«Показательный террор»: реакция на задержание Кирилла Серебренникова. Скандал вокруг серебренникова проявил неформальные правила политической игры в россии «Такие люди доказывают, что Putin’s Russia - не страна победившего зла»

22 августа был арестован российский режиссер Кирилл Серебренников, который был отправлен под домашний арест. Преследуемому в течение нескольких месяцев за хищения режиссеру грозит до десяти лет тюремного заключения. В России, как и во Франции, его многочисленные сторонники осуждают такое политическое рвение.

Российские власти явно объявили войну дерзкому и провокационному гению Кирилла Серебренникова. В течение последних четырех месяцев 47-летний режиссер подвергался судебному преследованию со стороны властей, которые обвиняют его в организации хищения от 1 до 3 миллионов евро государственных субсидий, выданных ему на реализацию театрального проекта «Платформа», который он возглавлял вместе со своей труппой в период с 2011 по 2014 год.

23 мая на квартире у Серебрянникова и в «Гоголь — центре», старом театре который режиссер возглавил в 2012 году и превратил в центр современного искусства, были проведены обыски. Вскоре Серебренников был освобожден и все это время хранил молчание, предпочитая сосредоточиться на съемках его следующего фильма. Но 22 августа он был снова арестован и предстал перед судом, который отправил его под домашний арест. Домашний арест продлится до 19 октября и не даст возможности режиссеру закончить фильм и приехать в Штутгарт, где его ждут на презентации его постановки оперы Гензель и Гретель.

Французский драматург и режиссер, директор Авиньонского фестиваля Оливье Пи, немедленно отреагировал на новость, назвав этот арест «политическим». Давид Бобе, театральный режиссер, директор Национального драматического центра Нормандии в Руане и соавтор Серебренникова, с которым он совместно ставил многочисленные спектакли, оказался в числе первых сторонников российского режиссера. Télérama представляет вашему вниманию его интервью.

Télérama: Как вы познакомились с Кириллом Серебренниковым?


Бобе:
Я познакомился с ним в 2009 году, когда он преподавал в Школе — студии МХАТ. С ним и его учениками мы вместе работали в 2011 —2014 годах над многочисленными спектаклями в рамках проекта «Платформа», которые мы потом представляли во Франции: «Гамлет», «Сон в летнюю ночь или Метаморфозы», а также «Идиоты» по мотивам одноименного фильма Ларса фон Триера и «Мертвые души» Николая Гоголя, которые были представлены на фестивале в Авиньоне в 2015 и 2016 годах.

Государство выделило ему деньги именно на реализацию этого проекта. И теперь его обвиняют не только в том, что он ничего не поставил в рамках этого проекта, но и в том, что он участвовал в хищении государственных денег. И речь идет о сумме от 1 до 3 миллионов евро! То есть список мероприятий, афиши спектаклей, билеты, контракты — все эти документы, подтверждающие существование проекта, признаны фальшивыми российскими властями.


— Откуда такое желание заставить Серебренникова замолчать?

Контекст

Кирилл Серебренников: Хочу жить в XXI веке

Delfi.lv 15.01.2016

Россия - страна шлагбаумов

Der Spiegel 08.08.2017

Слишком гомосексуальный «Нуреев»

Die Welt 11.07.2017

Кирилл Серебренников: Сегодня можно не стыдиться того, что ты - россиянин

Libération 02.03.2008

Теперь решается судьба России

Süddeutsche Zeitung 07.08.2017 — Потому что пагубное влияния его искусства считается сомнительным. В спектакле «Идиоты» он показывает абсурдность машины власти в России. На его спектакли в «Гоголь-центр» приходят священослужители, которые потом в своих докладах называют его «режиссером-педофилом». Чтобы посадить политического оппозиционера в тюрьму его обвиняют в хищении государственных денег, а это бесстыдная ложь!


— Возможно ли сегодня в России отделить искусство от политики?

— В России существует много деятелей искусств, готовых идти на компромисс и, которые никак не соприкасаются с политикой. Однако я считаю, что любое насилие со стороны государства вызывает гнев, который выплескивается в политических произведениях имеющих мощную провокационную силу. В ответ на вездесущность православной церкви в России Кирилл Серебренников снимает фильм «Ученик», получивший в 2016 году приз Франсуа Шале, одну из премий, присуждаемых в рамках Каннского фестиваля. Кирилл не является прямым политическим оппозиционером, это его работы являются политическими.


— Каковы масштабы поддержки режиссера?

— В России его поддерживает огромное количество людей. Практически все звезды, включая тех, кто весьма близок к власти и Путину, приняли сторону режиссера, скандировали и выступали против абсурдности ситуации. Среди них: Федор Бондарчук, Наталья Солженицына, вдова писателя, и Людмила Улицкая.

Во Франции много людей поддержало Серебренникова еще во время его первого ареста в мае 2017. Среди них директор Национального театра в Шайо Дидье Дешан, Беатрис Даль, Оливье Пи и актриса Изабель Юппер, которая во время церемонии вручения театральной премии Мольера обратилась к Владимиру Путину, который находился с визитом во Франции, «оставить Серебренникова в покое» и «пойти лучше посмотреть его спектакли». Если этого недостаточно, возможно, нам стоит подумать о том, чтобы попросить наших глав государств принять решение и предложить Кириллу политическое убежище в безопасной стране. Так подрывается свобода творчества и выражения.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Режиссер и призрак «сильной руки»

«Будьте вы прокляты... Чтоб вы сдохли все сами от страха перед друг другом», - так выглядит отцензурированная версия реакции на произошедшее с Кириллом Серебренниковым со стороны Авдотьи Смирновой, супруги одного из главных символов российских либеральных реформ 90-х Анатолия Чубайса. И такую реакцию можно счесть очень типичной для российского креативного класса.

Не все знаковые люди в этой среде посчитали необходимым по примеру жены Чубайса обильно воспользоваться ненормативной лексикой. Но почти все заявили примерно следующее: визит силовиков к Серебренникову - это крушение основ, нечто совершенно недопустимое, аморальное, циничное и даже преступное.

Я далек от того, чтобы делать какие-либо выводы о виновности или невиновности главы «Гоголь-центра». Но вот какой вывод лежит на поверхности: в среде российского креативного класса вопрос о том, допустил ли Кирилл Серебренников финансовые нарушения или не допустил, никого не заинтересовал. Все бросились его защищать потому, что он «свой» - плоть от плоти креативного класса, его интеллектуально-художественный лидер и трибун.

Такая реакция не обязательно является неправильной. Но она характерна в первую очередь для общества, построенного на клановых принципах. Общества, для которого значение имеет не вопрос: « Виновен ли человек в том, что ему инкриминируют?», а вопрос: « Этот человек наш или не наш?»

Еще раз повторяю: я не раздаю моральных оценок и никого ни в чем не обвиняю. Я лишь констатирую факт: слой российского общества, который считает себя самым современным и прогрессивным, ведет себя в точном соответствии с клановыми принципами. Из этого можно сделать вывод: наш креативный класс возомнил о себе слишком много. Можно, но на мой взгляд, не нужно. В статье «Партийная организация и партийная литература» Владимир Ленин писал: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Именно это наш креативный класс и делает - живет в обществе и не является от него свободным.

Можно долго бичевать нашу «прогрессивную интеллигенцию» за несоответствие между тем, что она декларируют и тем, как она себя ведет себя на самом деле. Но давайте зададимся вопросом: а какая часть российского общества ведет себя по-другому? В какой части российского общества клановый принцип не является организационным стержнем и жизненным ориентиром? В среде силовиков? В среде чиновников? В бизнес-среде? Вот и получается: все, в чем можно обвинить наш креативный класс - это лицемерие.

Из этого опять же не обязательно следует, что защитники Кирилла Серебренникова ведут себя неправильно. С точки зрения норм, принятых в нашем обществе, ведут они себя так, как надо: апеллируют к первому лицу государства, тиражируют якобы , которую, кстати, запросто можно расценить как оказание давления на правоохранительные органы. И кто мне скажет: хорошо ли это в современных российских условиях или плохо - использовать президента для оказания давления на следователей, которые распутывают конкретное уголовное дело?

Когда культовую общественную фигуру задерживают на Западе, все заявляют о своем шоковом состоянии, но при этом добавляют: суд обязательно во всем разберется. В нашем обществе эта фраза тоже присутствует - но только в сугубо ритуальном смысле. В России нет доверия к институтам, включая суд, правоохранительные органы и прочая и прочая. В России есть вера в то, что любой вопрос можно решить, убедив президента в верности своей картины мира и в то, что «своих» надо спасть любой ценой.

С чье-то точки зрения, это очень плохо. С чьей-то точки зрения, это очень даже хорошо и удобно. Но в первую очередь это данность - данность, которую невозможно поменять, сменив президента, премьера, главу Верховного Суда и генерального прокурора. Доверие к институтам возникает только тогда, когда общество привыкает к стабильности своей политической системы. У нас такая привычка еще не сформировалась - и даже при самом наилучшем раскладе не сформируется еще в течении многих лет.

Вот в чем, на мой взгляд, глубинный политический смысл неприятной истории, в которую угодил Кирилл Серебренников. Сам того не желая, модный режиссер стал главным героем убедительного и масштабного перфоманса о скрытых нормах бытия современной российской жизни.

Читайте материалы

Во вторник, 22 августа режиссер Кирилл Серебренников был задержан в Санкт-Петербурге, где он снимал фильм «Лето», и был доставлен в следственный комитет в Москве. Режиссера подозревают в мошенничестве на сумму 68 миллионов рублей. (Максимальный срок наказания по этой статье — 10 лет лишения свободы). Дождь собрал реакцию коллег Серебренникова, деятелей культуры и правозащитников на «ночное» задержание режиссера.

Глава Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин назвал задержание режиссера «избыточной мерой»:

Заммэра Москвы по социальным вопросам Леонид Печатников сказал «Интерфаксу», что режиссеру можно было бы избрать меру пресечения, не связанную с лишением свободы, например подписку о невыезде, подчеркнув при этом, что в деле не фигурируют средства московского бюджета, а речь идет о федеральных деньгах.

Глава Совета по правам человека Михаил Федотов также выразил надежду, что Серебренникова не будут арестовывать. «Надеюсь, нашим следственным органам хватит мудрости не доводить дела до взятия режиссера под стражу. Ничего, кроме скандала, это не вызовет. Тем более, что, насколько это известно из сообщений СМИ, суть обвинения сводится исключительно к обналичиванию бюджетных средств, а это далеко не то же самое, что хищение», — приводит его слова «Интерфакс».

Писатель и сценарист Михаил Идов, который вместе с Серебренников работает над фильмом «Лето», назвал ситуацию вокруг режиссера «травлей талантливого человека», которая «явно не выгодна России и российской культуре».

Председатель комиссии по гражданским правам Совета по правам человека при президенте Николай Сванидзе назвал задержание Серебренникова «демонстративным». «Непонятно, почему так брутально с ним поступают. Он что, насильник, серийный убийца, опасен для общества? Почему его нужно задерживать? Он абсолютно законопослушный гражданин, не склонный ни к побегам, ни к насилию. Зачем нужно ограничение личной свободы гражданина?», — приводит его слова «Интерфакс».

По словам Сванидзе, задержание режиссера с мировым именем «вместо системной борьбы с коррупцией» производит странное впечатление и в самой стране, и за ее пределами, и «будет иметь очень тяжёлые последствия для общей атмосферы в нашей стране».

«С моральной точки это зрения это абсолютно неправомерно, на мой взгляд. Кирилл Серебренников талантливейший художник, режиссер с мировым именем, один из людей, которые составляют славу России на данный момент», — сказал Сванидзе.

Режиссер Павел Лунгин прокомментировал задержание Серебренникова в эфире «Эхо Москвы». «Мне кажется, мы еще раз видим, что наши правоохранительные органы не дают заднего хода, не могут проявить гибкость. <...> Конечно, нет никакой необходимости в аресте. Кирилл никуда не уезжает, он работает. Он тут, он ходит на все допросы, пишет объяснения. Мне кажется, что это излишняя жестокость, какая-то мстительная жестокость», — сказал Лунгин.

Правозащитница Ольга Романова назвала задержание неизбежным и связала его с попыткой следственного комитета доказать «что они не дураки»:

Правозащитница Зоя Светова предположила, что если Серебренникова не поместят под домашний арест, может сократиться число доверенных лиц:

Генеральный директор телеканала «Пятница» Николай Картозия:

Журналист Леонид Рагозин назвал преследование Серебренникова примером «точечного террора Кремля». Цель задержания, по мнению журналиста, в том, чтобы максимизировать эффект и посеять страх:

Непримиримые идеологические споры вспыхнули вокруг режиссеров Серебренникова и Учителя, актера Пашинина и даже вокруг безвременно ушедшего из жизни скрипача Когана. С чем связано такое внезапное обострение политических дискуссий среди представителей культуры и интеллигенции?

Деятели культуры как будто и не уходили в отпуск в этом месяце – весь август они вели упорные идеологические бои между собой или с политиками. Поводами стали война в Донбассе, фильм «Матильда», русофобия и даже смерть скрипача Дмитрия Когана.

В ночь на четверг в Петербурге неизвестные забросали коктейлями Молотова студию режиссера Алексея Учителя. Режиссер после этого официально попросил спецслужбы и полицию обеспечить , вскоре начинающих показывать его «Матильду».

Накануне вечером другой кинорежиссер – Виктор Мережко – признался в интервью «Комсомолке» , что он приходится крестным отцом актеру Анатолию Пашинину. Тому самому, что ранее объявил о поступлении добровольцем в 8-й отдельный батальон «Аратта» вооруженных сил Украины и теперь «ловит кайф», сражаясь с русскими. «Подонок, предатель, мразь», – так отозвался Мережко про своего крестного сына и предсказал Пашинину смерть от пули снайпера.

В тот же вечер полемика в Рунете вспыхнула вокруг гибели от рака скрипача Дмитрия Когана. Заместитель главного редактора радио «Эхо Москвы» Владимир Варфоломеев обнародовал у себя в Фейсбуке пост, в котором поместил фотографию Когана в черной рамке, а далее – вместо выражения скорби по поводу ухода из жизни 38-летнего знаменитого музыканта – скрупулезно собрал и поставил в упрек покойнику его участие в политике. А именно: партбилет «Единой России» и даже недавнее избрание в московский горком этой партии, статус доверенного лица кандидата в президенты Путина в 2012 году, вступление в Общественный совет Минкультуры и концерт в Крыму в 2014 году.

«То, что заявили насчет Когана, – это оскорбительно, – сказал Виктор Мережко газете ВЗГЛЯД. – А вот все, что касается Серебренникова? Если там есть воровство, то пусть следственные органы посмотрят. Если нет, то пусть отпустят парня».

Режиссер заявил, что в политических спорах старается занимать нейтральную позицию, поскольку считает себя русским интеллигентом. В то же время он убежден, что подобные дискуссии не связаны с вялой и скучной политической жизнью. По его словам, кино – это не столько искусство, сколько идеология. И поэтому он считает великим именно советское кино. А сейчас, убежден он, «государство не занимается культурой – и в этом главная проблема». К сожалению, без искусства, без духовности государство может сильно хромать, подчеркнул Мережко.

«При помощи кинематографа можно воспитывать людей. Это то, что делают американцы. Они при помощи кино завоевали мир. Наше государство отстраняется, пускает искусство на самотек. Я не говорю, что нужна жесткая политическая цензура, но нужна определенная нравственная цензура. Когда я впервые сказал об этом, меня тут же стали поносить», – напомнил Мережко.

Напомним, параллельно в блогосфере и в прессе в августе продолжались ссоры вокруг фигур двух других режиссеров. А именно: по поводу режиссера Кирилла Серебренникова, заподозренного в мошенничестве, и выхода режиссера Никиты Михалкова из состава Фонда кино – в знак протеста против политики вошедшей недавно в состав фонда пресс-секретаря главы правительства, замглавы аппарата правительства Натальи Тимаковой.

В отличие от режиссера, политологи считают, что во внутренней политике, например в партийной жизни, конкуренция в России снизилась – и именно по этой причине идеологическая борьба за умы россиян переместилась на площадку культуры.

Бывший депутат Госдумы, директор Института политических исследований Сергей Марков полагает, что острая дискуссия связана с приближением президентских выборов. Он пояснил, что политическая борьба все меньше связана с экономическими интересами, а все больше – с культурной идентичностью. «Это происходит во всем мире. Политическая борьба в сфере культуры становится все более важной на политических площадках. А в России это усиливается еще и тем, что борьба на политических площадках во многом деградировала. Оппозиционные партии по ключевым вопросам стали союзниками партии власти», – подытожил Сергей Марков. Поэтому борьба перемещается на иные поля.

В России мало популярных инженеров и ученых, к крупным бизнесменам отношение тоже неоднозначное, «поэтому фигуры из культуры являются очень привлекательными с точки зрения предвыборной конкуренции». «Всем понятно, что Владимир Путин уверенно побеждает в марте. Но это не значит, что избирательной кампании не будет. Серьезная борьба развернется вокруг проблемы легитимности выборов, то есть честно он победил или нечестно.

На ваш взгляд

Следственный комитет заявил, что располагает исчерпывающими доказательствами вины Кирилла Серебренникова. Творческая интеллигенция, в основном поддерживает коллегу и требует к нему снисхождения. Однако, по словам силовиков, дело находится в активной стадии, так что нельзя исключать появления в нем новых эпизодов. Политический обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Дризе считает, что история носит показательный характер.


Следственный комитет выступил с разъяснением: виновность Кирилла Серебренникова подтверждена показаниями свидетелей, оперативными материалами и финансовыми документами, причем расследование активно продолжается: появился новый фигурант — исполнительный продюсер спектакля «Сон в летнюю ночь» Екатерина Воронова.

По версии следствия, Серебренников и его подчиненные - Юрий Итин, Алексей Малобродский, Нина Масляева и указанная Воронова - допускали нарушения при работе с госденьгами при реализации проекта «Платформа». В частности, речь идет о незаконном обналичивании выделяемых средств, неверной оценке стоимости работ и так далее. В итоге известного режиссера с мировым именем обвиняют в мошенничестве в особо крупном размере - речь идет о сумме в 68 млн руб. СКР, правда, не объяснил, в чем был смысл задерживать режиссера ночью и срочно этапировать из Петербурга в Москву, а ранее отбирать загранпаспорт для не совсем понятной экспертизы. Сам Серебренников назвал все обвинения в свой адрес «абсурдом».

Когда случаются громкие уголовные дела в современной России, принято искать скрытый смысл. Есть несколько стандартных версий, которые обсуждаются постоянно, благо подобных историй у нас меньше не становится: это или борьба башен Кремля - противостояние либералов и силовиков от власти, или же послание непокорным деятелям культуры, чтобы те своими творческими экспериментами не подогревали оппозиционные настроения.

На первый взгляд, можно предположить, что дело Серебренникова совершенно не выгодно власти. Впереди выборы, а громкие события нарушают общественное спокойствие, создают ненужный эмоциональный фон и волнуют умы интеллигенции - какую страну мы увидим в новом политическом цикле? Была надежда на реформы, а получили очередное закручивание гаек, то есть никакого нестандартного мышления, современного искусства, а только духовные скрепы и традиционные ценности, пусть не все чиновники до сих пор понимают, что это такое.

Обращает на себя внимание, что история с Серебренниковым - второе резонансное событие за один мистический для России август. Оно раскручивается на фоне суда над Алексеем Улюкаевым . Да и многие губернаторы сидят — вот Никита Белых, несмотря на проблемы со здоровьем, остается в СИЗО аж до февраля.

Конечно, в стране не все ладно с точки зрения коррупции и воровства бюджетных средств, и государству важно показать, что с этим злом идет бескомпромиссная борьба. Но со стороны бросается в глаза, что нарушения находятся именно на полулиберальном нестандартном творческом фланге. А вот на другом берегу тишина, и вроде бы все в порядке. Разве что бакланы пробьют отверстия в крыше нового красавца-стадиона.

Хотя, если присмотреться, не все в порядке-то в государстве. Вот, например, в Ростове-на-Дону массово горят дома. Среди версий - поджог с целью завладения имуществом . Или вот события в Сургуте. Везде бы силовики были так активны, как с делом Серебренникова.

Публикации по теме