Образ беатриче в божественной комедии. Божественная любовь к беатриче. Данте и Беатриче Портинари

Опубликовано : Кравченко А.А. «Женский аналог Христа»: образ Беатриче в «Божественной комедии» // Человек, образ, слово в контексте исторического времени и пространства: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 23-24 апреля 2015 года / отв. ред. И.М. Эрлихсон, Ю.И. Лосев; Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина. – Рязань: Изд-во «Концепция», 2015. С. 52-54.

В современной феминистской теологии христианство принято называть «мужской религией». Образ Бога хотя и не наделяется непосредственно полом, традиционно мыслится в «мужских» категориях. В этой связи интересен опыт обожествления Дамы, предпринятый в XIII в. итальянскими поэтами школы «нового сладостного стиля». Своего апофеоза этот этический идеал, неразрывно связывающий христианскую религию с женским образом, достигает в творчестве Данте Алигьери, находя самое полное выражение в его главном произведении – «Божественной комедии».
Данте обожествляет свою возлюбленную Беатриче (по всей видимости, действительно обладавшую незаурядными нравственными качествами) уже в своих первых стихах, написанных в духе «нового сладостного стиля».

После ранней смерти Беатриче ноты обожествления звучат все громче, ярче, выразительнее. Господь уже призвал ее к себе, и теперь она заняла достойное место в Раю среди небесных ангелов. В одном из стихотворений Данте пишет о том, что вознеслась «благая ее душа, всемилости полна» . В оригинале эти строки звучат “piena di grazia l’anima gentile” . Это “piena di grazia” – не что иное, как “gratia plena” из латинского гимна Деве Марии (“Ave, Maria, gratia plena !”). К умершей возлюбленной Данте обращается так, как возможно было обратиться только к высшей, самой святой женщине христианства – Богоматери.
Свою первую книгу стихов – «Новую жизнь» - Данте заканчивает обещанием сказать о Беатриче «то, что никогда еще не говорилось ни об одной». Воплощение этого замысла мы находим в самом выдающемся произведении поэта – «Божественной комедии».
По сути, прославление Беатриче в «Комедии» - это продолжение традиций «нового сладостного стиля». В поэме мы находим его следы, кое-где изменившиеся практически до неузнаваемости. То же обожествление дамы, одновременно – и возлюбленной, и небесного существа. Оставаясь реальной женщиной, Беатриче в «Комедии» - это олицетворение божественной любви, мудрости и откровения, истины, христианства и христианской церкви, богословия и схоластики (которая в средневековой традиции рассматривалась исключительно в позитивном смысле – как путь познания Бога).
По сюжету поэмы именно Беатриче спасает Данте, находящегося на грани духовной гибели; благодаря ее молитвам и заступничеству он получает невиданную возможность посещения при жизни загробного мира; она же возносит его в высшие райские сферы.
О Беатриче в «Комедии» говорят как о своеобразном женском «аналоге» Христа, хотя символически в некоторых местах поэмы она оказывается даже выше (так, во время мистической процессии в XXIX песни «Чистилища» Грифон, олицетворяющий Христа, влечет колесницу, в которой восседает Беатриче).
Сама встреча поэта с возлюбленной в Земном Раю – при всей ее драматичности – происходит исключительно благодаря Беатриче. Это она пришла на помощь Данте в его греховных заблуждениях; ради того, чтобы его спасти, она спустилась в Ад. И сам суровый суд ее имеет единственную цель: простить и даровать спасение. Об этом говорит и Беатриче:

«Так глубока была его беда,
Что дать ему спасенье можно было
Лишь зрелищем погибших навсегда.

И я ворота мертвых посетила,
Прося в тоске, чтобы ему помог
Тот, чья рука его сюда взводила» ,

и Данте – уже достигнув райских вершин:

«О госпожа, надежд моих отрада,
Ты, чтобы помощь свыше мне подать
Оставившая след свой в глубях Ада,

Во всем, что я был призван созерцать,
Твоих щедрот и воли благородной
Я признаю и мощь, и благодать» .

В оригинале здесь бросается в глаза слово “soffristi” – «страдала»: «ты страдала ради моего блага, оставив свои следы в аду». Нелегкой ценой далось Беатриче спасение Данте… И, наверное, в полной мере он это осознает именно здесь – на самой вершине Рая. Страдание и искупление грехов другого человека… Идея, являющаяся одним из центральных смыслов христианства, получает в поэме Данте «женское» воплощение. Любовь женщины возводится в ранг Божественной, жертвенной и спасительной Любви.
Это стало вершиной прославления Данте возлюбленной. Свое обещание поэт сдержал – никто до него (да, пожалуй, и после) ни об одной женщине не говорил таких слов. Это высшее обожествление, слияние реальности и символа воедино в одном человеке и вознесение возлюбленной в райские сферы стало одним из самых ярких, светлых, божественно чистых и святых образов женщины в мировой цивилизации.

Библиография:
Данте Алигьери. Божественная комедия. Новая жизнь / пер. с итал. М. : АСТ, 2002.

В первую очередь особым почетом у Данте пользовался Вергилий. Стихи Вергилия были записной тетрадью европейского человечества в течение двадцати веков и остаются ею и поныне. Его четвертую эклогу толковали аллегорически и утверждали, что поэт будто бы предсказал появление Христа. О самом Вергилии слагали легенды.

«Педагогическая роль Вергилия – ментора, дававшего при начале умственного пути некую исходную норму, дисциплинирующего воспитателя совсем молодых душ, - в истории настолько велика, что преувеличивать её вряд ли возможно» Вергилий обладал общепризнанной безупречностью вкуса, высотою моральных правил, привлекавшей наставников. «У него нет ничего абсолютно душевно незрелого (инфантильного), что сделало бы его непригодным для роли воспитателя». . «Вергилий – это поэт истории как времени, насыщенного значением, поэт знамений времени, определяющих конец старому и начало новому; и он сумел превратить свой Рим в общечеловеческий символ истории – конца и нового начала» .

Огромное влияние на Данте оказала «Энеида». Он не просто читал «Энеиду»: очевидно, эта поэма была для него в известной мере образцом литературного произведения. Его, вероятно, привлекала идея поэмы: прославление римской державы, которую Данте считал идеалом государственного устройства. «Близок Данте и дух гражданственности, пронизывающий «Энеиду», резкое осуждение богатства и идеализация скромной патриархальной жизни предков и, наконец, фантастика, которая занимает такое большое место в поэме Вергилия. Вся шестая книга «Энеиды» посвящена подземному странствию Энея в царство мёртвых». Мифы античности, отражённые у Вергилия в этом путешествии Энея, в некоторой мере близки христианской мифологии, что и дало Данте возможность перенести их в свой загробный мир. Эней Вергилия по своему нравственному облику не чужд христианской морали, так как он благочестив и покорен воле богов. Всё это, так сказать, субъективная близость между Данте и Вергилием.

Влияние «Энеиды» на Данте сказалось не только в заимствовании у Вергилия отдельных сюжетных деталей, но и в перенесении в поэму самой фигуры Вергилия, изображаемого путеводителем Данте во время странствований по аду и чистилищу. Язычник Вергилий получает в поэме Данте роль, которую в средневековых «видениях» обычно исполнял ангел. Этот смелый прием находит объяснение в том, что Вергилия в средние века считали провозвестником христианства.

Данте изучал латинскую литературу так, как это было заведено в его время; сначала он прочёл эпигонов, а затем уже Вергилия, Горация, Овидия. Он не был ни начитаннее, ни образованнее, чем некоторые из его современников, и всё же его восприятие античности иное, чем у них. Для него в произведениях классиков открылась эстетическая сторона, поэзию Вергилия он оценил выше, чем всю художественную литературу средних веков. Вергилий для него и философ, и любимый поэт.

Публий Вергилий Марон стал всемирно известен благодаря таким произведениям как: «Буколики» («Пастушеские стихотворения»), «Эклоги» («Избранные стихотворения»), а затем «Георгики» («Земледельческие стихотворения») и особенно «Энеиды».

Источники рисуют Вергилия скромным, лишенным всякого честолюбия человеком, душевно преданным сельской жизни и вполне искренним горячим сторонником империи Августа. Император Август, прекративший смуту в Риме и мечтавший о возрождении исконной простотой римской добродетели и, кроме того, не терпевший никаких политических группировок, которые могли бы быть для него опасными, имел в лице Вергилия как раз такого подходящего человека, любившего прежде всего сельское хозяйство и поэтическое творчество и далеко стоявшего от всякой политической борьбы.

Педагогическая роль Вергилия в истории настолько велика, что преувеличивать её вряд ли возможно». Вергилий обладал общепризнанной безупречностью вкуса, высотою моральных правил, привлекавшей наставников. «У него нет ничего абсолютно душевно незрелого (инфантильного), что сделало бы его непригодным для роли воспитателя». «Вергилий - это поэт истории как времени, насыщенного значением, поэт знамений времени, определяющих конец старому и начало новому; и он сумел превратить свой Рим в общечеловеческий символ истории - конца и нового начала».

Его скромность настолько была популярна, что в дальнейшем его имя стали писать не «Вергилий», а «Виргилий», производя его от латинского слова virgo «девушка» (эта этимология, конечно, результат вымысла).

Таким образом, для Данте Алигьери Вергилий действительно человек и любимый поэт, у него своя личная судьба, о которой он рассказывает Данте. Но в середине века Вергилия считали магом, философом, и если Данте Алигьери превращается в символ Человека, то Вергилий становится символом Человеческого разума. Ведь именно естественный человеческий разум, согласно томистско-аристотелевской этике, должен помочь человеку избежать пороков и приблизиться к добродетельной жизни.

2.2. Портретная характеристика Вергилия

Очень привлекательным и мягким обликом наделил Данте своего вожатого – Вергилия. Вергилий – мудрый наставник, он отвечает на все вопросы Данте, объясняет ему все, что доступно человеческому пониманию.

Вергилий предлагает Данте последовать за ним в загробное царство. Данте колеблется: он не эпический герой и не герой религиозной легенды, а поэт Данте Алигьери.

Вергилия трудно испугать, перед светлым разумом отступает и Цербер, и хриплоголосый Плутос, и кентавр Хирон. Он успешно ведет переговоры и с чудовищем Герионом, и с гигантом Антеем. Менее уверенно он себя чувствует с дьяволами, порожденными христианской демонологией. Он не может заставить их открыть врата в Дит и чисто по-человечески озабочен этим, но в отчаяние не приходит и даже утешает своего оробевшего спутника.

Другим дьяволам удается обмануть Вергилия, указав неверную дорогу. И хотя Вергилия это не очень удивляет, но все же он идет, «слегка рассержен», широкой поступью, «хмуря лоб». Эти мелкие черточки придают обычно спокойному уверенному Вергилию живость. Его гладкий античный лоб умеет хмуриться. На мучения грешников Вергилий смотрит безучастнее, чем Данте, так как он сам житель ада.

Но у него есть и свои глубокие переживания, он никогда не жалуется на судьбу, но нелегко ему навеки лишиться божественного света, нелегко ни в чем не повинному оказаться в аду (ведь Лимб все-таки ад, и там тоже нет надежды выйти в другой мир). Естественно, что больше всего он жалеет своих собратьев.

Как заботливый отец, Вергилий укрывает Данте от Медузы, от Минотавра, спасает от злых дьяволов. Иногда он одобряет отдельные поступки Данте, иногда порицает. И то и другое – редко, потому что Данте редко действует самостоятельно: он доверяет Вергилию больше, чем себе самому. Данте относится к Вергилию с чувством глубокого уважения, называет его учителем, вождем и господином. Постепенно к этому чувству примешивается другое, более глубокое и интимное. «О, милый мой вожатый, не покидай меня! – восклицает он, в другом месте он называет Вергилия «благим отцом». И всегда и всюду слова Вергилия для него закон. «Мне хладный уголь – речь других людей», – заканчивает он.

Вергилий предсказал христианство, но сам остался во мраке язычества и потому обречен страдать. Уже в аду Вергилий побледнел перед спуском в Лимб, здесь он с новой горечью дважды о нем вспоминает. Указывая своему ученику на ограниченность человеческого разума, Вергилий замечает, что даже величайшие мудрецы древности не могли познать истину, так как они не знали божественного откровения.

2.3. Роль образа Вергилия в поэме

Влияние "Энеиды" на Данте сказалось не только в заимствовании у Вергилия отдельных сюжетных деталей, но и в перенесении в поэму самой фигуры Вергилия, изображаемого путеводителем Данте во время странствований по аду и чистилищу. Язычник Вергилий получает в поэме Данте роль, которую в средневековых "видениях" обычно исполнял ангел. «В средние века Вергилия считали магом, философом, и если Данте Алигьери превращается в символ Человека, то Вергилий становится символом Человеческого разума.» Путешествие Данте по аду рука об руку с Вергилием, показывающим и истолковывающим ему различные мучения грешников, символизирует процесс пробуждения человеческого сознания под воздействием земной мудрости, философии. Беатриче олицетворяет божественную мудрость, которая ведет к нравственному очищению и постижению истины. Путь духовного возрождения человека лежит через осознание им своей греховности (странствия по аду) и искупление этих грехов (путь через чистилище), после чего душа, очищенная от скверны, попадает в рай. Данте полагал, что его «Комедия» – изволение самого апостола Петра:

«И ты, мой сын, сойдя к земной судьбе

Под смертным грузом, смелыми устами

Скажи о том, что я сказал тебе!»

Поэт исполнен восхищения перед культурой античного мира. Он открывает в ней неисчерпаемый кладезь красоты и мудрости, что ярко сказалось в символической фигуре Вергилия. Это он, мудрый язычник, а не традиционный ангел христианских легенд, ведет Данте к познанию истины. Подобное отношение к античности, недоступное средневековому мыслителю, делает Данте прямым предшественником гуманистов Возрождения.

Как Эней, спасая себя, совершил эпический подвиг – построил новое государство, так Данте, уже как герой поэмы, спасая свою душу, хочет спасти человечество. Внутренней силы у него достаточно, ничего общего с героями старых видений у него в этом отношении нет. Те были безличными и пассивными наблюдателями, и так же пассивны и безличны были обитатели загробного мира. Никакая борьба там была невозможна. В загробном мире «Комедии» борьбы в прямом смысле тоже нет, но все персонажи ещё живут ею, а главный герой в своих отношениях с ними превосходит даже Энея.

Данте обращается к нему с мольбой, и Вергилий поучает его, говорит ему о вредных свойствах волчицы и о злом ее нраве, о том, что она причинит еще много вреда и несчастий людям до тех пор, пока не явится гончий пес, «veltro», который прогонит ее обратно в Ад, откуда зависть сатаны напустила ее на мир. Затем Вергилий объясняет поэту, что для выхода из этих дебрей надо избрать другой путь, и обещает провести его через Ад и страну раскаяния к вершине солнечного холма, «где встретит тебя душа достойнее меня; ей передам я тебя и удалюсь», заканчивает он свою речь.

На протяжении путешествия Вергилия и Данте по Аду, Вергилий в «Божественной комедии» выступает не только как проводник, но также его помощник, чья роль заключается в поучениях и наставлениях автора. Через рассказы поэта, автор узнает о строении Ада, обо всех его «обитателях», о том, как, при каких условиях, за какие поступки и деяния они попали в Ад. Вергилий помогает Данте понять различия между кругами Ада, тем самым дает его полную характеристику.

Сутки длиться странствие Данте и Вергилия по Аду. Сутки они не видят дневного света, так как в Аду стоит вечная тьма. И вот, наконец, они выходят наверх, им необходимо подняться на высокую гору чистилища, чтобы Данте очистился от всех своих прежних грехов. Гора разделена на концентрические уступы, что только усложняет их подъем. Прибрежная полоса и первые два уступа образуют предчистилище, где томятся те, кто медлил покаянием до своего смертного часа. Затем следуют семь уступов собственно чистилища, где очищаются от семи смертных грехов, которые были «определены» еще в период раннего средневековья. То есть, встречая на своем пути преграды, автору удается их успешно преодолеть только благодаря Вергилию. Именно влияние и своевременная помощь мудрого наставника и проводника Вергилия спасают Данте и формируют у него новые знания о мире, о человеке, о судьбе.

Таким образом, роль Вергилия важна в «Божественной комедии» Данте, так как именно поэтом является наставником и учителем автора в Загробном Мире, только благодаря Вергилию, Данте узнает все об Аде и переходит из одного круга в другой.

  1. Образ Вергилия как мудрого наставника и проводника Данте

Образ Вергилия в «Божественной комедии» Данте является одним из центральнейших в поэме.

Как Эней, спасая себя, совершил эпический подвиг: построил государство, – так Данте, герой «Комедии», спасая свою душу, хочет спасти человечество. Внутренней силы у него достаточно, ничего общего с героями старых видений у него в этом отношении нет. Те были безличными и пассивными наблюдателями, и так же пассивны и безличны были обитатели загробного мира. Никакая борьба там была невозможна. В загробном мире «Комедии» борьбы в прямом смысле тоже нет, но все персонажи еще живут ею, а главный герой в своих отношениях с ними значительно превосходит активностью не только Тнугдала или Альберика, но даже и Энея.

Очень привлекательным и мягким обликом наделил Данте своего вожатого – Вергилия. Вергилий – мудрый наставник, он отвечает на все вопросы Данте, объясняет ему все, что доступно человеческому пониманию.

Первая и вторая песни «Ада» - это прелюдия ко всей «Комедии».

Земную жизнь пройдя до половины,

Я очутился в сумрачном лесу,

Утратив правый путь во тьме долины.

3.2 Божественная любовь к Беатриче

"Любовь" - слово, объясняющее все в творчестве Данте. Любовь для Данте - это любовь абсолютная, стремление к великому Добру, которое с детства пробудил в нем свет невинных глаз той, которая была Беатриче.

Вот так Данте рассказывает о первом появлении перед его глазами восьмилетней флорентийской девочки, которая поразила его сердце и ум на всю жизнь: "Девятый раз после того, как я родился, небо света приближалось к исходной точке в собственном своем круговращении, когда перед моими очами появилась впервые исполненная славы дама, царящая в моих помыслах, которую многие – не зная, как ее зовут, - именовали Беатриче.

В это мгновение – говорю по истине – дух жизни, обитающий в самой сокровенной глубине сердца, затрепетал столь сильно, что ужасающе проявлялся в малейшем биении жил. И, дрожа, он произнес следующие слова: Вот бог, сильнее меня, пришел, чтобы повелевать мною". "С той самой минуты, как я ее увидел, любовь овладела моим сердцем до такой степени, что я не имел силы противиться ей …" - все это вспоминает Данте.

Для Данте Беатриче - это любовь, а любовь во всей нашей жизни - это начало существенно постороннее нашей воле, непрошеное, недоступное, но так часто вторгающееся в наш малый частный мир, обусловленный нашим рассудком, вторгающееся стихией, все опрокидывающей до дна.

В его мире бушуют новые, сильные чувства, тут разрастается целая внутренняя повесть, трогательная по своей чистоте, искренности и глубокой религиозности. Эта столь чистая любовь - робка, поэт скрывает ее от посторонних глаз, и чувство его долгое время остается тайной. Чтобы не дать чужим взорам проникнуть в святилище души, он делает вид, будто влюблен в другую, пишет ей стихи. Начинаются пересуды, и, по-видимому, Беатриче ревнует и не отвечает на его поклон.

Некоторые биографы еще не так давно сомневались в действительном существовании Беатриче и хотели считать ее образ просто аллегорией, никак не связанной с реальной женщиной. Но теперь документально доказано, что Беатриче, которую Данте любил, прославил, оплакивал и в которой видел идеал высшего нравственного и физического совершенства, несомненно, историческая личность, дочь Фолько Портинари, жившая по соседству с семейством Алигьери. Она родилась в апреле 1267 года, в январе 1287 года вышла замуж за Симона деи Барди, а 9 июня 1290 года умерла двадцати трех лет, вскоре после отца. Эта любовь Данте к Беатриче осуществляет в себе идеал платонической, духовной любви в высшем ее развитии. Те не понимали этого чувства, которые спрашивали, почему поэт не женился на Беатриче. Данте не стремился к обладанию возлюбленной; ее присутствие, поклон - вот все, чего он желает, что наполняет его блаженством. Один только раз, в стихотворении "Гвидо, я желал бы...", фантазия увлекает его, он мечтает о сказочном счастье, о том, чтобы уехать с милой далеко от холодных людей, остаться с ней среди моря в лодке, лишь с немногими, самыми дорогими, друзьями.

Можно было бы думать, что Данте, поклоняясь Беатриче, вел недеятельную, мечтательную жизнь? С одной стороны это возможно, т.к. требуя все больше и больше, мы забываем об истинном, навивая себе образ желаемого. Так и этот влюбленный идеализировал маленькую девочку с ангельским личиком. Но если посмотреть глубже, то можно увидеть что этот "образ желаемого" стал чем-то больше, дал изумительные силы. Благодаря Беатриче, Данте, перестал быть обыденным человеком. Девушка стала сильным толчком, побудившим Данте к творчеству с ранних лет.

Но, произошло страшное. Когда Беатриче умерла, поэту было 25 лет. Смерть милой была для него тяжелым ударом. Он воспринимал ее смерть как космическую катастрофу. И все дни и ночи проводил в слезах. В те времена, как и в античной Греции, мужчины не стыдились слез. После этого Данте явилось "чудесное видение". В этом видении, говорит он, "в котором я узрел то, что заставило меня принять решение не говорить больше о благословенной, пока я не буду в силах повествовать о ней более достойно. Чтобы достигнуть этого, я прилагаю все усилия, о чем она поистине знает. Так, если соблаговолит тот, кто все животворит, чтобы жизнь моя продлилась ещё несколько лет, я надеюсь сказать о ней то, что никогда ещё не было сказано ни об одной женщине. И пусть душа моя по воле владыки куртуазии вознесется и увидит сияние моей дамы, присноблаженной Беатриче, созерцающей в славе своей лик того, кто благословенен во веки веков". Так началась череда важнейших произведений Данте Алигьери, таких как "Пир", трактат "О народном красноречии", "Монархия" и "Божественная комедия".

Следует отметить особую проблему Беатриче в "Божественной комедии". По убеждению поэта, молодая флорентийка, была вознесена в райские кущи. В ее славу писалась "Комедия". Любовь, возникшая на Земле, не гаснет и в небесах: яркими, теплыми, порою обжигающими вспышками человеческой сердечности озаряет она холодные уголки вселенной, изображенной Данте.

На наш взгляд, необходимо добавить немаловажный момент: по замыслу поэмы, именно Беатриче по воле небесных сил передает поэту разрешение посетить потусторонние владения бога. Она, как упоминалось, делает это через посредство Вергилия, каковому и поручает водительство живого поэта через Ад.

А в душе Данте-автора ещё жива любовь к той женщине, которая пленила его в ранней юности, безвременную кончину которой он оплакал в своих стихах и во имя которой он решился создать эту грандиозную поэтическую эпопею. Что же Беатриче? С первого момента как она появляется в "Комедии" от нее веет сдержанностью и суровостью. И поэтому, многие комментаторы осуждали ее за это. Как полагает автор, эта критика не обоснована полностью, поскольку в ожидаемом "Раю" Данте не находит того что искал, к чему так долго восходил. И поэтому сказочная феерия "Рая" остается холодной и пустой. Любовь в "Раю" декларируется постоянно, но только как любовь к богу. В этой любви, быть может, слышится благодарность тех, кому удалось попасть в ранг блаженных, но нет тепла, нет горячего душевного порыва, без чего настоящей любви не бывает. Если же говорить о горячей, сердечной любви, то таковая тоже мелькает в Раю, но только единственный раз и ненадолго – любовь Данте к Беатриче. Это горячее чувство возникло не в "Раю", не в небесах. Оно родилось на Земле и с Земли принесено Данте. А в "Раю" оно – нежеланная гостья. Ее здесь нужно прятать.

И Данте не может удержать излияния своего влюбленного сердца:

"Влюбленный дух, который всякий час,

Стремился пламенно к своей богине,

Как никогда ждал взора милых глаз;

Все, чем природа или кисть доныне

Пленяла взор, чтоб уловлять сердца

Иль в смертном теле или на картине,

Казалось бы ничтожным до конца

Пред дивной радостью, что мне блеснула,

Чуть я увидел свет ее лица"

(Р., XXVII, 88-96; см. также Р., XXХI, 14-36)

Беатриче не равнодушна к этим, к ней обращенным порывам искреннего чувства Данте, но ее реакция гораздо сдержаннее: взгляд, улыбка, – но и этого уже много для обожающего ее поэта. Больше же всего она отвечает укоряющей речью, в которой слиты и женская ревность, и осуждение любых мирских (особенно философских) увлечений, и обличение религиозных сомнений Данте, и его отступлений от правоверия.

Очевидно, по мысли Беатриче, путешествие по "Аду" должно было устрашить Данте и вернуть его на путь смиренной богопослушности, нерассуждающей веры, но требуемого раскаяния, облитого слезами (Ч., XXX, 145), отречения от велений разума благочестивые (хотя и очень противоречивые) наставники от поэта так и не добились.

Как уже отмечено выше, противоречивость, пронизывающая всю поэму, быть может, ярче всего проявляется в сложной фигуре Беатриче. На протяжении II и III кантик она только и делает, что "перевоспитывает" бесстрашного и своемысленного поэта, и она же, особенно в I кантике, хотя отнюдь не только там, провозглашает свободомысленные и своевольные идеи: бояться нужно только того, что может принести вред другому; "иного, что страшило бы, – и нет".

Значит, повторимся, страха божьего нет, не должно существовать. Так осталось ли место для самого бога? Отдавал ли себе Данте отчет в том, что устами Беатриче он высказал, в сущности, неслыханные мысли для того времени? И даже если на минуту оставить общемировоззренческий аспект и попытаться ограничиться этическим: никакой внешней понуждающей силы нет – есть только человек и человечество и – отношения между людьми. Какая глубокая, какая смелая, какая гуманистическая мысль! Устами Беатриче ее впервые высказал Данте – и заложил первый камень фундамента будущей великой гуманистической идеологии.

В образе Беатриче особенно ярко проявилась способность Данте насыщать своих героев противоречивым духом эпохи. При этом дантовские, передовые, раскрепощающие душу мысли высказываются устами оппонентов Данте-героя поэмы. Здесь очень важно уловить (как, впрочем, в "Комедии" в целом) соотношение текста и подтекста. Становится ясным, что Беатриче, как защитник правоверия, как оппонент определенного скептицизма и вольномыслия, необходима поэту:

1) как наиболее удобный способ для выражения его глубоких религиозных сомнений;

2) как средство вуалирования этих сомнений, для создания впечатления, что он не хочет отступать от правоверия или готов вернуться к нему.

Не забудем, что Беатриче – любимый образ творца "Комедии". Данте не мог не внести в него того, что больше всего его волновало: и новые, смелые, гуманистически направленные нравственные порывы, и помыслы, и свои нараставшие сомнения в отношении религии, церкви, политики, и, с другой стороны, богословские контр-идеи, которые окружали его со всех сторон, и в спорах, в борьбе с которыми поэт отстаивал главное, раннегуманистическое направление своего мировоззрения. Отсюда и яркость, привлекательность и поразительная противоречивость образа святой флорентинки.


Заключение

Выполненный анализ поставленных задач позволяет сделать следующие выводы:

Отношение Данте к церкви критично, он никак не отрицает религию, поскольку сам глубоко верующий человек. Но его не может не беспокоить греховность "святой" церкви. И всеми силами он старается это обличить.

Данте, как человек, поэт, нестандартно мыслящий для своего времени, осмелился на грандиозный шаг в своей жизни. Это поистине поразительный парадокс. Через сколько противоречий, смятений, переживаний ему пришлось пройти. Чем же следует объяснить этот парадокс?

Для начала, Данте – это коренной житель Флоренции, на его глазах происходили кардинальные изменения в жизни города, да и страны в целом. Видя, как мир, погружается в гнусные и страшные пороки он затаил в себе мечту, избавить мир от нарастающего зла. Дать возможность душам пройти путь очищения. Поскольку путь человека к совершенству, от низости к высоте, сложен, и в поэме Данте показывает, что очищение совершается страданием и любовью. Он хотел дать миру мир! Следовательно, это первое и самое важное, что подтолкнуло его к написанию фундаментально труда, который останется ярким примером для будущих поколений.

Во-вторых, в человеке с таким чувственным и сострадательным сердцем, не могли не складываться идеи, нового отношения не только к миру, но и к человеку. То есть на, то время в нем уже преобладали ранневозрожденческие мотивы. Данте - один из тех поэтов, кто достоин звания всемирного или католического и чье творчество отмечено следующими особенностями: главная это - вдохновение. Нет поэта, до которого не доходило бы того таинственного дыхания, что древние называли Музой. Образ как бы подымает человека выше, человек видит дальше вокруг себя, и между вещами устанавливаются новые отношения, определяемые не логикой и причинными связями, а гармоническим или взаимодополняющим видением некоего единого смысла. Но для появления истинного поэта только вдохновения недостаточно. Нужно, чтобы навстречу благодати, милости шла со стороны личности добрая воля, простота и доверие, а природные силы укрощались и направлялись разумом - смелым, осторожным и зорким, когда к тому же переживается нечто особенное. И потому нет нужды долго останавливаться на втором даре - высоком разуме и критической разборчивости или вкусе. Поэту, вдохновляющемуся расплывчатыми видениями или зовом слова загадочного и бесформенного, разум дает силы сотворить действо одной строгой требовательностью к материалу, одним изыском, бесстрашным и точным, отрекаясь от всего отягощающего путь к цели, сотворить вселенную в себе, где все части органично связаны и находятся в пропорциях раз и навсегда заданных.

Единственный из всех поэтов Данте описывал вселенную вещей и душ не с точки зрения зрителя, а с точки зрения Создателя, стараясь поместить их окончательно не в рамках и контексте вопроса "как", а в рамках и контексте вопроса "почему?", оценивая их с позиции конечных целей. Он понял, что в этом видимом мире нам доступны не целостные существа и сущности, а преходящие и временные знаки, вечный смысл которых мы не постигаем. Он постарался дать полную историю того времени, в центр которого был помещен, очертив все пределы начиная со случайных рождений и кончая неизменными результатами непостижимой Божественной Мудрости.

И третье не маловажное это интерес к человеку; к его положению в природе и обществе; понимание его духовных порывов, признание и оправдание их - основное в "Комедии". Суждения Данте о человеке свободны от нетерпимости, догматизма, односторонности схоластического мышления. Поэт шел не от догмы, а от жизни, и человек у него не абстракция, не схема, как-то было у средневековых писателей, а живая личность, сложная и противоречивая. Его грешник может в то же время быть праведником. В "Божественной комедии" немало таких "праведных грешников", и это - самые живые, самые человечные образы поэмы. Они воплотили широкий, истинно гуманный взгляд на людей - взгляд поэта, кому дорого все человеческое, кто умеет восхищаться силой и свободой личности, пытливостью человеческого ума, кому понятны и жажда земной радости и муки земной любви.

Поэма Данте принятая народом, для которого она была написана, стала своеобразным барометром итальянского народного самосознания: интерес к Данте то возрастал, то падал соответственно колебаниям этого самосознания. Особенным успехом "Божественная комедия" пользовалась в ХIХ в., в годы национально-освободительного движения, когда Данте начали превозносить как поэта-изгнанника, мужественного борца за дело объединения Италии, видевшего в искусстве могучее орудие борьбы за лучшее будущее человечества. Такое отношение к Данте разделяли Маркс и Энгельс, причислявшие его к величайшим классикам мировой литературы. Пушкин относил поэму Данте к числу шедевров мирового искусства, в которых "план обширный объемлется творческою мыслию".

Именно поэтому творчество и приведнный нам урок Данте могут дать нашему времени много материала к размышлению.



Список использованной литературы

Источники

1. Данте Алигьери. Божественная комедия/ Пер. Лозинского М., 1974.

Исследования и пособия

2. Асоян А.А. "Почитайте высшего поэта":Судьба "Божественной комедии" Данте в России. М., 1990

3. Балашов Н.И. Данте и Возрождение//Данте и всемирная литература./ Под. ред. Н.И. Балашова, И.Н. Гоенищева-Кутузова, А.Д. Михайлова, М., 1967, С. 9-45

4. Беляев В. В. Античные традиции в политической жизни Данте. Саратов, 1983

5. Борхес X. Л. Девять эссе о Данте.// Вопросы философии.- 1994. С. 14 //http://www.philosophy.ru/library/vopros/07.html

6. Голенищев-Кутузов И. Данте. М., 1967.

7. Державин К. Творение Данте.//Данте Алигьери. Божественная комедия/ Пер. Лозинского М., 1974.

8. Державин К. Н. Данте Алигьери. Божественная комедия./ Пер. М.Лозинского.// http://wikilivres.info/wiki/Данте_Алигьери._Божественная_комедия._Перевод_Михаила_Лозинского_(К._Державин)

9. Дживелегов А.К. Данте Алигьери. Жизнь и творчество. М., 1946.

10. Стам С.М. Размышления над "Комедией" Данте: синтез средневековой культуры?//Человек в культуре Возрождения. М., 2001. С. 5-23


Прямыми наследниками романтиков, несомненно, были символисты. Романтические темы, мотивы, выразительные приемы вошли в искусство разных стилей, направлений, творческих объединений. Романтическое мироощущение или мировоззрение, оказалось одним из самых живых, живучих, плодотворных. Романтизм как общее мироощущение, свойственное преимущественно молодёжи, как стремление к идеалу и творческой свободе...

Общения, как бы они не отличались друг от друга, свидетельствуют о том, что общество преодолевало былую относительную замкнутость и становилось более открытым и коммуникативным. Доклад по реферату "Искусство эпохи Возрождения". Эпоха Возрождения – это эпоха Великих географических открытий, эпоха бурного развития науки, эпоха расцвета искусств и становления высших общечеловеческих идеалов. Она...

Литературы XX века, 1871-1917: Учеб. для студентов пед. ин-тов / В.Н. Богословский, З.Т. Гражданская, С.Д. Артамонов и др.; Под ред. В.Н. Богословского, З.Т. Гражданской. - М.: Просвещение, 1989. 14. История зарубежной литературы XX века (1917-1945 гг.) / Под ред. Богословского В.Н., Гражданской З.Т.). – М.: «Высшая школа» , 1987. 15. История зарубежной литературы XX века (1945-1980 гг.) / ...

Неизбежно либо вырождалось в жалкое эпигонство и карикатуру, либо, что чаще и существеннее, выливалось в оригинальное творчество. Именно в последнем случае становилось очевидным, что творцы культуры Возрождения, черпая из обоих источников - языческо-античного и христианско-сре- дневекового, - в действительности не следовали рабски ни одному и создали оригинальную культуру с присущими ей чертами. ...

17. Образ Беатриче в творчестве Данте («Новая жизнь», «Божественная комедия»).

Родился Данте во Флоренции, его имя – это семейная традиция. Род Алигьери был знатным, среднего достатка. Обычные люди. Когда Данте становится известным, то итальянцы начинают в обычных событиях искать знамения. Джованни Боккаччо – первый биограф Данте, рассказывает сон матери Данте. Она лежит на лугу под лавром, рядом чистый родник. Неожиданно рожает сына, тот ест ягоды лавра, пьет из родника, становится пастухом, пытается нарвать листьев лавра, устает, падает, а когда встает – он уже павлин. Символика: ягоды – плоды трудов его предшественников, вода – философия, листья лавра – слава, пастух – пастырь народов. Данте хотел быть увенчанным лавровым венком. Падение – смерть, павлин – символ вечности. Боккаччо излагает нам не факты, а создает духовный облик человека, живущего на грани веков. Энгельс: «Данте – последний поэт Средневековья и первый поэт нового времени». В его натуре уживались черты обеих эпох – усиление рефлексии, психологический конфликт. Образ Данте отнюдь не идеальный. Чрезмерно горд, честолюбив, страстен, не чурался политики, но честный. Один из наиболее образованных людей – но это самообразование. Болонский университет, изучал правоведение.

Италия в Средние века не была единым государством, более всего состояла из так называемых городов-республик с цеховым самоуправлением. Из каждого цеха – представитель. Разногласий в цехе быть не должно – представитель выражал единую точку зрения. Итальянцы понимали, что должны объединиться. Выделение двух партий: гвельфов и гибеллинов. Гибеллины – высшая знать, аристократия, боролись за объединение страны под властью германского императора – светская власть. На объединение также претендовал Папа Римский – за него стояли гвельфы, по большей части городская знать. Данте был гвельфом по семейной традиции. Достиг успеха в политике, но, провластвовав почти 20 лет, гвельфы раскалываются на черных и белых. Белые, а с ними и Данте, ориентировались на императора, черные – на папу. Переворот во Флоренции, белые потерпели поражение, почти всех привели на суд, такую повестку получил и Данте, бежал из Флоренции, более туда за всю жизнь не возвращается – странник. Во Флоренции осталась жена с детьми, только треть имущества осталось. В изгнании Данте хотелось всемирной славы, хотел, чтобы флорентийцы просили его вернуться. Слава пришла, но флорентийцы его не простили. 14 сентября 1321 – умирает в Ровенне, в доме внучатого племянника Франчески да Рамини. Прах Данте требует Флоренция, но Ровенна так его и не вернула.

В 1283 Данте приходит в цех поэтов, приносит первый сонет. Он посвящен Беатриче. В это время в Италии господствует «новый сладостный стиль» («dolce stil nuovo»). Рыцарская литература – замковая, салонная, а здесь – горожане, пишут для горожан. Поэты-стильновисты приспособили поэзию трубадуров для горожан – усиливают момент поклонения даме – дама-ангел, мадонна. Любовь к такой даме – первая ступенька, ведущая к Богу. Мир создан божественной любовью, ее трудно познать, любовь земная – первая ступенька к этому. Дама становится бесплотной, в поэзии «стильновистов» - нет описаний. Беатриче всегда одета в алые одежды – священный цвет. Это все, но много о духовном облике. Ученые спорят, была ли на самом деле Беатриче. Беатриче – образ-символ. Была такая девушка, Данте с ней знаком, она рано умерла. Что-то в ней поразило Данте, и он создал условно-идеальный образ.

«Новая жизнь» - Данте пишет после смерти Беатриче, должна увековечить ее облик и объяснить человечеству концепцию любви стильновистов. И стихи, и проза. Начинается серьезно и неуклюже. Хочет описать новую жизнь после смерти Беатриче. Пишет, что впервые встретил ее, когда ему было девять – магическое число (три тройки). Потом в 18 – тоже магическое число. Всегда видел ее в священных алых одеяниях. Начинает любить ее любовью стильновистов в 18. Сначала невнимание Беатриче больно ранит Данте, но постепенно горечь уходит, так как Данте осознает, что любовь ценна сама по себе, это стимул для постоянной духовной работы, самосовершенствования. Идеализация образа. В третьей части Беатриче умирает, природа оплакивает ее. Смерть воспринимается как мировая катастрофа. Но есть еще и 4 часть, где Данте описывает свою болезнь, за ним ухаживала дама – ей посвящено 4 сонета. Понятно, что он любит ее, но обычной любовью. Данте запрещает себе иметь с ней дело. «Новая жизнь» - это первая в истории западноевропейской литературы автобиографическая повесть, раскрывает читателю самые сокровенные чувства. Потом изгнание и Данте на долгие годы забывает о лирике.

Наверное, многие знают или хотя бы слышали о Данте Алигьери и его бессмертном произведении "Божественная комедия". В наше время популярность у многих людей Данте приобрёл благодаря произведению Дэна Брауна "Инферно" и фильму, снятому по этому роману. "Божественная комедия", по сути, является вершиной творчества Данте и величайшим творением из всей европейской средневековой литературы. Но мало кто знает, как появилось это великолепное произведение, для кого оно было написано и как связано с жизнью Данте. В этой статье вы найдёте ответы на все эти вопросы и даже больше. А начнём мы с биографии Данте, ведь в ней и заключается ответ на один из вопросов, озвученных выше.

Биография

Предки Данте были не простыми людьми. Согласно преданию, они были одними из тех, кто основывал Флоренцию. Сам Данте родился в том же городе в мае 1265 года. Точная дата его рождения не установлена ввиду отсутствия данных. Место обучения талантливого писателя и поэта неизвестно, однако известно, что он получил обширные знания в литературе, естествознании и религии. Его первым наставником, по данным историков, был Брунетто Латини - известный в то время итальянский учёный и поэт. Исследователями предполагается, что в 1286-1287 годах Данте обучался в очень знаменитом и статусном заведении того времени - Болонском Университете.

Решив проявить себя в качестве общественного деятеля, Алигьери в конце XIII века активно участвовал в жизни Флоренции и в 1301 году получил звания приора - в то время достаточно высокий титул. Однако уже в 1302 году он вместе с созданной им партией белых гвельфов был изгнан из Флоренции. К слову, и умер он тоже в изгнании, так и не увидев больше родной город. В эти трудные годы Данте и увлёкся лирикой. А какие были первые произведения этого великого поэта, и какова была их судьба, мы сейчас расскажем.

Ранние произведения

К тому времени у Данте уже было произведение La Vita Nuova ("Новая жизнь"). Но два следующих трактата так и не были закончены. Среди них "Пир" - своего рода комментарий и толкование к канцонам. Данте любил родной язык и всей своей натурой постоянно боролся за его развитие. Именно поэтому родился трактат "О народном языке", написанный поэтом на латыни. Его ждала судьба "Пира": он также не был закончен. После того как Алигьери забросил работу над этими произведениями, его ум и время заняло новое произведение - "Божественная комедия". О ней сейчас поговорим подробнее.

"Божественная комедия"

Работу над этой поэмой, посвящённой Беатриче Портинари, Данте начал, будучи в изгнании. Она состоит из трёх частей, называемых кантиками: "Ад", "Чистилище", и "Рай". К слову, последнюю из них Данте дописывал незадолго до своей смерти и всё же успел закончить произведение. Каждая кантика включает несколько песен, состоящих из терцин. Интересный факт: в "Божественной комедии" ровно 100 песен, и в каждой части их по тридцать три, а ещё одна сделана как вступление.

Мы рассказали о жизни Данте, его произведениях, но упустили самое главное: ту, ради кого он писал "Божественную комедию". Биография этого итальянского поэта - история любви до гроба, неразделённой и трагичной.

Данте и Беатриче Портинари

Личная жизнь Данте была связана только с одной женщиной. Он познакомился с ней, ещё будучи мальчиком - ему было девять лет. На празднике в городе он увидел восьмилетнюю дочку соседа, которую звали Беатриче. По-настоящему Данте влюбился в неё, когда спустя девять лет встретил её уже замужней девушкой. мучила поэта, и даже спустя семь лет после смерти Беатриче Портинари он не забыл о ней. Уже спустя несколько веков имя Данте и его возлюбленной стали символом неразделённой настоящей платонической любви.

Беатриче Портинаре, биография которой известная только благодаря любви Данте к ней, трагически обрывается: она умирает в возрасте двадцати четырёх лет. Однако это не означает, что великий итальянский поэт перестал её любить. Хоть он и вступил в брак по расчёту, но всю жизнь до самой смерти любил только её. Данте был несколько застенчив и, будучи влюблённым в Беатриче, говорил с ней всего два раза за всю жизнь. Нельзя назвать эти контакты даже разговорами: встретившись на улице, Беатриче Портинари и Данте просто поздоровались. После этого поэт, окрылённый мыслью, что на него обратила внимание любовь всей его жизни, побежал домой, где ему приснился сон, который станет одним из фрагментов "Новой жизни". Первый же разговор между Данте Алигьери и Беатриче Портинари произошёл, когда они ещё были детьми и первый раз встретились на празднике во Флоренции.

Ещё много раз Данте видел свою возлюбленную, но поговорить с ней он так и не смог. Чтобы Беатриче не узнала о его чувствах, поэт часто обращал внимание на других дам, что в какой-то момент вызвало обиду его любимой. Именно из-за этого позже она перестала с ним разговаривать.

Судьба Беатриче

Она родилась в богатой семье: отец, Фолько де Портинари, был известным флорентийским банкиром, мать тоже происходила из семьи банкиров Барди, которые давали кредиты римским папам и королям. Кроме неё, в семье было ещё 5 дочерей, что неудивительно для средневековой Европы. Как можно судить по сохранившимся сведениям, жизнь Биче, как ласково называли её друзья и Данте, протекала очень бурно. В двадцать один год она вышла замуж за влиятельного банкира из рода её матери - Симоне деи Барди. Спустя три года Беатриче умерла. Есть несколько версий её смерти. Одна из них гласит, что возлюбленная Данте погибла при родах, а другая - то, что смерть её связана с болезнью. Спустя пару лет после смерти Беатриче Данте женился по расчёту на женщине из аристократического итальянского рода Донати.

Влияние на Данте

Беатриче Портинари, портрет которой вы можете увидеть ниже, несколько отличалась от той, что была описана Данте. В своих произведениях он был склонен идеализировать её образ, превращая в богиню, которой он поклонялся. После смерти Беатриче Портинари Данте, фото портретов которого вы можете увидеть ниже, очень долго пребывал в депрессии. Его родные опасались, что поэт может покончить с собой, настолько сильно он страдал. В конце концов психологический кризис Данте кончился, и он начал писать "Новую жизнь", навеянную различными произведениями, написанными авторами, пережившими утрату любимой женщины.

Роль в искусстве

Имя Беатриче Портинари сохранилось в истории и стало известным по сей день только благодаря Данте. В его произведениях она предстаёт очень часто и в разных формах. И это касается не только "Божественной Комедии", но других произведений: например, в "Новой жизни" и сонетах, написанных его друзьям. Своё воплощение Беатриче нашла также в произведениях других авторов, в том числе и русских: Николая Гумилёва, Константина Бальмонта, Валерия Брюсова.

Замужество Беатриче Портинари

Вопреки любви великого поэта его возлюбленная не спешила оказывать ответные знаки внимания. Так как она происходила из знатного рода, то ей суждено было выйти замуж по расчёту за богатого члена рода её матери, Симоне де Барди. Неизвестно, была она счастлива или нет. Об этом можно только догадываться. К слову, когда Данте увидел Беатриче Портинари второй раз в своей жизни, спустя семь лет после их встречи, когда они были детьми, она ещё не была замужем.

Мы не можем точно сказать, мог бы Данте быть ближе к Беатриче, или она должна была оставаться до конца его жизни единственной и самой дорогой платонической любовью. В любом случае как жизнь, так и смерть Беатриче оказали большое влияние на культуру Италии в целом, и на итальянского поэта в отдельности. В том числе смерть великого поэта связывают со страданиями после кончины любимой женщины. И небезосновательно. Разберемся, почему.

Смерть Данте

Спустя пару лет после того, как погибла Беатриче, её тайный воздыхатель женился по расчёту на женщине из аристократического рода Донати. Всё время после этого события и до самой смерти Данте писал. Все произведения, что выходили из-под его пера, были непременно посвящены одной Беатриче Портинари. Биография Данте обрывается так быстро и стремительно, что в это даже не верится. В 1316-1317 годах великий поэт селится в Равенне, прибыв туда по приглашению синьора Гвидо да Поленты. Назначенный послом Равенны для заключения перемирия с республикой Святого Марка, Данте едет в Венецию. Переговоры закончились успешно, но на обратном пути поэт заразился малярией и умер, так и не доехав до Равенны. Несомненно, гибель великого поэта неразрывно связана с кончиной Беатриче Портинари. Фото Данте вы можете увидеть чуть ниже.

Синьор Гвидо д а Полента обещал построить роскошный мавзолей в честь Данте, однако по неизвестным нам причинам не сделал это. Гробница великого итальянского поэта была возведена лишь в 1780 году. Интересный факт: портрет, изображённый на гробнице Боккаччо, несколько недостоверен. На нём Данте изображён с густой бородой, тогда как в реальной жизни он всегда гладко брился.

По мотивам произведений Данте было написано множество картин. Среди самых известных - "Карта Ада" (La mappa dell inferno) Сандро Боттичелли. Современный писатель Дэн Браун в своём описал зашифрованные в этой картине послания траснгуманиста Бертрана Зобриста. К слову, в вышеописанном произведении практически весь сюжет завязан на "Божественной комедии" и её современной трактовке.

Эжен Делакруа, французский живописец, заворожённый судьбой Данте и Беатриче Портинари, портрет которой, к сожалению, не сохранился, написал картину "Ладья Данте", которая также приобрела мировую известность.

Не обошло стороной влияние Данте и русских писателей и поэтов. Например, у Анны Ахматовой есть несколько стихотворений, так или иначе связанных с Беатриче Портинари и Данте. Наблюдается влияние итальянского писателя и на русского поэта Николая Гумилёва, который также использовал образ Данте-изгнанника в своём творчестве. Ниже как раз можно увидеть картину "Ладья Данте", на которой изображено путешествие поэта в Ад. Это самое начало "Божественной Комедии".

Заключение

Наверняка каждый, кто проникся жизнью и чувствами Данте, ощущает сейчас легкую (а может быть, и тяжёлую) грусть. Действительно, ту историю, что произошла между Беатриче Портинари и Данте Алигьери, невозможно придумать. Эта драма, такая простая и незначительная по своим деталям, создаёт сначала ложное впечатление неестественности любви и бессмысленности страданий. Но задумавшись лучше, мы понимаем, что главное в этом всём - те чувства, что воспел великий итальянский поэт к своей возлюбленной Беатриче Портинари. Данте, портреты которого в разные этапы его жизни вы могли видеть в нашей статье, стал частью мировой истории и символом настоящей любви, которой так не хватает в современном мире.

Публикации по теме