Как развить память на фамилии и имена? Связь через сравнение. й способ — «Частое повторение имени»


Тренировка памяти
>
Как запоминать лица и имена
Запоминание имён

Начнем с запоминания имен. Имена (и фамилии), в отличие от лиц, надо не просто узнать, их надо вспомнить, то есть воспроизвести. А воспроизведение, как известно, требует значительно больших усилий, чем узнавание. Один из способов запомнить имена и фамилии - это применить метод фонетических ассоциаций (см. главу о запоминании иностранных слов ).

Особенно эффективен этот метод при запоминании иностранных фамилий и имен, где, в общем-то, ничего другого почти и не остается. Например, к фамилии "Ларсен" из слов русского языка можно подобрать два созвучных слова "ларец" и "сено" и запомнить фамилию, составив сюжет: "ЛАР ец, полный СЕН а". После этого, необходимо представить человека, которому принадлежит эта фамилия и "вплести" его каким-то образом в этот сюжет. (Немного подробнее вы узнаете о том, как это можно сделать, из раздела о запоминании лиц.)

Если же вам нужно запомнить просто список фамилий (без запоминания их принадлежности тем или другим лицам ), то достаточно сюжета из фонетических ассоциаций, который вы последовательно можете связать со следующим сюжетом и т.д. (Список фамилий и имен можно также запомнить, и пользуясь методом связанных ассоциаций.) Этот метод вам может пригодиться, если вы к примеру, встречаете гостей по списку и не хотите, смущая приглашенных, каждый раз в него заглядывать.

Еще пример: для фамилии "Бронстон" подбираем созвучные слова "броня" и "стон". Теперь для того, чтобы запомнить эту фамилию, можно представить самого Бронстона, зашитого в БРОН ю и СТОН ущего. Можно представить, что из БРОН ированной машины доносится СТОН и т.д. Часто фамилию необходимо запомнить вместе с профессией человека, тогда в сюжет надо включить что-то связанное с профессией. И вообще, любая информация о жизни человека может помочь вам запомнить его фамилию и/или его имя и отчество, если вы умело используете ее в сюжете.

Русские имена и фамилии тоже можно запоминать при помощи звуковых ассоциаций. Но в случае с фамилиями это, скорее, будут не звуковые, а смысловые ассоциации, точнее, в большинстве случаев слова, от которых они произошли. При этом могут возникнуть некоторые специфические трудности. Например, фамилии "Воронов" и "Воронин".

Обе фамилии произошли от слова "ворон", то есть ассоциацией, которая пригодится для составления сюжета, будет являться именно это слово. Однако суффиксы у этих фамилий разные - "ов" и "ин". Таких фамилий, имеющих общее основание, но разные окончания и суффиксы в России очень много. И люди, носящие их, наверное, привыкли, что с их фамилиями часто "немножко ошибаются". И все же можно научиться запоминать и не путать даже такие похожие фамилии. Как это сделать?

Прежде всего вам надо изобрести для себя специальные обозначения, которые можно как бы вплетать в сюжет и которые будут символизировать вам о том, какой же суффикс имеет фамилия. Например, для того, чтобы запомнить, что фамилия оканчивается на "ин", я использую в сюжете что-нибудь "ИН дейское" или "ИН дийское". В случае с Ворониным я бы мысленно раскрасила ворону, используемую в сюжете, как индейца или бы посадила ее на голову к индусу, занимающмуося йогой.

При вспоминании, когда я вижу в своем сюжете что-то индейское или индийское, оно служит мне сигналом о том, что фамилия оканчивается на "ин". Для запоминания окончания "ов" я использую в сюжете какой-нибудь ОВ ощ или ОВ цу и т.п. Конечно, эти вставки должны быть полноправными участниками сюжета, иначе их можно забыть. В России часто встречаются украинские фамилии, оканчивающиеся на "ко" или "енко". Для их запоминания тоже можно придумать специальное обозначение.

И не обязательно это должно быть слово, начинающееся с "ко" (например "кот"), хотя, естественно, такой способ также действен и в этой ситуации. Но, кроме этого, вы можете использовать какой-нибудь национальный украинский символ, например, сало, тарелку борща или элемент национального костюма, в общем, что вам подскажет ваша фантазия.

Кроме вышеописанных часто встречающихся суффиксов фамилий, существуют еще и другие, для которых тоже надо придумать специальные символы, которые после некоторой тренировки вы будете использовать в сюжетах, уже не задумываясь. Например, в России живет много людей, носящих фамилии, оканчивающиеся на "цов", "цев" "кин", "штейн", "вич", "ский" и т.д. Вы можете придумать для каждого из этих окончаний свой символ или символы и использовать их при запоминании.

Некоторые слова так видоизменились с древних времен или же вышли из употребления, что к фамилиям, образованным от них проще применить собственно метод фонетических ассоциаций (как к иностранным словам), чем искать слова, от которых они были образованы. Например, фамилия "Чумаков". Очень легко рождаются созвучные слова и сюжет: "ЧУ чело среди МАК ОВ" или "ЧУМ среди МАКОВ ". Фамилия "Черкашин": "ЧЕР ная КАШ а" или "ЧЕР тит КАШ ей", или "Оставил ЧЕР та без КАШИ ".

К запоминанию некоторых фамилий надо отнестись внимательнее, например, при запоминании фамилии "Поляков" к ней можно подобрать слово "поле", а потом случайно перепутать ее с фамилией "Полев", поэтому лучше использовать слово "поляк" или два слова "пол(е)" и "як". Но путаница в таких случаях возникает все же реже, чем в случае "ин" / "ов", так как наша память своим естественным путем, непосредственно, без всяких техник часто запоминает такие вещи, как ритмику слова, его размер и т.п.

Вообще же, чем больше вы будете тренировать свою память, тем быстрее она сама (как будто бы в знак благодарности вам за то, что вы ухаживаете за ней, обращаете на нее внимание) начнет отслеживать те моменты при запоминании, на которые вы обращаете свое внимание, используя различные техники, и раскроет свои собственные, неведомые вам ресурсы, отчего вы все чаще сможете запоминать как будто бы без применения специальных техник, но с той же эффективностью, как если бы применяли их. На самом же деле, эти техники как бы свернутся, перейдя уже на неосознаваемый уровень. Другими словами, вы научите свою память этим техникам, и она начнет сама, незаметно для вас применять их.

Конечно, чтобы достичь такого уровня, нужно очень много тренироваться, и главное - не только тренироваться, выполняя упражнения из этой книги, а упражняться в жизни, стараться применять знакомые вам техники для всей информации, подлежащей запоминанию, которая встречается вам в жизни. Не все техники запоминания могут стать способами, которые ваша память будет применять самостоятельно. Есть более "техничные" (например, ЦБК) способы и более "образные" (метод соощущений, визуализация). Наибольший эффект достигается при их умелом сочетании.

Так вот для того, чтобы ваша память сама по себе стала вашим хорошим помощником, надо стремиться развить в себе легкость в применении образных методов запоминания, как бы передать памяти ответственность за их применение. Вы сразу почувствуете, когда передача этой ответственности произойдет. Тогда вы будете обладать так называемым образным мышлением. Тем самым вы сможете, с одной стороны, еще уменьшить время, требуемое для запоминания информации, и увеличить прочность сохранения следов памяти, с другой стороны.

*** Упражнение 38.

В этом упражнении попробуйте запомнить 14 фамилий людей вместе с их профессиями так, чтобы при предъявлении фамилии вы могли назвать соответствующую ей профессию и наоборот (для этого вам потребуется составлять мини-сюжеты из фамилии и профессии). Последовательность фамилий запоминать не надо.

Проверьте себя. Напротив профессий запишите соответствующие им фамилии, а напротив фамилий - профессии.

Обратите внимание на свои ошибки и в следующий раз создавайте более конкретные образы. Например, подумайте, какие ассоциации надо придумать для того, чтобы не перепутать такие близкие профессии, как врач, хирург и терапевт или журналист и корреспондент.

Фамилии тоже могут быть близкими по смыслу, например, Медведев и Потапов, поэтому для их запоминания надо создавать более четкие образы. Попробуйте проверить, насколько хорошо вы запомнили фамилии плюс профессии через несколько дней.

*** Упражнение 39.

Представьте, что вам по каким-то причинам необходимо запомнить список фамилий в определенном порядке. Например, порядок приема посетителей, последовательность, в которой вы должны рассадить гостей на приеме, последовательность телефонных звонков и т.п.

Перед вами фамилии, которые надо запомнить по порядку. (Для этого образы, которые вы будете создавать для каждой из них связывайте в сюжет или же используйте метод связанных ассоциаций или словесно-числовой список.)

При запоминании имен тоже удобно применять метод звуковых ассоциаций. Для запоминания хорошо знакомых имен (употребляемых в России) достаточно подобрать только одну ассоциацию, даже для длинных, так как эта ассоциация нужна лишь для напоминания. А при запоминании сложных иностранных имен одной ассоциации может быть недостаточно, и придется подбирать две (три), составляя из них мини-сюжет (фразу).

Ассоциацию, придуманную для имени в дальнейшем надо использовать при составлении сюжета, в который входят и другие элементы, соответствующие целям запоминания (фамилия, то есть, конечно, ассоциация к ней, отчество, профессия и т.п.) Посмотрите, какие ассоциации могут помочь вам запомнить имена.

Некоторые хорошо известные вам имена (не иностранные) иногда имеет смысл сначала как-то изменить, например, использовать для придумывания ассоциации уменьшительно-ласкательное имя или, наоборот, полное имя, в зависимости от этого у вас будут разные ассоциации, то есть их общее число возрастет: Наташа - Наталия - талия, тальк или Наташка - пташка.

При этом, как обычно, лучше использовать для сюжета более наглядные слова. Для некоторых имен можно подбирать не слова-созвучия в прямом смысле этого слова, а слова, рифмующиеся с именем или по каким-то причинам связанные с ним. Например, всем известна детская песенка: "Антошка, Антошка, пойдем копать картошку!" Поэтому для запоминания имени Антон можно использовать ассоциацию "картошка".

Детский стишок: "Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик..." поможет подсказать вам ассоциацию для имени Татьяна. Имя Юрий у многих ассоциируется с первым космонавтом - Юрием Гагариным, поэтому для его запоминания можете смело использовать любые слова, связанные с космосом, главное, запомнить путь своего ассоциирования, чтобы не получилось чеховской "лошадиной фамилии". В общем, как обычно, проявляйте побольше фантазии.

*** Упражнение 40.

В этом упражнении попробуйте запомнить 10 сочетаний фамилий и имен, объединяя их между собой в сюжет. Последовательность запоминать не обязательно.

Проверьте себя, вспоминая фамилию при предъявлении имени и вспоминая имя при предъявлении фамилии.

Оксана -
Ирина -
Денис -
Тюрин -
Нешумова -

Григорий -
Розанов -
Ткачева -
Иван -
Борис -

Часто сложнее всего бывает запомнить имя и фамилию человека, если фамилия произошла от имени. Вот тогда-то и начинается путаница. Но если вы будете использовать для запоминания таких фамилий ассоциации к именам, от которых они произошли и строго определитесь с порядком слов в сюжете (например, начинать всегда будете с имени), то вы сможете этой путаницы избежать.

*** Упражнение 41.

Запомните следующие имена и фамилии.

Теперь постарайтесь, не подглядывая, по фамилиям воспроизвести имена.

Если вы допустили значительное количество ошибок - повторите упражнение еще раз. Только при проверке попробуйте, наоборот, по именам воспроизвести фамилии. В Приложении вы, как обычно, найдете много дополнительного материала для тренировок.

На предыдущую |

Имя за миллион
Задачка: представьте, что вы только что познакомились с человеком - какова вероятность запомнить его имя (представьте в процентах от 100 до 0). А теперь вообразите, что вас будут знакомить с человеком, который собирается заплатить вам 1 миллион рублей. Какова теперь вероятность, что вы запомните его имя? - Процент здорово увеличился, не правда ли? Так что дело не в плохой памяти - дело в мотивации к запоминанию.

Это мой самый любимый способ - сделать запоминание имени приоритетом. Лично мне имена приходится запоминать быстро и надолго, даже если клиент только позвонил уточнить, где я принимаю территориально. Мотивация очень помогает. Но есть и другие способы, как запоминать имена и фамилии малознакомых людей.

Повторите имя
Обычно советуют действовать так: «Меня зовут Мария» - «Добрый день, Мария, приятно познакомиться». Не знаю как вам, а мне этот вариант приелся - каждый продавец делает так, и это «режет ухо». Уверена, многие используют фразу повтора на автомате, из-за чего она работает буквально пару минут. Потому просто старайтесь повторить имя собеседника несколько раз в течение ближайших минут после знакомства. И обязательно повторите имя при прощании.

Слушайте внимательно ,
Сделайте момент, когда вам назовут имя, главным фокусом всей вашей жизни в эту секунду. Концентрируйтесь именно на имени, а не на том, какую фразу вежливости скажете после того, как собеседник представится.

Придумайте якорь
Обратите внимание на какую-либо черту на лице человека и мысленно свяжите имя и эту черту. Людям с богатым образным мышлением подходят ассоциации и связи с другими людьми или даже предметами: «Катя, как моя сестра» или «отчество Алексеевна, как у той учительницы по литературе», «Саша-простокваша». Люди с юмором могут сразу представляться: «Александр Сергеевич, как Пушкин» - и такие имена собеседник не забудет.

Представьте имя в виде образа
Представьте имя человека написанным где-то над его головой или рядом с ним. Если вам будет интереснее, то можно представить какие-то особенные буквы: например, написанные мелом на доске или как в газете «Правда».

Просите визитку
Еще один способ, как запоминать имена, который хорошо работает на переговорах: попросите визитку и не убирайте ее, а положите рядом с собой. Если вас представили нескольким людям с визитками, то разложите их визитки в том же порядке, как люди сидят напротив вас. Достаточно будет и беглого взгляда, чтобы обратиться к собеседнику правильно.

Делайте записи
В ходе встречи или сразу после нее - запишите информацию о человеке с подробностями и с деталями: компания, телефон, имя, где встретились, о чем договорились и пр.

ВАША ОЧЕРЕДЬ…
Все эти способы, как научиться запоминать лица и имена людей, более-менее работают: в некоторых ситуациях хуже, в некоторых - лучше. Если вы знаете другие упражнения на запоминание имен - добавьте их к нам в копилку!

Способность запоминать имена и фамилии у разных людей весьма различна. Для многих трудно запомнить фамилии даже своих лучших друзей, другие же обладают удивительной способностью запоминать имена и фамилии почти каждого, с кем они встречаются. Такая способность сильно содействовала успеху многих общественных деятелей, развивших ее, как говорят, до невероятных пределов.

Разные политические деятели по необходимости должны были развивать такую способность. Джеймс Блен и Генри Клей обязаны своей известностью искусству запоминать имена случайных знакомых и называть их по имени, встретив их только раз. Маколей о Томасе Уортоне говорит: «С этим великим человеком, называвшим даже башмачника по фамилии, бороться было почти невозможно». У Наполеона была удивительная память на имена и лица, и это заставляло солдат еще больше любить его. Поразительной памятью на имена обладал и Аристотель; про Перикла же говорят, что он знал по имени каждого гражданина Афин.

Человек, быстро припоминающий имена и фамилии, имеет в своем распоряжении сильное оружие для завоевания людских симпатий, почему каждому полезно развить эту способность. Память на имена может так же развиваться, как и всякая другая способность ума или известная часть тела, то есть вниманием и упражнением. Удовлетворяясь сожалением, что они обладают слабой памятью в отношении чего бы то ни было, многие люди совсем ничего не предпринимают ради ее улучшения. Раз человек сознает, что он может возвыситься от постепенного упражнения и практики той или иной способности, он тем открывает себе дверь в великое будущее.

Приобретение ясных и отчетливых впечатлений является первым условием в деле развития памяти на имена. Неоднократно случалось, что много помогает при этом повторение вслух имени лица, с которым мы только что познакомились, то есть здесь мы прибегаем к памяти слуха. Ошибка многих заключается еще и в том, что они не думают об именах встречающихся с ними людей. Они не дают самому имени запечатлеться в уме, потому что все внимание направлено на общий вид или наружность незнакомца, его занятия, поступки и т.д.

Такая небрежность приводит всегда к тому, что позднее мы бываем не в состоянии припомнить его имя и фамилию. И это бы еще полбеды, но, привыкнув небрежно относиться к фамилиям других, мы теряем вместе с этим и ту память на лица, которой обладаем, так как подобное небрежное отношение ни на чем так скоро не отражается, как на памяти. Вообще говоря, память, по-видимому, действует согласно правилу, что если человек не интересуется тем, что имеет, то ей незачем и заботливо сохранять это.

Если вам затруднительно оживлять заново впечатление имен и фамилий, то будьте уверены, это потому, что вы мало уделяли им внимания. Начинайте интересоваться ими. Разбирайте имена; думайте о них; обращайте внимание на их особенности, сходство и различие их и т.д. Есть книги, показывающие происхождение всевозможных имен и читаемые некоторыми с большим интересом. Мы утверждаем, что никто из читавших такую книгу с интересом не окажется когда-либо в затруднении при воспоминании имен. Он будет их помнить уже по одному тому, что они для него что-нибудь значат. Он будет отмечать их в памяти, как отмечает себе названия товаров, которые продает, или названия чего-либо другого, что его интересует. Каждое имя и каждая фамилия имеют свое происхождение и значение, и очень интересно провести какое-нибудь имя чрез все его изменения в отношении первоначального.

У нас на памяти семья в Пенсильвании, предки которой, носившие фамилию Buckley, были выходцами из Германии. Рассеявшиеся по стране внуки мало-помалу усвоили произношение своих соседей-англичан, и потому различные ветви этого семейства различным образом изменили первоначальную фамилию. В настоящее время насчитывается 21 вариант этой фамилии. Еще несколько поколений – и сходство между фамилиями окончательно пропадет: здесь выпадет буква, там изменится произношение. Мы были в затруднении запомнить с первого раза эту фамилию, но, услыхав от старого члена семьи историю данного семейства, мы уже не затруднялись помнить каждого, носящего эту фамилию в ее настоящем или видоизмененном виде.

Мы также затруднялись запомнить очень длинную немецкую фамилию одного купца, с которым у нас были деловые отношения, пока не заметили, что его фамилия в переводе значила «кроличья шкура» (по-английски: rabbitskin); после этого затруднение исчезло, и мы вспоминали фамилию купца так же легко, как фамилию Смит.

Мы приводим эти примеры лишь для того, чтобы показать, как различно мы относимся к фамилии, когда ею интересуемся. Найдя что-либо сходное с данной фамилией, вам нетрудно будет вспомнить и самую фамилию. Человека с фамилией Кузнецов легко запомнить, думая о кузнеце за работою с молотом и наковальней. Точно так же запоминаются и ей подобные фамилии, происходящие от названий, указывающих, вероятно, на специальность того или иного родоначальника рассматриваемой фамилии, например: Плотников, Столяров, Сапожников, Мельников и проч. По ассоциации идей легко запомнить фамилии, происходящие от названий животных, как Волков, Медведев, Зайцев и др. Тому же правилу запоминания следуют фамилии, происходящие от названий растений: Дубов, Ромашин, Чесноков, Огурцов, Черешнев и другие, которые легко сопоставляются с соответствующими деревьями, травами, цветами и плодами. Вообще в большей части фамилий всегда можно найти какое-нибудь сопоставление или ассоциацию, указание на то, что находится уже в самих словах или понятиях, от которых эти фамилии происходят.

Нам известна была женщина, которая не могла запомнить фамилию одного человека – г-на Hawk’a (по-русски буквально значит «ястреб»), пока не узнала о страстной привязанности этого господина (кстати сказать, священника) к курам и цыплятам. Как только у нее явилась ассоциация между ястребом и похищенными последним цыплятами, она уже не встречала более трудности в припоминании этой фамилии. Подобная нелепая связь иногда очень хорошо способствует запоминанию, в особенности если у человека есть чувство юмора.

Но все вышеупомянутые методы в лучшем случае могут лишь способствовать запоминанию. Наилучший же путь – это начать относиться внимательно к фамилиям людей, с которыми встречаетесь, и таким образом приучать ум относиться с интересом к последним и сохранять о них ясные впечатления. Направляя внимание на фамилию, силою воли запечатляйте ее в памяти. Интересуйтесь фамилией, думайте о ней и уделяйте ей свое внимание. Затем старайтесь связать ее с вашим впечатлением о наружности данного лица. Мы когда-то знали человека, который почему-то всегда усматривал некую связь фамилии с носом ее обладателя, и его ум, по-видимому, вполне удовлетворялся подобной несколько странной связью. Результатом было то, что при виде носа человека ему приходила в голову и фамилия его, а когда он думал о фамилии, то невольно в воображении его рисовался и нос ее обладателя. Расставшись с человеком, старайтесь припомнить его наружность в связи с именем и фамилией, сливая их в одно целое. Вызывая умственный образ какого-нибудь г-на Антонова, только что встреченного вами, повторите несколько раз «Антонов, Антонов», как бы давая усилием воли название этому новому для вас образу, а стало быть, и встреченному вами лицу. Вы скоро заметите, что такие упражнения возбуждают ваш интерес к фамилиям людей, а непрестанное внимание оставляет ясные впечатления, и при получении последних воспоминание или припоминание последуют без труда.

Некоторые найдут удобным припоминать имена писателей, вызывая представление об их книге или стихотворении и связывая их с именем самого писателя. Способ этот можно разнообразить, сопоставляя имя (отчество) и фамилию писателя с заглавием книги или произведения и никогда не разделяя их, например: «Гамлет» Вильяма Шекспира, «Характеры» Жана Лабрюйера, «Фауст» Вольфганга Гёте, «Дубровский» Александра Сергеевича Пушкина, «Три мушкетера» Александра Дюма, «Книга песен» Генриха Гейне, «Книга духов» Аллана Кардека, «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда и др. Подобная связь явится причиной того обстоятельства, что, говоря или думая о произведении, вы невольно вспомните имя и фамилию автора.

Некоторые находят удобным пользоваться преимуществом зрительного впечатления и по возможности записывают название и смотрят на него некоторое время, потом откладывают написанное. Благодаря этому они видят имя умственным взором и, стало быть, помнят звуки и впечатления другого рода. Лучше всего получать впечатление через возможно большее число органов чувств. Говорят, что Луи Наполеон приобрел свою огромную память на имена благодаря записыванию их. Его великий дядя не нуждался в таком способе, связывая всегда имя с наружностью человека. Но племянник его, не будучи в состоянии подражать дяде, принужден был записывать имена и, благодаря этому, скоро приобрел славу, как бы унаследованную от своего дяди.

Иногда ускользающее название может снова вернуться на память, если только мы сопоставим его с подобным же именем или чем-нибудь другим, имеющим с ним действительную или воображаемую связь. Один господин рассказывал нам, что он помнит прекрасно свою встречу с адвокатом из Филадельфии по фамилии «Townsend» и что эта фамилия постоянно ускользала у него из памяти, хотя он знал и других людей с той же фамилией. Почему-то он не мог думать о нем как о «господине Таунсенде». Наконец он случайно вспомнил о хорошо известном журналисте, Джордже Альфреде Таунсенде, псевдоним которого был «Cath». После этого он стал называть про себя адвоката псевдонимом его однофамильца и уже не затруднялся вспоминать его фамилию. Достаточно было мгновения, чтобы связать между собою «Cath» с «Townsend».

Все подобные методы обыкновенно не являются самыми лучшими и должны употребляться лишь в исключительных случаях. Лучший способ – это интересоваться именем. Изучайте имена и фамилии, анализируйте их, и вы увидите, что увеличивающийся интерес повлечет за собой и более ясные впечатления, а стало быть, и легкое припоминание.

Другой излюбленный некоторыми способ, когда им случится «забыть» фамилию или имя, – прочитывать в уме азбуку от «А» до «Я», внимательно останавливаясь на каждой букве. Когда вы доходите, например, до «Л», то забытое имя «Леопольд» или фамилия «Ленский» благодаря начальной букве, за которой по ассоциации последуют и остальные, приходит в область сознания. Другие же разнообразят это, выписывая буквы по очереди, пока желаемая начальная буква не будет узнана. Здесь, стало быть, вспомнить имя помогает зрительная память. Тот же принцип применяется и при обнаружении неправильного правописания написанного слова, раз мы не можем по слуху или общей памяти вспомнить его правильное начертание.

Иные находили полезным стараться припомнить место встречи с тем лицом, фамилия которого ускользала из их памяти, а также обстоятельства встречи и т.п. Иначе говоря, они переносились воображением в ту обстановку, где произошла встреча, и переживали это обстоятельство в уме вторично. Таким образом им удавалось вспомнить и ускользающее из памяти имя, которое, по-видимому, возвращалось в область сознания благодаря такой умственной картине и почти одновременно с нею.

Другие достигали того же, создавая перед умственными очами вид какой-нибудь особенности, замеченной ими в наружности или одежде человека.

Все такие способы пригодны лишь в исключительных или непредвиденных обстоятельствах. Самый же лучший метод – еще раз повторим напоследок – это относиться с интересом к именам и фамилиям. Изучайте, анализируйте их – и впоследствии вы увидите, как возросший интерес повлечет за собой более ясное впечатление фамилий и, стало быть, более легкое припоминание их.

В том числе , и . Существуют также методы мнемотехники, которые позволяют быстро запоминать имена и лица.

Большинство людей хоть раз попадали в ситуацию, когда. встретив знакомого человека, никак не могли вспомнить его имя. Из-за этого возникали неловкие ситуации, например, Вам нужно знакомить людей, или Вы проходите мимо человека, и хотите окликнуть его по имени, и поздороваться.

Бывают и другие конфузы — Вы знакомитесь с собеседником. и через минуту уже забываете его имя, и Вам приходится затем его переспрашивать. Такие ситуации могут происходить где угодно — во время праздничного застолья или делового ужина, или в новом рабочем коллективе.

Для начала следует понять, почему мы забываем имена, и нормально ли это. На самом деле, ничего странного в этом нет, ведь когда мы знакомимся с новым человеком, мы непроизвольно оцениваем буквально все: его голос, манеру разговаривать, одежду, обстановку вокруг. Кроме того, мы вынуждены контролировать и свое поведение. Неудивительно, что наше внимание рассеивается, и один раз сказанное собеседником имя тут же забывается.

Как же научиться запоминать имена? Для этого существует несколько методов мнемотехники.

Повторение

Для начала постарайтесь побольше обращаться к людям по именам. При знакомстве старайтесь по любому поводу назвать человека по имени. Когда Вы проявляете интерес к человеку, и узнаете больше о нем, Вы выстраиваете больше ассоциативных связей, связанных с ним. Также, несколько раз повторяя его имя, Вы закрепляете его в памяти.

Ассоциация с другими людьми с тем же именем

Хорошо действует метод запоминания, основанный на мысленном помещении человека в группу людей с такими же именами. Вы как бы формируете отряды из людей, и затем, вспомнив, в какой отряд Вы определили своего нового знакомого, Вы без труда вспомните и его имя.

Если у Вас нет знакомых с такими именами, вспомните известных исторических личностей, знаменитостей. Желательно подобрать побольше таких известных людей, и запомнить их, чтобы затем использовать их имена.

Чтобы запомнить имя и отчество, размещайте человека в две группы — главную и вспомогательную.

Подбор других вариантов имени

Например, варианты имени Александр: Саша, Саня, Шура, Санек и так далее. Как только человек назовет свое имя, попробуйте про себя назвать его всеми другими вариантами имен.

Написание имени

Представьте себе имя собеседника, напечатанное, или написанное на бумаге. Какая буква в этом имени первая? Какие в этом имени гласные буквы? Какая длина имени?

Привязка имени

Во время знакомства с группой людей попробуйте быстро про себя выделить запоминающиеся черты каждого человека, и привязать их к его имени. Например, Юра — у него длинные волосы, Владимир — плотного телосложения, Юлия — вьющиеся локоны, Игорь — в очках.

Как запомнить фамилии?

Запомнить фамилию можно на основе методов мнемотехники, которые используются для запоминания незнакомых слов. Например, фамилию Кузнецов можно ассоциировать с кузнецом, а фамилию Семенов — с семенами. Созданные ассоциации попытайтесь привязать к какой-нибудь особенности лица или фигуры человека.

Как запомнить лицо?

Один из принципов запоминания — если не получается запомнить объект целиком, делите его на части, и запоминайте по отдельности. Делайте мысленные описания. Описать — значит, запомнить. Сначала описывайте общие черты, затем выделяющиеся, отличные черты, и уже после этого добавляете детали.

Описание человека делается сверху вниз — с головы до ног. Голова тоже описывается сверху вниз. В лице описывают по очереди: прическу, лоб, брови, уши, глаза, нос, губы, морщины и подбородок.

Обычно все детали описываются по трехуровневой шкале: узкий, нормальный и широкий. Профессионалы пользуются пятиуровневой шкалой: очень узкий, узкий, нормальный, широкий, очень широкий. Некоторые элементы имеют несколько характеристик, например, у носа можно описать горбатость, линейность, размер крыльев и так далее.

Более подробные сведения Вы можете получить в разделах "Все курсы" и "Полезности", в которые можно перейти через верхнее меню сайта. В этих разделах статьи сгруппированы по тематикам в блоки, содержащие максимально развернутую (насколько это было возможно) информацию по различным темам.

Также Вы можете подписаться на блог, и узнавать о всех новых статьях.
Это не займет много времени. Просто нажмите на ссылку ниже:

Что такое мнемоника, мнемотехника, искусство мнемотехники: определение, объяснение метода.

  • Авторы многих доступных учебников по мнемотехнике при публикации своих работ руководствовались вполне приземленными для человека мыслями – написать текст, который будут покупать. Потому в книгах много сведений о науке мнемотехнике, объяснений, позволяющих, якобы, применять почерпнутые из различных выкладок, научных энциклопедий сведения в реальной жизни.
  • Однако, преследуя цель собрать несколько значительных «пластов» знаний о науке, в действительности у них получается все иначе: полезной и доступной информации мало, а терминов и «воды» много.
  • Человеческий мозг обладает невероятными возможностями, и мнемотехника помогает их раскрыть. Однако не всем, кто заинтересовался этой наукой, удается «раскопать суть» большинства техник, чтобы автоматически применять их в повседневной жизни.

В нашей статье собраны наиболее доступные объяснения и способы обучения навыку запоминания.

Что такое мнемоника, мнемотехника, искусство мнемотехники: определение, объяснение метода

  • В основе метода мнемотехники – создание образов в подсознании. Берется информация, необходимая для запоминания, и подсознательно преобразуется в образ путем ассоциации.
  • Мы обладаем прекрасной ассоциативной памятью, которую мнемоники используют в полной мере. Чтобы развить способность запоминать, необходимо уметь рисовать мысленно воображаемые предметы.
В основе метода мнемотехники – создание образов в подсознании

Вот пример запоминания информации. Ниже приведен список того, что мы обычно покупаем в магазине. Попробуйте запомнить последовательность слов:

  • влажные салфетки
  • зубная паста
  • шампунь
  • голландский сыр
  • мандарины
  • томатная паста
  • растительное масло
  • кетчуп
  • зеленый горошек
  • грецкие орехи

Чаще всего у людей остается в памяти 7 наименований. Счастливчики, запомнившие весь список, как и остальные, как правило, по прошествии 5 минут забывают все слова из списка.
А теперь раскрываем секрет запоминания подобных списков таким образом, чтобы он оставался в памяти на несколько дней минимум.



Неординарные ситуации сильнее «врезаются» в память

Для запоминания необходим образ, а не только набор слов. Потому умение создавать в голове нужную картинку – уже первый шаг к успеху.

Для запоминания нашего списка проделываем следующие воображаемые действия:

  • Представляем пачку влажных салфеток
  • Представляем тюбик зубной пасты
  • Совмещаем два предмета, мысленно поставив их рядом или проткнув насквозь пачку салфеток тюбиком зубной пасты
  • Соединение двух необычных образов надолго врезается в мозг, особенно, если добавить некоторые детали: например, из пачки салфеток может вытекать какая-то жидкость или, находясь рядом с тюбиком зубной пасты, влажные салфетки покрываются пеной. Основная задача – соединение двух различных образов.
  • Далее в списке записаны шампунь, голландский сыр, мандарины и томатная паста. Проделываем все то же самое: на разлитый шампунь падает кусочек сыра, а мандарины варятся в томатной пасте.
  • Если с придумыванием ассоциаций все сложно, то просто представьте, как один образ «протыкает» другой.


Соединение двух необычных образов надолго врезается в мозг, особенно, если добавить некоторые детали
  • «Протыкание» одного образа другим не просто забыть, потому способ срабатывает почти всегда.
    Противники метода могут возразить, что на соединение образов уходит много времени. Однако, если нужно постоянно запоминать информацию в большом количестве, то метод того стоит. Упражнения мнемотехники как раз и разрабатываются для запоминания подобных списков, сведений, логических цепочек.

В книгах по мнемотехнике собрано достаточно информации, чтобы понять, как работают упражнения и как создавать свой дворец памяти или чертог разума, если вам так больше нравится. Все упражнения полезны при регулярном их применении в жизни.

Как создавать дворец памяти

  • Сохранившиеся в памяти образы – это ваш склад изображений, который вы строите в голове. Из подобного хранилища образы извлекаются в нужный момент, например, список продуктов. В течение нескольких дней список забудется, даже при наличии суперпамяти.
  • Упражнения мнемотехники помогут сохранить список на долгие годы в так называемом дворце памяти.
    Создание дворца памяти можно сравнить с методом Цицерона. Суть его заключается в том, что мнемоник рисует в своем воображении жилище и мысленно расставляет в нем предметы, присваивая им определенные образы.
  • Теперь об особенностях нашего «строения»: поскольку дворец памяти создается в мысленно, то и процесс запоминания будет проходить удобнее, ведь в таком случае позволительно использовать самые разнообразные предметы.


Вот как это выглядит практически:

  • Требуется запомнить физическую формулу q = CU. Преобразовываем полученные латинские буквы в образ. Здесь все совершенно индивидуально: представляйте то, что вам легче запомнить.
    Например, q - кочан капусты, CU - авоська. Теперь рисуем завершенный образ: в авоське лежит кочан капусты.
  • Двигаемся дальше и отправляем полученный образ во дворец. Но не просто оставляем его там, а укладываем на полочку, которая называется «Физика». Чтобы проще было ориентироваться в нашем дворце, установим на эту же полку небольшой бюст Эйнштейна или учебник по физике. Теперь ставим авоську с кочаном на полку.

Как видите, ничего сложного!

Для обучения навыку запоминания не обязательно погружаться в изучение деталей о работе мозга и о том, какова скорость заряда между нейронами. Главное усвоить технику запоминания.



Усвоив технику запоминания, вы сможете без труда наполнять свой дворец памяти образами

Как развить память начинающим взрослым — мнемотехника: методы, приемы и упражнения

Какими же приемами и практическими упражнениями располагает мнемотехника? Тренируя память, вы сможете запоминать как образную информацию, так и сведения, представленные в текстах или таблицах.

Для кого приемы мнемотехники будут полезны:

  • Всем нам в какие-то моменты необходимо запомнить определенное количество точных сведений. И совершенно не обязательно для этого быть школьником, студентом или преподавателем. Вспомните, сколько имен, номеров телефонов и списков вы записываете в электронные или записные книжки.
  • А ведь было бы проще вносить все сведения в свой мозг. Тогда вы уж точно сохраните все «листы» своей «записной книги» и не нужно будет искать зарядное устройство для телефона или планшета, если вдруг разрядиться аккумулятор, чтобы увидеть свои записи.
  • Вы просто будете помнить всю информацию, которая может понадобиться. В некоторых случаях «сделать запись» мысленно намного легче, чем искать нужный блокнот, ручку или карандаш.


В некоторых случаях «сделать запись» мысленно намного легче, чем искать нужный блокнот, ручку или карандаш
  • Приемы мнемотехники выручат и оратора, речь которого после некоторых выполненных и опробованных во время выступления упражнений будет литься плавно и естественно.
  • Школьники и студенты также смогу оценить приемы мнемотехники, особенно в период сдачи зачетов и экзаменов. Ведь упражнения помогут лучше запоминать большое количество информации. Если на экзамене студенты пытаются списать со шпаргалки или с телефона, то тот, кто применяет описанные выше техники по запоминанию данных, сможет без особых усилий списывать из своей памяти.
  • Такой способ безопаснее, да и времени на подготовку к сложным экзаменам понадобится меньше.
    Для преподавателей использование приемов мнемотехники будет не только полезным, но и добавит уважения. Лекционные материалы будут запоминаться быстрее и подглядывать в конспект не придется.
  • Для запоминания информации о людях из своего обширного круга деловых знакомств также не лишним будет знание приемов мнемотехники.
  • Если вы будете часто прибегать к разработанным мнемониками способам запоминания информации, даже в качестве профилактики своей постоянной забывчивости, то ваша память не начнет «отмирать» за ненадобностью до преклонных лет.


Располагать данные и связывать их мысленно помогают образное мышление, воображение, внимание

Основы мнемотехники: описание

Как же работают приемы и методы для запоминания больших информационных блоков? Мысленно упорядочив (расположив) необходимую для запоминания информацию, используя различные ассоциации, можно связывать получаемые сведения между собой. Располагать данные и связывать их мысленно помогают образное мышление, воображение, внимание.

  • Чтобы применять методы мнемоники, не обязательно начинать знакомство с этой областью знаний с нуля. Все приемы становятся доступными и понятными практически сразу после ознакомления с мнемоникой. Основы мнемоники позволяют уже на ранних этапах самообучения запоминать простые последовательности чисел, знаков, слов.
  • Быстрое освоение основ мнемотехники может сыграть злую шутку с новичком: свои новые возможности он воспринимает как полностью освоенный навык и прекращает развиваться в этом направлении дальше. Что же происходит? В определенные моменты мнемотехника дает сбой из-за отсутствия практических навыков по запоминанию и опыта сохранения информации в памяти на длительный период.


Основы мнемоники позволяют уже на ранних этапах самообучения запоминать простые последовательности чисел, знаков, слов

Правильно составленные ассоциации помогут обрабатывать в уме большое количество информации. Потому важно отрабатывать приемы мнемотехники на уровне навыка. Регулярные тренировки помогут овладеть искусством запоминания. А вот быстрым наскоком добиться эффективности приемов нельзя.

Видео: Чертоги разума. Дворец памяти

Мнемотехника – тренировка памяти: таблицы цифр, букв, символов

Для тренировки памяти есть специальные таблицы. Их можно найти во всемирной паутине в свободном доступе. Таблицы Шульге, например, разработаны для разного уровня сложности. Суть заключается в том, что нужно находить числовые значения и знаки, которые нужно будет добавить через пару ходов. Таблицы Шульге развивают память, улучшают концентрацию внимания.



Принципы запоминания информации

Буквы

Цыфры

Знаки

Есть тренировочные упражнения, разработанные в виде игр на внимание и сообразительность. Вот некоторые из них:

  • В игре «Числовой охват революция» необходимо запоминать появляющиеся на экране цифры и безошибочно вводить их в пустое окошко. Правильный ввод цифр позволяет пройти дальше и увеличить количество набранных очков. Игра может длиться долго или закончится после третьего неправильного ввода последовательности цифр.
  • Суть игры «Быстрое сложение перезагрузка» заключается в том, что открывается заданное трехзначное число, а игроку необходимо подобрать правильные слагаемые суммы этого числа. Правильный ответ увеличивает количество балов.
  • Среди сложных заданий можно выделить Красно-черные таблицы Горбова-Шульге. В них требуется запомнить одновременно две цифровые последовательности. Черные клетки предназначены для выбора наименьшего числа, а красные – для наибольшего. В игре главное быстро подбирать нужные числа.
  • Не все таблицы и задания построены на вычислениях и подборе чисел. Например, в игре «Буквенный охват» развивается память и внимание, благодаря запоминанию букв и их воспроизведению. На экране появляются буквы, которые нужно запомнить. Следующий шаг предполагает запись буквенного ряда по памяти.


Во Всемирной паутине можно найти тренировочные упражнения, разработанные в виде игр на внимание и сообразительность

Мнемотехника – запоминания имен на основе визуального мышления: описание метода, ассоциации

  • Для запоминания имен необходимо внимательно слушать людей, которые вам представляются, а не отвлекаться на мысли о предстоящих с ними беседах.
  • Услышанное от нового знакомого имя можно несколько раз повторить во время первой встречи или разговора (если это уместно). Завершающей фразой может стать следующая: «приятно познакомиться», и обязательно повторить имя нового знакомого.

Но есть и другие способы, позволяющие запоминать имена новых знакомых. Мысленно представить образ, который ассоциируется в вашем воображении с конкретным именем:

  • Светлана – электрическая лампочка
  • Валерий – школьный учитель
  • Соня – грызун
  • София – софа
  • Павел – перо павлина
  • Лилия – одноименный цветок
  • Николай – кол
  • Михаил – медведь

Представив картинку, которую рисует ваше воображение при упоминании определенного имени, свяжите полученный образ с внешностью нового знакомого. Например, если София рыжеволосая, то представьте на софе копну рыжих волос. Только не раскрывайте свой секрет человеку, имя которого вы запомнили таким необычным способом. Ведь нарисованный вашим воображением образ-ассоциация может его обидеть.

Видео: Как запоминать имена людей?

Мнемотехника для развития памяти взрослым – программа: описание

Приемы мнемотехники

Цепочка

  • Связывание ассоциаций попарно. Пары придуманных образов составляются примерно одинаковые по размеру. После образования связи между первым образом и вторым, связь с первым образом «обрывается», а внимание переключается на второй образ. Так образуется взаимосвязь между образами. Если возникнет необходимость припомнить один из образов «цепочки», то сознание воспроизведет одновременно до пяти образов.
  • В образовании связей должна присутствовать определенная система: горизонтальная ассоциация предполагает размещение первого образа по левую сторону, вертикальная ассоциация предполагает размещение первого образа внизу. Припоминание образов должно происходить в таком же порядке.

Прием «Матрешка»

  • Механизм запоминания предполагает соединение образов парами, но в определенной последовательности: первый образ самый крупный, второй образ меньше первого, третий — меньше второго и так далее.
  • При переключении внимания на следующие образы, предыдущие складываются друг в друга. В подсознании четко видно только два образа.

Видео: Мнемотехника и мнемоника

Публикации по теме