В состав правительства рф не входит. Полный состав кабинета министров рф. Министр связи и массовых коммуникаций

Правительство РФ – высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации, коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

В состав Правительства РФ входят Председатель Правительства РФ, заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры.

Председатель Правительства РФ:

1) представляет Правительство РФ в Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации;

2) ведет заседания Правительства РФ, обладая правом решающего голоса;

3) подписывает акты Правительства РФ;

4) представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении;

5) распределяет обязанности между заместителями Председателя Правительства РФ;

6) систематически информирует Президента РФ о работе Правительства РФ.

Заместители Председателя Правительства РФ:

2) участвуют в подготовке постановлений и распоряжений Правительства РФ, обеспечивают их исполнение;

3) координируют в соответствии с распределением обязанностей работу федеральных органов исполнительной власти, дают им поручения и контролируют их деятельность;

4) предварительно рассматривают предложения, проекты постановлений и распоряжений, внесенные в Правительство РФ.

Федеральные министры:

2) принимают участие в подготовке постановлений и распоряжений Правительства РФ, обеспечивают их исполнение;

3) принимают участие в выработке и реализации политики Правительства РФ;

4) обладают установленными законодательством РФ полномочиями руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Члены Правительства РФ не вправе:

1) быть членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и депутатами выборных органов местного самоуправления;

2) занимать другие должности в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы. Члены Правительства РФ обязаны передавать в доверительное управление под гарантию государства на время своего пребывания в составе Правительства РФ находящиеся в их собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном федеральным законом;

4) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;

5) быть поверенными или представителями по делам третьих лип в органах государственной власти;

6) использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности;

7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве члена Правительства РФ;

8) получать в связи с осуществлением своих полномочий от физических и юридических лиц не предусмотренные федеральным законодательством ссуды, подарки, денежное и иное вознаграждение, в том числе услуги, оплату развлечений и отдыха;

9) принимать без разрешения Президента РФ почетные и специальные звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств;

10) выезжать в служебные командировки за пределы Российской Федерации за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями.

По общим вопросам руководства федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти Правительство РФ: руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность; для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц; утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете; устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, устанавливает размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете; назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, и их заместителей, руководителей органов и организаций при Правительстве РФ, утверждает членов коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти; вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов; вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве РФ.

Правительство РФ в пределах своих полномочий: организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

Полномочия Правительства РФ в сфере экономики:

1) осуществляет в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ регулирование экономических процессов;

2) обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

3) прогнозирует социально-экономическое развитие РФ, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики;

4) вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации;

5) осуществляет управление федеральной собственностью;

6) разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества;

7) осуществляет общее руководство таможенным делом;

8) принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;

9) формирует мобилизационный план экономики РФ, обеспечивает функционирование оборонного производства РФ.

Полномочия Правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики:

1) обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

2) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

3) представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

4) разрабатывает и реализует налоговую политику;

5) обеспечивает совершенствование бюджетной системы;

6) принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг;

7) осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;

8) осуществляет в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ валютное регулирование и валютный контроль;

9) руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами;

10) разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

Полномочия Правительства РФ в социальной сфере:

1) обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности;

2) принимает меры по реализации трудовых прав граждан;

3) разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ;

4) обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики;

5) принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;

6) содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики;

7) взаимодействует с общественными объединениями и религиозными организациями;

8) разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы.

Полномочия Правительства РФ в сфере науки, культуры, образования:

1) разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки;

2) обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки;

3) обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования;

4) обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов Российской Федерации.

Полномочия Правительства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды:

1) обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

2) принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия;

3) организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации;

4) координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

Полномочия Правительства РФ в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью:

1) участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;

2) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями;

3) разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов;

4) осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти.

Полномочия Правительства РФ по обеспечению обороны и государственной безопасности России:

1) осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности РФ;

2) организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ;

3) обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям;

4) обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности РФ;

5) принимает меры по охране Государственной границы РФ;

6) руководит гражданской обороной.

Полномочия Правительства РФ в сфере внешней политики и международных отношений:

1) осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики Российской Федерации;

2) обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях;

3) в пределах своих полномочий заключает международные договоры РФ, обеспечивает выполнение обязательств РФ по международным договорам, а также наблюдает за выполнением другими участниками указанных договоров их обязательств;

4) отстаивает геополитические интересы Российской Федерации, защищает граждан Российской Федерации за пределами ее территории;

5) осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международного научно-технического и культурного сотрудничества.

Правительство РФ осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ.

Исключительно на заседаниях Правительства РФ:

Принимаются решения о представлении Государственной Думе федерального бюджета и отчета об исполнении федерального бюджета, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов;

Рассматриваются проекты программ экономического и социального развития, связанных с созданием свободных экономических зон;

Устанавливается номенклатура товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование цен;

Устанавливаются объемы выпуска государственных ценных бумаг;

Принимаются решения о внесении Правительством РФ законопроектов в Государственную Думу;

Рассматриваются проекты программ приватизации федеральной государственной собственности;

Рассматриваются вопросы предоставления дотаций, субсидий, оказания иной поддержки на безвозвратной основе за счет средств федерального бюджета, а также вопросы оказания финансовой поддержки на возвратной основе при сроке возврата более двух лет;

Рассматриваются вопросы приобретения государством акций;

Рассматриваются вопросы заключения подлежащих ратификации международных договоров РФ;

Принимаются решения о подписании соглашений с органами исполнительной власти субъектов РФ;

Образуется Президиум Правительства РФ;

Утверждаются положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти;

Устанавливается порядок создания и обеспечения деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

Утверждается Регламент Правительства РФ;

Утверждается Положение об Аппарате Правительства РФ. Акты Правительства РФ делятся: на правовые акты, имеющие нормативный характер, издаваемые в форме постановлений Правительства РФ; акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаваемые в форме распоряжений Правительства РФ; не имеющие правового характера – обращения, заявления, иные акты.

Распоряжение - в конституционном праве акт управления, издаваемый главой государства и органами исполнительной власти в рамках их компетенции. Распоряжение, как правило, не носит нормативного характера, а издается по оперативным и другим текущим вопросам; оно всегда является подзаконным актом. Конституция РФ предусматривает два вида распоряжений, издаваемых федеральными государственными органами. Постановление Правительства РФ - акт управления общенормативного содержания, издаваемый Правительством РФ в пределах его компетенции, на основе и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов и указов президента РФ. Постановление подписывается Председателем Правительства РФ. Т.е. распоряжение - не нормативное Постановление Правительства - нормативное

Правительство России состоит из председателя правительства России, заместителей председателя правительства России и федеральных министров.

Председатель правительства Российской Федерации назначается президентом России с согласия Государственной думы. В случае трёхкратного отклонения Государственной думой представленных кандидатур президент назначает председателя правительства, распускает Государственную думу и назначает новые выборы. Президент России не имеет права распускать Государственную думу на этом основании в течение последних шести месяцев действия его полномочий, в период действия военного или чрезвычайного положения на всей территории государства, а также в случае инициирования Государственной думой процедуры отрешения президента от должности в порядке импичмента.

Заместители председателя правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности президентом Российской Федерации по предложению председателя правительства.

Структура федеральных органов исполнительной власти (правительства Российской Федерации) утверждается указом президента Российской Федерации на основании предложения председателя правительства, направляемого в течение недельного срока после его назначения (ст. 112 Конституции РФ). Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (ред. от 13.12.2008, с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета, №237, 25.12.1993.

В результате административной реформы 2004 года уточнен статус и распределение функций между федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами. Кроме того, федеральные органы исполнительной власти разделены на находящиеся в ведении президента (так называемые силовые ведомства) и правительства.

В правительство РФ входят:

  • 1. Председатель правительства Российской Федерации: Медведев Дмитрий Анатольевич
  • 2. Первый заместитель председателя правительства: Шувалов Игорь Иванович
  • 3. Заместитель председателя правительства: Голодец Ольга Юрьевна
  • 4. Заместитель председателя правительства: Дворкович Аркадий Владимирович
  • 5. Заместитель председателя правительства: Козак Дмитрий Николаевич
  • 6. Заместитель председателя правительства: Рогозин Дмитрий Олегович
  • 7. Заместитель председателя правительства -- руководитель аппарата правительства Российской Федерации: Приходько Сергей Эдуардович
  • 8. Заместитель председателя правительства -- Полномочный представитель президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе: Хлопонин Александр Геннадиевич
  • 9. Министерство внутренних дел. Министр: Колокольцев Владимир Александрович Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 (ред. от 22.06.2010 № 773) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета, № 50, 12.03.2004.
  • 10. Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Министр: Пучков Владимир Андреевич
  • 11. Министерство здравоохранения. Министр: Скворцова Вероника Игоревна
  • 12. Министерство иностранных дел. Министр: Лавров Сергей Викторович
  • 13. Министерство культуры. Министр: Мединский Владимир Ростиславович
  • 14. Министерство обороны. Министр: Шойгу Сергей Кужугетович
  • 15. Министерство образования и науки. Министр: Ливанов Дмитрий Викторович
  • 16. Министр по развитию Дальнего Востока -- полномочный представитель Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе: Ишаев Виктор Иванович
  • 17. Министерство природных ресурсов и экологии. Министр: Донской Сергей Ефимович
  • 18. Министерство промышленности и торговли. Министр: Мантуров Денис Валентинович
  • 19. Министерство регионального развития. Министр: Слюняев Игорь Николаевич
  • 20. Министерство связи и массовых коммуникаций. Министр: Никифоров Николай Анатольевич
  • 21. Министерство сельского хозяйства. Министр: Фёдоров Николай Васильевич
  • 22. Министерство спорта. Министр: Мутко Виталий Леонтьевич
  • 23. Министерство транспорта. Министр: Соколов Максим Юрьевич
  • 24. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Министр: Топилин Максим Анатольевич Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 (ред. от 22.06.2010 №773) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета, №50, 12.03.2004.
  • 25. Министерство финансов. Министр: Силуанов Антон Германович
  • 26. Министерство юстиции. Министр: Коновалов Александр Владимирович
  • 27. Министерство экономического развития. Министр: Улюкаев Алексей Валентинович
  • 28. Министерство энергетики. Министр: Новак Александр Валентинович
  • 29. Министр Российской Федерации, ответственный за организацию работы Правительственной комиссии по координации деятельности «Открытого правительства»: Абызов Михаил Анатольевич.

Также, в состав правительства РФ входят координационные и совещательные органы:

  • - Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации
  • - Правительственная комиссия по бюджетным корректировкам на очередной финансовый год и плановый период
  • - Правительственный совет по развитию отечественной кинематографии
  • - Правительственная комиссия по вопросам охраны здоровья граждан
  • - Правительственная комиссия по вопросам социально-экономического Северо-Кавказского федерального округа
  • - Правительственная комиссия по координации деятельности открытого правительства
  • - Государственная комиссия по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области
  • - Правительственная комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения
  • - Правительственная комиссия по экономическому развитию и интеграции
  • - Правительственная комиссия по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 (ред. от 22.06.2010 №773) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета, № 50, 12.03.2004.
  • - Правительственная комиссия по развитию жилищного строительства
  • - Правительственная комиссия по миграционной политике
  • - Правительственная комиссия по территориальному планированию в Российской Федерации
  • - Правительственная комиссия по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное, региональное и межрегиональное значение
  • - Государственная пограничная комиссия
  • - Военно-промышленная комиссия при Правительстве Российской Федерации
  • - Морская коллегия при Правительстве Российской Федерации
  • - Комиссия по экспортному контролю Российской Федерации
  • - Правительственная комиссия по обеспечению реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса
  • - Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации
  • - Комиссия Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности
  • - Аттестационная комиссия Правительства Российской Федерации
  • - Комиссия по организации подготовки управленческих кадров для организации народного хозяйства Российской Федерации Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 (ред. от 22.06.2010 №773) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета, № 50, 12.03.2004.
  • - Правительственная комиссия по развитию телерадиовещания
  • - Правительственная комиссия по проведению административной реформы
  • - Правительственная комиссия по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления
  • - Комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов
  • - Правительственная комиссия по мониторингу и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры продовольственных рынков
  • - Правительственная комиссия по обеспечению российского присутствия на архипелаге Шпицберген
  • - Правительственная комиссия по транспорту и связи
  • - Правительственная комиссия по недопущению негативных последствий техногенной аварии, вызванной затоплением рудника Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей в г. Березники (Пермский край)
  • - Правительственная комиссия по вопросам топливно-энергетического комплекса, воспроизводства минерально-сырьевой базы и повышения энергетической эффективности экономики
  • - Правительственная комиссия по вопросам развития электроэнергетики
  • - Совет по развитию лесного комплекса при Правительстве Российской Федерации Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 (ред. от 22.06.2010 № 773) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета, № 50, 12.03.2004.
  • - Совет при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере
  • - Российская трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
  • - Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
  • - Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО
  • - Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом
  • - Комиссия по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации
  • - Совет по грантам Правительства Российской Федерации для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих учёных в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования, научных учреждениях государственной академии наук и государственных научных центрах Российской Федерации
  • - Государственная комиссия по радиочастотам
  • - Правительственная комиссия по вопросам биологической и химической безопасности Российской Федерации
  • - Правительственная комиссия по профилактике правонарушений
  • - Правительственная комиссия по обеспечению безопасности электроснабжения (федеральный штаб)
  • - Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности
  • - Правительственная комиссия по разработке и реализации антинаркотических программ, обеспечивающих интересы Российской Федерации в Центральной Азии

Иные органы в правительстве РФ:

  • а) Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации
  • б) Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации
  • в) Исследовательский центр частного права при Президенте Российской Федерации
  • г) Информационное телеграфное агентство России (ФГУП)
  • д) Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
  • е) Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • ж) Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт»
  • з) Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова
  • и) Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
  • к) Российская школа частного права (институт)
  • л) Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации
  • м) Санкт-Петербургский государственный университет
  • н) Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (ФГУП)

Статья 110

1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

2. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Статья 111

1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

2. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

3. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

4. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Статья 112

1. Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.

2. Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Президенту Российской Федерации кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Статья 113

Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу.

Статья 114

1. Правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

2. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.

Статья 115

1. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

3. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Статья 116

Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия.

Статья 117

1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.

3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

В соответствии с ч.2 ст.110 Конституции РФ в состав Правительства входят: Председатель, заместители Председателя и федеральные министры. Кандидатуры на должности заместителей Председателя и федеральных министров предлагаются Президенту РФ Председателем Правительства.

Президентом может быть введена должность федерального министра, не являющегося руководителем федерального министерства, а также установлено, что руководитель федерального органа исполнительной власти является одновременно заместителем Председателя Правительства.

Таким образом, практически количество членов Правительства определено Президентом РФ. Количество заместителей Председателя Правительства РФ Конституцией РФ не лимитируется, в это понятие включаются, и первые заместители - общее их число определяется Президентом РФ по его усмотрению.

Так, в состав Правительства Черномырдина В.С. входило 10 заместителей Председателя, а в состав Правительства Кириенко С.Л. три заместителя.

Указами Президента РФ создаются, упраздняются, сливаются и разделяются министерства и ведомства, осуществляется их преобразование и переименование. В соответствии с ними Правительство РФ устанавливает функции и полномочия, преобразованных и вновь созданных федеральных органов исполнительной власти, а также уточняет положения о действующих органах в целях обеспечения или реализации государственной политики в установленных сферах ведения.

Как правило, общая структура федеральных органов исполнительной власти разрабатывается и принимается при формировании Правительства РФ после выборов Президента РФ, в дальнейшем она только изменяется и дополняется, хотя иногда и существенно.

В качестве постоянного органа Правительства для решения оперативных вопросов создан его Президиум. Президиум состоит из Председателя Правительства, его заместителей, федеральных министров финансов, экономики, иностранных дел, обороны, внутренних дел и других. В зависимости от состава Правительства, может меняться и состав Президиума. Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Президиума.

На заседаниях Президиума рассматриваются любые вопросы, относящиеся к сфере деятельности Правительства, и принимаются решения, в том числе акты нормативного характера.

Решения Президиума Правительства принимаются большинством голосов от общего числа его членов, издаются в форме постановлений и распоряжений Правительства и не должны противоречить решениям, принятым на заседаниях правительства РФ. Правительство вправе отменить любое решение Президиума.

Для урегулирования неотложных вопросов, связанных с функционированием народнохозяйственного комплекса, обеспечения взаимодействия заинтересованных министерств и ведомств действует Комиссия Правительства по оперативным вопросам, возглавляемая Первым заместителем Председателя Правительства. В ее состав входят также другие заместители Председателя, несколько министров. Решения Комиссии обязательны для организаций и учреждений, подведомственных Правительству. Одной из главных функций Комиссии является обеспечение контроля и проверки выполнения решений Правительства министерствами и ведомствами.

Министры осуществляют общее руководство деятельностью своих министров, несут персональную ответственность за выполнение, возложенных на министров задач.

По их представлению Правительство назначает заместителей министра. Однако министры самостоятельно распределяют обязанности между своими заместителями, а также утверждают структуру и штатное расписание центрального аппарата министров.

В каждом министерстве и ведомстве образуется коллегия в составе министра (председатель коллегии), его заместителей, а также других руководящих работников министерства.

Коллегия, на своих регулярно проводимых заседаниях, рассматривает основные вопросы организации работы, по наиболее важным вопросам деятельности министерства и ведомства.

Министерство издает в пределах своей компетенции на основе и в исполнении законодательства Российской Федерации приказы и инструкции, а также дает указания для исполнения федеральными органами исполнительной власти.

Вообще министры Российской Федерации и руководители федеральных ведомств могут быть разделены на две статусные группы. Первая группа включает руководителей тех министерств и ведомств, которые в своей работе напрямую подчиняются Президенту РФ в соответствии с его конституционными полномочиями, федеральными законами и указами. Это министры обороны, иностранных дел, внутренних дел, по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидаций последствий стихийных бедствий (МЧС), юстиции, директор Федеральной службы безопасности, директор Федеральной пограничной службы, директор Федеральной службы налоговой полиции, директор Службы внешней разведки.

Президенту РФ также подведомственны Федеральная служба железнодорожных войск, Федеральная служба охраны, Федеральное агентство правительственной связи и информации, Главное управление специальных программ, Государственная техническая комиссия и другие, руководители которых не имеют ранга федеральных министров.

Подчинение некоторых федеральных министров Президенту РФ не отключает их от работы Правительства РФ. Они принимают участие в заседаниях Правительства и голосуют при принятии решений, выполняют поручения Правительства и несут коллективную ответственность за деятельность Правительства РФ.

Вторую группу составляют руководители министерств и ведомств, работающие под непосредственным руководством Правительства РФ. Это министры: по атомной энергии, торговле, региональной политики, национальной политики, по налогам и сборам, государственного имущества, здравоохранения, культуры, общего и профессионального образования, сельского хозяйства и продовольствия, топлива и энергетики, транспорта, финансов и другие, а также руководители государственных комитетов, комиссий, служб и агентств, надзоров.

Публикации по теме