Культура речи современных школьников. Проект повышение культуры речи учащихся через внеклассную деятельность

Автор проекта

Ефимова Ольга Владиславовна

Название проекта

Лексика Культура речи

Предмет, класс

Русский язык 6 класс

Краткая аннотация проекта

Программа по русскому языку в 6 классе на изучение темы "Лексика. Культура речи" отводит 6 учебных часов.

Успешной формой работы для изучения данной темы является учебный проект, который дает возможность учащимся лучше усвоить материал. Лексика учит нас правильности построения слов в предложении.

Она говорит о том, как важно грамотно, а самое главное, по смыслу подбирать выражения и понимать уместность их применения.

В результате реализации проекта учащиеся получат прочные навыки в использовании профессионализмов, диалектизмов, эмоционально окрашенных слов в речи при написании творческих работ.

План проекта

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос: Кто откроет секрет слова?

  1. Проблемный вопрос: Всегда ли можно употреблять профессионализмы в речи?
    1. Учебный вопрос: Какие слова называются профессионализмами?
    2. Учебный вопрос: Вы слышали какие-нибудь слова, относящиеся к профессионализмам?
    3. Учебный вопрос: Как определить в словаре профессионализм это или нет?
    4. Учебный вопрос: Что нужно сделать, чтобы составить предложение с профессионализмом?
    5. Учебный вопрос: Всегда ли можно употреблять профессионализмы в речи? Существуют ли ситуации, когда можно обойтись без них?
  2. Проблемный вопрос: Можно ли употреблять в речи диалектизмы?
    1. Учебный вопрос: Какие слова называются диалектизмами?
    2. Учебный вопрос: Как найти в словаре диалектное слово?
    3. Учебный вопрос:
  3. Проблемный вопрос: Может ли культурный человек использовать в речи жаргонизмы?
    1. Учебный вопрос: Какие слова называются жаргонизмами?
    2. Учебный вопрос: Согласитесь, что в речи культурного человека не должно быть места жаргонизмам. А вы как думаете?
    3. Учебный вопрос: Диалектные слова часто употребляются в литературных произведениях. Как вы думаете, для чего?
    4. Учебный вопрос: Могут ли подобные словечки заменить настоящие, точные и полновесные русские слова?
  4. Проблемный вопрос: Какие слова вы чаще всего употребляете в речи эмоционально окрашенные или нейтральные?
    1. Учебный вопрос: На какие две группы можно разделить все слова в русском языке? Приведите примеры слов из каждой группы.
    2. Учебный вопрос: Чем они отличаются друг от друга?
    3. Учебный вопрос: Как называются слова, выражающие отношение к предметам, признакам, действиям?
    4. Учебный вопрос: Какой может быть эмоциональная окраска?
    5. Учебный вопрос: Какие пометы ставятся в словарях при эмоционально окрашенных словах?
    6. Учебный вопрос: Какую роль выполняют эмоционально окрашенные слова в речи?
  5. Проблемный вопрос: Почему некоторые слова выходят из активного повседневного употребления, становятся устаревшими?
    1. Учебный вопрос: Какие слова называются устаревшими?
    2. Учебный вопрос: Можно ли устаревшее слово найти в толковом словаре?
    3. Учебный вопрос: Какие слова называют историзмами?
    4. Учебный вопрос: Какие слова называют архаизмами?
    5. Учебный вопрос: Устаревшие слова часто употребляются в литературных произведениях. Как вы думаете, для чего?

Публикация учителя

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

Пример продукта проектной деятельности учащихся

Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

Формирующее оценивание

Казенное общеобразовательное учреждение Воронежской области «Елань-Коленовский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

Исследовательская работа на тему «Особенности культуры речи современной молодежи».

Елань-Колено, 2016 год

Введение. 2

2.Особенности культуры речи современной молодёжи. 4

2.1.Проблема «Язык и общество» 4

2.2.Результаты анкетирования на тему «Выявление уровня жаргонизации речи учащихся КОУ ВО «Елань-Коленовский ЦППМСП». 7

3.Вывод. 12

4.Заключение. 14

5.Список использованной литературы. 16

Введение.

Язык – необходимое условие существования и развития общества, это элемент его духовной культуры. Русский язык по праву считается одним из наиболее богатых и развитых языков мира. О гибкости, красоте, многогранности и неповторимости русского языка с восторгом говорили многие поэты и писатели.

И.С.Тургенев, восхищаясь красотой русского языка, призывал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками».

Говоря о меткости русского языка, Н.В.Гоголь подчёркивал: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».

А.И. Куприн размышлял так: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

Конечно, с этими высказываниями нельзя не согласиться, но в условиях современного мира мы наблюдаем зачастую совершенно обратный процесс: «классический», правильный русский язык уходит из повседневности, заменяется упрощенной, порой жаргонной лексикой. Особую тревогу у специалистов вызывает современный молодёжный язык.

В связи с этим, возникает закономерный вопрос: почему сегодня молодёжь, имея такой богатый язык, предпочитает новую форму общения, пренебрегая нормами современного русского языка, употребляя сленг и ненормативную лексику.

Нужно ли вообще сегодня учить современному русскому языку, на котором говорит все общество, по которому нас узнают в мире, который обеспечивает нам весь объем культурной информации, если в подавляющей своей массе молодежь говорит на примитивном языке? Этот вопрос становится всё более актуальным, и мы постараемся на него ответить. Но для этого нужно знать, что такое речевая культура и каковы особенности речи современной молодёжи.

В связи с этим, основной целью нашей работы станет следующая: изучить культуру речи и коммуникативную грамотность в молодёжной среде.

В соответствии с поставленной целью предполагается решение следующих задач:

1. Рассмотреть особенности культуры речи и коммуникативной грамотности современной молодёжи.

2. Изучить состояние речевой культуры учащихся 5-11 классов КОУ ВО «Елань-Коленовский ЦППМСП».

3. Оформить результаты исследования в виде письменной работы и мультимедийной презентации.

Особенности культуры речи современной молодёжи.

Проблема «Язык и общество»

Проблема «Язык и общество» широка и многопланова. Прежде всего, язык социален по своей сущности. Основная его функция - быть средством, орудием общения людей.

Пристальный интерес к вопросам культуры речи в российской науке возникает в конце 80-х годов XX века. Но к более тщательному анализу речевой ситуации в современном обществе учёные обращаются уже в XXI веке, веке ультрасовременных технологий и научно-технического прогресса, когда все чаще прослеживается тенденция к максимальному упрощению языка.

Но что такое культура речи?

Термин «культура речи» многозначен. Среди его основных значений лингвисты выделяют следующие:

«Культура речи - это совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих автору речи незатрудненное построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения»;

«Культура речи - это совокупность и система свойств и качеств речи, говорящих о ее совершенстве»;

«Культура речи - это область лингвистических знаний о системе коммуникативных качеств речи».

Эти три значения взаимосвязаны: первое относится к характеристике индивидуальных способностей человека, второе - к оценке качества речи, третье - к научной дисциплине, изучающей речевые способности и качества речи.

«Итак, культура речи - это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач», - так определяет понятие культуры речи известный современный лингвист Е.Н. Ширяев.

Также, говоря о речевой культуре современной молодежи, следует отметить, что речевая культура личности индивидуальна. Она зависит от эрудиции в области речевой культуры общества и представляет собой умение пользоваться этой эрудицией. Речевая культура личности заимствует часть речевой культуры общества, но вместе с тем она шире речевой культуры общества. Правильное пользование языком предполагает собственное чувство стиля, верный и достаточно развитый вкус.

Но на сегодняшний день часто бывает так, что этот вкус и стремление к индивидуальности переходит все границы разумного.

По данным исследований, большее влияние на современного подростка оказывает прежде всего окружающая культурная среда (семья, друзья, родственники, ровесники), а также глобальная сеть Интернет, телевидение, модные журналы, книги, музыка и общество в целом.

Каждое новое поколение опирается на уже существующие тексты, устойчивые обороты речи, способы оформления мысли. Из языка этих текстов оно выбирает наиболее подходящие слова и обороты речи, берет из выработанного предшествующими поколениями актуальное для себя, привнося свое, чтобы выразить новые идеи, представления, новое видение мира. Естественно, новые поколения отказываются от того, что кажется архаичным, не созвучным новой манере формулировать мысль, передавать свои чувства, отношение к людям и событиям. Иногда они возвращаются к архаичным формам, придавая им новое содержание, новые ракурсы осмысления.

Таким образом, постоянное развитие языка ведет к изменению литературных норм, которые помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять одну из важнейших функций - культурную.

Но, современная тенденция развития языка не сулит нам в будущем ничего хорошего, поколение next настолько ломает и видоизменяет привычные нормы, что трудно представить себе, каким будет язык к концу нашего прогрессивного столетия.

Возьмем, к примеру, молодежные журналы «Cool», «Молоток», «BRAVO», которыми читает вся «продвинутая» молодежь, и с первых же страниц видим (татуха, шмотки, туснуть, днюха, депрессовать, баскет, движуха, слинял, по-любэ, затарился и так можно перечислять до бесконечности).

Та же ситуация и на телевидении (МУЗ ТВ, ТНТ, СТС, МТV и т.д.). Одними из любимейших телепередач подрастающего поколения являются «COMEDY CLUB», «Наша Раша», «ХБ», «Однажды в России и т.п., которые ради высоких рейтингов готовы пренебрегать любыми нормами, и не только языковыми, но и нравственными.

Но особо стоит отметить музыкальные композиции некоторых современных групп, тексты песен которых способны вызвать шок у любого мало-мальски образованного человека (группы «Фактор-2», «Ленинград», большинство рок- и рэп-исполнителей). Куда бы ни поехал, в автобусе или такси неизменно играет шансон, вызывающий патологическое привыкание к жаргонной «блатной» речи.

Результаты анкетирования на тему «Выявление уровня жаргонизации речи учащихся КОУ ВО «Елань-Коленовский ЦППМСП».

В связи со всем вышесказанным, мы решили провести небольшое исследование, направленное на выявление уровня жаргонизации речи учащихся КОУ ВО «Елань-Коленовский ЦППМСП». Для проведения исследования была выбрана форма анкетирования, в котором приняли участие 50 учащихся 5-11 классов в возрасте от 12 до 18 лет. Цель, стоящая перед нами: выяснить, употребляют ли учащиеся нашей школы в своей речи жаргонизмы и как реагируют на их речь взрослые.

Вопросы анкеты выглядели следующим образом:

1. Используете ли вы жаргонные слова при общении со сверстниками?

2. Какой Ваш пол?

а) мужской;

б) женский.

3. С какой целью вы употребляете жаргонные слова?

а) для самоутверждения;

б) поддерживать хорошие отношения с товарищами по школе;

в) обмениваться информацией и узнавать новое;

г) придать своей речи живость, юмор.

4. Какие жаргонные слова вы чаще всего используете в своей повседневной речи?

а) матерные;

б) юмористические;

в) и те, и другие: все зависит от ситуации или компании.

5. Поправляют ли учителя Вашу речь?

б) учителя не обращают внимания на мою речь;

в) не всегда, но все же делают замечания.

6. Как относятся родители к Вашей речи?

а) им не важно, как я говорю;

б) они постоянно напоминают, чтобы я следил за своей речью;

в) иногда родители делают замечания по поводу моей речи.

7. Чья речь для Вас является эталоном?

а) моих друзей;

б) моих родителей;

в) моих учителей.

г) то, как говорят на телевидении, в Интернете.

Данные, полученные нами в ходе анкетирования, отражены в графиках и диаграммах, которые вы видите на экране:

Вывод.

Целью данного исследования, как уже упоминалось выше, является изучение жаргонной речи учащихся нашей школы - современных школьников подросткового и раннего юношеского возраста. Анализ полученных нами результатов позволяет сделать следующие выводы:

1. Все опрошенные отметили, что считают использование жаргонной речи неотъемлемой частью общения среди сверстников. Такие слова позволяют им самоутверждаться, поддерживать хорошие отношения с товарищами по школе, обмениваться информацией и узнавать новое.

2. При изучении уровня жаргонной речи выявлено: первое место у юношей занимают матерные слова, для девушек сленг является прежде всего игрой слов, средством придания их речи легкого юмористического характера.

3. В нашем исследовании учащиеся отметили высокий уровень использования сленга в речи ведущих в теле- и радиопередачах, известных блоггеров, в публикациях газет и журналов.

Таким образом, полученные в ходе исследования данные подтверждают выдвинутую нами цель: наблюдается тенденция к возрастанию уровня жаргонизации речи учащихся средних и старших классов. Если обобщить полученные данные, то можно описать причины увеличения доли жаргонизации речи современного подростка и старшеклассника:

1. Социальные факторы. Сегодня активное использование жаргонной речи обусловлено изменившимися социальными условиями – приоритет материальных ценностей, разделение общества (на богатых и бедных), изменение межличностных отношений и т.д. Ребята все чаще сталкиваются с безразличием, грубостью, злостью. А это, в свою очередь, приводит к протесту, который выражается, в частности, в повышенной жаргонизации речи при общении школьников.

Общение со сверстниками, а также с друзьями более старшего возраста продолжает быть значимым для испытуемых. Они отмечают, что хотят проводить с ними как можно больше времени – гулять, отдыхать, развлекаться, а значит они должны разговаривать на «своем» (сленговом, жаргонном) языке.

2. Значимость «своего» языка для общения со сверстниками (желание подростка утвердиться как среди своих сверстников, так и в собственных глазах).

3. Влияние средств массовой информации (чтение молодежных журналов, просмотр телепередач, общение в сети Интернет) на речь подростка.

Заключение.

Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что все усилия учителей, преподавателей и даже государства по защите великого русского языка представляются на данный момент ничтожными под натиском моды, общественного вкуса и неуёмной жажды обогащения любой ценой. Но хотелось бы верить, что это всего лишь временное явление, и уже через пару лет общество откажется от «продуктов массового поражения» (музыки, телепередач, социальных сетей и журналов, которые делают акцент на использовании жаргонизмов).

Как нам представляется, положение дел с культурой речи современной молодёжи вполне возможно улучшить. Для этого необходимо:

    пропагандировать бережное отношение к русскому языку

    разъяснить лицам, чьи выступления попадают в центр общественного внимания, необходимость бережного отношения к родному языку;

    разъяснить руководителям средств массовой информации необходимость качественной редакторской работы над стилем публикуемых текстов;

    пропагандировать классическую русскую литературу;

    воспитывать у подрастающего поколения любовь к родному языку;

    организовать на базе КОУ ВО «Елань-Коленовский ЦППМСП» консультативную службу русского языка;

    усилить работу педагога-психолога по формированию культуры речи школьников.

Завершить своё исследование мне хотелось бы словами великой Анны Ахматовой:

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внуками дадим, и от плена спасем,
Навеки.

Список использованной литературы.

    Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. - Ростов-на-Дону, 2000.

    Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. - М., 2000.

    Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. - М., 1989.

    Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи. - М., 1998.

    Клюев Е.В. Речевая коммуникация: успешность речевого взаимодействия. - М., 2002.

    Мучник Б.С. Культура письменной речи. - М., 1996.

    Русский язык. Энциклопедия. - М., 1997.

    Шмидт Р. Искусство общения. - М., 1992.

Юнусов Ильназ

Руководитель проекта:

Тарасова Мария Станиславовна

Учреждение:

ГБОУ Табынская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Автор посвящает исследовательскую работу по русскому языку "Современная речь школьника" изучению особенностей речевого портрета учащихся. Теоретическая часть проекта была подкреплена анкетированием, результаты которого помогли автору раскрыть языковую личность опрошенных.

Данный исследовательский проект по русскому языку "Современная речь школьника" раскрывает понятия "языковая личность", "речевой портрет" в современной лингвистике, мнение различных исследователей и как данные термины взаимосвязаны с изучением языковой картины мира.


В проекте по русскому языку "Современная речь школьника" ученик 7 класса выявил различные сферы употребления жаргонизмов в лексике опрошенных учащихся - сфера школы, сфера досуга, сфера быта, сфера оценки, которые также делятся на подгруппы.

В итоге работы "Современная речь школьника", автор приводит словарь школьного жаргона, где даёт определения некоторым лексическим единицам.

В своей исследовательской работе о современной речи школьников автор умело использует наблюдение, проводит анализ, обработку и обобщение полученной информации, проводит опрос среди одноклассников.

Введение
Глава 1. Понятие «речевой портрет» в современной науке.
1.1. «Речевой портрет» в современной науке.
1.2. Языковая личность и речевой портрет.
Глава 2. Особенности лексикона современных школьников.
2.1. Языковой анализ речевого портрета современного школьника.
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Введение


Работа посвящена исследованию особенностей речевого портрета современного школьника.

Школьники – это возрастная группа, которая представляет наибольший интерес.
Актуальность темы исследовательской работы обусловлена тем, что молодежная речь является одним из составляющих компонентов процесса развития языка. Школьники быстрее всех реагируют на изменения в языке. Все это актуализирует проблему изучения речевого поведения современной молодежи.

Объектом исследования является устная речь и материал анкетирования современных школьников Табынской коррекционной школы – интернат.

Предметом исследования стали особенности современных слов и речевого поведения обучающихся, проявляющиеся в процессе общения.

Цель работы - описать и проанализировать речевой портрет обучающихся Табынской коррекционной школы – интернат.

Данная цель повлияла на постановку решения следующих задач :

  • изучение работ, посвящённых исследованию речевого портрета в современной лингвистике;
  • анализ слов современного школьника и выявление его особенностей;
  • представление особенностей речевого поведения школьников.

Методы исследования: для решения поставленных задач в работе используется описательный метод (наблюдение, анализ, обработка, обобщение), а также анкетирование, объяснение значений слов.

Материалом для исследования послужили результаты анкетирования школьников.

Глава 1. Понятие «речевой портрет »в современной науке

1.1. «Речевой портрет » в современной науке

В последнее время наиболее актуальным представляется изучение языковой личности человека, который принадлежит к определенной социально-возрастной группе (студент, школьник и пр.) Вследствие этого в науке органично вошло такое понятие, как «речевой портрет ».

По мнению С.В. Леорды , «речевой портрет – это воплощенная в речи языковая личность .

Т.П. Тарасенко определяет понятие речевого портрета как «совокупность языковых и речевых характеристик человека.

Г.Г. Матвеева понимает под речевым портретом «выбор определенных слов и выражений в определенных ситуациях».

Создание речевого портрета возможно по отношению к любой сфере общения.

Объектом изучения могут стать и герои литературных произведений. В литературе речевой портрет является средством создания художественного образа. Речевым характеристикам в русской литературе уделяет внимание М.Н. Панова. Речевую структуру художественного образа рассматривают Л.К. Чурилина, Е.А. Гончарова, Е.А. Иванова, Ю.Н. Курганов.

М.В. Китайгородская и Н.Н. Розанова называют речевой портрет «основным компонентом личности ».

Многие исследователи уделяют внимание только одной стороне речи. М.В. Китайгородская и Н.Н. Розанова в хрестоматии «Русский речевой портрет » уделяют внимание описанию произносительных особенностей. Основываясь на магнитофонных записях, исследователи выявляют характерные черты, в которых отражается речевая особенность человека.

Таким образом, понятие«речевой портрет » не ново в науке. При описании речевого портрета говорящего рассматриваются языковые и речевые особенности. Одним из самых важных моментов в характеристике речевого портрета является анализ наиболее ярких элементов (слов, выражений).

1.2. Языковая личность и речевой портрет

Именно в последнее время в науке сформировалось особое направление, которое изучает языковую личность с точки зрения описания ее речевого портрета.

Термин «языковая личность » получает в современной науке различные определения.

В отечественной науке термин был впервые употреблён В. В. Виноградовым в работе «О художественной прозе ».

Языковая личность – это личность, которая выражается в языке и через язык.

В современной науке языковая личность –это понятие, связанное с изучением языковой картины мира. о Полное описание языковой личности по мнению Ю.Н. Караулова, предполагает:

а) характеристику языка;
б) строение языкового компонента на основе текста.

Языковая личность – это личность, которая обладает знанием языковой системы, законов речевого поведения.

В основе разграничения понятий «языковая личность » и «речевой портрет » лежит, прежде всего, необходимость различения языка и речи.

Понятия «языковая личность » и «речевой портрет » взаимосвязаны, по мнению В.В. Виноградова.

Таким образом, опираясь на мнение многих исследователей, можносделать вывод,речевой портрет является фундаментом для становления языковой личности.

Глава 2. Особенности лексикона современных школьников

2.1. Языковой анализ речевого портрета современного школьника

С. И. Ожегов дает следующее определение понятию «жаргон »:

1. Это речь какой-либо группы, объединенной общими интересами;
2. Это речь, содержащая много слов и выражений, отличающихся от общего языка, от нормированного языка.

В лексике жаргона школьников представлены слова, тематически связанные со следующими четырьмя сферами: сферой школы, сферой досуга, сферой быта, сферой оценки. В ходе исследования нами было выявлено, что обучающиеся школы используют в своей речи слова всех сфер:

1. Слова сферы школы

Слова этой сферы можно разделить на следующие группы:

  • наименования учителей (очумелые ручки – учитель труда , царица сложной науки учитель математики, физрук – учитель физкультуры).
  • наименования учебных предметов (физра - физкультура, литра - литература, матем - математика );
  • наименования других процессов и предметов учебного процесса (зубрилка – очень умный человек, или ученик, усердно занимающийся учёбой), столовка - столовая, камчатка – последние парты, скатать - списать);
  • наименование отметок (двояк – «двойка », трояк – «тройка », пятак – «пять »).

2. Сфера отдыха.

К сфере отдыха в жаргоне школьников можно отнести такие слова, как: комп (компьютер), лопата (большой телефон),музон – музыка, лайкни (означает «мне понравилось »), скинь фото (означает «отправить фотографию »), все норм – всё нормально, отпад – используется для выражения эмоционального состояния

3. Сфера быта.

Слова, относящиеся к сфере быта можно разделить на несколько групп:

  • слова, называющие части тела (смайл - лицо; крылья – руки, лыжи,- ноги).
  • слова, называющие одежду, обувь (картофан - куртка; кроссы-кроссовки, боты – ботинки) . Данные слова были широко распространены в сленге молодежи.
  • слова, называющие различную бытовую технику (комп - компьютер; клава - клавиатура; скинуть- скопировать на флеш-карту; телик - телевизор )

Результаты нашего анкетирования показывают, что большинство школьников употребляют в своей речи жаргонные слова. Причем, девочки используют таких слов меньше, чем мальчики.

Мы выяснили, с какой целью обучающиеся употребляют в своей речи жаргонные слова. Для способа самовыражения девочки употребляют жаргонных слов больше, чем мальчики. А мальчики, в отличие от девочек, употребляют эти слова чаще для того, чтобы стать «своим » в классе, группе.

Когда школьник не знает, что ответить на поставленный вопрос, а отвечать все-таки надо, он старается потянуть время. Пока он произносит нараспев как бы, типа, типа того, значит, вроде как, в смысле, это самое и т.п., то лихорадочно думает над тем, что ответить. Многие школьники имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть э-э-э, ну-у-у, а-а-а или м-м-м .

Таким образом, результат исследования говорит о том, что язык школьника живет своей жизнью и видоизменяется. Словарный состав такого языка постоянно подвержен изменениям, в большей, либо в меньшей степени. И то, что сегодня звучит дико, через некоторое время, возможно, станет нормой.

Заключение

Молодежный сленг существовал всегда, его развитие связано с развитием истории, науки, техники.


По результатам исследования можно сформулировать отдельные выводы относительно употребления молодежного сленга обучающимися:

  • используя в своей речи слова, обучающиеся школы не всегда знают значения того или иного понятия;
  • наиболее часто сленг используется как средство общениясо сверстниками, в кругу друзей, на улице, и является необходимой частью устной речи школьной молодёжи.

Язык школьника живет своей жизнью и видоизменяется. Словарный состав такого языка постоянно подвержен изменениям, в большей, либо в меньшей степени. И то, что сегодня звучит дико, через некоторое время, возможно, станет нормой.

Чтобы подростки знали, что разговорная и литературная речь – вещи разные. А молодежный сленг – лишь часть «большого » языка. Думается, что молодежный сленг должен стать объектом пристального внимания ученых-языковедов.

Список использованной литературы

  1. Будагов Р. А. . Как мы говорим и пишем. – М.: Московский университет, 1998.
  2. Вальтов Х., Мокиенко В. М., Никитина Т. Г . Толковый словарь русского школьного и студенческого жаргона. – М.: АСТ, 2005.
  3. Вопросы языкознания. - М.: Наука. №1. 2004. - с.4-34
  4. Грачёв М. А. Словарь современного молодёжного жаргона. М.: Эксмо, 2006.
  5. Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. Русский речевой портрет. – М.: Наука, 1995. – 128 с.
  6. Колесов В.В . Язык города. – М.: Едиториал УРС, 2005.
  7. Крысин 2003 - Л. П. Крысин. Речевое общение и социальные роли говорящих // Социально-лингвистические исследования. М.: Институт русского языка им. В.В.Виноградова РАН, 2003.
  8. Лаптева О.А. Как учёные говорят. – М.: Наука. №1 ж-л «Русская речь », 1995.
  9. Ларин Б. А . К лингвистической характеристике города. Несколько предпосылок // Известия ЛГПИ им. А. И. Герцена. Вып. 1. Л., 1977. – с.189-199.
  10. Левикова С.И . Большой словарь молодёжного сленга. – М.: Просвещение, 2003.
  11. Леорда С.В . Речевой портрет современного студента // Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н.И. Вавилова. – Саратов: Наука. №6, 2006.
  12. Матвеева Г.Г . Скрытые грамматические значения и индентификация социального лица («портрета ») говорящего. – дис.докторафилол.наук. – СПб.: Филин, 1993. – с. 58-60.
  13. Никитина Т. Г . Так говорит молодёжь: словарь молодёжного сленга. – .: ФПб, 1998.
  14. Николаева Т.М. «Социолингвистический портрет » и методы его описания // Русский язык и современность. Проблемы и перспективы развития русистики. – М.: Наука, 1991. – с. 74-75.
  15. Николаева Т. М. «Социолингвистический портрет » и методы его описания // Русский язык и современность. Проблемы и перспективы развития русистики. Доклады Всесоюзной научной конференции. Часть 2. М., 1991. Скворцов Л.И. Об оценках языка молодежи (жаргон и языковая политика) // Вопросы культуры речи, вып. 5. М.: Наука, 1964.
  16. Панова М.Н. Языковая личность государственного служащего: опыт лингвометодического исследования. – М.: Просвещение, 2004. – 323 с.
  17. Тарасенко Т.П. Языковая личность старшеклассника в аспекте ее речевых реализаций (на материале данных ассоциативного эксперимента и социолекта школьников Краснодара): автореф.дис.канд.филолог.наук // Краснодар: ФПб, 2007. – с. 12-14.

Повышение культуры

речи учащихся через внеклассную

деятельность

(Методический проект)

Выполнила: Пономарёва Нина Алексеевна,

учитель русского языка и

литературы МКОУ СОШ п. Речной

Опаринского района

Тема проекта : Повышение культуры речи учащихся через внеклассную деятельность.

Цель проекта : создание условий для повышения языковой культуры учащихся через внеклассную деятельность.

Объект проекта : учебный процесс и внеурочная деятельность учащихся (их язык и речь, общение со взрослыми и в среде сверстников).

Предмет проекта : учащиеся школы

Гипотеза проекта : если через уроки русского языка, литературы и внеурочную деятельность пропагандировать красоту родного языка, правильность соблюдения норм современного русского литературного языка, его выразительные возможности в изучении других предметов, то это повлияет на развитие личности, обогащение ее духовного мира.

Продукт проекта : разработка плана мероприятий по проведению Месячника русского языка, посвящённого культуре речи.

Задачи проекта:

изучить уровень речевой культуры учащихся и их отношение к проблеме культуры языка;

разработать план основных мероприятий по решению проблемы, обозначенной в проекте;

привлечь к сотрудничеству в реализации проекта всех учащихся школы, родителей, учителей;

повысить активность учащихся школы в участии в мероприятиях, посвящённых проведению Месячнику культуры речи;

уметь работать в единой команде.

Проблема : Как через внеклассную деятельность повысить культуру речи учащихся?

Актуальность : Каждый человек мечтает жить и находиться там, где царит высокая культура. Именно здесь человек чувствует себя уютно, комфортно. Когда мы говорим о культуре, мы имеем в виду прежде всего языковую культуру человека. Культура языка, речи отражает культуру мышления, поведение, духовный и нравственный портрет личности.

Проблема снижения культуры речи в настоящее время является актуальной и сложной. Сложной потому, что на формирование культуры речи человека влияет множество факторов: семья, социальная сфера, СМИ, общая культура общества. Мы видим массовое нарушение норм русского языка(орфоэпических, грамматических и т.д.), в том числе в речи депутатов, работников телевидения, радио; и резкую вульгаризацию речи, включая речь образованных людей (жаргонизмы, просторечные элементы); и засорение речи заимствованиями.

Мой проект нацелен на борьбу с этим общественным явлением.

Конечно, решить проблему снижения культуры речи сразу невозможно, но ограничить себя, своих близких в употреблении ненормативной лексики, привлечь единомышленников, неся великое русское слово, красоту языка окружающим нас людям – это нам, пожалуй, под силу.

Поэтому тема формирования культуры речи учащихся стала ведущей в моей педагогической практике. Определить перспективы работы в данном направлении помогло мне и участие в творческой лаборатории под рук. Рыловой А.С. «Языковое сопровождение курса «Основы проектной деятельности»(2007 – 2008г.)и переход на новый УМК под ред. С.И.Львовой (культура речи выделена как отдельная дисциплина лингвистики) и работа в творческой лаборатории по данному УМК.

Одной из форм развития культуры речи учащихся является внеклассная деятельность. Я остановлюсь на проведении в нашей школе Недель культуры речи.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Республиканская специализированная физико-математическая средняя школа-интернат имени О.Жаутыкова для одаренных детей

г. Алматы

Кафедра русской филологии

Проект

«Мы – за культуру речи»

в рамках «Недели языков»

Учитель русского языка

и литературы

Есмагамбетова М.А.

г. Алматы, 2014 г.

Реализация проекта «Мы – за культуру речи»

в рамках «Недели языков»

В современном обществе одной из актуальных проблем является отсутствие культуры речи, пренебрежение нормами языка, повсеместное использование в речи бранной лексики. Ученики нашей школы, да и взрослые (учителя, обслуживающий персонал, родители) не составляют в этом случае исключение. В связи с этим появилась идея проведения в школе в рамках Недели языков проекта «Мы – за культуру речи» с широким привлечением учащихся и учителей к проблеме.

В конце августа 2014 года при планировании Недели языков заведующая кафедрой русской филологии Утешева Б.Ж. была предупреждена мною о проведении проекта «Мы – за культуру речи», организаторами которого планировались учащиеся 11-х классов.

Цель проекта: привлечь учащихся и учителей РСФМСШИ к проблемам сохранения культуры речи, бережного отношения к речи; сформировать свою позицию по отношению к проблеме, приняв участие в инсталляции «Мы – за культуру речи».

В первых числах сентября начался подготовительный этап: составлен план реализации проекта, определены ведущие проекта (ученицы 11 Д класса Баракбаева Фатима и 11 З класса Кошкарова Ботакоз), намечен сбор материала. На втором этапе определены ученики 11-х классов, которые выступили с интервью о культуре речи. Каждый участник приложил к своим ответам фотопортрет (в каждом из четырех 11-х классов был свой руководитель проекта). На завершающем этапе подготовки проекта собран материал (высказывания великих о языке, ответы учащихся об актуальности проблемы «Культура речи»), подготовлены стенды и основа инсталляции «Мы за культуру речи».

Проект был запущен 24 сентября 2014 года на большой перемене (11:30) в фойе школы. Ведущие проекта – Баракбаева Фатима и Кошкарова Ботакоз (фоторепортер проекта), ученицы 11 классов.

Ученикам были озвучены цель проекта и его задачи, предложены вниманию школьников ответы участников проекта, после чего задействована инсталляция. Первым участником инсталляции стал ученик 11 Е класса Гилажиденов Султан, сразу же ставший волонтером проекта.

Этим проектом заинтересовались и учителя, присоединившиеся к обсуждению проблемы и внесшие свою лепту в работу школьников.

Администрация школы: завучи Саякова Б. М. и Ахметбекова А.К. – приняла активное участие в проекте, оценив заинтересованность школьников и пользу проекта в привлечении к проблеме.

Проект длился до 29 сентября 2014 года, обретая все новых волонтеров.

и литературы Есмагамбетова М.А.

Ответы на вопросы учащихся 11-х классов

«Мы – за культуру речи»

Нужно ли мне самому развивать свою речь?

Актыбек Жанболат, 11 Д класс

Я считаю, что мне не так сильно это пригодится, но при этом это не будет лишним, если я смогу правильно выражаться в обществе. Это большой плюс для меня, чтобы люди понимали, что ты умен и знаком с грамотой. В случае, если я не буду развивать свою речь, мне будет сложно передавать свои мысли в устной или письменной форме, а в будущей работе, я думаю, мне этого особо не пригодится. Но нужно быть готовым ко всему, ведь из-за проблем речи и неумения четко выразить свою мысль, например, меня не возьмут на работу, так как не смогут понять меня. Наверное, все-таки нужно работать над своей речью.

-Что, по-вашему, такое – культура речи и нужно ли ее развивать?

Нысанбек Мирас, 11 Д класс

Культура речи – это, прежде всего, составляющая духовной культуры человека и уровня его общего развития как личности. Она свидетельствует о ценности духовного наследия и культурного достояния человечества.

Я считаю, что мы должны развивать свою культуру речи. Конечно, это выбор каждого человека, но всё Великое начинается с малого, с речи в том числе.

Почему мы так часто используем обороты и выражения , которые засоряют нашу речь ? Как можно решить такого рода проблему?

Левинишников Даниэль, 11 Д класс

Я уверен, что сейчас достаточно много способов развить свою речь: это и курсы по развитию речи, это и возможности интернета, но ничто не сравнится с чтением художественной литературы, любовь к которой нам прививают ещё в раннем детстве.

Почему с каждым годом всё больше людей пишут и говорят неграмотно ?

Буйтеков Бексултан, 11 Д класс

П о-моему, самой главной причиной является общий упадок образованности людей в целом, что связано с научно-техническим прогрессом. Сегодня люди все меньше уделяют время чтению книг, посещению театров и развитию своей речи. Все больше времени отнимают интернет, ТВ, смартфоны и т.п. Мы перестаем полноценно общаться, обсуждать проблемы, соответственно, в полной мере использовать речь. Это ведет к ее оскудению.

К сожалению, подростки забывают о том, насколько культура речи важна в жизни, но в последнее время я начал замечать, что всё больше моих друзей начинают уделять внимание данной проблеме.

Как вы относитесь к использованию мата в речи? Почему в речи часто используют жаргон?

Олжабеков Жаксылык, 11 Д класс

К использованию в речи брани и тяжелой ненормативной лексики отношусь крайне негативно. Считаю, что это показатель отсутствия воспитания, культуры человека и его невежества.

Жаргон – это ограниченная определенными условиями лексика, подчеркивающая изолированность определенного круга людей, не желающих быть похожими на других или стремящихся к засекречиванию речи от других. Этим и вызваны искажение норм речи, использование ненормативной лексики. Однако это ведет к обеднению речи, отсутствию ее культуры.

Нужно ли культуру речи развивать подросткам? Что вы делаете для того, чтобы развить свою речь?

Ахмедия Адильхан, 11 Е класс

Если будем игнорировать культуру речи сегодня, наша жизнь становиться ярче и богаче не будет. Уродливая речь – отражение уродливых сторон нашей жизни. Грубая и убогая речь ведет к грубости и неуважению в отношениях. Я уверен, что отсутствие культуры речи может привести к деградации личности.

Нам, подросткам, нужно развивать свою речь. Она поможет точно оформлять мысли, лучше понимать друг друга, проявлять уважительное отношение к окружающим.

Что я делаю для того, чтобы развивать свою речь?

Камбар Нурила, 11 Е класс

Я считаю, что развитие культуры речи – одна из актуальных проблем нашего общества. Возьмем нашу школу. Многие подростки, изучая основы естественно-математических наук, забывают о важности развития речи. Речевая культура – одна из составляющих сторон общей культуры человека. Она отражает культуру мышления, культуру поведения, культуру восприятия жизни. Начинать работу над культурой речи и ее совершенствованием нужно именно в подростковом возрасте, чтобы впоследствии иметь уже образцовую речь.

Для того чтобы развивать культуру своей речи, я расширяю словарный запас. Чем больше слов я знаю, тем богаче моя речь, тем свободнее и полнее выражаю свои мысли и чувства. Поэтому я стараюсь в свободное время больше читать качественную художественную литературу. Также я считаю, что нужно слушать дискуссии интеллектуальных людей, отличающихся культурой речи. Не менее важно очищение речи от грубой ненормативной лексики, от неправильного произношения и использования слов. Следование культуре речи влияет и на взаимоотношения с окружающими.

Так ли важно развивать культуру речи нам , подросткам?

Аманжолов Санжар, 11 Е класс

В современном мире этот вопрос является актуальным, так как культура речи – это путь к успеху в жизни. Без нее невозможно реализовать себя в по-настоящему развитом обществе.

Нам, подросткам, необходимо развивать свою речь. И дело вовсе не «пробивании в общество». Главное в том, что, развивая культуру речи, человек познает и улучшает себя, познает и улучшает мир.

Познавать себя и мир надо начинать именно с подросткового возраста, потому что в этот период жизни мы начинаем задумываться о смысле жизни, о выборе своего будущего и о себе как о человеке. Развивая свою речь, мы влияем на культуру взаимоотношений с окружающими и, что самое ценное, открываем для себя множество дверей в успешное будущее в обществе с высокой культурой жизни.

Нурпеис Даурен, 11 Е класс

Каждый день мы сталкиваемся с проблемой нарушения культуры речи. Отсутствие культуры речи демонстрируют сегодня многим: и дети, и взрослые. Эта проблема общества. Мне кажется, что культура речи тесно связана с культурой отношений. Отсутствие культуры речи свидетельствует о невежестве общества. Многие не задумываются над этой проблемой, не видя в этом никакой проблемы. Имея косноязычную речь, люди и не считают, что это так страшно. Некоторые даже утверждают, что примитивно и грубо сказать – это достоинство, зато нет лицемерия. Но ведь мы, огрубляя свою речь, огрубляем и свои отношения, огрубляем саму жизнь, опуская ее на низкий уровень. Разве это достоинство? Разве это достижение и смелость, когда общество само разрушает себя, через уродливую речь в том числе?

Отсутствие культуры речи – это не только употребление ненормативной лексики, но и пренебрежение нормами языка, что приводит к неуважительному отношению к самому языку, к самим носителям языка, что отрицательно влияет на жизнь общества в целом.

Что такое культура речи? Актуальна ли проблема культуры речи сегодня?

Раисов Тимур, 11 Е класс

"Культура речи – это понятие, объединяющее владение языковой нормой устного и письменного языка" (википедия). Согласен с этим определением.
С появлением интернета, а с ним и электронной почты, мы стали меньше внимания уделять культуре речи. Темп жизни увеличился, конкуренция возросла, и у нас уже не остается времени подумать и обсудить проблемы. Проблема культуры речи актуальна как никогда.

Когда у человека плохо развита речь, то ему трудно выразить свои мысли. Понятийный аппарат, который очень сильно зависит от речевого уровня, просто необходим нам на работе, в школе, в жизни. Мы живем ровно настолько, насколько хорошо мы умеем мыслить. А как возможно мыслить со скудным словарным запасом и с неумением с ним обращаться? "Встречают по одежке, провожают по уму". Не только по одежке, но еще и по речи. Согласитесь, ведь вам вряд ли понравится человек, который при первой же встрече покажет, что он и двух слов не может связать.
Важен в правильной речи и эстетический аспект, наслаждение говорить богатым и правильным языком.

Поэтому необходимо развивать свою речь, если мы хотим ясно и четко выражать свои мысли, иметь контакты доверия и порядочности с окружающими, получать удовольствие от общения и просто-напросто быть человеком, в полном смысле этого слова.

Я думаю, чтобы развить свою речь, нужно, в первую очередь, много читать. Читая и узнавая новое, мы делимся с окружающими, а для этого нам приходится использовать речь. Нам захочется рассказать о чем-то интересном также хорошо, как это сделал автор. И мы будем стараться говорить лучше, чтобы точнее выразить свою мысль. Еще надо больше говорить. Говоря, мы тренируем нашу устную речь, которая тоже очень важна.
В заключении хотелось бы привести простую, но убедительную статистику. Словарный запас Шекспира составлял 12 000 слов, в словаре Даля насчитывается около 200000, Менделеев располагал 11 000 слов, а словарь Эллочки-людоедки (прообраз ограниченного современника) из романа И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев» составлял чуть более 17 слов, универсальных на все случаи жизни. А сколько слов насчитывает ваш словарь? И в какой мере вы владеете культурой речи? Задайте себе эти вопросы и честно ответьте на них.

Нужно ли Вам развивать свою речь?
Макишева Заида, 11 Ж класс

Речь – это мощный инструмент. Посредством речи общаются, делятся мыслями. Я считаю, что развитая речь открывает множество возможностей. Во-первых, умение применения метафор и синонимов не только показывает богатство лексикона говорящего, но и богатство самой речи. Во-вторых, грамотная речь позволяет мыслить глубже и точнее. К тому же, человеку, умеющему правильно выражать свою мысль, легче отстаивать позицию, что немаловажно в условиях конкуренции.
Навыки общения необходимы как в повседневной жизни, так и в учебе.

Это и есть доводы, которыми я объясняю необходимость развивать свою речь.

Актуальна ли проблема культуры речи среди вас, подростков?

Шаймаханов Рамазан, 11 Ж класс
– По-моему, проблема культуры речи актуальна для всех возрастных групп. Но нам, подросткам, уже сейчас нужно работать над правильностью и грамотностью своей речи. На самом деле, мало кто может без изначальной подготовки обладать правильной речью.

Между собой мы спокойно говорим на жаргоне, порой даже матом, не думая о том, что приучаем наш слух к бранным словам. Впоследствии это ведет к деградации не только речи, но и самой личности.

Если мы сами начнем грамотно выражать свои мысли, развивать культуру речи, то, я уверен, наше общество постепенно станет более культурным.

Надо ли Вам развивать свою речь?

Жуманов Мухтар, 11 Ж класс

Развивать свою речь надо для того, чтобы быть понятым. Развивая свою речь, я смогу развиваться как личность, имеющая свое мнение и умеющая отстаивать свою позицию. Бывает, что собеседник не понимает меня потому, что я не могу донести до него свою мысль, и это хороший стимул для развития речи.

Нужно с интересом развивать свою речь, понимая необходимость ее развития. Мне хочется на равных общаться с ровесниками и старшими. Если я не могу выразить свои мысли, я становлюсь неинтересным окружающим. Все согласятся, что с неграмотным человеком трудно общаться. Это ведет к неуверенности и закрытости. Мне многому предстоит учиться. Главное, начать.

Что Вы делаете для того, чтобы развивать свою речь?

Шакенов Санжар, 11 Ж класс

В большинстве случаев, действия, которые способствуют развитию моей речи, являются вербальными тренировками. Будучи не только естественным, но и приятным способом развития речи, такие тренировки, частые и повторяющиеся, дают свой результат.

В быту, в школе, в любых ситуациях мы используем речь, но вопрос ведь в том: какую? Я предпочитаю использовать как можно больше синонимов к стереотипным выражениям, к примеру, ответу на банальный вопрос: «Как дела?».
Так что, опыт появляется в каждодневной практике, и хорошая речь не является исключением из общего правила.

Актуальна ли сегодня проблема культуры речи подростков?

Сисенбердиева Айдана, 11 ж класс

На мой взгляд, очень важно развивать культуру речи, но это умение приходит только с практикой. Поэтому надо пополнять свой лексикон, читать художественные произведения и общаться с людьми, обладающими грамотной речью.

Что ты делаешь для развития культуры своей речи?

Ильясов Ибрагим, 11 «З»

Я читаю книги, потому что это самый интересный и эффективный способ развития культуры речи. Читая тексты и вникая в них, я узнаю новые словарные обороты, цитаты, которые позже использую в речи. Также визуальное запоминание написания слов помогает мне поддерживать свой уровень орфографии. Чтение позволяет человеку свободно общаться с интеллектуальными людьми. Одна из моих самых любимых книг, полезных для развития речи, – роман Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина». Всем советую почитать!

Считаешь ли ты, что культура речи – актуальная проблема в нашем обществе?

Кадыров Данияр, 11 «З»

Несомненно, это одна из актуальных проблем, потому что в повседневной жизни мы очень часто сталкиваемся с проявлением отсутствия культуры речи, особенно среди молодежи. Нам, молодым, следует изменить отношение к речи. Культура речи – это неотъемлемая сторона жизни общества, отличающегося высокой культурой отношений, культурой быта, культурой труда, культурой созидания. Пренебрежение нормами речи сравнимо с пренебрежением обществом его культурой.

Именно поэтому я стараюсь развивать свою речь в соответствии с нормами культуры речи. И призываю молодежь следовать такому примеру!

Почему подросткам нужно развивать и сохранять культуру речи в повседневной жизни?

Литвинов Александр, 11 «З»

Культуру речи необходимо развивать каждому, прежде всего для самого себя. Как можно ясно выразить свои мысли, не используя правильную речь? Общение с людьми на высоком уровне культуры – еще одна из сторон необходимости сохранения культуры речи. Отсутствие чувства такта и культуры может привести к потере уважения к вам со стороны собеседника. Человек, не думающий или забывающий о культуре речи, неуважительно относится, в первую очередь, к себе и обедняет свою жизнь. Владение нормами правильной речи, следование культуре речи – верный путь саморазвития и успешности. Научиться такой речи невозможно за короткий срок. В этом деле нужна привычка. Поэтому и начинать нужно уже сегодня, пока мы еще подростки!

Что ты делаешь для того, чтобы развивать свою речь?

Умарова Шахзода, 11 «З»

Я читаю больше книг, так как это помогает мне запоминать слова и обогащать свой словарный запас. Незнакомые слова я ищу в словаре, запоминаю их и стараюсь правильно использовать в речи. Также для того, чтобы развить свою речь, я смотрю документальные и художественные фильмы, где можно услышать образцовую речь. Общение с людьми, чья речь является примером правильной речи, заметно улучшает и мою речь. Например, общаясь с дедушкой и бабушкой, я свободно учусь использовать свой речевой потенциал. В среде друзей-ровесников, на мое счастье, принято следить за своей речью, стремиться к использованию правильной речи. Я не обижаюсь, когда меня поправляют, ведь указание на ошибки в речи только во благо мне.

Несмотря на то, что пока у меня нет высокого уровня культуры речи, я делаю многое для его повышения! И с каждым годом я чувствую, что моя речь становится лучше!

Так ли важно развивать культуру речи подросткам?

Иман Зере, 11 «З» класс

Речь подростков пестрит сленгом, а то и нецензурными словами. Мы свели к минимуму употребление вежливых слов: «пожалуйста», «спасибо», «добро пожаловать», «извините». Зато наша речь богата на агрессивные «словечки». Грубость стала неотъемлемой частью нашей жизни. Так нужно ли нам что-то менять?

Не задумывались ли вы, что, активно употребляя слова, наполненные любовью к окружающим, вы измените свое отношение к миру, и он изменится к вам. Постоянно в ленте новостей Вконтакте мелькают высказывания: «Сделай добро, и оно к вам вернётся», «Если хочешь изменить мир, начни с себя». Однако мы видим лишь поверхностный смысл изречений, не задумываемся, что, употребляя слова, лишенные агрессии, мы передаем положительные эмоции, тем самым заряжая других своей позитивной энергией. Разве это не добро? Я думаю, начав с самого малого, допустим, сказав «спасибо», мы сможем осуществить нечто большее – приумножим добро.

Я думаю, что в наших силах изменить себя к лучшему. Так почему бы не начать с культуры речи? Ведь доброе слово – половина счастья.

Как Вы реагируете на пренебрежительное отношение к речи, отсутствие ее культуры?

Гаухар Мункеева, 11 «З» класс

Каждый раз, когда я становлюсь свидетелем отсутствия культуры речи среди ровесников и взрослых в нашем обществе, меня внутренне передергивает от такого убогого и бездумного отношения к языку. В голову проходит мысль: «Что почувствовали бы люди, если услышали бы себя со стороны?»

Я никого не осуждаю, понимая, что начинать нужно с себя. Как только мы сами задумаемся над этой проблемой, прислушаемся к своей речи, то, возможно, захотим говорить грамотно, правильно, красиво. Ведь тогда культура речи повлияет и на культуру в отношениях, что приведет к настоящему уважению себя и окружающих. Очень надеюсь быть услышанной!

Считаете ли Вы, что культура речи – актуальная проблема в нашем обществе?

Айнабекова Аида, 11 "З" класс

Каждый из нас часто слышит поток нецензурных выражений, изрыгаемых подростками, считающими, что употребление ненормативной лексики не является чем-то из ряда вон выходящим. Однако, несмотря на это, среди моих ровесников есть и такие, кто обеспокоен отсутствием культуры речи в юной среде, считая проблему актуальной. Я – из того числа.

Возможно, подростки самоутверждаются таким образом, поддерживая хорошие отношения со сверстниками. Негативное влияние оказывают также телевидение, журналы, музыка, интернет: многие из современных изданий для повышения рейтинга пренебрегают языковыми и даже нравственными нормами, подстраиваясь под вкусы непритязательной толпы.

Хорошей мотивацией к развитию культуры речи могут стать образцовая речь взрослых и чтение книг, имеющих глубокий смысл.

Хочется верить, что, благодаря усилиям родителей, учителей и, в первую очередь, самих подростков, мои ровесники начнут серьезно относиться к культуре речи.

Публикации по теме