Кто первым достиг южного полюса антарктиды. Как человек впервые покорил южный полюс

К началу ХХ столетия эпоха географических открытий на Земле практически закончилась. На карту были нанесены все тропические острова, неутомимые исследователи прошли вдоль и поперек Африку и Южную Америку.


Оставались только две непокоренные людьми точки – Северный и Южный полюса, достичь которых было сложно из-за окружающей их бесплодной ледяной пустыни. Но в 1908-09 годах состоялись две американские экспедиции (Ф. Кука и Р. Пири) к Северному полюсу. После них единственной достойной целью оставался Южный полюс, расположенный на территории покрытого вечными льдами материка – Антарктиды.

История исследований Антарктиды

Побывать в самой южной точке земного шара стремились многие исследователи. Начало было положено знаменитым Америго Веспуччи, корабли которого в 1501 году добрались до пятидесятых широт, но вынуждены были повернуть из-за льдов. Более успешной была попытка Дж. Кука, в 1772-75 годах достигнувшего 72-го градуса южной широты. Он тоже вынужден был повернуть назад, не достигнув полюса, из-за могучих льдов и айсбергов, грозивших раздавить хрупкое деревянное судно.

Честь открытия Антарктиды принадлежит русским морякам Ф. Беллинсгаузену и М. Лазареву. В 1820 году два парусных шлюпа подошли вплотную к берегу и зафиксировали наличие неизвестного ранее материка. Спустя 20 лет экспедиция Дж.К. Росса обошла Антарктиду по окружности и нанесла на карту ее береговую линию, но на сушу все же не высадилась.


Первым человеком, ступившим на самый южный материк, стал австралийский исследователь Г. Буль в 1895 году. С этого времени достижение Южного полюса стало вопросом времени и подготовленности экспедиции.

Покорение Южного полюса

Первая попытка достижения Южного полюса состоялась в 1909 году и была неудачной. Английский исследователь Э.Шеклтон не дошел до него около ста миль и вынужден был повернуть назад, так как у него закончились продукты. Полярной весной 1911 года к Южному полюсу отправились сразу две экспедиции – английская под руководством Р. Скотта и норвежская во главе с Р. Амундсеном.

В течение нескольких последующих месяцев вечные льды Антарктики стали свидетелями грандиозного триумфа одной из них и не менее грандиозной трагедии другой.

Трагическая судьба экспедиции Р.Скотта

Британский морской офицер Роберт Скотт был опытным полярником. За несколько лет до этого он уже высаживался на берег Антарктиды и провел здесь около трех месяцев, пройдя по ледяной пустыне около тысячи миль. В этот раз он был полон решимости дойти до полюса и водрузить в этой точке британский флаг. Его экспедиция была отлично подготовлена: в качестве основной тягловой силы были выбраны привычные к холоду маньчжурские лошадки, имелось и несколько собачьих упряжек и даже техническая новинка – моторные сани.

Экспедиции Р. Скотта предстояло пройти около 800 миль, чтобы достигнуть Южного полюса. Это был страшный маршрут, изобиловавший ледяными торосами и глубокими трещинами. Температура воздуха практически все время не превышала 40 градусов мороза, нередким явлением была снежная пурга, во время которой видимость не превышала 10-15 метров.


На пути к полюсу от обморожения погибли все лошади, затем сломались аэросани. Не дойдя до завершающей точки около 150 км, экспедиция разделилась: дальше пошли только пять человек, впрягшись в груженые поклажей нарты, остальные повернули назад.

Преодолев немыслимые трудности, пятерка исследователей достигла Южного полюса – и тут Скотта с его спутниками постигло ужасающее разочарование. На самой южной точке планеты уже стояла палатка, на верхушке которой развевался флаг Норвегии. Англичане опоздали – Амундсен опередил их на целый месяц.

Обратный путь им не было суждено преодолеть. Один из английских исследователей умер от болезни, второй обморозил руки и предпочел сам уйти, затерявшись во льдах, чтобы не стать обузой для остальных. Трое оставшихся, в том числе и сам Р. Скотт, замерзли в снегах, не дойдя всего одиннадцати миль до последнего из промежуточных складов с продуктами, который они оставляли по пути следования к полюсу. Через год их тела были обнаружены высланной за ними спасательной экспедицией.

Руаль Амундсен – первооткрыватель Южного полюса

Мечтой норвежского путешественника Руаля Амундсена долгие годы был Северный полюс. Экспедиции Кука и Пири были достаточно сомнительными с точки зрения результативности – ни тот, ни другой не смогли достоверно подтвердить, что достигли самой северной точки планеты.

Амундсен долго готовился к экспедиции, подбирал необходимое снаряжение и припасы. Он сразу решил, что в северных широтах нет ничего лучше собачьих упряжек по выносливости и скорости передвижения. Уже выйдя в плавание, он узнал об экспедиции Скотта, отправившейся покорять Южный полюс, и принял решение тоже идти на юг.

Экспедиция Амундсена выбрала для высадки на материк удачное место, которое было на сто миль ближе к полюсу, чем стартовая точка экспедиции Скотта. Четыре собачьих упряжки, состоявшие из 52 лаек, тащили нарты со всем необходимым. Помимо Амундсена, в экспедиции участвовали еще четыре норвежца, каждый из которых был опытным картографом и путешественником.

Весь путь туда и обратно занял 99 дней. Ни один исследователь не погиб, все благополучно достигли в декабре 1911 года Южного полюса и вернулись домой, покрыв себя славой первооткрывателей самой южной точки планеты Земля.

«Имею честь уведомить Вас отправляюсь Антарктику - Амундсен»
Такую телеграмму отправил норвежский полярный исследователь Руал Амундсен начальнику английской экспедиции Роберту Скотту, и это было началом драмы, разыгравшейся в южных полярных широтах 100 лет назад….

В декабре 2011 года исполняется 100 лет одному из важных событий в ряду географических открытий ХХ века — впервые был достигнут Южный полюс.

Это удалось норвежской экспедиции Руала Амундсена и английской экспедиции Роберта Скотта.

Полюс был открыт Амундсеном 14 декабря 1911 года, а месяц спустя (18 января 1912 года) его достигла группа Скотта, погибшая на обратном пути к морю Росса.

Южный географический полюс, математическая точка, в которой воображаемая ось вращения Земли пересекает ее поверхность в Южном полушарии, находится не в центральной части материка Антарктиды, а ближе к ее тихоокеанскому побережью, в пределах Полярного плато на высоте 2800 м. Толщина льда здесь превышает 2000 м. Минимальное расстояние до берега ― 1276 км.

Солнце на полюсе полгода (с 23 сентября по 20―21 марта без учета рефракции) не заходит за горизонт и полгода не всходит над горизонтом,

но до середины мая и с начала августа наблюдаются астрономические сумерки, когда на небосклоне появляется заря. Климат в районе полюса очень суровый. Средняя температура воздуха на полюсе составляет -48,9 °С, минимальная ― -77,1 °С (в сентябре). Южный полюс не самая холодная точка в Антарктиде. Самая низкая температура на поверхности Земли (-89,2 ºС) зафиксирована 21 июля 1983 года на советской научной станции «Восток». В географической точке Южного полюса находится американская научная станция «Амундсен-Скотт».

Английский мореплаватель Джеймс Кук в 1772-75 годах дважды довольно близко (менее чем на 300 км) подходил к Антарктиде. В 1820 году русская экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева на кораблях «Восток» и «Мирный» подходила к берегам Антарктиды почти вплотную. Были проведены большие научные работы в антарктических водах, исследованы течения, температуры воды, глубины, открыты 29 островов (Петра I, Александра I, Мордвинова и др.). Суда экспедиции обошли вокруг Антарктиды. В 1821-23 годах к Антарктиде подходили зверобои Палмер и Уэдделл. В 1841 году английской экспедицией Джеймса Росса был открыт шельфовый ледник (ледник Росса, откуда начинались пути к полюсу). Его внешний край представляет собой ледяной обрыв высотой до 50 м (барьер Росса). Барьер омывается водами моря Росса. К концу XIX и началу ХХ века у берегов Антарктиды провели работы многие экспедиции, собравшие данные о глубинах, рельефе дна, донных отложениях, морской фауне. В 1901-04 годах английская экспедиция Скотта на судне «Дискавери» вела океанологические работы в море Росса. Участники экспедиции проникли вглубь Антарктиды до 77°59" ю. ш. В море Уэдделла в 1902-04 годы производила океанологические исследования английская экспедиция Брюса. Французская экспедиция Ж. Шарко на судах «Франс» и «Пуркуа-Па» вела в 1903-05 годах и 1908-10 годах океанографические исследования в море Беллинсгаузена.

В 1907-09 годах в море Росса зимовала английская экспедиция Э. Шеклтона (участником которой был и Р. Скотт), проведшая здесь океанологические и метеорологические исследования и совершившая поход на южный магнитный полюс.

Шеклтон сделал также попытку дойти до географического полюса.

9 января 1909 года он дошел до широты 88° 23" и, находясь в 179 милях от полюса, повернул назад из-за недостатка продовольствия. В качестве тягловой силы Шеклтон использовал низкорослых лошадей маньчжурской породы (Siberian pony), однако во время подъема на ледник Бирдмор пони поломали ноги, были застрелены и оставлены в качестве пищи для использования на обратном пути.

Впервые Южного полюса удалось достичь 14 декабря 1911 года норвежской экспедиции под руководством Руала Амундсена.

Первоначальной целью Амундсена был Северный полюс. Экспедиционное судно «Фрам» было предоставлено другим великим норвежцем Фритьофом Нансеном, совершившим на нем первый в истории дрейф через Северный Ледовитый океан (1893-1896). Однако, узнав, что Северный полюс покорен Робертом Пири, Амундсен принял решение идти к Южному полюсу, о чем и уведомил Скотта телеграммой.

14 января 1911 года «Фрам» прибыл к выбранному Амундсеном месту высадки экспедиции ― Китовой бухте. Она находится в восточной части ледяного барьера Росса, расположенного в тихоокеанском секторе Антарктики. С 10 февраля по 22 марта Амундсен занимался созданием промежуточных складов. 20 октября 1911 г. Амундсен с четырьмя спутниками на собаках выступил в поход на юг и 14 декабря был на Южном полюсе, а 26 января 1912 года вернулся в базовый лагерь. Вместе с Амундсеном на Южном полюсе были норвежцы Олаф Бьяланд, Гельмер Гансен, Сверре Гассель и Оскар Вистинг.

Экспедиция Роберта Скотта на судне «Терра-Нова» высадилась 5 января 1911 года на острове Росса, в западной части ледника Росса. С 25 января по 16 февраля организовывались склады. 1 ноября группа англичан во главе со Скоттом, сопровождаемая вспомогательными отрядами, вышла к полюсу. Последний вспомогательный отряд ушел обратно 4 января 1912 года, после чего Роберт Скотт и его товарищи Эдвард Уилсон, Лоуренс Отс, Генри Боуэрс и Эдгар Эванс пошли дальше, буксируя сани со снаряжением и провизией.

Достигнув полюса 18 января 1912 года, на обратном пути Скотт с товарищами погибли от голода и лишений.

Последняя запись в дневнике Скотта (It is a pity but I do not think I can write more - R.Scott - For God"s sake look after our people - Жаль, но не думаю, что смогу еще писать - Р. Скотт - Ради Бога, не оставьте наших близких) относится к 29 марта.

Причины трагического исхода экспедиции Скотта и предпосылки успешного похода Амундсена давно рассмотрены в различных литературных источниках, начиная от крайне эмоциональной по духу новеллы Стефана Цвейга «Борьба за Южный полюс» (на мой взгляд, весьма предвзятой) и кончая публикациями самого Амундсена и научными статьями, основывающимися на современных знаниях о климате Антарктиды.

Вкратце они состоят в следующем:

у Амундсена имелись точный расчет сил и средств и жесткая установка на успех; у Скотта можно видеть отсутствие четкого плана действий и ошибку в выборе транспорта.

Как следствие, Скотт возвращался в феврале-марте, то есть в начале антарктической осени, с более низкими температурами и с метелями. Именно из-за сильнейшей восьмидневной метели Скотт с товарищами не смогли пройти последние 11 миль до склада с продовольствием и погибли.

Не претендуя на исчерпывающий обзор причин и предпосылок, все же рассмотрим их чуть подробнее.
Начало пути
Норвежская экспедиция оказалась в более выгодных условиях, чем английская. Место стоянки «Фрама» (базовый лагерь экспедиции Амундсена) располагался на 100 км ближе к полюсу, чем лагерь Скотта. В качестве транспортного средства использовались собачьи упряжки. Однако последующая дорога до полюса была не менее трудной, чем у англичан. Англичане шли по пути, разведанному Шеклтоном, зная место подъема на ледник Бирдмор; норвежцы же преодолевали ледник по неизведанному пути, поскольку маршрут Скотта был единогласно признан неприкосновенным.

Остров Росса располагался в 60 милях от ледяного барьера, путь до которого уже на первом этапе стоил участникам английской экспедиции огромных трудов и потерь.

Основные надежды Скотт возлагал на моторные сани и маньчжурских лошадок (пони).

Одни из трех специально изготовленных для экспедиции мотосаней провалились под лед. Оставшиеся моторные сани вышли из строя, пони проваливались в снег и гибли от холода. В результате Скотту с товарищами за 120 миль от полюса пришлось тянуть сани со снаряжением самим.

Важнейший вопрос - транспорт
Амундсен был убежден, что собаки являются единственными подходящими ездовыми животными в снегах и льдах. «Они быстры, сильны, умны и способны двигаться в любых условиях дороги, где только может пройти сам человек». Одной из основ успеха послужило то, что при подготовке промежуточных продовольственных складов и на пути к полюсу, Амундсен учитывал и мясо собак, тащивших продовольствие.

«Так как эскимосская собака дает около 25 кг съедобного мяса, легко было рассчитать, что каждая собака, взятая нами на юг, означала уменьшение на 25 кг продовольствия как на нартах, так и на складах. …

Я точно установил день, когда следует застрелить каждую собаку, то есть момент, когда она переставала служить нам средством передвижения и начинала служить продовольствием.

Этого расчета мы придерживались с точностью приблизительно одного дня и одной собаки». В поход вышли пятьдесят две собаки, на базу вернулись одиннадцать.

Скотт верил не в собак, а в пони, зная об успешном их использовании в экспедициях на Земле Франца-Иосифа и на Шпицбергене. «Пони тащит тот же груз что и десять собак, а пищи употребляет втрое меньше». Это верно; однако, пони нуждается в объемном корме в отличие от собак, питавшихся пеммиканом; кроме того, мясо погибшего пони нельзя скормить другим пони; собака, в отличие от пони, может идти по насту, не проваливаясь; наконец, собака гораздо лучше, чем пони, переносит морозы и метели.

Ранее Скотт имел неудачный опыт использования собак и пришел к ошибочному выводу, что они непригодны для полярных путешествий.

Между тем все успешные экспедиции осуществлялись именно на собаках.

Участник полюсной группы Лоуренс Отс, отвечавший за лошадей, убедился, что собаки приспособлены к полярным условиям лучше, чем пони. Когда он заметил, как лошади слабеют от холода, голода и тяжелой работы, он стал настаивать, чтобы Скотт забивал на маршруте самых слабых животных и оставлял их туши в хранилищах на будущий сезон в качестве корма для собак, а если понадобится, то и для людей. Скотт отказался: ему претила мысль об убийстве животных.

Отрицательно относился Скотт и к убийству собак в отряде Амундсена, выступая против жестокого обращения с животными.

Кстати, та же участь постигла собак в походе Нансена к Северному полюсу и в переходе к Земле Франца-Иосифа в 1895 году, однако его никто не упрекал в жестокости. Это та высокая цена, которую приходится платить, чтобы достичь успеха, а часто - и чтобы выжить.

Мне не в меньшей степени жалко несчастных пони, которые сначала, в дороге, мучились от морской болезни, а затем, проваливаясь в снег и страдая от холода, тянули сани. Они были изначально обречены (Скотт прекрасно понимал это: в полюсной группе корма для пони взяли «в один конец») и погибли все до единого, причем 9 декабря были застрелены последние и… пошли на корм и собакам, и людям в группе Скотта. В дневнике Скотта при возвращении с полюса читаем: «Большое счастье, что наши рационы пополняются кониной (24 февраля)».

При подготовке продовольственных складов и в походе к полюсу использовались и мотосани (пока не вышли из строя из-за трещин в блоке цилиндров), и пони, и… все те же собаки. Запись в дневнике Скотта от 11 ноября: «Собаки работают великолепно». От 9 декабря: «Собаки бегут хорошо, несмотря на плохую дорогу».

Однако 11 декабря Скотт отправляет собак назад и остается без транспортных средств.

Смена, казалось бы, незыблемых принципов наводит на мысль, что у Скотта не было твердого, четкого плана действий. Например, только во время зимовки «Терра Нова» в Антарктиде некоторые участники маршрутных групп впервые в жизни встали на лыжи. А вот запись в дневнике от 11 декабря: «Везде… такой рыхлый снег, что при каждом шаге уходишь в него по колени…

Одно средство - лыжи, а мои упрямые соотечественники питают против них такое предубеждение, что не запаслись ими».

Весьма странное заявление для руководителя экспедиции - простая констатация факта.

Из приведенной ниже информации видно, насколько отличались темпы движения групп Амундсена и Скотта. Скотт стартовал на 13 дней позже Амундсена, на полюсе отставание составляло уже 22 дня. К месту последнего лагеря, ставшего могилой Скотта и товарищей, отставание составляло 2 месяца (это уже зима). Амундсен вернулся на базу всего за 41 день, что говорит об отличном физическом состоянии участников.

Старт с базы Полюс Итого Старт с полюса Конец маршрута Итого Всего
Амундсен 20.10.1911 14.12.1911 56 17.12.1912 26.1.1912 41 97
Скотт 1.11.1911 17.1.1912 78 19.1.1912 21.3.1912 62 140

Поиски складов с продовольствием
При подготовке продовольственных складов на предварительном этапе экспедиции Амундсен обезопасил себя от их поисков в случае плохой видимости на пути к полюсу и обратно. С этой целью от каждого склада протягивалась цепочка вешек на запад и восток, перпендикулярно направлению движения. Вешки располагались в 200 м друг от друга; длина цепочки достигала 8 км. Вешки были промаркированы таким образом, чтобы, найдя любую из них, можно было определить направление и расстояние до склада. Эти хлопоты полностью оправдали себя во время основного похода.

«Мы как раз встретили тогда ту погоду с туманом и метелью, на которую заранее рассчитывали, и эти приметные знаки не раз спасали нас».

Англичане складывали по пути ледяные гурии, что также помогало ориентироваться при возвращении, однако отсутствие перпендикулярно расположенных цепочек знаков иногда затрудняло поиски складов.

Обувь
Испытав лыжную обувь во время поездки для устройства первого склада и выявив ее недостатки, норвежцы перешили свои сапоги, сделав их более удобными и, главное, просторными, что позволило избежать обморожений. Чуть позже этим занялись и англичане. Обморожения ног у группы Скотта на обратном пути связаны, скорее всего, с общим истощением.

История с керосином
Очень показательна история с керосином, ускорившая роковую развязку в группе Скотта.
Вот записи в дневнике Скотта
24.02.1912: …До склада дошли… Запасы наши в порядке, только вот керосина мало.
26.02 Топлива ужасно мало…
2.03. … Дошли до склада… Первым делом мы нашли очень скудный запас горючего…При строжайшей экономии его едва может хватить до следующего склада, до которого 71 миля…

Вместо ожидаемого галлона (4,5 л) керосина Скотт обнаружил в канистре меньше кварты (1,13 л). Как выяснилось впоследствии, нехватка керосина на складах вовсе не была следствием неправильного расчета потребности в горючем. Это произошло оттого, что под влиянием низких температур кожаные прокладки в банках с керосином сжались, герметичность емкости нарушилась, и часть горючего улетучилась. С подобными керосиновыми утечками в условиях экстремально низких температур Амундсен столкнулся во время плавания через Северо-Западный проход и приложил все усилия, чтобы избежать этого в экспедиции к Южному полюсу.

Пятьдесят лет спустя на 86-м градусе южной широты была найдена герметично закрытая канистра с керосином, принадлежавшая Амундсену.

Ее содержимое сохранилось полностью.

Холодостойкость
На мой взгляд, немаловажное значение имела исключительная способность норвежцев переносить низкие температуры, не теряя сил и сохраняя работоспособность. Это относится не только к экспедиции Амундсена. То же в качестве примера можно сказать и об экспедициях другого великого норвежца Фритьофа Нансена. В книге ««Фрам» в полярном море», в той ее части, где рассказывается о походе Нансена и Йохансена к Северному полюсу, читаем поразившие меня строки (помня о том, что жили они в брезентовой палатке, обогреваясь лишь за счет примуса и лишь во время приготовления пищи):

«21 марта. В 9 ч. утра было -42 ºС. Солнечная, прекрасная погода, превосходная для путешествия.

29 марта. Вчера вечером температура поднялась до -34 ºС, и мы провели такую приятную ночь в спальном мешке, какой давно у нас не было.

31 марта. Подул южный ветер, и температура поднялась. Сегодня было -30 ºС, что мы приветствуем как наступление лета».

В результате норвежцы двигались с расчетной скоростью в таких погодных условиях (например, во время метели по пути к полюсу), в которых англичане вынуждены были пережидать или по крайней мере сильно теряли темп.

«Ужасное разочарование!.. Печальное будет возвращение… Прощайте, золотые грезы!» — это слова Скотта, произнесенные на полюсе. Осталась бы в живых группа Скотта, если бы не было «ужасного разочарования» и англичане были бы на полюсе первыми? Предположим, что Пири не дошел бы до Северного полюса к 1910 году. В этом случае Амундсен, безусловно, отправился бы на «Фраме» в новый дрейф в Северный Ледовитый океан со своей первоначальной целью — достичь Северного полюса. Мне кажется, что этот «виртуальный» вопрос заслуживает внимания. Существует мнение, что

главной причиной гибели группы Скотта явилось тяжелое моральное состояние ее участников,

а также сложные маршрутные и климатические условия. И если бы не гонка с Амундсеном… Однако анализ произошедших событий позволяет сделать иной вывод.

Маршрутные условия группы Амундсена были не менее сложными. Преодолевая ледник при подъеме на Полярное плато, норвежцы столкнулись с гигантскими зонами трещин, чего не было у англичан. А жесткий график при возвращении (чередование 28- и 55-километровых дневных переходов вплоть до возвращения на базу) позволили Амундсену вернуться до наступления осени. Основной же причиной гибели группы Скотта является в первую очередь неправильный выбор транспортных средств, не соответствующий поставленной цели. Следствием этого была потеря темпа и - из-за более позднего возвращения - попадание в сложные климатические условия надвигающейся зимы (температура воздуха опускалась до -47 ºС). К этому обстоятельству добавилось переутомление и истощение участников.

В этих условиях увеличивается риск обморожений - и у всех были обморожены ноги.

Ситуация крайне обострилась еще и тем, что при возвращении погибли Эванс (17 февраля) и Отс (17 марта). Возвращение в таких условиях было за пределами человеческих возможностей. Реальных шансов спастись практически не было.

Научное значение экспедиций
На оценке научных результатов экспедиций Амундсена и Скотта в определенной степени отразился драматизм событий. К тому же в зимовочном составе норвежской экспедиции не было научных сотрудников.

Это иногда приводило к предвзятым мнениям о «ненаучности» экспедиции Амундсена.

Действительно, британская антарктическая экспедиция получила больше результатов по своей научной программе, чем экспедиция Амундсена. Однако оказалось, что наблюдения, сделанные группой Амундсена, позволяют распространить выводы английских исследователей на гораздо более обширные территории. Это касается геологического строения, рельефа, метеорологии. Именно наблюдения Амундсена внесли весомый вклад в современные принципы расчета бюджета массы льда антарктического ледникового покрова. Есть и другие примеры. Подлинный исследователь не станет оценивать, какая из экспедиций «более научная», он воспользуется результатами работ и тех и других.

Несмотря на «ужасное разочарование», при возвращении Скотт действовал активно, не теряя волю к жизни.

Страницы последней тетради дневника Скотта - впечатляющие свидетельства подлинного мужества и огромной силы воли.

Экспедиция Амундсена и поныне является образцом точнейшего расчёта сил и средств. Так, еще находясь в Норвегии и составляя план похода, он записал в 1910 (!) году: «Возвращение после покорения Южного полюса в базовый лагерь - 23 января 1912 г.» Он вернулся 26 января.

Расчетное время в никем не пройденном ранее пути до полюса и обратно, 2500 км «самой трудной на земле дороги», с точностью до трех дней совпало с фактическим.

Даже в XXI веке такой точности расчетов можно позавидовать.

Руал Амундсен всю жизнь мечтал достичь Северного полюса, а открыл… Южный. Он погиб 18 июня 1928 году где-то в районе острова Медвежий, вылетев на спасение экспедиции У. Нобиле, дирижабль которого потерпел катастрофу, возвращаясь с Северного полюса.

На острове Росса, на его южной оконечности, установлен крест в память Роберта Скотта и его товарищей Эдварда Уилсона, Лоуренса Отса, Генри Боуэрса и Эдгара Эванса, на котором начертаны их имена и девиз: To strive, to seek, to find and not to yield - «Бороться и искать, найти и не сдаваться».

Каждый житель Земли знает, что Южный полюс находится в Антарктиде. Сама Антарктида представляет собой огромный участок суши, окружённый со всех сторон водой. То есть она является континентом. Не надо путать её с материком — огромным участком суши, окружённым водой и соединённым небольшим участком суши с другим материком. Площадь Антарктиды составляет 13,7 млн. кв. км. Для примера, площадь той же Европы равна 10,2 млн. кв. км, а Австралии — 7,6 млн. кв. км.

Южный полюс

Антарктида сосредоточила в себе 90% всех пресных вод планеты. Она сказочно богата полезными ископаемыми, но отгорожена от всего мира огромной ледяной коркой и трескучими морозами. Зимой температура на континенте падает до минус 60° по Цельсию. Лето также не балует теплом. В самые благодатные месяца декабрь и январь средняя температура составляет минус 30°.

Круглый год над ледяной пустыней дуют сильные ветра. Животный мир обитает лишь в прибрежных зонах да на Антарктическом полуострове. На этом вытянутом на север небольшом участке суши зимняя температура иногда составляет минус 10° по Цельсию, а летом поднимается до 12° по Цельсию.

Именно в Антарктиде, среди вечной мерзлоты и лютого холода, и располагается Южный полюс Земли. Это самая южная точка планеты, и находится она на 90° ю. ш. Долготы у неё нет, так как все меридианы сходятся в этом месте в одну точку.

Южный полюс облюбовал для себя так называемое Арктическое плато. То есть он устроился не где-то в низинке, а привольно расположился на высоте в 2800 метров над уровнем моря. Отсюда наблюдается дефицит кислорода и низкая влажность, величина которой в среднем составляет 18%. В этом районе сила земного притяжения больше, чем в других областях планеты примерно на 15%. Атмосферное давление ниже нормы на 150 мм. рт. столба. Наблюдаются также повышенная солнечная радиация и магнитные аномалии.

Кстати о магнитных аномалиях. Кроме Южного полюса, который является величиной чисто географической, существует ещё и Южный магнитный полюс. В 2007 году его координаты равнялись 64° 30′ ю. ш. и 137° 42′ в. д. Это море Д’Юрвиля. За ним начинаются воды Индийского океана . На побережье моря, которое носит название Земли Адели, находится французская антарктическая станция Дюмон д’Юрвиль. Располагается она в этом месте с 1956 года.

Ради справки надо заметить, что в 1909 году координаты Южного магнитного полюса были совсем другими и равнялись 72° 25′ ю. ш. и 155° 16′ в. д. Находился полюс на материке, но за последние 100 лет сместился в морскую пучина и продолжает «ползти» на север. Чем закончится этот аномальный магнитный феномен, не знает никто.

Сама Антарктида официально была открыта в январе 1820 года. Совершила это знаменательное событие русская экспедиция. Возглавляли её Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен (1778-1852) и Михаил Петрович Лазарев (1788-1851). Первым же, кто устроил зимовку на ледяном материке, был норвежский полярный исследователь Карстен Эгеберг Борхгревинк (1864-1934). Данное историческое событие имело место в 1895 году.

Оказавшись на побережье ледяного континента, неугомонная человеческая натура решила узнать, что находится в глубине загадочной земли. Ажиотаж вокруг Южного полюса начался в 1909 году, когда во всеуслышание было заявлено о покорении Северного полюса вначале Фредериком Куком, а затем и Робертом Пири. Другие маститые исследователи и путешественники решили прославить свои имена именно на холодном юге. Первое мест среди них занимал норвежский полярный путешественник и исследователь Руаль Амундсен (1872-1928).

Руаль Амундсен

Вначале норвежец планировал покорить именно Северный полюс и даже начал готовить экспедицию. Но шустрые беспардонные американцы его обскакали, и путешествие в паковые льды Северного Ледовитого океана потеряло всякий смысл.

Амундсену нужны были спонсоры. Он нашёл таковых в лице армии. Военные снабдили путешественника продуктами, палатками, другим необходимым инвентарём. Генералам нужно было испытать эффективность солдатских пайков в экстремальных условиях, поэтому они пошли навстречу своему соотечественнику.

Большую материальную поддержку также оказал аргентинский магнат дон Педро Кристоферсен. По происхождению он являлся норвежцем и с готовностью поддержал земляка.

Путь к берегам Антарктиды осуществлялся на легендарном корабле «Фрам». На нём с 1893 года по 1912 год регулярно проводились норвежские экспедиции в северных и южных широтах. В длину судно имело 39 метров, в ширину 11 метров, водоизмещение 1100 тонн, скорость 5,5 узлов.

В знаменательный день 13 января 1911 года судно бросило якорь в Китовой бухте у берега Росса в Антарктиде. С этого момента, собственно, и началась полярная экспедиция, прославившая Руаля Амундсена на весь мир.

К Южному полюсу норвежец отправился 19 октября 1911 года. Сопровождало его четыре человека. Имена этих людей также знает весь мир. Это Оскар Вистинг, Хелмер Хансен, Сверре Хассель и Олаф Бьоланд. Все норвежцы. В составе экспедиции насчитывалось четыре собачьих упряжки. Уже 14 декабря 1911 года небольшая группа мужественных людей, преодолев 1500 км по ледяной пустыне, достигла желанной точки. Именно эта дата и считается официальным временем открытия и покорения Южного полюса.

На самой южной точке планеты путешественники водрузили норвежский флаг и отправились обратно. К изначальной точке маршрута экспедиция вернулась через 99 дней. Таким образом, 3000 км было пройдено всего за три с небольшим месяца. Нужно также учитывать, что путь лежал по ледяной пустыне, да к тому же не ровной, а с постоянными подъёмами, спусками, снежными заносами и ледяными ветрами.

Вторым, кто бросил вызов лютым морозам и вечной мерзлоте, являлся английский полярный исследователь Роберт Фалкон Скотт (1868-1912). К намеченной цели он отправился на месяц позже Амундсена. Английская экспедиция также насчитывала пять человек. Именно в таком количестве англичане достигли Южного полюса 17 января 1912 года.

Роберт Фалкон Скотт

Началась же экспедиция 24 октября 1911 года. В её состав входило 12 человек. Все они были разбиты на 3 отряда. Первый отряд и отправился в путь в указанную дату. Он должен был увезти несколько тонн провизии и, таким образом, обеспечить других членов экспедиции.

Сам Скотт выступил со своими людьми 1 ноября 1911 года. Он допустил серьёзную ошибку, взяв вместо ездовых собак маньчжурских пони. Эти животные не были приспособлены к суровым южным холодам и стали не помощью, а обузой в нелегком пути.

Третий отряд, шедший на ездовых собаках, догнал Скотта уже через неделю, а 15 ноября все три отряда воссоединились. Уже 4 декабря экспедиция достигла предгорий Арктического плато. Стало очевидно, что маленькие лошадки не выдержат подъём, и их пришлось пристрелить.

После этого людям пришлось самим тащить вверх тяжёлые сани с провизией. А закончилось восхождение в первых числах января. Очень сильно мешала снежная пурга. Она задержала отряд более чем на неделю.

Английская экспедиция (Скотт стоит в середине)

К Южному полюсу Скотт взял с собой только четырёх человек. Это были Уилсон — врач, зоолог и художник, Оутс — специалист по пони, Бауэрс и Эванс — кадровые офицеры ВМФ. Остальные члены экспедиции 5 декабря отправились обратно.

Как уже было сказано, 17 января англичане оказались у цели. Каково же было их разочарование, когда они увидели норвежский флаг, а также палатку. В ней нашли дружеское письмо от Амундсена. Все усилия и труды оказались напрасными. Представителей английской короны опередили.

Обратный путь осложнился сильной пургой. Она мешала идти, отнимала все силы у людей. Уже через пару дней пути получил сильные обморожения Эванс. За ним вышел из строя Уилсон. Он упал и повредил связки на ноге.

Первая трагедия случилась 17 февраля 1912 года — умер Эванс. На маленький отряд это произвело тяжкое впечатление. Тело захоронили в леднике и продолжили путь. Следующим погиб Оутс — это произошло 16 марта. Остальные члены экспедиции продержались только две последующие недели. Последняя запись в дневнике Скотта, который он вёл на протяжении всего пути, датирована 29 марта 1912 года.

Руководитель экспедиции умер последним, так как тела Уилсона и Бауэрса лежали в палатке, аккуратно завязанные в спальные мешки. Саму же палатку поисковая группа нашла лишь 12 ноября 1912 года. Освидетельствовал погибших судовой врач Эдвард Аткинсон.

Тела забирать с собой не стали. Их так и похоронили в палатке, предварительно убрав у неё растяжки. Сверху навалили кучу снега и поставили лыжи крест накрест.

По прибытию на корабль спасатели сделали большой крест из красного дерева. Вырезали на нём надпись – «Бороться и искать, найти и не сдаваться» и установили на вершине высокого холма, носящего название Обсервер. Так закончилась одна из попыток покорения суровой и неприветливой южной земли.

Победу над Антарктидой одержал в 1929 году Ричард Бэрд. Этот американский лётчик пролетел над Южным полюсом на самолёте. Следующими оказались британец Вивиан Фукс и новозеландец Эдмунд Хиллари. В 1958 году они осуществили санно-гусенечный переход по ледяной пустыне. Эти мужественные люди прошли от моря Уэдделла до моря Росса и обратно. Таким образом, они два раза пересекли Южный полюс и оставили у себя за плечами 3500 км.

Американская антарктическая станция на Южном полюсе

В наши дни на Южном полюсе располагается американская антарктическая станция. Представляет она собой конструкцию на сваях. Это предотвращает скапливание снега у здания. В ней имеется телескоп, высотой в 10 метров, оборудование, предсказывающее магнитные бури, а также мощная буровая установка.

Живёт на станции, в общей сложности, 200 человек. Связь с внешним миром поддерживается через спутники NASA. Учёные, работающие в этом самом холодном уголке мира, являются специалистами по геофизике, метеорологии, физике, астрофизике и астрономии. Условия для проживания очень тяжёлые. Нетренированный человек подвергается недомоганиям и обморокам. Может возникнуть загустение крови, головные боли, судороги мышц. Пренебрегая элементарной безопасностью, можно легко получить ожоги лёгких и обморожение.

Так что Южный полюс — это не место для праздного отдыха. Выжить на нём могут лишь очень мужественные и сильные люди. Самая низкая температура, зафиксированная в этом месте, составила величину в минус 74°. Такого и в помине нет на Северном полюсе. Отсюда можно представить себе силу духа тех людей, которые сто лет назад отправились в эту ледяную пустыню, чтобы покорить её. И ведь они сделали это, иначе мы бы и сейчас ничего не знали о самой южной точке нашей планеты.

Юрий Сыромятников

Трагическое открытие Южного полюса

Норвежский полярный исследователь Руал Амундсен (1872–1928) прославился в 1906 году как первый путешественник, которому удалось пройти на небольшом судне из Атлантического океана в Тихий по так называемому Северо-западному проходу.

Осенью 1910 года Амундсен на корабле Нансена «Фрам» отправился к Северному полюсу. Однако в пути он получил известие о том, что там уже побывали Кук и Пири. Тогда Амундсен решил изменить маршрут экспедиции на прямо противоположный. Его целью стал Южный полюс.

Туда, как он знал (сам консультировал!), отплыла английская экспедиция, руководимая капитаном Королевского флота Робертом Скоттом (1868–1912). До этого он совершал маршруты в Антарктиде в начале XX века. В 1907 году Эрнест Шеклтон (прежде он был в группе Скотта) с четырьмя товарищами на пути к Южному полюсу прошли за 8 8 ° южной широты. И хотя до цели оставалось менее 200 км, они из-за страшной усталости и нехватки продовольствия вьшуждены были вернуться назад (более тысячи километров).

Р. Амундсен: «С детства я мечтал о Северном полюсе, а покорил… Южный»

Итак, взяв курс на Южное полушарие, Амундсен оповестил Скотта о своем намерении. Началось соревнование – наперегонки.

Надо отдать должное Скотту: его экспедиция преследовала в значительной мере научные цели, была оснащена разнообразными приборами, вела на маршруте регулярные наблюдения за погодой. Все это, безусловно, затрудняло продвижение.

Понадеялись на технику, взяв мотосани; но они быстро вышли из строя. По какому-то нелепому заблуждению (почему опытный Амундсен не разубедил?) использовали лошадей, пони, которые не смогли перенести страшную антарктическую стужу. Да и одежда полярников в те времена была громоздкой и недостаточно утепленной.

Всех этих промахов избежал Амундсен. Он избрал более короткий путь (почти на 100 км), взял мобильную группу, оснащенную в «эскимосском стиле», с собачьими упряжками. За время зимовки его люди на значительной части маршрута расставили промежуточные базы, склады продовольствия и горючего.

Его попытка выйти значительно раньше Скотта – в конце августа – не удалась: пришлось вернуться из-за сильных морозов. Суровая полярная весна еще не наступила. 15 октября они пошли на штурм Южного полюса.

Отряд Скотта выступил чуть позже из-за неполадок с техникой. Они также пересекали гигантский широкий шельфовый ледник Росса. У группы Амундсена было преимущество: путь до полярного круга у них был вдвое короче. Имея хорошо подобранные собачьи упряжки, его группа из пяти человек за четыре дня поднялась на ледник высотой около 3 км. Всего им предстояло пройти 2250 км.

С огромными усилиями, волоча за собой сани с вещами и провиантом, стараясь вести научные наблюдения, пробивались к полюсу Скотт и его спутники: Лоуренс Оутс, Эдвард Уилсон, Эдгар Эванс, Генри Бауэре.

Группа Амундсена, отправившаяся чуть позже них, двигалась быстрее и немного более простым путем, хотя и менее изученным, и первой достигла Южного полюса 14 декабря 1911 года. Они водрузили норвежский флаг, все вместе держась за древко.

Амундсен записал в дневнике: «Никто, вероятно, не был более далек от цели своей жизни, чем я в эту минуту. С детства я мечтал о Северном полюсе, а покорил… Южный».

Обратный путь они прошли быстро по знакомому маршруту от базы к базе, несмотря на сильный мороз. Они были отличными выносливыми лыжниками, привыкшими к Заполярью. 26 января 1912 года все они вернулись на побережье. Здесь их поджидал «Фрам», успевший совершить исследовательский поход.

К тому времени Скотт и его товарища уже достигли (17 января) заветной точки, от которой все пути ведут на север. Англичане издали увидели норвежский флаг, подошли к истоптанной площадке.

Это было страшным потрясением в жизни этих сильных людей. Они были истощены физически и опустошены морально.

«Все труды, все лишения и муки – к чему? Пустые мечты, которым теперь настал конец».

Обратный путь оказался мучительным и трагичным. Пронизывающий холод. Скотт и Эванс упали в глубокую трещину. Эванс серьезно пострадал, по-видимому, получил сотрясение мозга. Он стал быстро терять силы и 17 февраля скончался.

Оставшиеся четверо добрались до базового склада. Тут их ожидал новый удар: из баков при очень низких температурах вытек весь керосин. Они остались без топлива.

С каждым днем портилась погода. Температура опустилась ниже 40 °C. Заболевший Оутс, жертвуя жизнью, 16 марта ночью в пургу ушел из палатки и замерз. Скотт записывает через два дня: «Мы изнурены почти до предела… Моя правая нога пропала – отморожены почти все пальцы». Через 4 дня: «Метель не унимается… Топлива нет, пищи осталось на раз или два. Должно быть, конец близок».

Последние записи Скотта 29 марта: «Жаль, но я не думаю, чтобы я был в состоянии еще писать. Р. Скотт». Однако у него нашлись силы на последние слова: «Ради Бога, не оставьте наших близких».

Группа поиска через 8 месяцев обнаружила палатку. В ней лежали заледенелые тела трех путешественников. Скотт сидел, прислонившись к стойке, с записной книжкой под головой.

На памятнике, установленном на их могиле, надпись: «"Бороться, искать, найти и не сдаваться" – было девизом их жизни» (строка из поэмы Альфреда Тениссона).

Амундсен был потрясен известием о гибели своих «соперников». Он не без основания чувствовал в этом и немалую долю своей вины.

У него возникла честолюбивая мечта первым из землян побывать на обоих полюсах планеты. В 1918 и 1925 годах он пытался достичь Северного полюса на аэроплане и гидроплане, – неудачно. Третья попытка была предпринята на дирижабле «Норвегия», построенном по проекту инженера Нобиле в Италии на средства американца Элсуэрта. Они совершили в мае 1926 года трансарктический перелет из Шпицбергена до Аляски, сбросив над Северным полюсом норвежский, итальянский и американский флаги.

Из книги О Великой Отечественной Войне Советского Союза автора Сталин Иосиф Виссарионович

ПРИКАЗ ВЕРХОВНОГО ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГОПО ВОЙСКАМ ЮГО-ЗАПАДНОГО,ЮЖНОГО, ДОНСКОГО, СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО, ВОРОНЕЖСКОГО, КАЛИНИНСКОГО,ВОЛХОВСКОГО И ЛЕНИНГРАДСКОГОФРОНТОВ В результате двухмесячных наступательных боёв Красная Армия прорвала на широком фронте оборону

Из книги Элементы #9. Постмодерн автора Дугин Александр Гельевич

Алексей Цветков Штирнер - Прудон: два полюса анархии 1. Макс Штирнер - солипсизм против одержимостиМежду ними немного общего. Первая книга Штирнера попала на прилавки только благодаря тому, что саксонский цензурный комитет счел сочинение результатом расстроившегося

Из книги Как спасти заложника, или 25 знаменитых освобождений автора Черницкий Александр Михайлович

Очерк 17. ТРАГИЧЕСКОЕ ОПОЗДАНИЕ «ДЕЛЬТЫ» ОБОЛЬСТИТЕЛИ С «ПОДАРКАМИ» Служба безопасности израильской авиакомпании «Эль-Аль» обрушивает на каждого пассажира лавину вопросов: куда и с какой целью он летит, что находится в багаже, лично ли человек упаковывал чемоданы, не

Из книги Великая пирамида Гизы. Факты, гипотезы, открытия автора Бонвик Джеймс

Из книги Норманны [Покорители Северной Атлантики (litres)] автора Джонс Гвин

Открытие и заселение Начальная история Гренландии – это история жизни Эйрика Рыжего. Он первым исследовал остров и первым поселился на нем. Дал ему имя и вдохновил многих исландцев переселиться на эту землю. Он досконально описал западное побережье острова, невзирая на

Из книги «Наутилус» у Северного полюса автора Андерсон Уильям

У Северного полюса Пири описывал паковый лед вблизи Северного полюса как «непроходимый бесцветный хаос изломанного и нагроможденного льда». Росс говорил о нем: «Пусть они помнят, что морской лед - это камень, представляющий собой как бы подвижную плавающую скалу, мыс

Из книги Господин мой–время автора Цветаева Марина

Открытие музея Впервые - в журнале «Встречи» (Париж. 1934. № 2).С. 95….восемнадцатилетний зять моего отца… - Сергей Яковлевич Эфрон (1893–1941), муж Марины Цветаевой; оба вернулись из заграничного свадебного путешествия к открытию музея.С. 96….золотому… Пактолу. - Пактол, река

Из книги СССР – потерянный рай автора Мухин Юрий Игнатьевич

Открытие А началось все с того, что стало мне за державу обидно. Вообще-то мне и раньше за нее было обидно, но я просто не видел, как к этой обиде подступиться, поскольку не мог понять, в чем тут причина. Ну, сами посудите: страна огромная, из минеральных ресурсов есть если и не

Из книги Отечественные морские ледоколы. От «Ермака» до «50 лет победы» автора Кузнецов Никита Анатольевич

«Арктика» – покоритель Северного полюса Почтовая марка с изображением атомного ледокола «Арктика». Художник А. АксамитЛедокол «Арктика» стал первым в серии из шести атомных ледоколов проекта 10520 («Арктика», «Сибирь», «Россия», «Советский Союз», «Ямал», «50 лет Победы»).

Из книги Британская империя автора Беспалова Наталья Юрьевна

Из книги Дневники полярного капитана автора Скотт Роберт Фолкон

Э. К. Пименова. Герои Южного полюса. РОБЕРТ СКОТТ

Из книги В сердце Антарктики автора Шеклтон Эрнест Генри

Глава XIX. Возвращение с полюса Тяжкое время. – Первые признаки изнурения. – Трудно не терять оставленных следов. – Призрак голода. – Частые несчастные случаи. – Случай с самим Скоттом. – Конец похода по вершинам. – Отрадное чувство при вступлении на твердую почву. –

Из книги В поисках Эльдорадо автора Медведев Иван Анатольевич

Э. К. Пименова. ГЕРОИ ЮЖНОГО ПОЛЮСА. ЭРНСТ ШЕКЛТОН Глава I Снаряжение экспедиции Шеклтона. – Отплытие из Литлтона. – Полярный путешественник в летнем костюме. – Запоздавший профессор и непредвиденное препятствие. – Плавание «Нимрода». – Великий ледяной барьер. –

Из книги автора

От Литтелтона до Южного полярного круга Наконец настало и 1 января 1908 года! Наше последнее утро в пределах цивилизованного мира было теплым, ясным и солнечным. Для меня этот день был связан с некоторым чувством освобождения и облегчения от той тяжелой и напряженной

Из книги автора

Поход для устройства южного склада К середине сентября на мыс Хат был уже перевезен достаточный запас провизии, керосина и снаряжения. Туда доставили все требовавшееся для путешествия к Южному полюсу, чтобы мы могли выступить в путь с базы, расположенной возможно южнее.

Из книги автора

Претендент на корону полюса Эрнст Генри Шеклтон родился 15 февраля 1874 года в Ирландии. Карьеру на английском флоте начал юнгой. Впервые уходя в море, он составил для себя памятку, где под первым пунктом записал: «Сверкающая звезда светит тем, чья жизнь наполнена великим

Раз человек сумел покорить Северный полюс, рано или поздно он должен был достичь и Южного, расположенного в центре ледяного материка Антарктиды.
Здесь ещё холоднее, чем в Арктике. Вдобавок почти никогда не утихают свирепые ураганные ветры… Но Южный полюс тоже сдался, причём история покорения двух крайних точек Земли любопытным образом связалась воедино. Дело в том, что в 1909 году на завоевание Северного полюса, как и Пири, намеревался выступить знаменитый полярный исследователь Руал Амундсен — тот самый, что за несколько лет до этого сумел провести свой корабль из Атлантического океана в Тихий северо-западным морским путём. Узнав же, что Пири добился-таки успеха первым, честолюбивый Амундсен, не колеблясь, направил своё экспедиционное судно «Фрам» к берегам Антарктиды. Он решил, что будет первым на Южном полюсе!
Добраться до самой южной точки Земли пытались и прежде. В 1902 году капитан английского королевского военно-морского флота Роберт Скотт вместе с двумя спутниками сумел достичь 82 градусов 17 минут южной широты. Но затем пришлось отступить. Потеряв всех ездовых собак, с которыми они начали путешествие, трое смельчаков едва смогли вернуться к берегу Антарктиды, где стояло экспедиционное судно «Дискавери».

В 1908 году новую попытку предпринял другой англичанин — Эрнст Шеклтон. И вновь неудача: несмотря на то, что до цели оставалось всего лишь 179 километров, Шеклтон повернул назад, не выдержав тягот пути. Амундсен же и в самом деле добился успеха с первого раза, продумав буквально каждую мелочь.
Его путешествие к полюсу было разыграно, как по нотам. Между 80-м и 85-м градусами южной широты через каждый градус норвежцы заранее устроили склады с продовольствием и топливом. В путь Амундсен отправился 20 октября 1911 года, с ним были четверо спутников-норвежцев: Хансен, Вистинг, Хассель, Бьоланд. Путешественники двигались на санях, которые тащили ездовые собаки.

Костюмы для участников похода были сшиты… из старых одеял. Идея Амундсена, неожиданная на первый взгляд, полностью себя оправдала — костюмы были легки и вместе с тем очень теплы. Но трудностей немало выпало и на долю норвежцев. Удары пурги до крови иссекли лица Хансена, Вистинга и самого Амундсена; эти раны долго потом не заживали. Но закалённые, мужественные люди не обращали внимания на такие мелочи.
14 декабря 1911 года в 3 часа дня норвежцы достигли Южного полюса.
Они пробыли здесь три дня, проводя астрономические определения точного местоположения, чтобы исключить малейшую возможность ошибки. В самой южной точке Земли был установлен высокий шест с норвежским флагом и вымпелом «Фрама». На доске, прибитой к шесту, все пятеро оставили свои имена.
Обратный путь занял у норвежцев 40 дней. Не произошло ничего непредвиденного. И рано утром 26 января 1912 года Амундсен вместе со своими спутниками вернулся на берег ледяного материка, где в Китовой бухте его поджидало экспедиционное судно «Фрам».

Увы, победа Амундсена была омрачена трагедией другой экспедиции. В том же 1911 году новую попытку достичь Южного полюса предпринял Роберт Скотт. На этот раз она была успешной. Но 18 января 1912 года Скотт и четверо его спутников нашли на Южном полюсе норвежский флаг, оставленный Амундсеном ещё в декабре. Разочарование англичан, пришедших к цели лишь вторыми, оказалось столь великим, что выдержать обратный путь у них уже не было сил.
Несколько месяцев спустя поисковые отряды англичан, обеспокоенных долгим отсутствием Скотта, разыскали в антарктических льдах палатку с замёрзшими телами капитана и его спутников. Кроме жалких крох еды, в ней обнаружили 16 килограммов редких геологических образцов Антарктиды, собранных во время путешествия на полюс. Как оказалось, до спасительного лагеря, где запасено было продовольствие, от этой палатки оставалось всего двадцать километров…

Публикации по теме