Обучение как открыть бизнес. Выгодный бизнес: как открыть учебный центр. Бизнес-план учебного центра: необходимые документы и расчет затрат

Многие люди мечтают об открытии собственного дела, ведь это гораздо интереснее, чем быть наемным работником и годами не реализовывать свои замыслы. Сегодня начать свой бизнес гораздо проще, чем это было десятки лет назад. При наличии прекрасной идеи, предпринимательской жилки и небольшого стартового капитала можно создать по-настоящему процветающее предприятие.

Каким же бизнесом лучше заняться? Ответ прост: тем, который вам наиболее близок, понятен и интересен. Если вы совсем не интересуетесь медициной, ни к чему открывать аптеку.

Перед дипломированными педагогами и выпускниками вузов все чаще стоит вопрос: «Как открыть учебный центр?» Давайте попытаемся ответить на этот вопрос пошагово.

Шаг 1. Составляем бизнес-план учебного центра

Без бизнес-плана далеко не уедешь, важно сразу расписать все, что касается вашего собственного дела. Определитесь, какой тип учебного центра вам по душе. К примеру, вы хотите открыть курсы иностранных языков, кружок прикладных наук или детский развивающий центр. От этого будет зависеть, нужна ли вашему бизнесу лицензия или нет (на заметку: образовательная деятельность в виде курсов лицензии не требует).

Нужно понимать, что бизнес в сфере образования – ответственное дело. Вы должны иметь высшее образование и опыт работы преподавателем или репетитором, если собираетесь вести занятия самостоятельно. Продумайте эти моменты в самом начале составления бизнес-плана.

Шаг 2. Подбираем помещение

Именно помещение должно стать следующим пунктом в вопросе о том, как открыть учебный центр. Естественно, оно должно быть большим, с достаточным количеством комнат. Обязательно там должны быть:

  • приемная для записи на занятия и получения консультации;
  • несколько классов, хорошо освещаемых и проветриваемых;
  • помещение для сотрудников, где они смогут отдохнуть и перекусить во время обеда;
  • туалет и санитарное помещение, где уборщица будет хранить св
    ой инвентарь.

При желании можно добавить и другие помещения: комнату ожидания для родителей (если думаете, как открыть учебный центр для детей), гардеробную и т. д.

Расположение помещения зависит от направления вашего учебного центра. К примеру, если вы хотите открыть курсы прикладных наук (программирование, веб-дизайн и т. д.), лучше расположить свой центр в соседстве со спортивными школами, тренажерными залами или крупными компаниями.

На курсы прикладных наук ходят, в основном, молодые люди, которые с легкостью могут совмещать занятия спортом и посещение образовательных программ.

А вот детские центры лучше располагать вблизи остановок: родителям проще будет приводить ребенка на занятия. Кроме того, не стоит арендовать помещение выше второго этажа. Если же вы арендуете офис в торговом центре, до него должно быть легко добраться.

Шаг 3. Закупаем мебель

Выбор мебели зависит от типа учебного центра. Но все же есть некоторые обязательные моменты. Следует внести в бизнес-план покупку:

  • столов и стульев;
  • компьютера (если вы организуете прикладные курсы, компьютеров должно быть несколько);
  • шкафа для хранения учебной литературы;
  • принтера с ксероксом;
  • учебной литературы;
  • канцелярских принадлежностей.

Опять же, смотрите по вашему профилю: детскому развивающему центру понадобятся ковры, чтобы свободно играть с малышами на полу, игрушки, в том числе и обучающие, а в компьютерный или языковой центр нужен будет проектор и интерактивная доска.

Естественно, в помещении должен быть сделан косметический ремонт, способствующий приятному времяпрепровождению на обучении.

Шаг 4. Подбираем персонал и составляем программу

Что нужно, чтобы открыть учебный центр, кроме всего вышеперечисленного? Конечно, найти профессиональных педагогов. Если у вас есть знакомые учителя или вы сами являетесь практикующим преподавателем, прекрасно. В противном случае искать придется чуть дольше. Не забудьте составить план и программу занятий, это потребуется вам для получения лицензии на открытие учебного центра.

Обращайте внимание только на те кандидатуры преподавателей, которые имеют соответствующее образование и опыт работы. Это очень важно для того, чтобы создать «лицо» вашего центра или курсов.

Шаг 5. Собираем документы для открытия

Какие вам понадобятся документы для открытия учебного центра? Их довольно много, ведь это серьезный бизнес. Итак, в папку документов входят:

  • перечень образовательных программ вашего центра;
  • сведения о наличии квалифицированного преподавательского персонала;
  • сведения об имеющемся помещении, которое соответствует стандартам ведения образовательной деятельности;
  • сведения о наличии необходимой учебно-методической литературы и технического оснащения;
  • сведения об организаторах учебного центра и регистрации его как негосударственного образовательного учреждения.

Лицензия на открытие бизнеса подобного рода, конечно, нужна. Шарлатаны и просто неквалифицированные личности не будут допущены к организации образовательного учреждения. Но как открыть учебный центр без лицензии, есть ли такой способ?

Выше мы уже вскользь упомянули, что если вы регистрируете свою деятельность просто как курсы (к примеру, курсы дизайна, программирования, языковые курсы), лицензию получать не нужно. Но зарегистрироваться как частный предприниматель, потребуется.

Шаг 6. Ищем клиентов и рекламируем свой учебный центр

Итак, как открыть учебный центр, вы уже знаете. Настало время озаботиться вопросом клиентуры. Для этого стоит заняться рекламой. Начните с просторов интернета: своя страничка в соцсетях (желательно, в нескольких самых популярных), тема на городских форумах – это обязательное условие ведения рекламной кампании.

Так как в наше время практически всё и вся переехали в интернет, реклама там не только наиболее целесообразная, но еще и бесплатная. Далее можно напечатать объявления, листовки, проспекты, но это не обязательно, ведь такая реклама сейчас действует не так эффективно, а иногда даже раздражает потенциальных клиентов.

Нас часто спрашивают – «Как отрыть учебный центр» , насколько это тяжело, насколько это затратно?

В бюджете на открытие и функционирование учебного центра будут присутствовать следующие статьи расхода:

  • Создание и открытие учебного центра.
  • Лицензирование.
  • Разработка программ обучения, выпуск обучающих пособий, методичек, презентаций и т. д.
  • Создание обучающего сайта.
  • Создание материально-технической базы.
  • Поддержка и развитие учебного центра.
  • Аренда.
  • Оплата преподавателям и персоналу.
  • Продвижение учебного центра.
  • Добавление в лицензию новых профессий.
  • Совершенствование материально-технической базы.
  • Поддержка обучающего сайта.
  • Создание и корректировка новых программ обучения.

Естественно, в этом списке не отражены многие «мелочи», а также совершенно не отражена «нематериальная часть» - ваше личное время и нервы.

Учебные центры организаций отличает несколько моментов.

Кому не требуется лицензия на образовательную деятельность

Во первых, им часто бывает не нужна лицензия - ведь они не собираются брать за обучение деньги с собственного персонала, дилеров и партнеров. Так что этот пункт можно исключить. Но тогда прошедшие обучение будут получать на руки «фантики» вместо серьезных «корочек». Зато это удешевляет процесс.

Во вторых, организации могут попытаться сэкономить на работе учебного центра, поручив неоплачиваемые допнагрузки и без того нагруженному персоналу. Ни о каких материально-технических базах, а тем более серьезных программах обучения речь тогда уже вестись не может. Создание корпоративного учебного центра из-за этого становится похожим на создание «корпоративного листка», который никто не читает, или «корпоративной пьянки», которая разобщает людей.

И наконец, организациям важно обращать внимание на такие важные элементы, как внедрение с помощью учебного центра собственной идеологии и норм. Это дополнительные усилия и финансовые затраты, которые необходимы.

Реально открыть и вывести на самоокупаемость серьезный учебный центр за период от 2–3 месяцев до 1 года.

Практические занятия:

  • Изучение вопросов, интересных слушателям курсов.
  • Основные этапы организации учебного центра с подробным рассмотрением каждого этапа.
  • Лицензирование.
  • Привлечение инвесторов и партнеров.
  • Изучение практических примеров создания успешных учебных центров.
  • Алгоритм работы учебного Центра.
  • Шаблоны основных документов.
  • Алгоритмы создания и продвижения сайта учебного центра.
  • На чем может заработать учебный центр.
  • Развитие учебного центра.
  • Тренинги.

Бизнес-образование — Учебные программы

Высшая школа менеджмента НИУ ВШЭ реализует программы бизнес обучения, дополнительного образования в области общего и функционального менеджмента:

Все программы бизнес-обучения направлены на подготовку менеджеров высшего управленческого звена и консультантов широкого профиля, обладающих современными знаниями и квалификацией, которые позволяют эффективно осуществлять руководство организациями или их подразделениями. Формирование и развитие у руководителя ключевых компетенций помогает не только выработать навыки системного подхода к стратегическим задачам бизнеса, но и структурировать их собственный деловой опыт

Основные программы

Программы МВА Высшей школы менеджмента разработаны с использованием международного опыта и с учетом реалий российского бизнеса.

Программа Executive Master of Management in HR - Стратегическое управление человеческими ресурсами – принципиально новая программа, разработанная лучшими профессорами, преподавателями Высшей школы экономики и лучшими практиками и экспертами в области HR, обладающими уникальным опытом работы в больших российских и мультинациональных компаниях.

Программы Executive MBA и DBA - это оригинальные разработки Школы, ориентированные на топ-менеджеров и собственников российских компаний.

Программа «Школа лидерства» разработана с ориентацией на участников конкурса «Лидеры России», людей образованных и амбициозных.

Корпоративные программы Высшей школы менеджмента ориентированы на компаний, которые хотят повысить квалификацию своих менеджеров. Для обучения своих сотрудников фирмы могут выбрать любые дисциплины из широкого набора предлагаемых курсов, для них проектируются как краткосрочные бизнес-семинары , так и средне- и долгосрочные программы, вплоть до корпоративных программ уровня Executive MBA в адаптированном к требованиям компаний формате.

Условия поступления, организация и продолжительность обучения

При поступлении на программы бизнес обучения Высшей школы менеджмента проводится собеседование или тестирование

Обязательным условием для принятия на программы MBA, Executive Master of Management, Еxecutive МВА и программы ПП «Школа лидерства» является наличие высшего образования и опыта работы. Программа DBA имеет дополнительные требования

Программы реализуются в двух формах - вечерней и модульной

Продолжительность бизнес обучения зависит от выбранной программы и варьируется в пределах 0,9–2,3 года

Процесс обучения и результаты

Образовательный процесс в Высшей школе менеджмента организован по смешанному типу, что предполагает использование различных методов обучения: от лекций и бизнес семинаров до решения кейсов и дискуссий. При этом упор делается именно на активные формы обучения: тренинги, деловые игры, анализ конкретных ситуаций.

Лицензия учебному центру не нужна

Занятия проводятся преподавательским составом, имеющим богатый опыт также в области принятия бизнес-решений и управленческого консультирования. В ходе семинаров преподаватель выстраивает работу, направляя ее и на усвоение материала слушателями, и на контроль их индивидуальной подготовки. Тренинги способствуют приобретению навыков адекватной реакции на конкретные ситуации, возникающие в ходе деятельности компании. На лекциях нарабатывается теоретический материал, служащий основой для активных форм общения. Большое место в учебном процессе отводится самостоятельной работе обучающихся, в ходе которой они изучают специальную литературу, а также выполняют задания по пройденной теме или готовят собственный проект с привязкой полученных знаний к деятельности конкретной компании.

Такая организация бизнес курсов носит по большей части прикладной характер и уже на протяжении многих лет доказывает свою жизнеспособность и эффективность. Примеры из российской практики, обсуждаемые на бизнес семинарах, призваны адаптировать международную практику к отечественным реалиям, что дает возможность получить знания и опыт в сфере российского и международного бизнеса.

Обучение по программам Высшей школы менеджмента завершается защитой выпускной квалификационной работы или диссертации.

Диплом MBA является подтверждением успешно пройденного обучения и соответствует высоким международным стандартам.

Как открыть учебный центр парикмахеров и маникюрщиц: бизнес идея

Необходимость приводить в порядок волосы на голове наработана у человека до автоматизма. Уход за руками и ногтями также приближается к потребности на генетическом уровне. Поэтому стремительный рост числа заведений, предлагающих услуги стрижки и маникюра, воспринимается как должное. Но где взять столько обслуживающего персонала? Ответ находят предприимчивые люди, организовывающие курсы обучения парикмахерскому мастерству. Параллельно они ставят на конвейер обучение искусству маникюра и готовят специалистов-стилистов.

Бизнес получается вполне рентабельный и не самый сложный в организации. Зарегистрировавшись в качестве автономной (независимой) некоммерческой организации, предприниматель не нуждается ни в каких дополнительных лицензиях или особых разрешениях.

Санитарные нормативы для одного парикмахерского места требуют. Но из расчета 5 учебных мест, найти в городе просторное помещение площадью не менее не столь сложно.

Поскольку месторасположение учебного центра особой роли не играет, можно слегка сэкономить на аренде, но все равно она «выльется в копеечку» (за квадратный метр — 2,5 тыс. рублей). Предметы мебельного интерьера и учебного оборудования (стулья, стойки, зеркала, мойки) можно приобрести отечественные. Оснащение каждого рабочего места потянет до десяти тысяч рублей.

Немалая статья затрат - расходные материалы. Удобные острые ножницы, качественные краски, профессиональные расчески, массажные щетки, кисти для сметки и окраски волос, парикмахерские пеньюары и прочая атрибутика обойдется в сумму до $1тыс. А еще каждому ученику понадобится тренажерный манекен за 1,5 тысячи рублей.

Обучение целесообразно поставить на поток, набирая одновременно до 5 групп по 5 человек.

Как открыть учебный центр? Алгоритм как начать зарабатывать на знаниях!

Средняя стоимость трехмесячных парикмахерских курсов - в районе 22 тысяч рублей. Минимальная положительная рентабельность получается при наборе хотя бы 10 учеников на курс.

Если позволяет время и возможность, можно дополнить основную учебу краткосрочным дополнительным курсом (например, цикл занятий «Свадебные прически»). Это добавит в «копилку доходов» еще по 12 тысяч с человека.

Занятия будут идти в интенсивном режиме, выдержать который способен не каждый преподаватель. Поэтому при выборе кандидатуры педагога нужен особенный подход. Помимо высокого индивидуального профессионального мастерства преподаватель обязан уметь донести свои навыки и знания до учеников. Потребуется и психологическая выдержка, и физическая выносливость. Оценка такого преподавательского труда составит порядка 15000 рублей.

Курсы маникюра организуются по подобной схеме. Только по санитарным нормам для одного мастера маникюра достаточно. Покупка оборудования и мебели для оснащения маникюрного рабочего места будет дешевле парикмахерских затрат. Всего 3 тысячи рублей понадобится для одного ученического комплекта, в который входят всевозможные пилочки, ножнички, щеточки, лопаточки, а также специальная шлифмашинка и стерилизационное оборудование. На каждого ученика нужно как минимум три маникюрных комплекта. На роль педагога пригласите авторитетного стильного мастера, которому есть чему научить новичков. Это сделает ваш кошелек тоньше тысяч на сорок, зато добавит школе престижности и популярности.

Стоимость маникюрного курса — около 11 тысяч, зато группы можно комплектовать до 8 человек. По аналогии с парикмахерским обучением основные маникюрные курсы могут сопровождаться дополнительными. Например, серия занятий по наращиванию ногтей стоит 8 тысяч, а курсы по художественной росписи - 10тысяч рублей.

Некоторые ученики стремятся овладеть одновременно искусством парикмахера и маникюра. Попробуйте поощрить такое рвение небольшой скидкой на обучение. Это может стать примером для подражания, что принесет вам дополнительную выгоду.

Еще одним стимулом для учеников будет гарантия их трудоустройства после окончания курсов. Такую привилегию вы сможете обеспечить, если заключите договора с салонами красоты на выгодных для обеих сторон условиях. Имидж школы от такого сотрудничества только повысится, что со временем принесет дополнительные дивиденды.

Подготовлено редакторами: «Бизнес GiD»
www.bisgid.ru

Комментарии пользователей

Статья написана при информационной поддержке сотрудников компании Объединение Регистрация http://oreg.pro/

Деятельность образовательного характера обязательно должна лицензироваться. Не лицензировать свою образовательную деятельность имеют право только преподаватели, занимающиеся индивидуальным репетиторством. Всем остальным придется получить лицензию на обучение. О том, как это сделать, читайте в данной статье.

Кому нужно получать

Лицензию на обучение в обязательном порядке должны получить следующие юрлица:

  • Гос. и частные некоммерческие фирмы, деятельность которых в первую очередь нацелена на предоставление образования, а не на извлечение прибыли;
  • Коммерческие фирмы, целью которых является получение прибыли от предоставления услуг образовательного характера;
  • Филиалы образовательных компаний;
  • Частные бизнесмены, осуществляющие деятельность с наемным персоналом;
  • Научные учреждения.

Услуги должны оказываться по одной, или сразу нескольким из следующих образовательных программ:

  • Высшее или среднее специальное;
  • Дошкольное;
  • Общеобразовательное;
  • Доп. образование, как для детей, так и для взрослых;
  • Повышение уровня квалификации.

Законодательные требования

Действующим законодательством установлено, что кандидат на получение лицензии должен выполнить ряд требований:

  1. Наличие помещения, в котором будет осуществляться обучение.
  2. Наличие всего необходимого для процесса обучения (спец. оборудования, мебели, учебников, инвентаря и прочее).
  3. Наличие программ образования.
  4. Создание условий, которые требуются для ведения образовательной деятельности.
  5. Наличие разрешения от Санэпиднадзора.
  6. Наличие преподавательского состава (его необходимо полностью утвердить до того, как подавать заявку на получение лицензии).
  7. Наличие документов, разрешающих получение доступа к материалам, которые являются гос. тайной.

Необходимая документация

Для получения лицензии на обучение необходимо предоставить следующий пакет документов:

  • Заявление на получение;
  • Оригинал документа, удостоверяющего личность заявителя;
  • Ксерокопии учредительных документов, заверенных нотариусом;
  • Ксерокопии следующих свидетельств: о постановке на налоговый учет, о гос. регистрации, о внесении изменений; они должны быть нотариально заверенными;
  • Документы, которые подтверждают владение территориями и помещениями;
  • Программы образования и учебные планы;
  • Сведения о преподавателях – ксерокопии их дипломов и их трудовых книжек;
  • Заключение пожарной службы, СЭС и МЧС на соответствие объектов определенным требованиям;
  • Сведения о наличии обучения с дистанционными элементами;
  • Справка, подтверждающая наличие условий для охраны здоровья и питания обучающихся;
  • Чек, подтверждающий уплату гос. пошлины;
  • Опись всего пакета документации.

Процедура получение лицензии

Орган, занимающийся лицензированием, принимает по описи заявление, делая на нем запись о получении. Дата на описи – это день, с которого начинается процесс лицензирования:

  1. В течение трех дней работники Мин. Образования проверяют предоставленную заявителем документацию на правильность заполнения и комплектность.

    Как открыть курсы по обучению без лицензии

    Если были найдены ошибки – документы будут возвращены заявителю на исправление. На исправление ошибок у заявителя есть месяц.

  2. Если у специалистов не возникло претензий к документам, начинаются всевозможные проверки: проверяется достоверность предоставленных сведений, а также соответствие условий у заявителя лицензионным требованиям. На этом этапе также осуществляется выездная проверка.
  3. В течение шестидесяти дней с даты регистрации заявления управление по надзору в образовательной деятельности примет положительное или отрицательное решение. Если принято отрицательное решение, специалисты должны его обосновать. Причин для отказа может быть только две: предоставление ложной информации и условия, не подходящие для осуществления деятельности образовательного характера.
  4. Получения лицензия имеет неограниченный срок действия. Однако при нарушении требований ее могут временно приостановить или отозвать навсегда.

Идея бизнеса: как открыть центр по подготовки к экзаменам ЕГЭ

Как создать образовательную организацию?

Наши юристы достаточно часто получают от посетителей сайта письма с вопросами об открытии частных школ, детских садов, различных учебных курсов и т.п. Поэтому мы решили осветить данный вопрос в отдельной статье.

Образовательная деятельность регулируется Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" (далее по тексту — "Законом").

Определение образования приведено в Законе — под ним понимается "единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов".

Несколько отличается от приведенного выше определение термина "обучение", которым согласно Закону является "целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни".

Согласно Закону, образовательную деятельность вправе осуществлять:

  • образовательные организации , которые могут создаваться только в форме некоммерческих организаций;
  • организации, осуществляющие обучение — осуществляющие образовательную деятельность научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, и иные юридические лица;
  • индивидуальные предприниматели — как осуществляющие индивидуальную педагогическую деятельность, так и привлекающие наемных педагогических работников.

Отметим, что ранее действовавшая редакция Закона (до 1 сентября 2013 года) исключала коммерческие организации из образовательного процесса — ООО, АО и им подобные юридические лица, целью создания которых было получение прибыли, были не вправе вести образовательную деятельность.

Образовательная деятельность, осуществляемая юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, привлекающими педагогических работников, подлежит обязательному лицензированию. В то же время, не лицензируется образовательная деятельность, осуществляемая индивидуальным предпринимателем непосредственно (т.е. лично, без приема на работу других преподавателей).

В качестве примера деятельности, которую индивидуальный предприниматель может вести без лицензии, можно привезти репетиторство, гувернерство и т.п.

Порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями (за исключением ИП, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно), устанавливается законодательством РФ о лицензировании отдельных видов деятельности, а также соответствующими Постановлениями Правительства РФ.

Образовательная организация может быть государственной, муниципальной или частной.
Государственной является образовательная организация, созданная Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации.
Муниципальной является образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом).
Частной является образовательная организация, созданная физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций.

Наиболее часто частные образовательные организации создаются в организационно-правовой форме АНО — автономных некоммерческих организаций.

Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами (основными и/или дополнительными), реализация которых является основной целью их деятельности.

Законом устаноавлены следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:
1) дошкольная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;
2) общеобразовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;
3) профессиональная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;
4) образовательная организация высшего образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

Типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы: 1) организация дополнительного образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;
2) организация дополнительного профессионального образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

Перечисленные выше образовательные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:
1) дошкольные образовательные организации — дополнительные общеразвивающие программы;
2) общеобразовательные организации — образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения;
3) профессиональные образовательные организации — основные общеобразовательные программы, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;
4) образовательные организации высшего образования — основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;
5) организации дополнительного образования — образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения;
6) организации дополнительного профессионального образования — программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.

По Закону наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.

Организациями, осуществляющими обучение, могут быть юридические лица любых организационно-правовых форм, в том числе такие коммерческие организации, как ООО и АО. При этом:
Научные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров, программам ординатуры, программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам.
Организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, вправе осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, основным программам профессионального обучения.
Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях (далее — загранучреждения Министерства иностранных дел Российской Федерации) вправе осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей, установленных статьей 88 Закона.
Иные юридические лица вправе осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального обучения, образовательным программам дошкольного образования и дополнительным образовательным программам.

Для осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей обучение, в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение. Деятельность такого подразделения регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым организацией, осуществляющей обучение.

Регистрация бизнеса в сфере образования

Как уже было сказано, деятельность в сфере образования вправе осуществлять юридические лица — образовательные организации и организации, осуществляющие обучение, а также физические лица (граждане), зарегистрированные в качестве ИП.

Требования к учредительным документам юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере образования, имеет свою специфику. Интересующиеся данным вопросом найдут ответ на него в Законе, здесь же только отметим, что уставы таких организаций должны содержать сведения об образовательных программах, в соответствии с которыми будет проводиться обучение.

Поскольку образовательными организациями по Закону могут быть только некоммерческие организации, их регистрация осуществляется уполномоченным на это государственным органом — Министерством юстиции РФ и его региональными Управлениями (в частности, в Санкт-Петербурге — Главным управлением Минюста России по Санкт-Петербургу). Подробнее о регистрации некоммерческих организаций можно прочитать на этой стрнаице.

Как было сказано выше, организации, осуществляющими обучение, могут быть созданы как в форме НКО, так и коммерческих организаций. В последнем случае регистрирующим органом для них является налоговая инспекция (в Санкт-Петербурге — МИ ФНС No 15). Регистрация таких организаций производится налоговым органом в общем порядке, не отличающимся от процедуры регистрации "обычных" ООО.

Аналогично, процедура регистрации индивидуальных предпринимателей — как осуществляющих образовательную деятельность непосредственно, так и привлекающих по найму педагогических работников, за исключением необходимости дополнительно представлять справки об отсутствии судимости, ничем не отличается от процедуры регистрации ИП других сфер деятельности. Регистрирующий орган — налоговая инспекция.

После государственной регистрации субъект образовательной деятельности (образовательная организация, организация, осуществляющая обучение или ИП, привлекший педагогических работников) должен получить лицензию, и лишь после этого он может приступать к оказанию образовательных услуг. С требованиями у соискателям лицензий можно ознакомиться в Законе и в соответствующих Постановлениях Правительства РФ.

По прошествии некоторого периода после получения лицензии образовательная организация имеет право в порядке и сроки, установленном Правительством РФ, обратиться в Министерство образования (или другой соответствующий государственный орган системы Министерства образования) с заявлением о получении государственной аккредитации.

Образовательные организации, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы, вправе выдавать лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы государственного образца об уровне полученного образования и (или) квалификации.

Подготовить учредительные и другие необходимые документы для государственной регистрации образовательной организации, организации, осуществляющей обучение или индивидуального предпринимателя (ИП), а также выполнить регистрацию Вам всегда помогут специалисты компании "Петролекс".

Открыть учебный центр в Казахстане достаточно просто. Действующее законодательство не предъявляет к ним каких-то особенных требований. Для начала выясните, относится ли планируемая вами образовательная деятельность к лицензируемым. В статье 23 закона Республики Казахстан “О лицензировании” указано:

Наличие лицензии требуется для занятия образовательной деятельностью(1).

Данный вид деятельности включает следующие подвиды деятельности:

  • общеобразовательные программы начального, основного среднего, общего среднего образования;
  • профессиональные программы технического и профессионального образования, в том числе по профессиям и специальностям;
  • профессиональные программы послесреднего, высшего, послевузовского образования, в том числе по специальностям;
  • духовные образовательные программы.

Т.е. деятельность основной массы учебных центров, оказывающих широкий перечень образовательных услуг (курсы, тренинги, семинары, мастер-классы) , не указанных в ст.23, лицензированию не подлежит.

Если вы планируете работать с детьми, нелишне будет ознакомиться с Типовыми правилами , утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 мая 2013 года.

Следующий шаг - определение оптимальной организационно-правовой формы. Как правило, казахстанские учебные центры выбирают между товариществом с ограниченной ответственностью и индивидуальным предпринимательством. У каждой из этих форм есть свои преимущества и недостатки. Не останавливаясь на на них подробно, следует отметить наиболее важные:

  1. если вашими клиентами будут крупные компании и государственные организации, то ТОО будет более предпочтительно;
  2. сочетание высоких доходов и сопоставимых по размеру расходов делает ТОО гораздо более удобной для целей налогообложения. Если же вы не уверены в больших оборотах - выбирайте ИП. ТОО открыть всегда успеете. Кроме того, с 1 января 2017 г. индивидуальные предприниматели получат специальный налоговый режим на основе патента, если занимаются следующими видами образовательной деятельности:
    • услуги в области спортивного образования и образования специалистов организации досуга;
    • услуги в области образования в сфере культуры;
    • услуги в области прочего образования;
    • вспомогательные образовательные услуги
  3. ТОО более зарегулировано законодательством, чем ИП. Как минимум, вам придется ознакомиться с законом “О товариществах с ограниченной ответственностью” и выполнить предъявляемые им для ТОО требования. С ИП все обстоит намного проще;
  4. процедура регистрации ТОО более дорогая и длительная. Впрочем, разница не существенная и этот пункт не может быть основным при выборе между ТОО и ИП;
  5. если в будущем вам придется закрыть учебный центр(например, захотите открыть университет или станете министром образования), закрыть ТОО намного сложнее, чем ИП.

С организационно-правовой формой определились. А маркетинговый план у вас есть? Вы же знаете, сколько, где и как вы будете привлекать клиентов в свой учебный центр? Если у вас нет положительного и, главное, уверенного ответа на эти вопросы, то на этом этапе следует пока остановиться.

Развитие учебного центра и доведение его до рентабельного состояния гораздо сложнее, чем его открытие. На рынке неформальных (т.е. не регулируемых государством) образовательных услуг присутствует около 2,5 тысяч учебных центров, огромная доля которых не работает или работает от случая к случаю. Например, только в Алматы можно насчитать объявления о бухгалтерских курсах от примерно 200 учебных центров. Но если вы возьметесь обзвонить их всех, чтобы выяснить самые привлекательные условия, то узнаете, что фактически работающих - всего три-четыре десятка. Причем дозвониться с первого раза, скорее всего, вам удастся только половине из них. Похожая ситуация и по большинству других направлений обучения. И, как вы понимаете, основная причина сложившийся таким образом ситуации - неспособность многих учебных центров обеспечить свою полноценную загруженность, т.е. не умение привлекать клиентов.

Если вы планируете работать на рынке B2С обучения, т.е. основная целевая аудитория будущего учебного центра - это физические лица, то начните с изучения спроса на ваши услуги. Сервис поисковых запросов wordstat позволит вам прикинуть примерное число людей, которые интересуются вашими услугами в регионе деятельности учебного центра. А если вы хотите заниматься онлайн обучением, то ваш региональный охват будет ограничиваться лишь ареалом используемого вами языка. Например, онлайн курсы по сахарной флористике на русском языке могут привлечь клиентов со всего Рунета. У онлайн-курсов на казахском языке география охвата будет ниже, но зато и конкуренция, на текущий момент, практически отсутствует. Почитаете о

Хороший маркетинговый план - это половина успеха вашего будущего учебного центра.

Далее - ваши работники. Начиная от человека, отвечающего на звонки от клиентов и заканчивая преподавателями. Бич многих учебных центров - “девушка на телефоне”, не владеющая навыками телефонных продаж. Роль этих сотрудников в конвертации звонящего в покупателя часто недооценивается. О значении квалификации и клиентоориентрованности преподавателей, думаю, говорить излишне. Продуманный маркетинговый план позволит вам привлекать клиентов, но придут ли они к вам вновь и будут ли рекомендовать ваш учебный центр своим родственникам, друзьям и знакомым, будет зависеть, во многом, именно от того, кто и как у вас преподает.

Если вы сами или ваши партнеры или ключевые работники не обладают опытом развития образовательного центра, подумайте над тем, чтобы начать с франшизы. Вы приобретете готовую технологию создания и развития образовательного бизнеса и сэкономите себе массу времени и нервов. Не говоря уже деньгах. Тем более, что в интернете можно найти немало интересных предложений по самым различным направлениям обучения. Вот только некоторые из них:

  1. Франшиза развития детского клуба Бэби-клуб. Бэби-клуб - одна из ведущих в России детских образовательных организаций, представляющая собой сеть клубов и садов для дошкольников. Сайт Бэби-клуб
  2. Франшиза детской школы ментальной арифметики UCMAS. UCMAS - самая крупная франшиза по ментальной арифметики в мире. Сайт UCMAS
  3. Франшиза детского клуба по робототехнике РОБОТРЕК. Более подробно об этой франшизе можно узнать здесь: сайт РОБОТРЕК
  4. Франшиза детского центра развития интеллекта «Пифагорка»:

Подробная инструкция поможет спланировать, как открыть школу иностранных языков, узнать, что для этого необходимо приобрести и на что придется потратиться, сколько денег может принести собственный бизнес по преподаванию в этой сфере и о чем придется позаботиться при запуске своего лингвистического учебного центра.

Организационные вопросы создания такого бизнеса

Преподавание иностранных языков может предлагаться с разными целями и различным категориям клиентов. Вы можете создать бизнес данного направления в формате курсов повышения квалификации, занятий с репетитором, школы иностранных языков, образовательного центра для малышей, школьников, студентов или взрослых. От выбора специализации и запланированного масштаба деятельности зависит организационно-правовая форма организации.

  1. Регистрация в качестве индивидуального предпринимателя;
  2. Создание негосударственного образовательного учреждения или автономной некоммерческой организации.

Разрешительная документация и налоговая нагрузка

Индивидуальная преподавательская деятельность не подлежит лицензированию, но и никаких документов государственного образца об окончании обучения клиентам выдаваться не будет, как и не будет проводиться итоговая аттестация. Такой вариант больше подойдет для обучения взрослых на курсах, для них часто не столь важно наличие бумаг, подтверждающих их лингвистическую квалификацию, главное – реальное знание языка.

Не возникнет проблем с наймом других преподавателей, новое законодательство в сфере образование разрешает принимать ИП на работу других учителей (всего не более 15 сотрудников при работе по патенту). Есть только одно уточнение: если предприниматель работает один и привлекает внештатных сотрудников, то лицензия ему не понадобится, а при найме на постоянной основе других преподавателей нужно будет получить разрешение на ведение данной деятельности. В качестве системы налогообложения при образовательной деятельности можно выбрать « » (6 % от доходов или 15 % от разницы между доходами и расходами) или патент (для самозанятых ИП).

Если предполагается обучение с выдачей подтверждающих квалификацию выпускников документов, то понадобится зарегистрировать юридическое лицо (НОУ или АНО) и получить лицензию в местном отделе Минобразования. При таком варианте организации клиент по окончании обучения может получить сертификат или свидетельство о дополнительном образовании. Но для лицензирования потребуется подготовить объемный пакет документов, в основном доказывающий пригодность помещений для проведения занятий и уровень материально-технического оснащения учреждения, профессиональную квалификацию педагогов и состав учебных программ. Пакет документов и заявка на лицензию рассматривается в Районо в течение 2 месяцев, срок действия лицензии – 5 лет, впоследствии необходимо ее продление.

Необходимая база для преподавания иностранных языков

Что нужно, чтобы открыть школу иностранных языков? Помимо непосредственно знания языка, склонности к преподавательской или хотя бы к организаторской деятельности, начинающему бизнесмену нужны будут и другие ресурсы для создания своего образовательного центра.

Особняком в перечне необходимого для любых курсов иняза будут стоять люди. В штат могут входить носители языка, либо русскоязычные учителя и лингвисты с нужной квалификацией в английском, немецком, французском или китайском. Правильно подобранный преподавательский состав – залог успеха образовательного учреждения. К хорошему педагогу будут идти по рекомендации и, значит, бизнесмену удастся сократить расходы на привлечение клиентов за счет «сарафанного радио».

Даже, если вы решили самостоятельно проводить занятия и учить всех клиентов, потребуются услуги вспомогательного персонала по бухгалтерскому обслуживанию фирмы, IT-сопровождению, охране, клинингу и т.д. Эти непрофильные услуги можно перенести на аутсорсинг и заключить договор со специализированными компаниями, предоставляющими соответствующих специалистов.

Основные статьи расходов при запуске школы иностранных языков

Есть и другие потребности бизнеса, требующие стартовых вложений на запуске. Потратиться необходимо на следующие статьи расходов:

  • Помещения (класс, аудитория, конференц-зал, кабинет площадью 20–50 кв. м. из расчета примерно 2 кв. м. на человека) для нужного количество обучающихся с учетом числа групп, их наполняемости и расписания. Для лицензирования требуется, чтобы такие помещения получили одобрения от санэпидстанции, пожарной службы и других надзорных органов (лучше арендовать их в том здании, которое уже соответствует всем необходимым нормам).
  • Мебель и оборудование для учебных комнат (парты или столы, стулья, доски или проекторы, компьютеры для преподавателя и планшеты для учеников, динамики и наушники, лингафоны).
  • Вспомогательные обучающие материалы (учебники, дополнительная литература, рабочие тетради, аудиозаписи и видеофильмы, плакаты и другие наглядные пособия), а также канцтовары и расходные материалы.

Самое важное нематериальное вложение – программа обучения и методические материалы, которые помогут выстроить процесс преподавания языка с максимальным эффектом, применительно к выбранной аудитории и категориям клиентов.

Финансовые аспекты деятельности по преподаванию языков

Бизнес план с рекомендациями, как открыть школу иностранных языков, включает перечень необходимых расходов и возможных доходов от данного вида деятельности. Начать финансовый разбор стоит с определения размера стартового капитала.

Сколько денег понадобится на подготовку к открытию учебного лингвистического центра:

  • или юридического лица – 1000–5000 рублей, а также расходы на – еще 1000–2000 рублей единовременно.
  • Стоимость аренды и ремонта помещения зависит от состояния и площади самого помещения и его готовности принять учащихся, а главное от региона, расположения и аппетитов арендодателя. Можно уложиться в сумму 5-10 тысяч рублей за небольшой класс или оплатить первый месяц аренды в размере 50–100 тыс. рублей за целый комплекс помещений, а еще потратить на приведение его в порядок несколько десятков тысяч рублей.
  • Приобретение мебели и оборудования – компьютеризованный класс на 5–10 учеников будет стоить порядка 100–150 тыс. рублей, но можно обойтись минимумом затрат, базовой меблировкой и простейшим оборудованием на сумму в 5–10 тыс. рублей на кабинет.
  • Покупка методических учебных материалов и пособий – комплект учебной литературы может стоить от 500 рублей до нескольких тысяч рублей на каждого учащегося.
  • Расходные материалы – на 1–5 тыс. рублей придется запастись канцтоварами, бумагой, расходниками для оргтехники и другими мелочами для работы с обучающимися.

Всего стартовые затраты могут составлять от 20–40 тысяч рублей (на один кабинет и на общее количество 10–50 учеников) до 300–500 тысяч рублей (при открытии полноценного учебного учреждения с множеством групп и несколькими отдельными классами).

Издержки при работе учебного центра

На этом расходы не заканчиваются, ведь текущая деятельность будет сопровождаться другими постоянными и переменными затратами:

  • оплата аренды и коммунальных платежей – от 5–10 тысяч рублей до 100–150 тыс. рублей в месяц;
  • зарплата и отчисления за работников (для самозанятого ИП – только отчисления в фонды) могут достигать 10–70 тысяч рублей на преподавателя с учетом его учебной нагрузки, заполняемости групп, средней зарплаты в регионе и других факторов;
  • налоги и бухгалтерское обслуживание – от 3–5 тыс. рублей ежемесячно до 10–20 тыс. рублей в месяц;
  • приобретение новых пособий, канцтоваров, расходных материалов – 1–5 тыс. рублей и до 10–15 тыс. рублей;
  • оплата услуг вспомогательного персонала – от 2–3 тыс. руб. до 10–20 тыс. рублей в месяц;
  • реклама и обслуживание сайта – от 1–2 тыс. рублей до 5–10 тыс. рублей в месяц.

Всего на поддержание работы школы иностранных языков в месяц может уходить от 20–30 тыс. рублей до 250–400 тыс. рублей и больше, в зависимости от масштабов работы и количества преподавателей.

Доходы образовательного центра: откуда берутся деньги

Соответственно бизнес должен приносить денег больше, чем ежемесячно требуется на его содержание. На стоимость услуг по обучению иностранным языкам оказывают влияние средние расценки в конкретном городе, квалификация преподавателей и уровень обучения. В среднем тарифы могут быть следующими:

  • групповые занятия (5–10 человек и более) – от 1000 до 5000 рублей в месяц и более;
  • индивидуальные занятия (1–2 человека) – от 2000 до 10000 рублей ежемесячно.

По расписанию может быть и одно, и 2-3 занятий в неделю продолжительностью 1–2 академических часа. Нагрузка на одного преподавателя – 10–18 ак. часов еженедельно, в среднем он может работать с 2–3 группами и таким же количеством индивидуальных учеников. Исходя из этого, и нужно рассчитывать потенциально возможное количество групп, значит, и планировать доходы.

Работая самостоятельно с 20–30 обучающимися (в группах и в индивидуальном порядке), предприниматель может получать в месяц порядка 30–100 тыс. рублей. Такие меры, как привлечение наемных сотрудников, уплотнение расписания и увеличение количество учебных комнат позволят увеличить доход на ту же сумму из расчета на каждого нового педагога. При наличии 5 преподавателей и при условии их полной загрузки можно получать в месяц около полумиллиона рублей дохода. Но тогда школе нужно работать одновременно с 100–150 обучающимися.

Срок окупаемости такого лингвистического центра составляет от 3 до 12 месяцев, но все зависит от суммы стартовых вложений, а также от ежемесячного соотношения суммы поступлений и размера расходов.

Выгодно ли открывать школу иностранных языков зависит только от того, сможет ли начинающий бизнесмен набрать необходимое количество учеников, чтобы не просто выходить в ноль, но и получать прибыль от преподавания английского, китайского или других языков. Но главное – сможет ли он поддерживать качество обучения на стабильно высоком уровне, чтобы поток клиентов не иссякал круглогодично. Для этого можно предусмотреть специальные предложения для летних лагерей, для желающих подготовиться к экзаменам или для тех, кто хочет «подтянуть» свои знания перед туристической поездкой.

Сегодня тысячи людей жаждут нащупать среди множества возможностей ту золотую жилу, которая даст им шанс навсегда забыть о нехватке денег и перейти на принципиально новый финансовый уровень. И одной из самых перспективных бизнес-возможностей, доступных среднестатистическому гражданину, является заработок на обучающих курсах. Итак, в данном обзоре речь пойдет о том, как открыть курсы по обучению.

Почему обучающие курсы актуальны

Для начала стоит отметить тот факт, что мы живем в то время, когда пересеклись два совершенно разных поколения.

В каждом городе бок о бок вращаются те люди, кто родился в начале постсоветского капитализма и руководствуется более современными принципами мировоззрения, и те, кто в свое время успел впитать яркую ментальность советского общества. При чем же здесь обучающие курсы?

Дело в том, что довольно часто молодежь проявляет интерес к различным видам деятельности и желает в них развиваться профессионально.

Например, для них могут играть важную роль вопросы о том, как открыть курсы парикмахера и как начать собственный бизнес по продаже автомобилей. Причем молодые люди могут осваивать сразу несколько направлений. Поступать в вузы по разным специальностям - это удел единиц, у которых хватает энтузиазма и денег для такого маневра. Плюс ко всему к моменту выпуска технологии и тенденции сильно поменяются, в связи с чем актуальность обучения может оказаться низкой.

А вот обучающие курсы длятся значительно меньше, чем учеба в университете, и информация, которую дают на таких курсах, имеет максимальный уровень актуальности.

Спасение для людей в виде курсов

Если говорить о людях, которых развал Советского Союза застал врасплох, то курсы, где обучают новой специальности, для них являются спасательным кругом. Ведь за сравнительно короткий промежуток времени они смогут освоить новую профессию, которая пользуется спросом на рынке труда.

Таким образом, обучающие курсы являются более чем актуальным направлением предпринимательской деятельности. С помощью их можно соединить, к примеру, рукодельный бизнес и спортивный.

Локальные курсы обучения

Первый вариант, который можно использовать для заработка, – это локальные курсы по обучению популярным специальностям и просто интересным видам деятельности. Проводить их можно в арендованном или собственном помещении. Например, владельцы салонов красоты могут открыть на базе своей компании курсы по маникюру или парикмахерскому делу.

Если собственной недвижимости, подходящей для занятий с группой, нет, то ничего не мешает воспользоваться возможностью аренды.

Однако в самих курсах помещение играет не главную роль, хотя и важную. К примеру, для того чтобы разобраться в вопросе о том, как открыть курсы рукоделия, свой офис может и не потребоваться. Справиться легко можно и в домашней обстановке. Особенно если есть соответствующие навыки.

Популярным обучение может стать благодаря отзывам довольных клиентов. Если после комплекса занятий новоиспеченные специалисты овладеют конкретными навыками достаточно хорошо, чтобы устроиться на работу или начать самостоятельно оказывать услуги, то рейтинг курсов будет высоким.

Следует найти квалифицированных специалистов

Для того чтобы понять, как открыть курсы по обучению, необходимо найти профессионалов. В связи с этим становится ясным один факт – квалификация специалистов, которые будут обучать, должна быть высокой. Как правило, открывают курсы те, кто уже являются профессионалами в какой-то сфере деятельности и готовы на достойном уровне передать знания другим. Этот фактор требуется указать, составляя бизнес-план.

Курсы английского языка, к примеру, требуют профессионального подхода. И если нужных навыков нет, необходимо привлечь специалистов со стороны. Но в этом случае приглашенному профессионалу придется платить, что сократит размер прибыли. Хотя в случае с наемным персоналом для обучения можно пойти весьма выгодным путем и сделать курсы, которые будут включать обучение разным специальностям. Такой ход обеспечит значительно больший поток людей, а значит, и другой уровень дохода.

Конечно, в случае открытия многопрофильных курсов понадобится больше платить за аренду помещения, однако при грамотном формировании цены за обучение все расходы будут без труда компенсированы.

Маркетинговая деятельность

Для того чтобы реклама достигла представителей целевой аудитории, нужно определиться с тем, какие источники рекламной информации в данном регионе наиболее эффективны. И только после этого вкладывать средства в рекламную кампанию. При этом все же остается одно «но»: количество людей, которые смогут заплатить за обучение, ограничено в лучшем случае конкретным регионом, в худшем – городом. И это притом, что в данной сфере присутствует конкуренция.

Для того чтобы расширить круг потенциальных клиентов, стоит вывести свою систему обучения в интернет-пространство, где ее смогут приобрести люди не только со всех регионов страны, но и с других государств. Такой шаг сможет увеличить рынок сбыта обучающего курса в сотни раз.

Обучение в Сети

Информационный продукт – это очень популярный способ продавать свои знания и опыт, а также навыки других людей тысячам пользователей со всего мира. Данный вид деятельности без труда можно совмещать и с локальными обучающими курсами. Но при желании есть возможность превратить интернет-обучение в основной и стабильный источник высокого дохода. Как открыть обучающие курсы в Сети?

Публикации по теме