Дидактические игры на занятиях по изодеятельности в детском саду. Подборка дидактических игр по художественному творчеству

Светлана Филимонова
Использование дидактических игр и игровых упражнений для развития творческих способностей старших дошкольников

Подготовила : воспитатель 1 кв. категории

Филимонова С. А.

В свете новых подходов к обновлению содержания дошкольного образования , таких как вариативность, гуманизация, усиление личностной ориентации, главным действующим лицом образовательного процесса становится ребёнок. Дети нуждаются в совершенствовании творческих способностей не меньше , чем в интеллектуальном или физическом развитии . И даже если малыш в будущем не станет знаменитым художником или актером, он обретет творческих подход к решению любых жизненных задач. Благодаря этому кроха вырастет интересной личностью, способной легко преодолевать трудности, возникающие у него на пути.

Воспитательно-образовательная работа с детьми дошкольного возраста направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства , формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед педагогами новые задачи, они диктуют необходимость формирования творчески активной личности , обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы, мыслить креативно в любой жизненной ситуации.

Основным педагогическим средством развития творческого (системного) мышления правомерно считается дидактические игры и игровые упражнения . Ниже представлен игровой комплекс , который необходимо использовать как в разнообразных видах занятий, так и в свободное время.

Дидактическая игра «Волшебные картинки»

Программные задачи .

Материал : картинки со схематичными или стилизованными изображениями.

Организация игры

Детям предлагается рассмотреть картинки и придумать название для них. С каждым разом предъявлены детям изображения все более абстрактны, чем усложняется задание. При этом дети могут не только давать названия рисункам, но и сами делают небольшие зарисовки и предлагать их партнерам по игре- взрослым или детям.

Дидактическая игра «Что на что похоже?»

Программные задачи : развитие метафорического мышления, являющего для ребенка основой воображения.

1 вариант

Материал : разнообразные предметы и материалы (сосновая шишка, ракушка, апельсин, лист дерева, кирпичик, палочка, кусочек меха)

Организация игры

На начальном этапе ознакомления детей с этой игрой необходим наглядный игровой материал . В дальнейшем игра проходит только в словесном варианте, т. е. без опоры на наглядность.

Правила игры просты – нужно ответить на вопрос : «На что похож тот или иной предмет?» и аргументировать свой ответ («Почему?» , «Чем?» ).

Выигрывает тот, кто во- первых, назовет наибольшее количество предметов, чем либо напоминающих исходный; во-вторых сразу находит средство по нескольким признакам.

2вариант.

Материал : плотная картонная коробка с прорезями для рук по бокам

Организация игры

Определение предметов наощупь. Ребенок запускает руки в «волшебный» сундучок и ощупывая предмет, высказывает свое предложение о нем (что это может быть? На что похоже? Что еще бывает таким) . Один и тот-же предмет может быть исследован несколькими детьми. По результатам их предложений делается обобщение, предлагая детям определится с конечным выбором, и затем воспитатель предъявляет предмет для опознания.

Дидактическая игра «Угадай-ка»

Программные задачи : активизация образного восприятия

Материал : спички, бусинки, пуговицы (различных цветов, форм, фактуры, диаметра, зерна или сухие плоды растений, ниточки (2-5см, мелкие камешки.

Организация игры

10-12 предметов из исходного игрового набора (однородные или в различной вариативности) кучкой бросают на стол с небольшой высоты или на листе бумаги. При падении предметы складываются в разнообразные, иногда достаточно причудливые изображения. Игровая задача состоит в том, чтобы «узнать» (дифференцировать) и назвать получившееся изображение.

Дидактическая игра «Дорисуй»

Программные задачи : активизация образного восприятия (поиск образных сравнений) .развитие метафорического мышления.

Материал : листы с нарисованными на них какими-либо геометрическими фигурами.

Организация игры

Ребенку дается лист с нарисованной геометрической фигурой и предлагается её превратить во что-нибудь, т. е. дорисовать необходимые детали в соответствии со своим замыслом на основе рожденного при восприятии образа. В следующий раз то же задание выполняется, но уже с двумя фигурами, помещенными на одном листе бумаги. В дальнейшем предлагаемые детям листы могут быть заполнены самым разнообразным количеством фигур, линий или переплетений. Содержание задания не изменяется – ребенок создает целостное изображение.

Дидактическая игра «Добавление»

Программные задачи : развитие наблюдательности , внимания, формирование умения словесно оформить результаты сравнения, обогащение словарного запаса детей.

Организация игры

Воспитатель называет или показывает картинки с изображением нескольких предлагаемых предметов, объектов, а ребенок добавляет что-либо необходимое, в зависимости от условий того или иного заданного объединения : например, лиса, волк, заяц, медведь. Что надо добавить, чтобы получить лес? Деревья, траву, грибы, других животных, птиц и т. п.). Объекты для объединения можно предлагать в форме загадки. Например, две ноги, туловище, голова, что надо добавить, чтобы получился человек, животное; четыре ноги – чтобы получился стол, шкаф, собака и т. д.

Этот вариант может быть использован в графической форме . Ребенку предлагают лист бумаги, на котором изображен незавершенный сюжет какого-либо события, явления, или не до конца прорисованные предметы, которым необходимо придать некоторую целостность, законченность. «Набросок» дорисовывается ребенком в соответствии с замыслом, родившемся на основе восприятия и придумывается восприятия, и придумывается название. Можно поступить так : вместе с предъявлением незаконченного изображения ребенку сообщается тема, в соответствии с которой, он должен дополнить рисунок до целостного. Даже если всем детям созданы одинаковые «наброски» , то у всех детей картины будут различны.

Дидактическая игра «Рисунки по кругу»

Программные задачи : развитие внимания , наблюдательности, творческого воображения .

Материал (на каждого ребенка)

Организация игры

Участвуют дети 3-5 человек. Каждый получает лист бумаги и карандаш. По сигналу воспитателя дети начинают рисовать. Через 1-2 мин. Подается условный сигнал, и каждый из детей передает свой лист сидящему справа от него ребенку. Получив от соседа начатый лист с рисунком, ребенок продолжает его в течении 1-2 мин. И вновь по сигналу передает дальше. И так несколько раз в зависимости от количества участников игры, до тех пор, пока к нему не вернется лист, на котором он первый начал рисовать (листы в начале игры подписать) . Можно спросить детей, каков был их первоначальный замысел, и как шло его изменение по ходу игры. Круговым способом могут быть выполнены не только рисунки, но и коллажи.

Дидактическая игра «Я хочу рисовать»

Программные задачи : развитие творческого воображения , воспитание чувства юмора.

Материал : чистый лист бумаги, простой графитный карандаш (на каждого ребенка)

Организация игры

Каждый из участников игры по очереди сообщает замысел рисунка, который он хотел бы нарисовать, а взрослый пытается объединить все сказанное в единый сюжет. Например один ребе нок говорит, что он хотел бы нарисовать аквариум, другой – медведя, третий – ракету. По ходу рисования дети могут вносить добавления в свой рисунок, детализировать объекты Взрослый сообщает «Рисуем аквариум, в котором живут медведи, летают на ракете» и т. д. (медведь в маске для подводного плаванья, ластах) Обычно подобное рисование сопровождается детским смехом, сочинением веселых историй.

Особая функциональная роль в творческой деятельности принадлежит эмоциям и чувствам, которые не только сопровождают собственно-творческий акт , так называемый, «внутренний и внешний эмоциональный фон» , от них зависит и продолжительность интереса к данному виду деятельности и психическое развитие ребенка . На тесную связь творчества с эмоциональной сферой ребенка указывал еще Л. С. Выготский, писавший, что «психология детского возраста отметила важный для развития деятельности воображения момент, который назван законом реального чувства в деятельности фантазии».

Дидактическая игра «Настроение»

Программные задачи : учить детей распознавать эмоциональное состояние людей и животных, использовать его при придумывании разнообразных рассказов.

Материал : картинки, иллюстрации, фотографии с изображением различных эмоциональных состояний (у людей и животных) .

Организация игры

Перед составлением рассказов по картинкам сначала вспомнить, как по внешнему виду отличить например, испуганного человека от удивленного, веселого от грустного, злого от доброго. Воспитатель может рассказать какую либо ситуацию, описать поступок, желание и предложить детям определить настроение, сопутствующее им. Например, разбилась сказка, убежал щенок, мама заболела, ребята подрались и т. д. можно использовать и такой вариант или рассказать как по внешнему виду распознать смелого и трусливого льва (у смелого хвост победоносно поднят вверх, лапы широко расставлены, гордый вид, гордый вид, голова высоко поднята, грива развивается ); злого и ласкового кота, глупого и умного ворона и т. д. В процессе игры можно использовать уже готовые рисунки и самостоятельную зарисовку.

В последующих играх сначала придумывают рассказ, по одной картине, затем исходное количество увеличивается и варьируется (выкладывается в различной последовательности) в процессе развития сюжетной линии .

В дальнейшем в качестве опоры для придумывания рассказов используют графические модели различных эмоций. Если кружочки приклеить или нарисовать на отдельных кубиках, то с их помощью можно разыграть и мини спектакли.

Дидактическая игра «Эмпатийное рассказывание»

Программные задачи : обучение анализу ситуации и пониманию, почему у разных людей бывает отличная от других реакция на происходящие событие, упражнять в придумывании рассказов, учитывая различные позиции, взгляды на происходящее событие и осмысливать собственную точку зрения.

Материал : картинки с изображением людей и животных, находящихся в различных эмоциональных состояний.

Организация игры

Ребенку показывают картинку и спрашивают «Что случилось?» . Предлагается составить рассказ.

В дальнейшем на одной картинке могут быть совмещены несколько изображений, отражающих отличные друг от друга состояния. Задание остается то же, оно лишь немного усложняется за счет дополнительных вопросов : «А как бы ты отреагировал? Какое настроение было бы у тебя в этой ситуации?»

Дидактическая игра «Путешествие»

Программные задачи : помочь осмыслить воображение на картинке, познать из состояние героев, их настроение, отношение к событию.

Материал : сюжетные картинки мастеров живописного жанра, картины из цикла «Животные» , иллюстраций к сказкам, и т. д.

Организация игры

Предлагается детям представить, что они вдруг оказались на месте развертывания событий , отраженных в картине, и рассказать, что они услышали, почувствовали и т. п., находясь рядом с каким-либо объектом, героем. Можно предложить продумать события, которые могли произойти с героями картины до и после момента их запечатления на картине.

Отдаленное прошлое и будущее лучше «раздробить» на более мелкие события, как бы преодолевая их пошагово

ЦИКЛ УПРАЖНЕНИЙ «ПОЗНАЙ СЕБЯ»

Цель этого цикла – обогатить социальный опыт ребенка, его межличностное взаимодействие с другими людьми и с самим собой. Человек – самое сложное и неизученное до конца природное образование. Ребенку необходимо помочь найти достойное место в жизни и осознать свою личную позицию, свое назначение в этом мире, почувствовать свою неповторимость, индивидуальность, значимость.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ПРЕДСТАВЬ»

Программные задачи : помочь детям познать свою индивидуальность, особенность, отличие от других.

Организация игры

Детям предлагается представить какую-либо ситуацию, ощущения и описать их словами или изобразить на бумаге.

Задания могут быть такими :

1. Представь, что ты можешь записать свои любимые звуки на магнитофон. Опиши как они будут звучать.

2. Представь, как звучит мягкое и пушистое облако.

3. Представь и изобрази звук из соленого огурчика

4. Представь как выглядит смех, доброта, печаль, острая боль, красота, счастье.

5. Что ты ощущаешь, когда дотрагиваешься до радуги, до друга, до мамы?.

Подобные задания помогут понять и по достоинству оценить каждого ребенка, который как бы открывает для взрослого и для самого себя новые, неопознанные ранее грани своей индивидуальности. Обязательно обратить внимание на то, что все по разному выполнили единое задание и каждый результат по-своему интересен, не похож на остальных.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «Если бы….»

Помимо развивающей направленности этот вариант игры имеет особое диагностическое значение. Дети, как никто другой, моментально включаются в предполагаемые обстоятельства и действуют в них активно, правдоподобно и самозабвенно. Детям предлагается пофантазировать на самые разнообразные темы : «Если бы я был волшебником…» . (Каким? Зачем? Что делал бы) . «Если бы я оказался на необитаемом острове…» (Что бы там увидел? Что бы стал делать) . «Если бы вдруг исчезло время.» (Что здесь хорошего? Что плохого) . «Если бы я стал невидимым…» и т. д.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «Способы передвижения »

В животном мире есть разные способы передвижения : бег, ходьба, ползанье и т. п. Попробуйте передвигаться так же, как это делают например

Медведи;

Воробьи;

Кенгуру;

Лягушки;

Кузнечики.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «Сказочные истории»

Составление детьми сюжета сказок предполагает овладение приемами драматургии литературного текста (повторы, зачин, концовка, варианты волшебных превращений, контрастность образов героев сказки). Развитие сюжета требует использования широкого спектра приемов творческого воображения (гиперболизация, агглютинация, реконструкция, типизация и т. п.) и работы творческого мышления (обобщение, схематизация, конкретизация и др.) .

Цель : учить придумывать разные варианты окончания сказки.

Педагог предлагает детям послушать незнакомую им сказку, у которой нет окончания и придумать для нее необычное завершение. Дети высказывают свои предложения.

Валентина Малышева
Подборка дидактических игр по художественному творчеству

1. «Разноцветные прищепки»

2. «Камушки на берегу»

3. «Волшебные карандаши»

4. «Краски настроений»

5. «Волшебный рисунок»

6. «Цветовая угадайка»

7. «Весёлые зайчата»

Арт – игра «Разноцветные прищепки»

Цель игры : показать важность подбора нужного цвета , продолжить обучение правильному названию цветов.

Оборудование : прищепки 28 штук, окрашеных в разные цвета (которых должно быть 7 видов) . Распределение должно соответствовать настоящему времени.

Возраст : 3–5 лет.

Ход игры : воспитатель набирает команду игроков, в которой должно быть не более 4 человек, и раздает прищепки. Каждому участнику достается по 7 штук. На столе располагаются круги из картона, окрашенные в те же цвета, что и прищепки. Детям предлагается прикрепить свои прищепки к кругам в соответствии с цветом. Побеждает тот, кто первым справится с заданием Для лучшего закрепления названия цветов желательно просить детей называть их, когда они выкладывают необходимую карточку на стол.

«Камушки на берегу»

Цель игры : научить детей создавать новые образцы на основе восприятия схематических изображений.

Оборудование : большая картинка, на которой изображены морской берег, несколько камушков (5 – 7) разной формы (каждый камень имеет сходство с каким-нибудь предметом, животным или человеком).

Ход игры : взрослый показывает детям картинку и говорит : «По этому берегу прошел волшебник и все на своем пути превратил в камушки. Вы должны угадать, что было на берегу и придумать историю про каждый камушек. Что это такое? Как он оказался на берегу? И т. д.»

«Волшебные карандаши»

Цель игры : закрепить знания о радуге, цвета и их оттенки, распределение цвета от светлого к более тёмному и наоборот, развивать восприятие, память, сообразительность.

Оборудование : цветные карандаши разного цвета, 7 видов, рисунок «После дождя»

Ход игры : детям предлагается рассмотреть красивые карандаши. Отметить, что из них можно сложить радугу (цвета по порядку и обратно) .

"Краски настроений"

Цель игры : закреплять умение определять при помощи цвета характер, эмоциональное состояние, чувства, настроение.

Оборудование : Фланелеграф. Картинки, на которых изображены известные детям сказочные герои в разных настроениях. Карточки с изображением различных эмоций Весёлая танцевальная музыка (в записи) .

Ход игры : детям предлагается изменять выражение лица сказочных героев, переворачивая, передвигая детали на фланелеграфе.

«Цветовая угадай-ка»

Цель игры : закрепить знания детей об основных и составных цветах, о теплых и холодных цветах. Активизировать речь детей.

Игровой материал : круг, вырезанный из фанеры, диаметром 50 см, разделенный на 7 секторов, окрашенных в основные и составные цвета. В центре круга расположена стрелка, которую вращают рукой, круг красного цвета, диаметром 6 см, квадрат зеленого цвета (6Х6) для каждого играющего, призовые фишки

Ход игры:

Воспитатель вспоминает с детьми, что в Царстве королевы Палитры живут разные краски : основные - красная, синяя и желтая и составные - которые получаются при смешивании 2-х основных цветов. Это оранжевая, фиолетовая и зелёная краски.

Воспитатель предлагает детям поиграть с волшебным кругом. Воспитатель объясняет правила : после того, как он начнет вращать стрелку, дети внимательно наблюдают, на каком цвете остановится стрелка. Они должны определить, какой это цвет : основной или составной и быстро поднять геометрическую фигуру : круг для основного цвета, треугольник для составного. Фишку получает ребенок, который быстро и правильно выполнит задание. Дополнительную фишку получает ребенок, который первым сможет рассказать, из каких двух основных цветов составлен составной цвет.

«Волшебный рисунок»

Цель : учить выкладывать из магнитных бус на магнитной доске контурное изображение любого предмета окружающей действительности, развивать мышление, творческое воображение , восприятие, закрепить умение видеть контурную линию предмета

Оборудование : магнитная доска, бусы на магнитах, картинки с изображением домика, елочки, солнышка, облака и т. д.

Ход игры : ребёнку предлагаются. Контурно ребёнок выкладывает на предложенной основе какой-либо предмет, одушевлённый или неодушевлённый (для детей младшего возраста выкладывание по образцу)

"Веселые зайчата"

Цель игры : формировать навыки по различению и правильному называнию цветов, развивать быстроту, ловкость, артистизм, умение самостоятельно действовать в сложившейся ситуации.

Оборудование : маски зайчат для каждого участника, футболки разного цвета для каждого игрока.

Ход игры : воспитатель набирает команду игроков, в которой должно быть 8-10 человек, и просит участников надеть футболки и маски зайчат.

Условия игры заключаются в том, что водящий отворачивается от зайчат , называет цвет, который должен совпадать с цветом футболки одного из игроков, и просит выполнить определенное задание. Если участник игры с легкостью справился с полученным заданием, то он остается в команде, но если не справился, то выбывает. Победителем становится тот зайчонок, который смог выполнить все задания.

В случае, когда игра проводится среди детей 3-летнего возраста, роль водящего может взять на себя сам руководитель.

Публикации по теме:

Конспект НОД по художественному творчеству «Лучики для солнышка» Конспект образовательной деятельности по художественному творчеству в первой младшей группе «Рябинка» «Лучики для солнышка» Цели: Познакомить.

В этом году мне было предложено принять участие в конкурсе конспектов непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству.

Использование авторских дидактических пособий для развития речедвигательных функций детей с нарушениями речи В литературе имеются многочисленные сведения о том, что при речевых нарушениях ручная моторика детей часто оказывается несовершенной. В.

Конспект НОД по художественному творчеству «Осенний лес» Конспект НОД по художественному творчеству «Осенний лес». Цель: учить отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные деревья.

НОД по художественному творчеству «Ежик» Цель: формировать интерес ценностное отношение к изобразительному искусству. Задачи: учить детей печатать ладошкой ежика, закрепить знание.

1 «ПОДБЕРИ СЛОВО»

Цель: развивать умение подбирать нужные слова к картине

Материал: репродукция какой-либо картины.

Описание игры: Часто бывает, что картина очень нравится, а рассказать о ней трудно, трудно подобрать нужные слова. Воспитатель называет 2-3 слова, а дети выбирают из них одно, наиболее подходящее к этой картине, и объясняют свой выбор.

Например, картина И.Машкова «Снедь московская. Хлебы»

Звучная – звонкая – тихая

Звучная. Здесь очень яркие, звучные краски. Их голос не звонкий, хоть и громкий. Скорее он густой, как аромат всех этих хлебов.

Просторная – тесная

Тесная. Здесь изображено так много предметов. Конечно, им тесно.

Радостная – унылая

Радостная. Здесь изобилие! И вся эта снедь такая красивая, нарядная, будто на празднике, будто хвастаются булки и хлебы друг перед другом, кто из них лучше.

Лёгкая – тяжёлая

Тяжёлая. Здесь очень много всего. Хлебы большие, тяжёлые. А вокруг – пышные булочки, пирожки. Всё вместе выглядит, как что-то плотное, тяжёлое. Как только стол выдерживает?

2 «НАЙДИ КАРТИНЫ, НАПИСАННЫЕ ТЁПЛЫМИ И ХОЛОДНЫМИ КРАСКАМИ»

Цель: закрепить представления детей о тёплой и холодной цветовой гамме.

Материал: репродукции натюрмортов, написанные в тёплой и холодной гамме.

Описание игры: Найти картины, написанные только в тёплой гамме (или в холодной) или разобрать по группам картины, написанные в тёплой и холодной гамме.

3 «ПОДБЕРИ КРАСКИ, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗОВАЛ ХУДОЖНИК В СВОЕЙ КАРТИНЕ»

Цель: в процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы.

Материал: картинки с изображением пейзажа, цветные полоски.

Описание игры: каждый играющий получает картинку с изображением пейзажа. Прикладывая цветные полоски к изображению, ребёнок отбирает те цвета, которые есть в его картинке.

4 «УЗНАЙ НАТЮРМОРТ ПО МОДЕЛИ»

Цель: закрепить представления детей о композиции, учить детей выделять форму предметов.

Материал: репродукции картин с натюрмортом, модели (схемы) натюрмортов.

Описание игры: детям предлагается к натюрморту подобрать подходящую схему.

5 «ОПРЕДЕЛИ И НАЙДИ ЖАНР ПОРТРЕТА (НАТЮРМОРТА, ПЕЙЗАЖА)»

Цель: уточнить представления детей о разных жанрах живописи: пейзаж, портрет, натюрморт.

Материал: репродукции картин.

Описание игры: 1 вариант. Педагог предлагает посмотреть внимательно на картины и положить в центр стола картины, изображающие только натюрморт (или только портрет, пейзаж), другие отложить в сторону.

2 вариант. У каждого ребёнка репродукция какой-либо картины, у кого изображён пейзаж, у кого портрет или натюрморт. Воспитатель загадывает загадки, а дети должны показать отгадки, используя репродукции картин.

Дидактические игры по изодеятельности для дошкольников.

На сайте "Страна Мастеров" есть очень интересная страничка Сергеенко Елены. Из её работ я предлагаю вашему вниманию подборку дидактических игр по изодеятельности на развитие восприятия цветовых оттенков, логического мышления, творческого воображения.

1.Работаю в детском саду почти 20 лет. За это время накопилось много дидактических игр по изодеятельности, сделанных своими руками. Эти игры можно применять в индивидуальной работе с детьми, закреплять пройденную тему и в диагностике. Предлагаю Вам несколько игр. Игры на развитие цветовидения. Собираем букет для Снегурочки (холодные) и для Солнечного Лучика (тёплые).

2.Игра "Собери гусеничку". Несколько вариантов игр, для разного возраста. Можно собрать гусеничку из холодных (или тёплых) цветов; или начиная с самого тёмного цвета до самого светлого.

3.Ещё один вариант: среди множества цветов найти зелёные и его оттенки (для маленьких детей).

4.Похожая игра. Подобрать любимые цвета Снеговика (холодные) и Солнышка (тёплые).

5.А это - карточки - арифметические примеры на составление дополнительных цветов из основных.

6.Примеры могут быть и на вычитание.

7.Другой вариант арифметических примеров.

8.Художник рисовал осень (или др. время года), разводил краски на палитре. По сочетанию красок надо найти эту палитру.

9."Назови цвета осени, лета..."

10.Для самых маленьких. 2 - 3 года.

11."Найди цвета, которыми нарисован петушок". Дети выбирают из предложенных цветных карточек цвета которые есть на петушке.

12.Игры на закрепление знаний жанров живописи.

13."Нарисуй портрет". Дети "рисуют" эмоции (радость, страх и т.д.)

14.Из предложенных карточек дети выбирают те, которые можно взять для рисования натюрморта (или пейзажа).

16."Собери натюрморт". дети выбирают предметы и красиво составляют натюрморт.

18.Игры по декоративно-прикладному искусству. Выбирают элементы городецкой росписи (здесь есть и не городецкие элементы) и

раскладывают узор на доске.

Дидактическая игра по художественно-эстетическому развитию для дошкольников 5-7 лет «Украсим сервиз»




Описание игры:
Дидактическая игра по художественно-эстетическому развитию «Украсим сервиз» комплексная, состоит из нескольких вариантов, позволяющих использовать её с детьми разного уровня развития, а также поддерживать длительную мотивацию детей к данной игре.
Возраст детей: Игра предназначена для детей от 5 до 7 лет.
Цель игры : приобщение к изобразительному искусству; развитие эстетического восприятия, образного представления, творческого воображения, художественного вкуса и чувства гармонии; содействие развитию самостоятельности и творческой активности детей; вызов радостного настроения, эмоционально-положительного состояния.
Задачи:
- расширять познавательные способности детей по оформлению чайного сервиза;
- развивать способность находить посуду к каждому отдельному набору;
- украшать предметы по образцу;
- обогащать представления детей о многообразии способов украшения;
- побуждать придумывать новые виды украшений для посуды;

Инициировать самостоятельный выбор детьми художественных образов и вариантов композиции;
- развивать умения украшать сервиз, учитывая выбранный стиль и сюжет;
- формировать интерес к рисованию и опыт художественной деятельности на основе освоения «языка искусства» и общей ручной умелости.
Материалы:
- карточки с изображением чайного сервиза;
- отдельные картинки с чайником, сахарницей, блюдцами и чашками из одинаковых сервизов;
- картинки с силуэтом посуды из чайного сервиза;
- разные украшения, вырезанные из бумаги и ткани (цветочки, кружки, квадраты, бабочки, бантики и так далее).
- ножницы, цветная бумага или картон, ткань для самостоятельного создания элементов декора;
- фишки за правильные ответы.

Ход игры:

1 вариант игры:

Дети рассматривают картинки чайных сервизов, имеющих разный стиль украшения и сюжет (с цветочками, с горохом, с животными). Детям предлагается назвать посуду, входящую в состав чайного сервиза (чашка, блюдце, заварочный чайник, сахарница). Затем воспитатель просит выделить основные признаки каждого набора (по цвету, сюжету, величине, расположению изображения). За правильные ответы дети получают фишку. Выигрывает тот, у кого к концу игры их будет больше.
Цель игры: знакомство с понятием сервиз, определение признаков его классификации, выделение художественно-эстетическим особенностей оформления посуды из одинакового сервиза.

2 вариант игры:

Перед детьми выкладываются предметы из разных чайных сервизов. Все предметы перемешаны и лежат в общей массе в центре стола. Дети самостоятельно отбирают предметы к одинаковым сервизам, объясняя при этом свои действия. Воспитатель просит некоторых детей рассказать о своём сервизе.
Цель игры: развитие способности классифицировать предметы по художественно-эстетическому оформлению; развитие мыслительных операций анализа, сравнения и обобщения; совершенствование умений рассуждать, доказывать, обосновывать свои решения.

3 вариант игры:

Дети украшают силуэт посуды по предложенным образцам, используя готовые украшения.
Цель игры: развитие способности оформления чайного сервиза по образцу.
В этом варианте игры дети постепенно начинают развивать фантазию, изменяя оформление предметов по собственному желанию (меняя цветовую гамму, расположение элементов декора).

4 вариант игры:

Дети украшают чайный сервиз, выкладывают орнамент по собственному замыслу, создавая оригинальные дизайнерские решения.
Цель игры: развитие творческого воображения по украшению предметов; закрепление знаний о том, что в одном сервизе посуда должно быть похожа по сюжету и по стилю оформления.

5 вариант игры:

Дети самостоятельно создают элементы декора для своего сервиза и украшают его.
Цель игры: развитие воображения по созданию украшений и использования их для оформления предметов; продолжение закрепления знаний о том, что в одном сервизе посуда должно быть похожа по сюжету и по стилю оформления.


Методическая ценность игры: Разработанная дидактическая игра «Украсим сервиз» соответствует ФГОС ДО. Она в игровой деятельности развивает творческий потенциал ребёнка, образное и ассоциативное мышление, самостоятельность и творческую активность. Её актуальность заключается в том, что в соответствии с ФГОС дошкольного образования в представленной игре решаются основные задачи художественно-эстетическое развития детей: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства; становление эстетического отношения к окружающему миру; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной). В игре можно выделить и основные направления художественно-эстетического развития ФГОС ДО: приобщение к искусству; изобразительная и конструктивно-модульная деятельность.
В игре «Украсим сервиз» используются разнообразные средства реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»:
- организация атмосферы творчества и мотивация игры;
- доступные возрасту виды художественно-творческой деятельности;
- учёт индивидуальных особенностей детей;
- бережное отношение к процессу и результату детской деятельности.
Таким образом, игра способствует взаимосвязи художественно-продуктивной деятельности с другими видами детской творческой активности (игра и конструирование).
С помощью дидактической игры «Украсим сервиз» дети прежде всего учатся рисовать. Она развивает творческое начало в детях, так необходимое в жизни.

Публикации по теме