Повышение образовательного уровня населения активное приобщение народа. Образовательный уровень населения. повышение качества общего образования

Рост образовательного уровня населения – важнейшее условие формирования агента рынка труда. Образование существенно расширяет границы использования способности человека к трудовой деятельности. Оно позволяет ему правильно оценить ситуацию, принять решение и реализовать его. Именно об этом свидетельствует опыт стран с развитой рыночной экономикой. Как правило, чем выше уровень образования населения, тем ниже доля безработных. Образование человека гарантирует его успешную трудовую деятельность. В современных условиях удовлетворение потребности населения в товарах и услугах все в большей мере обеспечивается в результате объединения знаний и информации. Использование современных технологий требует от работника высокого уровня интеллекта и объема профессиональных знаний. Например, в США на автоматических комплексах работают люди, которые прошли четырехлетнюю специальную подготовку. Для современного производства характерна быстрая смена технологий и оборудования. В США, например, станки ЧПУ обновляются не реже, чем через семь месяцев. В этих условиях возрастает доля работников умственного труда, который органически сливается с физическим. Теперь только знания могут помочь работнику адаптироваться к постоянно меняющимся условиям производства, овладевать новой техникой и технологией. Все это требует нового отношения к образованию населения.

Основой решения этой проблемы является общеобразовательная школа. Сегодня ее главная проблема – финансовое обеспечение школ. Действительно, о каком качестве работы педагога можно говорить, если он месяцами не получает заработную плату, в школе нет наглядных пособий, лишь 68,6% государственных дневных средних общеобразовательных школ имеют кабинеты информатики и вычислительной техники и т.д.

При решении вопросов совершенствования образования детей практически без внимания оказались методологические проблемы обучения: чему и как учить детей, которые начнут свою трудовую жизнь в XXI в., какова эффективность этого обучения? В 1989 г. институт Гэллопа провел в 10 наиболее развитых странах мира, в том числе бывшем СССР, специальное обследование. Его результаты показали, что только 10% детей, окончивших общеобразовательную школу, приобретают какие-то знания, кроме элементарной грамотности, т.е. умения читать, считать, писать. Это потрясающий результат, но он вполне логичен. Сегодняшняя школа ставит своей задачей дать всем детям общее среднее образование. И это действительно необходимо. Раньше образование получала лишь определенная часть детей, и действовала соответствующая методика обучения. Сегодня ситуация изменилась, методика же обучения практически осталась неизменной, тогда как контингент учащихся стал совершенно иным. В наши дни дети взрослеют раньше, они более информированы, развиты. Дети не любят школу. И это очень важный симптом. Он, видимо, присущ не только российским детям. Б. Клинтон в своем годичном послании «О положении страны» (1998 г.) сообщил американскому народу, что 40% восьмилетних американцев не умеют читать, и посоветовал родителям «каждый вечер читать вместе с детьми». Такая традиция была раньше и в России, но «благодаря» телевизору она ушла в безвозвратное прошлое. Средством повышения грамотности детей Б. Клинтон считал усиление деятельности общин, которые должны ввести в школах форменную одежду, наказания за прогулы и другие административные меры. Принуждение – не лучший инструмент воспитания. Очевидно, речь должна идти об изменении стратегии обучения детей. Главным здесь должна быть не только и не столько общая сумма знаний, сколько умение применять эти знания на практике, в жизни, принимать решения на основе полученных знаний и отвечать за эти решения. Иными словами, школа должна научить детей думать. Такое направление обучения может существенно повысить его эффективность, вызвать у ребенка интерес к знаниям, их накоплению. И только такой человек сможет занять достойное место в постоянно трансформирующемся мире – информационном обществе.


В условиях рыночной экономики задачи, стоящие перед профессиональным образованием, коренным образом изменились. Если раньше эти учебные заведения выпускали хорошо подготовленных рабочих и специалистов, то в наши дни они должны готовить еще и конкурентоспособных рабочих и специалистов.

Важные задачи решает начальное профессиональное образование. Эта система была создана давно и должна сохраниться. Однако начиная с 1990 г. численность обучающихся в этих учебных заведениях систематически сокращается. Это негативное явление. И не только с точки зрения ухудшения квалификационного состава рабочей силы. Роль этих учебных заведений особенно велика для детей из социально неблагополучных семей, число которых, как известно, растет. Профессионально-технические училища для этих детей не только единственная возможность получить профессиональное образование, специальность, но и одежду, еду. В современных условиях система начального профессионального образования должна существенно изменить отраслевую и профессиональную структуру подготовки кадров. Эти учебные заведения должны быть ориентированы не только на подготовку индустриальных кадров (промышленность, строительство, транспорт, связь), но и кадров сферы услуг. Однако практически структура выпуска не меняется. В 1997 г. доля подготовленных работников для торговли, общественного питания, сферы обслуживания составляла лишь около 17%, тогда как в 1996 г.-16%.

Серьезные проблемы стоят перед средними специальными и высшими учебными заведениями. Здесь также отмечалось сокращение численности студентов. Однако в 1995/1996 учебном году вновь начался их рост. За 1994/1995 – 1997/1998 учебные годы численность студентов техникумов возросла на 7,5%. Однако численность студентов техникумов по-прежнему существенно ниже, чем в 1980/1981 учебном году, когда началось сокращение учащихся. В результате этих процессов, численность студентов техникумов на 10 000 населения в 1997/1998 учебном году составила 137 человек, тогда как в 1975/1976 г. – 200 человек, Аналогичное положение и в вузах, правда, сокращение численности студентов здесь началось в 1983/1984 учебном году, т.е. несколько позже, чем в техникумах, и было более глубоким, Однако к 1997/1998 учебному году численность студентов достигла величины 1980/1981 учебного года. Вместе с тем на 10 000 населения в 1997/1998 учебном году приходилось 208 студентов, тогда как в 1980/1981 учебном году – 219. По этим показателям мы существенно отстаем от США, Франции, Германии и некоторых других стран.

Весьма важным вопросом является профессиональная структура выпуска специалистов. Анализ статистических данных показал, что она практически осталась неизменной. За 1985/1986 – 1997/1998 учебные года доля студентов высших учебных заведений, обучающихся в учебных заведениях экономики и права здравоохранении, физической культуры и спорта, искусства в кинематографии увеличилась с 15,3 до 15,8%. В то же время, не секрет, что выпускники техникумов и вузов не всегда могут найти себе работу по специальности (по некоторым данным, от 15 до 35% ее не находят).

Структура потребности экономики в специалистах и структура их выпуска в институтах и техникумах не всегда совпадают. Такую задачу сами вузы и техникумы решить не могут. Для определения оптимальной структуры набора (считая критерием максимизацию трудоустройства выпускника профессионального учебного заведения по специальности) учебные заведения должны располагать, прежде всего, информацией о промышленной и инвестиционной политике государства. Однако, как отметил Б.Н. Ельцин в «Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию» (1998 г.), мы «до сих пор не имеем отчетливой промышленной и инвестиционной политики»*.

________________________

В наши дни серьезной проблемой для России является подготовка предпринимателей. Считается, что ими надо родиться. По определению И. Шумпетера, это одаренные люди. Их доля в составе населения, по разным расчетам, составляет 5–7%. Однако, сколько бы их ни было, и несмотря на их таланты, эти люди нуждаются в специальном обучении, равно как и все другое население. Предпринимательство – особый вид деятельности, который, как и любой другой, требует специфических знаний и умений. Этот вид образования (его иногда называют «деловое образование») должен стать составной частью общей системы образования: общеобразовательной школы, учреждений начального профессионального образования, среднего и высшего профессионального образования. Необходимость таких курсов на каждой стадии обучения подтверждается и опытом стран с развитой рыночной экономикой. Особое внимание при этом уделяется подросткам. У нас этого пока нет, хотя надобность такого обучения весьма велика. Для ускорения решения этой проблемы представлялось бы возможным использовать так называемый образовательный фрайчайзинг. Он означает, что определенное учебное заведение передает другому весь комплекс материалов, признанных соответствующими органами системой стандарта образования. Это учебное заведение сохраняет за собой и осуществляет право контроля качества использования методик обучения и других материалов. Именно такая форма обучения могла бы сегодня дать широким слоям населения основные знания о рыночной экономике, «правилах» поведения человека в новых для него условиях хозяйствования и т.д.

Весьма специфической проблемой развития образования в России является организация переподготовки кадров и повышения квалификации. Острота проблемы определяется формированием многоукладной экономики, техническим прогрессом, становлением рыночных отношений, безработицей, необходимостью профессионального роста работников. Эта проблема могла бы способствовать развитию непрерывного обучения экономически активного населения. Однако она до сих пор не решена. Это существенно сдерживает формирование поливалентного работника, т.е человека, обладающего соответствующей этапу развития производства профессиональной подготовкой, обученного работать не только по основной, но и по смежным специальностям. Он должен добросовестно относиться к своим служебным (должностным) обязанностям, дорожить деловой (рабочей) репутацией. Знания и умения помогают ему адаптироваться к изменяющимся условиям производства, овладевать новыми технологиями, быстро и эффективно реагировать на изменение спроса на труд, его цену. Все эти качества являются залогом большой мобильности работника.

Высокие профессиональные знания и умения работника, его мобильность должны сочетаться с хорошим физическим здоровьем, оно должно быть предметом его постоянных забот и внимания. Сочетание поливалентности работника, его мобильности и хорошего состояния здоровья являются основой формирования и развития конкурентоспособного работника. Только в этом случае и окажется возможным сформировать современного работника – агента рынка труда. Еще в конце 80-х годов в одном из докладов, представленных конгрессу США, указывалось, что проблема переподготовки кадров является «главным барьером на пути экономического обновления Америки». Этот опыт мы, к сожалению, не используем.

ПОВЫШЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УРОВНЯ МОЛОДЁЖИ

Усиков Анатолий Владимирович

студент 4 курса, кафедра менеджмента ВГТУ, г. Вологда

Е- mail : kidd 35@ list . ru

Советова Надежда Павловна

научный руководитель, канд. экон. наук, доцент ВГТУ, г. Вологда

В современных рыночных условиях многие молодые люди (девушки и юноши) Вологодской области стоят перед затруднительным выбором: как правильно и эффективно использовать свое свободное время. Одних привлекают запретные плоды в виде курения и употребления крепких спиртных напитков; других - просто гулять на улице с утра до вечера; третьих затягивают различные социальные сети, предоставляющие возможность круглосуточного общения, и лишь оставшаяся малая часть посещает различные кружки и секции. По результатам опросов молодых людей у большинства молодежи популярностью пользуются такие вредные привычки, как алкоголь и курение. Как известно из курса биологии, алкоголь и курение отрицательно влияют не на отдельные органы тела, а на весь организм в целом. Отсюда и происходят различные проблемы с развитием и созреванием. Популярным и привлекательным для молодежи выступает посещение множества ночных клубов. С одной стороны, это положительный аспект в воспитании молодежи - дети танцуют, отдыхают, но с другой стороны - если бы это был только отдых! Почти в каждом развлекательном клубе не обходятся без наркотиков. Подросткам предлагают: «Попробуй: один раз - это ничего не изменит». Зная, подростковую психологию и тягу к новому запретному ответ становится очевидным. Не может не радовать и тот факт, что среди молодежи все же встречаются воспитанные порядочные дети, которые выбирают другой образ жизни, других друзей, посещают различные развлекательные кружки, спортивные секции. Родительское влияние дает о себе знать.

Психологи утверждают, что каждый из нас должен в один день задать себе несколько важных вопросов: «Что я сделал в своей жизни?» Надо решить, что же мы будем делать дальше? Смогу ли я добиться чего-то в жизни? Могу ли я быть не только лидером компании друзей, но и найти работу, найти себя в жизни?»

Поэтому современное общественное развитие России поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел в сфере гражданско-патриотического воспитания населения. Необходимо обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.

Проведенный анализ молодежной среды позволил выявить ряд социально-экономических проблем. Самой первой и главной выступает социальное неравенство, бедность, нищета. На втором месте - преступность. Статистика ежегодно подтверждает рост детской и подростковой преступности, в основном за счет социального неравенства, бедности, нищеты и предельной доступности алкоголя и наркотических средств. Следующей проблемой является наркомания и алкоголизм. Разумеется, не подростки и не молодежь сами построили спиртозаводы и изобрели наркотические препараты, но в 90-е годы российская власть сначала отменила государственную монополию на алкоголь и создала грандиозный нелегальный и полулегальный алкогольный рынок, а также и провела такие законы, которые фактически легализовали «пушерство».

Более того существуют еще и политические, и культурные проблемы такие как:

· Культурная деградация (общества в целом и деградация молодежной культуры в первую очередь);

· Реформа образования, которая в ближайшем будущем приведет к тотальному внедрению платного образования, резкому падению качества образования и образовательному социальному апартеиду: «элитному» образованию для социальной верхушки и видимости образования (на уровне ПТУ, если не церковно-приходской школы) для всех остальных;

· Тотальное наступление на культуру со стороны «поп-культуры», «массовой культуры», а также продажных и «желтых» СМИ - с их примитивным интеллектуальным, эстетическим, моральным уровнем и эксплуатацией ограниченного набора тем, таких как деньги, насилие и секс;

· Разрушение семейного и социального пространства, деградация семьи как института воспитания и эмоциональной поддержки, превращение неполной и неблагополучной семьи в социальную норму;

· Насаждение воинствующего индивидуализма, воспевание эгоизма и «культа успеха», что создает в молодежной среде атмосферу цинизма и тотального недоверия друг к другу; следствием этого является растущая асоциальность и психопатизация, неспособность к установлению длительных доверительных межличностных отношений (в том числе и в интимной сфере);

· Углубление морального кризиса; исчезновение целей (кроме личного обогащения любой ценой) и независимых общественных (не навязанных властью под угрозой репрессии) авторитетов; неспособность потому к критическому восприятию информации, усиление зависимости от правительственной пропаганды и манипуляции сознанием; развитие в связи с этим конформизма;

· Насаждение ксенофобии (в первую очередь кавказофобии и исламофобии);

· Ослабление здоровья и физической подготовки молодого поколения, отсутствие современных уличных площадок, дворовых катков и стадионов.

Назревает актуальный вопрос: - «А что думает сама молодежь?» Проведенный Институтом сравнительных социальных исследований опрос молодежи в РФ раскрывает сложившуюся ситуацию. Так, отвечая на открытый вопрос (С какими наиболее важными проблемами сталкивается молодежь?) 32 % подростков назвали курение. Чаще назывались только употребление наркотиков и алкоголя (54 % и 35 % соответственно) (рисунок 1).

Рисунок 1. Как Вы считаете, с каким наиболее серьезными проблемами сталкиваются подростки сегодня? (представлены наиболее частые ответы, допускалось несколько ответов на поставленные вопросы)

Взрослые называют подростковое курение серьезной проблемой гораздо реже - только 8 %. Наряду с такими проблемами, как употребление наркотиков и алкоголя, которые считаются наиболее серьезными проблемами подростков (36 % и 20 %, соответственно). Взрослые россияне видят гораздо более широкий спектр проблем молодежи: безработица (52 %), коммерциализация образования (12 %), избыток свободного времени (18 %), преступность (11 %), низкое качество жизни, вызванное ограниченными финансовыми возможностями (15 %) .

Оценка важности и значимости по 5 бальной шкале молодежных проблем (таблица 1) подростками и взрослыми колебалась от 3.46 балла (добрачные половые связи) до 4.76 (употребление наркотиков), при этом курение по степени серьезности оказалось на четвертом месте со средним баллом 3.99 по 5-балльной шкале .

Таблица 1.

Оценка проблем, с которыми сталкивается молодежь


Значимость различных проблем, с которыми сталкивается молодежь (категории оценивались по шкале от 1 до 5)


Подростки


Взрослые


Нелегальное использование наркотиков




Преступность




Алкоголь




Курение подростков




Бездомность




Жестокое обращение с детьми




Безработица




Безграмотность




Внебрачные половые контакты



А что же происходит в молодежном сообществе Вологодской области по сравнению с процессами в других регионах Российской Федерации? Численность молодых людей в возрасте 15―29 лет составляет 23 % от общего числа жителей Вологодчины. Если говорить о проблеме употребления алкоголя, наркотиков и иных психотропных веществ в возрастной категории 15―17 лет, то данные по Вологодской области, в целом, не вызывают опасения. Однако в возрастной категории 18―19 лет наблюдается резкий всплеск этих асоциальных явлений. По случаям употребления алкоголя, наркотиков и других психотропных веществ регион занимает уверенное третье место по Северо-Западному федеральному округу. Более 10 % случаев алкоголизма, среди молодежи на Северо-Западе, зарегистрированы на Вологодчине.

Очевидно, что указанные процессы негативно сказываются на состоянии здоровья молодых людей. Показатели заболеваемости молодежи в Вологодской области на четверть (по некоторым видам ― на треть) превышают среднероссийские показатели. В регионе зарегистрирован самый высокий уровень заболеваемости молодежи психическими расстройствами, болезнями крови, глаз и дыхания.

Не может не тревожить статистика преступлений, совершаемых подростками и молодежью. В возрастной группе 14―17 лет в 2010 году было зарегистрировано 1200 преступлений. Это лишь немногим меньше, чем в Архангельской области и Республике Коми, где наблюдается наиболее сложная криминальная обстановка в подростковой среде на Северо-Западе России. По показателям преступности в возрастной группе 18―29 лет (4900 преступлений) Вологодская область также занимает лидирующие позиции, уступая лишь Санкт-Петербургу, Архангельской области и Республике Коми .

Для разрешения сложившейся критической ситуации на наш взгляд необходимо создание молодежного культурно-образовательного центра «Здравое общество», основным направлением которого выступит оздоровление социально-психологического климата, вовлечение жителей Вологодской области в решение проблем образования и воспитания, здорового образа жизни, организацию отдыха и досуга, благоустройство, поддержание правопорядка. В такой разноплановой, разновозрастной среде создаются благоприятные условия для воспитания подрастающего поколения, реализации потенциальных возможностей каждого участника центра.

Насущность таких преобразований становится особенно отчетливой и необходимой при обращении к Концепции государственной молодежной политики региона на 2006―2016, которая принимается в развитии закона области «О государственной молодежной политике Вологодской области», и определяет конкретные принципы, цели, задачи, основные направления, механизмы реализации, субъекты и объекты государственной молодежной политики. Наш проект выступает механизмом реализации Концепции по таким направлениям как: «Инициатива молодых», «Молодая семья», «Здоровье и спорт», а также к государственным программам: «Развитие образования», «Культура России», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Молодежь России», «Физвоспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации», «Концептуальная программа профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков и молодежи» .

Важнейшая проблема, которую разрешит молодежный центр в данной области, ― выработка методики и технологии построения молодежного культурно-образовательного центра (поливариативной образовательной среды), создание условий для оптимальной самореализации в социо-культурной среде, в социальной и экономической жизни, в самосоздании и самосовершенствовании личности.

Цель Молодежного центра заключается в восстановлении утраты контактов молодого поколения со старшим, разрешения кризиса самореализации подрастающего поколения путём создания и реализации условий, обеспечивающих динамичное развитие центра как культурно-образовательной площадки г. Вологды, ориентированной на решение социальных, моральных, культурных проблем молодежи вне зависимости от экономических возможностей семьи и уровня подготовки. Задачами центра выступают:

· реализация проекта толерантности, развитие взаимоответственности, коллективизма;

· создание условий для духовного возрождения молодежи;

· активное включение детей и подростков в социально значимую деятельность: учебную, трудовую, природоохранную, благотворительную, спортивную;

· организация культурного досуга, профилактика асоциальных явлений в подростковой и молодежной среде;

· пропаганда здорового образа жизни, развитие массовой физкультуры и спорта;

· повышение информационно-образовательного и культурного уровня населения;

· воспитание и развитие творческой инициативы, самостоятельности, умения ставить цели, нести ответственность за свои поступки.

Культурно-образовательную деятельность центра «Здравое общество» планируем реализовать в 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный. Они включают комплекс конкретных методов: спортивно-массовые мероприятия, лекции, семинары, игры, ориентированные на оптимальную реализацию интеллектуального, социального, творческого потенциала молодежи. Количество занятий составит 45―50 часов, планируемый срок обучения 4―5 месяцев.

Работа МЦ «Здравое общество» построена на принципах гуманизации (соблюдение прав обучающихся и их родителей; формирование системы мировоззрения, признающей ценность человека как личности; создание условий для развития и проявления способностей каждого участника учебно–воспитательного процесса), сотрудничества (построение взаимоотношений в центре и учреждениях дополнительного образования на основе компетентности, толерантности, взаимного уважения и доверяя педагогов, участников проекта, родителей) и целостности (создание сбалансированного культурно-образовательного пространства, предполагающего реализацию различных процессов развития, обучения и воспитания; организация деятельности школы на основе единства)

Реализации проекта позволяет получить следующие результаты:

1.Эффективное функционирование школы как культурно-образовательного центра муниципального образования г. Вологда, в котором созданы максимально благоприятные условия для умственного, нравственного, эстетического, физического развития личности и оздоровления социально-психологического климата микросоциума.

2.Создание поливариантной образовательной среды, в которой осуществляется формирование будущего гражданина общества ― личности с высоким интеллектом и уровнем культуры, способной к самосовершенствованию и самореализации, умеющей общаться с окружающим миром на языке гармонии и согласия.

3.Снижение количества молодежных преступлений на 5―7 %, повышение культурного уровня молодежи, снижение доли асоциальных явлений и уровня заболеваемости молодежи психическими расстройствами, болезнями крови, глаз и дыхания до 10 %.

4.Освоение «новых» педагогических технологий, в первую очередь ― информационно-коммуникационных, являющихся основой для обновления и совершенствования учебно-воспитательного процесса. Создание условий для развития творческого потенциала каждого учителя, организация дистанционного обучения педагогических кадров.

5.Создание новой системы комплексного мониторинга деятельности школы как культурно-образовательного центра.

Список литературы:

1.Выступление Марины Смирновой на заседании Палаты депутатов СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ в Вологодской области - 2012 - [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http:// www.spravedlivo.ru/

2.Открытый вопрос: Наиболее важные проблемы молодежи в России - 2012 - [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www cessi.ru

3.О Концепции государственной молодежной политики Вологодской области - 2012 - [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://

Повышение образовательного уровня более высокой ступени осуществляется вузами, институтами повышения квалификации и переподготовки кадров. В последние годы наблюдается стремление молодежи к получению более высокой квалификации.

Причины такой ситуации, скорее всего, в следующем:

Приоритет высшего образования перед средним специальным;

Доступность высшего образования, связанная с наличием платной формы обучения;

Желание иметь хорошую работу и располагать альтернативным выбором рабочего места;

Сложившееся мнение о том, что высокий уровень образования ведет к росту доходов и, в частности, заработной платы.

Безусловно, человек, обладающий определенным запасом знаний, является более конкурентоспособным и креативным. Обучение же по второй специальности дает возможность снизить дисбаланс на рынке труда между спросом и предложением, ведь менее востребованная специальность диктует обстоятельства, требующие переподготовки работника, то есть получения новой специальности, наиболее востребованной в регионе. Достоинства системы переподготовки состоят также и в следующем:

Обучение второй специальности происходит в более короткие сроки;

Получение образования по такой системе позволяет избежать дублирования дисциплин и исключить довольно большой блок общетеоретической подготовки;

Традиционная форма лекций имеет меньше преимуществ перед лекциями, имеющим сильную обратную связь, поскольку обучающие лица обладают определенными навыками;

Растет человеческий потенциал страны;

Расширяются сферы приложения труда;

Преподавание теоретического блока дисциплин, осуществляемое наиболее компетентным профессорско-преподавательским составом, способным донести знания определенного предмета в рамках основных идей развития белорусского государства, наиболее тесно увязывается с практическими навыками слушателей.

К тому же новая специальность, во-первых, непрерывно дополняет полученное ранее образование, во-вторых, является проводником инновационных идей и технологий. Анализируя динамику статистических данных, характеризующих занятость и безработицу, следует отметить, что уровень экономической активности населения, то есть склонность к предложению труда, повышается пропорционально уровня образования, достигая максимума среди лиц с высшим профессиональным образованием.

Среди трудоустроенных - все больше лиц, имеющих высшее образование: 22,8% в 2010 г. по сравнению с 16% в 2000 г. В то же время рынок труда реагирует на увеличение лиц с высшим образованием. Это отражается в росте доли безработных с высшим образованием, которая увеличилась за 10 лет на 0,6 процентных пункта (с 9,6% в 2000 г. до 10,2% в 2010 г.). Следует отметить, что увеличение числа выпускников средне-специальных учебных заведений и вузов не является прямым индикатором роста предложения труда со стороны специалистов в масштабах всего экономически активного населения. В частности, поскольку в старших возрастных группах трудоспособного населения, постепенно выбывающих с рынка рабочей силы, доля лиц со средним специальным образованием является весьма высокой, общее предложение труда лиц со средним профессиональным образованием сокращается. Растет и средний возраст безработных, в большей степени у женщин.

Рост уровня образования ведет к повышению человеческого потенциала страны. На предприятиях нужны знающие, умелые кадры, поскольку новые технологии требуют больших способностей. В связи с этим переобучение лиц пожилого возраста позволит избежать сокращения данной категории работников.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что система высшего и послевузовского образования позволяет решать насущные проблемы на рынке труда. Ведь образование вне контекста рынка труда теряет смысл, а профессиональная подготовка является важнейшей формой самореализации личности на рынке труда, в сфере трудовых отношений.

· формирование и укрепление национальной сознательности гражданина Республики Беларусь, а также чувства уважения к другим странам и народам мира;

· обеспечение овладения государственного языка, как главного средства общения между гражданами Республики Беларусь;

· сохранение и умножение интеллектуальной собственности и культурных ценностей белорусского народа и других национальных сообществ республики;

· формирование экологической сознательности;

· воспитание уважения к семейной жизни;

· содействие интеллектуальным устремлениям личности;

· достижение разумного соотношения опыта и веры личности;

· развитие научной, технической и культурной деятельности в соответствии с потребностями развития республики;

· воспитание сознательного уважения к демократии как форме управления и существования, которая позволяет каждой личности участвовать в принятии решений, направленных на улучшение общества;

· содействие установлению отношений человечности и милосердности в отношениях между людьми;

· воспитание сознательного уважения к всемирному порядку, основанного на признании политических, экономических и социальных прав всех народов мира;

· укрепление здоровья и физического усовершенствования воспитанников и студентов.

Чтобы достигнуть этих целей в 1996 году бала принята реформа. Концепция реформы исходит из того, что основными задачами общеобразовательной школы являются:

· подготовка молодого поколения к полноценной жизни и деятельности в обществе;

· формирование представлений и готовности к жизни в изменчивом мире;

· передача фундаментальных основ национальной и мировой культуры;

· содействие гармоничному развитию личности, ее патриотическому, гражданскому и духовно-моральному воспитанию.

Для достижения этого необходимо реализовать следующие цели и меры:

повышение образовательного уровня населения страны:

Введение обязательного десятилетнего образования;

Повышения до 12 лет срока получения общего среднего образования;

Обеспечение доступности общего среднего образования;

Усовершенствование системы непрерывного образования;

повышение качества общего образования:

Обновление содержания образования;

Внедрение современных технологий обучения;

Обеспечение разноуровневого и вариативного обучения с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учеников;

Усовершенствование системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров;

удовлетворение общеобразовательных потребностей личности ученика с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей:

Создание в начальной школе условий, которые обеспечивают адаптацию ребенка к процессу обучения с учетом его реальных возможностей;

Придание содержанию образования на уровне базовой (основной) школы относительно законченного характера;

Осуществление профильной дифференциации на завершающем этапе общего среднего образования, что обеспечивает оптимальные условия на протяжении обучения;

Создание оптимальных условий для физического развития и охраны здоровья учеников, ликвидация учебной перегрузки;

повышение престижности образования:

Реальное закрепление за сферой образования статуса приоритетного в государстве и обществе;

Повышение статуса учителя;

Более полное материально-техническое обеспечение общеобра­зова­тель­­ной школы;

Развитие форм самообразования учреждений образования.

Процессы реформирования, которые развернулись в системе образования в последние годы, не могут быть эффективными как без глубокого теоретического осмысления его проблем, так и без основательной экспериментальной проверки предлагаемых преобразований.

Любое теоретическое положение, которое пытаются внедрить в массовую практику, должно обладать в первую очередь двумя качествами: быть технологичным и воспроизводимым. Быть технологичным, значит возможным для реализации в рамках принятых сегодня моделей деятельности учебных учреждений. Быть воспроизводимым, значит возможным для применения каждым педагогом. Альтернативные программы, которые не обладают этими качествами, не могут стать основой массовой педагогической практики.

Несколько лет тому назад в республике развернулась активная и массовая экспериментальная работа. Сегодня она стала реальностью для десятков учебных учреждений. Вместе с тем реальностью для сотен школ, детских садов и других учреждений стало участие в инновационных процессах, связанных с внедрением целого ряда перспективных технологий, которые зарекомендовали себя.

До 90-х годов ХХ в. Беларусь практически не имела опыта экспериментальной работы в образовании. Опробация всех нововведений проводилась Академией педагогических наук СССР в своих экспериментальных школах, и БССР в готовом виде получала все материалы, необходимые для внедрения в массовую практику. Опыт экспериментальной работы начала 90-х годов был минимальным, поскольку массовые нововведения в системе образования планировалось проводить, начиная с 1996-1997 гг.

Первый массовый опыт экспериментальной работы связан с процессами реформирования общеобразовательной школы и переходом на 12-ти летний срок обучения. Однако с 1999-2000 учебного года процесс экспериментальной и инновационной (в узком смысле) работы становится массовым. В 2000-2001 году в республике проходила экспериментальная работа по 28 и инновационная по 14 различным направлениям.

Программа “Школа 2100” является альтернативной программой. Ее методы, приемы, дидактические средства, на мой взгляд, наиболее эффективно позволяют достигнуть целей образования, сформулированные в “Законе об образовании” и “Реформе общеобразовательной школы”. Тем более, что с 1 сентября 2001 года начался массовый эксперимент по данной программе и скоро мы получим результаты по полному внедрению ее в образование Республики Беларусь. Мы, как учителя-практики, можем говорить об эффективности программы “Школа 2100” в начальной школе. Ведь младший школьник, изучая определенные дисциплины, получает не только специальные знания (основы), но и наращивает личностные качества параллельно с интеллектуальными способностями, которые совершенствуются в старших классах. Одна из главных задач, стоящих перед учеником начальной школы, заключается в том, чтобы ребенок научился не только самостоятельно пользоваться своими знаниями, но и обрел потребность в саморазвитии, в анализе своей деятельности, научился перед собой ставить цель и планировать свою деятельность для ее достижения.

Образовательная программа “Школа 2100” рассчитана на дошкольное, начальное и общее среднее образование. На всех этих этапах она предусматривает:

· гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

· воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

· единство государственного культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Особенности реализации государственной политики в образовательной сфере. Роль государственной политики в жизни общества. Анализ направлений государственной политики в сфере образования в Саратовской области: повышение образовательного уровня общества.

    дипломная работа , добавлен 21.01.2015

    Организационно-правовые, финансовые и социально-экономические основы государственной политики в сфере сохранения и развития культуры. Развитие системы управления культурой в муниципальных образованиях Владимирской области: проблемы и пути их решения.

    дипломная работа , добавлен 12.05.2018

    Государственное регулирование муниципального управления в сфере образования. Современная ситуация в сфере образования в городе Улан-Удэ. Муниципальные органы управления в области образования города Улан-Удэ. Проблемы и пути решения выявленных проблем.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2011

    Государственная политика в сфере общего образования на территории г. Челябинска. Предмет и основные задачи деятельности Управления. Стратегическая цель муниципальной политики в области образования. Алгоритм организации инновационной деятельности.

    отчет по практике , добавлен 27.08.2012

    Вопросы предоставления и полномочия местного самоуправления в сфере общеобразовательных услуг. Проблемы муниципалитетов в сфере общего образования. Характеристика приоритетных направлений государственной политики в сфере образования и их реализация.

    контрольная работа , добавлен 03.05.2010

    Нормативно-правовые основы государственной политики в сфере образования и состояние работы органов муниципального управления в современной Российской Федерации. Анализ деятельности органов самоуправления в городе Новочебоксарске Чувашской Республики.

    дипломная работа , добавлен 13.07.2011

    Реестр муниципальной собственности. Организационно-правовые формы муниципальных предприятий (казенные, унитарные и автономные). Деятельность муниципальных предприятий на территории образования округа г. Батайска, использование муниципального имущества.

    курсовая работа , добавлен 04.01.2016

    Организационно–правовые и социально–экономические основы государственной политики в сфере образования. Реализация государственной политики в сфере образования в регионе. Разработка предложений по повышению эффективности системы управления образованием.

    дипломная работа , добавлен 12.05.2018

Публикации по теме