Реформация и развитие стран Европы, XVI-XVII в. Причины реформации в европе

Новые реальности окружающей действительности, формирование гуманистического взгляда на мир сказались на религиозных основах средневекового мировоззрения.

Родиной Реформации (от лат. «исправление») стала Германия. В 1517 г. профессор теологии Виттенбергского университета и монах ордена августинцев Мартин Лютер выступил со своими 95 тезисами против продажи индульгенций. Индульгенции, т.е. грамоты об отпущении грехов, были важным источником доходов католической церкви. Лютер доказывал, что продажа индульгенции лишает смысла покаяние, которое должно способствовать духовному очищению человека. Вслед за Германией реформация стала быстро распространяться по Европе, нашла своих приверженцев в Швейцарии, Нидерландах, Англии, Франции, скандинавских странах. В Швейцарии возник еще один крупный центр Реформации, где со своими взглядами о необходимости реформирования церкви выступил Жан Кальвин .

Реформация начиналась как попытка мирного исправления католической церкви, освобождения ее от злоупотреблений и заблуждений в доктрине, а обернулась мощным социальным и политическим движением, в результате которого рухнуло единство католической церкви, была разрушена концепция единой христианской империи, которая составляла одну из важнейших основ европейской цивилизации Средневековья. Во многом это было обусловлено происходящими в социальной и экономической сфере изменениями, состоянием переходного времени, которые порождали особое напряжение религиозности, усиливали чувство незащищенности. Кару за пренебрежение заповедями видели в неурожаях, войнах, росте цен, эпидемиях чумы (и новой болезни – сифилисе), боялись грядущего конца света. Расцвела вера в пророчество и астрологические предсказания, массовым явлением стала «охота на ведьм». Церковная проповедь собирала толпы людей, доходивших до экзальтации. Такое духовное состояние общества объясняет, почему проповедь церковной реформы встретила столь восторженный отклик у населения. Движение за обновление церкви стало катализатором политического противоборства – движения за независимость в Нидерландах, против сохранения раздробленности в Германии, усиления королевской власти в Англии, скандинавских странах.

Реформация разрушила представления о незыблемости духовной власти церкви, ее роли посредницы между Богом и человеком. Лютером были сформулированы ряд положений, общих для всех протестантских (от слова «протест») церквей. Между Богом и человеком нет посредников. На первый план выдвигаются не церковные таинства, а личная вера. Особая роль придавалась личности в ее индивидуальном общении с Богом (догмат о спасении одной лишь верой) . Лишенный посредничества церкви человек теперь сам должен был отвечать за свои поступки, т.е. на него возлагалась гораздо большая ответственность. В качестве единственного источника религиозной истины является только Библия (Священное Писание, т.е. Ветхий и Новый завет) и отвергаются т.н. Священные Предания – т.е. декреты римских пап, постановления церковных соборов, заявления отцов церкви. Лютер считал, что молитвы, поклонения иконам и святым мощам (т.е. церковные таинства) не имеют отношения к истинной вере. Требуя реформировать церковь, Лютер выступал за «дешевую церковь», роспуск монашеских орденов, секуляризацию церковного имущества. Швейцарский реформатор церкви Жан Кальвин учил, что в практической деятельности человека (удаче, успехах) раскрывается к нему Божье благоволение. Профессия человека – часть его религиозного долга, успех в профессии, богатстве, преуспеянии отражает Божественной призвание. Трудовая этика Реформации освящала практицизм и предпринимательство.

Имелись и различия в догматике протестантских церквей. Лютеранская церковь подчинялась руководству светской власти князей (Лютер считал необходимым подчиняться любым властям, даже нарушающим Божьи заповеди), кальвинистская, построенная на республиканских началах, оставалась автономной (Кальвин обосновывал право сопротивления тиранской власти). Лютер с ненавистью относился к ростовщикам и банкирам, взимающим проценты, Кальвин был убежден, что пренебрежение выгодами богатства есть грех, что собственность – это дар Божий, а мирской труд – главный долг верующих. К тому же Кальвин считал, что наряду с Божьим благоволением условие праведного поведения ведет к спасению человеческой души. Поэтому кальвинизм жестко регламентировал повседневную жизнь человека. В Женеве были запрещены развлечения, музыка, ношение модной одежды.

Реформация оказала огромное влияние на массовое сознание жителей Европы. Стали образовываться новые, протестантские (реформированные) церкви – лютеранская, кальвинистская, англиканская, не подчинявшиеся римско-католической. Возможность обогатиться за счет церковного землевладения сделала проповедь Лютера притягательной для светских князей раздробленной Германии, которые в 1529 г. выступили с протестом (отсюда название – протестантизм) против запрета лютеранства. В итоге борьбы в 1555 г. в между императором и германскими князьями был заключен религиозный мир, был принят принцип «чья власть, того и вера». В итоге в Северной и Центральной Германии победило лютеранство. Наряду со Швейцарией и Голландией, где утвердился кальвинизм, порвала с католической церковью Англия. Поводом к этому стал конфликт между римским папой и королем Генрихом VIII. Не добившись от папы разрешения на развод с первой женой, он добился от парламента принятия закона, по которому в Англии учреждалась новая, англиканская церковь. Во главе ее стал король, который назначал священников, проводил церковные преобразования. Были закрыты монастыри, конфискованы земли церкви, богослужение стало вестись на английском языке, отменялся культ святых, а также безбрачие церковнослужителей. В интересах королевской власти была проведена реформация в скандинавских странах. К кровопролитным гражданско-религиозным войнам привели попытки утверждения протестантизма во Франции («Варфоломеевская ночь», гугенотские войны второй половины XVI в.).

Реакция католической церкви, ее борьба с протестантскими вероучениями, выразилась в т.н. Контрреформации . Ее инструментом стал созданный орден иезуитов. Он строился на принципах жесткой дисциплины, безоговорочном послушании и повиновении воле римского папы. Любые действия считались оправданными, если они служат римско-католической церкви. Иезуиты проникали во власть, в протестантские общины с целью разрушение изнутри, создавали школы. Возросли масштабы деятельности инквизиции. Поднялась волна преследования ведьм, колдунов, людей, обвиненных в еретических взглядах.

Т.о., и Возрождение и Реформация поставили в центр человеческую личность, энергичную, устремленную на преобразование мира, с ярко выраженным волевым началом. Несмотря на принципиальные отличия между ними (гуманизм сосредоточен на человеке - Реформация ищет знания Божественного, гуманизм рационалистичен – Реформация выше разума ставит веру, гуманизм отстаивает концепцию творческой активности человека – Реформация отрицает свободу человеческой воли), они порывали со Средневековьем, хотя и делали это по-разному.

22.Развитие политических отношений в Западной Европе в конце XV – XVII вв. Абсолютизм.

В эпоху перехода к новому времени изменилась расстановка политических сил между властью и обществом. Существенным направлением европейской государственности стало формирование абсолютизма (абсолютная монархия). Завершение процесса централизации, становление бюрократии (аппарата управления из числа чиновников), расширение функций государственного аппарата сделали неизбежным возвышение личности монарха, как центра власти, признания за ним значения носителя государственного суверенитета. Королевская власть получает самостоятельность по отношению к обществу. Сословно-представительные органы либо перестают созываться вообще, либо оказываются в полной зависимости от власти абсолютного монарха. Происходят сдвиги в соотношении сил и влияния отдельных сословий, острое соперничество, прежде всего, дворянства (в руках которого оставалась политическая власть, но утрачивается экономическое влияние) и буржуазии (которая захватывает в результате развития капиталистических отношений экономическую власть и стремиться к большему политическому влиянию, соучастию в управлении государством). Такая ситуация позволяла королевской власти выступать более независимо, проводить политику, которая не определялась интересами ни одной из сторон, лавировать между противоборствующими социальными слоями. Как правило, абсолютные монархи стремились поддерживать определенный баланс сил в обществе, равновесие феодальных и буржуазных сословий, оставаясь при этом формой политической власти дворянства.

Абсолютизму были присущи следующие черты:

· В руках наследственного монарха сосредотачивается законодательная, исполнительная и судебная власть;

· Власть короля по отношению к обществу становится неограниченной (абсолютной), жестко регламентируются служба и состояние сословий;

· Монарх единолично устанавливает налоги, государственными финансами;

· Складывается достаточно эффективная система управления, основанная на сформировавшейся бюрократии. Для такой системы характерно наличие профессионального управленческого слоя (чиновников), соподчинение органов власти в центре и на местах, регламентация деятельности бюрократии. Бюрократическая система приобретает безличный характер, исключает принципы личной преданности, знатности происхождения при продвижении по службе;

· Завершается централизация, происходит унификация и регламентирование управления, административно-территориального деления государства;

· Возникает регулярное войско, внедряется система постоянного налогообложения;

· Государство либо подчиняет церковь своему контролю, либо встает во главе ее;

· Разрабатываются теории, идеологически обосновывающие законность и необходимость абсолютизма.

В роли социальной опоры абсолютизма выступают дворянство, чиновничество, армия.

Классический вариант формирования абсолютизма представлен Францией (начало XVI – XVIII вв.: король Генрих IV (1589 – 1610 гг.), правительство кардинала Ришелье (1624 – 1642 гг.) и особенно Людовик XIV (1643 – 1715 гг.), отчасти Англией (конец XV – середина XVII вв.: стимулирование развития мануфактур и торговли здесь сочеталось с попытками сохранения экономического значения и благосостояния крестьянства . Существенные отличия были характерны для социальной основы складывания абсолютизма в Испании, Пруссии, Швеции, России, в основе которого лежало господство дворянского сословия, стимулирование развития промышленности и торговли было весьма слабо выражено, сохранялось господство феодальных отношений, весьма существенными причинами складывания абсолютизма выступали внешние причины.


Рента – часть прибавочного продукта, который производили крестьяне, присваиваемого землевладельцем.

Коммуна с лат. – «общий, всеобщий».

Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца ХХ в. 10 – 11 кл. Пособие для общеобразоват.учеб.заведений – 4-е изд. – М.: Дрофа, 2000. – С.147.


Похожая информация.


Реформация (от лат. Reformatio - преобразование) широкое общественное движение в Западной и Центральной Европе в XVI в., направленное на реформирование христианской доктрины. Дата начала Реформации - 31 октября 1517 г. связано с обнародованием т.н. «95 тезисов» М. Лютера в Виттенберг (Саксония).

Основные направления Реформации :

  • бюргерское (М. Лютер, Ж. Кальвин, У. Цвингли);
  • народное (Т. Мюнцэр, анабаптисты);
  • королевско-княжеское.

Реформация была идейно связана с крестьянских войн 1524 - 1526 гг. в Германии, Нидерландах и Английской революцией. Реформация является продолжением Ренессанса, однако противоречит некоторым ренессансном тенденциям.

Идеологи протестантизма фактически отрицали права церкви на земельную собственность, оспаривали католическое Священное Писание. В протестантство значение церковной организации сводилась к минимуму. Главным в деле спасения признавалась индивидуальная вера, которая основывается на личных отношениях человека с Богом. Спасение не заслуговваецца, а простится произвольно Богом. Молитвы, поклонение иконам, почитание святых, церковные ритуалы протестанты считают напрасными в деле спасения. Верить в искупительную жертву и воскресение Иисуса Христа, следовать высокоморальных поведения, активно действовать на профессиональной и общественной ниве все вместе является путем спасения. Свидетельство избранности успех в карьере, семейной жизни. Источник религиозной истины Священное Писание. Мнения Святых Отцов, богословов и Папы Римского не рассматриваются протестантами как авторитетные. Священник в протестантизме выборная должность. Идеологи протестантизма ориентировали человека на земные реалии работу, семью, самосовершенствование. Протестантская этика, по мнению Макса Вебера, сформировало у европейцев «дух капитализма», для которого характерны трудолюбие, бережливость, профессиональная добросовестность.

Ранние реформаторы были сторонниками невмешательства церкви в государственные дела. Однако доктрина кальвинистов давала идейные основания в отдельных случаях не подчиняться власти. Реформаторы первыми переводили Библию на современные языки (Уиклиф в Англии, Гус в Чехии, Лютер в Германии).

Реформация, начавшись в Германии, быстро распространилась в европейских странах. Ее сторонников стали называть протестантами (от лат. protectans — возражающий, несогласный).

Реформация в Швейцарии

Центром реформационного движения Швейцарии стал Цюрих, где начал свои проповеди сторонник Лютера священник Ульрих Цвингли (1484 — 1531), не признававший церковную иерархию, индульгенции, поклонение иконам. После его смерти в стычках с католиками Реформацию возглавил француз Жан Кальвин (1509 — 1564), вынужденный покинуть Францию из-за преследований. Центр Реформации переместился в Женеву, где обосновался Кальвин. Он изложил свои взгляды в сочинении «Наставление в христианской пере», основным содержанием которого стала идея о предопределении. Бог предопределил одних людей к спасению, других — к погибели, одним уготован рай, другим — ад. Никто из живущих не знает об этом, но, ведя добродетельную жизнь, человек может надеяться на спасение. Верным признаком избранности человека при этом является его успех в земных делах. Важнейшим правилом провозглашалось уважение к собственности как дару божьему, которую следует приумножать. Кто не проявляет трудолюбия и бережливости, тот впадает в грех.

Кальвинизм оказался привлекательным для буржуазных слоев, так как преуспевание в жизни, обогащение объявлялись богоугодным делом, а происхождение и сословные привилегии теряли значение. Протестантизм в форме кальвинизма сравнительно быстро утвердился в Швейцарии.

Реформация в Англии

Реформацию в Англии осуществлял король при поддержке дворян и буржуазии, надеявшихся завладеть церковными землями и имуществом. Поводом к реформе церкви послужил отказ папы римского разрешить развод короля Генриха VIII с его первой женой, родственницей Карла V. В 1534 г. английский парламент объявил о неподчинении Риму и провозгласил короля главой церкви. На основе парламентских актов 1536 и 1539 гг. закрывались все монастыри, а их собственность конфисковывалась и пускалась в продажу. Реформа проводилась насильственными методами, за отрицание принципов новой церкви полагалась смертная казнь. Например, был казнен государственный деятель и ученый Томас Мор, не принявший Реформацию. Попытки восстановить католичество не увенчались успехом. В Англии утвердилось англиканство — умеренное течение в протестантизме, признающее Священное писание источником веры. Церковь становилась национальной, упразднялись индульгенции, отвергалось почитание икон и мощей, уменьшалось число праздников, богослужение стало вестись на английском языке. Духовенство обязывалось пропагандировать среди прихожан идею о полном их подчинении королю и недопущении мятежей.

Реформация в Скандинавских странах

Реформация в Швеции и Дании нашла поддержку со стороны королевской власти и была проведена в основном в первой половине XVI в.

В Финляндии, Норвегии, Исландии Реформация проходила сложно, так как соединялась с укреплением чужеземной королевской власти. Реформация здесь завершилась в конце XVI в. «сверху». Главой церкви, в которой утвердились евангелическо-лютеранские принципы, стал король.

Реформация во Франции

Уже в 20-е гг. XVI в. среди буржуазии и ремесленного населения юго-запада Франции стали популярны взгляды Лютера.

Королевская власть вначале занимала позицию веротерпимости, но по мере роста активности сторонников Реформации прибегла к репрессиям. Была учреждена «Огненная палата», вынесшая около 500 обвинительных приговоров «еретикам». Однако Реформация продолжала распространяться, к ней примкнула часть дворянства, надеявшаяся на секуляризацию церковных земель. Лютеранство стало вытесняться кальвинизмом, не исключавшим борьбы против тирании. Кальвинистов стали называть гугенотами. С 1560 г. начались открытые столкновения католиков и гугенотов, переросшие в религиозные войны. Они продолжались 30 лет. В религиозные войны во Франции были втянуты англичане, помогавшие гугенотам, и испанцы, поддерживающие католиков.

В 1570 г. между королем и представителями реформационного движения был подписан мир, по которому допускалось кальвинистское богослужение. Однако уже вскоре началось новое наступление на гугенотов. Одним из самых страшных событий этих войн стала Варфоломеевская ночь.

На день Святого Варфоломея с целью примирения враждующих сторон была назначена свадьба лидера гугенотов Генриха Наваррского с сестрой короля Маргаритой Валуа. Была приглашена гугенотская аристократия южных районов. Католики решили использовать это событие для расправы со своими противниками. Они пометили дома, где остановились гости, и в ночь с 23 на 24 августа 1572 г. устроили резню. Многие были убиты в постелях. Расправа с гугенотами продолжалась три дня, убийства перекинулись в другие города, погибло не менее 30 тыс. человек. Война возобновилась с новой силой.

В начале 90-х гг. крестьянство, измученное грабежами солдат и налогами властей, пришло в движение под кличем «На грызунов!». Восстание кроканов охватило до 40 тыс. крестьян и вынудило дворянство и зажиточную часть буржуазии объединиться вокруг королевской власти, пойти на прекращение гугенотских войн с целью подавления восставших крестьян. Генрих Наваррский, чтобы примирить враждующие стороны, пошел на компромисс, принял католичество. Только после этого ему открылись ворота Парижа.

Ему приписывают слова: «Париж стоит мессы» (месса — католическая церковная служба). Генрих Наваррский был провозглашен королем Франции и положил начало династии Бурбонов.

В 1598 г. был издан Нантский эдикт — закон о веротерпимости. Он объявил католичество официальной религией, но сохранил за гугенотами право свободы вероисповедания и одинаковых с католиками прав на занятие государственных должностей. Это был первый в Европе закон о свободе веры. Религиозные войны принесли французам много страданий и лишений, которые заставили учиться жить в согласии независимо от религии.

Контрреформация

Успехи реформационных движений вынудили католическую церковь и поддержавшие ее феодальные силы реорганизоваться и повести борьбу против Реформации. Наступательным орудием в их руках стал основанный испанским дворянином Игнатием Лайолой Орден иезуитов. Главным направлением в деятельности иезуитов стало проникновение во все слои общества, и особенно в правящие, с целью подчинения их воли и целям Ордена и католической церкви, воспитания молодежи в духе ортодоксального католицизма, проведения политики римских пап и борьбы с ересями.

Тридентский собор католической церкви, заседавший с 1545 по 1563 г., предал анафеме все сочинения и учения протестантов, подтвердил верховенство папы над епископатом, светскими властями, признал его авторитет в делах веры, отверг все попытки внести изменения в догматы и организацию католической церкви.

В современной исторической науке под термином «Реформация», который переводится с латинского языка как «преобразование» или «исправление», принято понимать общественно-политическое движение, охватившее страны Центральной и Западной Европы в период XVI-XVII вв. Его целью было преобразование погрязшего в меркантильных интересах католичества и приведение его в соответствие с библейским учением.

Тормоз социального развития Европы

По мнению исследователей, история начала Реформации (обновления христианства) в Европе неразрывно связана с зарождением нового и быстро развивавшегося класса буржуазии. Если в период Средневековья католическая церковь, являясь неусыпным стражем феодальных устоев, полностью отвечала интересам господствующих классов, то в условиях новых исторических реалий она стала тормозом общественного развития.

Достаточно сказать, что в ряде европейских государств церковной собственностью являлось до 30% земель, обрабатываемых крепостными крестьянами. При монастырях создавались различные производственные мастерские, продукция которых не облагалась налогом, что приводило к разорению светских ремесленников, повсеместно уступавшим им в конкурентной борьбе.

То же относится и к сфере торговли, где церковь имела различные льготы, тогда как миряне, пытавшиеся заняться этим родом деятельности, облагались непомерными пошлинами. Ко всему прочему, и сами клерикалы были неистощимы на разного рода поборы и вымогательства, находя для них обоснования в умышленно искажавшемся ими христианском учении.

Буржуазия как движущая сила реформ

В сложившейся обстановке именно буржуазия, появившаяся ещё в XV веке и к началу следующего столетия набравшая силы, способствовала началу реформации - обновлению христианства - в Европе. Представители этого класса не только сумели занять ведущие позиции в экономике страны, но и стали претендовать на политическую гегемонию. Не желая отказываться от христианства, буржуазия, тем не менее, восставала против существовавшей формы католицизма, требуя её упрощения и удешевления.

Деловые люди, которых с каждым годом становилось всё больше, не желали тратить деньги на возведение грандиозных храмов и организацию пышных молебнов. Они предпочитали вкладывать их в производство, создавая всё новые и новые предприятия. Всеобщую ненависть также усиливало и откровенно непристойное поведение самих священников, беззастенчиво попиравших моральные принципы, заповеданные Христом.

Кроме того, одной из причин начала Реформации в Европе стало изменение в ней интеллектуальной среды и установление принципов гуманизма, являвшихся характерной чертой эпохи Возрождения. Установившийся с годами дух свободной критики дал возможность не только передовым людям того времени, но и широким массам по-новому взглянуть на явления культуры и религии. Однако в каждой из европейских стран этот процесс имел свои характерные отличия. В частности, отмечается, что там, где произвол духовенства был ограничен законодательными мерами, церкви удавалось дольше сохранять свои позиции.

Вольнодумец с берегов Британии

Начало Реформации в Англии было положено профессором Оксфордского университета Джоном Виклифом. В 1379 году он выступил с обращением, направленным против основного догмата Римской церкви о непогрешимости папы. Кроме того, маститый учёный и педагог ратовал за секуляризацию (изъятие в пользу государства) церковных земель и упразднение большинства институтов католицизма. Он же открыто заявлял о том, что главой церкви является Иисус Христос, а вовсе не римский понтифик, самовольно присвоивший себе эту честь.

Чтобы придать своим высказываниям большей убедительности, Виклиф впервые перевёл Библию на английский язык, чем сделал её чтение доступным для широких масс светского населения страны. Чуть позже его соотечественникам стал доступен и полный текст Ветхого Завета. Таким образом, народ смог постигать христианское учение в его истинном виде, а не в той редакции, которую им предлагало католическое духовенство. Это также в значительной степени послужило неким стимулом и положило начало Реформации в Англии.

Чешский последователь Джона Виклифа

Говоря о том, кто положил начало Реформации в Чехии, обычно упоминают имя её национального героя Яна Гуса, выступавшего против засилья в его стране духовенства, присланного из Священной Римской империи. На формирование его мировоззрения во многом оказали влияние чешские студенты, вернувшиеся на родину после обучения в Англии и попавшие там под влияние идей Джона Виклифа.

Став в 1409 году ректором Пражского университета, Ян Гус широко пропагандировал взгляды английского реформатора и на их основе призывал к радикальным изменениям чешской церкви. Его выступления нашли отклик у широких народных масс, и чтобы пресечь нарастающие волнения, римский папа Мартин IV при поддержке императора Сигизмунда I инициировал судебный процесс, на котором чешский реформатор и его ближайший сподвижник Иероним Пражский были приговорены к сожжению на костре.

Зарождение лютеранства

Однако, несмотря на всю значимость деятельности Джона Виклифа и Гуса, начало Реформации в Европе (обновления христианства) принято связывать с именем видного немецкого богослова Мартина Лютера. Именно его именем названо одно из зародившихся в начале XVI века религиозных направлений ─ лютеранство. Остановимся вкратце на том событии, которое принято считать началом Реформации в Германии.

Благодатную почву для проведения в жизнь религиозных реформ создало охватившее все слои населения недовольство церковью. Крестьяне не могли больше терпеть губительнный для них десятинный налог, а ремесленники разорялись, не выдерживая конкуренции с освобождёнными от налогов монастырскими цехами, о чём уже говорилось выше. Получая огромные прибыли, духовенство ежегодно отправляло большую часть доходов в Ватикан, потакая ненасытным аппетитам римских пап. Кроме того, в городах с каждым годом расширялись земельные владения церкви, что грозило ввергнуть их жителей в кабалу.

О том, какое событие послужило началом реформации в Германии

Однако главным событиям суждено было разыграться не на островах Британии, и не в Чехии, а в Германии. На фоне всеобщего недовольства 31 октября 1517 года (обычно считают именно эту дату началом Реформации) на дверях собора города Виттенберга появилась копия письма, направленного доктором богословия Мартином Лютером архиепископу Мейнцскому. В этом документе, состоявшем из 95 пунктов, он подверг жёсткой критике многие устои современного ему католицизма.

В частности, он выступал против продажи индульгенций ─ грамот об отпущении грехов, выдаваемых всем желающим за определённую плату. Такой род бизнеса приносил церковникам колоссальную прибыль, хотя и шёл вразрез с христианским учением. Как известно, Христос в качестве единственного пути к спасению души называл веру, даруемую человеку свыше, а вовсе не церковные обряды.

Ещё в самом начале Реформации в Германии Лютер учил, что ни папа, ни духовенство не являются посредниками между людьми и богом, и их претензии на право отпущения грехов через святые таинства являются ложными. Кроме того, немецкий вольнодумец ставил под сомнение легитимность всех папских декретов и постановлений церкви, указывая на то, что единственным авторитетом в духовной жизни может являться Священное Писание.

Под его критику попал и целибат ─ обет безбрачия и вечного целомудрия, приносимый всем католическим духовенством. Лютер указывал на то, что это противление человеческой природе на деле оборачивается впадением в тягчайшие грехи. В документе, появившемуся на дверях собора, были и другие, не менее жёсткие упрёки в адрес церкви. Поскольку в то время печатное дело в Германии было уже налажено, обращение Мартина Лютера, растиражированное в местных типографиях, стало достоянием всех жителей страны.

Разрыв с официальной церковью

Получив известие о случившемся, Ватикан не придал этому серьёзного значения, поскольку случаи единичных бунтов в среде духовенства имели место и раньше. Именно поэтому начало Реформации в Германии прошло без каких-либо драматических событий. Однако ситуация в корне изменилась после того, как Лютер открыто поддержал осуждённого прежде Яна Гуса и выразил недоверие церковному трибуналу, вынесшему приговор. Это уже рассматривалось как попрание авторитета не только церковных иерархов, но и самого папы.

Не остановившись на этом, в декабре 1520 года Лютер публично сжёг папскую буллу ─ послание, в котором осуждались его взгляды. Это был беспрецедентный по своей смелости поступок, означавший полный разрыв с церковью. Светские власти пытались как-то замять скандал, и вновь избранный к тому времени глава Священной Римской империи, в которую, кроме Германии, тогда входила Италия, Чехия и частично Франция, вызвал к себе вольнодумца и попытался убедить в необходимости отречься от еретических взглядов.

Вне светских законов

Ответив отказом и оставшись непреклонным в своих убеждениях, дерзкий богослов поставил себя вне закона на всей подконтрольной императору территории. Однако ничто уже не могло остановить надвигавшуюся волну религиозной реформации в Европе. Мартин Лютер благодаря своему выступлению получил широкую известность не только в Германии, но и за её пределами, и приобрёл много сторонников.

Полоса преследований и гонений

Если начало Реформации (обновления христианства) в Европе ограничилось относительно малой кровью, то после открытого разрыва Лютера не только с церковной, но и со светской властью последовали репрессии. Первыми на кострах инквизиции погибли два монаха, дерзнувшие вести антипапскую пропаганду в Нидерландах.

Вслед за ними на алтарь реформации положили свои жизни десятки других вольнодумцев. Сам Лютер спасся от верной гибели лишь благодаря Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому, почти силой укрывшему того, кто положил начало Реформации, в одном из своих замков. Спасаясь от преследований, Лютер не потратил время даром: переведя на немецкий язык текст Библии, он сделал её доступной всем своим соотечественникам.

Начало массовых выступлений

Но пожар религиозных мятежей разгорался с неудержимой силой, вылившись, наконец, в серьёзные социальные потрясения. Несмотря на то что представители каждого из слоёв населения по-своему трактовали учение Лютера, вся Германия вскоре была охвачена народными волнениями. Особенно ощутимый вклад в дело реформации внесло бюргерское движение, участниками которого были жители городов, возглавляемые Габриэлем Цвиллингом и Андреасом Карлштадтом.

Требуя от властей проведения немедленных и радикальных реформ, они проявляли исключительную сплочённость и организованность. Вскоре к ним примкнули и широкие массы сельских жителей, также кровно заинтересованных в изменении существовавших порядков. Следует отметить, что, как те, так и другие выступали не против христианства, а лишь осуждали алчность и корыстолюбие тех, кто присвоил себе право быть выразителями божьей воли и извлекать из этого немалые доходы.

Мятеж, переросший в Крестьянскую войну

Как это нередко бывало в истории, справедливые требования очень быстро переросли в «бессмысленный и беспощадный» бунт. Толпы народа принялись громить храмы и монастыри. В огне пожаров тогда погибли многие архитектурные памятники Средневековья и целые библиотеки уникальных манускриптов.

Вслед за чернью в ряды реформаторов влилось и рыцарство, представители которого также имели веские основания ненавидеть римское духовенство. Апогеем всего стала Крестьянская война под предводительством Томаса Мюнцера, охватившая Германию в 1524 году и вскоре переметнувшаяся на всю Центральную Европу.

Кто такие протестанты?

В завершение рассказа о том, какие события послужили началом реформации в Германии, следует пояснить происхождение термина "протестантизм", которым впоследствии стало именоваться направление христианства, основанное Мартином Лютером в первой половине XVI века. Дело в том, что после окончания в 1526 году Крестьянской войны был отменён так называемый Вормосский эдикт, которым император Священной Римской империи Карл V объявлял Лютера преступником и еретиком.

Однако всего через три года на заседании Рейхстага ─ высшего законодательно-совещательного органа империи ─ этому документу вновь была придана юридическая сила, что вызвало протест представителей 14 городов, где идеи мятежного богослова нашли всеобщее признание. Именно благодаря этим протестующим все сторонники Реформации впоследствии стали именоваться протестантами, а само направление религии ─ протестантизмом.

Заключение

Начало Реформации (обновления христианства) в Европе, кратко описанное в этой статье, вылилось в длительный процесс, в результате которого, наряду с католицизмом и православием, появилось ещё одно направление последователей учения, дарованного Иисусом Христом ─ протестантизм. Впоследствии и оно разделилось на несколько реформационных церквей, наиболее многочисленными из которых сегодня являются Лютеранская, Кальвинистская и Англиканская.

Церковная власть в Средние века стала господствующей политической и духовной силой. Жестокие пытки и казни творились ею именем Христа. Проповедуя смирение, бедность и воздержание, церковь богатела, наживаясь на барщине, десятине, индульгенциях . Иерархи церкви жили в роскоши, предаваясь разгулу. Эти процессы встречали осуждение и сопротивление как рядовых верующих, так и некоторых священнослужителей. В XII-XIII вв. против выступили катары и альбигойцы, восстания которых были разгромлены церковью. В конце XIV в. активным обличителем духовного разложения католической церкви и самого папы стал монах-доминиканец Джироламо Савонарола. Он призывал церковь к отказу от богатства и пышности, властолюбия и тщеславия, к покаянию и аскетизму, за что был предан суду и казнен .

Идеи Джона Виклефа

Несмотря на борьбу католической церкви против ересей, их количество не уменьшалось. В конце XIV в. в Англии еретическое движение принимает форму вооруженного восстания. Во главе восстания стоял Уот Тайлер , вместе с ним выступали священник Джон Болл и крупный богослов Джон Виклеф. В положениях, выдвинутых в ходе этого восстания, содержалась почти вся программа Реформации.

Виклеф считал, что папа не должен претендовать на светскую власть, так как Иисус Христос утверждал, что его власть не от мира сего. Денежные и другие платежи в пользу церкви должны носить добровольный, а не принудительный характер. Был поставлен под сомнение обряд причащения. Виклеф считал, что обряд имеет чисто символический характер. Какие бы слова ни произносили над хлебом, он никогда не станет частью Тела Христа. Каждый человек имеет право знать Священное Писание непосредственно, а не через священников. Виклеф впервые перевел Библию на английский язык полностью.

Идеи Яна Гуса

Чехия в то время была наиболее передовой в технико-экономическом смысле страной в Европе. Здесь идеи Виклефа развивал священник и богослов Ян Гус (1369-1415), выступающий против привилегированного положения духовенства и требовавший уравнения всех христиан перед Богом. Это должно было найти выражение прежде всего в том, что все христиане должны были получить право причащения и Телом, и Кровью Христовыми. Как оказалось впоследствии, это требование сыграло большую роль в борьбе за реформы. Требование секуляризации церковных земель, выдвинутое Яном Гусом, разделялось как крестьянством, так и дворянством. Такой же единодушной поддержкой пользовались и выступления против продажи индульгенций.

Папа неоднократно направлял против гуситов буллы. Однако население Праги было на стороне Яна Гуса, а король не решался занять по отношению к нему твердую позицию. Тогда папа направил буллу, предписывающую прекратить какие-либо богослужения до тех пор, пока Ян Гус не покинет Прагу или не будет выдан властям. Лишь после того, как в Праге закрылись все церкви, прекратилось отпевание умерших и прочие церковные службы, Гуса выслали в провинцию, где он провел полтора года в изгнании, занимаясь переводом Библии на чешский язык.

Когда в Констанце собрался Вселенский собор, Гуса пригласили туда якобы для того, чтобы обстоятельно обсудить его учение. В Констанце Ян Гус был немедленно взят под стражу и через некоторое время сожжен на костре. Через несколько месяцев та же участь постигла и сподвижника Гуса Иеронима Пражского. Гибель Яна Гуса и Иеронима Пражского послужила сигналом к развертыванию революционного движения не только в Чехии, но и во всей Центральной Европе. В этом движении, проходившем под лозунгами реформации католицизма, обнаруживалась не только религиозная, но и национально-освободительная и социально-политическая сторона.

Восстание было подавлено только в мае 1443 г. Однако было очевидно, что назревал общий кризис . Во всех странах Европы широко распространилось движение , которое подготовило взрыв Реформации.

Под именем Реформации известно крупное оппозиционное движение против средневекового строя жизни, охватившее Западную Европу в начале Нового времени и выразившееся в стремлении к радикальным преобразованиям преимущественно в религиозной сфере, результатом чего было возникновение нового вероучения – протестантизма – в обеих его формах: лютеранской и реформатской . Так как средневековый католицизм был не только вероучением, но и целой системой, господствовавшей над всеми проявлениями исторической жизни западноевропейских народов, – эпоха Реформации сопровождалась движениями в пользу реформирования и других сторон общественной жизни: политической, социальной, экономической, умственной. Поэтому реформационное движение, обнимавшее собою весь XVI и первую половину XVII веков, было явлением очень сложным и обусловливалось, как общими для всех стран причинами, так и особыми историческими условиями каждого народа в отдельности. Все эти причины комбинировались в каждой стране самым разнообразным образом.

Жан Кальвин, основоположник кальвинистской Реформации

Волнения, возбужденные в эпоху Реформации, завершились на континенте религиозно-политической борьбой, известной под именем Тридцатилетней войны , окончившейся Вестфальским миром (1648 г.). Узаконенная этим миром религиозная реформа не отличалась уже первоначальным характером. При столкновении с действительностью последователи нового учения всё больше и больше впадали в противоречия, открыто порывая с первоначальным реформационными лозунгами свободы совести и светской культуры. Неудовлетворённость итогами религиозной реформы, выродившейся в свою противоположность, породила особое течение в Реформации – многочисленное сектантство (анабаптисты , индепенденты , левеллеры и др.), стремившееся к разрешению на религиозной почве преимущественно социальных вопросов.

Вождь немецких анабаптистов Томас Мюнцер

Эпоха Реформации дала всем сторонам европейской жизни новое, отличное от средневекового направление, и заложила основы современного строя западной цивилизации. Правильная оценка результатов эпохи Реформации возможна лишь с учётом не только её первоначальных словесных «свободолюбивых» лозунгов, но и недостатков утверждённых ею на практике новой протестантской общественно-церковной системы. Реформация разрушила религиозное единство Западной Европы, создала несколько новых влиятельных церквей и изменила – далеко не всегда в лучшую для народа сторону – политический и социальный строй затронутых ею стран. Секуляризация в эпоху Реформации церковных имуществ сплошь и рядом приводила к расхищению их могущественными аристократами, которые закабаляли крестьянство сильнее прежнего, а в Англии нередко и массово сгоняли его с земель путём огораживаний . Разрушенный авторитет папы заменился одержимой духовной нетерпимостью кальвинистских и лютеранских теоретиков. В XVI-XVII и даже в последующие века она своей узколобостью далеко превосходила так называемый «средневековый фанатизм». В большинстве католических государств этого времени постоянно или временно существовала (часто очень широкая) терпимость для сторонников Реформации, но её не было для католиков практически ни в одной протестантской стране. Яростное истребление реформаторами предметов католического «идолослужения» повело к гибели множества крупнейших произведений религиозного искусства, ценнейших монастырских библиотек. Эпоха Реформации сопровождалась и важнейшим переворотом в экономике . Старый христианский религиозный принцип «производство для человека» был заменён иным, по сути, атеистическим – «человек для производства». Личность утратила прежнюю самодовлеющую цену. Деятели эпохи Реформации (особенно кальвинисты) видели в ней всего лишь винтик грандиозного механизма, который работал на обогащение с такой энергией и безостановочностью, что материальные выгоды отнюдь не возмещали возникающие при этом душевные и духовные потери.

Литература об эпохе Реформации

Хаген. Литературные и религиозные условия Германии в эпоху Реформации

Ранке. История Германии в эпоху Реформации

Эгельхаф. История Германии в эпоху Реформации

Хойссер. История эпохи Реформации

В. Михайловский. О предвестниках и предшественниках Реформации в XIII и XIV веках

Фишер. Реформация

Соколов. Реформация в Англии

Мауренбрехер. Англия в эпоху Реформации

Лучицкий. Феодальная аристократия и кальвинисты во Франции

Эрбкам. История протестантских сект в эпоху Реформации

Публикации по теме