Главные масоны предавшие русского царя. Молчание «каменщиков». Как российские императоры боролись с масонством. Ритуал посвящения в масоны

Масонство, несмотря на свою 300-летнюю историю, остается самой закрытой организацией. Ему приписывают невероятное влияние в мире, несметные богатства, тайные заговоры, свержение правителей и революции. Кто такие масоны, или, как они еще именуются, «вольные каменщики»? Сколько их в России? И кто из известных отечественных деятелей входит в масонские ложи сегодня?

И цари туда же

Было бы странно, если бы слово «масон» в России не стало синонимом «заговор». Сама российская политика, во все времена кулуарная, чисто византийская, когда все решается «под ковром», не могла не породить идею о тайном заговоре. Да и немудрено. Взять хотя бы декабристов - почти половина из них были масонами (самые известные - Пестель, Муравьев-Апостол, Бестужев, Рылеев). Даже Пушкин - наше все - и тот состоял в масонской ложе. Больше того, масонами были и русские цари! По некоторым сведениям, первым масоном России был Петр I. В братстве «вольных каменщиков» состоял и император Петр III. Царь Павел I воспитывался масонами и окружил себя масонами. Расцвет масонства в России наступил в начале XIX века, при Александре I. Он сам был масоном. Виновник русской моды на масонство - Наполеон Бонапарт, который возвел масонство во Франции в орган государственного управления. Русский истеблишмент активно ездил во Францию и решил скопировать идею для России. Но у нас масонское дело не пошло. И в 1822 году Александр I ложи запретил, хотя и долго сопротивлялся: «Я сам разделял и поощрял эти иллюзии, потому не мне карать их». Но и при Александре II еще были масоны-министры.

После революции 1917 года русские ложи переместились за рубеж. А в России появились только в 1992 году. Кто же заседает теперь в ложе?

Горбачеву тоже предлагали

Скандально известный историк Платонов, раскрывающий разного рода «заговоры против русского народа», опубликовал «списки русских масонов». Он утверждает, что масонами были Брежнев, Ельцин, в ложах состояли или даже состоят Горбачев, Лужков, Примаков, Абрамович, Березовский, Волошин (экс-глава кремлевской администрации), Кириенко, Козырев, Гайдар, Явлинский, Немцов (и почти все известные политики 90-х), Каспаров, банкир Авен, экс-банкир Геращенко, Ходорковский, режиссер Говорухин, бизнесмен Бендукидзе, Церетели, а также правозащитники Алексеева, Пономарев, Ковалев. И еще несколько сот известных имен. (Кстати, сами масоны официально опровергают причастность к масонским ложам Ельцина, Горбачева, Гайдара.)

В одной из исторических книг опубликован забавный факт: якобы в 1990 году секретарь советского посольства во Франции был приглашен в масонский орден. Ему было предложено передать приглашение Президенту СССР Горбачеву вступить в ложу. Секретарь ответил отказом: «Михаил Сергеевич придерживается общечеловеческих ценностей и в ложах состоять не намерен!»

Думается, к этим спискам следует отнестись с большой долей иронии.

Секретные знаки

Что еще удалось разведать про масонство. Узнать масона (в представлении многих - мрачного господина с цепким взглядом, похожего на шпиона) в гражданине, который мило шутит с вами на светской вечеринке и вообще само обаяние, дело практически нереальное. Хотя существует немало тайных, строго засекреченных масонских знаков, которыми они могут обмениваться друг с другом (один из таких знаков, говорят, образующие круг большой и указательный пальцы). Но сейчас тайные знаки практически не работают. Ни одна ложа не примет у себя приезжего масона, если у него не будет рекомендательного письма и подтверждения по телефону от руководства «братской ложи». Чужие, короче, там не ходят. Если масоны обнаружат в своем кругу чужака, предупреждают друг друга: «Дождь идет». Так что, если услышите это, сумейте хотя бы не выглядеть чудаком и не восклицать: «Где? Солнце же на дворе!»

Масонские символы в основном отражают строительную тематику. Циркуль, молоток, топорик, линейка; пятиконечная и шестиконечная звезды; треугольник с помещенным внутрь всевидящим оком и др.

Кажется невероятным, но в Москве вполне можно открыть экскурсионный тур «Москва масонская»: сохранились здания с масонскими символами, построенные архитектором масоном Василием Баженовым в XVIII: например, усадьба «Царицыно», Путевой царский дворец на Ленинградском шоссе. Масонские знаки есть на особняке князя Гагарина (известного масона) в Гагаринском переулке, а также на старом здании МГУ на Моховой (построенном в конце XIX - начале XX века).

Типично масонский знак изображен на долларовой купюре США (что неудивительно, учитывая принадлежность к масонству большинства президентов США), а также на 500-гривенной украинской купюре.

Мне повезло: удалось пообщаться с главным масоном России Андреем Богдановым, который именуется «великим мастером Великой ложи России».

ИЗ ИСТОРИИ

Масонство родилось в Лондоне в 1717 году, 24 июня отмечается до сих пор как главный масонский праздник. Четыре лондонские ложи, объединяющие ремесленников, получившие названия по тавернам, где они собирались - «Виноградная кисть», «Корона», «Яблоко», «Гусь и противень», - объединились в Великую ложу Лондона. Потом в братства «вольных каменщиков» стала вступать интеллигенция, коммерсанты, знать. Историки считают, что интеллектуалов привели в масонство идейные искания, им нравились демократические нравы и построения класса ремесленников, стремление помогать друг другу.

ЛЕГЕНДЫ

Есть версия, что член масонской ложи Моцарт был отравлен, потому что в своей «Волшебной флейте» раскрыл масонские тайны. Масоны очень любят это произведение. Когда «Волшебная флейта» исполняется в Венской опере, во время арии Мастера несколько десятков человек в зале встают - это масоны.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

В США 1 млн. 800 тысяч масонов, в Великобритании - около 300 тысяч. В России - около 400 масонов.

Членские взносы (в год): в США - 100 долларов, в Европе - 400 - 600 евро, в России - около 300 долларов в год плюс добровольные пожертвования.

КСТАТИ

Женщинам путь закрыт

Ложа собирается один раз в месяц. Кандидат в масоны должен получить рекомендации 2 - 3 «братьев». Будущий «вольный каменщик» проходит «опросы под повязкой» (на глазах). Главный вопрос - мотивы вступления в ложу. Голосуют черными и белыми шарами. Если кандидат набрал 3 черных шара, ему закрыт доступ не только в эту ложу, но и в любую другую.

Также на заседании лож масоны зачитывают доклады морально-философского характера (т. н. «зодческие работы»).

После официальной части - ужин (агапа): первый тост обязательно - за Россию, второй - за ее президента, третий - за ложу и ее мастера.

Женщин в «вольные каменщики» не принимают.

МНЕНИЕ ИСТОРИКА

Олигархи пока стоят в стороне

За ответами на вопросы, которые не прояснил главный масон, я отправилась к доктору исторических наук, автору четырех книг по масонству Сергею КАРПАЧЕВУ: «Современное отечественное масонство состоит из интеллигенции - преподаватели, журналисты, предприниматели, офицеры, в основном отставные. Действующих политиков, в том числе высокого ранга, олигархов среди масонов нет. Масонство не ставит политических задач. Основное занятие российских «вольных каменщинков» - ритуальные работы, подготовка «зодческих» сочинений на этические, философско-исторические темы. Оно крайне слабо в материальном отношении и едва может содержать себя. Расцвета масонства, как в начале XIX века, в России не будет: ни нравственно, ни интеллектуально она к масонству не готова. Россия - антимасонская страна, у нас скорее может возродиться нацизм, фашизм, но точно не масонство. Другое дело, что к масонству эксперты и журналисты (иногда по незнанию, чаще сознательно) относят другие организации - элитный Ротари-клуб или Мальтийский орден, который как раз создан католической церковью для борьбы с масонством.

Кто был масоном?

Пушкин (и, кстати, его гонитель шеф жандармерии Бенкендорф), Суворов, Кутузов, Радищев, Карамзин, Фонвизин, Бестужев, Рылеев, Муравьев-Апостол. Керенский, Петлюра, художник Брюллов, композитор Римский-Корсаков, князья Голицыны, Волконские, Вяземские, Куракины, Трубецкие, Разумовские.

Президенты США Вашингтон, Теодор Рузвельт, Франклин Рузвельт, Трумэн, премьер Англии Черчилль, банкир Ротшильд, автомагнаты Ситроэн, Генри Форд, композиторы Лист, Моцарт, Гайдн, писатели Свифт, Дефо, Скотт, Уайльд, Киплинг, Конан Дойль, поэты Гейне, Гете, иллюзионист Гуддини, джазмен Дюк Эллингтон.

В цене сейчас другие связи

Не секрет, что масоны помогали друг другу в карьерном росте. Не случайным ведь стало «повальное» масонство среди президентов США и высшего чиновничества России в начале XIX века. Возможно ли возрождение масонства в России на столь высоком уровне? Маловероятно. Сейчас в цене не масонские, а кремлевские связи. А в Кремле масонов, похоже, все-таки нет.

Разумеется, отечественные масоны хотели бы видеть в своих рядах влиятельных политиков и состоятельных сограждан, в идеале - олигархов. Но первые вряд ли рискнут участвовать в тайных проектах. А вторые слишком заняты своим бизнесом и участвовать в архаичных ритуалах и философских слушаниях им некогда. А если у деловых людей и появляется время, то его можно скоротать в другом закрытом элитном клубе. Не случайно ведь к масонству приходят офицеры-отставники, испытывающие дефицит общения, а может, и потребность «подумать о душе».

Конечно, масонство может стать модным, если вдруг какой-нибудь оч-чень влиятельный политик объявит себя масоном. Но таких «оригиналов» во власти пока не просматривается. Хотя, учитывая извилистый и таинственный путь масонства, в отношении этого явления вряд ли можно утверждать что-то категорично. Всяко, знаете ли, бывало в нашей истории...

ИЗ ПЕРВЫХ РУК

Андрей Владимирович, о масонах люди думают, как о чем-то пугающем, мистическом и архаичном, но по-прежнему очень влиятельном. А на самом деле что такое масонство?

Масонству 300 лет, это организация, точнее, конгломерат древних посвятительных организаций с очень почтенной историей, с внутренней философией, с целями, лежащими в сфере морали, где чрезвычайно значим масонский этикет. Это специфический взгляд на мир, может, даже специфический образ жизни. Главная масонская задача - раскрытие духовного потенциала человека. Путем морально-философских исканий. Цель, если хотите, сделать хорошего человека еще лучше. Организация закрытая, но во всех странах неукоснительно лояльная властям, на территории которых она действует.

Говорят, масоны хотят возродить в России монархию и что это они написали сенсационную книгу «Проект Россия»?

Обсуждение политических вопросов, в том числе государственного устройства, у масонов запрещено. 300-летняя история предполагает: мы должны вести себя респектабельно и думать о долгом будущем.

Не может ли случится такого, что масонская ложа в России попытается пройти в Госдуму?

Исключено, так как масонство - неполитическая организация. Хотя в обычной жизни (как говорят масоны, профанской) человек может заниматься любым видом деятельности, в том числе и политикой. Но в целом ложа - нет, конечно.

А скажем, выйти из «подполья» и открыть офис в Москве на Тверской?

Так когда-нибудь и будет. Масонские ложи в Великобритании, Франции имеют официальные офисы в центре столиц.

А в каких-то открытых общественных проектах российское масонство собирается участвовать?

Масонство в мире проводит очень много социальных и благотворительных проектов. Например, в США официально содержит большую сеть детских госпиталей, в которых бесплатно лечатся дети, больные онкологическими и другими серьезными заболеваниями. Я думаю, когда российское масонство укрепится, какие-то сложные социальные проекты возложит на себя.

В «Войне и мире» описан впечатляющий ритуал посвящения в масоны Пьера Безухова. Сейчас он такой же - закрытая комната, свечи, повязка на глазах у новичка?

Многие ритуалы сохранились.

Есть версия, что советский символ - пятиконечная звезда - был позаимствован большевиками у масонов?

Пламенеющая пятиконечная звезда - один из символов второго градуса масонских лож. Символ древний, у масонства нет на него никаких исключительных прав, он мог быть позаимствован из других источников.

Есть среди российских масонов известные люди, политики?

Имена братьев всегда и при всех обстоятельствах вне разглашения. Масон имеет право раскрыть свое имя, но только свое. Но никогда - имена братьев. Это обстоятельство, как вы понимаете, препятствует откровенному ответу на ваш вопрос. Мне хотелось бы использовать масонскую традицию неразглашения имен. Задайте этот вопрос лично тем, от кого вы хотите услышать ответ.

Да, могу себе представить: «Иван Иванович, вы масон?» Особенно эффектно получится на пресс-конференции. Но скажите хотя бы, есть ли среди них политики высшего ранга?

Без комментариев.

Нередко ставят знак равенства между масонами и евреями, говорят о заговорах...

Те, кто использует термин «жидомасонство», - публика очень понятная в своей простоте. Масонство вненационально и внеконфессионально. Масоном может быть и христианин, и мусульманин, и иудей.

Но почему тогда масонам приписывают заговоры?

А разве только масонам? Политика закрытости, разветвленная сеть масонства, вековая история - все это располагает к тому, чтобы обвинять масонство в каких-то тайных заговорах.

Но враги у масонства есть?

Масоны и историческая правда о российских императорах
О влиянии современных масонов
на СМИ и радиоканал «Звезда»

262 года назад, 20 сентября/ 1 октября 1754 года родился Великий русский император Павел I ! Отнятый от матери, он воспитывался с колыбели как будущий император, но не допускался той же матерью до престола 42 года, Переживший 2 покушения на свою жизнь в 10 и 26 лет, он остался рыцарем, дождался престола после смерти матери и погиб за решительные преобразования от рук продажных масонов-царедворцев в 1801 году. Вечная память императору и вечное презрение к преступникам! А как хороша была его венценосная семья! Все последующие потомки Романовых это потомки Павла I. Но в истории их отмечают только как потомков Марии Фёдоровны - жены Павла I ! Вот до чего договорились враги и преступники России, и их наглые масонские отпрыски: отпрыски Паленов, Зубовых, Бенегсенов и других! О Павле I пытаются забыть! И уничтожить о нём всякую историческую память, утопить во лжи. Для этого уничтожают архивы, не издают воспоминаний! Придумывают гадости! Но у них ничего не получится! Павел I останется в истории России как проводник закона и защитник законодательного уложения власти, защитник крепостного народа от претеснений помещиков. Именно им был выпущен Указ об ответственности помещиков и их обязанности заботы о крестьянах, Указ о дисциплине в полках офицеров из дворянского сословия и об их ответственности в армии за состояние солдат. Этими законодательными актами он вызвал скрытое недовольство в офицерской среде, у бывших фаворитов Екатерины II и окружающей придворной камирильи. На фото портрета 1800 года 9 из 10 детей ПавлаI и Марии Фёдоровны! И один другого краше!
О масонах мною написаны несколько статей, в которых, как хотелось бы надеяться, удаётся открыть истинное лицо этой категории общественных бузотёров. Под лицемерным прикрытием распространяемых идей западного просветительства они сотни лет активно занимаются продвижением идей служения мамоне, т.е. личной корысти, идей материального накопительства, карьеризма, потрясением и уничижением традиционной нравственности, неустанным и последовательным богоборчеством, извращением и разрушением традиционной семейно-родовой культуры того или иного народа, чем отрицательно воздействуют на общественные умы, провоцируют противостояние и столкновение отдельных сословий и слоёв общества вплоть до угрозы державности-государственности той или иной страны.
Общеизвестно, что масоны умело создают и распространяют лживые домыслы о российских императорах. Отметим некоторые из них.
В годы правления императора Павла I Петровича такие домыслы распространялись активно непосредственно из окружения императора, которые ещё не забыли стиля правления «матушки Екатерины», и не хотели подчиняться объективным процессам общественной жизни, с усердием и настойчивостью проводимым законотворчеством нового императора, который пёкся о благе России. Как один из примеров его деятельности – законы об ответственности помещиков за жизнь, здоровье и благополучие крепостных крестьян. Конечно, эти новые формы ответственности, вводимая обязательная воинская служба дворян, требования к их дисциплине в полках, не могли не раздражать его противников, поклонников Екатерины II и особенно ею обласканных любовников-фаворитов.
Однако, на радио «Звезда», претендующей в своих радиопередачах о русских императорах на историческую истину, этих причин в противостоянии императору Павлу I не учитывают. В материалах используют многочисленные ссылки на авторов, творчество которых сегодня вызывает большое сомнение в их объективности. Речь можно вести, в частности, об очерках писателя Георгия Ивановича Чулкова в сборнике «Императоры. Психологические портреты», написанных сразу после революционных событий 1917 года. В предисловии Чулков пишет: «Мне кажется, наступило время, когда мы можем писать не только страстные памфлеты против поверженных монархов, но и спокойно зарисовывать их личины. События и люди красноречивы сами по себе….» (цит. по аннотации к книге «Императоры. Психологические портреты», М.: Московский рабочий, 1991).
Однако, был ли Георгий Иванович Чулков объективен в «зарисовке личин», вот вопрос. Безусловно, он находился под влиянием той революционной эйфории, которая потрясала тогда все слои общества. Отсюда, недооценка одних событий и влияний и переоценка других. Сегодня уже представляется доказанным широкое участие масонов в революционных процессах. Сегодня их побудительные желания и инициативы выглядят у исследователей вполне убедительными. К тому же отчётливо просматриваются внешние указующие персты геополитических противников России.
В этой ситуации есть основания не доверять трудам и публикациям Г.И.Чулкова столетней давности и обратить внимание на современные разработки. Добро бы, их не было. Но, слава Богу, они есть. Однако, радио «Звезда» не спешит к ним обратиться. И в этом есть, безусловно, свои при-чины, которые мы предполагаем и постараемся открыть читателю. И сокрыты они прежде всего в редакторском цехе в целом замечательной радиопередачи.
Редакторы, видимо, не знают, что в 2014 году (упомянуто издание 2010 года, выпущенное по благословению архиепископа (ныне митрополита) Владивостокского и Приморского Вениамина) вышел из печати большой труд за авторством Елены Карасевой «Божий царь. Павел I Петрович Романов» (СПб.: «Царское Дело», 2014). Труд феноменальный и переворачивающий представление об этом монархе в умах многих. В аннотации сказано: «В настоящей книге предпринята попытка рассмотреть образ Государя Павла Петровича с православной точки зрения, понять мотивы его Царственных деяний, проистекающих из его понимания Мо-наршего служения – как служения Богу». Доказательно и последовательно автор показывает жизнь и деятельность императора Павла – патриота, государя – мыслителя, государя – реформатора. Да, он спешил! Да, он был требователен! И это не нравилось его оппонентам, отторгнутым от властных полномочий, но не оставивших властных амбиций. Нововведения императора Павла в хозяйстве страны и в армии были полезны для России и получали поддержку со стороны рядовых граждан, крестьян и солдат, младшего офицерского состава. Знаменитый герой Отечественной войны 1812 года генерал от инфантерии Александр Петрович Ермолов говорил, что из 5 царств, которые ему было суждено увидеть в своей жизни, особенно полезным было правление Павла I. Но, по его словам, история узнает и отдаст ему должное не скоро. Мы только сегодня, надеемся, что это время приближается.
Да, он был неосторожен и слишком доверчив!
Но кто может быть застрахован от предательства? На каждого святого и просто порядочного человека найдётся свой завистник, свой иуда. Тем более, на императора. И, кстати, там тоже отчётливо просматриваются указующие масонские руки, поддержавшие финансово и идеологически заговорщиков, пообещавшие им убежище в случае провала и т.д.. Кстати, граф Пален, организатор заговора, некоторое время внушал Западу, что в России случилась бескровная революция. Но эта «транскрипция» была слишком вычурной для России и натянутой для Запада, который понимал под революцией только кровавые события, быстрые полевые суды, массовое гильятинирование несогласных. О странной «революции» и реальных причинах смерти Павла I вскоре постарались забыть. Постарались как-то дезинформировать мировое сообщество. Но … убийство императора осталось неудобным историческим фактом, фактом крайне лицемерного предательства ближайшего окружения. И до сих пор этим фактом остаётся! И останется позорным фактом на века, до скончания дней!
До сих пор масоны распространяют лживые сведения о безумстве императора, его нервности и неадекватности. Но, даже если бы это было верным, является ли сие основанием для его убийства? Заметим, что Павла пытались дважды отравить: в 10 лет и 26 лет (Причём о попытке отравлении в 10 лет очень мало сведений. Очевидно, что архивы тщательно «подчищены»). Почему этого не случилось, Бог знает! Возможно, это были акты запугивания. Естественно, они изменили характер Павла. Он становится более подозрительным. Однако уже после этих посягательств на его жизнь, Великий Князь выезжал в Европу под именем графа Северного, где оставил только восторженные отзывы об интеллекте, духовном и нравственном развитии, рыцарском отношении к окружающим. В то же время во время своего правления Павел показал себя человеком очень импульсивным, по-царски самоуверенным и даже невыдержанным, что позволило предателям-масонам спекулировать на теме излишней нервозности императора. Чтобы запустить интригу отстранения Павла от власти им нужен был только повод. И этот повод в некоторой оригинальности поведения императора был в горячности и рыцарстве его поведения, в нетривиальности его государственных решений. А для убийства у них была своя циничная логика. Как заявил перед собранием пьянствующих заговорщиков ближайший предатель-царедворец государя граф Пётр Пален: «Не разбив яиц, не приготовить яичницу». Тем более, живой Павел был для них, и особенно для самого Палена, опасным свидетелем гнуснейшего предательства … и даже главным разоблачителем!

Сегодня данное историческое событие несёт в себе ту правду, которой так не хватает для разоблачения масонов. Как масонов внутренних, доморощенных, так и внешних, которые за смертями «от геморроидальных колик» и сомнительными «допинг-пробами» прячут свои преступления против своих народов, против России, против её национальных интересов, национальной культуры.
Многие исследователи примитивно повторяют аргументацию преступников в части участия великого князя Александра Павловича в заговоре. Фактически они прикрываются надуманной и придуманной ими позицией Великого Князя Александра, пытаясь скрыть своё преступление реальных предателей и государственных преступников. Между тем, ситуация с позицией Великого Князя весьма отлична от той, которую навязывают лжецы.
Главную роль в мнимое втягивание Александра в преступление против своего отца сыграл всё тот же граф Пален. Искусно лицемеря, он, противопоставил отцу и императору Павлу Петровичу его старших детей Александра и Константина. Фактически никакого противостояния и противодействия сыновей отцу не было. Но, Пален, имитируя недовольство отца в отношениях к сыновьям, создавал обстановку недопонимания и недоверия между ними. Решающим оказалось составление Указа, безусловно, дезориентированного отца Павла Петровича отправить сыновей, которые, якобы, были участниками тайного заговора, в Шлиссельбургскую крепость. Ложным аргументом Палена для императора было, якобы, желание жёстко предупредить предательство сыновей. Поддавшись его лживой аргументации, Павел Петрович подписал провокационный указ. Пален тут же отправился к семье императора и ознакомил сыновей и императрицу Марию Фёдоровну с этим указом, чем их чрезвычайно смутил. Обосновывая позицию Павла I и его неожиданный указ нервной болезнью императора и вреда его больного состояния для дел всей России, он внушал, что Павел нуждается в срочном лечении, что может последовать только после его отставки. Сыновья и императрица не знали, что и делать в этой ситуации. Они и предполагать не могли, что механизм заговора уже запущен. Отношения сыновей и отца не до-пускали в тот момент личных контактов и разъяснения ситуации. И на этом искусно сыграл злодей Пален. В результате, ему удалось уговорить великого князя Александра дать согласие на занятие престола в случае отстранения от императорской власти Павла для лечения от выдуманной болезни.
Между тем, до активной фазы заговора оставались только часы. Дальнейшие события не давали уже никаких шансов разрешить недоразумение. Последовавшие события: преодоление охраны, захват императора Павла в его покоях в Михайловском замке и само убийство императора, всем известны. Великие князья Александр и Константин оказались в этой ситуации статистами и даже в известной степени заложниками сфабрикованных преступниками обстоятельств.
В данных условиях, убедившись в гибели отца, определяющим было решение Александра не противодействовать событиям, на которые он уже не мог повлиять, и принять жестокую действительность и трагическую гибель отца как собственное обречение на императорскую власть, к которой он никогда не стремился. Последнее доказывается его поведением после смерти бабки Екатерины II, которая не хотела передавать престол сыну Павлу. Александр не стремился к власти и спокойно отправил в пламя камина Завещание императрицы. Последнее подтверждает в мемуарах граф Безбородко. Так же не стремился к власти и его брат Константин. Это легко обнаружить в дневниках и воспоминаниях современников и очевидцев. Не в последнюю очередь на его решение повлияла большая зримая опасность для всей императорской семьи, о которой сообщил ему граф Пален после убийства императора. Все 10, надо заметить, прекрасных детей императора Павла и их мать Мария Фёдоровна могли быть растерзаны заговорщиками в ту же ночь или уже утром следующего дня. Прямые предложения об этом звучали из уст отдельных заговорщиков накануне, боявшихся возмездия.
В последующем все годы правления Александра I последний вёл очень тон-кую и осторожную политику по отстранению участников заговора от активной политической деятельности, контролировал их духовное и нравственное состояние. Многих из них он не отпускал далеко от себя, полагая, очевидно, что на глазах, они более видны и более зависимы от него и его государственных решений. Он создавал много совещательных структур, органов, государственных советов, в которые включал бывших заговорщиков. Это любят подчёркивать современные историки-масоны. Однако, важно понимать, что при очевидной показной видимости в их значимости для императорской власти и утолении их честолюбия, Александр многое знал об их тайных мыслях и стремлениях, предугадывал их действия. Думать, что Александр I Павлович пустил ситуацию отношения самодержавной власти с придворными кругами и вельможами на самотёк, было бы крайне неправильным и не справедливым к самому императору, о талантах и заслугах которого враги предпочитают умалчивать. Безусловно, император был тонким психологом, тактиком и стратегом в придворной жизни, что позволяло ему лавировать в случающихся противостояниях и многие события и конфликты решать в свою пользу. Последнее весьма отличало его период 25-летнего успешного правления, преодолевшего наполеоновское нашествие и другие видимые и невидимые катаклизмы как внутри семьи, так и в стране в целом, и даже в Европе, от трагически закончившегося довольно краткого периода правления отца Павла I Петровича, который всегда был перед его глазами. Печальный конец отца был перед глазами брата Константина, который твёрдо заявил о своём отказе от верховной государственной власти, после ухода от власти старшего брата. Однако, это его решение не было своевременно обнародовано, что стало причиной отказа «переприсягать» Николаю I в декабре 1825 года.
Именно такой подход к судьбам российских монархов сегодня отвечает принципам исторической правды и востребован обществом.
Почему же радиоканал «Звезда» уходит от жизни и популяризирует давно созданные и изданные труды? Да потому, что влияние современных масонов на него и другие СМИ продолжается. И даже усиливается! Последнее время в обществе стали активно распространяться монархические идеи. И чтобы их погасить, необходимо вынуть из давно заплесневелых хранилищ труды политически ангажированных писателей и недобросовестных историков, отвергающих монархию, порочащих русских царей и императоров, обливающих грязью их нравственное чувство, каждый шаг и действие.
Мы не будем тут ссылаться на реальное воздействие на процессы историче-ского расследования вышеуказанного преступления потомков известных всем преступников, которое, безусловно, имеет место в действительности. А потом-ков графа Палена, братьев Зубовых, Бенегсена и других сейчас достаточно много, чтобы писать или инициировать написание многочисленных ущербных трудов, в которых продолжать фальсифицировать российскую историю, глумиться над памятью императоров, и, в конце концов, объединяться в новые масонские ложи с теми же целями личного материального благополучия и карьерного роста, забвения нравственности и разрушения семейно-родовой и национальной культуры.
Жаль, что потомки Романовых сегодня не объединены общей идеей восста-новления исторической правды и не находят в себе сил защищать память о своих предках-императорах, вышедших из славного венценосного семейства Павла I Петровича и его супруги Марии Фёдоровны. Собственно, таких сил не было уже более 200 лет!
А можно ли на этом бессилии строить сегодня новую монархию? Не стоит ли изобличить врагов России и навести подлинный порядок в императорском Доме Романовых, показав их подлинное величие и героизм в защите интересов России? В эпохальном труде «Подлинная история Дома Романовых» российский православный историк Николай Михайлович Коняев констатирует, что, начиная с императора Павла I, в характерах и деятельности русских самодержцев стало превалировать чувство долга, ответственности за судьбу Отечества. И это нужно уметь видеть, изучать и показывать.
Следует заметить, что есть в научной среде добросовестные историки – доктора наук (работающие, кстати, в РАН), раскрывающие историческую правду о жизни, деятельности и подвигах венценосных Романовых. К ним относится, например, Марина Михайловна Громыко, посвятившая более 50 лет изучению Сибири. Безусловно, фигура сибирского странника и преподобного старца Феодора Кузьмича Томского, которого народная молва идентифицировала с российским императором Александром I Благосло-венным, не могла не привлечь к себе её внимания. Долгие годы она готовила материалы, изучала архивы, и, наконец, написала и издала уникальный труд «Святой праведный Феодор Кузьмич - Александр I Благословенный. Исследование и материалы к житию», (2-е изд. М.: Паломник, 2010). Первое издание вышло ещё в 2007 году по благословению Владивостокского и Приморского архиепископа (ныне митрополита) Вениамина. В своём труде она полностью доказывает идентичность этих личностей. Почти 10 лет прошло! Не пора ли эти труды увидеть и представить обществу? Именно в этом, на наш взгляд, долг честных, неподкупных СМИ, желающих возрождения России не на словах, а на деле.
Примечательно, что в отдельных СМИ и интернете стали появляться позитивные материалы о соратниках и доверенных лицах императоров Павла I и Александра I: А.С.Шишкове, И.И.Бахтине, А.А.Аракчееве и других. Речь в частности, может идти о крайне оболганной личности, Алексее Андреевиче Аракчееве (1769 – 1834). Реформатор русской армии, создатель эффективной артиллерии накануне 1812 года, генерал от артиллерии (1807), военный министр (1808) и т.д. - он был личным другом императора Александра I и понимал мотивацию тех или иных его действий. В еженедельнике «Российская Газета» от 4 августа 2016 года (с. 30) автором Евгением Гусляровым в статье «Когда я умру … Завещания, в которых авторы пытались оставить часть своей души» опубликованы среди других документов – завещаний выдающихся деятелей России фрагменты его личного Завещания (1833). В нём Аракчеев указывает, что кладёт на депозит в Государственном банке 50 тыс. руб.. на 93 года с целью пожаловать эту сумму с накопившимися процентами в 1925 году «русскому писателю… , который …. напишет на русском языке лучшую историю царствования императора всея Руси Александра - полнейшую, правдивейшую и изящнейшую по стилю …». Подобная благородная цель и направленность завещания говорит о том, что мы об авторе завещания ничего не знаем, и около 100 лет верим тем политическим домыслам и оговорам, которые плодили псевдоисторики после 1917 года. Очевидно, что новым поколениям, чтобы познать действительную историю, нужно обратиться к сохранившимся архивам. Что касается русского писателя, планировавшегося к награждению завещателем, то имя последнего нам неизвестно. Очевидно, что в молохе революции и гражданской войны, со-ветского строительства воля завещателя исполнена не была, а средства были растрачены.
Не стоит ли в наши времена вернуться к этому вопросу? Не стоит ли восстановить вклад Алексея Андреевича Аракчеева в Сбербанке России (с набежавшими за, без малого, 200 лет процентами) и продлить срок действия его завещания на следующие 100 лет?
На наш взгляд, подвести итоги за лучшую книгу по истории царствования императора Александра I («… полнейшую, правдивейшую и изящнейшую по стилю …», как того хотел Аракчеев!) можно было бы в 2025 году. Тогда воля завещателя была бы исполнена. И в этом наш долг!

Масонство в России никогда не было самостоятельным. Оно было производным от масонства западного

В начале февраля 2018 года издание "Афиша Daily" обратило внимание, что масонская Великая ложа России представлена в Instagram. Ведет аккаунт "великий магистр" Андрей Богданов, кандидат в президенты на выборах 2008 года. Он пытается представить масонство невинным филантропическим клубом. Но так ли это? Что такое масонство и опасно ли оно для России, размышляет в своем историческом экскурсе кандидат исторических наук Петр Мультатули.

Понятие "масонства" или "франк-масонства" является обобщённым. Сами масоны давали своим структурам разные определения, но при этом всегда лживые. Так, масонские статуты 1747 г. гласили:

"Масонство есть общество людей, чтущих Бога, Великого Строителя вселенной, и верных своему монарху. Масонам запрещается заниматься политикой. Они обязаны уважать всякую веру". В наши дни глава Великой Ложи России А. Богданов пишет: "Сложно дать масонству краткое определение. В русском языке даже нет подходящего словарного запаса. Это объединение международного характера, состоит более, чем из двух сотен международных структур - так называемых Великих Лож".

Эти определения не имеют ничего общего с истинной сущностью масонства.

Сегодня существует крайне упрощённое представление о масонах, как о некой единой организации, члены которой носят фартуки, украшенные молотками и пятиконечными звёздами, верят в Великого Архитектора Вселенной и носят экзотические прозвища. У многих людей эти люди вызывают скорее улыбку, чем страх. Однако немалая часть людей обвиняет масонов во всемирном заговоре, называя их иудеомасонами. С последним согласиться полностью нельзя, так как существовали не только юдофильские, но и юдофобские ложи, например, в Германии.

Не все масонские ложи носили откровенно антимонархический характер. В XIX и ХХ вв. масоны активно поддерживали германскую монархию Гогенцоллернов, а английский король (королева) вот уже более двух веков является главой шотландского масонства.

Тем не менее, несомненно, что в XVIII, XIX и ХХ вв. масоны сыграли важную роль в свержении монархий: в Англии, Франции, России, Германии, Австро-Венгрии и Османской империи. Масоны и революция — постоянные и неразлучные спутники. Не вызывает сомнений, что масонство при помощи таинственных церемоний и обрядов являлось ширмой для гораздо более могущественных и серьёзных сил, чем оно само. Как хорошо сказал один видный масон:

"Масонство — это вход в плохо освещенную переднюю ".

Масонские ложи могли кардинально отличаться друг от друга, могли быть монархическими, республиканскими, христианскими, мусульманскими, оккультными, атеистическими. В одни женщины не допускались, в других играли активную роль, одни ложи строились на основе иудаизма и каббалы, другие — на основе оголтелого антисемитизма. Масонство позволяло объединить в едином организме представителей царствующих домов, высшей аристократии, гвардейских офицеров, либералов, революционеров, крупных промышленников. Подлинным организаторам масонских лож было совершенно безразлично, верит ли тот или иной "брат" в Бога, или не верит, считает ли он лучшей формой правления монархию или республику, является ли он христианином, мусульманином, или иудеем — главное, чтобы он ставил всегда масонскую клятву выше клятвы, данной государству и обществу. Крупнейший масон князь Д.И. Бебутов писал:

"Сила масонства в том, что в него входят люди различных слоев, различных положений и таким образом масонство в целом имеет возможность действовать на все отрасли государственной жизни ".

Членство большинства "братьев" нижних степеней посвящения ограничивалось взносами да участием в совместных братских ужинах (так называемых "агапах"). Другие искренне верили, что состоят в филантропическом христианском обществе. Третьи, посвященные в высокие градусы, полагали, что участвуют в грандиозном переделе мира, обладают исключительной тайной властью над людьми. Расставание с масонскими иллюзиями происходило почти у каждого "брата", который не смог принять отрицание Христа и Его Церкви.

Наиболее верным представляется нам определение Российского гуманитарного словаря, которое с некоторым нашим дополнением будет выглядеть следующим образом: масонство есть всемирный тайный союз филосовско-мистических сообществ (лож) , крайне враждебный христианской церкви и христианской государственности, стремящейся к их полному уничтожению и к мировому господству своей идеологии.

Таким образом, понятие масонства является прикрытием всемирной тайной антихристианской организации, в которой масонство само по себе является лишь частью.

Мысль об участии тайных организаций в истории ХХ века уже не вызывает отторжения. Многочисленные "бархатные", "оранжевые" и "цветочные" революции, которые сотрясают по возрастающей современный мир, свержение правительств и, наоборот, приведение к власти угодных режимов, невиданные террористические акты, после которых начинается слом всей системы существующего миропорядка, тяжелейшие финансовые и экономические кризисы, возникающие в определенное время и в определенных странах — все это наводит на мысль о том, что эти события имеют единых авторов и единых режиссеров. Вдумчивый анализ исторических событий прошлого только укрепляет нас в этой мысли. За революциями, мятежами и войнами часто можно наблюдать действие какой-то невидимой силы. Причем речь идет не о легендах и мифах, а конкретных исторических фактах. Конечно, вокруг тайных организаций было много и небылиц, но эти небылицы вовсе не опровергают факта самого их существования.

История знает о существовании ордена тамплиеров, ордена баварских иллюминатов, якобинских клубов, масонских лож, всевозможных эзотерических и оккультных организаций. Они стояли за Английской и Французской революциями, созданием США, восстанием декабристов, революциями в России. Несмотря на то, что эти тайные организации могли сильно отличаться друг от друга в философском, национальном, политическом, мировоззренческом или ином плане, все они при этом были объединены одной идеей и одной целью. Любое тайное общество ставило перед собой задачу насильственно разрушить существующий миропорядок и коренным образом изменить человеческое общество, будь то в отдельно взятой стране, или во всем мире. К началу ХХ в. главным центром оккультного и сектантского мира становятся США, которые возникли как государство сект и тайных организаций, главным из которых был орден Иллюминатов.

Название "иллюминаты" идет от тайного антихристианского ордена "баварских иллюминатов", возникшего 1 мая 1776 г. в г. Ингольштадте (Бавария). Однако идеология, символика и структура баварских иллюминатов восходят к магическим сообществам Древнего Египта. В 1787 г. орден баварских иллюминатов, ставший меньше чем за 10 лет могущественной организацией, в которую вошли представители знати и интеллектуальной элиты, был запрещен властями Баварии. Но к этому моменту орден успел распространиться по разным государствам Германии, и даже Европы.

Иллюминаты сыграли ведущую роль во Французской революции 1789 г. и якобинском терроре. Множество германских иллюминатов перебралось в английские колонии в Америке. Немецкие иллюминаты изначально играли в американском государстве ведущую роль. Современная государственная символика Соединенных Штатов включает в себя иллюминатскую атрибутику. Достаточно сказать, что на государственной печати США изображена усеченная пирамида со всевидящим оком (символом иллюминатов). На основании пирамиды римскими цифрами начертана дата основания ордена баварских иллюминатов: 1 мая 1776 г. (Думается, отсюда же и происходит праздник Первомая).

Кроме того, государственный герб и печать включают в себя число 13, тоже одно из главных чисел символики иллюминатов (тринадцать листьев на ветке в правой лапе орла и тринадцать стрел — в левой, тринадцать букв на ленте в клюве орла, тринадцать ступенек пирамиды и так далее). Над пирамидой начертан лозунг с главной целью иллюминатов: "Новый мировой порядок".

Иллюминаты называли себя "Новым Израилем", так же они называли и само государство Соединенные Штаты Америки. Поэтому иллюминаты с большой симпатией относились к иудаизму (к "старому Израилю"). В свою очередь многие иудейские авторитеты Европы и Америки также благосклонно относились к иллюминатам. К концу XIX столетия среди американского еврейства появляются силы, которые согласны с иллюминатской идеей Нового мирового порядка. Однако иллюминаты относились с враждебностью к любой нации и любой традиционной религии, в том числе и к ортодоксальному иудаизму.

К началу ХХ в. центр американского иллюминатства (масонства) находился в масонской столице Чарльстоне. Именно там находилась резиденция масонского "патриарха", "верховной догматической директории всемирного масонства" и "святого всемирного совета", состоявшего из 10 высокопосвящённых масонов. "Патриарху" подчинялись так называемые "треугольники" (управление масонскими сообществами в разных странах). "Треугольники" руководили "провинциями".

В середине XIX в. масонским "патриархом" был избран выходец из масонства Шотландского ритуала Альберт Пайк. Его убеждения не имели ничего общего с провозглашаемыми масонскими идеалами: "свобода, равенство и братство". Именно Пайк стал инициатором создания расистской организации "Ку-клукс-клан".

В 1892 г. в Брюсселе состоялся масонский съезд, который провозгласил главную цель масонства: создание "Всемирной Республики". В 1910 г. эта цель была развита и уточнена на очередном масонском съезде в том же Брюсселе. Там было признано, что "человечество идёт к вселенской международной организации. Из этой организации впоследствии будут созданы международные правительственные организации. В недалёком будущем человечество придёт к идее создать органы международного законодательства и международный парламентский союз ". Таким образом, была чётко заявлена идея единого международного правительства.

Иллюминатско-масонская идея мирового правительства лежит в плоскости в первую очередь духовной и является необходимым условием для подчинения мира единому владыке, которого иллюминаты считают мессией, а христиане — Антихристом. Один из членов иллюминатского сообщества Джеймс Варбург открыто заявил об этой цели:

"Нравится вам это или нет, но мы создадим мировое правительство. Не кнутом, так пряником ".

Мировое правительство было целью всех тайных масонских организаций. Так, в 1905 г. в сообщениях заграничного бюро Охранного отделения сообщалось, что влиятельная масонская организация

"Великий Восток Франции преследует одну главную цель — установление Всемирной Республики. Во исполнение этого, Великий Восток Франции деятельно ведёт пропаганду своих разрушительных идей во всех государствах ".

Таким образом, к началу ХХ века складывается мощная сила, представляющая собой соединение иллюминатской философии, иудейского мессианства, американского протестантизма. Эта организация имела огромные финансовые и политические возможности, так как среди ее сторонников были ведущие финансисты мира, ведущие политики и высокопоставленные сотрудники спецслужб. Целью масонства было создание нового мирового порядка и единого мирового правительства. Но новый мировой порядок не может быть единственной целью. Это скорее, не цель, а средство.

Главная цель этой силы, безусловно, духовная. В основе идеологии этой группы лежит манихейское воззрение на мир: США - это "добро", "свет", они имеют моральное право использовать силу в борьбе против "зла", или "тьмы".

Масонская идеология крайне антихристианская. Как пишет бывший сотрудник американских спецслужб доктор Дж. Колеман:

"Открытый заговор против Бога и человека, который включает в себя порабощение большинства людей, оставшихся на этой земле после войн, бедствий и массовых убийств, действует, особо не скрываясь" .

Царская Россия в начале ХХ в. являлась главным препятствием в планах иллюминатов. Именно поэтому она вызывала у них особенную ненависть.

"Отличительная черта всех этих великих востоков , — сообщал начальник особого отдела департамента полиции Л. А. Ратаев, — это полная ненависть к России, которая остаётся у них оплотом всех реакционных сил всей Европы ".

Активная противоправительственная деятельность масонов началась в эпоху Александра I. Масоны являлись главными союзниками Наполеона и составляли его "пятую колонну", в том числе им в России. Внедрение масонов произошло после Заграничного похода русской армии. В 1814 г. последовал прилив в Россию иллюминатов из Парижа. Причём они стали внушительной и влиятельной силой. Иллюминаты проникли в Синод, Сенат и профессорские кафедры большинства университетов. Так, профессор Грезар, голосовавший за казнь короля, был принят в почётные члены Казанского Университета.

После запрещения масонства в России Александром I в 1822 г., новый всплеск активной деятельности "вольных каменщиков" приходится именно на конец XIX и особенно на начало ХХ века, то есть в преддверии революции.

Масонство, чья первая попытка прийти к власти в России в декабре 1825 г. во время восстания декабристов, которые все были членами масонских лож, была пресечена железной рукой Императора Николая Павловича, в начале ХХ века вновь набирало силу.

К началу Первой мировой войны масонские агенты влияния проникли практически во все институты государственной власти, общественные организации и политические партии. Членами различных лож числились многие генералы, губернаторы, руководители дворянства и даже великие князья.

Русские охранительные структуры сразу увидели в масонстве явление крайне опасное для государства. В докладной записке Департамента полиции в 1895 г. говорилось:

"Ныне боевой аппарат масонства усовершенствован и формы грядущего натиска откристаллизовались. Испытанным боевым оружием масонства уже послужил экономический фактор — капитализм. Разжигание бессознательной ненависти в народной толще против всех и вся — таков второй и главный наступательный ход, выдвинутый ныне масонством в России. Этой мутной волной намечено потопить Царя не только как Самодержца, но и как Помазанника Божия, а тем самым забрызгать и последний нравственный устой народной души — Православного Бога. Пройдет всего каких-нибудь десять—двадцать лет, спохватятся, да будет поздно: революционный тлен уже всего коснется. Самые корни векового государственного уклада будут подорваны ".

С 1898 г. масонские ложи начинают быстро распространяться по России на полулегальном положении. В Петербурге появились ложи "Пирамида" и "Карма", в Саратове, Казани, Нижнем Новгороде — ложа розенкрейцеров, в Полтаве — ложа "Кирилл и Мефодий", в Киеве и Феодосии — ложа "святого Иордана".

К 1900-м годам во французских ложах насчитывалось уже полтора десятка русских либералов.

В 1900 г. в Малороссии появляется Великая Ложа Украины, центр которой находился в Женеве. В том же году в России появляется масонское общество "Маяк", целью которого было "содействие нравственному, умственному и физическому развитию молодежи". Почетным попечителем общества был принц А.П. Ольденбургский.

Активному распространению масонства в России способствовал профессор М.М. Ковалевский. Именно благодаря его стараниям, 14 ноября 1901 г. в Париже открылась Русская высшая школа общественных наук, которая находилась под контролем масонской ложи "Космос". Цель школы, помимо просветительской, состояла еще и в том, чтобы подготовить, в чисто масонском духе, будущих участников борьбы за "освобождение России".

В 1903 г. число слушателей школы достигло 300 человек, среди них А.В. Луначарский, будущий большевистский нарком просвещения, который был посвящен в одну из масонских лож Великого Востока Франции. Среди преподавателей школы были такие известные французы, как Эмиль Золя, Леон Буржуа, профессор Тард, и, не менее известные русские, И.И. Мечников, М.М. Ковалевский, Е.В. Аничков. Несколько раз выступал в этой Школе с лекциями В.И. Ульянов (Ленин). Школа издавала свой журнал, одним из редакторов которого был поэт М.А. Волошин, вступивший в 1905 году в масонскую ложу.

В самой России вокруг подмасонских структур начинают быстро формироваться земские либеральные кружки, такие как кружок "Беседа", объединивший сторонников конституционной монархии, таких как князь Д.И. Шаховской, Г.Е. Львов, В.А. Маклаков и других. Созданный в 1903 году оппозиционный "Союз Освобождения" возглавлялся все теми же масонами, которых мы видели и в Школе (Ковалевский, Прокопович, Баженов, Роберти). Масоном были председатель "Союза" П.Б. Струве.

В 1905 году во французскую масонскую ложу "Масонский авангард" вступил лидер кадетов П.Н. Милюков. Кроме него в масонские ложи были приняты много русских либералов, почти все из которых попали в Государственную Думу 1-го созыва. Членом масонской ложи был и председатель 1-й Государственной Думы профессор С.А. Муромцев.

При этом русское масонство никогда не было самостоятельным явлением. Оно было производным от масонства западного. Ничего своего нового русские масоны не изобрели, а лишь слепо копировали уставы и обряды многочисленных лож Западной Европы, добавляя к ним свойственные русской интеллигенции несобранность и болтливость. Для западного масонства русские "братья" были нужны только в качестве "пятой колонны", той силы, которая должна была расшатать русский императорский строй и сделать возможным масонскую революцию.

Русское масонство выполнило поставленную старшими иностранными ложами, возложенную на него задачу, сыграв огромную роль в свержении Императора Николая II и уничтожении монархии в России.

Продолжение следует.

(В статье использованы материалы: Мультатули П.В. Император Николай II. Путь на голгофу. - М.: АСТ, 2010; Мультатули П.В. Эпоха Императора Николая II. - М.: Фонд Свт. Василия Великого, 2018. Т. 2.).

С XVIII века идеи масонства проникли в Россию и охватили величайшие умы Отечества. Среди членов лож были замечены известные политики, литераторы и художники. Например, Пушкин и вовсе был потомственным масоном: в ложе состоял не только он сам, но также его отец и дядя.

Источник: Цикл передач «Братья» радиостанции «Эхо Москвы»

Изображение анонса: wikimedia.org
Изображение лида: regnum.ru
Остальные иллюстрации: wikipedia.org

Были масоны и среди православного духовенства. Один из наиболее ярких примеров – митрополит Филарет Дроздов. Как и Чаадаев, Дроздов был членом сразу трех лож: «Соединенных друзей», «Умирающего сфинкса» и «Полярной звезды». Более того, Филарет был не просто масоном из духовенства, он стал одним из немногих канонизированных масонов.

Филарет Дроздов был масоном из православного духовенства

Масонство в XIX веке было невероятно популярно, доходило до того, что среди образованной элиты считалось просто неприличным не состоять хотя бы в одной ложе. Вот и Филарет (в миру Василий), будучи видным интеллектуалом, мимо не прошел. В архивах лож есть документы, подтверждающие, что Филарет действительно в них состоял.

Тот факт, что Пушкин вступил в масонскую ложу, был вполне закономерен: масонами были его отец Сергей Львович и дядя Василий Львович, известный поэт своего времени. Правда, в ложу Пушкина-младшего приняли не с первого раза. Сначала он подал заявку в возрасте девятнадцати лет в петербургскую ложу «Трех добродетелей», однако недавнему выпускнику Царскосельского лицея отказали. Вторую попытку он предпринял в 1821 году – на сей раз в Кишиневе.

Пушкина приняли в масонскую ложу не сразу

Эта попытка увенчалась успехом: молодой поэт стал членом ложи «Овидий». В 1922 году император Александр I официально запретил тайные общества и масонские ложи; неизвестно, чтобы после этого Пушкин принимал в их деятельности активное участие, однако в его произведениях масонские идеи и символика присутствуют повсеместно. Также известно, что на похоронах Пушкина его близкий друг князь Петр Вяземский положил в гроб поэта белую перчатку – так масоны традиционно прощались со своими братьями.

Философ Петр Чаадаев, прототип Чадского из комедии Грибоедова «Горе от ума», был членом петербургской масонской ложи «Соединенных друзей». Впрочем, ходили слухи, что вступил в ложу он отнюдь не в Петербурге, а в Кракове, однако сам Чаадаев это отрицал. Второй ложей философа стала «Астрея» – в ней он достиг восьмой, одной из наиболее высоких степеней посвящения.

Чаадаев порвал с масонством в 1828 году

Была и третья ложа – «Северных друзей». Однако в 1828 году Чаадаев, к тому времени еще не объявленный сумасшедшим из-за публикации первого «Философического письма», принял решение разорвать связи с масонами и покинуть братство.

Сейчас о Михаиле Осоргине знают немногие, однако он был одним из наиболее известных масонов Серебряного века. Занимался Осоргин преимущественно журналистикой и литературой, масонам же он посвятил целый роман – назывался он «Вольный каменщик» (именно так переводится слово «масон» с французского языка).

Осоргин написал роман о масонах

В 1922 году Михаил Осоргин был выслан из страны на «Философском пароходе». В эмиграции – Осоргин обосновался во Франции – он стал руководителем сразу нескольких масонских лож.

Публикации по теме