Почему гордость плохо отражается на нас. Как избавиться от гордыни

Гордыня человеческая - это насколько душа человеческая

от своего божьего замысла отличается.

Алексей Иванов. Золото бунта, или вниз по реке теснин.

Гордыня как качество личности – склонность проявлять нездоровое внимание к себе, желание славы, непомерно раздутую, необоснованную гордость исключительно самим собой, стремиться возвыситься над другими или упасть ниже других.

Приехав в одну из лондонских гостиниц, Марк Твен увидел в книге записей приезжающих отметку: «Лорд Л. с камердинером». Писатель в свою очередь начертал: «Марк Твен с чемоданом».

Много лет назад дьявол решил продать все инструменты своего ремесла. Он аккуратно выставил их в стеклянной витрине на всеобщее обозрение. Что это была за коллекция! Здесь был блестящий кинжал Зависти, а рядом с ним красовался молот Гнева. На другой полке лежал лук Страсти, а рядом с ним живописно разместились отравленные стрелы Чревоугодия, Вожделения и Ревности. На отдельном стенде был выставлен огромный набор сетей Лжи. Еще там были орудия Уныния, Сребролюбия и Ненависти. Все они были прекрасно представлены и снабжены ярлыками с названием и ценой. А на самой красивой полке, отдельно ото всех остальных инструментов, лежал маленький, неказистый и довольно потрепанный на вид деревянный клинышек, на котором висел ярлык «Гордость». На удивление, цена этого инструмента была выше, чем всех остальных вместе взятых. Один прохожий спросил дьявола, почему он так дорого ценит этот странный клинышек, и он ответил: - Я действительно ценю его выше всех, потому что это единственный инструмент в моем арсенале, на который я могу положиться, если все остальные окажутся бессильными. И он с нежностью погладил деревянный клинышек. Если мне удается вбить этот клинышек в голову человека, - продолжал дьявол, - он открывает двери и для всех остальных инструментов.

Гордыня – королева пороков. Любые человеческие пороки произрастают из гордыни. Зависть, гнев, жадность, корысть, эгоизм имеют её своим истоком. Она мать высокомерия, надменности, строптивости, кичливости, тщеславия. Например, человек становится рабом алчности не потому, что он хочет быть богатым, он хочет быть богаче всех. Если у кого-то больше счастья в жизни, вспыхивает зависть. Если кто-то ведет себя не так, как хотелось бы гордыне, возникают обиды, злоба и гнев. Поэтому гордыне принадлежит безоговорочное первое место на пьедестале пороков.

США. Сидит наш разведчик с агентом на лавочке. Тот и говорит: — Послушай, я тебе передал секретную информацию! Это что, я шпион?! Наш успокаивает: — В тебе много гордыни. Шпион это я… А ты просто предатель…

На исповедь приходит женщина и говорит: Ой! Я самая падшая из всех женщин. Самая падшая! И слышит в ответ: Ты не самая падшая. Ты просто падшая!

Гордыня в человеке — это представление, что я совершенен, а мир не совершенен. Человек, зараженный вирусом гордыни, стоит на платформе не Ученика, усваивающего уроки жизни, а Учителя, желающего контролировать поведение окружающих, учить их, навязывать им свои представления и принципы. Позиция гордыни — пусть несовершенная жизнь безоговорочно примет моё совершенное руководство. Поэтому гордец считает, что нужно менять не себя, а мир и других людей. Мигель не Унамуно пишет: «Требовать от кого-либо, чтобы он стал другим, - это все равно, что требовать от него, чтобы он прекратил быть самим собой. Всякая личность сохраняет себя, допуская изменения в своем способе мышления и бытия только в том случае, если эти изменения могут вписаться в единство и непрерывность ее духовной жизни».

Фундаментом гордыни является чувство, что в мире отсутствует Высшая Сила, отсутствует энергия любви и процветания, в ней нет высшего начала, абсолюта. Есть только совершенный Я и несовершенная жизнь. Поэтому нужно в ней хорошо работать локтями, идти к цели, не считаясь со средствами, нужно бороться и сражаться за своё место под солнцем. Жизнь воспринимается гордыней, как некое агрессивное пространство и поэтому в ней нужно идти на «таран», нападать, рвать всех, как Тузик тряпку. В основе гордыни — страх перед жизнью.

Никто иная, как гордыня провоцирует человека причинять вред другим живым существам и даже идти на убийство. Гордыня нашептывает уму: «Я выше этих ничтожных людишек, поэтому имею право вершить их судьбы». Носитель гордыни всегда неосознанно, помимо своей воли агрессивен. Он не думает об окружающих, главное, чтобы ему было комфортно. Ослепленный гордыней человек проявляет самомнение, самонадеянность, опрометчивость, считая, что каждая его мысль – абсолютная истина в последней инстанции. Это обусловливает массу ошибок и просчетов. У грузин есть хорошая пословица: «Кто задирает голову, тот спотыкается». Гордец начинает нервничать и гневаться на других, причинять им страдания.

Гордыня – это все пороки в одном, то есть представляет собой собирательное качество личности. Не случайно церковь считает гордыню смертным грехом. Генри Лайон Олди в книге «Дитя Ойкумены» пишет: «Жестокость – изнанка обиды. Ненависть – изнанка слабости. Жалость – изнанка взгляда в зеркало. Агрессия – тыл гордыни. Теперь возьмем всё это – плюс многое другое – разделим на бумажные жребии, бросим в шляпу, встряхнем, хорошенько перемешаем и начнем тянуть билетики в другом порядке. Думаете, что-то изменится? Ничего подобного».

Всякие классификации условны и, всё же, постараемся разбить пороки – производные гордыни, по определенным группам. Так, в первую группу поместим качества личности, проявляющие постоянное стремление возвыситься или чрезмерно унизиться перед людьми. Это высокомерие, надменность, кичливость, чванство, спесивость, строптивость, самолюбование, самомнение, самодовольство, самоуничижение, заносчивость, превосходство. Вторая группа качеств личности связана со стремлением человека иметь больше других. Это алчность, жадность, похотливость, вожделение, сладострастие, зависть, неудовлетворенность жизнью, недовольство. Третья группа качеств личности связана с проявлением склонностей человека идти во внешний мир с растопыренными локтями, на «таран», в лобовую атаку, пытаясь реализовать свои желания в ущерб намерениям остальных. Это эгоизм, корыстолюбие, бесцеремонность, наглость, хамство, грубость, бестактность, невоспитанность, неучтивость, непочтительность, беззастенчивость, бессовестность, развязность, разнузданность, бескультурье. В четвертой группе качеств, связанных с желанием славы, сгрудились в кучу тщеславие, хвастовство, самонадеянность, нездоровая амбициозность, чрезмерное честолюбие, нескромность, звездная болезнь. В пятой группе представлена делегация качеств личности, скрытно проявляющих стремление человека быть выше других. Это лицемерие, ханжество, коварство, вероломство, сплетничество, клеветничество, подхалимство, лесть, лживость, скрытность, доносительство.

Английский философ Фрэнсис Бэкон подметил: «Гордость лишена лучшего качества пороков — она не способна скрываться». Действительно, многие пороки можно скрыть. Сладострастию можно предаваться тайком, ханжество прикрывать показной добродетелью. Из гордыни плохая партизанка. Имея в основе столько пороков, она, даже обладая феноменальной артистичностью, не в силах спрятать свой хищный оскал от глаз окружающих. Гордец «гроша не стоит, глядит — рублем», но все понимают, что таким, как он, пятак за пучок в базарный день. Немецкая поговорка гласит: «Глупость и гордыня растут на одном дереве».

По каким признакам вычисляется гордыня? Признаков достаточно много. Если разбирать каждый в отдельности понадобится целая книга, поэтому ограничимся простым их перечислением: уверенность, что ты всегда прав; покровительственное отношение к другим и отношение свысока; чрезмерное чувство собственной важности; унижение себя и других; непрощение себя и других; мысль о том, что ты лучше других; приписывание себе трудов и заслуг других людей; умение поставить соперника в невыгодное положение; контроль над ситуацией без несения ответственности за неё; надменное отношение, суетность, стремление часто смотреться в зеркало; выставление напоказ достатка, одежды и прочего; не позволение другим помогать себе, неготовность работать вместе с другими; привлечение к себе внимания; болтливость, разговоры о своих проблемах; обидчивость; излишняя чувствительность или бесчувственность; мысли о том, что другие думают и говорят о тебе, чрезмерная занятость своей персоной; использование слов, которые слушатели заведомо не понимают; ощущение своей никчемности; отказ измениться или мысль о том, что не стоит изменяться; разделение людей на иерархические уровни, поведение в соответствии с иерархией; мысли о том, что ты важнее других, когда делаешь конкретную работу; работа сверх всякой меры; недоверие к Богу и людям; сотворение кумира из себя и из других; неблагодарность; пренебрежение малыми людьми; невнимание; неосознание своей гордыни и духовных проблем; наличие раздражительного тона; мысль о том, чтобы проучить кого-либо; неподчинение воле Бога; недостаток самоуважения; безрассудство и бездумство; нечестность по отношению к себе и другим; неспособность пойти на компромисс; желание всегда оставить последнее слово за собой; нежелание делиться своими знаниями; невнимание к физическому телу или чрезмерное внимание к нему; мысль о необходимости спасать других от их проблем.

Гордыня, порождая эгоизм, блокирует разум. Человек считает себя центром Вселенной, он уже всё знает. О личностном росте приходится забыть. Академик Павлов говорил: «Никогда не думайте, что вы уже всё знаете. И как бы высоко не оценили вас, всегда имейте мужество сказать себе: я невежда. Не давайте гордыне овладевать вами. Из-за неё вы будете упорствовать там, где нужно согласиться, из-за неё вы откажетесь от полезного совета и дружеской помощи, из-за неё утратите веру объективности».

Есть такая замечательная притча:

Я просил Бога забрать мою гордыню
И Бог сказал мне: «нет»
Он сказал, что гордыню не забирают. От неё отказываются.

Я просил Бога вылечить мою прикованную к постели дочь,
И Бог сказал мне: «нет»
Он сказал, что душа её вечна, а тело всё равно умрёт.

Я попросил Бога даровать мне терпение,
И Бог сказал мне: «нет»
Он сказал, что терпение результат испытаний.
Его не дают, а заслуживают.

Я попросил Бога подарить мне счастье,
И Бог сказал мне: «нет»
Он сказал, что даёт благословение,
А буду ли я при этом счастлив, зависит от меня.

Я попросил уберечь меня от боли,
И Бог сказал: «нет»
Он сказал, что страдания отделяют человека от мирских забот
И приближают к Нему

Я попросил Бога духовного роста,
И Бог сказал: «нет»
Он сказал, что дух должен вырасти сам,
А Он лишь будет подрезать меня,
чтобы заставить плодоносить.

Я попросил Бога помочь мне любить других так же,
Как Он любит меня,
И Бог сказал: «Наконец-то ты понял, о чём надо просить»….

Я просил сил,
и Бог послал мне испытания, чтобы закалить меня…
Я просил мудрости,
и Бог послал мне проблемы,
над которыми приходится ломать
голову…
Я просил мужества,
и Бог послал мне опасности…
Я просил любви,
и Бог послал мне нуждающихся в моей помощи….
Я просил благ,
и Бог дал мне возможности…
Я не получил ничего из того, что просил.
Я получил всё, что мне было нужно.
Бог внял моим молитвам.

Писатель Владимир Рыбин в романе «Поцелуй Иуды» в контексте гордыни пишет: «… Отринь гордыню, не мни себя Богом. Потому что тебе мало дано. Но в том малом, что тебе дано, ты обязан быть Богом. Ибо ты создан Богом по образу Его и подобию.

Отринь гордыню. Но и самоуничижение тоже отринь. Богу не нужны ничтожества, унижающие себя. Даже постом и молитвой. Пост и молитва для того, чтобы ты не забывал о своем предназначении исполнять волю Бога. Чтобы в том малом, что тебе дано, ты творил, созидал, обогащая себя и людей, мир. Не распознать, загубить это малое, данное тебе, и есть неисполнение Божьей воли…

Сатана говорит: «Ты червь». Божественность, заложенная в тебе, настаивает: «Ты - подобие Бога!»

Гордостью живи, но не гордыней. Будь творцом и учись в каждом видеть творца. И делай, делай, а не рассуждай. Рассуждение - лишь преддверие к делу. Помни Евангелие: «Молитва без дел - мертва». И не откладывай на потом, не забывай урок Гамлета: «Погибают замыслы от долгих отлагательств»…»

Гордыня косит всех людей без разбору, но особенно она благоволит к людям, добившимся власти или унаследовавшим ее. У всех царственных особ играет гордыня. Даже отец Петра Великого, русский царь Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим, не чурался гордыни. Историк Н.И. Костомаров дал ему такую характеристику: «Приветливый, ласковый царь дорожил величием своей царственной власти, своим самодержавным достоинством: оно пленяло и насыщало его. Он тешился своими громкими титулами и за них готов был проливать кровь. Малейшее случайное несоблюдение правильности титулов считалось важным уголовным преступлением… Царь являлся народу не иначе как торжественно. Вот, например, едет он в широких санях: двое бояр стоят с обеих сторон в этих санях, двое на запятках; сани провожают отряды стрельцов. Перед царем метут по улице путь и разгоняют народ… Москвичи считали благоразумным прятаться в дом, когда проезжал царь…»

Петр Ковалев

Психологи о гордыне

В чем проявляется гордыня?

Ниже вы можете почитать о проявлениях гордыни и возможно, узнать о себе много нового. Не думайте, что если в вас есть проявления гордыни, то вы - плохой человек. Но умение осознать ее черты в своей личности способно изменить вас.

1. Чувство собственной правоты и непогрешимости. Я прав, другие – нет. Я знаю, как должно быть и никто не имеет права мне перечить. Неумение быть гибким и нежелание ставить себя на место другого приводит нас к ссорам и взаимной вражде. Наибольшее проявление этой черты гордыни – нацистское мировоззрение. Усомнитесь в своих принципах хотя бы на мгновение. Быть может, ваш оппонент сможет показать вам мир с совершенно другой стороны.

2. Жалость к себе. Правительство меня обкрадывает, начальник недооценивает, друзья не понимают, жена постоянно ворчит, а дети – такие неблагодарные. Желание жалеть себя такое сладкое и расслабляющее, оно избавляет от ответственности за свои поступки и делает других виноватыми. Но решает ли такая позиция положение вещей? Вам достаточно взять себя в руки, пресекать желание жалеть себя и обвинять других и мир станет совершенно другим – более приветливым и поддающимся вашим желаниям.

3. Надменность. Мы используем позицию снисходительности, когда считаем кого-то ниже себя: нищего, младшего сотрудника, ребенка, более слабого, старика, менее талантливого. А имеем ли мы на это право? Должно ли крепкое дерево снисходительно относиться к ростку только потому, что тот на другой стадии развития?

4. Унижение. Унижаете ли вы себя или другого – это зависит только от роли в игре. Вы можете быть агрессором или пассивной жертвой, но гордыня от этого не становится меньше. Может показаться странным: как унижающий себя человек может быть горделив? Он это делает только потому, что не потерпит, чтобы подобным образом к нему относились другие. Вот и наносит предупреждающий удар. «Ой, я сегодня так плохо выгляжу» — унижает себя женщина. А ее подруга, даже если про себя подумала, что так оно и есть, все равно ответит: «Ну что ты, у тебя сегодня отличная прическа!». И вот гордыня уже ухмыляется…

5. Незаменимость. Бывало ли у вас когда-нибудь тайная радость от того, что у другого ничего не получается без вашей помощи? Вас увольняют, а компания после этого теряет свои позиции – ваша гордыня ликует. Мнение, что без вас нельзя обойтись, делает вас особенно горделивыми. «Незаменимых людей не бывает, но я то – не все». Такая позиция тормозит самое успешное развитие. Когда вы уходите из компании, группы, коллектива, то ваше место освобождается для другого, более подходящего человека, а для вас уже готово другое – также более подходящее для вас место. Но мы, в силу своей ограниченности, тормозим этот процесс и всеми силами стараемся все вернуть на свои места, ведь там было так стабильно. Но что, если новое место – это новая зарплата, высокое положение и лучшее развитие?

6. Зацикленность на том, что думают другие. Она смещает центр внимание и уводит вас от истинной цели. Желая быть хорошим для всех и каждого, у вас не остается сил и времени следовать своим настоящим мечтам. Вы сосредотачиваетесь только на том, что будут думать другие, забывая о том, чего же вы действительно хотите.

7. Хвастливость. Кто на свете всех милее? Королева из сказки про Спящую красавицу – это архетип, который свойственен каждому из нас, даже если закопан где-то глубоко в недрах подсознания. Хвастливость появляется от низкой самооценки. «Кто меня похвалит, если не я сам?» Именно в этом случае слова не должны иметь никакого значения, только – действия и поступки, которые будут намного красноречивее нас самих.

8. Отказ от помощи. Давать другим – это пожалуйста, брать у других – стыдно. Хотя на самом деле стыдно гордыне, ведь любой дар подразумевает взаимозависимость. Обмен составляет основу жизни общества, но горделивые люди воспринимают обмен как ярмо, кандалы, от которых поскорее хочется избавиться, или вообще избежать.

57 признаков гордыни

1. Уверенность в собственной постоянной правоте (непогрешимость).

2. Покровительственное отношение к другим, отношение свысока.

3. Чувство собственной исключительности.

4. Ощущение себя жертвой.

5. Хвастовство.

6. Приписывание себе трудов и заслуг других людей.

7. Умение поставить соперника в невыгодное положение, управление людьми для достижения желаемого.

8. Контроль над ситуацией, но без несения ответственности за ситуацию.

9. Выставление напоказ достатка, одежды и пр.
10. Не позволение другим помогать себе и неготовность работать вместе с другими.

11. Привлечение внимания к своей личности голосом, манерами, поведением.

12. Болтливость или постоянные разговоры о своих проблемах и биографии.

13. Обидчивость.

14. Излишняя впечатлительность или бесчувственность. Поспешность в выводах, или нежелание признавать факты.

15. Чрезмерная занятость своей персоной, интроверсия.

16. Сосредоточенность на том, что другие думают или говорят о тебе.

17. Использование слов, которые слушатель не понимает, и ты об этом знаешь.

18. Ощущение своей никчемности.

19. Отказ измениться или мысли о том, что у тебя это не получится.

20. Непрощение себя и других.

21. Разделение людей на иерархические уровни – кто лучше или важнее, затем поведение в соответствии с этой иерархией. Нежелание признавать старшинство.

22. Чувство, что ты становишься важным, когда делаешь конкретную работу.

23. Брать на себя непосильную работу, а также находить удовольствие в праздности.

24. Подозрительность к людям и Богу.

25. Состояние озабоченности тем, какое впечатление ты производишь на других.

26. Мысль о том, что ты выше обычного закона и выполняешь особую миссию.

27. Сотворение кумира из себя и из других.

28. Отсутствие свободного времени для самопознания и общения из-за беспокойства о деньгах.

29. Изменение манеры поведения в зависимости от того, с кем имеешь дело. Отсутствие простоты в отношениях.

30. Поверхностность в чувстве благодарности.

31. Игнорирование "малых людей". Извлечение выгоды из своего положения.

32. Невнимательность к тому, с чем соприкасаешься в данный момент.

33. Наличие раздражительного тона, нетерпимость к проявлениям ошибок и недостатков других людей.

34. Мысль о том, чтобы проучить кого-либо.

35. Не осознание предубеждений и не желание их прояснять.

36. Распространение слухов и сплетен.

37. Неподчинение воле Бога и старших, зависимость от собственных желаний.

38. Зависимость от всего того, что услаждает чувства, безумие.

39. Безрассудство, подавленное чувство меры.

40. Наличие отношения: "Моя группа самая лучшая", "Я буду слушать только своих, и служить только им".

41. Индивидуализм, нежелание быть в семье и в обществе, и нести ответственность за близких людей в молитве и практических поступках.

42. Нечестность и непорядочность в отношениях.

43. Неспособность понимать других и приходить к общим решениям.

44. Желание всегда оставлять последнее слово за собой.

46. Зависимость от советов и мнений, безответственность.

47. Нежелание делиться своими знаниями и информацией с другими для того, чтобы иметь возможность контроля над ними.

48. Невнимание к физическому телу под предлогом духовности или чрезмерное внимание к нему в ущерб душе.

49. Мысль о том, что делать это должен именно ты, т. к. никто другой не сможет сделать это лучше.

50. Указание на ошибки другого в тоне осуждения или унижения.

51. Мысль о необходимости спасать других от их проблем (и мысль, и действие).

52. Общение и поддержка других, в результате которой они попадают в интеллектуальную и эмоциональную зависимость от наставника.

53. Изменение отношения к людям в зависимости от их мнений, внешнего вида, и пр.

54. Пренебрежение внешними нормами и правилами культуры, принятыми в своем обществе и семье.

55. Ощущение права распоряжаться имуществом других, и игнорирование норм, принятых в другой семье.

56. Сарказм, цинизм и грубость в высказываниях и чувствах.

57. Отсутствие счастья.

Гордыня - враг внутри нас

Нам всем хочется развиваться, достигать успехов в жизни, да и просто, в конце концов, быть счастливыми. Но главным препятствием на пути к цели становимся мы сами. Да, именно в нас самих и скрыт главный враг. И имя ему – гордыня.

Многие люди, говоря о гордыне, подразумевают эгоизм, возвышение себя над другими. Но оказывается, этот враг за время, что живет в человеке, научился хорошо скрываться под многими другими личинами, успешно мешая нам счастливо жить и совершенствоваться. Давайте разберёмся, что же это за враг и как его распознать.

Все наши обиды являются проявлением гордыни. Нам кажется, что мы такие хорошие и с нами поступают так несправедливо. А нам просто преподают урок, но гордыня мешает нам учиться, познавать и понимать этот мир. Мы начинаем замыкаться на себе, и потом от той же гордыни у нас возникает чувство жалости к себе, мол, мы так стараемся, а у нас ничего хорошего не получается, всё с таким трудом даётся, испытание за испытанием, а другим всё дается легко и даром. Мы обижаемся за то, что нас не ценят - на работе и дома, друзья и близкие нам люди. А всё потому, что мы не можем дать себе верную оценку, выразить себя другим людям. Ведь это гордыня хочет, чтобы наши заслуги все замечали и благодарили нас за них. Нам только кажется, что нас обижают, раздражают, пользуются нами и совсем не ценят. На самом же деле это гордыня видит всё в подобном цвете. Она мешает нам строить отношения с противоположным полом, с детьми и родителями. Заставляет нас испытывать чувство ревности, мол, к тому-то относятся или относились лучше, чем к тебе. В итоге, все эти переживания лишают нас покоя. Мы страдаем, заставляем страдать других, и даже не подозреваем, что в том или ином случае проявляется наша гордыня

Как же так? Это звучит просто невероятно! Какая гордыня?! Меня просто не понимают, не могут оценить потому, что им не дано, они невежественные эгоисты! Многие так думают.

А ведь каждый может отвечать только за себя. Если кто-то действительно не понимает или не может оценить, то нужно постараться объяснить, или принять таким, каким есть. Но нам хочется переделывать всех и вся, но только не себя. Многим, наверное, даже трудно представить от скольких бы страданий они себя избавили, если бы поняли, что зачастую их реакция на те, или иные обстоятельства, такая болезненная не потому, что вокруг все плохие, а потому, что в нас глубоко сидит гордыня. И её невозможно насытить, успокоить. Ей всегда чего-то будет не хватать, для неё всегда будет что-то не так. Это то едкое чувство, когда нам всё время чего-то не хватает для полного счастья, чтобы мы не делали.

Эгоизм также является проявлением гордыни, но это не любовь к себе. Ведь, когда умеешь любить себя, умеешь любить и других, да и в жизни не достичь успеха без взаимодействия с окружающим миром. Гордыня, в первую очередь, является чувством собственной важности. Для горделивого человека важней всего собственные чувства, желания и удовлетворение их. Гордыня порождает страхи и лень, нежелание принимать новые знания и чей-то полезный опыт, препятствует избавлению от своих неосознанных привычек и ложных понятий. Мы привыкаем к определённому образу мышления и жизни, перестаём быть гибкими, отрицаем всё то, что не вписывается в картину нашего мировоззрения, а наша гордыня яростно всё это защищает. Этими щитами она прикрывает свое невежество - несостоятельность, незнание и неумение. Нам кажется, что не будь у нас на всё своего особого и непохожего мнения, мы бы уже погибли, нас раздавила бы враждебная среда. Но на самом деле мы защищаемся от самих себя. Мы лишаем себя шанса быть счастливыми. Ведь счастье - это согласие с окружающим миром, людьми, а самое главное с самим собой. Но пока в нас живет гордыня, мы не можем слышать свой дух, своё настоящее «Я», голос своего сердца.

Очень трудно человеку самому заметить в себе гордыню. В ком-то другом это сделать намного легче. Но в себе, ещё и при полном отсутствии самообладания и осознанности, заметить гордыню крайне трудно. Зачастую, даже глубокое самокопание и пересмотр жизненных обстоятельств тоже приводит к плачевному исходу, всё тем же расстройствам, всё из-за той же гордыни. Но выход есть. Постарайтесь быть для самих себя посторонним наблюдателем. Чаще ставьте себя на место других. Попробуйте в тех жизненных обстоятельствах, где вы страдаете или вас что-то задевает, дать себе совет так, как вы бы давали его кому-то другому. Прислушайтесь к окружающим, друзьям и близким. Они ваше зеркало, в них, в их поведении и отношении к вам вы многое сможете увидеть и узнать о себе. Думайте в эти мгновения не о них, а о себе. Постарайтесь понять, почему они так себя ведут с вами, что этому предшествовало с вашей стороны. Помните, что окружающие вас люди и различные обстоятельства это отражение вас самих, и они случаются для того, чтобы дать вам подсказку, урок - научить вас мудрости. И, конечно же, самое важное, примите себя такими, какими вы есть. Будьте с собой честными, цените себя, но не старайтесь казаться лучше, чем вы есть на самом деле, а стремитесь развиваться и становится действительно лучше. Не давайте гордыне шанса водить вас всё время за нос и заставлять страдать от вечной неудовлетворённости окружающим миром и жизнью в целом.

Гордыня и гордость - существует ли разница? Современное общество выдвигает несколько версий. Некоторые относят такие качества к диаметрально противоположным. Другие доказывают, что это одинаковые свойства. Если заглянуть в Библию, то вывод однозначен - гордыня и гордость - однокоренные слова. Следовательно, несут они один смысл. Только гордость - несколько меньшее зло. Ее представляют как доброкачественную опухоль. В то время как гордыня - это злокачественное образование. Она приносит вред самому человеку и окружающим. Что же таится под такими понятиями? И в чем сокрыта разница между этими качествами?

Что говорит религия?

В наши дни очень много говорится о гордыне. Однако большинство людей путают это понятие с гордостью. Рассмотрим, что же говорят религии о данных качествах.

В православном мире гордыню считают одним из восьми смертных грехов. У католиков она вошла в концепцию семи пороков. В исламе гордыню называют кибр. Дословно переводится как «высокомерие». Ее относят к большим грехам, которые в большинстве случаев становятся источником других ошибок.

Таким образом, все религии разграничивают такие качества, как гордость и гордыня. Разница заключена в следующем. Человек, ослепленный гордыней, превозносит себя, хвалится перед Богом своими качествами, напрочь позабыв, кто наделил его ими. Такая особа самонадеянна и верит в то, что всего способна достичь самостоятельно, а не по Божьей воле. В своей гордыне человек не благодарит Всевышнего за то, что имеет (жизнь, слух, зрение) и получает (кров, пропитание, детей).

Современное понимание гордыни и гордости

Как же характеризуют данные качества просветленные умы нашего общества? Википедия приводит следующее толкование. Гордыня - это непомерная гордость, высокомерие, заносчивость и эгоизм. Характеристика проста, но достаточно понятна.

Гордость - это отражение положительной самооценки. Наличие самоуважения, собственной ценности и чувства достоинства. Подобным образом такое свойство трактует и словарь Ожегова. Книга, изданная в 2009 г., определяет качество «гордость» как самоуважение, ощущение собственного достоинства.

Такие характеристики приводят компетентные источники. А теперь разберем, что приводит к развитию порока.

Почему возникает гордыня?

В чем же истоки столь неприятного качества? Психологи утверждают, что возникает гордыня из страха. У человека появляется боязнь, что он не будет любим таким, какой он есть. Такие опасения приводят к стремлению возвысить себя над другими людьми. Неуверенность в себе толкает его в лапы гордыни.

Этим лицам свойственно сравнивать себя с другими, страшась найти в них лучшие качества. Поэтому гордецы всем и всегда подчеркивают свои преимущества. Особенно ярко проявляется это при сравнении себя с другими. В результате они просто жаждут получить похвалу. Только так они способны доказать свою значимость. И доказывают это они скорее себе, чем окружающим. Для гордецов это своеобразный способ самоутвердиться.

Очень важно понять, что гордыня - это порок, неизменно толкающий человека в пропасть.

Негативное качество

Из вышесказанного становится ясно, что далеко не одно и то же гордость и гордыня. Разница в данных понятиях колоссальна. Именно она позволяет утверждать, что вышеназванные качества противоположны. И в жизни они приводят человека к разным результатам.

Гордыня - это неуважение практически ко всему: к людям, окружающему миру, к чужим достижениям. Проявляется данное качество как безосновательное высокомерие, ощущение собственного превосходства. Иногда такие люди отгораживаются от всех своим раздутым мирком. Неудивительно, что данное качество сулит своему владельцу неудовлетворенность, утрату радости, закрытость, одиночество. Замечено, что люди, в душе которых поселилась гордыня, крайне мнительны, очень уязвимы. Они часто конфликтуют и, как следствие, переживают постоянные разочарования и неудачи. Такие люди очень обидчивы. Хотя в душе глубоко несчастны.

Если гордыня - пропасть, развернувшаяся пред человеком, то гордость - хорошее качество, способное привести к успеху. Нередко именно оно поднимает человека на небывалую высоту.

Положительное качество

Чем гордость отличается от гордыни? Давайте разбираться. Итак, гордость - это собственное достоинство, способность уважать как себя, так и других. Такие люди умеют ценить духовное, свои таланты и достижения окружающих особо. Отличает их такое качество, как справедливое отношение. Люди, обладающие гордостью, защищают и ценят именно то, что того заслуживает. При этом совершенно не важно, твое это или же чужое.

Гордость позволяет человеку отлично видеть свои слабости и недостатки, над которыми еще следует трудиться. Такие люди справедливы и адекватны к себе. Ведь гордость не заставляет их бежать от своих недостатков. Поэтому такие люди отлично понимают свои проблемы. И что в результате? Понимая своих слабости намного лучше, чем способны это сделать окружающие, они становятся практически неуязвимыми. Ведь они не комплексуют по этому поводу. Такой человек прекрасно осознает, что все люди наделены недостатками. А поскольку он усиленно трудится над своими, то любые проблемы для него - лишь временное явление.

Отличие понятий

Достаточно красноречиво говорит о различии в данных качествах следующий разговор между отцом и сыном. Ребенок спросил: «Гордыня и гордость? Отличия в чем?» Призадумался отец. А затем ответил: «Гордость - это понимание того, что для окружающих ты сделал все, на что был способен. Гордыня же - это иллюзия, якобы тебе по силам осуществить то, что не могут сделать людишки».

Итак, давайте рассмотрим, что привносит в жизнь человека гордыня и гордость. Отличия настолько велики, что не оставляют сомнений в противоположности понятий.

Что сулит гордость?

  1. Позитивное отношение. Человек уважает не только «свое», но и чужие ценности. Подразумевается справедливое отношение к другим людям, основанное на чести.
  2. Позитивные, благородные чувства и эмоции. У человека возникает гордость за себя, свою работу, детей. Искренность данного чувства способна сделать его счастливым.
  3. Ответные чувства. Большой позитив в душе не остается незамеченным другими. Поэтому в ответ рождается уважение к такому человеку.
  4. Опора. Люди, несущие в душе гордость, отлично понимают свои достоинства и сильные стороны. Это дает им возможность в любой ситуации опереться на них.
  5. Неуязвимость. Человек обладает внутренним достоинством. И даже если весь мир отвернется от него, он не упадет низко. Ведь такие люди не ищут поддержки во внешней шелухе.
  6. Достойные свершения. Гордость побуждает человека ставить перед собой новые цели и достигать их.
  7. Уважительные отношения. Такие люди закладывают в основу общения честь. Именно поэтому им удается выстроить уважительные, достойные отношения.

Что порождает гордыня?

  1. Негативное отношение. К нему приводит полное неуважение, презрение, игнорирование других людей и их ценностей.
  2. Негативные эмоции, разъедающие душу. Такие качества, как презрение, неуважение, зависть, сарказм, отвращение и непринятие, злость, обида делают человека глубоко несчастным.
  3. Непринятие в ответ. Общение с такими людьми складывается довольно сложно. Как правило, возникает желание закрыться от них и более с ними не сталкиваться. Лишь мудрые и сильные личности способны сочувствовать тем, кто заражен гордыней.
  4. «Мыльный пузырь». Человек опирается на иллюзии. К сожалению, это надуманное величие. За которым ничего в большинстве случаев не стоит.
  5. Уязвимость. Такие личности невосприимчивы к любой критике. Они мнительны, обидчивы и агрессивны. Теряя внешнюю поддержку, а следовательно, подпитку своего «Я», они «сдуваются», словно резиновый шар. Ведь реальной опоры у них нет.
  6. Самоупивание. Обладатель гордыни считает, что достиг уже всего. Такое мнение не позволяет ставить пред собой новые цели и стремиться к их достижению.
  7. Конфликтность. Одна из распространенных черт, присущих таким личностям. К сожалению, это часто разрушает доверие, чувства и доброту.

Как избавиться от гордыни?

Бороться с ней можно несколькими путями. Осознав, чем гордость отличается от гордыни, самое главное - найти этот порок в себе. Некоторые люди стремятся уничтожить неприятное качество одним ударом. Это тропа отшельников, святых, которые путем лишения пытаются достигнуть совершенства.

Если говорить о простых людях, которым свойственна и гордыня, и гордость, то им подойдет другой метод. Он основан на следующем:

  1. Осознание мира и себя. Предназначение любого человека - нести на землю радость и свет. Умение отдавать - природная потребность души. Человек, который не делает этого, загоняет себя в страдания.
  2. Самосовершенствование и самопознание. Нельзя расходовать всю жизненную энергию лишь на удовлетворение потребностей тела. Разум в таких обстоятельствах попросту деградирует. Следует помнить, что каждый человек имеет свое земное предназначение. Чтобы в душе поселилась гармония, следует проанализировать, в какой области вы способны принести человечеству благо. Именно в этом направлении нужно самосовершенствоваться.
  3. Развитие необходимых качеств. В противовес гордыне ставятся такие качества, как благодарность, смирение, трудолюбие, ответственность, вера, благотворительность, любовь. Развивая их, человек способен перебороть неприятный порок.

Заключение

Если человек плохо видит, ему советуют приобрести очки. Но если кто-то, читая о признаках, которые характеризуют такие качества, как гордыня и гордость, не замечает ни одного порока в себе, никакие увеличительные стекла не помогут. В таком случае, как утверждают компетентные источники, ощущение собственной важности развито непомерно. Вспомните, и выделиться нравится, и поспорить, и похвастаться… Следовательно, есть над чем поработать.

«Грех Люцифера»

Нам, людям, воспитанным в советское время, с детства внушалось, что гордость – чуть ли не главная добродетель советского человека. Помните: «Человек – это звучит гордо»; «У советских собственная гордость: на буржуев смотрят свысока». И действительно, ведь в основе любого бунта лежит гордость. Гордость – грех сатаны, первая страсть, которая появилась в мире еще до сотворения людей. И первым революционером был сатана.

Когда был создан мир ангельский, небесное воинство, один самый высший и могущественный ангел, Денница, не захотел находиться в послушании и любви к Богу. Возгордился своим могуществом и силой и возжелал сам стать как Бог. Денница увлек за собой многих ангелов, и произошла на небе война. Архангел Михаил и ангелы его сражались с сатаной и победили злое воинство. Сатана-Люцифер пал как молния с небес в преисподнюю. И с тех пор преисподняя, ад – это место, где обитают темные духи, место, лишенное света и благодати Божией.

Бунтарь-революционер не может не быть гордым, он продолжатель дела Люцифера на земле.

Коммунизм – это квазирелигия, и, как любое вероучение, он имеет свой «символ веры» и свои заповеди. Свои «мощи», «иконы», хоругви – транспаранты и крестные ходы – демонстрации. Только рай большевики предполагали построить на земле, без Бога, и, конечно, всякая мысль о смирении считалась смешной и нелепой. Какое еще смирение, когда «мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем».

Однако Бог поругаем не бывает, и сама история вынесла над большевиками свой суд. Рай без Бога построить не удалось, гордые замыслы были посрамлены. Но хотя коммунизм пал, гордости не стало меньше, просто она приняла другие формы. Говорить с современным человеком о смирении тоже очень непросто. Ведь рыночное капиталистическое общество, нацеленное на успех и карьерный рост, также основано на гордыне.

Хотя часто приходится слышать на исповеди, когда задаешь вопрос о грехе гордости, и такой ответ: «Чего-чего, а гордости у меня нет». Святителю Феофану Затворнику одна женщина пишет: «Говорила с духовным своим отцом и сказывала ему о себе разное. Он прямо мне сказал, что я горда и тщеславна. Я ему ответила, что я совсем не горда, но терпеть не могу приниженности и угодничества». И вот что ответил ей святитель: «Отпели прекрасно. Вы не давайте себя им в обиду, чтоб знали, что за вас голою рукою нельзя хватать. Вишь, выдумал называть как, да еще в глаза? Теперь и я вам приговорю: на что же лучшее доказательство, что вы горды, как отповедь ваша? Она не плод смирения. И зачем вам поперечить такому приговору?.. Лучше вам, не переча, положить вникать в себя хорошенько, нет ли, в самом деле, в вас сего зелья, крайне недоброго».

Итак, что же такое гордость и как этот грех проявляется? Снова обратимся к святителю Игнатию (Брянчанинову): гордость – «презрение ближнего. Предпочтение себя всем. Дерзость. Омрачение, дебелость ума и сердца. Пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Лжеименитый разум. Непокорность закону Божию и Церкви. Последование своей плотской воле. Чтение книг еретических, развратных, суетных. Неповиновение властям. Колкое насмешничество. Оставление христоподражательного смирения и молчания. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему. Ложная философия. Ересь. Безбожие. Невежество. Смерть души».

Суд и осуждение

Святой Кассиан Римлянин говорит о гордости, что хоть она и стоит последней в списке восьми страстей, «но по началу и времени есть первая. Это самый свирепый и самый неукротимый зверь».

Гордость в череде страстей стоит после тщеславия, а значит и проистекает от этого порока, имеет в нем начало. «Блистание молнии предуказует громовой удар, а о гордости предвещает появление тщеславия», – наставляет преподобный Нил Синайский. Поиск тщетной, суетной славы, похвалы, завышенная самооценка рождает превозношение над людьми: «Я выше их, достойнее; они ниже меня». Это и есть гордость. С этим чувством связано и осуждение. Как же, если я выше всех, то значит и праведнее, все остальные грешнее меня. Завышенная самооценка не позволяет объективно судить о себе, зато помогает быть судьей других.

Гордыня, начавшись с тщеславия, может дойти до глубин адовых, ведь это грех самого сатаны. Ни одна из страстей не может вырасти до таких пределов, как гордость, в этом-то и есть ее главная опасность. Но вернемся к осуждению. Осуждать – значит судить, предвосхищать суд Божий, узурпировать Его права (в этом тоже страшная гордость!), ибо только Господь, знающий прошлое, настоящее и будущее человека, может судить о нем. Преподобный Иоанн Савваитский рассказывает следующее: «Раз пришел ко мне инок из соседнего монастыря, и я спросил его, как живут отцы. Он отвечал: “Хорошо, по молитвам вашим”. Затем я спросил об иноке, который не пользовался доброй славой, и гость сказал мне: “Нисколько он не переменился, отче!”. Услышав это, я воскликнул: “Худо!”. И только я сказал это, тотчас почувствовал себя как бы в восторге и увидел Иисуса Христа, распятого между двумя разбойниками. Я было устремился на поклонение Спасителю, как вдруг Он обратился к предстоящим ангелам и сказал им: “Изринте его вон, это антихрист, ибо осудил брата своего, прежде Моего суда”. И когда, по слову Господа, я изгонялся, в дверях осталась моя мантия, и затем я очнулся. “Горе мне, – сказал я тогда пришедшему брату, – зол сей день мне!”. ”Почему так?” – спросил тот. Тогда я рассказал ему о видении и заметил, что оставленная мной мантия означает, что я лишен покрова и помощи Божией. И с того времени семь лет провел я, блуждая по пустыням, ни хлеба не вкушая, ни под кров не заходя, ни с человеками не беседуя, пока не увидел Господа моего, возвратившего мне мантию», – повествуется в Прологе.

Вот как страшно выносить суждение о человеке. Благодать отошла от подвижника только оттого, что он сказал про поведение брата: «Худо!». Сколько же раз на дню мы в мыслях или словом даем свою беспощадную оценку ближнему! Каждый раз забывая слова Христа: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7: 1)! При этом мы в душе, конечно, говорим себе: «Уж я-то никогда не сделал бы ничего подобного!». И очень часто Господь для нашего исправления, чтобы посрамить нашу гордыню и желание осуждать других, смиряет нас.

В Иерусалиме жила одна девственница, которая шесть лет провела в своей келье, ведя жизнь подвижническую. Она носила власяницу и отреклась от всех земных удовольствий. Но потом бес тщеславия и гордости возбудил в ней желание осуждать других людей. И благодать Божия оставила ее за чрезмерную гордость, и она впала в блуд. Это случилось потому, что она подвизалась не из любви к Богу, а напоказ, ради суетной славы. Когда же она пришла в опьянение от демона гордости, святой ангел, страж целомудрия, оставил ее.

Очень часто Господь попускает нам впасть именно в те грехи, за которые мы осуждаем ближних.

Наши оценки ближнего очень неполны и субъективны, мы не только не можем заглянуть в его душу, но и часто вообще ничего не знаем о нем. Христос не осуждал явных грешников, ни блудниц, ни прелюбодеев, потому что знал, что земной путь этих людей еще не закончен, и они могут стать на путь исправления и добродетели. Только суд после смерти подводит последнюю черту всему тому, что сделал человек в жизни. Мы видим, как человек грешит, но не знаем, как он кается.

Как-то я вернулся с кладбища, куда меня пригласили отслужить панихиду, и женщина, позвавшая меня, попросила освятить ей машину. При освящении присутствовал один мой друг. Когда женщина уехала на уже освященной новенькой иномарке, он бросил фразу: «Да, не видно, чтобы она очень утруждалась, зарабатывая на эту машину». Тогда я рассказал ему, что у этой женщины большое горе, у нее не так давно убили сына… По внешности никогда нельзя судить о благополучии человеческой жизни.

Гордость и раскол

В наше время появилось немало «ругателей» (как их называет апостол Иуда), которые постоянно находят поводы для возмущения церковной иерархией. Патриарх, видите ли, слишком много общается со светской властью, епископы все сплошь заражены стяжательством и симонией, батюшки тоже думают только о доходах и разъезжают на «мерседесах». Появились особые газеты и сайты, которые специализируются на обличении епископата. Им, видимо, кажется, что сейчас наступили уже те самые времена, когда «архиереи и в воcкресение Христа верить не будут». Полный, будто бы, упадок благочестия и церковной жизни.

Что движет этими людьми? Гордыня. Кто дал им такое право обличать архиереев и священников, и что дают эти обличения? Они только сеют вражду, смуту и разделение в сердцах православных людей, которым, наоборот, нужно сейчас объединяться.

Недостойные люди среди священников и епископов были во все времена, а не только в XX или XXI веке. Обратимся к «золотому веку» Православия, веку святости и расцвета богословия. IV век дал таких столпов Церкви, как святители Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст и многие, многие другие. И вот что святитель Иоанн Златоуст пишет об этом «золотом веке»: «Что может быть беззаконнее, когда люди негодные и исполненные множества пороков получают честь за то, за что не следовало бы позволить им переступать церковного порога?.. Ныне грехами страдают начальники Церкви… Беззаконники же, обремененные тысячью преступлений, вторглись в Церковь, откупщики сделались настоятелями». Многие из святых епископов IV века, в том числе сам святитель Иоанн, были отправлены «разбойничьими соборами» иерархов в ссылку, а некоторые умерли в ней. Но никто из них никогда не призывал к расколу и разделению. Уверен, что за низложенными святителями пошли бы многие тысячи людей, если бы они захотели создать свою «альтернативную церковь». Но святые мужи знали, что грех раскола и разделения не смывается даже мученической кровью.

Не так поступают современные обличители, они предпочитают раскол подчинению священноначалию, это сразу же показывает, что ими движет все та же гордыня. Она лежит в основе любого раскола. Сколько сейчас появляется раскольничьих, катакомбных церквей, именующих себя православными! «Истинная православная церковь», «самая истинная православная церковь», «самая, самая истинная» и т.д. И каждая из этих лже-церквей считает по гордости себя лучше, чище, святее, чем все остальные. Та же страсть гордыни двигала и движет старообрядцами. Они раздробились на огромное количество старообрядческих «церквей», толков, согласий, которые не имеют общения между собой. Как писал святитель Феофан Затворник: «Сотни бестолковых толков и тысячи несогласных согласий». Это путь всех раскольников и еретиков. Кстати, все старообрядчество держится вовсе не на любви к старому обряду, а на гордыне и высоком мнении о своей исключительности и правильности и ненависти к патриарху Никону и его последователям – никонианам.

Но скажем еще немного о «ругателях», им следует вспомнить слова святителя Киприана Карфагенского: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец». Церковь была, есть и будет, несмотря на недостоинство некоторых иерархов, которые были, как я уже говорил, во все века и времена. Судить их будет Бог, а не мы. Господь говорит «Мне отмщение, Аз Воздам» (Рим. 12: 19). А мы можем исправить Церковь только одним – нашим личным благочестием. Ведь мы – это тоже Церковь. «Спасись сам – и вокруг тебя спасутся тысячи», – говорил преподобный Серафим Саровский. А уж он это познал на собственном духовном опыте. Вот такие люди и являются той малой закваской, которая квасит все тесто. Небольшое количество дрожжей способно поднять целую квашню. Но, кстати, по моим собственным наблюдениям, у «ругателей» с личным благочестием и нравственностью, как правило, туго. Зато гордыни хоть отбавляй.

Прельщение

Одним из самых страшных и плохо излечимых видов гордыни является прелесть .

Прелесть – значит прельщение. Диавол прельщает человека, принимая вид ангела Света, святых, Богородицы и даже Самого Христа. Человеку прельщенному даются от сатаны величайшие духовные переживания, он может совершать подвиги, даже чудеса, но все это есть пленение бесовскими силами. А в основе этого лежит гордыня. Человек возгордился своими духовными трудами, деланием, совершал их из тщеславия, гордости, часто напоказ, без смирения, и тем самым открыл душу действию враждебных сил.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) в своем «Отечнике» приводит пример, к каким страшным последствиям может привести прелесть: «Сказывали о неком брате, что жил отшельником в пустыне и в течение многих лет был обольщаем демонами, думая, что это были ангелы. По временам приходил к нему его отец по плоти. Однажды отец, отправляясь к сыну, взял с собой топор с намерением на обратном пути нарубить себе дров. Один из демонов, предупреждая пришествие отца, явился сыну и сказал ему: “Вот диавол идет к тебе в подобии твоего отца с целью убить тебя, у него и топор с собой. Ты предупреди его, вырви топор и убей”. Отец пришел, по обычаю, и сын, схватив топор, нанес ему удар и убил его». Впавшего в прелесть очень тяжело вывести из этого состояния, но такие случаи бывали. Как, например, с преподобным Никитой Киево-Печерским. Впав в прелесть, он смог предсказать некоторые события, выучил наизусть весь Ветхий Завет. Но после усиленной молитвы преподобных Киево-Печерских старцев бес отошел от него. После этого он забыл все, что знал из книг, и отцы еле научили его грамоте.

Случаи бесовского прельщения встречаются и в наши дни. Со мной в семинарии учился молодой человек, который очень усиленно молился и постился, но, видимо, с неправильным, несмиренным расположением души. Студенты стали замечать, что он целыми днями просиживает за книгами. Все думали, что он читает святых отцов. Оказалось, что он изучал книги по исламу и оккультизму. Перестал исповедоваться и причащаться. К сожалению, его не удалось вывести из этого состояния, и вскоре его отчислили.

Грех гордости, начинаясь порой с мелкого тщеславия и гордыни, может вырасти до страшной духовной болезни. Вот почему святые отцы называли эту страсть самой опасной и наибольшей из страстей.

Брань с гордостью

Как же борются с гордыней, презрением ближних, самовозвышением? Что противопоставить этой страсти?

Святые отцы учат, что противоположная гордыне добродетель – любовь. Самая бо льшая из страстей борется наивысшей добродетелью.

Как стяжать любовь к ближнему?

Как говорится, легко любить все человечество, но очень непросто любить конкретного человека со всеми его недостатками и слабостями. Когда Господа спросили: «Какая наибольшая заповедь в законе?», Он ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 37–39).

Любовь – это великое чувство, которое роднит нас с Богом, ибо «Бог есть любовь». В любви единственное счастье, она способна помочь преодолеть нам все трудности и победить гордость и эгоизм. Но не все правильно понимают, что такое любовь. За любовь часто ошибочно принимают те приятные ощущения, которые мы получаем, когда к нам хорошо относятся, но это не любовь. «Если вы будете любить любящих вас, какая вам польза? Не то же ли делают и мытари?» (Мф. 5: 46). Очень легко и приятно любить человека, находиться рядом с ним, когда он нас только радует. Но когда общение с ближним нас чем-то не устраивает, мы тут же меняем свое отношение к нему, часто до диаметрально противоположного: «от любви до ненависти один шаг». Но это значит, что мы любили не настоящей любовь, наша любовь к ближнему была потребительской. Нам нравились те приятные ощущения, которые были связаны с ним, а когда они исчезали, исчезала и любовь. Получается, что мы любили человека как вещь, нужную нам. Даже не как вещь, а как продукт, вкусную пищу, потому что о любимой вещи мы все же заботимся, например полируем кузов любимой машины, регулярно обслуживаем ее, покупаем всякие украшения и т.д. То есть даже в вещь, если мы любим ее, мы вкладываем свою заботу и внимание. И только пищу мы любим за ее вкус, не более; когда она съедена, она больше не нужна нам. Итак, истинная любовь дает , а не требует. И в этом и есть настоящая радость любви. Радость от получения чего-то – радость материальная, потребительская, а в дарении кому-то – истинная, вечная.

Любовь – это служение. В этом дает нам великий пример Сам Господь наш Иисус Христос, когда Он умыл ноги апостолам на Тайной вечери, сказав: «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13: 14–15). И Христос любит нас ни за что-то (потому что нас не за что особенно любить), а просто потому, что мы Его дети. Пусть грешные, непослушные, духовно больные, но ведь именно больного, слабого ребенка родители любят больше всего.

Чувство любви не может существовать без наших усилий. Его нужно воспитывать в своем сердце, возгревать день за днем. Любовь – это сознательное решение: «Я хочу любить». И нужно делать все, чтобы это чувство не погасло, иначе наше чувство долго не протянет, оно станет зависеть от множества случайных причин: эмоций, нашего настроения, обстоятельств жизни, поведения ближнего и т.д. По-другому выполнить слова Христа невозможно, ведь нам заповедана любовь не только к близким – родителям, супругам, детям, но и ко всем людям. Любовь стяжается ежедневным трудом, но награда за этот труд велика, ибо ничто на земле не может быть выше этого чувства. Но в начале нам приходится буквально понуждать себя к любви. Например, пришел домой усталый, не жди пока тебе сделают приятное, сам помоги, помой, скажем, посуду. Одолело плохое настроение – понудь себя, улыбнись, скажи ласковое слово, не срывай раздражение на других. Обиделся на человека, считаешь его неправым, себя невиновным – понудь себя, прояви любовь и первым пойди примиряться. И гордость побеждена. Но тут очень важно не возгордиться уже своим «смирением». Так, воспитывая себя день за днем, человек дойдет когда-нибудь до того, что уже не сможет жить по-другому: у него будет внутренняя потребность дарить свою любовь, делиться ею.

Очень важный момент в любви – видеть ценность каждого человека, ведь в каждом есть что-то хорошее, просто нужно изменить свое часто предвзятое отношение. Только воспитывая в своем сердце любовь к ближнему, меняя свое отношение к нему, научаясь видеть в нем хорошие стороны, мы будем шаг за шагом побеждать в себе гордость и превозношение. Любовь побеждает гордость, ибо гордость есть недостаток любви к Богу и людям.

Как научиться любви к Богу? Полюбив Его творение – человека. Человек – это образ Божий, и невозможно любить Первообраз и без любви, неуважительно относиться к иконе, изображению Бога. Недаром апостол Иоанн Богослов пишет нам: «Кто говорит: “Я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4: 20).

Вместо заключения: «Царство Небесное силою берется»

Путь борьбы со страстями нелегок и тернист, мы часто изнемогаем, падаем, терпим поражение, иногда кажется, что сил больше нет, но снова встаем и начинаем бороться. Потому что путь этот единственный для православного христианина. «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Мф. 6: 24). Невозможно служить Богу и оставаться рабом страстей.

Конечно, ни одно серьезное дело не делается легко и быстро. Воссоздаем ли мы храм, строим дом, воспитываем ребенка, лечим тяжелобольного человека – всегда требуются очень большие усилия. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11: 12). А стяжание Небесного Царства невозможно без очищения себя от грехов и страстей. В славянском переводе Евангелия (всегда более точном, образном) вместо глагола «берется» употребляется слово «нудится». И действительно, духовная работа требует не просто приложения усилий, но принуждения, понуждения, преодоления себя.

Человек, ведущий борьбу со страстями и побеждающий их, венчается за это от Господа. Однажды преподобного Серафима Саровского спросили: «Кто в нашем монастыре выше всех предстоит перед Богом?». И преподобный ответил, что это повар с монастырской кухни, по происхождению из бывших солдат. Старец сказал также: «Характер у этого повара от природы огненный. Он готов в запальчивости убить человека, но его непрестанная борьба внутри души привлекает к нему великое благоволение Божие. За борьбу ему подается свыше благодатная сила Святого Духа, ибо непреложно Божие слово, которое говорит: “Побеждающему (себя) дам место сесть с Собою и облеку в белые одежды”. И, наоборот, если человек не борется с собой, то доходит до ужасного ожесточения, которое влечет к верной гибели и отчаянию».

Независимо от того, верующий человек либо нет, ни один из пороков не приведет его ни к чему хорошему. Наряду с завистью, гневом и алчностью стоит гордыня. Многие путают это понятие с гордостью, полагая, что между ними нет никаких различий. Попробуем разобраться, как и чем отличаются эти два слова, велика ли разница. Прежде всего давайте выясним, что такое гордость, как ее можно охарактеризовать.

Толкование слова

Согласно толковым словарям, гордость можно определить как:

  1. Чувство удовлетворения от какого-либо действия.
  2. высокомерие, спесь.

Как видим, с одной стороны, это - положительное чувство, которое человек испытывает по отношению к себе и окружающим. С другой - это понятие отрицательное, так как гордый человек возвышает себя, принижая этим других людей. Так что такое гордость? Хорошо это или плохо? И можно ли вообще назвать это чувство хорошим или плохим? Все зависит от того, что лежит в основе рассматриваемого понятия. Если это талант человека, его трудолюбие и успех, то чувство гордости вполне заслуженно. Оно несет радость и как самому человеку, так и окружающим. Однако часто бывает и так, что упомянутое чувство испытывается без каких-либо на то оснований. Например, красивые девушки часто возвышают себя и унижают тех, кому в этом отношении повезло меньше. Данные от природы качества не должны вызывать такое чувство, как гордость. Значение слова в этом случае будет отрицательным.

Разное понимание одного слова

Одно и то же понятие в разные времена может иметь как положительный, так и отрицательный смысл. Ярким примером этого является национальная гордость. В большинстве случаев это чувство приветствуется. Под ним понимается любовь и привязанность человека к своей стране, готовность защищать и отстаивать общие интересы. Однако история может привести и достаточно трагичные примеры использования данного понятия: Германия в 30-40-х годах (идея превосходства «высшей нации»), Британская империя в 19 веке (идея «бремени белого человека») и так далее. Что такое гордость в этом случае, как не чувство превосходства представителей одной нации, расы над другими людьми? Как показал печальный опыт прошлых поколений, оно не приносит ничего хорошего.

Гордыня и ее спутники

Значение слова гордость и гордыня похожи, но имеют и значительные отличия. В современном обществе понятие «гордыня» употребляется крайне редко. Его заменяют близкими по значению терминами: высокомерие, амбициозность, заносчивость, тщеславие, себялюбие. Таким образом, мы видим, что в значении этого слова нет ничего положительного. В отличие от гордости, оно имеет только отрицательную окраску. Среди качеств, свойственных гордыне, можно отметить: лицемерие, тщеславие, капризность, упрямство и высокомерие. А также мнительность, неуправляемость, суетливость, придирчивость, эгоизм и дерзость. Кроме того, человеку, подверженному этому смертному греху, присущи обидчивость, вспыльчивость, властолюбие, склонность к резкой критике, зависть и злопамятство. Также можно назвать такие отрицательные черты, как непримиримость и жестокость, язвительность, непринятие общепринятых норм и авторитетов.

Что такое гордость и что такое гордыня?

Эти два понятия могут иметь противоположное значение. И при этом быть одинаково отрицательными. Чтобы разобраться, необходимо знать, чем вызваны те или иные чувства и стремления:

  • самолюбие, спесь - все это говорит о том, что человек жаждет обрести власть и презирает людей, имеющих более низкое
  • Честолюбие и амбициозность являются признаками того, что человек стремится достичь большего, продвинуться по карьерной лестнице.
  • Дерзость, наглость, нахальство, эгоизм и бесцеремонность свидетельствуют о готовности человека добиваться своих интересов любой ценой, на окружающих.

Публикации по теме