Школы и университеты в средние века. Чему и как учили в средневековой школе

При средневековье существовало три вида школ. Низшие школы, образовавшиеся при церквях и монастырях, ставили целью подготовить элементарно грамотных духовных лиц - клириков. Главное внимание обращалось в них на изучение латинского языка (на котором велось католическое богослужение), молитв и самого порядка богослужения. В средней школе, возникавшей чаще всего при епископских кафедрах, практиковалось изучение семи «свободных искусств» (грамматика, риторика, диалектика, или логика, арифметика, геометрия, куда входила и география, астрономия и музыка). Первые три науки составляли так называемый тривиум, последние четыре - квадривиум. Позднее изучение «свободных искусств» стало производиться в высшей школе, где эти дисциплины составляли содержание преподавания на младшем («артистическом») факультете. Высшая школа вначале называлась Studia Generalia (буквально - общие науки), потом это название было вытеснено другим - университеты.

Первые университеты возникли в XII веке - частью из епископских школ, имевших наиболее крупных профессоров в области богословия и философии, частью из объединений частных преподавателей - специалистов по философии, праву (римское право) и медицине. Наиболее древним университетом в Европе считается Парижский университет, существовавший в качестве «вольной шкоды» еще в первой половине XII и в начале XIII века (учредительной грамотой Филиппа II Августа 1200 г. о правах Сорбонны). Роль университетских центров, однако, еще в XI веке начали играть итальянские высшие школы - Болонская юридическая, специализировавшаяся на римском праве, и Салернская медицинская школа. Наиболее типичный Парижский университет, устав которого лег в основу других университетов Европы, состоял из четырех факультетов: артистического, медицинского, юридического и богословского (включавшего в себя и преподавание философии в церковном освещении).

Другими наиболее старинными университетами Европы были Оксфордский и Кембриджский в Англии, Саламанкский в Испании и Неаполитанский в Италии, основанные в XIII веке. В XIV веке были основаны университеты в городах Праге, Кракове, Гейдельберге. В XV веке число их быстро увеличйвалось. В 1500 году во всей Европе было уже 65 университетов.

Преподавание в средневековых университетах велось на латинском языке. Основным методом университетского преподавания были лекции профессоров. Распространенной формой научного общения являлись также диспуты, или публичные споры, устраивавшиеся периодически на темы богословско-философского характера. В диспутах принимали участие главным образом профессора университетов. Но также устраивались диспуты и для схоларов (схолары - студенты, от слова Schola - школа).

образование средневековый воспитание университет

В средневековой Европе сложились три основных типа церковных школ: монастырские школы, епископальные (кафедральные) и приходские школы. Основная цель всех типов школ состояла в подготовке духовенства. Они были доступны, прежде всего, высшим сословиям средневекового общества.

Монастырские школы организовывались при монастырях, в них учились мальчики 7-10 лет, которых родители обрекали на будущее монашество. Затем монастырские школы разделились на внутренние (для будущих монахов) и внешние (для приходящих мирян). В качестве учителей выступали образованные монахи. Монастырские школы были хорошо снабжены рукописными книгами. В них преподавались грамматика, риторика, диалектика, позже арифметика, геометрия, геометрия, астрономия и теория музыки.

Епископальные (кафедральные) школы открывались в церковных центрах, местопребывания главы епархии. Содержание обучения в них было по тем временам довольно высоким. Помимо чтения, письма, счета и закона Божия, изучались грамматика, риторика и диалектика (трехпутье), а в отдельных сверх этого - арифметика, геометрия, астрономия и теория музыки (четырехпутье). Наиболее известными были школы в Сен-Жермене, Туре (Франция), Люттихе (Бельгия), Галле, Рейхене, Фульде (Германия) и ряд других городах.

Приходские школы были самыми распространенными. Школы размещались в доме священника или в церковной сторожке. Их посещали небольшие группы мальчиков, где за небольшую плату священник либо причетник обучал детей закону Божию на латинском языке, письму и церковному пению. Этот тип школ был бессистемным и наименее организованным.

Обучение в церковных школах повышенного уровня преподавалось по программе семи свободных искусств. Одним из первых формулу такой программы для средневековой Европы предложил Северин Боэций (480-524). Он объединил арифметику, геометрию, астрономию и музыку (науки, основанные на математических закономерностях) в учебный цикл "квадриум" (четвертый путь). Этот цикл вместе с "тривиумом" (третьим путем) - грамматикой, риторикой, диалектикой - составил семь свободных искусств, впоследствии положенных в основу всего средневекового образования.

Семь свободных искусств вместе взятые с богословием, как "венцом" всего обучения, составили содержание средневекового образования. Пик развития монастырских школ пришелся на период правления франкского короля Карла Великого в начале IX в., указами которого повелевалось повсюду расширять сеть школ, открывая их при каждой церкви (в основном на территории Франции и Германии).

Одним из главных деятелей школьной реформы Карла Великого был преподаватель англосаксонской монастырской школы Альбин Алкуин (ок. 735-804). В написанных им обращениях к народу "Письмо об изучении наук", "Всеобщее увещевание" обосновывалась необходимость систематического всеобщего образования, подготовки квалифицированных учителей для этой цели. Впервые после трехсотлетнего забвения античного наследия образование получило статус организации, способной сохранить все его достижения. Период правления Карла Великого вошел в историю под названием "Каролингское возрождение", поскольку задолго до эпохи Возрождения возникла тяга к изучению классической древности и сохранению ее культуры. В рукописях того времени до нас дошли многие сочинения "золотого" и "серебряного" века римской литературы. В монастырских школах изучались произведения Вергилия, Горация, Овидия, Ювенала, Цицерона, Саллюстия и др. В переписанных от руки монахами произведениях в уголке рукописи стояла специальная пометка "для школы". Это был период культурного подъема, расцвета литературы, искусства, архитектуры. Ко двору были привлечены образованнейшие люди, объединившиеся в так называемую Академию, руководимую Алкуином.

Со временем последние правители империи Каролингов перестали уделять должное внимание школьному делу и оно постепенно пришло в упадок. Живший античными традициями мир раннесредневековой школы полностью изменил направление своего развития в XI-XIII вв. Период развитого средневековья, приходящийся на эти века, отмечен политической централизацией в странах Западной Европы, концентрирующей власть в руках монархии. Это вызывало яростное сопротивление Церкви, не желавшей сдавать своих позиций. В условиях глубоких изменений в политической и духовной жизни общества добивается господствующего положения новый вид религиозной философии - схоластика (от лат. школьный, ученый). Она вырабатывает иной тип культуры, ориентированный на формальную логику Аристотеля и абстрактное богословие. Важнейшая роль в этой ориентации принадлежала философу и теологу Фоме Аквинскому (1225/26-1274). В своем основном трактате "Сумма теологии" он по-новому интерпретирует церковную традицию, пытаясь подчинить светское знание вере, опираясь при этом на Аристотелеву этику, логику, психологию. Вся его деятельность была направлена на отработку вероучения в форме научного знания.

В течение столетий сочинения Фомы Аквинского служили основным источником изучения богословия в школах повышенного типа - коллегиях и университетах. Развитие схоластики и подогнанных под нее учебных заведений привело к упадку старой церковной школы с грамматикой и риторикой. Ее вытеснили формальная логика и новая латынь. В этой связи требовала пересмотра и организация преподавания. Почти в каждом монастыре учреждались школы средней ступени, а для завершения образования - высшей.

Курс обучения в школах был рассчитан на 6-8 лет. Первые два года посвящались философии, два следующих - изучению богословия, церковной истории и права, два последних - углубленному изучению богословия. Через 13 лет, получив предварительно степень бакалавра, выпускники могли стать магистрами богословия, т. е. получить один из высших духовных санов.

Методы обучения основывались на зазубривании и развитии механической памяти. Самым распространенным методом обучения был катехизический (вопросно-ответный), с помощью которого учитель вводил абстрактные знания, подлежащие обязательному запоминанию, не объясняя предмет или явление. Например: "Что такое луна? - Глаз ночи, раздаватель росы, пророк бурь,… Что такое осень? - Годичная житница" и т.д.

Грамматика являлась главным учебным предметом. Она сводилась к разучиванию грамматических форм латинского языка и к заучиванию отдельных грамматических форм и оборотов религиозно-мистического значения.

Изучение латыни начиналось с элементарных правил и освоения простейших фраз. На овладение техникой чтения уходило два или три года. Техника письма была также очень сложной.

После освоения грамматики переходили к изучению литературы. Выбор литературы был крайне консервативен. Сначала читали короткие литературные стихотворения, а затем приступали к правилам стихосложения. Классическая греческая литература изучалась в латинских переводах, поскольку греческий язык исчез из школьной программы.

Диалектика и риторика изучались одновременно. Первая учила правильно мыслить, строить аргументы и доказательства. Вторая - правильно строить фразы, искусству красноречия, которое ценилось у священнослужителей и аристократии. При изучении философии и диалектики опирались на произведения Аристотеля и святого Августина.

Астрономия являлась прикладной наукой, связанной с вычислениями многочисленных церковных праздников. Музыке обучали с помощью нот, обозначенных с помощью букв алфавита. Линейная нотная грамота появилась в 1030 г.

Программа арифметики означала овладение четырьмя арифметическими действиями. Обучение арифметическим действиям было слишком сложным занятием, вычисления занимали целые страницы. Поэтому существовало почетное звание "доктор абака" (т. е. "доктор умножения и деления"). Всем учебным предметам придавался религиозно-мистический характер.

В школе царила суровая слепая дисциплина. Учитель не щадил своих учеников за ошибки; жестокие телесные наказания были очень распространены и одобрялись церковью, которая учила, что "природа человека греховна, а телесные наказания способствуют очищению и спасению души".

Основная часть населения не получала даже минимального образования в школах. Дети воспитывались своими родителями в семье и в повседневном труде.

К началу XI века особую роль стала играть трехчленная система разделения труда (духовенство, светские феодалы, крестьяне и горожане). В XIII веке совловная структура оказалась еще более дифференцированной. Каждое сословие наделялось определенными добродетелями. Добродетелями крестьянства считались трудолюбие, аристократии - доблесть, духовенства - благочестие и пр. Так, общество составило перечень социально-культурных типов, которые должна была воспроизводить определенная система образования.

Огромное влияние на развитие образования в Средневековье оказала Католическая Церковь. При монастырях существовали монастырские школы, при церквях — приходские школы . Прежде всего они готовили духовных лиц для занятия низших церковных должностей, но с течением времени в этих школах стали также учиться и те, кто не собирался быть служителем церкви. Учителя — монахи или священники — воспитывали учащихся мальчиков в духе христианской религии нравственности, учили их. читать и писать на чуждом для них латинском языке, на котором велось католическое богослужение. Дети зазубривали молитвы, учились церковному пению, счету.

Обучение латинской грамоте в средневековой школе велось буквослагательным методом, рассчитанным исключительно на механическое запоминание, часто даже без понимания того, что заучивается. Процесс обучения был крайне трудным и длительным. За неуспеваемость и малейшее нарушение дисциплины учеников подвергали тяжелым физическим наказаниям.

При соборах, при кафедре епископа, были кафедральные . или соборные школы . которые посещали, как правило, дети дворян и именитых граждан. Постепенно эти школы стали давать учащимся повышенное образование. Содержание его составляло богословие и так называемые “семь свободных искусств”: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка. В соборных школах в основном готовилось высшее духовенство.

Светские феодалы получали иное воспитание и образование, заключавшееся в овладении семью “рыцарскими добродетелями”: умением ездить верхом, плавать, фехтовать, владеть мечом, щитом и копьем, охотиться, играть в шахматы, слагать и петь стихи в честь своего сюзерена и дамы сердца. Уметь читать и писать было необязательно. Необходимые знания будущий рыцарь приобретал при дворе сюзерена, где с 7 до 14 лет был пажом при жене феодала, а затем с 14 лет до 21 года оруженосцем своего господина, сопровождал его в военных походах и на охоте. На 21-м году жизни юношу посвящали в рыцари, что сопровождалось особой торжественной церемонией.

Дочери феодалов получали образование дома и в женских монастырях, где их воспитывали, в религиозном духе, обучали чтению, письму и рукоделию.

К XII—XIII вв. развитие ремесел, торговли и рост городов в Западной Европе способствовали возникновению городской, преимущественно светской, культуры. Горожане, боровшиеся с феодальным гнетом, выступали и против католической церкви. В городах ремесленники открывали для своих детей цеховые школы . а купцы — гильдейские школы . В этих школах, созданных городским населением, а не церковью, основное внимание уделялось счету, чтению и письму на родном языке.

Воспитание и школа в странах Западной Европы в эпоху раннего Средневековья

В 476 г. под натиском германских племен пала Римская империя. Эта дата - точка отсчета европейского Средневековья, которое завершилось в XVII в. В ту эпоху действовали факторы, которые цементировали европейское средневековое общество и определяли специфику школы и воспитания. Первым - и едва ли не главным - фактором являлась христианская традиция. Второй фактор - влияние античной традиции.

И, наконец, ментальность личности в средневековую эпоху невозможно представить без варварской, дохристианской традиции. В противоположность индивидуальному, интеллектуальному воспитанию она основывалась на концепции, что человека надлежит интегрировать в определенный клан. Влияние этой традиции было хорошо заметным, особенно в эпоху раннего средневековья. С ней всячески боролась христианская церковь. Разница между христианином и варваром точно такая же, как между двуногими и четвероногими, говорящими и бессловесными существами, - писал один из христианских авторов V в.

Особую роль играла трехчленная система разделения труда, сложившаяся к началу XI в. В XIII в. сословная структура стала еще более дифференцированной. Каждое сословие имело определенный имидж в собственных глазах и у остального общества. Добродетелью крестьянства считалось трудолюбие, лучшей чертой аристократии - доблесть, главным достоинством духовенства - благочестие и пр. Таким образом общество представляло собой конгломерат социально-культурных типов, формировать которые должна была система образования. Представители каждого сословия видели свое предназначение в передаче опыта следующему поколению корпорации. Вот почему универсальной педагогической идеей и практикой в средневековой Европе оказалось ученичество.

Европейское средневековье позаимствовало систему школьного обра-зования у античности, но обогатило ее, приспособило к новым условиям.

В средние века открывались и цер-ковные, и светские школы. В них учились дети феодалов, горо-жан, духовенства, зажиточных крестьян. В школах преподавали семь свободных искусств: грамма-тику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астроно-мию и музыку. Вплоть до конца средневековья преподавание осуществлялось латынью и лишь с XIV в. народными языками.

В школе и дети, и взрослые учились в одном классе. К детям в школе относились со всей строгостью: им запрещали громко разговаривать, петь, играть, за любой прос-тупок наказывали. Школьники сами добы-вали себе кусок хлеба. Они подрабатывали, но чаще просили милостыню. Ночью они пели под окнами горожан религиозные пес-ни. Точнее, не пели, а орали во все горло, чтобы вмиг поднять с кровати добропоря-дочного бюргера и вынудить его поспешно откупиться от жуткой мело-дии брошенным через окно куском колбасы или сыра.

В XIII в. школы в наиболее крупных городах превратились в высшие учебные заведения университеты . Пер-вый европейский университет возник в итальянском городке Болонье. Университет в итальянском городе Салерно стал центром медицинских знаний, во французском городе Париже центром богословия. В 1500 г. в Европе уже насчитывалось около 70 таких очагов знаний и культуры. В XIV-XV вв. в странах Европы, особенно в Англии, появились также коллегии .

Преподавание в средневековых университетах осуществлялось так. Про-фессор читал по-латыни рукописный фолиант, объясняя слож-ные места в тексте. Ученики мирно дремали. Проку от такого преподавания было мало, но до изобретения в середине XV в. книгопечатания по-иному организовать преподавание не могли, поскольку рукописных книг было маловато и стоили они очень дорого. Печатные книги стали доступным ис-точником знаний и осуществили настоящий переворот в системе обучения.

Древнейшие университеты Европы

До XII в. книги хранились преимущественно в небольших монастыр-ских библиотеках. Они были такими редкими и дорогими, что их иногда приковывали цепью. Позже ими обзавелись и университеты, королевс-кие дворы, крупные феодалы, даже зажиточные горожане. В XV в. в больших городах появились публичные библиотеки.

Коллегии - закрытые средние или высшие учебные заведения.

Университет - высшее учебное заведение, готовящее специалис-тов во многих областях знаний и занимающихся научной работой.

Средневековые школы

С ростом городов и развитием торговли увеличилась потребность в грамотных людях. Купцам, чтобы вести торговлю и подсчитывать доходы и расходы, нужно было уметь считать и писать. Капитанам торговых судов, чтобы вычислять курс корабля, нужны были знания по астрономии и математике.

Церковные и монастырские школы не выпускали достаточного количества грамотных людей, и в XII веке в городах Европы появляются светские школы. Их число быстро росло. Они открывались на средства богатых горожан, цехов и городских властей. Там будущие купцы и ремесленники овладевали счетом, знаниями по географии и истории. Обучались здесь не только мальчики, но и девочки. Как и прежде, в школах преподавались грамматика, геометрия, арифметика, астрономия, музыка. Учителя применяли телесные наказания, розгами добиваясь от учеников усердия.

Источники: www.rokim.org.ua, www.profile-edu.ru, 900igr.net, iessay.ru, worldofschool.ru

Смерть короля Артура

Сэр Ланселот всячески пытался заключить мир с Артуром. Но подстрекаемый Гавейном, чьи братья погибли в сражении, ...

Индра и Вишварупа

Тваштар был известен среди индийских богов, как творец, искусный мастер. Именно ему принадлежит сотворение тел людей и животных. ...

Школа пифагорейцев

Школа пифагорейцев является следующей за элейской известной философской школой в «Великой Греции», т.е. Южной Италии. Основателем...

В Средневековье детство заканчивалось уже в семь лет. В этом возрасте дети начинали принимать участие в ремесленном производстве и становились подмастерьями, работникам и служанками. Семилетние сироты должны были с этого возраста обеспечивать себя самостоятельно. Только девочки, если их родители были не слишком бедными, могли остаться дома и готовиться к роли будущей жены и хозяйки.

Азам чтения, письма и счета, если до этого вообще доходило дело, детей обучали родители. Только отпрысков патрициев и аристократов- чаще всего сыновей, но иногда и дочерей - учили частные преподаватели или учителя в школе.

В деревнях школы были общественными, с элементарной учебной программой, в основе которой лежала Библия. В городах в 15 веке существовало три разновидности школ. Прежде всего, духовные школы при соборах и монастырях, где обучали будущее духовенство. Кроме того, в монастырских школах давали и светское образование. Основными предметами были грамматика, риторика, музыка, геометрия, арифметика, астрономия и религия.

Альтернативой этим школам были так называемые латинские школы, куда принимали только мальчиков. Здесь все предметы преподавали только на латыни. Даже личные беседы ученики, под угрозой штрафа, должны были вести только на латинском языке. Такие школы находились в ведомстве городского совета, который брал на себя заботы о школе и об учителях. Учителями были духовные лица или обычнык люди, чьи знания не проверяли.
Третьей опцией были письменные и счетные школы. В таких учреждениях учились обычно дети купцов, там также предполаглось трех- или четырехлетнее обучение для девочек.

"Чертов колодец" на церкви Св. Лаврентия, Нюрнберг. Черт уносит школьника, внизу изображены книга и таблица для письма.

В школу дети начинали ходить с шестилетнего возраста. Родители пытались подсластить первое время за партой при помощи бубликов, изюма, фиг, миндаля, которые давали с собой.

Занятия длились, в зависимости от длины светового дня, до 12 часов. Летом уроки начинались в пять часов утра и заканчивались в пять вечера.

Кроме учителей, в школах работали многочисленные помощники. Дети были разделены на группы, перевод из одной группы в другую проходил четыре раза в год. Школьники, как и учителя, обязаны были не только присутствовать в школе, но и на церковных службах.

Телесные наказания были частью обучения. Детей не только щедро секли розгами, но и заставляли часами стоять на коленях на горохе, у позорного столба, носить тяжелые бревна, пить грязную воду или есть из собачьей миски.

Мартин Лютер так вспоминает свои школьные годы:

Школьный управитель достает из ведра с водой розги, бьет и хлещет бедного шалопая по заду; тот орет так, что его слышно через три дома, пока не появляются волдыри и не течет кровь. Многие управители такие злобные дьяволы, что обвивают розги проволокой, переворачивают розгу и бьют толстым концом. Еще наматывают волосы вокруг трости, и так бьют и таскают детей, что даже камни молят о пощаде".

Speculum humane vite. Аугсбург, 1488

Иногда школьников даже калечили побоями. Но, как писал Абеляр в 12 веке: "Кто жалеет розог, ненавидит своего сына".
Розги следовало всегда держать на виду: обычно они висели на стене.

В этом возрасте дети склонны более ко злу, чем к добру, поэтому следует держать их в узде. Используй возможность наказывать маленьких детей, но не усердствуй слишком. Частые, но не сильные наказания полезны маленьким детям. Удваивай наказание, если они отрицают свою вину, оправдываются или избегают наказания. И так следует поступать не только до трех, четырех или пяти лет, но, если необходимо, до двадцати пяти",

Писал монах Джованни Доминичи в 15 веке.
Впрочем, были и гуманисты. Другой итальянец, поэт 15 века Гуарино да Верона утверждал:

"Учитель не должен бить ученика, что заставить его учиться. Это только отталкивает свободную молодежь и вызывает отвращение к учебе. Ученики, таким образом, оскорблены душевно и интеллектуально, учителя обмануты, и наказание вовсе не достигает своей цели. Лучший помощник учителя - дружелюбие. К наказанию следует прибегать только в крайних случаях"

К сожалению, его слова до середины 20 века не имели успеха.

В отличие от мальчиков, девочки, если они не происходили из знатных семейств, не получали интеллектуального образования. Купец Паоло да Чертальдо в 14 веке хорошо сформулировал мнение своих современников

Позаботься о том, чтобы мальчик в шесть или в семь лет научился читать. Если речь идет о девочке, отправь ее на кухню, а не усаживай за книги. Девочкам не нужно уметь читать, если ты не хочешь, чтобы она стала монахиней".

Мария Магдалина с книгой, 1435

Родители единогласно стремились привить девочкам самую главную добродетель: послушание мужчинам - отцам и будущим мужьям. Грамота и счет лишь вредили девочкам, а умение ткать и шить поощрялось также у девушек из богатых семейств. Главной заботой родителей было хранить целомудрие дочерей.

Впрочем, к 15 веку ситуация изменилась. От девочек тоже ожидали, что к определенному возрасту они будут уметь читать и писать. Знаменитый нюрнбергский юрист и дипломат Кристоф Шойрль взял на воспитание семилетнюю девочку Анну. Когда она к тринадцати годам все еще не умела "молиться, читать и ткать", Шойрль отдал ее в другую семью, потому что больше ничем не мог помочь ей.

Особенно женщины из купеческих семей должны были уметь читать и писать, поскольку они часто вели деловую перепиcку и контролировали денежный оборот. Для повседневных дел знание грамоты тоже было необходимо: чтобы записывать покупки и расходы.

Владение арифметикой в 16 веке помогло Сабине Вельзерин при ее громком бракоразводном процессе с нюрнбергским купцом Линхардом Хирсфогелем: она самостоятельно вычислила и предоставила суду сумму, которую должен был выплатить ей бывший супруг.

Женщины нередко владели личными библиотеками: сначала рукописными, затем печатными.

В позднем Средневековье девочки в Нюрнберге ходили в счетные школы, хотя число школьниц было меньше, чем школьников. Аристократ Бехайм заранее оплатил обучение в школе при госпитале Святого Духа для своих дочерей Сабины и Магдалены: старшей тогда было пять лет, младшей - четыре года. Сначала детей учили писать на табличках, и лишь когда они умели уверенно пользоваться чернилами, им позволялось писать на бумаге. Бехаймы оплатили обучение для своих дочерей до десяти лет: обычно в этом возрасте девочки прекращали учиться.

Женщинам разрешалось преподавать в школах, но только младшим детям или исключительно девочкам. Вход в университет или в латинскую школу был для девушек закрыт.

Рыцарь вручает книгу своим дочерям. Гравюра Альбрехта Дюрера, 1493

Схоластика (от греч. «схоле» - спокойное занятие, учеба) - средневековая ученость. Она тесно связана со складывающейся с VIII-IX вв. системой образования на Западе. Вместе с тем это и новый этап в развитии духовной культуры Европы, пришедший на смену патристике. Он базировался на святоотеческой литературе, являя собой одновременно вполне своеобразное и специфическое культурное образование. Термин «схоластика» подразумевает не столько доктринальный блок идей, сколько философию и теологию, преподаваемые в средневековых школах, особенно, с периода их реорганизации Карлом Великим.

Принята следующая периодизация схоластики. Первый этап - от VI до IX в. - предварительный. Второй этап - от IX до XII в. - период интенсивного формирования. Третий этап - XIII в. - «золотой век схоластики». Четвертый этап - XIV-XV вв. - угасание схоластики.

Каждый из этапов можно связать с личностями мыслителей, наиболее рельефно выражающих его особенности. Первый период ярко представляет И.С. Эриугена (ум. ок. 877 г.); второй - Ансельм Кентер-берийский (ум. в 1109 г.) и Пьер Абеляр (ум. в 1142 г.); третий - Фома Аквинский (1225-1274) и Бонавентура (1221-1274); четвертый - В. Оккам (ок. 1285-1349).

Схоластическая ученость на практике представляла собой ряд ступеней, поднимаясь по которым ученик мог дойти до самых высших. В монастырских и церковных школах изучали «семь свободных искусств». Последние делились на «тривиум» (от числа «три») и «квадривиум» (от числа «четыре»). Ученик должен был сначала освоить тривиум, т.е. грамматику (латинскую), диалектику, риторику. Квадривиум, как более высокая ступень, включал арифметику, геометрию, музыку и астрономию. Вплоть до XIII века (когда начинается формирование университетов) школы были: монастырскими (при аббатствах), епископальными (при кафедральных соборах), и придворными («палациум»). Школы при монастырях и аббатствах были в период варварских нашествий чем-то вроде убежищ и хранилищ памятников классической культуры, мест изготовления списков; епископальные школы были местом преимущественно начального обучения. Однако наибольшее оживление в культурную жизнь вносила придворная школа. Директором одной из таких школ был Алкуин Йоркский (730-804), советник короля по вопросам культуры и образования. Было организовано трехступенчатое обучение: 1) чтение, письмо, элементарные понятия простонародной латыни, общее представление о Библии и литургических текстах; 2) изучение семи свободных искусств (сначала трио грамматики, риторики и диалектики, затем квартет арифметики, геометрии, астрономии, музыки); 3) углубленное изучение священного писания. Дух своих новаций Алкуин сформулировал смело: «Так взрастут на земле франков новые Афины, еще более блистательные, чем в древности, ибо наши Афины оплодотворены Христовым учением, а потому превзойдут в мудрости Академию». Способен ли он был реализовать свою программу вполне или нет, но его заслуга написания и подготовки учебников по каждому из семи свободных искусств вне всяких сомнений.


Начиная с XIII века школа выступает уже как университет. Universitas - типичный продукт средневековья. Если моделью школ были античные аналоги, которым средневековые школы подражали и в чем-то их обновляли, то университет не имел своего прототипа. Такого рода корпоративных формаций и свободных ассоциаций учеников и наставников с их привилегиями, установленными программами, дипломами, званиями, - не ведала античность ни на западе, ни на востоке.

Первые университеты возникли в XII в. в Париже и Болонье. В XIII-XV вв. Европа покрылась целой сетью университетов. Потребность в них обусловливалась в первую очередь нуждами и задачами церкви.

В большинстве случаев университеты прямо опирались на поддержку церковных властей. Главная цель университетской науки состояла в изучении и истолковании Священного Писания и Священного Предания (т.е. произведений святых Отцов церкви). Истолкование священных текстов было исключительной прерогативой церкви и связанных с ней университетских ученых, с тем, чтобы воспрепятствовать распространению невежественных суждений о христианской вере. К истолкованию допускались ученые не ниже магистерского звания. В соответствии с основной задачей большинство университетов включало в свой состав два факультета - факультет свободных искусств и факультет теологии (богословия). Первый был необходимой подготовительной ступенью ко второму.

Сам термин «университет» первоначально не указывал на центр обучения, скорее, на корпоративную ассоциацию, или, говоря современным языком, это был некий «синдикат», охраняющий интересы определенной категории лиц.

Болонья и Париж - две модели организации, на которые, более или менее, ориентировались другие университеты. Болонья – «университас сколарум» (universitas scholarum), т.е. студенческая корпорация, получившая от Фридриха I Барбароссы особые привилегии. В Париже преобладал «университас магистрорум эт сколарум», объединенная корпорация магистров и студентов. Особым превосходством в XII веке отмечена Кафедральная школа Нотр-Дам, собиравшая под свою сень студентов со всех концов Европы, и ставшая вскоре объектом внимания римской курии. Автономизация шла под прямой опекой короля, епископа и его канцлера. Факт, достойный упоминания, состоит в том, что стремление к свободе преподавания в противовес давлению местных властей, нашло ощутимую поддержку в виде папской протекции. «Клерикальный» характер университета состоял прежде всего в принятии экклезиастического авторитета; права Папы закреплялись в запретах, к примеру, на чтение некоторых текстов, которые делали невозможным примирение разногласий и противоречивых позиций

Университет и его смягчающие эффекты . Два эффекта сопровождали деятельность университетов. Первый - это рождение некоего сословия ученых, священников и мирских людей, коим церковь доверяла миссию преподавания истин откровения. Историческое значение этого феномена состоит в том, что и по сегодняшний день официальная доктрина церкви должна и может быть доверена лишь церковным иерархам. Магистрам официально разрешалось обсуждать вопросы веры. Святой Фома, Альберт Великий и Бонавентура будут названы позже «докторами церкви». Наряду с традиционными двумя властями - церковной и светской - явилась третья - власть интеллектуалов, воздействие которых на социальную жизнь со временем становилось все ощутимее.

Второй эффект связан с открытием парижского университета, куда стекались преподаватели и студенты всех сословий. Университетское сообщество с самого начала не знало кастовых различий, скорее, оно образовало новую касту гетерогенных социальных элементов. И, если в последующие эпохи университет обретает аристократические черты, средневековый университет изначально был «народным» («populаris»), в том смысле, что дети крестьян и ремесленников через систему привилегий (в виде низких цен за обучение и бесплатное жилье) становились студентами, взяв на себя ношу суровейших обязательств, неизбежных на этом тернистом пути. Голиарды и клерики составляли как бы мир в себе. «Благородство» их не определялось более сословным происхождением, но зависело от наработанного культурного багажа. Появился новый смысл понятия «благородства» («nobilitas») и «утонченности» («gentilitas») в значении аристократизма ума и поведения, тонкости психики и рафинированности вкуса. Справедливо выскажется по этому поводу Бокаччо: «образован не тот, кто после долгого обучения в Париже готов продать свои знания по мелочам, как это многие и делают, но тот, кто умеет дознаваться до причин всего в самых истоках».

Таким образом, если средневековая культура плодоносила в институциональных формах – «scholae», «universitas», «scholastica», - то под «схоластикой» следует понимать некое доктринальное тело, которое поначалу разрабатывается неорганично, затем все более систематично в студийных центрах, где мы находим подчас людей творчески одаренных, наделенных критическим умом, логической дисциплиной и острой проницательностью.

Публикации по теме