов, и полет нерентабелен (часто случается с чартерными рейсами);
  • во всех остальных случаях, если не доказано, что это форс-мажор.

Если задержка рейса произошла по вине авиакомпании, то ситуация может быть разрешена следующим образом:

  • отправка пассажиров до места назначения другими рейсами;
  • денежная компенсация убытков и потерь.

Важно! Пассажиру следует помнить, что если авиакомпания отправляет его другим рейсом, даже другой авиакомпании, то никаких дополнительных денег брать с него не должна, даже в случае, когда маршрут становится длиннее, а авиабилет дороже.

Денежное возмещение ущерба

В Российской Федерации

Если рейс задержали, то пассажирам положена денежная компенсация. По законам России расчет суммы возмещения ущерба, причиненного задержкой вылета, рассчитывается по МРОТ: за час отсрочки вылета начисляется по 3% от цены авиабилета (Закон «О защите прав потребителей»), и по 0,25% от МРОТ за час ожидания, при этом максимально возможной суммой компенсации является 50% цены авиабилета («Воздушный кодекс» РФ).

В странах ЕС

Иначе рассчитывается компенсация за отложенный вылет в Евросоюзе. Специальное постановление Европарламента регламентирует обязанности авиаперевозчиков и порядок расчета величины компенсационных выплат.

Данным правилам обязаны подчиняться:

  • все авиаперевозчики, начальным пунктом маршрута которых является аэропорт в стране ЕС (даже, к примеру, Аэрофлот или любая другая российская компания-авиаперевозчик, вылетающие из Европы);
  • авиакомпании, имеющие регистрацию в качестве авиаперевозчика в любой из стран Еврозоны, если конечным пунктом маршрута является аэропорт, находящийся в Евросоюзе.

Согласно этому документу, сумма компенсации к выплате пассажиру определяется, исходя из времени ожидания отложенного рейса и дальности перелета.

Расчет суммы компенсации

Attention: The internal data of table “45” is corrupted!

Важно! При ожидании вылета дольше 5 часов пассажиру по его просьбе должны возместить всю стоимость авиабилета даже, если потребуется вернуть его в исходный пункт путешествия.

Компенсационная выплата положена пассажиру в том случае, если отменили вылет, но оповестили его об этом меньше чем за 13 дней до даты путешествия. Сумма рассчитывается исходя из продолжительности ожидания альтернативного рейса, его протяженности.

В США

В Штатах ситуация с задержанными и отмененными рейсами несколько иная. Законодательством практически не предусматривается возмещение ущерба от отмены или долгого ожидания вылета, за исключением случаев, когда пассажир не попадает на борт самолета из-за овербукинга.

На практике авиакомпании стараются отправить клиентов ближайшими рейсами, но если авиабилет стоит больше, пассажир доплачивает сам. Нет преференций ни в виде бесплатных звонков по телефону, ни электронных писем, ни питания, в отличие от правил РФ и Евросоюза.

Документы для возмещения затрат

Что делать пассажиру, вылет которого откладывается? Первым делом нужно обратиться на стойку регистрации авиакомпании и узнать, почему вылет отложен, попросить поставить на билете отметку о том, что рейс задерживается. При этом представитель компании должен поставить на авиабилет печать или фирменный штамп. Потом, при посадке в самолет, нужно поставить отметку о времени вылета, также заверенную штампом. Таким образом, при подаче претензии в центральный офис авиаперевозчика будет официально подтверждена задержка рейса.

Важно! В том случае, если в аэропорту нет представительства авиаперевозчика, штамп могут поставить на информационной стойке представители аэропорта. Но даже если отметки о задержке не будет, она подтверждается многими документами, оформляемыми как в соответствующих службах аэропорта, так и в самой авиакомпании.

После размещения в отеле за свой счет нужно сохранить все платежные документы об оплате номера и трансфере между аэропортом и отелем.

По возвращении нужно составить и подать в центральный офис компании претензию с требованием о выплате компенсации, приложив к ней все подтверждающие документы (авиабилет с отметками, документы по дополнительным непредвиденным расходам и т.д.).

Важно! Следует помнить, что подать претензионное письмо необходимо до истечения 3 месяцев с момента инцидента. Авиакомпания должна дать ответ в течение 1 месяца с даты получения претензии.

Важно! При подаче претензионного письма его нужно оформить в 2 экземплярах и получить от представителей компании отметку с входящим номером и датой получения на втором, оставляемом себе экземпляре письма.

При рассмотрении жалобы пассажира разбор дела происходит по законам той страны, где произошел инцидент, вне зависимости от того, в какой стране зарегистрирован авиаперевозчик. Так, если инцидент произошел в российском аэропорту с компанией «Люфтганза», то разбирательство будет проходить в России, если ответчиком является российская компания-авиаперевозчик по случаю на территории Евросоюза, то дело будет рассматриваться в соответствующей стране Еврозоны и по действующим там законам и правилам.

Видео

Если задержали рейс, если маршрут сложный, между стыковочными перелетами слишком мало времени, и путешествие под угрозой срыва, не стоит паниковать. Зная свои права и обязанности авиакомпании перед клиентами, можно не только успешно добраться в пункт назначения, но и получить материальную компенсацию за причиненные неудобства.

Все кто путешествовали самолетом сталкивались со случаями задержки рейса. Но не многие знают о своих правах, а также об обязанностях авиакомпании в подобных ситуациях.

Права пассажиров и обязанности авиакомпаний при задержке рейса внутри России

В России, согласно пункту 99 Федеральных авиационных правил РФ, при перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки, перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги:

Если рейс задержан на срок от 2 до 4 часов : два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте, бесплатные напитки, свободный доступ в комнату матери и ребенка (если вы летите с детьми младше семи лет).

Если рейс задерживается от 4 до 8 часов: бесплатное горячее питание. Если рейс задерживается надолго, кормить должны каждые шесть часов в дневное время и каждые восемь часов в ночное.

Если рейс задержан более чем на 8 часов днем или более чем на 6 часов ночью , авиакомпания обязана разместить в гостинице и обеспечить трансфер туда и обратно. При этом, по закону, вас должны поселить в отдельном номере без посторонних людей. Авиакомпания также обязана обеспечить организацию хранения багажа.

Не ждите, что сотрудники авиакомпании будут искать вас и раздавать прохладительные напитки или талоны на питание. В большинстве случаев вам придется напомнить о себе. Не стесняйтесь найти представителя авиакомпании и сообщить ему об обязанностях.

Какая материальная компенсация полагается при задержке рейса внутри России.

Задержка рейса зачастую влечет за собой дополнительные расходы – пропустили важную встречу, “пропала” бронь гостиницы, отменили экскурсию и т.д. На этот случай предусмотрена материальная компенсация.

Необходимо уточнить важный момент.

Авиакомпания не виновата, в случае наступления следующих форс-мажорных обстоятельств: явления стихийного характера (пожары, заносы, наводнения) и погодные условия, военные действия, прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях, а также, в некоторых случаях, забастовка персонала или неисправности, угрожающие жизни и здоровью пассажиров (ст. 794 и 795 ГК РФ).

В иных случаях авиакомпания несет ответственность за нарушение договора о перевозке. Так какая материальная компенсация нам при этом положена?

Если авиакомпания не может доказать влияние форс-мажора на задержку рейса , она обязана:

  • выплатить пассажиру 25 % МРОТ за каждый час ожидания, но не более 50% стоимости билета, в качестве штрафа (ст. 120 «Воздушного кодекса» РФ).

По действующему законодательству дополнительные компенсации пассажирам при отмене рейсов не положены, однако пассажиры имеют право на возврат стоимости билетов или обмен на альтернативный рейс, предложенный перевозчиком.

Данные обязанности авиаперевозчиков регулируются Федеральными авиационными правилами «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», а также Воздушным Кодексом РФ.

Что необходимо сделать для получения компенсации.

В первую очередь, найдите представителя авиакомпании. Он может быть на стойке, где проходила регистрация на рейс, а также в кассе авиакомпании в аэропорту. Если вы уже прошли предполетный досмотр, то сотрудника можно найти у выхода (гейта), откуда по плану должен был вылетать самолет.

Если вы не можете его найти, уточните у любого сотрудника аэропорта (лучше на стойке информации), где его искать.

Если и это не помогает - звоните в колл-центр авиакомпании.

От представителя авиакомпании вам нужно получить отметку о задержке рейса.

Иногда эти обязанности выполняет один из сотрудников аэропорта. Поэтому, если не нашли представителя авиакомпании, требуйте поставить отметку у сотрудника аэропорта, для этого обратитесь на стойку информации.

Как выглядит отметка о задержке рейса.

Не волнуйтесь, если не смогли никого найти. То что рейс задержан абсолютно точно зафиксировано в документах, поэтому если вам ничего из положенного не предоставили, то по возвращению, можете смело писать претензию в авиакомпанию. К заявлению приложите посадочный талон.

Возможно вы столкнетесь с ситуацией, когда авиакомпания откажет в предоставлении гостиницы и питания. В этом случае сохраняйте все чеки за понесенные расходы. По возвращение напишите досудебную претензию в адрес авиакомпании с приложением копий всех чеков, посадочного талона, отметки о задержки.

Запаситесь терпением и возможно помощью юриста.

Права пассажиров и обязанности авиакомпании при задержке рейса в Европе.

Если ваш рейс задержан на территории Евросоюза – вам полагается гораздо больше.

Авиаперевозки на территории ЕС регулируются Регламентом EC № 261/2004 Европейского парламента и Совета от 11.02.2004 об установление общих правил о компенсации и помощи пассажирам в случае отказа в посадке, отмены или длительной задержки рейсов. Все авиакомпании, совершающие рейсы в пределах ЕС руководствуются данным документом.

Данное постановление относится:

  • к любым авиакомпаниям, которые вылетают из аэропорта, находящегося на территории ЕС. Например, рейс S7 или Аэрофлот из Рима в Москву также попадает под действие данного закона.
  • ко всем авиакомпаниям, зарегистрированным на территории ЕС, если пункт назначения рейса на территории ЕС. Например, если рейс Air France вылетает из Рио-де-Жанейро в Париж.

Согласно данному постановлению, если предполагается, что рейс отправится позже, чем указано в расписании:

  • На 2 часа или более, при условии, что дальность перелета составляет 1 500 км или меньше, или
  • На 3 или более часа в случае перелетов по ЕС далее чем на 1 500 км, и на все другие рейсы протяженностью от 1 500 км до 3 500 км, или
  • На 4 часа или более во всех остальных случаях.

Перевозчик обязан вам бесплатно предложить:

  • Питание
  • Проживание в гостинице (если, необходимо задержаться на одну или несколько ночей)
  • Трансфер между аэропортом и местом проживания
  • 2 телефонных звонка, факса, или сообщения по электронной почте.

А теперь самое интересное – сколько можно получить от авиакомпании?

Какая материальная компенсация полагается при задержке или отмене рейса.

Согласно Регламенту (ЕС) № 261/2004 Европейского Парламента и Совета, если ваш рейс задержан, вне зависимости от стоимости билета вам положена компенсация.

Для каждого пассажира компенсация за задержку, отмену рейса или отказ в посадке на борт самолёта составляет от € 250 до € 600. Сумма изменяется в зависимости от расстояния вашего полёта и длительности задержки (см. таблицу ниже). Получение компенсации является возможным при выполнении следующих условий:

С Вами произошел один из следующих случаев:

  • Ваш рейс был задержан не менее чем на 3 часа
  • Ваш рейс был отменен
  • Ваш рейс был задержан менее, чем на 3 часа, но из-за этого Вы пропустили следующий стыковочный рейс, и в результате прибыли в конечный пункт с опозданием более 3 часов
  • Вам было отказано в посадке на рейс из-за отсутствия свободных мест (овербукинг)

Также если:

  • Задержка/отмена рейса не вызвана неблагоприятными погодными условиями, забастовкой авиаперсонала или другими форс-мажорными обстоятельствами
  • После совершения перелёта прошло не более 6 лет

Вы не обладаете правом на компенсацию в следующих случаях :

  • вас уведомили об отмене рейса не менее чем за 14 дней до назначенной даты полёта;
  • авиакомпания предложила вам другой рейс по такому же маршруту.

Компенсация за отказ в посадке на рейс

В случае отказа в посадке авиакомпании в первую очередь будут искать пассажиров, которые могут отказаться от своей брони в обмен на определенные льготы. Перевозчик должен предложить добровольцам выбор между:

  • Возвращением полной стоимости билета
  • Изменением маршрута

Если пассажир выбирает изменение маршрута, то перевозчик обязуется предоставить ему поддержку во время ожидания следующего рейса. Это может включать питание, доступ к телефонной связи, проживание в гостинице (на одну ночь или более, по необходимости), а также транспорт от аэропорта до места проживания и обратно.

Если вы не желаете отказываться от своей брони и вам отказано в посадке на борт, то вы имеете право рассчитывать на компенсацию от € 250 до € 600 на каждого пассажира плюс возмещение полной стоимости билета.

Сервис работает очень просто – вы заполняете на русском языке заявку на сайте . Заполняете данные о рейсе и короткое описание
Это занимает 2 минуты. Все остальное делает . При положительном решении агентство удерживает 25% от суммы. Сервис работает по принципу win-no-fee basis, то есть вы платите только по результату. Заранее ничего не оплачивается!

Публикации по теме