Лабораторная работа номер 11 определение норм питания. Лабораторная работа: Рациональное питание как компонент здорового образа жизни. II. Механическое и химическое расщепление белков

Форма урока: практическая работа.

Цель урока:

  1. Выявить, правильно ли составлен рацион питания каждого ученика.
  2. Формирование понятия “рацион”, “энергетическая ценность”.
  3. Воспитывать бережное отношение к здоровью, соблюдению режима питания.
  4. Развить логическое мышление, умение анализировать.

Оборудование и материалы:

Таблицы:

  1. “Физиологические нормы суточного питания школьников по энергетической калорийности”.
  2. “Энергетическая ценность пищевых продуктов (в 100 граммах)”.
  3. Процентное распределение суточного рациона питания по режиму дня.
  4. Пищеварительная система.

Пищевые продукты: сахар, рис, гречневая крупа, макароны, печенье в пачках и т.д.

Ход урока

1 этап. Постановка цели.

В результате процессов обмена веществ в нашем организме образуется энергия, которую мы затрачиваем для жизнедеятельности организма. Откуда берется эта энергия? Это зависит от выполняемой работы. Посмотрите таблицу №1.

Таблица №1. Физиологические нормы суточного потребления школьников к пищевым веществам и калорийности рациона.

Возраст

Белок

Углевод

Калорийность

Всего

Жив.белок

всего

Жив. жир

4-17(мальчики)

4-17(девочки)

Найдите объяснение терминов “Рацион”, "энергетическая ценность" по учебнику.

“Рацион” - это норма, количество пищевых продуктов (в граммах) за сутки.

“Энергетическая ценность” - количество энергии, освобождающейся при распаде данных пищевых продуктов (в килокалориях).

2 этап. Выполнение практической работы.

Учащиеся рассаживаются по группам. Перед каждой группой на столах расставляем пищевые продукты, на упаковках которых указаны калорийность или энергоценность. Также раздаем таблицы, в которых указаны энергетическая ценность некоторых пищевых продуктов.

Таблица №2. Энергетическая ценность пищевых продуктов (в 100 граммах).

Порядок работы:

1. Для определения своего суточного рациона питания заполните эту таблицу.

2. Энергоценность пищевых продуктов найдите по таблице №2 или по упаковке пищевых продуктов, имеющихся на столах.

3. Вычислите общую сумму суточной энергоценности (калорийности).

4. Сравните с данными таблицы №1.

5. Сделайте вывод:

Правильно ли составлен ваш суточный рацион питания?

Если сумма энергоценности мала, как можно восполнить недостаток, увеличивая калорийность или количество пищи?

Ответьте на вопросы:

  1. В каком соотношении (в %) может быть разделен суточный рацион? Почему?
  2. Что такое сбалансированный рацион питания (1/7 жира, 1/7 белка, 5/7 белка).
  3. Почему жители Севера употребляют больше жирной пищи?
  4. Почему нужно соблюдать режим питания?

В конце урока учащиеся сдают отчетное задание:

Цель, ход работы, результат, вывод.

Ответы на вопрос.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Лабораторная работа «Гигиеническая оценка рациона питания» Цель работы: 1. Изучить основы гигиенического нормирования питания для разных групп населения, в т.ч. для школьников лет. 2. Оценить питание школьников в соответствии с нормами 3. Разработать рекомендации по коррекции рациона питания с учетом физиологических потребностей. Ход работы: 1. Изучение норм рационального питания. 2. Определение суточной потребности человека в энергии и пищевых веществах с помощью таблиц. 3. Решение ситуационной задачи по анализу и оценке адекватности питания с точки зрения соответствия энергетической ценности. 4. Составление рекомендаций по рациону питания в плане сбалансирования его по основным пищевым веществам. Нормы рационального питания Физиологические нормы питания включают в себя количественную характеристику (калорийность рациона) и качественную характеристику (содержание в рационе белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов). Калорийность или энергетическая ценность выражается в килокалориях (ккал) или в килоджоулях (кдж). 1 ккал представляет такое количество тепла, которое необходимо для нагревания 1 л воды на 1 С. 1 ккал = 4,18 кдж. Потребность человека в энергии должна соответствовать его суточным энерготратам, так как избыток потребления энергии неизбежно приводит к отложению жира, т.е. к ожирению. Энергетический баланс у детей характеризуется оптимальными показателями роста и развития, а у взрослых стабильностью массы тела. Суточные энерготраты в обычных условиях состоят из нерегулируемых и регулируемых трат. Нерегулируемые траты складываются из энергии, затрачиваемой на основной обмен трат энергии на усвоение пищи. Величина основного обмена (ВОО) зависит от массы тела, возраста, пола, физиологического состояния и других внешних и внутренних факторов. Регулируемые траты это расход энергии при выполнении различных видов работ. Ориентировочные энерготраты при разных видах деятельности представлены в таблице 1. Таблица 1 Ориентировочный расход энергии при различных видах деятельности (включая основной обмен) Вид деятельности Энерготраты, ккал/мин кг Вид деятельности Бег 180 м/мин 0,1780 Мытье посуды 0,0343 Бег 8 км/час 0,1357 Мытье пола 0,0548 Беседа сидя 0,0252 Подметание пола 0,0402 Беседа стоя 0,0267 Стирка белья 0,0530 Отдых стоя 0,0264 Глажение белья 0,0323 Отдых сидя 0,0229 Письмо 0,0240 Прием пищи сидя 0,0236 Одевание, раздевание 0,0281 Речь, доклад 0,0369 Гимнастика 0,0845 Работа на компьютере 0,0247 Ходьба на лыжах 0,0546 Энерготраты, ккал/мин кг Коэффициент физической активности (КФА) это соотношение энерготрат на выполнения определенного вида работ и величины основного обмена за единицу времени. КФА показывает, во сколько раз энерготраты организма на данный вид работы превышают величину основного обмена. Соотношение общих энерготрат на все виды деятельности и величины основного обмена отражает уровень физической активности человека в целом за сутки и используется для расчета суточных энерготрат человека.

2 Таблица 2 Энерготраты взрослого человека при различной физической активности по отношению к величине основного обмена (КФА) Виды деятельности КФА Сон 1,0 Лежащее положение, отдых сидя 1,2 Ходьба: по дому 2,5 прогулка медленная 2,8 в обычном темпе 3,2 с грузом 10 кг 3,5 Прием пищи 1,5 Езда в транспорте 1,7 Приготовление пищи, уход за детьми 2,2 Повседневная уборка по дому 2,7 Чтение, учеба дома 1,6 Для школьников и студентов: занятия на уроке перерывы между занятиями реферирование литературы запись лекций, выполнение лабораторной работы 1,9 2,5 2,0 2,6 Занятия спортом: легкая активность (бильярд, кегли, гольф) умеренная активность (танцы, плавание, теннис) тяжелые упражнения (футбол, атлетика, гребля) 2,1-4,4 4,2-6,6 6,6 и выше Определение суточных энерготрат подростков Расчет суточных энерготрат, необходимый для определения калорийности суточного рациона, можно произвести с разной степенью точности. Так, приблизительно оценить суточные энерготраты человека можно, отнеся его к одной из 5 групп трудоспособности населения и с учетом пола и возраста, ориентировочно определив суточную потребность в энергии. Для подростков значение суточной потребности в энергии указано в таблице 3. Таблица 3 Суточная потребность детей и подростков в энергии, белках, жирах и углеводах Возраст, Пол Энергия, Белки, г Жиры, Углеводы, лет ккал всего в т.ч. животные г г 0-6 мес мес года лет лет лет м ж лет м ж Более точно определить этот показатель можно, если исходить из среднестатистических величин основного обмена для человека определенного пола, возраста и массы тела. Для этого необходимо найти в таблице 4 соответствующую величину основного обмена, рассчитать величину основного обмена в час (ВОО = ОО: 24)

3 Таблица 4 Величины основного обмена (ккал) для взрослого человека в зависимости от пола, массы тела, возраста Масса тела, кг лет лет лет года Мужчины Женщины Затем надо составить хронометраж различных видов умственной и физической деятельности за сутки; умножить ВОО на КФА из таблицы 2 для данной группы населения. Работа оформляется в виде таблицы. Например, необходимо рассчитать энерготраты у водителя городского автобуса мужчины 40 лет с массой тела 70 кг: ВОО = 65 ккал/час (1550:24). Таблица 5 Пример расчёта энерготрат Вид деятельности Время, час КФА ВОО энерготрат, ккал/сутки Сон и отдых в постели 8 1,0 65,0*8= 520 Профессиональная активность 6 3,23 65,0*6*3,23= 1260 Самостоятельная активность: дорога на работу,0*2*3,0= 390 и домой, работа по хозяйству, активный отдых, пассивный отдых, чтение 8 1,5 65,0*8*1,5= 780 Всего Задание 1. Рассчитать собственные энерготраты. Оформить в виде таблицы. Собственные энерготраты Возраст Пол Суточная потребность (ВОО) по таблице 3 Таблица 6 Расчет энергетической ценности продуктов Для определения индивидуальных потребностей человека в основных веществах применяется формула оптимального соотношения белков, жиров и углеводов. Например, в рационе школьников и студентов соотношение белки: жиры: углеводы должно быть 1: 1,1: 4,8 (по весу). Следовательно, при таком соотношении 12% калорийности суточного рациона обеспечивается белками, 30% жирами и 58% углеводами.

4 Потребность в пищевых веществах ориентировочно определяют по нормам физиологической потребности для лиц соответствующего пола, возраста и группы труда (см. таблицу 3). По составу продукта можно определить его энергетическую ценность. Для этого содержание веществ умножают на коэффициенты энергетической ценности (для белков и углеводов 4, для жиров 9). Пример в таблице 7. Таблица 7 Примерный расчет энергетической ценности продуктов Основные пищевые вещества Содержание (г) в 100 г продукта Коэффициент энергетической ценности, ккал/г Белки 5,5 4 22,0 Жиры 9,2 9 82,8 Углеводы 21,4 4 85,6 Общая энергетическая ценность продукта 190,4 Энергетическая ценность, ккал/100 г продукта Если известна общая калорийность рациона и его состав, то можно определить вклад основных пищевых веществ в общую калорийность. Например, калорийность рациона 2000 ккал и он содержит 75 г белков, 100 г жиров и 200 г углеводов. Таблица 8 Пример расчета вклада основных пищевых веществ (в %) в общую калорийность рациона. белков жиров углеводов Калорийность 75г 4 ккал/г = 300 ккал 100г 9ккал/г = 900 ккал 200г 4ккал/г = 800 ккал Вклад в общую калорийность 300/ % = 15% 900/ % = 45% 800/ % = 40% Оптимальное соотношение 12% 30% 58% Из расчёта видно, что в указанном рационе недостаточно углеводов, превышено количество белков, а содержание жиров превышено в 1,5 раза. Гигиеническая оценка фактического питания Задание 2. Составить примерный рацион питания (за сутки) и оценить его сбалансирования по основным пищевым веществам. 1. Использовать таблицу 9 для составления рациона суточного питания. Таблица 9 Содержание основных питательных веществ в порционном питании Наименование продукта Порция, г Содержание в 100 г продукта, г Белки Жиры Углеводы (усваиваемые) Картофель Макароны Капуста белокочанная Морковь свежая Говядина (вырезка) Котлеты Колбаса Докторская Сосиски Курица Горбуша Яйцо (куриное) Хлеб пшенич Яблоки Томаты Сыр голландский Майонез столовый

5 Учесть, что в таблице содержание веществ указано в 100 г продукта, а не в порции. При составлении рациона необходимо сделать пересчёт. Например, в 130 г картофеля: 2*130/100 = 2,6 г белка, 0,4*130/100 = 0,52 г жира, 15*130/100= 19,5 г углеводов. Данные внести в таблицу (число строк можно изменять в соответствии с рационом питания) Таблица 10 Содержание основных питательных веществ в рационе питании Содержание в рационе, г Рацион питания Порция, г (в пересчёте на порцию) Белки Жиры Углеводы Завтрак: Обед: Ужин: Итого: - 2. Рассчитать энергетическую ценность рациона питания (по образцу таблицы 7) Расчет энергетической ценности рациона питания Содержание (г) Коэффициент энергетической в рационе питания ценности, ккал/г Основные пищевые вещества Белки 4 Жиры 9 Углеводы 4 Общая энергетическая ценность рациона питания Таблица 11 Энергетическая ценность, ккал 3. Определить вклад основных пищевых веществ в общую калорийность (по образцу таблицы 8). Таблица 12 Расчёт вклада основных пищевых веществ (в %) в общую калорийность рациона. белков жиров углеводов Калорийность Вклад в общую калорийность Оптимальное соотношение 12% 30% 58% 4. Сделать выводы: а) о соответствии энергетической ценности рациона питания (таблица 11) суточной потребности в энергии (таблица 6). б) об оптимальности соотношения основных питательных веществ в указанном рационе питания (таблицы 8 и 12). 5. Составить рекомендации по изменению рациона питания (в т.ч. используя таблицу 3).


Математика правильного питания = Выполнили: Катышева А. Симахина Е. АКТУАЛЬНОСТЬ Закон «Об образовании в РФ» глава 4 статья 37 Проект приказа Минздрава России «Об утверждении рекомендаций по рациональным

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПИТАНИЮ ЖЕНСКОЙ БАС- КЕТБОЛЬНОЙ КОМАНДЫ: БИОХИМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Сорокина И.Е. Самарский государственный социально-педагогический университет Самара, Россия Биологические дисциплины

МАОУ «Белоярская средняя общеобразовательная школа 2» Здоровое питание школьников (для родителей) Сохранение и укрепление здоровья обучающихся является целью современной реформы образования в России, одним

Оценка рациональности питания. Элективное занятие по физике 8 класс 05.11.2009 Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа им.д.тарасова г.озерска Калининградской области

Методические материалы к лекционным занятиям по дисциплине Основы физиологии и гигиены питания Лекции по разделу 1. Введение. Физиология питания (28 часов) Перечень лекций по разделу 1: 1. Предмет и задачи

ЦИКЛИЧНОЕ МЕНЮ питания школьников 7 11 лет р.п. Старая Майна 2016 год Пояснительная записка. Для детей организовано полноценное питание с учетом физиологических потребностей растущего детского организма.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 2 РАСЧЕТЫ СУТОЧНОГО РАЦИОНА С ПОМОЩЬЮ MICROSOFT EXCEL 2007 (ДЛЯ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ 260800) Задание. Произвести расчет суточной потребности в основных пищевых веществах (белках, жирах,

РАЦИОНАЛЬНЫЕ НОРМЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 2 Рациональные нормы потребления пищевых продуктов подготовлены на основе рекомендаций к сбалансированному

ЗАКОНЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ Питание один из главных факторов, влияющих на здоровье населения. Для обеспечения роста, нормального развития и жизнедеятельности, способствующих укреплению здоровья и профилактике

Здоровое питание для школьника К составлению полноценного рациона школьника требуется глубокий подход с учетом специфики детского организма. Освоение школьных программ требует от детей высокой умственной

В.И. Дорошевич ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ПИЩЕВЫХ ВЕЩЕСТВАХ И ЭНЕРГИИ Кафедра военной эпидемиологии и военной гигиены ВМедФ в БГМУ Общеизвестно то обстоятельство,

Основные принципы здорового питания школьников. Питание школьника должно быть сбалансированным Для здоровья детей важнейшее значение имеет правильное соотношение питательных веществ. В меню школьника обязательно

ЗАКОНЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ МОЖЕШЬ ТОЛЬКО ТЫ! ДАТЬ ШАНС ЗДОРОВЬЮ www.takzdorovo.ru Законы здорового питания Информация предоставлена НИИ питания РАМН. Под редакцией проф., доктора мед. наук А.К. Батурина.

ЗАКОНЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ МОЖЕШЬ ТОЛЬКО ТЫ! ДАТЬ ШАНС ЗДОРОВЬЮ www.takzdorovo.ru В фундаменте нашего здорового питания лежат три важных закона, несоблюдение которых неминуемо наказывается: приводит к потере

Принципы здорового питания школьников ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Питание школьника должно быть сбалансированным. Для здоровья детей важнейшее значение имеет правильное соотношение питательных

Министерство образования Нижегородской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Областной многопрофильный техникум» Рабочая программа Обще профессиональной дисциплины

Возрастные физиологические особенности обмена веществ и энергии. Терморегуляция. Метаболизм Совокупность всех химических реакций, протекающих в организме. Фазы метаболизма Ассимиляция процесс усвоения

КРИТЕРИЙ 3 ОРГАНИЗАЦИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ В современных условиях к здоровью школьников предъявляются повышенные требования, и обеспечить высокий его уровень является важной и ответственной задачей.

Рациональное питание школьника Одной из составляющих здорового образа жизни является рациональное питание. Рациональное (здоровое) питание является необходимым условием обеспечения их здоровья, устойчивости

ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ. СТАТЬИ О ШКОЛЬНОМ ПИТАНИИ. Автор статьи: Мария Евсеева Источник: http://www.za-partoi.ru/zdorovoe-pitanie.html Дата: 06.02.2014 К составлению полноценного рациона школьника

Здоровое питание Здоровое питание это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее улучшению его здоровья и профилактике заболеваний. Всякий есть, что

Рациональное питание «Если бы люди ели только тогда, когда они очень голодны, и если бы питались простой и здоровой пищей, то они и не знали бы болезней и им легче было бы управлять своей душой и телом».

ГКУЗ "ВОЦМП", Волгоград Урок Особенности питания в пожилом возрасте Согласно классификации Всемирной Организации Здравоохранения, пожилой возраст начинается после 60 лет, а старческий после 75. Старение

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОЛЛЕДЖ СФЕРЫ УСЛУГ 3 ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физиология питания Москва 011 СПО Программа учебной дисциплины разработана

ГБУЗ «Пензенский областной центр медицинской профилактики» врач по медицинской профилактике Т.В. Чепасова Это специальная организационная форма профилактического консультирования группы пациентов (цикл

1.Цели и и дисциплины. Подготовка специалистов по дисциплине «Физиология питания» позволит на высоком профессиональном уровне участвовать в организации и совершенствовании технологических процессов продовольственных

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОРЕНБУРГСУКОЙ ОБЛАСТИ Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Техникум транспорта г. Орска имени Героя России С. А. Солнечникова» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ТЕСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО РАЗДЕЛА ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 030401 «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ» ОСНОВНОГО УЧЕБНОГО ОТДЕЛЕНИЯ 4 КУРС, ВЕСЕННИЙ

Правила здорового питания школьников Здоровое питание школьника - залог успеха в учебном году Правильное питание - это основа здоровья человека. Как правило, пищевая ценность различных блюд во многом зависит

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗАНЯТИЕ 4 Определение энергетической ценности готовых к употреблению блюд с учетом коэффициентов усвояемости и потерь при тепловой кулинарной обработке. Цели работы: - образовательные: приобрести

Здоровое питание школьников Полноценное сбалансированное питаниеважнейшее условие нормального функционирования человеческого организма, особенно в период роста и развития. На период от 7 до 18 лет, который

Для правильной организации питания детей в дошкольных учреждениях ведётся следующая документация: - утвержденный набор продуктов для дошкольных учреждений; - перспективные меню-раскладки и примерное 10-дневное

Рацион детский сад. 12 час. Неделя 1. понедельник Сезон лето -осень вещества (мг) Минеральные Масса Пищевые вещества (г) Прием пищи, наименование блюда рец. порции Б Бжив Ж У ценность C B1 В2 Ca Fe 1 2

Питание детей дошкольного и школьного возраста. Физиологические особенности детей дошкольного возраста характеризуются продолжающимися высокими темпами роста, интенсивной двигательной активностью, структурной

Правила здорового питания школьника Подростковый возраст-это период, когда возрастают физиологические потребности в пищевых веществах. Молодые люди, у которых с раннего возраста выработались здоровые пищевые

Об установлении норм питания участникам спортмероприятий Приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по туризму и спорту от 11 сентября 2002 года N 06-2-2/208. Зарегистрирован в Министерстве юстиции

«Есть, для того чтобы жить, а не жить, для того, что бы есть». Все о диете. Мнение эксперта «Мы все хотим и мечтаем о каком-то чуде, мы хотим быть стройными, красивыми, здоровыми. Как достигнуть этого?

Подготовил 6Б класс Здоровое питание залог успеха в учебном году Правильное питание - это основа здоровья человека. Пища единственный источник, с которым учащийся получает необходимый пластический материал

Составьте персональную программу HERBALIFE24 Линия HERBALIFE24 сбалансированное питание для спортсменов 24 часа в сутки. 5 продуктов, разработанных с учетом особых потребностей до, во время и после тренировок,

Режим питания Соблюдение режима питания одно из необходимых условий рационального питания. Важно не только что и сколько мы едим, но также когда и как часто. Секреты правильного питания. Мы живём не для

Социологические науки СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ Курихин Илья Вячеславович студент Сбродова Анастасия Александровна студентка Чирков Сергей Игоревич студент Ляпунова Татьяна Владимировна канд. мед. наук, старший

Конспект урока на тему: «Нормы питания» Предварительное домашнее задание. Учащимся в течение недели до урока предлагается записать в тетради количество продуктов, которые они употребляют ежедневно в пищу.

1 день Наименование блюд, Выход Белки Жиры Углеводы Калории продуктов нетто Каша манная молочная с маслом 154/205 6,24 6,10 19,70 158,64 Крупа манная 33,3/44,4 33,3/44,4 Молоко 70/80 70/80 Сахар 3/5 3/5

2 1. Цель и задачи дисциплины 1.1. Целью изучения дисциплины Цель преподавания дисциплины - является приобретение студентами теоретических знаний и практических умений, необходимых для осуществления профессиональной

Организация питания Основные принципы организации рационального питания сохраняют свою актуальность для людей всех возрастов. Назовем их: 1. Адекватная энергетическая ценность рациона, соответствующая

Здравствуйте! Организация обучения студентов Тюменского государственного медицинского университета вопросам гигиены питания Докладчик: профессор каф. гигиены, экологии и эпидемиологии Гульнур Ахмеровна

Рациональное питание Под рациональным питанием понимают питание, которое удовлетворяет физиологические потребности человека в основных пищевых веществах и энергии, обеспечивает поддержание здоровья, хорошего

«5» за питание Дерево держится своими корнями, а человек пищей. Азербайджанская пословица Чем мы будем заниматься? Цель урока: : формировать понятие «здоровое питание» Задачи: 1) познакомиться с правилами

Согласовано: Утверждаю: Директор МАУ "ДОЛ "Дуденево" С.С. Ускова " " 2017 год Примерное 14-ти дневное меню Приложение 9 к СанПиН 2.4.4.3155-13 Приём пищи Наименование блюда Выход блюда День 1 Пищевые вещества

Разработала к.б.н. доцент Борисова Ольга Олеговна План лекции 1. Гигиена. Гигиена физической культуры и спорта. Предмет, цели, история развития 2. Гигиеническая характеристика питания 2.1 Что мы едим (белки,

Умение определять энерготраты и составлять пищевой рацион Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ без пробелов, запятых и других дополнительных

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 1430 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО

Управление здравоохранения администрации г. Оренбурга «Центр медицинской профилактики» ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ памятка для родителей детей школьного возраста г. Оренбург Пирамида питания Жиры

Основы здорового питания Основы здорового питания В чем суть здорового питания? Здоровое питание это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана «Центр развития ребёнка детский сад «Калинка» Утверждено приказом 32 от «07» марта 2014г. Примерное двухнедельное меню г.абакан,

Аннотация 1. Цель и задачи дисциплины (модуля) Цели дисциплины - сформировать научные представления о питании как средстве поддержания физической работоспособности спортсменов. Подготовить учащихся к самостоятельной

Соблюдение здорового образа жизни во время беременности - одно из главных условий ее успешного завершения для будущей матери, ребенка и детей вообще. Если женщина вела здоровый образ жизни и до беременности,

А.А. Королев ГИГИЕНА ПИТАНИЯ РУКОВОДСТВО ДЛЯ ВРАЧЕЙ 2016 Глава 5 ПИТАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ 5.1. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ПИТАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ Интегральным показателем при анализе качества

ПРОГРАММА «Здоровое питание здоровое поколение» МБОУ «СОШ 13» Проблема здоровья проблема питания? Здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни и способствовать крепкому физиологическому,

Муниципальное образовательное учреждение Уржумская средняя общеобразовательная школа Программа «Здоровое питание школьников» 1. Цель программы Обеспечить улучшение состояния здоровья детей путем формирования

Питание населения России А.К.Батурин ФГБУ «НИИ питания» Председатель Правительства Российской Федерации В.Путин «Основы государственной политики в области здорового питания на период до 2020 года» Целевые

ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ МОСКВА, 2009 1 Особенности построения здорового рациона питания детей школьного возраста: 1. Разнообразие продуктов особенно важно для детей - именно в детском возрасте осуществляется формирование

Продукты разные нужны, блюда разные важны Образовательная программа «Правильное питание» 6 класс Грибенюк Г.В. Правильное питание Когда речь идет о правильном питании, часто говорят, что в одних продуктах

Чем проще пища, тем она приятнее - не приедается, тем здоровее и тем всегда и везде доступнее. Л.Н. ТОЛСТОЙ Здоровое питание - здоровый ребенок. А здоровый ребенок в семье это самое важное для родителей.

Современные подходы к организации гигиенического воспитания специалистов летних оздоровительных организаций Сидукова О.Л. старший преподаватель кафедры гигиены и медицинской экологии БелМАПО Актуальность

У ВАС ПРОБЛЕМЫ С ВЕСОМ? Ни для кого не секрет, что в последнее десятилетие заболеваемость ожирением приняла характер эпидемии. Еще совсем недавно граждане России рассказывали друг другу анекдоты о чудовищно

Лабораторная работа

Тема: «Определение норм рационального питания»

Цель работы: Изучить суточный рацион питания, определить количество калорий получаемых в сутки..

Оборудование: Таблицы.

Ход работы:

    Пользуясь справочной таблицей, определите, сколько белков, жиров, и углеводов содержится в продуктах питания.

    Составьте меню суточного рациона питания.

    Сколько питательных веществ вы получили за день?

    Сколько ккал (кДж) вы получили с пищей? Соответствует ли это количество норме?

Вывод: Какие рекомендации по питанию вам можно предложить?

При составлении пищевого рациона человека следует придерживаться следующих правил:

калорийность пищевого рациона должна соответствовать суточному расходу энергии;
– необходимо учитывать оптимальное для лиц, занимающихся данным видам труда (а для детей - возраста), количество белков, жиров и углеводов;
– наилучший режим питания предполагает четырехразовый прием пищи (первый завтрак должен составлять 10–15%, второй завтрак – 15–35%, обед – 40 - 50% и ужин 15– 20% от общей калорийности);
– продукты, богатые белком (мясо, рыба, яйцо), рациональнее использовать для завтрака и обеда. На ужин следует оставлять молочно-растительные блюда;
– в пищевом рационе около 30% должны составлять белки и жиры животного происхождения.

При смешанном питании у человека усваивается в среднем около 90% пищи.

1. Составьте суточный пищевой рацион подростка 15-16 лет

2. Результат расчетов занесите в таблицу.

3. Сделайте выводы: - о калорийности пищевого рациона, об оптимальности пищевого рациона, о выполнении суточных норм в потреблении питательных веществ.

Состав суточного пищевого рациона

Общие выводы:

    Калорийность пищевого рациона должна соответствовать суточному расходу энергии.

    При подборе оптимального пищевого рациона важно учитывать не только калорийность, но и химические компоненты пищи.

    Необходимо учитывать соотношение белков, жиров и углеводов в рационе, их особенности в пищевых продуктах различного происхождения.

Подсчет энергетических затрат и определение калорийности рациона.

Расчеты можно проводить после выполнения любой физической нагрузки. Формула позволяет установить энергозатраты совершаемые человеком в 1 мин, по частоте сердечных сокращений (ЧСС). Формула расчета энергозатрат человека в 1 мин при любой физической нагрузке

Q =2,09(0,2 x ЧСС–11,3)кДж/мин

Пример . Допустим, вы 30 мин катались на лыжах, частота сердечных сокращений достигла 120 ударов в минуту. Подсчитаем энергозатраты за 1 мин:

Q =2,09 (0,2 x 120 - 11,3) = 2,09 (24 - 11,3) = 26,5 кДж/мин.

Ответ : за 30 мин израсходовано 795 кДж.

Рассчитайте энергозатраты человека, который плавал в бассейне в течение 15 мин, после чего частота сердечных сокращений достигла130 ударов в минуту.

На основании полученного результата сделайте вывод о зависимости количества затраченной энергии от частоты сердцебиения.

Состав пищевых продуктов и их калорийность

Название продукта

Белки

Жиры

Углеводы

Калорийность на 100г. продукта, ккал.

в процентах

Гречневая крупа

12,5

2,5

67,4

351,5

Манная крупа

11,2

0,8

73,3

354,6

Рис

1,0

75,8

352,0

Макароны

11,0

0,9

74,2

358,4

Фасоль

23,2

2,1

53,8

355,7

Хлеб ржаной

6,9

0,9

42,9

222,6

Хлеб пшеничный

8,1

0,9

47,0

234,6

Картофель

2,0

20,0

90,2

Морковь

1,3

8,7

41,0

Свекла

1,5

10,4

48,6

Капуста свежая

1,8

5,3

29,1

Капуста квашеная

1,0

2,1

12,6

Лук зеленый

1,3

4,4

23,3

Арбузы

0,6

9,0

39,37

Дыни

0,7

11,3

49,8

Огурцы свежие

1,0

2,4

13,8

Огурцы соленые

0,5

1,2

6,92

Помидоры

1,0

3,8

19,5

Апельсины

0,9

9,1

41,05

Виноград

0,7

16,2

69,4

Лимоны

0,6

10,3

44,6

Мандарины

0,9

10,0

44,6

Яблоки

0,5

11,2

47,9

Сахар-рафинад

99,9

41,7

Шоколад

6,3

37,2

53,2

59,7

Какао

23,6

20,2

40,2

450,3

Масло подсолнечное

99,8

930,3

Масло сливочное

0,5

83,5

0,5

782,3

Кефир

3,5

3,5

4,3

64,4

Сметана

3,0

30,0

2,5

302,1

Творожная масса

12,5

16,0

15,0

262,05

Творог жирный

15,0

18,0

1,0

233,4

Мороженое сливочное

4,0

10,0

17,0

179,4

Сыр

22,5

25,0

3,5

339,8

Мясо говяжье

20,0

10,7

181,8

Мясо баранье

19,0

5,9

132,9

Мясо, свинина нежирная

23,5

10,0

189,7

Гусь

16,5

29,0

338,1

Курица

20,0

5,0

128,6

Колбаса любительская

13,7

27,9

316,2

Сосиски

12,4

19,4

0,4

233,4

Яйца

12,5

12,0

0,5

165,1

Сало

2,0

91,0

856,3

Лещ

16,8

7,6

1,0

139,8

Судак

19,0

0,8

1,3

85,4

Треска

17,6

0,4

1,2

75,8

Икра красная

31,6

13,8

7,7

258,4

Сельдь

19,7

24,5

12,4

308,8

Икра баклажанная

1,7

13,0

7,5

158,9

Суточные нормы белков, жиров и углеводов в пище детей и подростков

Возраст, лет

Белки, г

Жиры, г

Углеводы, г

3-4

50-60

60-70

150-200

5-7

65-70

75-80

250-300

8-11

75-95

80-95

350-400

12-14

90-110

90-110

400-500

15-16

100-120

90-110

450-500

Суточная энергетическая потребность детей и подростков различного возраста (ккал )

Возраст, лет

Всего из расчета на среднюю массу тела

3-4

1603 – 1804

5-7

1804 – 2305

8-11

2355 – 2906

12-14

2806 –3307

15-16

3207 - 3508

Лабораторная работа

Тема: «Определение норм рационального питания»

Цель работы: Изучить суточный рацион питания, определить количество калорий получаемых в сутки.

Оборудование: Таблицы (смотри ниже)

Ход работы:

    Пользуясь справочной таблицей, определите, сколько белков, жиров, и углеводов содержится в продуктах питания.

    Составьте меню суточного рациона питания.

    Сколько питательных веществ вы получили за день?

    Сколько ккал (кДж) вы получили с пищей? Соответствует ли это количество норме?

Вывод: Какие рекомендации по питанию вам можно предложить?

При составлении пищевого рациона человека следует придерживаться следующих правил:

калорийность пищевого рациона должна соответствовать суточному расходу энергии;
– необходимо учитывать оптимальное для лиц, занимающихся данным видам труда (а для детей - возраста), количество белков, жиров и углеводов;
– наилучший режим питания предполагает четырехразовый прием пищи (первый завтрак должен составлять 10–15%, второй завтрак – 15–35%, обед – 40 - 50% и ужин 15– 20% от общей калорийности);
– продукты, богатые белком (мясо, рыба, яйцо), рациональнее использовать для завтрака и обеда. На ужин следует оставлять молочно-растительные блюда;
– в пищевом рационе около 30% должны составлять белки и жиры животного происхождения.

При смешанном питании у человека усваивается в среднем около 90% пищи.

1. Составьте суточный пищевой рацион подростка 14-15 лет

2. Результат расчетов занесите в таблицу.

3. Сделайте выводы: - о калорийности пищевого рациона, об оптимальности пищевого рациона, о выполнении суточных норм в потреблении питательных веществ.

Состав суточного пищевого рациона

Общие выводы:

    Калорийность пищевого рациона должна соответствовать суточному расходу энергии.

    При подборе оптимального пищевого рациона важно учитывать не только калорийность, но и химические компоненты пищи.

    Необходимо учитывать соотношение белков, жиров и углеводов в рационе, их особенности в пищевых продуктах различного происхождения.

Энерготрата среднего подростка (мальчика с массой 34,4 кг) за 1 сутки.

Утренний, вечерний туалет,

одевание, раздевание

0,8

Прием пищи

1,2

разговор

Разговор с собеседником

Итого: 53,2 ккал/кг

53,2 ккал/кг х 34,4 (берем свой вес)кг =1830,08 ккал

1830,08 ккал + 1700 ккал =3530,08 ккал.

За одни сутки у мальчика 14 лет энергозатрата получилась 3530,08 ккал .

Энергозатрата среднего подростка (девочки с массой 35 кг) за 1 сутки

Время, затраченное на деятельность.

(мин)

Общая энерготрата на 1 кг массы тела (ккал/кг.)

Сон

540

10,8

Отдых (сидя)

100

Ходьба

Спокойная по дому

быстрая

3,6

Умственный труд

Чтение

2,4

Занятие на уроках

270

24,3

Физич. труд

Мытье посуды

1,02

Гигиен. процедура.

Утренний, вечерний туалет,

одевание, раздевание

1,2

Прием пищи

1,2

Разговор

Разговор по телефону, с собеседником

1,5

Итого: 52,02 ккал/кг

52,02ккал/кг х 35 (берем свой вес) к г=1820,7 ккал.

1820,7ккал +1700 ккал=3520,7 ккал.

За одни сутки у девочки 14 лет энергозатрата составляет 3520,7 ккал .

Чтобы вычислить среднее суточное восполнение энергии, нужно знать энергетическую ценность продуктов:

Состав пищевых продуктов и их калорийность

Дополнительно

Подсчет энергетических затрат и определение калорийности рациона.

Расчеты можно проводить после выполнения любой физической нагрузки. Формула позволяет установить энергозатраты совершаемые человеком в 1 мин, по частоте сердечных сокращений (ЧСС). Формула расчета энергозатрат человека в 1 мин при любой физической нагрузке

Q =2,09(0,2 x ЧСС–11,3)кДж/мин

Пример . Допустим, вы 30 мин катались на лыжах, частота сердечных сокращений достигла 120 ударов в минуту. Подсчитаем энергозатраты за 1 мин:

Q =2,09 (0,2 x 120 - 11,3) = 2,09 (24 - 11,3) = 26,5 кДж/мин.

Ответ : за 30 мин израсходовано 795 кДж.

Рассчитайте энергозатраты человека, который плавал в бассейне в течение 15 мин, после чего частота сердечных сокращений достигла130 ударов в минуту.

На основании полученного результата сделайте вывод о зависимости количества затраченной энергии от частоты сердцебиения.

Суточные нормы белков, жиров и углеводов в пище детей и подростков

Возраст, лет

Белки, г

Жиры, г

Углеводы, г

3-4

50-60

60-70

150-200

5-7

65-70

75-80

250-300

8-11

75-95

80-95

350-400

12-14

90-110

90-110

400-500

15-16

100-120

90-110

450-500

Суточная энергетическая потребность детей и подростков различного возраста (ккал )

Возраст, лет

Всего из расчета на среднюю массу тела

3-4

1603 – 1804

5-7

1804 – 2305

8-11

2355 – 2906

12-14

2806 –3307

15-16

3207 - 3508

Введение

1. Основные функции питания

2. Основные принципы рационального питания

Заключение

Введение

Вопросы питания стоят сегодня в центре внимания медицины. Во всех странах постоянно возрастает интерес к ним самых различных слоев населения, научных работников и государственных органов.

Обеспечение производства продуктов питания в количестве и ассортименте, достаточных для устойчивого продовольственного снабжения населения,- такая задача на ближайшие годы стоит в России перед приоритетным национальным проектом в области сельского хозяйства. Однако достаток и даже изобилие пищевых продуктов еще не означает автоматического внедрения принципов рационального, правильного питания в повседневную жизнь людей.

В эпоху научно-технического прогресса в связи с изменившимися условиями труда и быта возникла проблема предупреждения заболеваний, связанных с избыточным и нерациональным потреблением пищи и малоподвижным образом жизни или мышечной ненагруженностью (гиподинамией). Все чаще встречаются болезни, возникающие вследствие нарушения обмена веществ (ожирение, сахарный диабет и др.).

Вместе с тем, за последние 15 лет, доходы значительного количества населения страны резко снизились, что также сказалось на качестве и количестве потребления пищи. В результате увеличилось количество болезней, связанных с недостаточностью и низкой калорийностью питания.

В связи с этим в настоящее время актуальной становится проблема повышения культуры питания, с тем чтобы рацион питания соответствовал энергетическим затратам и физиологическим потребностям организма.

Рациональное использование пищевых продуктов каждым человеком, исключение переедания и недоедания, поможет многим укрепить здоровье.

Рациональное питание является необъемлемым компонентом здорового образа жизни. Правильное питание представляет не только биологическую, но и социально-экономическую и даже политическую проблему.

1.Основные функции питания

Всем известно, что питание абсолютно необходимо для поддержания жизни. Наукой твердо установлены три функции питания.

Первая функция заключается в снабжении организма энергией. В этом смысле человека можно сравнить с любой машиной, совершающей работу, но требующей для этого поступления топлива. Рациональное питание предусматривает примерный баланс поступающей в организм энергии, расходуемой на обеспечение процессов жизнедеятельности.

Вторая функция питания заключается в снабжении организма пластическими веществами, к которым, прежде всего, относятся белки, в меньшей степени - минеральные вещества, жиры и в еще меньшей степени - углеводы. В процессе жизнедеятельности в организме человека постоянно разрушаются одни клетки и внутриклеточные структуры и вместо них появляются другие. Строительным материалом для создания новых клеток и внутриклеточных структур являются химические вещества, входящие в состав пищевых продуктов. Потребность в пластических веществах пищи варьирует в зависимости от возраста:

Наконец, третья функция питания заключается в снабжении организма биологически активными веществами, необходимыми для регуляции процессов жизнедеятельности. Ферменты и большинство гормонов - регуляторы химических процессов, протекающих в организме, - синтезируются самим организмом. Однако некоторые коферменты (необходимая составная часть ферментов), без которых ферменты не могут проявлять свою активность, а также некоторые гормоны организм человека может синтезировать только из специальных предшественников, находящихся в пище. Этими предшественниками являются витамины, присутствующие в продуктах питания. Сравнительно недавно появились данные о существовании еще одной - четвертой функции питания, которая заключается в выработке иммунитета, как неспецифического, так и специфического. Было установлено, что величина иммунного ответа на инфекцию зависит от качества питания и, особенно, от достаточного содержания в пище калорий, полноценных белков и витаминов. При недостаточном питании снижается общий иммунитет и уменьшается сопротивляемость организма самым различным инфекциям. И, наоборот, полноценное питание с достаточным содержанием белков, жиров, витаминов и калорий усиливает иммунитет и повышает сопротивляемость инфекциям. В данном случае речь идет о связи питания с неспецифическим иммунитетом. Позднее было обнаружено, что определенная часть химических соединений, которые содержатся в продуктах питания, не расщепляется в пищеварительном тракте или расщепляется лишь частично. Такие крупные нерасщепленные молекулы белков или полипептидов могут проникать через стенку кишечника в кровь и, являясь чужеродными для организма, вызывать его специфический иммунный ответ. Исследованиями, проведенными в Институте питания РАМН, установлено, что несколько процентов (или несколько десятых процента) белков, поступивших с пищей, обнаруживается в крови, печени и некоторых других внутренних органах в форме крупных молекул, сохраняющих антигенные свойства первоначальных пищевых белков. Выявлено также, что на эти чужеродные пищевые белки в организме вырабатываются специфические антитела. Таким образом, в процессе питания происходит постоянное поступление антигенов из пищеварительного тракта во внутреннюю среду организма, что приводит к выработке и поддержанию специфического иммунитета к белкам пищи.

2.Основные принципы рационального питания

Рациональным считается такое питание, которое обеспечивает нормальную жизнедеятельность организма, высокий уровень работоспособности и сопротивляемости воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, максимальную продолжительность активной жизни.

Врачи утверждают, что полноценное рациональное питание - важное условие сохранения здоровья и высокой работоспособности взрослых, а для детей еще и необходимое условие роста и развития.

Рациональное питание - важнейшее непременное условие профилактики не только болезней обмена веществ, но и многих других. Для нормального роста, развития и поддержания жизнедеятельности организму необходимы белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные соли в нужном ему количестве.

Рациональное питание предусматривает с учетом физиологической потребности организма удовлетворение во всех пищевых веществах и энергии. Рекомендуемые величины потребности человека в пищевых веществах и энергии определены для всех групп трудоспособного населения в зависимости от интенсивности труда, пола и возраста. Установлена также средняя потребность в пищевых веществах пожилых и старых людей, а также одиннадцати групп детского населения, беременных женщин и кормящих матерей.

Первый принцип рационального питания - умеренность .

Умеренность в питании необходима для соблюдения баланса между поступающей с пищей и расходуемой в процессе жизнедеятельности энергией.

Закон сохранения энергии в природе является абсолютным, он справедлив не только для неживой материи, но действует и в живом организме, в том числе и в клетках органов и тканей человека.

Расход энергии в организме осуществляется тремя путями: в результате так называемого основного обмена, специфического динамического действия пищи и мышечной деятельности.

Основной обмен - это минимальное количество энергии, которое необходимо человеку для поддержания жизни в состоянии полного покоя. Такой обмен обычно бывает во время сна в комфортных условиях. Его чаще всего рассчитывают по отношению к «стандартному» мужчине (возраст 30 лет, масса тела 65 кг) или к «стандартной» женщине (тот же возраст, масса тела 55 кг), занимающимися легким физическим трудом. Основной обмен зависит от возраста (у маленьких детей он на единицу массы тела в 1,3-1,5 раза выше, чем у взрослых), от общей массы тела, от внешних условий проживания и индивидуальных особенностей человека. Установлено, что в среднем при основном обмене затрачивается около 1 ккал на 1 кг массы тела за 1 час. У людей, постоянно испытывающих физические нагрузки, основной обмен, как правило, повышается в пределах 30 %.

Специфическое динамическое действие пищи обусловлено ее перевариванием в желудочно-кишечном тракте человека. Наибольший расход энергии вызывает переваривание белков, которое увеличивает интенсивность основного обмена обычно на 30-40%. Прием с пищей жиров повышает основной обмен на 4-14 %, углеводов-на 4-7%. Даже чай и кофе вызывают повышение основного обмена в пределах 8 %. Подсчитано, что при смешанном питании и оптимальном количестве потребляемых пищевых веществ основной обмен увеличивается в среднем на 10-15 %.

Физическая деятельность оказывает существенное влияние на расход энергии в организме человека. Чем больше физическая активность, тем больше энергии тратит организм человека. Если масса тела человека больше стандартной, то энерготраты при указанных видах деятельности пропорционально увеличиваются, если меньше - снижаются.

Суточные энерготраты человека зависят от возраста, пола, массы тела, характера трудовой деятельности, климатических условий и индивидуальных особенностей протекания реакций обмена веществ в организме.

При кратковременном недостатке энергетической ценности пищи организм частично расходует запасные вещества, главным образом жир (из жировой ткани) и углеводы (гликоген). При длительном недостатке энергетически ценной пищи организм расходует не только резервные углеводы и жиры, но и белки, что, в первую очередь, ведет к уменьшению массы скелетных мышц, а, следовательно, к возникновению и развитию дистрофии.

Кратковременный избыток энергетической ценности пищи отрицательно сказывается на процессах усвояемости и утилизации основных пищевых веществ, что выражается в увеличении количества каловых масс и выделении повышенного количества мочи. При длительном избытке энергетической ценности пищи часть жиров и углеводов начинает откладываться в виде резервного жира в жировой ткани. Это приводит к увеличению массы тела и в последующем к ожирению.

Второй принцип рационального питания - разнообразие.

Население нашей планеты использует для питания тысячи пищевых продуктов и еще больше кулинарных блюд. И все многообразие продуктов питания складывается из различных комбинаций пищевых веществ: белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ и воды. Естественно, что различные пищевые продукты имеют разный химический состав.

Энергетическая ценность рациона питания зависит от входящих в его состав белков, жиров и углеводов. Углеводы поставляют преимущественно энергию, тогда как жиры и особенно белки не только снабжают организм энергией, но и являются необходимым материалом для обновления клеточных и субклеточных структур. Использование белков в качестве энергетического материала весьма невыгодно для организма: во-первых, белки - наиболее дефицитное и ценное пищевое вещество, во-вторых, при окислении белков, сопровождающемся выделением энергии, образуются недоокисленные вещества, обладающие существенным токсическим действием.

Оптимальным в рационе практически здорового человека является соотношение белков, жиров и углеводов, близкое к 1:1,2:4. Это соотношение наиболее благоприятно для максимального удовлетворения как пластических, так и энергетических потребностей организма человека. Белки в большинстве случаев должны составлять 12 %, жиры - 30-35 % общей калорийности рациона. Лишь в случае значительного повышения доли физического труда, и увеличения в связи с этим потребности в энергии содержание белков в рационе может быть снижено до 11 % его общей калорийности (за счет увеличения доли жиров и углеводов, как поставщиков калорий).

Какова же приблизительная суточная потребность взрослого человека, занимающегося легким физическим трудом, в энергетической ценности пищи, в белках, жирах и углеводах? Пищевой рацион должен содержать 80-90 г белков, 100- 105 г жиров, 360-400 г углеводов, энергетическая ценность его должна составлять 2750-2800 ккал.

Оптимальное соотношение животных и растительных белков в рационе человека колеблется в пределах от 60:40 до 50:50 (в зависимости от качества растительных белков), а в среднем составляет 55:45.

При определении потребности человека в жирах следует учитывать необходимость полного обеспечения организма полноценными жировыми веществами, а именно: незаменимыми жирными полиненасыщенными кислотами, фосфолипидами, необходимыми для обновления клеток и внутриклеточных компонентов, а также жирорастворимыми витаминами.

Потребление углеводов в расчете на одного жителя в нашей стране составляет в среднем около 460 г в день, тогда как в соответствии с научными рекомендациями норма должна составлять 386 г в день. Особенно опасным для здоровья населения страны является неуклонный рост потребления сахара, которое превысило 120 г в день (в среднем), в то время как рекомендуемая норма составляет 50-100 г в день (50 г при легком физическом труде, до 100 г при тяжелом физическом труде). Сахар является носителем так называемых пустых калорий, он не содержит каких-либо незаменимых компонентов питания. Больше того, сахар способствует возникновению и развитию кариеса зубов, тогда как другой представитель углеводов - крахмал - такого действия не оказывает. Кроме того, потребление сахара в значительных количествах повышает концентрацию глюкозы в крови, что является фактором риска для возникновения сахарного диабета. В то же время крахмал вследствие его более медленного переваривания в пищеварительном тракте таким эффектом не обладает. Поэтому рекомендуется максимально ограничивать потребление сахара и кондитерских изделий и заменять их, если это необходимо, крахмалом.

Здоровому организму человека необходимы так называемые растительные волокна или балластные вещества, которые представлены, в основном, оболочками растительных клеток и состоят преимущественно из клетчатки и пектина. Оптимальным считается потребление 10-15 г этих веществ в день, в том числе 9-10 г клетчатки и 5-6 г пектиновых веществ. Растительные волокна улучшают моторную функцию желудочно-кишечного тракта, способствуют ликвидации застойных явлений в кишечнике. Установлена обратная зависимость между их содержанием в пище и частотой возникновения рака толстого кишечника.

Витамины занимают особое место в питании, являясь его незаменимым фактором. В далеком и даже сравнительно недавнем прошлом некоторые группы населения испытывали тяжелые бедствия в результате развития гипо - и авитаминозов. Такие заболевания, как цинга, пеллагра, рахит, полиневрит (болезнь бери-бери), некоторые виды анемии (малокровие) и гемофилии (усиленное кровотечение), а также многие другие неоднократно поражали значительные контингенты людей в результате резкого уменьшения в их пище тех или иных витаминов. В настоящее время, благодаря широкой пропаганде медицинских знаний, мероприятиям органов здравоохранения и правительств многих стран, направленным на создание условий для достаточного обеспечения населения витаминами, эти заболевания встречаются относительно редко.

Потребности организма человека во всех необходимых ему минеральных веществах, как правило, вполне удовлетворяются обычным набором пищевых продуктов с включением достаточных количеств овощей, фруктов, хлеба и молока. В нашей стране и во многих других странах выявлены территории, в почве которых содержится сниженное количество того или иного минерального вещества, что приводило к недостаточному потреблению его с пищей и к развитию определенных патологических симптомов. Путем искусственного добавления недостающих минеральных веществ к продуктам массового потребления, например введением йода в поваренную соль (для нормализации функции щитовидной железы) или фтора в воду (для профилактики кариеса зубов), удается ликвидировать такого рода недостаточность.

Третий принцип рационального питания - режим приема пищи.

Режим питания человека обычно регулируется аппетитом. Каждому знакомо чувство голода, которое сигнализирует о том, что организму человека для правильной жизнедеятельности важно получить новую порцию пищи, несущую истраченные в процессе обмена веществ энергию, пластические вещества, витамины и минеральные вещества. Физиолого-биохимическая сущность этого чувства, называемого также аппетитом, до конца не выяснена. Еще работами И. П. Павлова было показано, что в головном мозге расположен так называемый пищевой центр. Возбуждение пищевого центра различными импульсами (снижением концентрации глюкозы в крови, сокращениями опорожненного желудка и др.) и создает аппетит, степень которого зависит от степени возбуждения пищевого центра.

Необходимо иметь в виду, что в результате определенной инерции возбуждения пищевого центра аппетит сохраняется еще некоторое время даже после приема пищи. Это связано с необходимостью переваривания и всасывания пищевых веществ. И только после начала поступления их в кровь возбуждение пищевого центра начинает сменяться его торможением.

Чувство голода свойственно, несомненно, всем развитым животным, и поэтому не вызывает сомнений, что оно досталось человеку по наследству от его диких предков. Но так как последние не всегда могли рассчитывать на удачу в поисках пищи, определенные преимущества в борьбе за существование получали те из них, которые, найдя пищу, потребляли ее в большом количестве, т. е. те, которые имели повышенный аппетит. Таким образом, повышенный аппетит, по всей видимости, возник в процессе эволюции животного мира, закрепился в потомстве и передался по наследству человеку. Однако в настоящее время в развитых странах проблема питания человека потеряла свою былую остроту, и в связи с этим повышенный аппетит также утратил свой биологический смысл. Больше того, он стал своего рода врагом человека, виновником допускаемого людьми систематического или несистематического переедания. Поэтому в повседневной жизни не следует руководствоваться одним только аппетитом, хотя и не считаться с ним тоже нельзя.

Дело в том, что аппетит сигнализирует о потребности не только в необходимом количестве пищи (об этом он как раз весьма часто сигнализирует неправильно), но и в ее качестве. Сравнительно распространенным является чувство, когда после долгого отсутствия в питании какого-либо продукта вдруг появляется острое желание съесть именно этот продукт. Объясняется это тем, что в данном продукте содержится значительное количество незаменимого компонента, которого меньше во всех других потребляемых продуктах, вследствие чего организм человека начинает испытывать недостаток в нем. Сигнал о намечающемся неблагополучии организм получает при возникновении аппетита к конкретному пищевому продукту. В данном случае аппетит подает совершенно правильный сигнал и ему необходимо последовать. Следовательно, аппетит надо обязательно принимать во внимание, но при этом не забывать о том, что он может серьезно подвести, если не контролировать количество потребляемой пищи. Весьма целесообразно ввести соответствующую поправку к аппетиту в виде регулярного контроля за массой тела.

Дробное питание (5-6 раз в день) подавляет возбуждение пищевого центра и снижает аппетит. При этом иногда достаточно одного яблока или стакана кефира. Надо помнить также, что острые и соленые блюда (не говоря уже об алкоголе) существенно усиливают аппетит.

Итак, повышенный аппетит может нанести вред здоровью, но и полное его отсутствие должно настораживать. Для поддержания аппетита в нужных рамках очень важно соблюдение правильного режима питания.

В основу режима питания должны быть положены четыре основных принципа.

Первым принципом является постоянство приемов пищи по часам суток. Каждый прием пищи сопровождается определенной реакцией на него организма - выделяются слюна, желудочный сок, желчь, сок поджелудочной железы и т. д. В процессе пищеварения большую роль играют условно-рефлекторные реакции, такие, как выделение слюны и желудочного сока на запах и вид пищи и др. В цепи условно-рефлекторных реакций большое значение принадлежит фактору времени, т. е. выработанной привычке человека потреблять пищу в определенное время суток. Выработка постоянного стереотипа в режиме питания имеет большое значение для условно-рефлекторной подготовки организма к приему и перевариванию пищи.

Вторым принципом является дробность питания в течение суток. Одно- или двухразовое питание нецелесообразно и даже опасно для здоровья ввиду слишком большого количества одномоментно потребляемой пищи. Исследования показали, что при двухразовом питании инфаркт миокарда, острые панкреатиты встречаются значительно чаще, чем при трех- и четырехразовом питании, и это объясняется именно обилием одноразово потребляемой пищи при двухразовом питании. Практически здоровому человеку рекомендуется трех- или четырехразовое питание: завтрак, обед, ужин и стакан кефира или яблоко перед сном. Когда позволяют условия, то можно вводить в режим питания один или два дополнительных приема пищи: между завтраком и обедом и между обедом и ужином. Конечно же, с дополнительными приемами пищи не должно увеличиваться общее количество потребляемой пищи за день.

Третьим принципом режима питания является максимальное соблюдение сбалансированности пищевых веществ при каждом приеме пищи. Это значит, что набор продуктов при каждом основном приеме пищи (завтрак, обед, ужин) должен доставлять организму человека белки, жиры, углеводы, а также витамины и минеральные вещества в рациональном соотношении.

Наконец, четвертый принцип режима питания заключается в правильном физиологическом распределении количества пищи по ее приемам в течение дня. Наиболее полезен такой режим, когда на завтрак приходится около трети общего количества суточного рациона, на обед - несколько более трети и на ужин - менее трети.

Избранное для завтрака, обеда и ужина время суток, естественно, может варьировать в довольно широких пределах в зависимости от производственной деятельности человека. Однако важно, чтобы время между завтраком и обедом, а также между обедом и ужином составляло 5-6 часов. После ужина до начала сна должно пройти 3-4 часа.

К режиму питания не следует относиться, как к догме. Меняющиеся жизненные условия могут вносить в него свои поправки. Более того, некоторые изменения в режим питания нужно вносить время от времени специально, с целью тренировки пищеварительной системы. Однако, как и при тренировке других органов и систем, нельзя допускать слишком резких изменений в режиме питания.

З аключение

Рациональное питание – это, прежде всего, правильно организованное и своевременное снабжение организма хорошо приготовленной питательной и вкусной пищей.

Питание является привычкой, которой можно управлять. Какие же факторы влияют на формирование этой привычки?

Их достаточно много и вот основные из них:

1. Психологические - личные пристрастия к той или иной пище, семейные пищевые традиции, жизненная философия (отношение к вегетарианству).

2. Географо-экологические – производство продуктов питания и климат, традиционные с/х культуры.

3. Физиологические – рост, развитие организма, степень двигательной активности, необходимость соблюдения диеты по состоянию здоровья.

Очень важно обращать внимание на формирование и воспитание рациональных пищевых привычек с раннего возраста, чтобы в зрелом возрасте проблем со здоровьем, связанных с питанием, у человека уже не возникало.

Само здоровье ничем не является без его содержания, без диагностики здоровья, средств его обеспечения и практики обеспечения здоровья. К наиболее важным средствам обеспечения здоровья относят и правильное рациональное питание. Пища является одним из важнейших факторов окружающей среды, оказывающее влияние на состояние здоровья, работоспособности, умственного и физического развития, а также на продолжительность жизни человека.

Нерациональное питание является одной из главных причин возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний органов пищеварения, болезней, связанных с нарушением обмена веществ.

Большой выбор пищевых продуктов и различные их комбинации с учетом особенностей кулинарной обработки позволяют организовать питание здорового и больного человека с учетом максимальной его сбалансированности, профилактической направленности и лечебного воздействия.

Публикации по теме