Изречение платон мне друг но истина дороже. Платон мне друг, но истина дороже


Платон мне друг, но истина дороже

С латинского: Amicus Plato, sed magis amica veritas [амикус плато, сэд магис амика вэритас].

В мировой литературе впервые встречается в романе (ч. 2, гл. 51) «Дон Кихот» (1615) испанского писателя Мигеля Сервантеса де Сааведра (1547-1616). После выхода романа в свет выражение стало всемирно известным.

Первоисточник - слова древнегреческого философа Платона (421- 348 до н. э.). В сочинении «Федон» он вкладывает в уста Сократа такие слова: «Следуя мне, меньше думайте о Сократе, а больше об истине». То есть Платон советует ученикам выбирать истину, а не веру в авторитет учителя.

Похожая фраза есть и у Аристотеля (IV в. до н.э.), который в своем сочинении «Никомахова этика» писал: «Пусть мне дороги друзья и истина, однако долг повелевает отдать предпочтение истине». У других, более поздних, античных авторов это выражение встречается в форме: «Сократ мне мил, но истина всего милее».

Таким образом, история знаменитого выражения парадоксальна: его фактический автор - Платон - стал одновременно и его «героем», и именно в этом, отредактированном временем виде слова Платона вошли в мировую культуру. Это выражение послужило основой для формирования однотипных фраз, самая известная из которых - слова немецкого церковного реформатора Мартина Лютера (1483-1546). В своей работе «О порабощенной воле» он написал: «Платон мне друг, Сократ мне друг, но истину следует предпочесть».

Исследователи сходятся во мнении, что автором фразеологизма "Amitus Plato, sed magis amica veritas", что переводится, как "Платон мне друг, но истина дороже" является известный древнегреческий философ Сократ. Которому также приписывается такое высказывание "Следуя мне, меньше думай о Сократе, а больше об истине". Об этом изречении учёные узнали из малоизвестного широкой публике сочинения Платона (427-347 до Р.Х.), которое называется "Федон". В этой книге любопытным моментом является то, когда Федон, который являлся в то время учеником Сократа общается с Эхекратом философом-пифагорейцем. Из этой беседы мы узнаём, как провёл свои последние часы Сократ и о его общении со своими друзьями перед казнью.

Применение выражения в литературе

"Как-то вечером, когда у короля было дурное настроение, он лишь слегка улыбнулся, узнав, что существует вторая девушка ле Фонтан. Он помог ей с замужеством и выдал за богатого молодого судью, хотя и буржуазного происхождения. Кроме того, предоставил ему почётный титул барона. Кода же вандеец спустя год попросил устроить государя судьбу своей третьей дочери, он ответил ему язвительным тонким голосочком на латинском языке "Amicus Plato, sed magis amica Natio", что можно перевести, как "Платон - друг, но нация дороже" ("Загородный бал" Оноре де Бальзак)

"Здесь у меня возникло одно дело, которое скорее всего отправит меня в немилость к королю, и меня это приводит в уныние, но ничего поделать нельзя. Ведь в конце концов мне придётся считаться с неудовольствием или удовольствием, сколько со своим собственным предназначением, как говорится в известном выражении "amicus Plato, sed magis amica veritas" ("Дон-Кихот" М. Сервантес)

"Вникая во все подробности Плеханов, спрашивал и спрашивал, как-будто пытаясь проверить себя самого. Хотя по большому счёту это было похоже на экзамен старого приятеля старому же приятелю. Понимал ли вообще приятель всю высоту задачи, которую так яростно проповедует, и какой он придерживается тактики. Amicus Plato, sed magis amica veritas (Друг Платон, но истина выше дружбы), - Об этом говорил его ледяной взгляд" ("Георгий Валентинович Плеханов. Из личных воспоминаний" О. Аптекман)

"Прошу прощения, но мне очень стыдно так говорить о человеке, который научил меня настоящей дружбе, но amicus Plato, amicus Socrates, sed magis amica veritas - ты слвоно свинка, которая бы стала доказывать человеку, что зря он кушает бананы, что жёлуди гораздо вкуснее" (Н. Чернышевский)

Писательница Марко Вовчек выбрала эпиграфом для своей книги "Путешествие внутрь страны" выражение "Amicus Plato, sed magis amica Veritas" (Марина Вовчек - это псевдоним Марии Александровны Вилинской)

"Совсем недавно в нашем городе случился пожар. При этом сгорело несколько хо-лостых строений во дворе мещанки Залупаевой. Спросите, кто последним прибыл на этот пожар. Мне стыдно города в котором я проживаю, но ради истины (amicus Plato, sed magis arnica Veritas) я должен всем рассказать, что самой последней к месту трагедии приехала городская пожарная команда, и причём тогда, когда пожар был потушен усилиями соседей" ("Сатиры в прозе" М. Салтыков-Щедрин)

"Если вы считаете, что льстить живым дело неблагодарное, то как при этом называть лесть мёртвым? Тем же гражданам, которые могут посчитать, что я являюсь приятелем Грановского, и что мне неприлично высказываться о нём с большей строгостью, могу ответить старинным, но от этого не менее звучным выражением amicus Plato, sed magis arnica Veritas" (А. Герцен)

"А что сказать о защитниках своих произведений и своих авторов, которые похоже лично оскорбились отзывами "Отечественных записок" о Марлинском? Попытайтесь объяснить им, что если бы наш журнал ошибался в мнении об этом авторе, то за ним следует оставить собственный взгляд на различных авторов...и что amicus Plato, sed magis amica Veritas" (В. Белинский)

Авторство высказывания «Платон мне друг, но истина дороже» (Amitus Plato, sed magis amica veritas) приписывается Сократу , который произнес: «Следуя мне, меньше думай о Сократе, а больше об истине». Об этом сообщил древнегреческий философ Платон (427-347 до н. э.) в сочинении «Федон». «Федон» — один из диалогов Платона, в котором ученик Сократа Федон ведет беседу с философом-пифагорейцем Эхекратом. В ней Федон рассказывает о последних часах жизни Сократа, о его разговоре с друзьями перед казнью.
«Платон мне друг, но истина дороже» означает то, что правда, истина всегда важнее всех прочих обстоятельств жизни.

Фразеологизм Amitus Plato, sed magis amica veritas приводит в сочинении «Пикомахова этика» греческий философ Аристотель. В его изложении высказывание звучит так: «Пусть мне дороги друзья и истина, но долг повелевает отдать предпочтение истине». Биограф Аристотеля Аммоний Саккас в книге «Жизнь Аристотеля» передал это выражение в более сжатой форме «Сократ мне дорог, но истина дороже». Средневековый богослов, инициатор Реформации Мартин Лютер (1483-1546) пересказал фразу в такой форме «Платон мне друг, Сократ мне друг, но истину следует предпочесть»

Использование фразеологизма в литературе

- «Однажды вечером, когда государь был в хмуром настроении, он изволил улыбнуться, узнав о существовании второй девицы ле Фонтан, и устроил ее брак с молодым судьей, богатым и способным, правда, буржуазного происхождения, и пожаловал ему титул барона. Но когда через год вандеец заикнулся о своей третьей дочери, девице Эмилии де Фонтэн, король ответил ему тонким язвительным голоском: «Amicus Plato, sed magis amica Natio» («Платон — друг, но нация дороже») (Оноре де Бальзак «Загородный бал» )

- «Тут у меня вышло одно обстоятельство, из-за которого я, пожалуй, попаду в немилость к их светлости, и мне это неприятно, но ничего не поделаешь, ибо в конце-то концов мне надлежит считаться не столько с их удовольствием или же неудовольствием, сколько со своим собственным призванием, согласно известному изречению: amicus Plato, sed magis amica veritas» (М. Сервантес «Дон-Кихот» )

- «А говорить ли о защитниках своей литературы и своих «сочинителей», которые как будто лично оскорблены отзывами «Отечественных записок» о Марлинском? Попробуйте растолковать им, что если б журнал был и неправ в мнении о сем сочинителе, то за ним все-таки остается право свободного и самобытного взгляда на всевозможных сочинителей… и что amicus Plato, sed magis amica Veritas» (В. Белинский )

- «Если считается неблагородным льстить живым, то как назвать после этого лесть мертвым? Тем же, кому может показаться, что мне, бывшему некогда другом Грановского, неприлично судить о нем с большею, нежели другие, строгостью, отвечу старинным, но вековечным: «amicus Plato, sed magis arnica Veritas» (А. Герцен )

- «В недавнее время был в нашем городе пожар; сгорели хо-лостые постройки при доме мещанки Залупаевой, и как бы вы думали, кто последний явился на пожар? Стыжусь за свой город, но из уважения к истине (amicus Plato, sed magis arnica Veritas) должен во всеуслышание объявить, что последнею прибыла наша пожарная команда, и притом прибыла в то время, когда пожар был окончательно потушен усилиями частных лиц» (М. Салтыков-Щедрин «Сатиры в прозе» )

- «Amicus Plato, sed magis amica Veritas» – эпиграф к книге «Путешествие во внутрь страны» писательницы Марко Вовчек (псевдоним Марии Александровны Вилинской)

«…Извини — мне стыдно так сказать о человеке, который показал мне истинную дружбу, но amicus Plato, amicus Socrates, sed magis amica veritas — ты решительно похож на свинку, которая доказывала бы человеку, что напрасно он ест апельсины, что желуди гораздо лучше ей нравятся» (Н. Чернышевский )

- «Плеханов вникал во все подробности, спрашивал и спрашивал, словно желая проверить самого себя, но больше всего это имело характер экзамена старого товарища старому же товарищу: стоял ли этот товарищ на высоте задачи, что исповедует, и какой тактики держится он. Amicus Plato, sed magis amica veritas (друг Платон, но выше дружбы истина), — говорили его холодные глаза» (О. Аптекман «Георгий Валентинович Плеханов. Из личных воспоминаний» )

«Я считаю, что наука география, которой я теперь решил заниматься, так же как и всякая другая наука, входит в круг занятий философа… Ведь те, кто впервые взял на себя смелость заняться ею, были, как утверждает Эратосфен, в некотором смысле философами: Гомер, Анаксимандр из Милета и Гекатей, его соотечественник; затем Демокрит, Дикеарх, Эфор и некоторые другие их современники. Философами были и их преемники: Эратосфен, Полибий и Посидоний. С другой стороны, большая учёность одна только и даёт возможность заняться географией…»

Так начинается «География», знаменитая рукопись великого греческого учёного Страбона. Страбон по происхождению был ионийцем, то есть уроженцем Малой Азии и вначале подданным царя Митридата Понтийского, а затем римским гражданином. Учился Страбон у Тираниона, Аристофана и Ксенарха. Очень много времени уделял изучению текстов Гомера.

Написал он два труда - «Историю» и «Географию». До нас дошёл только последний его труд в 17 книгах, благодаря которому хорошо известны воззрения древних об устройстве Земли.

Страбон описал в своей работе Европу, Африку и Азию. Европа в «Географии» начиналась с Иберийского полуострова, подробно были описаны Греция и Италия. Азия, по представлениям Страбона, состояла из Персии, Вавилона, Индии, Армении, Палестины, Аравии, Финикинии и других государств. Восточным краем обитаемой земли географ считал Индию, китайцев также относил к народу этой страны.

Главное достоинство книги Страбона – очень подробное описание стран и народов, их населяющих. В двух книгах Страбон рассуждает о философии географической науки, в одной описывает Африку, в шести – Азию. В восьми – Европу.

Откуда взялись эти неплохие, в общем-то, знания? От путешественников и мореходов. Торговые караваны даже в самые древние времена могли пересекать страны и континенты, по морям плавали вдоль берегов и на не слишком далёкие расстояния. Корабли были непригодны для плавания в открытом море и тем более – в океане. Причина – в слабости парусного вооружения. Оно у древних греков было практически таким же, как на плоте Тура Хейердала «Кон-Тики». Вспомним, что «Кон-Тики», преодолев с попутным ветром и течением тысячи миль, разбился о рифы одного из островов Полинезии, потому что маневрировать он не мог. Такими же неуклюжими были и древнегреческие суда.

По этой причине ни греки, ни римляне не открыли Америку, и даже Африку не обогнули. Вспомним, что могущественный Юлий Цезарь развлекался всего лишь речными прогулками с Клеопатрой по Нилу.

Ещё одним источником сведений об устройстве Земли были рассказы иноземных знатоков. Именно таково происхождение самой интригующей географической загадки древности – Атлантиды.

О ней поведал Платон в своих диалогах «Тимей» и «Критий». Сам Платон узнал об Атлантиде из рукописи своего далёкого предка, знаменитого законодателя Солона. А тому историю гибели великой цивилизации поведали египетские жрецы. За девять тысяч лет до нашей эры греки воевали с могущественной державой по названию Атлантида и победили её. Но затем наводнения и землетрясения разрушили города греков. А Атлантида так и вовсе ушла под воду.

Современные учёные относятся к истории Атлантиды как к легенде. Это, в общем-то, странно, ведь Платон – один из величайших учёных всех времён и в недобросовестности его упрекнуть невозможно.

Но вот исследования со­временного археолога Эберхарда Цангера могут внес­ти ясность в эту запутанную историю. Цангер подверг ревизии древние переводы, исправил найденные в них неточности. А главное – он скорректировал древнеегипетские календари. И, по его мнению, Атлантида – это полуост­ров. А великое сражение греков с царями Атлантиды происходило примерно в 1207 году до н.э.

В это время греки дейст­вительно вели войну. На полуострове Малая Азия. В греческих хрониках приводится дата штурма Трои – 1209 год до н.э.

Рассказ жрецов Солону о катастрофах совпадает с реальными событиями того периода – эпохи поздней бронзы. Микенская культура и её города были уничтожены почти мгновенно. В 1204 году до н.э. крепость микенского Тиринфа сотрясается от ударов подземной стихии и тонет под грязевой лавиной. Почти одновременно погибают города Пилос и Микены. Тяжелейшие наводнения обрушиваются в это время и на Трою.

Мир Одиссея и Ахиллеса погиб. Была разрушена система средиземноморской торговли. Настали тёмные века античности. И лишь 400 лет спустя раздался голос Гомера. Его «Илиада» написана с помощью недавно изобретённого алфавита.

Рассказ же Солона на протяжении шести поколений претерпел искажения. А может быть, Солон сам запутался в текстах, написанных на колонне древнеегипетского храма.

Что касается добросовестного Страбона, то ему фактологическая шаткость платоновских штудий была очевидна. Так же как и другим древним географам. Поэтому об Атлантиде никто из них и не упоминает.

Современные учёные живо обсуждают открытия Цангера, научная основательность которого вне подозрений. Если его выводы подтвердятся, то человечество лишится красивой сказки, но обогатит своё знание о реальной древней истории.

Как говорил Аристотель: «Платон мне друг, но истина дороже».

Публикации по теме