Биг Будда на Пхукете. Стоит ли посещать храм Big Buddha

Может сидеть или стоять. Правой рукой Будда делает жест варада мудра, если стоит, то держит край монашеского одеяния. Данное изображение демонстрирует альтруистические качества Будды, с ним не связано никаких определённых историй.

Будда в королевском наряде

В этом изображении Будда украшен атрибутами королевской власти (включая корону) и драгоценностями.

У изображения есть несколько вариантов. Во-первых, Будда может стоять, изображая обеими руками делая жест абхайя мудра, или же только правая рука может быть поднят в абхайя мудра, а левая - свободно висеть внизу. Во-вторых, Будда может сидеть в любом из вышеназванных положений. Так или иначе, главной особенностью данного изображения является королевский наряд Будды.

Связанная с изображением история повествует о том, как Будду призвал покровительствовавший ему Король Бимбисара, когда ему угрожал Король Джамбурати из соседнего королевства. Просвещенный находился в бамбуковом лесу и смотрел на вторжение в королевство Бимбисара, а затем явил себя в полных королевских регалиях Королю Джамбурати и продемонстрировал благодетельные силы так, что тот стал его верным учеником и больше никогда не претендовал на территории Короля Бимбисара.

Данный образ в изображении Будды распространился в конце XVI века, когда декоративное и орнаментальное искусство Аюттхайи достигло расцвета. Казалось бы, и религиозная, и художественная ценность образа должны пострадать от чрезмерной красочности наряда. Скорее всего, это было сделано для того, чтобы украсить и смягчить строгое шаблонное телосложение фигуры Будды. Нельзя отрицать изысканность, сложность, красоту замысла и искусность исполнения, однако многочисленные драгоценные камни, украшающие изображение с ног до головы, пожалуй, излишни.

При этом использование королевских регалий, чтобы подчеркнуть божественное происхождение персонажей и усилить впечатление встречаются и в других культурных религиозные традиции, в том числе к католицизме, греческом и русском православии.

В изначальной версии королевские атрибуты исчерпывались короной на голове, однако в итоге покрыли всё тело Будды. Причём наряд бывают изображён в двух вариантах: либо монашеское одеяние, покрытое драгоценностями, либо же полноценный наряд принца. В последней версии выполнены некоторых из самых знаменитых изображений Будды в Таиланде. Среди них, например, так называемый Изумрудный Будда в Ват Пхра Кео в Бангкоке.

Будда ест из котелка для милостыни

Будда только что посвятил в духовный сан сына богача и теперь спокойно ест рис из котелка для милостыни (бат).

Будда ест рисовый пудинг из котелка для милостыни

В левой руке Будды шарик рисового пудинга, а правая рука лежит на котелке. Рис был разделён на сорок девять частей, чтобы его хватило на семь недель.

Будда на Банаспати

Будда стоит на голове Брахмы, а тот, в свою очередь, приклонил колени на спине Банаспати.

В печальных мыслях

Будда стоит, скрестил руки на животе (левая снизу, правая сверху). Под деревом Бодхи Будда занят обдумыванием своих достижений в совершенном знании. Мара искушал его сразу же войти Нирвану, но Будда отказался, желая донести подлинное знание до всего мира.

Взятие савана мертвеца

Будда снял саван с гниющего трупа, отряхнул с него червей, промыл в реке и получил таким образом себе одежду.

Входящий в Нирвану

Будда умер, когда ему было восемьдесят лет, и вошёл в Нирвану.

Дарующий прощение

Будда прощает пришедшего к нему человека, осознавшего неправоту своих поступков. Есть немало вариантов этой позы, среди них, например, Будда стоит, развернув обе ладони наружу, или подняв одну руку (иногда левую, иногда правую) с ладонью, развёрнутой наружу.

Дающий первый закон

Делающий отпечаток ноги

Будду делает отпечаток своей правой ступни. Его символическое значение - движение и распространение Дхармы по всему миру.

Демонстрация чудес семье Сакри

Старейшины семьи Сакри не выразили уважение Будде, когда входили во дворец его отца, и Будда продемонстрировал им свою силу: помимо прочего, он вызвал сильный дождь, который намочил только тех, кто не выказывал ему почтения, а тех, кто относился к нему с уважением, оставил сухими.

Держащий чашу для подаяний

Будда стоит прямо и держит котелок для подаяний двумя руками на уровне живота.

Это поза относится к первому утру в Капилавасту после визита во дворец отца Будды. Родственники Будды были готовы принять в Нигродхараме, но покидая его вечером, ни один из них так и не позвал его на завтрак. А на утро Будда отправился в город, чтобы просить подаяние.

Защищенный Мукалиндой

Огромная змея защищает Будду, капюшон семиголовой кобры поднимается из-за его спины и нависает над головой. Сам Будда, находясь в глубокой медитации, сидит на кольцах змеи, которые служат основанием для изображения. В некоторые случаях Будда может изображаться полностью опутанный кольцами змеи, так, что видна остаётся только голова - к такому изображению привело буквальное понимание художниками истории.

На протяжении 42 дней великий король змей Мукалинда охранял и защищал Будду, погружённого в блаженство и не ведающего, что надвигается ужасная буря. Огромный змей обвил тело Просвещённого семью кольцами, а над головой раскрыл капюшон кобры, чтобы ничто его не помешало. Буря якобы бушевала на протяжении семи дней. Данное изображение было широко распространено в центральном Таиланде, а также пользовалось популярностью среди мастеров Кхмерского и Бирманского иконографического искусства. В Индии напротив - использовалось редко. Таиландские мастера Сукхотайи также предпочитали не обращаться к нему примерно с XIV века. В Таиланде это положение имеет название «Пхра Нак Прок».

Идущий в медитации

Будда шагает, левая лодыжка приподнята, ладони скрещены (левая снизу, правая сверху) на верхней части бёдер. Будда получил исчерпывающее знание и после этого посвятил себя обучению Дхамре страдающих и несчастных людей на всей земле.

Идущий или гуляющий Будда

Будда идёт, слегка приподняв правую ступню над землёй, а левой твёрдо стоя на земле, держа левую руку на уровне груди (даруя просвещение, благословляя всех существ, рассеивая страх), а правая в этом время грациозно и естественно свисает. Тело образует уравновешенную позу, изогнутую в трёх местах - трибханга или S-образную, весьма популярную в индийской скульптуре. Будда собирается произнести проповедь о своём озарении. Фигура находится в динамичном положении, она будто бы замерла в движении, как на видеозаписи, поставленной на паузу. Это символизирует заботу и внимание Будды к каждому действию. Он знает, что больше не переродится.

Изложение великой истины

Обе руки расположены в позиции витарка мудра.

Касание волос

В этой позе Будда поднимает свою правую руку, собираясь вырвать из головы восемь волосинок, чтобы подарить торговцам Тапуссе и Бхалике в качестве реликвий. После просвещения Будда не ел сорок девять дней, а они предложили ему рис, а позже стали его первыми учениками.

Купающийся под дождём

Правой рукой Будда поливает себя дождевой водой.

Во время засухи в Косала, Сравасти народ обратился к Будде за помощью. Увидев страдающий от недостатка воды рис, Будда попросился постирать свои одеяния. По дороге к пруду разверзлись небеса и на землю обрушился ливень, под которым и искупался Будда.

Медитация

Бодхисаттва находится в позе йоги: руки лежат на ступнях, левая ладонь лежит на правой и принимает чашеобразную форму. Глаза смотрят на кончик носа или вовсе прикрыты. Как правило, статую в этой позе выражают блаженное состояние. Это одна из самых популярных поз в Таиланде, там она известна как «острая боль самадхи».

Это позиция изображает важный и героический эпизод, когда Бодхисаттва поклялся не вставать с места до тех пор, пока не достигнет просвещения и не получит высшее знание. Он стремится найти причину страданий и возможность отказа от них и в процессе поиска становится Буддой. Вступив в самый глубокий этап погружения в мысли - дхьяну, состояние полного спокойствия, в котором отсутствуют как боль, так и радость, он достиг полного и окончательного просвещения.

По тайской традиции, Будда в состоянии медитации больше всего подходит людям, родившимся в четверг. Они чаще всего становится судьями, юристами и учителями.

Медитация в алмазной позиции

Будда находится в позиции закрытого лотоса, подошвы его ступней вывернуты наверх, при этом ноги плотно перекрещены, а руки лежат на коленях.

Особой популярностью эта поза пользовалась на севере Таиланда, в ней были выполнены статуи, найденные вокруг Чиангсьен.

Наставление пяти учеников

Будда сидит в позе йоги, расположив руки в положении обучения мудра. Всего есть четыре варианты позиции, которые отличаются использованием рук. Во-первых, Будда может изображаться с левой рукой, лежащей на колене, и с правой, расположенной на уровне груди в положении витарка (большой палиц соединён с указательным, другие пальцы слегка согнуты и направлены вовне). Во-вторых, Будда может быть изображён в дхармачакра мудра («вращающий колесо закона»), в процессе произнесения первой проповеди перед пятью учениками. В-третьих, он может просто сидеть в состоянии медитации. В-четвёртых, может изображаться с поднятой правой рукой, чем привлекает внимание учеников и призывая их приблизиться.

Достигнув просвещения, Будда оставил Бодх Гайя и отправился на поиски пяти аскетов, с которыми он провёл шесть лет. Он поделился с ними новообретённым знанием в Дхаммачакра Паваттана Сутта. Здесь он объяснил им «Средний Путь», Четыре Благородных Истины и доктрину Восмеричного Пути, основу всех форм буддизма. Друг Будды Конданна с радостью принял это знание, а затем убедил четырех других - Ваппу, Бхуддйю, Маханану и Ассаджу.

Обдумывающий старость

Будда находится в отдыхающей позиции (позе открытого лотоса): его руки расположены на коленях ладонями вниз.

В последний год жизни Будда проводил сезон дождей в Велуване, роще на пике Раджагриха Вултурес, принсённой в дар Королём Бимбисара. К тому моменту ему было восемьдесят лет, он был тяжело болен, но героически переносил свою болезнь. Более того, она служила ему темой для проповеди о скоротечности жизни. Он рассказывали про старика Ананда, который сравнивал своё тело с повозкой, которую нужно чинить с помощью ремней и бамбука, и настаивал на неизбежности старости и смерти для всего сущего.

Обучение матери в небесах Таватимса

Объединение четырёх котелков для милостыни

Стражи четырёх направлений явились к Будде и предложили милостыню, каждый в своём котелке. Будда не хотел выказывать никому из них предпочтения, поэтому объединил все четыре котелка в один.

Останавливающий Мару

Бодхисаттва находится в позе йоги, левая рука лежит на колене, правая поднята, будто бы для отражения атак трёх дочерей Мары. У этой позиции есть два разных варианта. Один - сидя, с левой рукой на подоле, а с правой - на уровне груди (как в абхайя мудра), как бы запрещая дочерям Мары соблазнять. Второй - позиция медитации, когда обе руки лежат на коленях.

Также у этого изображениея есть и две разных интерпретации. Первая соответствует отражению Бодхисаттвой атаки дочерей Мары. Вторая отсылает к моменту, когда Бодхисаттва пребывал в блаженстве под деревом Баньян, а сам Мара искушал его сразу войти в Нирвану. Однако Бодхисаттва отказался, сказав, что время для этого ещё не время, потому что люди ещё не получили учение, а праведный образ жизни пока не распространился.

Удерживающий родственников от вражды

Будды стоит, его правая рука находится в положении абхайя мудра, а левая свешивается вниз, при этом слегка касаясь одежды.

Изображение отсылает к эпизоду, когда Будду после трёхмесячного отсутствия вернулся из небес Таватисма и остановил вражду родственников его отца и матери из-за права собственности на участки реки, которая протекала между их владениями. Родственники договорились и мирно поделили участки и, при посредничестве Будды, прекратили противостояние.

Остановка статуи из сандалового дерева

Будда стоит, правая рука висит вдоль тела, а левая поднята, чтобы остановить своё изображение из сандалового дерева от приближения. Внушительное изображение этой позы находится в парке Пхуттхамонтон в провинции Накхон Патхом. Там этот жест соединён с движением идущего. Ещё одна скульптура из Аюттхайи, древней столицы Сиама, сейчас находится в Бангкоке, в восточном вихарне Ват По.

Эту позицию можно случайно спутать с «Удерживанием родственников от вражды», но это разные позы.

По легенде, пока Будда в течение трёх месяцев пребывал в небесах Таватимса и проповедовал там для своей матери, на вершине горы Меру, что находится в центре вселенной и где обитают тридцать три бога, отвечающие за благосостояние людей, Король Удаяна создал изображение Будды из сандалового дерева и поместил в большом холле в саде Джетавана в Шравасти, на месте, где обычно сидел Будда. Когда же настоящий Будда наконец-то возвратился, статуя чудесным образом ожила и приветствовала его. Однако Будда левой рукой остановил деревянное изображение и приказал ему вернуться на место, дабы служить образцом для будущих статуй, которые будут делать после его смерти.

Отдыхающий или Спящий Будда

Будда лежит на правом боку, его ступни и правая рука лежат параллельно друг другу. Его монашеские одежды традиционно открывают правое плечо, которое в этом изображение, как правило, лежит на подушке. При этом левая рука находится параллельно телу, а левое плечо закрыто.

В индийское традиции эта положение Махапариниббана - окончание жизненного пути Будды и вхождение в нирвану. Однако в Таиланде после Сукхотайского периода его воспринимают иначе. Там такое положение означает, что Будда просто отдыхает. Кроме того, опять же, согласно индийской традиции, изображение фигуры в лежачем положении должно быть таким же, как и в стоячем, только горизонтальное. Этим объясняется наличие «летающей полы» у монашеской робы, что создаёт «неземное» впечатление.

Открывающий мир. Соединяющий три мира: Небеса, Землю и Ад

Спустившись с небес Таватимса, Будда сотворил чудо: он объединил три мира - Небеса, Ад и Земли, и обитатели каждого из них смогли видеть друг друга.

Отстранение Ваккали

Левая рука Будда лежит на коленях, а правой он совершает жест отстранения.

Брамин Ваккали впечатлился внешним видом Будды, однако Будда сказал ему, что не внешности и физическому состоянию не следует уделять внимания, ибо рано или поздно они померкнут и придут в упадок, вместо этого должно следовать дхарме.

Первая проповедь

Будда явился в Парк Оленей в Исипатана около Бенареса, где прочитал свою первую проповедь Пяти ученикам.

Повелевающий водами или Останавливающий Океан

Будда стоит, обе ладони подняты, будто он пытается что-то оттолкнуть. Поза похожа на «Возвращение из небес Таватимса» с двойным витарка мудра, но путать их не следует.

В Таиланде эта поза называется «Останавливающий Океан или Предотвращение Поднятия Вод», но при этом происходит она от наводнения в Сахарам, который находится на берегу реки в Индии.

Будда явился в лагерь Казуара, где находилось около тысячи огнепоклонников и попросился на ночлег. Его поселили в ветхом домике на берегу реки, который часто затапливало. Чтобы предотвратить это, Будда заставил воды утихнуть и так показал Казуару и его сторонникам истинный путь.

Подчиняющий Мару или Призвание Земли как свидетеля

Будда сидит в позе йоги, держит левую руку на своей ступне, ладонь повёрнута кверху. Правая рука расположена на колене и показывает на землю, иногда слегка её касаясь.

Это поза, также известная под названием «Призвание Земли как свидетеля», наиболее популярна в Таиланде. Мара со своей ордой искушал Бодхисаттву: демоны сулили ему власть, богатство и плотские утехи. Однако Будда презрением отверг их все и продолжил размышления. Это отторжение Мары символизирует победу над собой.

Показывающий на труп

Будда на три дня задержал кремацию трупа, он хотел, чтобы люди смотрели на него и раздумывали о скоротечности жизни и временности их пребывания в этом мире.

Получающий воду

По дорогу в Капилавасту Будду одолела болезнь. Он обратился к Ананде с просьбой принести немного воды из ближайшей реки. Однако в тот день через реку уже переехало множество телег, так что вода была невероятно грязной и едва ли пригодной для питья. Но когда Ананда зачерпнул воду, она оказалась чистой.

Получение связок травы

Как-то вечером после ужина Бодхисаттва получил от брахмана Соттхия восемь связок срезанной травы. На этой траве Будда смог удобно устроиться под деревом Бодхи в Бодх Гая.

Посвящение в духовный сан первого ученика

Упатисса и Колита прошли посвящение в духовный сан, получив при этом высший ранг.

Предсказывающий

Призвание Земли в свидетели или Подавление Мары в хрустальном дворце

Призывающий Дождь

Будда стоит, его правая рука расположена на уровне груди, в положении витарка мудра, и будто бы призывает дождь, а левая ладонь собрана в горсть, будто прося подношение, в неё должна собраться дождевая вода. В некоторых вариантах позиции Будда может сидеть с перекрещенными ногами (положение рук сохраняется). Стиль одежды может быть либо кандагарский, либо северо-западной Индии: монашеское одеяние спадает симметричными волнами. Ступни поставлены естественно, не так формально, как обычно бывает у других тайских статуй того же времени.

Эта поза набрала популярность в Дваравати монского периода. Сидячий варианта был создан по приказу короля Рамы I, с тех пор это изображение использует в процессии пахотного фестиваля в середине мая. Стоячий вариант ввёл Рама V.

Принимающий манго

Будда сидит в положении йоги и держит манго в правой руке, рука лежит на колене.

Когда Будда был в Велуване, некие люди потребовали, дабы он явил им чудо, тем самым доказав своё могущество. Тогда Будда взял плод манго и выжал его в котелок, сок выпил, а косточку посадил в землю, из которое немедленно выросло огромное дерево и тут же начало обильно плодоносить.

Принятие рисового угощения от Суджата

Будда сидит в положении медитации, его ладони открыты и вывернуты наружу. После того, как Бодхисаттва понял, что умерщвление плоти не являются путём к просвящению, он принял еду от Суджата, закончив тем самым свой экстремальный аскетизм. После этого он оставил в Урвеле отшельников, с которым прошёл этот путь, а сам отправился в Бодх Гая.

Принятие чернильного орешка

Маленький чернильный орешек Будда держит в правой руке.

На седьмую неделю после просвещения Будда сидел под деревом Кет. В этот момент Индра предложила ему чернильный орешек.

Приручение дикого слона Налагири

Будда стоит, его права рука находится на уровне талии, ладонь повёрнута вниз. Некий недоброжелатель направил к Будде своего слона Налагири, дабы тот нанёс ему вред. Однако Будда его приручил.

Продевание нитки в иголку

Обе руки Будды находятся перед его грудью, он сосредоточен на продевании нитки в иголочное ушко.

Будда изготавливает одежду из лохмотьев, снятых с мертвеца. Занимаясь этим делом и концентрируясь на пронизывании, он получает озарение, которое приводит его к пониманию последней из Четырех Благородных Истин - Восьмеричного Пути.

Проповедующий Ангулимале

Ангулимала был бандитом и серийным убийцей, который должен был заплатить своему наставнику долг - тысячу пальцев правой руки. Чтобы выплатить этот долг, он убивал невинных отсекал их пальцы и делал из них гирлянду. Но однажды в лесу ему повстречался одинокий Будда. Убийца достал меч и побежал за ним, но несмотря на то, что Будда шёл медленно, Ангулимала никак не мог его догнать. Когда разбойник начал выбиваться из сил, он крикнул Будде, чтобы он остановился, но что тот ответил: «Я уже стою, Ануглимала, и всегда стоял. Поскольку я милосерден ко всему живому, а ты - беспощаден. Поэтому я стою, а ты всё ещё нет». После этого Анлугимала бросил свой меч и получил благословение Будды.

Проповедующий отцу

Будда, проповедующий в последний раз

В последний день жизни Будды Ананда по его приказу пошёл в город, дабы нести его слово народу. Путешественник иной веры по имени Субхадда пришёл к Будде, чтобы задать несколько вопросов. Будда разъяснил ему, что достигнуть просветления вне буддизма невозможно. Субхадда проникся его идеями и даже решил стать монахом. Хотя для последователей других религий, как правило, существует «испытательный срок» перед вступлением в сан, но для Субхадда сделали исключение, и он немедленно стал последним прямым учеником Будды.

Прощание с Весали

Будда стоит, смотрит через правое плечо (иногда - через левое), держит правую руку на животе.

Оправившись после болезни, вызванной заражённой свининой, Будда решает навсегда покинуть Весали. Зная, что больше не вернётся, он смотрит на город в последний раз.

Пускание пустого котелка для милостыни по воде

Съев все сорок девять порций, на которые Бодхисаттва разделил рис, он отпускает опустевший котелок для милостыни плыть по реке Неранджара. В случае если котелок не утонет, а поплывёт против течения, то это знак, что Будда достигнет просвещения. Если котелок поплывёт против течения и не утонет, это будет означать, что просвещение достижимо для Бодхисаттвы.

Путешествие на корабле

Будда располагается сидя, причём в так называемом западном положении, также известном как европейское. У изображения может быть два варианта. В одной руки опираются на колени, в другом правая рука находится на уровне груди, а её ладонь развёрнута наружу.

Достигнув просвещения, Будда собирался посетить отца, однако для этого ему понадобилось пересечь реку.

Разъяснения предзнаменований

Правая рука Будды расположена на колене, ладонь повёрнута. При этом левая рука находится на уровне груди, а ладонь её повёрнута наружу.

Будда сообщал Ананде, что в его силах продлить ему жизнь, если тот попросит. Однако Ананда дважды отверг предложение Будды, так как попал под влияние Мары. Тогда Будда отправил Ананду прочь и сделал ему предсказание, что он неминуемо умрёт и войдёт в Нирвану.

Рассматривание пищи в котелке для милостыни

Спустя восемь дней после становления Бодхисаттвы монахом, местный правитель впервые дал ему пищу.

Решение войти в Нирвану

Будда держит правая руку на груди.

Будда погружён в размышления о собственной старости и близости и неизбежности смерти. Он принимает решение войти в Нирвану в ночь полнолуния, за три месяца до своей смерти.

Решение стать монахом

Несмотря на усиленную охрану, Сиддхарта покидает дворец в Капилавасту верхом, в сопровождении его возничего Чандаки.

Спускающийся с небес

Индра создал три лестницы, соединившие небо и землю. Одну для себя, вторую для Будды, третью для брахманов.

Стоящий Будда

Глаза Будды опущены, сам он стоит, свесив руки вдоль тела.

Эта поза Будды свидетельствует о его полной уверенности в своих действиях.

Уединение в лесу

Будду утомили монахи Косамби, разделившиеся на две группы и утратившие гармонию, и он предпочёл уединение в собственном лесу.

Здесь на него обратил внимание слон Палилайка и предложил Будде напиться воды, в то время как обезьяна принесла ему улей с медовыми сотами.

Указывающий на Мару

Правую руку Будда держит согнутой в локте, её ладонь направлена наружу, а указательный палец показывает вверх. Левая рука свободно висит вдоль тела.

Будда посетил недавно умершего и указал на Мару, осматривающегося в облаках в тщетной надежде поймать дух покойного.

Умерщвление плоти

Худой и истощённый Будда сидит в позе для медитации. Целых шесть лет он практиковал крайний аскетизм и был на грани гибели от истощения. Однако в итоге он осознал, что между крайним аскетизмом и мирским существование есть и «средний путь».

Чудо в Сравасти

Будда сидит в «европейской» манере, будто бы на стуле. Ноги слегка расставлены, правая рука расположена на уровне груди и сложена в положение витарка мудра (большой палец соединён с указательным, остальные слегка согнуты), левая - лежит на колене. При этом ступни Будды опираются на лотос. Кроме того, в некоторых случаях Будда может изображаться в стоячем положении.

Чудо в Сравасти - это проявление могущества перед неверующими, дабы убедить скептиков и представителей всяческих религиозных сект. Будда показал им свой небесный ореол и явил себя самого в возвеличенной форме, что сопровождалось бурями с громом и молниями и землетрясениями. Также Будда сотворил самого себя, сделав Двойное явление.

Биг Будда — самая популярная смотровая площадка на Пхукете. Статую Большого Будды видно с пляжей Ката и Карон, с района Чалонг и даже немного из центральной части Пхукета. Все туристы стремятся попасть на Биг Будду. Вход бесплатный. Однако, добраться без своего транспорта проблематично, так как Большой Будда расположен на горе. Стоит ли сюда ехать?

Биг Будда, Пхукет, Таиланд

На Биг Будду приезжают со всего Пхукета. Каждый турист считает свои долгом посмотреть храм Большого Будды. В в соцсетях каждый день люди договариваются скинуться на такси до Биг Будды от Карона, Каты и Патонга. Но при этом толпы не чувствуется, места на смотровой площадке много.


Big Buddha Phuket

Вход свободный, парковка бесплатно. При посещении храмового комплекса Big Buddha соблюдайте дресс код. Требуется одежда с закрытыми плечами и коленями. При входе на территорию бесплатно напрокат выдают платки или юбки, если у вас слишком короткая одежда.


Храм Большого Будды на Пхукете

У подножья статуи большого Будды установлены золотые деревья. Туристы могут написать пожелания на золотом листочке на любом языке и прикрепить к дереву. Это ничего не означает. Вы сами можете наделить любым смыслом этот процесс, поверить в него, тогда обязательно произойдет желаемое.

Большой белый Будда установлен на приподнятой площадке. Что внутри Будды? Не совсем понятно. Повсюду стройка и ремонт. Небольшой алтарь и несколько религиозных статуй. Проход под статуей Big Buddha свободный. Обувь снимать не нужно.





Вид со смотровой площадки Big Buddha viewpoint не впечатлил почему-то. До Биг Будды мы уже посмотрели , и . Вот такой вид открывается с основной смотровой площадки.



С другой стороны также есть несколько обзорных точек.

Небольшое видео со смотровой площадки Big Buddha Hill:

На выходе все проходят через сувенирный магазин, который перетекает в буддийский храм. В этом храме туристов особенно интересует повязывание красной ниточки на руку. Смысла в этом никакого нет, но считается, что это на удачу и исполнение желания. Монах бесплатно привяжет вам веревочку, а вы в это время загадываете желание. Не забудьте оставить чаевые 20-50 бат, которые нужно положить в коробочку рядом. Снимать нитку не надо, дождитесь, когда сама отвалится. В наш приезд монахи читали мантры и нитки на руку никому не привязывали.

Сняли коротенькое видео с буддийскими монахами:

Биг Будда отзывы

Доехать на смотровую площадку Биг Будда на Пхукете можно на байке или на машине. По пути видели несколько раз туристов, которые идут пешком в гору. Мы не советуем так напрягаться. Я думаю, оно того не стоит, если вы не буддист. А также, если вы не первый раз в Таиланде (в Азии), то ничего нового вы здесь не увидите, можно смело пропускать эту достопримечательность. Я не понимаю, чем вызван такой ажиотаж вокруг Большого Будды на Пхукете. Что не понравилось:

  • Туристов много в любое время суток. Но хорошо, что пространства большие и тесноты нет.
  • Повсюду строительные работы, ощущение недостроенности. По информации из интернета, строительство ведется на пожертвования, поэтому так долго.
  • Вид со смотровой средненький. В ресторане , на смотровых и лучше вид.
  • Если бы потратились на такси (500 бат в одну сторону), то были бы разочарованы.

Биг Будда на карте

GPS Координаты: 7.827357, 98.312817

Как мы готовимся к поездке

  • Сначала покупаем билеты на Aviasales
  • Далее снимаем отели через Booking , а квартиры на Airbnb
  • Затем делаем страховку на Cherehapa
  • Трансфер из аэропорта через сайт KiwiTaxi
  • Банковская карта - Тинькофф (снятие за рубежом без комиссии, можно сделать счет в долларах и получать кэшбэк в валюте)

В нашем списке достопримечательностей Таиланда прибавился ещё один пункт, который называется… «Будда сидящий». Или, наоборот, «сидящий Будда» (что, в принципе, один хрен). Он, действительно, сидит, выглядит очень импозантно и возвышается в относительно новом монастыре. Об этом монастыре мы ничего прочесть не смогли. В русской прессе информации о нём практически нет. Из чего мы делаем вывод, что монастырь этот строение относительно новое. Народ попросту ещё не привык к его существованию. Хотя, сказать определённо довольно трудно. Монастырь, тем не менее, выглядит очень успешным.


Очень успешный он по следующим причинам. Во-первых, он сплошь золотой. То есть покрыт золотой краской. Эта краска, конечно, не из чистого золота. Хотя, может и из чистого… Короче, мы не знаем, из какого золота сделана эта краска.

Во-вторых, вся поверхность внутри монастыря забетонирована. Забетонированы даже те дорожки, по которым монахи ходят побриться и помыться. Абсолютно всё забетонировано. Но забетонировано со вкусом… Здесь мы вынуждены признаться, что тайские дела повлияли на наши вкусы. И то, что раньше казалось нам безвкусицей, теперь кажется «вкусицей». В смысле – выглядит очень даже ничего.

Ну, и в-третьих – в храме на момент нашего посещения не было ровным счётом никого. Кроме, понятное дело, самих монахов. А так – пустота и безмятежность. Хотя были мы там вчера – то есть в субботу, между четырьмя и пятью часами вечера.

Вот так мы осваиваем Паттайю… Да, кстати, храм находится недалеко от Третьей улицы. То есть практически на ней – метрах в пятидесяти от движущегося транспорта. И стоит он довольно давно. Мы кое-что заметили – когда осматривали храм. В смысле – монастырь, конечно. Но говорить об этом пока не решаемся. Но всё равно – очень здорово, что мы нашли этот выдающийся золотой храм. Будет время – сходим помедитировать… Если научимся медитировать, конечно. Или молиться. Тут я не очень понимаю (как человек абсолютно неверующий), что и как надо делать, чтобы не рассердить их бога. Но с другой стороны, Будда – это не бог. Это и есть человек. Поэтому ему молиться бесполезно. С ним нужно медитировать.

«Сидящего Будду» мы посетили вчера вечером. Но перед этим доехали до Бички на тук-туке. Сошли с тук-тука возле шестой сойки. И направились по дороге в сторону Второй улицы – по этой самой сойке. И внезапно угодили… в проституцкий район.

Мы очень давно живём в Паттайе. Помнится, в первый год я даже водил людей по «Уокин стрит», рассказывая им о достопримечательностях этой улицы. Потом водить перестал. И сейчас вообще не слежу за тем, что там происходит.

Паттайя для нас сонный городок, который несколько оживает ближе к вечеру – когда начинается торговля. Но в этот раз мы поняли, что наши впечатления обманчивы. Что Паттайя была и остаётся «раем для мужчин». Так это принято называть. И что у властей возникли серьёзные проблемы – раз они намерены искоренить проституцию в Паттайе. Проституцию они, конечно, искоренят. Но как быть с деньгами?

О деньгах мы размышляли всё то время, что продвигались по сойке. В это время в самих барах и ресторанах шестой сойки было очень и очень жарко. Не в смысле – погоды, а в смысле – настроения. Здесь собрались десятки (если не сотни) девушек. Причём, одна страшней другой… В смысле – красивей, конечно. Но мне их небесная красота казалась страшней атомной войны.

Они дружно шумели, призывали народ, окликали мужчин. Некоторые из них кидались на мужиков и целовались с ними. Причём, они делали это без разбору. Но на меня, правда, не кидались. Когда я смотрел на них – они отводили взгляды и замолкали.

Особое впечатление эта улица оказала на Юлю. Она (бедная) шла, потупив взор… Нет, шла нормально. И даже посматривала по сторонам. Но ей было не особенно комфортно. Как, собственно, и мне.

Мы быстро прошли эту сойку. Перешли Вторую улицу. И углубились в другую сойку – уходящую к развилке дороги (рядом с магазином «7-eleven»). Здесь девушек не было. Здесь не было и людей. Одни дома – гостиницы, отели, гестхаузы и апартаменты. И все абсолютно пустые.

Настроено в Паттайе – видимо-невидимо. Жилья столько, что оно стоит, практически, пустым. И в высокий сезон, и в низкий. Но вот незадача – в низкий сезон жильё не сдаётся. Не сдаётся оно и в высокий сезон. Оно вообще никогда не сдаётся. На что живут местные отели?

На что они живут – остаётся для нас великой тайной. Денег нет вообще. Никаких, ни копейки, ни полкопейки. И эти дома некоторое время постоят-постоят, да и сносятся. И на их месте строится новый отель – ещё более роскошный. И снова начинается та же тягомотина. Снова этот отель никому не нужен.

Хотя, в былое время всё было иначе. Во всяком случае – нам так казалось. Был русский человек, были туристы. И спрос на жильё, в принципе, удовлетворялся.

Помнится, раньше мы ходили по населённому району и искали место, где могли бы снять дом или квартирку. И ничего не находили.

Сейчас примерно то же самое. За тем исключением, что домов пустых полно, а квартир – ещё больше. Они тоже не сдаются, но по иным причинам. Их некому сдавать. Просто некому. А так – сдавались бы наверняка за хорошие деньги. Тысяч за пять-шесть (в месяц) – точно. Но нет желающих. Совсем нет.

Между тем – на улице стоит высокий сезон. И желающих посетить Таиланд на удивление много. Люди каждый год приезжают сюда, останавливаются в одних и тех же отелях. Ходят в одни и те же магазины. И не обращают внимание на расстраивающуюся Паттайю.

На неё не обращают внимание и те люди, которые здесь живут. Паттайя строиться. И является средоточием разврата и порока. Но не всегда. Для некоторых людей (например, для нас) Паттайя – обычный город. Проституток мы здесь не встречаем. И видеть их среди местных людей мы не осмеливаемся. Кто мы такие, чтобы считать ту или иную женщину проституткой? Ничего подобного! Это обычные люди, которые вечерами возвращаются со своей работы, готовят еду, кормят своих детей.

Какие проститутки? Кто эти весёлые женщины? И весёлые ли они? Мы не знаем. Ничего не знаем о них. Это – отдельная вселенная. Человечество, живущее свою жизнь, которая находится за гранью наших жизней.

Мы не конфликтуем. Мы не предъявляем им каких-то требований. Мы просто живём рядом с ними. И наблюдаем, как они уживаются со своими пороками.

Следует заметить – хорошо уживаются. Вот, к примеру, одна женщина, подсевшая однажды в наш тук-тук. Она была не одна. С ней было двое детей – мальчик лет семи и десятилетняя девочка. И подруга примерно её же возраста. Самой женщине было… ну, скажем, лет двадцать восемь. Примерно так – если считать, что замуж она вышла очень рано.

Когда эти люди зашли в тук-тук, с девочкой случилась неприятность. Она посмотрела на меня. И… онемела. У неё, буквально, отнялись ноги. И она повалилась на землю.

Её подхватила эта женщина. И, ни слова не говоря, поставила на обе ноги. Девочка разблокировала свою поступь. И еле-еле продвинулась вперёд – в буквальном смысле упав на свободное сиденье.

Я сразу понял, что случилось. Девочка жутко застеснялась меня. Она так застеснялась, что не смогла произнести ни слова. Застеснялся и парень. Но он был ещё маленький, чтобы забыть о своих ногах. Поэтому он взобрался в тук-тук. И сел, отвернувшись от меня.

Впрочем, по дороге он несколько раз оглядывался и подолгу меня рассматривал. Похоже, что его донимал вопрос – как я живу со своей бородой. Как она мне не мешает (если не мешает). И как я борюсь со своими кудрями (если борюсь).

У его сестры реакция была совершенно иная. Она смотрела на меня во все глаза. И когда им пришлось остановить машину и сойти на землю, она радостно взбрыкнула, вскочила со своем места. И с маху вклеилась в перегородку, до которой, кстати, не доставала.

Мы проводили эту группу взглядом. Женщина напоследок мне улыбнулась. Мол, вы же понимаете – дети. Что с них возьмёшь? И я улыбнулся в ответ. Очень красивая женщина. Совершенно деревенская, но красивая. Прямо – настоящая миниатюрная куколка… На взгляд Юли – то же самое. Эти люди для нас недоступны. Они представляют само совершенство – без понимания сути их слов и действий. Нам этого попросту не требуется – понимать их действия. Зачем, если они живут так столетиями и тысячелетиями? Нам надо у них учиться. И – только.

Я вспоминаю эту женщину и её детей с благодарностью. Но совершенно не понимаю – почему я должен считать её проституткой? Где стоит эта проба? Нет её, совершенно нет. Это обычная женщина с обычными заботами. И у её утончённого лица нет и тени сомнения в том, что она зарабатывает чем-то не тем. Всё нормально – считает она. Я зарабатываю не так много, но вполне достаточно для себя и своих детей. Вот так…

А мы вчера прошлись (в очередной раз) по запруженной транспортом улице. Понаблюдали пустые отели. Потом заглянули в храм и осмотрели его. И после этого направились в «Биг-Си Экстра» на Центральной улице.

Здесь мы купили всё, что планировали (между прочим, купили фасоль, которую сегодня пытаемся варить). И из магазина вышли на боковую улицу, чтобы по ней пройтись до Сукхумвита. Здесь, на перекрёстке Северной улицы и Сукхумвита, мы планировали остановить машину и доехать до дома. Очень хороший получается маршрут – если не считать того, что сегодня (то есть вчера) была суббота. И мы могли до дому не доехать.

Ну, не доехать, так не доехать. Тогда дойдём пешком – решили мы. И направились по дороге к Северной улице.

Но всё получилось именно так, как мы и планировали. Мы спокойно дошли до Северной – послушав по пути далёкий гром. Дождя, тем не менее, не было. Но были облака, которые, впрочем, разошлись ближе к вечеру.

Мы дошли до перекрёстка. Пропустили все машины. И перешли Северную улицу. А тут видим – наш тук-тук. Мы в него сели. Точнее – встали, поскольку сесть было негде. Но очень быстро устроились оба на сиденье – поскольку тайцы молодцы, всегда уступают место двум уставшим фарангам. То есть нам.

July 6th, 2012

Есть такие объекты в мире, о которых вроде бы все знаешь, которые неоднократно видишь на фотографиях, но все равно, встречая очередной раз интресное изображение - восхищаешься тем людям, которые это делали.

Давайте еще раз посмотрим и почитаем об этой всемирноизвестной статуи Будды.

В китайской провинции Сычуань близ города Лэшань в толще скалы высечена гигантская скульптура Будды Майтрейи. На протяжении 1000 лет лэшаньская статуя высотой 71 метр удерживала первую позицию в рейтинге самых высоких монументов мира. По мнению древних зодчих, великое должно найти воплощение в гигантских размерах, ведь Майтрею почитают все школы буддизма. Майтрея — это грядущий Учитель человечества. Рано или поздно он появится на Земле, достигнет просветления и будет проповедовать дхарму — путь благочестия. Статуя Будды в Лэшане — одна из самых древних в мире. Она установлена в том месте, где сливаются три реки, встречные воды которых создают опасные водовороты.



Как гласит легенда, монах Хай Тун решил умилостивить стихию, вырубив в скале скульптурный образ верховного божества. Много лет монах странствовал по городам и сёлам, собирая деньги на сооружение статуи, и в 713 году начал строительство. Хай Тун умер, когда изваяние Будды было изготовлено лишь до колен, но он успел достичь своей благородной цели.


Вырубая статую в скале, рабочие выбрасывали каменные осколки в реку, вследствие чего частично засыпали водные потоки. Таким образом, получилось, что Будда укротил бурный нрав реки. По преданию, когда местный властелин потребовал от Хай Туна передать ему пожертвования, собранные на строительство статуи, тот ответил: «Лучше я выколю себе глаза, чем отдам сокровища Будды». Вскоре правитель явился к монаху за деньгами, но он выхватил нож и исполнил клятву, лишив себя глаза. Растерянный вымогатель отступился. После смерти монаха его дело продолжили правители Сычуани, и через 90 лет, в 803 году изваяние Просвётленного было закончено.

Статуя Будды в Лэшане — воплощение мироздания. Гигантский, 70-метровый Будда сидит лицом к водным просторам, положив руки на колени. Его огромная, 15-метровая голова высится вровень со скалой, а стопы упираются в реку. Уши Будды (каждое — по 7 метров) вырезаны из дерева и искусно присоединены к каменному лицу. Просветлённый «одет» в каменную тунику, складки которой отводят дождевые воды, препятствуя растрескиванию горной породы.

В стенах, окружающих статую, высечены каменные изображения 90 бодхисаттв — духовных наставников людей. В изголовье великана установлена пагода и разбит храмовый комплекс с парком. На фоне монумента зрители кажутся крошечными насекомыми.


Поток туристов, словно пчелиный рой, окружает со всех сторон голову Будды и каскадом спускается вниз по скале к его стопам. На любом из пальцев ног гиганта (длина пальца — 1,6 м) может усесться небольшая группа туристов. Каждый зритель пытается найти самую удобную точку для обзора, но вынужден осматривать изваяние лишь в боковом ракурсе. С вершины скалы виден беспристрастный лик Просветлённого, тогда как его ноги и тело скрываются под уступом. Внизу всю панораму занимают колени Будды, над которыми где-то в вышине проглядывает гигантское лицо.


Изваяние не создано для созерцания: в буддизме всё мироздание есть не что иное, как тело Будды (Буддха-кайя) или тело Истины (дхарма-кайя), и оно непостижимо с помощью чувств или ума. Но именно дхарма-кайя связывает человека с истинно сущим, позволяя ему достичь чистейшего и высочайшего состояния «надмирного» бытия. Как говорили в Китае: «Мы обретаем Совершенное Просветление, когда сердце сливается с основанием каменного монумента». Интересно, что в эпоху средневековья тело Будды было скрыто под 13-ярусным храмом-теремом, но эта постройка сгорела во время пожара.

Большой Будда впечатляет не только своими размерами, но и своей выразительностью: облик гиганта буквально дышит благородством, величием и добротой.


Будда Майтрея в Лэшане — усмиритель водной стихии.

Внутри скульптурного произведения искусно проведена водоотводная конструкция, которую со стороны практически невозможно заметить. Гроты и канавки, спрятанные в складках одежды, на руках, голове, груди Будды, выполняют функции водоотводов и защищают скульптуру от выветривания и разрушения.


Наверху, на самой горе, в изголовье Будды находится пагода душ высотой в 38 метров, а также храмовый комплекс и парк. На стенах вокруг гиганта выдолблены изображения Бодхисаттв (их более 90) и многочисленные изображения Будды.


Майтрея считается грядущим воплощением Великого Учителя человечества, и его почитают все буддийские школы, веря, что однажды он появится на Земле, обязательно достигнет просветления и станет проповедовать людям путь благочестия - дхарму.


Статуя Будды в Лэшане установлена в месте слияния трех рек. Когда-то их стремительные потоки, встречаясь, вили бурные и опасные водовороты. По легенде, буддийский монах Хай Тун, видя это, решил усмирить стихию, изваяв гигантскую скульптуру Учителя в прилегающем горном ущелье.

Сейчас, приехав в Лэшань, любой турист может полюбоваться впечатляющим изваянием. Лицо Будды Майтрейи обращено к реке, гигантские руки сложены на коленях; его 15-метровая голова достигает вершины скалы, а огромные ноги (длина пальцев около 1,6 м) почти упираются в реку. Вырезанные из прочного дерева 7-метровые уши Учителя искусно подогнаны к каменному лицу. Будда одет в тунику, по тщательно вырезанным каменным складкам которой во время дождя стекает вода, препятствуя разрушению скальной породы.

В изголовье колоссального монумента выстроен храмовый комплекс с небольшим парком, а в окружающих статую скалах высечены изваяния 90 бодхисатв - духовных наставников человечества.

В эпоху Средневековья скульптура Будды была скрыта под выстроенным над нею 13-ярусным храмом, но эта постройка была уничтожена пожаром, и теперь, как и прежде, скалы являются единственными стенами для гигантского изваяния.

Что интересно, полностью охватить взглядом статую Будды в Лэшане почти невозможно: сверху открыт беспристрастный лик, но ноги скрываются под горным выступом, а снизу ноги можно рассмотреть превосходно, зато лицо статуи почти полностью закрывают огромные колени. Самый лучший ракурс - сбоку, но и он не позволяет в подробностях разглядеть весь монумент.

Такая особенность придана скульптуре совсем не случайно. Она прекрасно согласуется с буддийской доктриной мироздания, согласно которой весь мир - это тело Будды (Буддха-кайя) или же тело Закона (Дхарма-кайя), которое с точки зрения чувств и ума является непостижимым. Поэтому статуя Будды в Китае не предназначена для разглядывания. Будучи материальным воплощением Дхарма-кайи, она связывает людей с истинно сущим, позволяя им достичь особого состояния чистейшего надмирного бытия, что, как считают буддисты, является подлинной целью жизни каждого человека. По этому поводу китайцы говорят следующее: «Мы обретаем Совершенное Просветление в тот момент, когда наше сердце сливается с основанием каменного изваяния».


И уж можно точно быть уверенным, что в этой статуе отсутствуют

Пагода Лонг Шон считается самым большим буддийским храмом Нячанга и одной из основных его достопримечательностей. Знаменита она, прежде всего, огромной белоснежной статуей сидящего в цветке лотоса Будды. Высота статуи 14 метров, и, поскольку пагода находится на холме, сидящий Будда виден с любой точки города.

Храм был построен в 1886 году на вершине горы Трай Тху (Trai Thuy) и носил название Данг Лонг. В 1900 году в Нячанге случился сильнейший шторм, а потом оползень. Пагода была разрушена. Ее восстановили и перенесли на холм к подножию горы. Позднее пагода пережила еще несколько реставраций. В истории храма есть и мрачные страницы – 1963 год. В разгар сопротивления антибуддийской политике проамериканского президента Нго Динь Зъема, монахи пагоды совершили массовое самоубийство. В том же году, в память обо всех погибших в этой борьбе, построили статую Будды, в ней – храм.

Центральный вход в пагоду и крышу украшают мозаичные драконы из частиц керамических плиток и стекла. Величественный зал главного святилища отделан в традиционном буддийском стиле – с преобладанием всех оттенков красного и охряного, с обязательной позолотой. Внутри святилища привлекает внимание гигантская восковая свеча. Она не горит, потому что буддисты предпочитают ароматические палочки. Свеча богато украшена орнаментом и красиво вписывается в общий интерьер.

От храма по длинной каменной лестнице можно подняться к статуе Будды. По пути стоит остановиться у скульптуры лежащего Будды – полюбоваться на красивую резьбу из камня. Наверху можно зайти в небольшой храм, вход в него расположен в основании статуи. Главное – оттуда открывается великолепная панорама Нячанга.

Из других интересных достопримечательностей пагоды в первую очередь стоит назвать колокол желаний. Внутри он без язычка. Человек садится под колокол, по которому монах бьет бревном. Считается, что звуковая волна, проходя через человека, уходит в пол и уносит весь негатив, одновременно исполняя загаданное желание.

Храм действующий, поэтому экскурсантам сюда лучше прийти с покрытыми коленями и плечами. А перед входом снять обувь.

Публикации по теме