Динамизм общества проявляется в наличии подсистем. Основные типы (виды) общественной деятельности

В помощь выпускнику: «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию».

Обществознание - один из самых выбираемых предметов выпускниками школ, т.к. он является профилирующим во многих ВУЗах России. Чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию, необходимы не только знания, но еще и умения их применять на практике (решение тестовых заданий).

Без выполненной части С не может быть высокого балла. Полное правильное выполнение заданий части 3 (С) оценивается от 2 до 5 баллов, С1,С2,С5 - по 2 балла, задания С3, С4,С6,С7, С8- по 3 балла, задания С9- 5 баллов, всего за часть С – 26 баллов.

В помощь тем ребятам, которые решили в этом году сдавать обществознание, подобраны однотипные задания части С.

Задание С5 – задание повышенного уровня на перечисление признаков, явлений или на использование понятия в заданном контексте. Встречаются две модели этого задания:

Первая модель предполагает перечисление некоторого количества заданных элементов (свойств, проявлений и т.п.);

Вторая модель предполагает определение понятия и составление с ним двух информативных предложений, отражающих определенные теоретические или фактические обществоведческие данные.

Задания части С5

С5. 1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие « научное знание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о научном знании.

С5.2.Перечислите любые три черты, характеризующие общество как открытую динамическую систему.

С5.3. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «школьное образование»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о школьном образовании.

С5.4. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «экономические ресурсы»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об экономических ресурсах.

С5.5. Назовите три признака президентской республики, отличающих ее от парламентской республики.

С5.6. Назовите любые три функции политики в государстве.

С5.7. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическое поведение»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политическом поведении.

С5.8. Приведите три причины объединения людей в группы.

С5.9. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социализация личности»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социализации личности.

С5.10. Какой смысл юристы вкладывают в понятие «гражданский брак»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о гражданском браке.



С5.11. Ученые определили, что выбор избирателя во время голосования определяется значительным числом факторов. Укажите три любые фактора, влияющие на решение избирателя.

С5.12. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «рынок труда»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о рынке труда.

С5.13. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальных группах общества.

С5.14. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «мировые религии»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о мировых религиях.

С5.15. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «политическая элита»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политической элите.

С5.16. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «гражданство»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о гражданстве.

С5. 17. Известно, что многие демократические страны столкнулись с проблемой низкой явки избирателей на выборы. Некоторые страны вводят специальные санкции (например, штрафы) в отношении таких избирателей, другие считают явку на выборы правом избирателя, которым он может и не пользоваться. Предложите, какими могут быть причины низкой явки избирателей на выборы? Назовите три причины.

С5.18. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальный контроль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальном контроле.

С5.19. Сформируйте четыре суждения, раскрывающие различные функции политических партий в современном обществе.

С5.20. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «образование»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об образовании.

С5.21. Назовите три функции современной науки.

С5.22. В чем проявляется ограниченность экономических ресурсов? Приведите не менее трех предложений.

С5. 23. Назовите три исторических типа общества.

С5. 24. Назовите любые три группы потребностей человека.

С5. 25. Назовите любые три глобальные проблемы современности.

С5.26. Назовите три общественных института, способствующих социализации личности.

С5. 27. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «диалог культур»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о диалоге культур

С5. 28. Назовите любые три причины объединения людей в группы.

С5 . 29 . Назовите три имущественных права супругов.

С5. 30. Перечислите любые три условия, способствующие утверждению экономической свободы в рыночной экономике.

С5. 31. Назовите любые три фактора социализации личности.

С5 . 32 . Перечислите любые три черты, характеризующие образование как социальный институт

С5 .33. Перечислите любые три функции государственной власти, характерные для демократического государства.

С5.34. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая партия»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политической партии.

С5.35. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальных группах в обществе.

С5.36. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мировые религии»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о мировых религиях.

С5.37. Назовите две причины возникновения глобальных проблем современности.

С5.38. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «цивилизация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о цивилизации.

С5.39. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «международное разделение труда»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о международном разделении труда.

С5.40. Назовите любые три типа мировоззрения.

С5.41 .Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «личность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о личности человека.

С5.42 . Назовите три субъекта экономической системы, которые выигрывают от неожиданной инфляции.

С5.43. Назовите любые три фактора, которые влияют на увеличение предложения товаров.

С5.44. .Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «контркультура»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о контркультуре.

С5.45. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общественные отношения»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об общественных отношениях.

С5.46. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «познания». Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о познании.

С5.47. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «производитель»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о производителе.

С5.48. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «революция»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о революции.

С5.49. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «безработица»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о безработице.

С5.50. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая идеология»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политической идеологии.

ОТВЕТЫ к заданиям С5.

1). «Научные знания – это знания, приобретенные с помощью специальных методов в науке».

Предложения:

Научные знания включают гипотезу.

Один из методов выявления научных знаний является эксперимент.

Связь общества с природой;

Наличие подсистем;

Взаимосвязь частей и элементов общественной структуры;

Постоянные изменения в жизни общества.

С5.3. «Школьное образование- это этап образовательной системы государства, охватывающий детей и подростков, в возрасте 7-17 лет»

Предложения:

Школьное образование - важнейший этап социализации личности.

Одна из задач школьного образования - подготовка молодого поколения к трудовой деятельности (поступление в высшие учебные заведения).

С5.4. «Экономические ресурсы - это те факторы, с помощью которых в процессе производства создаются услуги и товары».

Предложения:

Большинство экономических ресурсов ограничено.

Одним из важнейших экономических ресурсов является труд.

С5.5. – строгое отделение законодательной власти от исполнительной;

Исключение совмещений правительственных должностей и мест депутатов в парламенте;

Президент избирается на выборах, отдельно от парламентских;

Исполнительная власть меньше зависит от воли депутатов парламента.

С5.6. – обеспечение стабильности государства;

Мобилизационная;

Управленческая;

Гуманитарная.

С5.7. «Политическое поведение- это поступки человека, характеризующие его взаимодействие с политическими институтами».

Предложения:

Политическое поведение личности объясняется его ценностными установками.

Одной из форм политического поведения является участие в демонстрациях и митингах.

С5.8. – группы удовлетворяют потребности человека в социальной принадлежности;

В группе человек удовлетворяет тот или иной интерес;

В группе человек осуществляет ту деятельность, которую не может осуществить в одиночку;

Человек принадлежит к той или иной группе по интересам;

Человек принадлежит к определенной группе по возрасту, полу, социальному положению.

С5.9. «Социализация личности - это усвоение ею основных накопленных обществом знаний и норм общественной жизни».

Предложения:

Институтом первичной социализации выступает семья.

Социализация личности помогает ей адаптироваться к условиям общественной жизни.

С5.10 .« Гражданский брак- это брак, зарегистрированный на законных основаниях в органах ЗАГС».

Предложения:

Только гражданский брак порождает правовые отношения между супругами.

Наряду с гражданским браком различаются браки фиктивные, церковные.

С5.11. - уровень дохода и образования избирателя;

Влияние социальной сферы;

Позиция СМИ;

Национальные, религиозные факторы.

С5.12. «Рынок труда- совокупность экономических и юридических процедур, позволяющих людям обмениваться своими трудовые услуги на деньги и иные материальные блага.

Предложения:

- Рынок труда характеризуется мобильностью.

Рынок труда отражает структуру и общее состояние экономики региона и страны в целом.

С5.13. «Социальная группа- это совокупность людей, имеющих какой- либо общий значимый социальный признак» или «Социальная группа- любая совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям».

Предложения:

Социальные группы подразделяются по численности, характеру, возрасту, полу.

В социальных группах человек может себя реализовать как личность.

В социальных группах человек реализует свои интересы.

С5.14. понятие: «Мировые религии - это группа религий, отличающаяся распространенностью по всем регионам Земли, обращенная ко всем людям независимо от этнической и политической принадлежности, наибольшим числом верующих».

Два предложения:

Самой молодой из мировых религий является ислам.

-«К мировым религиям относятся буддизм, христианство, ислам».

- «Одной из самых первых мировых религий был буддизм, возникший в Древней Индии».

С5.15. «Политическая элита- это группа людей, занимающих высшие позиции в политической иерархии» или «Политическая элита - относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти».

Предложения:

Политическая элита составляет меньшинство общества, обладающая качествами лидерства.

Политическая элита обновляется в процессе избирательной компании.

С5. 16. «Гражданство- это устойчивая правовая связь человека с государством» или «Гражданство- это принадлежность человека к какому- либо государству».

Предложения:

Гражданство может быть получено человеком от рождения.

Гражданство – это не только принадлежность к государству, но и взаимные обязанности человека и государства, к которому он принадлежит.

Низкая активность может быть связана с политической стабильностью в обществе;

Избиратели не доверяют властям;

Люди заняты своей жизнью, нет интереса к политике;

Кризисные явления в обществе, не способность властей найти выход.

Материал из Letopisi.Ru - «Время вернуться домой»

II. Общество в широком смысле этого слова:

1. Любая совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

2. Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Сфера общества – это определённая область общественной жизни, включающая наиболее устойчивые формы взаимодействия людей.

4 сферы (подсистемы) общества:

1.Экономическая – включает в себя отношения в области производства, обмена, распределения материальных благ, а также отношения собственности.

2.Социальная сфера – включает в себя разнообразные взаимоотношения между различными группами общества, а также деятельность по обеспечению социальных гарантий.

Элементы социальной сферы: конкретные люди, занимающие то или иное положение в обществе; общности людей, классы, сословия, нации.

3.Политическая сфера связана с понятием власти.

4.Духовная сфера – включает в себя отношения, возникающие в процессе создания, освоения и передачи духовных ценностей. (Сюда входят литература, искусство, архитектура, наука, образование, религия, философия)

ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА

Система – это совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом и образующих определённую целостность.

Общество как система:

1. наличие сфер и социальных институтов, различных способов взаимодействия людей;

2. взаимодействие элементов, связь всех сфер жизни общества;

3. меняет свои формы, развивается, сохраняя при этом свою сущность;

4. самодостаточность(способность общества создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования);

5. самоуправляемость (общество изменяется и развивается в результате внутренних причин и механизмов)

Черты общества как динамичной системы:

1. способность к саморазвитию,

2. постоянные изменения,

3. возможность деградации отдельных элементов

ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА.

Что общего у общества и природы?

1. Изменяются во времени.

2. Имеют признаки системности.

3. Подчиняются объективным законам развития.

3. Имеют сложное строение.

Чем общество отличается от природы?

1. Является творцом культуры

2. Является частью материального мира

3.Является этапом исторического развития человечества.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Общественные науки Объект науки
Политология Политическая система
Социология Общество как система
Этика Нормы морали
Эстетика Законы искусства
История Прошлое человечества в многообразии конкретных событий и фактов, закономерности развития общества
Экономика Экономическая сфера
Антропология Происхождение и эволюция человека, образование человеческих рас
Демография Народонаселение, процессы рождаемости и смертности, миграция
Психология Поведение человека, процессы восприятия, мышления, сознания
Культурология Культура как целостность
Правоведение Государственно-правовая действительность
Философия Отношение человека к миру
Этнография Бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы их происхождения, расселения и взаимоотношений

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Задание №1

Согласны ли Вы с высказыванием философа Сенеки? Аргументируйте свою точку зрения, используя термины и понятия из курса обществознания.

«Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого» (Сенека).

Задание №2

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков

«Характеристика общества как _______________ (1) предусматривает изучение его внутренней структуры. Ее основными элементами являются __________________ (2) общественной жизни и социальные институты. Выделяют экономическую, социальную, политическую и духовную сферы. Все они находятся в тесной взаимосвязи, так как поддерживают необходимую _________________ (3) общества. __________________ (4) в каждой из сфер решают важные социальные задачи. Они обеспечивают производство и распределение различных видов _________________ (5), а также управление совместной _______________ (6) людей».

А)целостность

Б)система

В)общество

Г)социальные блага

Е)производство

Ж)культура

З)социальные институты

И)деятельность

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову. Получившуюся последовательность букв перенесите в тетрадь по обществознанию.

номер вопроса 1 2 3 4 5 6
вариант ответа

В философии общество определяют как «динамическую систему». Слово «система» переводится с греческого языка как «целое, состоящее из частей». Общество как динамическая система включает в себя части, элементы, подсистемы, взаимодействующие между собой, а также связи и отношения между ними. Оно изменяется, развивается, возникают новые и исчезают старые части или подсистемы, они видоизменяются, приобретают новые формы и качества.

Общество как динамическая система имеет сложную многоуровневую структуру и включает большое число уровней, подуровней, элементов. Например, человеческое общество в мировом масштабе включает множество обществ в виде разных государств, которые в свою очередь состоят из различных общественных групп, в них и включен человек.

Состоит из четырех подсистем, которые являются основными человека - политической, экономической, социальной и духовной. Каждая сфера имеет свою структуру и сама также является сложной системой. Так, например, является системой, включающей огромное количество составляющих - партии, правительство, парламент, общественные организации и другое. Но правительство также можно рассматривать как систему с множеством компонентов.

Каждая является по отношению ко всему обществу подсистемой, но в то же время и сама - довольно сложная система. Таким образом, мы имеем уже иерархию самих систем и подсистем, то есть, иными словами говоря, общество - это сложная система систем, некая суперсистема или, как иногда говорят, метасистема.

Общество как сложная динамическая система характеризуется наличием в ее составе различных элементов, как материальных (зданий, технических систем, учреждений, организаций), так и идеальных (идей, ценностей, обычаев, традиций, менталитета). Например, экономическая подсистема включает организации, банки, транспорт, произведённые товары и услуги и, вместе с тем, экономические знания, законы, ценности, и другое.

Общество как динамическая система содержит в себе особый элемент, который является её основным, системообразующим элементом. Это - человек, обладающий свободой воли, способностью ставить цель и выбирать средства достижения этой цели, что делает социальные системы более подвижными, динамичными, чем, допустим, природные.

Жизнь общества как постоянно находится в состоянии движения. Темпы, масштабы и качество этих изменений могут быть разными; в истории развития человечества было время, когда сложившийся порядок вещей не менялся в своей основе веками, однако, с течением времени темпы изменений стали расти. По сравнению с природными системами в человеческом обществе качественные и количественные изменения происходят значительно быстрее, что говорит о том, что общество постоянно меняется и находится в развитии.

Общество, как, впрочем, и любая система, являет собой упорядоченную целостность. Это значит, что элементы системы находятся внутри нее в определенном положении и в той или иной степени связаны с другими элементами. Следовательно, общество как целостная динамическая система обладает неким качеством, которое характеризует её как единое целое, имеющее свойство, которое не имеет ни один из её элементов. Это свойство иногда называют неаддитивностью системы.

Обществокакдинамическаясистема характеризуется ещё одной чертой, которая заключается в том, что оно относится к числу самоуправляемых и самоорганизующихся систем. Данная функция принадлежит политической подсистеме, которая придаёт согласованность и гармоничное соотношение всем элементам, образующим социальную целостную систему.

В определении понятия «общество» в научной литературе существует многообразие подходов, что подчеркивает абстрактный характер этой категории, и, определяя ее в каждом конкретном случае, необходимо исходить из того, в каком контексте употребляется это понятие.

1) Природный (влияние географических и климатических условий на развитие общества).

2) Социальный (причины и исходные моменты общественного развития обусловлены самим обществом).

Совокупность этих факторов предопределяет общественное развитие.

Существуют различные пути развития общества:

Эволюционный (постепенное накопление изменений и их естественно-обусловленный характер);

Революционный (характеризуется относительно быстрыми изменениями, субъективно направляемыми на основе знания и действий).

МНОГООБРАЗИЕ ПУТЕЙ И ФОРМ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Общественный прогресс в созданных в XVIII—XIX вв. трудах Ж. Кондорсе, Г. Гегеля , К. Маркса и других философов понимался как закономерное движение по единому для всего человечества магистральному пути. Напротив, в концепции локальных цивилизаций прогресс представляется идущим в разных цивилизациях различными путями.

Если вы мысленно окинете взглядом ход мировой истории, то в развитии разных стран и народов заметите немало общего. Первобытное общество везде сменилось обществом, управляемым государством. На смену феодальной раздробленности пришли централизованные монархии. Во многих странах произошли буржуазные революции. Колониальные империи рухнули, и на их месте возникли десятки независимых государств. Вы сами могли бы продолжить перечисление сходных событий и процессов, происходивших в различных странах, на разных континентах. В этом сходстве проявляется единство исторического процесса, определенная тождественность сменяющих друг друга порядков, общность судеб различных стран и народов.

Вместе с тем конкретные пути развития отдельных стран и народов многообразны. Нет народов, стран, государств с одинаковой историей. Многообразие конкретно-исторических процессов вызвано и различием природных условий, и спецификой хозяйства, и своеобразием духовной культуры, и особенностями образа жизни, и множеством других факторов. Значит ли это, что каждой стране предопределен свой собственный вариант развития и он является единственно возможным? Исторический опыт свидетельствует о том, что в определенных условиях возможны различные варианты решения назревших проблем, возможен выбор способов, форм, путей дальнейшего развития, т. е. историческая альтернатива. Альтернативные варианты нередко предлагают те или иные группы общества, различные политические силы.

Вспомним, что при подготовке Крестьянской реформы , проведенной в России в 1861 г., разные общественные силы предлагали неодинаковые формы осуществления перемен в жизни страны. Одни отстаивали революционный путь, другие — реформистский. Но среди последних не было единства. Предлагалось несколько вариантов реформ.

А в 1917-1918 гг. перед Россией возникла новая альтернатива: либо демократическая республика, одним из символов которой было всенародно избранное Учредительное собрание, либо республика Советов во главе с большевиками.

В каждом случае выбор был сделан. Такой выбор совершается государственными деятелями, властвующими элитами, народными массами в зависимости от соотношения сил и влияния каждого из субъектов истории.

Любая страна, любой народ в определенные моменты истории оказываются перед судьбоносным выбором, и его история осуществляется в процессе реализации этого выбора.

Многовариантность путей и форм общественного развития небеспредельна. Она включена в рамки определенных тенденций исторического развития.

Так, например, мы видели, что ликвидация изжившего себя крепостного права была возможна и в форме революции, и в форме осуществляемых государством реформ. А назревшая потребность в ускорении экономического роста в разных странах осуществлялась либо путем привлечения новых и новых природных ресурсов, т. е. экстенсивным путем, либо путем внедрения новой техники и технологии, повышения квалификации работников, на основе роста производительности труда, т. е. интенсивным путем. В разных странах или одной и той же стране могут быть использованы различные варианты реализации однотипных изменений.

Таким образом, исторический процесс, в котором проявляются общие тенденции — единство многообразного общественного развития, создает возможность выбора, от которого зависит своеобразие путей и форм дальнейшего движения данной страны. Это говорит об исторической ответственности тех, кто делает этот выбор.

Основные типы (виды) общественной деятельности

Итак, существуют 4 элемента человеческой деятельности: люди, вещи, символы, связи между ними. Осуществление любого типа совместной деятельности людей без них невозможно.

Выделяют 4 основных типа (вида) общественной деятельности:

Основные типы общественной деятельности:

    Материальное производство;

    Духовная деятельность (производство)

    Регулятивная деятельность

    Социальная деятельность (в узком смысле слова)

1. Материальное производство – создает практические средства деятельности, которые используются во всех ее видах. Позволяет людям физически преобразовывать природную и социальную реальность. Здесь создается все необходимое для повседневной жизни людей (жилье, продовольствие, одежда и т.п.).

Однако нельзя говорить об абсолютизации роли материального производства в общественной деятельности. Постоянно возрастает роль информационных ресурсов. В постиндустриальном обществе резко возрастает роль культуры и науки, переход от производства товаров к сфере услуг. Поэтому роль материального производства будет постепенно падать.

2. Духовное производство (деятельность) – производит не вещи, аидеи, образы, ценности (картины, книги и др.).

В процессе духовной деятельности человек познает окружающий мир, его многообразие и сущность, разрабатывает систему ценностных представлений, определяя значение (ценность) тех или иных явлений.

«Муму», Л. Толстой «Ваня и сливы», колбаса в туалете.

Его роль постоянно возрастает.

3. Регулятивная деятельность – деятельность администраторов, управляющих, политиков.

Она направлена на обеспечение согласованности и упорядоченности различных сфер общественной жизни.

4. Социальная деятельность(в узком смысле слова) – деятельность по непосредственному обслуживанию людей. Это деятельность врача, учителя, артиста, работников сферы обслуживания, отдыха, туризма.

Создает условия для сохранения активности и жизни людей.

Эти четыре основных типа деятельности существуют в любом обществе и образуют основу сфер общественной жизни.

Общество как динамическая система

Основные понятия

Общество есть постоянно изменяющаяся, динамическая система.

Процесс (П. Сорокин) – есть любое изменение объекта в течение определенного времени

(будь то изменение его места в пространстве либо модификация его количественных или качественных характеристик).

Социальный процесс – последовательная смена состояний общества или его подсистем.

Виды общественных процессов:

Они различаются:

1. По характеру изменений:

А. Функционирование общества - происходящие в обществе обратимые изменения, связанные с повседневной деятельностью общества (с воспроизводством и поддержанием его в состоянии равновесия и стабильности).

Б. Изменение – начальный этап внутреннего перерождения в обществе или в его отдельных частях и их свойствах, носящий количественный характер.

В. Развитие – необратимые качественные сдвиги в результате постепенных количественных изменений (см. закон Гегеля).

2. По степени осознанности людьми:

А. Стихийные – не осознанные людьми (бунты).

Б. Осознанные целенаправленная деятельность человека.

3. По масштабности:

А. Глобальные – охватывающие все человечество в целом или большую группу обществ (информационная революция, компьтеризация, Интернет).

Б. Локальные – затрагивающие отдельные регионы или страны.

В. Единичные – связанные с отдельными группами людей.

4. По направленности:

А. Прогресс поступательное развитие общества от менее совершенного к более, увеличение жизнеспособности,усложнение системной организации.

Б. Регресс – движение общества по нисходящей линии с упрощением и в перспективе – с разрушением системы.

Публикации по теме