Логопедические упражнения на гласные звуки. «Волшебный мир звуков». Игры, пособия и игровые упражнения для различения звуков речи

Игры на звукоподрожание, развитие слуха и логоритмика

Речевой или фонематический слух - это способность правильно слышать, распознавать и различать звуки.

Игры на развитие слуха

1. «Ушки - слушки»

Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание.

Логопед показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Дети называют эти предметы. Педагог предлагает послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы их издающие.

2. «Кто сказал «Мяу?»»

Цель: совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных.

Материал : магнитофон, аудиозапись со звуками голосов домашних животных.

3. «Кто стоит у светофора?»

Цель: развивать слуховое внимание, узнавать и называть виды транспорта.

Материал: магнитофон и аудиозапись с шумами улицы.

Логопед включает аудиозапись со звуками улицы. Дети слушают звуки и называют транспорт, остановившийся у светофора (легковую машину, грузовик, трактор, мотоцикл, телегу, трамвай).

4. «Где звенит?»

Цель: развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.

Дети стоят с закрытыми глазами. Логопед с колокольчиком бесшумно передвигается по группе и звенит. Дети, не открывая глаз, указывают рукой в направлении источника звука.

5. Пальчиковая игра «Гроза»

Цель: согласовывать движение с текстом, с учётом изменения динамики и темпа звучания.

Логопед читает слова игры, а дети выполняют движения соответственно тексту.

Закапали капли (стучат по столу двумя указательными пальцами).

Идёт дождь (тихо стучат четырьмя пальцами обеих рук).

Он льёт, как из ведра (громко стучат четырьмя пальцами).

Пошёл град (стучат косточками пальцев, выбивая дробь).

Гремит гром (барабанить кулаками по столу).

Сверкает молния (рисуем пальцами молнию в воздухе, издаём звук ш).

Все быстро убегают домой (хлопок в ладоши, руки прячут за спину).

Утром ярко светит солнце (описать обеими руками большой круг).

Речевое подражание или звукоподражание - это воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз.

Для игры используйте фигурки или картинки животных. Мам и их детенышей. Ведь мама-лягушка кричит КВА, а лягушонок ква. Вспомните сказку про трех медведей, папа-медведь рычит громко, мама-медведица потише, а медвежонок пищит.

Игры на подражание бытовым шумам :

Часы тикают – ТИК-ТАК

Вода капает – КАП-КАП

Малыш топает – ТОП-ТОП

Молоток стучит ТУК-ТУК

Ножницы режут ЧИК-ЧИК

На качели качаемся КАЧ-КАЧ

Кушаем морковку ХРУМ–ХРУМ

Машина едет БИ-БИ

Логопедическая ритмика или логоритмика - соединение движения, речи и музыки. Взрослый читает стих и показывает движения, ребенок повторяет. Ничего сложного. Детям весело и интересно. Конечно, взрослому нужно заранее прочитать и выучить нужные стишки и разучить движения к ним. Также заранее нужно подобрать музыкальное сопровождение под стихи. Желательно заниматься во второй половине дня 2-3 раза в неделю.

Игра «Прогулка» (развитие общей моторики)

По узенькой дорожке (ходьба на месте)

Шагают наши ножки (высоко поднимая ноги)

По камешкам, по камешкам (переминаться с ноги на ногу в медленном темпе)

И в ямку... бух! (сесть на пол на последнем слове)

И.Р. Калмыкова,
г. Ярославль

Занимательные упражнения и игры к разделу
«Фонетика. Орфоэпия. Орфография»

Существует распространенное мнение, что фонетика – один из самых скучных разделов школьного курса русского языка. Но это далеко не так. Именно фонетика предоставляет богатейшие возможности для организации всяческих языковых игр, составления занимательных задач и упражнений.

Предложенные здесь материалы позволят разнообразить и оживить уроки фонетики как в начальной, так и в средней школе.

Тема «Гласные и согласные звуки»

Кто главнее?

Как вы думаете, какие звуки (буквы) важнее – гласные или согласные?

Проведем эксперимент. Возьмем любые четыре слова. Уберем из них все согласные буквы. Что у нас получится?

А теперь догадались? Наверняка. Так кто же главнее – гласные или согласные? Подумайте и объясните, почему вы так считаете?

(Ответ . Более важными для понимания речи являются согласные, так как они дают большую информацию о слове.)

Отгадай мультфильмы

Отгадайте названия мультфильмов, в которых оставлены только согласные буквы

Р - с - л - чк -

Кр - с - в - ц - - ч - д - в - щ -

Ч - п - Д - йл сп - ш - т н - п - м - щь

К - н - к - л - в Пр - ст - кв - ш - н -

Н -, п - г - д - !

Сказка «Кому живется лучше?»

Как-то встретились в фонетическом царстве-государстве два звука и разговорились.

– Здравствуй, друг! Давай знакомиться! Я согласный звук. А ты кто?

– А я гласный. Как ты поживаешь?

Согласный отвечает:

– Плохо! Мне все мешают. На своем жизненном пути я встречаю одни преграды. Чтобы вырваться на волю, мне приходится преодолевать баррикады, которые устраивают мне зубы, губы и язык. Не жизнь, а сплошная борьба! Что уж тут хорошего? А как живешь ты?

Гласный восклицает:

– Прекрасно! На своем пути я не встречаю никаких преград. Я выхожу в мир свободно, открыто, вольно! Меня выносит, как на воздушной волне!

– Если бы! Голос у меня тихий, слабый, слышен плохо. Кричать я вообще не умею. А иногда голос вообще пропадает, из горла вырывается только свист, шипение и шум. Самое больное место у меня – это то, что я не могу петь. Я не музыкален. А ты?

Гласный восторженно:

– Я очень люблю петь! Я певучий, музыкальный! Некоторые песни, например, колыбельные, люди выводят иногда только на одном гласном. Вот так:

– Я и песня нерасторжимы.

Согласный:

– Какой ты счастливый и какой я несчастный! Я ничего не умею! Мне кажется, я никому не нужен!

Подумайте и скажите, прав ли Согласный? Как бы вы его утешили?

Фонетический творческий диктант

Закончите начатые предложения, вставив нужные по смыслу слова.

1. В образовании согласных участвует шум, а в образовании гласных... .

2. Согласные слышны на расстоянии плохо. Их трудно прокричать. А гласные слышны... .

3. Когда произносят согласные, то во рту непременно есть преграда для воздушной струи. А когда произносят гласные, ... .

Игра «Теремок»

Ведущий говорит: «Стоит в поле теремок, он не низок, не высок, он не узок, не широк. А жить в нем могут только согласные звуки. Но чтобы их пустили в теремок, они должны правильно рассказать о себе, назвать все признаки, характерные для них: сонорный или шумный, звонкий или глухой, твердый или мягкий».

Согласные стучатся в теремок и просят разрешения войти. Их пускают только тогда, когда по всем названным признакам узнают, что это за звуки.

Тема «Звонкие и глухие согласные»

Проведем опыт

Известны следующие приемы различения глухих и звонких согласных:

1) положите ладонь на горло, и вы почувствуете, что при произнесении звонких звуков оно дрожит;

2) зажмите уши руками – при произнесении звонких согласных в голове будет гудеть.

Испытайте эти приемы на себе, например, при произнесении звуков [с] и [з]. Получилось?

Объясните суть этих приемов.

(Ответ . Первый прием основан на том, что в образовании звонких согласных обязательно участвует голос. А голос (музыкальный звук) появляется в результате дрожания голосовых связок, находящихся в горле. Дрожат связки – дрожит и горло.

Второй прием основан также на том, что при образовании звонких согласных участвует голос, который и резонирует в костях черепа. Вот почему и гудит в голове.)

Чья команда победит?

Учитель делит детей на две команды. Каждой команде на доске предлагается по 6 слов. Задача детей – подобрать и записать к ним парные слова, отличающиеся только глухостью/звонкостью одного или двух согласных. Кто быстрее сделает, тот и победит.

Игра «Эхо»

Встаньте в два ряда лицом друг к другу. Представитель одного ряда громко произносит слово с одним или несколькими звонкими согласными. Стоящие напротив должны повторить то же слово, только заменяя звонкие согласные парными глухими. Например, зуб – суп .

(Слова для справок: год – кот, долг – толк, удочка – уточка, коза – коса, бухнуть – пухнуть .)

Вы, наверное, знаете, что разведчики, приходя на условленную встречу со своим агентом, говорят пароль. Партнер должен ответить нужным словом. Поиграем в разведчиков. Нам нужны два человека. Один должен произнести пароль – слово, начинающееся со звонкой согласной, другой должен быстро ответить – назвать слово, отличающееся от предыдущего только тем, что в нем вместо звонкого согласного стоит парный глухой. Если партнер не называет ответного слова, данная пара выбывает из игры.

(Слова для подсказки: жалость, башня, Дон, бочка, день, гость, бас, гора, дело, жили, жирок, жарь, бить .)

Странное письмо

Когда-то в детстве мы с товарищем увлекались игрой в секретных агентов, писали друг другу зашифрованные донесения. Прошло много лет. Мы выросли. И вот однажды в почтовом ящике я обнаружил письмо с очень странным содержанием. Я долгое время думал, что оно означает. Спустя некоторое время я расшифровал его, вспомнив нашу детскую игру с заменой звонких согласных парными глухими и наоборот. Попробуйте и вы прочитать письмо. Для этого вам надо вспомнить парные звонкие и глухие согласные.

Звуки и смысл

Вы, наверное, знаете, что в стихах важен не только смысл, но и то, как они звучат. Прочитайте два отрывка из стихотворений Е.Благининой и В.Орлова.

Посчитайте, сколько звонких и глухих согласных звуков в первом отрывке. А во втором? Как вы думаете, почему такая большая разница? Как связано содержание этих стихотворений с количеством звонких и глухих согласных:

1. Дождик, дождик, не дожди,
Не дожди ты, подожди!
Выйди, выйди, солнышко,
Золотое донышко!

Е.Благинина

2. Тише, тише,
Тише, тише!
И тиха,
и не слышна
на деревья
и на крыши
опустилась тишина.

В.Орлов

Ответ. В первом отрывке 40 согласных звуков, из них 30 звонких и 10 глухих. А во втором отрывке на 32 согласных звука приходится 20 глухих и 12 звонких. Такая разница в звучании стихотворений связана с их содержанием. Первое стихотворение представляет собой звонкую закличку, громкое и радостное обращение ребенка к силам природы. А чтобы звонко и громко крикнуть дождю и солнцу, нужны звонкие звуки.

Ж или Ш

Образуйте слова, вставив пропущенные буквы. Объясните свой выбор.

З или С

Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор.

Кто больше?

Подберите как можно больше проверочных слов к данным. Чья команда подберет больше, тот и победитель.

Гриб, зуб, бровь, клюв, пирог, сапог, утюг и т.д.

ТЕМА «Оглушение и озвончение согласных: проблемы правописания»

Альпинисты

Представьте себе ситуацию: вы альпинисты. Вам нужно подняться на вершину горы и водрузить там флаг своей страны. Для этого надо вставить в предложенные существительные правильную букву. Какая команда (а их две) сделает это быстрее, та и победила.

Старуха Шапокляк

Чебурашке в школе дали задание списать текст. Когда он на минуту отлучился, вошла старуха Шапокляк и брызнула на страницу чернилами.

Помоги Чебурашке определить, какую букву надо вставить!

1. Как у старой ба_ ки

Жили-были ла_ ки.

Встанет ба_ ка утром рано,

Выйдет в погре_ за сметаной –

Ла_ ки всле_ за ней идут,

Всюду ба_ ку стерегут.

2. У Аленки в гостях

Петушок в сапо_ ках,

Курочка в сере_ ках,

А корова в ю_ ке,

В теплом полушу_ ке.

Помоги Незнайке

Незнайка в школе сдавал зачет. Учитель выдал ему картинки с нарисованными предметами, Незнайка должен был назвать эти предметы и записать данные названия в правильном виде. Но он этого сделать не смог. Помогите ему, ребята! Подпишите картинки!

Емеля-дурачок держит экзамен

Емеля-дурачок решил жениться на принцессе. Но царь велел ему сначала пройти испытания. Он хотел проверить его смекалку и грамотность. Ведь не может же царская дочь выйти замуж за невежду! Вот какое задание дал царь Емеле: тот должен был отгадать предложенные ему загадки, а отгадки записать с соблюдением всех правил орфографии.

1. Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост – как синее стекло:
Скользко, весело, светло.

2. Рассыпался горох
На семьдесят семь дорог;
Никто его не подберет:
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица.

(Гра_)

3. В новой стене,
В круглом окне
Днем стекло разбито,
За ночь вставлено.

(Прору_ь)

4. В иголках бугорок
Мышку уволок.

5. Посмотрю я в окошко:
Идет длинный Антошка.

(До_ _ь)

6. Мальчик с пальчик,
Бел балахон,
Шапка красненькая.

(Гри_)

Буратино пишет диктант

Мальвина занималась с Буратино русским языком, в частности правописанием звонких и глухих согласных. Она читала ему стихотворные строчки, а последнее слово не называла. Буратино должен был по рифме догадаться, какое слово пропущено, и записать его в правильном виде.

Для начинки на пирог
Приготовили... (творо_)

Тигр по улицам идет,
Разбегается... (наро_)

Кот под лавку уволок
Вкусный праздничный... (пиро_)

Как на улицу пойдешь?
На дворе закапал... (до_ _ь)

Михаил залез на дуб,
Чтобы врач не вырвал... (зу_)

Олимпийские игры

Представьте, что вы – участники зимних Олимпийских игр. Вы вышли на старт соревнований по гигантскому слалому. Впереди вас ожидает много препятствий, коварных поворотов. Кто быстрее и правильнее преодолеет спуск, тот и победитель!

Вставь буквы

Какая неприятность! Наборщик в типографии забыл вставить в текст отдельные буквы. Помоги ему их найти. Чтобы вы узнали слово, вместо пропущенных букв мы вставили звуки.

1. Как ни старался, я не мо[к]
Доесть с капустою пиро[к].

2. На кусок моей колба[с]ки
Мурка хитро щурит гла[с]ки.

3. Оглянулся, – чудный ви[т]:
Старый ключ прошиб грани[т].

А.Фет

4. Повар готовил обе[т],
А тут отключили све[т].
Повар леща берет
И опускает в компо[т]...

О.Григорьев

5. На помощь! В большой водопа[т]
Упал молодой леопар[т].

И.Токмакова

Речевое подражание (звукоподражание) - это воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз.

Сначала это похоже на эхо: взрослый говорит - ребенок тут же повторяет. Чтобы общение ребенка с взрослым не напоминало игру в «попугайчиков», важно помнить, что речь нужно активировать в практической деятельности ребёнка, в игре. При этом важен эмоциональный контакт, положительная мотивация, устойчивое внимание ребенка.

Чтобы развить речевое подражание, необходимо начать с развития подражания вообще: "Сделай, как я делаю". Необходимо научить ребёнка подражать действиям с предметами (игра в мяч), научить подражать движениям рук, ног, головы. Для развития подражательных способностей нужно ежедневно заниматься .

Звукоподражания это начальный этап развития речевой функции и у ребёнка с нормой речи и у ребёнка с речевыми нарушениями только усваивают они их в разные сроки.

Взрослые всегда должны помнить, как звучит их речь:

Речь должна быть правильной, без речевых нарушений;

Артикуляция должна быть четкой, ребенок должен видеть движения губ взрослого;

Речь должна быть не только эмоциональна, но и хорошо интонирована, с выделением ударного слога;

Слова и фразы, предлагаемые ребенку для повторения, должны произноситься неоднократно;

Взрослый стимулирует активную речь ребенка при помощи вопросов;

Взрослый дает ребенку только образцы правильной речи, не следует повторять за ребенком воспроизводимые им слова-заменители.

Этапы развития речевого подражания:

Повторение отдельных звуков, которые несут смысловую нагрузку, в игре.

Повторение аморфных слов . Это слова-звукоподражания, слова-слоги, имеющие определённый смысл.

подражания звукам детских музыкальных инструментов - динь-динь, бом-бом, ду-ду и т. д.;

подражания транспортным шумам - ту-ту, би-би и т. д.,

и другие различные аморфные слова: ребёнок может заменять ими слова, которые еще не способен произнести.

Повторение слов . Сначала это простые короткие слова - мама, папа, киса, дай, на, и т.д.

Особое внимание необходимо уделить усвоению ребенком слов-действий (глаголов), так как они играют ключевую роль в процессе развития детской речи: чем больше слов-названий действий в речи ребенка, тем выше уровень его развития!

Повторение коротких фраз . Это этап объединения в одном предложении нескольких слов (на начальном этапе - 2-3 слова). Например: Где папа? Там киса. Вот ложка.

Постепенно количество слов в произносимой ребенком фразе увеличивается, а ребенок учится словоизменению и грамматически правильному сочетанию слов в предложении.

Уточнение произнесения гласных звуков

  1. Рассматривая с ребёнком картинку, на которой изображена девочка качающая куклу: «Это Аня она укладывает куклу спать и поёт А-а-а! Давай ей поможем. А-а-а!» Одновременно движениями имитируем укачивание куклы. Показываем малышу, как нужно широко открыть рот, когда поём.
  2. Рассматривая с ребёнком картинку, на которой изображена девочка с больным зубом: «Это Оля у неё болит зуб, и она вздыхает О-о-о! Как вздыхает Оля О-о-о!» При произнесении прижимаем ладони к щекам и качаем головой.
  3. Рассматриваем с ребёнком картинку или берём в руки игрушечную лошадку: «Жеребёнок зовёт свою маму и кричит И-и-и! Давай покричим вместе с ним И-и-и!» Обращаем внимание малыша, что губы растянуты в улыбке.
  4. Рассматриваем с ребёнком картинку изображающую пароход или берём в руки игрушечный пароходик: «Смотри, пароход плывёт к причалу и гудит У-у-у! Как гудит пароход У–у-у!». Обращаем внимание малыша, что губы вытянуты трубочкой.
  5. Рассматриваем с ребёнком картинку, изображающую большого и маленького медведей: «Большой медведь кричит Э-Э-Э! (произносим громко, широко разводим руки в стороны). А маленький э-э-э! (произносим тише, руки сближены). Просим ребёнка изобразить, как кричит большой медведь, и как маленький. Можно предложить отгадать какой медведь кричит.

Пение слияний гласных звуков

  1. Рассматриваем с ребёнком картинку: девочка заблудилась в лесу: «Смотри девочка заблудилась в лесу и кричит Ау! Ау! Давай покричим вместе с девочкой Ау! Ау!» Крича, прикладываем ладонь к лицу.
  2. Рассматриваем с ребёнком картинку: малыш плачет: « Как плачет малыш? Уа! Уа!
  3. Рассматриваем с ребёнком картинку: ослик кричит, говорим: « Вот ослик он кричит Иа! Иа! Как кричит ослик? Иа! Иа!

Вызывание междометий

  1. 1.Мячик упал в воду:
    — Ах! Ах! Ах!
  2. 2.Ваза разбилась:
    — Ох! Ох! Ох!
  3. 3. Девочка качается на качелях:
    Ух! Ух! Ух!
  4. 4.Саша рубит дрова:
    Эх! Эх! Эх!

Произношение согласных звуков

Игра «Чайник Пых»

Показываем ребёнку картинку с изображением кипящего чайника «Смотри, Смотри это чайник его зовут Пых, когда он кипит он вот так пыхтит п-п-п! Давай попыхтим вместе с ним».

Игра «Накачаем колесо»

Катаем вместе с малышом машинку и говорим: «Ой! Смотри, у машины спустилось колесо. Давай его накачаем! С-с-с.» Руками изображаем работу с насосом.

Игра «Лес шумит»

Расскажите ребенку, что когда ветер качает деревья, листики на них шелестят: «Ш-ш-ш». Встаньте, поднимите руки вверх, покачивая ими из стороны в сторону – «как деревья на ветру» – и произносите: «Ш-ш-ш».

Игра «Угадай, что это»

Произнесите звук Ш или С, а малыш будет отгадывать, что это: шумит лес (Ш) или накачивают шину насосом (С). Затем можно поменяться: пусть ребенок загадывает, а вы отгадывайте.

Игра «Пилим, пилим»

Показываем ребёнку игрушечную или нарисованную пилу: «Смотри, пила пилит и мягко свистит сь-сь-сь». Производим пилящие движения ребром ладони или игрушечной пилой.

Игра «Комарик»

Показываем картинку с изображением комара, говорим: «Это комар Захар он летает и поёт песенку з-з-з». Большой и указательный пальцы сжимаем и рисуем в воздухе круги.

Предлагаем ребёнку спеть песенку комарика. «Ловим» комара в кулак и подносим к своему уху – слушаем: « З-з-з», затем к уху ребёнка: « Слышишь, как поёт комарик з-з-з». Предлагаем ребёнку тоже поймать комарика и послушать, как он поёт в кулачке.

Игра «Жук»

Покажите ребёнку на картинке жука скажите, что это жук Женя, и он любит петь песенку: «Ж-ж-ж!». Спросите у малыша, как жужжит жук Женя. Посоревнуйтесь с ребёнком, чей жук дольше жужжит.

Игра «Чья это песенка»

Произнесите одно из звукоподражаний, пусть ребенок отгадает, чья это песенка: жука (ж) или комара (з). Затем можно поменяться: пусть ребенок загадывает, а вы отгадывайте.

Игра «Греем руки»

Показываем ребёнку картинку: «Смотри, девочка греет замёрзшие руки, дышит на них х-х-х! Давай тоже согреем ручки! Х-х-х.» Показываем ребёнку, как нужно дышать на руки.

Игра «Ёжик»

Показываем ребёнку игрушечного ёжика или картинку и говорим: «Это ёжик, смотри какие у него колючки, он носит на них яблоки и грибы. Когда он несёт грибок в свою норку, он фыркает вот так ф-ф-ф. Давай пофыркаем как ёжики».

Подражание голосам животных и птиц

Животные это первая лексика, которая усваивается детьми. Ребёнка необходимо научить не только тому, что кошка – мяу, лягушка – ква, коза – ме и т. д., но и тому, что мышка мама пищит ПИ-ПИ-ПИ, а мышонок пищит более тонко пи-пи-пи, большая лягушка кричит КВА, а маленькая ква и т. д.

После предъявления звукового образца предложите ребёнку угадать, кто кричал – большая или маленькая лягушка. Потом можно поменяться ролями.

Обязательно используйте картинки или фигурки животных. Разучивайте звукоподражания в игре. Например: «Давай ты угостишь корову сеном, а она скажет тебе Му – спасибо!».

Подражание бытовым шумам

Часы тикают – ТИК — ТАК

Вода капает – КАП — КАП (на каждый слог указательный палец ударяет в раскрытую ладонь другой руки)

Малыш топает – ТОП — ТОП

Молоток стучит ТУК — ТУК

Ножницы режут ЧИК — ЧИК

На качели качаемся КАЧ — КАЧ

Кушаем морковку ХРУМ – ХРУМ

Машина едет БИ — БИ

Пила пилит ВЖИК — ВЖИК

Развитие голосовой функции — это необходимое направление в логопедической практике. Игры на развитие голоса активно используются на подготовительных этапах коррекции речи, но также применяются и в последующей коррекционно-логопедической работе.

Игра «Протяни звук»

Цель игры: помочь ребенку развить речевое дыхание.

Ход игры. В игру нужно играть, разбившись на пары. Дети становятся лицом друг к другу и по сигналу взрослого глубоко вдыхают и начинают тянуть опреде­ленный гласный звук (а, о, у, и, э). Выигрывает тот, кто дольше протянул звук, не делая дополнительного вдоха.

Игра «Повтори за мной»

Цель игры: научить ребенка подражать, выразительности речи и мимике.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. В эту игру можно играть как вдвоем, так и разбившись на пары. Взрослый изображает поочередно сначала веселого, потом грустного, сердитого и удивленного человека, при этом произнося с определенной интонацией «ах-ах-ах», «ай-ай-ай», «о-го-го», «ох-ох-ох», «ой-ой-ой» и выражая эмоции ми­микой. Задача ребенка - догадаться какое настроение передает взрослый, а по­том попробовать повторить слова с той же интонацией.

Игра «Уложи куклу

Оборудование: коляска и кукла.

Ход игры. Ребенок стоит рядом с коляской и держит на руках куклу. Взрос­лый объясняет малышу: «Кукла устала, плачет и хочет спать. Покачай ее немно­го. Но сначала посмотри, как это нужно делать». После этих слов взрослый берет куклу на руки и напевает: « А-а-а!». а уже затем эти действия выполняет ребенок.

Игра «Эхо»

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. В игру можно играть вдвоем или с большим числом игроков, глав­ное, чтобы участников было с четное количество. Игроки разбиваются на пары и становятся лицом друг к другу. Одна шеренга громко произносит сочетания глас­ных звуков, например, ау, оу, ио, аи и пр., а вторая тихо их повторяет.

Игра «Пароход»

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить различать звуки, произносить их тихо и громко.

Оборудование: рисунок парохода.

Ход игры. В игру можно играть как вдвоем с ребенком, так и с группой из 3-4 детей. Все участники рассаживаются за столом. Взрослый показывает картинку с изображением парохода и спрашивает, что это такое, а как он гудит, а затем изображает гудок парохода, когда он находиться далеко, и просит повторить де­тей. Затем взрослый изображает гудок приближающегося парохода. Дети повто­ряют. И, наконец, взрослый имитирует гудок парохода, который находиться со­всем близко. Дети снова повторяют. Необходимо следить за тем, чтобы дети пра­вильно произносили звук парохода, находящегося вблизи, вдали и совсем близко.

Эту игру можно провести как подвижную. В этом случае предложите детям двигаться как пароходы и сигналить, приближаясь к пристани или удаляясь от нее или друг от друга.

Игра «Вездеход»

Оборудование: рисунок вездехода.

Ход игры. В игру можно играть как вдвоем с ребенком, так и с группой из 3-4 детей. Все участники рассаживаются за столом. Взрослый показывает картинку с изображением вездехода и спрашивает, что это такое. Затем предлагает детям выучить небольшое стихотворение про вездеход:

Вы сегодня что, проспали?

И на поезд опоздали!

Вы садитесь в вездеход.

Самый лучший вездеход.

Всюду он вас довезет.

Стихотворение следует произносить немного нараспев. Взрослому необходи­мо следить за тем, чтобы дети правильно выговаривали все звуки.

Игра «Поход в лес»

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить гласные звуки.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Декламируют стихотворение, одновременно выполняя соответствующие движения:

Мы сегодня в лес идем (поднять руки вверх)

И друзей с собой зовем: «Ау! Ау!» (сделать ладони рупором)

В этот солнечный денек (руки опустить вниз)

Я залезу на пенек: «Ух!» (прижать ладони к щекам)

Следить за тем, чтобы все слова произносились на выдохе и нараспев.

Игра «Коровка»

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить сонорные звуки.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Глубоко вдохнуть, на одном выдохе протяжно произнести слоги: «Моо, муу».

«Му» - коровка по утру

Замычала на лугу.

Травку там она жует,

А дома молочко дает.

Рано утром пастушок

Весело трубит в рожок,

Коровы смотрят вслед ему

И мычат протяжно: «Мууу» (сложить руки рупором).

Игра «Дом»

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить звуки.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети вместе со взрослым стоят в кругу, делают глубокий вдох, а при выдохе протяжно произносят слоги: «Динн, донн, бимм, бомм». Затем декла­мируют стихотворение, одновременно делая движения.

Бим - бом! Бим - бом! (стоять на месте)

Дружно строим вместе дом (положить руки на пояс, наклоняться вперед).

Бим - бом! Бим - бом! (хлопать в ладоши)

Как хорош будет наш дом! (поднять руки вверх)

Дин - дон! Дин - дон! (стоять на месте)

Просыпается наш слон (поднять руки вверх и потянуться).

Старый, добрый, серый слон (положить руки на пояс).

Дин - дон! Дин - дон! (шагать на месте)

Игра «Кто дольше»

Цель игры: развивать у детей длительность и устойчивость звучания голоса. Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети сидят на диванчике, делают глубокий вдох. При выдохе про­тяжно произносят слоги, которые состоят из согласных «м» и «н» и различных гласных: «Маммм, миммм, муммм, моммм» и т. д. Произносить слоги следует как можно дольше.

Игра «Самолет»

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети вместе с взрослым становятся по кругу. Затем разводят руки в стороны и покачивают ими, представив себя самолетом, и протяжно произносят звук [у]. Потом быстро опускают руки вниз и, присев, коротко говорят [у].

Игра «Тихо - громко»

Оборудование: бубен или барабан.

Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Под звуки бубна или бараба­на они начинают шагать по кругу. Если взрослый ударяет в барабан громко, то шатать нужно, высоко поднимая ноги и громко говоря: «топ - топ». При тихих ударах шагать надо как обычно и говорить тихо. Также при громких ударах сле­дует громко хлопать в ладоши, а при тихих ударах - тихо. В это время произно­сить следующие слова:

Мы идем и топаем:

«Топ - топ - топ».

Мы идем и хлопаем:

«Хлоп - хлоп - хлоп».

Игра «Спуск с горы»

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети сидят на диванчике и представляют, что они спускаются с горы вниз и считают до десяти, постепенно понижая голос. Начинать считать надо громко, а закончить уже шепотом. Затем расскажите детям, что вы поднимаетесь назад в гору и снова считаете. Только теперь начинать надо шепотом, по­степенно повышая голос.

Игра «Котята»

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети сидят на диванчике и читают вслух стихотворение, изменяя силу голоса в зависимости от смыслового содержания:

Тише, тише

Кот на крыше, (говорить следует почти без голоса).

И котята чуть-чуть выше (произнести шепотом).

Кот пошел за молоком (произнести с обычной громкостью)

А котята кувырком.

Кот принес всем молока, (говорить следует громко)

Прилег довольный: «Ха! Ха! Ха!» (произнести очень громко)

В игре можно использовать другие стихотворения, читая которые также сле­дует менять силу голоса.

Игра «Жук»

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Ведущий предлагает им изо­бразить жука. Для этого нужно опустить руки вниз, а затем разводить ими в сто­роны и произносить «жу» низким голосом, как будто жук только расправляет крылья и собирается взлететь. Постепенно следует поднимать руки вверх и од­новременно повышать голос. Когда руки будут на уровне груди надо произнести «жу» нормальным голосом. Далее поднять руки вверх, а слог «жу» произнести высоким голосом, ведь наш жук полетел.

Можно разрешить детям немного покружиться.

Игра «Ракета»

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Ведущий предлагает детям представить, что они превратились в ракеты. И вот ракета взлетает! Дети начи­нают протяжно произносить низким голосом звук [у], руки немного разведены в стороны. Наша ракета летит на Луну. Малыши поднимают руки вверх и протяж­но произносят высоким голосом звук [у]. Ракета приземляется на Луне. Нужно опустить руки и присесть, затем протяжно произнести низким голосом звук [у]. А теперь ракета летит домой. Выполнить все движения еще раз в том же порядке.

Игра «Поезд»

Цель игры: развить у детей умение изменять высоту голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят, выстроившись по цепочке, взрос­лый впереди. Все вместе начинают читать стихотворение, изменяя высоту голоса и одновременно перемещаясь по кругу, делая круговые движения согнутыми в локтях руками, изображая поезд.

Поезд мчится во весь дух:

«У-у-у-у! Я домой вас повезу» (произносить низким голосом).

Игра «Ножки»

Цель игры: развить у детей умение изменять высоту голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети сидят за столами и читают стихотворение, изменяя высоту голоса и одновременно стуча пальчиками по столу:

Бегут по дорожке

Нашей Маши ножки.

А вот папины ноги

Идут по дороге.

Игра «Клоун»

Цель игры: развить у детей умение изменять высоту и тембр голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети сидят за столом. Предложите им поиграть в клоуна, который изображает различных животных и предметы. Каждый ребенок по очереди ста­новиться клоуном и изображает звуки, которые издает какое-нибудь животное. Остальные дети должны угадать это животное и повторить действия ведущего. Взрослому следует помочь ведущему изобразить животное или предмет. Начи­нать игру должен взрослый, для того чтобы показать детям, как правильно изо­бражать животное или предмет. Можно предложить детям изобразить вой волка, шипение гуся, жужжание комара, мухи, пчелы, свист чайника, плачь ребенка, вой ветра, паровозный гудок, лопающиеся пузыри, крик вороны, кукушки и т. д.

Игра «Сказочник»

Цель

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети сидят на диванчике. Предложите малышам рассказать из­вестную им сказку. Если они затрудняются, можно подсказать им такие сказки, как «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Пых», «Машенька и медведь» и др. Нужно рассказывать сказки по ролям, изменяя интонацию и тембр голоса. Сле­дует следить за правильным произношением всех звуков. Также необходимо следить за тем, чтобы дети, рассказывая сказку, делали вдох на паузах между фразами, а не между словами.

Игра «Дождик»

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети становятся по кругу вместе со взрослым и декламируют сти­хотворение, одновременно выполняя соответствующие движения:

Дождик, дождик, лей, скорей! (стоять прямо, согнуть руки в локтях, повер­нув их внутренней стороной ладоней вверх)

Хорошо меня полей!

Хочется мне вырасти! (встать на носочки и поднять руки вверх)

И не страшно сырости!

Игра «Гром»

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети сидят за столами и декламируют стихотворение, одновре­менно выполняя соответствующие движения:

Гром гремит: Бух! Бах! (ударить ладошкой по столу)

Все дрожит от страха (обнять себя за плечи).

Дождь закапал: кап, кап, кап (постучать кончиками пальцев по столу).

Нужно спрятать нам ребят (убрать руки со стола).

Игра «Божья коровка»

Цель

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети сидят за столами и читают стишок, постепенно увеличивая темп речи:

Божья коровка,

Полети на облачко,

Принеси нам с неба,

Чтобы были летом:

В огороде бобы,

В лесу ягоды, грибы,

В роднике водица,

Во поле пшеница.

Игра «Дружные ребята»

Цель игры: развить у детей силу и подвижность голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети становятся по кругу вместе со взрослым. Декламируют сти­хотворение, одновременно выполняя соответствующие движения и постепенно ускоряя темп речи:

Мы по кругу идем, (идти по кругу медленно и так же медленно читать стихо­творение)

Дружно песню поем.

Поскакали по дорожке, (бежать, высоко поднимая колени, темп речи уско­рить) поднимая ножки.

Скачем, скачем: скок да скок (говорить очень быстро).

А потом встали и молчок! (встать и замолчать)

Игра «На велосипеде»

Цель игры: развить у детей силу и подвижность голоса,

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети сидят на диване и произносят фразы сначала медленно, затем постепенно ускоряя темп речи до очень быстрого. Затем темп речи опять посте­пенно замедляется до медленного:

Сели и поехали все быстрей,

Быстрей, быстрей,

Быстро съехали с горы.

Снова в гору едем мы,

Вот па гору поднялись,

И довольно смотрим вниз.

Фавзана Аюпова

При подготовке детей к школе важное место отводится речевой готовности и умению читать. Программа Л. А. Венгера "Развитие" (новый вариант, соответствующий ФГТ "Развитие +", по которой работает наше ДОУ, большое внимание уделяет предшкольному обучению грамоте и овладению первоначальному чтению. Но прежде чем начать читать, ребёнок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, научиться проводить звуковой анализ, т. е. назвать звуки в слове по порядку и уметь их характеризовать. Предложенные мной игры, пособия и игровые упражнения помогут детям различать звуки речи.

Сказка о гласных звуках

В одной волшебной стране жили – были звуки. Они очень дружили и любили распевать свои песенки. У каждого звука была своя песенка. Звук «А» - пел свою песенку так: А-А-А-А. (Широко открытый рот мы будем обозначать квадратиком). Звук «О» пел свою песню: «О-О-О»! Какой формы у нас губы? Губы мы округлили, большим кругом мы будем обозначать звук «О». Как пел свою песенку звук «У»? Мы губы вытянули в трубочку, звук «У» будем отмечать маленьким кругом. Как поют свои песни звуки «Э», «Ы» и «И»? Посмотрите друг на друга, какой формы у вас губы и скажите, какими значками мы можем обозначать эти звуки? Звук «Э» - овал, звук «Ы» - прямоугольник, а звук «И» - половинкой овала (На обратной стороне символов бархатная бумага и магнитная лента - их можно прикреплять как к фланелеграфу, так и магнитной эмалевой доске).

Проговаривая и попевая звуки, определяем, что при произнесении этих звуков воздух через рот идёт без препятствий и преград. (Нам ничего не мешает, ни губы, ни зубы, ни язык).

Педагог (или ребёнок) поет звуки, а дети показывают соответствующие символы


Педагог (или ребёнок) показывает символ, а ребёнок поёт «песенку» звука


Упражнение «Выключенный звук». Дети разбиваются в пары, показывают друг другу артикуляцию гласного звука, а другой отгадывает, какому звуку выключили голос.

Гуляли звуки по белому свету, гуляли, и захотелось им отдохнуть. А недалеко от того места, где гуляли звуки стоял красивый замок. У этого замка была хозяйка, звали её

принцесса Гласа

Скучно было ей одной. Она решила пригласить их в гости. За их голосистые песни она назвала их

гласные звуки

и подарила им красные рубашки. С тех пор звуки носят красные рубашки и называются

гласными

звуками


Варианты игровых упражнений с символами звуков

Звуки разбрелись по лесу. Принцесса Гласа их зовёт: «УУУУУУ», «ИИИИ» (дети называют их и звуки появляются).

Звуки подружились, нашли себе дружочка и стали петь дуэтом (показ символов звуков парами, а дети поют): УИ, АЫ, ЭИ, ОА и т. д.



Принцесса обладала поэтическим даром. Она сочинила стихотворение о своих гостях, гласных звуках:

«Воздух свободно идёт через рот,

Звук получается гласный.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке ребёнка баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать» (В. Берестов)

Заучиваем это стихотворение и с удовольствием рассказываем.

Игра «Соберём урожай»

Цель:

интонировать в словах первые звуки и определять на слух, какой он, твёрдый или мягкий согласный, называя их «большой братец» и «маленький братец»


Ход игры:

В саду созрел урожай плодов. Необходимо их собрать в 2 корзины: в большую слова - названия плодов «большого братца», а в маленькую - слова «маленького братца». Выделите в словах – названиях плодов первые звуки и можно начинать сбор урожая.

Дети проговаривая слова, интонируют первый звук слова и определяют, какой он "братец" и кладут плод в корзины: в большую с "большим братцем" (груша, слива, морковь, лук) и в маленькую корзину с "маленьким братцем" (редис, вишня, персик, репа).



Настенное панно – пособие «Какие бывают звуки речи?»

можно использовать на закрепление классификации звуков.


Здесь хорошо видно их разделение и общепринятые цветовые обозначения. Пособие можно применить и на занятии по «Развитию элементов логического мышления» (такой раздел есть в программе Л. А. Венгера «Развитие».) Ориентируясь в цветовом обозначении звуков, можно составить круги Эйлера. Большой круг – серые фишки – все звуки, маленькие круги – гласные и согласные, внутри круга согласных звуков круги ещё меньше (зелёные и синие фишки, обозначающие твёрдые - мягкие согласные и звонкие - глухие согласные с колокольчиком и с вычеркнутым колокольчиком).

Ещё одно красочное

панно "Домик Гномика"

привлекает детей своей яркостью и разнообразием форм замков


Его использую в играх "Назови правильно маму (детёныша)" - где дети упражняются в правильном назывании животных и их детёнышей; также в изолированном произношении звуков в звукоподражательных упражнениях.


Дидактическая игра

«Найди свой домик»

Цель:

дифференцировать первые звуки в словах по качественной характеристике: гласные, согласные мягкие и твёрдые и находить им соответствующие домики определённого цветового обозначения (в красный – с гласным звуком – утка, индюк, уж, аист; в синий домик – волк, барсук, крокодил, лось; в зелёный домик – белка, зебра, медведь, лиса).


Дети выбирают животного, называют первый звук, определяют, какой он - гласный, согласный твёрдый или мягкий, по цветовому обозначению находят ему домик (с гласным звуком - в красный, с твёрдым согласным - в синий, с мягким - в зелёный домик, и объясняют свой выбор)


панно – пособие «Твёрдые и мягкие согласные звуки»

наглядно помогают детям ориентироваться в парных и одиноких согласных звуках. Предметные обозначения парных звуков твёрдости (кирпичи) мягкости (подушка).


Мы их попарно произносим: например, Б –БЬ, В-ВЬ, С-СЬ, К –КЬ. А звуки - одиночки живут: в облачке (всегда мягкие –Ч, Й,Щ, под молоточком (только твёрдые Ж,Ш,Ц – у них нет мягкой пары)

Публикации по теме