Историческая игра для школьников. Россия. План-конспект занятия по истории на тему: игра - викторина для начальных классов путешествие по страницам русской истории

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

пгт. Троицко-Печорск

Интеллектуальная игра - викторина

« От Руси до России ».

(классный час для обучающихся 3-4 классов)

Составител ь :

Лёвкина О.Г. (учитель начальных классов)

2012 г.

Викторина по истории России для учащихся 3 -4 классов.

« От Руси до России ».

На звание « Знаток истории ».

Цель:

Создать для учащихся условия, которые позволят в увлекательной форме проверить свои интеллектуальные способности и дать возможность приобрести новые знания и расширить кругозор.

Задачи:

Учить детей использовать свои знания в нестандартной обстановке.

Развивать познавательный интерес к предмету окружающий мир и творческие возможности детей.

Актуальность:

Развитие познавательных интересов младших школьников – одна из важнейших задач начальной школы. Именно решение этой проблемы определяет успех дальнейшего обучения детей. Если на самом раннем этапе появится желание узнавать новое, преодолевать трудности, искать самостоятельно нужную информацию, то процесс формирования личности пойдёт ровнее, на более высоком уровне.

Одним из средств, пробуждения интереса к предмету являются занимательные игры.

Само слово занимательный в словаре русского языка определяется как «способный занять внимание, воображение, интересный», то есть занимательность всегда связана с интересом.

Хорошим средством занимательности, используемым в учебных целях, является такая игра, как игры, созданные по подобию популярных телевизионных передач.

Подготовка:

Выборы 10 участников для участия в викторине.(обучающиеся 3-4 класса)

В классах проводится конкурс стихов о Родине, выбираются лучшие чтецы для выступления во время перерывов в игре.

Выбирается жюри.

Оборудование:

а) для учителя: мультимедиа, наградной материал

б) для участников : бланки для ответов(приложение 3), ручка .

Ход игры:

Уважаемые участники, президент России Дмитрий Медведев объявил годом российской истории 2012 год, на этот год «выпадает большое количество важных исторических дат – это 1150-летие зарождение российской государственности, 770-летие ледового побоища на Чудском озере, 460-лет взятие Казани войском Ивана Грозного и включение Казанского ханства в состав Московской Руси. 400-летие окончание смуты на Руси, 200-летие победы русского оружия в отечественной войне 1812 года, 200-летие Бородинского сражения, 150-летие со дня рождения Столыпина, 235 лет со дня рождения Ермолова, 70-лет начала Сталинградской битвы, 55 лет запуска первого спутника Земли».

Наша игра тоже посвящена Российской истории.

Правила игры:

Игра состоит из 3 туров. 1 тур – выбор ответа из 3 предложенных вариантов, 5 игроков давших наибольшее количество правильных ответов переходят во 2 тур, в котором необходимо выбрать одну из пяти категорий и ответить на 14 вопросов, три игрока, кто даст наибольшее количество правильных ответов, перейдут во третий тур, в котором предстоит из предложенного слова составить как можно больше, новых слов. Один игрок- становиться победителем.

И так 1 тур

В 1 туре необходимо за 5 секунд выбрать один из 3 вариантов ответов, написать букву - напротив цифры - обозначающих номер вопроса. После необходимо сдать судьям таблицы .

Н ачинаем!

(Приложение1) презентация 1 tur x

Пока жюри подводят итоги, на сцену вызываются чтецы 1 классов.

(Объявление участников, которые прошли во 2 тур, если 1 тур не выявил 5 победителей, для тех, кто набрал равное количество может быть проведен дополнительный тур)

В дополнительном туре надо соединить имена и прозвища великих людей.

Во 2 туре вам необходимо выбрать одну категорию из 5 предложенных. (Даты, Праздники, Архаизмы, Имена, Секрет)

Но чтобы узнать, кто первый будет выбирать категорию, поиграем в игру «дешифровщик». УСЛОВИЯ составления слова ТЕ ЖЕ САМЫЕ, что на мобильном телефоне, каждой цифрой можно набрать одну из трех букв. Например: цифры 4,5,6, могут соответствовать буквам к,о,т- то есть слово кот.

Кто быстрее отгадает это слово, тот и будет выбирать категорию.

Условия второго тура: Необходимо по выбранной категории ответить верно, на как можно большее количество вопросов, если вы не знаете ответа, то говорите: «дальше» и я вам задаю следующий вопрос . Судьи будут подсчитывать верное количество ответов.

Приложение 2

Пока судьи подводят итоги 2 тура выступят чтецы 2 классов

В 3 тур переходят – три участника набравших наибольшее количество баллов за верные ответы.

В третьем туре участникам предстоит из букв слова Летописец составить как можно больше слов, буквы в одном слове не должны повторяться более, чем они повторяются в слове летописец , слова должны быть именами существительными, существующими в русском языке. Время тура 3 минуты. Готовы? Вперед! К Победе.

Пока судьи подводят итоги 3 тура выступят чтецы 3 классов

Награждение, поздравление победителя.

Рефлексия

Игра подошла к концу, сегодня мы увидели, как много знают об истории нашей Родины участники игры, а кто из зрителей хотел бы оказаться на их месте? Есть ли среди вас те, кого заинтересовало какое-то событие и захотелось узнать о нем подробней, ведь год Российской истории продолжается, а строителями новой истории России будете вы История учит нас жизни, не совершать ошибки прошлого, любить и гордиться своей Родиной. Удачи всем в этом интереснейшем деле –изучении истории России.

В заключении стихи читают учащиеся 4 классов

В приложении 3 представлены бланки ответов для распечатки участникам и жюри

Литература:

    Головин Н. Н. «Моя первая русская история». – М.: Терра, 1995

    Данилов Д.Д. «Окружающий мир» вводный курс истории и обществознания «Моё Отечество», учебник в 4 частях. - М.: Баласс, 2007(Образовательная система «Школа 2100»)

    СиноваИ.В. «Государственные праздники России»: справочник школьника. СПб.: Издательский дом «Литера»,2006

    сайт http://umniy.com

    сайт – viki . rdf . ru

Технические данные презентации

    Слайды 1 тура меняются автоматически с интервалом 10сек. - вопрос, 5 сек. – пробел, для записи ответа участниками.

    При условии, что в 1 туре не выявились 5 лучших игроков, играется дополнительный раунд, переход на который осуществляется

    После того как игроки выбраны, разыгрывается их очередность при помощи игры «дешифровщик» (если не было дополнительного раунда переход осуществляется)

    Второй тур начинает тот, кто первым составил слово (история). Выбор происходит нажатием мышки на выбранную категорию, переход осуществляется по гиперссылке, нажатием клавиши «дом» осуществляется переход на первый слайд 2 тура.

    Когда все участники сыграли свои категории, возвращаемся на 1 слайд 2 тура. По стрелке идет переход к 3 туру, где из слова «летопись» составляются слова.

    Все слайды 2 и 3 тура меняются по щелчку.

Приложение 1

Для жюри и ведущего

1. Деревянные дома возводили:

а) каменщик б) плотник в) строитель

2. Деревянный крестьянский дом называется: а) изба б) терем в) хоромы

3. Помещение, которое сейчас называется комнатой, раньше называлось:

а) палата б) клеть в) сруб.

4. Невысокая земляная насыпь вдоль стен, служащая для утепления дома, называется:

а) фундамент б) ров в) завалинка

5. Накладная планка вокруг окна называется:

а) рама б) венец в) наличник

6. Как раньше назывались брюки? а) порты б) охабень в) азям

7. Длинная женская одежда без рукавов, с пуговицами по всей длине.

а) летник б) душегрея в) сарафан

8. Обувь из лыка а) сапоги б) лапти в) поршень

9. Обязательный головной убор бояр на Руси.

а) колпак б) повязка в) столбунец

10. Головной убор, под который прятали волосы замужние женщины.

а) волосник б) кичка в) кокошник

Приложение 2

Для жюри и ведущего

Даты

    Какое важное событие произошло на Руси 988 году. (Крещение Руси)

    В первый раз об этом городе упоминается в 1147 году, сейчас он известен всем, что это за город?(Москва, князь Юрий Долгорукий)

    Чем в истории Руси ознаменована дата 1240 год. (Победа над шведами Александра Невского на Неве)

    Какое событие произошло на льду Чудского озера в 1242 году? (Ледовое побоище, битва с немецкими рыцарями, полководец Александр Невский)

    Что произошло в 1380 году? (Куликовская Битва)

    Когда произошло свержение татарского ига. (1480)

    Какой год считается основанием Петербурга. (1703)

    Когда было отменено крепостное право?(1861)

    Что означают эти даты: 1941-1945 (Начало и конец Великой Отечественной войны)

    Событие, которое произошло 12 апреля 1961 года. (Первый полет человека в космос, Юрий Гагарин)

    Когда проходила Олимпиада в Москве.(1980)

    В каком году распался СССР?(1991)

Праздники

Архаизмы

    Очи(Глаза)

    Витязь (Воин)

    Идти четами (Идут парами.)

    Уста (Губы)

    Дюжина (Старинная мера числа, равная двенадцати)

    Нега (Сладкий, приятный сон, который закрывает глаза. )

    Вечор (Вчера вечером.)

    Бает (неправду говорит).

    Баталия (сражение, битва , бой )

    Гуторить(разговаривать)

    Картуз(мужской головной убор с козырьком)

    Перст (палец руки)

    Стольный град (главный город, столица)

    Падчерица (неродная дочь одного из супругов)

Имена

Секрет

Приложение 3

Бланки для участников и жюри

1 тур

имя ______________________

класс _______________

буква

Правильные ответы на 1 тур (жюри)

Дополнительный тур

ФИ._________________

имена

прозвища

Правильные ответы (жюри)

имена

прозвища

1 тур

Фамилия _________________________

имя ______________________

класс _______________

буква

Правильные ответы на 1 тур (жюри)

Дополнительный тур

ФИ._________________

имена

прозвища

Правильные ответы (жюри)

имена

прозвища

Для 2 тура(жюри)

ФИ._________________

ФИ._________________

ФИ._________________

ФИ._________________

ФИ._________________

Для 3 тура (участникам)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Еще в советское время методисты рекомендовали для активизации познавательной деятельности учащихся вводить в содержание урока элементы игры, например, помогающей составить портретное описание выдающейся исторической личности. Такой урок-игра по истории и станет темой данной статьи.

Портретное описание может сочетаться с заданием, предусматривающим выборку из перечня тех или иных качеств конкретной личности (образованность, жестокость, честолюбие, самодовольство, доброта, честность, тщеславие, хитрость, коварство, лицемерие).

1 вариант

Работа по изучению личности исторического деятеля.

Ученики записывают в тетради сведения о жизни исторического деятеля, его поступках, привычках, противоречивых особенностях характера, суждения о нем современников и потомков и образ исторического деятеля формируется в процессе изучения его поступков и свершений.

2 вариант

Учитель приводит факты биографического характера из жизни какого-либо исторического деятеля, не называя его имени, времени и места действия, даты событий, а учащиеся самостоятельно должны указать все недостающие данные.

Теперь непосредственно рассмотрим, что такое дидактические игры и как их нужно применять на уроке истории. Дидактическая игра – это педагогически направленная творческая деятельность, находящаяся в тесной связи с другими видами учебной работы, где обучающие действия направляю активность учащихся в определение русло учебного процесса, а игровые приемы и ситуации выступают как средство стимулирования учащихся в учебной работе.

Проведение игр может входить в тематическое планирование уроков по истории, а содержание, специально продумываться, прежде всего, для формирования познавательных умений и базовых знаний. Перед учениками не ставятся учебные задачи . Они овладевают новыми знаниями и отрабатывают умения опосредованно, непроизвольно, в ходе самой игры. Нельзя ролевую игру отождествлять с постановкой на историческую тему. Игра-это всегда импровизация. Игра обеспечивает оптимальный уровень активности участников. При этом ученик способен выполнять такой объем учебной работы, какой в обычных условиях ему недоступен. Игра особенно полезна, когда не сформирован интерес к учебному предмету . Перед игрой учитель знакомит школьников с правилами, регламентом, порядком работы. Чтобы они были более сосредоточенными и активными, следует ограничить время выполнения задания. И, наконец, должны прогнозироваться результаты игры и анализироваться ее итоги.

Урок – игра по истории «Кто это?».

В зависимости от подготовленности учеников игровое задание усложняется или упрощается. По портрету (малоизвестному), датам жизни и деятельности (можно не давать), именам современников, а также текстовой характеристике ученикам надо установить имя исторического деятеля. Например, для выполнения задания ученик получает карточку следующего содержания:

1. Малоизвестный портрет Петра I

2.1672-1725

3.Александр Меньшиков, Иван Посошков, Карл XII, Никита Демидов, Кондратий Булавин.

4.Обладал редкой физической силой, легко разгибал руками подковы; отличался большой любознательностью; не стыдился всею жизнь учиться. После его преобразований Россия стала сильным европейским государством.

Аналогично предложенной схеме формируются другие игровые карточки.

Игра по истории «Чьи слова?»

Учитель раздает ученикам карточки с высказываниями известных исторических деятелей, мыслителей. Высказывания могут быть взяты из школьного учебника. Ученикам предстоит выяснить. Кем, когда и при каких обстоятельствах были произнесены эти слова. Например, на карточке могут быть приведены слова командира крейсера «Варяг» В.Ф. Руднева из обращения к матросам перед боем с японской эскадрой: «Мы идем на прорыв и вступим в бой эскадрой, как бы она сильна не была… Мы, не сдадим ни кораблей, ни самих себя и будем сражаться …до последней капли крови».

Игра «Узнай исторического деятеля».

Ученики получают карточки, на которых содержатся сведения об известных государственных деятелях. Ученик должен назвать имя, хронологические рамки жизни и деятельности, факты из биографии. Такой, например, текст о П.П. Милюкове: «Видный политический деятель дореволюционной России, лидер партии. Ученик знаменитого русского историка В.О. Ключевского. Преследовался властями за свои взгляды. Пройдя через тюрьмы, ссылку и высылку за границу. Знал 12 языков. Член Временного правительства с 1920 г. в эмиграции.

Существуют и другие виды игр по истории, а также игры на других уроках . Их мы рассмотрим в следующих статьях.

Игра по истории

Слайдов: 52 Слов: 863 Звуков: 18 Эффектов: 185

Открытый классный час игра-викторина "знатоки истории". Жереби. Приветствие. Конкурс знатоков. Символика. Государственные праздники. Знаменательные даты истории. Независимый Казахстан. Темы. Баллы. Что символизирует изображенный на гербе шанырак? Дружбу. Дата принятия последнего гимна РК? 6 января 2006 г. Назовите дату принятия закона о государственных символах РК? 4 июня 1992 г. Авторы гимна и герба РК? Когда празднуется День Независимости РК? 16 декабря. Какой праздник мы отмечаем 30 августа? День Конституции. Какой праздник отмечается 7 мая? День Батыра. С каким астрономическим явлением связано празднование Наурыза? - Игра по истории.ppt

«Своя игра» по истории

Слайдов: 36 Слов: 3775 Звуков: 0 Эффектов: 40

Своя игра. Внешняя политика. Бородинская битва. Кавказская война. Берлинский конгресс. Оборона Севастополя. История появления крылатого выражения. Александр III. Напоминание о временах крепостничества. По одной из версий это выражение появилось в учреждениях XIX века. Отмена крепостного права. Отрывок из сочинения М.Е. Салтыкова-Щедрина. Энгельгардт. Сельское хозяйство. Личности. Савва Иванович Мамонтов. Михаил Семенович Щепкин. Петр Яковлевич Чаадаев. Общественное движение. Бакунин М.А. Славянофилы. Теория официальной народности. Социалисты. Реформы. Земские учреждения. Речь идет о введении военных поселений. - «Своя игра» по истории.ppt

Урок-игра по истории

Слайдов: 29 Слов: 402 Звуков: 0 Эффектов: 29

Когда началась Великая Английская революция. Генрих Бурбон (Наварский). Валленштейн. Какие территории были захвачены Францией в период Тридцатилетней войны? Эльзас и Лотарингия. Когда закончилась революция в Англии? Какое название получил отряд Кромвеля? Как назывались участники партизанского движения в эпоху Нидерландской революции? Кто возглавлял орден иезуитов? Игнатий Лойола. В какой стране было движение левеллеров во главе с Джоном Лильберном? Назовите даты войны за независимость в США? Какая династия воцарилась в Испании после войны за испанское наследство? Бурбоны. Какая религия стала государственной в Голландии? - Урок-игра по истории.pptx

Игра для 6 класса

Слайдов: 10 Слов: 517 Звуков: 0 Эффектов: 0

Викторина по истории

Слайдов: 28 Слов: 726 Звуков: 0 Эффектов: 11

Содержание. Методические рекомендации Разработки дидактических материалов. Игра «Росинка» Викторина «Исторические портреты» Викторина «Интеллектуальный лабиринт». Занимательная история. «Росинка». Этапы игры. Загадки. Рэкет на дороге в старину. Граница дома, на которую не пускают. Плетеные ходули. Кошачий праздник (из пословицы). Богатый родич телогрейки. О чем мечтали люди в сказках? Ответы. Соловей – разбойник. Порог дома. Лапти. Масленица. Шуба. Модельер. Конкурс острословов. Любишь кататься, …. Работа не волк-… Кончил дело-…. Не имей сто рублей, а имей… Аукцион «Черный ящик». - Викторина по истории.ppt

Игры-викторины по истории

Слайдов: 46 Слов: 1677 Звуков: 0 Эффектов: 44

Организация учебных викторин в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность. План мероприятий. Историческая ролевая игра. Составление заданий. Объявление о проведении викторины. Добро пожаловать. Вам не видать таких сражений. Главнокомандующий русской армии Кутузов. Литература о войне 1812 года. Петровский замок. Были люди в наше время. Российский военачальник. Четвертый лишний. Багратион. Искусство Германии. Династические связи Германии и России. Религия новой эпохи. Отто фон Бисмарк Шёнхаузен. Конрад Аденауэр. Берлинская стена. Викторина. Выражение «железом и кровью». - Игры-викторины по истории.pptx

Вопросы викторины по истории

Слайдов: 88 Слов: 2354 Звуков: 64 Эффектов: 470

Этих дней не смолкнет слава. Категории вопросов. Военачальники. Князь Олег. Нева и Дон. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!». Суворов. «Пуля – дура, штык – молодец». «Умен, хитер … Никто его не обманет». Звание капитан-бомбардира явно не соответствовало его значению в российской истории. Знаменитый военачальник Красной Армии. Ушаков Ф.Ф. Г.К.Жуков. Корнилов. Одна из наиболее почетных медалей на Олимпийских играх. Где происходило Ледовое побоище. О какой битве идет речь. «Русский витязь», «Илья Муромец» и «Святогор». Сталинградская битва. Севастополь. Какая военная операция Великой Отечественной войны была самой скоротечной. - Вопросы викторины по истории.ppsx

Кроссворды по истории

Слайдов: 27 Слов: 2152 Звуков: 0 Эффектов: 0

История древнего Казахстана. Жизнь древнейших людей. Казахстан в эпоху раннего железа. Культурные достижения кочевников Казахстана. Промысел. Человек, останки которого обнаружены в пещере Кро-Маньон. Мезолит. Орудие, позволившее охотится на мелких животных. Основное занятие людей эпохи неолита. Стоянка эпохи неолита. Энеолит. Кусок металла. Метод добычи руд. Памятники андроновской культуры. Саки. Остроконечные шапки. Искусственный канал. Уйсуны. Кангюи. Столица кагюев. Гунны. Основатель гуннского государства. Сарматы. Древнегреческий историк. Религия и культура. Предмет, оберегавший кочевника от трудностей. - Кроссворды по истории.pptx

Внеклассные мероприятия по истории

Слайдов: 8 Слов: 229 Звуков: 0 Эффектов: 0

Внеклассное мероприятие по истории в 9 классе. Аукцион знаний « Традициям отцов верны…». Цели. Основные этапы аукциона. Рефлексия. Закрытый лот «чёрный ящик». Первоначальная стартовая цена-500р. Вознаграждение за правильный ответ - 800р. «Чёрный ящик». Горит Восток зарёю новой Уж на равнине, по холма Грохочут пушки. -

Предварительный просмотр:

Игра - викторина для начальных классов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНИЦАМ РУССКОЙ ИСТОРИИ

Цель: повторение и закрепление знаний учащихся по истории и традициях русского народа с помощью викторины.

Назначение: игра - викторина рассчитана на детей 7 -10 лет (2-4 классы).

Оборудование:

1. Репродукции картин:

2. Карточки с именами богатырей

3. Наборы предметов для археологической странички.

4. Наборы карточек с датами.

5. Комплекты карточек с изображением продуктов питания.

Ход занятия .

Участники делятся на команды по 5 - 6 человек, по 2 ученика из каждого класса.

Условия игры. Вопросы задаются командам по очереди. Правильный ответ приносит командам баллы - «жетоны». Если команда не ответила или ответила неверно, право дать ответ переходит к следующей команде.

Подведение результатов. Жюри оценивает ответы команд в соответствии с условиями. Каждый член жюри имеет по 5 очков, которые по окончании игры может присудить любой команде на своё усмотрение, либо разделить очки между командами.

СТРАНИЧКА ПЕРВАЯ - РАЗМИНКА

Ведущий загадывает загадки, отвечает команда, первая поднявшая руку. (Ответы - выкрики не засчитываются) От количества набранных балов зависит номер вступления в игру команды.

Рассыпался горох

На семьдесят семь дорог;

Никто его не подберёт:

Ни царь, ни царица,

Ни красная девица.

(град)

В брюхе - баня, в носу решет,

На голове – пупок.

Одна рука, и та на спине.

(чайник)

По дороге я шёл,

две дороги нашёл,

По обеим пошёл.

(штаны)

Два - ста ухаста,

Два - ста рогаста,

Четыре - ста ходаста,

Один пыхтун,

Один вертун.

(корова)

Сижу верхом,

не знаю на ком,

Знакомого встречу –

Соскочу - привечу.

(шапка)

Два брюшка,

Четыре ушка.

(подушка)

СТРАНИЧКА ВТОРАЯ - ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ. РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ, ОБЫЧАИ, ОБРЯДЫ И СУЕВЕРИЯ

Этнография - вспомогательная историческая наука, изучающая быт и обычаи народов.

Ведущий задаёт командам вопросы в порядке очерёдности.

2. В какой день недели встречали Масленицу? (понедельник - встреча)

3. Сколько времени длится Великий пост? (7 недель)

4. Как у славян называлось мифологическое существо, живущее в лесной чаще, отличающееся свирепостью, часто воровавшее детей и питающееся человечиной? (Баба Яга)

5. Как у славян называлось мифологическое существо, имеющее власть над лесами, там же и живущее? Любит пугать в лесу людей, мешает им вернуться домой (леший)

6. Как у славян называлось мифологическое существо, живущее в доме, охраняющее дом и живущих в нём людей? Дружит с котами, (домовой).

Выбрать правильный вариант ответа.

1. На Масленицу - катанье с гор, кулачные бои, игры, веселье и,конечно, же........

а) крашеные яйца; б) прыжки через костры; в) блины.

2.Вербная неделя является........

а) проводами зимы; б) встречей весны; в) встречей лета.

3. Песни - колядки поют во время праздника..........

а) Рождества; б) Масленицы; в) Пасхи.

СТРАНИЧКА ТРЕТЬЯ - БОГАТЫРСКАЯ.

Командам раздаются карточки с заданиями, жюри подсчитывает предварительные итоги, ведущий совершает со зрителями экскурс в историю, демонстрирует репродукции картин «После побоища Игоря Святославовича с половцами», « Богатырская застава», « Александр Невский».

Задания на карточках.

1. Перечислить оружие и доспехи русского воина (лук, стрелы, копьё, палица, шестопёр, булава, рогатина, меч, щит, шлем, кольчуга...).

2. Из перечисленных имён отметить имена русских богатырей (Вольга, Тугарин - Змей, Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович, Владимир Красно Солнышко, Василий Буслаевич, Соловей Разбойник)

СТРАНИЧКА ЧЕТВЁРТАЯ - РУССКИЙ НАРЯД.

Ведущий задаёт командам вопросы, за каждый правильный ответ начисляются баллы «жетоны».

Оформление с помощью картин « Царевна - Лебедь» (Врубель), « Боярыня у окна» (Маковский), « Женщина в кокошнике» (Аргунов).

2. Что одевали женщины под сарафан, платье? (сорочка, рубашка)

3. Самый распространённый головной убор, который используют в наше время (платок)

4. Деталь женского наряда, одеваемая поверх юбки, сарафана (передник)

5. Как называлась народная юбка (понёва)

6. Русская обувь, у князей была красного цвета (сапоги)

7. Головной убор замужней женщины (кичка, кика, сорока)

8. Повседневная обувь, плетёная из лыка липы, вяза, ракиты. (лапти)

9. Головной убор, чьё название происходит от названия петуха (кокошник).

Знаете ли вы, что :

Украшение воротника, состоявшее из нескольких рядов вышивки,

драгоценных камней, меха, называлось ОПЛЕЧЬЕ

Нарядная женская одежда, богато украшенная по подолу, вороту, с очень

длинными рукавами, называлась ЛЕТНИК

Нарядная мужская и женская одежда, широкая и долгополая,

застёгивающаяся спереди, богато украшенная золотым шитьём.

называлась ФЕРЕЗЕЯ

Бояре носили ГОРЛАТРЫЕ ШАПКИ, очень высокие, имевшие дома особое

почётное место. В жаркую погоду такую шапку носили на сгибе локтя.

МУРМОЛКА - это мужская шапка с меховыми отворотами

В 11 -14 веках было принято, чтобы мужчины носили ТАФЬЮ – небольшую расшитую шапочку.

СТРАНИЧКА ПЯТАЯ - ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ

Хронографией называли в Европе запись исторических событий.

ВОПРОС ЗРИТЕЛЯМ:

Как это называлось на Руси? (летопись)! балл

Самая известная летопись? (Повесть временных лет) 2 балла

Задание командам. Ведущий называет историческое событие, команды поднимают карточку с соответствующей датой.

1. Крещение Руси 988

2. Нашествие на Русь монголо - татар 1237

3. Куликовская битва 1380

4. Стояние на р. Угре. Конец монголе - татарского ига 1480

5. Основание Москвы 1147

6. Основание Санкт - Петербурга 1703

7. Поход Ермака Тимофеевича 1581

8. Первая русская печатная книга 1564

9. Начало династии Романовых (Михаил Романов) 1613

10. Пётр Первый принимает титул императора Российского 1721

11. Начало Великой Отечественной войны 1941

12. Окончание Великой Отечественной войны 1945

СТРАНИЧКА ШЕСТАЯ - АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ

Археология - вспомогательная историческая наука, изучающая предметы старины, найденные в результате раскопок.

ЗАДАНИЕ командам:

Каждая команда получает набор предметов (монетка.бусина, пластмассовая пуговица, кусочек верёвки, фрагменты х/б ткани и искусственного меха, гвоздь,батарейка, значок.....)

Определить, какие вещи могли быть найдены в результате археологических

исследований древнерусского города.

Рассказать, о каких занятиях жителей свидетельствуют находки.

СТРАНИЧКА СЕДЬМАЯ - РУССКАЯ КУХНЯ

Команды получают набор изображении продуктов. Задание - отобрать те продукты, которые использовались в традиционной русской кухне

Пока команды работают,

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ

«Щи да каша - пища наша». А какие блюда русской кухни знаете вы? Ответы принимаются только после знака ведущего, выкрики не засчитываются. Баллы отдаются правильно ответившим учеником любой команде на его усмотрение.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ.

НАГРАЖДЕНИЕ КОМАНД.


Игра – это естественная для ребёнка форма обучения. Она – часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние. Учитель использующий игру, организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребёнка.

Игра способна также решить ещё одну проблему – она органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности.

Сами по себе игры были созданы для детей дошкольного возраста впервые их ввели Ф. Фребель и М. Монтессори, но постепенно они стали проникать в начальную школу, а затем и в среднее звено. В наше время игры имеют место так же в старшей школе и за её рамками (ВУЗы, академии и т.д.)

Ещё в 1960е годы начала распространяться формула “учение с увлечением” пропагандируемая Соловейчиком С. Л.

Конечно сейчас, когда существует множество различных методов проведения уроков с элементами игр, можно дать детям материал интереснее, “заставить “ работать на самих же себя, но тут же возникает вопрос: “А подготовка? Где взять, где найти время? А шум, который может помешать вести урок в соседнем кабинете?” Эти и не только вопросы, казалось бы мелочи, но именно они пугают некоторых учителей, мешают подойти творчески к каждому уроку, самим вместе с детьми поиграть, разрядить обстановку. Ну станьте на время, минут на 40 таким же ребёнком, сыграйте с ними, станьте им ближе, поразмышляйте как они. Время, проведённое вместе с детьми, будь то урок или подготовка к нему сближают учителя и учеников, заинтересовывает и завлекает детей. Даже самого отсталого ученика играя можно чему-нибудь обучить.

Мало подходящих, описанных игр, или они кажутся вам не интересны. Составьте игру сами, но так, чтобы она завлекла детей и соответствовала поставленным Вами задачам и целям. Некоторые игры намного облегчают работу учителя.

Вывод можно сделать такой – нужно вводить пусть если не всю игру, то её элемент это разнообразит урок и дает детям проснуться, встрепенуться, оживлённо обсуждать поставленную проблему. Сами того не замечая, они в процессе обсуждения запоминают материал, проговаривая его несколько раз, а находя выход из проблемы заранее отвечают на Ваши вопросы: Почему так? А если? И многие другие.

Важно заметить, что термин “занимательность” точно отображает суть игры (не “забавность”, “развлекательность” или “состязательность”.) В забавности и развлекательности есть элемент отсутствия деятельности: далеко не все игры состязательны. В то же время понятие “занимательность” отражает больше увлеченности деятельностью; оно содержит в себе субъективную особенность игры: одна и та же игровая ситуация может для одного являться игрой, для другого – нет. Занимательность представляет собой необходимый эмоциональный фон для любой игры. Какова же структура игры:

В дидактической игре отчетливо просматривается свойственный характер: при объяснении игры для детей главное – сама игра, а для учителя главное – дидактический результат.

Если учитель не играл раньше на уроках, то сначала лучше планировать проведение игры на конец урока. Если не видно желания детей играть, то лучше от этого отказаться, так как это не принесёт ожидаемого результата, мало того, она может иметь отрицательные последствия.

Однако игра – это одна из форм обучения, она должна органически включаться в учебный процесс по предмету в тесной связи с другими видами учебной работы.

Игра – это яркий и эмоциональный праздник. На это указывали многие известные педагоги: А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др. Главное помнить: если игра не получилась, то это не значит, что игра плохая, может просто не так организована, т.к. в организации игры всё должно быть продумано до мелочей.

Не следует много говорить до начала игры, лучше максимально уделить время самой игре.

Структура организации игры:

  1. Выбор игры
  2. Подготовка игры
  3. а) предварительная подготовка учащихся к игре (не всегда)

    б) подготовка непосредственно перед игрой (должна быть направлена на создание эмоционального игрового настроения)

  4. Введение в игру
  5. а) предложение игры детям

    б) объяснение правил игры

    в) выбор участников игры

  6. Ход игры
  7. Чем интересны и занимательней игра, тем больший развивающий, образовательный и воспитательный результаты могут быть достигнуты.

    а) начало игры (уточнение нюансов)

    б) развитие (кульминация)

    в) заключение (важно вовремя поставить точку)

  8. Подведение итогов.
  9. Оценка и поощрение школьников

  10. Анализ игры (обсуждение, анкетирование, оценка эмоционального состояния.)

Игра – это вид деятельности, где ребёнок может проявить себя в разных позициях: просто участник, активный участник, ведущий, организатор, инициатор.

Так же я хочу отметить, что игра помогает сдружиться классу, учит оказывать взаимопомощь, поддержку, даёт возможность тянутся в центр ко всем, а не оставаться на периферии, ученик может не бояться быть отвергнутым, т.к. если работает команда, то место в ней, для достижения высокого результата, найдется всем.

Основой успешного усвоения любого учебного предмета, и том числе истории, у подростков является познавательная потребность, основанная на эмоциональном восприятии окружающего мира, и на привлекательности самого процесса деятельности. Эмоциональность игры – очень важная её особенность, которая делает её успешной и нужной не только у младших школьников, но и у подростков.

Подростковый возраст – это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст исканий, кипучей деятельности.

Игра создает особые условия, при которых может развиваться творчество. Суть этих условий заключается в общении “ на равных” , где исчезает робость, возникает ощущение – “ я тоже могу”, то есть в игре происходит внутреннее раскрепощение.

В игре ребенок может осуществлять самостоятельный поиск знаний. В игре происходит огромная воспитательная работа.

В игре “ именно овладение знаниями становиться новым уникальным условием сплочения школьников – сверстников, условием обретения интереса и уважения друг к другу, а по ходу – и “ обретения себя”” (В.М. Букатов. Педагогические таинства дидактических игр. М.1997г.)

Игр может быть множество:

Классификация исторических игр

Хочу предложить урок – игру “Колесо Истории”

Урок предполагает повторение пройденного материала за 7-8 класс, а так же в увлекательной форме развивает интерес к предмету.

Оборудование: кареты (нарисованные) по числу заданий, плакат с названием игры,

Кроссворд (3 шт.), карточки с мимическим выражением(на каждого),криптограмма (3 шт.) головоломка (на каждого).Буквы: В,О,У,С,В,Р,О.

Класс заранее делится на 3 команды (разделение может проходить любым способом: по желанию, по какому-нибудь признаку и т.д.)

Начало игры.

Сегодня мы попали с вами в игру “ колесо истории”. Нам необходимо справиться с девятью различными заданиями, для того чтобы их решить быстро и правильно вам необходимо работать дружно и слажено, уметь слушать и слышать товарища. Желаю удачи!

Итак, первое испытание , оно оценивается в 1 балл, и называется “Немогузнайка”

Из букв, которые вы видите на доске вам необходимо составить слово.

Даю подсказку. Великий русский полководец, был ярым врагом муштры. Воспитывал в солдате смекалку, знание своего дела, умение ориентироваться в обстановке. (Суворов)

Конкурс 2. “Интервью с историческим героем”

Детям заранее, до начала игры, дается задание придумать интервью с историческим лицом (два человека из команды). Далее они представляют его командам не называя имени. Команда должна определить и назвать исторического деятеля и время егоправления.

Конкурс 3. “О ком? О чем?”

Задание оценивается в 5 баллов.

1. Почему копье и щит неразлучны, но извечные враги.?

(Копьё для нападения, а щит – защита от него.)

2. Что означают слова женщины отправляющей мужа на сражение: “ С ним или на нем:”?

(Вернись победителем или погибни со славой).

3. Как назывался в царской армии солдат, не мечтавший стать генералом, но служивший ему?

4. Вид старинного оружия, которым делали секирбашка?

5. Кто создатель Андреевского флага, рисунка к нему?

(Петр 1. Белый цвет – вера, косой крест символ верности.).

6. Как называют надплечные знаки в русской армии и на флоте?

(Погон и эполет)

7. Кого называют бойцом невидимого фронта, опровергнувшем поговорку: “ один в поле не воин”?

(Разведчик)

8. Как называется подросток, Обучающийся морскому делу?

(Юнга)

Конкурс 4. “Темная лошадка”. “Куда пойти учиться?”

Задание оценивается в 3 балла.

Дети должны отметить учебные заведения для представителей пяти социальных групп с учетом их возможности и направленности.

  1. Духовная академия Дворянин
  2. Морской корпус Купец
  3. Солдатская школа Солдат
  4. Штурманская школа Разночинец
  5. Артиллерийский корпус Представитель духовенства
  6. Смольный институт
  7. Народное училище
  8. Коммерческая школа
  9. Пажеский корпус
  10. Медицинская школа.
  11. Ремесленная школа
  12. Академия художеств
  13. Семинария.

(Дворянин – 2,5,6,9; Купец – 8; Разночинец – 4,10,11,12; Духовентво – 1,13; Солдат – 3,7)

Конкурс 5. Кроссворд

По вертикали вы прочтёте выражение “как называли себя жители Древней Греции”

Конкурс оценивается в 2 балла

  1. … язык (Эзопов)
  2. … пята (Ахиллесова)
  3. … муки (Танталовы)
  4. нить … (Ариадны)
  5. … конь (Троянский)
  6. … конюшни (Авгиевы)

Конкурс 6. “Головоломка”

Оценивается в 5 баллов (Приложение 2)

(Их главное достоинство – мужество)

Найдя буквы с одинаковыми значками и составив слова, вы прочитаете что сказал греческий историк Геродот о Персах.

Конкурс 7. “Блеф–клуб”

Оценивается (4б).

1) Верите ли вы, что казнь декабристов была проведена дважды?

(Да, т.к. при казни Рылеева, Каховского и Муравьева оборвались веревки их виселиц)

2) Верите ли вы, что, Александр II был внуком Александра I?

(Нет. Александр II является племянником Александра I.)

3) Верите ли вы, что Наполеон хотел породниться с Александром II?

(Да, французский император в 1910 г. сватался к сестре Александра I Анне Павловне, но Александр отказал)

4) Верите ли вы, что в начале XX в. в моде были галстуки, которые называли “столыпинскими”?

(Нет, столыпинскими галстуками назывались виселицы для осужденных за революционную деятельность)

5) Верите ли вы, что во времена расстрела царской семьи палачи были в ужасе от того, что никак не могли справиться с княжнами? Пули, казалось, отскакивали от корсетов царских дочерей и катались по помещению, словно градины.

(Да, действительно корсеты княжен были целиком прошиты драгоценными камнями.)

6) Верите ли вы, что когда строили Кремлевскую стену, то кирпичи промазывали сырыми яйцами, чтобы они плотно склеивались?

7) Верите ли вы, что во время Русско-персидской войны послом России в Персии был автор комедии “Горе от ума” Грибоедов?

(Да. 10 февраля 1828 года в деревне Туркманчай подписан составленный им мирный договор, по которому Персия отказывалась в пользу России от своих притязании на Грузию, Азербайджан и Восточную Армению)

Конкурс 8.“История оружия”

Конкурс оценивается в 3 балла

1. Как назывались первые русские воины?

(Дружинники)

2. Назовите виды холодного оружия.

(Булава, меч, пика, сабля, секира, шашка, штык, кинжал, топор, нож)

3. Как называется часть войск, идущая впереди главных сил?

(Авангард)

4. Как называют бойца, владеющего искусством меткой стрельбы?

(Снайпер)

5. Как называется здание, в котором живут солдаты?

(Казарма)

6. О ком в армии говорят, что они ошибаются один раз в жизни?

(О саперах)

Конкурс 9. “Гонка за лидером”

Оценивается в один балл.

  1. Столица древнего Египта.
  2. Подневольный человек.
  3. Древний гроб.

(Саркофаг)

По окончании игры детям предлагается поднять таблички с тем выражением лица, которое подходит к их оценке урока.

Также можно заслушать детей, почему ты поднял ту или иную картинку.

Желаю успехов!

Литература:

  1. М. В. Короткова “Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории”, М. 2003 г.
  2. Л. П. Борзунова “Игры на уроках истории”, М. 2004 г.
  3. М. А. Субботина “Игры и занимательные задачи по истории”, Можайск 2003 г.

Публикации по теме