Отопление почему не греет последняя батарея. Батареи отопления в квартире не греют: что делать, куда обращаться

Радиатор отопления может функционировать не должным образом и это не является редкостью. Попросту говоря, он не греет или греет, но недостаточно. Для начала следует определить причину и, исходя из нее «назначить лечение». Причин немного, но каждая из них решается несколькими способами.

Наличие воздушной пробки в батарее

Последние модели радиаторов отопления снабжаются при установке специальным краном, который позволяет спустить воздух из системы. Кран носит название «кран Маевского». Он имеет небольшое, 2-х миллиметровое отверстие для стравливания воздуха. Кран обычно устанавливается в верхней части радиатора, так как воздух скапливается обычно именно в том секторе батареи. Проворачивая кран за часовой стрелкой, последует определенное шипение. Как только начнет сочиться вода, кран следует закрыть. Для большей уверенности некоторые пользователи продолжают работу крана, так как вместе с водой выходит небольшая часть воздуха. Пожалуй, это и правильно, и неправильно одновременно.

С одной стороны, совсем незначительная часть воздуха может в действительности выходить через кран вместе с водой. Однако, с другой стороны, количество воздуха может быть настолько незначительным, что длительное удерживание крана в открытом состоянии лишь уменьшит долю теплоносителя и не более. Гораздо эффективнее станет повторный спуск воздуха через незначительный временный промежуток.

Однако часто бывает, что имеет место старая чугунная батарея, которую в далекие времена не оборудовали краном. Это, к сожалению, было повсеместно в советское время. Тогда следует стравить воздух через соединение в трубе, которая подходит к радиатору или соединение между трубами. Алгоритм действий несколько сложнее и сама работа не из приятных, так как, скорее всего, будет разлито определенное количество теплоносителя.

Что нужно сделать: найти муфтовое соединение. Нужно помнить, что резьба может быть как левой, так и правой и желательно не применять огромных усилий, дабы не повредить трубу. Поскольку такие системы довольно старые, то при нагрузке часто происходит срыв резьбы или, что еще хуже, обрыв. Значит, следует подстраховаться – тряпка, ведро или таз и помощник рядом. Вдруг случится непоправимое и труба просто сорвется на резьбе, то воды будет много, а потом еще и неприятностей.

Проворачивая муфту, нужно делать это плавно и не спеша. Как только послышится характерный звук – начнет выходить воздух – действие следует прекратить. Дождавшись появления выхода воды из системы, муфта закручивается обратно. Очень часто, когда нарушается многолетнее соединение, в этом месте сочится вода. Поэтому можно дополнительно перед закруткой намотать на резьбу лен. Несколько витков льна и промасливание его солидолом позволяют выполнить соединение практически безупречно.

Может случиться так, что не греет именно последний радиатор и именно от него идет труба, которая ведет к расширительному бачку. Тогда вполне возможно имеет место засорение в части соединения трубы и батареи или трубы и расширительного бачка. Следует совершить прочистку, но это довольно трудоемкий процесс. Так что следует точно удостовериться, что проблема именно в этом. Для этого понадобится проверить проходимость труб.

Если причина была в завоздушивании, то она уже решена – можно наслаждаться теплом. Если и после этого изменений не последовало, то ищем причину далее.

Изначально неверное подключение

Это может звучать даже нелепо, но всякое случается:


Если не греет после ремонта

Не единичны случаи, когда радиатор отопления не греет должным образом после завершившегося ремонта. Логичнее будет предположить, что причина кроется именно в том, что изменилось после ремонта и как это может быть связано с радиатором или вообще с системой отопления. Например, трубы были зашиты гипсокартоном. Этот случай довольно распространен, особенно в тех домах или квартирах, где просто поленились заменить некоторые элементы системы отопления.

Вполне возможно, что профиль гипсокартона касается трубы и, следовательно, совершается передача тепла не в помещение, а непосредственно в пространство между листом гипсокартона и базовой стеной. Конечно же, чтобы радиатор даже на ощупь казался менее горячим или теплым, в таком случае понадобится, чтобы и до ремонта он грел незначительно. И тогда получается, что и то малое количество тепла отбирает на себя сторонний предмет.

Засорилась система

Причин, когда случается подобное, не так уж и много. Вполне возможно, что радиатор не греет, потому что засор произошел по старости системы. За десятилетия эксплуатации на внутренней поверхности стен труб появлялась ржавчина, которая накапливалась и в результате перекрыла доступ к подаче теплоносителя. В таком случае нужно выполнить очистку радиатора или его полную замену.

Для этого с помощью байпаса перекрывается поступление воды или тосола в радиатор, но система при этом остается в рабочем состоянии. Если осуществляется полная замена, то с этим моментом все ясно. Если же нужно обойтись только прочисткой, то лучше воспользоваться некоторыми полезными советами:

  • Теплоноситель может быть очень горячим – надо помнить о безопасности.
  • Прочистка совершается только под высоким давлением подачи воды. Надеяться на то, что подключив шланг от водопроводного крана и вся грязь выйдет с радиатора, не стоит.
  • Возможно, ведь дело имеется со старыми трубами и таким же старым радиатором, придется перепроверить соединения перед тем, как монтировать на место обратно.
  • Убедившись в наличии огромного количества лишнего в радиаторе, желательно совершить те же действия по отношению ко всем остальным радиаторам.

Другие причины

Можно сказать, что все случаи, когда радиатор не греет, являются по-своему уникальными. Например, не греет радиатор, который последний в системе. Значит, до него попросту не доходит теплоноситель или тепло «теряется» на пути следования к нему. Если последнее, то неверно рассчитана система или неправильно подобран диаметр труб и, соответственно, неверно подобрано соотношение количество воды/интенсивность циркуляции.

Также возможно, что не справляется с задачей насос. Возможно, он неисправен или неверно подобран по параметрам. Такое также не является редкостью, особенно когда систему выполняли новички или просто люди без определенного опыта и знаний.

Множество проблем может помочь решить расширительный бак. Например, завоздушивание можно убрать, если прогнать насосом теплоноситель по всей системе. Некоторые для этого в нижней части отопления врезают вентиль, к которому подсоединяется кран и штуцер. Надев шланг, можно подавать воду до тех пор, пока не выйдет воздух через расширительный бак.

Только такой подход довольно рискованный – лишняя вода, а ее будет много, заполнит бачок и польется с него. В таком случае действуют с помощником, который будет контролировать уровень воды в расширительном бачке.

Вместо заключения

Система отопления действительно таит в себе множество секретов и хитростей. Для человека, который никогда в жизни не сталкивался с любыми проблемами по теме, может показаться все запутанным и покрытым завесой тайны. В самом деле, когда не разбираешься в чем-то, то все кажется сложным. Особенно, если знаний нет, а решить проблему хочется только самостоятельно, без привлечения посторонних.

В таком случае придется напрячься и проявить усидчивость и терпеливость. Внимательно побродить по сети, изучить все проблемы и их симптомы, сравнить их с имеющимися дома. Ну а если уже совсем страшно начинать ремонтировать плохо греющий радиатор – мастеров полно.

Пожалуй, каждый жилец сталкивался с проблемой, когда в квартире плохо греет батарея. Ситуация экстренная и довольно неприятная, которую необходимо срочно исправлять.

Естественно, серьезные неполадки сможет устранить только специалист, но существуют поломки, с которыми вполне можно справиться самостоятельно. Но для начала нужно выявить причину.

    Показать всё

    Сведения об устройстве

    Прежде чем разбираться в причинах, почему не греет батарея отопления, нужно сначала понять ее устройство. Отопительная система бывает двух видов, а именно:

    1. 1. Однотрубный вариант чаще всего используется в многоэтажных домах. Теплоноситель имеет только один стояк, собственно от него вода и распределяется по батареям. При этом подача может осуществляться как снизу, так и сверху, этот фактор принципиального значения не имеет. Чтобы горячая жидкость распределялась равномерно, используются специальные байпасы, именно они отвечают за необходимое количество воды, поступающей в радиатор, все остальное уходит в другие отделы.
    2. 2. Двухтрубный вид обладает независимым подключением каждой батареи к двум стоякам. Один служит для подачи горячей жидкости, а другой, наоборот, для отвода охлажденной.

    Именно незнание этих конструктивных особенностей чаще всего приводит к тому, что батарея отопления не работает. Особенно если монтаж производят малоквалифицированные работники.

    Не прогревает радиатор отопления! Есть решение

    Ремонт батареи отопления не выпуская воды из системы.Своими руками.Личный опыт.

    Неполадки и способы их устранения

    Если в квартире не греет радиатор отопления, то причин может быть несколько. Стоит рассмотреть каждую проблему и способ решения более подробно.

    Воздушная пробка

    Наличие пробки не дает теплоносителю нормально циркулировать, что мешает батарее хорошо прогреваться, поэтому она и остается холодной. Устранить такую неприятность достаточно легко, нужно просто удалить из системы лишний воздух .

    Сделать это можно при помощи специального крана, который отвечает за спуск воздуха. Его нужно повернуть, используя отвертку или специальный переходник. Если при повороте слышно шипение, то, значит, проблема в этом. Оставляют вентиль на некоторое время в открытом положении, пока из системы не выйдет теплоноситель. Удалять теплоноситель полностью нельзя. В его отсутствие может произойти потеря давления.

    Когда пробка большая, то за один прием удалить ее не получится. Поэтому придется проводить несколько таких мероприятий с промежутком в полчаса или час. Как только радиатор станет горячим, значит, поломка устранена.

    На старых чугунных радиаторах такой вентиль отсутствует, и, казалось бы, простая работа по стравливанию воздуха может превратиться в очень сложную проблему. В этом случае можно действовать двумя способами:

    • с помощью соединительной муфты на подводе теплоносителя в батарее;
    • устранить пробку ослаблением заглушки в радиаторе.

    В обоих вариантах нет необходимости откручивать заглушку полностью, будет вполне достаточно слегка ее повернуть, пока не появится характерное шипение.

    Очень важно разобраться, в какую именно сторону необходимо отворачивать вентиль, так как на нем может быть установлена и левая и правая резьба. Необходимо осмотреть муфту и выступающую часть резьбы. Если на ней имеется буква «Л», значит, крутить нужно вправо. Главное, не делать это слишком сильно, так как трубы старые, ржавые и они легко могут разрушиться. Перед закручиванием нужно обмотать резьбу паклей, чтобы вода не просачивалась через нарушенное соединение.

    Холодные батареи, возможные причины почему не греет радиатор отопления

    Различные засоры

    Вторая часто встречаемая проблема слабого теплоснабжения - это засорения. Причин появления засоров может быть две:

    • система износилась физически вследствие длительной эксплуатации;
    • в радиатор попала грязная вода, которая не подвергалась фильтрации.

    На внутренних стенках батарей откладываются соли, что и приводит к тому, что они начинают слабо греться. При наличии очень больших отложений теплоноситель просто не может пройти в узкие щели. В этом случае решить проблему можно только заменой батарей, а в совсем запущенных случаях придется менять даже трубы.

    Притом в такой ситуации спуск воды нужного результата не даст, а может даже навредить. Дело в том, что новая вода добавит отложений и засорит систему еще больше.

    Если засор незначительный, то можно просто промыть систему, но лучше делать это при выключенном отоплении. Если требуется провести процедуру в зимнее время, то предварительно отключают радиаторы, поворачивают краны и снимают их. Но нужно быть крайне осторожными, так как в них остается очень горячая вода.

    Прочистка осуществляется под высоким давлением, лучше всего производить эти действия на улице при помощи шланга, который герметично соединен с радиатором. Промывка под краном нужного эффекта не даст, некоторая часть мусора все равно останется.

    Проблемы в частном доме

    Причин, почему плохо греет батарея в частном доме, гораздо больше. И помимо вышеперечисленных неполадок, встречаются и другие. Так как в основном жилища имеют автономное отопление, то часто проблема возникает именно из-за котла. Это может быть неправильно подобранная мощность, когда ее недостаточно для нагрева теплоносителя. Если прибор с автоматикой, и он не отключается, то это признак того, что недостаточно мощности.

    Рабочий котел, так или иначе, будет прогревать жидкость, а вот когда алюминиевые радиаторы холодные, то это свидетельствует о неисправности отопительной установки. Современные котлы устроены таким образом, что они включаются даже при минимальном давлении в системе. Кроме этого, они имеют систему безопасности, и при любой неисправности или ошибке они просто не включатся, пока неполадка не будет устранена.

    Существует и ряд других причин, например, слишком низкое давление , вследствие чего нарушается циркуляция. Хотя такая неисправность редко встречается в старых батареях, обычно двух атмосфер им вполне хватает. А вот новые модели нуждаются в довольно высоком показателе, поэтому перед установкой необходимо ознакомиться с техническими характеристиками.

    Чтобы система стала работать лучше, необходимо повысить давление, сделать это можно при помощи циркуляционного насоса. Но приобретать прибор нужно только от соответствующего системе производителя. В обратном случае радиаторы могут вовсе перестать топить.

    Проблема может крыться в неправильно произведенных монтажных работах, особенно если подключение проводилось самостоятельно. Многие считают, что применения однотрубной схемы вполне достаточно. На самом деле это не так. Дело в том, что у такой системы есть свои особенности прогрева: чем дальше радиатор от котла, тех хуже он прогревается, то есть последний будет совсем холодным.

    К тому же удаленные элементы требуется устанавливать с большим количеством секций, чтобы они смогли отопить комнату.

    • некорректно произведена установка запорной арматуры;
    • радиаторы подключены неправильно;
    • диаметры труб имеют несоответствия.

    Такая установка не позволяет системе циркулировать в нормальном режиме, поэтому радиаторы прогреваются не в полную силу. Исправить ситуацию сможет только специалист, поэтому не имея опыта, не стоит проводить сборку и подключение самостоятельно, иначе придется платить дважды.

    Многих неприятностей можно избежать, если еще на начальном этапе произвести нужные действия. Дело в том, что автономное отопления оснащается специальным расширительным баком для системы. Если к трубке, которая расположена в нижней части, приварить кран и уже через него подавать воду, то будет выходить через этот бачок. Но при проведении таких мероприятий необходимо следить за уровнем воды в баке.

    Чтобы удалить пробку в чугунных радиаторах, нужно установить на верхней заглушке кран Маевского. Для этого в летний сезон нужно открутить муфту и просверлить в центре при помощи дрели отверстие необходимого диаметра. Затем нужно нарезать резьбу, сделав на ней нужный шаг. Так как такие заглушки изготавливаются из чугуна, то обработать их труда не составит.

    В случае когда на радиаторе нет видимых поломок, а система прогревается плохо, то причина может крыться в неправильном положении. Возможно, она слишком близко расположена к стене. Чем больше площадь соприкосновения, тем меньше тепла она будет отдавать. Чтобы устранить проблему, нужно просто подальше отодвинуть батарею. Не стоит в декоративных целях вешать решетки, так как они также снижают теплоотдачу, а вот фольга, размещенная сзади устройства, наоборот, усиливает действие.

Причины засорения батарей или радиаторов отопления могут быть самые различные. Прежде чем думать как прочищать батареи, важно разобраться почему радиатор не греет, возможно не придётся вовсе ничего чистить. Если у вас плохо греют батареи или не греют вовсе, то причин на самом деле может быть очень много, разберём их ниже:

В батарее воздушная пробка

  • Если батареи дома не греют или греют плохо — самая очевидная проблема, это воздушная пробка в батарее. Воздушная пробка может препятствовать нормальной циркуляции теплоносителя в системе, что и приводит к остыванию радиаторов.
  • Сегодня с новыми системами всё намного проще, ведь они оборудованы специальным краником, через который можно стравить воздух. Обычно краник устанавливается на батарее вверху, либо его нужно повернуть отвёрткой, либо, если у вас есть специальный переходничок, то просто рукой. При этом последует шипение — если воздух в системе всё-таки есть. Если же воздуха нет — сразу начнёт вытекать теплоноситель, вода. Если второй вариант — значит проблема не в воздушной пробке и искать нужно другую причину.
  • Не держите кран открытым слишком долго. Ведь впустив слишком много теплоносителя, ваша система отопления может понести потерю давления и котёл встанет вообще. Так что лучше через время повторить процедуру, пока точно в системе не окажется воздуха. Тогда процесс работы должен нормализоваться и батареи будут греть.
  • Хуже если у Вас старый чугунный радиатор, ведь скорее всего он не снабжен спускным клапаном. Хорошо, если Вы делали ремонт и поменяли хотя бы подводящие трубу, в таком случае стравить воздух можно через новый кран, если же нет, то всё немного сложнее и скорее всего придётся запачкаться. Если в чугунной батарее воздушная пробка, то нужно найти соединение в трубе, на подходе к батарее, которое соединено муфтой и провернуть её. Да, скорее всего грязный теплоноситель запачкает ваш пол или одежду, зато система отопления заработает явно веселее. ВАЖНО не применять лишний усилий, ведь резьба может откручиваться в разных направлениях и важно её не сорвать, ведь тогда всё будет намного хуже и уже точно придётся вызывать сантехника, чтобы решить проблему.Если же вдруг муфта совсем сорвётся, то тогда совсем плохо, вплоть до того, что Вы можете затопить соседей снизу. Так что на свой страх и риск крайне плавно откручивайте муфту или же всё-таки позовите сантехника. Как только услышали шипение — перестаньте крутить, спустите воздух и как только пошла вода — закручивайте назад. Довольно частое явление, когда нарушаете древние соединения труб, потом из них сочится вода, поэтому перед тем, как накручивать назад, можно воспользоваться паклей или фумлентой. Надеюсь всё пройдёт хорошо и Вы будете радоваться тёплой батарее. Если же нет — тогда читайте дальше, возможно проблема в следующем.

Засорение системы — как прочистить батарею?

Первым делом проверьте не перекрыта ли подача на конкретный контур, где забилась батарея, через . На самом деле засорение системы отопления довольно частое явление и в нём нет ничего удивительно или печального. Либо засорение произошло по причине износа системы, либо теплоноситель подаётся в систему без фильтра и вода попросту грязная. Однако чаще такое происходит просто по причине того, что за долгое время работы в радиаторах происходят отложения на внутренней стороне труб и система забивается. Бывают совсем грустные варианты, когда поможет только замена радиатора. Если Вы не знаете как прочистить чугунные батареи, то это как раз тот вариант, лучше приобрести биметалические или другие радиаторы современного образца, КПД которых будет выше, вид приятнее, а работа стабильнее.

Если же забилась батарея уже современного типа, то достаточно знать как прочистить батарею в домашних условиях. Разберём несколько моментов, которые стоит знать:

Несколько пожеланий как прочистить батарею в домашних условиях

Помните, что все действия Вы выполняете на свой страх и риск, если не было подобного опыта, лучше вызвать сантехника, который более опытен.

  • Если всё же решились всё сделать самостоятельно, то при чистке батарей стоит помнить и безопасности в первую очередь. Теплоноситель очень горячий — не получите ожог!
  • Прочищается радиатор только благодаря подаче высокого давления воды. Просто “помыть” радиатор под краном и вымыть весь мусор из него таким образом не получится. Лучше всего, если получится подсоединить герметично специальный шланг и хорошенько “продуть” водой секции.
  • Не забейте свою канализацию продуктами засорения из радиатора. Лучше производить данную операцию на улице.
  • Если обнаружились серьёзные засорения в одной батарее, то скорее всего забиты и все остальные. Повторите операцию по отношению ко всем отопительным приборам в вашем доме.

Неправильное подключение — причина почему батареи не греют в частном доме

Существует много неправильных конструктивных решений , благодаря которым система может неправильно работать. Как результат — еле тёлпые или вообще холодные батареи.

Разберём основные промашки и недосмотры:

  • Самая первая причина — неправильное положение крана на байпасе. Что такое байпас? Это отрезок трубы, который соединяет “подачу” и “обратку” перед входом в батарею. Его конструктивная суть в том, чтобы перекрывать воду на подаче в батарею, чтобы можно было легко снимать и монтировать назад батарею. Так вот, если байпас открыт, то циркуляция теплоносителя будет происходить через него, как через кратчайший путь, в обход батареи и как результат — неработающие батареи.
  • Неграмотный монтаж системы отопления. Конечно можно в общих чертах осветить особенности качественно смонтированной системы отопления, однако это целая наука.
  • Даже неправильный подбор диаметра трубы или неправильное совмещение типа батарей и котла отопления может повлечь за собой постоянные сбои в работе.
  • Часто причиной плохо греющих батарей могут быть просто их особенности. Очень сложно сказать какие радиаторы качественные а какие нет, поэтому, читайте форуме, общайтесь с доверительными консультантами и не позволяйте “впаривать” вам некачественные продукты.

Основные причины, почему после ремонта батареи могут не работать

Самый первый “логичный” шаг — это во всём винить строителей и искать причину в том, что изменилось в процессе стройки или ремонта. Однако все решения принимались ведь непосредственно заказчиком? Поэтому, если собираетесь делать ремонт — не допускайте самых частых ошибок:

  • Не зашивайте ничем батареи , так Вы уменьшаете шансы поступления тепла в помещение. Максимум что может быть — это деревянная решеточная тоненькая накладка, которая, кстати, тоже будет брать на себя тепло и препятствовать нормальному прогреву. Кроме того, если зашивается старая система, то это даже опасно, ведь в любой момент всё может потечь, а Вы даже не узнаете вовремя об этом.
  • Если батареи всё же зашиты, проследите, чтобы ничего не прикасалось к ним . Возможно тепло уходит на какой-нибудь металлический конструктивный элемент.

Почему ещё плохо работают радиаторы отопления?

На самом деле причин просто “вагон”! Каждая система отопления по своей сути уникальна и в каждой могут быть свои проблемы. Бывает такое, что неправильно подобран диаметр труб и теплоноситель распределяется неверно или вообще из-за проблемы в пропускной способности может попросту где-то стопорить работу всей системы. Или же не хватает давления. Или виноват циркуляционный насос или расширительный бак. Как бы там ни было, разобраться во всех тонкостях и премудростях может только профессионал, поэтому если все вышеперечисленные рекомендации не помогают — обратитесь к грамотному сантехнику.

После отказа от центрального отопления и переход на автономное был замечен один недостаток, в одной из комнат с десяти секций радиатора нормально грело только 2, все остальные быль лишь немного теплые.

Старые чугунные батареи я заменил на новые алюминиевые. Преимущества алюминиевых радиаторов в том, что они легкие, быстро греются, имеют красивый внешний вид, быстрый монтаж, не нуждаются в покраске. К недостаткам можно отнести быстрое остывание.

Почему же полностью не греет моя новая алюминиевая батарея? Первое, что мне пришло в голову это возможно туда что-то попало и не дает циркуляции воды в радиаторе. Но изучив этот вопрос детально, я нашел причину. Все оказалось довольно просто. Были перепутаны местами подача и обратка. То есть подача осуществлялась снизу, а обратка отводилась сверху.

Схема нагрева радиатора была приблизительно следующей:

До чего додумались горе специалисты по установке индивидуального отопления.

Они поставили дополнительный кран на перемычке возле батареи. Но результата такое решение не дало практически ни какого. А последствия от этого могут быть колоссальными, вплоть до выхода из строя котла, если кто-то перекроет этот вентиль и батарею одновременно.

Как я решил эту проблему? Взял и местами поменял подачу и обратку.

Для этого нужно спустить воду с отопительной системы, что делается откручиванием нижней заглушки на радиаторе. Выкручивать ее нежно потихоньку, так как в системе присутствует давление до 2 атмосфер. Под низ нужно подставить какую-нибудь емкость.

Потом на одном из участков отопительного трубопровода я разобрал трубы и поменял их местами. Закачал воду в систему и сделал пробный запуск.

Спустил воздух и слил грамм 200 воды для полной гарантии, что весь воздух ушел. И вот оно радиатор стал полностью и равномерно прогреваться. А я чуть не поехал в магазин покупать новый.

Попутную схему подключения радиаторов (петлю Тихельмана) называют одновременно и «очень стабильной» и «очень нежной», — не терпящей неточностей и отходов от правил при монтаже. Почему даются противоречивые оценки? Не редка ситуация, когда в этой системе не нагреваются (плохо работают) несколько центральных радиаторов. Бывает, что не работает какой-то один радиатор, вне зависимости от нахождения. В чем дело?

Устранить неполадки в попутной схеме очень просто

Если посмотреть на схему попутки (петля Тихельмана), то можно отметить, что все радиаторы подключены между магистралями подачи и обратки параллельно.

При этом таких отопительных приборов обычно больше 10 шт. При меньшем их количестве применяют чаще более дешевую тупиковую схему.

В попутке теплоноситель должен распределиться примерно равномерно между всеми радиаторами.

Но это в идеале, когда гидравлическое сопротивление трубопроводов подаче и обратки – маленькое, «нулевое». А гидравлическое сопротивление радиаторов – значимое, заметное.

Тогда графики давлений в попутной схеме выглядят примерно так как представлено на рисунке. Здесь суть в следующем – наибольшее давление на крайних радиаторах, наименьшее – на центральных, но это совсем не критично, — поток через все приборы достаточно большой, для их стабильной работы и отдачи максимальной мощности.

Поэтому устранение нарушений и неполадок в попутке в первую очередь — грамотный монтаж по инструкции.
Но на практике встречаются самые разнообразные нюансы в монтажах, из-за которых эта схема не работает. Рассмотрим подробнее.

Экономия на деньгах – не для петли Тихельмана

Основное удорожание петли Тихельмана заключается в необходимости прокладывать кольцо трубопроводов большого диаметра. Обычно необходим внутренний диаметр – 25 мм. Фитинги для таких труб – «влетают в копеечку», схема оказывается процентов на 30 дороже чем плечевая.

Если экономить и поставить трубы в середине кольца (скажем от 3 по подаче до 3 по обратке, при 15-ти подключенных приборов) внутренним диаметром 20 мм, то гидравлическое сопротивление трубопроводов (подачи и обратки) по сравнению с радиаторами сразу же возрастет и начнет сказываться.

Весь принцип данной системы отопления окажется не соблюденным, — давление на радиаторах станет слишком разнится, чтобы схема работала стабильно. На крайних оно по прежнему большое, а в центре начнутся неполадки.

Как распределяется давление в неработающей попутной схеме

Вопрос с тонким трубопроводом еще больше усугубится, если применяются радиаторы практически с нулевым собственным сопротивлением, с большим внутренним сечением – алюминиевые или чугунные. А такие используются не редко.

Тогда повышенное сопротивление кольцевых трубопроводов будет заметно влиять на распределение теплоносителя по радиаторам.

Фактически на крайних радиаторах перепад давления будет большим, а на приборах внутри кольца давления просто не будет – весь поток пойдет через крайние в кольце.

Графики давлений по длине трубопровода в такой схеме по подаче и обратке представляют собой параболы, которые почти сходятся в середине, или даже полностью сходятся (перепад давления на центральных радиаторах равен 0), или даже заходят друг за друга.

Бывает и так, что в центре несколько радиаторов не греют, а самый центральный почему-то работает. Потому, что в нем струя теплоносителя вообще опрокидывается, движение жидкости происходит в обратную (графики зашли друг за друга).

Как устранить проблему

Понятно, что проблема с центральными радиаторами в попутке, при тонком кольцевом трубопроводе решается элементарно. Нужно лишь увеличить гидравлическое сопротивление крайних радиаторов, и начнется движение потока по центральным приборам. Т.е. балансировочными кранами на подводах приглушить те, которые работают.

Тогда общее сопротивление радиаторов относительно трубопроводов увеличилось, — вернулись к классической постановке вопроса, — и схема работает.

Но все это — устранение аварийной ситуации, а не полное решение вопроса.

Как должна создаваться петля Тихельмана

Диаметр труб на протяжении всего кольца должен быть оптимальным, — чтобы на концевых участках обеспечивалась небольшая скорость теплоносителя, в пределах норм, до 0,6 м/сек.

Если же пойти по обратному пути – экономить на трубах и заглушать крайние радиаторы, то просто увеличивается общее сопротивление системы. Нагружается циркуляционный насос, и он поглощает больше электроэнергии. Разница на цене за электричество нивелирует экономию на диаметрах труб.

Кроме того, с таким подходом, можно выйти за рабочие характеристики насоса, понадобится более мощный, что является уже просто не выгодным действом….

Попутная схема должна создаваться трубопроводами оптимального диаметра.
На каждом радиаторе должен находится подстроечный кран. Им устраняются возможные проблемы при разности в количестве секций между приборами, разной длине подводов к отопительным приборам, разной высоте их установки…

Полипропилен — вред

Как видно, попутная схема «очень нежная», и плохо реагирует на какие-то не типичные распределения давлений по кольцу. Они могут возникнуть из-за обстоятельств монтажа, — у какого-то радиатора собственное сопротивление может быть большим, он просто другого типа, или же подключен длинными подводами… Выручат балансировочные краны, которыми, можно настроить одинаковый поток везде, чуть приглушая приборы с большим количеством проходящего теплоносителя.

Но есть вариант, когда ни что не поможет. Это применение труб из полипропилена и связанное с этим не контролируемое уменьшение проходного сечения на местах пайки, не контролируемое увеличение гидравлического сопротивления трубопроводов. Которое встречается не редко.

Поэтому, если «попутка не работает, сделали на полипропилене…», — то причина ясна. Или, — «…хороший полипропиленовый трубопровод, сделали петлю Тихельмана, а она…» — просто обман потребителей.

В качестве заключения

Систему «петля Тихельмана» опытные монтажники как использовали, так и используют в качестве оптимальной при больших площадях (с количеством радиаторов от 12 шт).

При этом стараются выполнить следующее.

  • Трубопроводы укладываются под напольным покрытием, чтобы избежать высотных обводов препятствий по кольцу.
  • Применяются гибкие трубопроводы, чаще металлопластик с хорошим кислородным барьером.
  • В кольце по подаче и обратке используется только один максимальный диаметр – внутренний 20 мм или 25 мм.
  • Чаще используются стальные или биметаллические радиаторы с нижним подключением. У них, кстати, и чуть выше гидравлическое сопротивление, что и балансирует систему автоматически.
  • Каждый радиатор снабжается балансировочным краном на обратке, а также часто и термоголовкой на подаче (только с автоматизированным котлом), что нравится пользователям.

При таких обстоятельствах проблем с попуткой не бывает…

Публикации по теме