Групповое занятие-тренинг "время быть здоровым". Тренинг для подростков "мы за здоровый образ жизни"

Профилактическое занятие для подростков по формированию навыков здорового образа жизни «Влияние привычек на здоровье человека»

Романцова И.И, психолог ГБУ ВО «ЦПППиРД»

Цель: Формирование полезных навыков здорового образа жизни , формирование чувства ответственности за свою жизнь; формирование понятия "привычки", их влияние на здоровье ; дать представления о негативном влиянии и последствиях таких вредных привычек, как табакокурение, употребление алкоголя и наркотиков.

Задачи:

    повышение уровня информированности детей о пользе здорового образа жизни;

    обобщение и дополнение представлений о привычках, развитие умения анализировать свои привычки и их влияние на здоровье человека;

    развитие мышления, внимания, восприятия на основе упражнений и заданий;

    воспитание привычки стремиться к сохранению и укреплению собственного здоровья.

    изменение отношения детей к вредным привычкам;

    формирование мотивации к сохранению здоровья.

Методы работы:

    групповая работа;

    индивидуальная работа;

    беседы;

    мозговые штурмы;

    интерактивные игры;

Время проведения: 45 минут.

Целевая аудитория: учащиеся общеобразовательных учреждений 5-9 классов.

Материально-техническое обеспечение: стулья по количеству участников, мяч, карточки с буквами на каждого участника, карточки с полезными и вредными привычками на каждого участника, чистые листы, карандаши, видео-ролики, план избавления от вредной привычки на каждого участника.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Упражнение 1. Игра-разминка на знакомство

Участники становятся в круг. Перебрасывая мяч друг другу, они называют собственное имя и говорят комплимент участнику, которому бросают мяч. Игра должна проходить в быстром темпе, все участники должны быстро представиться.

Упражнение 2. Выявление уровня работоспособности группы

Группа располагается вдоль стены, дается команда: "Вы – стрелка измерительного прибора. Эта стена – нулевая отметка, противоположная стена – максимальная. Сделайте столько шагов к противоположной стене, насколько вы оцениваете свою работоспособность (хорошее настроение, усталость, готовность сотрудничать, сонливость и т.д.)". Участники располагаются по комнате, тренер отмечает наиболее активных и наиболее пассивных игроков, игроков не уверенных в своих силах.

Упражнение 3. Развитие внимания, памяти, мышления

«У каждого из вас находится карточка с буквами. Ваша задача – вычеркнуть повторяющиеся буквы, а из оставшихся – сложить слово, которое определит тему нашей встречи».

Ы

«Какое слово у вас получилось?» (Привычка).

Упражнение 4. Беседа

«Как вы думаете, что такое привычка? (Ответы детей).

Привычка – это поведение, образ жизни, действия человека, ставшие в жизни обычными, постоянными.

Т.е. привычка – это то, что мы делаем постоянно. А у вас есть привычки? Расскажите о них. (Ответы детей). Помогают они вам в жизни, или мешают?

Итак, кто догадался, о чем мы будем говорить на занятии?

Мы попытаемся разобраться в имеющихся у каждого из нас привычках и их влиянии на наше самочувствие, здоровье.

Есть привычки, которые нам помогают в жизни. Перечислите какие-нибудь из них. Как их можно назвать? (Полезные). Чем они помогают нашему организму?

А как называются привычки, которые мешают или наносят вред нашему здоровью? (Вредные).

По мере развития вредных привычек у человека, возникает зависимость, болезнь, от которой не всегда удается впоследствии избавиться».

Упражнение 5. Работа на карточках

Задание: «Необходимо из списка выбрать полезные привычки и напротив поставить знак "+", а напротив вредных привычек – знак "-". Если вы сомневаетесь, какая это привычка, то поставьте знак "?"».

Обманывать

Умываться

Чистить зубы

Сутулиться

Пропускать уроки

Класть вещи на место

Грызть ногти

Лениться

Мыть после себя посуду

Конфликтовать

Драться

Выполнять обещания-

Делать ежедневную зарядку

Говорить правду

После выполнения задания детьми проводится обсуждение полученных ответов.

«Давайте сделаем вывод из всего сказанного: привычки есть у каждого. Они разные: плохие или вредные, хорошие или полезные. Одни привычки со временем проходят. Другие появляются, третьи – остаются с человеком на всю жизнь. (Необходимо, чтобы этот вывод дети сделали сами)».

Упражнение 6. Физическая минутка

Да, привычки у всех разные. И мы с вами тоже разные. Посмотрим, какие мы.

Задание: встать в шеренгу:

По росту,

По возрасту от самого старшего,

По первой букве в имени, фамилии.

Упражнение 7. Беседа

«Особенностью каждого человека является способность привыкать к каким-либо действиям и ощущениям. Например, один привык ложиться спать рано, а другой, наоборот, поздно. Кто-то привык терпеть боль, кто-то нет. Можно привыкнуть к определенному месту, одежде, занятиям.

Привычки формируются в результате многократных повторений: когда человек часто совершает одни и те же действия, он привыкает повторять их, не задумываясь.

Как вы думаете, могут ли привычки повлиять на человека, и как?

Какие привычки способствуют укреплению организма, положительно влияют на здоровье? (Положительные привычки). Перечислите их (чистить зубы, делать зарядку, правильно питаться в одно и то же время и др.).

А какие привычки могут принести вред нашему здоровью? (Вредные). Иногда человек совсем не задумывается, что читать лежа – это вредная привычка, которая наносит серьезный вред здоровью. Но наиболее серьезное и опасное влияние на здоровье оказывает употребление табака, алкоголя, наркотиков. Перечислите, какие заболевания развиваются у человека, употребляющего эти опасные вещества».

Шпаргалка. Под воздействием табакокурения, алкоголя, наркотиков поражаются внутренние органы (сердце, легкие, желудок), сосуды, головной мозг. Снижается работоспособность человека. Ослабевают зрение, слух, память, меняется и поведение людей: они становятся неуправляемыми и способны совершать поступки, опасные для собственной жизни и жизни окружающих. Жизнь таких людей становится однообразной, они перестают стремиться к цели, их не интересует окружающий мир, они многого могут не успеть узнать в жизни.

«Вредными эти привычки называются еще и потому, что от них очень трудно отказаться, т.к. они постепенно становятся необходимыми человеку. Последствия, которые наступают в результате их ограничения, настолько болезненны, что человек не может справиться с ними сам, и в результате погибает».

Просмотр кратких видеосюжетов о последствиях употребления алкоголя, табака, наркотиков.

Несколько кратких роликов о вреде ПАВ, например: «Остров сокровищ», Живи как мы – «Валентин и курение», «Удар по печени».

«От чего же зависит здоровье человека? (Ответы детей).

Оказывается, если принять условно уровень здоровья человека за целое, то половина зависит от наследственных факторов (от того, насколько здоровы родители), от условий внешней среды (чистого воздуха, природы, воды).

А от чего зависит остальная половина? Она зависит от самого человека, от его образа жизни. Как же надо себя вести, чтобы образ жизни влиял на здоровье только положительно? (Надо вести здоровый образ жизни)».

Упражнение 8

Задание : Определить, что входит в понятие "здоровый образ жизни", посредством мозгового штурма.

Ответ : в понятие "здоровый образ жизни" входят:

    отказ от разрушающих вредных привычек,

    активный двигательный режим,

    рациональное питание,

    закаливание организма,

    личная гигиена,

    общение,

    положительные эмоции.

«Как вы считаете, с каким человеком приятнее общаться: с тем, который имеет вредные или полезные привычки?

Человек, у которого имеются вредные привычки, не только наносит вред своему организму и здоровью, у него также портятся отношения с людьми. Напротив, человек, имеющий полезные привычки, не только реже болеет, с ним приятно общаться, т.к. подтянутый вид, точность и аккуратность вызывают положительные чувства у окружающих».

Какие привычки и поступки делают нас здоровыми, успешными, приятными в общении?

Как следует поступать, чтобы не приобретать вредных привычек?

Как вы считаете, что можно посоветовать тому, кто хочет избавиться от вредной привычки?

Упражнение 9

Давайте попробуем составить "План избавления от вредной привычки". Сначала нужно подумать, какая ваша вредная привычка опасна для вашего здоровья (каждый ученик получает бланк задания "План избавления от вредной привычки").

Мой план избавления от вредной привычки.

1. Вредная привычка, от которой я хочу избавиться

2. Время для работы над собой _______________________________

3. Мне понадобится помощь _________________________________

4. Я должен (должна) сделать _________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

5. Избавившись от этой привычки, я ___________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Упражнение 10

«Итак, мы определили с вами, что как влияют на здоровье человека наши привычки. Предлагаю вам выполнить творческое задание. Давайте разделимся на две команды. Одна команда изобразит человека, страдающего вредными привычками, а вторая команда нарисует человека, у которого имеются только положительные привычки».

«Давайте посмотрим, какие портреты получились».

Учащиеся объясняют, что они хотели изобразить, доказывают свои предложения о влиянии привычек на внешний облик человека.

Подведение итогов занятия.

Анна Каунова
Тренинг для педагогов «Дружно, смело, с оптимизмом - за здоровый образ жизни»

Тренинг для педагогов «Дружно , смело , с »

Описание материала : Современная жизнь с ее многочисленными трудностями как экономического, так и психологического характера требует от человека любой профессии напряжения всех нравственных и физических сил. Представители педагогического труда оказываются в наиболее сложной ситуации : они испытывают двойные нагрузки в связи сем, что их труд, даже в самые стабильные времена, отличается высокой эмоциональной загруженностью и стрессонасыщенностью. Социально-психологической службой было принято решение о проведении тренингов по улучшению психологического самочувствия всех участников педагогического процесса : помощников воспитателей, педагогов (воспитателей, инструкторов по физической культуре, учителя-логопеды, специалистов ДОУ.

При составлении занятий мы использовали следующую литературу :

1. Шкурко Т. А. Танцевально-экспрессивный тренинг / Шкурко Т . А. – СПб.: Речь, 2003. – 192 с.

2. Сакович Н. А. Методичка по арт-терапии. -СПб, 2005 – 42 с.

3. Л. Д. Лебедева. Практика арт-терапии : подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2003. – 256 с.

Тренинг «Дружно , смело , с оптимизмом - за здоровый образ жизни »

Цель : улучшение психологического самочувствия участников педагогического процесса младших воспитателей в ДОУ.

Задачи :

1. Формирование положительного эмоционального состояния, с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы.

2. Снижение негативных состояний и трансформация их в положительные эмоциональные состояния;

3. Ознакомление с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний с целью предупреждения и преодоления возможных последствий психического перенапряжения, поддержания оптимального уровня психических состояний в условиях профессиональной деятельности.

I. Разминка

1. Упражнение «Имя + прилагательное» время (3-4 мин)

Цель : знакомство с группой, снятие напряжения.

Инструкция. Каждый участник называет свое имя и прилагательное к своему имени (с какой буквы начинается имя) . Например : Мария + маленькая, Елена + естественная. Задача каждого участника тренинга запомнить имена с прилагательными, затем один называет имя и прилагательное другого участника тренинга и меняется с ним местами, второй должен вспомнить имя и прилагательное другого участника тренинга и так до тех пор , пока все не поменяются местами.

2. Упражнение «Найди общее» (4-5 минут)

Цель : Формирование чувства близости с другими людьми, принятие участниками тренинга друг друга , формирование чувства ценности других и самоценности.

Материал : мяч или клубок

Инструкция. Участники тренинга сидят в общем кругу . Ведущий передаёт по кругу мяч. «Посмотрите внимательно на всех и подумайте, что нас всех может объединять». Каждый участник с передачей мяча называет 1 общий признак для всех присутствующих.

II. Основная часть

1. Медитативное упражнение (2-3 мин)

Цель : Энергетическая подпитка, восстановление сил, развитие умения побыть наедине с собой, прислушаться к внутреннему “Я” .

Инструкция. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Закройте глаза и сделайте глубокий вдох и медленный выдох. Помолчите несколько мгновений. Возьмитесь все за руки. Почувствуйте энергию, исходящую от руки соседа. Подумайте о том, что стремление всего коллектива совпадают с мечтами каждого из вас. Каждая из женщин стремится к здоровью и благополучию . Все ждут любви и стараются реализовать свой творческий потенциал. Сегодня мы будем усваивать новые позитивные идеи, которые могут улучшить нашу жизнь . Все хорошо, мы спокойны, мы в безопасности, все хорошо в нашем мире! Повторите! Все хорошо, мы спокойны, мы в безопасности, все хорошо в нашем мире! 1-2-3 откройте глаза.

2. Упражнение «Эмоции по кругу» (3-4 мин)

Цель : создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние.

Инструкция. Все участники встают спиной в круг. Затем по цепочке передают от ведущего эмоциональное состояние с помощью жестов и мимики. Эмоция должна вернуться от ведущего по кругу к нему.

Вопросы для обсуждения :

1. Легко ли вам было выполнять данное упражнение?

2. Какие эмоции вы испытываете в жизни чаще ?

После обсуждения предлагается также по кругу передать пожелание для поднятия настроения.

3. Упражнение «Групповое рисование по кругу» (8-10 мин)

Цель : способствовать сплоченности, появлению положительных эмоций в процессе рисования.

Материал. Листы бумаги, карандаши

Инструкция. На листе бумаги необходимо нарисовать незатейливую картинку или просто цветовые пятна, а затем передать эстафету следующему участнику для продолжения рисунка. В итоге каждый рисунок возвращается к своему первому автору.

Вопросы для обсуждения :

Какие эмоции вы хотели передать с помощью рисунка?

Какие трудности возникли во время выполнения упражнения?

4 .Упражнение «Звуковая гимнастика» (8-10)

Цель : снятие мышечных зажимов, выплеск негативных эмоций, создание положительного настроя.

Инструкция. Участникам предлагается пропеть звуки, которые определенным образом воздействуют на организм. Исходная позиция – стоя с выпрямленной спиной, состояние спокойное, расслабленное. Перед произнесением каждого звука делается глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносится звук насколько хватит дыхания.

Звуки :

А - воздействует благотворно на весь организм

Е – воздействует на щитовидную железу

И – воздействует на мозг, глаза, нос и уши

О – воздействует на сердце и легкие

У – воздействует на органы, расположенные в области живота

Я – воздействует на работу всего организма

М – воздействует на работу всего организма

Х – помогает очищению организма

ХА – помогает повысить настроение

5. Упражнение «Танец отдельных частей тела» (3 мин)

Цели : осознание и снятие мышечных зажимов; расширение экспрессивного репертуара. «выплеснуть» негативную энергию безопасным способом и преобразовать ее в позитивную

Материалы : Музыкальная запись с четким ритмическим рисунком.

Инструкция.: Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен

Танец головы

Танец попы

Танец плеч

Танец ног

Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.

Какой танец было легко исполнить, какой трудно?

Почувствовали ли освобождение от зажимов, где они локализовались?

6. Рефлексия. Обсуждение в кругу : насколько обогатился ваш репертуар способов и методов снятия психоэмоционального напряжения в процессе взаимодействия с участниками группы.

7. Упражнение «Сердце»

Цель : повышение энергетического тонуса группы.

Материал : маленькие сердечки

Инструкция : Каждый участник берёт горсть сердец. Группа встаёт в тесный круг, практически соприкасаясь плечами, каждый поворачивается правым плечом внутрь круга, протягивает правую руку в центр круга, разворачивая её большим пальцем вверх. Затем начинается движение по часовой стрелке. Когда пружина максимально свернулась, группа начинает двигать руки вверх, вниз. Сопровождая прощальную фразу : «Ай да мы!» . На последнем слоге амплитуда становится максимальной и на последнем рывке. Подбрасывают сердечки вверх.

Публикации по теме:

«ДРУЖНО, СМЕЛО С ОПТИМИЗМОМ - ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ!» Открытая презентация Проекта по адаптативной физической культуре «Всем полезно,.

Форма проведения - соревнование методических идей в реализации одной и той же проблемы "Как сформировать осознанное отношение к своему здоровью?".

Анкета для родителей «Здоровый образ жизни» АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» ФИО___ 1. Какого состояние Вашего здоровья?.

Буклет для родителей «Здоровый образ жизни ребёнка» Мы – спортсмены просто класс! Здоровый образ жизни ребёнка. Советы для родителей. Чтобы ваш ребёнок был сильным, а главное здоровым.

Игра-тренинг для педагогов по профилактике психоэмоционального выгорания «Здоровый педагог - здоровый ребенок» Тема: Игра - тренинг для педагогов «Здоровый педагог - здоровый ребенок». Профилактика психоэмоционального выгорания. Цель тренинга: Профилактика.

Конспект занятия по здоровому образу жизни в подготовительной группе «Мы за здоровый образ жизни!» Тема: «Что такое здоровый образ жизни». Цель: формирование осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни Задачи:.

Консультация для педагогов «Здоровый образ жизни дошкольников в условиях дошкольного учреждения и семьи» Задачи: 1. Заботится о физическом и психическом благополучии детей. 2. Стараться донести до сознания родителей, детей, что правильная двигательная.

Консультация для родителей «Здоровый образ жизни» ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ В СЕМЬЕ» Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным, крепким, выносливым. Но очень часто забывают.

Консультация для родителей «Моя семья - за здоровый образ жизни» Здоровье – это ценность и богатство. Здоровьем людям надо дорожить! Есть правильно и спортом заниматься, И закаляться, и с зарядкой дружить.

Тренинг для педагогов «Давайте жить дружно» Тренинг для педагогов ДОУ «Давайте жить дружно»Древняя мудрость гласит: сложно изменить мир, но если ты хочешь этого - начни меняться сам.

Библиотека изображений:

Тренинг для подростков

«Мы за здоровый образ жизни»

Цель: - формирование здорового образа жизни (ЗОЖ).

Помочь подросткам сформировать такой образ жизни, который сможет обеспечить

им состояние оптимального здоровья в будущем.

Задача: - Помочь подросткам учиться жизни

Задать «открытые вопросы», допускающие несколько вариантов ответов.

Обобщать и комментировать высказывания подростков.

Пробовать вести групповую дискуссию.

Уважать мнение другого.

Форма: групповая работа.

Оборудование: карандаши, листы А3, фломастеры, интерактивная доска, карточки с заданиями, бейджи.

Оформление: правила работы в группе, высказывания о здоровье, запись фрагмента фильма «Я выбираю жизнь», музыкальное оформление.

Участники: учащиеся 10-15 лет, объединение «Эковертикаль»

Ведущий: Ермакова Е.Ю., педагог дополнительного образования.

Дата проведения : 03.03.2016 г.

Ход тренинга:

    Введение и выяснение ожиданий участников группы.

Фрагмент фильма «Я выбираю жизнь»

«Каждый человек на земле имеет свое предназначение. И всю жизнь мы стремимся к нему ежедневно, ежеминутно, выбирая свою дорогу, по которой пойдем. Быть ли нам счастливыми, любимыми или всю жизнь потратить на перетряхивание мелких проблем зависит от нас. Но, иногда определяя дальнейший путь, жизнь очень жестко ставит условия «или - или» и тогда все зависит только от силы твоего духа от твоей способности противостоять…»

    Знакомство участников тренинга – упражнение «Мое любимое имя».

Цель: Развивать позитивное самовосприятие.

Содействовать сплочению группы.

Здание: Написать свое имя на бейдже и представиться всей командой.

3. Принятие групповых правил:

«Здесь и теперь». Этот принцип ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, чувства, мысли, появляющиеся в данный момент.

«Искренность и открытость». Самое главное в группе – не лицемерить и не лгать.

«Я высказывание» . Оценка поведения другого члена группы должна осуществляться через высказывание собственных возникающих чувств и мыслей. Все высказывания должны строиться с использованием местоимения «я», «мне»: «Я считаю», «мне кажется…».

«Активность». В группе отсутствует возможность пассивно «отсидеться». Поскольку тренинг относится к активным методам обучения, развития, такая норма, как активное участие всех в происходящем тренинге, является обязательной.

«Уважение мнения другого». «Помните, что не уважая другого, вы вызовете у него такое же отношение к вам. Поэтому постарайтесь не перебивать, не оценивать критически то, что услышите. Будьте снисходительны к мыслям и чувствам окружающих. Если вы не можете удержаться от оценки слов другого, начните не с фразы "Ты не прав", а с фразы "Я не понимаю" или "Может, есть другой вариант..."

4. Упражнение – рисуночный тест «Праздник»

Цель: Выяснить у учащихся отношение к алкоголю.

Задание: Нарисовать «Праздник», после окончания работы, проводится обсуждение.

5. Упражнение «Незаконченное предложение»

Цель: выяснить отношения учащихся к людям с алкогольной зависимостью,

отношение к алкоголю.

Задание: Участникам раздаются карточки с незаконченными предложениями, они должны закончить предложения, после окончания проводится общее обсуждение.

6. Упражнение «Скажи, что чувствуешь»

Цель: мотивировать участников на проявление положительных эмоций при обсуждении ассоциаций к словам «здоровье».

Задание: раздать группе по пять полосок бумаги. Участник на каждой полоске записывают одну ассоциацию со словом «Здоровье». После завершения работы полоски с ассоциациями разложить по степени совпадения . Обсудить и сделать общий вывод.

7.Просмотр презентации «Спорт-это здоровье!»
8. Упражнение «Додумай историю»

Цель: способствовать формированию ответственности за свои поступки.

Задание: каждая группа получает карточку, на которой написана история.

Участникам необходимо закончить историю и сделать правильный вывод, начиная словами:

Я понял…

Я хочу сказать…

Я надеюсь….

9.Подарок участникам от 10 класса (инсценировка стихотворения)

10. Упражнение «СМСка».

Цель: Получение позитивной обратной связи друг от друга.

Ведущий: «Нет ничего дороже Здоровья, будете ли Вы здоровы, зависит от каждого из Вас. Давайте сейчас отправим друг другу СМС -сообщение с пожеланием «Будем делать хорошо и не будем плохо». Встаньте каждый в свой круг, возьмитесь за руки, выберите того, кто пошлёт первым сообщение и как импульс пустите его по кругу. Когда отправляющий получит своё сообщение, то объявляет «Сообщение доставлено» .

11. Рефлексия тренинга .

Ведущий: Я выбираю ЗОЖ! Кто со мной! (поднимает руку)

Литература:

1.Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/пер. с нем.. – М.,Генезис, 2004 г.

2. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М.: МПСИ, 1998 г.

3.Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. СПб.: Питер, 2002 г.

4.Рахматуллина Р. Коррекционно-развивающие игры и психогимнастика. //Школьный психолог, 1999, №26, с.10.

Приложение 1

Приложение для упражнения «Додумай историю»

История про Мишу

Миша был единственным и долгожданным ребёнком в семье. В детстве ему прощалось всё. Учился Миша в школе средне, но друзей у него было много. Миша был весёлым и компанейским парнем, родители постоянно давали ему деньги, которые он с удовольствием тратил с друзьями на пиво.

После школы Миша поступил на коммерческое отделение престижного ВУЗа, и родители купили ему машину. Миша водил плохо, но очень любил одну рискованную игру, резко тормозить перед зазевавшимися прохожими.

Однажды со своими друзьями, напишись пива, они бесцельно катались по городу. Дорогу переходила молодая женщина с девочкой. Миша, как всегда, решил пошутить…

История про Диму

Однажды Дима позвал одноклассников к себе на день рождения. Когда родители оставили подростков, Дима предложил всем выпить водки и вина. Выпили. Потом ребята прихватили пачку сигарет, купили ещё пива и джин-тоника и пошли гулять.

Погода была тёплая, все сели около воды на железобетонные плиты, стали выпивать и болтать ни о чём. Вдруг Ире стало плохо. Она потеряла сознание. Все испугались. Дима вскочил, чтобы принести воды, но не удержался, упал на плиты и скатился в воду. Ребята запаниковали, они не знали, что делать, кому помочь…

История про Пашу

В старшем отряде большим шиком считалось выпивать. Днём собирались деньги, и кто-то бежал в посёлок за самогоном. Молодые вожатые обычно ничего не замечали. В этот раз всё шло как обычно, только выпивки было больше, так как прошёл родительский день, и мальчики попросили денег на «фотографии».

Паша отличался бесшабашностью и был заводилой в отряде. В этот вечер он много выпил, громче всех смеялся и дурачился. Вскоре ребята почувствовали себя плохо, их стало тошнить, они отравились самогоном. Паше было хуже всех, он позеленел и стал терять сознание. Ребята пытались ему помочь, но у них ничего не получалось. Они испугались, отнесли Пашу в палату, положили на кровать и закидали одеялами, думая, что он протрезвеет...

История про Леночку

Леночка училась в медицинском училище на медсестру. У неё был парень, с которым она встречалась. Часто она с подружками и парнями пили пиво на Набережной или в кафе. Так случилось и в этот раз. Леночка получила стипендию, родители прислали денег, и они все пошли в кафе. Вечер был весёлый, денег у всех было много. Леночка выпила больше обычного. Вдруг ей показалась, что её парень ухаживает за подругой. Завязалась ссора. Леночка обиделась и пошла одна домой. Неожиданно перед ней затормозила машина, и незнакомый парень предложил её подвезти…

История про Олега

Олег рос в хорошей, обеспеченной семье. Родители его любили и старались выполнить все желания. Олег был застенчив, боялся знакомиться с девушками, на школьных вечерах обычно стоял в стороне.

После 9 класса он поступил в колледж. Там была совершенно другая компания. Мальчики после колледжа собирались, шли в кафе, пили пиво иногда вино.

Олег заметил, что после того как он выпьет, то становится смелее, говорит, что думает, может знакомиться с девушками.

Однажды они с друзьями выпили на дискотеке и там познакомились с двумя девчонками. После окончания дискотеки все пошли домой к Олегу, у которого родители уехали на дачу. Там выпили ещё. Девочки запросились домой, но их никто не отпускал…

Приложение 2

Приложение к упражнению «Незаконченное предложение»

    Когда я вижу пьяного, я чувствую…

    Главный признак алкогольной зависимости, как мне кажется…

    Когда я вижу пьяного, я чувствую…

    Общаясь с пьющим человеком, я понимаю …

    Главный признак алкогольной зависимости, как мне кажется…

_______________________________________________________________

    Когда я вижу пьяного, я чувствую…

    Общаясь с пьющим человеком, я понимаю …

    Главный признак алкогольной зависимости, как мне кажется…

_______________________________________________________________

    Когда я вижу пьяного, я чувствую…

    Общаясь с пьющим человеком, я понимаю …

    Главный признак алкогольной зависимости, как мне кажется…

Были приняты правила работы в группе и для облегчения общения- бейджики. Работа тренинга была запланирована в группах по классам. На тренинге использовалась интерактивная доска, где был показан отрывок из фильма «Я выбираю жизнь», по которому проходило обсуждения, показывалась презентация «Спорт-это здоровье». В работе тренинга использовались: тест, для выявления отношения к алкоголю; ситуации с целью формирования ответственности за свои поступки; задания творческого характера для групповой сплочённости и позитивного самовосприятия. В процессе подготовки тренинга, учащиеся 10 класса готовили для гостей подарок в виде инсценировки стихотворения о ЗОЖ.В конце тренинга - упражнение «СМС-ка»,с целью получения позитивной обратной связи друг от друга и завершил тренинг, рефлексия «Кто за здоровый образ жизни!»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг по первичной профилактике алкоголизма

«Я выбираю…»

Цель: - формирование здорового образа жизни (ЗОЖ).

Помочь подросткам сформировать такой образ жизни, который сможет обеспечить

Им состояние оптимального здоровья в будущем.

Задача: - Помочь подросткам учиться жизни

Задать «открытые вопросы», допускающие несколько вариантов ответов;

Обобщать и комментировать высказывания подростков;

Пробовать вести групповую дискуссию;

Уважать мнение другого;

Форма: групповая работа.

Оборудование: карандаши, листы А3, фломастеры, интерактивная доска, карточки с заданиями, бейджи.

Оформление: правила работы в группе, высказывания о здоровье, запись фрагмента фильма «Я выбираю жизнь», музыкальное оформление.

Участники: учащиеся старшего звена школы (8-11классы).

Ход тренинга:

  1. Введение и выяснение ожиданий участников группы.

Фрагмент фильма «Я выбираю жизнь»

«Каждый человек на земле имеет свое предназначение. И всю жизнь мы стремимся к нему ежедневно, ежеминутно, выбирая свою дорогу, по которой пойдем. Быть ли нам счастливыми, любимыми или всю жизнь потратить на перетряхивание мелких проблем зависит от нас. Но, иногда определяя дальнейший путь, жизнь очень жестко ставит условия «или - или» и тогда все зависит только от силы твоего духа от твоей способности противостоять…»

  1. Знакомство участников тренинга - упражнение «Мое любимое имя».

Цель: Развивать позитивное самовосприятие.

Содействовать сплочению группы.

Здание: Написать свое имя на бейдже и представиться всей командой.

3. Принятие групповых правил:

«Здесь и теперь». Этот принцип ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, чувства, мысли, появляющиеся в данный момент.

«Искренность и открытость». Самое главное в группе - не лицемерить и не лгать.

«Я высказывание» . Оценка поведения другого члена группы должна осуществляться через высказывание собственных возникающих чувств и мыслей. Все высказывания должны строиться с использованием местоимения «я», «мне»: «Я считаю», «мне кажется…».

«Активность». В группе отсутствует возможность пассивно «отсидеться». Поскольку тренинг относится к активным методам обучения, развития, такая норма, как активное участие всех в происходящем тренинге, является обязательной.

«Уважение мнения другого». «Помните, что не уважая другого, вы вызовете у него такое же отношение к вам. Поэтому постарай тесь не перебивать, не оценивать критически то, что услышите. Будьте снисходительны к мыслям и чувствам окружающих. Если вы не можете удержаться от оценки слов другого, начните не с фразы "Ты не прав", а с фразы "Я не понимаю" или "Может, есть другой вариант..."

4. Упражнение - рисуночный тест «Праздник»

Цель: Выяснить у учащихся отношение к алкоголю.

Задание: Нарисовать «Праздник», после окончания работы, проводится обсуждение.

5. Упражнение «Незаконченное предложение»

Цель: выяснить отношения учащихся к людям с алкогольной зависимостью,

Отношение к алкоголю.

Задание: Участникам раздаются карточки с незаконченными предложениями, они должны закончить предложения, после окончания проводится общее обсуждение.

  1. Общаясь с пьющим человеком, я понимаю…
6. Упражнение «Скажи, что чувствуешь»

Цель: мотивировать участников на проявление положительных эмоций при обсуждении ассоциаций к словам «здоровье».

Задание: раздать группе по пять полосок бумаги. Участник на каждой полоске записывают одну ассоциацию со словом «Здоровье». После завершения работы полоски с ассоциациями разложить по степени совпадения . Обсудить и сделать общий вывод.

7. Просмотр презентации «Спорт-это здоровье!»
8. Упражнение «Додумай историю»

Цель: способствовать формированию ответственности за свои поступки.

Задание: каждая группа получает карточку, на которой написана история.

Участникам необходимо закончить историю и сделать правильный вывод, начиная словами:

Я понял…

Я хочу сказать…

Я надеюсь….

9.Подарок участникам от 10 класса (инсценировка стихотворения)

10. Упражнение «СМСка».

Цель: Получение позитивной обратной связи друг от друга.

Ведущий: «Нет ничего дороже Здоровья, будете ли Вы здоровы, зависит от каждого из Вас. Давайте сейчас отправим друг другу СМС -сообщение с пожеланием «Будем делать хорошо и не будем плохо». Встаньте каждый в свой круг, возьмитесь за руки, выберите того, кто пошлёт первым сообщение и как импульс пустите его по кругу. Когда отправляющий получит своё сообщение, то объявляет «Сообщение доставлено» .

11. Рефлексия тренинга .

Ведущий: Я выбираю ЗОЖ! Кто со мной! (поднимает руку)

Литература:

1.Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/пер. с нем.. - М.,Генезис, 2004 г.

2. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М.: МПСИ, 1998 г.

3.Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. СПб.: Питер, 2002 г.

4.Рахматуллина Р. Коррекционно-развивающие игры и психогимнастика. //Школьный психолог, 1999, №26, с.10.

Приложение 1

Приложение для упражнения «Додумай историю»

История про Мишу

Миша был единственным и долгожданным ребёнком в семье. В детстве ему прощалось всё. Учился Миша в школе средне, но друзей у него было много. Миша был весёлым и компанейским парнем, родители постоянно давали ему деньги, которые он с удовольствием тратил с друзьями на пиво.

После школы Миша поступил на коммерческое отделение престижного ВУЗа, и родители купили ему машину. Миша водил плохо, но очень любил одну рискованную игру, резко тормозить перед зазевавшимися прохожими.

Однажды со своими друзьями, напишись пива, они бесцельно катались по городу. Дорогу переходила молодая женщина с девочкой. Миша, как всегда, решил пошутить…

История про Диму

Однажды Дима позвал одноклассников к себе на день рождения. Когда родители оставили подростков, Дима предложил всем выпить водки и вина. Выпили. Потом ребята прихватили пачку сигарет, купили ещё пива и джин-тоника и пошли гулять.

Погода была тёплая, все сели около воды на железобетонные плиты, стали выпивать и болтать ни о чём. Вдруг Ире стало плохо. Она потеряла сознание. Все испугались. Дима вскочил, чтобы принести воды, но не удержался, упал на плиты и скатился в воду. Ребята запаниковали, они не знали, что делать, кому помочь…

История про Пашу

В старшем отряде большим шиком считалось выпивать. Днём собирались деньги, и кто-то бежал в посёлок за самогоном. Молодые вожатые обычно ничего не замечали. В этот раз всё шло как обычно, только выпивки было больше, так как прошёл родительский день, и мальчики попросили денег на «фотографии».

Паша отличался бесшабашностью и был заводилой в отряде. В этот вечер он много выпил, громче всех смеялся и дурачился. Вскоре ребята почувствовали себя плохо, их стало тошнить, они отравились самогоном. Паше было хуже всех, он позеленел и стал терять сознание. Ребята пытались ему помочь, но у них ничего не получалось. Они испугались, отнесли Пашу в палату, положили на кровать и закидали одеялами, думая, что он протрезвеет...

История про Леночку

Леночка училась в медицинском училище на медсестру. У неё был парень, с которым она встречалась. Часто она с подружками и парнями пили пиво на Набережной или в кафе. Так случилось и в этот раз. Леночка получила стипендию, родители прислали денег, и они все пошли в кафе. Вечер был весёлый, денег у всех было много. Леночка выпила больше обычного. Вдруг ей показалась, что её парень ухаживает за подругой. Завязалась ссора. Леночка обиделась и пошла одна домой. Неожиданно перед ней затормозила машина, и незнакомый парень предложил её подвезти…

История про Олега

Олег рос в хорошей, обеспеченной семье. Родители его любили и старались выполнить все желания. Олег был застенчив, боялся знакомиться с девушками, на школьных вечерах обычно стоял в стороне.

После 9 класса он поступил в колледж. Там была совершенно другая компания. Мальчики после колледжа собирались, шли в кафе, пили пиво иногда вино.

Олег заметил, что после того как он выпьет, то становится смелее, говорит, что думает, может знакомиться с девушками.

Однажды они с друзьями выпили на дискотеке и там познакомились с двумя девчонками. После окончания дискотеки все пошли домой к Олегу, у которого родители уехали на дачу. Там выпили ещё. Девочки запросились домой, но их никто не отпускал…

Приложение 2

Приложение к упражнению «Незаконченное предложение»

  1. Когда я вижу пьяного, я чувствую…
  2. Главный признак алкогольной зависимости, как мне кажется…
  1. Когда я вижу пьяного, я чувствую…
  2. Общаясь с пьющим человеком, я понимаю …
  3. Главный признак алкогольной зависимости, как мне кажется…

_______________________________________________________________

  1. Когда я вижу пьяного, я чувствую…
  2. Общаясь с пьющим человеком, я понимаю …
  3. Главный признак алкогольной зависимости, как мне кажется…

_______________________________________________________________

  1. Когда я вижу пьяного, я чувствую…
  2. Общаясь с пьющим человеком, я понимаю …
  3. Главный признак алкогольной зависимости, как мне кажется…

Каждый человек на земле имеет свое предназначение. И всю жизнь мы стремимся к нему ежедневно, ежеминутно, выбирая свою дорогу, по которой пойдем. Быть ли нам счастливыми, любимыми или всю жизнь потратить на перетряхивание мелких проблем зависит от нас. Но, иногда определяя дальнейший путь, жизнь очень жестко ставит условия «или - или» и тогда все зависит только от силы твоего духа от твоей способности противостоять. Так же мы определяем быть нам здоровыми, вести здоровый образ жизни или выбрать совсем другой путь

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа пгт. Нема»

Немского района Кировской области

Тренинг

«За здоровый образ жизни».

Разработала педагог-психолог

Михайлова Таисья Сергеевна, 28 лет,

пгт. Нема, ул. Заводская, 10-1

пгт. Нема 2014 год.

Цель: Пропаганда здорового образа жизни среди подростков, формирование ценностного отношения к собственному здоровью.

Задачи:

1. Дать представление о понятиях «здоровье» и «здоровый образ жизни» в широком смысле слова: физическом, социальном, психическом аспектах.

2. Способствовать формированию потребности здорового образа жизни.

Форма: групповая работа.

Оборудование: карандаши, фломастеры, карточки с заданиями, бейджи.

Оформление: правила работы в группе, запись ролика «Я выбираю жизнь», музыкальное оформление.

Участники: учащиеся старшего звена школы (7-11 классы).

Ход тренинга:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о здоровье и здоровом образе жизни, а для начала предлагаю вам посмотреть один ролик.

Введение и выяснение ожиданий участников группы.

Просмотр ролика «Я выбираю жизнь»

… - Каждый человек на земле имеет свое предназначение. И всю жизнь мы стремимся к нему ежедневно, ежеминутно, выбирая свою дорогу, по которой пойдем. Быть ли нам счастливыми, любимыми или всю жизнь потратить на перетряхивание мелких проблем зависит от нас. Но, иногда определяя дальнейший путь, жизнь очень жестко ставит условия «или - или» и тогда все зависит только от силы твоего духа от твоей способности противостоять. Так же мы определяем быть нам здоровыми, вести здоровый образ жизни или выбрать совсем другой путь…

Здоровье – это ценность и богатство,

Здоровьем людям надо дорожить!

Есть правильно и спортом заниматься,

И закаляться, и с зарядкою дружить.

Чтобы любая хворь не подступила,

Чтоб билось ровно сердце, как мотор,

Не нужно ни курить, ни пить, ни злиться,

Улыбкой победить любой укор.

Здоровый образ жизни – это сила!

Ведь без здоровья в жизни никуда.

Давайте вместе будем сильны и красивы

Тогда года нам будут не беда!

А теперь предлагаю вам немного поиграть.

Упражнение “Ассоциация”

На доске фраза: “Здоровье-это…”. У каждого из вас есть три маленьких листочка, напишите в них по одной ассоциации на слово “здоровье” (анонимно). После этого прикрепите листочки к доске, где написана фраза. (Листочки просмотреть, зачитать и обобщить.)

А теперь о здоровье мы узнаем подробнее..

Итак, ребята, что же такое здоровье? На этот кажущийся поначалу простым вопрос люди пытаются ответить с глубокой древности.

«Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия», т. е. здоровье – это нормальное состояние организма, когда все наши органы работают дружно, ритмично, согласованно между собой и окружающей средой Сейчас мы с вами порассуждаем, что же такое здоровье с позиции трех составляющих. У каждой группы свой вид здоровья, изучаем теоретический материал на карточках, которые лежат на столе, а затем выполним задание.

Физическое здоровье связано с работой нашего организма, нам важно знать, как должен работать наш организм. Прежде всего, у человека должно быть здоровое тело, правильное, красивое телосложение, достаточный вес, рост относительный своего возраста.

Человек должен иметь хорошую физическую подготовку, а это крепкую мышечную силу в руках и ногах, хорошо переносить физические нагрузки, при этом не чувствовать сильной усталости, не падать в обморок. Безусловно, здоровый человек редко болеет простудными и другими заболеваниями, т. е. имеет хорошую защитную функцию против вирусов, микробов.

А теперь рассмотрим, что же такое социальное здоровье?

Социальное здоровье человека – это не что иное, как его социальная активность, поведение в обществе, личное отношение к миру. То есть здесь мы можем рассматривать те качества личности, которые будут обеспечивать гармонию между потребностями данного человека и общества в целом.

Очень важно, чтобы человек стремился к самореализации и постоянному личностному развитию. Некоторые, например, находят способ самореализации в своей учебе или карьере, другие – в семье и детях.

Таким образом, социальное здоровье означает способность к общению с другими людьми в условиях окружающей социальной среды и наличие личностных взаимоотношений, приносящих удовлетворение.

Под психическим здоровьем мы понимаем наши чувства, т.е. настроение (хорошее, веселое либо грустное, плохое), чувство радости, дружбы, любви, взаимопонимания, взаимоуважения, и так далее, но есть такие эмоциональные чувства, как страх, угнетение, унижение, обида, боль. И в зависимости от того какие у них преобладают чувства, таким будет наше эмоциональное здоровье.

Важным для комфортного положительного состояния организма является приобретение хороших друзей, любимого человека, наличие полной семьи (мамы и папы). Очень важно, чтобы человека понимали в его окружении, чтобы он сам понимал других, чтобы он умел не только высказывать свои претензии к окружающим, но и уступать другим, не создавать конфликтные ситуации.

Итак, ребята, мы с вами рассмотрели три основных состовляющих здоровья, которые составляют основу ЗОЖ.

И приступаем к следующему упражнению - «Паровоз здоровья».

Упражнение со словами-ассоциациями.

У вас на столах лежат листочки со словами-ассоциациями, нужно прикрепить ассоциации к тому вагону, какое здоровье, по вашему мнению, обозначает это слово (на доске изображен паровоз с тремя вагонами: 1 вагон - социальное здоровье, 2 вагон - психическое здоровье, 3 вагон – физическое здоровье).

Время на выполнение задания – 1 минута.

Озвучиваются выводы по упражнению.

Итак, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия.

А самое главное вы узнали, что наше здоровье зависит только от нас. А теперь проведем еще одно упражнение, которое обобщит и завершит наше занятие.

Упражнение «Додумай историю»

Цель: способствовать формированию ответственности за свои поступки.

Задание: каждая группа получает карточку, на которой написана история, вам необходимо закончить историю и сделать правильный вывод, начиная словами:

Я понял…

Я хочу сказать…

Я надеюсь….

Для упражнения «Додумай историю»

ИСТОРИЯ ПРО МИШУ

Миша был единственным и долгожданным ребёнком в семье. В детстве ему прощалось всё. Учился Миша в школе средне, но друзей у него было много. Миша был весёлым и компанейским парнем, родители постоянно давали ему деньги, которые он с удовольствием тратил с друзьями на пиво.

После школы Миша поступил на коммерческое отделение престижного ВУЗа, и родители купили ему машину. Миша водил плохо, но очень любил одну рискованную игру, резко тормозить перед зазевавшимися прохожими.

Однажды со своими друзьями, напишись пива, они бесцельно катались по городу. Дорогу переходила молодая женщина с девочкой. Миша, как всегда, решил пошутить…

ИСТОРИЯ ПРО ДИМУ

Однажды Дима позвал одноклассников к себе на день рождения. Когда родители оставили подростков, Дима предложил всем выпить водки и вина. Выпили. Потом ребята прихватили пачку сигарет, купили ещё пива и джин-тоника и пошли гулять.

Погода была тёплая, все сели около воды на железобетонные плиты, стали выпивать и болтать ни о чём. Вдруг Ире стало плохо. Она потеряла сознание. Все испугались. Дима вскочил, чтобы принести воды, но не удержался, упал на плиты и скатился в воду. Ребята запаниковали, они не знали, что делать, кому помочь…

ИСТОРИЯ ПРО ОЛЕГА

Олег рос в хорошей, обеспеченной семье. Родители его любили и старались выполнить все желания. Олег был застенчив, боялся знакомиться с девушками, на школьных вечерах обычно стоял в стороне.

После 9 класса он поступил в колледж. Там была совершенно другая компания. Мальчики после колледжа собирались, шли в кафе, пили пиво иногда вино.

Олег заметил, что после того как он выпьет, то становится смелее, говорит, что думает, может знакомиться с девушками.

Однажды они с друзьями выпили на дискотеке и там познакомились с двумя девчонками. После окончания дискотеки все пошли домой к Олегу, у которого родители уехали на дачу. Там выпили ещё. Девочки запросились домой, но их никто не отпускал…

Наше занятие подходит к концу. Что нового узнали для себя?

Нам хочется поблагодарить вас за активность, доброжелательность. Надеемся, что те знания, которые вы сегодня получили, помогут вам в вашей жизни и вы будете вести здоровый образ жизни.


Публикации по теме