Гормоном старения и созревания плодов является. Особенности созревания продуктивных частей растений. Смотреть что такое "Созревание плодов" в других словарях

Абсолютное большинство растений не способно к движению всего организма в целом. Однако под действием внешних раздражителей некоторые органы растений могут двигаться или расти.

Рост растений под действием внешних раздражителей называется тропизмом . Тропизмы бывают положительными и отрицательными, в зависимости от того, к стимулирующему фактору или от него направлена ответная реакция. Существует несколько разновидностей тропизмов:

Фототропизм (свет);

Геотропизм (сила тяжести);

Гидротропизм (вода);

Хемотропизм (химические вещества);

Гаптотропизм (твёрдая поверхность).

Настиями называют различные типы ненаправленного движения части растения в ответ на внешний раздражитель. Движение происходит в результате роста или изменения тургорного давления. Среди этих типов можно выделить никтинастию («сонное движение») – открытие и закрытие листьев при изменении освещённости или температуры, гаптонастию – ответ на прикосновение. Гаптонастия выделяется ещё и тем, что передача ответа на раздражение происходит очень быстро (иногда это занимает всего несколько секунд). К гаптонастическим движениям относятся и некоторые движения, совершаемые насекомоядными растениями.

Таксис – это перемещение всего организма под действием внешнего раздражителя (света, какого-либо химического вещества, силы тяжести, магнитного поля, кислорода и т. п.). Характерно только для бактерий, одноклеточных растений и растительных половых клеток.

Химическая координация у растений осуществляется так называемыми ростовыми веществами , которые можно считать аналогом гормонов животных. В настоящее время известно пять основных классов ростовых веществ.

    Ауксины (например, индолилуксусная кислота) образуются в точке роста стебля и в молодых листьях. Под действием диффузии они движутся вниз по стеблю по теневой стороне, вызывая понижение внеклеточного pH в этой области. Оболочка клетки растягивается, и внутрь проникает вода. Клетка растягивается, откладывается дополнительный материал клеточной стенки. Таким образом, ауксины вызывают фототропизм. Похожий механизм вызывает и геотропизм; роль рецепторов, воспринимающих силу тяжести, играют, по-видимому, крахмальные зёрна, осаждающиеся на нижней стороне клетки и влияющие на распределение ростовых веществ. Различные направления геотропизма зависят от концентрации ауксина. Искусственные ауксины вызывают гибель широколистных растений (избирательные гербициды; это применяется, например, при обработке посевов зерновых или газонов), способствуют завязыванию плодов (нафтилуксусная кислота), вызывают другие эффекты.
    Гиббереллины (например, гиберрелиновая кислота) также вызывают рост растения путём растяжения клеток (особенно в присутствии ауксина). Кроме того, в прорастающих семенах они способствуют расщеплению крахмала, продукты которого используются для роста. Механизм действия гиббереллинов до сих пор не выяснен. Искусственные гиббереллины получают из грибов и используют для выращивания бескосточкового винограда, применяют в пивоварении.

    Цитокинины стимулируют деление клеток в растущих побегах, способствуют росту плодов, замедляют процессы старения листьев, выводят из состояния покоя семена и почки. Механизм действия этих веществ ещё не изучен. Цитокинины применяются для повышения срока хранения зелёных овощей (капуста, салат) и срезанных цветов.


    Этилен C 2 H 4 образуется в различных органах растения. Он стимулирует созревание плодов, ингибирует ростовые процессы. В сельском хозяйстве его используют для контроля за созреванием собранных овощей и фруктов.

Зеатин


е, в результате которых семена становятся полноценными зачатками новых растений, а околоплодник приобретает способность выполнять функции защиты и распространения семян. После опыления цветков у плодовых растений образуется завязь, которая переходит к интенсивному росту. Внутри завязи происходит формирование и созревание семян, способствующее также росту и созреванию околоплодника, по-разному протекающему у сухих и сочных плодов. У сухих плодов этот процесс сводится в основном к обезвоживанию тканей. Так, у бобовых происходит сморщивание и уменьшение размеров околоплодника, у злаков высыхающий околоплодник срастается с семенной оболочкой. У сочных плодов околоплодник разрастается за счёт тканей завязи или цветоложа. При этом происходит увеличение числа клеток, их размеров, а также образование межклеточных пространств. Различают два основных периода развития плода: первый - от оплодотворения яйцеклетки до созревания семян и окончания роста околоплодника, второй - до полного созревания околоплодника. В первый период идут усиленный рост и формирование семян и околоплодника, сопровождающиеся интенсивным притоком питательных веществ и воды из листьев. В семенах и плоде преобладают процессы синтеза высокомолекулярных веществ: белков, жиров, углеводов (крахмал, целлюлоза, пектиновые вещества). Во второй период изменяются морфологические и биохимические признаки плода: он размягчается, приобретает свойственные ему окраску, вкус и аромат. Большую роль в этих изменениях играет процесс дыхания, снабжающий энергией ткани плода. Характерная особенность многих видов плодов - т. н. климактерический подъём дыхания. У некоторых плодов он наблюдается до снятия их с дерева, у других (дозревающих в лёжке) - после него. Подъёму дыхания способствует образование в плодах этилена. В период созревания снижается содержание крахмала, органических кислот и фенолов (дубильные вещества) и накапливаются азотистые соединения и растворимые сахара; в результате формируется вкус плода. Размягчение плодов зависит от изменения соотношения и состояния полисахаридов, особенно пектиновых веществ (См. Пектиновые вещества), в клеточных стенках. При созревании изменяется состав пигментов, входящих в кожицу, мякоть и клеточный сок плода: обычно разрушается Хлорофилл и синтезируются Каротиноиды , Антоцианы и др. пигменты. Благодаря синтезу спиртов, альдегидов, сложных эфиров, терпенов плод приобретает свойственный ему аромат. Регуляция процессов С. п. осуществляется вырабатываемыми растениями фитогормонами (См. Фитогормоны). После климактерического подъёма дыхания наступает старение и перезревание плодов.

У косточковых, ягод, банана, инжира период С. п. короткий, у цитрусовых - длительный. У яблок и груш этот период колеблется в широких пределах в зависимости от сорта (летние, осенние, зимние). Для транспортируемых и хранящихся плодов различают две степени зрелости: съёмную и потребительскую. На С. п. влияют факторы внешней среды - температура, свет, газовый состав среды, что особенно проявляется при послеуборочном С. п. (см. Дозаривание плодов).

Лит.: Церевитинов Ф. В., Химия и товароведение свежих плодов и овощей, 3 изд., т. 1, М., 1949; Биохимия растений, пер. с англ., М., 1968, гл. 30; Леопольд А., Рост и развитие растений, пер. с англ., М., 1968, гл. 17; Метлицкий Л. В., Биохимия плодов н овощей, М., 1970; Сапожникова Е. В., Пектиновые вещества и пектолитические ферменты, М., 1971.

Е. В. Сапожникова.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Созревание плодов" в других словарях:

    Совокупность морфол., биохимич. и физиол. изменений в плодах растений, в результате к рых семена становятся полноценными зачатками новых растений. С. п. начинается после отцветания и заканчивается иногда после съёма плодов (напр., у томата). В… … Биологический энциклопедический словарь

    СОЗРЕВАНИЕ, созревания, мн. нет, ср. Действие по гл. созревать. Быстрое созревание плодов. Созревание идеи. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Созревание естественный процесс преобразования анатомических структур и физиологических процессов организма по мере его роста. В обыденной жизни под созреванием чаще всего понимают созревание плодов. Содержание 1 Созревание плодов 2 Половое … Википедия

    СОЗРЕВАНИЕ - у растений, заключит. этап развития семян и плодов. В начале периода С. происходит усиленный рост и формирование семян и околоплодника, идёт интенсивный приток ассимилятов и воды из вегетативных органов к генеративным, синтез высокомолекулярных… … Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь

    созревание - у растений, заключительный этап развития семян и плодов. В начале периода С. происходит усиленный рост и формирование семян и околоплодника, идёт интенсивный приток ассимилятов и воды из вегетативных органов к генеративным, синтез… … Сельское хозяйство. Большой энциклопедический словарь

    созревание - см. созреть; я; ср. Созрева/ние плодов. Духовное созрева/ние … Словарь многих выражений

    Можно додержать фрукты на дереве до естественной зрелости, то есть до такого состояния, при котором плод сам уже готов отделиться от дерева; напротив того, можно срывать плоды недозрелыми и давать им созревать в лежке. Естественное созревание… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    ВЕНЕЦ - см. Раннеспелый. Рекомендуется для использования в свежем виде. Созревание плодов наступает на 105 113 день после полных всходов. Растение нештамбовое, детерминантное, прямостоячее, слабоветвистое, слабооблиственное, высотой 15 20 см. , среднего… …

    Этен, H2C=CH2, ненасыщенный углеводород (См. Ненасыщенные углеводороды), первый член гомологического ряда олефинов (См. Олефины), бесцветный газ со слабым эфирным запахом; tnл 169,5°С, tkип 103,8°С, плотность 0,570 г/см3 (при tkип);… … Большая советская энциклопедия

    АРАН-735 - см. Раннеспелый. Рекомендуется для использования в свежем виде. Созревание плодов наступает на 102 115 день после полных всходов. Растение нештамбовое, детерминантное, средневетвистое, среднеоблиственное, высотой 46 74 см. , среднего размера,… … Энциклопедия семян. Овощные культуры

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

I (ШКОЛЬНЫЙ) ЭТАП

Биология 7 класс

Задание № 1. Задание содержит вопросы, к каждому из которых даны несколько вариантов ответа; среди них только один – верный. Отметьте верный ответ.

1.У растений метамерность (повторение участков, имеющих одинаковое строение) характерна:

а-только для побега; б- только для корня;

в- только для корня и побега; г- для слоевищ водорослей.

2. Живые клетки часто отсутствуют в растительных тканях:

а - покровной; б - основной; в - механической; г - запасающей.

3. Малое количество жиров содержится в семенах

а - конопли; б – льна; в - гороха; г - подсолнечника.

4. Корень выполняет функцию:

а – механическую; б – всасывающую; в – проводящую; г - все эти функции.

5. У моркови имеется:

а – корнеклубень; б – корневище; в – клубень; г – корнеплод.

6. Придаточные почки могут располагаться на:

а – междоузлиях; б – корнях; в – листьях; г - всех этих частях растения.

7. Созревание плодов у растений стимулируется:

а) этиленом; б) гиббереллинами; в) цитокининами; г) ауксинами

8. Замыкающие клетки образуют:

а – устьица; б - столбчатую ткань; в - губчатую ткань; г. проводящие пучки.

9 .Образование органических веществ из неорганических с использованием энергии Солнца происходит у растений в процессе

а) фотосинтеза; б)дыхания;

в) испарения; г)транспорта веществ.

10. У насекомоопыляемых растений пыльца:

а – сухая; б – клейкая; в – мелкая; г – легкая.

11. Двойное оплодотворение характерно для:

12. Таксономическую категорию растений, которая объединяет близкие классы, называют:

а) видом; б) семейством; в) родом; г) отделом.

13. Сочными плодами обладает:

а – горох; б – редис; в – рябина; г – подсолнечник.

14. У водорослей не бывает:

а – стебля; б – листьев; в – корней; г - всех этих органов.

15. Ризоиды служат для:

а - всасывания питательных веществ; б - вегетативного размножения;

в - прикрепления к субстрату; г – фотосинтеза.

16. К мохообразным растениям относится:

а – ламинария; б - олений мох; в – сфагнум; г - все эти растения.

17. Споры у хвощей:

а – отсутствуют; б - созревают на заростках; в - созревают в колосках на верхушках побегов; г - созревают на поверхности листьев.

18. В бактериальной клетке отсутствует:

а – ядро; б – митохондрии; в - пластиды; г - все эти органоиды.

19. Споры бактерий наиболее уязвимы для:

а - кипячения; б – замораживания; в – обезвоживания; г - ультрафиолетового излучения.

20. Клетки грибницы снабжают организм лишайника:

а - водой и органическими веществами; б - водой и минеральными веществам;

в - исключительно водой; г - кислородом и углекислым газом.

Задание № 2. Задание содержит вопросы, к каждому из которых даны несколько вариантов ответа. Отметьте верные ответы.

1. У каких из нижеперечисленных растений соцветие - простой зонтик:

а – вишня; б – кукуруза; в – укроп; г – груша; д – рябина; е – чистотел; ж – одуванчик; з – морковь; и – лук.

Ответы: 1-а,е,з; 2-а,б,г,е; 3-б,г,д,е,ж; 4-а,е,и,ж.

2. Основные признаки класса двудольных:

а – зародыш имеет обычно 2 семядоли; б – листья всегда простые, жилкование параллельное и дуговое; в – корневая система мочковатая; г – корневая система обычно стержневая; д – цветки обычно трёхчленные, околоцветник простой; е – листья простые и сложные, жилкование перистое; ж - цветки обычно пятичленные, чашечка и венчик хорошо выражены.

Ответы: 1-а,г,е,ж; 2-а,б,д,е; 3-а,д,е,ж; 4-б,в,е,д,ж

а – это высшие растения; б – имеют корни стебли и листья; в – есть цветки; г – формируют семена; д – образуют плоды; е – закрытое положение семяпочки; ж – есть тканевая дифференциация.

1-а,б,д,е; 2-б,г,д,ж; 3-а,б,г,ж; 4-а,д,е,ж

4. Какие из перечисленных характеристик не соответствуют бактериям:

а – наличие рибосом; б – размножаются путём непрямого деления; в – отсутствуют мембранные органоиды; г – имеют одну кольцевую молекулу ДНК; д – есть клеточная мембрана; е – имеют несколько пар хромосом.

Ответы: 1-а,б,в; 2-б,е; 3-б,в,д; 4-а,г,д,е

а – чага; б – сыроежка; в – головня; г – фитофтора; д - грибок кандида; е - пеницилл; ж – рыжик; з – аспергилл.

Ответы: 1-а,б,г; 2-г,д,е; 3-д,з; 4-г,д,е,ж,з

Задание 3.

    Вам предлагается задание, требующее установления соответствия.

Соотнесите перечисленные ниже растения (1-10) с классами покрытосеменных.

    Рожь 6. Люпин

    Ананас 7. Бамбук

    Манжетка 8. Дурман

    Традесканция 9. Ландыш

    Белена 10. Хрен

Ответ. Однодольные:

Двудольные:

2. Для каждого из изображенных слева растений определите его семейство.

А – редька дикая

Б – укроп огородный

В – картофель

Г – горох посевной

Задание 4. Вам предлагается задание открытого типа, требующее развернутого ответа.

    Привести примеры водных покрытосеменных растений (2-3 примера). Каковы особенности строения корня, стебля, листьев в связи с водным образом жизни этих растений?

ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ ПО БИОЛОГИИ 7 КЛАСС.

Задание 1

Максимальное количество баллов 20 баллов , по 1 баллу за каждое тестовое задание.

Правильные ответы: 1 – а; 2 – в; 3 – в; 4 – г; 5 – г; 6 – г; 7 – а; 8 – а; 9 – а;

10 – б; 11 – г; 12 – г; 13 – в; 14 – г; 15 – в; 16 – в; 17 – в; 18 – г; 19 – г; 20 – б.

Задание 2 Максимальное количество баллов 10 баллов , по 2 балла за каждое тестовое задание.

Правильные ответы: 1) 1- а, е, и; 2) 1 – а, г, е, ж; 3) 3– а, б, г, ж; 4) 2– б, е; 5) 3 – д, з.

Задание 3

1. Максимальное количество баллов 10 баллов , (За каждое верное распределение 5 баллов).

Двудольные 3,5,6,8,10.

Однодольные1,2,4,7,9.

2. За верное определения семейства 8 баллов , 2 балла за каждое верное определение.

Задание 4.

Ответ . Роголистник, кувшинка, кубышка жёлтая, водокрас обыкновенный, элодея канадская (1 балл) . Корневая система водных растений развита слабо, корневые волоски отсутствуют: вода с растворёнными в ней минеральными веществами может проникать непосредственно в листья (1 балл) . Значительное увеличение поверхности тела, что облегчает поглощение необходимых количеств кислорода и других газов, которых в воде содержится меньше, чем в воздухе. Увеличение поверхности растения достигается развитием больших тонких листьев, расчленением листовой пластинки на тонкие нитевидные участки, сильным развитием воздухоносных полостей и больших межклетников. Большая плотность водной среды обусловливает слабое развитие механических элементов в листьях и стеблях водных растений; У водных растений слабо развиты или даже отсутствуют сосуды в проводящих пучках. (2 балл). Подводные листья не имеют устьиц; у плавающих на поверхности воды листьев устьица находятся только на верхней стороне, у надводных (воздушных) листьев устьица - на обеих сторонах. Так как интенсивность света в воде резко снижается, у многих водных растений в клетках эпидермиса имеются хлорофилловые зёрна (1 балл). (5 баллов)

Максимальная сумма баллов за 4 задания для 7 класса – 53 баллов.


Продуктивными частями растений называют как органы генеративного размножения (плоды, семена), так и органы вегетативного размножения (клубни, луковицы). Остальные продуктивные части (листья у зеленных культур, стеблеплоды, корнеплоды и др.) не несут функции размножения и поэтому закономерности из роста и развития не имеют столь важного значения.

  • защита семян,
  • распространение семян.

Для осуществления этих функций у различных плодов имеются соответствующие приспособления (сухие и сочные плоды, крючочки, крылатки, привлекательный вкус и т.д.).

В развитии плода выделяют четыре фазы:

  • Формирование завязи до опыления,
  • Рост за счет деления клеток сразу после опыления и оплодотворения,
  • Рост за счет растяжения клеток,
  • Созревание.

Рост завязи стимулируется прорастающей пыльцой еще до образования зиготы, причем интенсивность этого роста прямо пропорциональна количеству прорастающей пыльцы. Даже чужеродная пыльца может способствовать росту завязи, что объясняется высоким содержанием ИУК в пыльце .

Обработка цветков экзогенным ауксином у многих растений с сочными плодами индуцирует разрастание завязи и образование партенокарпических , т.е. бессемянных плодов. Обработка гиббереллином также у многих растений вызывает завязывание плодов (виноград, яблоня, томат и т.п.). Для роста молодых плодов необходимо присутствие цитокинина, но экзогенные цитокинины не вызывают образования партенокарпических плодов.

В начале формирования завязи в цветке ее рост происходит в результате деления клеток, которое резко возрастает после опыления. Затем наступает более продолжительная фаза растяжения клеток. Характер роста находится в сильной зависимости от типа плода.

Регуляция роста плодов осуществляется фитогормонами. ИУК в завязь сначала поступает из столбика и от прорастающей пыльцы. Затем источником ИУК становится развивающаяся семяпочка. При этом играет определенную роль и гормон старения (этилен), который обеспечивает увядание цветка после опыления. Образующиеся семена поставляют ауксин в околоплодник, что активирует в нем ростовые процессы. При недостатке ауксина (малочисленности образующихся семян) происходит опадение плодов.

Так, в зерновках пшеницы максимальное количество цитокининов наблюдается сразу после цветения при переходе к формированию эндосперма. Затем начинает возрастать содержание гиббереллинов, а позже ИУК, концентрация которых достигает максимальной величины в фазе молочной спелости. При переходе к восковой спелости уровень гиббереллинов и ауксинов быстро падает, но возрастает содержание АБК, что способствует отложению в эндосперме запасных веществ. Когда нарастание сухой массы зерновок прекращается и происходит обезвоживание семян (полная спелость), содержание АБК снижается. Уменьшение количества всех фитогормонов объясняется переходом их в связанное состояние. Такой порядок изменения соотношения фитогормонов у формирующихся зерновок пшеницы обуславливается последовательность развития зародыша и эндосперма. При созревании зерновки накапливаются углеводы и белки, происходят изменения в нуклеиновом обмене, пластические вещества активно перемещаются в зерновки из стеблей и листьев. Происходит раздревеснение стеблей (снижается содержание клетчатки, лигнина, которые преобразуются в крахмал). При созревании зерна белок становится более устойчивым к действию протеолитических ферментов, уменьшается количество моносахаридов и увеличивается количество крахмала.

Бобовые культуры накапливают значительно меньше крахмала и других углеводов, чем злаковые культуры.

При возделывании зерновых и зернобобовых культур часто применяется раздельный способ уборки, который позволяет лучше обеспечить переход пластических веществ из стеблей в семена после скашивания и дозаривания в валках. Обработка посевов в период восковой спелости раствором азотнокислого аммония ускоряет созревание этих культур на 5-7 дней.

При созревании семян масличных культур жиры не только накапливаются, но и меняются в качественном отношении. В недозрелых семенах содержится больше свободных и насыщенных жирных кислот, в зрелых - увеличивается содержание ненасыщенных жирных кислот.

В сочных плодах наибольшее содержание гиббереллинов и ауксина в перикарпе наблюдается в начале его развития. Затем уровень этих фитогормонов снижается и снова возрастает на последней фазе роста. Содержание цитокинина временно увеличивается в период наиболее интенсивного роста плода. Прекращение роста перикарпа совпадает с накоплением АБК в его тканях.

Период растяжения клеток у сочных плодов и особенно конец этого периода характеризуются не только интенсивным ростом, но и накоплением органических веществ. Происходит увеличение содержания углеводов и органических кислот, откладывается крахмал.

Созревание некоторых плодов хорошо коррелирует с увеличением скорости дыхания. Период повышенного выделения углекислого газа плодом называется климактерием , и в этот период плод претерпевает изменение из незрелого в созревший. Обработка этиленом стимулирует этот период и дозревание спелых плодов. Этилен повышает проницаемость мембран в клетках плода, что дает возможность ферментам, ранее отделенным от субстратов мембранами, вступить в реакцию с этими субстратами и начать их разрушение.

Ауксин также участвует в созревании плода, причем при созревании плодов и опадении листьев ауксин и этилен действуют как антагонисты. Какой гормон доминирует при этом, зависит от возраста ткани.

У ряда культурпреобладающим способом размножения стал именно способ размножения с помощью органов вегетативного размножения (например, картофель). Поэтому формирование этих органов, как выполняющих и репродуктивную функцию, и, в то же время, служащих в качестве источника питания для человека, требует отдельного рассмотрения.

Процесс клубнеобразования в физиологическом плане лучше всего изучен у картофеля. При длинном дне и высокой температуре (свыше 29 градусов) могут превращаться в вертикальные облиственные побеги, а при нормальной (более низкой) температуре на конце столона формируется клубень. Клубнеобразование всегда связано с торможением роста как надземных побегов, так и столонов. Короткий день способствует поступлению в клубни пластических веществ.

Формирование клубня включает в себя три этапа;

  • подготовительный - появление и рост столонов,
  • закладку и рост самого клубня,
  • дозревание и покой клубня.

Образованию столонов из пазушных почек благоприятствует их затемнение (именно поэтому в технологии возделывания картофеля обязателен прием окучивания). ИУК вместе с гиббереллинами, поступающие в достаточном количестве из надземных частей, переключают генетическую программу развития пазушной почки с развития вертикального облиственного побега на формирование столона. Гиббереллин необходим и для удлинения междоузлий столона.

Закладка клубней на дистальных концах столонов связана с резким торможением их роста в длину. По-видимому, это подавление вызывается повышением концентрации АБК, которая в большом количестве образуется в листьях на коротком дне. В условиях короткого дня снижаются синтез и поступление ИУК и гиббереллинов. Одновременно увеличивается отношение цитокининов в ауксинам.

Покой клубней связан с резким замедлением дыхания, распада и синтеза биополимеров, остановкой ростовых процессов. У клубней картофеля в состоянии глубокого покоя находятся только меристематические ткани, прежде всего глазки. Запасающая ткань способна быстро активизироваться в ответ на повреждения (образуется раневая перидермы при механическом повреждении).

Состояние глубокого покоя глазков обусловлено высоким содержанием АБК, кофейной кислоты и скополетина.

Выход глазков из состояния глубокого покоя связан с падением содержания АБК (в 10-100 раз) и возрастанием концентрации свободных гиббереллинов. Обработка стимуляторами на основе гиббереллиновой кислоты прекращает состояние покоя у клубней и позволяет проводить летние посадки картофеля на юге.

У луковиц в период покоя ростовые процессы не прекращаются, хотя они идут очень медленно. Состояние покоя поддерживается высокой концентрацией АБК. Перед прорастанием уровень АБК снижается, а содержание цитокининов, гиббереллина и ауксинов возрастает.

Таким же закономерностям в смене работы разных фитогормонов подчиняются процессы образования корневищ и столонов, а также способность растений укореняться с помощью отводков и черенков.



Продолжение. См. No 5-7/1999, 18, 19, 20, 21, 24/2001

Задания Всероссийских олимпиад по биологии

Раздел II. Задания второго уровня сложности

1. Тестовые задания с одним правильным ответом (продолжение)

130. Какие органеллы клетки не содержат ДНК?

а аппарат Гольджи ; б – хлоропласты; в – митохондрии; г – ядро.

131*. Главным источником АТФ для сокращения мышц служит:

а белых мышц - гликолиз, красных - окислительное фосфорилирование ; б – красных мышц - гликолиз, белых - окислительное фосфорилирование; в – гликолиз у обоих типов мышц; г – окислительное фосфорилирование у обоих типов мышц.

132. При открывании Na + -каналов на мембране нервная клетка:

а – гиперполяризуется; б деполяризуется ; в – потенциал не меняется; г – в мембране нервных клеток нет Na + -каналов.

133. В процессе окислительного фосфорилирования, происходящего в митохондриях, поток электронов направлен:

а – от АТФ к кислороду; б – от НАДЧН к АТФ; в от НАД ЧН к кислороду ; г – от кислорода к АТФ.

134. На рибосомах шероховатой эндоплазматической сети синтезируются:

а – Na + , К + -АТФаза, тиреотропный гормон, адреналин, альбумин; б Са 2 + -АТФаза, лизосомные протеазы, гормон роста, трансферрин ; в – Н + -АТФаза, гемоглобин, альдостерон, актин, миозин; г – гистоны, АКТГ, иммуноглобулины, рецепторы гормонов.

135. Из всех макроэргов клетки наибольшая энергия гидролиза связи у:

а – ацетил-КоА; б – аминоацил-тРНК; в – АТФ; г фосфоенолпирувата .

136. Гаметофит папоротников:

137. Генетическим материалом вирусов может служить:

а – у одних - 2-цепочная ДНК, у других - 2-цепочная РНК; б – 1-цепочная ДНК или 1-цепочная РНК; в 1- и 2-цепочные ДНК и РНК ; г – 1- и 2-цепочные ДНК.

138. Первая пара родителей имеет группы крови II и III, вторая пара - IV и III. Ребенок имеет I группу крови. Какая пара – родители?

а – может быть и та, и другая пара; б – не может быть ни та, ни другая пара; в только первая пара ; г – только вторая пара.

139. Какова скорость проведения нервного импульса по миелинизированному волокну?

а – 0,2-1 м/с; б – 1-4 м/с; в 5 -120 м/с ; г – 130-200 м/с.

140. Сходство признаков, возникающих в результате конвергенции, называется:

а – аналогией ; б – гомологией; в – конверсией; г – дивергенцией.

141. Транспорт малых заряженных частиц или ионов сквозь мембрану происходит:

а – при помощи активного и пассивного транспорта ; б – при помощи только пассивного транспорта; в – при помощи только активного транспорта; г – только вследствие диффузии.

142 *. В клетках могут происходить следующие реакции: 1) глюкоза --> пируват; 2) пируват --> лактат; 3) лактат --> пируват. Какая из этих реакций может происходить только в присутствии НАД+ (или НАДФ+)?

а – реакция 2; б – реакция 3; в – реакции 1 и 2; г – реакции 1 и 3 .

143* . Как крахмал, так и целлюлоза состоят из гликозидных остатков, связанных друг с другом. В теле человека крахмал гидролизуется в ходе энзиматических процессов. Этого не происходит с целлюлозой по следующей причине:

а – при образовании целлюлозы молекулы глюкозы соединяются другим образом, чем в крахмале ; б – оптимальная температура для гидролиза целлюлозы выше температуры гидролиза крахмала; в – оптимальный рН для гидролиза целлюлозы значительно выше, чем оптимальный рН для гидролиза крахмала; г – длина пищеварительной системы человека недостаточна.

144. и-РНК не образует нормальной двойной спиральной конфигурации, как это происходит в случае ДНК. Это связано с тем, что:

а – вместо азотистого основания тимина РНК содержит урацил; б – в состав РНК входит моносахарид рибоза вместо дезоксирибозы; в – масса РНК меньше массы ДНК;
г – расположение нуклеотидов в молекуле и-РНК не позволяет азотистым основаниям образовать двойную спираль.

145. Во время анафазы первого мейотического деления:

а – материнские и отцовские хромосомы по отношению к полюсам комбинируются случайно ; б – материнские хромосомы располагаются у одного из полюсов, а отцовские - у другого; в – половина материнских и половина отцовских хромосом направляется к одному полюсу, а вторые половины - к другому; г – неразделенные хромосомы, не образовавшие пар, направляются к одному из полюсов, а прошедшие кроссинговер направляются к другому полюсу.

146. Первая и вторая стадии расщепления высокомолекулярных органических соединений протекают в:

а – цитоплазме ; б – митохондриях; в – клеточном ядре; г – остальных органеллах клетки.

147. Процессы окисления происходят в:

а – рибосомах; б – митохондриях ; в – аппарате Гольджи; г – полости эндоплазматической сети.

148*. Спиртовое брожение глюкозы образует пируват, который на втором этапе превращается в этанол:

АТФ из АДФ и неорганического фосфата образуется:

а – только в течение I этапа ; б – только в течение II этапа; в – в течение I и II этапов; г – ни в одном из случаев.

149. Самые длинные молекулы в живых организмах:

а – ДНК ; б – РНК; в – целлюлоза; г – крахмал; д – белки.

150. Синезеленые водоросли, вероятно, не принадлежат к царству растений, потому что:

а – являются прокариотическими организмами ; б – занимают другую нишу; в – отличаются составом фотосинтетических пигментов; г – являются составной частью лишайников; д – являются самой старой группой организмов на Земле.

151. Осмос - это проникновение:

а – воды в корневые волоски живых растений; б – концентрированного раствора в раствор меньшей концентрации сквозь полупроницаемую мембрану; в – воды из менее концентрированного раствора в более концентрированный раствор через полупроницаемую мембрану ; г – менее концентрированного раствора в более концентрированный раствор через полупроницаемую мембрану.

152. В состав нуклеиновых кислот не входят:

а – фосфор; б – сера ; в – азот; г – углерод.

153. Молекула ДНК кишечной палочки больше длины клетки бактерии в:

а – пять раз; б – сто раз; в – тысячу раз ; г – миллион раз.

154. Неправильным является утверждение:

а – нейроны никогда не находятся в организмах как одиночные изолированные клетки; б – скорость проведения нервного импульса в миелинизированных нейронах меньше, чем в нейронах без оболочки ; в – дендриты проводят импульсы в направлении клеточного тела; г – синаптическими нейротрансмиттерами являются ацетилхолин и норадреналин; д – передача импульса от клетки к клетке зависит от изменений проницаемости клеточной мембраны дляионов.

155. Самым частым применяемым вектором в генной инженерии служит:

а – ДНК вирусов ; б – ДНК бактериальной хромосомы; в – ДНК растений; г – ДНК животных.

156*. Если кровь человека Р содержит антитела к резус-фактору, то происходит агглютинация при смешивании:

а – сыворотки крови человека Р с красными клетками резус-отрицательной крови; б – сыворотки крови человека Р с красными клетками резус-положительной крови ; в – красных клеток крови человека Р с сывороткой резус-отрицательной крови; г – красных клеток крови человека Р с сывороткой резус-положительной крови.

157. В течение световой фазы фотосинтеза растение использует световую энергию для образования:

а – АТФ из АДФ и фосфата ; б – глюкозы и углекислого газа; в – НАДФ + + Н 2 --> НАДФЧН; г – О 2 из СО 2 .

158*. Данные реакции происходят в ходе фотосинтеза:

I. Перенос Н + из НАДФЧН на органическое вещество.
II. Включение CO 2 в органические вещества.
III. Перенос электронов из H 2 O на НАДФ + .

Какие из представленных процессов принадлежат к темновой фазе фотосинтеза?

а – только I; б – только II; в – только III; г – только I и II .

159. Какие вещества, образующиеся в течение фотосинтеза, необходимы для фиксации углерода?

а – СО 2 и Н 2 О; б – АТФ и НАДФЧН ; в – АТФ и Н 2 О; г – О 2 и НАДФЧН.

160*. В зеленых растениях протекают следующие процессы:

I. Фотосинтез.
II. Транспорт ионов.
III. Транспорт воды.

Открытием или закрытием клеток устьиц сопровождаются процессы:

а – только I; б – только I и III ; в – только II и III; г – I, II и III.

161. Фототаксия является:

а – экологическим признаком определенных видов затененных и незатененных местообитаний; б – количеством света, необходимым для развития растений за определенное время; в – ориентационным движением (например, водорослей), вызываемым светом ; г – отношением между ростом личинок насекомых и условиями освещения.

162*. Определенные клетки дрожжей способны разлагать глюкозу в аэробных и анаэробных условиях. Какие из предложенных утверждений (I и II) относятся к аэробному брожению?

I - во время аэробного брожения клетки используют мало глюкозы и синтезируют АТФ;

II - при аэробном брожении на каждую молекулу глюкозы клеткой выделяется большее количество молекул CO 2 .

а – I и II правильно ; б – I и II неправильно; в – I неправильно, II правильно; г – I правильно, II неправильно.

163*. В эволюции животных в трех эволюционных линиях появился хорошо развитый глаз. Одна из них представлена, например, глазом пчелы, вторая - глазом лошади и третья - глазом:

а – голотурии; б – воробья; в – кальмара ; г – клеща; д – акулы.

164. Созревание плодов стимулируется:

а – ауксином; б – гиббереллином; в – цитокинином; г – интерфероном; д – этиленом.

165*. Принято, что в течение фотосинтеза прямым источником энергии для образования АТФ является:

а – НАДФЧН; б – АТФ; в – вода; г – градиент концентрации Н + на мембране тилакоидов ; д – стимулированные электроны хлорофилла.

166. Правильным является утверждение:

а – поджелудочная железа понижает секрецию глюкагона, когда много глюкозы перенесено из пищеварительного тракта в плазму крови ; б – поджелудочная железа повышает секрецию инсулина, когда человек несколько часов не принимает пищу; в – высокая концентрация глюкагона стимулирует поступление глюкозы в клетки мышц из плазмы крови; г – высокая концентрация инсулина стимулирует выделение глюкозы печенью.

167. Гаметофит в жизни растений является генерацией, которая:

а – создает гаметы в течение мейоза; б – возникает из гамет; в – возникает как результат комбинации гаметангиев; г – образована клетками с гаплоидным числом хромосом .

168. Белая окраска цветков растений возникает в результате:

а – отражения световых лучей от лепестков благодаря присутствию воздуха в межклеточных пространствах ; б – полного поглощения световых лучей, попадающих на лепестки; в – присутствия специфических белых пигментов (из группы гидрохромов, растворенных в клеточных вакуолях); г – присутствия большого количества лейкопластов.

169. Эритроциты птиц содержат клеточное ядро (в эритроцитах млекопитающих его нет) по причине того, что:

а – птицы летают высоко, в среде с меньшим содержанием кислорода; б – у птиц необычный гемоглобин; в – у птиц сложная дыхательная система; г – ни по одной из указанных причин .

170. Стенки желудка не перевариваются пищеварительным соком, потому что:

а – его внутреннюю поверхность покрывает слой слизи ; б – в желудочном соке отсутствуют протеолитические энзимы; в – пищеварительные энзимы не способны гидролизировать протеины организма, который их производит; г – пищеварительные энзимы выделяются как неактивные проэнзимы (зимогены), которые активизируются только вследствие активности соляной кислоты.

171. Орган, отличающийся по химическому составу от остальных:

а – перья страуса; б – рога оленя ; в – рога коровы; г – копыта зебры;д – волосы человека.

172. Содержат серу аминокислоты:

а – серин и цистеин; б – серии и тирозин; в – цистеин и тирозин; г – метионин и цистеин.

173. Справедливым является утверждение:

I. Экспозиция солнечного излучения стимулирует образование как витамина D, так и пигмента кожи.

II. Большое количество пигмента в коже ингибирует синтез витамина D.

а – только I ; б – только II; в – I и II; г – ни одно.

174. В течение какой фазы клеточного цикла синтезируются белки, которые составляют аппарат деления?

а – в начале профазы; б – в интерфазе ; в – в конце профазы; г – в метафазе.

175. Стабильность экосистемы повышает:

176. Женщина, отец которой был гемофиликом, вышла замуж за мужчину, отец которого также болел гемофилией.
Какие отношения к гемофилии появятся у их детей (не обращая внимания на все случайные обстоятельства)?

а – все их дети будут здоровыми; б – все их дети будут больными; в – сыновья будут здоровыми, а половина дочерей больными; г – дочери будут здоровыми, а половина сыновей больными ; д – половина сыновей и половина дочерей будут больными.

177. Если генотип AaBaCCDDee скрещивать с AABbCcDDEe , появится следующее соотношение гомозигот между потомками:

а – 1/4; б – 1/8; в – 1/16 ; г – 1/32.

178 . В случае черной пяденицы аллель для светлой окраски – рецессивная и аллель для темной окраски – доминантная. Если в популяции находится 640 светлых индивидуумов и 360 темных индивидуумов, то популяция находится в равновесии Харди–Вайнберга при следующем количестве гетерозиготных индивидуумов:

а – 40; б – 80; в – 160; г – 320 .

179. Близнецы человека, которые развиваются после оплодотворения двух яйцеклеток:

а – всегда одинакового пола; б – одинакового или неодинакового пола, но всегда очень похожи; в – одинакового или неодинакового пола, похожи, как остальные родственники ; г – всегда различного пола.

180. F1 поколение после скрещивания Аа х аа дадут после самоопыления до 9 поколений. Что случится с каждой новой генерацией (поколением)?

а – процент гетерозигот понизится ; б – процент гетерозигот не изменится; в – процент гетерозигот повысится; г – соотношение фенотипов не изменится.

181*. Молекулы протеина расщепляются пептидазами. Тип расщепляемой пептидной связи зависит от типа пептидазы. Пептидаза Р способна расщеплять связи между аминокислотой с радикалом R 4 и NH-группой соседней аминокислоты (см. формулу) пептидной цепочки. В каком положении пептидной цепочки пептидаза Р способна расщеплять пептидную связь?

а – 1; б – 2; в –3 ; г – 4.

182. Если в течение мейоза происходит кроссинговер, появляются хромосомы с новыми комбинациями генов. Сколько рекомбинантных хромосом возникает при одном кроссинговере?

а – 1; б – 2 ; в – 3; г – 4.

183. Голландский ученый Гуго де Фриз связал между собой теории двух ученых. Каких?

а – Дарвина и Ламарка; б – Дарвина и Менделя ; в – Геккеля и Ламарка; г – Геккеля и Менделя.

184*. Зигота плодовой мушки (Drosophila melanogaster ) имеет 8 хромосом, 4 из которых происходят от матери (от яйцевой клетки) и 4 от отца (от спермия).
Когда из зиготы разовьется взрослое насекомое, оно начнет производить гаметы (яйцеклетки или спермии в зависимости от пола). Сколько хромосом в каждой гамете будет от материнского и от отцовского организмов?

а – 4 отцовские и 4 материнские; б – 4 материнские в яйцеклетке и 4 отцовские в спермии; в – 2 материнские и 2 отцовские; г – 1 - от одногоиз родителей и 3 остальных - от другого; д – 0, 1, 2, 3 или 4 - материнские и 4, 3, 2,1 или 0 - отцовские .

185. Мхи имеют малые размеры по следующей причине:

а – обитают в очень сырых местах и не способны использовать достаточное количество кислорода; б – не могут производить питательные вещества для себя, но должны принимать их из среды, в которой обитают; в – содержание почвы, где они растут, не способно обеспечить растение достаточным количеством минеральных веществ; г – отсутствие специальных тканей для водного транспорта, минеральных веществ и запасных питательных веществ в организме растений.

186. Основной тенденцией в эволюции наземных растений является:

а – резкое разделение гаметофитической и спорофитической фазы; б – редукция гаплоидной фазы ; в – редукция асексуальной фазы; г – повышение гаметофитной комплексности; д – ни одна из этих возможностей.

187. Высшие растения, вероятно, происходят от:

а – Chlorophyta ; б – Charophyta; в – Rhodophyta; г – Cyanophyta.

188. Какой из перечисленных организмов не может использоваться для получения наркотических веществ?

а – конопля; б – мухомор; в – мак; г – солодка .

189. Какое описание принадлежит аналогической структуре?

190. Какое из следующих высказываний самое маловероятное для экологической сукцессии?

а – состав видов сообщества изменяется непрерывно в течение сукцессии; б – сумма количества видов вначале растет, а потом устанавливается на одинаковом уровне;в – суммарная биомасса экосистемы после первых этапов развития уменьшается ; г – сумма количества неживого органического вещества экосистемы нарастает.

191*. Кишечнополостные (Coelenterata ) являются:

192. Передняя доля гипофиза женщин выделяет сразу после менструации фолликулостимулирующий гормон (ФСГ). Он стимулирует рост граафова пузырька и секрецию эстрогена. Какая из перечисленных функций не является функцией эстрогена?

а – восстановление стенки матки; б – торможение выделения ФСГ-гормона; в – стимуляция секреции лютенизирующего гормона (ЛГ); г – образование желтого тела.

193. Папоротники и мхи считаются примитивными растениями. Главная разница между этими двумя группами состоит в том, что:

194. Самое низкое давление в ксилеме бывает в:

а – корневых волосках; б – центральном цилиндре корня; в – трахеидах стебля; г – листьях.

195. Какие дети могут родиться в браке женщины, не являющейся носительницей гена гемофилии и мужчины-гемофилика?

а – мальчик-гемофилик и девочка – носитель гена; б – здоровые мальчики и девочки – носительницы гемофилии ; в – нормальный мальчик и девочка – носитель гена; г – нормальный мальчик и нормальная девочка.

196. Папоротники и мхи считаются примитивными растениями. Главная разница между этими двумя группами состоит в том, что:

а – мхи размножаются спорами, а папоротники - семенами; б – мхи обитают обычно во влажных местах, папоротники - в сухих; в – у мхов нет хорошо развитых сосудистых тканей, у папоротников имеются придаточные корни, стебли и листья ; г – мхи - автотрофные организмы, папоротники - гетеротрофные организмы.

197. Первые организмы, появившиеся на Земле, использовали энергию:

а – окисления органических веществ кислородом; б – света; в – различных химических реакций, не требующих кислорода ; г – освобождающуюся при переваривании живой добычи.

198. Половой процесс у растений, осуществляющийся путем слияния двух одинаковых подвижных гамет, носит название:

а – хологамия; б – изогамия ; в – гетерогамия; г – оогамия.

199. Орган, в котором развивается яйцеклетка у высших растений, носит название:

а – оогоний; б – архегоний; в – аскогон; г – антеридий.

200. Наиболее примитивными в эволюционном плане из проводящих элементов ксилемы являются:

а – сосуды с простой перфорацией; б – сосуды с лестничной перфорацией; в – сосуды с точечной перфорацией; г – трахеиды .

Продолжение следует

Публикации по теме