Основные положения лютера. Политические идеи М.Лютера

Каковы основные идеи Мартина Лютера и какова его роль в процессе Реформации? Против чего он выступал и какие последствия имели его действия?

Каково было отношение Лютера к государству в целом и к церкви? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить ниже.

Начало Реформации и ее цели

В 16 веке Западную и охватило движение, которое по своей социально-экономической сути было антифеодальным, а по идеологической форме - антирелигиозным.

Активисты этого движения, названного Реформацией, преследовали следущие цели: изменение взаимоотношений между церковью и государством, перестройка официальной церковной доктрины, полное преобразование организации католической церкви. Основным очагом была Германия. Каковы основные идеи Мартина Лютера на этот счет и как он связан с движением Реформации? На этот вопрос мы ответим ниже.

95 тезисов Лютера как толчок к Реформации

По сути, началом реформации стали знаменитые 95 тезисов профессора Виттенберского университета, доктора богословия Мартина Лютера, которые он прибил к дверям церкви. Это было формой протеста против продажи индульгенций - отпущение грехов. Церковники утверждали, что святые совершили так много подвигов и поступков, что их можно продавать людям в качестве отпущения грехов. За эти 95 тезисов Лютера отлучили от церкви и предан опале. Если бы ни германские князья, Лютер был бы предан смерти. Тем не менее, учение Мартина Лютера приобретало все больше и больше последователей.

Идеи Мартина Лютера

Лютер доказывал, опираясь на Святое Писание, что монашество во всех проявлениях и абсолютное большинство обрядов в действительности не основываются на "подлинном слове Божьем".

Ссылаясь на Лютер говорил, что для того, чтобы попасть в Царствие Небесное, человеку достаточно одной лишь веры. Католическая церковь, в свою очередь, предписывала для спасения души совершение взносов и выполнение многочисленных обрядов. Это - один из ответов на вопрос о том, каковы основные идеи Мартина Лютера. Неудивительно, что церковь преследовала его, ведь согласно учению Лютера, верующий должен оправдываться только перед Богом и является сам себе священником. Таким образом, человек перестает нуждаться в посредничестве священников и обязан рабски подчиняться только Богу, а не церкви. Учение Мартина Лютера гласит, что все сословия одинаковы и священник ничем не отличается от мирянина. Согласно учению Лютера, только то, что встречается в Библии - священно. Все остальное - дело человеческих рук, а значит не является истиной и должно быть подвергнуто строжайшей критике.

Лютер и государство

Каковы основные идеи Мартина Лютера касательно государства? Одно из ключевых положений учения - разграничение светской и религиозной власти. Вместе с тем, Лютер в своем учении говорит о покорности монархам, о смирении и терпении. Также он призывает не поднимать восстания против власти. Подобный подход становится понятен, если принять во внимание то, что хорошим правителем считался тот, для которого власть - это бремя, а не привилегия. Согласно учению Лютера, правитель - слуга, а не господин своего народа.

Светская власть предназначена для того, чтобы регулировать отношения людей. Духовенство тоже принадлежит к простому народу, который подчиняется светской власти.

Естественное и божественное право

Каковы основные идеи Мартина Лютера о соотношении духовной и светской власти? Если передавать их в двух словах - Лютер считал, что порядок должен достигаться вследствие опоры светской власти не на божественное право, а на естественное, несмотря на то, что оно - производная от божьей воли. По Лютеру, такие понятия, как свобода воли, и его внутренний мир не могут подчиняться юрисдикции государства.

В первой половине XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось общественное движение, антифеодальное по своей социально-экономической сути, религиозное (антикатолицизкое) по своей идеологической форме. Целями этого движения являлось: перестройка взаимоотношений церкви и государства, "исправление" официальной доктрины римско-католической церкви, преобразование церковной организации. Это массовое движение против католической церкви получило название - РЕФОРМАЦИЯ . Главным очагом европейской реформации была Германия.

Начало Реформации положил профессор Виттенберского университета, доктор богословия - Мартин Лютер (1485-1546 гг.). 31 октября 1517 г. он прибил к дверям церкви свои "95 тезисов " с протестом против продажи индульгенции (святые совершили столько святых поступков, что можно оставшиеся продавать церкви за "отпущение грехов".) Лютер был отлучен от церкви Римским Папой и подвергнут опале Германским императором, от смерти его спасла поддержка германских князей.

Отношение Лютера к государству

Одним из основных положений лютеранства является независимость светской власти от папства. Он, наставлял подданных быть покорными монархам, не восставать против власти и смиренно сносить чинимые ею несправедливости. Однако утверждал, что властвует целесообразно, управляет разумно тот князь (монарх), для которого власть на привилегия, а бремя возложенное на него богом. Христианский "управитель должен считать себя слугой, а не господином народа".

Задача светской власти - регулирование отношений между людьми, наказание злых и охрана благих. Духовенство не является каким-то особым "чином", независимым от светской власти.

Соотношение естественного и божественного права

Мирской порядок достигается благодаря опоре учреждений светской власти (государства, законов) на естественное, а не на божественное право (хотя естественное право в конечном счете производная от воли божьей), опирающейся на него, светской власти естественное право дозволяет управлять лишь внешним поведением людей, и имуществом, вещами. Свобода души, область веры, внутренний мир человека находиться, по Лютеру, вне юрисдикции государства, за пределами действия его законов.

Бюргерская реформа в Германии послужила сигналом к всеобщему движению крестьян и городских низов. Лютер перевел на немецкий язык Библию, и это был удар. Крестьяне не нашли в ней ничего об оброках и податях; они требовали возвращения к практике раннего христианства не только в церковной, но и в общественной жизни. Вспыхнула крестьянская война (1524-1526 гг.), которую подавили.

В лютеранство перешли часть городов Германии, скандинавских стран. После ряда решений договорились "чей князь, та и вер". Однако в 1529 г. католики добились на Шпэйерском съезде решения об отмене права князей решать вопрос о религии своих подданных. Несколько князей и представителей городов подали императору протест против этого решения. С тех пор приверженцев церквей и религиозных учений, созданных Реформацией, называют протестантами. Борьба католиков и лютеранством на территории Германии завершилась Аугсбурсгким религиозным миром (1555 г.), согласно которому лютеранство становилось равноправной католичеству религией по принципу: "чья сторона, того и вера".

Жан Кальвин (1509-1564 гг.) - второй крупный реформатор. Основал в Женеве новую церковь, опирающуюся на демократически-республиканские принципы. Основной труд: "Наставление в христианской вере " (1536 г.). В этой работе описывалась община верующих, управляемая выборной консисторией, состоящей из пресвитеров (старейшин), проповедников и дьяконов.

Одной из центральных идей Кальвина была идея абсолютного предопределения - судьба каждого человека определена богом. Люди бессильны изменить волю бога, но могут догадываться о ней по тому, как складываются у них жизнь на земле. Если их профессиональная деятельность идет успешно, если они набожны и добродетельны, трудолюбивы и покорны властям, значит бог благоволит к ним.

Отсюда три черты Кальвинистов :

    · трудолюбие, прибыль в делах - признак предопределенности;

    · верность слову;

    личное хозяйство отделено от бизнеса, вся прибыль идет в дело. Быть максимально бережливым и рачительным хозяином, презирать наслаждение и расточительность (сами живут скромно).

Из идеи абсолютной предопределенности следовало, что благородство, происхождение и сословные привилегии феодалов не важны, ибо не ими обуславливаются предизбранность и спасение человека. Таким образом, Ж. Кальвин сумел дать религиозными средствами мощный импульс процессу формирования буржуазной социально-экономической практике. Вебер в своих работах утверждал, что от них пошел капитализм. В ХVI - ХVII вв. кальвенизм широко распространился в Швейцарии, Нидерландах, Франции, Англии, в ее североамериканских колониях.

В ХVI в. - религиозные войны. На Реформацию церковь ответила контрреформацией. Были усилены преследования инакомыслящих в католических странах, реорганизована инквизиция, учрежден "Индекс запрещенных книг" (официальный список сочинений, чтение которых влечет отлучение от церкви, мирянам запрещалось читать святое писание.)

Создается орден иезуитов (1540 г.) испанским дворянином Игнацио Лойолой. В папской буле назван "боевой отряд воинствующей церкви".

Иезуиты оставались в миру, носили гражданские платья.

Основные принципы : строгое подчинение, централизм, духовный контроль. Истина в том, что говорит церковь. Иезуиты боролись с реформацией через правителей государств. Неугодных убивали. Возник даже спор, можно ли отравить монарха. Пришли к выводу - нет, так как отравленное вино он пьет сам, а это уже самоубийство (грех). Надо другими способами.

Иезуитская мораль - как любое действие подвести к вещей славе божьей. У них были самые оборудованные университеты. Интриги иезуитов вызывали негодование, они изгонялись из ряда стран, а их орден временами запрещался Ватиканом.

Вывод : Лютеранская реформация отвечала интересам бюргерства тем, что создала "дешевую церковь", князей - к ним перешли земли церкви и монастырей, укрепился княжеский абсолютизм. Реформация нанесла тяжелый удар католической церкви: протестантизм приняли в большей части Германия, Швейцария, Англии, Шотландии, Нидерландах и Скандинавии.

Лютеранство зародилось в далеком XVI столетии. К тому времени недовольством католической церковью достигло своего предела. Многих возмущал и особый статус высшего духовенства и несоблюдение Библейских заповедей служителями церкви. Особенно много вопросов о необходимости индульгенций (специальный документ, покупаемый за довольно большую сумму и подтверждающий прощение грехов).

К началу XVI века развращенность католической церкви достигла своего предела. Она уже давно потеряла былой престиж и доверие. Мартин Лютер хотел это изменить. Стоит подчеркнуть, что он хотел лишь реформировать церковь (долгое время это направления в христианстве так и называлось реформаторская церковь, протестантизм вошел в употребление только в 1529 года после Шпайерского протеста и окончательно закрепился после Тридцатилетней войны). В скором времени начали появляться более радикальные течения, такие как кальвинизм, цвинглианство и анабаптизм.

Желание изменить церковь вылилось в написано небезызвестных «95 тезисах». Суть их сводилось к следующему:

Продажу индульгенций надо запретить. Отпущение грехов совершает сам Бог, а не церковь;
Папа Римский такой же человек, как остальные, он может ошибаться;
Церковь – дом молитвы, и предназначена для учения. Она не является необходимым посредником между Богом и человеком;
Чистилище не существует;
Библия – единственный авторитетный источник познания Божьей Воли.

В целом, Лютер лишь пытался удалить из церкви явные несоответствия Библии. Однако, несмотря на это, он был объявлен еретиком. Причиной было «богохульное» утверждение, что Папа Римский – обычный человек. Лютер ставил под сомнение решения пап и церковный соборов. Во время диспутов он требовал доказательств на основе Библии, которые ему предоставить не могли.

Также немецкий проповедник много внимания уделял труду человека. Он утверждал, что добросовестный труд является важной духовной частью человека. Примечательна одна история. Однажды сапожник спросил Лютера, как ему познать Царство Божье. На что Лютер ответил: «Шей лучшие сапоги и продавай их по справедливой цене». Мартин Лютер упорно доказывал, что Благодать Господня осуществлятся в любой профессиональной деятельности человека.

Еще особое внимание уделялось браку. Лютер считал, что священники должны иметь право жениться. Неспособность многих служителей сдержать похоть приводило к развращению и паданию авторитета церкви, поэтому реформатор настаивал на предоставлении священникам этого важного права. К тому же историки убеждены, что принятие решения об обязательном обете безбрачия был принят исключительно для обогащения церкви. Таким образом, все имущество священников после их смерти переходило в распоряжение церкви, а не к их детям.

Также был еще один аспект, который входил в основные учения Мартина Лютера. Он касался Библии и языка проповедей. Он считал, что Библия должна переведена на немецкий язык (чем он и занялся в 1521 году) и стать общедоступной, чтобы каждый мог позвать Волю Отца через Его Слово. Проповеди также должны проводится на общепринятом языке, чтобы они были понятны каждому.

Еще можно выделить небольшой пункт о бескомпромиссности по отношению католической церкви. Его известная фраза «На том стою, не могу иначе. Да поможет мне Бог. Аминь» явное тому подтверждение.

Самым большим спором по этому поводу было заседание в Тридентском соборе, которое длилось до 13 января 1547 года. Это заседание было направлено на то, чтобы раскритиковать доктрину оправдания Лютера. Критику Тридентского заседания в конце концом можно было разложить по пунктам, которых получилось всего четыре:

1. Природа оправдания. Что же Лютер понимал под природой оправдания? Мартин Лютер считал, что человек, который согрешил, путём совершенствования и работой над собой, становился всё лучше и добрее, то есть старался приблизиться к идеалу – Иисусу Христу. То есть это можно было назвать процессом, который делал человека лучше и добрее перед Богом, который готов уже простить этого человека.

Однако, как мы знаем, взгляды Лютера менялись, и эта тема не стала исключением. В позднее время он уже не считал это длительным процессом, а принимал это за событие, то есть считал это быстрым действием, которое только сопровождалось улучшением души человека. То есть человек в какой-то момент как будто перерождался в другого, невинного человека. Тридентский собор был против поздних идей Лютера.

Они боролись за его первоначальную идею, которая была основана на учениях Августина. Они утверждали, что оправдание – это переход к некоему иному, более совершенному состоянию человека, и это не происходило мгновенно, а достигалось только тогда, когда человек сам захотел прощения Бога и желает изменить и стать лучше. Именно поэтому, из-за этого спора, люди уже путались в таком термине, как «оправдание», после это слово и вовсе стало употребляться в двух этих значениях.

2. Природа оправдывающей праведности. Что же это такое? Лютер говорил о том, что грешник – это тот человек, которому чуждо такое понятие, как праведность. То есть он утверждал, что человек, совершивший грех, сам никогда не сможет заслужить прощения Бога, потому что у него нет в душе ничего того, что любит и оберегает Бог. То есть даже если человек будет уверять, что он раскаялся, то это раскаяние будет лишь на внешней поверхности, но внутри он так и не будет чувствовать себя виноватым. Но и тут Тридентский собор придерживался идей и позиций Августина, то есть считали, что прощение может быть только внутри. Они даже подчёркивают это, называя внутреннюю раскаяние единственным способом оправдания Богом, игнорируя идеи Мартина Лютера.

3. Природа оправдывающий веры. Термин Лютера под названием «оправдание одной верой» также не приняли люди в соборе. Лютер считал, что оправдание одной верой – это когда человек уверен в том, что Бог смилостивится и простит его. Но Тридентский собор испугался того, что некоторые люди могут подумать, что для того, чтобы Бог их простил, не надо ничего делать, то есть не надо духовно обогащаться и совершенствоваться, то есть Бог простит грехи человека. Но они просто неправильно поняли идеи Лютера, ведь он даже не думал об этом. Он считал, что путь человека к оправданию лежит, прежде всего, через веру, а добрые дела – это последствия веры, то есть они вытекают из веры человека. Другими словами, если человек по настоящему верит, то он становится лучше, он уже сам стремиться и хочет совершать добрые дела. В таком контексте Тридентский собор всё же согласился с Лютером, ведь они тоже придерживались мнения, что вера – это самый важный путь к спасению человечества от грехов и тьмы.

4. Уверение в спасении. И, наконец, уверенность человека в его спасении. Лютер считал, что возможно верить и быть уверенным в своё спасение. То есть, по его словам, если человек верит в Бога, то он верит в себя, так как мы все связаны с Богом, состоим с ним в неком духовном мистическом контакте. Не зря ведь говорится, что вера в Бога придаёт уверенности в себе, делает нас лучше.

Однако, по человеческой природе ведь нельзя быть полностью уверенным в чём-либо, а эта тема настолько неподвластна человеку, что тут он уж точно не может быть уверенным на сто процентов. Это также не значит, что если человек говорит, что верит в Бога, то и Бог верит в него, ведь всё больше и больше вера становится чем-то поверхностным, к сожалению. Всё меньше и меньше людей знают, что же на самом деле такое вера, именно поэтому всё меньше людей уверены в себе, гармоничны с самим собой и с миром (не только с нашим, но и с миром Божьим).

Самое лучшее определение термина «вера» когда-то дал Кальвин, где говорил, что вера – это когда мы знаем, что Бог к нам благосклонен. Мы это не просто знаем, это живёт вместе с нами, мы всегда помним об этом, потому что это навсегда остаётся внутри нас.

Но в то же время Кальвин подчёркивает, что уверенность не должна быть слишком сильной, то есть человек, который по-настоящему верит в это, всё равно беспокоится. Наоборот, человек, который волнуется по этому поводу и задумывается о том, что же на самом деле такое вера для него – и есть настоящий человек, который верит. А тот, кто просто говорит, что верит во что-то, и говорит, что уверен в этом, наоборот, не вызывает никакого доверия. Богу не надо ничего доказывать, Он всё видит, и то, что не видно другим, для него это лежит как на ладони, поэтому прежде всего, вы должны доказать себе и верить сами, что вы верите.

Тридентский собор считал по-другому, его пугало такое заявление и такая позиция. Они боялись, что про ту уверенность, про которую говорят реформаторы того времени, люди могут неправильно понять. То есть человек может подумать, что смысл оправдания лежит лишь в этой уверенности, а не в прощении Божьем. Однако и тут, как утверждали реформаторы, учёные Тридентского собора неправильно их поняли.

Таким образом, можно увидеть, насколько же сложно было Мартину Лютеру, когда его критиковали по всем пунктам, по всем его позициям и идеям. Именно благодаря тому, что он достойно держал удар тех, кто был с ним полностью не согласен, он стал очень знаменитым, и у него впоследствии было много последователей по всему миру. Именно это показывает, насколько его фигура была важна в то время, ведь его идеи и взгляды повлияли на историю, и можно даже сказать, изменил её.

В разделенной на десятки мелких государств Германии не существовало крепкой королевской власти, способной защитить ее от церковников. Из разъединенной Гер-мании в папские сундуки регулярно перетекали огромные суммы денег. Страну буквально наводнили папские продавцы индульгенций. Челове-ком, из уст которого прозвучал призыв прекратить циничную торговлю, стал Мартин Лютер (1483-1546).

Мартин Лютер родился в Саксонии в семье горного мастера. В 18 лет способный юноша потупил в Эрфуртский университет — знаменитый центр гуманистического образования. Отец хотел видеть сына юристом, но Лютер избрал себе другую судьбу. Глубокая вера привела его в стены августинского монастыря. Став монахом, Лютер вел очень аскетическую жизнь. Однажды даже пришлось сломать двери кельи, за которыми истощенного чрезмерными молитвами молодо-го монаха обнаружили на полу без сознания. Однако вскоре пришло разочарование в мона-шестве. Осуществив путешествие в Рим, Лютер был поражен вопиющим богатством католи-ческой церкви. Он много времени уделял размышлениям на тему служения Господу, увлекался трудами выдающегося средневеко-вого философа Аврелия Августина. Лютер оставил монастырь и начал препо-давать теологию в Виттенбергском универ-ситете. Один из его знакомых предрекал Лютеру необычное будущее: «Он в Церковь внесет большие преобразования».

31 октября 1517 г. Лютер прибил к дверям замковой церкви в Вит-тенберге «95 тезисов против индульгенций». Это были 95 возражений молодого профессора против права пап прощать грешников, купивших отпущение грехов. В считанные дни он стал известен всей Германии. Вокруг Лютера сплотились единомышленники. От критики индульген-ций они перешли к осуждению папства и католической церкви в целом.

Над Лютером нависла угроза обвине-ния в ереси, однако он непреклонно стоял на своем. В 1520 г. Папа издал буллу об отлучении бунтовщика от церкви. Лютер прилюдно сжег ее во дворе университета. Это означало окон-чательный разрыв с Римом. Его популяр-ность на родине была невероятной.

Папский посол сообщал в Рим: «Девять десятых в Германии кричат “Лютер”, а одна десятая по крайней мере — “Смерть римскому двору!”».

Главная идея Лютера заключалась в том, что человек спасается лишь верой в Бога. По убеждению Лютера, верующие всегда прямо связаны с Хри-стом, необходимости в посредничестве священника не существует. Каждый христианин имеет право сам свободно предстать перед Богом. Католический клир предлагалось упразднить, богатства церкви секуляризовать, монастыри за-крыть, а монашеские ордена распустить. Однако это вовсе не означало уничтожения церкви. Она лишь должна была стать совсем другой, намного более простой. Священники могли жениться, носить обычную одежду, подчиняться общим для всех зако-нам. Лютеранская церковь освобождалась от икон и скульптурных изо-бражений Христа и Богоматери, их почитание Лютер объявил идолопо-клонством, которое лишь отвлекает от подлинной веры. Он предложил из семи таинств оставить только два, описание которых содержится в Библии, — крещение и причастие, а все прочие считал более поздними выдумками церкви.

Лютер также провозгласил Библию единственным авторитетом для хри-стиан как в церковной, так и в повседневной жизни. По его мнению, каж-дый верующий должен был регулярно ее читать и размышлять над ней.

Чтобы сделать Библию доступной каждому, Лютер перевел ее на немецкий язык. Пышное, но малопонятное обычным прихожанам бого-служение на латыни он предложил заменить проповедью на родном языке. Труды Лютера, написанные по-немецки, печатались большими тиражами и молниеносно расходились по всей стране. Материал с сайта

Протесты в адрес Папы все громче звучали по всей Германии. Рев-ностный католик император Карл V решил вмешаться в дело. В 1521 г. он вызвал Лютера в рейхстаг в город Вормс. Там «еретику» предложили отречься от своих взглядов, но Лютер отказался это сделать. Он не желал идти против собственной совести, а свою непоколебимость выра-зил во фразе: «На том стою и не могу иначе».


Мартин Лютер в рейхстаге в Вормсе. Гравюра. 1557 г.

Император, поддерживая Папу, настоял на принятии решения о пре-следовании поборников новой ереси. Реформация уже обрела множество сторонников. К ней присоединились все слои немецкого населения — дво-рянство, бюргерство, крестьянство. По стране прокатилась волна город-ских восстаний, в ходе которых громили церкви и монастыри, уничтожа-ли иконы и статуи, нападали на монахов и священников. Начав с реформы церкви, городская беднота и крестьянство надеялись обновить мир и уста-новить в нем справедливость.

Вопросы по этому материалу:

Публикации по теме