Когда надо идти в церковь. Молитва, и обязательно ли ходить в церковь

7.1. Что такое молитва?

– Молитва, по определению святителя Филарета (Дроздова), есть возношение ума и сердца к Богу. Молитва – это беседа человека с Богом, в которой он изливает свои сердечные желания, прошения, воздыхания.

7.2. Зачем надо молиться?

– Через молитву происходит соединение человека с Богом, то есть в определенной мере осуществляется цель назначения человека – обожение его. После искренней, исполненной веры молитвы душа становится умиротворенной, спокойной, молитва доставляет внутреннюю ясность.

7.3. Когда надо молиться?

– Апостол Павел завещает: «Непрестанно молитесь» (1 Фес.5:17). «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» (Кол.4:2). Христианин должен молиться ежедневно: утром и вечером, перед вкушением и после вкушения пищи, перед началом и после окончания всякого дела. Хорошо приучить себя мысленно молиться в продолжение всего дня краткими молитвами.

7.4. Какие бывают молитвы?

– Молитвы бывают просительные, благодарственные, славословные (хвалебные). В просительных молитвах просят у Бога прощения за грехи: за дурные дела, слова и даже мысли, о помощи в различных нуждах, болезнях. Самая краткая просительная молитва: «Господи, помилуй!»

В благодарственных молитвах благодарят Бога за все Его благодеяния, например, за здоровье, благополучие, за то, что обрели веру и смысл жизни. Самая краткая благодарственная молитва: «Слава Богу!»

Славословная молитва – это самый чистый, высший вид молитвы. Ангелы в Царстве Небесном славословят Бога. Самая краткая славословная молитва: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!»

Молитвы могут быть соборные (в храме) и частные (дома).

7.5. Каким должно быть обязательное ежедневное молитвенное правило?

– В православных молитвословах напечатаны «Молитвы утренние» и «Молитвы на сон грядущим», которые и составляют обязательное ежедневное молитвенное правило.

По совету со священником это молитвенное правило может быть увеличено. При определении объема молитвенного правила учитываются жизненные обстоятельства и духовный опыт христианина. Время и силы должны быть распределены так, чтобы их хватало и на молитву, и на прилежное выполнение домашних обязанностей. «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим.5:8).

7.6. Каким чтением можно заменить утреннее и вечернее правила?

– Утренние и вечерние молитвы потому и называются правилом, что не могут быть заменены никаким иным чтением. Для начинающих церковную жизнь и немощных в православных молитвословах имеются сокращенные варианты утренних и вечерних молитвенных правил. Сокращение или увеличение молитвенного правила надо согласовывать с духовником.

7.7. О чем можно просить Бога?

– Просить следует о прощении грехов, об очищении от страстей, о примирении враждующих, об исцелении, о духовных дарованиях (о даре молитвы, терпения, смирения, покаяния), о спасении души.

В молитве искать благ не земных, а небесных. Господу лучше ведомо то, что человеку полезно. Поэтому молиться хорошо так: «Предаю, Господи, себя, детей своих и всех родных в Твою святую волю». Перед началом всякого дела хорошо попросить помощи Божией словами «Господи, благослови!» Во время совершения дела – «Господи, помоги!», а совершив его – «Господи, слава Тебе!»

7.8. Как представлять себе того, кому молишься?

– Молясь Богу, не надо воображать Его никак, а только веровать, что Он близко и все видит и слышит. Святые отцы категорически запрещают что-либо или кого-либо представлять во время молитвы, так как от этого можно впасть в болезненное духовное состояние, называемое прелестью.

7.9. Почему Бог исполняет не все просьбы?

– Господь выполняет просьбы, если они идут от сердца и на пользу душе. Он никогда не допустит, чтобы исполнилось злое пожелание. А если происходит что-то злое, то это не от Бога, а по Его попущению для пользы человека, которой он иногда не видит. Молитва должна соединяться с постом, милостыней, добрыми делами.

Не все, что человек просит у Бога, полезно для него, а все, что Бог посылает (даже и тяжкие испытания) душеполезно. Есть Промысл Божий о каждом человеке, но поступки и желания людей не всегда сходятся с ним, вот почему и кажется, что Господь не выполняет то, о чем просили, будто бы не слышит. Человек должен понимать, что все посылаемое Богом направлено к его пользе и спасению души, хоть порой и кажется это жестоким. Таков закон жизни, установленный, опять же, не человеком, а Творцом всего сущего, то есть закон Божественный, понимание которого зачастую не подвластно человеческому ограниченному разуму.

7.10. Что важно в молитве и поклонах?

– Надо помнить, что не в словах и поклонах дело, а в возношении ума и сердца к Богу. Молитва должна быть мирной, прежде молитвы нужно примириться с ближними. Надо иметь покаянное чувство, сознавать свое недостоинство и вину перед Богом. Молитву надо совершать с усердием, со вниманием, в тишине и спокойствии, вникая в слова молитвы, отгонять злые помыслы и устремлять ум к Богу.

7.11. Как следует молиться о воинах?

– О покровительстве православных воинов и армии молятся святому благоверному великому князю Александру Невскому, великомученику Георгию Победоносцу, мученику Иоанну-воину, преподобному Сергию Радонежскому. Молитвы этим святым можно найти в православных молитвословах и сборниках акафистов.

7.12. Чем отличается молебен от панихиды?

– На молебнах поминают и молятся о живых, а на панихидах – о усопших.

7.13. Что такое молебен?

– После Литургии обычно служится молебен – особое богослужение, за которым просят Господа, Богородицу и святых о ниспослании милости или благодарят за получение благ. Молебен может быть благодарственный, о болящих, о путешествующих и заказать его можно Спасителю, Божией Матери, святым. Можно заказать водосвятный молебен – в этом случае совершается малое освящение воды, которая потом раздается верующим.

7.14. Какие бывают молебны?

– Наиболее распространены общие молебны – просьбы о помощи к Господу, к Божией Матери и святым, молебны об исцелении недугов, о помощи в путешествии, в созидании добрых дел, благодарственные. Со служением молебнов может быть соединено чтение акафистов – умилительных песнопений Господу, Богородице или святым угодникам Божиим.

Молебнами также являются чины освящения икон и других святынь, а также квартир, автомобилей, полей и пр. Особым видом молебнов является водосвятие. Водосвятие бывает великое (на праздник Крещения Господня) или малое, которое может служиться в любых условиях и в любое время по просьбе верующих.

7.15. Что такое панихида?

– Панихидой называется особое богослужение, состоящее из молитв о прощении грехов и упокоении в Царствии Небесном душ усопших православных христиан. Панихида служится перед кануном. Около кануна на особом столе можно оставить приношение в память об усопших близких.

7.16. Что такое ектения?

– Ектения слово греческое и означает: «прилежное моление». Ектения – молитва совершенно особого характера. Она рассчитана на возможно меньшее утомление внимания, на постоянное возбуждение его. Ввиду этого цельная молитва делится на ряд кратких отрывочных прошений, которые прерываются пением еще более кратких молитвенных восклицаний: «Господи, помилуй», «Подай, Господи». Название ектении усвоено этого рода молитвам потому, что они являются особенно усердными молитвами, возносимыми от всех верующих. Во время Божественной Литургии после чтения Евангелия совершаются ектении, на которых читаются заказные записки о здравии и о упокоении. Каждая ектения оканчивается возгласом священника, прославляющим Пресвятую Троицу.

7.17. Зачем идти на молитву в храм, если Бог в душе и можно молиться Ему и дома?

– Бог, действительно, всегда рядом («Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:20)) и молиться Ему можно в любом месте. Однако уже много тысячелетий люди посещают храмы – места особого присутствия Божия. Сам Бог так заповедал: «И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди них; все сделайте, как Я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов ее; так и сделайте» (Исх.25:8,9). В храме совершается общая молитва, для которой люди должны собираться вместе по примеру апостолов: «И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк.24:53).

Кто говорит, что он может помолиться и дома, обычно дома не молится. А если он не обращается к Богу, то о какой вере, а значит, и о присутствии в его душе Божества, может идти речь? Вера предполагает, что человек не надеется сам на себя, он не самодостаточен, а зависит от Бога, воле Которого должен следовать. Человек не может быть полностью автономным и независимым, особенно когда это касается такого ответственного вопроса, как спасение души. Если христианин не ходит в храм, то есть опасность, что он лишится подлинного общения с Богом, которому надо приобщаться и учиться там, где богообщение реально совершается, то есть в храме.

Только в храме совершаются Таинства, только в храме каждый день Христос зовет всех, предлагая Тело и Кровь Свою. И кто же отказывается от Святых Таин? «Кто не со Мною, тот против Меня» (Мф.12:30).

Быть христианином и не ходить в храм, значит, сознательно отстраняться от того, что даровал Христос – очищения от грехов в покаянии, единения с Ним в Евхаристии, исцеления от болезней в Елеосвящении, благодатного общения со святыми и многих духовных даров, которые люди обретают лишь в храме.

Христианская вера предполагает соответствующую жизнь, а жизнь проявляется в конкретных формах. Христианин спасается лишь в единстве с Церковью.

– Хорошо знать на память «Символ веры» и основные молитвы: «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся…» Нет такого церковного правила, чтобы заучивать молитвы наизусть. Если ежедневно исполнять утреннее и вечернее молитвенные правила, то они будут запоминаться сами собой. Главное – читать молитвы благоговейно, внимательно, с покаянным чувством.

7.19. Можно ли молиться совсем без молитвослова и Псалтири своими словами?

– К Богу, конечно, можно обращаться и своими словами, но вопрос в том, найдет ли человек такие слова, чтобы Бог его услышал? Не будет ли он просить у Бога того, что вовсе не полезно для спасения души? Скорее всего так и получится: ему ведь хочется, прежде всего, земных благ, успехов в этой жизни, здоровья телесного. Это все не вредно, но должно стоять на втором плане, на первом же – то, что способствует духовному росту, очищению и спасению души. Вот для чего и даны нам молитвы, слова которых по внушению Святого Духа составлены святыми. Это некие образцы прошений, то, что нужно просить у Бога, чтобы быть услышанными и получить желаемое, если это желаемое соответствует Божьему Промыслу.

Так что, прежде чем молиться своими словами, надо научиться правильно обращаться к Богу, просить полезное для спасения души, а не тела, – именно для этого и существуют молитвы святых – образцы возношения ума и сердца к Богу.

(65 голосов : 4.57 из 5 )

Часто священнику задают вопрос, приведенный в заглавии, и начинают оправдываться.

– Нам надо выспаться, побыть с семьей, сделать домашние работы, а тут надо встать, идти в . Зачем?

Конечно, для того чтобы обосновать свою лень, можно найти и не такие возражения. Но сначала следует понять, какой смысл в еженедельном хождении в храм, чтобы затем уже сравнить с этим наши самооправдания. Ведь требование это не выдумано людьми, а дано еще в Десяти Заповедях:«Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (). За нарушение этой заповеди в Ветхом Завете полагалась смертная казнь, как за убийство. В Новом Завете большим праздником стало воскресенье, потому что Христос, восстав из мертвых, освятил этот день. По церковным правилам нарушитель этой заповеди подпадает отлучению. Согласно 80 правилу VI Вселенского Собора: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжение трех седмиц, не придет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения».

Вряд ли Творец стал бы давать нам нелепые повеления, да и церковные правила написаны вовсе не для того, чтобы мучить людей. В чем же смысл этой заповеди?

Все христианство вырастает из самооткровения Бога Троицы, явленного чрез Господа Иисуса Христа. Вхождение в Его внутреннюю жизнь, участие в Божественной славе – это цель нашей жизни. Но так как «Бог есть любовь и пребывающий в любви – в Боге пребывает, и Бог в нем» , по слову апостола Иоанна (), то и войти в общение с Ним можно только через любовь.

По слову Господа, весь закон Божий сводится к двум заповедям: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (). Но эти заповеди разве можно исполнить без посещения храма? Если мы любим человека, то разве не стремимся чаще встречаться с ним? Разве можно представить себе, чтобы влюбленные избегали встреч друг с другом? Да, можно пообщаться и по телефону, но куда лучше говорить лично. Так и человек, любящий Бога, стремится к Нему на встречу. Примером для нас да будет царь Давид. Он, будучи правителем народа, ведя бесчисленные войны с врагами, осуществляя правосудие, говорил так: «Как вожделенны жилища Твои, Господи сил! Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому. И птичка находит себе жилье, и ласточка гнездо себе, где положить птенцов своих, у алтарей Твоих, Господи сил, Царь мой и Бог мой! Блаженны живущие в доме Твоем: они непрестанно будут восхвалять Тебя. Блажен человек, которого сила в Тебе и у которого в сердце стези направлены к Тебе. Проходя долиною плача, они открывают в ней источники, и дождь покрывает ее благословением; приходят от силы в силу, являются пред Богом на Сионе. Господи, Боже сил! Услышь молитву мою, внемли, Боже Иаковлев! Боже, защитник наш! Приникни и призри на лице помазанника Твоего. Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи. Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия» ().

Когда он был в изгнании, то плакал каждый день, что не может войти в дом Бога: «Вспоминая об этом, изливаю душу мою, потому что я ходил в многолюдстве, вступал с ними в дом Божий со гласом радости и славословия празднующего сонма» ().

Вот именно это отношение и порождает нужду в посещении храма Божия и делает его внутренне необходимым.

И это не удивительно! Ведь на храм Божий непрерывно обращены очи Господа. Тут Сам Он пребывает Своим Телом и Кровью. Тут Он возрождает нас в крещении. Так что – наша малая небесная родина. Тут Бог прощает нам грехи в таинстве Исповеди. Тут Он дает нам Сам Себя в святейшем Причастии. Разве где-то можно еще найти такие источники нетленной жизни? По слову древнего подвижника, те, кто в течение недели сражаются с дьяволом, стремятся в субботу и воскресенье прибежать к источникам живой воды Причастия в церковь, чтобы утолить жажду сердца и отмыть себя от грязи оскверненной совести. По древним сказаниям, олени охотятся на змей и пожирают их, но яд начинает жечь их внутренности, и они бегут к роднику. Так же и мы должны стремиться в храм, чтобы совместной охладить раздражение нашего сердца. По слову священномученика , «старайтесь чаще собираться для евхаристии и славословия Бога. Ибо если вы часто собираетесь вместе, то низлагаются силы сатаны, и единомыслием вашей веры разрушаются гибельные его дела. Нет ничего лучше мира, ибо им уничтожается всякая брань небесных и земных духов» (Сщмч. Игнатий Богоносец Послание к Ефесянам. 13).

Многие сейчас боятся сглаза, порчи, колдовства. Многие утыкивают все косяки иголками, увешивают себя, как новогодние елки, амулетами, коптят все углы свечками и забывают, что церковная молитва одна только и может спасти человека от насилия дьявола. Ведь он трепещет силы Бога и неспособен навредить тому, кто пребывает в Божией любви.

Как пел царь Давид: «Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться. Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать святой храм Его, ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия, скрыл бы меня в потаенном месте селения Своего, вознес бы меня на скалу. Тогда вознеслась бы голова моя над врагами, окружающими меня; и я принес бы в Его скинии жертвы славословия, стал бы петь и воспевать пред Господом» ().

Но мало того, что в храме Господь защищает нас и дает нам силы. Он еще и учит нас. Ведь все богослужение – это истинное училище Божьей любви. Мы слышим Его слово, вспоминаем Его чудесные дела, узнаем о нашем будущем. Поистине «в храме Бога все возвещает о Его славе» (). Перед нашими глазами проходят подвиги мучеников, победы подвижников, мужество царей и священников. Мы узнаем об Его таинственной природе, о том спасении, которое дал нам Христос. Тут мы радуемся светлому Христову воскресению. Недаром мы называем воскресное богослужение «малой Пасхой». Часто нам кажется, что все вокруг ужасно, страшно и безнадежно, но воскресная служба говорит нам о нашей запредельной Надежде. Недаром Давид говорит, что «мы размышляли, Боже, о благости Твоей посреди храма Твоего» (). Воскресная служба – лучшее средство против тех бесчисленных депрессий и печалей, которые обитают в «сером быте». Это – сверкающая радуга Божьего завета среди туманов всеобщей суеты.

Наше праздничное богослужение имеет своим сердцем молитву и размышление над священным Писанием, чтение которого в церкви обладает особенной силой. Так один подвижник видел, как из уст дьякона, читавшего на воскресной Литургии слово Божие, поднимались огненные языки. Они очищали души молящихся и восходили к небесам. Те, кто говорят, что смогут почитать Библию и дома, будто бы для этого не нужно идти в храм, ошибаются. Даже если они действительно откроют дома Книгу, то их удаление от церковного собрания помешает им понять смысл прочитанного. Проверено, что те, кто не участвует в святом Причастии, практически не способны усвоить волю Божию. И неудивительно! Ведь Писание подобно «инструкции» для получения небесной благодати. Но если просто читать инструкцию, не пытаясь, например, собрать шкаф или произвести программирование, то она останется непонятной и быстро забудется. Ведь известно, что наше сознание быстро отфильтровывает неиспользуемую информацию. Поэтому Писание не отделимо от церковного собрания, ибо и дано оно было именно Церкви.

Напротив, те, кто побывал на воскресной Литургии и после этого дома взял Писание, тот увидит в нем те смыслы, которых он не заметил бы никогда. Часто бывает, что именно на праздники люди узнают волю Божию о себе. Ведь, по словам преп. , «хотя Бог и всегда награждает рабов Своих дарами, но наиболее в годовые и Господские праздники» (Слово к Пастырю. 3, 2). Не случайно, что те, кто регулярно ходит в храм несколько иные и по внешнему виду, и по душевному состоянию. С одной стороны, для них добродетели становятся естественными, а с другой – частая исповедь мешает делать серьезные грехи. Да. Часто у христиан страсти также обостряются, ибо сатана не желает, чтобы люди, слепленные из праха, поднимались в небеса, откуда он был низвержен. Потому сатана и нападает на нас как на своих врагов. Но мы-то не должны его бояться, а должны сразиться с ним и победить. Ведь только побеждающий наследует все, сказал Господь ()!

Если человек говорит, будто он христианин, но не общается в молитве со своими братьями, то какой же он верующий? По справедливому слову крупнейшего знатока церковных законов, патриарха Антиохийского Феодора Вальсамона, «из этого открывается одно из двух – или то, что таковой не прилагает никакого попечения об исполнении божественных повелений о молитве к Богу и песнопении, или он не есть верный. Ибо, почему же он в течение двадцати дней не захотел быть в церкви с христианами и иметь общение с верным народом Божьим?»

Неслучайно те христиане, которых мы считаем образцовыми, – христиане апостольской Церкви в Иерусалиме «были вместе и имели всё общее… И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселье и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа» (). Именно из этого единомыслия и проистекала их внутренняя сила. Они пребывали в животворящей силе Святого Духа, которая изливалась на них в ответ на их любовь.

Неслучайно поэтому Новый Завет прямо запрещает пренебрегать церковными собраниями: «Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного» ().

Все то лучшее, благодаря чему Русь называют святой, благодаря чему существуют и другие христианские народы, дает нам богослужение. В церкви мы избавляемся от гнета нашей суеты и вырываемся из тенет кризисов и войн в Божий покой. И это единственно правильное решение. Не ругательства и революции, не злоба и ненависть, а церковная молитва и добродетели могут изменить мир. «Когда разрушены основания, что сделает праведник? Господь во святом храме Своем» (), и к Нему он убегает, чтобы найти защиту. Это не трусость, а мудрость и мужество. Только глупый будет пытаться сам справиться с натиском всемирного зла, будь то террор или стихийное бедствие, революция или войны. Только Всемогущий Бог защитит Свое творение. Неслучайно храм всегда считался убежищем.

Поистине храм – это небесное посольство на Земле, где мы, странники, ищущие небесного Града, получаем поддержку. «Как драгоценна милость Твоя, Боже! Сыны человеческие в тени крыл Твоих покойны: насыщаются от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их, ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет» ().

Думаю понятно, что любовь к Богу требует как можно чаще прибегать к дому Господа. Но этого же требует и вторая заповедь – любовь к ближнему. Ведь где можно обратиться к самому прекрасному в человеке – в магазине, кино, поликлинике? Конечно, нет. Только в доме нашего общего Отца мы можем встретиться с братьями. И наша совместная молитва будет скорее услышана Богом, чем молитвы гордого одиночки. Ведь Сам Господь Иисус Христос сказал: «если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ().

Здесь мы поднимаемся из суеты и можем помолиться и о наших бедах, и обо всей Вселенной. В храме мы просим Бога исцелить болезни родных, освободить пленников, сохранить путников, спасти погибающих. В храме мы общаемся и с теми, кто ушел из этого мира, но не покинул Христову Церковь. Умершие, являясь, умоляют помолиться о них в церквах. Они говорят, что каждое поминовение для них – как день рожденья, а мы часто небрежем об этом. Где же тогда наша любовь? Представим себе их состояние. Они без тела, причаститься не могут, внешних добрых дел (например милостыни) тоже не могут делать. Ждут они от своих родных и друзей поддержки, а получают только отговорки. Это все равно, что сказать голодной матери: «уж прости. Не дам я тебе покушать. Спать больно хочется». А ведь для умерших церковная молитва – это настоящая пища (а не водка, налитая на кладбище, не нужная никому, кроме бесов и алкоголиков).

Но и святые угодники, достойные нашего прославления, ждут нас в храме. Святые образа дают их увидеть, их слова провозглашаются на службе, да и сами они часто посещают дом Божий, особенно в свои праздники. Они вместе с нами молятся Богу, и их могучие славословия как орлиные крылья возносят церковную молитву прямо к Божественному престолу. И не только люди, но и бесплотные ангелы участвуют в нашей молитве. Их песни поют люди (например, «Трисвятое»), а они подпевают нашим гимнам («Достойно есть»). По церковному преданию, в каждом освященном храме над престолом всегда стоит Ангел, возносящий молитву Церкви к Богу, а также у входа в храм стоит блаженный дух, следящий за мыслями входящих и исходящих из церкви. Это присутствие ощущается вполне осязаемо. Недаром многим нераскаянным грешникам становится плохо в храме – это сила Божия отторгает их греховную волю, и ангелы наказывают их за беззакония. Им надо не игнорировать церковь, а раскаяться и получить прощение в таинстве Исповеди и не забыть поблагодарить Творца.

Но многие говорят:

– Хорошо! Надо ходить в церковь, но зачем каждое воскресенье? Зачем такой фанатизм?

Отвечая кратко, можно сказать, что раз Творец так говорит, то творение должно беспрекословно отвечать повиновением. Повелитель всех времен дал нам все сутки нашей жизни. Неужели Он не может потребовать, чтобы мы из 168 часов недели отделили Ему четыре? И при этом время, потраченное в храме, идет нам же на пользу. Если врач прописывает нам процедуры, то разве не стараемся мы точно исполнить его рекомендации, желая исцелиться от болезней тела? Почему же мы игнорируем слова Великого Врача душ и тел?

Тут надо подумать над теми словами, которые приведены в начале наших размышлений:

– Воскресенье – это единственный выходной день, надо выспаться, побыть с семьей, сделать домашние работы, а тут надо встать, идти в церковь.

Но ведь никто не заставляет человека идти именно на раннюю службу. В городах почти всегда служат раннюю и позднюю Литургию, а деревне никто и в воскресенье не спит долго. Что касается мегаполиса, то никто не мешает придти в субботу с вечерней службы, поговорить с семьей, почитать интересную книгу и после вечерних молитв лечь спать около 11 – 12 часов ночи, а утром встать в полдевятого и пойти на Литургию. Девять часов сна могут почти каждому восстановить силы, а если этого и не произойдет, то мы можем «добрать» недостающее дневным сном. Все наши проблемы связаны не с церковью, а с тем, что ритм нашей жизни не соответствует Божьей воле и потому изматывает нас. А общение с Богом – Источником всех сил Вселенной, – конечно, только и может дать человеку и духовные, и физические силы. Давно замечено, что если к субботе внутренне выработаешься, то воскресная служба наполняет внутренней силой. И сила эта – в том числе и телесная. Неслучайно подвижники, жившие в нечеловеческих условиях пустыни, доживали до 120-130 лет, а мы еле дотягиваем до 70-80. Бог укрепляет надеющихся на Него и служащих Ему. До революции был проведен анализ, который показал, что самая большая продолжительность жизни была не у дворян или купцов, а у священников, хотя они жили в гораздо худших условиях. Это зримое подтверждение пользы от еженедельного хождения в дом Господень.

Что же касается общения с семьей, то кто мешает нам пойти в храм полным составом? Если дети маленькие, то жена может придти в церковь позже, а после окончания Литургии можно всем вместе погулять, пойти в кафе, поговорить. Разве это сравнится с тем «общением», когда вся семья дружно тонет в черном ящике? Часто те, кто не ходит в храм из-за семьи, не обменивается с близкими и десятком слов за день.

Что касается домашних работ, то слово Божие не разрешает исполнять тех дел, которые не являются существенно важными. Нельзя устраивать генеральную уборку или стиральный день, заготовки консервов на год. Время покоя длится с вечера субботы до вечера воскресенья. Все тяжелые работы надо переносить на воскресный вечер. Единственный вид тяжелых работ, которые мы можем и должны делать в воскресенье и праздники, – это дела милосердия. Устроить генеральную уборку у больного или старика, помочь в храме, заготовить продукты сироте и многодетной семье – это истинное и угодное Творцу правило соблюдения праздника.

С вопросом о домашних работах в праздники неразрывно связана проблема летнего посещения храмов. Очень многие говорят:

– Мы не сможем выдержать зиму без тех заготовок, которые мы выращиваем на наших участках. Как же мы можем ходить в храм?

Думаю, ответ очевиден. Никто не мешает сходить в деревенский храм на службу, а работу по огороду сделать или в субботу, или во второй половине воскресенья. Так и здоровье наше сохранится, и воля Божия будет соблюдена. Даже если нигде вблизи нет храма, мы должны посвящать субботний вечер и воскресное утро молитве и Писанию. Те же, кто не желает исполнять волю Бога, получают Его наказание. Ожидаемый урожай пожирает саранча, гусеницы, болезни. Когда нужен дождь – наступает засуха, когда нужна сушь – начинается наводнение. Так Бог показывает всем, Кто в мире Хозяин. Часто Бог наказывает и самих презрителей Его воли. Знакомые врачи рассказывали автору о феномене «воскресной смерти», когда человек все выходные пашет, не поднимая глаз к небу, и там же, на грядке и умирает от инсульта или инфаркта, лицом к земле.

Напротив, тем, кто исполняет заповедь Божию, Он дает небывалые урожаи. Например, в Оптиной Пустыни урожаи превышали урожай соседей в четыре раза, хотя использовалась одинаковая техника землепользования.

Некоторые говорят:

– Я не могу пойти в храм, потому что холодно или жарко, дождь или снег. Я лучше дома помолюсь.

Но о чудо! Тот же человек готов ехать на стадион и под открытым небом под дождем болеть за свою команду, до упада копаться на огороде, всю ночь плясать на дискотеке, и лишь до дома Божия дойти сил у него нет! Погода – всегда лишь оправдание своего нежелания. Неужели можно считать, что Бог услышит молитву человека, который не желает и чем-то малым пожертвовать ради Него?

Так же нелепо другое, часто встречающееся возражение:

– Не пойду в храм, потому что у вас нет скамеек, жарко. Не то, что у католиков!

Конечно, это возражение нельзя назвать серьезным, но для многих соображения комфорта важнее вопроса вечного спасения. Однако Бог не хочет гибели и отверженного, а Христос не переломит и надломленного жезла и не угасит льна курящегося. Что касается скамеек, так это вопрос вообще не принципиальный. Православные греки имеют сидения во всем храме, у русских их нет. Даже сейчас, если человек болен, то никто не мешает ему сесть на скамьях, расположенных сзади почти в каждом храме. Тем более по богослужебному Уставу Русской Церкви на праздничной вечерней службе прихожане могут сесть семь раз. В конце концов, если тяжело стоять всю службу, а все скамьи заняты, то никто не мешает принести с собой раскладной табурет. Вряд ли кто-то будет за это осуждать. Надо только вставать на чтение Евангелия, на Херувимскую песнь, Евхаристический канон и еще около десятка важнейших моментов службы. Думается, что это ни для кого не составит проблемы. Инвалидов эти правила вообще не касаются.

Еще раз повторю, что все эти возражения совершенно не серьезны и не могут быть причиной нарушения заповеди Божией.

Также не оправдывает человека следующее возражение:

– У вас в храме все такие злые, сердитые. Бабки шипят и ругаются. А еще христиане! Я таким быть не хочу и поэтому в храм не пойду.

Но ведь никто не требует быть злым и сердитым. Разве кто-то в храме заставляет быть таким? Разве при входе в храм от тебя требуют надеть боксерские перчатки? Не шипи и не ругайся сам и тогда сможешь и других исправить. Как говорит апостол Павел: «Кто ты осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает?» ().

Это было бы справедливым, если бы священники учили ругаться и склочничать. Но ведь это не так. Ни Библия, ни Церковь, ни Ее слуги никогда не учили этому. Наоборот – на всякой проповеди и в песнопениях нас призывают быть кроткими, милостивыми. Так что это не причина нехождения в церковь.

Надо понимать, что в храм приходят люди не с Марса, а из окружающего мира. А там как раз и принято ругаться так, что иногда у мужиков и русского слова не услышишь. Один мат. А в храме его как раз и нет. Можно сказать, что церковь – единственное место, закрытое для матерщины.

Именно в мире принято быть сердитым и свое раздражение выливать на окружающих, называя это борьбой за справедливость. Разве не этим занимаются старухи в поликлиниках, перемывающие кости всем, начиная с президента, заканчивая медсестрой? И неужели эти люди могут, войдя в храм, как по мановению волшебной палочки мгновенно измениться и стать кроткими, как овечки? Нет, Бог дал нам свободу воли, и без нашего усилия ничего измениться не может.

Мы всегда пребываем в Церкви только отчасти. Иногда часть эта очень большая – и тогда человек называется святым, иногда поменьше. Порой человек держится за Бога лишь мизинчиком. Но всему Судья и Оценщик не мы, а Господь. Пока есть время, есть надежда. А до окончания картины как можно о ней судить, разве только по законченным частям. Такие части – это святые. По ним и надо судить Церковь, а не по тем, кто еще не закончил земного пути. Недаром говорится, что «конец венчает дело».

Церковь сама называет себя больницей (на Исповеди говорится «понеже пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши»), так разве разумно ожидать, что Ее заполняют здоровые? Здоровые есть, но находятся они на Небесах. Вот когда все желающие исцелиться воспользуются помощью Церкви, тогда она явится во всей своей красе. Святые – вот кто ясно показывает мощь Бога, действующего в Церкви.

Так что в храме надо смотреть не на окружающих, а на Бога. Ведь и приходим мы не к людям, а к Творцу.

Часто отказываются ходить в храм, говоря:

– У вас в храме ничего не понятно. Служат на непонятном языке.

Давайте перефразируем это возражение. Приходит первоклассник в школу и, подслушав урок алгебры в 11 классе, отказывается от хождения на занятия, сказав: «Там ведь ничего не понятно». Неумно? Но также неумно отказываться от обучения Божественной науке, ссылаясь на непонятность.

Наоборот, если бы все было понятным, значит, обучение бессмысленно. Ты ведь и так уже знаешь все, о чем говорят специалисты. Поверьте, что наука жить с Богом не менее сложна и изящна, чем математика, так позвольте ей иметь свою терминологию и свой язык.

Думаю, что надо не отказываться от храмового обучения, постараться понять то, что именно непонятно. При этом надо учесть, что служба предназначена не для миссионерства среди неверующих, а для самих верующих. Нам, слава Богу, если мы внимательно молимся, все становится понятным уже через месяц-полтора постоянного хождения в храм. Но глубины богослужения могут раскрываться спустя годы. Это, действительно, удивительная тайна Господа. Мы имеем не плоскую проповедь протестантов, а, если угодно, вечный университет, в котором богослужебные тексты – это учебные пособия, а Преподаватель – Сам Господь.

Церковнославянский язык – это не латынь и не санскрит. Это священная форма русского языка. Надо лишь немного потрудиться: купить словарь, несколько книжек, выучить полсотни слов – и язык раскроет свои тайны. А Бог воздаст за этот труд сторицею. – Во время молитвы будет легче собрать мысли на Божественной тайне. Мысли не будут по законам ассоциации ускользать куда-то вдаль. Таким образом, славянский язык улучшает условия для богообщения, а ведь именно для этого мы приходим в церковь. Что же касается получения знания, то оно передается в храме на русском языке. Трудно найти хоть одного проповедника, который говорил бы проповеди по-славянски. В Церкви все соединено мудро – и древний язык молитвы, и современный язык проповеди.

И, наконец, для самих православных славянский язык дорог тем, что он дает нам возможность максимально точно слышать Слово Божие. Мы в буквальном смысле можем слышать букву Евангелия, потому что грамматика славянского языка почти тождественна грамматике греческого, на котором и дано нам Откровение. Поверьте, что как в поэзии и юриспруденции, так и в богословии, оттенки смыслов часто меняют суть дела. Думаю, что всякий, увлекающийся литературой, понимает это. И в детективе случайная спичка способна изменить ход расследования. Так и для нас бесценна возможность как можно точнее услышать слова Христа.

Конечно, славянский язык не являет догматом. Во Вселенской Православной Церкви богослужение совершается более чем на восьмидесяти языках. И даже в России теоретически возможен отказ от славянского языка. Но произойти это может лишь тогда, когда для верующих он станет столь же далеким, как для итальянцев латынь. Думаю, пока так вопрос даже не стоит. Но если уж и произойдет такое – тогда Церковь создаст новый священный язык, максимально точно переводящий Библию и не дающий нашему уму ускользать на страну далече. Церковь же до сих пор жива и имеет силы оживить любого, входящего в Нее. Так что начинайте курс божественной Премудрости, и Творец введет в глубины Своего ума.

Другие говорят:

– Я верю в Бога, но не верю попам, а потому не пойду в храм.

Но ведь от прихожанина никто не просит, чтобы он верил священнику. Мы верим Богу, а священники – лишь Его слуги и орудия исполнения Его воли. Некто сказал: «ток идет и по ржавому проводу». Так и благодать передается и чрез недостойного. По верной мысли святителя , «мы сами, сидящие на кафедре и учащие, сплетены с грехами. Тем не менее, не отчаиваемся в человеколюбии Божием и не приписываем Ему жестокосердия. Для того Бог и попустил самим священникам рабствовать страстям, чтобы они из собственного опыта научились снисходительно относиться и к другим». Представим себе, что в храме будет служить не грешный батюшка, а Архангел Михаил. После первого же разговора с нами он вспыхнул бы справедливым гневом, и от нас осталась бы только кучка пепла.

Вообще это утверждение сравнимо с отказом от медицинской помощи по причине корыстолюбия современной медицины. Гораздо более очевидна финансовая заинтересованность отдельных врачей, как в этом убеждаются все попавшие в больницу. Но почему-то из-за этого люди не отказываются от медицины. А когда речь идет о куда более важном – о здоровье души, то вспоминают все были и небылицы, лишь бы не идти в церковь. Был такой случай. Один монах жил в пустыне, и к нему ходил священник причащать его. И вот однажды он услышал, что причащающий его священник блудит. И тогда он отказался у него причащаться. И в эту же ночь он увидел откровение, что стоит золотой колодец с хрустальной водой и из него, золотым же ведром черпает воду прокаженный. И голос Бога сказал: «Видишь, как вода остается чистой, хоть и дает ее прокаженный, так и благодать не зависит от того, через кого она подается». И после этого пустынник вновь стал причащаться у священника, не рассуждая, праведен он или грешен.

Но если подумать, то все эти оправдания совершенно ничтожны. Ведь разве можно игнорировать прямую волю Господа Бога, ссылаясь на грехи священника? «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен; ибо силен Бог восставить его» ().

– Церковь не в бревнах, а в ребрах, – говорят другие, – поэтому можно и дома помолиться.

Эта поговорка, якобы русская, на самом деле восходит к нашим доморощенным сектантам, которые, вопреки слову Божию, отделились от Церкви. Бог действительно обитает и в телах христиан. Но входит Он в них чрез святое Причастие, подаваемое в храмах. При этом и молитва в церкви выше, чем молитва в домах. Святой говорит: «ошибаешься ты, человек; молиться, конечно, можно и дома, но молиться так, как в церкви, где такое множество отцов, где единодушно возсылается песнь к Богу, дома невозможно. Ты не будешь так скоро услышан, молясь Владыке у себя, как молясь со своими братьями. Здесь есть нечто большее, как то: единодушие и согласие, союз любви и молитвы священников. Для того и предстоят священники, чтобы молитвы народа, как слабейшие, соединяясь с их молитвами сильнейшими, вместе восходили на небо… Если и Петру помогла молитва церкви и извела из темницы этот столп церкви (), то как ты, скажи мне, пренебрегаешь ее силой и какое можешь иметь оправдание? Послушай и Самого Бога, Который говорит, что Его умилостивляют благоговейные молитвы многих ()… Не люди одни только одни здесь страшно взывают, но и ангелы припадают к Владыке и архангелы молятся. Самое время благоприятствует им, самое жертвоприношение содействует. Как люди, взяв масличные ветви, потрясают ими пред царями, напоминая им этими ветвями о милости и человеколюбии; так точно и ангелы, представляя вместо масличных ветвей самое Тело Господне, умоляют Владыку за род человеческий, и как бы говорят: мы молимся за тех, которых Ты Сам некогда удостоил такой любви Своей, что предал за них Свою душу; мы изливаем моления за тех, за кого Ты пролил кровь; мы просим за тех, за которых Ты принес в жертву Свое Тело» (Слово 3 против аномеев).

Так что и это возражение совершенно неосновательно. Ведь насколько святее дом Божий твоего дома, настолько же выше молитва, приносимая в храме, молитвы домашней.

Но некоторые говорят:

– Я готов каждую неделю ходить в храм, но жена или муж, родители или дети меня не пускают.

Здесь стоит вспомнить страшные слова Христа, которые часто забывают: «кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (). Этот страшный выбор надо делать всегда. – Выбор между Богом и человеком. Да, это тяжело. Да, это может быть больно. Но если ты выбрал человека, пусть в том, что ты считаешь малым, то Бог отвергнет тебя в день Суда. И разве близкий поможет тебе на этом страшном ответе? Разве твоя любовь к родным оправдает тебя, когда Евангелие говорит обратное? Разве не будешь ты с тоской и горьким разочарованием вспоминать о том дне, когда ты отверг Бога ради мнимой любви?

Да и практика показывает, что тот, кто выбрал кого-то вместо Творца, будет предан им.

Другие говорят:

– Я не пойду в эту церковь, потому что там плохая энергетика. Мне в храме становится плохо, особенно от ладана.

На самом деле у любого храма энергетика одна – Божия благодать. Все храмы освящены Духом Святым. Во всех церквах пребывает Христос Спаситель Своим Телом и Кровью. Ангелы Божии стоят у входа в любой храм. Дело только в человеке. Бывает, что у этого эффекта есть и естественное объяснение. На праздники, когда «захожане» посещают храмы, те битком забиты людьми. Ведь на самом деле священных мест крайне мало для такого множества христиан. И поэтому действительно многим становится просто душно. Иногда бывает, что в бедных храмах кадят некачественным ладаном. Но эти причины не основные. Часто бывает, что людям становится плохо и в совершенно пустом храме. Христиане прекрасно знают духовные причины этого явления.

Злые дела, в которых человек не желает раскаиваться, отгоняют благодать Божию. Вот это сопротивление злой воли человека силе Божией и воспринимается им как «плохая энергетика». Но не только человек отворачивается от Господа, но и Сам Бог не принимает эгоиста. Ведь сказано, что «гордым Бог противится» (). Подобные случаи известны и в древности. Так Мария Египетская, которая была блудницей, попыталась войти в Храм Гроба Господня в Иерусалиме и поклониться Животворящему Кресту. Но невидимая сила отбросила ее от ворот церкви. И лишь после того, как она раскаялась и обещала больше никогда не повторять своего греха, Бог допустил ее в дом Свой.

Также и сейчас известны случаи, когда наемные убийцы и проститутки не могли выносить запаха ладана и падали в обморок. Особенно часто такое происходит с теми, кто занимается магией, астрологией, экстрасенсорикой и другой бесовщиной. Некая сила скручивала их в самые важные моменты богослужения, и из храма их забирали на карете «скорой помощи». Тут мы сталкиваемся с еще одной причиной отвержения храма.

Не только человек, но и те, кто стоят за его греховными привычками, не желают встречи с Творцом. Эти существа –мятежные ангелы, бесы. Именно эти нечистые сущности мешают человеку войти в храм. Они же отнимают силы у стоящих в церкви. Бывает, что один и тот же человек может часами сидеть в «качалке» и не способен десять минут провести в присутствии Творца. Только Бог может помочь тому, кто захвачен дьяволом. Но помогает Он лишь тому, кто раскаялся и желает жить по воле Господа Всемогущего. А так все эти рассуждения являются лишь непродуманным повторением сатанинской пропаганды. Не случайно, что и сама терминология этого возражения взята у экстрасенсов (а Церковь знает, что все они служат дьяволу), которые очень любят рассуждать о неких энергиях, которыми можно «подзарядиться», как будто речь идет об аккумуляторе, а не о Божьем чаде.

Тут видны симптомы духовной болезни. Вместо любви люди пытаются манипулировать Творцом. Это как раз признак демонизма.

Последнее возражение, родственное предыдущим, встречается чаще всего:

– У меня Бог в душе, поэтому мне ваши обряды не нужны. Я и так делаю только добро. Неужели Бог отправит меня в ад лишь за то, что я не хожу в храм?

Но что понимать под словом «Бог»? Если речь идет просто о совести, то, конечно, у любого человека этот голос Божий звучит в сердце. Тут нет никаких исключений. Ни Гитлер, ни Чикатило не были его лишены. Все злодеи знали, что есть добро и зло. Голос Бога пытался удержать их от беззаконий. Но неужели лишь потому, что они слышали этот голос, они уже святые? Да и совесть – это не Бог, а лишь Его речь. Ведь если на магнитофоне или по радиоприемнику ты слышишь голос президента, то разве это значит, что он у тебя в квартире? Также и наличие совести не говорит о том, что Бог у тебя в душе.

Но если вдуматься в это выражение, то Кто такой Бог? Это – Всемогущий, Бесконечный, Всеведущий, Праведный, Благой Дух, Творец вселенной, Которого не вмещают небо и небеса небес. Так как же может вместить Его твоя душа – Его, Лицо Которого боятся увидеть ангелы?

Неужели говорящий так искренно думает, что эта Безмерная Сила пребывает с ним? Позвольте нам усомниться. Пусть он покажет Ее проявление. Выражение «Бог в душе» сильнее, чем попытка скрыть в себе ядерный взрыв. Можно ли скрыть в тайне Хиросиму или извержение вулкана? Так что мы требуем от говорящего таких доказательств. Пусть он сотворит чудо (например, воскресит мертвого) или проявит Божью любовь, подставив другую щеку – тому, кто ударил его? Сможет ли он любить врагов – хоть в сотую часть того, как Господь наш, Который молился о них перед распятием? Ведь по настоящему сказать: «Бог у меня в душе», – может лишь только святой. Мы требуем с говорящего так святости, а иначе это будет ложь, чей отец – дьявол.

Говорят: «Я делаю только добро, неужели Бог пошлет меня в ад?» Но позвольте мне усомниться в вашей праведности. Что считать критерием добра и зла, по которому можно определить, что ты или я делаем добро или зло? Если считать критерием самого себя (как часто говорят: «я сам для себя определяю, что такое добро и зло»), тогда эти понятия просто лишаются какой-либо ценности и смысла. Ведь и Берия, и Геббельс, и Пол Пот считали себя абсолютно правыми, так почему же вы сами считаете, что их дела заслуживают порицания? Если мы имеем право сами определять для себя мерило добра и зла, то это же должны позволить и всем убийцам, извращенцам и насильникам. Да, кстати, позвольте также и Богу не согласиться с вашими критериями, и судить вас не по вашим, а по Своим меркам. А то как-то несправедливо получается – мы сами себе выбираем мерило, а Всемогущему и Свободному Богу запрещаем себя судить по собственным законам. А ведь по ним без покаяния перед Богом и святого Причастия человек окажется в аду.

Если сказать честно – то чего стоят перед лицом Бога наши мерки добра и зла, если мы даже права на законодательную деятельность не имеем. Ведь мы не создали себе ни тела, ни души, ни ума, ни воли, ни чувств. Все, что есть у тебя – это подарок (и даже не подарок, а временно вверенное на сохранение имущество), мы же почему-то решаем, что им можно безнаказанно распоряжаться по своей воле. А Тому, Кто нас сотворил, мы отказываем в праве требовать отчет о том, как мы воспользовались Его даром. Не кажется ли это требование несколько дерзким? С чего мы взяли, что Господь Вселенной будет исполнять нашу поврежденную грехом волю? Мы нарушили Четвертую Заповедь и при этом считаем, что Он нам чем-то обязан? Не глупо ли это?

Ведь вместо того, чтобы воскресный день посвятить Богу, он отдается дьяволу. В этот день люди нередко напиваются, ругаются, распутничают, а если нет – то развлекаются далеко не благообразным образом: смотрят сомнительные телепередачи, фильмы, где грехи и страсти бьют через край, и т.д. И только Создатель оказывается лишним в Его Собственный День. А разве Бог, давший нам все, в том числе и времена, не имеет права потребовать от нас всего нескольких часов?

Так что ад ожидает тех презрителей, которые игнорируют волю Бога. И причина этого – не Божья жестокость, а то, что они, оставив источники воды Жизни, стали пытаться копать пустые колодцы своих оправданий. Они отказались от священной Чаши Причастия, лишили себя слова Божия и потому блуждают во тьме этого злого века. Удалившись от Света, они находят тьму, уйдя от любви, они обретают ненависть, бросив жизнь, они бросаются в объятия вечной смерти. Как не оплакать их упрямства и не пожелать, чтобы они возвратились в дом нашего небесного Отца?

Мы же вместе с царем Давидом скажем: «по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем» (). Ведь «мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на свободу. Войду в дом Твой со всесожжениями, воздам Тебе обеты мои, которые произнесли уста мои и изрек язык мой в скорби моей» ().

Прежде всего нужно отбросить стеснение. Никто не посмотрит косо на новичка, который не знает, как правильно вести себя на службе, где поставить свечу за упокой или здравие, как причаститься или исповедоваться. Обо всем можно спросить у опытных прихожан непосредственно в церкви или у продавца в церковной лавке.

Если в вашем окружении есть воцерковленный человек или мирянин, постоянно посещающий церковь, стоит поговорить с ним. И все же священники советуют начинать с главного: Библии. Причем лучше начать с Нового Завета, он легче для понимания и проще в прочтении. Для начала прочтите одно Евангелие (от Матфея, Марка, Луки или Иоанна).

Обязательно следует почитать о церковных таинствах. Например, одно из важнейших – это таинство причастия. В идеале причащаться необходимо каждую неделю. Но перед тем как причаститься, верующему нужно пройти таинство исповеди и получить благословение.

Исповедь священники принимают ежедневно во время службы. Специальной подготовки к ней не требуется. А вот к причастию нужно готовиться за три дня:

Соблюдать пост, отказавшись от мяса, молока, рыбы, яиц;

Накануне причастия вечером прийти на службу;

С 12 часов ночи перед причастием нельзя принимать пищу.

Понимая, в чем смысл этого таинства, новичок будет чувствовать себя увереннее.

Как вести себя в церкви

Если женщина начала ходить в церковь, она должна знать основные правила:

Входить в храм можно только в платке (допустимы шаль, шарф);

Одежда должна быть скромной: никаких мини-юбок, рваных джинсов, декольте и т. п.;

Во время критических дней и в течение 40 дней после родов посещать храм нельзя.

Если вы впервые оказались на службе, не стоит пугаться. Служба идет примерно полтора часа. Для начала можно просто постоять, послушать, о чем говорит священник, креститься, когда крестятся прихожане. Становиться на колени не обязательно, целовать иконы тоже.

Впервые исповедуясь, обязательно скажите об этом священнику. Он подскажет, что делать. Не бойтесь говорить о своих грехах: батюшка не осудит, а порадуется, что мирянин ищет спасения души, и отпустит прегрешения. Самый страшный грех с точки зрения церкви – не отпущенный. О чем говорить, подумайте заранее. Можно вынести список грехов на листочек, чтобы не растеряться и ничего не забыть.

Принимать причастие без исповеди нельзя. Священнику нужно обязательно сказать, что вы впервые принимаете участие в таинстве.

Что касается свечей, то ставить их за здравие можно как перед какой-то конкретной иконой (например, святого Николая), так и перед любой иконой вообще. Просто зажгите свечу, помолитесь, обратитесь к богу со своей просьбой или прочтите молитву святому, у которого просите помощи. Свечи за упокой души ставятся в определенной части храма: слева от входа, где расположено большое распятие.

Ничего сложного в том, чтобы начать посещение церкви, нет. Если душа просит о том, чтобы прийти в храм, нужно дать себе эту возможность. Может быть, поначалу будет чувствоваться дискомфорт или страх, но это быстро пройдет. Главное, не бойтесь обращаться за подсказками к окружающим.

Отправляясь в храм, необходимо правильно одеться. Одежда должна быть опрятной и чистой, без глубоких вырезов и прозрачных вставок. Женщинам лучше надеть длинную юбку (ниже колена), платье с длинными или средними рукавами, мужчинам также не следует приходить в шортах и майке. При входе в храм женщины должны надеть головной убор (платок, шапку, шляпу), а мужчины, напротив, снять. Макияж должен быть скромным, губы лучше не красить. В некоторые церкви при несоблюдении этих условий вас просто не пустят.

Заранее ознакомьтесь с правилами поведения в церкви, они общие для всех православных храмов. При входе необходимо трижды перекреститься правой рукой, поклонившись в пояс иконе. Не стоит креститься в перчатках или рукавицах. Отключите на время посещения церкви мобильный телефон, не разговаривайте громко и не толкайтесь. К алтарю нельзя поворачиваться спиной и входить в него.

Если вы планируете посещение церкви вместе с детьми, заранее объясните им, что в церкви нельзя смеяться, шалить и бегать. Плачущего успокойте или покиньте храм, чтобы не прерывать общей молитвы.

Не забудьте взять с собой деньги. В каждой церкви есть свечной ящик – место, в котором верующим предлагают купить свечи, книги, иконы, крестики и другие предметы веры. Здесь же можно заказать молебны, обедни, крестины, отпевания, венчания, поминовения о здравии и упокоении – за отдельную плату. Фотосъемка в некоторых храмах тоже платная. Чем крупнее и известнее храм, чем больше у него прихожан, тем цены на услуги выше.

Существует миф о том, что женщинам в критические дни не стоит посещать храм. Это не так, в эти дни можно ходить в церковь, ставить свечи, молиться и подавать записки, но от участия в венчании, крещении, причастии лучше отказаться (хотя это не строгий запрет).

Для человека, только пришедшего к вере и начавшего посещать богослужения, всегда встает вопрос: правильно ли он поступает, правильно ли воспринимает происходящее вокруг.

Человек, который начал ходить в церковь, должен уяснить для себя, что собираясь в храм, он идет на встречу с самим Богом. Это первое и главное условие. Совместная церковная молитва не дает рассеяться мыслям, а церковные песнопения настраивают на соответствующий лад душу.

Перед богослужением желательно провести некоторое время в тишине и молитве. Храм является домом Бога. Исходя из этого, посещение должно быть благоговейным.

Каждому предписывается посещать воскресные и праздничные службы. Следует стремиться к пониманию богослужения. Все возникающие вопросы и сомнения стоит разрешать со священником.

Одеваться при посещении храма следует чисто и опрятно. Женщинам приличествует одежда, соответствующая их полу, то есть платья и юбки, не слишком открытые или обтягивающие. Желательно обойтись без косметики. Женщина должна быть с покрытой головой (1 Кор. 11, 13). Мужчина должен находиться без головного (1 Кор. 11, 4). Женщина в период очищения не может посещать храм.

Входя в храм, стоит оставить все житейские попечения. На службе не надо вертеться, создавать шум, разговаривать, отвлекая от молитвы людей. Мужчины, по древней Церкви, стоят в правой стороне храма, женщины - в левой.

На службе нужно вникать в молитвы, пение и чтение. Если нить службы потеряна, то священники рекомендуют про себя: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Вы не должны оставлять храм до конечного отпуста службы.

И не надо думать, что поставленная свеча является взяткой Богу. «Жертва Богу дух сокрушен» (Пс. 50, 19). Ставя свечу, человек уподобляет себя мягкому воску, желая стать таким же податливым воле Христовой, и призывает Бога зажечь огонек веры в сердце.

Чем больше человек продолжает ходить в церковь, тем меньше остается вопросов, все встает на свои места. Всегда стоит помнить св. царя Давида: «я по множеству милости Твоей войду в дом Твой» (Пс. 5, 8), то есть входит человек в храм по милости Бога, а не по своему хотению. А свт. Иоанн Златоуст призывает, приняв от Бога милость, принести в ответ такую жертву: «поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем» (Пс. 5, 8) – не так, как многие из молящихся, которые в это время почесываются, зевают, дремлют, но со страхом и трепетом. Кто , таким образом, тот отлагает всякое зло, располагается ко всякой добродетели, приобретает себе благоволение Божие.

Видео по теме

Источники:

  • как правильно ходить в церковь

Крещение малыша – это великое таинство, через которое должны пройти дети верующих родителей. Но, к сожалению, немногие родители знают о том, как правильно подготовиться к этому важному событию в жизни ребенка, который в скором времени встанет под защиту Господа.

Вам понадобится

  • - крестильный набор;
  • - полотенце;
  • - крестик;
  • - документы.

Инструкция

Первым делом необходимо выбрать церковь, где будет проходить торжественный обряд. Посетите это священное место, узнайте у служителей все о проведении обряда, оговорите время церемонии. Подготовка к крестинам включает в себя еще один немаловажный фактор – выбор крестных родителей, которые будут участвовать в и возьмут на себя ответственность перед Всевышним за крестника. Это должны быть люди, верующие в Господа и посещающие церковь. Залог длительной и тесной связи с крестником – кровные узы с родителями.

Для проведения крещения нужно подготовить новую белую распашонку для ребенка с красивой вышивкой (можно купить специальный набор для крещения). Если ребенок более взрослый, тогда нужно одеться таким образом, чтобы можно было легко при необходимости открыть ступни ног, грудь и руки для помазания. Крестные родители делают своему крестнику памятный подарокнательный крестик, который должен висеть на его груди всю оставшуюся жизнь. Ранее традиция православия располагала к тому, что крестная мать готовила для ребенка наряд, а крестный дарил крестик.

Крестные родители должны готовиться к обряду, ходить в церковь на службы, молиться. Необходимы причащение и исповедь крестных. Крестные должны наизусть знать молитву «Символ веры», во время торжества будут отрекаться от сатаны вместо младенца, давать обет соединения с Христом навсегда. В дальнейшем нужно молиться о своих подопечных, рассказывать им о Господе и церкви. Носить или водить к святому причастию в храм.

Перед походом в церковь подготовьте все необходимое, чтобы не забыть ничего в спешке: документы, большое полотенце (чтобы завернуть ребенка после окунания в купель со святой водой), освященный крестик, крестильный наряд. Рекомендуется перед обрядом крещения искупаться дома, одеть все чистое. Родители и крестные должны обязательно иметь при себе нательный крест. Женщины должны быть с прикрытыми плечами, грудью и коленями. Следует надеть юбку, на голову повязать платок.

После завершения великого таинства приглашают домой гостей. В этот великий день за столом собираются родственники и близкие люди, хозяйка подает сладкий пирог с инициалами ребенка или датой крестин. Традиционно пили на крестинах пунш или глинтвейн, можно подать кагор. Гости, приглашенные , могут подарить икону, образок или серебряную ложку. Любой подарок должен быть преподнесен с открытой душой и от чистого сердца.

От сессии до сессии живут студенты весело - всем известная истина. Если вы действительно весело прожили до сессии и о предстоящем экзамене узнали только накануне, то у вас есть одна ночь , чтобы к нему подготовиться. Утопия или...?

Инструкция

Что кривить душой – даже у самого ответственного студента бывает ситуация, когда завтра экзамен, а у него еще «и конь не валялся». А у некоторых такая ситуация вообще норма (что, конечно, но кого это останавливает?). И тогда знакомая картина: за кружкой кофе, чтение конспектов в попытках взвалить на мозг непомерную ношу в виде огромного количества информации, красные глаза утром, и напряженное молчание в ответ на вопросы экзаменатора. Меж тем, если подойти к делу грамотно, то даже за одну ночь можно подготовиться к . На « » вы его, конечно, не сдадите, но и не провалитесь.

Первым делом создайте себе рабочую обстановку и настройтесь на то, что придется потрудиться. Никаких шумных гостей, громкой музыки, телевизора, ICQ и телефона. Выключите все это, ибо всегда есть соблазн «глянуть почту одним глазочком», а потом оказывается, что за окном уже утро. Теперь достаньте все лекции по нужному предмету и билетов. Идти нужно строго по списку, так самим же будет легче.

Итак, читаете задание первого билета. Теперь читаете (про себя или вслух – кому как лучше запоминается) лекцию по теме этого билета. А теперь выделяйте из лекции 3 (да, именно 3) основных предложения. Это могут быть определения, теоремы или что-либо еще. Но пунктов должно быть три. Запоминайте их. Проговорите вслух. В идеале – в одном из этих должен содержаться вопрос экзаменационного билета, так будет еще проще. Аналогичным же образом поступаете со всеми остальными билетами. Вам кажется, что три пункта из каждого билета – это очень мало? Можно поспорить: основную суть вопроса вы ухватили – это раз. Сказать пару слов по каждому из трех пунктов сможете – это два. Ни в коем случае не произведете на преподавателя впечатление , вообще не слышавшего про его предмет – это три. А эти три фактора не позволят вам получить «неуд» за экзамен.

Источники:

  • как подготавливаться к экзамену

Весело и беззаботно жили все это время, и прямо сегодня узнали, что через неделю предстоит экзамен? Все просто. Было бы желание, а подготовиться можно и за один вечер. Правда, оценка будет во многом зависеть от того, какие у человека способности, и от его удачи. Но то, что она будет – гарантия.

Инструкция

Первым делом стоит обзвонить своих знакомых, студентов старших и собрать максимум информации о . Это добавит уверенности на экзамене, вы будете , чего ожидать, и будете готовы к каверзным вопросам. Будет нелишним узнать фамилию, имя и отчество преподавателя, его ученую , любимые темы в предмете, любимые на экзамене, название предмета.

Возьмите список вопросов к экзамену и внимательно его прочитайте, чтобы представить предмет целостно.

Не спеша, очень внимательно прочтите ответ на каждый из вопросов. Там, где есть необходимость, делайте паузы и размышляйте над прочитанным, устанавливайте логические взаимосвязи между разными вопросами, а также окружающей действительностью. С преподавателем на экзамене это позволит вам свободно общаться и размышлять.

Когда представление о предмете уже появилось, можно заготовить шпаргалки. Но зацикливаться на этом не стоит, просто сделайте это для подстраховки. В целях экономии времени шпаргалки лучше максимально сжатыми и только на самые трудные вопросы.Продумайте процесс использования на экзамене.

Когда шпаргалки приготовлены, нужно снова прочитать ответы на вопросы. Но не стоит зацикливаться на зубрежке. Будьте спокойны и уверены в себе и в своих силах. Также почитайте материал из других источников, это позволит воздействовать на мозг, грубо говоря, с разных сторон понимания.

Храм, другими словами дом Божий, представляет собой специальное помещение, в котором совершаются богослужения. Считается, что там пребывает особая благодать, посылаемая людям от Всевышнего через священнослужителей. рассказывает о том, что сам Господь невидимо присутствует в святых местах, поэтому и вести себя там следует соответственно. Каждый прихожанин должен знать, как правильно заходить в церковь и как вести себя на богослужении.

Церковные правила при входе в храм и подготовке к богослужению

Ко входу в храм христиане готовятся заранее. Не рекомендуется принимать пищу перед службой, все священные таинства обретаются натощак. Большое значение имеет внешний вид. Одежда должна быть чистой, аккуратной, скромной, не яркой и не броской (для пасхальных и праздничных дней подойдут светлые тона одеяний, в скорбные даты лучше подбирать тёмные цвета). Женщины покрывают волосы платком и обязательно надевают юбку с подолом длиной ниже колена. Верх платья или кофточки обязательно с длинным рукавом, прикрывающий плечи и без глубоких декольте. Наносить макияж также не рекомендуется. Мужчинам разрешается оставаться с непокрытой головой. Одежда также подразумевается скромная и опрятная. Никаких шорт и открытых ног, только классические брюки. Остальные детали одеяния, аксессуары и дополнительные элементы гардероба не должны притягивать внимание окружающих и отвлекать от богослужения.

Восстав ото сна в день посещения храма нужно поблагодарить Создателя за мирную ночь и новый день, умыться, зажечь лампадку и прочитать утренние молитвы. Помните, лучше искренне и от всего сердца произнести одно обращение к Богу, чем долго и упорно читать молитвослов с мыслями о скорейшем завершении. По дороге в церковь следует произносить молитву Иисусу Христу. А уже на пороге храма совершаются три крестных знамения перед образом Спасителя и три поясных поклона. К каждому из поклонов выговариваются следующие молитвы:

  • «Боже, милостив буди мне грешному» – к первому;
  • «Боже, очисти грехи моя и помилуй мя» – ко второму;
  • «Без числа согреших, Господи, прости мя» – к третьему.

Креститься следует и во время церковных песнопений: при словах обращения к Вседержителю, Божьей матери и других святых; при начинании и окончании молитв; при посулах «Аминь» и провозглашениях «Аллилуйя»; при взываниях «Поклонимся» и «Припадём». При выносе даров полагаются земные поклоны.

Основные нормы поведения во время службы для взрослых и детей

Как уже было сказано выше, в намоленном и святом месте имеются свои правила поведения. Недостаточно уметь грамотно войти в храм, нужно знать как правильно держать себя на богослужении.

  1. Прийти в церковь нужно заблаговременно, чтобы успеть поставить свечи, подать записки и приложиться к иконам до начала песнопений (в первую очередь целуют главную икону, которая находится напротив Царских врат).
  2. Прихожане должны держать себя тихо, скромно и благоговейно.
  3. Мысли должны быть направлены к Богу, следует отпустить всё земное и простить всё плохое.
  4. Строго запрещается разговаривать, а тем более смеяться и вести себя вызывающим образом. Грех стараться привлечь к себе внимание и нарушить строй песнопений.
  5. Ни в коем случае нельзя поворачиваться спиной к алтарю.
  6. Переходить с места на место, суетиться и создавать панику также запрещается.
  7. Присесть можно в случае недомогания. Если позволяют силы, лучше провести время на служении стоя. В то время как открыты Царские врата, стоять должны и больные, и немощные.
  8. Обязательно выключить сотовый телефон! А разрешение на видеосъёмку заранее испрашивается у настоятеля.

Правила действуют и для взрослых, и для маленьких детей. Если маме не удаётся внушить разбаловавшемуся ребёнку правила покорности и смирения, то следует вывести шалуна из храма, дабы не создавать неудобств для присутствия других прихожан. А лучше накануне провести беседу с малышом и объяснить всю важность достойного поведения в священных местах.

Нельзя забывать о том, что не стоит покидать храм до окончания службы. Это не просто дурной тон, это – пренебрежительное . Возможно, пришедшие на богослужение в первый раз или только начинающие посещать святые места не знают, как правильно заходить в церковь и остальных тонкостей и нюансов, но всегда можно обратиться за помощью к священнослужителям. При каждом храме организуют воскресные школы для детей и взрослых, где легко познаются азы православия. Также печатная литература всегда придёт на помощь в трудноразрешимой ситуации. В конце концов, не страшно обратиться за советом к старшему поколению. Главное, совершать всё с чистым открытым сердцем и искренней любовью к Господу нашему.

Публикации по теме