Сложные предложения с союзами примеры. Схема сложного предложения. Сложные предложения: примеры с союзами

Сложные предложения - это предложения, состоящие из нескольких простых.

Основными средствами связи простых предложений в сложных являются интонация, союзы (сочинительные и подчинительные) и союзные слова (относительные местоимения и местоимённые наречия).

В зависимости от средств связи сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные . Союзные предложения подразделяются на сложносочинённые и сложноподчинённые .

Сложносочинённые предложения (ССП) - это сложные предложения, в которых простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами.

Типы сложносочинённых предложений по характеру союза и значению

Тип ССП Союзы Примеры
1. соединительными союзами (соединительные отношения). И; да (в значении и ); ни..., ни; да и; тоже; также; не только..., но и.

Открыли дверь, и в кухню паром вкатился воздух со двора (Паустовский).
Лицо её бледно , слегка раскрытые губы тоже побледнели (Тургенев).
Не только не было никакой рыбки, но и удилище не имело даже лески (Садовский).
Он шуток не любил , да и её при нём оставляли в покое (Тургенев).

2. Сложносочинённые предложения с противительными союзами (противительные отношения). А; но; да (в значении но ); однако (в значении но ); зато; но зато; а то; не то; а не то; частица же (в значении союза а ); частица только (в значении союза но ).

Иван Петрович ушёл , а я остался (Лесков).
Убеждения внушаются теорией, поведение же формируется примером (Герцен).
Я ничего не ел , но голода я не чувствовал (Тендряков).
Утром прошёл дождь , зато сейчас над нами блистало чистое небо (Паустовский).
Ты сегодня же должен поговорить с отцом, а то он будет беспокоиться о твоём отъезде (Писемский).
Лодки сразу исчезают во тьме, только долго слышны всплески вёсел и голоса рыбаков (Дубов).

3. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами (разделительные отношения). Или; либо; не то..., не то; то..., то; то ли..., то ли.

Либо рыбку съесть , либо на мель сесть (пословица).
Не то он завидовал Наталье, не то он сожалел о ней (Тургенев).
То ли на него подействовала тишина и одиночество , то ли он просто вдруг взглянул другими глазами на успевшую стать привычной обстановку (Симонов).

Обратите внимание!

1) Сочинительные союзы могут связывать не только части сложносочинённого предложения, но и однородные члены. Их разграничение особенно важно для расстановки знаков препинания. Поэтому при разборе обязательно выделите грамматические основы, чтобы определить тип предложения (простое с однородными членами или сложносочинённое предложение).

Ср.: От дымной проруби шёл человек и нёс большого осетра (Песков) - простое предложение с однородными сказуемыми; Денег дам на дорогу, и вертолёт вызвать можно (Песков) - сложносочинённое предложение.

2) Сочинительные союзы обычно занимают место в начале второй части (второго простого предложения).

Кое-где Дунай служит границей, но он служит и дорогой людям друг к другу (Песков).

Исключение составляют союзы тоже, также , частицы-союзы же, только . Они обязательно занимают или могут занимать место в середине второй части (второго простого предложения).

Мы с сестрой плакали , мать также плакала (Аксаков); Товарищи относились к нему неприязненно, солдаты же любили воистину (Куприн).

Поэтому при разборе такие сложносочинённые предложения часто путают с бессоюзными сложными предложениями.

3) Двойной союз не только..., но и выражает градационные отношения и в школьных учебниках отнесен к соединительным союзам. Очень часто при разборе принимают во внимание только его вторую часть (но и ) и ошибочно относят к противительным союзам. Чтобы не ошибиться, попробуйте заменить этот двойной союз союзом и .

Ср.: Язык должен быть не только понятный или простонародный , но и язык должен быть хороший (Л. Толстой). - Язык должен быть понятный или простонародный , и язык должен быть хороший .

4) По значению сложносочинённые предложения очень разнообразны. Достаточно часто они близки по значению к сложноподчинённым предложениям.

Ср.: Уйдёшь ты - и станет темно (Шефнер). - Если уйдёшь ты , станет темно ; Я ничего не ел , но голода я не чувствовал (Тендряков). - Хотя я ничего не ел , голода я не чувствовал .

Однако при разборе принимается во внимание не это конкретное значение, а значение, обусловленное типом сочинительного союза (соединительный, противительный, разделительный).

Примечания. В некоторых учебниках и пособиях к сложносочинённым предложениям относят сложные предложения с пояснительными союзами то есть, а именно , например: Правление уполномочило его ускорить работы, то есть , иными словами, он сам себя уполномочил к этому (Куприн); Перелёты птиц выработались как приспособительный инстинктивный акт, а именно : он даёт птицам возможность избежать неблагоприятных условий зимы (Песков). Другие исследователи относят их к сложноподчинённым предложениям или выделяют в самостоятельный тип сложных предложений. Часть исследователей предложения с частицами только, же относят к бессоюзным предложениям.

  • -Ребята на доске у меня повешены карточки со словами. Составьте тему нашего урока.
  • (сложные, предложения, с, союзами, и, а, но)
  • -Давайте поставим цель нашего урока.
  • -Сегодня на уроке мы будем учиться различать простые предложения с однородными членами, связанными союзами А, НО, И, и сложные предложения с этими же союзами.
  • -Откройте учебник на стр. 64, найдите упр. 66.
  • -Прочитайте задание.
  • - Что необходимо сделать?
  • -Давайте прочитаем стихотворение.
  • -…., читай.
  • -Что такое строфа? (это четверостишье)
  • -Сколько предложений в каждой строфе?
  • -Какое это предложение? (сложное)
  • -Как вы это поняли? (2 грамматические основы)
  • -Назовите их. (Лес глядит, темнота лежит)
  • -Сколько грамматических основ во второй строфе? (2)
  • -Назовите их. (заводит песенник, выходит парень)
  • -Назовите грамматическую основу 3 строфы. (отвечает коростель, песня замирает)
  • -Спишите 2 любые строфы, выделите грамматические основы, составьте схемы.

Проверяем. 1)[ - = ], [ - =]. 2)[ = - ],[ - =] 3) [ = -],[ = -]. (Схемы записаны на доске, с обратной стороны) Кто допустил ошибку? Какая у тебя ошибка?

  • -Как связаны, части сложного предложения: с помощью союзов или без союзов? (без союзов)
  • -Как называется такое предложение? (бессоюзное сложное предложение)
  • -Что же такое бессоюзное сложное предложение вы узнаете позже, в старших классах.
  • -Какие и когда знаки препинания ставятся в бессоюзных сложных предложениях?
  • -Я буду диктовать вам предложения, а вы будете записывать их в тетради, 1человек работает у доски.
  • -Определите грамматические основы, постройте схемы.

Пролетело жаркое лето, и пришла золотая осень. [ = - ], и [ = - ].

Свежий ветерок гонит листья, но они плавно кружатся в воздухе.

[ - = ], но [ - = ]

Облетели листья с клена, он от холода дрожит. [ = - ], [ - = ].

В лесу осиновом дрожат осинки, а ветер срывает с осинок косынки. [ = - ], а [ - = ].

  • -Как связаны части сложного предложения: с помощью союзов или без союзов?
  • -Такие предложения называются союзными. А в старших классах вы узнаете, что такие предложения называются сложносочинёнными.
  • - Одинакова ли смысловая роль союзов И, А, НО? (В предложении с союзом НО, А действия предметов противопоставляются, а с союзом И действия предметов перечисляются, показано, одновременно или последовательно происходят действия.)
  • -Какие знаки препинания ставятся в данных сложных предложениях?
  • -Что ещё могут связывать союзы А, НО, И?
  • -Тогда, на что мы должны обращать внимание при постановке знаков препинания? (Данные союзы могут связывать части сложного предложения, а также однородные члены. Наша задача научиться различать тип предложения и роль союзов.)

Следующее задание (1 человек у доски, остальные в тетради или работа на карточках). Запись под диктовку, расставление запятых, выделение грамматических основ, составление схемы.

  • 1. Утром густой туман покрывал лесные поляны и вершины деревьев. [- = и ]
  • 2. Вот подул ветер и туман рассеялся. [= -], и [ - =].
  • 3. Я сидел на печке и выглядывал из-за трубы. [ - = и =].
  • 4. Сморщились молодые побеги и цветы завяли. [= -], и [- =].
  • 5. В синем небе мерцают звезды а на белом инее радужно искрятся нежные пушинки.

[= -], а [= - ].

6. Началась гроза и дети бросились домой.

[- =], и [- = ]

Вывод: Что связывают союзы и, а? (союзы и, а связывают 2 предложения в одно, и однородные члены предложения)

  • -Следующее упражнение 67.
  • -Прочитайте задание. Что нужно сделать? (нужно расставить знаки препинания)
  • -Спишите, расставляя знаки препинания, подчеркните грамматическую основу, составьте схему к 1 и 2 предложению.
  • -Проверяем. (1 ученик читает, остальные проверяют)

С половины мая яркое солнце печет невыносимо, степь выгорает, дожди не идут месяца по два, раскалённый ветер-суховей в несколько дней выжигает всякую растительность. [ - =], [ - =], [- =], [- =].

Комарье, мошкара, слепни и оводы носятся тучами.[-, -, - и - =].

И так до конца августа. -Какую роль в письменной речи играют знаки препинания? (знаки препинания разделяют грамматические основы, однородные члены предложения)

Слова, при образовании которых сложились два корня, называются сложными.

Например, носорог (два корня нос- и рог-, буква о — соединительная гласная), пылесос (корни пыл- и сос-, буква е - соединительная гласная).

Сложными бывают и предложения. В них, как и в словах, соединяется несколько частей.

Прочитайте предложения и подумайте, чем они отличаются друг от друга?

1) Прозвенел звонок.

2) Ребята зашли в класс.

3) Начался первый урок.

4) Прозвенел звонок, ребята зашли в класс, начался первый урок.

Найдём грамматические основы.

Предложение, в котором одна грамматическая основа,— простое предложение.

1, 2 и 3 предложения простые , так как в каждом из них по одной основе.

4 предложение сложное , состоит из трёх простых предложений. В каждой части сложного предложения есть свои главные члены, своя основа.

Предложение, в котором две и больше грамматических основ,- сложное предложение. Сложные предложения состоят из нескольких простых предложений. Сколько простых предложений, столько и частей в сложном предложении.

Части сложного предложения - это не просто соединённые вместе простые.

Объединившись, эти части продолжают, дополняют друг друга, превращают разные мысли в одну, более полную. В устной речи на границе частей сложного предложения нет интонации конца каждой мысли.

Помни: в письменной речи между частями сложного предложения чаще всего ставятся запятые.

Определяем, сложное предложение или простое

Определим, сложное предложение или простое. Сначала найдём главные члены (основы) предложений и посчитаем, сколько основ в каждом.

1) На лесной опушке уже слышатся птичьи голоса.

2) Распевают синицы, звонко отстукивает клювом дятел.

3) Скоро солнце получше пригреет землю, почернеют дороги, обнажатся на полях проталины, зажурчат ручейки, пожалуют грачи. (По Г. Скребицкому)

1) На лесной опушке уже слышатся птичьи голоса .

2) Распевают синицы , звонко отстукивает клювом дятел .

Кто? синицы, что делают? распевают - первая основа.

Кто? дятел, что делает? отстукивает - вторая основа.

Это сложное предложение, состоит из двух частей.

3) Скоро солнце получше пригреет землю, почернеют дороги , обнажатся на полях проталины , зажурчат ручейки , пожалуют грачи .

Что? солнце, что сделает? пригреет - первая основа.

Дороги почернеют - вторая основа.

проталины обнажатся - третья основа.

Ручейки зажурчат - четвёртая основа.

Грачи пожалуют - пятая основа.

Это сложное предложение, состоит из пяти частей.

Наблюдаем, с помощью чего соединяются части сложного предложения

Прочитайте сложные предложения. Понаблюдайте, с помощью чего соединяются части сложного предложения?

1) Зима приближается , холодное небо часто хмурится.

Части 1 сложного предложения соединяются при помощи интонации. Между частями предложения стоит запятая.

2) Днём пригревало солнце , а ночью морозы доходили до пяти градусов.

3) Ветер затих , и погода улучшилась.

4) Солнце только ещё поднималось , но его лучи уже освещали верхушки деревьев.

Части 2, 3, 4 предложений соединяются при помощи интонации и союзов а, и, но . Перед союзом стоит запятая.

Каждый из союзов выполняет свою работу. Союз и соединяет слова, а союзы а, но ещё и помогают что-то противопоставить.

При письме части сложного предложения разделяются запятой. Если части сложного предложения соединяют союзы (и, а, но), запятая ставится перед союзом.

Сравниваем схемы предложений и запоминаем правила постановки запятой

Предложения нашего языка очень разнообразны. Иногда при одном подлежащем может быть несколько сказуемых или при одном сказуемом может быть несколько подлежащих. Такие члены предложения называются однородными. Однородные члены отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. В схеме каждый однородный член мы будем обводить в кружок.

В простых предложениях с однородными членами и в сложных предложениях между их частями используются одни и те же союзы: и, а, но.

Помни!

1. Перед союзами а, но всегда ставится запятая.

2. Союз и требует особого внимания: соединяет однородные члены - запятая чаще всего не ставится; употреблён между частями сложного предложения — запятая обычно нужна.

Потренируемся. Поставим запятые

1) Ночью собака подкралась к даче и улеглась под террасой.

Предложение простое, так как одна основа, одно подлежащее и два сказуемых — собака подкралась и улеглась. Союз и соединяет однородные сказуемые, поэтому запятая не ставится.

2) Люди спали, и собака ревниво сторожила их.

Предложение сложное, так как две основы - люди спали, собака сторожила. Союз и соединяет части сложного предложения, поэтому перед союзом нужна запятая.

3) Пеликан бродил вокруг нас, шипел, кричал, но в руки не давался.

Предложение простое, так как одна основа, одно подлежащее и 4 сказуемых - пеликан бродил, шипел, кричал, не давался. Перед союзом но всегда ставится запятая. Запятые ставим между однородными сказуемыми.

4) Весна сияет на небе, но лес ещё по-зимнему засыпан снегом.

Предложение сложное, так как две основы - весна сияет, лес засыпан. Перед союзом но всегда ставится запятая.

С каких слов обычно начинается новая часть сложного предложения?

Предложения, в которые входят слова что, чтобы, поэтому, потому что , — чаще всего сложные. С этих слов обычно начинается новая часть сложного предложения. В таких случаях перед ними всегда ставится запятая.

Приведём примеры.

Мы увидели, что волчица пролезла вместе с волчатами в нору.

что ставится запятая.

Всю ночь зима вязала кружевные узоры, чтобы принарядились деревья . (К. Паустовский)

Это сложное предложение, перед словом чтобы ставится запятая.

Птицы умеют сообщать обо всём голосом, поэтому они поют.

Это сложное предложение, перед словом поэтому ставится запятая.

Я люблю сказки, потому что в них добро всегда побеждает зло.

Это сложное предложение, перед словом потому что ставится запятая.

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !

Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Должна быть правильно составлена схема сложного предложения. Только она поможет разобраться в сложных случаях постановки запятых, тире и двоеточия. Кроме того, верно охарактеризовать сложную синтаксическую единицу также помогает ее схематичное исполнение. Вопросы синтаксиса и пунктуации вынесены в задания ЕГЭ и ГИА, поэтому совершенно необходимо уметь наглядно представлять состав сложного предложения. Как это правильно сделать? Разберемся в данной статье.

Понятие о сложном предложении

Необходимо дать определение сложного предложения как такового. Это самая сложная синтаксическая единица, имеющая в своем составе несколько простых.

Таким образом, подобное предложение имеет минимум две грамматические основы. Они могут быть связаны между собой по-разному:

  • и союзными словами.
  • Бессоюзно.
  • В рамках одной синтаксической единицы могут наблюдаться различные виды связи.

Соответственно, в русском языке определяются видом связи внутри них. Они будут называться сложноподчиненными, сложносочиненными, бессоюзными и с различными видами связи соответственно.

Схема предложения: основные моменты

Схема сложного предложения требует особого внимания. Фактически, в ней необходимо объяснить постановку всех знаков препинания. Таким образом, алгоритм ее составления можно представить следующим образом:

  1. Выделить грамматические основы и определить количество частей.
  2. Выяснить тип связи частей внутри предложения. Необходимо помнить, что подчинение мы обозначаем круглыми скобками, главную часть, сочинительную и бессоюзную связи - квадратными.
  3. Определить второстепенные члены предложения, посмотреть, нет ли среди них однородных. Последние также необходимы в развернутой схеме. Следует помнить, что частицы, союзы синтаксической функции не играют. Предлоги относятся к тем членам предложения, с которыми составляют грамматическую связку.
  4. Посмотреть, чем осложнена каждая часть обстоятельства, вводные слова и конструкции, однородные члены).
  5. В сложноподчиненном предложении определить тип подчинения: параллельное или последовательное.

Сложносочиненное предложение и его схема

Разберем все на конкретном примере: На летнем небе, пестрящем рябью облаков, стали собираться мелкие тучки, и заморосил прохладный дождик.

Для начала докажем, что данное предложение действительно сложное. У него две основы: тучки (подлежащее 1), стали собираться (сказуемое 2); дождик (подлежащее 2), заморосил (сказуемое 2). Части соединяет союз и, соответственно, предложение сложносочиненное.

Работаем с первой частью: на небе - обстоятельство, выраженное существительным с предлогом; летнем - определение, выраженное прилагательным; мелкие - определение, выраженное прилагательным. Данная часть осложнена обособленным определением пестрящем рябью облаков, выражено оно причастным оборотом.

Вторая часть имеет лишь один второстепенный член, определение прохладный. Она ничем не осложнена. Таким образом, схема сложного предложения будет выглядеть так:

, [и=-]

В данной схеме знаком X обозначено определяемое слово, к которому относится обособленное определение.

Схема поможет отличить сложносочиненное предложение от простого с однородными сказуемыми, соединенными союзом и. Сравним: На летнем небе, пестрящем рябью облаков, стали собираться мелкие тучки и застилать собою горизонт. Здесь присутствуют только однородные сказуемые: стали собираться, застилать. Они соединены союзом и.

Сложноподчиненное предложение и его схема

Сложные предложения в русском языке с подчинительной связью имеют неравнозначные части: главную и придаточную. Определить их достаточно просто: в последней всегда присутствует подчинительный союз либо Достаточно интересны такие схемы сложного предложения. Примеры разберем ниже. Дело в том, что придаточная часть может стоять в начале, конце предложения и даже разрывать главную.

Когда казак поднял руку и закричал, раздался выстрел. Предложение сложное: казак - подлежащее 1; поднял, закричал - сказуемые 1; выстрел - подлежащее 2; раздался - сказуемое 2. Соединены части союзом когда, он подчинительный, поэтому предложение сложноподчиненное. В данном случае придаточная часть начинает предложение. Докажем это. Во-первых, она содержит союз, а во-вторых, к ней легко можно задать вопрос: выстрел раздался (когда?) когда казак поднял руку. В схеме придаточная часть заключается в круглые скобки. Кроме того, придаточная часть осложнена однородными сказуемыми (их тоже указываем графически). Схема сложного предложения будет выглядеть так: (когда - = и =), [=-].

Еще один вариант, когда сложноподчиненное предложение начинается с главной части: Раздался выстрел, когда казак поднял руку и закричал. [=-], (когда - = и =).

Сложноподчиненные предложения: особые случаи

Наибольшую сложность представляют разорванные придаточным сложные предложения. Примеры с союзами сейчас разберем. Дым от костров, в которые бросали все подряд, до слез разъедал глаза. Грамматическая основа главной части: дым - подлежащее, разъедал - сказуемое. В придаточной части есть только сказуемое бросали. Грамматическая основа главной части разорвана придаточной с союзным словом которые. Соответственно схема будет такой: [-, (в которые =), =].

Еще пример: Пустующая несколько лет хижина, где мы решили остановиться, находилась на самом краю деревни. Главная часть: подлежащее - хижина, сказуемое - находилась; она осложнена причастным оборотом, который не обособляется. Придаточная часть: подлежащее - мы, сказуемое - решили остановиться. Схема такая: [|п.о.|-, (где -=), =].

Схема бессоюзного сложного предложения

Мы рассмотрели сочинительные и подчинительные сложные предложения. Примеры с союзами - не единственные. Есть еще связь частей исключительно по смыслу, бессоюзная. Здесь правильная схема особо важна, ведь в подобных предложениях наряду с запятыми могут применяться точка с запятой, тире или двоеточие. Выбор их зависит от смысловых и грамматических отношений.

Следует помнить, что части бессоюзного предложения равнозначны и обозначаются квадратными скобками. Разберем примеры.

  1. Ветер завыл еще сильнее; еще громче забегали крысы, засуетившиеся в своих норках. Это сложное предложение, состоит из двух частей: в первой основа ветер завыл, во второй - крысы забегали. По правилу, если в других частях есть еще знаки препинания, требуется поставить точку с запятой при бессоюзной связи. Во второй части присутствует обособленное определение, выделенное запятой. Схема будет выглядеть так: [-=]; [=-, |п.о.|].
  2. В доме весь день была суета: то и дело сновали слуги, княжны примеряли наряды, взрослые в волнении проверяли готовность к празднику. В данном предложении с бессоюзной связью насчитывается четыре части. Грамматические основы следующие: суета (подлежащее) была (сказуемое), слуги (подлежащее) сновали (сказуемое), княжны (подлежащее) примеряли (сказуемое), взрослые (подлежащее) проверяли (сказуемое). Первое предложение поясняют последующие, поэтому необходимо поставить двоеточие. Схема такая: [=-]: [=-], [-=], [-=].
  3. Будешь читать в детстве - книги станут верными друзьями на всю жизнь. Докажем, что предложение сложное. Здесь две грамматические основы: будешь (сказуемое), книги (подлежащее) станут друзьями (сказуемое). В данном случае требуется постановка тире, потому что вторая часть содержит следствие из первой. Схема проста: [=] - [-=].

Различные типы связи в сложном предложении

Изучая в школе сложное предложение (8 класс), проходят и различные виды связи в рамках одного предложения. Разберем составление схемы подобной конструкции.

Сувениры, приобретенные во время поездки, были связаны с какой-нибудь историей, а каждая безделушка обладала длинной родословной, но среди всех этих редкостных вещей не нашлось бы ни одной, которая стоила бы внимания сама по себе. (Б. Гарт)

В данном предложении 4 части, связанные сочинительной и подчинительной связью. Первая - сувениры (подлежащее) были связаны (сказуемое), вторая - безделушка (подлежащее) обладала (сказуемое), третья - не нашлось (только сказуемое), четвертая которая (союзное слово, подлежащее) стоила бы внимания (сказуемое). Между первой и второй частями сочинительная связь, кроме того, в первой находится обособленное определение; между второй и третьей также сочинительная, между третьей и четвертой подчинительная. Схема будет такой: [-,|п.о.|,=], [а-=], [но =], (которая =).

Характеристика сложного предложения

Неотрывно от схемы должна идти характеристика предложения. В ней необходимо указывать каково оно по цели высказывания и интонации, а далее необходимо описать каждую из частей: состав (одно или двусоставное), распространенность, полное или нет и чем осложнено.

Разберем в качестве примера предложение, схему которого составляли в предыдущем разделе. Оно повествовательное, невосклицательное. 1-я часть: двусоставное, распространенное, полное, осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом; 2-я часть: двусоставное, распространенное, полное, ничем не осложнено; 3-я часть: односоставное (безличное), распространенное, полное, ничем не осложнено; 4-я часть: двусоставное, распространенное, полное, ничем не осложнено.

Cтраница 1 из 2

Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом «И»

Союз «и» может соединять, во-первых , однородные члены предложения, во-вторых , простые предложения в составе сложного.

Чтобы правильно поставить запятую перед союзом «и», необходимо отличать структуру сложносочиненного предложения от простого предложения с однородными сказуемыми или подлежащими. Поэтому сначала напомним определения простого и сложносочинённого предложений.

Например: Чудилось, будто корчуют сразу весь лес и земля стонет от боли . (союз «и» одиночный)

Он вспоминал, как фашисты напали на них внезапно, и как они оказались в окружении, и как отряду все же удалось пробиться к своим. (союз «и» повторяется)

К сожалению, разделение правил на пунктуацию при однородных членах предложения , знаках в сложносочиненном предложении и работе со сложным предложением, включающим однородные придаточные , приводит к неумению многих заканчивающих курс русского языка ориентироваться в том, как и когда применяется то или иное правило. К тому же теоретические знания часто не позволяют правильно разобраться, какое из правил необходимо применить, поэтому даже при знании правил не все школьники способны употреблять их к месту и адекватно.

Поэтому мы предлагаем вам еще один путь усвоения данной пунктограммы, который был обозначен Николенковой Н.В.: идти от "внешних" признаков организации предложения, то есть от количества использованных союзов «и» . Мы считаем, это позволит немного упростить работу по правильной расстановке знаков препинания.

Перейдите на вторую страницу по этой теме

Публикации по теме