Афонские старцы о россии. Воспоминания ученика старца Паисия Святогорца – афонского старца Анастасия

Иосиф, афонский исихаст (+1959):


«Избегай дурных помыслов, как огня. Совершенно не обращай на них внимания, дабы они не укоренились в тебе. Не отчаивайся, ибо Бог велик и прощает согрешающих. Когда погрешаешь, кайся и понуждай самого себя, чтобы не сделать снова того же».


«Добрые дела, милостыня и всё внешнее мало умертвляют высокомерие сердца. Душевный же подвиг, боль покаяния и сокрушение смиряют высокое мудрование».


«Благодать, когда она действует в душе молящегося, означает, что в это время преизливается любовь Божия так, что и не может человек удержать того, что чувствует. Потом обращается любовь эта к миру и к человеку, которого молящийся любит настолько, что и сам желает взять на себя всю человеческую боль и несчастье, чтобы освободить от них других».


«Преуспевающие в молитве не перестают молиться за мир Божий. Им принадлежит и продление жизни мира, как бы это ни казалось странным и дерзким. И знайте, что, когда они исчезнут, тогда придёт конец мира сего».


«Молитва без внимания и трезвения – это потеря времени и напрасный труд. Мы должны поставить неусыпного стража во всех своих чувствах внутри и вне – внимание . Без него ум и силы души распыляются на суетное и житейское, как бесполезная вода, которая бежит по дорогам».


«Ум – это питатель души, и всё то благое или лукавое, что он увидит или услышит, опускается в сердце, которое является центром духовных и телесных сил человека».


«Благодеяния, милостыни и внешние добродетели не смягчают сердечного высокомерия. Напротив, мысленные упражнения, боль покаяния и сокрушение смиряют гордый помысел».

Порфирий, афонский старец из скита Кавсокаливия. (1906-1991):


«Истинная любовь вдохновляет нас на жертвы ради ближнего».


«Многие говорят, что христианская жизнь неприятна и трудна. А я говорю, что она приятна и легка, но требует двух условий: смирения и любви».


«Исповедь для человека – это способ прийти к Богу. Это приношение любви Божией человеку. Никто и ничто не может отнять у человека этой любви».


«Послушание приносит смирение, смирение – рассуждение, рассуждение – интуицию, интуиция – прозорливость»


«Чтобы изменился человек, нужно, чтобы пришла благодать Божия, но чтобы пришла благодать, нужно смириться».


«Христианин должен избегать мучительной религиозности: как чувства своего превосходства из-за добродетели, так и чувства униженности из-за своей греховности. Одно дело – комплекс, и другое – смирение; меланхолия – это одно, а покаяние – совсем другое».


«Церковь – это тайна. Входящий в церковь не умирает, но спасается и становится вечным».

Паисий (1924 – 1994). Самый известный афонский старец недавнего времени:


«Брат мой, в своей молитве не ищи ничего, кроме покаяния. Покаяние принесёт тебе смирение, смирение принесёт тебе благодать Божию».


«Когда человек духовно здоров и удаляется от людей, чтобы больше помочь людям своей молитвою, тогда всех людей он видит святыми и только самого себя – грешным».


«Монах убегает дальше от мира не потому, что ненавидит мир, но потому что любит его и, таким образом, молитвою монах помогает ему больше в вещах, которые по-человечески не происходят, но только при Божественном вмешательстве. Так спасает Бог мир».


«Ваше преуспеяние зависит от вас самих. Также и спасение. Никто другой вас спасти не может».


«Благодать Божия – это не бочка, в которой рано или поздно заканчивается вода. Это неисчерпаемый источник».


«Молитва – это кислород, совершенно необходимый для души. Чтобы молитва была услышана Богом, она должна исходить из сердца со смирением, при глубоком ощущении человеком своей греховности. Молитва не от сердца не приносит никакой пользы».


«Главнейшей обязанностью человека является любовь к Богу и затем к своему ближнему. Если мы возлюбим Бога так, как должно, то сохраним все его заповеди. Но если мы не любим ни Бога, ни своих ближних, этого равнодушия Бог не простит нам».

Гавриил (1886 – 1983), игумен монастыря Дионисиат:


«Чистая простота, соединённая со страхом Божиим, приводит человека в блаженное состояние, которое первозданные люди имели в раю прежде преслушания».

Ефрем Святогорец, игумен монастыря преподобного Филофея, архимандрит:


«Сердечная чистота состоит в свободе ума от плохих мыслей, от которых проистекают дурные и страстные чувства».


«Если мы желаем прекратить дурные дела, не заботясь о внутренних помыслах, то трудимся напрасно. Кода позаботимся о чистоте своей души, тогда вселится в неё Бог славы, и она станет святым и великолепным Его храмом, благоухающим фимиамом непрестанной к нему молитвы».


«Чадо моё, храни свой ум от плохих мыслей. Тут же, как только они придут, прогоняй их молитвой Иисус-Христовой. Потому что как улетают пчёлы, когда их окуривают дымом, так удаляется и Дух Святый, когда почувствует смрадный дым постыдных помыслов».


«Как пчёлы садятся на те цветы, где есть нектар, так и Дух Святый приходит в те ум и сердце, где производится сладкий нектар добродетелей и добрых помыслов».



«Кто молится, просвещается, а кто не молится, помрачается. Молитва – подательница Божественного света».


«Если к нам приближаются уныние, нерадение, лень и тому подобное, то будем молиться со страхом, болью, с большим трезвением ума, и по благодати Божией с нами произойдёт чудо утешения и радости».


«При первых трудностях подвига не разочаровывайтесь. Доброе постигается трудом и болезнью».


«Как невозможно не преткнуться идущему в ночи, так невозможно не грешить ещё не видевшему Божественный свет».

Старец Епифаний (1930-1989), основатель монастыря Благодатной Троицы в Тризине:


«В материальном нам нужно смотреть на тех, кто беднее нас, чтобы нас не одолевало беспокойство, а в духовном будем смотреть на тех, кто более духовен, чем мы, чтобы это служило нам стимулом к подвигу».

Старец Амфилохий (1889-1970):


«Любовь – это то, что придает вкус всем нашим делам и всей нашей жизни»


«Когда сердце наше не имеет любви ко Христу, тогда мы не можем делать ничего. Мы тогда, как корабли, не имеющие топлива для своих двигателей».

Эти выступления двух известных и авторитетных афонских старцев прозвучали в телевизионном эфире телеканала «Спас» во время проведения телемарафона, организованного телеканалом «Царьград» и посвященного визиту Президента России В.В. Путина и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Святую Гору Афон.

Благодать Божия да пребудет с российским руководством и российским народом!

По моему смиренному мнению, русский народ достоин восхищения. Это выдающийся и замечательный народ, блестящий, прекрасный, одаренный и благословенный Богом. Это Божий народ, новый народ Израилев, на котором благодать Божия. Русский народ среди всех народов земли – самый благословенный Богом. Бог отметил русский народ множеством благодатей и дарований. Вечная отрада русского народа – несметные воинства святых, преподобных и мучеников.

По моему смиренному мнению, по сравнению с другими народами, живущими сейчас на земле, русский народ – самый совершенный и самый выдающийся, поскольку он одарен любовью и всяческими добродетелями, величием и благонравием. При этом это наиболее смиренный и скромный народ, отмеченный благочестием, любовью и посвящением себя Богу и ближнему. Русский народ несравненно больше достоин восхищения и подражания, чем любой другой народ из живущих на земле. Русский народ – несравненный, непревзойденный, единственный и неповторимый на всей земле.

Российское руководство должно внимательно следить за тем, чтобы не выходило никаких законов, противных Закону Божию. Чтобы не могла быть узаконена проституция, прелюбодеяния, аборты, свободное сожительство, гражданский брак, кремация, однополые союзы, так как все это ведет к разложению и лишению Благодати Божией.
Духовное возрождение России воспоследует, когда российский народ будет ходить в церковь, исповедоваться, молиться, поститься, изучать Священное Писание и творить милостыню. Тогда Господь всегда будет с русским народом и будет всегда помогать ему. А если, как мы говорили до этого, российское руководство узаконит проституцию, прелюбодеяния, аборты, свободное сожительство, гражданский брак, однополые союзы и если мы будем сближаться с Папой и двигаться к объединению, тогда Бог не даст своего благословения и начнется движение к разрушению. Патриарху Московскому и всея Руси желаю, чтобы он следовал слову истины, чтобы не водил дружбу с Папой. Мы не можем объединиться. Папа – враг Христа и Богородицы.

Восьмой Вселенский Собор нелегитимен. Мы не должны соглашаться с тем, в чем нас убеждают. Русские архиереи недостаточно осведомлены. Нужно все им сообщить. Главное – мы не должны объединяться с Папой. Мы не должны иметь общения с еретиками. Мы не можем молиться вместе. Мы же – допускаем к себе в церкви папских сторонников и молимся вместе с ними. Сорок пятое апостольское правило говорит о том, что «Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся только, да будет отлучен. Если же позволит им действовать как-либо, яко служителям Церкви: да будет извержен».

Обращение к русскому народу


От всей души молюсь, чтобы благословение Божие пребывало с вами и вашими семьями. Молюсь также, чтобы Господь наш, единый и единственный истинный Бог, Отец, Сын и Дух Святой, всегда хранил Россию и весь русский народ на всей земле.

Молюсь, чтобы Бог дал мир и покаяние всему человечеству и во время Второго Пришествия поместил бы всех людей одесную Себя, чтобы мы услышали его вожделенный глас: «Приидите благословенные Отца Моего, наследуйте уготовленное вам царствие».

Молюсь, чтобы Господь и в нынешние времена укрепил святую и беспорочную веру православных христиан вместе со Святой Его Церковью, как Он это делал в течение веков при жизни наших святых отцов.

Русский народ достоин всяческого восхищения. Он воспрянул, пройдя через множество испытаний, в которых героически хранил свою веру, так и не поддавшись в течение более чем 70 лет атеизму коммунизма. Напротив, он явил множество святых, в числе которых и семья последнего царя Николая II, в полном составе сподобившаяся мученической кончины, – сам царь, его супруга Александра и их дети Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и малолетний Алексей.

Русский и греческий народы связаны тесными духовными узами. В России многие греки причислены к лику святых – такие как преподобный Максим Грек, мощи которого покоятся в самом, пожалуй, значимом из русских монастырей – в Троице-Сергиевой Лавре. Или преподобный Аристоклий, настоятель московского подворья святогорского русского монастыря Святого Пантелеймона. Равным образом в Греции почитаются многие русские святые – такие как святой Серафим Саровский и святитель Лука Крымский.

Совершенно особенная связь существует между Святой горой и Россией. Поэтому-то мы и радуемся, когда нас посещают паломники из России. А в последние годы нам оказывает такую честь и политическое руководство России, прежде всего президент Владимир Путин.

Эту связь между нами еще более укрепил Паисий Святогорец, к которому в России, как нам известно, относятся с особым благоговением. Молюсь, чтобы Господь сподобил и других отцов следовать этой традиции, заложенной Паисием Святогорцем.

Свой профессиональный праздник - международный день врача отмечают медики всего мира 2 октября. Мы собрали изречения святых и старцев Афона о том, как сохранить здоровье и побороть болезни.

1. «В то время, когда мы предаемся Христу, тогда духовный наш организм приходит в мирное устроение, в результате чего все органы и железы начинают функционировать естественным образом. Все они зависят от нашего устроения. Тогда-то мы выздоравливаем, перестаем страдать… Так бывает и в случае рака: если возложим заботу на Бога, и душа наша успокоится, тогда и Божественная благодать вкупе с этим миром может подействовать так, что уйдет и рак, и все остальное. Если вы не знаете, например, язва желудка возникает из-за невроза. Поскольку симпатическая нервная система испытывает давление, сжимается, страдает, то образуется язва. Раз, два, три, сжатие, сдавливание, еще раз, еще раз, стресс один, стресс – стресс - стресс, и – хлоп... - Язва! Таку возникает или язва - или рак, оба они зависят от нервов. Когда в нашей душе путаница, то это оказывает влияние на тело, и здоровье подрывается».

2. «Когда мы чем-то заболеваем, нам лучше всецело предавать себя Христу.
Нам надо думать о том, что наша душа имеет гораздо большую нужду в терпении и славословии во время боли, чем в «стальном» теле, с помощью которого мы можем совершать большие телесные подвиги».

3. «Одна монахиня мне написала, что страдает и если не сделает операции, то умрет. Я пишу, говоря совершенно противоположное. Та опять пишет, что врач ей сказал: если она не сделает операции, через несколько дней случится прободение и наконец смерть. Я повторяю: «Имей веру, возложи все на Бога, предпочти смерть». Она присылает мне ответ, что болезнь повернула вспять. Видите? Тысячи раз я испытал это. Когда полагаешь перед собой смерть и ожидаешь ее каждое мгновение, она убегает далеко от тебя. Когда боишься смерти, она постоянно тебя преследует».

(Преподобный Иосиф Исихаст)

4. «Лекарство, чадо моё, означает яд. Не думай, что лекарства всегда приносят только лишь пользу. Они ещё и вредят. Почему мы принимаем лекарства? Потому что болеем. А почему мы болеем? Потому что нервничаем. А почему мы нервничаем? Потому что грешим. Но если мы позволим Христу вселиться в нашу душу, тогда отбегает грех, отбегает нервозность, отбегает болезнь и мы выбрасываем лекарства...».

(Преподобный Порфирий Кавсокаливит)

5. «В какую эпоху было столько больных? В старину люди такими не были. А сейчас, какое бы письмо из тех, что мне присылают, я ни открыл, так обязательно встречу или рак, или душевное заболевание, или инсульт, или разрушенные семьи. Прежде рак был редкостью. Ведь жизнь-то была естественной. О том, что попускал Бог, речь сейчас не идет. Человек ел естественную пищу и отличался отменным здоровьем. Все было чистым: фрукты, лук, помидоры. А сейчас даже естественная пища калечит человека. Те, кто питается одними фруктами и овощами, терпят еще больший вред, потому что все загрязнено. Если бы так было раньше, то я умер бы в молодом возрасте, потому что в монашестве я питался тем, что давал огород: луком-пореем, марулей, обычным луком, капустой и подобным этому, и чувствовал себя прекрасно. А сейчас - удобряют, опрыскивают… Подумать только - чем питаются нынешние люди!.. Душевное неспокойствие, пищевые суррогаты - все это приносит человеку болезнь. Применяя науку без рассуждения, люди приводят в негодность самих себя».

(Преподобный Паисий Святогорец)

6. «Если больше будешь заботиться о духовном здоровье, меньше будешь знать телесных болезней. Не люби лечиться, а люби здоровью учиться».

(Монах Симеон Афонский)

7. «Не проси Бога облегчить твои страдания от различных болезней, не принуждай Его к этому в своих молитвах. Но с неизменной стойкостью и терпением переноси свои недуги - и увидишь, какую от этого получишь пользу».

(Преподобный Порфирий Кавсокаливит)

8. «Видя, что человек может вынести тяжелую болезнь, Христос даёт ему эту болезнь, так, чтобы за малое страдание в жизни земной человек получил многую мзду в небесной вечной жизни. Он страдает здесь, но получит мзду там, в жизни иной, потому что есть Рай, и есть воздаяние [за скорби]».

(Преподобный Паисий Святогорец)

9. «Искушения, скорби, огорчения, приходящие или от диавола, или от людей, или возбуждаемые миром, который мы несём в себе, - всё это лекарства, всё это посылается Божиим Промыслом для того, чтобы к нам вернулось утраченное нами душевное здоровье. Здоровье души и сердца - это бесстрастие, безгрешие, это настоящая святость, которая перейдёт с нами в иной мир».

(Старец Ефрем Филофейский)

10. «Когда тело претерпевает испытание, душа освящается. От болезни страдает тело, наш глинобитный домик, но от этого будет вечно радоваться хозяин этого домика – наша душа – в том небесном дворце, который готовит нам Христос. По этой духовной логике, которая нелогична для людей мира сего, я тоже радуюсь и хвалюсь теми телесными болезнями и изъянами, которые у меня есть. Единственное, о чём я не думаю, так это о том, что мне предстоит получить небесную мзду».

(Преподобный Паисий Святогорец)

11. «Телесные немощи стоят на службе многим и различным намерениям неизреченной любви Божией. Здесь уместно вспомнить примитивное простонародное мнение, что болезнь это – наказание Божие за грехи, а здоровье – награда за добродетели. Но в действительности может быть совсем наоборот. Так весьма многие святые бывают отягчены многими телесными недугами, и многие люди живущие во грехе и далекие от покаяния никогда не болеют. Конечно, никто не отрицает, что разбитая греховными страстями душа является плодородной почвой для развития многих телесных недугов, и наоборот; умиротворенная, преисполненная божественным умилением душа создает необходимые предпосылки как для своего собственного исцеления, так и для телесного здравия. Тем не менее, здоровье каждого человека, которое как морская волна, то приходит, то уходит, служит педагогическим целям Божиим, скрытый от нас, но открытым святым Его».

(Преподобный Порфирий Кавсокаливит)

12. «Пришел к нам однажды человек, много лет проведший в монашестве, живший в Швейцарии. Так как у него были три серьезные и страшные и к тому же неисцелимые болезни. И на лекарства он истратил целое состояние. <…> Итак, я ему сказал, что он сразу выздоровеет, если только поверит, что Бог может его исцелить. <…> …он не оставлял меня и не уходил, но и не хотел поверить. Пока не помог Бог и пока он явно не услышал голос: «Почему ты не хочешь послушаться, чтобы выздороветь?». И так он освободился. Поскольку я просил, чтобы он ел противоположное - то, о чем он говорил, что умрет, если это съест, - и возложил всю надежду на Бога и, оставив знание, последовал вере. И ел вместо десяти раз в день, как он ел, один раз. Богу было достаточно всего лишь трех дней, чтобы его испытать. А я усердно о нем молился».

(Преподобный Иосиф Исихаст)

Подготовила Дарья Малашина-Мазур

Старец Ефрем Катунакский я вляется одним из самых почитаемых духовников на Святой Горе. О нем издано несколько книг. Из них на русский язык переведены две. Обе книги раскрывают подвиг старца, именно как учителя послушания. Действительно, слово «послушание» и выражение «слепое послушание» мы можем встретить почти на каждой странице. Тем не менее, те, кто пытались применять «слепое послушание» на практике, с удивлением открывали, что эти вещи «не работают».
Ефрем Катунакский и Ефрем Филофейский
Интересно заметить, что старец Ефрем Катунакский никогда не учил о «слепом» послушании. Более того, если бы он услышал это выражение, «слепое послушание», то, вероятнее всего, был бы крайне удивлен. Если бы Старец знал, что его поучения так переведут на русский язык, несомненно, он бы вообще не употреблял слово "послушание", даже в обиходе.
Обратимся к лучшей книге: «Старец Ефрем Катунакский» Старца Иосифа Катунакского - его любимого ученика. Мы сами говорили с автором на эту тему, а теперь лишь хотим привести несколько цитат для иллюстрации:
Не вызывает сомнения, что русский перевод всего текста книги совершенно неадекватен. Например, в р.п. обращение «Ээ, бестолковая» сразу адаптируется для русской традиции: «Ах ты - дурррра!». Русским это конечно понятнее, но в первоисточнике ничего подобного нет. Да такое и невозможно для греков. Конечно, такой перевод мы даже не будем сравнивать и анализировать.
Поэтому давайте сразу обратимся к греческому тесту… Сначала разберемся с самим словом «слепое» - «тюфли»:
«Как-то монахини спросили отца Герасима:

Что имеется в виду под словом «слепое», когда говорят о слепом послушании?

Вот что я вам скажу, - он отвтил. - Представь себе, что вошла игуменья и говорит:

«- Епраксия, принеси воды! - Ты ей подаешь воду.

А теперь вылей ее! - Ты выливаешь.

Ээ бестолковая, зачем ее вылила?!

Благословите…»
- Так вот, детка, «слепое» - означает, что ты не оправдываешься. Ты не возражаешь, хотя тебе кажется, что ты права, тем не менее, ты не говоришь: «Да ведь вы сами попросили вылить ее!» - Отсекаешь помыслы, не вступаешь в торг. Понятно? … Более того, слепое - это когда ты не только перед старцем не ставишь условий, но и перед братом...» (с 156)
Итак «слепое» - означает не тупое покорение, а - искреннее уважение и доверие. Это послушание не по страху, а из любви. Ты не ставишь условия, а принимаешь отношения как живую Тайну. И вдруг - она открывается тебе. В этом смысле слепое противоположно - взаимному торгу, как чаще всего бывает в человеческой дружбе.
Доверие - вот тайна дружбы, это нечто живое и обходящее рассудок. Откуда взялся перевод «слепое»? Ум защищается от духовной правды. Ведь любовь - уму понять невозможно, а тем более как понять умом любовь к духовному отцу? Ведь даже о плотской любви говорят: «Любовь слепа». - Она выключает ум, меняет восприятие человека. Даже здесь ум обрезает свои горизонты в страхе перед неизвестным. А что же сказать о духовной дружбе? Это тайна.
Старец Ефрем Катунакский очень часто использует слово «слепое», но правильнее переводить это на русский - «искреннее, истинное». Ведь уже в древнегреческом слово «тюфлос» выражало - невидимое, скрытое, тайное и таинственное. Это слово указывает на тайну «искреннее, истинное отношение к старцу», искреннее уважение, а не на подхалимство, солдафонщину и унижение («Ах ты - дурррра!»). Нет здесь «дурры», как нет ее и у Лествичника. Да и не может быть. Ведь если присутствует унижение, то какое может быть истинное отношение двух личностей?
Старец Ефрем Катунакский сам объясняет, в чем здесь тайна:
«Исследуйте сами - в чем тайна послушания? - Во Христе! Господь говорит: «Я сошел, чтобы творить не Мою волю, а пославшего Меня» (Ин 6:38) Это тайна двух личностей - в ней начинается послушание. Разве просто - подражать Христу?!»
(с 155)
Разве Христос боялся Отца? - это тайна дружбы двух личностей: Иоан.15:14 «Вы друзья Мои…» ... Пока в дружбе не поставлены какие-то условия, это настоящие живые отношения. Как только тайну дружбы вводят в правила, ставят условия или рамки, - живое убивается, ибо не может жить без свободы. Поэтому тайна истинного послушания и любых настоящих отношений - в Свободе. Но не в том суррогате свободы, который нам предлагает ум. Речь идет о подлинной свободе:
Иоан.8:36 Итак, если Сын

Освободит вас, то истинно свободны будете…
Ведь «Вы друзья Мои…» - означает, вы свободны, вы вошли и приняты в эту Тайну Дружбы и Любви. Она вам раскрылась! В этом смысле кто мы: друзья, или дети, или возлюбленные, - не имеет значения. Раскрылась тайна свободы - мы ожили. В этом отношении и человеческая дружба может приближаться к Божественной.

У Ефрема Катунакского и в других местах много пишется о слепом послушании, это правильно в том смысле, что нужно отречься от своих усилий и отсечь помыслы - не ставить условия. Вызывает сожаление, что переводят «слепое»… Это портит все и отбивает у людей охоту в нужном направлении даже подумать. Это ранит человека, потому что его самолюбие уязвляется. Переводчики, забитые и забетонированные в свои стереотипы, не нашли другого термина, кроме - «слепое». Но на самом деле, это истинное послушание. Люди понимают «слепое», якобы это такое послушание, в котором уничтожена их возможность выбора. Но это не так. А как? Это уму невозможно понять...

«Тайна послушания в том, что один ум и другой ум, они вступают в контакт доверия… Где более слабый ум получает от ума, нашедшего источник жизни, передачу такую информации - но не словесно выраженную, а некую духовную передачу, - импульс. Может, оказывается, любящая душа вобрать от другой души некий слепок жизни. Раз - и отпечаталось! Как это происходит? Это тайна. Но суть в этом. Ты уподобляешься, уподобляешься старшему, и удивляешься его видению… И неожиданно это отпечатлевается в тебе и вдруг ты видишь его в себе!»

(Симеон Афонский. Духовные поучения)

Старец Панарет, Мощи в расщелине афонской скалы

Для Афона подобные события - будничная жизнь, собственно, это-то и есть подлинная жизнь, поэтому такие случаи никого здесь не удивляют. - Святая Гора Афон
В районе между Лаврой и Кавсокаливией много лет назад жил один старчик по имени Панарет. Однажды ему пришла на ум мысль разбить перед своей каливой небольшой садик ради телесного подвига, а также для некоторого утешения от его плодов среди суровой пустыни.
После многодневных трудов и подвигов по перепахива нию каменистой почвы он почувствовал, что его кирка ударилась о какую-то плиту. С великим трудом поднимает старец эту плиту, и что же? Перед ним гробница с мощами, облаченными в нетронутые тлением священнические одежды, как будто погребение состоялось накануне. От мощей исходило дивное, непередаваемое благоухание.
Подвизаясь на этом месте уже добрых полвека, отец Панарет не слышал чтобы здесь жил когда-то великий пустынник, был лежащий в гробнице святой.
После первого ошеломляющего впечатления он начал молиться со слезами: «Святый Божий, открой мне, кто ты, сколько лет ты жил здесь в этой пустыне? Благодарю тебя, что сподобил меня, недостойного, явления твоей святости».
Старец пробыл в молитве всю ночь и собирался сооб щить о своей великой находке в Лавре. Однако, заснув под утро, он видит во сне этого неведомого святого, который говорит ему со строгостью:
- Что ты, авва, задумал предпринять?
- Святый Божий, я имел помысл сообщить в Лавру, чтобы пришли и взяли тебя, потому что здесь ты забыт и пребываешь в пренебрежении,― ответил тот с трепетом.
- Не с ними мы подвизались! И как ты хочешь распоряжаться моими мощами и перемещать их? Здесь я подвизался в течение пятидесяти лет и более. Прошу тебя, положи меня на прежнее место, закрой гроб плитой и, пока живешь, никому ничего не рассказывай.
Проснувшись, старец Панарет закрыл гроб плитой и продолжал свою уединенную жизнь, всегда молясь безымянному святому. Состарившись, он перешел жить в Кавсокаливию. Незадолго до смерти старец рассказал отцам об этом событии, не открывая места захоронения и других подробностей.

Папа-Александр Лавриотис (1905-1976), Диавол в наше время сделался подрядчиком (эрголавс)

Папа-Александр Лавриотис, старый монах, ослепший в конце своей жизни, говорил:
Диавол сейчас сделался подрядчиком (эрголавс - инженер, строитель, руководящий подрядами на объект - Святая Гора Афон). Ему удалось отвлечь современных монахов от молитвы, единственного и главного их занятия, чтобы заставить их трудиться на различных работах - стройках и обременить житейскими попечениями.
Почему у нас сегодня мало святых? - Потому что мы потеряли молитву и безмолвие а заняты подрядами!
Что вы пришли увидеть на Святой Горе? Занавески и гардины? Мебель и мрамор? Роскошь и различные удобства? - Тогда вы совершили ошибку.
Здесь вы увидите консервные банки и жестяные крыши, ветхие и штопаные одежды, босых аскетов с грязными ногами, с нечесаными волосами, стремящихся к внутренней жизни и благоухающих добродетелями...
Так беседовал этот аскет с некоторыми паломниками, которые, приехав сюда из мира комфорта и благополучия, слушали его, открыв рот... Теперь же монахи открывают рот при виде новой более удобной печки, чайника, телефона...

Костас - юродивый ради Христа

Он имел взгляд всегда опущенный вниз, и постоянно что-то бормотал, кто знает что? Казалось, что это была непрестанная молитва. Он жил на Капсале (первое фото), в скиту апостола Андрея (второе фото) и вообще в любом притворе храма... Может быть, это был один из последних афонских сиромахов?

Старец Гавриил, Кутлумушский монастырь

Кутлумушский монастырь находися в Карее. В ущелье недалеко от него находится одно необыкновенное место - уединенное жилище прозорливого старца Гавриила, расположенное недалеко от этого монастыря.
Представьте себе уходящую под гору дорогу между старыми оливами и виноградниками. Дом отшельника осеняет своей кроной раскидистый дуб. Старец встречает нас в потерявшей от времени свой черный цвет рясе и босиком. Он ведет нас в домовую церковь и выносит лежащую на руках чудотворную икону, всю наполненную миром, выступающим из святого образа.
Глубокие глаза отца Гавриила освещены внутренним неземным светом. Он возвещает нам «ирини» - «мир», дает свое благословение - «эвлогия» и наполняет нас духовной любовью.

Старец Варфоломей Румын, О проклятом осуждении

Старец Варфоломей Румын жил в Ставрониките с 1968 года по 1990-й, а потом жил в Ивироне до 2005 года. - Святая Гора Афон
Старец Варфоломей Румын был духовник-исповедник, а когда к нему приходил кто-нибудь на исповедь и начинал говорить о чужих делах и осуждать своих братии, прогонял его, пока он не вразумится и не изменит своего поведения.
Отличавшийся необыкновенной простотой старец Варфоломей говорил своим посетителям о вреде осуждения:
― Смотри, не говори на исповеди, что тот делает то-то, а вот этот -то-то. Потому что так ты потеряешь благодать Христову. Даже если увидишь, что кто-то поступает подобно ослу, не высмеивай его. Люби ближнего твоего, как самого себя. Мф. 19,19.
Так говорит Христос...
Как-то он скзал послушнику, имевшему плохой характер:
― Если у тебя нет добрых помыслов, то зачем тебе и старец?
Один молодой посетитель соблазнился, когда увидел, как духовник папа-Варфоломей ласкает тыльной стороной ладони своего кота, и осудил старца.
Однако обстоятельства сложились так, что осудивший оказался в Турции и пришел просить у консула работы.
― У меня нет для тебя работы, вот только мне нужен человек, который кормил бы моего пса, а от остатков его пищи питался бы сам.
Тогда молодой человек, у которого не было даже хлеба, согласился и ухаживал за псом, давая ему пищу. Осоз нав, в каком жалком положении он находится, юноша расценил это как наказание за то, что осудил духовника.
Когда представилась благоприятная возможность, он отправился с русским кораблем на Святую Гору и пришел в скит Малой Анны, где положил перед духовником поклон и попросил у него прощения. Тогда старец сказал ему:
― Я видел, чадо мое, что ты осудил меня, а враг наших душ прогнал тебя, и я просил Панагию, чтобы она вернула тебя назад, и она это сделала. Но впредь будь внимателен. Не осуждай монахов, потому что они хотят скрыть свою добродетель и многие притворяются безумными, чтобы их не хвалили люди.

Афон, Аввакум Лавриотис (1894-1978). Удаляясь от исповеди у духовника, попадешь на исповедь к психиатру

Старец Аввакум Лавриотис - один из представителей старого монашества. Именно по таким людям правильно выверять ориентиры. - Святая Гора Афон
Аввакум Лавриотис старец-монах говорил:
― Люди удалились от духовников и их наводнили помыслы и различные страсти, а кончается все исповедью у психиатров. Чтобы забыть мучающую их проблему, они принимают таблетки. Когда через некоторое время проблема снова всплывет, опять делают то же самое.
Так и мучаются, а ведь если разберется человек в своем внутреннем мире, то спит как ягненок, и ему не нужны ни таблетки, ни другие подобные средства...
Чтобы человек мог получить помощь, у него должен быть настроен приемник сердца, для того чтобы принять сообщение от другого. О тех, у кого приемник сердца выключен, мы долж ны сначала молиться Богу, чтобы Он включил им этот прием ник, а потом уже передавать Его Божественные слова.
Прибли жайся к людям сколько можешь просто, смиренно и с истинной любовью. Делай замечания только в серьезных случаях, а в ос тальном делай вид, что не замечаешь. Потому что народ имее в душе усталость и смятение и не в состоянии постоянно слы шать замечания, какими бы правильными они ни были.
Свое дерзновение в общении с людьми ты должен сделать добрым дерзновением в молитве. А свою болтовню обрати в постоянные разговоры с Богом. Душа не утомля ется, беседуя с Богом, потому что молитва есть отдых.
Бывает, что мы молимся за какого-нибудь больного, молятся и Другие. В конце концов он умирает, и некоторые начинают недоумевать, почему Бог не услышал наших молитв.
Они знают, что Богуслышал молитвы, но Он знал нечто большее, чем то, что знаем мы. Мы не знаем, что было бы, если бы Он оставил его жить. Будем славить Бога.
-- Как вы живете в этих скалах, геронда?!
― Для монахов скалы ― это роскошные палаты, а пещеры ― царские чертоги. Покров их ― небо, постель ― земля; их пища ― лесные орехи и дикие травы, соседи их ― дикие звери.
― Тяжела ли монашеская жизнь, геронда?― спросили мы его.
― Нет, не тяжела. Приходит время, когда ты забываешь себя самого и видишь, что это самое легкое бремя...
Меня не спасет пустыня, если в пустыне я сам не опу стею в отношении страстей. И опять, я не в пустыне, если я приспосабливаю ее к себе, а не сам к ней приспосабливаюсь....― был его ответ.

Старец Нектарий Караманлис (18.3.2011)

Стаканчик десертного вина «сполокани»
Славу добродетельного мужа на Афоне стяжал благочестивый старец Нектарий Караманлис. Он жил в Карее в келье Караманлидов.
О его удивительной жизни нам рассказывали приснопамятные игумен Гавриил и отец Лазарь.
Однажды в день праздника, в тот год, когда уставщиком был старец Нектарий, монахи, его сверстники, хотели угостить его в кладовой стаканом десертного вина, называемого на Афоне «сполокани», он же отказывался. Они настаивали,
- Ты горд, отец, смирись и выпей - во благословение!
Но он говорил, что может испортить стакан:
- Простите меня, братья, монах - воин Бога, стоящий на страже своего сердца, и не должен пить вина. Я только испорчу его...
- Ты горд, отец!!!
Справа старец Нектарий Караманлис
Наконец этот простой, но верный монашеской строгости старец, желая показать, что их настойчивость исходит от лукавого, берет стакан в левую руку, а правой налагает на него знамение Честнаго Креста Господня...
Тотчас стакан раскалывается на четыре части, а все содержимое выплескивается на глазах у всех!
Более того, старец Нектарий потом рассказывал, что в то время как его уговаривали нарушить свое правило и выпить, он видел лукавого демона, бесстыдно балагурящего, и понял, что это действие ненавистника всякого добра, скрытое под мнимым братолюбием его собратьев.

Папа-Матфей из монастыря Каракалл

Папа Матфей из монастыря Каракалл, был подлинным носителем Афонского духа, признавая пользу сурового жития и аскезы, никогда не топил ни в церкви, ни в своей келье даже в самое холодное время года. Своему ученику геро-Феофилакту, которого мы часто встречали в Новом Скиту и который рассказывал нам о своем избранном духовном отце, приснопамятный говорил:
― Отец Феофилакт, как выдерживали отцы, подвизаясь на столпах, перенося все превратности погодных условий? Неужели они не мерзли? А мы и в своих домах, и закутанные в одежду мерзнем! Увы нам!

Старец Калинник Катунакский (преставился в 1884 году). Послушание и логика

Дикий горный склон стал настоящим садом, плодоносной оливковой рощей благодаря трудолюбию делателя молитвенного трезвения старца Каллиника. С топориком за поясом и садовым инвентарем в котомке он с ревностью устремлялся искоренять эти заросли. Все дикие маслины он привил и сделал их плодоносными.
Своей ревностью и радением о умной молитве старец Каллиник оставил по себе память в истории, следует заметить и то, что трудолюбие всегда сочеталось в «и с блаженным смирением и великим милосердием".
Он говорил:
— Когда я был в миру, все кричали: «Монах, монах». Тогда я сказал себе: если ты монах, то что еще медлишь, оставаясь в миру?
— Начало духовной жизни для монаха есть удаление от всего видимого и невидимого, кроме одного Бога.
― Сначала послушник слушается с благоговением и без рассуждения. Со временем он примешивает логику, которая губит послушание. Он уже смотрит на все глазами логики.
Пустынник старец Христодул, который был учеником великого делателя молитвенного трезвения старца Каллиника, часто, когда мы посещали его гостеприимную каливу, говорил нам:
- В наше время особенно необходим подвиг терпения. Древние святые совершали великие подвиги, которые нам не под силу. Но терпение и смирение в послушании иметь мы должны...

Архим. Арсений, Келья Белозерка, Кто постоянно оправдывается, имеет своим старцем д емона .

Архим. Арсений - известный старец, духовник греческой кельи Белозерка. Публикуем одно из его поучений паломникам. - Святая Гора Афон
Очень важно для человека осознавать свою немощь и быть искренним в отношениях с Богом. Например, сказать Богу: «Господи, прости меня, мне скучно и трудно молиться». Господь очень любит искренность, добросовестность, ответственность человека. Но очень часто мы идем к Богу не такими, какие мы есть, а напялив на себя множество дорогих одежд из своих оправдании.
Как мы знаем, Адам и Ева утратили Рай не потому что согрешили, а потому что стали оправдываться.


Некоторые святые говорили совсем другое: «Мир плохой, потому что я нехороший. Когда я стану хорошим, то я мир исправится». Благой Бог ждет от каждого из нас не того, что мы не можем, а того, что мы в состоянии совершить. Господь не будет требовать от нас того, чего Он не сеял. Он не будет спрашивать у хромого человека, почему тот не стал спринтером, у человека неграмотного — почему он не стал писателем.
Начало духовной жизни — это исправление себя, это «создание фабрики добрых помыслов», как говорил старец Паисий...
Приходящий на Святую Гору за святостью находит святость, приходящий посмотреть природу находит прекрасные виды. Каждый, кто приходит на Святую Гору, находит то, что искал...
Если я приезжаю в Москву, то спрашиваю, где здесь монастыри и храмы, а
другой спрашивает — где здесь центры развлечений, дискотеки и так далее. Человек ищет то, что ему сродно. Если мы наденем черные очки, мы будем все видеть в черном цвете, зеленые — в зеленом, красные — в красном. Если я человек лукавый, то буду всех видеть лукавыми, если я добрый — буду всех видеть добрыми, если я человек подозрительный, то буду всех подозревать.

Монах Моисей Агиорит. Если сейчас придет Христос и скажет, что рай наполнился и мест больше нет, — что мы ответим?

Монах Моисей Агиорит весьма известен на Афоне. Он живет в Карее на келье. Его грозная внешность обманчива. На самом деле, он добрейшей души человек... Он много выступает, пишет статьи. Наконец, мы решили и его творчество освятить на русском языке! На нашем портале и в рунете его поучения публикуются впервые. Это поучение показывает взгляды старца по многим вопросам. - Святая Гора Афон
Очень важно для человека осознавать свою немощь и быть искренним в отношениях с Богом. Например, сказать Богу: «Господи, прости меня, мне скучно и трудно молиться».
Господь очень любит искренность, добросовестность, ответственность человека. Но очень часто мы идем к Богу не такими, какие мы есть, а напялив на себя множество дорогих одежд из своих оправдании. Как мы знаем, Адам и Ева утратили Рай не потому что согрешили, а потому что стали оправдываться.
Старец Паисий говорит страшные слова: тот, кто постоянно оправдывается, имеет своим старцем демона.
Когда мы обращаемся к Богу с такими словами: «Господи, мне тяжело молиться, потому что жена моя ведет себя не так, потому что мой коллега меня поддел, потому что дети меня не слушаются и тому подобное», — мы возлагаем ответственность на кого угодно, но только не на самих себя.
Некоторые святые говорили совсем другое: «Мир плохой, потому что я нехороший. Когда я стану хорошим, то я мир исправится».
Благой Бог ждет от каждого из нас не того, что мы не можем, а того, что мы в состоянии совершить. Господь не будет требовать от нас того, чего Он не сеял. Он не будет спрашивать у хромого человека, почему тот не стал спринтером, у человека неграмотного — почему он не стал писателем.
Начало духовной жизни — это исправление себя, это «создание фабрики добрых помыслов», как говорил старец Паиснн.
Приходящий на Святую Гору за святостью находит святость, приходящий посмотреть природу находит прекрасные виды. Каждый, кто приходит на Святую Гору, находит то, что искал.
Если я приезжаю в Москву, то спрашиваю, где здесь монастыри и храмы, а другой спрашивает — где здесь центры развлечений, дискотеки и так далее. Человек ищет то, что ему сродно. Если мы наденем черные очки, мы будем все видеть в черном цвете, зеленые — в зеленом, красные — в красном. Если я человек лукавый, то буду всех видеть лукавыми, если я добрый — буду всех видеть добрыми, если я человек подозрительный, то буду всех подозревать.
Мы должны просить Бога открыть нашу веру, наши способности. С Его помощью мы сможем их развить и делать то, что мы можем.
Однажды к старцу Паисию пришли паломники и сказали, что они читают «Жития святых» и приходят в отчаяние христиан, ступенью
Старец Пансий говорил: если сейчас придет Христос и скажет, что рай наполнился и мест больше нет, — что мы ответим? «Ну ладно, нет так нет, будем жить грешной жизнью»? Святые бы так не сказали — они творили добрые дела не ради рая, а ради самого добра....

Предание афонского скита Святой Анны. Если не изведете мне воду, то и я вас не достану отсюда
В каливе Святителя Николая Иверского скита жил добродетельный и очень простой старец Никифор (бывший Духовником патриарха Константинопольского священномученика Григория V). У него было несколько учеников, и в их числе ― преподобномученик Евфимий.
После мученической кончины Евфимия его мощи были перевезены в деревянной бочке из Константинополя в каливу старца. Когда святые мощи прибыли, старец с горячими слезами обратился к своему святому ученику Евфимию и велел ему встать, чтобы облобызать его, что и было исполнено!
Умерший встал, они облобызались, а затем он снова почил...
Следует рассказать и еще один случай не менее удивительный. Старец Никифор решил выкопать под полом каливы колодец. Рабочие прокопали на глубину 5―6 метров и достигли твердой гранитной скалы, не обнаружив никаких признаков близкой влаги.
Тогда этот простой и исполненный веры старец, опечалившись, взял икону своих учеников-преподобномучеников (Евфимия, Игнатия, Акакия и Прокопия), опустил ее в колодец и сказал:
― Если не изведете мне воду, то и я вас не достану отсюда.
А результатом этого было следующее чудо: на другой день колодец был полон воды, а икона святых плавала на поверхности. На каменном дне этого колодца и сегодня видна трещина, а вода имеет приятнейший вкус, настоящая агиасма.

Афанасий Григориатский
(В миру Андрей Протоеропулос; 1874, Пиргос, Элида - 28.12.1953), старец афонского мон-ря прп. Григория. Род. в благочестивой многодетной семье. С юности стремился к монашеской жизни и вместе с 3 друзьями в июле 1891 г. тайно покинул дом, отправившись на Св. гору Афон. Был принят в мон-рь Григориат и определен в послушники к старцу Симеону, в 1893 г. пострижен по афонскому обычаю в схиму с именем Афанасий и получил послушание на монастырском подворье в Карее. Вместе со старцем Иаковом, представителем мон-ря в афонском Протате, А. Г. подвизался на подворье ок. 11 лет. Старец Иаков воспитывал его в крайней строгости. Обучал смирению, намеренно высмеивал недостатки послушника перед посторонними, ни разу за 11 лет не назвал своего послушника по имени, а только давал ему унизительные прозвища.
В 1904 г. А. Г. возвратился в Григориатский мон-рь, где был рукоположен во иеродиакона, в 1908 г.- во иеромонаха. Через 6 лет А. Г. предложили стать игуменом, но он попросил дать ему отсрочку на 10 лет. Братия удовлетворила его просьбу, и по истечении 10 лет А. Г. был возведен в сан игумена. В первые годы игуменства А. Г. остро стоял вопрос о переходе афонских мон-рей на новый календарный стиль. А. Г. выступил против нововведения и по этой причине в 1927 г. отказался принять гос. чиновника, посетившего мон-рь с офиц. визитом. В наказание решением Кинота А. Г. был отстранен от игуменства, ему угрожала ссылка, но через неск. дней он был восстановлен в сане игумена.
За подвижническую жизнь А. Г. получил от Бога дар избавления людей от уныния и отчаяния. Простой и скромный в быту, старец исповедовал в одной и той же епитрахили, к-рая по смерти А. Г. хранится в обители и при возложении на главу страждущего возвращает ему душевный покой. Мн. люди приезжали в обитель ради встречи со старцем. А. Г. посещал Георгий II, кор. Греции, а архиеп. Афинский Хризостом I вел с ним переписку.
А. Г. особенно любил и почитал Пресв. Богородицу, покровительницу Афона, ежедневно читал Ей акафист и не допускал к постригу послушников, не знавших его наизусть. Как мудрый пастырь, он превыше всего в монашеской жизни ставил терпение и миролюбие. Характерными чертами А. Г. были нестяжание, воздержанность во всем и доброе отношение не только к людям, но и к животным. Известны случаи, когда он спасал от охотников диких животных. В свободное время А. Г. занимался изучением рус. языка, на Афоне в то время подвизалось много рус. монахов, с к-рыми у него сложились близкие отношения.
А. Г. имел дар прозорливости. Перед смертью он открыл ближайшему ученику, что был удостоен благодатных явлений Пресв. Богородицы и особо чтимой им прмц. Анастасии. В 1937 г. А. Г. стало тяготить начальственное положение и он удалился на покой. Из скромности и любви к уединению в последние годы жизни он советовал паломникам, искавшим его поучений или желавшим исповедоваться у него, обращаться к др. отцам Св. горы.


Геронда, Вы думаете в скором времени появятся свидетели и мученики Христа ради?

Да, появятся. Да, я так думаю.


- И кто ими будет?

К счастью, в третьей мировой войне наша Эллада принимать участия не будет. Потому что народ так слаб, что вмешается любовь Бога, то есть для нас греков, будет милостивое вмешательство Господа.

Милость Божья, произойдёт всё таки?

Да. Усилит веру и поддержку даст нам всем Господь, не взирая на то, что большинство от него удаляются. В данный момент произошли уже выборы, и к сожалению, многие так и не поняли, что не надо было в них учавствовать. Многие поддержали правительство нынешнее, то есть "Пасок" (социал-демократы, находящиеся в данный момент у руля Греции).

Но Господь нас поддержит духовно и мысленно и мы станем напротив этого правительства, и выступим против него.

Все "труды" этого правительства, пойдут ему и им во вред, то есть против них.

Хотелось бы на это надеяться, и в это верить. Может вы можете передать Ваше мнение и Ваши мысли простым людям, которые верят в Христа, не являясь и православными, потому как слушая наш разговор, православные и поймут и услышат Ваши слова. Но ведь в Америке, Австралии, Африке, в Европе, многих других странах есть много людей просто верящих в Христа, не еретики. Что с ними будет, как Вы думаете. Есть ли у Вас, что им передать?

Молится нужно прежде всего, и я молюсь обо всех людях планеты.

Ведь может же быть так: во время Антихриста и такие верующие в Христа, станут мучениками, не поклонившись человеку греха?

Всё может быть, Всё Господу подвластно. Жив Господь, и каждый может спастись, не поклонившись зверю.

То есть Господь со всеми, кто в него верует- не оставляет никого?

Да, и все могут стать мучениками и спастись для жизни вечной.

Я фильм сделаю и с англ. титрами, что мне прежде всего передать всем верующим?

Держаться Бога, не отходить от него. Верить в Христа.

Чтоб верили без сомнений?

Да, именно без сомнений. Не взирая на то, что им будут с натиском преподносить человеческие правительства и отдельные люди. С крестом в руке и Христом в сердце идти вперёд, не боясь, не прислушиваясь к слухам и басням. Когда подойдёт момент истины, верьте мне - исповедовать Господа и не отказываться от того, что являешься христианином. И если и придётся жить во время Антихриста, не отказываться от нашей веры, не отказываться от Христа. Я скажу только о себе сейчас - всей душою и духом я стараюсь нравиться только Христу и быть верным только Ему. Об этом все мои помыслы и все мои желания.

Извините, я Вас перебью, хочу спросить - все православные христиане, и многие и не православные, в том числе и женщины, и дети - все любят Святой Афон и Сад Богородицы. Что каждый из нас может сделать для того, чтоб Благодать Богородицы не ушла со святой Горы? Многие из нас сюда ездили, ездят и хотят ездить за благословением.

- Богородица наша, почти ушла с Афона, Святая явилась и сказала слова, слова приносящие и боль и отраду - Ухожу, на берегу моря я уже. О "Портаитиссе" Иверской говорим сейчас.


- Ушла? Мы слышали уже этот случай, но когда попытались выяснить, правда ли это, нам сказали, что не ушла Богородица.

Не ушла ещё. Сказала - ухожу . Скажу то, что я знаю - большинство монахов говорят - что вместо настоящей иконы Богородицы "Портаитисса" в монастыре стоит копия.


- Список иконы?

Да, список. Видите - какая ошибка наша? Богородица сейчас находится на выходе с Афона, и готова уйти в Палестину. В Иерусалим (плачет). Потому как там произойдёт Второе Пришествие Христа, любимые мои христиане. Вы об этом знаете?

Да, знаем. Там соберутся все народы?

Да, там соберутся. Как мы видим солнце, так и там все увидят Господа. Там мы Его увидим. Лица Бога мы не видим сейчас - но Он везде, над всем. И так в тот час - там, в Иерусалиме мы увидим Господа, во Второе Пришествие, как пишет святое Писание. Вверху над всем. Мы не можем понять пока как мы увидим Бога, пока для нашего человеческого понимания это не ясно, но мы поймём, что тогда, в тот момент, мы видеть будем именно Его.

Если уйдёт Богородица - я слышал такие пророчества, не уйдёт ли под воду Афон. Правильно я говорю? Афонская гора и остров разрушится. Так ведь?

Да, пойдёт ко дну остров. Афонская гора - это вулкан. Вот там, под островом - скрыты драконы. Если уйдёт в итоге Богородица с Афона - так гласит предание - эти драконы вырвутся наружу и будут преследовать монахов. И на суше и на море. Огромные драконы, ужасные. Здесь их держит и кормит Бог, там внизу, под островом, под вулканом. (разве не об этом предупреждал святой праведный отрок Вячеслав Чебаркульский?! Он говорил, что на короткое время выйдут на землю динозавры и будут сильно вредить людям. Господь это попустит, чтобы посрамить ученость человеков - прим.Ред.) Перед м.Дионисиу разверзнеться земля, там где канал.

Посредине, между м.св.Дионисия и м.св. Павла?

Да, там. Когда будет уходить Богородица, все монастыри и даже деревья - поклонятся, прощаясь с Нею, поклонятся до земли!


В последний раз. (плачет)
И Афон верхний будет плакать и рыдать, не знаю сколько дней, о том, что теряем Мать нашу здесь. Потому что земля Афона была всем нам и всегда матерью. И Богородица для нас всех и всегда была Матерью, и все мы плачем, ожидая, что это произойдёт. И тогда, когда будет уходить окончательно Богородица - будет здесь плакать всё и вся, и земля будет рыдать. Рыдать вопрошая - "Куда идёшь, куда уходишь Матушка Добрая" ?

И когда это будет? Скоро?

- Скоро (плачет). Близко уже. К сожалению всё это очень близко уже. Правительство, которое мы избрали сегодня, любимые мои христиане, станет синонимом для нас - Третьей Мировой войне. Оно нас приведёт к ней. Я вам не говорю, когда это будет, не называю дат, не нужно вам этого знать, потому что как люди, много вы ошибок с таким знанием можете допустить. Но скажу, что в течении двух лет - с каждым днём, вы будете на шаг ближе к этой страшной войне.


- И война, и разрушение святого Афона - всё произойдёт в течение этих двух лет?

Скорее всего да, и события вокруг и везде будут страшными и безпорядочными. Поэтому будьте внимательны ко всему.

Вот почему произошёл выбор такого правительства - предвестника...

Антихриста. Всё, что я Вам сейчас рассказал, пока не станет известно всем. Так должно быть, промысел таков. Когда вы меня потеряете, тогда наш разговор станет известен всем. Потому, что буду я под "давлением" в скорости, задержат меня, из-за того, что я вам говорю об событиях приближающихся, о событиях о которых я знаю по милости Божией, окажусь я в ситуации, когда буду неугоден сильным мира сего, и уйду из этой земной жизни. Я вас ждал. И знал, что сказать. За три дня до своей смерти, я пойду в монастырь, проведаю их, и уйду наверх.

Господь вас заберёт? Перед самыми событиями? Получается, мы может говорим последний раз?

Улыбается радостно старец, подтверждая кивком.

Публикации по теме