Как называют нарды в тюрьме. Смотреть что такое "Играть на интерес" в других словарях

В тюрьмах и лагерях карточные игры считаются чем-то особенным и занимают свое особенное место. Такие карточные игры, как "Терц ", "Двадцать одно (Очко)", "Сека ", "Рамс ", "Бура ", "Стос " стали общепризнанными уже в начале 30-х годов прошлого века и одно время назывались воровскими карточными играми. Примерно в то же время и стали "писаться" законы карточной игры (не правила). До сегодняшнего дня эти законы действуют. Законы воровского братства обязывают "законника", того кто живет по "воровским законам" знать все карточные игры, естественно, в которые играют в тюрьме и на зоне. Но тем не менее карты на зоне находятся под строжайшим запретом.

В чем же суть законов карточной игры? Начнем с того, что в тюрьме в карты никогда не играют просто так. И никогда соответственно не употребляют выражение "сыграем просто так", что означает сыграть на то место, что находится ниже спины. Принято говорить так: "Играем без интереса или под интерес". Без интереса означает, что играют просто для времяпровождения. Под интерес это означает, что играют на табачные изделия, спиртное, одежду, деньги и т.д., может быть и спортивный интерес, когда играют на отжимания, приседания, прыжки. Играть можно и под ответ, это предмет выставленный на игру, который в случае проигрыша будет отдан через определенный срок, который устанавливается до игры. Если один из заключенных играл под интерес и, проиграв, интерес не отдал, то этого заключенного принимают за фуфлыжника и ему прямая дорога в "козлятник", в "петушатник" и т.д. Если под интересом ставятся деньги, то с карточной игры идет на общак от 10 до 20 и более процентов, причем эти деньги могут браться как с проигравшего, так и с денег поставленных на кон. Во время игры можно просто быть наблюдателем и не играть, но тогда ни в коем случае нельзя допускать никаких комментариев, иначе в проигрыше могут обвинить того, кто комментировал.

Для изготовления карт на зоне используют все подручные средства. Из бумаги вырезаются листы для карт, которые склеиваются между собой клейстером, который изготавливался из пережеванного и перетертого хлеба. Затем изготавливаются трафареты, по которым наносятся рисунки. Правда сейчас это все реже и реже, так как существует множество способов доставить в тюрьму обычную фабричную китайскую колоду карт. Стоит отметить, что все карты в тюрьмах крапленые, то есть них уже наверняка стоят метки, поэтому проигрыш может быть обеспечен в любой момент.

Как упоминалось выше, на зоне очень популярны игры в "Терц", "21", "Секу", "Буру" и т.д. Стоит подчеркнуть, что эти игры совсем не просты как кажутся на первый взгляд, а достаточно интеллектуальны, особенно терц, и поэтому не стоит к ним относиться как к простому перекидыванию для времяпровождения. Прежде, чем играть необходимо лучше по присутствовать наблюдателем, досконально изучив правила игры, а только потом играть, так как правила игры на зоне имеют много нюансов, и зачастую одно сказанное слово уже меняет весь ход игры.

Карты в тюрьме и в зоне – одна из немногих возможностей скрасить тягостный “досуг”, разнообразить вялотекущую жизнь острыми впечатлениями. Именно карты подводят зека к конфликтной черте – независимо от везения или умения. Выигрываешь – приобретаешь врага или, в лучшем случае, недоброжелателя. Проигрываешь – сам становишься подобным. Любая игра проходит в пике до нервного срыва с психопатическими вскриками, угрозами и оскорблениями.

“Двадцать одно” (никогда не называется – “очко”), “тридцать одно” (“бура”), стос, терц - неполный перечень самых распространенных игр в тюрьме и зоне.

Все игры сопровождаются огромным количеством неписаных правил и “примочек” (нюансов), которые нужно знать досконально. В затруднительных случаях играющие обращаются к авторитетному “катале”, к “авторитету”, вору в законе.

В карты никогда не играют просто так. И никогда не говорят: сыграем “просто так”, ибо это выражение означает игру на то, что ниже спины. Говорят: играем “без интереса” или “под интерес”.

Играют обычно один на один. Время – по договоренности, до отбоя например… Или – пока есть ответ в денежном или вещевом выражении. В долг (на представку) играют один раз. Проиграл – плати, нет – значит, ты ставил фуфло, ты – фуфлыжник и тебе дорога – в “козлятник”, в “петушатник” или под нож кредитора.

Изготовление карт в тюрьме – мастерское действо подручными средствами. Пережевывается и протирается сквозь носовой платок хлеб – получается отличный клейстер; склеивается бумага, режется прямоугольниками, (книги, газеты, тетради), – и по трафаретам наносится рисунок (всегда найдется шариковый стержень).

В зонах же всегда найдется монопольная колода фабричного изготовления.

Азартными в тюрьме и в зоне являются все без исключения игры – шахматы, шашки, домино.

(В зоне забивают не “козла” а “барана). Все играют “под интерес”, пусть и небольшой: сигаретки, конфетки…

При игре очень важное значение придается “словам” – карточным терминам, жаргонным выражениям (“фене”). Никого не удивляет нынче слово “штука”, означающее тысячу. Однако в лагере при игре в “двадцать одно” под сигаретки проигрывающий партнер неожиданно спросил: “Ты сколько ставишь?” – “Две штуки”, – ответил другой и бросил на кон сигареты. И проиграл. Проигрывавший ранее предъявил ему счет – две тысячи (штуки) сигарет – 100 пачек, огромное количество по лагерным меркам. Нашлись и “очевидцы”. Лишь после длительной разборки с участием авторитетных блатных решено было переиграть до “ответа”. Выиграл в конце концов тот, кто допустил “косяк” с двумя “штуками”. Но могло повернуться и по-иному, многое зависело от личностей игроков и настроения авторитетов.

Играют и в нарды. Это практически разрешенная игра в зоне. Но проигрыши равнозначны карточным, а страсти – не менее жестоки. Российский зек быстро овладел этой азиатской игрой, представляющей смесь случайности (вбрасываются два кубика на вариант хода) и тонкого расчета. Говорят, это любимая игра (после шахмат) экс-чемпиона мира Анатолия Карпова. Но, думаю, за колючкой нашлись бы мастера, раздевшие бы и Карпова – вплоть до казны Фонда Мира.

(Из работ криминологического кабинета )
Картежная игра имеет в воровской среде немалое значение в достижении высших ступеней жульнической квалификации. Умелого и «тонкого» воровства далеко не достаточно для того, чтобы стать испытанным «духовым»(1), «жиганом»(2). Неумение постоянно рисковать всеми своими деньгами, «тряпками» или даже жизнью, так же, как и неверность своей воровской этике, составляет признак «дешевого человека». «Глубоко свой»(3) жулик всегда носит при себе колоду карт и готов играть где угодно и при каких угодно обстоятельствах. Даже собираясь «на дело», жулик захватывает с собой карты. Азарт руководит всеми его поступками. Карты же помогают жулику коротать время в тюрьме. Привычка к постоянному напряжению всей нервной системы, привычка рисковать делает особенно тяжелым однообразие тюремной жизни. Карты дают жулику необходимое, чисто физиологическое ощущение риска. Многие жулики сравнивают ощущение при игре с ощущением при краже.

По словам одного карманника, выигрывать - все равно, что чувствовать, как скользит в руку под подкладкой фраера толстый бумажник. По-своему образный язык шпаны подчеркивает эту связь в характерном употреблении картежных терминов: «При рамсе(4) вольты(5) недействительны» - говорит агент уголовного розыска, поймав жулика на предъявленную ему «липу»(6). В заключении «колотушки»(7) сменяют «фомку»(8), и никакие ухищрения не могут их изгнать оттуда.

В исправдомах с более или менее свободным режимом шпана обычно располагается группами - вместе сидят все с одной улицы или из одного района. Внутри камеры - все общее, и играют камера с камерой.

Сейчас в камере висит одежда, лежат передачи, а через полчаса нет ничего, кроме самого необходимого. Хорошим игрокам в камере почет. «Играющий» человек никогда не будет в тюрьме голоден.

За приобретением карт дело не станет. Главная трудность заключается в бумаге, но если в тюрьме имеется библиотека или какие-нибудь красные уголки с газетами и журналами, - трудности не существует.

Бумага склеивается в несколько слоев хлебным клеем (хлеб обдается крутым кипятком, и отжатой жидкостью клеют). Склеенные листы нарезаются, и на них переводятся - «стираются» рисунки через трафаретки. Трафаретки - обыкновенные листы бумаги, на которых вырезаются острым ножом или бритвой очки в форме нужной масти.

Краской служит слегка разведенное на химическом карандаше, саже или чернилах мыло. Красная масть отличается очертаниями очков. Фигуры создаются комбинациями очков. Некоторые колоды делаются очень старательно и уже не выдаются администрации. Есть колоды, на которых тузы изображаются сочетаниями звезды, серпа и молота, валеты - красноармейцами и т.п. В таких случаях всегда имеется несколько колод, которые специально держатся для выдач. Главными центрами картежной игры на Соловках являются общие роты. Играют на нарах и под нарами. Обычно вокруг играющих моментально собирается кружок зрителей. На некотором расстоянии у дверей камеры становятся «цинковые», они предупреждают о приближении «казаков» (командиров взводов, рот и т.п.).
Местный поэт из «своих» следующим образом изображает картежную игру:

После завтрака играют,
Вновь открылось казино,
Игроков везде хватает,
Игроков везде полно.

Тот за печкой притаился
И пыхтит, как паровоз,
А другой в углу забился,
Четко мечет в чудный «стос».

Моментально карты лепят,
Невозможно передать,
Если взводный их отымет -
Наготове есть опять.

Вдруг, как кошки, разбежались,
«Шухер», братцы,- мы горим!
Два несчастные попались,
Захватил их командир.

В общем числе внутрилагерных правонарушений картежная игра занимает одно из первых мест. С ней связана целая группа различных правонарушений - растрат, промотания казенного обмундирования и т.п.

Игра в буру азарт наводит -
Играют триста, как один,
И карцер вечно заполнённый,
И только виден черный дым...

За что сидят? И все за карты.
Ломают склад, тащат муку,
Администрация их ловит,
Сажает в маленьку тюрьму.

Ведется следствие, и что же?
И все сидят и ждут прибавки.
Теперь не вздумают «ломать» и т.д.

Вышеприведённые отрывки дают некоторое представление о том, как играют на Соловках.

Не во всякую игру станет играть «свой». Шпанская игра должна удовлетворять двум основным требованиям: во-первых, игра должна быть на интерес - «коммерческой» (в 13-й роте шпана умудряется даже в шашки и шахматы играть на деньги) и, во-вторых, никогда игра не должна быть «на случай». Все игры вообще делятся на «фраерские» и на шпанские - «свои».

Шпанских игр немного: штос, или стос, в произношении шпаны, иначе говоря, «разбойницкая», бура, рамс и терс (или терц). Все прочие - «фраерские».

Жулик может играть во «фраерские» игры, но только с фраером же и «для понта», если он хочет сойти за фраера из каких-либо целей, между прочим, и для того, чтобы его «наколоть» на приличную сумму. Для этого он и подтасует, сдаст и сыграет, как заправский фраер.

Низшие разряды шпаны - «вшивки» или так называемые «веселые нищие»(9) - играют еще в очко, петуха, и эти игры довольно распространены в их среде, но настоящие «духовые» смотрят на них с презрением. В довоенное время с картами сильно конкурировала ныне почти исчезнувшая игра в кости. Из картежных игр бура и рамс проникли в воровскую среду позднее.

Наибольшим и почти единственным распространением на Соловках пользуются две игры: стос и бура, из них излюбленнейшая - стос. Игроки из «своих» уверяют, что удобства и достоинства этой игры заключаются в том, что она играется очень быстро и в любой момент, в случае какого-нибудь шухера(10), может быть прервана, тогда как терс и рамс требуют спокойной обстановки. Наиболее азартные - стос и терс. Бура - «легкая игра», не для серьезных игроков. Шпанский стос отнюдь не является фраерской игрой на случай. Бывают мастаки, которые умудряются из десяти «сеансов» - шесть выигрывать наверняка. Соль всего дела заключается в чрезвычайно интересном явлении узаконенного в известной мере шулерства.

Сговариваются играющие очень быстро: «Игра есть?» - «Есть!». Моментально появляются карты.

Один из играющих тасует, но не по-фраерски (складыванием широких боков), а складыванием концов в концы. Обычно во время тасовки незаметно изучается и расположение карт в колоде. Играющий изучает психологию партнера и подтасовывает нужные карты «на низок» или на верх колоды, в зависимости от того, как обычно снимает партнер. В свою очередь, и партнер принимает оборонительные меры и, стараясь выбрать карту, предварительно гадает по своей колоде. Впрочем, это, конечно, не обязательно. Выбрав карту, играющий подрезает ею стасованную колоду. Спрашивает: «Стос готов?» Если партнер видит, что подрезкой сбита его подтасованная колода и опрокинуты его расчеты, он имеет право отказаться. Такая подтасовка, если ее не заметят, вполне позволяется - недозволительна только метка карт и, во избежание этого, «свои» карты всегда при сдаче вытаскивают снизу колоды. Проиграв несколько раз, мечущий уже знает расположение карт в колоде, «тонко» принимает его в расчет при тасовке и легко бьет противника «в лоб»(11).

Существует целый ряд способов обыграть противника в стос. Фраера называют их шулерскими, а «свои» просто «шансами». При одном из наиболее распространенных шансов, так называемом «баламуте», карты располагаются в нужном порядке. Тасовка производится таким способом, что те карты, которые в неё всовываются, - из неё же н вынимаются, а потом ставятся на прежнее место. Получается впечатление настоящей тасовки, а в конечном результате колода остается нетронутой. В некоторых случаях для той же цели делается так называемый «клин» - те карты, которые при подобной тасовке должны оставаться нетронутыми, слегка подрезаются с угла вдоль карты так, что карта становится несколько уже. При тасовке вытаскиваются только те карты, которые не подрезаны.

Почти то же, что и «баламут», представляет из себя так называемый «пятерик», только сложнее, и предназначается для тех, кого нельзя взять «на баламут». Вместо клина часто делается так называемый «запус». Колода подбирается в нужном порядке и потом делится пополам - в одну часть собирают все нечетные карты, а в другую четные. Четные карты слегка подтачиваются с концов стеклом или бритвой. При тасовке следует захватить ровно половину (16 карт) и вкладывать их так, что каждая карта попадает через одну на свое место. В следующий раз берется опять половина и опять всовывается через одну. При следующей перекладке карты снова попадают в свои места. Такая тасовка требует большой сноровки, но идет очень быстро и даст полную иллюзию настоящей. Когда партнер снимает колоду, что может спутать игру, одна из половинок слегка сгибается в руке, а потом колода незаметно еще раз перекладывается на старое место.

При игре в стос чрезвычайно важно знать, какая карта падает в лоб и как правильно выбрать её при подрезке. Для этой цели существует целый ряд способов. Например, из колоды выбираются все валеты и слегка сгибаются с углов. При подрезке стараются попасть под карту, на которой лежит валет, валет - «угадан».

Если колода новая, рубашку карты, которую подрезают, натирают воском до блеска, и при подрезке, когда колода снимается, на рубашке получается смутное отражение нижней карты, которая должна идти в лоб. В некоторых случаях на части карт - предположим, на всех «фигурах»(12) - с краю делаются легкие надрезы, или делается так называемый «ёрш» (слегка зазубренные края карты натираются воском), который легко нащупать рукой подрезывающему (при подрезке карту следует держать несколько косо и «щупать» край верхней карты). Играющий уже может приблизительно ориентироваться в том, какая карта падет в лоб. В самодельных картах возможно «насыпное очко». В обычной семерке место, в котором в восьмерке должно быть очко, натирается сальной свечкой, и на него переводится через трафаретку очко из сажи жженого белого хлеба. Получается обычная восьмерка. Если необходимо сделать семерку, очко быстро стирается о стол. Клеевое очко и галантинка в шпанской игре почти не употребляются, так как приемы эти слишком хорошо известны. Кроме этих наиболее распространенных «номеров», существует еще целый ряд «производственных секретов», о которых не рассказывают.

Партнер, заметив, что его берут «даром», «на бога», может в любое время остановить игру: «Ваш номер старый». В этом случае он должен указать способ, каким его обыгрывают. Если укажет правильно, то выигрыш за ним. Отношение к подобного рода «шансам» у шпаны в высшей степени спокойное.

Обчистив партнера до последнего, «играющий» показывает ему, «во что выиграл», и оставшийся в «замазке»(13) не возражает - «ответ»(14) остается в силе.

Интересно, что присутствующие не имеют права вмешаться в игру. Те, кто нарушат это правило, рискуют быть избитыми. По шпанской пословице, «проиграл - плати, а выиграл - получи». Правда, не уверенные в себе игроки могут брать в помощь кого-нибудь из корешков, но участие их в игре должно быть строго оговорено заранее.

При играх, требующих сложных арифметических расчетов, игроки могут выставлять счетчиков, которые обычно «идут гривенничком», т.е. получают по гривеннику с каждого выигранного и проигранного рубля. Счетчики в особенности необходимы, когда игра идет всю ночь и играющим легко «запариться».

Кроме того, обычно каждый из играющих старается сбить другого в счете и получить больше, чем ему полагается, но если партнер вовремя спохватится, то сплутовавший обычно не спорит. Лучшей гарантией правильности счета является слово жулика. Клятва жулика вполне заслуживает доверия. Самая серьезная клятва в заключении - клятва волей. Но не из одних «шансов» составляется успех игры в стос - следует еще уметь распорядиться кушем. Ставки те же, что и в обыкновенном штосе, например: рубль очко, рубль по кушу, угол, транспорт. Существуют варианты игры: солдат, фаск и т.п. Не умеющий распоряжаться кушем и малосведущий в «шансах» называется «легким партнёром». Бывают игроки, которые не играют, а, по шпанскому выражению, «исполняют», т.е. выигрывают наверняка. В Москве, например, таких игроков несколько, и имена их известны каждому шпанёнку.

Играют обычно на все наличные деньги, «тряпки»(15) и «под ответ», но так называемое «заветное», или «кровь», т.е. бельё, верхнее платье, подушка и паёк, настоящими жуликами не проигрываются. Старые воры уверяют, что в их время, если бы они заметили, что играют «заветное», они имели бы право избить и выигрывающего, и проигрывающего. Теперь «кровь» бережётся самим играющим. На Соловках среди «вшивок» и вообще «дешёвых людей» проигрывание самого «заветного» слишком распространено. В общих ротах бывают случаи проигрышей - паёк хлеба на месяц вперёд и больше. В 13-й роте зимой этого года картёжная игра достигла огромных размеров. Сперва играли на барахло и тряпки, потом на пайки хлеба, дальше - на обеды и ужины. Проигранное даже «под ответ» переходило из рук в руки и, наконец, скопилось у трех лучших игроков камеры. Проиграло в общей сложности около 150 человек. Некоторые оказались «в замазке» на целых три месяца. Ротным начальством были устроены собрания, на которых предлагалось прекратить выплату долга, так как люди едва могли держаться на ногах от голода, но никакие уговоры ни к чему не привели. Когда вопрос ставился на голосование, то все проигравшие голосовали за отдачу проигранных пайков. В конце концов, по почину санчасти, пришлось прибегнуть к принудительному кормлению в коридоре и обыскивать после еды, чтобы хлеб не «затыривали» (хлеб, например, прятали в пах).

Отдать карточный долг - первейшая обязанность проигравшего. Если проигравший не отдает в срок долга, он объявляется «заигранным» - вне закона, наряду с легавыми, ссученными и пассивными педерастами (название последнего нецензурно). «Заигранным» человек признается только с общего решения шпаны, и с него уже «получают кровью». Избиение происходит следующим образом: «заигранный» стоит, окруженный шпаной, и держит руки по швам и не имеет права даже поднять руку, чтобы защититься от ударов: в противном случае ему грозит расправа со стороны «бражки»(16). Потерпевший «получает», сколько хочет [выигравший]. После избиения «заигранный» может и не платить, но «заигранным» он остается. Известны случаи, когда проигравшие, не будучи в состоянии выплатить долг, отдавали его собственными пальцами. Один из «своих» рассказывал» как однажды старый вор проиграл «под ответ» 200 рублей «через 15 минут» (ему должен был принести отделенный). Когда деньги через 15 минут не появились, он пошел в переплетную, отрубил два пальца ножом для резки бумаги и вернул ими долг. Обычно старый уголовник, садясь играть, заранее объявляет: «имею проиграть столько-то». Хорошим тоном считается не жалеть проигранных денег и не выражать радости при крупном выигрыше. «Плачу, как граф, и получаю, как разбойник», - заявляет бульварный рыцарь.

Часто уголовник проигрывает «под ответ», надеясь на удачную кражу. Если срок выплаты мал, а в большинстве случаев он измеряется часами, шпанёнок прямо с «шалмана»(17) бежит «брать» какой-нибудь магазин или лезет в карман где-нибудь в трамвае. Тогда уж он не разбирает и совершает самые дерзкие и нахальные кражи. С «засыпавшегося» или «подзашедшего» карточный долг не спрашивается. Долг уплачивается по выходе из тюрьмы при первом же удобном случае (здесь уже срок не назначается). Один магазинный вор рассказывал, что почти все судимости он «заработал» на проигрышах, воруя в обеденный перерыв через входную дверь магазина под видом хозяина.

В среде «вшивок» в заключении распространены случаи проигрыша «под ответ» вещей вновь прибывающих фраеров, но, вообще говоря, фраер, попав в заключение, считается другом.

В некоторых случаях, если жулик имеет своих «корешков» или «клиентов»(18), - последние имеют свою долю с игры на тех же условиях, что и с «заработка»(19). В особенности аккуратно выплачивается доля, когда клиент «подзашел»(20). Надо сказать, что на Соловках, где воровская этика в значительной мере расшатана, случаи неотдачи картёжных долгов, особенно в среде «вшивок», весьма многочисленны, и влияние старых уголовников постепенно падает. (По соловецкой пословице «Свой не свой, а на дороге не стой»). Бывают случаи, когда проигрывают самих себя, - случаи эти особенно часты в заключении. Вор, «боярующий»(21) шпанёнка, специально завлекает его в игру и выигрывает у него «последнее». Проигравший допускает в отношении себя различные самые дикие извращения. Проигранный, таким образом, попадает в положение полной отчужденности - он не имеет права ни с кем разговаривать, прикасаться к посуде и т.п. В старое время обычными бывали случаи проигрыша «марух»(22). Сейчас это уже постепенно выводится.

Проигрыши самих себя и вообще «последнего» чаще всего происходят из так называемой «амбиции». Если «схлестнутся»(23) двое, имеющие друг на друга злобу, или если играющие почему-либо считают для себя позором проиграть, игра может зайти очень далеко. Проигрывают золотые зубы, которые после игры выдираются клещами или выбиваются молотком. Проигрывают пальцы, играют на ухо и т.п. Происходят своеобразные картежные дуэли. Мстящий старается заставить своего партнера «влезть на рогатину», т.е. заставить его проиграть что-нибудь такое, что он не сможет выплатить, или причинить ему существенный ущерб.

Но такая игра, хотя и считается вполне «законной», однако не может остаться безнаказанной. Часто случается, что кто-нибудь из присутствующих мстит, но мстит также законно - картами.

В исправдомах играют «из амбиции» или для смеху на «1000 мух», на «1000 тараканов», на «1000 крестов», т.е. проигравшего заставляют поймать 1000 тараканов или положить 1000 крестов. Выигравшим, если он богат, нанимается специальный счетчик из мальчишек, который следит за правильностью «выплаты». Проигравший всегда старается «выплатить» долг полностью и не прекращает креститься, даже когда входит администрация. Со стороны раздаются предположения, что проигравший сошел с ума. Вызывают фельдшера, проигравшего кладут на носилки и т.д. Хохоту и веселья - без конца. Особенным успехом пользуются так называемые «налепки». Проигравшего заставляют налепить себе на лицо несколько сот бумажек. Бумажки осыпаются с лица, и проигравший никак не может удержать полное их количество. Играют и на «каташки» - проигравший катает на себе выигравшего, или «прыгунки» - проигравшего заставляют прыгать.

Бывает, что проигравший кричит в окно или в трубу в течение 5 - 10 минут: «Я дурак, я дурак»... Отсюда и выражение: «проиграть в трубу». Очень часты игры «на песню, на сказку», но играют на них, конечно, только с теми, кто действительно мастерски поёт или рассказывает. Какой-нибудь певец поёт до тех пор, пока «фарт»(24) не поворачивается в его сторону, и поёт старательно, потому что в этом его хлеб. Выдумки в этом роде неисчерпаемы. Впрочем, такие вещи на Соловках не процветают - здесь игра носит гораздо более «деловой» характер.

Шпанская среда на Соловках разлагается. Карточные долги не платятся, и получить их нет возможности - проигравший идет жаловаться командиру. Среда «своих» разбавляется «вшивками» и фраерами, благодаря чему нельзя строго придерживаться шпанских «законов». Наконец, сама обстановка полуволи-полузаключения и принудительного труда разрушает шпанскую кастовую замкнутость. Шпанская физиономия тускнеет, и жиганство - исчезает. Падение картежной этики на Соловках, примеры чему мы видели выше, лишь частность.

Разложение это, несомненно, хорошо, ибо подготавливает почву для исправления, но если на смену шпанской морали ничего не будет дано, то это вызовет отрицательные последствия.

Что может получиться из шпанёнка, у которого не будет никакой связи ни с кем, хотя бы и в крайне уродливой форме, у которого не исчезло влечение к воровству, не забыты профессиональные навыки? Так что необходимо позаботиться и дать ему какие-то другие устои. Работа в этом направлении на Соловках поставлена недостаточно широко, но вопросы эти сложные, и мы к ним вернемся в дальнейших статьях.

1 Духовым называется крупный вор: «Духовой куши рвет».
2 Жиган - «настоящий», удалой вор, герой» каким его рисует себе шпана.
3 «Свой» или «масовый» - вор.
4 Рамс - шпанская игра в карты.
5 Вольт - валет.
6 Липа - фальшивый документ.
7 Колотушки — карты, они же — стирки, пулемет, майдан и т.п.
8 Фомка - воровской инструмент.
9 Шпана из мелких.
10 Шухер - тревога.
11 Первая карта при метании в стос.
12 Король, дама и т.д.
13 «В замазке» - в проигрыше.
14 «Ответ» - долг.
15 «Тряпки» - одежда жулика, хотя бы и хорошая.
16 «Бражка» - то же, что и «братва».
17 «Шалмйн» - притон.
18 «Клиент» - то же, что и «корешок» - товарищ по преступлению.
19 «Заработок» - украденное.
20 «Подзашел» или «завалился» - попал в тюрьму.
21 «Бояровать» - уговаривать, ухаживать.
22 «Маруха» - любовница.
23 «Схлестнутся» - сойдутся.
24 «Фарт» - счастье (фортуна).

А.Д. Лихачёв
(«Соловецкие острова», 1930 № 1, с. 32-35)

Ставки можно делать всегда, везде и на все… Если вы ставите, значит, играете "под интерес", а "интерес" бывает разный. Деньги, услуги (различного характера), спортивные упражнения, вещи, еда и даже жизнь! На кону может быть все — это зависит от азартности и, мне кажется, умственного развития игроков…

Казино "СИЗО"

В СИЗО мы играли как могли. В каждой камере было только то, что привозили с собой зеки, а они чаще всего не привозили ничего, и поэтому приходилось делать настольные игры самим, главное, чтобы были хлеб и соль!

Кубики, фишки для нардов, шахматные фигуры — все это изготавливалось из хлеба, смешанного с солью, который, застыв, становился твердым, как пластик. Кстати, четки в СИЗО тоже были из хлеба. При желании заключенные могли сделать и карты, — это не сложный, но довольно долгий процесс. Обычно ограничивались кубиками, шахматами, нардами и "… вошкой" (увлекательной игрой с довольно грубым названием, из которого я смог оставить только вторую часть). Кубиками играли в покер и в тысячу. В общем, при желании, потратив время и силы, развлечь себя можно было.

Правда, не всегда зеки хотели напрягаться, поскольку все самодельные игры охранники отнимали, мотивируя тем, что это ширпотреб. Часто после того, как у зеков в очередной раз забирали игры, они теряли всякое желание что-то делать — все равно бесполезно — и развлекались крестиками-ноликами и морским боем. В них тоже можно играть "под интерес", что делает эти детские забавы интересными и азартными.

Довольно часто у зеков не было ничего для ставок, или они просто боялись проиграть нажитые с таким трудом материальные ценности, и поэтому играли на "спортивный интерес". Это выглядело очень просто: оговаривали упражнения, на которые будут играть, уточняли, сколько времени их нужно выполнять, и начинали делать ставки. Доходило до того, что проигравший в течение дня должен был отжаться от пола 1500 раз (зеки азартны, и зачастую им трудно остановиться).

Несмотря на, казалось бы, несерьезные ставки, отдавать их нужно обязательно, иначе можно прослыть "фуфлыжником".

"Фуфло" для джентльмена

"Фуфлыжник", или "фуфло", и "шлепало" — два очень сильных оскорбления в тюрьме и зоне.

"Фуфлыжник" — это человек, не отдающий проигрыш. А "шлепало" — тот, кто "шлепает" языком и абсолютно не отвечает за свои слова. Оба они фактически обозначают слабых, бесчестных людей, которых не следует воспринимать всерьез и к которым не стоит прислушиваться.

Игровые долги старались отдавать всегда, поскольку "фуфло" — довольно серьезный косяк. При правильном подходе к делу, хорошо подвешенном языке и желании человека, не отдавшего игровой долг, можно было и "конем" (слугой) сделать.

То есть не выполненные вовремя простые отжимания или приседания могли вылиться в проблему. Вряд ли бы за них как-то наказывали, но на психику давить могли. Или, при плохом раскладе, слава о человеке как о "фуфле" могла пойти за ним по жизни, и к нему было бы соответствующее отношение.

Хотя бывали и очень серьезные случаи. Мне рассказали о таком, когда я еще ездил по этапам. Произошел он в одном из СИЗО, в "осужденке" для строгачей (камера, в которой сидят зеки с двумя и более ходками, уже получившие сроки и ожидающие отправки в зону). Об этом происшествии сняли передачу, настолько оно было диким.

В камере сидели трое зеков. Двое с большими сроками (больше десяти лет), полученными за убийства, за что сидел третий — не помню. В камере заниматься особенно нечем, тем более людям, не любящим читать. Писем они почти не получали: строгачам, в отличие от первоходов (зеков, попавших в тюрьму впервые), пишут очень мало — родственники и знакомые постепенно разочаровываются в "косяковых страдальцах" и с каждым новым сроком все меньше их поддерживают. У мужиков, часто попадающих в зону, остается одна мать, уже в возрасте, которая на свою маленькую пенсию пытается прокормить себя и своего непутевого сына.

Так вот, эти трое от нечего делать целый день играли в нарды. Потом для большего интереса и азарта начали делать ставки.

Всегда кто-то играет лучше, а кто-то хуже, и хороший игрок постепенно выигрывает все. А плохой, в надежде отыграться и особенно не задумываясь, ставит последнее. Тем более что в зоне любят использовать классическую схему для лохов, которой пользуются кидалы: немного проиграть — увеличить ставки — выиграть все. Каждый знает эту схему наизусть, но ведутся все равно многие.

В итоге у третьего не осталось ничего, кроме собственной жизни, которую он поставил — и проиграл.

Для чего победителю нужна была эта жизнь, не знаю, но он стал требовать, чтобы долг был отдан. Проигравший должен был написать предсмертную записку: якобы он покончил жизнь самоубийством, — чтобы подозрение не пало на соседей. Естественно, он не спешил с запиской. Мужики сидели втроем в закрытой камере, поэтому проигравшему постоянно давили на психику и, в принципе, он был обречен.

Не помню, написал ли он предсмертную записку, но однажды ночью его задушили простыней. Выигравший душил, второй держал. Потом попробовали имитировать самоубийство, привязав один из концов простыни к верхней части нары.

Убийство раскрыли. Победителя, который душил, приговорили к смертной казни, его соседа, помогавшего "забирать долг", — к пожизненному заключению, а третий из игроков, проигравший свою жизнь, был убит.

Единственный вопрос, который меня мучает по сей день: зачем трое дураков сломали себе жизнь? Из-за каких принципов?

Моя игра, моя игра…

Летом локалки (отведенные для каждого сектора территории, огороженные забором) заполнялись зеками, игравшими в нарды, шахматы и домино. Некоторые целыми днями просиживали за игрой. Многие играли не "под интерес", а исключительно ради удовольствия от игры.

Ставки любили делать на спорт. У нас в отряде был целый тотализатор на все виды состязаний, но особой популярностью пользовались хоккей, футбол и биатлон. Ставили обычно сигареты и деньги. Поскольку это старались делать незаметно, но без зековского форсу не могли (очень хотелось показать свою принадлежность к какому-то закрытому сообществу), то обсуждали свои ставки как бы тайно, но так, чтобы можно было догадаться, о чем идет речь. О тотализаторе знали многие.

Гораздо меньше людей знало о том, что у некоторых были самодельные карты. Почему-то именно этот вид игр строжайше запрещен по всей системе МЛС как азартный. Хотя некоторые ухитрялись делать ставки даже в "Камень, ножницы, бумага" и, поверьте, азарта там было не меньше, чем в покере.

В зоне периодически проводились турниры по шахматам, шашкам и нардам. Пару раз победителей даже чем-то наградили. В основном же заключенные участвовали в соревнованиях, чтобы доказать себе и остальным, что они лучшие в этих играх.

Мне кажется, зеки вообще воспринимают жизнь как игру. Практически на всех партаках (я говорю о татуировках-коллажах, которые чаще всего бьются на плече или груди) есть карты, кубики или домино. Поздравляя друг друга, они обязательно желают "фарту" (не просто удачи, а именно такой, какая бывает в игре). Одна из любимых фраз у заключенных: "Знал бы прикуп, жил бы в Сочи". И самое главное — форс, без которого нельзя победить, и фортуна от тебя отвернется. Форс, из-за которого многие попали за решетку, потому что сделали ошибку, не подумав. И форс, надеясь на который, многие зеки так и не научились включать голову до того, как совершат очередную глупость. На этом игровом форсе у многих пролетает вся жизнь, после которой не остается вообще ничего. Даже дети, если кто-то ими обзавелся, не помнят своих отцов. Лишь пожелание: "Счастья, фарту и азарту!", повторяемое, как заклинание, на каждом дне рождения, не дает зекам забыть о том, что вся наша жизнь — всего лишь игра. И прожить ее нужно хоть и пусто, но "красиво".

Опрос посвящен играм, вернее ставкам, их можно разделить на две категории: на деньги и на интерес.

Игры на деньги

Принцип прост, на кон ставятся деньги – если повезет, то сумма увеличивается, если не повезет, то наоборот, денежки выигрывает кто-то другой. Обижаться на это не стоит, это игра. Азарт в этом случае обеспечен, так деньги, мы знаем – универсальное средство обмена, чем их больше, тем выше тонус, ну и, соответственно, наоборот.
Играть где попало не получится, хотя никто не может запретить маленький междусобойчик, когда собираются приятели или приятельницы и решают немного пощекотать нервы. Как правило, на дому или в гостях в таком случае наиболее распространены карточные игры. Кто-то может делать ставки в шашки или шахматы. Вполне реально устроить что-то наподобие тараканьих бегов, для этого не обязательно нужны тараканы, подойдут любые умеющие передвигаться существа, даже улитки. Возможны забеги и неодушевленных предметов, например, сотовые телефоны на вибрации.
Конечно же можно делать ставки в Интернете, например, http://777-vulkan-casino.com/gonzos_quest_extreme.html , казино Вулкан. В этом случае приятели не нужны, нужно подключение у Интернету и желание. Несмотря на то, что человек играет в одиночку, это вовсе не означает, что ему может быть невесело (если только он вконец не продуется). Как в случае с сигаретами или алкоголем напомним, если не имеете тормозов и не знаете чувства меры, то лучше даже не садитесь играть, но разве эти предупреждения хоть кого-нибудь когда-нибудь останавливали?

Игра на интерес

В данном случае ставки могут зависеть от степени развития фантазии. Самые распространенные – это на раздевание, на желание (порой самое нелепое). Ставками могут служить количество лещей (шутливых ударов по затылку), щелбаны и даже пинки под проигравший зад. Азарт может быть и не такой, как при игре на деньги, но веселье будет обеспечено. Возможны и спортивные ставки, в которых проигравший даже выигрывает в том, что ему приходиться выполнять физические упражнения, это может быть приседание, отжимание, подтягивание и так далее…
У игр на интерес есть один недостаток – нет сайтов, специализированных под это. Можно, конечно, проявить изобретательность, и играть наблюдая за соперником на веб-камере, весело, но немного не то.
Если же игра идет на желание, то проигрыша (выигрыши) могут быть буквально на грани фола, что лишь подогревает веселье. Хотя желания могут быть и вполне безобидными, такие как громко прокукарекать или что-нибудь в этом духе.


Публикации по теме