Геноцид в камбодже и режим пол пота и красных кхмеров. Краткая, но поучительная история кампучийских красных кхмеров

Она - гражданка Камбоджи. У нее высокооплачиваемая работа, приличный счет в банке и дорогая машина. Она живет в полуразвалившемся доме, в тесной до неприличия комнате, в окружении других - таких же, как она - людей. Она может, но не хочет улучшить свои жилищные условия, и даже не раздумывает об этом. Странный случай? - Нет, обычная позиция в Камбодже. На вопрос "Почему?", она, как и другие кхмеры, ответит: "А зачем мне дом? Вдруг завтра придется бросить всё и бежать?". И если вас удивит такой ответ, значит, вы ничего не слышали о Пол Поте, уничтожившем практически половину своего народа.

Добро пожаловать в Камбоджу!

Мы въезжаем из Таиланда в Камбоджу, и в глаза бросается разительный контраст. За спиной — развитая страна с высоким уровнем жизни, отличным сервисом и улыбающимися людьми. Впереди – неприкрытая бедность. Не успеваешь пересечь контрольный пункт – как тебя встречает толпа голодающих детей. Они прекрасно владеют русским словом «Дай!» и совершенно не владеют тактичностью. Их ловкие маленькие ручки хватаются за подолы одежды и сумки, заставляя на каждом шагу невольно проверять карманы и прижимать вещи поближе. Проходишь дальше и видишь, как женщины прямо на улице стирают белье и варят что-то в котлах. Напомню, мы все еще на границе. В отделе «Фото на визу» сидит сотрудник в одних только шортах, и по его лицу ясно видно, что ничего необычного в такой «униформе» нет.

Контраст между Таиландом и Камбоджей настолько резкий и неожиданный, что требуется время на его осознание. Пару минут назад ты находился в настоящем раю, и вот перед тобой образчик Третьего мира — причем в самом негативном смысле. Ощущение, что читаешь фэнтезийный роман о двух противоположных мирах, разделенных тонкой границей. Но в нашем случае это не вымысел, а реальность. Но Камбоджа не всегда была такой.

Великая Кхмерская империя

В IX-XIII веках Камбоджа, как часть Кхмерской империи, внушала большие надежды. Местные жители были относительно счастливы, занимались земледелием, почитали Богов и верили в светлое будущее. На территории страны находилось множество великолепных храмов, некоторые из которых датируются еще VI веком. Но своего совершенства храмовая архитектура достигла в первой половине XIII-го, когда правитель Сурьяварман II велел построить храмовый комплекс Ангкор Ват. Сегодня полюбоваться этим величественным памятником камбоджийской архитектуры съезжаются миллионы туристов со всего мира.

Кто знает, какой была бы Камбоджа теперь, если бы ход истории ознаменовался другими событиями и если бы удивительную страну не истязали внешние и внутренние воины.

К XIV веку великая Кхмерская империя перестает существовать, и беды Камбоджи только начинаются. Многовековые распри с Сиамом и Вьетнамом, протекторат Франции, оккупация Японией, гражданская война с вмешательством Северного, Южного Вьетнама и США, бомбежка, после которой и без того изможденная страна стала похожа на груду пепла… Но все эти ужасы оказались детским лепетом, когда после гражданской войны к власти пришли красные кхмеры и принялись за строительство «Демократической Кампучии». Это «строительство» вернет страну на уровень Средневековья и войдет в мировую историю как самый зверский и безжалостный геноцид.

В 1975 году Камбоджа отделилась от всего мира железным занавесом - но не за тем, чтобы восстанавливать и укреплять национальную культуру, а чтобы устроить мясорубку, где свои же истребляли своих. Новый режим, развернувшийся здесь меньше 30 лет назад, стер с лица земли треть населения. И возглавил весь этот ад на земле Пол Пот.

Пол Пот и Демократическая Кампучия

За спиной многих злодеев стоит трагическое прошлое: страшные события детства и юности коверкают психику и превращают детей в тиранов. Хотелось бы сказать то же самое о Пол Поте, чтобы найти хоть какие-то оправдания его жестокости, но нет, это не тот случай.

Пол Пот - которого по-настоящему звали Салот Сар - рос в трудолюбивой крестьянской семье, прислуживал в буддистском храме, учился в католической и технической школе, а высшее образование получал во Франции. Он был добрым ребенком и порядочным юношей. Проявившаяся в нем позднее жестокость по-настоящему потрясает. Как бы то ни было, но жизнерадостному и образованному молодому человеку предстояло практически уничтожить свой народ.

В Париже Салот Сар проникся коммунистическими идеями и так рьяно увлекся политикой, что был отчислен из университета за неуспеваемость. Вернувшись домой, он стал участвовать в партийной работе и уверенными шагами пробил себе путь до генерального секретаря коммунистической партии. В 1963 году Салот Сар уже обладал реальной властью. Точнее, теперь Салот Сар стал Пол Потом - такой псевдоним он выбрал себе сам, под ним же приобрел печальную известность. Строя коммунистическую страну, в своей политике Пол Пот поначалу ориентировался на Мао Цзедуна. СССР же проигнорировал.

После крестьянского восстания в 1967 году, которое было жестоко подавлено, местные коммунисты во главе с Пол Потом стали формировать отряды против действующего правительства. И тогда началось самое интересное. Взгляды Пол Пота отошли не только от марксизма-ленинизма, но и от маоизма. В нем проснулась безграничная ненависть к западным ценностям, образованию и интеллигенции, и, придя к власти, он решил начисто «перекроить» свой народ. Главными орудиями в этом стали … дети и мотыги. И это не шутка.

Пол Пот знал, что лучшие солдаты - это дети. Они доверчивы, неопытны, уязвимы, а значит, из них легко можно слепить всё, что душе угодно. Слишком упертые дети истреблялись. Как и все взрослое население, оказывающее сопротивление новому режиму.

В апреле 1975 красные кхмеры отвоевали столицу Камбоджи — Пномпень. Тут же они взорвали Национальный банк и разрушили все храмы. Пол Пота не интересовали вопросы религии: он попросту решил, что ее вообще не будет. Та же судьба ждала образование и науку. Образовательные учреждения, больницы и жилые дома - всё подлежало уничтожению. Города и их жители отныне воспринимались олицетворением порока. Поэтому города нужно было разрушить, а людей — заставить корчевать джунгли, «осваивать» малярийные болота и круглосуточно работать на полях. Ведь, по мнению Пол Пота, только такой труд был способен сделать из существа Человека.

Взяв столицу, Пол Пот в течение трех дней вывел все население в трудовые лагеря. А населяло Пномпень около 2,5 млн человек. К слову, до лагерей добрались не все. Кто-то оказал сопротивление, кто-то (больные, инвалиды, дети и старики) не смогли передвигаться физически, кто-то не выдержал сложной дороги - все они были убиты на месте. Через три дня в городе остались только военные, представители карательных органов и … трупы. А еще бродячие собаки, для которых теперь здесь нашлось много пищи. Та же участь постигла другие города.

У Пол Пота и его армии было немного оружия, каждая пуля ценилась на вес золота. Поэтому если ты не мог убить одной пулей трех человек, тебе приходилось орудовать мотыгой. Впрочем, за хорошие результаты (от 5 убитых) взамен мотыги полагалось ружье. Еще в ход шли палки, лопаты и обычные полиэтиленовые мешки. Чем больше «врагов народа» убивал «солдат» — тем больше его уважали. Если же в «солдате» просыпались ужас и жалость или он отказывался убивать своих друзей - его признавали «врагом народа» и жестоко казнили.

Закончив с теми, кто оказал рьяное сопротивление в самом начале или не мог двигаться по физическим причинам, Пол Пот принялся за чистку населения. В первую очередь он стал истреблять вьетнамцев, затем уничтожению подлежала вся интеллигенция: ученые, преподаватели, врачи… Но как же без врачей, спросите вы? А вот так. Пол Пот запретил современную медицину, призвав пользоваться народными средствами. Большинство врачей было убито, а тем, кто выжил каким-то чудом, практиковать запрещалось. Конечно, это еще более способствовало смертности. В джунглях (особенно на малярийных болотах) от непосильного труда и болезней люди умирали как мухи.

В новом мире человека убивали за то, что у него белая кожа или плохое зрение. Если белая кожа, значит, не работал на полях — значит, интеллигент. Если плохое зрение, значит, много читал - значит, интеллигент. А если интеллигент - то смерть. Никакие детали о человеке не выяснялись. Его национальность, возраст, как и положение, которое человек занимал раньше, не имели никакого значения. Положение теперь вообще не имели значения. Пол Пот стер понятие классовости, начисто уничтожив всех, кто по его мнению не был крестьянином.

Все «недокоммунисты» также подвергались уничтожению. К ним относились не только те, кто позволял себе засомневаться в партии, но и те, кто … не был счастлив. Людям не позволялось грустить и жаловаться на что-то, они должны быть улыбаться и быть довольными своей жизнью. Если ты выглядишь несчастным - смерть.

Помимо работы на полях, каждый должен был посещать занятия по политической «грамотности». За прогулы - смерть. И, конечно же, теперь нельзя было влюбляться. Мужей и жен по своему усмотрению назначали партийные старосты. Жить вместе им, впрочем, все равно не разрешалось, ведь женщин и мужчин селили в отдельных бараках. Но «парам» позволялись свидания - под чутким контролем старосты, на несколько минут в день после работы и идеологических уроков. Если в лагерях рождались дети, их практически сразу забирали от матерей и отдавали на воспитание образцовым «коммунистам». Но дети, конечно, рождались нечасто. Если мужчины и женщины создавали пары вопреки указам партии, им позволялось быть вместе … на дне ямы, в которую их обоих заживо закапывали.

Пытки, похороны заживо, пробивание черепов мотыгами, удушение пакетами, забивание палками, зверские убийства младенцев, смертные приговоры за белую кожу, номера вместо имен, брачные союзы по спискам, трудовые лагеря и «бараки смерти»… Думаете, роман Оруэла? Нет, реальная Камбоджа 20 века.

За период правления Пол Пота по примерным подсчетам погибло 40% населения. По самой «скромной» версии подсчетов из 7 млн человек погиб каждый седьмой.

Чем дольше Пол Пот оставался у власти, тем сильнее становился его аппетит. Вскоре распри над своими перестали удовлетворять его в полной мере, и «вождь народа» стал совершать вылазки во Вьетнам, уничтожая деревни и местное население. Именно Вьетнам положил конец всему этому ужасу. В декабре 1978-го страна решила, что с нее довольно. Вьетнамские войска вторглись на территорию Кампучии и оттеснили красных кхмеров к кампучийско-тайской границе. Многие из них погибли, кому-то удалось сбежать в джунгли и они выжили благодаря поддержке Китая, Таиланда и США.

Сам Пол Пот скончался в апреле 1998 года … у себя дома, находясь под домашним арестом. Не очень справедливо, согласны? За несколько месяцев до смерти Пол Пот дал свое последнее интервью, где отметил, что всеми его действиями руководила … любовь к своему народу и своей стране.

Камбоджа сегодня

Сегодня Камбоджа - это невероятно красивая, но очень бедная страна. Сейчас она только начинает развиваться - заново. Так, будто никогда не была Великой Кхмерской Империей. Города, храмы, больницы, школы, банки - все это пришлось заново отстраивать, а людей - заново учить. Образованных практически не осталось, а страна за время правления красных кхмер успела вернуться на уровень Средневековья.

Огромная заслуга в восстании Камбоджи «из пепла» принадлежит знаменитой актрисе и борцу за мир Анджелине Джоли. Она привлекла к этой стране всеобщее внимание и обеспечила огромный туристический поток. Именно здесь проходили съемки эпохальной «Лары Крофт - расхитительницы гробниц» (2001 год). Именно здесь знаменитая актриса усыновила ребенка, став всеобщим примером для подражания. Кстати, дети в Камбодже, по мнению многих, самые красивые в мире. И правда, сложно не дрогнуть под выразительным взглядом смуглых малышей-Маугли.

Успех «Лары Крофт» не был бы столь фееричным, если бы съемки не проходили на фоне фантастических храмов Камбоджи. Увидев на экране древние каменные своды в окружении загадочных джунглей, любой захочет убедиться, что эта красота - реальность. И туристы со всего мира съезжаются в эту страну. Они восхищаются памятниками древности и ужасаются недавнему прошлому. Многие из них до приезда в Камбоджу даже не догадывались о ее прошлом. Так было и с Джоли.

Анджелина Джоли приехала в Камбоджу на съемки в 2001 году и впервые подробно ознакомилась с ее историей. Она была настолько шокирована недавним геноцидом, что развернула огромную работу по восстановлению страны и сняла фильм «Сначала они убили моего отца». В основу этого фильма легли воспоминания камбоджийской писательницы Лун Ун. Девочке было всего пять лет, когда красные кхмеры ворвались в ее дом и уничтожили все, что было у ее семьи. Анджелина поставила перед своей картиной конкретные задачи: поддержать жителей Камбоджи, помочь им пережить потрясения, о которых они боятся говорить, и рассказать миру о том, что здесь происходило.

В одном из интервью Джоли выразила надежду, что фильм поможет кхмерам выговориться, принять свою историю и избавиться от травм прошлого. Остается надеяться, что ее надежда сбудется.

Но сейчас в памяти кхмеров события тех страшных лет живы, словно все происходило вчера. Они помнят, как совсем недавно их родственников, друзей и знакомых истребляли самым ужасным образом прямо у них на глазах. Люди учатся, работают, влюбляются и женятся, но не строят домов, не покупают дорогой техники. Почему? А вдруг завтра придется все бросить и бежать? И это не паника, не минутный страх, навеянный воспоминаниями, а вполне устоявшаяся жизненная позиция. Кажется, кхмеры не удивятся, если завтра их снова погонят на плаху.

Красным кхмерам только приписали идеологию коммунизма

Недавно в Камбодже суд отклонил апелляцию и вынес окончательный вердикт по делу бывшего начальника тюрьмы при режиме красных кхмеров, который руководил казнями тысяч людей в 1970-х годах. Как передает Би-Би-Си, Канг Кек Иеу, известный как товарищ Дуч, был приговорен к 35 годам тюремного заключения в 2010 году за преступления против человечности. Он признал, что лично курировал пытки и руководил казнями тысяч мужчин, женщин и детей в печально известной тюрьме «Туол Сленг». Защита и обвинение обжаловали вердикт суда: прокуроры выступали за ужесточение наказания.

Адвокаты Дуча, напротив, уверяли, что он был младшим по званию чиновником, выполняющим приказы под страхом смерти, и должен быть освобожден. Кто на самом деле ответственен за геноцид в Камбодже? Все привычно отвечали: коммунисты-маоисты…

На самом же деле Пол Пот никогда не был коммунистом.
Апологеты капитализма испытывают непрекращающуюся тягу к выдумкам «доказательств» как ужасен коммунизм. В последние годы одна из их излюбленных баек касается массовых убийств в Камбодже якобы «коммунистическими» «красными кхмерами», возглавлявшимися Пол Потом. Множество статей, пара книжек и по меньшей мере один большой фильм «Поля Смерти» («The Killing Fields») посвящены злодеяниям «красных кхмеров». Пол пот почти заместил Иосифа Сталина как №1 в историческом списке ненависти капиталистов.

Но тут есть существенное различие. Товарищ Сталин был великим коммунистом. Пол Пот же никогда коммунистом не был. Некоторые новые книги западных специалистов по Камбодже, основывающиеся на полученных после падения Пол Пота свидетельствах, показывают это со всей ясностью. Этими книгами следует пользоваться осторожно: их авторы либо провьетнамские ревизионисты (Майкл Викери (Vickery), Чандлер (Chandler), Тион (Thion)), либо либеральные империалисты (Шоукросс (Shawcross)). Ценность имеют раскрываемые ими факты, а не их мнения и анализ этих фактов, искаженные их антикоммунистическими воззрениями.


Пол Пот (настоящее имя Салот Сар) (19 мая 1925 — 15 апреля 1998) в молодости

«Красные кхмеры» (кхмеры - это главный этнос Камбоджи) - так прозвали крестьян-повстанцев, возглавляемых Коммунистической партией Кампучии (исходное название Камбоджи). Чтобы разобраться, как КПК превратилась в группу убийц-антикоммунистов, важно чуть-чуть обратиться к истории.

История камбождийских левых. В 1951 году старая Индокитайская коммунистическая партия, в которой главенствовали Хо Ши Мин и вообще вьетнамцы, распалась на вьетнамскую, лаосскую и камбоджийскую группы. Как и все мировое коммунистическое движение того времени, эти группы были поражены национализмом и стремились к компромиссу с «прогрессивными» (антиколониалистскими) капиталистами.

В середине 1950-х старые члены ИКП соединились с множеством воинственно настроенных студентов-националистов, возвращающихся из Франции, включая и будущих вожаков «красных кхмеров» Пол Пота (настоящее имя - Салот Сар), Иенг Сари и Кхиеу Самфана. Компартия Кампучии была сформирована двумя такими группами в 1960 году, но ее существование держалось в секрете до 1977 года, то есть еще долгое время после захвата ею власти. Очевидно, это было беспринципной уступкой антикоммунизму националистов из бывших студентов. Когда против антикоммунизма не борются, он растет, как мы увидим.

Репрессии монархического правительства Сианука вскоре вынудили партию уйти в подполье. Большинство из коммунистов прежней ИКП оставили борьбу, вернувшись в Северный Вьетнам. Осталась только националистическая группа Пол Пота.

Когда в 1967 году начался крестьянский бунт в районе Самлаут у границы с Таиландом, группа Пол Пота присоединилась к нему. Никогда не будучи коммунистами ни по чему, кроме названия, они приняли линию, которую считали наиболее подходящей для привлечения крестьян - все жители городов, включая специалистов, учителей и рабочих, были объявлены врагами…


Иенг Сари - еще один вождь…

Романтическая привязанность к крестьянству как классу давно характеризует буржуазных радикалов. В России самые ранние выступления Ленина (1895 год) были направлены против народников, так называемых «друзей народа». Мелкобуржуазные народники поклонялись крестьянскому «коммунализму» на словах, но практиковали кровавый терроризм. Викери находит другое близкое сходство между «красными кхмерами» и антоновским и тамбовским крестьянскими мятежами на западе России в ходе гражданской войны, которые были направлены против коммунистов и монархистов с равной энергией и душераздирающими расправами.

К этой крестьянской неприязни к городам фракция Пол Пота добавила доходящую до расизма лютую ненависть к любым вьетнамцам. Ненависть к Вьетнаму - националистическое чувство камбоджийской элиты, помнившей конфликты прошлых веков между вьетнамским и камбоджийским королями и изгнание вьетнамскими правителями камбоджийцев из нынешнего вьетнамского региона дельты Меконга.

В 1970 году проштатовская военщина Лон Нола свергла Сианука. Правители США начали массированные бомбежки против северовьетнамских отрядов и путей снабжения в северо-восточной Камбодже. Бомбежки убили многие тысячи крестьян и по-настоящему разрушили деревенскую жизнь.

По мере роста ненависти к США и правительству Лон Нола крестьяне хлынули в армию «красных кхмеров». Но, вернувшись из Северного Вьетнама, чтобы присоединиться к движению, старые члены ИКП обнаружили, что находятся под подозрением и иногда их даже убивает группа Пол Пота. Так что КПК, взявшая власть в апреле 1975 года, была тесным союзом двух отдельных групп. Провьетнамские члены ИКП и фракция Пол Пота имели различные зоны влияния, последние были более сильны на востоке, вблизи Вьетнама. Их солдаты даже носили разные униформы…


«Товарищ Дуч», он же Канг Кек Иеу

Начало массовых убийств. Хотя антикоммунистические писаки изображают эвакуацию городов в апреле 1975 года как зверство, даже буржуазные исследователи признают ее необходимой (напр., Заслофф и Браун в «Проблемах коммунизма», в январе-феврале 1979 года, в журнале, издаваемом Госдепартаментом США и посвященном антикоммунистической пропаганде под «научным» углом). Например, столица Пномпень выросла до 2 миллионов с примерно 600 тысяч из-за крестьян, бежавших от бомбежек США. Как и в Южном Вьетнаме, США полностью разрушили сельское хозяйство, чтобы уничтожить деревню, в которой пышным цветом цвели «красные кхмеры». Пномпень обеспечивался только массовым импортом продовольствия из США, который резко прекратился при падении Лон Нола. Если бы городское население не было эвакуировано, оно бы просто умерло с голоду!

С 1975-го до начала 1977 года ни одна группа в КПК не имела настоящего превосходства. «Эксперты»-антикоммунисты вроде Джона Бэррона и Энтони Пола или Франсуа Пончауда создают впечатление, что весь период 1975-1979 годов был наполнен казнями. На основе сообщений выживших и сотен интервью беженцев и тех, кто оставался в стране, Викери выявил иную картину. Хотя имели место отдельные случаи жестокости по отношению к бывшим горожанам в областях, удерживаемых сторонниками Пол Пота, массовых казней не было до 1977 года, когда Пол Пот укрепился у власти.

Началась кровавая чистка всех подозреваемых в провьетнамских или недостаточно «прокрестьянских» настроениях. В 1978 году оставшиеся провьетнамские силы в КПК устроили мятеж, который был жестоко разгромлен. Затем правительство Пол Пота принялось уничтожать каждого, кто поддерживал эту группу, плюс многих этнических вьетнамцев в Восточной Камбодже. Это привело к вьетнамскому вторжению в 1979 году. У «красных кхмеров» не оказалось поддержки, кроме их армии, и вьетнамцы без труда установили марионеточный режим потерпевшей поражение фракции ИКП, которая правит Кампучией по сей день.


Красные кхмеры не любили города…

Правители США убили больше камбоджийцев, чем «красные кхмеры». Как много людей было убито при этих массовых расправах? Средства информации США вслед за Дит Праном из «New York Times» (на словах которого основан фильм «The Killing Fields») заявляют о трех миллионах. Когда речь идет о «коммунистах», числа меньше миллиона не удовлетворяют буржуазных авторов. Викери показывает, что 300 тысяч - все же ужасающее количество - это примерная верхняя возможная граница. Напротив, Заслофф и Браун пишут о «тяжких потерях», которые «обширные бомбежки США и интенсивность войны» вызвали после 1975 года, и утверждают, что заявления «красных кхмеров» о числе погибших под бомбежками США от 600 тысяч до «более миллиона» заслуживают доверия. Когда дошло до геноцида, Пол Пот сотоварищи были любителями рядом с империалистами США…

Антикоммунизм режима Пол Пота. Сколько бы жертв, однако, ни было, это работа не «коммунистов» какого-либо вида, хотя бы и ревизионистов советского или китайского стиля, а антикоммунистов.

Не каждая группа, называющая себя «коммунистической», является таковой. К примеру, вьетнамские, советские, китайские и прочие реликты старого коммунистического движения - лишь слегка замаскированные капиталисты. Они лишь лицемерно служат марксизму-ленинизму, рабочему классу, пролетарскому интернационализму и потребности в строительстве бесклассового общества.

Напротив, Пол Пот, «красные кхмеры» и КПК открыто отвергли саму идею коммунизма! Это иллюстрируют цитаты краснокхмерских вождей из Викери и Чандлера. Относительно коммунизма: «Мы не коммунисты… Мы революционеры», которые не «принадлежат к общепринятым группам коммунистов Индокитая» (Иенг Сари).

Относительно марксизма-ленинизма: «Первое публичное признание, что эта «революционная организация» имела марксистско-ленинскую ориентацию, имело место на поминальной церемонии в честь Мао Цзэдуна в Пномпене 18 сентября 1976 г.» (Чандлер, с. 55, прим. 28)… Кампучийские представители «заявляют, что КПК - марксистско-ленинская партия, но не говорят ничего о сочинениях этих двоих» (Чандлер).

О необходимости революционной партии: «Самой поразительной особенностью идеи революции, поддерживаемой кхмерскими коммунистами,.. было то, что она была не выражена. В 1960-х оппозиция политике правительства и апелляции к антиимпериализму составили платформу левого крыла… На деле революция и существование революционной партии были не только умалены в пропаганде, они были совершенно сокрытыми истинами, раскрываемыми только немногим просвещенным, которые могли достичь высоких позиций в аппарате», т.е. в основном радикалы из бывших студентов (Тион).


Они красочно праздновали победы

Так было до 27 сентября 1977 года, когда существование «коммунистической партии» было даже публично раскрыто в речи Пол Пота (Чандлер).

Относительно рабочего класса: «Хотя и крошечный, он существовал, рассеянный в городах. Но вместо его культивирования кхмерские коммунисты принялись за его ликвидацию как декадентского наследия прошлого…» (Тион).

Из всего этого мы можем заключить следующее:

Пол Пот сотоварищи не были коммунистами. В этом смысле они не отличались от советских, вьетнамских и китайских ревизионистов, Рональда Рейгана или любого капиталиста. В отличие от советских, вьетнамских, китайских ревизионистов, псевдокоммунистов, Пол Пот сотоварищи хвалились, что они не коммунисты. Влияние провьетнамской фракции приводило к использованию некоторой марксистской терминологии, по меньшей мере до 1977 года. После этого «красные кхмеры» отвергли всякие разговоры о коммунизме.

Полпотовцы также иногда называли себя коммунистами в 1975-1977 годах, в попытке получить китайскую помощь. Например: «…Дань Пол Пота критической роли, сыгранной идеями Мао Цзэдуна в камбоджийской революции, содержавшаяся в пекинской речи 29 сентября 1977 г., не была распространена по пномпеньскому радио» (Чандлер).

Мао и китайская коммунистическая партия привлекли миллионы крестьян на сторону коммунистической, рабоче-классовой линии, в то время как полпотовцы попытались привлечь крестьянство на сторону антирабочей, анархистской линии. За что Китай - и, что так же важно, США - любят Пол Пота сотоварищи, это их подлинная враждебность Вьетнаму, а не лживые похвалы Мао Цзэдуну.


Пол Пот постарел, но так и умер «знаменем»…

«Красные кхмеры» сегодня - поддерживаемые США антикоммунисты. Чтобы ослабить просоветский Вьетнам, правящий класс США поддерживает сейчас коалицию камбоджийских повстанческих сил, в которой полпотовские «красные кхмеры» сильнейшая составляющая. Для штатовских боссов это лишь малая помеха, что группа, которую они сейчас поддерживают на плаву, - та же самая, которую они обвиняют в «коммунистическом» геноциде! В ответ «красные кхмеры» призывают к «демократическим выборам» и реформированному капитализму.

Для мирового рабочего класса уроки полпотовского опыта ясны:

Коммунизм не заменяется борьбой против империализма и капитализма. «Красные кхмеры» пытались построить «новый вид» революции, основанный на мелкобуржуазном радикализме. Вместо этого они погрузили Кампучию в кошмар;

Нельзя верить ничему, что средства информации и правящий класс США говорят о коммунизме! Капиталистов вовсе не заботят сотни и тысячи убитых. Если бы это было не так, почему бы они продолжали поддерживать Пол Пота?

В декабре 1981 года «New York Times Magazine» опубликовал рассказ, в котором автор говорит, как он посетил «красных кхмеров» - «бойцов за свободу», ведущих войну за независимость против вьетнамских оккупантов. Джонс, автор этого рассказа, заявил, что видел Пол Пота, направляющего борьбу, героическую фигуру, силуэтом вырисовывающуюся на фоне неба.


Общий памятник коммунистическим антикоммунистам…

Редакция полагает, что хорошо было напечатать это без проверки, обычно предпринимаемой, когда дается статья незнакомого автора. Оказалось, что Джонс сделал это все, сидя на испанском побережье! Газета столь хотела поверить рассказу, который превращает «красных кхмеров» и Пол Пота - которого они уже назвали массовым убийцей, виновным в геноциде, - в героя-антикоммуниста, что она вывалила это в печать! Ничто не может продемонстрировать более ясно готовность либерального правящего класса взять под крыло любого фашистского убийцу, который может помочь им в борьбе против коммунизма.

По материалам Интернета подготовил Константин Хиценко

Пномпень (Phnom Penh), как и вся Камбоджа, до сих пор хранит память о геноциде, режиме Красных кхмеров, о жутких временах в истории страны, когда люди буквально за считанные годы стали нелюдями. Это позорное явление — страшное и невыносимое — кто-то хочет забыть, как страшный сон, а кто-то сохраняет память, чтобы предупредить потомков о том, как тонка грань между добрыми намерениями и геноцидом. В этот раз мы расскажем о трагической истории Камбоджи — о полях смерти, о музее геноцида Туол Сленг, о книгах очевидцев и о мнении знаменитостей. И, конечно, о своем взгляде на эту непростую проблему.

Камбоджа довольно долго была закрыта для туристов. По очень простой причине: правительство страны — режим Пол Пота — решило построить здесь рай на земле, а чтобы жители не смели сбежать, границы стали непреодолимой стеной. Всем пришлось остаться для получения смертельно дозы счастья. А кто не хотел, выход тоже был предоставлен – вон из тела! Способов же были тысячи, фантазия у Красных кхмеров Камбоджи работала на все сто. Пуль для своих граждан им было жалко, поэтому они убивали их долго и мучительно. И не обязательно наверняка.

И совершенно не все вспоминают о печальной участи жителей этой страны, которые пережили одно из самых страшных бедствий, какое может случиться с людьми. Говорят, что за 4 года правления Красных Кхмеров (1975-1978) под предводительством Пол Пота было убито около 3 миллионов человек. Это чуть ли не половина тогдашнего населения страны. Как же так вышло?

Пол Пот, руководитель Кампучии (так тогда называлась Камбоджа), вообще считал, что ему нужен всего один миллион сельских жителей, а всех остальных требуется уничтожить. И убиты они были по разным причинам. Не принадлежали к чистой кхмерской расе. А если принадлежали, то были слишком умны. Не дай бог носили очки, умные очкарики не были нужны в стране аграрного коммунизма.

Пол Пот полагал, что цивилизация сгубила человека, что необходимо уничтожить все следы достижений человечества и построить рай в Кампучии. Он закрыл все школы, сжег книги, разорил храмы и уничтожил больницы. Он согнал всех горожан и деревенских жителей в поля, велел всем выращивать рис, выдал людям по рабочей робе и поселил мужчин и женщин отдельно. А рожать детей приходилось по команде: Красные Кхмеры решали, кто с кем должен провести ночь, и когда женщине рожать. Рожденных детей, правда, отнимали, чтобы воспитывать из них идеальных товарищей, людей без корней и прошлого, и учили их ненавидеть своих родителей.

Очень мнительным был этот человек. Настолько, что не хотел, чтобы люди его знали, и потому подписывался псевдонимами (Пол Пот – тоже его «имя», сокращение от французского «перспективный политик»): Товарищ №87 или Брат №1.

Не согласных с режимом Пол Пот отправлял в тюрьмы. Все школы, все храмы и все государственные учреждения превратились в пыточные камеры, где люди терпели издевательства и мучения. Для чего? Чтобы они сознались в том, что хотели смерти кому-то из руководства, являлись агентами ЦРУ или КГБ, и что сделали много неприятных вещей. А затем из этих камер людей вывозили за город, и убивали под громкую музыку революционных песен. Чтобы крики не были слышны, пока жадные до пуль Красные кхмеры истязают до смерти людей, не жалея, разумеется, ни женщин, ни детей.

Что может быть в голове у человека, который решил принести счастье, убивая и мучая население? Но больше удивляет другое: почему ООН и правительства других стран, прекрасно знающие, что творится в закрытой Камбодже, не кинулись на помощь? Быть может, потому, что это развязанная Америкой во Вьетнаме война стала причиной прихода к власти Пол Пота?

Джунгли Камбоджи использовались вьетнамцами для своих целей, а американцы сбрасывали бомбы без разбора (от бомб пострадал даже мирный Лаос). Генерал Лон Нол, добившийся свержения короля Сианука, был американским ставленником. Ведь Камбоджа только получила независимость от Франции, и пыталась научиться жить в новом мире, однако не все получалось. Гражданская война раздирала страну. И в этом хаосе король обратился к коммунистической партии (будущим Красным Кхмерам) за помощью. Он хотел вернуться на престол и продолжить свою работу по выхождению из кризиса. Пол Пот пошел навстречу королю, освободил народ от Лон Нола, а затем посадил короля под домашний арест. И начал свои нечеловеческие эксперименты.

Сейчас в одной из бывших тюрем S-21 располагается Музей геноцида (Tuol Sleng ). S-21 – это бывшая школа. Все здания ее стали камерами для заключенных, а в центре двора похоронены последние 14 человек, которых не успели увезти отсюда, так как в январе 1979 года Вьетнамские войска вошли в и освободили людей из-под гнета Красных Кхмеров. В Музее нет ничего особенного, фото Туол Сленга кажутся скучными, вы лишь увидите бывшие камеры. Но вам просто стоит прийти, зная, что творилось здесь. Тогда могилы в дворе, пыточные в каждом классы, колодцы с перекладинами и электрические провода по периметру будут иметь для вас смысл.

Цена билета: Вход в музей геноцида стоит $2.

Адрес музея геноцида в Камбодже : пересечение 113 и 359 улиц, город Пномпень.

Здание школы, ставшее тюрьмой и местом пытки для тысячи людей. теперь это — Музей геноцида в Пномпене

Под деревьями — могилы последних 14 человек, которых Красные кхмеры не успели убить и которых похоронили в собственных могилах, а не в братской.

Поле смерти Чоенг Эк

Также пусто другое место, связанное с памятью о геноциде в Камбодже. Поле Смерти в местечке Чоенг Эк (Choeung Ek Killing fields ). Сейчас там стоит мемориальная ступа, сложенная из 17 уровней в 1988 году (17000 человек было убито здесь), в которых хранятся найденные здесь черепа и кости бывших заключенных (в том числе и бывших узников Туол Сленг). Кроме ступы, других сооружений здесь нет. Но именно сюда привозили людей, и здесь их убивали, бросая в братские могилы. Здесь же до сих пор растет крепкое высокое дерево Чанкири, о которое разбивали головы детей. Здесь все еще есть есть пруд, в который сталкивали трупы. Здесь после дождей до сих пор находят кости жертв.

Раньше здесь было китайское кладбище, и люди приносили сюда своих умерших, отпевали, прощались. А затем количество мертвых вдруг увеличилось.

Чоенг Эк – не единственное поле смерти в Камбодже, как легко догадаться. Таких полей были сотни. Вся Камбоджа стала Полем Смерти. И пустые музеи лишь служат напоминание о том, что забыть о такой катастрофе нельзя.

Стоимость входа на Поле смерти – $8. В эту сумму входит аудиогид.

Поле смерти находится в 17 км к югу от Пномпеня. Координаты GPS —11.484394 °, 104.901992 °. Чтобы добраться, лучше нанять тукера.

Мемориальная ступа в честь 17000 погибших и замученных людей

Бывшие братские могилы

На полях смерти теперь растут цветы. Все в этой Вселенной идет своим чередом. Дай бог и люди забудут о пережитых ужасах, и земля простит, и никто не посмеет повторить преступления Пол Пота и Красных кхмеров

Как можно узнать о геноциде в Камбодже

Среди достопримечательностей Пномпеня есть и весьма грустные, если не сказать трагичные. Именно их стоит посетить, если у вас есть интерес к истории Камбоджи.

  • Музей геноцида Туол Сленг (Tuol Sleng ) - это бывшая школа, ставшая тюрьмой и местом пыток для тысячи людей, а ныне превратившаяся в музей геноцида, который развязали Пол Пот и Красные кхмеры во время своего правления.
  • Поле смерти Чоенг Эк (Choeung Ek Killing Fields ) - это несчастное место, где камбоджийцы умирали во время режима Пол Пота в Камбодже. Ныне в этом месте стоит мемориальная пагода с заботливо собранными черепами жертв режима.

Книги и фильмы о режиме Красных кхмеров


Книги Луонг Унг не переводились на русский язык, их можно прочесть только на английском:

  • Loung Ung – First they killed my father
  • Loung Ung – Lucky child

Фильм «Сначала они убили моего отца » (First they killed my father) по книге Лоунг Унг в 2016 году начала снимать Анджелина Джоли в Камбодже (в Баттамбанге и Пномпене). Голливудская актриса и камбоджийская писательница вместе написали сценарий, а одним из продюсеров фильма выступает сын Анджелины Мэддокс Джоли-Питт, который родился в Камбодже.

Фильм будет снят в основном на кхмерском языке и детально расскажет о трагедии режима Пол Пота глазами маленькой девочки. По словам режиссера Джоли, этот фильм не только для всего мира, который мало знает о Камбодже, но и для самих камбоджийцев, которым еще предстоит осознать то, что случилось в их стране. А также для ее сына, который должен знать, кто он и откуда он. Это «Любовное послание» Камбодже, так говорит Анджелина Джоли.

В феврале 2017 года в Сием Рипе в присутствии короля состоялась премьера фильма, куда Анджелина Джоли приехала вместе со своими детьми.

Трейлер фильма «Сначала они убил моего отца» Анджелины Джоли

Целый народ с его традициями древней культуры и почитанием веры был жестоко изуродован марксистским фанатиком. Пол Пот при безмолвном попустительстве всего мира превратил цветущую страну в огромное кладбище.

Представьте себе, что к власти приходит правительство, которое объявляет запрет на деньги. И не только на деньги: запрещены коммерция, промышленность, банки - все, что приносит богатство. Новое правительство объявляет своим указом, что общество вновь становится аграрным, каковым оно было в средневековье.

Жители больших и малых городов насильственно переселяются в сельскую местность, где они будут заниматься исключительно крестьянским трудом. Но членам семьи нельзя жить вместе: дети не должны попадать под влияние "буржуазных идей" своих родителей. Поэтому детей забирают и воспитывают в духе преданности новому режиму.
Никаких книг до совершеннолетия. Книги больше не нужны, поэтому их сжигают, а дети с семилетнего возраста работают на государство "красных кхмеров".

Для нового аграрного класса устанавливается восемнадцатичасовой рабочий день, каторжный труд сочетается с "перевоспитанием" в духе идей марксизма-ленинизма под руководством новых хозяев. Инакомыслящие, проявляющие симпатии к прежним порядкам, не имеют права на жизнь.

Подлежат истреблению интеллигенция, учителя, вузовская профессура, вообще грамотные люди, так как они могут читать материалы, враждебные идеям марксизма-ленинизма, и распространять крамольную идеологию среди трудящихся, перевоспитанных на крестьянской ниве. Духовенство, политики всех мастей, кроме разделяющих взгляды правящей партии, люди, нажившие состояние при прежних властях, больше не нужны - они тоже уничтожаются. Сворачиваются торговля и телефонная связь, разрушаются храмы, отменяются велосипеды, дни рождения, свадьбы, юбилеи, праздники, любовь и доброта. В лучшем случае - труд в целях "перевоспитания", иначе - пытки, муки, деградация, в худшем случае - смерть.

Этот кошмарный сценарий - не изощренный плод воспаленного воображения писателя-фантаста. Это олицетворение ужасающей реальности жизни в Камбодже, где кровавый диктатор Пол Пот повернул ход времени вспять, уничтожив цивилизацию в попытке воплотить свое извращенное видение бесклассового общества. Его "поля смерти" были устланы трупами тех, кто не вписывался в рамки нового мира, формируемого им и его кровожадными приспешниками. Во время правления режима Пол Пота в Камбодже погибло около трех миллионов человек - столько же, сколько несчастных жертв сгинуло в газовых камерах нацистской фабрики смерти Освенцим во время второй мировой войны.

Режим Кхмеров рухнул, когда окончательно сбрендил и пошел войной на соседнй Вьетнам .

В 1978 году Вьетнамские войска перешли в наступление, причём на их сторону переходили большие группировки «красных кхмеров». В декабре 1978 года вьетнамские войска полностью заняли Камбоджу. Один из бывших высокопоставленных полководцев, Хенг Самрин, возглавил провьетнамское правительство провозглашённой Народной Республики Кампучия (НРК).

Свержение режима Пол Пота вызвало резкое недовольство КНР. После нескольких недель непрерывных пограничных стычек, 17 февраля 1979 г. китайская армия вторглась во Вьетнам. Понеся тяжелые потери, китайцы продвинулись лишь на 50 км вглубь Вьетнама. Через месяц вьетнамо-китайский конфликт завершился. Ни одна из сторон не добилась решающих результатов.

Именно это поражение стало отправной точкой модернизации Китая.

За период между 1975 и 1978 го-дами число погибших составило 2 746 105 человек, среди которых 1 927 061 крестьянин, 25 168 монахов, 48 359 пред-ставителей национальных меньшинств, 305 417 рабочих, служащих и представителей других профессий, около 100 писателей и журналистов, некоторое количество иност-ранных граждан, а также старики и дети. 568 663 человека пропали без вести и либо погибли в джунглях, либо погребены в массовых захоронениях, подобных тем, которые были обнаружены в районе аэропорта Кампонгчнанг, око-ло Сиемреапа и вдоль склонов хребта Дангрек. Эти 3 374 768 человек были убиты ударами мотыг, дубин, сож-жены, закопаны живьём, разрезаны на части, зарезаны с помощью острых листьев сахарной пальмы, отравлены, убиты ударами тока, они подвергались пыткам с вырыва-нием ногтей, были раздавлены гусеницами тракторов, брошены на съедение крокодилам, у них вырезали печень, ко-торая служила пищей палачам, маленьких детей четвер-товали живыми, подбрасывали в воздух и насаживали на штыки, били о стволы деревьев, женщин насиловали и сажали на колы.

Режим Пол Пота оставил после себя 141 848 инвали-дов, более 200 тысяч сирот, многочисленных вдов, которые не нашли свои семьи. Оставшиеся в живых были лишены сил, были неспособны к воспроизводству и находились в состоянии нищеты и полного физического истощения. Большое количество молодых людей потеряли свое счастье вследствие насильных браков, осуществлявшихся полпотовцами в массовых масштабах.

Было разрушено 634 522 здания, из них 5857 школ, а также 796 госпиталей, фельдшерских пунктов и лаборато-рий, 1968 храмов были разрушены или превращены в складские помещения или тюрьмы. Были также уничтоже-ны 108 мечетей. Полпотовцы уничтожили несметное коли-чество сельскохозяйственных инструментов, а также 1 507 416 голов крупного рогатого скота.

В то же время, часть населения страны - не затронутое респрессиями беднейшее крестьянство - ностальгирует по временам режима «красных кхмеров». Так, примерно треть студентов назвала Пол Пота самой выдающейся личностью в истории Камбоджи.

В 1968 году и являлось одной из сторон гражданской войны в Камбодже, в которую активно вмешивались Северный Вьетнам, Южный Вьетнам и США. Численность - около 30 тысяч человек. Первоначально, членами этого движения были радикально настроенные кхмеры, обучающиеся во Франции и Камбодже. Пополняли движение в основном подростки 12-15 лет, лишившиеся родителей и ненавидевшие горожан как «пособников американцев».

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    ✪ Красные кхмеры

    ✪ Кто такой Пол Пот (КРАТКО)

    ✪ Диктаторы - Пол Пот / Барба

    ✪ Суд над Пол Потом (рассказывает историк Алексей Кузнецов)

    Придя к власти, правительство Пол Пота поставило три тактические задачи, требующие немедленного решения:

    • Прекратить политику разорения крестьянства - основы кампучийского общества, покончить с коррупцией и ростовщичеством;
    • Ликвидировать извечную зависимость Кампучии от зарубежных стран;
    • Навести порядок в стране, для чего в первую очередь надо установить жёсткий политический режим.

    Стратегически на первом этапе состоялось выселение жителей городов в сельскую местность, ликвидация товарно-денежных отношений , многих институтов и служб государства, социальной сферы и жизнеобеспечения, преследование буддистских монахов и вообще полный запрет каких-либо религий, физическое уничтожение чиновников и военнослужащих прежнего режима всех уровней, бывших владельцев плантаций и крупных хозяйств.

    Всё население страны было разделено на три основные категории. Первая - «основной народ» - включала в себя жителей областей. Вторая часть - «новый народ» или «люди 17 апреля». Это жители городов и деревень, находившихся долгое время на временно оккупированной американцами территории или под контролем марионеточных сил Лон Нола. Эта часть населения должна была быть подвергнута серьёзному перевоспитанию. Третья часть - интеллигенция, реакционное духовенство, лица, служившие в государственном аппарате прежних режимов, офицеры и сержанты лонноловской армии, ревизионисты, проходившие подготовку в Ханое. Эта категория населения должна была быть подвергнута широкомасштабной чистке, фактически - тотальному истреблению. [ ]

    Все граждане были обязаны работать. Вся страна была превращена в трудовые сельскохозяйственные коммуны с 18-20-часовым [ ] рабочим днём , в которых местное бедное и среднее крестьянство и согнанные из городов люди в тяжелейших условиях занимались малоквалифицированным физическим трудом - в основном высаживанием риса. В коммунах размещали горожан, вывозимых из городов при «эвакуации в связи с угрозой американского наступления».

    Обобществлённых детей изолировали в концлагеря [ ] , где им должны были привить любовь к действующему режиму и Пол Поту, а также заставить их ненавидеть своих родителей. В армию «красных кхмеров» забирали подростков - им выдавалось оружие и практически вся локальная власть оставалась за ними. Они патрулировали улицы, надзирали за работой на плантациях, жестоко пытали и уничтожали людей.

    Были «отменены» (полностью уничтожены) системы медицины, образования, науки и культуры. Больницы, школы, вузы, библиотеки, все другие учреждения культуры и науки были закрыты. Были запрещены деньги, иностранные языки, иностранные книги. Было запрещено писать и читать что-либо, кроме указов и прочих документов командования. Ношение очков рассматривалось как неблагонадёжность и служило одним из пунктов обвинений вплоть до расстрелов.

    Геноцид

    Длительная гражданская война, вторжение Вьетнама и США, массированные бомбардировки территории Камбоджи, обилие беженцев и принудительно перемещенных лиц, ангажированность свидетелей затрудняют оценку масштабов потерь гражданского населения от репрессивной деятельности красных кхмеров. Встречаются самые разные оценки: от десятков тысяч до нескольких миллионов.

    Согласно идее Пол Пота, для строительства «светлого будущего» стране был необходим «один миллион преданных людей». остальные шесть с лишним миллионов жителей подлежали жёстким ограничениям с перевоспитанием или физическому уничтожению как «неспособные» перевоспитаться. Например, из десятков тысяч человек, отправленных в одну из тюрем, Туол Сленг (ныне музей геноцида), лишь о двенадцати известно, что они выжили - по счастливому стечению обстоятельств их просто не успели расстрелять. На сегодняшний день один из пленных является главным свидетелем в суде по делу режима Пол Пота.

    Британские империалисты не имеют права говорить о правах человека. Всему миру хорошо известна их варварская сущность. Лидеры Британии утопают в роскоши, тогда как пролетариат имеет право только на безработицу, болезни и проституцию.

    Представитель камбоджийского правительства в Комиссии ООН по правам человека

    Из обвинительного заключения народно-революционного трибунала Кампучии по делу «преступной клики полпотовцев»:

    «Полпотовцы:

    Мотыгами, киркомотыгами, палками, железными прутьями они били своих жертв по голове; ножами и острыми листьями сахарной пальмы они перерезали своим жертвам горло, вспарывали животы, извлекали печень, которую съедали, и желчные пузыри, которые шли на изготовление „лекарств“;

    Используя бульдозеры, они давили людей, а также применяли взрывчатку - чтобы убивать как можно больше за раз;

    Они закапывали людей заживо и сжигали тех, кого подозревали в причастности к оппозиции режиму; они постепенно срезали с них мясо, обрекая людей на медленную смерть;

    Они подбрасывали детей в воздух, а потом подхватывали их штыками, они отрывали у них конечности, разбивали им головы о деревья;

    Они бросали людей в пруды, где держали крокодилов, они подвешивали людей к деревьям за руки или ноги, чтобы те подольше болтались в воздухе…»

    Протокол о преступлениях клики Пол Пота - Иенг Сари - Кхиеу Сампхана по отношению к кампучийскому народу в период 1975-1978 годов

    «1 160 307 человек представили доказательства преступлений полпотовцев. За период между 1975 и 1978 годами число погибших составило 2 746 105 человек, среди которых 1 927 061 крестьянин, 25 168 монахов, 48 359 представителей национальных меньшинств, 305 417 рабочих, служащих и представителей других профессий, около 100 писателей и журналистов, некоторое количество иностранных граждан, а также старики и дети. 568 663 человека пропали без вести и либо погибли в джунглях, либо погребены в массовых захоронениях, подобных тем, которые были обнаружены в районе аэропорта Кампонгчнанг, около Сиемреапа и вдоль склонов хребта Дангрек. Эти 3 374 768 человек были убиты ударами мотыг, дубин, сожжены, закопаны живьём, разрезаны на части, зарезаны с помощью острых листьев сахарной пальмы, отравлены, убиты ударами тока, они подвергались пыткам с вырыванием ногтей, были раздавлены гусеницами тракторов, брошены на съедение крокодилам, у них вырезали печень, которая служила пищей палачам, маленьких детей четвертовали живыми, подбрасывали в воздух и насаживали на штыки, били о стволы деревьев, женщин насиловали и сажали на колы. Режим Пол Пота оставил после себя 141 848 инвалидов, более 200 тысяч сирот, многочисленных вдов, которые не нашли свои семьи. Оставшиеся в живых были лишены сил, были неспособны к воспроизводству и находились в состоянии нищеты и полного физического истощения. Большое количество молодых людей потеряли своё счастье вследствие насильных браков, осуществлявшихся полпотовцами в массовых масштабах.

    Было разрушено 634 522 здания, из них 5857 школ, а также 796 госпиталей, фельдшерских пунктов и лабораторий, 1968 храмов были разрушены или превращены в складские помещения или тюрьмы. Были также уничтожены 108 мечетей. Полпотовцы уничтожили несметное количество сельскохозяйственных инструментов, а также 1 507 416 голов крупного рогатого скота».

    Преследования за религиозные убеждения

    В конституции Демократической Кампучии было записано: «Категорически запрещаются реакционные религии, наносящие вред Демократической Кампучии, кампучийскому народу». В соответствии с этой статьей конституции происходило преследование и массовое истребление по религиозному признаку. Одним из первых был убит 18 апреля 1975 г. в пагоде Пранг (округ Удонг, провинция Кампонгспы) верховный глава буддийской организации маханникай Хуот Тат. Лишь немногим из 82 тыс. буддийских бонз удалось спастись. Уничтожались статуи будд и буддийские книги, пагоды и храмы были превращены в склады, не осталось ни одной действующей пагоды из 2800, имевшихся в прежней Камбодже .

    С 1975 по январь 1979 гг. были убиты все 60 тысяч христиан Камбоджи, как священники, так и миряне. Все церкви были разграблены и большинство взорвано. Были зверски убиты после пыток глава мусульман Хари Рослос и его помощники хаджи Сулейман и хаджи Мат Сулейман. Из 20 тыс. мусульман, проживавших в округе Каммпонгсием (провинция Кампонгтям), в живых не осталось ни одного человека. Из 20 тыс. мусульман уезда Кампонгмеас той же провинции в живых осталось лишь четыре человека. Были разрушены и разорены все 114 мечетей, некоторые из них были превращены в свинарники, взорваны динамитом или снесены бульдозерами .

    Оценки геноцида

    В результате репрессий убито, по различным оценкам, от 1 до 3 миллионов человек, - точную цифру назвать невозможно в связи с отсутствием переписей; по отношению числа уничтоженных к общему количеству населения режим «красных кхмеров» - один из самых жестоких режимов в истории человечества.

    Вышеприведённая официальная оценка правительства и народно-революционного трибунала Народной Республики Кампучия содержит число 2,75 миллиона человек, погибших от преступлений «красных кхмеров».

    Во время существования режима красных кхмеров многие либеральные интеллектуалы Запада отрицали геноцид или утверждали, что число жертв значительно преувеличено. После вьетнамского вторжения, когда факты полпотовских преступлений стали широко публиковаться в западной прессе, многие из них раскаялись и пересмотрели свою точку зрения, однако произошёл поворот в другую сторону: теперь уже консервативная пресса стала преуменьшать преступления Пол Пота, так как в странах НАТО его рассматривали как естественного союзника против социалистического Вьетнама, победившего в войне против США. В связи с этим именно красные кхмеры продолжали представлять Кампучию в ООН до начала 1990-х гг. (с 1982 года в ООН было представлено коалиционное правительство, в которое, помимо красных кхмеров, входили сторонники Нородома Сианука и Сон Санна).

    Современный и иностранный анализ политики «красных кхмеров», как правило, также сводится к утверждению о крайней форме геноцида кхмерского народа, хотя называются несколько меньшие оценки числа жертв. Всемирный банк приводит число потерь населения за 1975-1980 около полумиллиона человек . Встречаются ещё меньшие оценки жертв - так, Milton Leitenberg утверждает, что непосредственно убито 80-100 тыс. человек .

    В то же время, часть населения страны - не затронутое репрессиями беднейшее крестьянство - ностальгирует по временам режима «красных кхмеров». Так, примерно треть студентов назвала Пол Пота самой выдающейся личностью в истории Камбоджи .

    Чрезвычайный трибунал Камбоджи, основанный в 2003 году при поддержке ООН, вёл обвинительные дела в отношении 4 наиболее высокопоставленных чиновников «красных кхмеров» . В отношении Канг Кек Иеу вынесен приговор, он обвинен в убийстве 12 тыс. человек в тюрьме Туол Сленг . Только один из 4 обвиняемых признал свою вину .

    Война с Вьетнамом и свержение режима «красных кхмеров»

    В результате гражданской войны и действий режима «красных кхмеров» страна пришла в упадок. Вскоре разразилась война с Вьетнамом , развязанная «красными кхмерами»: уже в мае 1975 года, сразу после окончания боевых действий во Вьетнаме, они провели первое нападение на вьетнамскую территорию (остров Фукуок) , а в дальнейшем периодически проводили такие нападения, при этом убивая мирное вьетнамское население; например, на острове Тхо-Чу они убили 500 человек .

    В районах, приграничных с Вьетнамом («Восточная зона»), глава зоны Сао Пхим установил особо жестокий режим. В результате поднявшегося в мае-июне 1978 г. восстания он покончил жизнь самоубийством, а его родственники были убиты. Тем не менее, восстание было жестоко подавлено, в ходе репрессий было уничтожено более 100 тыс. местных жителей (включая всю родную деревню Сао Пхима), а уцелевшие участники бежали во Вьетнам .

    Свержение режима Пол Пота вызвало резкое недовольство КНР . После нескольких недель непрерывных пограничных стычек, 17 февраля 1979 г. китайская армия вторглась во Вьетнам. Понеся тяжелые потери, китайцы продвинулись лишь на 50 км вглубь Вьетнама. Через месяц вьетнамо-китайский конфликт завершился. Ни одна из сторон не добилась решающих результатов.

    После свержения вьетнамскими войсками «красные кхмеры», продолжавшие иметь поддержку Китая, вели боевые действия против провьетнамски-просоветского правительства Хенг Самрина - Хун Сена .

    В 1982 г. в эмиграции было сформировано Коалиционное правительство Демократической Кампучии (CGDK ), которое представляло Камбоджу в ООН и других международных организациях вместо как режима «красных кхмеров», так и сменившей его Народной Республики Кампучия. В CGDK входила полпотовская Партия Демократической Кампучии , прозападный Национальный фронт освобождения кхмерского народа экс-премьера Сон Санна и сторонники принциа Сианука из партии ФУНСИНПЕК . Главой «Демократической Кампучии» был Сианук, премьер-министром - Сон Санн, но наиболее многочисленной и главной боевой силой коалиции оставались «Красные кхмеры». Их Национальная армия Демократической Кампучии значительно превосходила Вооружённые силы национального освобождения кхмерского народа и Национальную армию сианукистов .

    Внутренние противоречия и упадок движения

    Несмотря на жёсткую иерархию и репрессии, в руководстве красных кхмеров с самого начала существовали противоречия.

    В 1971-1975 гг. в партизанском движении южных и восточных районов Камбоджи доминировали не красные кхмеры, а союзное им, но существенно более умеренное по своим взглядам движение Кхмер Румдо , поддерживавшее принца Сианука. Их униформа (вьетнамского образца) отличалась от одежды красных кхмеров (чёрного цвета). К 1975 г. движение Кхмер Румдо формально подчинилось красным кхмерам, которые вскоре начали репрессии против их лидеров. Одной из первых жертв стал весьма популярный среди рядовых сторонников Ху Юн , активно критиковавший чрезмерную жестокость; он был убит через несколько месяцев после захвата власти. В сентябре 1976 г. Пол Пот был вынужден уступить пост премьер-министра Нуон Чеа , который, однако, оказался его верным союзником, помог ему подавить путч и через месяц вновь уступил ему должность. В 1977 г. был казнён член высшего руководства Ху Ним .

    Несмотря на разгром фракции Кхмер Румдо, деятели среднего звена продолжили борьбу и стали частью провьетнамского партизанского движения, лидер которого, Хенг Самрин, был поставлен у власти в Кампучии после победы вьетнамских войск.

    На фотографиях жертв тюрьмы Туол Сленг многие из них носят характерную одежду и причёски «красных кхмеров», что также говорит о внутрипартийных репрессиях.

    Иногда слухи о внутренних противоречиях распускались режимом намеренно. Так, несмотря на активную антивьетнамскую политику сразу после прихода к власти, Нуон Чеа удавалось выдавать себя за лоббиста вьетнамских интересов в руководстве «красных кхмеров» и даже получать материальную помощь от Вьетнама.

    Изгнание «красных кхмеров» и образование правительства Хун Сена привело к изменению риторики «красных кхмеров». Без особой огласки были реабилитированы некоторые бывшие жертвы, в частности, Ху Юн , чьё имя стало упоминаться с положительными эпитетами.

    Согласие лидера Кампучии Хун Сена на создание коалиционного правительства при участии ООН и вывод вьетнамских войск из страны привело к тому, что международное признание его правительства возросло, а влияние красных кхмеров стало падать. В конце 1980-начале 1990-х гг. продолжались переговоры между красными кхмерами, правительством Кампучии-Камбоджи и другими оппозиционными силами, в ходе которых красные кхмеры изначально ставили неприемлемые условия. В 1992 году под формальным председательством

Публикации по теме